"Предельные и непредельные углеводороды». Почему нельзя записать формулу нефти


Интеллектуальная игра по органической химии «Загадки химии углерода»

2. Кроссворд

Всем участникам одновременно предлагается разгадать кроссворд. Для определения победителя и дополнительной мотивации обучающимся сообщается: команда, которая сдает кроссворд на проверку первой получает дополнительно 3 балла, вторая команда – плюс 2 балла и третья команда – плюс 1 балл.

  • Фамилия ученого, сформулировавшего основные положения теории строения органических соединений.

  • Вещества, имеющие одинаковый химический состав, но различное строение и свойства

  • Реакция присоединения молекул воды. Может осуществляться без разрушения или с разрушением молекул воды.

  • Органическое вещество, в котором ОН-ион непосредственно соединен с бензольным кольцом.

  • Углеводороды, в которых содержатся две двойные связи.

  • Валентность углерода в ацетитлене.

  • Реакция присоединения галогенов

  • Вещество, состоящее из 3-х атомов углерода, имеющее в своем составе одну тройную связь.

  • Алкины содержат в своем составе одну кратную связь, как она называется.

  • Число атомов углерода в молекуле пентана.

  • 3. Назови вещества

    Также как и в задании «Кроссворд» обучающимся одновременно выдаются карточки со структурными формулами органических соединений, в зависимости от правильности и скорости выполнения задания, команды получают дополнительные баллы.

    А) 2-метилбутан

    Б) 2-метилпропен-1

    В) пропанол

    Г) 2-метилбутен-2

    4. Изобрази вещества

    Командам выдаются карточки, на которых отдельно написаны атомы углерода и водорода, индексы и связи. Задание – как можно быстрее и правильнее собрать структурную формулу вещества, а также найти возможные ошибки.

    1-метилциклобутан

    Циклопентан

    Бензол

    5. Угадай, о чем идет речь?

    Обучающимся необходимо по описанию угадать, о каком веществе идет речь. Также как и в предыдущих конкурсах за скорость команды получают дополнительные баллы.

    1 группа - Органическое химическое соединение, бесцветная жидкость со специфическим сладковатым запахом. Происхождение названия группы соединений, к которой относится данное вещество, объясняется тем, что среди его производных много приятно пахнущих веществ. Простейший представитель данной группы соединений. Является исходным сырьём для производства лекарств, различных пластмасс, синтетической резины, красителей. О каком веществе идет речь? (Бензол)

    2 группа - Представляет собой бесцветную жидкость с характерным резким запахом и кислым вкусом. Водные растворы широко используются в пищевой промышленности (пищевая добавка E260) и бытовой кулинарии, а также в консервировании. Что это за вещество? (Уксусная кислота)

    3 группа - Представители этой группы веществ могут существовать в газообразном, жидком и твердом состоянии. Жидкости имеют характерный запах бензина. Характерным свойством для них является горючесть. Они практически не растворимы воде, но хорошо растворяются в органических растворителях. В их структуре все связи атома углерода задействованы на присоединение атомов водорода. О какой группе веществ идет речь? (Алканы)

    5. Крестики-нолики

    Заключительный этап интеллектуальной игры.

    В конце жюри подводит общий итог интеллектуальной игры, участники награждаются грамотами, выставляются оценки за урок.

    infourok.ru

    "Предельные и непредельные углеводороды» - химия, презентации

    Повторение и систематизация знаний по теме: «Предельные и непредельные углеводороды»

    Козлова Галина Борисовна

    Учитель химии МБОУ СОШ№132 г. Казань

    Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик, войдя в кладовую волен сам набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности в карманы и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько он может их унести и сам оценивает сколько богатства он приобрел.

    «Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать»

    И.В.Гете

    Цели:

    • Повторить основные вопросы курса органической химии по темам «Алканы. Алкены. Алкины». Подготовка к ЕГЭ
    • Обучающая. Расширить представления о сфере применения знаний органической химии.
    • Научить применять знания органической химии для решения проблемных задач.
    • Развить навыки работы в команде и с различными источниками информации.
    • Воспитание у школьников познавательного интереса к науке химия.

    Ход урока:

    Добро пожаловать в Химград

    Район:

    Предельные и непредельные

    углеводороды

    Тимбилдинг

    Пока звучит музыка вам предстоит сплотить команды, состоящие из 4 человек.

    У вас есть 3 минуты

    Заполните таблицу необходимыми знаками «+» или «-»

    1

    1

    Вопрос

    Вопрос

    2

    В-1

    Атомы углерода находятся в первом валентном состоянии

    2

    В-1

    Атомы углерода находятся в первом валентном состоянии

      +

    3

    В-2

    (этан)

    Для данного класса характерна пространственная изомерия

    В-2

    Для данного класса характерна пространственная изомерия

    3

    (этан)

    4

    4

      -

    (этен)

      -

    В-3

    В-3

    (этен)

    Невозможно свободное вращение атомов углерода относительно углеродной связи

    Невозможно свободное вращение атомов углерода относительно углеродной связи

    Можно получить реакцию Вюрца

      -

    (этин)

    (этин)

    Можно получить реакцию Вюрца

      -

      +

    5

    5

      +

      +

      -

    6

    Можно получить из дигалогеналкана

    6

    Можно получить из дигалогеналкана

      -

      +

    7

    Обесцвечивает бромную воду

      -

    7

    Обесцвечивает бромную воду

      -

    8

      -

    Характерна реакция свободнорадикального замещения

    8

      +

    Характерна реакция свободнорадикального замещения

    Полимеризуется

      +

    9

      +

      +

    9

    Полимеризуется

    Используется в быту как топливо

    10

    Используется в быту как топливо

      -

      -

    10

      +

    При н.у. является газом

      +

    При н.у. является газом

      +

      -

      +

      -

      +

      -

      +

      +

    Сравните особенности строения классов углеводородов

    Признаки сравнения

    Алканы

    Тип гибритизации

    Вид связи

    Алкены

     

    Алкины

     

     

    Валентный угол

     

     

     

    Форма молекулы

    Арены

     

     

     

     

    Длина связи

     

     

    Виды изомерии

     

     

     

     

    Простейший представитель

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Соотнесите:

    Проверяем?

    КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД Встаньте, поднимите руку и найдите пару. Не забудьте поблагодарить друг друга за ответ

    • На примере пятого члена гомологического ряда алкенов составьте структурные формулы: двух изомеров положения двойной связи, углеродной цепи, геометрических изомеров, межклассовых изомеров. Назовите их.
    • Почему М.И. Коновалов назвал алканы «химическими мертвецами»?
    • Качественные реакции на разные классы углеводородов.
    • Смесь тщательно очищенного этилена и ацетилена под названием нарцилен в некоторых случаях применяют для наркоза при операциях. Как можно разделить смесь этих газов?
    • Именные реакции в теме «Углеводороды».
    • Какие углеводороды и при каких условиях взаимодействуют: с хлором, бромной водой, раствором перманганатом калия.
    • Каким путем из различных галогенпроизводных алканов можно получить разные классы углеводородов?

    КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД

    • В одном из пособий по химии предложена цепь, состоящая из следующих звеньев: парафин - растворимость в воде – электрическая проводимость – упаковочный материал. Какая логическая цепь существует между звеньями этой цепи?
    • Какая связь между парафином и спичками?
    • Картофель, собранный хозяйкой на дачном участке, был помещен в подвал на зимнее хранение. Чтобы клубни картофеля лучше хранились, она положила в закром несколько зрелых яблок. Какова роль яблок в сохранности клубней картофеля?
    • Почему не гаснет пламя, когда водолаз опускается под воду с горящей ацетиленокислородной горелкой?
    • Почему нельзя записать химическую формулу нефти?
    • Почему нефть сгорает полнее, если в нее добавить небольшое количество воды?

    Делимся условно на команды ПО 4 ЧЕЛОВЕКА - ТИМБИЛДИНГ . Викторина :

    3)К циклоалканам относятся углеводороды с общей формулой:  1)C n H 2n ; 2)C n H 2n+2 ; 3)C n H 2n-6  ; 4) C n H 2n-2  .

    2)Общая формула алканов:  1)C n H 2n ; 2)C n H 2n+2 ; 3)C n H 2n-6  ; 4) C n H 2n-2  .

    1) Сколько изомеров имеет бутан:  1)2;  2)3;  3)4; 4)5.

    5)Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение: 1)полимеры; 2)изомеры; 3)катализаторы; 4)алканы.

    4)Какое из веществ не является алканом  : 1)пропан ; 2)этан ; 3)этин ; 4)гексан .

    6)В молекуле этана атомы углерода находятся в состоянии:  1)sp-гибридизации; 2)sp 2 -гибридизации; 3)sp 3 -гибридизации; 4)не гибридизирован.

    7)Какие реакции характерны для предельных углеводородов:  1)обмена; 2)присоединения; 3)замещения; 4)полимеризации.

    Выберите правильный ответ

    8)Неверно  одно из следующих утверждений: "Получение этилена из этана является реакцией:  1)дегидрирования; 2)каталитической; 3)обратимой; 4)экзотермической.

    10)И бутан, и бутилен реагируют с:  1)бромной водой; 2)раствором KMnO 4 ; 3)водородом; 4)хлором.

    9)Число π-связей в молекуле пропина : 1)1; 2)2; 3)3; 4)4.

    11)Продуктом реакции бутена-1 с хлором является: 1)2-хлорбутен-1 ; 2)1,2-дихлорбутан; 3)1.2-дихлорбутен-1; 4)1,1-дихлорбутан.

    13)С каким из перечисленных веществ  не взаимодействует  этилен:  1)H 2 O ; 2)H 2  ; 3)Cl 2 ; 4)CH 4 .

    12)Представителем гомологического ряда бензола является:  1)толуол; 2)фенол; 3)стирол; 4)метанол .

    14)Мономером для получения искусственного каучука по способу Лебедева служит:  1)бутен-2; 2)этан; 3)этилен; 4)бутадиен-1,3.

    15)Этанол можно получить из этилена в результате реакции :  1)гидратации ; 2)гидрирования; 3)галогенирования; 4)гидрогалогенирования

    Обсудите выбранные варианты ответов со всеми членами команды пока идет время

    ТАЙМД РАУНД РОБИН

    Подведем итоги викторины!

    Ответы:

    В названии какого кисломолочного продукта нужно убрать крайние буквы, чтобы получить название предельного углеводорода с массовой долей углерода 75%.  

    Ответ: Сметана – метан

    В ребусах зашифрованы названия алканов. Найдите их

    бутан

    Танк - этан

    Октава - октан

    Продолжаем работу в командах

    • Выведите молекулярную формулу органического соединения, содержащего 80% углерода и 20% водорода, если плотность его паров по водороду равна 15.
    • Алкен имеет плотность паров по воздуху 1,45. Определите формулу алкена.
    • При пиролизе метана получен ацетилен количество вещества 15 моль. Вычислите объем выделившегося при этом водорода (н.у)

    За каждую задачу: 1 балл

    Задания повышенной сложности :

    • Карбид кальция массой 200г, содержащий 20% примесей, обработали водой. Образовавшийся ацетилен подвергли гидратации (реакция Кучерова). Рассчитайте, какая масса ацетальдегида образовалась, если массовая доля выхода ацетилена составила 75% от теоретически возможного.
    • К 110мл смеси метана, водорода и азота добавили 180мл кислорода. После окончания реакции и охлаждения объем стал равным 104мл. Пропускание полученной смеси через раствор избытка едкого натра снизило объем до 32мл. Рассчитайте объем каждого компонента исходной смеси. Объемы газов измерены при одинаковых условиях.
    • Для нейтрализации хлороводорода, образовавшегося при радикальном хлорировании 112мл (н.у) газообразного предельного углеводорода, потребовалось 7,26мл 10%-ного раствора гидроксида натрия (плотность 1,1 г/мл). Определите, сколько атомов водорода заместилось хлором.

    Оцениваются в 3 балла

    Отличного вам дня!

    kopilkaurokov.ru

    Ответы@Mail.Ru: Формула нефти

    Общие сведения

    НефтьНефть образуется вместе с газообразными углеводородами обычно на глубине более 1,2—2 км; залегает на глубинах от десятков метров до 5—6 км. Однако на глубинах св. 4,5—5 км преобладают газовые и газоконденсатные залежи с незначительным количеством лёгких фракций. Максимальное число залежей нефти располагается на глубине 1—3 км. Вблизи земной поверхности нефть преобразуется в густую мальту, полутвёрдый асфальт и др. — например, битуминозные пески и битумы.

    По химической природе и происхождению нефть близка к естественным горючим газам, озокериту, а также асфальту. Иногда все эти горючие ископаемые объединяют под общим названием петролитов и относят к ещё более обширной группе так называемых каустобиолитов — горючих минералов биогенного происхождения, которые включают также ископаемые твёрдые топлива — торф, бурые и каменные угли, антрацит, сланцы. По способности растворяться в органических жидкостях (сероуглероде, хлороформе, спиртобензольной смеси) нефть, как и другие петролиты, а также вещества, извлекаемые этими растворителями из торфа, ископаемых углей или продуктов их переработки, принято относить к группе битумов.

    [править] Физические свойства нефти Нефть — жидкость от светло-коричневого (почти бесцветная) до тёмно-бурого (почти черного) цвета (хотя бывают экземпляры даже изумрудно-зелёной нефти) . Средняя молекулярная масса 220—300 г/моль (редко 450—470). Плотность 0,65—1,05 (обычно 0,82—0,95) г/см³; нефть, плотность которой ниже 0,83, называется лёгкой, 0,831—0,860 — средней, выше 0,860 — тяжёлой. Она содержит большое число разных органических веществ и поэтому характеризуется не температурой кипения, а температурой начала кипения жидких углеводородов (обычно >28 °C, реже ≥100 °C в случае тяжелых не́фтей) и фракционным составом — выходом отдельных фракций, перегоняющихся сначала при атмосферном давлении, а затем под вакуумом в определённых температурных пределах, как правило до 450—500 °С (выкипает ~ 80 % объема пробы) , реже 560—580 °С (90—95 %). Температура застывания от −60 до + 30 °C; зависит преимущественно от содержания в нефти парафина (чем его больше, тем температура застывания выше) и лёгких фракций (чем их больше, тем эта температура ниже) . Вязкость изменяется в широких пределах (от 1,98 до 265,90 мм²/с для различных не́фтей, добываемых в России) , определяется фракционным составом нефти и ее температурой (чем она выше и больше количество лёгких фракций, тем ниже вязкость) , а также содержанием смолисто-асфальтеновых веществ (чем их больше, тем вязкость выше) . Удельная теплоёмкость 1,7—2,1 кДж/(кг∙К) ; удельная теплота сгорания (низшая) 43,7—46,2 МДж/кг; диэлектрическая проницаемость 2,0—2,5; электрическая проводимость от 2∙10-10 до 0,3∙10−18 Ом−1∙см−1.

    Нефть — легко воспламеняющаяся жидкость; температура вспышки от −35 до +121 °C (зависит от фракционного состава и содержания в ней растворённых газов) . Нефть растворима в органических растворителях, в обычных условиях не растворима в воде, но может образовывать с ней стойкие эмульсии. В технологии для отделения от нефти воды и растворённой в ней соли проводят обезвоживание и обессоливание. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нефть http://www.ngfr.ru/ngd.html?neft3 [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]... http://tonoil.narod.ru/oil.html

    otvet.mail.ru

    Районная олимпиада по химии - Документ

    Районная олимпиада по химии

    9 класс

    Открытый блок

    1. Сделайте расчет для приготовления раствора гидроксида натрия массой 600 г и плотностью 1,219 г/см3 путем смешения раствора плотностью 1,380 г/см3 с раствором плотностью 1,153 г/см3.

    2. Определите массу оксида фосфора, и воды для получения 400 г раствора фосфорной кислоты с массовой долей 2%.

    3. В аккумуляторах электролитом служит серная кислота плотностью 1,186 г/мл. В каких массовых и объемных отношениях следует смешать растворы серной кислоты плотностью 1,066 г/мл и 1,669 г/мл для получения аккумуляторной кислоты.

    4. Какая навеска едкого натра, и какой объем его 20%-ного раствора потребуется для приготовления раствора с массовой долей 30% и объемом 500 мл.

    5. При взаимодействии смеси металлического цинка и его карбоната с избытком водного раствора соляной кислоты выделяется 13,44 л (н.у.) газа. После полного сжигания образовавшегося газа на воздухе и конденсации водяных паров объем газа уменьшился до 8,96 л. Какова доля цинка (в масс. %) в исходной смеси?

    6. Твердое вещество, полученное при длительном прокаливании мела, растворили в избытке воды. При пропускании через образовавшийся раствор оксида серы (IV) образовалось 202 г кислой соли. Каков объем (при н. у.) образовавшегося газа? Какова масса исходного мела? Почему при прикапывании нескольких капель фенолфталеина к раствору кислой соли этот раствор окрашивается в малиновый цвет?

    7. При действии углекислого газа на гидроксид натрия образовался карбонат натрия. Какой объем в литрах (при н. у.) газа потребуется для нейтрализации 0,8 г гидроксида? Сколько молекул содержится в этом объеме газа? Чему равна плотность этого газа по кислороду?

    8. Прокаливают осадок, который образовался при взаимодействии гидроксида натрия и сульфата меди, и получают вещество черного цвета. При нагревании этого вещества с углем получают металл, при полном растворении которого в концентрированной серной кислоте выделяется 17,92 л (н. у.) оксида серы (IV) и образуется вода. Какова была исходная масса сульфата меди, если все реакции протекали количественно? В каком количестве медного купороса (по массе) содержится это количество сульфата меди?

    11. В соединении натрия с кислородом химическая связь:

    1)Ковалентная полярная

    2)ковалентная неполярная

    3) ионная

    4)металическая

    Запишите уравнение химической реакции

    1. Водородная связь образуется между молекулами:

    1)Этана; 2) бензола; 3)водорода; 4)этанола; 5) воды.

    1. Определите тип химической связи и запишите схему ее образования для веществ сформулами: a) I2; К2О; Н2I б) N2 ; Li3N ; NCl3

    2. Составьте уравнение реакции серы: а)с кислородом б)с водородом в)с натриемРасставьте степени окисления элементов, укажите вид связи в каждом изсоединений

    3. Напишите химические формулы соединений элементов с порядковыми номерами:а)19 и 35 6)7 и7 в)34 и 8

    Назовите вещества и укажите вид связи между атомами.

    1. Сколько электронов имеет ион S+4?

    2. Какой из элементов – натрий или цезий – обладает более выраженными металлическими свойствами и почему?

    3. Почему калий и медь проявляют разные свойства, хотя они и находятся в одной группе и в одном периоде, но в разных подгруппах?

    4. Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения. При необходимости составьте полные и сокращённые ионные уравнения:

    А) Ca X Ca(NO3)2 CaCO3

    Б) Fe2 (SO4 )3 X Fe2O3 Fe

    В) AlCl3 Al(OH)3 X AgCl

    Г) Ca(OH)2 CaCO3 X Na2CO3

    Д) Zn ZnCl2 X ZnO

    10 класс

    Открытый блок

    1.Почему М.И.Коновалов назвал алканы «химическими мертвецами»?

    2. Фреон – 12 ( дифтордихлорметан) применяют в качестве хладагента в бытовых холодильниках. Как из метана получить фреон-12?

    3. Картофель, собранный хозяйкой на дачном участке, был помещён в подвал на зимнее хранение. Чтобы клубни картофеля лучше хранились, она положила в закром несколько зрелых яблок. Какова роль яблок в сохранности клубней картофеля?

    4. Почему нельзя делать птичьи домики из пластмассы?

    5. Почему природный газ представляет собой исключительно ценное топливо?

    6. Почему нельзя записать химическую формулу нефти?

    7. Составьте структурные формулы: а) 2,3,3-триметилпентана; б) 3-метил-4,4-диэтилоктана.

    8. Какую массу сажи можно получить при разложении метана объёмом 112 м3 ? Какой объём займёт выделившеёся водород?

    9. Определите молекулярную формулу этиленового углеводорода, массовая доля углерода в котором85,7 %, а плотность по водороду составляет 21.

    10. Как распознать бесцветные растворы хлорида калия, сульфата калия и карбоната калия?

    11. В пяти сосудах находятся газы: метан, этилен, азот, кислород и углекислый газ. Как их распознать?

    12. Осуществите превращения.

    X1

    Ca(HCO3)2 CaO

    X2

    CO2 CO Ch5 ? C2H6 ? C4h20 CO2

    13. Органическое соединение массой 7 г и плотностью по водороду 35 сожгли и получили 11,2 л углекислого газа и 9 г воды. Выведите формулу органического соединения, напишите и назовите все изомеры, соответствующие этой формуле.

    14. По термохимическому уравнению реакции

    Ch5 + 2O2 CO2 + 2 h3O + 900 кДж

    вычислите количество теплоты, которое выделится при сгорании 33,6 м3 метана(н.у.)

    11 класс

    Открытый блок

    1. При обработке фосфида кальция водой выделяется газ фосфин – аналог аммиака. Какой объём фосфина (н.у.) можно получить из 18,2 г фосфида кальция?

    2. В уравнении окислительно-восстановительной реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Укажите названия вещества-окислителя и вещества-восстановителя и степени окисления элементов.

    K2S + KMnO4 + h3SO4 S + MnSO4 + K2 SO4 + h30

    1. Как считали самые знаменитые химики начала XIX в., органические вещества нельзя получить из неорганических. Опровергните это мнение, написав уравнения реакций, при помощи которых можно получить уксусную кислоту из мрамора. Укажите условия осуществления каждой реакции.

    2. При нагревании 126,4 г перманганата калия получили 6,72 л кислорода. Какова массовая доля неразложившегося KMnO4 ?

    3. Образец органического вещества массой 4,3 г сожгли в кислороде. Продуктами реакции явились оксид углерода ( IV ) объёмом 6,72 л (н.у.) и вода массой 6,3 г. плотность паров исходного вещества по водороду равна 43. Определить массу органического вещества.

    4. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения, указав при этом условия протекания процессов

    Ca CaO Ca(NO3)2 t X1 Ca(OH)2 + NO2 X2

    1. Природный газ одного из месторождений содержит 92% метана, 4 % этана, 1% пропана, 2% углекислого газа и 1 % азота ( по объёму). Какой объём кислорода потребуется для сжигания 200 л этого газа ?

    2. Смесь массой 10 г, состоящую из кремния, серы и углерода, обработали концентрированной серной кислотой. Осталось 5,6 г нерастворившегося вещества и выделилось 13,44 л (н.у.) газа, который пропустили через сероводородную воду. Выпало 48г осадка. Определите состав смеси ( по массе).

    3. Что такое полиморфизм? Приведите примеры полиморфизма для металлов.

    4. Напишите полную электронную формулу (конфигурацию) атома ванадия, пользуясь только Периодической системой. Изобразите схему, соответствующую распределению электронов у данного атома по энергетическим уровням и подуровням.

    5. Почему мыла плохо мылятся в морской воде? Поясните ответ уравнением реакции.

    gigabaza.ru