Получение судовых топлив и масел из нефти. Получение масел из нефти


Получение судовых топлив и масел из нефти — Студопедия.Нет

Тема 1. Показатели качества и технология обработки топлива

Лекция 1. роль топлива, масел, воды в надежности сэу

 

1.1 Назначение топлив, масел и пресной воды и влияние их качества на надежность СЭУ и жизнеобеспечение экипажа судна

1.2 Получение судовых топлив и масел из нефти

 

 

Назначение топлив, масел и пресной воды и влияние их качества на надежность СЭУ и жизнеобеспечение экипажа судна.

 

Основными требованиями, предъявляемыми к современным энергетическим установкам, является надежность, экономичность и ремонтопригодность. Выполнению этих требований способствует качественное приготовление и использование рабочих сред: топлива, масла, воды и воздуха.

 

1.1.1 Топливо

Дизельное топливо должно обеспечивать надежную и стабильную работу дизеля с заданными характеристиками, иметь оптимальные воспламеняемость и испаряемость, обладать низкой коррозионностью, высокой стабильностью.

Для качественной оценки топлива необходимо располагать информацией о свойствах топлива и требованиям к их хранению и использованию, особенно при работе ДВС на остаточных топливах с высоким содержанием асфальто-смолистых веществ и высоким значением коксового остатка. К основным свойствам топлива относятся:

- Вязкость топлива. Одна из основных характеристик, влияющая на процессы сгорания топлива, надежность работы и долговечность топливной аппаратуры, и возможность использования топлива при низких температурах.

Величина вязкости может быть выражена в единицах вязкости динамической, кинематической и в условных единицах.

В настоящее время вязкость топлива определяется в единицах условной вязкости и единицах кинематической вязкости.

Единицы условной вязкости – градусы Энглера °Е или °ВУ – отношение времени истечения 200 мл нефтепродукта при определенной температуре ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при 20° С через калиброванное отверстие вискозиметра.

Кинематическая вязкость измеряется в сантистоксах и определяется на капиллярном вискозиметре по времени перетекания определенного объема жидкости через капилляр под действием собственной массы при заданной температуре.

Для расчета кинематической вязкости (в сантистоксах) необходимо величину динамической вязкости разделить на плотность топлива.

До 1977 г. распространенной единицей вязкости вязких сортов топлив были секунды Рейд Вуда, измеряемые при 100 градусах по Фаренгейту.

 Плотность. Плотность характеризует фракционный состав, испаряемость топлива и его химические свойства. Высокая плотность означает относительно более высокое соотношение углеводорода и водорода.

Механические примеси. Механические примеси в топливе имеют органическое и неорганическое происхождение. Это ржавчина, песок, карбиды – твердые частицы, образующиеся в топливе в процессе переработки нефти. Приводят к зависанию плунжеров и форсуночных игл, способствуют образованию нагаров на стенках камеры сгорания поршня и в выпускном тракте.

Содержание воды. Вода содержится в топливе в виде взвеси или эмульсии. При большем содержании ее в топливе (более 2%) могут возникнуть трудности при сжигании топлива в двигателе, особенно при образовании отстойной воды в момент поступления топлива в двигатель. В этом случае неизбежны пропуски вспышки в отдельных цилиндрах, а при продолжительном использовании обводненного топлива, и остановка двигателя.

Коксовый остаток. Коксовый остаток – массовая доля углекислого остатка (в процентах), образующегося после сжигания в стандартном приборе испытуемого горючего или его 10%-ного остатка.

Величина коксового остатка характеризует неполное сгорание топлива и образование нагара. Для остаточных топлив величина коксового остатка определяется по Конрадсону.

Содержание кокса для различных марок топлив различно. У дистиллятных топлив он не высок (0,3 – 0,5%), у остаточных крекингированных топлив он достигает значительных величин, что приводит к      резкому возрастанию нагарообразования.

Поэтому при сжигании тяжелого топлива необходимо особо тщательно следить за техническим состоянием форсунок и топливных насосов, а также за распределением нагрузки по цилиндрам.

Температура вспышки. Температурой вспышки называют наименьшую температуру, при которой пары топлива, нагреваемого при строго определенных условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Она зависит от количества легких фракций в топливе и характеризует нижний предел воспламенения испытуемого горючего в смеси с воздухом, Для большинства топлив температуру вспышки определяют путем нагрева топлива в закрытом тигле и по Правилам Регистра на судах можно использовать лишь топливо с температурой вспышки не ниже 61°С.

Температура застывания. За температуру застывания принимают ту температуру, при которой топливо теряет подвижность. От температуры застывания зависит возможность транспортировки топлива по трубопроводам без его подогрева. Температура помутнения - характеризуется началом кристаллизации парафина, растворенного в топливе, а температура застывания - потерей подвижности, вследствие кристаллизации, при пониженных температурах окружающей среды.

Содержание серы. Сера присутствует в топливе, в основном, в составе органических соединений, При сгорании сера образует сернистый и серный ангидриды, которые при соединении с водой образуют сернистую и серную кислоты, вызывающие сильную коррозию поверхностей, на которых они могут конденсироваться.

Содержание золы. Содержание золы является мерой содержания неорганических несгораемых примесей в топливе. Эти примеси являются, частично, естественными компонентами сырой нефти, частично выносятся в процессе ее переработки (например, при каталитическом крекинге), а также при хранении, обработке, транспортировке.

Золообразующие материалы существуют в виде твердых составляющих, механических примесей и растворенных в топливе веществ.

Содержание ванадия и натрия. Присутствие в топливе этих двух элементов имеет большое значение. Как причина высокотемпературной коррозии на наиболее горячих металлических поверхностях, таких как поверхности выхлопных клапанов в дизельных двигателях и трубки пароперегревателей в котлах.

При одновременном содержании ванадия и натрия в топливе образуются ванадаты натрия с температурой плавления приблизительно 625 °С.

Эти вещества вызывают размягчение слоя окисла, который обычно защищает металлическую поверхность, что вызывает разрушения границ зерен и коррозионное повреждение большинства металлов. Поэтому содержание натрия должно быть меньше 1\3 содержания ванадия.

Если содержание натрия в топливе незначительно, то образуется пяти окись ванадия, действующая подобно ванадату, хотя она имеет более высокую температуру плавания (675° С).

Важно также избегать условия, при которых увеличивается термическая нагрузка, например, соблюдать правила эксплуатации и регулировки двигателя, избегать его перегрузки.

Как правило, ванадий содержится в асфальто-смолистой части топлива.

 Содержание алюминия и кремния. Остатки процесса каталитического крекинга в сжиженном слое могут содержать высокопористые алюмосиликатные соединения, которые могут вызвать тяжелые абразивные повреждения элементов топливных систем, а также поршней, поршневых колец и втулок цилиндров.

Цетановое число достаточно полно характеризует период задержки самовоспламенения, от которого зависит скорость нарастания давления в цилиндре, а следовательно, и жесткость работы дизеля. Имеет значение от 0 до 100. Для тяжелых топлив составляет 25 единиц, дистиллятных дизельных топлив - 50.

  

1.1.2 Масло

При эксплуатации двигателя смазка выполняет следующие функции:

- замена металлического трения жидкостным трением смазочной пленки;

- защита узлов двигателя от коррозионных воздействий газов сгорания;

- отвод теплоты трения и охлаждения деталей;

- обеспечение дополнительного уплотнения между поршнями, поршневым кольцом и втулкой цилиндра;

- поддержание во взвешенном состоянии пыли, нагаров и продуктов старения;

- нейтрализация минеральных кислот, обра­зующихся при сгорании сернистых топлив.

Следовательно, необходим тщательный уход за смазочным маслом для бесперебойного и экономичного режима работы двигателя. Качество масла оценивается по его характеристикам:

Вязкость. Этот один из важнейших показателей. Кинематическая вязкость моторных масел задается при 100 и 50 оС. Может указываться индекс вязкости — эмпирический пока­затель, характеризующий скорость изменения вязкости масла в за­данном диапазоне температур. Низкий индекс вязкости свидетельствует об от­носительно большом изменении вязкости с изменением темпера­туры, а высокий — о малом изменении. Предпочтительны масла, приготовленные на парафиновой основе, характеризуются пологой зависимостью вязкости от температуры с индексом вязкости 100—155. Для улучшения индекса вязкости в масло вводят небольшое количество спе­циальных присадок, присутствие которых увеличивает вязкость масла при высоких температурах значительно больше, чем при низких, тем самым придавая маслу пологую вязкостно-темпера­турную зависимость. С помощью этих присадок удается повы­сить ИВ парафиновых масел до 160. Для цилиндровых масел ин­декс вязкости не нормируется.

Температура вспышки характеризует склонность масла к об­разованию взрывоопасных смесей с воздухом и находится в пределах 180…270 °С. Значение температуры вспышки требует постоянного контроля и при достижении ниже 170 °С (в случае попадания топлива в масло) масло заменяют.

Температура застывания. При снижении до определенной температуры масло переходит в твердое или полутвердое состояние. Температура, при которой масло теряет свою подвижность (текучесть), называется температурой засты­вания и находится в пределах минус 10 °С. Всесезонные масла имеют более низ­кие температуры.

Вспениваемость. Пенообразование — результат образования в слое масла газовой эмуль­сии (пузырьков газа в виде пенных ячеек). Пенообразование уменьшает или полностью прекращает подачу масла к узлам трения.

Антикоррозионные свойства. Масло должно обладать нейтра­лизующим действием присадок при их взаимодействии с обра­зующимися в цилиндре органическими кислотами (в первую очередь серной h3SO4) и продуктами окисления самого масла, приводящими к электрохимической коррозии и интен­сивному изнашиванию деталей ЦПГ. Нейтрализация кислот дос­тигается путем введения в масло присадок, придающих ему ще­лочные свойства, характеризующиеся общим щелочным числом. Современные цилиндровые масла обычно имеют щелочное число в пределах 40…70 мг КОН на 1грамм масла, хотя некоторые фирмы предлагают цилиндровые масла со щелочным числом 100.

В тронковых двигателях, где смазка цилиндров обеспечивается разбрызгиванием и более интенсивна, при работе на тяжелых топливах используют цилиндровые масла со щелочным числом 20…40.

 

1.1.3 Вода

Современные дизельные двигатели предъявляют повышенные требования к циркуляционной охлаждающей жидкости. Учитываются три решающих фактора: подходящая свежая вода, эффективное антикоррозионное средство, правильная дозировка. Необходимо тщательно готовить, контролировать и обслуживать циркуляционную охлаждающую воду. Качество воды характеризуют следующими основными показателями:

Общее солесодержание определяется суммарным содержанием всех растворенных в воде минеральных веществ и измеряется в мг/л. С увеличением солесодержания возрастает коррозионное воздействие воды на металлы.

Жесткость воды определяется содержанием растворенных солей кальция и магния и измеряется в миллиграмм-эквавалентах на литр. Жесткость в 1 мг-экв/л соответствует содержанию 20 мг/л кальция или 12,2 мг/л магния. Соли кальция и магния являются веществами, непосредственно образующими накипь на поверхности охлаждения дизелей.

Общая жесткость воды равна сумме карбонатной и некарбонатной жесткостей и при заливке воды в систему охлаждения должна находиться в пределах 1,5 – 3,0 мг-экв/л. Карбонатная жесткость - главная причина образования накипи.

Хлориды (хлористые соли) являются одной из составляющих частей общего солесодержания и измеряются миллиграммах хлор-иона, растворенного в 1 л воды. Эти соли наиболее активно вызывают коррозию, усиливают процесс ографичивания чугуна, разрушают защитные пленки, образовавшиеся на металлических поверхностях под действием ингибиторов (замедлителей) коррозии. По содержанию хлоридов оцениваются агрессивные свойства воды.  Количество хлористых солей не должно превышать 200 мг/л.

Щелочность (щелочное число) характеризует наличие в воде соединений гидроокиси натрия, фосфата натрия и карбоната натрия. Предпочтительно, чтобы вода обладала слабощелочной реакцией.

Водородный показатель воды характеризует концентрацию в ней ионов водорода. Значение pH показывет, какую реакцию может дать вода – кислую (pH<7), щелочную (pH>7) или нейтральную (pH=7). Рекомендуется использовать воду в системе охлаждения с pH=7…8 (при 293 К).

 

Получение судовых топлив и масел из нефти

 

Топлива для дизелей получают из сырой нефти. Процесс переработки состоит из атмосферной и вакуумной дистилляции, термического и каталитического крекингов.

Рисунок 1.1 – Комплексная переработка нефти

 

Атмосферная дистилляция или процесс прямой перегонки нефти - первичная ее переработка. Он заключается в нагреве нефти в печи до температуры 320…330 оС, где она переходит в газообразное состояние. Продукты испарения поступают в ректификационную (дистилляционную) колонну, где нефть разделяется при атмосферном давлении на фракции с различными пределами температуры кипения. Причем каждая фракция содержит присущие ей группы углеводородов, отличающихся как химической структурой, так и молекулярной массой. В верхней части ректификационной колонны температура держится на уровне 90°С, по мере опускания температурный градиент увеличивается, соответственно растут и температурные пределы отбираемых фракций. В случае прямой перегонки нефти из ректификационной колонны при температуре 30…200 оС отбирается газ, химическое сырье, бензин, при 120…250 оС - горючее для реактивных двигателей, при 150…360 оС – дизельные топлива, легкий и тяжелый газойли. Неиспарившаяся часть нефти собирается в нижней части колонны, образуя остаток, который либо используется для приготовления тяжелых топлив, либо поступает в вакуумную установку для последующей переработки.

Дистилляция при вакууме позволяет понизить температурные пределы кипения фракции, что способствует дополнительному их выделению. В диапазоне температур 350…490 оС отбираются фракции, идущие на приготовление базовых компонентов смазочных масел. Отбираемая из вакуумной колонны фракция с наиболее низким пределом кипения представляет собой тяжелый газойль, использующийся при производстве тяжелых топлив (мазутов), либо направляется на вторичную, более глубокую обработку, в установках каталитического (при давлениях до 10 МПа и катализаторах) или термического (при высоких температурах 450…700 оС) крекингов. В результате выход светлых нефтепродуктов увеличивается. В результате трехкратной обработки (атмосферной, вакуумной и крекинга) остаточный продукт имеет вязкость 700 мм2/с и имеет значительное количество асфальтосмолистых соединений, серы и ванадия.

studopedia.net

Получение - масло - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Получение - масло

Cтраница 1

Получение масел из нефти по сути дела сводится к отделению более тяжелых углеводородов от более легких с последующей очисткой их от нежелательных составных частей.  [1]

Получение масел с возможно более пологой температурной кривой вязкости чрезвычайно важно и актуально для смазки автомобильных и авиационных двигателей, многих приборов и специальных механизмов.  [2]

Получение масел, имеющих еще более низкую температуру застывания, достигается применением глубокой депарафинизации. Этот процесс требует высоких капитальных вложений, а также влечет за собой значительное уменьшение выхода и снижение индекса вязкости базовых масел.  [3]

Получение масла способом горячего прессования предусматривает нагрев и увлажнение мятки в пропиточно-увлажнительном шнеке с последующей термообработкой при температуре 75 - 80 С в жаровне форпрессов и отжимом масла из подготовленной мезги на форпрессах.  [4]

Получение масел с пологой температурной кривой вязкости зависит от подбора сырья и применяемых методов очистки. Наиболее пологой кривой вязкости обладают парафиновые и нафтеновые углеводороды с длинными парафиновыми цепями.  [5]

Получение масел, применяемых для гидромеханических коробок передач ( ГМКП), представляет особую трудность для нефтеперерабатывающей промышленности, так как к им предъявляется целый комплекс требований. По этому поводу Реймонд [9] высказывает мысль о том, что в будущем возникнут еще более серьезные осложнения в связи с ужесточением условий работы гидромеханических коробок передач.  [6]

Получение масел из восточных нефтей - процесс весьма сложный. Получение товарных масел связано с удалением из масляного сырья ряда нежелательных компонентов. Это возможно только при внедрении самых современных процессов очистки масел.  [7]

Получение масел по этому методу осуществляется по следующей схеме: гидрирование дистиллята - разгонка гидрогенизата - депарафинизация - контактная или перколяционная доочистка адсорбентом. При гидроочистке сера, содержащаяся в масляном дистилляте в виде сероорганических соединений, связывается с водородом с образованием сероводорода, непредельные углеводороды насыщаются водородом, гидрируются также смолистые соединения и частично ароматические углеводороды. Одновременно образуется небольшое количество легких углеводородов, являющихся побочными продуктами гидрирования, которые могут быть использованы как товарные топлива. Выход масла при гидроочистке выше ( до 60 %), чем при применении селективных растворителей ( 40 %), так как преобразованные углеводороды в основном остаются в готовом масле.  [8]

Получение масла способом горячего прессования предусматривает нагрев и увлажнение мятки в пропиточно-увлажнительном шнеке с последующей термообработкой при температуре 75 - 80 С в жаровне форпрессов и отжимом масла из подготовленной мезги на форпрессах.  [9]

Получение масла с указанными свойствами является вполне посильной задачей для нефтеперерабатывающей промышленности.  [10]

Получение масла с указанными свойствами является вполне посильной задачей для нефтеперерабатывающей промышленности.  [11]

Получение масел и парафинов из сернистых нефтей, Труды БашНИИ НП, вып.  [12]

Получение масел из сернистых нефтей связано с необходимостью удаления из них сернистых соединений. Это достигается очисткой избирательными растворителями, а также и гидрогени-зационной очисткой.  [13]

Получение масел из непредельных жидких и газообразных углеводородов основано на полимеризации последних в присутствии катализаторов. В качестве катализаторов наиболее широко распространены хлористый алюминий и фтористый бор.  [14]

Получение масел из нефти прямой перегонкой по сути дела сводится к отделению более тяжелых углеводородов от более легких с последующей очисткой их от нежелатель ных составных частей.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Получение нефтяных масел - Справочник химика 21

    ПОЛУЧЕНИЕ НЕФТЯНЫХ МАСЕЛ [c.135]

    Установка предназначена для получения нефтяных масел с низкой температурой застывания, но в этом процессе кристаллизация твердых углеводородов проходит не в регенеративных кристаллиза- [c.85]

    Гидрогенизационные процессы при получении нефтяных масел [c.127]

    Монография состоит из двух частей. В первой части приведены химический состав масляных фракций нефтей и физико-химические методы их разделения п исследования во второй части даны физико-химические основы получения нефтяных масел и возможные пути интенсификации процессов их производства. [c.304]

    Известно, что получение нефтяных масел узкого фракционного состава сопровождается рядом положительных эффектов на всех технологических стадиях (очистка, депарафинизация). [c.11]

    Селективное растворение - это основа всей технологии получения нефтяных масел, парафинов и церезинов, более детально физико-химические основы этих технологий рассматриваются в соответствующих курсах. [c.188]

    Установка предназначена для получения нефтяных масел с низкой температурой застывания. В этом процессе кристаллизация твердых углеводородов происходит не в регенеративных кристаллизаторах, как обычно, а в кристаллизаторе смешения. [c.708]

    Установка предназначена для получения нефтяных масел с низкой температурой застывания с применением кристаллизатора пульсационного смешения (заменяющего регенеративные скребковые кристаллизаторы). Этот тип кристаллизатора предназначен для применения в процессах депарафинизации широкого спектра видов сырья — рафинатов дистиллятных фракций и остатка. [c.710]

    Метод селективной очистки нашел широкое применение в нефтеперерабатывающей промышленности при получении нефтяных масел. Однако он совсем не используется в народном хозяйстве для регенерации отработанных масел. Это, видимо, объясняется тем, что метод селективной очистки требует соблюдения ряда условий, не выполнимых на предприятиях, например условий пожарной безопасности, техники охраны труда и т. п. Кроме того, этот метод требует довольно сложной аппаратуры с приме-лением специального обогрева и т. д. [c.106]

    СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНЫХ МАСЕЛ [c.174]

    Способы получения нефтяных масел.  [c.256]

    Получение нефтяных масел 21 [c.21]

    Получение нефтяных масел [c.23]

    Получение нефтяных масел 29 [c.29]

    Одним из основных требований к нефтепродуктам является их подвижиость при низких температурах. Потеря подвижности топлив и масел объясняется способностью твердых углеводородов (парафинов и церезинов) нри понижении температуры кристаллизоваться из растворов нефтяных фракций, образуя структурированную систему, связывающую жидкую фазу. Для получения нефтяных масел с низкой температурой застывания в технологию их производства включен процесс депарафинизации, цель которого— удаление твердых углеводородов. В то же время твердые углеводороды, пежелательиые в маслах и топливах, являются ценным сырьем для производства парафинов, церезинов и продуктов на их основе, находящих широкое применение. [c.151]

    Поэтому на данной мазутоперегонной установке, иногда на данном заводе в целом, обычно получают лишь определеннук> группу полупродуктов для получения нефтяных масел. [c.396]

    Присадки к маслам. Природные свойства нефтей ни обеспечивают получения нефтяных масел требуемых качеств. Последние могут быть улучшены добавлением к маслам небольшого количества (1—2%, иногда и более) различных присадок. Нек( торые присадки улучшают одно какие-либо свойство масел, другие — одновременно несколько свойств (комплексные или многофункциональные нрпсадки). Применение прнсадок — очень важный способ улуч- [c.378]

    В настоящее время стадия адсорбции имеется ырактически во всех технологических схемах получения нефтяных масел. Адсорбенты используют вместо избирательных растворителей в технологии производства масел для очистки дистиллятов или для доочистки с целью повышения стабильности масел, улуч-дюния их цвета, удаления следов растворителей и. т. п. [1—4]. Стало общепринятым в процессах очистки дистиллятов использовать синтетические адсорбенты , в частности алюмосиликатные [3, 4]. Для доочистки масел наряду с синтетическими адсорбентами все большее примспение находят природные диснерс-лые кремнеземы и глины [1, 2]. Очень перспективно применение природных сорбентов также для регенерации отработанных масел [5, 6]. [c.149]

    Получение нефтяных масел заданной вязкостн при нпзкпх температурах сопряжено с известными трудностями. Между тем, масла адсорбционной доочистки, например, ма.повязкпх масел сернокислотной и селективной очисток (см. табл. 4) успешно справляются с атоп задачей. При соответствующих режимах очистки адсорбентом можно получить масло заданной вязкости, например, при —30" ниже 1300 сст или 700 сст. Следует отметить, что уровень вязкости при - -50 прп этом заметно снижается. [c.101]

    Много сил ученые затратили на получение нефтяных масел с хорошей текучестью на холоде. Правда, подбором нефтяного сырья и применением специальных лрисадок, снижающих температуру застывания масел, так называемых депрессор,ных присадок (сантопур, парофлоу, азнии и др.), были улучшены качества масел, но этого оказалось недостаточно. [c.47]

    Получение нефтяных масел. Масляные дистилляты — получают перегонкой мазута в вакууме, а из гудрона (остатка) удаляют смолисто-асфальтеновые вещества образовавшийся деасфальтизат служит для производства остаточных масел. Основным процессом в технологии производства нефтяных масел является их очистка селективными растворителями (фенолом, фурфуролом), предназначенная для удаления из масляных дистиллятов и деасфальтизатов смолистых веществ, полициклических ароматических и нафтено-ароматических углеводородов с короткими боковыми цепями, серусодержащих и других соединений. В случае необходимости проводят депарафинизацию, т.е. удаляют твердые углеводороды, а затем доочи-щают масло отбеливающими глинами или проводят гидроочистку. Таким путем получают базовые масла АСВ-5 и АСВ-6 с индексом вязкости не менее 95 и температурой застывания соответственно —45 и —15°С. [c.23]

    Исследованы и изучены физико-химические характеристики нефтей, поступающих на Атырауский нефтеперерабатывающий завод в качестве сырья для переработки и получения нефтяных масел. [c.200]

chem21.info

Mse-Online.Ru : Получение топлива и масел

Существует два способа переработки нефти: физи­ческий и химический. В первом случае (прямая перегонка) углеводородный химический состав не меня­ется, а во втором (термическая переработка) происхо­дит изменение структуры молекул. При термической пе­реработке получаемые продукты по химическому соста­ву и свойствам резко отличаются от исходной нефти.

При выработке бензина наиболее перспективными являются химические способы, так как они позволяют получить готовый продукт с заданным углеводородным составом. Именно так получают основное количество авиационных и автомобильных бензинов.

В дизельном топливе продуктов химической перера­ботки сравнительно немного — не более 20%, так как они увеличивают жесткость работы дизеля (ухудшают про­цесс сгорания). Вводят же их в продукты прямой пере­гонки нефти для увеличения производства дизельного топлива, потребление которого из года в год возра­стает.

Прямая перегонка нефти — это наиболее простой и старый физический способ. Если нагревать нефть, то из нее вначале будут испаряться углеводороды с низкой температурой кипения, а затем при повышении температуры — с более высокой. Выделяющиеся при этом пары охлаждают, конденсируют (превращают в жидкость) и собирают дистилляты (фракции с близкой температурой кипения), которые идут на производство товарной продукции.

Прямую перегонку можно проводить при постепен­ном нагревании с последовательным выделением состав­ных частей или при однократном нагревании с дальней­шим разделением образующихся паров. При этих спосо­бах переработки обычно получают следующие дистилляты: бензиновый (примерные температуры кипе­ния 35—200° С), используемый для получения автомо­бильных, авиационных бензинов и различных раствори­телей; легроиновый (110—230° С) и керосиновый (140— 300°С), из которых получают реактивное топливо и различные керосины; газойлевый (230—330° С) и соля­ровый (280—360°С), идущие на производство дизельного топлива. После отгона дизельных фракций остается мазут. Нагревать нефть выше 360°С нельзя, так как начинают разлагаться входящие в ее состав углево­дороды.

Остающийся в большом количестве (до 60—80% от массы исходной нефти) мазут в зависимости от его хи­мического состава используют для производства смазоч­ных масел, как сырье для химической переработки, а также сжигают в качестве моторного и котельного топ­лива.

Сущность переработки мазута на масла сводится к его нагреву под вакуумом в трубчатой печи. Вакуум не­обходим для того, чтобы избежать разложения углеводо­родов. Пары мазута поступают в вакуумную колонну, где они разделяются на дистилляты, которые идут на про­изводство различных смазочных масел (трансформатор­ных, сепараторных, индустриальных, моторных, ком­прессорных и др.). Остающийся гудрон используют для дорожных покрытий.

Чтобы из дистиллятов получить готовую продукцию, их подвергают дальнейшей разгонке, очистке и смешива­ют с различными компонентами. Выбор дополнительных  способов переработки зависит от качества сырья, вида и назначения получаемого продукта.

В химической переработке можно выделить два на­правления: крекинг и пиролиз. Крекинг — это распад, превращение тяжелых молекул в легкие. Пиролиз иначе называют ароматизацией. Здесь действует бо­лее высокая температура, при которой осколки парафи­новых и других углеводородов приобретают кольцевое строение, образуются ароматические углеводороды (бен­зол, его производные, нафталин и другие соединения), очень нужные в бензинах и различных отраслях хими­ческой промышленности.

Широко распространенный крекинг можно разделить на два вида: термический и каталитический. При первом используют более высокие температуру и давление; при втором — условия легче, температура ни­же, но процесс ведут в присутствии веществ (катализато­ров), ускоряющих реакцию. При каталитическом кре­кинге получают большее количество углеводородов, не­обходимых для производства современных бензинов.

Скорость и глубина распада углеводородов при кре­кинге определяются их химическим строением. Легче всего разрушаются нормальные парафиновые углеводо­роды, причем, чем молекула крупнее, тем она менее ус­тойчива. Количество и свойства получаемых продуктов в значительной степени зависят от химического состава сырья (мазута, солярового дистиллята) и условий веде­ния процесса (температуры, давления, наличия катали­заторов).

mse-online.ru

Способ получения цилиндровых масел и асфальта из нефтяных остатков

 

Класс 3b, 1

Я 13106

". 1- " - с

ПАТЕНТ HA ИЗОБРЕ И1"" "- -" — " -

ОПИСАНИЕ способа получения цилиндровых масел и асфальта

I из нефтяных остатков.

К патенту „Государственного обьедннення Азербайджанской нефтяной промышленности" (Азнефть), заявленному

18 апреля 1927 года (заяв. свид. ¹ 14788).

Действительные изобретатели M. А. Пинг и В. Я. Гурвич.

0 выдаче патента опубликовано 31 марта 1930-.года. Действие патента распростравиетсн на 15 лет от 31 марта 1930 года.

Известен способ получения цилиндровых масел с высокой температурой вспышки и большой вязкостью и асфальта, основанный на очистке нефтяных остатков серной кислотой и дающий продукты темного цвета, которые содержат много смол, образующих нагар. Перегонка в периодических и непрерывных кубах, даже с высоким вакуумом, не дает возможности получить цилиндровые масла без разложения и их готовят вторичным концентрированием, что связано с необходимостью брать за исходный материал дорогой продукт — обыкновенные машинные и цилиндровые масла; перегонкой же на обыкновенных трубчатых установках не - удается достигнуть достаточно глубокого отбора масел. Предлагаемый способ получения высокосортных цилиндровых масел и асфальтов из остатков от перегонки нефти предназначен для устранения этих недостатков и заключается в том, что нагретый тем или иным путем до необходимой температуры исходный продукт, подвергается перегонке в испарителе любой конструкции в распыленном состоянии, под обыкновенным давлением или под вакуумом; а распыление достигается при помощи распылителей любой конструкции, пульверизирующих нагретый исходный продукт посредством перегретого пара или посредствои газа или механическим путем. Отгоняющиеся при этом пары масел подвергаются фракционированной конденскции и разделению на сортовые продукты. В остатке получается асфальт.

На чертеже изображена схема устройства при помощи которого может быть осуществлен предлагаемый способ при паровом или механическом распылении.

Предлагаемый способ заключается в следующем. Исходный продукт прокачивается через трубчатый нагреватель, в котором он подвергается быстрому нагреву до необходимой температуры, или берется горячим непосредственно as последнего куба непрерывной батареи обыкновенного тина, и в таком нагретом состоянии подвергается .распылению при помощи одного или многих распылителей в сосуде, служащем испарителем. В этом испарителе, благодаря огромной поверхности образуемой мельчайшими капелькаии распыленной жидкости, происходит интенсивное испарение, содержащихся в исходном продукте, масел.

Масленые пары уходят as испарителя через один или несколько сепараторов, в которых задерживаются захваченные капельки неиспарившегося продукта. Далее масленые пары поступают в один илинесколькодефлегматров любой конструкции, в котовых . происходит их фракционированная конденсация и разделение всего испаренного масла на сортовые продукты. Неиспарившийся, освобожденный от масла остаток (полуасфальт, асфальт), отводится непрерывно из испарителя и тепло его используется для подогрева исходного продукта, поступающего в трубчатый нагреватель.

Так как все тепло, необходимое для испарения масел, вносится в испаритель предшествовавшим нагревом исходного продукта и пара, а самое испарение совершается, в распыленном состоянии мгновенно, то разложение перегоняемого продукта не происходит. Интенсивная отгонка без всякого разложения имеет место и в том случае когда исходный продукт богатмаслами и беден асфальтом.

При соответствующем приспособлении аппаратуры, перегретый пар может быть заменен газом, не вступающим в реакцию. с перегоняемым продуктом. Распыление может производиться и при помощи механических распылителей любой конструкции, при одновременном применении газа, перегретого пара или вакуума. Перегонка может быть осуществлена как с применением вакуума, так и без него. Остаток от вышеописанной перегонки может быть подвергнут дальнейшим перегонкам по такому же способу.

Предлагаемый способ может быть осуществлен при помощи примерного устройства, изображенного на чертеже, в котором исходный, продукт подается насосом

1 через теплообменный аппарат 3 в трубчатый нагреватель 3, в котором происходит нагрев его до необходимой темпера,туры и из которого он горячим поступает в распылители 4, расположенные в испарителе э. Если исходный продукт берется из последнего куба батареи,— он подается непосредственно в распылители. Испарителем может служить любой сосуд, расположенный вертикально или горизонтально (колонны различных конструкций, кубы обыкновенных типов и т. д.) и хорошоизолированный или обогреваемый во избежание потерь тепла. Распыленный при помощи поступающего по трубке 6, перегретого пара или при помощи механических распылителей в присутствии перегретого пара, исходный продукт испаряет содержащиеся в нем масла,. Кроме перегретого пара служащего для распыления, в испаритель может быть введен по трубке 7дополнительно перегретый пар. Масленые пары проходят через один или несколько сепараторов 8, устроенных таким образом, что они удерживают захваченные брызги неиспаренного продукта, и освобождаются от этих брызг полностью или в значительной мере. Далее пары поступают в один или несколько дефлегматоров 9„9,... 9n, устройство и размеры которых должны допускать получение безводных погонов и разделение всего испаренного масла на сортовые продукты. Водяные пары и самые легкие погоны конденсируются в поверхностном конденсаторе 10. Остающиеся неконденсированными пары и газы отсасываются любым эксгаустром 11. Остаток от перегонки непрерывно отводится из испарителя при помощи насоса 19: тепло остатка служит для предварительного подогрева исходного продукта.

При работе с вакуумом после поверхностного конденсатора 10 устанавливается барометрический конденсатор смешения п вакуум-насос.

Пр едм е т п а те нта.

Способ получения цилиндровых масел и асфальта из нефтяных остатков посредством перегонки сих остатков в распыленном их состоянии и без внешнего нагрева перегонного куба, отличающийся тем, что перегоняемые остатки, предварительно их распыления, подвергают быстрому нагреванию до требуемой температуры, не вызывающей разложения, a перегонку ведут в присутствии перегретого водяного пара.

Н патенту Азнефти N- 13106

Г

Э °

Òèï. Ридрогр. Упр. Управл. В.-Ы. Сил РККА. Ленинград, здание Гл. Адмиралтейства.

1т Д

1 : е

   

www.findpatent.ru

Производство нефтяных масел - Справочник химика 21

из "Смазка механизмов машин"

Для качества нефтяного масла важное значение имеет состав нефти, из которой оно получается. Технология производства нефтяных масел также влияет на их эксплуатационные свойства. Масла, изготовленные из одной нефти, но по разной технологии, могут различаться по своему химическому составу, а следовательно, и свойствам в такой же степени, как и масла, изготовленные по одной технологии из разных нефтей. [c.9] Нефти различных месторождений и даже одного месторождения, но взятые из разных горизонтов, могут сильно различаться по своему составу. [c.9] Масла из восточных нефтей отличаются меньшей зависимостью вязкости от температуры, нежели из южных. Вместе с тем они имеют более высокие температуру застывания и содержание серы, что заставляет прибегать к специальным дополнительным мероприятиям по их очистке. [c.9] Нефти ряда месторождений по своему составу наиболее пригодны для получения высококачественных масел. К их числу относятся эмбенские (особенно доссорская) нефти, сураханская, карачухурская, сабунчинская и другие бакинские нефти, ромаш-кинская нефть (Поволжье) и пр. [c.9] Исходным продуктом для получения любых нефтяных масел является мазут. Он представляет собой остаток после отгонки из нефти светлых продуктов — бензина, керосина и дизельного топлива. [c.9] Для получения смазочных масел мазут подвергается в свою очередь перегонке. Из него отго1 яют более легкие фракции — дистилляты, являющиеся полуфабрикатом для изготовления масел преимущественно малой и средней вязкости. Масла, получаемые из дистиллятов, называются дистиллятными. [c.9] После отгонки дистиллятов остается масляный гудрон, из которого получают относительно тяжелые и высоковязкие остаточные масла. [c.10] Основное различие между дистиллятными и остаточными маслами в том, что дистиллятные масла содержат мало асфальтосмолистых веществ, которые в подавляющем большинстве остаются в гудроне. Поэтому деление масел на дистиллятные и остаточные имеет не только технологическое значение, но важно и с точки зрения эксплуатационных свойств при одинаковой глубине очистки и прочих равных условиях дистиллятные масла будут отличаться большей стабильностью и меньшим содержанием веществ, могущих выпадать в осадок. [c.10] В зависимости от глубины отгонки дистиллятные масла могут быть получены практически любой вязкости. Однако в большинстве случаев экономически нецелесообразно отгонять дистилляты на слишком большую глубину. [c.10] Для того чтобы из дистиллятных и остаточных полуфабрикатов получить готовые масла, их подвергают очистке, а часто и некоторой дополнительной обработке. Отдельные сорта масел изготовляют также путем смешения различных дистиллятов, что позволяет получать масла с промежуточными свойствами. [c.10] Полученные в результате перегонки мазута дистилляты, а также остаток от перегонки (масляный гудрон) представляют собой полуфабрикаты, которые не могут быть непосредственно использованы в качестве смазочных масел. Они предварительно должны быть подвергнуты очистке. [c.10] Назначение очистки дистиллятов п остатка от перегонки состоит в удалении из них нежелательных компонентов, вызывающих плохую стабильность масла, его коррозийную агрессивность, плохие вязкостно-температурные свойства, высокую температуру застывания и другие отрицательные качества. [c.10] К числу подлежащих удалению веществ относятся 1) асфальто= смолистые вещества 2) часть полициклических ароматических и нафтено-ароматических углеводородов с короткими боковыми цепями 3) нафтеновые кислоты 4) сернистые соединения 5) пара- финовые углеводороды. [c.10] Идеальными маслами были бы такие, которые состояли бы только из MOHO- и бициклических углеводородов (т. е. с одним или двумя кольцами) с длинными боковыми парафиновыми денями. Однако в практических условиях получить такие масла не удается даже глубоко очищенные масла содержат некоторое количество полициклических углеводородов с короткими боко-вылш цепями, а также нафтеновых кислот, обусловливающих начальную кислотность масла [3]. [c.10] Очистка сырых масел может осуществляться различными способами. [c.10] Наиболее современным и совершенным способом является селективная очистка, применяемая, в частности, при получении масел на всех новых крупных пефтеперерабатываюш их заводах Советского Союза. [c.11] Супцюсть селективной очистки состоит в применении селективных растворителей (фенола, нитробензола и других), избирательно растворяющих подлежащие удалению компоненты сырого масла и не действующих на остальные его составные части. [c.11] Кислотная очистка основана на применении серной кислоты, которая частично растворяет, частично вызывает конденсацию и выпадение в осадок асфальтенов, смол, нафтеновых кислот и других нежелательных компонентов сырого масла. Лучше всего при этом удаляются асфальто-смолистые вещества. [c.11] По завершении очистки масло отстаивается от кислоты, после чего поступает на дополнительную очистку от оставшихся следов серной кислоты и ее соединений, образовавшихся в процессе очистки. Дополнительная очистка производится щелочью или отбеливающими землями. Полученные масла называются в первом случае маслами кислотной очистки, во втором случае — маслами кислотно-контактной очистки. [c.11] Адсорбционная очистка производится отбеливающими глинами, адсорбирующими на своей поверхности различные полярноактивные вещества, содержащиеся в масле. Лучше всего адсорбируются асфальто-смолистые вещества и нафтеновые кислоты, несколько хуже извлекаются из масла ароматические соединения. [c.11]

Вернуться к основной статье

chem21.info

Получение - базовое масло - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Получение - базовое масло

Cтраница 1

Получение базовых масел из кенкиякской пермской нефти требует депарафинизации соответствующих дистиллятов и масляных фракций, полученных после деасфальтенизации остатков.  [1]

Для получения базовых масел из шараплийской нефти требуется очистка и глубокая депарафинизация.  [2]

Для получения качественного базового масла важно для каждого вида сырья подобрать процессы, обеспечивающие максимальный выход товарных масел при минимальных производственных потерях.  [3]

Требуется для получения базовых масел.  [4]

Поточная схема получения базовых масел путем гидрокрекинга ( лицензия UOP) и гидроизомеризации ( лицензия Chevron) представлена в работе [252]: в гигантской вакуумной колонне сырье разделяют на дистиллят и вакуумный газойль, который затем подается в реактор гидрокрекинга, работающий при 538 С и 21 МПа ( толщина стенок реактора 0 31 м), с порционной подачей водорода. Получаемое светлое масло направляют в реактор каталитической депарафинизации, где происходит гидроизомеризация н-парафинов.  [5]

Предложена технология получения зимних базовых масел узкого фракционного состава путем разгонки депмасел широкого фракционного состава.  [6]

Депарафинизация требуется для получения базовых масел.  [7]

Большинство новых установок для получения базовых масел основано на технологии гидрокрекинга, впервые использованной компанией Chevron. В ряде случаев применяют процесс гидроизомеризации ( каталитической депарафинизации), позволяющий получать базовые масла с очень высоким индексом вязкости ( подробно об этом см. в гл.  [8]

Из такого сырья возможно получение базовых масел разного состава и назначения. Вторичная переработка осуществима только на крупных специализированных предприятиях и предполагает применение комплекса процессов - вакуумной перегонки, экстракции, гидроочистки и некоторых других физических и химических методов.  [9]

Технология Ну-Raff дает возможность получения базовых масел группы II путем селективной очистки с последующей гидроочисткой. Гидроочищешшй рафинат направляется на установку депарафинизации методом кристаллизации в растворе избирательных растворителей. Высокая эффективность процесса гидроочистки по технологии Ну-Raff позволяет отказаться от гидроочистки деперафинизированных масел, как это предусматривается традиционной технологией.  [10]

Гудрон является исходным сырьем для получения остаточных базовых масел. Для того, чтобы получить остаточное базовое масло с хорошими вязкостно-температурными, моющими и низкотемпературными свойствами, из гудрона необходимо удалить следующие компоненты.  [11]

Новым, весьма перспективным и эффективным способом получения базовых масел, удовлетворяющих указанным выше требованиям, является гидрокрекинг ( гидроизомеризация) под давлением водорода, с участием соответствующих катализаторов. Гидрокрекинг в принципе заменяет селективную очистку. Таким путем получают высококачественные масла, требующие минимальные количества присадок.  [12]

В условиях Ново-Уфимского НПЗ предпочтительным является вариант получения базового масла с температурой застывания минус 55 С на основе гидроочищенного дизельного топлива.  [13]

Депарафинизацня требуется: для нефти класса 2-при получении дпстиллятных базовых масел и дизельного зимьего топлива, для нефти класса 3-при получении дизельных, реактивных топлив и дистнллятных базовых масел.  [15]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru