Регламент ведения товарно-коммерческих операций в ОАО «АК «Транснефть», страница 12. Порядок перемещения нефти


Регламент ведения товарно-коммерческих операций в ОАО «АК «Транснефть», страница 12

-  за выполнение всех функций, определенных должностными инструкциями. При этом в должностных инструкциях персонала ПСП должны быть ссылки на обязательное выполнение требований настоящего регламента;

-  за разглашение сведений для служебного пользования или нарушения порядка обращения с документами, содержащими такую информацию.

-  за сохранность всей документации, имеющейся на ПСП;

-  за своевременность выполнения работ и оформление актов приема-сдачи и паспортов качества нефти для сдачи нефти грузополучателю;

-  за оперативность доведения информации в РНУ;

-  за контроль параметров работы оборудования ПСП и СИКН.

            5.5. Особенности ведения на ПСП товарно-коммерческих операций и оформления отчетной документации при приеме-сдаче нефти на экспорт.

            Нефть, транспортируемая через таможенную границу РФ, подлежит таможенному контролю. Контроль за фактическим перемещением нефти через таможенную границу РФ проводится должностными лицами таможенного органа, назначенными приказом этого таможенного органа.

            На каждом ПСП должны быть утвержденные таможенным органом РФ действующие нормативные документы, регламентирующие порядок перемещения нефти через таможенную границу РФ.

            С целью предотвращения несанкционированного доступа и изменения информации в средствах учета (СИКН), исключения транспортировки нефти минуя СИКН, должностным лицом таможенного органа налагаются таможенные средства идентификации.

            Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенным органом или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза нарушения нормальной работы СИКН, аварийных и пожароопасных ситуаций, когда необходимо задействовать дополнительные технологические трубопроводы.

            Ответственность за сохранность таможенных средств идентификации несет персонал ПСП.

            Перечень технологического оборудования, средств измерений, оперативной и отчетной документации для наложения средств идентификации составляется совместно руководством Таможенного органа и ОАО МН.

            Наложение средств идентификации осуществляется должностным лицом таможенного органа в присутствии ответственных лиц ПСП.

            При наложении и снятии пломб должностным лицом таможенного органа совместно с представителем ПСП составляется акт в 3 экземплярах, один для таможенного органа, второй для РНУ (ОАО МН), третий хранится на ПСП.

            Таможенный контроль за фактическим перемещением нефти через таможенный пункт пропуска состоит из:

-  проверки наличия маршрутного поручения, согласованного с Центральной Энергетической таможней ГТК РФ;

-  снятия показаний СИКН о количестве нефти совместно с ответственным представителем ПСП;

-  получения акта приема-сдачи нефти или заверенной копии;

-  получения из лаборатории паспорта качества на партию нефти;

-  проверки соответствия перемещаемой через таможенную границу нефти действующим техническим условиям ТУ 39-1623;

-  при измерении массы нефти статическим объемно-массовым методом с использованием градуированных резервуаров, участия совместно с работниками ПСП в снятии показаний со средств измерений, определяющих уровень жидкости в резервуарах до и после откачки, определения объема и массы нефти;

-  сравнения снятых показаний СИКН и паспорта качества с данными, внесенными работниками ПСП в журнал регистрации показаний средств измерений СИКН;

-  проверки соответствия данных акта приема-сдачи нефти с данными, внесенными в журнал учета приемо-сдаточных актов ПСП;

-  наложения на акт приема-сдачи нефти средств идентификации (штамп, печать) и заверения подписью и личной номерной печатью;

-  периодического контроля за отбором проб нефти.

vunivere.ru

глава 47. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередач



 

Оглавление

 

В комментируемой главе установлены особенности перемещения товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не определенные иными положениями комментируемого Кодекса. В части, не урегулированной комментируемым Кодексом, порядок перемещения товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяется законодательством и (или) международными договорами государств - членов ТС. В комментируемой главе закреплены специальные правила перемещения через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи отдельной категории товаров: нефти, газа, нефтепродуктов и электроэнергии. На перемещение указанной категории товаров иными видами транспорта действие положений комментируемой главы не распространяется. В российском таможенном законодательстве действуют положения гл. 26 ТК РФ. На территории России общее руководство деятельностью таможенных органов в части производства таможенных операций, проведения таможенного и валютного контроля в соответствии с положением комментируемой главы осуществляет Центральная энергетическая таможня.Ввоз на таможенную территорию ТС и вывоз с нее товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускаются после принятия таможенной декларации и выпуска таможенным органом товаров в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. Таким образом, перемещение товаров через таможенную границу ТС трубопроводным транспортом без разрешения таможенных органов не допускается. При использовании системы трубопроводного транспорта производится непрерывное перемещение товаров (сам процесс транспортировки товаров непрерывен), и это обязательно приводит к их смешиванию (перемешиваются разные по качеству товары). Также технологические особенности перемещения товаров могут повлечь за собой и изменение их количества (и в меньшую, и в большую сторону). С учетом указанных положений допускается смешивание товаров, а также изменение количества и состояния (качества) товаров вследствие технологических особенностей транспортировки и специфических характеристик товаров в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами. В соответствии с ТК РФ при декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, допускается подача временной таможенной декларации по правилам, установленным ТК РФ.Полная таможенная декларация подается после того, как станут известны все необходимые для совершения таможенных операций (в том числе таможенного декларирования) сведения, подтвержденные соответствующими документами. Для целей формирования таможенной статистики внешней торговли и для осуществления валютного контроля учитываются только полные таможенные декларации. В целях совершенствования производства таможенных операций и процедур, а также таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом, ускорения производства таможенных операций и обеспечения эффективности контроля соблюдения таможенного законодательства в России применяются электронные временные таможенные декларации. Особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, определяются в соответствии со ст. 194 комментируемого Кодекса. Комментируемой главой также установлены особенности ввоза, вывоза и таможенного декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи.Таможенному декларированию подлежит ввезенное или вывезенное фактическое количество электрической энергии. Количество электрической энергии определяется на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих ее перемещение, актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору, актов сдачи-приемки и других документов, подтверждающих фактическое перемещение электрической энергии. Фактическое перемещение электрической энергии определяется как сальдо-переток (Алгебраическая сумма перетоков электрической энергии в противоположных направлениях по всем находящимся в работе межгосударственным линиям электропередачи всех классов напряжения (п. 3 ст. 336 комментируемого Кодекса)) за каждый календарный месяц, если иной порядок определения количества электрической энергии не установлен законодательством государств - членов ТС.

На основании положений комментируемой главы идентификация товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не осуществляется, так как невозможно идентифицировать нефть, газ, нефтепродукты или электроэнергию по индивидуально-определенному признаку. Тем не менее неприменение требований по идентификации товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, не исключает возможности осуществлять таможенный контроль в иных формах в соответствии с разд. 3 комментируемого Кодекса, используя сведения, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других измерительных приборов.

Статьи по теме:

www.brokert.ru

Основные международные соглашения в области транспортировки нефти и газа

Транспортировка нефти и газа имеет ключевое значение во всём мире. Страны-потребители получают недостающие топливные и энергетические ресурсы. А для государств, поставляющих нефтегазовую продукцию, зачастую данная деятельность является ключевой и обеспечивает существенное пополнение их бюджетов. В данной статье рассмотрены основные особенности мировых соглашений и организаций в области транспортировки нефти и газа. Выявлены основные трудности, создающие помехи эффективному функционированию системы транспортировки нефтегазового комплекса: политические барьеры, географические особенности, технико-технологические трудности, вопросы экологического характера, неблагоприятные воздействия внешнего и внутреннего характера и др. Выработка оптимальных решений в сфере транспортировки нефтегазового комплекса позволит повысить эффективность и безопасность транспортировки нефти и газа. Особое место в данной статье отведено роли России, как наиболее крупному и стратегически важному производителю и экспортёру нефти и газа во многие страны мира. В современных условиях в энергетической сфере непрерывно совершенствуются технологии, методы ведения бизнеса, оперативность коммерческой информации, что повышает эффективность международной торговли, способствует развитию и совершенствованию топливно-энергетических товаров. Ключевые слова: транспортировка, экспорт, нефть, газ, нефтепродукты, транспорт, энергоресурсы, международная, трансграничная и национальная логистика.

Учёные всего мира не первый год тщетно пытаются найти альтернативу существующим энергоресурсам, исследуя возможности солнечной энергии, ветровых сооружений и прочих всевозможных заменителей нефти, газа и прочих существующих на земле ресурсов, дающих человечеству энергию. Однако, на сегодняшний день эффективных вариантов, альтернативных нефти и газу не существует. Газ, нефть и нефтепродукты на протяжении многих лет остаются главным экспортным товарным продуктом для экономики многих стран, а их перевозка также очень выгодна для транспортного комплекса [5].

Данный транспортный комплекс является особо важной составной частью национальной [13], глобальной, трансграничной, международной логистики [14,15], который формируется и развивается во времени и пространстве в соответствии миссией, целями, задачами, функциями, интегральной логикой, принципами и методами, стратегией и тактикой международной логистики, а также инновационными технологиями в логистике [16,17] по научному закону единства транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса [18]. Исследование выполнено в научной школе кафедры логистики ГУУ [19].

Отрасль транспортировки нефти и газа обеспечивает рабочими местами сотни тысяч людей во всём мире. К примеру, число трудящихся только в одной российской компании «Транснефть» составляет более 85 тысяч человек. Согласно докладу Международного энергетического агентства, рост мирового спроса на нефть и продукты нефтяного происхождения в среднем составляет 1,2 % в год. Что касается газа, то уровень ежегодного роста мирового спроса на него до 2017 года спрогнозирован на уровне 2,7 процентов.

Деятельность, связанная с транспортировкой нефти и газа, подвергается частым и существенным изменениям, которые обычно вызваны множеством причин — экономических, политических, технологических, экологических и прочих. Система мирового нефтегазового экспорта сложна и многогранна, схематично она представлена на рисунке 1.

Рис 1. Мировой нефтегазовый экспорт [8]

На данном рисунке видно, что основная часть магистральных трубопроводов расположена на евро-азиатском континенте. Здесь также обозначены передвижения нефтегазовых ресурсов по воде, из чего можно сделать вывод, что танкеры и прочие суда преодолевают немалые расстояния. Следовательно, становится очевидным, что транспортные расходы, связанные с доставкой нефти, газа и нефтепродуктов значительно повышают их себестоимость. Исходя из данных российских нефтяных компаний удельный вес транспортных расходов в общей сумме затрат достигает 26%. Для развития и совершенствования экспортных возможностей следует выбирать новые способы и средства, которые могут корректировать транспортную составляющую и оптимизировать доставку нефти, нефтепродуктов и газа.

Масштабные проблемы сферы транспортировки энергетических ресурсов могут решаются с помощью сочетания разноплановых усилий и мер. Нефть и газ относятся к категории особо опасных грузов, поэтому транспортные системы, использующиеся для их доставки, постоянно совершенствуются. Однако, данная проблема не решена и по сей день. Например, сланцевая нефть, добываемая в не малых количествах в США, содержит лёгкие летучие газы, что делает её взрывоопасной при транспортировке.

Каждая из стран, задействованных в транспортировке нефти разрабатывает нормативно-правовые документы в сфере регулирования газовых и нефтяных перевозок. Например, в Украине это Закон Украины «О нефти и газе» № 2665-III от 12.07.2001.

Ключевыми соглашениями, которые обеспечивают регулирование взаимоотношений участников газового и нефтяного бизнеса в области отношений промышленности, связанной с системой обращения добытого сырья, являются договоры переработки, транспортировки и поставки. Данные соглашения обеспечивают перемещение газа, нефти и нефтепродуктов от мест производства к местам конечного потребления. В сфере, связанной с транспортировкой нефти по магистральным сетям, существуют следующие основные виды соглашений: соглашения транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам, соглашения о хранении нефти в системе магистральных трубопроводов, соглашения на уступку прав на транспортировку нефти.

Типы и характер соглашений зависят от многих факторов: от вида продукции, от особенностей сторон соглашений, от способа доставки энергоресурсов и др. Рассмотрим наиболее традиционные способы доставки нефти и газа в рамках основных международных нормативных документов, которые их регулируют. Безусловно, наиболее дешёвым способом доставки нефти и газа традиционно считается трубопроводный транспорт.

С трубопроводным транспортом связан особый вид производственной деятельности, направленной на доставку сырья к месту назначения по трубопроводам. Магистральные трубопроводные транспортные системы включает в себя огромное количество технологически сложных агрегатов и сооружений (насосов, задвижек, компрессоров и др.), перекачивающих взрывоопасную продукцию. К примеру, организации, которые экспортируют нефть за пределы Российской Федерации, заключают контракты на её транспортировку по магистральным нефтепроводам с соответствующими организациями нефтепродуктообеспечения. Производители энергоресурсов обеспечивают таможенное оформление поставляемых за пределы страны продуктов в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и соглашением о таможенном регулировании.

Следует отметить, что магистральные нефтепроводы в мире, в своём большинстве, российские. (см. рис 1) Исключение составляет Центрально-Европейский нефтепровод и нефтепровод Ирак-Сирия. Для того, чтобы доставить энергоресурсы во многие точки земного шара, нередко используется водный транспорт.

С помощью специализированных танкеров, оборудованных двойным корпусом с целью предотвращения утечки нефти и нефтепродуктов в водоёмы, данный продукт перемещается по воде в цепи системы международных перевозок. Танкеры с двойным корпусом появились не так давно. Предпосылками их появлений послужили серьёзные аварии, возникшие в 2003 году, после чего «Международная морская организация» одобрила предложения Евросоюза об ускорении вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров, перевозящих нефть. С 2008 года были официально запрещены перевозки всех тяжёлых видов топлива на судах, не оборудованных двойным корпусом. Однако это не решило проблему утечки нефти окончательно. Аварии танкеров наглядно показывают, насколько опасно загрязнение морей и какой огромный ущерб оно может принести прибрежным государствам. Загрязнение водного пространства влияет не только на природную среду, но и на человеческое здоровье [1]. На сегодняшний день, основная масса нефти попадает в море не при авариях танкеров, а вследствие преднамеренного слива с судов загрязнённых балластных и сточных вод. Ежегодно в результате эксплуатационных потерь нефти, промывки судов, слива балластных вод в открытое море сбрасываются сотни тысяч тонн нефтепродуктов. Попытки ограничить разрушительное действие деятельности человека на океан издавна предпринимались мировым сообществом.

С целью предотвращения губительных экологических последствий в 1969 году была созвана «Международная юридическая конференция», одобрившая «Международную конвенцию относительно вмешательства в открытом море в случае аварий» и «Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью». Сущность данного документа заключается в том, что владелец судна должен возместить ущерб, который был им нанесён другому государству в случаях разливов нефти(нефтепродуктов) или возникновении аварий. Задачи Конвенции регламентировали ответственность и установление единых нормативов, правил и процедур несения ответственности за утечку и слив нефти и нефтепродуктов из судов.

На сегодняшний день, «Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов» содержит нормативы максимального количества слива нефти, скорости её сброса, пределы допустимых расстояний сброса нефти (нефтепродуктов) от берега. В Конвенции приводятся требования к конструкции и оборудованию нефтяных танкеров, содержатся «Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов». Суда с опасными грузами должны быть оборудованы системой сепарации или фильтрации для слива из машинных отделений вместе с бортовыми танками для хранения нефтяных остатков из сепараторов и после очистки. На танкерах должен находится план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, одобренный администрацией.

На всех судах в обязательном порядке ведутся специальные журналы нефтяных операций, в которых фиксируются все операции с нефтью. Данные по нефти и нефтепродуктам записываются с учётом точности измерительных устройств, которые в обязательном порядке установлены на судоходном транспорте. Журналы должны быть пронумерованы и подлежать проверкам морскими администрациями стран-участниц Конвенции. В международном масштабе существуют различные морские организации, которые проводят большую и плодотворную работу по повышению безопасности перевозок грузов морем и защите природной среды от загрязнений с судов. На данные организацию возложены следующие задачи:

  • контроль выполнения требований международных договоров и прочего законодательства по безопасности судоходства;
  • контроль и обеспечение пожарной безопасности;
  • проверка готовности аварийно-спасательных служб;
  • расследования катастроф, аварий и др. [9].

Интенсивная деятельность научно-практического характера, которая обслуживает сам механизм судоходного бизнеса помогает мировой транспортной инфраструктуре, успешно функционировать и преодолевать многие международные катаклизмы (в том числе нынешний, связанный с войной в Ираке).

Экспертно-консультационную работу ведут фрахтовые биржи и фрахтовые брокерские и научно-исследовательские фирмы, которые снабжают государственные учреждения и частный бизнес всей необходимой профессиональной информацией. Это позволяет решать часто возникающие серьёзные проблемы транспортировки нефти. Уровень фрахтовых ставок на транспортировку нефти постоянно колеблется под влиянием спроса на тоннаж на мировом рынке. Постепенно в мире сложилась сложная, но успешно функционирующая рыночная структура, которая позволяет активной конкуренции поддерживать уровень фрахтовых ставок на приемлемом уровне, несмотря на существование монопольных секторов и внутрикорпоративных взаимосвязей. В частности, система шкалы ставок «Уорлдскейл», учитывает базисные условия эксплуатации танкера с типовыми заданными характеристиками и действует на протяжении 35 лет. По сравнению с нефтью транспортировка газа является более сложной и имеет множество нюансов. Особенность газа состоит в том, что его хранение и транспортировка осуществляются с использованием замкнутых ёмкостей.

Крупнейшим мировым экспортёром газа по трубопроводам является Россия (в 2013 объём поставок составил около 21% глобального экспорта). В том же 2013 году на втором месте по объёмам поставок газа находился Катар (12,2%), а третье место заняла Норвегия (10,2). Среди стран-импортёров газа лидирует Япония (11,5% мирового импорта), Германия (9,3%), а также США (8%) [3]. На международные рынки основной объем товарного газа поставляется по трубопроводам, что определяет стабильную географическую привязку поставщиков и потребителей. К примеру, структура транспортировки газа на экспорт в Европу, выглядит следующим образом:

Рис. 2. Структура транспортировки российского газа на экспорт в Европу в процентах [2]

Исходя из выше обозначенной схемы, можно отметить что более половины от общего объёма поставляемого на экспорт российского газа отправляется транзитом в Европу через Украину. Периодически на данной ветке поставок возникает ряд политических проблем. К примеру, в 2006 и 2009 г., украинская сторона какое-то время осуществляла несанкционированный отбор природного газа, предназначенного для европейских потребителей. Эксперты опасаются, что осложнившиеся политические взаимоотношения меду Россией и Украиной могут вызвать перебои поставки газа в Европу. Кроме всего прочего, данная газотранспортная система, построенная в советское время, имеет неудовлетворительное состояние: трубопроводные системы и арматура физически и морально серьёзно изношены.

Компания «Газпром» начиная с 2014 года пытается вести переговоры с европейскими компаниями, которые стали бы управлять транзитом газа в Европу через Украину. Таким образом, ответственность и риски за действия украинских политиков, а также за технические аварии на трубопроводе, нуждающимся в ремонте, с российской стороны были бы сняты. Частичной альтернативой, с точки зрения диверсификации поставок газа украинскому потоку, могли бы стать два новых газопровода. В 2015 году «Газпром» и европейские партнёры подписали соглашение по «Nord Stream». Однако, полностью отказаться от Украины с помощью данного проекта на сегодняшний день возможным не представляется, поскольку мощности здесь пока не сопоставимы.

Вторая ветка газотранспортного снабжения, которую без преувеличения можно назвать «проблемной», под названием «Голубой поток», связана с внезапно осложнившимися взаимоотношениями России и Турецкой Республики. Объем экспорта газа по данному направлению составляет 9 %. (см. рис. 2) Следует отметить, что данное газотранспортное сооружение по его технологическим параметрам не имеет мировых аналогов. При строительстве «Голубого потока» была применена специальная экономичная и надёжная технология, со встроенной автоматической системой управления, которая стабильно обеспечивает без гидратный и однофазный транспорт газа по подводной части газопровода [10].

В последнее время споры экспертов по поводу возможного ослабления «Голубого потока» в связи с обострившимся политическим конфликтом между Россией и Турцией, не умолкают. Существую опасения, что если это все-таки случится, то Европе придётся компенсировать потери энергоресурса за счёт Ирана и каспийского газа, что приведёт к газовой зависимости Европейских стран от политически неуравновешенного юго-восточного партнёра. Как правило, стандартная цепочка поставок по движению газа от скважины к потребителю выглядит так: от места производства газ отправляют в компанию, которая осуществляет его транспортировку по магистральным трубопроводам, после чего газ транспортируется в сбытовые компании, далее газ распределяется в места потребления.

Транспортировка газа по магистральным трубопроводам регулируется многосторонними договорённостями между станами и актами международных организаций. Одним из таких актов является международная «Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву», которая была заключена в декабре 1982 года. Конвенция позволяет странам, которые не имеют выходов к водному пространству, гарантированно осуществлять свободный транзит через территории стран транзита любыми транспортными средствами (в том числе, газопроводы при наличии соглашения).

На уровне Европейского союза также было принято несколько документов, регулирующих газовую индустрию, в частности, и доступ к газотранспортным сетям в Европе. Общая тенденция в сфере доступа к газовым сетям в Евросоюзе связана ужесточением стандартов разъединения системы транспортирования и распределения, с целью обеспечения либерализации рынка газа и электрической энергии.

Перевозка нефти и газа по железной дороге — достаточно дорогостоящий и небезопасный способ. Данный вид транспортировки этанола и сырой нефти, в последние годы, активно практикуется в США и Канаде. Это сопряжено с рядом серьёзных проблем: на железнодорожных путях возникают серьёзные заторы железнодорожного транспорта, часто происходят катастрофы и пожары. Мировое сообщество озабочено данной проблемой. Масштаб договорённости в области перевозки энергоресурсов железнодорожным транспортом на мировом уровне пока что относительно скуден.

В мае 2016 года в Тегеране состоится первая международная конференция под названием «Нефть. Железные дороги и Порты.» Это первая конференция, где соберутся представители 95 стран мира, посвящённая сотрудничеству между железной дорогой и нефтегазовой промышленностью. В ходе данного мероприятия будут рассмотрены и вопросы, касающиеся развития межконтинентальных и международных «коридоров» железнодорожных перевозок, партнёрских отношений, объединяющих главных представителей нефтяной промышленности. На конференции будет рассмотрен вопрос нормативно-правовой базы международной транспортировки нефти и перевозки опасных грузов по железной дороге – стандарты совместимости, управления составами, охраны и безопасности. Будут задеты вопросы создания единой мировой базы оцифровки данных и интеллектуальной системы управления поездами [12].

Важным международным соглашением, регламентирующим сферу транзита энергоресурсов, является заключённый в Лиссабоне в 1994 году Договор к Энергетической хартии. Данный документ является первым в мировой практике торговым, инвестиционным и транспортным многосторонним международным соглашением в области энергетики, который установил правила транзита, с учётом специфики энергетических ресурсов. Следует отметить, что договор к Энергетической хартии предоставляет лояльные условия государствам - потребителям энергии, но менее выгоден тем, кто её производит. По этой причине Россия отказалась присоединяться к данному соглашению [11].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать заключение, что международные соглашения и организации в области транспортирования нефти и газа, разрабатываемые и совершенствующиеся в течении нескольких десятилетий, позволили достичь определённого уровня и мирового порядка в сфере поставок нефтегазовых ресурсов.

Стоит отметить, что в современном мире поток трудностей, возникающих в данной сфере достаточно объёмен и многогранен. Какая-либо возникшая проблема, может потянуть за собой ряд других. Накалённая экономическая и политическая обстановка и резкие колебания цен на энергоресурсы, также усугубляют положение на рынках поставок газа, нефти и нефтепродуктов. Действующие магистральные трубопроводы постепенно изнашиваются, а судоходный транспорт до сих пор не обеспечивает должной экологической безопасности мировому водному пространству.

Решая проблемы и оптимизируя деятельность области транспортировки продукции нефтегазовой отрасли, не стоит забывать об инновациях. Ежегодно в Мире появляются множество новых проектов и решений, которые могут быть направлены на совершенствование системы транспортировки нефти и газа. Например, тяжёлые стальные магистральные трубопроводы, подвергающиеся коррозии можно постепенно заменять на трубопроводы из специализированного прочного негорючего пластика. Экологические проблемы могут помочь решить специальные технологии, разрабатываемые учёными-биологами, помогающие, например, без вреда и последствий уничтожить нефтяную плёнку на поверхности водного пространства.

Не стоит забывать и о дополнительных мерах, связанных с обеспечением безопасности всех видов транспорта, осуществляющих транспортировку нефти и газа. В последнее время о терроризме говорят очень много, но мало кто затрагивает вопросы безопасности танкеров, суден, магистральных трубопроводов, железнодорожного и воздушного транспорта, перевозящих нефть и газ. Танкеры в Сирии нередко захватывают и пираты, которые также могут их подорвать. Последствия таких катастроф могут быть несоизмеримы как для отдельных государств, так и для человечества в целом. Для того, чтобы обезопаситься от подобных угроз, международные сообщества должны принимать совместные решения.

Предотвращать возможные теракты можно с помощью усиленной охраны трубопроводов и прочего транспорта, а также с помощью спутников и навигационных устройств. Не стоит забывать и новых разработках учёных. Инновационный способ борьбы с террористами с помощью технических средств, в начале 2016 года предложил британский инженер Роберсон. Небольшой прибор в будущем сможет сканировать людей, проходящих на расстоянии нескольких десятков метров. В случае опасности, прибор тут же подаёт сигнал. Данный аппарат может реагировать на металлические и не металлические взрывчатые вещества. Пока данная продукция находится на стадии тестирования. Впоследствии прибор расширят и появится возможность использовать его на больших открытых пространствах [8]. Вполне возможно, что данные приборы в недалёком будущем станут использовать для своих потребностей компании, транспортирующие опасные грузы.

Говоря о данном вопросе, не стоит забывать и о политических аспектах. Случаи, когда кто-либо желает «наказать» одну страну, нарушая её обязанности и права по перемещению энергетических ресурсов, недопустимы. Это может нарушать баланс и равновесие жизнедеятельности многих государств. Избегать подобных проблем могут помочь дополнительные международные договорённости. К примеру, таким соглашением могут стать правила наложения (применения) санкций к отдельному государству, где будет содержаться принцип недопущения применения санкций в области связанной с транспортировкой, экспортом и перемещением энергоресурсов.

Мировой опыт показывает, что при проявлении активного сотрудничества основных участников рынка, решение большинства выше обозначенных задач посильно международному сообществу.

novainfo.ru

ДОГОВОР ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ПО МАГИСТРАЛЬНОМУ НЕФТЕПРОВОДУ

НЕФТЕПРОВОДУД.Д. ЛОГОФЕТЛогофет Данила ДмитриевичЮрист в международной юридической фирме "Герберт Смит". Внешний экзаменатор юридического факультета Лондонского университета. Специалист по гражданскому праву, проблемам трубопроводного транспорта.Родился 19 ноября 1977 г. В 1999 г. окончил юридический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова. Имеет публикации о магистральных нефтепроводах в юридических журналах.Договор транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу (далее - договор ТНМН) - явление в российском праве сравнительно новое. Отношения по трубопроводной транспортировке нефти превратились в самостоятельный вид деятельности, в правовом смысле, лишь в результате приватизации российской нефтегазовой отрасли. В 1993 г. во исполнение Указа Президента РФ от 17 ноября 1992 г. Правительством РФ была учреждена акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" в форме акционерного общества открытого типа (далее - Транснефть) . Новый вид деятельности, осуществляемый Транснефтью, потребовал и соответствующего договора.--------------------------------САПП РФ. 1992. N 22. Ст. 1878.Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 810 "Об учреждении акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть".Правовое регулированиеВ настоящее время единственным актом на уровне федерального закона, регулирующим имущественные отношения в этой сфере, является Гражданский кодекс РФ. При этом, поскольку договор ТНМН является договором, не поименованным в ГК, нормы Кодекса могут применяться к нему только в той степени, в которой позволит аналогия закона.Единственным подзаконным нормативным актом, специально регулирующим отношения по нефтепроводной транспортировке нефти, до сих пор остается Приказ Минтопэнерго от 5 октября 1995 г. N 208 , утвердивший Положение "О приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов" (далее - Положение о движении нефти). Помимо регулирования отношений между Транснефтью и рядом государственных органов по поводу согласования и утверждения квартальных графиков экспорта нефти этот документ достаточно подробно описывает порядок осуществления деятельности по ТНМН. Прежде всего устанавливается, что транспортировка нефти должна осуществляться Транснефтью на основании договора. Далее Положение устанавливает ряд требований относительно порядка и условий сдачи и приема нефти к транспортировке, качества нефти, порядка расчетов между отправителями и Транснефтью, отчетности между участниками транспортировки, возмещения убытков, связанных с потерей нефти при авариях, и т.д.--------------------------------Документ официально опубликован не был. Источник - СПС "".Из Положения о движении нефти видно, что на момент его принятия Минтопэнерго РФ рассматривало Транснефть в качестве подчиненной организации, деятельностью которой министерство может руководить посредством такого рода документов. Однако налицо ситуация, когда федеральный орган исполнительной власти регулирует договорные отношения самостоятельных юридических лиц (Транснефти и ее контрагентов), при этом значительно превышая свои полномочия . Помимо того, что Положение о движении нефти противоречит ст. 421 и п. 2 ст. 1 ГК как нормативный акт, незаконно ограничивающий свободу договора, этот акт не зарегистрирован Министерством юстиции и не опубликован, а следовательно, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений . Несмотря на вышесказанное, Положение о движении нефти в соответствии со стандартной формой договора ТНМН является неотъемлемой частью этого договора и в силу этого должно соблюдаться его сторонами.--------------------------------См.: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 30 мая 1993 г. N 504 "Об утверждении Положения о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации".Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".В связи с отсутствием каких-либо действующих нормативных актов, непосредственно посвященных договору ТНМН, анализируются договоры ТНМН, заключаемые на практике. За основу принят стандартный текст договора, использованного Транснефтью в 2001 г.Предмет договораДоговор определяет свой предмет как "услуги по транспортировке нефти грузоотправителя по системе магистральных нефтепроводов". При этом термин "транспортировка" собирательный и определен договором как "услуги по выполнению заказа и диспетчеризации, обеспечению приема, перекачки, перевалки, слива, налива и сдачи НЕФТИ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ (выделено автором - Д.Л.)". Как видно, основной целью такого договора является доставка и сдача нефти грузоотправителя в пункте назначения. В таком виде цель и предмет договора полностью совпадают с договором перевозки груза. Этот вывод построен на одном главном допущении - "нефть грузоотправителя" является грузом, т.е. индивидуально определенной вещью.В качестве "груза" сдаваемую в систему магистральных нефтепроводов нефть предлагает рассматривать Инструкция по учету нефти , п. 1.1 которой установлено, что: нефть является грузом для транспортирования по системе магистральных нефтепроводов, а п. 1.2 закрепляет, что "предприятия АК "Транснефть"... производят транспортировку нефти (в качестве груза) по магистральным нефтепроводам на основании договоров, заключаемых с производителями (грузоотправителями) нефти в порядке, установленном Минтопэнерго России".--------------------------------Инструкция по учету нефти при ее транспортировке, утвержденная Транснефтью 1 июля 1995 г. Документ официально опубликован не был.Однако другие положения договора и практика его исполнения не дают оснований принимать такое допущение и согласиться с тем, что сданную в систему нефть можно рассматривать как груз (в понимании ГК РФ).Выделим основные обязательства сторон по этому договору, а именно Транснефти и лица, сдающего нефть для транспортировки, именуемого в договоре "грузоотправитель" (которого уместней называть просто "отправитель").Основными обязанностями Транснефти являются следующие: осуществление координации транспортировки нефти; обеспечение приема нефти грузоотправителя в пункте отправления для ее последующей транспортировки в соответствии с маршрутными поручениями; обеспечение транспортировки соответствующей партии нефти грузоотправителя от пункта отправления до пункта назначения в течение срока, указанного в маршрутном поручении; обеспечение сдачи нефти в пункте назначения в количестве, указанном в маршрутном поручении.Основными обязанностями грузоотправителя являются обязанности сдать Транснефти в пункте отправления нефть, заявленную для транспортировки; произвести оплату услуг Транснефти; обеспечить прием нефти в пункте назначения.Анализ текста договора показывает, что в одних случаях договор оперирует понятием "нефть грузоотправителя", в других - "партия нефти грузоотправителя", а в третьих - "нефть". Только один из этих терминов - "нефть грузоотправителя" - подразумевает идентификацию нефти как груза, ее отделение от любой другой нефти, принадлежащей другим грузоотправителям. Как показано выше, этот термин используется лишь при описании обязанностей Транснефти по приему нефти от отправителя в пункте отправления.Для описания объекта действий Транснефти при транспортировке договор использует термин "соответствующая партия нефти грузоотправителя". Согласно Инструкции по учету нефти "партией нефти считается количество нефти (смеси нефтей), однородной по показателям качества, сопровождаемое одним транспортным документом и направляемое на один конечный ПСП (приемосдаточный пункт)" (п. 2.2). Следовательно, под партией нефти грузоотправителя понимается не индивидуально определенная нефть, но лишь определенное количество однородной нефтяной смеси.Когда в договоре речь идет о сдаче Транснефтью нефти в пункте назначения, используется термин "нефть". При этом у такой "нефти" есть только две характеристики - качество и количество.Таким образом, в соответствии с договором объектом действий Транснефти по транспортировке, а также объектом действий обеих сторон по сдаче-приему нефти в пункте назначения является нефть родовая, а не индивидуально определенная.Это в действительности соответствует тому, что происходит при исполнении договора ТНМН. Попадая в систему нефтепроводов, нефть грузоотправителя смешивается с нефтью других грузоотправителей и таким образом теряет свою индивидуализацию (обезличивается). В силу этого в пункте назначения грузополучателю в действительности выдается не сданная грузоотправителем нефть, а нефть, схожая с "нефтью грузоотправителя" лишь по количеству и качеству.Следует отметить и еще одну особенность исполнения договора. В системе магистральных нефтепроводов нефть перемещается в общем потоке, и выделить нефть конкретного грузоотправителя невозможно. Фактически это означает, что Транснефть не может точно проследить и определить, достигла ли нефть грузоотправителя пункта назначения или нет. Таким образом, перемещение нефти конкретного грузоотправителя является лишь предположением, фикцией. Теоретически Транснефть может выполнить свою обязанность по сдаче нефти в пункте назначения, вообще не осуществляя какого-либо перемещения нефти грузоотправителя. Обязанность же Транснефти обеспечить перемещение и сдачу конкретной нефти в большинстве случаев является технически невыполнимой. В соответствии с Положением о движении нефти "предприятия нефтепроводного транспорта производят взаимопередачу соответствующих количеств нефти, указанных в маршрутных телеграммах, начиная с производственного объединения магистральных нефтепроводов, принимающего нефть от производителя (грузоотправителя), в порядке очередности их поступления" (п. 12).Следовательно, действия Транснефти заключаются не в перемещении конкретного груза, а в обеспечении функционирования всей системы магистральных нефтепроводов или определенных ее частей с тем, чтобы к определенному сроку обеспечить наличие заданного количества нефти в пункте назначения.Таким образом, у действий Транснефти появляется некий овеществленный результат, поэтому предмет договора ТНМН усложняется по сравнению с отношениями по оказанию услуг, в частности по перевозке грузов, где такой результат отсутствует.Поскольку действия Транснефти не направлены на нефть конкретного грузоотправителя, интересы последнего смещаются от действий Транснефти по перемещению нефти грузоотправителя к получению определенного количества нефти в пункте назначения. Именно это становится главной целью договора для отправителя, а не то, каким образом Транснефть будет управлять своей системой нефтепроводов. В силу этого договор приближается к группе договоров о передаче имущества, и его предмет может быть сформулирован следующим образом.По договору ТНМН Транснефть обязуется принять определенное количество нефти от отправителя на одном узле магистрального нефтепровода (пункт отправления) и выдать управомоченному на получение нефти лицу такое же количество нефти (с учетом технологических издержек) на другом узле магистрального нефтепровода (пункт назначения). Отправитель обязуется передать соответствующее количество нефти Транснефти в пункте отправления, принять нефть в пункте назначения и оплатить установленный тариф.Если анализировать договор ТНМН как договор о передаче имущества, то в его предмете следует выделить два объекта. Объектом первого рода здесь выступают действия сторон по передаче определенного количества нефти, а объектом второго рода соответственно является определенное количество нефти. В таком случае неясным остается только объем передаваемых имущественных прав на нефть, т.е. кто является собственником нефти, находящейся в системе. Договор не содержит каких-либо указаний относительно этого вопроса.Право собственности на нефть при транспортировкеПроанализируем, что происходит с нефтью и с правом собственности на нее при исполнении договора ТНМН. Приводит ли смешение нефти в системе магистральных нефтепроводов к возникновению права общей долевой собственности на смесь у всех соответствующих отправителей?По общему правилу, установленному ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (п. 1 ст. 244). В силу указанной статьи ГК общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц лишь неделимого имущества либо имущества, не подлежащего разделу в силу закона. В случаях с делимыми вещами общая собственность возникает лишь в случаях, предусмотренных законом или договором.Последнее правило распространяется на смесь нефти, образующуюся в нефтепроводе, поскольку это вещь делимая (ее раздел возможен без изменения ее назначения). Закон режима общей собственности в этом случае не предусматривает. Не делают этого и стороны рассматриваемого договора ТНМН.Учитывая эти положения ГК, остаются лишь два варианта решения вопроса собственности на нефть в системе: право собственности сохраняется за отправителем либо переходит к Транснефти.В первом случае сложность заключается в том, что сданная отправителем нефть смешалась с нефтью третьих лиц и не может быть идентифицирована. Специфика же права собственности традиционно усматривается в том, что его объектом могут служить только индивидуально определенные вещи . Сдав в соответствии с договором нефть в систему, отправитель лишается возможности истребовать ее обратно либо распорядиться ею. Вместо этого у него появляется лишь право требования выдать определенное количество нефти, распорядиться которым (исключительно в порядке цессии прав по договору ТНМН) он вправе только с согласия Транснефти. Таким образом, признать право собственности на нефть в системе за отправителем невозможно.--------------------------------Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Суханова Е.А. С. 475 - 476.Второй вариант предусматривает переход права собственности на сданную отправителем нефть к Транснефти. Сдавая свою нефть Транснефти, отправитель передает право собственности на нее Транснефти, а Транснефть, в свою очередь, обязуется передать в собственность отправителю другую нефть. В этом случае договор ТНМН максимально приближается к договору мены, по которому в обмен на нефть отправителя в пункте отправления Транснефть предоставляет отправителю другую нефть в пункте назначения. Представляется, что на данный момент это единственный путь объяснить отношения собственности между Транснефтью и отправителем.Мнения по поводу предмета договора ТНМН,высказанные в литературеПравовые вопросы трубопроводного

МОГУТ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ПО ВЫДАЧЕ ОРДЕРА СТАЖЕРУ АДВОКАТА НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТАКОГО ОРДЕРА В СУД СТАЖЕРОМ ПРИ НАЛИЧИИ ДОВЕРЕННОСТИ КЛИЕНТА СОДЕРЖАТЬ СОСТАВ КАКОГО-ЛИБО ПРЕСТУПЛЕНИЯ?  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru