Потребление нефти на душу населения (кг) в некоторых развитых странах. Потребление нефти в японии


Обзор энергетики Японии

Краткая справка по экономике страны

  • Япония является одной из наиболее развитых экономик мира. Основным источником роста экономики в конце 20 века стало стремительное развитие машиностроения и электроники. Однако, в последние 20 лет Япония борется со стагнацией экономики – реальный рост ВВП в 2000-2014 гг. составил 0,8%. В следующие 15 лет среднегодовой рост реального ВВП ожидается на уровне 1,2%.
  • Помимо машиностроения и электроники, в Японии развиты сектора нефтепереработки, производства стали, лов рыбы и переработка морепродуктов (Япония владеет 15% мирового рыболовного флота).
  • Основными торговыми партнерами Японии являются КНР, США, Республика Корея и страны Ближнего Востока.

Развитие энергетики Японии

  • Япония - самый крупный импортер СПГ, занимает второе и третье место в мире по объему импорта угля и нефти соответственно.
  • Основным потребителем нефти является нефтеперерабатывающая отрасль – третья по величине среди стран АТР после Китая и Индии, а также энергетика. Уголь и СПГ используются, в основном, электрогенерирующими компаниями.
  • Основную долю в энергобалансе занимают нефть, уголь и газ, потребление которых выросло после закрытия атомных электростанций в 2011 г. из-за аварии на АЭС Фукусима, что привело к увеличению импорта энергоресурсов и росту цен на электроэнергию (в Японии одни из самых высоких цен на электроэнергию в мире). Однако, в будущем ожидается значительно снижение потребления нефти и газа электрогенерацией в результате возобновления работы АЭС.
  • Япония имеет один из самых низких уровней энергоемкости экономики в мире благодаря внедрению новейших технологий производства. Прогнозируется дальнейшее снижение энергоемкости и потребления энергоресурсов. Рост спроса на электроэнергию следующие 15 лет ожидается на уровне ~0,5% в год.
  • Государство ведет курс на развитие чистых источников энергии, субсидируя развитие электромобилей и транспорта на топливных элементах, использующих водород как источник энергии.

Основные игроки энергетического рынка Японии

Крупнейшие производители (форма собственности):

  • Нефть и Газ: Inpex Corporation (част), Japan Petroleum Exploration Company (част)
  • Электроэнергия:Tokyo Electric Power Co (част), Tohoku Electric Power Co (част)
Крупнейшие потребители:
  • Нефть и Газ: JX Nippon, Cosmo Oil (част), Idemitsu Kosan (част)
  • Уголь: Tokyo Electric Power Co, Tohoku Electric Power Co
  • Электроэнергия: Japan Steel Works (част), Sumitomo (част), Toyota (част), Mitsubishi (част)
Крупнейшие страны-поставщики энергоресурсов (доля импорта в 2013-14 гг.):
  • Нефть: Саудовская Аравия (34%), ОАЭ (24%), Катар (11%), Россия (8%)
  • Газ: Австралия (18%), Катар (16%), Малайзия (15%), Россия (9%)
  • Уголь: Австралия (~37%), Индонезия (~20%)

Экспертные данные

  • Общий уровень потребления энергии в стране снижается (на 6% к 2030 г.) в связи с сокращением и старением населения и структурными изменениями в экономике.
  • Несмотря на провозглашенную политику отказа от атомной генерации текущее правительство планирует вернуть в эксплуатацию несколько АЭС (ужесточив требования по безопасности) в связи с ростом цен на электроэнергию внутри страны и существенной стоимостью импортируемого СПГ. При этом не ожидается строительство новых АЭС (помимо 2-х строящихся: 1,37 ГВт в 2018 г. и 1,38 ГВт в 2021 г.), однако правительство может продлить срок службы имеющихся с 40 до 60 лет.
  • Основным источником генерации является газовая генерация. Рассматривается предложение включить СПГ в перечень «базовых источников электроэнергии», что поставит перед правительством стратегическую задачу обеспечения его стабильных поставок по низким ценам.
  • В стране развивалось ВИЭ, что было обусловлено тарифным стимулированием со стороны государства. При этом доля ВИЭ в потреблении энергоресурсов (2,5%) осталась существенно ниже, чем в Германии (10%) схожей по уровню технологического развития. В настоящее время правительство не рассматривает поддержку ВИЭ в качестве одного из направлений своей деятельности.
  • В настоящее время реализуется третий этап реформ электроэнергетики: до 2020 года планируются разделение передающего и распределяющего секторов, окончательная либерализация розничных тарифов на электроэнергию. В результате реформы развитие ВИЭ будет полностью зависеть от экономической эффективности.
  • Полное дерегулирование газового сектора предполагается завершить в 2022 году. Однако начало дерегулирования уже привело к росту цен на электроэнергию, что в конечном итоге приведет к снижению потребления энергоносителей.
  • Многие устаревшие мощности угольной и газовой генерации будут заменены новыми к 2030 году, что увеличит их эффективность на 20-25%.
  • Существуют планы по строительству 40 станций генерирующих электроэнергии из угля, в том числе малые станции (100 MW), т.к. к ним не применяются ужесточенные экологические требования.

asiavector.ru

Потребление нефти на душу населения (кг) в некоторых развитых странах

   
Австрия
Люксембург
Бельгия
Нидерланды
Великобритания .1302
Норвегия
Германия
Португалия
Греция
США
Дания
Финляндия
Ирландия
Франция
Исландия
Швейцария
Испания
Швеция
Италия
Япония

В России потребление нефти (включая ГКЖ) надушу населения в 1990 году составило 1500 кг, в 1994 - 1290 и в 1995 году - 1230 кг. И при этом к 2002 году Россия вышла на первое место в мире по экспорту нефти — поразительное достижение!

Итак, треть потребляемой в США энергии приходится на нефть. В Японии — более 50 %. Где-то меньше — четверть, как у нас, а где-то существенно больше.

Итак, если нефть будет труднодоступна — разве это критично для современной цивилизации? Уж на четверть-то ужаться в своих потребностях можно!

Можно. Но давайте посмотрим на некоторые частные моменты.

КРОВЬ ЗАПАДА, ЛИЦО ЗАПАДА

Может возникнуть вопрос: а так ли уж важна для современной цивилизации именно нефть? В мире есть газ, уголь, атомная энергия;

да и неистощимая термоядерная энергия может быть получена в любой момент.

К сожалению или к счастью, без нефти современная цивилизация приобретет совсем иной облик. Кстати, современная цивилизация — это синоним термина “цивилизация западного типа”. Справедливо это или нет, но мы считаем национальную цивилизацию тем более современной, чем больше она похожа на среднезападную, которая, в свою очередь, должна быть похожей на американскую.

Так вот именно нефть определяет лицо западной цивилизации. Это не просто треть потребляемой энергии, это лучшая, самая деликатесная треть. Вспомните, что было выставлено в витрине Запада, когда мы с ним находились в конфронтации? Автомобили, автострады, самолеты, коттеджи и изобилие продуктов (благодаря развитому сельскому хозяйству). Именно этим американцы и победили русскую интеллигенцию, после чего посыпалось и все остальное. Почти весь этот перечень полностью или в значительной. степени зависит от нефти. Что еще есть на Западе такого привлекательного? Разве что Голливуд, в фильмах которого мы и могли увидеть автомобили, автострады, самолеты, коттеджи и изобилие продуктов.

Почему в США так много потребляют нефти?

Это автомобиль, без которого американец — как монгол без коня.

Это грузовой автомобиль, на котором базируется, наверное, лучшая в мире система розничной торговли.

Это тепло- и электроснабжение — там очень распространены автономные источники, энергогенераторы, в масштабе дома или небольшого комплекса, хотя и теплостанций на угле и газе тоже достаточно.

Это индустрия удобрений и сельскохозяйственная техника, без которых Америка не имела бы в руках “продовольственного оружия”. Это водокачки — сельское хозяйство Америки, в значительной степени, поливное.

И это не только Америка или Япония, где нефть занимает в балансе даже 50 %.

Приходится ли вам ждать автобуса на остановке? Чтобы скоротать время, попробуйте найти вокруг вещи и явления, имеющие отношение к нефти или без нее вообще невозможные.

Вот шуршат мимо шинами шикарные и не очень автомашины. Едут они на бензине или солярке (дизельном топливе), а это продукт переработки нефти. Их шины сделаны из синтетических каучуков и некоторых других веществ, а это — нефтехимия. Ну и как же им существовать без нефти? И краска на автомобиле тоже имеет отношение к нефти, и множество пластмассовых деталей.

В небе след от пролетевшего самолета — его турбины работают на авиационном керосине, он производится тоже из нефти. Кстати, без разнообразных машинных масел и смазок современная техника не работает, причем даже обычный автомобиль требует 4—5 различных их сортов, а военный корабль — несколько десятков.

Посмотрим под ноги. Асфальт для дорог, в конце концов, — тоже нефть. Современный асфальт — продукт нефтепереработки. Это смесь нефтепродукта (гудрона) с песком и щебнем. А гудрон представляет собой смесь битума с известковым порошком. Битум получается из нефти после извлечения бензина, солярки и мазута. Не было бы нефти — производство асфальта было бы очень затруднительным. Не невозможным — битум есть и в других ископаемых, даже в торфе, но там его мало. В качестве связующего можно использовать продукты переработки каменного угля (каменноугольный пек), но продукт будет хуже и дороже. То есть строительство дорог станет дороже, и кому-то машина уже окажется не по карману — следовательно, автомобилистов будет меньше. А чем меньше масштабы какого-то производства — тем единица продукции становится дороже.

Итак, исчезни нефть — и, в конце концов, новое дорожное строительство вряд ли будет возможным, да и поддержание в рабочем состоянии уже построенного затруднится.

Ремонт дорог — целая индустрия. По нормативу, в Московской области за зиму дорожное покрытие замерзает и оттаивает 40 раз. 40 раз вода, превращаясь в лед, расширяется и углубляет трещины. Сразу после исчезновения нефти всего в течение 5—10 лет асфальтовые дороги у нас станут совершенно непроезжими. Правда, если по ним будут продолжать ездить... В Америке дороги подолговечнее — но и только. Без ремонта они потрескаются и в Оклахоме.

А есть некоторые вещи, на первый взгляд не имеющие отношения к нефти. Дома, одежда... Но все современные строительные материалы очень энергоемки в производстве, а ткани, используемые в легкой промышленности, являются продукцией органического синтеза либо вы-сокомеханизированного сельского хозяйства.

Поэтому когда закончится нефть — исчезнет и современная, часто называемая автомобильной цивилизация. Подобное эпохальное событие трудно даже вообразить, что свидетельствует об ограниченности нашего воображения, а не о невозможности или малой вероятности самого события. Автомобиль вовсе не правило, не закон природы, это не такой извечный спутник гомо сапиенса, как ячмень или собака. Он, скорее, исключение и, при всех его положительных качествах, не обещает полного счастья для человечества. Подозреваю даже, хотя и не могу доказать, что можно быть счастливым и без автомобиля. Наши прадеды, возможно, видели автомобиль, но мало кто на нем ездил, — а они прожили насыщенную и небезрадостную жизнь.

В структуре потребления энергоносителей нефть занимает очень важное место — она придает жизни “западное качество” — обеспечивая, по сравнению с твердым топливом, большую экологичность, а по сравнению с газом, атомной и гидроэнергией — большую мобильность.

Жидкое топливо — самое удобное в перевозке и хранении, а удобное — значит, наиболее экономичное, заменить его трудно. Даже сжиженный газ менее удобен, а главное — его тоже не очень много, хватит даже на меньший срок, чем нефти.

И даже после приручения термоядерной энергии наша “прозападная” цивилизация не сохранит привычного нам облика. Проект трактора с термоядерным двигателем — это уж точно фантастика. Термояд даст только электричество, неудобное в мелкой расфасовке. В какое топливо для индивидуального транспорта можно преобразовать электричество?

С электромобилями что-то не очень получается. Что можно синтезировать химическое? В качестве источника энергии для автомобиля можно использовать лишь водород, получаемый электролизом, но водородная технология нуждается в серьезной доработке. Когда-то, до

Первой мировой войны, германские инженеры мечтали об электротракторах. И мы их даже испытывали, электроплуги числились в плане ГОЭЛРО — но это оказался тупиковый путь, трактора с ДВС оказались выгоднее.

Может быть, при наличии дешевой электроэнергии можно синтезировать из воды и воздуха углеводороды, тот же бензин? Никогда о таких технологиях не слышал. Может быть...

Конечно, дешевое электричество от термоядерных станций получить возможно. “Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”. Отодвигается мирный термояд, все в более и более сияющие дали. Не скоро и опытный реактор построят, если построят вообще.

С другой стороны, потребление нефти имеет двоякий характер. Помимо прочего, нефть — не только топливо, еще и оргсинтез: часть ее расходуется не на выработку энергии, а в качестве сырья в производстве различных продуктов, вплоть до кормовой белковой массы. Но это экзотика, а вот лако-краски, синтетические волокна, современные строительные и конструкционные материалы — суть результат орг-синтеза.

Интересно, что в сравнении производства в позднем СССР и США, по многим статьям, не только по ядерным бомбам, был достигнут паритет. А в отраслях, базирующихся на оргсинте-зе, разница была разительной. По синтетическим волокнам, по пластмассам — количественно в десятки раз в пользу Америки и настолько же качественно!

И вот именно эти, прогрессивные отрасли, то, что отличало западный образ жизни от советского — попадает под удар дефицита нефти. То есть итогом становится, если можно так выразиться, качество жизни.

Но и количество тоже. Вот на поле грохочет трактор. Работает он на солярке. Современное сельское хозяйство — это во многом преобразование минеральных калорий в пищевые. В некоторых странах — уж точно, причем именно в странах с развитым, по современным понятиям, сельским хозяйством.

Сельское хозяйство — предмет зависти многих народов и мощное орудие американской политики — во многом зависит от топлива. Именно поэтому работает многочисленная и совершенная техника, а также действуют системы полива. Подсчитано, что для получения одной пищевой калории современное сельское хозяйство западного типа тратит до десяти минеральных калорий. Точнее, так: энергетическая ценность пищи одной американской души — 3,6 ГДж в год, причем на ее производство в США затрачиваются 35 ГДж разнообразной энергии, в основном минерального топлива; и это не считая 80 ГДж солнечной энергии, используемой при фотосинтезе пищевыми растениями. Не удивляетесь, куда девается основная часть этих 80 “солнечных” ГДж, если не в еду? В действительности примерное соотношение между пищевой и прочей биомассой именно таково. При производстве хлебных злаков основные калории (более 90 %) остаются в соломе и прочей шелухе, и русский крестьянин умел ее использовать в качестве корма, иначе крестьянское хозяйство в России не существовало бы.

Правда, по-моему, трудно считать развитым и просто хорошим сельское хозяйство, существующее всего несколько лет благодаря накопленным за миллионы лет питательным веществам. А дальше-то что?

На многих территориях и в-США, и в России сельское хозяйство без дизельного топлива просто невозможно. Минеральное топливо не только повысило продуктивность земледелия, оно раздвинуло его границы на макроуровне, принеся его в обширные регионы, где оно невозможно без техники, работающей на солярке. На микроуровне оно позволяет возделывать ранее неиспользуемые участки земли в давно обжитых местностях. И это касается не только таких развитых стран — на Алтае, в одном из отдаленных обширных районов, пришлось услышать в качестве анекдота следующую историю. В войну случилось там ДТП. Соль этого события в том, что на весь район оставались только две автомашины — вездеход секретаря райкома и бензовоз, остальные были мобилизованы. Вот эти транспортные средства дорогу и не поделили. Но кроме курьезности события, хорошо описывающего нравы отечественных водителей, для нас важно упоминание приоритетов того времени. Если подумать: как были нужны на фронте бензовозы и водители! Но без немногочисленных тогда тракторов и комбайнов было бы меньше хлеба, без которого на фронте еще хуже, чем без бензовозов. Так что давненько уже даже наше сельское хозяйство “село на нефтяную иглу” — аж в 1940-е годы.

Чем колхозы до войны были привлекательны для крестьян и почему они повысили продуктивность земледелия? Земля-то оставалась той же, что и у единоличника. Просто часть работы можно было переложить на плечи машин — колхозам выделялась земля, пригодная для машинной обработки (это, кстати, и побуждало крестьян вступать в колхоз). Крестьяне, если была земля, просто не успевали ее обработать. И сроки коротки, и при низкой урожайности нужно было много площадей вспахать.

Убери из села технику — и потребуется в несколько раз увеличить его население. Как?

Чем можно заменить топливо из нефти? Часто можно слышать, что другие виды топлива удобнее, экологически чище и даже чуть ли не экономически выгоднее.

Как говорится в известном анекдоте про диспут между учеными и армейским старшиной:

“Если вы такие умные, то почему строем не ходите?”. Если другие виды топлива лучше, то почему до сих пор потребляется столько нефти? Да потому, что нефть лучше. Действительно, жидкое топливо универсальнее твердого и газообразного. Оно легко дозируется, легко подается в топку, достаточно удобно грузится, перевозится и хранится. Оно энергетично: как мы помним из школьной программы, вода в 800 раз плотнее воздуха; аналогично, топливо из нефти приблизительно в тысячу раз плотнее газообразного при нормальном давлении. Так что, либо делай емкости и трубопроводы очень большими, либо сжижай и сжимай газ — все это хлопоты и затраты. Как, например, собирать газ с изолированных вышек в океане, если нет трубопровода? Нефть можно собирать в емкости и сливать в подходящие танкеры, с газом хлопот больше.

Самолеты на сжиженном природном газе в экспериментальном варианте существуют. И автомобили тоже. Но! Топливные баки органично вписаны в конструкцию самолета, а разработку самолетов под газовое топливо придется проводить заново. Газ требует герметичных баков, рассчитанных на высокое давление, в баночку его не перельешь. Если встал на трассе без топлива — без буксира до заправки не доедешь. Свои “Жигули” я не перевел на газ — баллон в багажнике мне не нужен.

Разработана опытная конструкция вертолета на газу — но мало того, что баллоны там на внешней подвеске, вертолет еще и оснащен системой предупреждения о превышении допустимой концентрации газа в салоне. По понятным причинам.

Короче говоря, жидкое топливо удобнее. Это понимаем и мы, представители технологически высокоразвитой цивилизации, понимают это и люди, находящиеся на другом ее краю.

Перечитайте “Белую гвардию” Булгакова — чего хотели в Гражданскую крестьяне от города? Во-первых, чтобы горожане не тянули руки к крестьянскому хлебу — “хлебушек наш, никому не дадим”, а во-вторых — чтобы из города привозили “гас” — керосин. Не очень-то здорово жить при лучине, не такое это удобное средство освещения, да и пожароопасное.

Мои сослуживцы, вспоминая афганскую войну, рассказывали: стоит бронеколонне войти в деревню — со всех сторон бегут жители с жестянками, прося отлить из баков БМП немного солярки. Даже там, где вязанка соломы — уже значительная ценность, знают и умеют использовать жидкое топливо.

Когда в Армении разразился жесточайший энергетический кризис (газ отключили блокадой, а по требованию “экологов” остановили атомную станцию), местные жители, вырубив на дрова все парки и скверы, развернули производство кустарных печек и светильников — главным образом на солярке, кстати, в основном азербайджанской — блокада блокадой, а бизнес бизнесом.

Пушкин предъявлял в свое время претензии к развитию науки и обещал поверить в ее прогресс, только когда она изобретет свечи с фитилями без нагара — необходимость постоянно снимать его специальными щипцами нарушала вдохновение. Наука дал ©ко превзошла самые смелые мечты Пушкина — правда, на поэтической квалификации современных поэтов это в лучшую сторону не отразилось. Но вот заменить “земляное масло” наука пока не может.

megaobuchalka.ru

Значение и отличия японии

На Японию приходится 4,2% мирового потребления первичных источников энергии. По этому показателю она занимает 5-е место в мире, пока лишь немного отставая от Индии, значительно – от России и несопоставимо – от Китая и США. В региональном разрезе АТР доля Японии в потреблении ТЭР все еще достигает 11,3%, хотя и неуклонно снижается (в 2000 г. – 19,8%, на пике потребления в 2006 г. – 14,4%). Начиная с 2007 г. наблюдается устойчивое сокращение спроса на энергоресурсы. На пике падения в 2009 г. потребление оказалось ниже уровня 1994 г., а по сравнению с 2006 г. потеряло 8,6%. Однако стагнация спроса отмечается, еще начиная с 1998 года.

Рис.1. Динамика потребления первичных энергоресурсов в Японии в 1965-2009 гг., млн т н.э. Источник: BP Statistical Review of World Energy, June 2010

В структуре энергопотребления Японии доминирует нефть, причем ее доля немного выше, чем в среднем по развитым странам (43% против 39,7%). В период экономического кризиса это соотношение не изменилось. На втором месте находится уголь, по доле которого Япония также опережает средний показатель по развитым странам (23% против 19,9%). Выше среднего в Японии и доля АЭС (13% против 9,7%). Высокая доля нефти, угля и АЭС объясняется, прежде всего, существенным отставанием доли природного газа (17% против 25%). Впрочем, доля ГЭС также ниже, чем по развитым странам в целом (4% против 5,7%). Несмотря на отмеченные различия, структура потребления ТЭР в Японии все же не отличается радикально от общей структуры, характерной для развитых экономик.

Рис. 2. Структура потребления первичных энергоресурсов в Японии, млн т н.э. Источник: BP Statistical Review of World Energy, June 2010

В разрезе отдельных энергетических рынков наиболее существенна роль Японии в формировании мирового спроса на нефть и природный газ. Так, на нее все еще приходится 5,1% мирового спроса на нефть (в 2008 г. – 5,6%), хотя за 2000-е гг. ее доля существенно снизилась (в 2000 г. – 7,2%, в 1990 г. – 7,8%). В мировом потреблении природного газа Япония занимает 3%, при этом эта доля стабильна и в 2000-е гг. практически не менялась, а по сравнению с 1990-ми гг. даже выросла (в 1990 г. – 2,4%, в 1995 г. – 2,7%). Однако значение Японии для мирового нефтегазового рынка значительно выше ее доли в потреблении, что связано с почти полным отсутствием собственных топливных ресурсов, в результате чего на нее приходится до 9% мирового импорта нефти и свыше 10% импорта газа, в т.ч. от 35 до 40% рынка СПГ, на котором Япония занимает ключевое место.

Энергоэффективность и ВИЭ. Несмотря на большие валовые объемы потребления первичной энергии, экономика Японии является одной из наименее энергоемких. Отношение валового потребления первичных энергоносителей (663,4 млн т у.т. в 2009 г.) к ВВП по ППС (4140 млрд дол. в 2009 г., по данным Всемирного банка) составило 0,16 т у.т./1000 дол., при этом валовое потребление первичных энергоносителей на душу населения (127,96 млн чел.) достигло 5,2 т у.т./чел.

Рис. 3. Структура производства первичных энергоресурсов в Японии в докризисный период (по состоянию на 2008 г.). Источник: ИЭС по данным Institute of Energy Economics, Japan

 

Повышенное внимание к энергоэффективности является следствием не только склонности к «бережливому производству», но и глубокой энергодефицитности японской экономики. Собственная добыча нефти находится в зачаточном виде, годовая добыча природного газа не превышает 4 млрд м 3, добыча угля – 1,4 млн т. Практически весь объем потребляемых топливных ресурсов Японии приходится импортировать. Это, в частности, спровоцировало активное развитие в Японии атомной и гидрогенерации. Несмотря на то, что пик производства атомной энергии в Японии был пройден еще в 1998 г. (327,2 млрд кВт.ч или 13,46% от мирового производства), ее доля в мировой генерации на АЭС вплоть до марта 2011 г. все еще превышала 10%, занимая 3-е место после США и Франции, и значительно опережая Россию. В кризисный 2009 г. атомная генерация покрыла 13,4% суммарного потребления первичных энергоресурсов (в 1998 г. – 14,9%). В силу ограниченности речных ресурсов большая гидрогенерация покрывает только 3,6% внутреннего потребления ТЭР Японии (во время исторического максимума производства в 1991 г. – 4,8%). Завися от изменения природных условий, годовая гидрогенерация колеблется в широком диапазоне от 74 до 95 млрд кВт.ч, занимая около 2,3% мирового производства (9-е место в мире, примерно на одном уровне с Венесуэлой). Особое развитие получили, разумеется, ВИЭ. Уже в 2008 г. их доля в суммарном производстве первичных источников энергии достигла в Японии 11,8%. Наибольшее развитие в сфере ВИЭ получили: солнечная, геотермальная и ветровая энергетика. Согласно «Стратегии Японии по биомассе», принятой в 2002 г., данное направление ВИЭ также отнесено к числу приоритетных. В 2008 г. установленная мощность солнечных электростанций (СЭС) Японии составила 2,4 ГВт. По данному показателю страна занимала 3-е место в мире, уступая только Германии и Испании. Крупнейшей СЭС Японии является «Солнечный ковчег», вырабатывающая 0,5 млн кВт.ч в год. В 2008 г. суммарная установленная мощность ВЭС Японии составила 1,9 ГВт (по данному показателю Япония находится во второй десятке стран мира). К 2011 г. планируется увеличить установленную мощность ВЭС страны до 3,0 ГВт. Крупнейшими ВЭС Японии являются: «Плато Аояма», «Плато Нунобики» и «Сето». Установленная мощность 6 ГеоТЭС Японии составляет 0,53 ГВт. Крупнейшей японской ГеоТЭС является Ои в районе Шинагава, Токио. Её установленная мощность составляет 105 МВт. В настоящее время ведется строительство еще 5 ГеоТЭС. Специфической особенностью возобновляемой энергетики в Японии является использование энергии, освобождающейся при сжигании мусора на мусоросжигательных заводах. В 2008 г. ее объем составил 4,6 млн т у.т., что эквивалентно 3,3% производства первичной энергии в стране. В Японии постоянно идет поиск и других нестандартных источников энергии. В частности, муниципалитет г. Муроран (юго-запад о-ва Хоккайдо) в 2006 г. освоил выработку метана из снега. По оценкам японских ученых, в промышленно развитых городах содержание в снеге этого газа достигает 70%, поскольку снег поглощает в себя не только пыль, но и вредные газы. По их данным, из 1 т снега можно получить до 100 л метана.

Рис. 4. Географическое распределение мощностей ТЭК в Японии. Источник: ИЭС

В 2006 г. Министерством экономики, торговли и промышленности Японии была обнародована «Новая национальная энергетическая стратегия», определяющая ключевые цели, задачи и приоритеты развития энергетики Японии на период до 2030 года. Стратегия исходит из приоритетного обеспечения энергетической безопасности страны и предполагает достижение к 2030 г. следующих показателей:

 

  • повышение энергоэффективности не менее чем на 30%;

  • повышение доли атомной энергии в структуре производства электроэнергии до уровня не менее 30…40%;

  • снижение зависимости транспортного сектора страны от нефти и нефтепродуктов до уровня не выше 80%;

  • повышение доли природных ресурсов, добываемых национальными компаниями, в общем объеме потребления первичных энергоресурсов до уровня не менее 40%;

  • снижение нефтяной зависимости экономики страны в целом до уровня не более 40%.

Главными направлениями инвестиций в части ВИЭ являются развитие ветровой и геотермальной энергетики. Согласно «Новой национальной энергетической стратегии» развитие ВИЭ является одной из приоритетных задач. К концу 2011 г. Япония планирует увеличить мощности своих ветряных электростанций до 3,0 ГВт, а геотермальных до 1,0 ГВт.

На государственном уровне управление ТЭК Японии осуществляет Министерство экономики, торговли и промышленности, в частности Агентство природных ресурсов и энергетики. Структурно Агентство природных ресурсов и энергетики подразделяется на 3 департамента: Природных ресурсов и топлива, Электричества и газовой промышленности, Энергосбережения и возобновляемых источников энергии. За безопасность функционирования энергетических объектов несет ответственность Агентство ядерной и промышленной безопасности. На государственном уровне за развитие возобновляемой энергетики несет ответственность департамент Энергосбережения и возобновляемых источников энергии Агентства природных ресурсов и энергетики Министерства экономики, торговли и промышленности Японии.

Одним из приоритетных направлений национальной энергетической политики является обеспечение экологической безопасности. На протяжении последних десятилетий Япония входит в число стран-лидеров по выбросам диоксида углерода, производя 3,9% мировых выбросов (в 2008 г. – 4,4%). В докризисный период (по состоянию на 2008 г.) объем выбросов парниковых газов достиг в Японии 1,38 млрд т СО2-экв., из которых до 1,2 млрд т СО2-экв. приходилось на предприятия ТЭК. В 1997 г. Япония подписала Киотский протокол и взяла на себя обязательства сократить выбросы парниковых газов на 6% от уровня 1990 г. (1,16 млрд т СО2-экв.) к 2012 г., однако вплоть до 2003 г. наблюдался их довольно устойчивый рост. Лишь начиная с 2004 г. уровень выбросов удалось стабилизировать в диапазоне 1378…1396 млн т СО2-экв., что превышает уровень 1990 г. более чем на 18%. Решению данной проблемы призван способствовать разработанный Агентством природных ресурсов и энергетики Японии «Акт о рациональном использовании энергии».  

Рис. 5. Динамика выбросов диоксида углерода в Японии, млн т. Источник: BP Statistical Review of World Energy, June 2010

В мае 2007 г. Правительством Японии была принята инициатива Cool Earth 50, в соответствие с которой планируется снизить объемы выбросов парниковых газов к 2050 г. уже на 50% по сравнению с уровнем 1990 года. Для реализации данной инициативы в марте 2008 г. был разработан Cool Earth – Innovative Energy Technology Plan, определяющий приоритетные инновационные энергетические технологии, представляющий дорожные карты внедрения новых технологий, повышения энергоэффективности и снижения издержек, а также включающий список мероприятий международного сотрудничества для улучшения обмена информацией и техническими достижениями в данной сфере.

studfiles.net

Индия стала третьими крупнейшим потребителем нефти в мире, обогнав Японию

Индия заняла третье место по потреблению нефти в мире после США и Китая, отмечает в обзоре мировой энергетики за 2016 год компания BP. Об этом сообщает информресурс Rigzone.

В 2015 году на Индию приходилось 4,5% всего потребления нефти в мире. Ежедневный спрос на нефть в Индии составляет 4,1 млн. баррелей, в США – 19,39, а в Китае – 11,96.

Япония опустилась на четвертое место, поскольку потребление нефти в этой стране сократилось на 3,9%, до 4,15 млн баррелей в сутки в 2015 году. В 2014 году Япония потребляла 4,3 млн. баррелей в сутки, а Индия лишь 3,84 млн. баррелей.

Статистический обзор мировой энергетики BP приводит и другие интересные детали. Так, потребление нефти в США в 2015 году выросло на 1,6%. Из 95 млн баррелей нефти, потребляемых в мире ежедневно, доля США составила 19,7% или 19.396 млн. баррелей в сутки. Несмотря на замедление экономики и переходу к модели, ориентированной на услуги, а не на промышленность, Китай сохранил свои позиции в качестве второго крупнейшего потребителя черного золота в мире. Рост в 2015 году составил 6,3% и составил 11,968 млн баррелей в сутки (12,9% мирового спроса). Особая роль отведена в докладе России.

Нефть остается самым главным источником энергии в мире. Ее доля составляет 32,9% от мирового потребления энергии. Уголь занял второе место с долей в 29,2%. Доля газа составила 23.8%.

Обзор также показал, что спрос на первичные источники энергии вырос только на 1%.  :///

 

teknoblog.ru

Сырая нефть - конечное потребление в Японии

Для сравнения стран (в таблице) используются цвета:

 

 Хорошие показатели;

 

 Средние показатели;

 

 Плохие показатели

По последним данным (2014) Сырая нефть - конечное потребление в Японии: 24 тысч метрических тонн

Динамика изменения: Сырая нефть - конечное потребление (тысч метрических тонн)

ru.countries.world