Сечин «недооценил» внутренние потребности Беларуси в беспошлинной нефти? Потребность в нефти беларуси


Россия вытеснила нефтяную альтернативу Беларуси

В январе потребности белорусских НПЗ были полностью обеспечены за счет российского сырья. Представители нефтяной отрасли сообщили, что сегодня у белорусских переработчиков нет необходимости закупать нефть где-то еще. Интересно понять, что теперь будет делать Беларусь со своими планами по диверсификации поставок углеводородного сырья.

Несбывшиеся нефтяные планы  Нефтяные договоренности с Россией, достигнутые в декабре 2011 года, предполагают, что в 2012-м Беларусь сможет по трубопроводу получить 21,5 млн. тонн нефти. По словам участников отрасли, реализация достигнутых договоренностей идет в штатном режиме, и сегодня белорусские НПЗ получают ровно тот объем нефти, который ранее с Россией согласовали. Более того, потребности получать нефть из других источников нефтеперерабатывающие заводы Беларуси сегодня не испытывают. "Нам сегодня достаточно объемов российской нефти", — сообщил Naviny.by представитель нефтяной отрасли. Он, в частности, отметил, что в январе Мозырский НПЗ переработал 962 тыс. тонн нефти, и весь этот объем — российское сырье. По словам участников отрасли, стоимость тонны российской нефти снизилась для отечественных НПЗ в 2012 году примерно на 30 долларов по сравнению с 2011-м. Председатель "Белнефтехима" Игорь Жилин, кстати, на минувшей неделе назвал текущие условия поставок российской нефти в Беларусь "очень хорошими". Судя по риторике, белорусская сторона удовлетворена сегодня как объемами, так и ценой получаемой из России нефти. Поэтому возникает вопрос: а нужна ли Беларуси альтернативная нефть — азербайджанская, венесуэльская? Следует отметить, что изначально Беларусь в 2011 году планировала импортировать значительные объемы как венесуэльской, так и азербайджанской нефти. В ноябре 2010-го первый вице-премьер Владимир Семашко заявлял о планах импортировать в 2011 году 10 млн. тонн венесуэльской нефти. Позже со стороны официальных лиц Беларуси появились заявления, что в 2011 году страна намерена импортировать 4 млн. тонн азербайджанской нефти. Однако, на самом деле, в прошлом году не были реализованы ни первые, ни вторые планы. В январе-ноябре 2011 г. Беларусь импортировала из Венесуэлы около 1,2 млн. тонн нефти, порядка 890 тыс. тонн — из Азербайджана. Больше всего нефти Беларусь получила в январе-ноябре 2011 г. из России — 16,5 млн. тонн.  Козырь в переговорах с Москвой  Эксперты полагают, что Беларусь не стремилась в прошлом году много импортировать нефти из Азербайджана и Венесуэлы, так как поставки российского сырья были более выгодными. "Данные белорусской статистики неоднократно указывали на то, что импортируемая азербайджанская и венесуэльская нефть оказалась гораздо дороже российской. Потери Беларуси в рамках курса на диверсификацию поставок нефти были значительными", — полагает эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. Условия поставок российской нефти в 2012 году стали еще лучше, и потребность Беларуси в поставках сырья из других стран будет минимальной. "С учетом достигнутых договоренностей во главу угла в Беларуси будет поставлена экономическая эффективность нефтепереработки, а не диверсификация поставок сырья", — прогнозирует Кондратьев. Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев говорит, что дешевле, чем из России, Беларусь не сможет импортировать нефть. "Российская нефть дешевле для Беларуси по нескольким причинам: отлаженная логистика, себестоимость добычи в России низкая (примерно как в Саудовской Аравии). Плюс пошлину Беларусь не платит за импорт нефти из России", — констатирует Рустам Танкаев. Белорусский аналитик нефтяного рынка Татьяна Манёнок соглашается с тем, что с экономической точки зрения поставки нефти из России — наиболее приемлемый вариант для Беларуси. Однако, добавляет эксперт, "вопрос поставок нефти не только экономический, но и политический, решение по которому у нас принимается на высшем уровне". В прошлом году даже представители "Белнефтехима" указывали на политический подтекст этого вопроса. "По сути, нам теперь выгоднее работать с Россией, но мало ли что произойдет завтра в отношениях с Россией. Поэтому надо, чтобы мы имели эту диверсификацию, и мы будем эту работу продолжать", — отмечал Бронислав Сивый, будучи заместителем председателя концерна "Белнефтехим". Диверсификация поставок нефти Беларуси нужна для того, чтобы более уверенно чувствовать себя в переговорах с российской стороной, считает Татьяна Манёнок. "Скорее всего, Беларусь не будет отказываться от поставок нефти из альтернативных источников. Возможность диверсификации поставок является определенным козырем белорусской стороны в процессе переговоров с российскими нефтяными компаниями", — отмечает эксперт. Вместе с тем, наблюдатели полагают, что Беларуси в сложившейся ситуации все-таки стоит сделать упор не на диверсификацию, а на экономическую целесообразность поставок. "Благодаря достигнутым с Россией договоренностям Беларусь получила возможность повысить экономическую эффективность своей нефтепереработки. Этим нужно грамотно воспользоваться", — подчеркивает Сергей Кондратьев. По мнению эксперта, прибыль, которую получат белорусские НПЗ, следует направить на модернизацию заводов с тем, чтобы глубина переработки нефти достигла 90-92% (сейчас она составляет около 70%). "В этом случае зависимость Беларуси от льготных (российских) поставок углеводородного сырья исчезнет. При условии достижения высокой глубины переработки ваши заводы смогут рентабельно работать даже в том случае, когда будут закупать нефть на рыночных условиях", — резюмировал Сергей Кондратьев.

belaruspartisan.by

Россия готова залить нефтью белорусские НПЗ

Россия не собирается ограничивать объемы поставок нефти в Беларуси. Об этом на пресс-конференции в Минске заявил посол России в Беларуси Александр Суриков. Эксперты полагают, что таким образом российская сторона пытается помешать реализации проекта по поставкам нефти из Венесуэлы.

Нынешняя годовая потребность Беларуси в нефти — примерно 22-22,5 млн. тонн. Именно столько могут переработать наши НПЗ, а Россия, со своей стороны, — без проблем поставить, если будет соответствующий спрос.

Баланс поставок на 2011 год стороны еще не подписали, но уже очевидно, что Беларуси хватит и половины того объема, который могут поставить российские нефтяные компании. Причина — в договоренностях с Венесуэлой о поставках в течение трех лет до 30 млн. тонн нефти (примерно по 10 млн. тонн в год).

По итогам декабрьских переговоров по нефти подтвердила глава Минэкономики РФ Эльвира Набиуллина отметила, что Минэнерго РФ уменьшило прогноз поставок нефти в Беларусь примерно до 12 млн. тонн в год.

В реальности объемы импорта российской нефти и вовсе могут снизиться до 10 млн. тонн. В результате новых условий поставок нефти Беларусь получила возможность экспортировать нефть собственной добычи (около 1,7 млн. тонн). Как заявила в интервью TUT.by эксперт Татьяна Маненок, по оценочным данным, с учетом нынешней конъюнктуры мировых рынков, это плюс 500 млн. долларов белорусскому бюджету.

По мнению аналитика ИФД «КапиталЪ» Виталия Крюкова, при существующих договоренностях для России, с точки зрения пополнения бюджета, выгоднее сократить поставки нефти в Беларусь.

«Россия продает нефть, а Беларусь, соответственно, покупает без уплаты пошлины. В российский бюджет идут лишь пошлины от экспорта нефтепродуктов, которые почти в два раза ниже пошлин на нефть. Тем самым в краткосрочной перспективе Беларусь получит весомую субсидию». По оценкам российских аналитиков, пошлина на нефть в 2011 году может составить 250 долларов за тонну. Таким образом, на разнице экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты белорусская сторона при покупке у России 10-12 млн. тонн может сэкономить примерно 1,1-2 млрд. долларов.

Однако, по словам Крюкова, вопрос как по размеру пошлин на нефть, так и пошлин на нефтепродукты открыт.

«Между Минэкономики, Минэнерго и Минфином идут споры на этот счет. Есть планы снизить пошлины на нефть, но значительно повысить пошлины на нефтепродукты. Но также обсуждается вариант не снижать размер пошлин на нефть, зато повысить на нефтепродукты. Каково будет финальное решение, не известно. Поэтому нефтяным компаниям пока сложно планировать свою деятельность и говорить об объемах поставок».

Итоги споров между российскими министерствами могут повлиять на экономику импорта нефти из России для Беларуси. Как отмечет Крюков, в российских СМИ со ссылкой на Минфин уже прошла информация о том, что с нового года средний уровень экспортной пошлины на нефтепродукты может составить не 57%, как планировалось, а 73% от пошлины на нефть.

Это значит, что даже в краткосрочной перспективе Россия значительно компенсирует свои потери от беспошлинной поставки нефти в Беларусь за счет более высокой пошлины на нефтепродукты. В среднесрочном периоде пошлина на нефтепродукты может вырасти до 85-90% от пошлины на нефть, что еще больше увеличит поступления в российский бюджет из Беларуси.

При таком раскладе в интересах России не только увеличить поставки нефти в Беларусь, но заинтересовать в этом белорусскую сторону. Экономист Сергей Чалый полагает, что заявление Сурикова как раз может быть направлено на то, чтобы Беларусь увеличила объемы импорта российской нефти, а вместе с этим и приостановила реализацию проекта с Венесуэлой.

«С нашей стороны были заявления, что при новых договоренностях поставки российской нефть становятся выгоднее, чем покупка нефти в Венесуэле. И Россия воспользовалась ситуацией, чтобы попытаться лишить нас альтернативного источника поставок. Но, насколько я понял, выгода не очень большая с учетом уплаты пошлины на нефтепродукты в российский бюджет. Более того, белорусская сторона заявила, что не откажется от проекта с Венесуэлой, так как это вопрос диверсификации и энергетической безопасности. Дескать, никто не знает, как будут дальше развиваться отношения с Россией», — отметил эксперт.

Что пообещала Беларусь России взамен на беспошлинные поставки нефти, официально не озвучено. Но проект с Венесуэлой пока жив и составляет конкуренцию России. Тем более что Беларусь получила возможность пошлины от экспорта нефти и нефтепродуктов «нероссийского» происхождения зачислять в белорусский бюджет.

Кроме венесуэльской, у российской нефти появится и еще один конкурент — азербайджанская нефть. Ожидается, что уже с марта следующего года нефть из Азербайджана начнет поступать в Беларусь по своп-контракту.

Как полагают эксперты, маршрут азербайджанской нефти будет следующим: сначала нефть поступит в один из грузинских портов, потом будет перевалена на танкер, пройдет какое-то расстояние по морю до Одессы, там будет снова перевалена в резервуары и только потом по трубопроводу Одесса-Броды поступит в Беларусь.

Впрочем, Сергей Чалый считает, что Беларусь могла бы и напрямую договориться с Азербайджаном о поставках нефти и не использовать своп-схему.

«Экономия от поставки нефти по своп-схеме по сравнению с поставками танкерами из Венесуэлы, по моим оценкам, составляет всего 10 долларов на тонне. Не думаю, что своп-схема была необходима. Тем более это противоречит соглашениям с Чавесом. Его интерес заключался в освоении новых рынков сбыта нефтепродуктов. Продавать венесуэльскую нефть в Америке, как это предполагает своп-схема, Чавес мог бы и сам».

naviny.by

Большой прибыли от российской нефти Беларусь уже не получит

В первую декаду ноября цены на нефть достигали рекордных отметок с 2015 года. Утром 13 ноября нефть марки Brent стоила 63,5 доллара за баррель. Что не может не радовать власти в Минске, отмечают эксперты.

И это несмотря на то, что собственная годовая добыча "черного золота" в Беларуси составляет лишь 1,6 млн тонн. В чем тут дело, выясняла DW.

Выгодно для бюджета РБ

Экспорт нефти и нефтепродуктов - наряду с экспортом калийных и иных удобрений, а также сельхозпродукции - входит в тройку важнейших статей доходной части белорусского бюджета.

По прогнозам агентства Bloomberg, к 2018 году нефтяная составляющая в ВВП Беларуси составит 13,9% (для сравнения: в 1993 году было 0,5%).

Доктор экономических наук Борис Желиба отмечает, что рост мировых цен на нефть сегодня в первую очередь выгоден России, которая является крупнейшим экспортером этого сырья и у которой увеличится валютная выручка. Во вторую очередь это выгодно Беларуси, два НПЗ которой - Мозырьский и Новополоцкий - производят нефтепродукты из российской нефти.

"Это в какой-то степени поддержит белорусскую экономику", - считает профессор.

Но не все просто. Согласно статистическим данным, в первом полугодии 2017 года Беларусь закупала российскую нефть по 273 доллара за тонну, или на 30,6% дороже по сравнению с 2016 годом. Вообще за последние 2 года российская нефть для белорусских НПЗ подорожала на 238%.

И тем не менее, констатирует минский экономист Лев Марголин, с ростом цен на нефть растет и прибыль от ее переработки, ведь белорусские нефтепродукты продаются в основном на Западе, где цены на них рыночные и выгодные для Беларуси.

Но о конкретных цифрах, добавил Марголин, можно будет говорить только по итогам года.

С другой стороны, по мнению экспертов, рост нефтяной составляющей в ВВП Беларуси тормозит развитие экономики, поскольку в ней не проводятся структурные реформы. В дальнейшем это может иметь самые негативные последствия для страны.

Сколько нефти нужно Беларуси

По словам экономического аналитика Леонида Злотникова, ежегодно для удовлетворения собственных потребностей Беларуси необходимо 6 миллионов тонн нефти. Весь этот объем, по оценке Льва Марголина, практически полностью идет на производство бензина для отечественных потребителей.

Кстати, добавляет Марголин, повышение цен на нефть сказывается и на белорусах: в стране снова подорожал бензин.

"Правда, когда цена на нефть падает, у нас бензин не дешевеет, но об этом никто не вспоминает", - отмечает экономист.

Сама Беларусь добывает 1,6 млн тонн в год. Вся эта нефть, в соответствии с договоренностями с Россией, экспортируется на Запад - в основном, в Германию, Нидерланды и Великобританию. Добыча и продажа ее приносит Беларуси около 1 млрд долларов. На внутренние белорусские нужды идет нефть российская.

После нефтегазового конфликта в конце 2016 - начале 2017 года, когда Москва сократила поставки нефти на белорусские НПЗ, в этом году они могут получить для переработки лишь 18 млн тонн "черного золота" вместо 24 млн.

Договоренности о поставках ежегодно 24 млн тонн вплоть до 2024 года были достигнуты при подготовке документов о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

После урегулирования нефтяного конфликта Россия согласилась поставить в Беларусь дополнительно 6 млн тонн для дальнейшего реэкспорта Минском в третьи страны. Экспортные пошлины при этом остаются в белорусском бюджете, их сумма может достичь по итогам 2017 года 546 млн долларов.

Большой прибыли не будет

Леонид Злотников подчеркивает, что таких прибылей, как это было до 2014 года, когда нефть стоила больше 100 долларов за баррель, уже не будет. Оказалось, что белорусские НПЗ не самые совершенные. В  2015 году из-за недостаточной глубины переработки сырья они балансировали на грани убыточности, поэтому на модернизацию потребовался 1 млрд долларов. Но довести глубину переработки нефти до 95%, как в Германии, пока не удается.

Кроме того, рост цен на нефть, по выражению Злотникова, не будет долгосрочным, поскольку с развитием новых технологий в тех же США увеличивается добыча сланцевой нефти, а ее себестоимость снизилась до 32 долларов за баррель.

Поэтому к концу года цена на нефть будет падать, уверен аналитик. С коллегой солидарен и Лев Марголин: "Это кратковременный скачок, связанный со стечением обстоятельств, он сменится обратным откатом".

Откуда идет нефть в Беларусь

Россия сейчас является фактически единственным поставщиком нефти в Беларусь. Ранее Минск во время обострений отношений с Москвой пытался наладить поставки "черного золота" из Азербайджана, Венесуэлы и Ирана, но все эти проекты оказались убыточны и были свернуты.

Ныне в Беларусь нефть поставляют российские компании "Сургутнефтегаз", "Лукойл", "Роснефть", "Газпром нефть", "Башнефть" "Татнефть" и ряд других.

Лев Марголин обращает внимание на то, что цены на поставляемую нефть - в основном частными компаниями - практически одинаковые, поскольку ценообразование на этот товар оговаривается на межгосударственном уровне.

Поэтому, заключают эксперты, в определенных случаях объемы поставок и цена на нефть - не только экономический, но и политический вопрос.

www.camarade.biz

Сечин «недооценил» внутренние потребности Беларуси в беспошлинной нефти?

Сечин сообщил, что соответствующее предложение российская сторона высказала Беларуси в ходе состоявшегося в Москве Высшего госсовета Союзного государства. Он отметил, что такое предложение было высказано с учетом «братских отношений» двух стран.

Вице-премьер подчеркнул, что беспошлинные поставки нефти будут касаться только нефти для внутреннего потребления Беларуси, в то время как весь остальной объем полностью будет облагаться экспортными пошлинами.

По данным вице-премьера, по трубопроводам в Беларусь было экспортировано до 21 млн. тонн нефти. Кроме того, еще 4-5 млн. тонн экспортируется железнодорожным и автомобильным транспортом.

Сечин напомнил, что с 2010 года перестает действовать понижающий коэффициент на поставки нефти и нефтепродуктов в Беларусь, который в этом году составляет 0,356.

Вице-премьер дал понять, что белорусская сторона заинтересована в сохранении этого коэффициента, однако Москва не согласна с такой постановкой вопроса, так как при сложившейся ситуации российская нефтеперерабатывающая промышленность находится в менее выгодных условиях, чем белорусская.

«Оператором беспошлинных поставок для обеспечения транспарентности отношений должна стать компания «Транснефть», — сказал Сечин, отметив, что такое решение принято для того, чтобы не создавать преимуществ ни одной из нефтяных компаний.

Сечин также сообщил, что президент России поручил подготовить соответствующие документы, которые должны быть подписаны до конца этого года, чтобы две страны смогли перейти на беспошлинные поставки нефти. «Документы должны быть подписаны до конца года», — сказал вице-премьер.

Он добавил, что уже в субботу будут проводиться переговоры в Москве с белорусскими партнерами.

Ранее в Минске заявляли о том, что уже достигнута договоренность, в соответствии с которой нефть для собственного потребления Беларусью - 8-9 млн. тонн - будет поставляться беспошлинно.

belaruspartisan.by

Сечин «недооценил» внутренние потребности Беларуси в беспошлинной нефти?

Сечин сообщил, что соответствующее предложение российская сторона высказала Беларуси в ходе состоявшегося в Москве Высшего госсовета Союзного государства. Он отметил, что такое предложение было высказано с учетом «братских отношений» двух стран.

Вице-премьер подчеркнул, что беспошлинные поставки нефти будут касаться только нефти для внутреннего потребления Беларуси, в то время как весь остальной объем полностью будет облагаться экспортными пошлинами.

По данным вице-премьера, по трубопроводам в Беларусь было экспортировано до 21 млн. тонн нефти. Кроме того, еще 4-5 млн. тонн экспортируется железнодорожным и автомобильным транспортом.

Сечин напомнил, что с 2010 года перестает действовать понижающий коэффициент на поставки нефти и нефтепродуктов в Беларусь, который в этом году составляет 0,356.

Вице-премьер дал понять, что белорусская сторона заинтересована в сохранении этого коэффициента, однако Москва не согласна с такой постановкой вопроса, так как при сложившейся ситуации российская нефтеперерабатывающая промышленность находится в менее выгодных условиях, чем белорусская.

«Оператором беспошлинных поставок для обеспечения транспарентности отношений должна стать компания «Транснефть», — сказал Сечин, отметив, что такое решение принято для того, чтобы не создавать преимуществ ни одной из нефтяных компаний.

Сечин также сообщил, что президент России поручил подготовить соответствующие документы, которые должны быть подписаны до конца этого года, чтобы две страны смогли перейти на беспошлинные поставки нефти. «Документы должны быть подписаны до конца года», — сказал вице-премьер.

Он добавил, что уже в субботу будут проводиться переговоры в Москве с белорусскими партнерами.

Ранее в Минске заявляли о том, что уже достигнута договоренность, в соответствии с которой нефть для собственного потребления Беларусью - 8-9 млн. тонн - будет поставляться беспошлинно.

belaruspartisan.by

Топливно- энергетический комплекс, нефть в Республике Беларусь

                  

Топливно- энергетический комплекс, нефть в Республике Беларусь

                                                             План работы.

Введение.

                                     

  1.Характеристика топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь.

  2.Топливная и нефтеперерабатывающая промышленность в РБ.

  Заключение.   Список литературы:

                                                      Введение.

Энергетика Республики Беларусь, будучи одним из базовых секторов экономики, охватывающая выработку, преобразова­ние и передачу различных видов энергии, в значительной сте­пени зависит от внешних поставок первичных энергетических ресурсов, импортируемых преимущественно из России. Мы тратим на выпуск продукции в среднем в 3—5 раз больше энер­гии и сырья, чем в промышленного развитых странах. Поэтому повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для целенаправленного пе­ревода экономики Республики Беларусь на энергосберегающий путь развития является актуальнейшей задачей.

Республиканская программа по энергосбережению опреде­лила приоритетные направления развития народного хозяй­ства Беларуси и наметила комплекс неотложных мероприя­тий, направленных на энергосбережение.

Подготовка специалистов, имеющих знания в области энергосбережения, — одна из важнейших составляющих проб­лемы эффективного использования энергетических ресурсов в конкретных отраслях народного хозяйства республики. Поэ­тому цель предлагаемой работы — формирование у будущих экономистов общего методологического подхода к постановке и решению проблем эффективного использования энергетических ресурсов на основе мирового опыта и государственной политики Республики Беларусь в области энергосбережения.

В данной работе я попытаюсь рассмотреть основные характеристики топливно-энергетического  комплекса Республики Беларусь.

          1.Характеристика топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь.Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важ­нейшей структурной составляющей народного хозяйства Рес­публики Беларусь в обеспечении функционирования экономи­ки и повышения уровня жизни населения. ТЭК включает сис­темы добычи, транспорта, хранения, производства и распреде­ления всех видов энергоносителей: газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепло­вой энергии. Отрасли комплекса занимают значительное мес­то в народном хозяйстве республики. На них приходится 26 % капитальных вложений в промышленность, почти пятая часть основных производственных фондов, 14 % валовой про­дукции промышленности отрасли.

Электроэнергетика республики представляет собой пос­тоянно развивающийся высокоавтоматизированный комп­лекс, объединенный общим режимом работы и единым цент­рализованным диспетчерским управлением. В настоящее вре­мя производственный потенциал белорусской энергосистемы включает около 40 электростанций с суммарной установлен­ной мощностью 7,818 МВт. Из них: 20 ТЭЦ, 9 ГРЭС и 9 элект­ростанций находится при крупных предприятиях. Общая дли­на линии электропередач составляет 3951 км с напряжением 750 кВ; 2279 км — 220 кВ и 15 957 км — 110 кВ. Беларусь свя­зана с энергосистемами России (2 линии на 330 кВ и линия на 750 кВ), стран Балтии (4 линии на 330 кВ и линия на 750 кВ), Украины (2 линии на 330 кВ) и Польши (линия на 220 кВ). Максимальное потребление электроэнергии уменьшилось с 8500 МВт в 1990 г. до 5800 МВт в 1996 г.

В период после 1991 г. развитие отрасли замедлилось, что обусловлено общим экономическим спадом и снижением элек­тропотребления. Так, в 1996 г. электропотребление было на самом низком уровне и составило 32 млрд кВт ч, или на 34,8 % ниже, чем в 1991 г., когда было отмечено самое высо­кое электропотребление за все время существования белорус­ской энергосистемы.

В 1998 г. белорусские электростанции произвели примерно 26 млрд кВт-ч электроэнергии. Выло потреблено 33 млрд кВт-ч. С учетом потерь в 3,8 млрд кВт ч при распределении Беларуси пришлось импортировать для обеспечения всех энергопотреб­ностей более 10 млрд. кВт ч электроэнергии со Смоленской и Игналинской АЭС. В настоящее время из-за неплатежей поставка электрической энергии из Литвы приостановлена.

Среднегодовой удельный расход топлива на выработку электро- и теплоэнергии находится на уровне 276,6 г/кВт ч и 173,5 кг/Ткал соответственно, что сопоставимо с мировыми аналогами. Достигнутый уровень экономичности обусловлен, главным образом, структурой генерирующих мощностей с широким использованием теплофикации (из общей мощности энергосистемы 3,3 млн кВт установлено на конденсационных станциях и 3,9 млн кВт — на теплоэлектроцентралях, где обеспечивается комбинированная выработка тепловой и элек­трической энергии). В последние годы удельные расходы топ­лива изменились незначительно, что обусловлено недостаточ­ным вводом нового, более экономичного оборудования.

Сегодня Беларусь занимает одно из последних мест по эко­номическим и энергетическим показателям среди стран с ана­логичными климатическими условиями. Скажем, в 1994 г. потребление энергоресурсов в нашей стране в расчете на душу населения составило 2,69 т нефтяного эквивалента, и это зна­чительно меньше, чем в большинстве стран с аналогичными климатическими условиями. Еще один важный показатель — эффективность использования энергии — остается на низком уровне; в Беларуси он составил 0,8 дол. США в ВНП на 1 кг нефтяного эквивалента потребляемой электроэнергии.

Одной из наиболее важных и сложных проблем электроэ­нергетики является старение основного оборудования элек­тростанций. В настоящее время 60 % оборудования практи­чески выработало свой технический ресурс, работоспособ­ность его поддерживается за счет ремонтов, объемы которых ежегодно возрастают. Согласно оценкам специалистов, в 2000 г. около половины электростанций нашей страны выработали свой ресурс, к 2010 г. необходимо будет заменить порядка 80 % установленных мощностей. Следовательно, требуется широкомасштабное техническое перевооружение отрасли с использованием передовых технологий. Расчеты стоимости полной реконструкции всей энергосистемы Беларуси никогда не производились. Ориентировочно эти расходы могут быть измерены суммой от 5 до 30 млрд. дол. США. Реально имеющи­еся вложения куда скромнее: несколько десятков миллионов долларов на строительство Оршанской и Минской ТЭЦ. Про­веденные исследования показали, что простая замена оборудо­вания и продление ресурса энергоблоков — не самый дешевый способ. Специалисты пришли к выводу, что наиболее выгод­ной является модернизация и реконструкция существующих электростанций и котельных путем внедрения современных газотурбинных и парогазовых установок с более высоким КПД. Сейчас по новейшей технологии за счет кредита Евро­пейского банка реконструкции и развития осуществлена мо­дернизация Оршанской ТЭЦ с применением французского оборудования. При модернизации Оршанской ТЭЦ установле­на первая в республике парогазовая установка, позволяющая довести коэффициент полезного топливоиспользования до 70—80 %.

Эффективность и надежность теплоснабжения также явля­ется одной из проблем, так как на него приходится более поло­вины топливопотребления, значительные материальные и трудовые ресурсы.

Острейшими проблемами отрасли остаются сегодня непла­тежи потребителей за использованную электрическую и теп­ловую энергию, перекрестное субсидирование, при котором промышленные предприятия вынуждены оплачивать полу­ченную энергию по повышенным тарифам, компенсируя опла­ту льготных потребителей, в основном населения. Таким обра­зом, при перекрестном субсидировании промышленные пред­приятия оплачивают потребление электроэнергии населением и неплатежи за электроэнергию. Это вызывает увеличение се­бестоимости промышленной продукции республики, что нега­тивно влияет на ее конкурентоспособность на внешнем рынке, отказ промышленных потребителей от услуг централизован­ного теплоснабжения и строительство собственных источни­ков промышленными предприятиями, что в итоге ведет к пе­рерасходу топлива в целом по республике.

В условиях ограниченности собственной ресурсной базы актуальными являются проблемы энергетической безопаснос­ти республики, дефицита финансовых средств в энергетичес­кой отрасли, прекращения государственных поставок мазута, полной зависимости республики по топливообеспечению от ос­новного поставщика — России.

Под энергетической безопасностью подразумевается гаран­тия надежного и бесперебойного энергоснабжения страны в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях. Пробле­ма обусловлена тем, что мы покупаем более 80 % топлива за границей (преимущественно в России) и частично закупаем у соседних стран электроэнергию. Такое положение не обеспе­чивает энергетической безопасности, без которой не может быть и независимости политической.

Необходимыми условиями достижения энергетической не­зависимости и безопасности государства является не только наличие резерва электрической и тепловой мощности, запасов топлива, надежность оборудования и т.д., но и соблюдение не­которых критериев. Первый — если энергетика страны осно­вывается на импорте топлива, то закупки не должны осущес­твляться в одной стране. Второй — доля каждого вида топлива имеет свою предельную величину, энергетика не должна раз­виваться только на одном виде топлива.

Сейчас в Беларуси не соблюдается первый критерий: пра­ктически все топливо для энергосистемы завозится из России. Мы вплотную подошли и к нарушению второго критерия энер­гетической безопасности. Согласно ему, доля природного газа не должна превышать 60—65 %, так как электростанции на газе работают в режиме непрерывной доставки топлива, а от­сутствие альтернативы требует больших и экономически неоп­равданных запасов резервного топлива (например, мазута) или строительства громадных газовых хранилищ.

Более того, в развитых странах для обеспечения энергети­ческой безопасности государства создается резерв — избыток энергетических мощностей не менее 15% по сравнению с пи­ковой нагрузкой.

Перспективное развитие электроэнергетики должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электро-и теплоэнергию, потребление которых, по расчетам НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, к 2015 г. дос­тигнет 50—55 млрд. кВт-ч и 90 млн. Гкал соответственно. Для этого требуется наращивание их выпуска с учетом роста объе­мов производства продукции в условиях активизации энерго­сбережения. В настоящее время потребности республики в электроэнергии удовлетворяются на 77 % за счет выработки на собственных электростанциях и 23 % — за счет импорта. В то же время установленные мощности энергосистемы позволя­ют полностью удовлетворить внутренние потребности. Однако получается, что импортировать электроэнергию зачастую вы­годнее, чем производить ее на собственных мощностях.

Стоимость одного кВт-ч белорусской электроэнергии сос­тавляет 0,034 дол. США; средняя стоимость импортного кВт-ч электроэнергии — 0,029 дол. США. Одна из причин того, что Беларусь не увеличивает импорт электроэнергии состоит в том, что не найдены схемы расчетов с импортерами. Возможности импорта из России к 2015 г. могут быть снижены в связи ростом ее внутренних потребностей; к этому же времени будет исчерпан ресурс оборудования Игналинской АЭС (Литва). Таким образом, возможный в 2015 г. импорт электроэнергии 13 России, по оценкам специалистов, не превысит 5 млрд. кВт-ч в год. Но сегодня около 85 % энергопотребления обеспе­чивается за счет поставок энергоносителей из-за рубежа. В общем объеме импорта их доля в денежном выражении достига-60 % и составляет порядка 1,5 млрд. дол. США — величина исходной статьи годового республиканского бюджета. Бела­русь имеет уже хроническую задолженность за поставляемый природный газ, нефть, а также электроэнергию.

Для устойчивого и надежного  обеспечения республики тектро- и теплоэнергией остальная часть спроса на важнейший вид энергии должна покрываться только за счет собственного производства. Это обусловливает необходимость ввода но-1ых генерирующих мощностей и технического перевооружения, действующих на основе внедрения новейших парогазовых технологий с автоматизированными системами управления. Использование данных технологий будет способствовать росту КПД электростанций, повышению надежности энергообеспечения, экономии топлива. По предварительным расчетам, коэффициент опережения темпа роста объема продукции 1расли над темпом роста потребления топливно-энергетических ресурсов составит около 2 % ежегодно.

Ряд инвестиционных проектов по вводу мощностей на малых ТЭЦ, Минской ТЭЦ-5, первый блок которой был запущен 1999 г., предусматривает реализацию прогрессивных технологий. Целесообразна также модернизация и техническое переоснащение существующих ТЭЦ на основе использования парогазовых циклов. Результатом реализации предлагаемых проектов станет увеличение генерирующих мощностей, что позволит произвести в 2015 г. 50 млрд. кВт ч электроэнергии.

Реализация проектов внедрения парогазовых циклов на ряде действующих на территории республики электростанций |может значительно сократить к 2015 г. импорт энергии из россии.

За год Беларусь потребляет около 75 млн. Гкал тепловой энергии. Существенное повышение надежности и экономичности теплоснабжения будет достигнуто при переходе на сооружение бесканальных теплотрасс из изолированных трубо­проводов, обеспечивающих потери тепла на уровне 2 % на про­тяжении всего срока службы.

В условиях ограниченности собственных энергоресурсов актуальным представляется расширение ресурсной базы электроэнергетики. Увеличение доли природного газа в топливообеспечении генерирующих объектов с 69 до 89 % позво­лит существенно улучшить экологическую ситуацию в рес­публике.

В настоящее время за счет модернизации и реконструкции энергообъектов на основе новейших технологий решается про­блема замены физически и морально устаревшего оборудова­ния. На этой основе увеличение объемов демонтажа устарев­шего оборудования на предприятиях отрасли позволит дос­тичь снижения среднеотраслевого износа активной части ос­новных промышленно-производственных фондов с 54,7 до 37 %. Это потребует значительных финансовых средств, ос­новными источниками которых станут отраслевой инноваци­онный фонд, собственные средства энергообъединений, накап­ливаемые за счет амортизационных отчислений и прибыли, и иностранные инвестиции. В результате реализации предло­женных проектов ожидается значительное улучшение эффек­тивности работы энергопредприятий.

Несмотря на неоднозначное отношение к вопросу развития атомной энергетики и исходя из условия ограниченности соб­ственных топливных ресурсов, обеспечения энергетической безопасности, а также оценки эколого-экономической эффек­тивности, необходимо окончательно определиться с возмож­ностью или невозможностью формирования в Беларуси атом­ной энергетики. Созданная распоряжением Совета Министров комиссия по оценке целесообразности развития в Республике Беларусь атомной энергетики признала, что в течение бли­жайших 10 лет нецелесообразно начинать строительство АЭС, но необходимо продолжить работы по подготовке к развитию атомной энергетики в Беларуси в будущем.           2.Топливная и нефтеперерабатывающая промышленность в РБ.

Топливная промышленность Беларуси представлена пред­приятиями по добыче и переработке нефти и торфа, среди ко­торых доминируют крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия.

Объем добычи нефти в республике находится на уровне 1,8 млн. т в год, что покрывает внутренние потребности в неф­тепродуктах на 12 %. Эксплуатационный фонд ПО "Беларуснефть" включает 544 скважины, ежегодные объемы бурения порядка 65 тыс.м обеспечивают прирост промышленных запа­сов нефти в объеме 500—510 тыс. т, что компенсирует добычу менее, чем наполовину. Совершенствование системы планиро­вания финансово-хозяйственной деятельности позволило в 1997 г. сохранить себестоимость добычи одной тонны нефти на уровне 1996 г., а также снизить стоимость одного метра про­ходки при бурении на 12,6 %. Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные мес­торождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Эти запасы относятся к трудноизвле­каемым, для их извлечения требуются новейшие технико-тех­нологические средства.

Усложнение горно-геологических условий (увеличение глубин залегания, сложное построение, незначительные раз­меры месторождения нефти) потребует применения высокоп­роизводительного нефтедобывающего оборудования, новых технологий воздействия на нефтяные пласты, автоматизации производственных процессов с целью улучшения условий тру­да и повышения производительности. Нефтеперерабатывающая промышленность представлена двумя нефтеперерабатывающими предприятиями суммарной мощностью около 40 млн т переработки в год сырой нефти. В настоящее время ПО "Нафтан" располагает установками, мощ­ность которых рассчитана на переработку до 9 млн. т нефти в год, АО "Мозырский НПЗ" — до 8 млн. т. Глубина переработки нефти находится на уровне 50 %. Низким остается техничес­кий уровень ряда производств, износ основных фондов состав­ляет около 70 %. Качество вырабатываемых нефтепродуктов (по составу, уровню содержания примесей) в большинстве слу­чаев не соответствует международным стандартам и не позво­ляет им конкурировать на внешнем рынке. По надежности обо­рудования, экологической безопасности, степени автоматиза­ции и компьютеризации производственных процессов сущес­твует значительное отставание от современных нефтеперераба­тывающих заводов промышленно развитых стран.

Основными направлениями организационно-технологи­ческой перестройки нефтеперерабатывающей промышленнос­ти являются:

•  увеличение глубины переработки нефти до 80—85 %;

•  наращивание производства и экспорта высококачествен­ных нефтепродуктов, соответствующих требованиям между­народных стандартов;

•  снижение энергетических и материальных затрат в про­цессах нефтепереработки и нефтехимии;

•  вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличе­ния выработки моторных топлив.

Реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей промышленности будет осуществляться поэтапно с учетом большой капиталоемкости и ограниченности инвестиционных ресурсов. Производственным объединением "Нафтан" предус­матривается строительство комплекса глубокой переработки, основанного на процессе гидрокрекинга, что даст возможность получать экологически безопасные дизтоплива. На Мозырском нефтеперерабатывающем заводе первым этапом рекон­струкции станет внедрение процесса висбрекинга гудрона, за счет чего глубина переработки возрастет до 82 %, а выход светлых нефтепродуктов — до 53 % . На втором этапе планиру­ется строительство комбинированной установки каталитичес­кого крекинга, что повысит глубину переработки нефти до 84 %, выход светлых нефтепродуктов — до 64—65 %.

Результатом мероприятий, направленных на повышение производственного потенциала нефтеперерабатывающих предприятий, станет увеличение производства к 2015 г. авто­мобильных бензинов в 2,5 раза, дизельных топлив — в 1,7 ра­за при одновременном сокращении выпуска топочного мазута на 10,6 %. Более 40 % производимых нефтепродуктов предус­матривается экспортировать, около 70 % экспорта придется на Российскую Федерацию.

        В настоящее время добыча и переработка торфа ведется 35 предприятиями. Основными видами продукции являются: торфяные брикеты, торф кусковой и сфагновой. В 1997 г. объ­емы их производства составили соответственно 11515,9 и 27 тыс. т. Эксплуатационные запасы торфа на сырьевых базах предприятий оцениваются в 142,5 млн т, в том числе торфа, пригодного для брикетирования, — в 100 млн т. Запасы торфа на отведенных предприятиям площадях оцениваются в 46,3 млн т, в том числе пригодных для брикетирования -в 29 млн. т.

Основной проблемой функционирования предприятий от­расли остается постоянный недостаток финансовых средств, вызванный несвоевременным и недостаточным по объему вы­делением бюджетных средств на покрытие разницы между оп­товой и розничной ценами на брикет, поставляемый населе­нию. Ограниченность финансовых ресурсов не позволяет обес­печить необходимое обновление активной части основных фондов, износ которых в целом по отрасли вырос до 61 %. На предприятиях эксплуатируется 82 % полностью изношенного оборудования для добычи торфа, 85 % оборудования для под­готовки и ремонта фрезерных полей, до 100 % сушилок, 41 % торфобрикетных прессов.

Повышение эффективности использования исходного сы­рья в торфяной промышленности предполагается достичь за счет применения новых технологий с улучшенными экологи­ческими характеристиками. Одним из путей обеспечения на­селения и коммунально-бытовых предприятий местным топ­ливом на основе торфа может быть развитие добычи кускового торфа. Предусматривается разработка прогрессивной техноло­гии и оборудования для его добычи, что позволит вовлечь в разработку новые сырьевые ресурсы на месторождениях, ра­нее непригодных для его целей, увеличить коэффициент ис­пользования залежи при разработке до 0,7—0,8 и вовлечь в разработку малые месторождения. Кроме того, экскаватор­ный способ добычи кускового торфа позволит значительно улучшить качество готовой продукции, снизить затраты на ее производство.

Имеющиеся на сырьевых базах предприятий запасы торфа позволяют обеспечить производства брикетов на уровне 1600 тыс. т в период до 2005 г. с дальнейшим снижением объе­мов производства до 800 тыс. т. Частичное выбытие мощнос­тей по производству брикетов будет компенсироваться за счет увеличения добычи кускового торфа, объемы добычи которого составят в перспективе 200 тыс. т. В целях повышения уровня самообеспечения твердым топливом предусмотрено к 2001 г. прекращение экспорта торфяных брикетов. К 2015 г. за счет производства торфяной продукции спрос на твердое топливо будет удовлетворяться на 20—23 % .

Частично сократить поставки топлива из-за рубежа позво­лит расширение использования местных топливных ресурсов Республики Беларусь, таких как нефть, попутный газ, бурые угли, торф, древесина, отходы животноводства. Для Беларуси наиболее реальным источником замещения некоторой части Импортируемого топлива может стать древесина и древесные отходы: по примеру скандинавских стран в ближайшие годы можно увеличить применение древесины в качестве топлива в 1,,5—2 раза. Но расчеты показывают, что намеченные меры по Энергосбережению, максимальному использованию местных топливных ресурсов и нетрадиционных источников энергии смогут увеличить обеспеченность собственным топливом лишь до 38—39 %.

За счет собственных топливно-энергетических ресурсов республика сможет обеспечить потребности в энергии лишь на 10—15 %, поэтому активизация политики энергосбережения становится приоритетным направлением во всех отраслях эко­номики и особенно в промышленности — основном потребите­ле энергоресурсов. Это будет достигнуто за счет:

• снижения энергоемкости продукции;

•  повышения коэффициента полезного использования топ­лива;

•  увеличения в топливном балансе республики доли мест­ных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников.

Достижение поставленных целей и задач возможно только за счет комплексной реализации основных организацион­но-экономических, технических направлений в повышении эффективности использования ТЭР, что включает законода­тельно-правовую и нормативно-техническую базы, в состав которых войдут доработанные или новые стандарты, строи­тельные нормы и правила технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определя­ющих требования в области энергосбережения. Наиболее зна­чимыми организационно-экономическими мерами являются следующие:

•  снижение конечного потребления энергоресурсов за счет структурной перестройки промышленности, внедрение новых энергосберегающих технологий,  оборудования,  приборов и материалов;

•  осуществление государственной экспертизы энергетичес­кой эффективности проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в облас­ти энергосбережения и определения достаточности и обосно­ванности предусматриваемых мер по энергосбережению;

•  введение для оценки работы министерств, ведомств та­ких показателей, как снижение суммарного объема и повыше­ние коэффициента полезного использования котельно-печного топлива;

•  поэтапный переход от нормирования расхода ТЭР на вы­пуск продукции (работ, услуг) к проведению регулярных ау­дитов промышленных предприятий и внесению удельных норм расхода ТЭР в соответствующие нормативные документы;

•  ориентация тарифной политики на тепловую, электри­ческую энергию и топливо с целью поэтапного ухода от перек­рестного субсидирования с включением в тариф только норми­руемых затрат на производство и транспортировку соответст­вующих видов энергоресурсов;

•  разработка новых и совершенствование существующих экономических  механизмов,  стимулирующих повышение энергоэффективности промышленного производства и опреде­ляющих меры ответственности за нерациональное потребле­ние ТЭР как для хозяйствующих объектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;

• организация разработки и производства необходимых видов энергосберегающего оборудования, приборов и материа­лов.

Внедрение мероприятий по повышению эффективности ис­пользования ТЭР в промышленности потребует определенных финансовых затрат. Финансирование внедрения энергосбере­гающих мероприятий должно осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий. Кроме того, могут ис­пользоваться средства инновационных фондов соответствую­щих министерств, других органов управления, часть инновационного фонда концерна "БелЭнерго", направляемых на це­ли энергосбережения. На отдельные быстропокупаемые ме­роприятия должны предусматриваться льготные кредиты.

Важную роль в финансировании крупномасштабных про­ектов по экономии энергии начинает играть созданный в 1997 г. республиканский фонд "Энергосбережение".

Эффективная реализация перспективной энергосберегаю­щей политики позволит снизить энергоемкость промышлен­ной продукции и приблизить этот показатель к уровню европейских стран.                                                   Заключение. Энергетическая безопасность, как уже отмечалось в работе является основой политической стабильности в обществе, так как энергетика – это сердце национальной экономики Республики Беларусь. При отсутствии мер  по модернизации энергетического комплекса РБ мы можем оказаться в очень сложном положении : конкурентоспособность, производимых в республике товаров на внешнем рынке существенно снизится, так как наукоемкое производство требует существенных энергетических ресурсов. Именно поэтому основная задача в настоящее время состоит в снижении энергопотребления и разработки мер по повышению эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса в РБ. Эти и другие вопросы были рассмотрены в данной работе.                                                    Список литературы:1.     Барышев В., Трутаев В. Источник энергии — в ее эконо­мии // Белор. думка. 1997. № 2. С. 64—71.

2.     Варновский Б.П., Колесников А.И., Федеров М.Н. Энергоау­дит объектов коммунального хозяйства и промышленных предприятий: Учеб. пособие. М., 1998.

3.     Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублш! Беларусь. 1998. № 31—32.

4.     Викторов Ю. Энергия не исчезает. Она ... предъявляет от­чет // Дело. 1998. № 9. С. 28—31.

5.     Возобновляемые источники энергии в Республике Бела­русь: прогноз, механизмы реализации. Мн., 1997.

6.     Герасимов В.В. Основные направления развития энергети­ки Республики Беларусь // Нестор-вестник-НВ. 1997. № 1(3). С. 2—6.

7.     Государственная научно-техническая программа "Энергосбе­режение". Мн., 1997.

coolreferat.com

Сечин «недооценил» внутренние потребности Беларуси в беспошлинной нефти?. 21.by

Россия предлагает Беларуси беспошлинные поставки нефти для ее внутреннего потребления, сообщил в пятницу вице-премьер России Игорь Сечин. По его словам, этот объем поставок оценивается в 5-6 млн. тонн в год, сообщает РИА «Новости».

Сечин сообщил, что соответствующее предложение российская сторона высказала Беларуси в ходе состоявшегося в Москве Высшего госсовета Союзного государства. Он отметил, что такое предложение было высказано с учетом «братских отношений» двух стран.

Вице-премьер подчеркнул, что беспошлинные поставки нефти будут касаться только нефти для внутреннего потребления Беларуси, в то время как весь остальной объем полностью будет облагаться экспортными пошлинами.

По данным вице-премьера, по трубопроводам в Беларусь было экспортировано до 21 млн. тонн нефти. Кроме того, еще 4-5 млн. тонн экспортируется железнодорожным и автомобильным транспортом.

Сечин напомнил, что с 2010 года перестает действовать понижающий коэффициент на поставки нефти и нефтепродуктов в Беларусь, который в этом году составляет 0,356.

Вице-премьер дал понять, что белорусская сторона заинтересована в сохранении этого коэффициента, однако Москва не согласна с такой постановкой вопроса, так как при сложившейся ситуации российская нефтеперерабатывающая промышленность находится в менее выгодных условиях, чем белорусская.

«Оператором беспошлинных поставок для обеспечения транспарентности отношений должна стать компания «Транснефть», - сказал Сечин, отметив, что такое решение принято для того, чтобы не создавать преимуществ ни одной из нефтяных компаний.

Сечин также сообщил, что президент России поручил подготовить соответствующие документы, которые должны быть подписаны до конца этого года, чтобы две страны смогли перейти на беспошлинные поставки нефти. «Документы должны быть подписаны до конца года», - сказал вице-премьер.

Он добавил, что уже в субботу будут проводиться переговоры в Москве с белорусскими партнерами.

Ранее в Минске заявляли о том, что уже достигнута договоренность, в соответствии с которой нефть для собственного потребления Беларусью - 8-9 млн. тонн - будет поставляться беспошлинно.

 

Теги: Минск

 

 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

Россия предлагает Беларуси беспошлинные поставки нефти для ее внутреннего потребления, сообщил в пятницу вице-премьер России Игорь Сечин. По его словам, этот объем поставок оценивается в 5-6 млн. тонн в год, сообщает РИА «Новости».

 

news.21.by