Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Предварительный подогрев нефти


Предварительный подогрев - топливо - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Предварительный подогрев - топливо

Cтраница 3

Ввод окислителя в камеру горения при температуре значительно ниже температуры горючего неминуемо приведет к интенсивному охлаждению топлива и даже к конденсации его паров, что сведет на нет эффект предварительного подогрева. Вместе с тем подогрев жидкого топлива выше определенной температуры может вызвать его термическое разложение с образованием кокса, что совершенно недопустимо в процессах горения, газификации или пиролиза. По этой причине предварительный подогрев топлива ограничен температурой начала коксообразования. Ранее [4] были сделаны попытки исследовать возможность улучшения распыла и, следовательно, интенсификации процесса горения, однако авторы были вынуждены ограничить начальный подогрев топлива температурой 520 - 570 К при скорости движения топлива в змеевике подогревателя не ниже 0 5 м / сек. Эти ограничения были вызваны отложением смолистых веществ и кокса в результате деструкции топлива при нагреве.  [31]

Qp, как и QpH, как указывалось выше, не учитывает теплоту, которая могла бы выделиться при конденсации водяных паров, содержащихся в продуктах сгорания. Это связано с тем, что температура уходящих из котла газов обычно не бывает ниже 110 С. Эта составляющая часть баланса ( / гтл) играет заметную роль при предварительном подогреве топлива, например мазута. В последние годы накоплен определенный опыт предварительного подогрева природного газа.  [32]

Критерии jti и я2 определяют влияние режима горения топлива на лучистый теплообмен. Мы их называем режимными критериями - первым и вторым. Они учитывают влияние на лучистый теплообмен расхода топлива и воздуха, пирометрического эффекта горения топлива и предварительного подогрева топлива и воздуха.  [33]

Критерии л, и я2 определяют влияние режима горения топлива на лучистый теплообмен. Мы их называем режимными критериями - первым и вторым. Они учитывают влияние на лучистый теплообмен расхода топлива и воздуха, пирометрического эффекта горения топлива и предварительного подогрева топлива и воздуха.  [34]

Анализ информации с мест эксплуатации нагревателей показывает, что аварии и взрывы в топках происходят в основном во время розжига газовых горелок. Поэтому исключение ручного розжига и автоматизация процесса розяига является первоочередной задачей, решение которой позволит эффективно повысить безопасность эксплуатации нагревателей. Воспламенение факела запальника монно осуществить различными способами, например, электрической дугой или с помощью спирали накаливания с предварительным подогревом топлива. В ряде случ аев предлагается поджигать топливо при помощи лазерного излучения.  [35]

Применение мазута вязкостью 570 ест при 37 8 С вызывает повышенный износ цилиндровых втулок и увеличивает на 19 6 % затраты на ремонт. При поддержании соответствующего теплового режима двигателя и достаточном подогреве топлива применение высоковязких мазутов в главных судовых двигателях вполне допустимо. Во вспомогательных двигателях при этом необходимо изменить регулировку топливной аппаратуры. Автоматическая система поддержания теплового режима двигателя и предварительный подогрев топлива позволяют полностью отказаться от специального дизельного топлива для запуска и установки вспомогательных двигателей, что значительно упрощает топливную систему кораблей.  [36]

Горение жидкого топлива протекает в основном в парогазовой фазе, так как температура его кипения значительно ниже температуры воспламенения. Интенсивность испарения горючих веществ увеличивается с ростом поверхности контакта с воздухом и количества подводимой теплоты. Таким образом, скорость горения определяется тонкостью его распыливания. Улучшению распы-ливания способствует понижение вязкости, что достигается предварительным подогревом топлива до 340 - 390 К перед подачей в форсунки.  [37]

Высокие температуры, указанные в табл. 1, обычно не применяют, и они даже нежелательны вследствие трудности получения достаточно жаростойких конструкционных материалов. Чаще всего в промышленности в качестве топлива используют углеводороды, водород и углерод, поскольку другие топлива, способные давать более высокотемпературные пламена, экономичны лишь в некоторых специальных областях применения. Окислителями обычно служат воздух и кислород. Как видно из табл. 1, максимальная температура, достигаемая при атмосферном давлении без предварительного подогрева топлива и окислителя - около 3500 К, а при повышенных давлениях - несколько выше. В промышленных условиях применяются только неадиабатические процессы, поскольку подлежащее использованию тепло должно передаваться от пламени к аппаратуре или к реагентам, и поэтому фактическая температура всегда ниже максимальной, потенциально возможной.  [38]

Необходимо, однако, отметить, что отказ от применения1 депрессаторов при производстве дизельных топлив из парафи-нистых нефтей недостаточно обоснован. Значительное понижение температуры застывания при добавлении 0 5 % депрессатора к парафинистым топливам почти полностью исключает затруднения, связанные с транспортом, хранением, перекачкой и заправкой этих топлив. Затруднения, связанные с подачей топлива, содержащего кристаллы твердых парафинов, могут быть решены некоторым конструктивным изменением системы питания двигателя. Правильно подобранный обогрев топливоподкачивающего насоса и фильтров при соответствующем сечении трубопроводов предохранит топливную систему от забивания парафином. В необходимых случаях может быть предусмотрен бачок с пусковым топливом. В стационарных и судовых условиях эти затруднения решаются предварительным подогревом топлива, широко применяемым при использовании тяжелых дизельных ( моторных) топлив.  [39]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Способы подогрева нефтепродуктов в трубопроводах, стационарных и передвижных емкостях

Способы подогрева нефтепродуктов в трубопроводах, стационарных и передвижных емкостях

Нефть, газ и нефтепродукты являются для России основным экспортным товаром. В наших климатических условиях добыча и дальнейшая транспортировка нефти, нефтяного газа и нефтепродуктов (мазут, дизельное топливо и бензин) представляет собой сложную комплексную задачу.

Основная проблема состоит в больших расстояниях и длительных периодах низких температур на большей части территории нашей страны. Даже летнее дизельное топливо при температурах ниже + 3°С склонно к парафинизации. Повышение вязкости затрудняет его прокачиваемость по трубам, что ведет к дополнительным энергозатратам и повышенному износу насосного оборудования. В зимних сортах дизтоплива загустевание и парафинизация происходят при более низких температурах. Нефть и мазут загустевают уже при плюсовых температурах.

Для обеспечения, как стабильной проходимости топливной магистрали, так и быстрой разгрузки емкостей, в первую очередь необходимо сохранить необходимую текучесть продукта. Для этого используется предварительный и поддерживающий подогрев нефтепродуктов.

Устройства подогрева нефтепродуктов можно разделить постоянные и временные. Принцип действия и конструкция подогревателя могут различаться. Постоянные устройства как правило смонтированы внутри резервуаров либо стационарно установлены на трубопроводах. Временные подогреватели используются в экстренных ситуациях (например, разогрев замерзшего участка нефтепровода) либо для нагрева мобильных емкостей (авто и ж/д цистерн и т.п.).

Рассмотрим основные способы разогрева:

  1. С помощью жидких или газообразных теплоносителей пропускаемых по встроенным в емкость трубопроводам.
  2. Газовоздушный обогрев двустенных резервуаров с использованием газовых теплогенераторов. Источником топлива для генератора может быть магистральный газ или балонный пропан.
  3. Электрический нагрев с помощью ТЭНов. Их мощность и расположение определяются решаемой задачей.
  4. Обогрев резервуаров и труб греющими электрическими кабелями.
  5. Бесконтактный индукционный нагрев. Данный способ гораздо эффективнее греющих кабелей, так как происходит прямой нагрев металлических стенок без потерь на теплопроводность.

Индукционный нагреватель состоит из индуктора и преобразователя частоты с системой управления. Исполнение индуктора зависит от объекта нагрева. Он может быть протяженным и гибким (для нагрева трубопроводов и больших емкостей) либо компактным (для нагрева цистерн или подмерзших участков). Частота тока преобразователя выбирается, исходя из параметров нагреваемого материала. Питание установки осуществляется от трехфазной сети 380В промышленной частоты. Система управления позволяет регулировать температуру и скорость нагрева, а также обеспечивает защиту от аварийных ситуаций. Индукционные установки могут работать в автоматическом режиме, поддерживая заданные параметры. Установки могут быть изготовлены в обычном исполнении, либо для работы в пожаро- и взрывоопасных зонах, в зонах экстремально низких или высоких температур.

htt.spb.su

Предварительный подогрев - топливо - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Предварительный подогрев - топливо

Cтраница 2

В стационарных двигателях могут применяться топлива более высокой вязкости вследствие того, что в них возможен предварительный подогрев топлива теплом отходящих газов или другим источником тепла.  [16]

Особенно опасно иметь топливо с низкой температурой вспышки в тех случаях, когда работа происходит с предварительным подогревом топлива.  [17]

Моторные топлива для стационарных дизелей могут применяться с более высокой вязкостью вследствие того, что в стационарных условиях возможно использовать предварительный подогрев топлива теплом отходящих газов или из другого источника тепла.  [18]

Моторные топлива для стационарных двигателей Дизеля-могут применяться при условии более высоких значений вязкости, вследствие того, что в стационарных условиях возможно использовать предварительный подогрев топлива теплом отходящих газов или из другого источника тепла.  [19]

Сорт № 4 - обычно смесь дистиллятного топлива средней и я когти с остаточным топливом - используется для установок, где не предусмотрен предварительный подогрев топлива. Топливо № 5 выпускается двух марок: легкое и тяжелое. В зависимости от конструкции форсунок и климатических условий для мазута № 5 легкого предусматривается подогрев только для улучшения распыливания, а для тяжелого - и при перекачках. Мазут № 6, наиболее вязкий, используют на крупных котельных установках, имеющих мощные подогревающие устройства.  [20]

Применение смеси дизельного и котельного тоилива обусловлено не количеством ванадия в золе, а высокой вязкостью котельного топлива. Устройство предварительного подогрева топлива для снижения вязкости до величины, необходимой для распыления, было в данном случае спроектировано слишком маломощным, так что потребовалось уменьшить вязкость добавлением дизельного топлива.  [21]

Процесс приготовления эмульсий тяжелого и вязкого топлива ( мазута) имеет некоторые особенности и отличается от эмульгирования маловязких тошшв. Во-первых он требует предварительного подогрева топлива до температуры 60 - 80 С для снижения его вязкости. Во-вторых, в этом случав нет необходимости прибегать к добавке специальных поверхностно-активных веществ - эмульгаторов так как в мазутах имеются естественные эмульгаторы ( смолисто-асфальтеновые вещества, карбены.  [22]

Для качественного распыливания и надежной транспортировки жидкого топлива по трубопроводам его вязкость не должна превышать 2 - 3 ВУ. Для выполнения этого условия необходим предварительный подогрев топлива. Температура подогрева мазута зависит от его марки и составляет 80 - 140 С.  [23]

Применение специальных форсунок позволяет увеличить предварительный подогрев топлива и эффект термодеструкции.  [25]

Для качественного распыливания и надежной транспортировки жидкого топлива по трубопроводам его вязкость не должна превышать 2 - 3 ВУ. Для выполнения этого условия необходим предварительный подогрев топлива. Температура подогрева мазута зависит от его марки и составляет 80 - 140 С.  [26]

Крекинг-остатки имеют тенденцию выделять углистые осадки при стоянии, при смешивании с другими нефтепродуктами с плохой растворяющей способностью ( обычно с парафиновыми дистиллят-ными нефтепродуктами, аналогично осаждению асфальтенов лигроином) или при подогреве. Влияние подогрева особенно заметно в аппаратуре для предварительного подогрева топлива, которая иногда забивается.  [27]

При перекачке подогретых топлив возможны три области режимов работы трубопроводов. Первая область наблюдается при малых расходах, когда влияние предварительного подогрева топлива несущественно, так как температура топлива, прошедшего короткий начальный участок трубопровода, становится близкой к температуре окружающей среды. Третья область характерна для большой производительности, при которой охлаждением продукта из-за потерь тепла в окружающую среду можно пренебречь. Вторая область характерна для промежуточных расходов, при которых температура по длине трубопровода не остается постоянной. В этой области вследствие высокой зависимости вязкости от температуры влияние вязкости на сопротивление оказывается большим, чем влияние расхода, а потому при уменьшении расхода сопротивление растет, а при увеличении расхода - уменьшается, что обусловливает неустойчивую работу топливопровода.  [28]

В связи с этим интересно сопоставить результаты расчета, относящиеся к различным значениям режимных параметров ( с0, Т0) при фиксированном положении фронта пламени. В обоих случаях по условиям расчета местоположение фронта пламени одинаково, что позволяет выявить в чистом виде влияние предварительного подогрева топлива.  [29]

Ввод окислителя в камеру горения при температуре значительно ниже температуры горючего неминуемо приведет к интенсивному охлаждению топлива и даже к конденсации его паров, что сведет на нет эффект предварительного подогрева. Вместе с тем подогрев жидкого топлива выше определенной температуры может вызвать его термическое разложение с образованием кокса, что совершенно недопустимо в процессах гор ения, газификации или пиролиза. По этой причине предварительный подогрев топлива ограничен температурой начала коксообразования. Ранее [4] были сделаны попытки исследовать возможность улучшения распыла и, следовательно, интенсификации процесса горения, однако авторы были вынуждены ограничить начальный подогрев топлива температурой 520 - 570 К при скорости движения топлива в змеевике подогревателя не ниже 0 5 м / сек. Эти ограничения были вызваны отложением смолистых веществ и кокса в результате деструкции топлива при на-греве.  [30]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Применение - предварительный подогрев - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Применение - предварительный подогрев

Cтраница 1

Применение предварительного подогрева, вызывающего высокотемпературные превращения, дает довольно грубые продукты распада аустенита, что снижает механические свойства сварного соединения.  [1]

Применение предварительного подогрева повышает некоторые электрические свойства порошка К-21-22. Подогрев при 100 С в течение 9 - 12 мин уменьшает тангенс угла диэлектрических потерь в 1 5 - 2 раза, при этом текучесть сохраняется или изменяется мало. В случае подогрева при 160 С в течение 6 - 12 мин удельное объемное электрическое сопротивление повышается в 10 - 20 раз, тангенс угла диэлектрических потерь уменьшается в 2 - 3 раза. Удельное поверхностное электрическое сопротивление не изменяется, а диэлектрическая прочность несколько снижается. Однако подогрев при 160 С уменьшает текучесть и его следует применять лишь при высокой текучести пресс-материала.  [2]

Применение предварительного подогрева позволяет повышать температуру прессования в среднем на 30 С, сокращать время выдержки под давлением в 2 - 3 раза, понижать давление прессования; кроме того, значительно уменьшается износ пресс-форм, улучшаются условия и повышается производительность труда.  [3]

Применение предварительного подогрева снижает, кроме того, производительность наплавочных установок, так как подогрев деталей производится на тех же наплавочных станках. В процессе подогрева наплавочный станок обычно не работает. Например, время подогрева прокатного валка весом 500 кг составляет около 40 % времени его наплавки.  [4]

Применение предварительного подогрева очень уложняет технологический процесс наплавки, особенно в ремонтных условиях ГЭС, однако при наличии больших размеров кавитационных разрушений эта технология является единственно возможной.  [5]

Применение предварительного подогрева топлива в специальных подогревателях создает возможность для использования в судовых условиях и более тяжелых топлив. За последнее время в качестве топлива для речного и, морского флотов начинают внедряться мазуты более тяжелого типа и менее качественные по содержанию в них различного рода примесей, которые ранее применялись только для нужд промышленности и стационарных котлов.  [6]

Применение предварительного подогрева жилы или окрученных изолированных ж ил в кабель позволяет сократить длину вулкаииза-циовной камеры и соответственно высоту башни для размещения вертикального агрегата непрерывной вулканизации.  [7]

Применение предварительного подогрева ТВЧ особенно рационально при внедрении на производстве циклов ускоренного прессования при повышенной температуре.  [8]

При применении предварительного подогрева перед прессованием удается сократить на 50 - 60 % время выдержки изделий в пресс-формах, снизить удельное давление прессования на 20 - 80 %, улучшить физико-механические и диэлектрические свойства готовых изделий и получать изделия более равнопрочными.  [9]

При применении предварительного подогрева газов следует учесть, что при сильном нагреве возможно термическое разложение содержащихся в газах тяжелых углеводородов, что не желательна. В случаях, когда объем воздуха, идущего на горение, значительно больше объема сжигаемого газа, как, например, в случае природного газа, роль подогрева воздуха больше, чем подогрева газа.  [10]

Следовательно, применение предварительного подогрева повышает начальную температуру пресс-материала, сокращает время выдержки материала в пресс-форме, время цикла прессования, способствует увеличению производительности пресса.  [11]

Улучшение выгорания газа с применением высокотемпературного предварительного подогрева подтверждается повышенной скоростью роста температур по длине камеры, снижением концентрации горючих газов и нарастанием концентрации продуктов сгорания.  [12]

При контактной стыковой сварке необходимо применение предварительного подогрева изделий с последующими нормализацией или отпуском.  [13]

В условиях низких температур с применением предварительного подогрева стыков до температуры 150 С при охлаждении металла шва аустенит проходит стадии превращения в феррит - - перлит. Перлитная составляющая структуры отличается тонким строением и располагается между зернами феррита, феррито-пер-литное строение шва в этом случае неоднородно.  [14]

Большое значение для увеличения прессосъема имеет применение предварительного подогрева прессматериалов перед прессованием.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Предварительный подогрев - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Предварительный подогрев

Cтраница 1

Предварительный подогрев при ручной дуговой сварке ( РДС) применяется на средне - и высокоуглеродистой сталях, низкоугле - рсдистая сталь подогревается только при сварке больших толщин. Легированная сталь, за небольшими исключениями, и сталь аустенитного класса требуют предварительного подогрева при сварке.  [1]

Предварительный подогрев при 130 С в течение 5 мин.  [2]

Предварительный подогрев подбирается опытным путем.  [3]

Предварительный подогрев при 60 С в течение 20 мин.  [4]

Предварительный подогрев при 100 - ПО С в течение 10 мин.  [5]

Предварительный подогрев при 100 - 110 С до 30 мин.  [6]

Предварительный подогрев может быть необходим в случае некоторых сталей в соответствии с разновидностью сварки.  [7]

Предварительный подогрев осуществляется при 100 - 130 С в сушилке с электрообогревом в течение 10 - 15 мин или с помощью токов высокой частоты в течение 30 сек. Затем приступают к прессованию. Отвесив предварительно необходимое количество пресспорошка или таблеток, поднимают верхнюю плиту пресса и помещают материал в форму, нагретую до необходимой температуры. Затем пресс осторожно смыкают, опуская верхнюю плиту, и постепенно повышают давление до заданной величины.  [8]

Предварительный подогрев в сочетании с высокой погонной энергией сварки может привести к дальнейшему ухудшению свойств шва, поэтому его следует применять с учетом конкретных режимов сварки.  [10]

Предварительный подогрев применяют для повышения производительности процесса прессования изделий из пластмасс. Благодаря предварительному подогреву в два раза сокращается выдержка изделий в прессформе, повышается текучесть материала, снижается удельное давление, уменьшается износ прессформ и улучшаются физико-механические и диэлектрические свойства готовых изделий.  [11]

Предварительный подогрев применяется для сокращения цикла прессования за счет уменьшения времени нагрева путем вынесения части тепловой обработки за пределы пресс-формы.  [12]

Предварительный подогрев и последующая термообработка для этих сталей по большей части обязательны. Для дуговой сварки и наплавки применяются электродные стержни легированных сталей, близких по свойствам к основному металлу, а также стержни низкоуглеродистой стали с легирующими покрытиями, содержащими соответствующие ферросплавы. По окончании сварки или наплавки обычно производится термообработка, состоящая из закалки и отжига.  [13]

Предварительный подогрев до 200 - 350 G обеспечивает отсутствие закалочных структур в околошовной зоне, повышая одновременно содержание углерода в металле шва. Однако количество углерода растет незначительно и не способствует образованию трещин. Но следует помнить, что чрезмерный подогрев способствует увеличению провара основного металла, а это ведет к повышению содержания углерода в металле шва и, следовательно, к росту образования трещин.  [14]

Предварительный подогрев до начала отгона длится % часа. При температуре 70 - 80 через дефлегмацион-ную колонку начинает отгоняться фенольная вода. Отгонка длится нормально 6 час.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Предварительный сопутствующий подогрев - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Предварительный сопутствующий подогрев

Cтраница 1

Предварительный и сопутствующий подогрев, сопутствующее принудительное охлаждение являются технологическими способами регулирования параметров термического цикла, а, следовательно, структуры, механических характеристик и коррозионной стойкости сварных соединений. Процесс термической обработки связан с изменением структурного и напряженного состояния металла, что способствует стабилизации и восстановлению свойств металла, повышению работоспособности конструктивных элементов.  [1]

Предварительный и сопутствующий подогрев, дающий положительные результаты при сварке сталей перлитного класса, применительно к аустенитным сталям в ряде случаев не дает ( с точки зрения снижения склонности к образованию горячих трещин) заметного эффекта, а скорее сказывается отрицательно вследствие расширения зоны пластического деформирования основного материала или нижележащих валиков металла шва и, как следствие, усиливает действие этого фактора.  [3]

Предварительный и сопутствующий подогрев и последующий отпуск при автоматической и полуавтоматической сварке в среде углекислого газа должны соответствовать тем же условиям, которые были установлены для ручной дуговой сварки соответствующих марок сталей.  [4]

Предварительный и сопутствующий подогрев может осуществляться индукционными подогревателями, муфельными электрическими печами, кольцевыми газовыми горелками или другими средствами, обеспечивающими равномерный нагрев по всему сечению трубного элемента.  [6]

Предварительный и сопутствующий подогрев кромок, рекомендуемый в ряде случаев при сварке жаропрочных аустенитных сталей и сплавов, при сварке коррозионностойких сталей из-за снижения коррозионной стойкости соединения нежелателен. Подогрев может быть допущен только в случае последующей закалки или стабилизации изделия.  [7]

Необходим предварительный и сопутствующий подогрев до темдературы 650 - 700 С.  [8]

Необходим предварительный и сопутствующий подогрев до температуры 650 - 700 С.  [9]

Необходимость предварительного и сопутствующего подогрева и его режимы при сварке должны регламентироваться НТД на сварку в зависимости от марки материала и толщины свариваемых элементов трубопровода.  [10]

Температура предварительного и сопутствующего подогрева должна контролироваться с особой тщательностью на протяжении всего периода выполнения сварочных работ. Нарушение термических режимов сварки является одной из главных причин, приводящих к образованию трещин.  [11]

Для предварительного и сопутствующего подогрева при сварке в монтажных условиях применяют различные нагревательные устройства, индукционные нагреватели, специальные многофакельные горелки, работающие на газах, газовые резаки и керосинорезки.  [13]

Рекомендуется применять предварительный и сопутствующий подогрев. Прочность получаемых соединений зависит от прочности присадочного материала. Хром, плакированный сплавом ЭИ435, можно сваривать контактной точечной сваркой и аргоно-дуговой сваркой вольфрамовым электродом со струйной защитой с расплавлением плакированного слоя и применением присадочной проволоки из никелевых сплавов.  [14]

Необходимость применения предварительного и сопутствующего подогрева ( при прихватке и при сварке) и его режимы должны указываться в инструкции по технологии сварки.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Способ подогрева потока нефти и нефтепродуктов на магистральных трубопроводах

 

Изобретение относится к энергосберегающим и экологически безопасным технологиям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов и может быть использовано как при сооружении новых, так и при модернизации действующих магистральных трубопроводов. Техническим результатом изобретения является сокращение расхода первичных энергоресурсов на трубопроводный транспорт нефти (нефтепродуктов) любой естественной вязкости и создание экологически чистой технологии ее подогрева на потоке. Это достигается тем, что для подогрева нефти (нефтепродукта) используют экологически чистые вторичные энергоресурсы магистральных газопроводов - тепло, отбираемое от потока сжатого газа при его охлаждении, при этом частично объединяют технологические процессы трубопроводного транспорта нефти и газа с помощью теплообменной системы. 1 ил.

Изобретение относится к энергосберегающим и экологически безопасным технологиям трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов и может быть использовано при сооружении новых, а также при модернизации действующих магистральных трубопроводов.

Известно, что технико-экономические показатели магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в значительной степени зависят от вязкости перекачиваемого продукта. Подогрев нефти (нефтепродукта) снижает ее вязкость, следовательно снижает и гидравлическое сопротивление трубопроводной сети, что, в свою очередь, приводит к уменьшению расхода первичных энергоресурсов (газа, дизельного топлива, электроэнергии) на выполнение механической работы, необходимой для ее перекачки [1, 2]. Известен способ подогрева высоковязких нефтей и нефтепродуктов на промежуточных подогревательных пунктах магистральных трубопроводов, оборудованных огневыми или паровыми подогревателями [3]. Основные недостатки такого способа подогрева заключаются в необходимости расхода первичных энергоресурсов (нефти, мазута или газа) в виде топлива и в загрязнении воздушного бассейна вредными продуктами при сгорании этих видов топлива в топках огневых подогревателей или паровых котлов. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ подогрева нефти или нефтепродуктов за счет утилизации тепла на компрессорных станциях магистральных газопроводов [4]. Задача изобретения - сокращение расхода первичных энергоресурсов на трубопроводный транспорт нефти (нефтепродуктов) любой естественной вязкости и создание экологически чистой технологии ее подогрева на потоке. Технический результат достигается тем, что для подогрева нефти (нефтепродукта), взамен сжигания в топках подогревательных пунктов нефти, мазута, газа или утилизации тепла выпускных газов газоперекачивающих агрегатов, используют экологически чистые вторичные энергоресурсы магистральных газопроводов - тепло, отбираемое от потока сжатого газа в теплообменных аппаратах. Сопоставительный анализ заявленного решения с прототипом показывает, что в предлагаемом способе, частично объединяют технологические процессы магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) и магистрального газопровода через теплообменную систему, с помощью которой охлаждают транспортируемый природный газ и нагревают перекачиваемый по нефтепродуктопроводу продукт, чем обеспечивают создание энергосберегающей и экологически чистую технологию подогрева потока нефти (нефтепродуктов), транспортируемых по магистральным трубопроводам. На чертеже представлена структурная схема, поясняющая заявленный способ подогрева потока нефти и нефтепродуктов на магистральных трубопроводах. На схеме показаны компрессорная станция КС магистрального газопровода с компрессорным цехом КЦ, теплообменная система ТОС, линейная часть магистрального газопровода Г и линейная часть магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) Н. Магистральный трубопровод Н, трасса которого пролегает вблизи от компрессорной станции КС, заводят на площадку этой КС, где его соединяют (по последовательной схеме) с трубным пространством теплообменника 3 теплообменной системы ТОС. Первичный энергоноситель (теплоотдатчик) - поток сжатого газа поступает в трубное пространство теплообменника 1 теплообменной системы ТОС и далее (в охлажденном состоянии) - в линейную часть магистрального газопровода Г. Одновременно в межтрубное пространство теплообменника 1 подается разделительная жидкость (промежуточный энергоноситель) - антифриз, тосол, турбинное или трансформаторное масло. В теплообменнике 1 под воздействием естественного температурного напора происходит теплопередача от первичного энергоносителя к промежуточному, т.е. охлаждение потока газа и нагрев разделительной жидкости. В целях интенсификации теплообменного процесса в ТОС предусмотрена установка циркуляционного насоса 2 с электроприводом М. Нагретая разделительная жидкость прокачивается насосом 2 через межтрубное пространство теплообменника 3, в котором также (под воздействием естественного температурного напора) происходит теплопередача, но уже от промежуточного энергоносителя к теплоприемнику, т. е. нагрев нефти или нефтепродукта и охлаждение разделительной жидкости. Из трубного пространства теплообменника 3 подогретая нефть (нефтепродукт) поступает в магистральный трубопровод Н, а из межтрубного пространства того же теплообменника 3 охлажденная разделительная жидкость поступает вновь в межтрубное пространство теплообменника 1, затем рабочий цикл повторяется. Поскольку теплообменная система может включать в себя несколько параллельно работающих циркуляционных насосов 2, то в целях исключения обратного хода потока разделительной жидкости у неработающих насосов, каждый из них оснащается обратным клапаном 4. Запорная арматура 5 служит для оперативных переключений в ТОС при аварийных режимах. Заявленный способ позволяет одновременно улучшать технико-экономические показатели как магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов), так и магистральных газопроводов за счет частичного объединения их взаимодополняющих (противофазных по физической сути) технологических процессов - охлаждения сжатого газа и нагрева потока нефти (нефтепродукта), эффективно используя для этих целей простую теплообменную систему и экологически чистые вторичные энергоресурсы магистральных газопроводов - тепло, отбираемое от потока сжатого газа. Источники информации 1. Трубопроводный транспорт нефти и газа. Р.А.Алиев, В.Д.Белоусов, А.Г. Немудров и др. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Недра, 1988, 368 с. 2. Повышение эффективности использования газа на компрессорных станциях/ В. А. Динков, А. И. Гриценко, Ю.Н. Васильев, П.М.Мужиливский - М.: Недра, 1981, с. 216...228. 3. Бунчук В.А. Транспорт и хранение нефти, нефтепродуктов и газа - М.: Недра, 1976, с. 80...88. 4. Агапкин В. М. Итоги науки и техники. Сер. Трубопроводный транспорт. -М.: ВИНИТИ, том 9, 1982, с. 73.

Формула изобретения

Способ подогрева потока нефти и нефтепродуктов на магистральных трубопроводах, предусматривающий использование вторичных энергоресурсов газопроводов для подогрева и снижения вязкости перекачиваемого продукта, для чего участки магистральных нефтепроводов заводят на территории площадок компрессорных станций магистральных газопроводов, отличающийся тем, что частично объединяют технологические процессы трубопроводного транспорта нефти и газа с помощью теплообменной системы, а в качестве вторичных энергоресурсов газопроводов используют тепло, отбираемое от потока сжатого газа при его охлаждении.

РИСУНКИ

Рисунок 1

www.findpatent.ru