Презентация по Химии "Природные источники углеводородов" - скачать смотреть бесплатно. Презентация природные источники углеводородов нефть


Презентация "Природные источники углеводородов"

Инфоурок › Химия › Презентации › Презентация "Природные источники углеводородов"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Природные источники углеводородов и их переработка Автор учитель химии и биологии МАОУ СОШ №3 г. Усинска Васильева Т. Н.

2 слайд Описание слайда:

Природные источники углеводородов газ нефть уголь

3 слайд Описание слайда:

Природный газ

4 слайд Описание слайда:

Важнейшие месторождения газа

5 слайд Описание слайда:

Органическая химия 10 класс * Природный газ Смесь газообразных углеводородов различного происхождения, заполняющие поры и пустоты горных пород, рассеянных в почве Применение: 1.Топливо на 90% 2. Химическое сырье на 10% (сажа, водород, ацетилен, растворители) Состав 98% - СН4 2% - С2Н6, С3Н8, С4Н10,N2,CO2, Н2 Н2S Органическая химия 10 класс

6 слайд Описание слайда:

Применение природного газа Источник сырья для химической промышленности. Из него получают ацетилен, этилен, водород и сажу:   2СН4 —> С2Н2 + ЗН2 СН4 —> С + 2Н2 Энергетически выгодное природное топливо, т.к. при сгорании метана и его гомологов выделяется большое количество теплоты: СН4 + 2О2 = СО2 + Н2О + 890 кДж

7 слайд Описание слайда:

Органическая химия 10 класс * Попутный нефтяной газ- «шапка» над нефтью Смесь углеводородов сопутствующие нефти и выделяющиеся при её добыче Состав 30-40% - СН4 7,5% - С2Н6, 21,8% - С3Н8, 20,5% -С4Н10 Примеси - N2,CO2, Н2О, Н2S Применение: Раньше сжигали, сейчас улавливают и используют: 1.Топливо 2. Химическое сырье - получая: пластмассы, каучуки, сухой газ, пропан- бутановую смесь, газовый бензин Смесь углеводородов сопутствующих нефти и выделяющиеся при её добыче Органическая химия 10 класс

8 слайд Описание слайда:

Характеристика попутных нефтяных газов название состав применение Газовый бензин Смесь пентана, гексана и др. углеводородов Добавляют к бензину для улучшения запуска двигателя Пропан-бутановая фракция Смесь пропана и бутана Применяют в виде сжиженного газа как топливо Сухой газ По составу сходен с природным газом Используют для получения ацетилена, водорода и др. веществ, а так же как топливо

9 слайд Описание слайда:

НЕФТЬ

10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

Сложная смесь углеводородов различной молекулярной массы Нефть Состав: Алканы (от 5 до 50 атомов С) Циклоалканы Арены Примеси: песок, глина, некоторые кислород- и серосодержащие соединения, вода, растворенные в ней соли. Физические свойства: - маслянистая жидкость; - от светло-бурого до черного цвета; - имеет характерный запах; - немного легче воды; - практически не растворяется в воде; - нет определённой t кипения.

12 слайд Описание слайда:

Нельзя выразить формулой Её состав не постоянный и зависит от месторождения

13 слайд Описание слайда:

Органическая химия 10 класс * Вторичная переработка Алкилирование Ароматизация Крекинг Переработка нефти Первичная переработка Ректификация (фракционная перегонка) Органическая химия 10 класс

14 слайд Описание слайда:

Органическая химия 10 класс * Ректификация- физический способ переработки (или фракционная перегонка) Фракция – часть сыпучего или кускового твердого материала либо жидкой смеси, выделенная по определенному признаку. Ректификация – разделение многокомпонентных жидких смесей на отдельные компоненты. Перегонка нефти основана на разности температур кипения углеводородов, входящих в ее состав. Фракции: Газовая Бензин Лигроин Керосин Дизельное топливо Мазут Самая ценная вторая фракция Недостаток – выход бензиновой фракции 17-20% что не удовлетворяет потребности современной промышленности Органическая химия 10 класс

15 слайд Описание слайда:

Продукты перегонки нефти название фракции t кипения химический состав продукты переработки Газолиновая фракция 40-200°С С5Н12 – С11Н24 газолин бензин (авиационный, автомобильный) Лигроиновая фракция 150-250°С С8Н18 – С14Н30 лигроин (горючее для тракторов) Керосиновая фракция 180-300°С С12Н26 – С18Н38 керосин (горючее для тракторов, реактивных самолётов и ракет) Газойльная фракция выше 275°С С19Н40 газойль – дизельное топливо Мазут остаток атомов С до многих десятков Мазут: соляровые масла (дизельное топливо) смазочные масла (автотракторные, авиационные, индустриальные) вазелин (основа для косметических средств и лекарств) Гудрон (дорожное строительство)

16 слайд Описание слайда:

Органическая химия 10 класс * Крекинг- химический способ переработки Промышленный крекинг был изобретен русским инженером В.Г.Шуховым в 1891 году. Шухов В.Г. – «русский Эдиссон», его имя золотыми буквами вписано в историю цивилизации. Создал речные наливные баржи для перевозки нефти. Использовал паровые котлы для загрузки и разгрузки , а не мускульную силу. Изобрел первый трубопровод для перекачки с подогревом. Непрямая переработка нефти- процесс расщепления нефтепродуктов на углеводороды с меньшим числом атомов С Органическая химия 10 класс

17 слайд Описание слайда:

Термический и каталитический крекинг Термический крекинг Каталитический крекинг Протекает при 470-550°С Протекает при 450-500°С и в присутствии катализатора Бензин содержит много непредельных углеводородов Бензин содержит много углеводороды с разветвлённой цепью Обладает высокой детонационной устойчивостью (взрывоустойчивостью) Обладает ещё большей детонационной устойчивостью Менее устойчив при хранении Более устойчив при хранении

18 слайд Описание слайда:

Органическая химия 10 класс * Ароматизация Непрямая химическая переработка бензиновых и лигроиновых фракций при t =500-5400С, каt., c целью получения высокооктановых бензинов. Результат: Алканы – циклоалканы - ароматические – повышение октанового числа бензина Используется для получения высокооктанового топлива, ПАВ, инсектицидов, антиокислителей Алкилирование Пиролиз нефти, риформинг, «облагораживание бензина» Процесс введения в молекулы соединений радикалов Ch4, C2H5 Органическая химия 10 класс

19 слайд Описание слайда:

Пиролизом называют разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре

20 слайд Описание слайда:

Риформинг способ переработки нефтепродуктов в результате которого получают индивидуальные ароматические углеводороды, водород или бензин с повышенным содержанием аренов.

21 слайд Описание слайда:

Каменный уголь

22 слайд Описание слайда:

Происхождение Горная порода осадочного происхождения (каменноугольный период) Состав Сложная смесь ВМС- С, Н2, N2, O2 ,S Каменный уголь

23 слайд Описание слайда:

Коксование (пиролиз) каменного угля – один из способов получения углеводородов путём нагревания до 1000 °С

24 слайд Описание слайда:

Коксовая печь

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель химии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-009060

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по химии на тему "Природные источники углеводородов"

Инфоурок › Химия › Презентации › Презентация по химии на тему "Природные источники углеводородов"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Природные источники углеводородов Урок по химии в 10 классе Учитель МОУ СШ №141 Исаева Т.Г. Г.Красноярск

2 слайд Описание слайда:

Значение углеводородов служат сырьем для получения почти всей продукции в современной промышленности органического синтеза используется в энергетических целях. Углеводороды широко распространены в природе и могут быть выделены из различных природных источников.

3 слайд Описание слайда:

Источники углеводородов уголь природный и нефть попутный нефтяной газ Запасы: нефти – на 30-90 лет газа – на 50 лет угля – на 300 лет

4 слайд Описание слайда:

Природный газ – «голубое золото» . Важнейшие месторождения этого ценного топлива находятся: в Западной Сибири (Уренгойское, Заполярное), в Волго-Уральском бассейне (Вуктыльское, Оренбургское), на Северном Кавказе (Ставропольское), в Восточной Сибири.

5 слайд Описание слайда:

Использование природного газа Природный газ используется без предварительного разделения. Топливо: 1. высокая теплота сгорания 2. экологично 3. удобно добывать, транспортировать сжигать – газ! Является сырьем: 1. для получения Н2 и сажи, аммиака 2. для производства С2Н2, С2Н4, С3Н6 3. для получения галогенопроизводных 4. для органического синтеза (СН3ОН, уксусной кислоты и др.)

6 слайд Описание слайда:

Попутный нефтяной газ Находится в залежах вместе с нефтью, растворен в ней, образуя «шапку»

7 слайд Описание слайда:

Состав попутного нефтяного газа Средний состав попутных газов в нефтяных месторождениях: Метан – 32 - 58% Этан – 7,5 - 20% Пропан –12 - 18% Бутан –7,5 - 11,5% Пентан и выше – 5 - 6,5% Азот, инертные газы – 2 – 27,5% Углекислый газ – 0,1 – 0,5%

8 слайд Описание слайда:

Попутный нефтяной газ Смесь пентана, гексана и других УВ, жидких при обычных условиях, образует газовый бензин. Далее отделяется смесь пропана с бутаном. сухой газ, состоящий преимущественно из метана и этана.

9 слайд Описание слайда:

Каменный уголь

10 слайд Описание слайда:

Классификация углей Состав: Углерод – до 75% водород – до 6% азот, кислород – до 30% Состав: Углерод – до 98% водород – до 6% азот, кислород – до 10% Каменные угли Бурые угли

11 слайд Описание слайда:

Пиролиз (коксование) – разложение органических веществ без доступа кислорода при высокой температуре Продукты коксования: - кокс (используется в металлургии) - каменноугольная смола (используется в химической промышленности) - раствор аммиака (для производства удобрений) - коксовый газ (используется в химической промышленности; и в качестве топлива)

12 слайд Описание слайда:

Коксовый газ

13 слайд Описание слайда:

Продукты коксования

14 слайд Описание слайда:

Нефть и ее состав Нефть – это сложная смесь насыщенных и ароматических углеводородов, а также циклопарафинов с примесью неорганических веществ. В природе существуют в основном нефти смешанного состава.

15 слайд Описание слайда:

Свойства нефти Нефть-маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета,с характерным запахом, в воде не растворяется, образует на поверхности воды пленку, не пропускающую воздух.

16 слайд Описание слайда:

Состав нефти По составу нефть бывает: Парафиновая – состоит из алканов с прямой и разветвленной цепью Нафтеновая – содержит предельные циклические углеводороды Ароматическая – включает ароматические углеводороды – бензол и его гомологи Несмотря на сложный состав, нефть содержит в среднем 82 – 87% углерода, 11 – 14% водорода, 2 – 6% других элементов (кислород, сера, азот)

17 слайд Описание слайда:

Немного истории

18 слайд Описание слайда:

Теории происхождения нефти Органическая Неорганическая

19 слайд Описание слайда:

Нефть и русские ученые М. В. Ломоносов высказал первую научную гипотезу происхождения нефти Д. И. Менделеев разработал способ непрерывной перегони нефти В. В. Марковников занимался изучением химического состава нефти

20 слайд Описание слайда:

Переработка нефти Первичная (физические процессы) Вторичная (химические процессы) Перегонка Крекинг Очистка Риформинг Обезвоживание обессоливание Термическое разделение на фракции, на разнице t Расщепление Изомеризация Алкилирование циклизация Цель переработки нефти – получение бензина и сырья для нефтехимии.

21 слайд Описание слайда:

Перегонка нефти - процесс термического разделения нефти на фракции (смесь УВ, кипящих в определенном температурном интервале). Фракция – смесь УВ, кипящих в определенном температурном интервале.

22 слайд Описание слайда:

ВТОРИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ КРЕКИНГ- ПРОЦЕСС РАСЩЕПЛЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ОБРАЗУЮТСЯ УГЛЕВОДОРОДЫ С МЕНЬШИМ ЧИСЛОМ АТОМОВ УГЛЕРОДА В МОЛЕКУЛЕ. С16Н34  С8Н18 + С8Н16 Его использование позволяет повысить выход бензиновой фракции при переработке нефти с 20% до 80%.

23 слайд Описание слайда:

ВИДЫ КРЕКИНГА ТЕРМИЧЕСКИЙ t = 470 – 550 С Процесс протекает медленно Образуется много непредельных УВ Полученный бензин Устойчив к детонации; Неустойчив при хранении (непредельные УВ легко окисляются) КАТАЛИТИЧЕСКИЙ t= 450 -500 C Процесс протекает быстро Образуется значительно меньше непредельных УВ Полученный бензин: 1)Неустойчив к детонации 2) Более устойчив при хранении (так как мало непредельных УВ) Каталитические крекинг – более прогрессивный метод переработки нефтяных продуктов, чем термический.

24 слайд Описание слайда:

РИФОРМИНГ (ароматизация) Reform – «преобразовывать» Процесс превращения предельных углеводородов в ароматические, что значительно улучшает качество бензина.

25 слайд Описание слайда:

Продукты переработки нефти

26 слайд Описание слайда:

Экологические последствия нефтяного загрязнения Нарушается обмен в системе «Океан – Атмо- сфера» Изменяется структура сообществ Нарушается процесс фотосинтеза Гибель водоплавающих птиц Накопление канцерогенов по цепям питания Гибель в первую очередь икры, молодой рыбы

27 слайд Описание слайда:

Последствия загрязнения воды нефтью

28 слайд Описание слайда:

Последствия загрязнения воды нефтью

29 слайд Описание слайда:

Последствия загрязнения воды нефтью

30 слайд Описание слайда:

Последствия загрязнения воды нефтью

31 слайд Описание слайда:

Источники загрязнения Океана нефтяными УВ Ежегодно в моря и океаны поступает от 6 до 10 млн. т нефти Оценочные проценты сброса нефтяных углеводородов 8 8 12 11 9 21 9

32 слайд Описание слайда:

Аварии танкеров

33 слайд Описание слайда:

Вопросы для закрепления Природные источники УВ. Что это такое? Откуда берутся природный и попутный газ, нефть, уголь? Как из природных источников получить конечный продукт? Как мы используем ископаемые природные источники УВ? Что ожидает природные источники УВ в будущем? Чем можно заменить природные источники УВ, которые используются как топливо? Причины, по которым необходимо кардинально менять пути использования ископаемых природных источников УВ?

34 слайд Описание слайда:

Тест «Природные источники углеводородов» Выполняется индивидуально

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель химии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-337896

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация "Природные источники углеводородов"

Инфоурок › Химия › Презентации › Презентация "Природные источники углеводородов"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Природные источники углеводородов Учитель химии: Галиуллина А.В. МБОУ «Саклов-Башская СОШ»

2 слайд Описание слайда:

Источники УВ: Природный нефтяной газ Попутный нефтяной газ Нефть Каменный уголь

3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Состав попутного газа:

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

Нахождение попутного газа в природе: Над залежами нефти Растворенными в нефти под давлением

7 слайд Описание слайда:

Применение:

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

Состав природного газа:

10 слайд Описание слайда:

Нахождение в природе: В газовых местонахождениях В газоконденсатных местонахождениях Нефтегазовых местонахождениях В недрах Земли: между частицами в порах твердых пород

11 слайд Описание слайда:

Природный газ: Горит Нет золы Продукты сгорания экологически чистые: СО2 и Н2О Теплота сгорания выше

12 слайд Описание слайда:

Использование: а) горючие Тепловые электростанции Заводские котельные установки Различные промышленные печи: доменные мартеновские и т.д. Домашнее хозяйство Автотранспорт

13 слайд Описание слайда:

Использование: б) источник сырья для химической промышленности

14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

Коксохимия Коксование – пиролиз каменного угля –основной способ получения углеводородов

18 слайд Описание слайда:

В печь загружают уголь и в каналах отопительных простенков зажигают газ

19 слайд Описание слайда:

Кокс выгружают в вагоны, его гасят водой, сортируют, направляют на металлур-гические заводы

20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:

Состав нефти

23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда:

Теория происхождения нефти Карбидная теория Д.И.Менделеева Биологическая теория Космическая теория

25 слайд Описание слайда:

Физические свойства: Маслянистая жидкость Цвет от светло бурого до черного Характерный запах Легче воды В воде не растворяется Нет определенного температуры кипения

26 слайд Описание слайда:

Перегонка нефти – физический процесс

27 слайд Описание слайда:

Технология перегонки По трубопроводу непрерывно в печь передается нефть нагревается и в виде смеси жидкости и паров поступает в ректификационную колонну Внутри колонны тарелки с отверстиями, пары нефти через отверстия поднимаются наверх, постепенно охлаждаются, сжижаются Менее летучие углеводороды конденсируются на первых тарелках Наиболее летучие собираются на верхних тарелках НЕДОСТАТОК: малый выход бензина

28 слайд Описание слайда:

Основные фракции Газолиновая фракция бензинов – С5Н12 до С11Н24, температура 40-200 С = газолин и бензин Лигроиновая – С8Н18 до С14Н30, температура 150-250 = лигроин Керосиновая – С12Н26 до С18Н38, t 180-300 Дизельное топливо – t 275 и выше = газойль 5. Мазут

29 слайд Описание слайда:

Фракции мазута

30 слайд Описание слайда:

Фракции мазута –смазочные масла

31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда: 34 слайд Описание слайда:

Крекинг нефтепродуктов – расщепление УВ с длинной цепью на УВ с меньшей относительной Мr Крекинг – to crack - расщепление

35 слайд Описание слайда:

С16Н34 С8Н18 + С8Н16 Гексадекан октан + октен С8Н18 С4Н10 + С4Н8 Октан бутан + бутен С4Н10 С2Н6 + С2Н4 Бутан этан + этен

36 слайд Описание слайда: 37 слайд Описание слайда:

Пиролиз - разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре

38 слайд Описание слайда:

Риформинг - переработка нефтепродуктов для получения ароматических углеводородов, водорода, бензина с повышенным содержанием аренов.

39 слайд Описание слайда:

СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3 Pt/Al2O3 Ch4 +h3 + C3H8 +C4h20 Pt/Al2O3 Pt/Al2O3 + 3h3 Ch4

40 слайд Описание слайда:

Д.И.Менделеев: Нефть – ценнейшее сырье для производства многих органических веществ «Топить можно и ассигнациями»

41 слайд Описание слайда:

Добыча нефти Первая промышленная скважина глубиной 23 м была пробурена в 1859 году в штате Пенсильвания в США

42 слайд Описание слайда: 43 слайд Описание слайда: 44 слайд Описание слайда: 45 слайд Описание слайда:

Применение нефтепродуктов

46 слайд Описание слайда: 47 слайд Описание слайда: 48 слайд Описание слайда:

Развитие энергетики химическое топливо Энергетическое технологическое для выработке тепловой, электрич. для проведения технологических энергии на ТЭЦ и котельнях процессов коксования, выплавки металлов, обжига, сушки

49 слайд Описание слайда:

Изменение структуры сырья Задачи Изыскать более эффектные пути переработки сырья Усовершенствование существующих методов переработки

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель химии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-037861

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к уроку: "Природные источники углеводородов"

ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ

10 класс (профильный)

Подготовила: учитель химии

МОУ «СОШ № 2 г. Зеленокумска»

Дашдемирова Н.А.

Цели урока :

1. Показать значение природных горючих нефтяных газов как источников энергии и сырья для химической отрасли промышленности.

2. Ознакомить с составом и свойствами нефти, способами ее переработки,показать направления использования нефти в качестве топлива и химичес- кого сырья.

3. Ознакомить с химической переработкой каменного угля и применением продуктов коксования.

4. Продолжить формирование знаний о комплексном использовании сырья,об охране окружающей среды.

5. Формировать умения анализировать, развивать навыки общения.

НЕФТЬ, ПРИРОДНЫЙ И ПОПУТНЫЙ НЕФТЯНЫЕ ГАЗЫ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ

НЕФТЬ. НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ,СОСТАВ И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

.

Нефтяная скважина

Сырая нефть ( маслянистая жидкость )

70 % углеводородов (основные компоненты)

30 % неуглеводородные компоненты и вода

(примеси)

-смолы;

-асфальты;

-кислородсодержащие;

-азотсодержащие;

-серосодержащие вещества.

алканы

арены

циклоалканы

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ

Переработка нефти

Физический способ

(Первичная

ректификация или фракционная перегонка)

Химический способ (Крекинг)

Заполнить таблицу:

Фракционная перегонка или ректификация

t кип =

t кип =

t кип =

t кип =

Фракционная перегонка или ректификация

t кип =40 0 C С 3 Н 8 ,С 4 Н 10

t кип =40 -120 0 C С 5 – С 11

t кип =40 -120 0 C С 8 – С 14

t кип =180 -300 0 C С 12 – С 18

t кип =200 -350 0 C С 13 – С 19

С 18 до С 50 (вазелин, парафин)

Переработка нефти

Химический способ (Крекинг – это процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти, в результате которого образуются УВ с меньшим числом атомов углерода в молекуле )

Физический способ

(Первичная

ректификация или фракционная перегонка)

Крекинг высокого давления – переработка мазута

Термический (470 - 550°С)

– расщепление под действием

высокой температуры

Каталитический

(nAl2O3 × mSiO2) – расщепление

в присутствии катализаторов

Промышленный выход бензина

5

ПРИРОДНЫЙ И ПОПУТНЫЙ НЕФТЯНЫЕ ГАЗЫ, КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Заполнить таблицу:

Природные источники углеводородов

 

Попутный газ

Важнейшие компоненты

 

 

Способ переработки

Природный газ

 

Каменный уголь

 

 

Основные продукты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добыча попутного нефтяного газа

Примерный состав попутных нефтяных газов

В попутном газе содержится 30-50% метана , но в нем содержится значительно больше ближайших гомологов - этана, пропана и бутана, до 20% каждого

Характеристика попутных нефтяных газов

Получают из него

Состав

Газовый бензин

Применение

Смесь пентана, гексана и др. углеводородов

Пропан-бутановая фракция

Смесь пропана и бутана

Добавляют к бензину для улучшения запуска двигателя

Сухой газ

Применяют в виде сжиженного газа как топливо

По составу сходен с природным газом

Используют для получения ацетилена, водорода и др. веществ, а так же как топливо

Добыча природного газа

Состав природного газа

В природном газ преобладает метан , содержание которого достигает 80-98%

Достоинства природного и попутного нефтяного газа

  • Дешевый вид топлива
  • Обладает высокой теплотворной способностью (теплота сгорания 1м 3 газа 54400 кДж)Л
  • Легко транспортируется по газопроводам
  • Экологически чистый вид топлива

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Состав угля

  • СВОБОДНЫЙ УГЛЕРОД
  • ЦИКЛИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
  • ЦИКЛИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
  • ЦИКЛИЧЕСКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
  • НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

Коксование каменного угля:

Прокаливание без доступа воздуха при температуре около 1000°С

Длительность процесса около 14 часов

Образуются различные продукты коксования (пиролиза)

Продукты коксования

Нефть

Важнейшие источники углеводородов

Уголь

Бензин,

Важнейшие компоненты

Органические и неорганические вещества.

Перегонка,

Лигроин,

Способ переработки

Крекинг,

Метан, попутный нефтяной газ.

Природный газ

Коксование.

Основные продукты

Топливо, сырье для химической промышленности.

Керосин,

Газойль,

Реформинг.

Топливо в доменных печах, получение аммиака и водорода.

Сжигание.

Мазут.

Топливо,

Получение ацетилена.

  • Кокс (углерод 96-98%)
  • Каменноугольная смола
  • Аммиачная вода

ОБВИНЯЕТСЯ НЕФТЬ

Гибель живых организмов

Загрязнение земной поверхности

Загрязнение атмосферы продуктами сгорания

Спасибо за внимание !!!

multiurok.ru

Презентация по Химии "Природные источники углеводородов"

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Природные источники углеводородов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Успенского Успенского района Краснодарского края Учитель химии Руднева Вера Ильинична

2 слайд

Природные источники углеводородов

3 слайд

Цель: показать значение природных источников углеводородов и продуктов их переработки как источников энергии и химического сырья

4 слайд

Природные источники углеводородов Нефть Уголь Природный газ Попутный нефтяной газ

5 слайд

Нефть – маслянистая жидкость от желтого или светло-бурого до черного цвета с характерным запахом. Нефть – это смесь различных углеводородов с примесями дру- гих веществ. Углеводороды: алканы, цикло- алканы, ароматические. Примеси: органические кисло- родные и сернистые соединения, вода, соли, песок, глина.

7 слайд

Крекинг - вторичный процесс переработки нефтепродуктов. Это процесс расщепления молекул углеводородов , в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле С16Н34 → С8Н18 + С8Н16

8 слайд

Нефте-продукты Товарная продукция Каталитический крекинг Термический крекинг Риформинг Вторичная переработка нефти

9 слайд

Виды крекинга Признаки для сравнения Термический крекинг Каталитический крекинг Условия проведения 450 – 5500С 450 – 5000С, наличие катализатора Скорость процесса Идет медленно Скорость больше Состав продуктов Преимущественно углеводороды с неразветвленной цепью, много непредельных УВ Большое содержаниеизоалканови ароматических УВ, непредельных УВ меньше Свойства бензина Стойкость к детонации ниже, неустойчив при хранении Стойкость к детонации выше, устойчив при хранении

10 слайд

Применение бензола

11 слайд

Продукты переработки нефти

13 слайд

Океан седой гремит тревожно. Он таит обиду в глубине, Черные раскачивая пятна На крутой разгневанной волне.

14 слайд

Мы будем с пятнами бороться Мазута, нефти без конца. И пусть борьба та отзовется И в ваших душах и сердцах.

15 слайд

Природный и попутный нефтяной газы

16 слайд

- энергетически выгодное топливо; - легкость воспламенения; - отсутствие золы и шлака при нагревании; - отсутствие дыма, - малое содержание оксида серы (IV),; - удобство и дешевизна транспортировки. Преимущества газообразного топлива:

22 слайд

Продукты коксования каменного угля Продукты коксования Состав Применение Кокс 96 - 98% С Металлургия Коксовый газ 60% Н2, 70 % СО, 25% СН4 Отопление Каменноуголь-наясмола С6Н6, С6Н5ОН Получение аренов

23 слайд

Нефть – результат высокотемпературных реакций в недрах планеты?

24 слайд

А может, эта рыба когда-нибудь превратится в нефть?

25 слайд

Пока здесь вышки, как бамбук, росли Мы вдруг познали истину простую: Что мы нашли не нефть, а соль земли, И раскусили эту соль земную

27 слайд

Россия занимает 1-е место в мире по разве-данным запасам природного газа, 3-е – по запасам каменного угля, 7-е – по запасам нефти.

30 слайд

Полуотравленная газом, По нефтяным болотам вплавь, Куда ты рвешься? Где твой разум? Взгляни в себя разумным глазом Нельзя же все богатства разом – Чуть-чуть грядущему оставь.

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

7281784380208323841586261964627975

336683380833837339533399334172341863420534206342353423634334

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Презентация по химии на тему "Природные источники углеводородов: нефть. Переработка нефти. Топливо.

Урок - кейс: «Природные источники углеводородов: нефть. Переработка нефти. Топливо.»

(по материалам всероссийского научно-методического журнала «Химия Всё для учителя» г. Москва «ИГ «Основа»» 7-8 июль-август 2017 Современный урок Нефть и способы её переработки О.Э.Сикорская, учитель химии МБОУ СОШ № 36, РСО-Алания, г. Владикавказ)

Цель урока: создать условия для формирования представлений о нефти как ценном природном источнике углеводородов, о её составе и свойствах, способах переработки, области применения нефтепродуктов и экологических проблемах, возникающих в результате добычи и транспортировки нефти.

Задачи урока:

  • Образовательная: в процессе практической деятельности, на основе анализа предлагаемых ситуаций и известной обучающимся информации сформулировать представления о нефти.

  • Развивающая: дать возможность обучающимся стать активными участниками урока посредством проведения химического эксперимента, установить логические связи учебного материала с жизнью.

  • Воспитательная: повысить внимание обучающихся к проблемам охраны окружающей среды; продолжить формирование коммуникабельности через выполнение определённых видов парной и коллективной работы.

Планируемые результаты.

Предметные: формирование представлений о нефти и способах её переработки.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к химии; формирование ценности здорового образа жизни.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

УУД, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Личностные УУД: определяют значение результатов своей деятельности в жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему, осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формируют собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: выявляют причины и следствия явлений; строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи.

Оборудование.

1. Коллекции «Топливо», «Нефть и продукты её переработки» и оборудование для проведения опытов.

2. Интерактивная доска.

3. Пакеты заданий (кейсы).

4. Видеофрагменты, рисунки, предварительно размещённые на рабочем столе компьютера.

Вводное слово учителя

На данный момент самыми распространенными видами топлива являются нефть, нефтепродукты, уголь, природный газ, древесина, растительные виды топлива, торфяные соединения, горючие сланцы.

Практически во всех видах топлива есть такой элемент как углерод, он может содержаться в количестве от 30 – 85% от общей массы вещества. В химический состав топлива могут входить также такие вещества, как водород, кислород, сера, зола и вода.

Практически весь объём топлива, который сейчас добывается сжигается полностью. Только 10% из этого объёма остаётся на переработку химической промышленности (газ и нефть).

Сейчас почти 80 – 90% топлива расходуется на нужды тепловых электростанций, атомных электростанций, в тепловых двигателях и на тепловые нужды.

Рассмотреть коллекцию «Топливо».

У вас на столах есть пробирка с тёмной жидкостью. Давайте попытаемся определить объект нашего сегодняшнего исследования. Немного исторических сведений об этой жидкости.

1. Она стала причиной богатства для одних и бедствий для других, из-за неё развязывались войны и заключались союзы. Без неё современная цивилизация в том виде, в каком мы привыкли её видеть, попросту не было бы.

2. Использовать эту жидкость стали ещё в III веке н. э. древние египтяне, жители Междуречья и государств Ближнего Востока, собирая её с поверхности воды. Применялась она в основном в медицине, а также для защиты садов и виноградников от вредителей.

3. Существует интересная легенда о том, как были открыты целебные свойства этой жидкости. Много столетий назад торговый караван шёл мимо места, где сегодня расположен город Нафталан. Там путешественники увидели многочисленные озёра с мутной водой. Они отгоняли от подозрительных водоёмов своих верблюдов, но одному, самому слабому и больному, позволили напиться и остаться умирать, чтобы тот более не мучился. На обратном пути караванщики встретили покинутого спутника – верблюд был совершенно здоров. Ему помогла маслянистая жидкость, находившаяся под мутью воды. Люди намазали ею свои раны и исцелялись.

4. На Руси познакомились с этой жидкостью во времена Бориса Годунова и назвали её «густой» или горючей водой.

5. VII век н. э. изобретено сильнейшее оружие средних веков – «греческий огонь», который нельзя было потушить ни водой, ни песком. Современные учёные считают, что в состав данного средства входили эта жидкость, смола, селитра, канифоль и сера.

Откройте пробирку и осторожно понюхайте эту жидкость. Запах знаком? А теперь большим пальцем прикройте горловину пробирки и встряхните. Не бойтесь испачкаться. Большим и указательным пальцами разотрите оставшееся на пальце. Обратите внимание на цвет! Он чёрный? Опять понюхайте. Пальцы протрите салфеткой. Итак, о какой жидкости пойдёт сегодня речь? (О нефти)

Нефть – «кровь» земли, нефть – «чёрное золото». Так ныне называют нефть. Нефть – самое ценное топливо в мире! К сожалению, экономика многих крупных государств, в том числе и нашего, зависит от уровня добычи нефти. Но на сегодняшнем уроке мы поговорим не об этом.

Я предлагаю вам разделиться на группы и заняться исследованием столь могущественной жидкости. В качестве консультантов вы можем привлечь к работе и наших гостей. На столах лежат кейсы с заданиями, на выполнение которых вам отводится 10 минут. Спустя этот временной отрезок представитель группы должен будет доложить о результатах исследования.

Кейс 1

О свойствах нефти можно привести такой курьёзный пример. С полуострова Мангышлак в Альметьевск в бутылке привезли нефть месторождения Узень и, показывая её, не могли вылить из бутылки. В Казахстане по остывшей за ночь нефтяной ловушке-озеру ранним утром можно свободно пойти пешком. В то же время английское слово petroleum, которым американцы и англичане называют нефть, означает «горное масло». Так что же представляет собой нефть?

Вашей группе предстоит исследовать физические свойства нефти.

Изучите материал учебника с.55, 56 и ответьте на вопросы.

1) Почему нефть называют «горным маслом»?

2) Одинаковый ли состав имеет нефть в разных месторождениях?

3) Почему состав нефти нельзя отразить одной формулой?

4) К каким классам органических соединений относятся вещества, входящие в состав этого полезного ископаемого?

Какие вещества называют углеводородами?

Какие классы УВ вы знаете? (Алканы, алкены, алкадиены, алкины, циклоалканы и арены)

Представители всех этих классов входят в состав нефти?

Помогут вам найти ответы на поставленные вопросы те исследования, которые вы проведёте.

Выполните ответы и заполните инструктивную карту.

Инструктивная карта ученика ___________________________________________________ ______________________________________________

Опыт 1. Изучение физических свойств нефти

Описать внешний вид нефти в пробирке, цвет, запах, агрегатное состояние.

Агрегатное состояние

Вывод. Нефть различных месторождений имеет различный состав, следовательно, различные свойства.

Опыт 1. Растворимость нефти в воде.

1. В пробирку с водой добавить 2-3 капли нефти и встряхнуть; сделать вывод о плотности нефти и растворимости. Смешиваются ли жидкости?

2. Потрясите пробирку, поднесите к свету и посмотрите. Дайте пробе постоять некоторое время.

Вывод. На поверхности воды образуется нефтяная плёнка, которая в результате сильных колебаний образует нефтяную эмульсию, из которых тяжёлые углеводороды оседают на дно.

Кейс 2

В 1840 г. губернатор г. Баку направил в Санкт-Петербургскую Академию наук несколько бочек с нефтью для изучения её промышленного использования и получил через некоторое время ответ: «Это вонючее вещество пригодно только для смазки колёс у телеги». Ответ характеризовал сотрудников с не лучшей стороны – в эти годы уже появились и действовали первые перегонные заводы в России (на Кавказе) и в Америке.

В 1823 году братья Дубинины на Северном Кавказе в г. Моздоке установили нефтеперегонную установку. Аппарат Дубининых был очень прост. В качестве топлива для перегонки нефти использовались дрова. Основной целью перегонки было получение «осветительного масла» или керосина. Из 30 вёдер нефти получили 16 вёдер керосина. Керосин широко применяли как топливо для керосиновых ламп, керогазов. На каком способе был основан процесс переработки нефти в то далёкое время? А с какой целью и как перерабатывают нефть в наши дни?

Вашей группе предстоит изучить один из способов переработки нефти.

Изучите материал учебника, с. 56-58. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1) Как называется способ переработки нефти, освоенный на её физических свойствах?

2) Какие физические явления лежат в основе этого способа переработки нефти?

3) Как называется установка для данного способа переработки нефти? Как она устроена и каков принцип её действия?

4) Какие продукты образуются в результате такого способа переработки нефти?

5) Каковы области применения нефтепродуктов?

Заполните инструктивную карту.

На схеме укажите, какие фракции могут быть получены при перегонке нефти, их состав, укажите области их применения.

Просмотр фрагмента фильма 1989 г.: «Важнейшие продукты нефтепереработки» (учебный фильм)

Кейс 3

В середине XIX века целью переработки нефти было получения керосина. Напомню, бензин, бывший в то время побочным продуктом перегонки нефти, не имел значительного спроса, а значит, был дешевле и находил применение лишь для лечения от вшей или как растворитель для очистки ткани от жирных пятен. Дело доходило до того, что многие нефтяные компании просто сбрасывали бензин в реку. Почему в конце XIX – начале XX века роль и стоимость бензина резко изменилась?

Изучите материал учебника, с. 59-61. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1) Позволяет ли прямая перегонка нефти удовлетворить спрос потребителя?

2) Как называется химический процесс переработки нефти?

3) Запишите схему крекинга углеводорода ряда алкана, содержащего в составе 36 атомов углерода, если известно, что в результате образуются алкан и алкен, содержащие по 18 атомов углерода.

4) Чем определяется качество бензина?

5) Как называется количественный показатель качества бензина?

6) Какие пути решения проблемы качества и количества бензина существуют?

Просмотр фильмов: «Схема работы НПЗ» 3d; «Катализаторы крекинга. Сделано в России.»

Кейс 4

Многие из вас наверняка помнят стихотворение К.Чуковского «Путаница», приведу небольшой фрагмент этого произведения:

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

Как вы думаете, почему лисичкам удалось поджечь море? Может, это лишь в сказках возможно?

Просмотр видеофрагмента.

Немного информации

1. Первая информация о крушении супертанкеров датированы 1967 годом – тогда танкер «Тори Каньон» у берегов Англии потерпел крушение, в результате которого в море, вылилось 118 000 т сырой нефти. В 1989 г. у берегов Аляски аналогичная катастрофа привела к попаданию в океан 50 млн л нефти.

Проведите следующие исследования.

Опыт. Имитация образования нефтяной плёнки.

1. В банку, на половину заполненную дистиллированной водой, добавьте пищевой краситель, помешивая, чтобы его растворить. Это будет имитировать океан.

2. Поместите игрушки и перья птиц в воду, чтобы они плавали.

3. Вылейте растительное масло в банку, не попадая на игрушки и перья. Смешиваются ли жидкости? Запишите свои наблюдения в этот момент.

4. Аккуратно взболтайте воду вокруг в банке, чтобы имитировать волны. Запишите свои наблюдения.

Во время 3-го шага нефть будет плавать на поверхности воды в вашей банке, так же, как разлившаяся нефть плавает в океане на поверхности воды. В 4-ом шаге, когда вы имитируете волны, вода и слой масла расплёскиваются и попадают на резиновую игрушку и перья птиц.

Найдите ответы на вопросы.

Какие воздействия оказывает разлившаяся нефть на жизнь в океане?

Как вы думаете, что происходит с животными, которые выплывают на поверхность, чтобы дышать, такими как киты и дельфины? Покрываются ли они нефтью?

Как добровольцы могут помочь океану очистить поверхность от разлившейся нефти?

Какие методы ликвидации негативных последствий существуют и какие можете предложить вы?

Показ фотографий на интерактивной доске с фрагментами спасения обитателей океана у берегов Новой Зеландии.

Заключительное слово учителя

Нефть – это «сгусток энергии». С помощью лишь 1 мл её можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы вскипятить ведёрный самовар, нужно менее половины стакана нефти.

Однако, нефть – это не только основа топливно – энергетического комплекса любого государства, но и источник химических соединений.

Здесь к месту знаменитые слова Д.И. Менделеева: «Сжигать нефть – это то же, что топить ассигнациями».

Нефть очень важна для процветания нации, так как она даёт энергию для развития транспортной системы и промышленности. Она также важна для выживания нации, т.к. влияет на обороноспособность страны. И нет ничего удивительного, что нефть оказывается в центре многих конфликтов. И от того, насколько правильно мы будем использовать это чудо природы, во многом будет зависеть наше с вами будущее.

Кейс для домашнего задания

«Природные источники углеводородов»

Асфальт состоит главным образом из песка и битума. Битум (похож на чёрную смолу) - это один из продуктов, которые получают из нефти. Для строительства одного километра асфальтовой дороги требуется столько битума, сколько получается из 320 баррелей нефти. Нефть стоит дорого. А если нужно построить, например, 87 тысяч километров асфальтовых дорог, расходы на битум «влетит» в немаленькую копеечку.

У битума есть ещё один нежелательный эффект: этот материал опасен для окружающей среды.

Как по другому скрепить между собой песчинки, чтобы получить дешевое и безопасное для природы асфальтоподобное дорожное покрытие?

Литература

1. Габриелян О.С. Химия. 10-й класс, Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2013. – с. 55 -61.

2. Заикина Е.А. Семинарское занятие «Природные источники углеводородов» // Химия в школе. -2002. - № 7. – с. 46-50.

3. Табер А.М. Нефть – прошлое, настоящее, будущее. – М.: Просвещение, 1987.

4. Интернет-ресурс «Интересное о нефти» (http://www.oilreview.ru/).

5. Интернет-ресурс «Всё о нефти» (http://vseonefti.ru/upstream/ekologicheskie-posledstviya-dobychinefti.html).

6. Материалы с сайта Афанасьевой Маргариты Николаевны: http://nsportal.ru/afanasieva53

infourok.ru