Разработка урока в 10 классе "Нефть и продукты ее переработки», с использованием интерактивного оборудования. Применение нефти 10 класс


Степанова Е.И. Разработка и презентация урока химии в 10 классе по теме «Нефть и продукты ее переработки» (г. Иркутск)

Цель: познакомить учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти, экологическими проблемами, связанными с ней.

Задачи:

- знать сущность перегонки термического и каталитического крекинга, риформинга;

- уметь по схеме объяснять процесс перегонки нефти;

- составлять уравнения химических реакций, отражающих процесс крекинга;

- иметь представление об октановом числе и детонационной стойкости бензина;

- осознавать экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и использованием нефтепродуктов;

- иметь представление об областях применения нефти.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: урок-презентация.

Оборудование: мультимедийная установка, коллекция «Нефть и продукты ее переработки», технологическая карта урока.

Сообщения учащихся: «Бензин», «Экологические проблемы добычи, транспортировки и использования нефтепродуктов».

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Давайте послушаем и посмотрим видеофрагмент и попробуем сформулировать тему урока.

- Мы используем нефть в чистом виде?

Так вот, тема нашего сегодняшнего урока «Нефть и продукты ее переработки.

II. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о нефти?

III. Изучение новой темы

Цель нашего урока: расширить знания о нефти, познакомиться с составом, свойствами и переработкой нефти.

1. Что же такое нефть?

Природная смесь углеводородов, в основном алканов линейного и разветвленного строения.

Нефть в разных месторождениях имеет разный количественный состав. Почему?

2. Теории происхождения нефти

Существует три основные теории происхождения нефти:

- Карбидная;

- Биологическая;

- Космическая.

Происхождение нефти

Первоначальное предложение о неорганическом происхождении нефти было высказано в конце прошлого столетия Д.И. Менделеевым, который рассматривал образование нефтяных углеводородов как результат взаимодействия воды с карбидами металлов и указал на космическое происхождение нефти.

2FeC+3h3O→Fe2O3+C2H6

Образование карбида железа могло произойти на отдельном этапе охлаждения Земли в интервале 1800-1900. При температуре 1000-1500 взаимодействует с парами воды, что приводит к образованию углеводородов.

Н.Д. Зелинский полагал, что водород выделяется при действии излучения на воду.

СО+Зh3→Ch5+h3O

6СО+4Н2 →C3H8 +ЗСО2

Таким образом, неорганическое происхождение нефти объясняется исходным материалом, которым глубинные слои Земли должны располагать в избытке. Ими могут быть глубинные разломы. Космическое неорганическое происхождение нефти раскрывается в работах В.Д. Соколова, что углеводороды нефти образовались из неорганических компонентов в космическом пространстве и попали в состав земного вещества на нашей планете. Преобразование органического вещества при его погружении может быть представлено следующими этапами:

1. Бактериологический гидролиз клетчатки, белков, жиров.

2. Термокаталические преобразования жирных кислот, спиртов.

Была предложена последовательность преобразований органического вещества осадочных пород в углеводороды нефти:

1. Исходное органическое вещество донных осадков – сапропель C12h28O6 – теряет воду и оксид углерода, переходя в соединение, обеднённое кислородом.

2. Полная потеря кислорода в результате декарбоксилирования приводит к образованию углеводорода.

Вывод: состав нефти зависит от происхождения.

3. Физические свойства нефти.

Лабораторная работа

Познакомиться с коллекцией «Нефть».

Какие физические свойства характерны для нефти?

Посмотреть видеофрагмент.

Дописать, какими еще свойствами обладает нефть.

4. Переработка нефти.

Вопрос учащимся: какой способ можно предложить для разделения углеводородов, входящих в состав нефти?

Ответ: разные углеводороды имеют разную молекулярную массу, следовательно, разную температуру кипения. Вывод: разделение нефти основано на основе нагревания.

А) Перегонка-ректификация.

Строение ректификационной колонны

Вопрос учащимся:

Вывод: ректификация (перегонка) – физический способ.

Продукты, получаемые из нефти, делятся на две группы: светлые и темные.

Заполним таблицу

Б) Крекинг.

Разработали вторичную переработку нефти (Шухов, Гаврилов 1891 год) – крекинг термический и каталитический.

В результате крекинга происходит расщепление углеводородов

Задание учащимся: составьте уравнения крекинга гексадекана, октана.

C16h44 ––> C8h28 + C8h26

гексадекан   октан    октен

C8h26 ––> C4h20 + C4H8

бутан        бутен

Каталитический бензин содержит изотеры углеводородов, возросло октановое число.

В) Понятия: детонация и октановое число (сообщение).

Детонация – чрезмерно быстрое сгорание топливной смеси в карбюраторных двигателях. Способность к детонации определяется октановым числом (содержание изооктана и н-гептана детонация изооктана равна 100, гептана 0).

Полученные бензиновые и лигроиновые фракции нефти обладают низким октановым числом, подвергают переработки.

Г) Риформинг – ароматизация.

5. Применение нефти продуктов.

Продукты, получаемые из нефти и их использование.

Нефтепродукты в жизни людей имеют огромное значение, так как это ценное химическое сырье. Любое химическое производство требует соблюдения техники безопасности.

6. Экологические проблемы использования нефтепродуктов (сообщение).

Вывод по уроку: нефть – ценное химическое сырье, 80% ее используется в топливно-энергетическом комплексе. По эффективности как энергоноситель нефть не имеет себе конкурентов. Нефть горела в топках и, очевидно, еще долго будет гореть в топках.

«Химику всегда трудно примириться с тем, что он видит, когда сгорает нефть в топках» (Н.Д.Зелинский).

IV. Рефлексия.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Довольны ли вы уроком и почему?

Выставление оценок.

V. Домашнее задание: § 8 упр. 6,7(п).

 

nmcsova.ru

Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Нефть, ее состав и переработка"

Образовательное учреждение:

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Химия

10 класс

Тема урока

«Нефть, ее состав и переработка»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Урок изучения нового материала с использованием

обучающих структур и ЦОРов.

Учитель химии Хайдарова Милявша Хуснулловна

Цель урока: Познакомить учащихся с одним из важнейших основных природных источников углеводородов - нефтью. Углубить и расширить представления школьников о природных источниках нефтехимического сырья, доказать, что нефть – ценный источник углеводородов.

Задачи

Образовательные:

- изучить состав и свойства нефти;

-дать представление о способах ее переработки;

- обеспечить восприятие и осмысление понятий: ректификация, крекинг, риформинг углеводородов;

-показать значение важнейших нефтепродуктов для современного человека и для экономики страны в целом.

Развивающие:

- формировать умение работать самостоятельно с источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать требуемую информацию;

- обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде;

-развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное мнение.

Воспитательные:

-воспитывать чувство “локтя”, ответственности, взаимопомощи и взаимоподдержки;

-поддерживать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: нефть, пробирки, вода, палочки, коллекция «Нефть и нефтепродукты», информационный текст «Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты», презентация, мультимедийное оборудование. Карта России.

Формы организации работы детей:- групповые и парные

Формы организации работы учителя - координирует работу коллектива: 

- задает вопросы, 

- направляет ход беседы; 

- на заключительном этапе проводит рефлексию.

Технологические особенности

Технические условия: химический кабинет с мультимедийным оборудованием

Используемое оборудование: карта, компьютер, мультимедийный проектор.

Используемые ресурсы: презентация на Power Point

Технологическая карта урока

Методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов на данном уроке:

-обучающее

-демонстрационное

-контролирующее

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап

Организационный

Слайд 1

Слайд 2

Приветствие учащихся и гостей.

Вводное слово учителя:

Послушайте загадку - стихотворение:

«Признаюсь вам я чистосердечно,

Я не камень – жидкость я.

Резко пахну, масляниста,

Загораюсь очень быстро.

Глубоко в земле живу,

Людям честно я служу.

«Черным золотом» зовусь,

Очень трудно достаюсь.

Получают из меня

Керосин, бензин, масла!

Ну и как, узнаете вы меня?»

Ребята, о чем идет речь в загадке?

Да, конечно, это нефть.

Тема урока: «Нефть, ее состав и переработка». Запишите в тетрадях тему урока и число-16.12.2013

Ученики сидят в группах по 4 человека (3 группы)

Приветствие учителя и гостей

Ответ: Наверное, это нефть.

Учащиеся записывают тему урока и число в рабочих тетрадях.

2 этап

Этап подготовки к активному и сознательному восприятию нового материала

Слайд3

Учитель: Каких органических веществ мы изучили? Какие углеводороды встречаются в природе?

Где встречаются в природе углеводороды?

Правильно. Поэтому, мы, сегодня, продолжаем изучать природных источников углеводородов.

Какие источники углеводородов были изучены?

Следующий источник – нефть.

Обратите внимание на высказывание Д.И.Менделеева «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями». Почему он так сказал? Изучив тему, ответите - почему это выражение стало крылатым? Почему оно актуально и сейчас?

Нефть является наиболее титулованным видом природных полезных ископаемых. Ее величают «черным золотом», «королевой энергетики».

Что же это такое нефть?

Ответ: мы изучили углеводородов.

В природе встречаются алканы, циклоалканы и арены.

Углеводороды входят в состав природного газа, попутных нефтяных газов, нефти и каменного угля.

Изучили природного газа и нефтяных попутных газов.

3 этап

Этап усвоения новых знаний

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд 9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Изучите свойства и состав нефти.

Ознакомьтесь с информацией о свойствах и составе нефти.

(4 минуты)

Обучающая структура «РЕЛЛИ РОБИН» (работа в парах)

Ответьте на вопросы:

1.Какие физические свойства имеет нефть?

Опрос:

Что рассказал партнер по лицу ученику №3 со стола №1, и т.д. (опрос нескольких участников)

Кто еще хочет поделиться информацией?

2.Каков состав нефти? Нефть – это индивидуальное вещество или смесь? Основные компоненты нефти.

Опрос:

Что рассказал партнер по плечу ученику №4 со стола №2? и т.д.

У кого еще остались интересные мнения?

Демонстрация слайда 6 о составе нефти

Учитель:

Состав нефти различных месторождений отличается. Нефть Татарстана и Грозненская нефть богата на алканы.

Нефть Азербайджана богата на арены и нафтены. Нефть Урала - на арены.

Обучающая структура «КОНЭРС» (углы-3 угла)

Предлагаются названия месторождений нефти (на столах учеников). Ученики должны найти месторождение по карте, записать район в тетради.

В России самые крупные районы или бассейны залегания нефти:

  1. Западно-Сибирский

  2. Волго-Уральский

  3. Северный Кавказ

Обучающая структура «ТАЙМД ПЭА ШЭА» (обсуди в парах)

Учитель:

Встаньте в свой угол, найдите себе ближайшую пару дайте «пять» и расскажите о своем выборе. Начинает тот, кто выше ростом. (15 сек. каждому)

Опрос участников.

Аида, почему ты выбрала Западно-Сибирский бассейн?

Алина, ты почему выбрала Волго-Уральский бассейн?

Булат, почему Северный Кавказ?

Учитель:

А теперь, найдите себе партнера из другой группы, другого угла, дайте ему «пять», и расскажите о своем выборе. Начинает тот, у кого на одежде больше ярких тонов цвета. (15 сек. каждому)

Опрос участников, о том

что сказал их партнер.

А сейчас пары встаньте в пары.

(учитель раздает карточки с номерами столов)

Учитель: В каком виде применяется нефть? Переработка нефти.

«ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН»

( подумай – запиши-обсуди в команде)

Ознакомившись с необходимой информацией, подумайте и запишите ответы на вопросы. После этого обсудите ответы на вопросы в команде.

Демонстрация слайдов 8-12

Обсудите в команде ваши ответы, начиная с участника №1. Для этого вам дается 2 минуты.

Опрос. А сейчас, давайте узнаем ваши ответы, результаты работ.

Стол №1 участник №3

Стол №2 участник №4, и т.д.

На столах имеется необходимое оборудование и реактивы для изучения физических свойств нефти.

Коллекция «Нефть и нефтепродукты».

Пакет информации о свойствах и составе нефти.

Обучающая структура «РЕЛЛИ РОБИН»

Первый вопрос обсуждают партнеры по лицу. Сначала партнеры приветствуют друг друга. Далее происходит обсуждение вопроса в виде коротких ответов по очереди. Начинает партнер А (время обсуждения 1 минута).

Говорят об ответах своих партнеров.

Предполагаемые ответы на вопрос Что такое нефть?

Нефть – горючая маслянистая  жидкость обычно темного цвета, иногда почти чёрного, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет, и даже бесцветная,  с резким своеобразным запахом, немного легче воды (плотность 0,73-0,97 г/см3), в воде нерастворима.

Второй вопрос обсуждают с партнерами по плечу. Сначала партнеры приветствуют друг друга. Далее происходит обсуждение вопросов в виде коротких ответов по очереди. Начинает пратнер Б (время обсуждения 1 минута).

Говорят об ответах своих партнеров, или же свои мнения.

Предполагаемые ответы на вопрос (слайд 6).

Состав нефти

Нефть – это смесь, жидкая смесь очень сложного состава, включающая в себя около 1000 различных веществ, большая часть которых – углеводороды (90%)и органические соединения, содержащие кислород, серу, азот и другие элементы. Остальные компоненты нефти включают воду, соли и механические примеси (глину, песок и т.д.) Обычно нефть содержит три вида углеводородов –

1)парафины (алканы) 2)циклопарафины (нафтены или циклоалканы)

3)ароматические (арены).

Большая роль в изучении состава нефти различных месторождений принадлежит российским химикам Д.И. Менделееву, В.В. Марковникову, Н.Д. Зелинскому и др.

Обучающая структура «КОНЭРС» (углы)

В 3х углах класса указаны бассейны залегания нефти, ученики выбирают тот угол, где расположено это месторождение.

Обучающая структура «ТАЙМД ПЭА ШЭА»

Ученики встают в свой угол, находят себе ближайшую пару из своего угла и отвечают на вопрос: почему вы выбрали этот угол (бассейн) по карте? Каждому дается по 15 секунд времени.

Находят пару не из своего угла и отвечают на вопрос, почему он выбрал тот или иной угол (15с).

Образуют новую группу из 4-х участников. После этого рассаживаются за столы.

«ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН» ( подумай – запиши-обсуди в команде)

Изучают информацию о переработке нефти, рассматривают коллекцию. Записывают ответы на вопросы (2-3 минуты):

1)Какие виды переработки нефти вы узнали?

2)Перегонка нефти - это какой процесс?

3)Назовите продукты перегонки нефти и где их применяют.

4)Крекинг нефти – это какой процесс и какие продукты получают этим путем.

Обсуждение в команде (2 минуты). Каждый читает свой ответ, а остальные могут добавить ответы.

4 этап

Этап закрепления знаний

Слайд14

Предлагаются утверждения, вы должны определить, верны они или нет. Если утверждения верны, ставите знак +, если нет знак -.

Учащиеся читают утверждения по слайду 14 и отвечают:

1)Нефть – это смесь.

2) Перед применением нефть всегда подвергают переработке.

3)Перегонка – это химический процесс.

4)Мазут-смесь тяжелых углеводородов.

5)Бензин – самая легкая фракция нефти.

6)Крекинг- это физический процесс.

Ответ: ++-++-

5 этап

Этап рефлексии

Слайд 15

Слайд16

Слайд17

Домашнее задание

А теперь проделаем структуру Билетик на выход. Для этого вам необходимо заполнить билетик, ответив на следующие вопросы:

1) 3 самых важных момента, которые я сегодня узнал(а)?

2) На какие 2 вопроса этой темы я смогу ответить без затруднений?

3) А какой вопрос вызвал у меня затруднение?

- Возьмите лист бумаги, подпишите его и ответьте на 3 вопроса. Обратите внимание, отвечая на 1-й вопрос, укажите 3 важных момента, на 2-й – 2, на 3-й – 1.

Записали? Молодцы. Спасибо.

- Следующий урок я начну с ответов на ваши вопросы.

Участники №2 соберите листочки с вопросами.

Объясните крылатое выражение Д.И. Менделеева: «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями»

Прочитать параграф 17 изучить и дать сравнительную характеристику термическому и каталитическому крекингу

( таблица6).

Уч-ся письменно отвечают на вопросы

3 момента

-

-

-

2 момента

-

-

1 момент

-

Учащиеся высказывают свое мнение.

Нефть-очень ценное химическое сырье. Жалко ее сжигать.

Необходимо найти другие альтернативные виды топлива. Из нефти можно получить необходимых для человека веществ. Другого такого

« черного золота» нет. Запасы нефти не безграничны. Что оставим потомкам? И другие.

Записывают домашнее задание.

infourok.ru

Разработка урока в 10 классе "Нефть и продукты ее переработки», с использованием интерактивного оборудования.

Разработка урока в 10 классе "Нефть и продукты ее переработки»,

с использованием интерактивного оборудования.

Носова Елена Алексеевна, учитель химии

Пояснительная записка.

В настоящее время сложно удивить учеников классическим уроком химии, чтобы он стал для них интересным, ярким, познавательным и плодотворным.

Современный учитель - это консультативно-направляющий источник знаний, задачей которого является не только подача информации, но и применение ее в реальной жизни. Учителю необходимо показывать прямую связь изучаемого материала и применение его на практике.

При изучении темы «Нефть и продукты ее переработки» важно мотивировать учащихся к выбору замечательных профессий: инженера, эколога, геолога.

Обозначить глобальную экологическую проблему, связанную с нефтяной промышленностью.

Благодаря применению современных ИКТ (электронных учебников, виртуальных лабораторий, флеш-анимаций, презентаций, Интернета и т.д) , поставленные задачи урока легко осуществить, дать базовые знания и привить огромный интерес к изучаемому предмету.

Цели урока:

  • Обучающая. Обозначить месторождения нефти и происхождение. Изучить состав нефти, способы ее переработки. Ознакомиться с составом нефтяных фракций, применением нефтепродуктов.

  • Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять данные опыта с теоретическими знаниями. Продолжить формирование навыка работы с источниками информации.

  • Воспитательная цель. Развивать знания школьников о комплексном использовании сырья. Формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде. Воспитывать аккуратность и точность при работе в химической лаборатории.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку.

II. Актуализация знаний.

Ученикам предлагается вспомнить материал предыдущего урока.

  1. Какие существуют источники углеводородов? (Ответ: природный и попутный нефтяной газы, нефть и каменный уголь.)

  2. Состав, переработка и применение природного газа (индивидуальный ответ).

  3. Состав, переработка и применение попутного нефтяного газа (индивидуальный ответ). Ученикам класса предлагается сделать рецензию на ответы, часть класса работают по карточкам.

III Постановка задачи:

1. Тема на доске и на презентации. “Нефть: состав, свойства, переработка”. Записи в тетради.(слайд1).

2. Цель урока : Изучить состав нефти, способы ее переработки, применение нефтепродуктов.(слайд 2).

3. Представим себе, что нам подарили 200 гектаров нефтеносных земель. Что мы будем делать? Сначала надо разобраться, что такое нефть.

IV. Изучение нового материала.

1.Физические свойства нефти.

Я предлагаю Вам посмотреть, как нефть выглядит. Фотография стакана с сырой нефтью. Запишите физические свойства нефти (слайд4)

Записи в тетради.

Лабораторный опыт 1.

Краткий инструктаж по ТБ.

Рассматриваем образец нефти, записываем наблюдения в тетради, определяем отношение нефти к воде (выливаем примерно 1 мл нефти в стаканчик с водой).

2.Состав нефти.

1. Ответьте на вопрос: нефть- вещество, или смесь? (Слайд 4)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2416d6b5-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/x10_010.jpg

Смотрим отрывок видеофрагмента (фракционный состав бензина) и убеждаемся, что нефть кипит не в точке, а при изменяющейся температуре. Делаем вывод, что нефть – смесь.

www.youtube.com/watch?v=a7sBeyinqGs

2. Состав нефти.

Лабораторный опыт 2.

Проводим взаимодействие нефти с подкисленным перманганатом калия. Убеждаемся, что раствор перманганата обесцвечивается, делаем вывод, что в нефти содержатся непредельные соединения.

3.Происхождение нефти. (Слайд 5)

Почему нефть различных месторождений имеет разный количественный состав углеводородов? Это зависит от происхождения нефти. Существует три основные теории происхождения нефти:

1.Теория неорганического происхождения (карбидная), предложенная в конце 19 в. Д.И.Менделеевым. Ученый предположил, что в земной коре раскаленные карбиды металлов взаимодействуя с водой и образуют углеводороды, которые проходят по трещинам из глубоких слоев в зону осадочной оболочки земного шара, где путем их конденсации и гидрогенизации образуются нефтяные месторождения. Эта теория не получила признания среди геологов и химиков.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed49-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_006.swf

2.Теория органического происхождения, предложенная в конце 20 в. И.М.Губкиным. Он предположил, что нефть произошла из животно-растительных останков в толще различных осадочных пород много млн. лет назад. Эта теория находит свое подтверждение в том, что в нефти обнаружены некоторые азотистые органические вещества, являющиеся, вероятно, продуктами распада природных веществ, присутствующих в тканях растений. Данной теории придерживаются в настоящее время большинство ученых.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed4a-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_007.swf

4.Месторождения нефти: Западная Сибирь, Западный Казахстан, Урало-Поволжье, Татарстан, Чечня, Майкопско-Краснодарское. (Слайд 6)

1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed42-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_019.jpg

2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed41-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_018.jpg

5.Добыча нефти (Слайд 7,8)

6.Переработка нефти: (слайд 9,10,11,12)

очистка

первичная перегонка (физические процессы)

крекинг

вторичная (химические процессы)

риформинг

1.Очистка- обезвоживание, обессоливание, отгонка летучих веществ.

Добываемую нефть называют сырой и не используют, т.к. она содержит воду, песок, механические примеси, соли и растворенные в ней газы. Поэтому нефть тщательно очищают, а только потом подвергают перегонки.

Когда кипит чайник, то из него со свистом вылетает пар, а на оконном стекле конденсируются капли дистиллированной, или перегнанной воды. На таком же принципе основана и перегонка нефти. Сначала нефть при нагревании в трубчатой печи испаряется, а затем ее пары поступают в ректификационную колонну, где конденсируются с разделением на части (фракции).

2.Перегонка - термическое разделение нефти на фракции, которые отличаются друг от друга температурой кипения и молекулярной массой.

В результате перегонки образуются следующие фракции (Слайд 13):

Фракции Применение

Бензин (С5 Н12 – С11 Н 24) автомобильное и авиационное топливо

Лигроин (С 8Н18 – С14 Н30) горючее для тракторов

Керосин (С12 Н 26– С18 Н38) топливо для реактивных двигателей

Газойль (С18 Н38 – С24 Н50) дизельное топливо

Мазут (С 20Н42 – С40 Н 82) топливо для котельных

3.Крекинг- расщепление тяжелых углеводородов нефти на более легкие (летучие) углеводороды (Слайд 13)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abb1451-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_008.swf.

С16 Н34 С 8Н 18 + С 8Н 16

Крекинг

термический каталитический

Сравнительная характеристика термического и каталитического крекинга:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abb1454-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_015.jpg

Детонационная устойчивость- способность горючего выдерживать сильное сжатие в двигателе без преждевременного сгорания.

Неустойчивы к детонации алканы нормального строения. Устойчивы - непредельные, разветвленные предельные и ароматические углеводороды. Поэтому бензины подвергают облагораживанию- риформингу.

4.Риформинг- изменение структуры молекул или их объединение в более крупные.

Так низкокачественные бензиновые фракции превращаются в высококачественные. Также получают сырье для нефтехимической промышленности (90% всех органических соединений).

7. Применение нефтепродуктов (Слайд 14)

8. Экологические проблемы, связанные с нефтепереработкой и транспортировкой. (слайд 16).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed48-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch20_10_09.jpg

9. Подведение итогов.

V. Закрепление

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abb1453-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_014.swf

V. Домашнее задание:

 Творческое задание:

На гербах городов России можно встретить символы, относящиеся к природным источникам углеводородов и продуктам их переработки. Попробуйте найти такие города. В небольшом отчете о своем исследовании рядом с изображением герба и названием города напишите, что обозначают эти символы и почему именно они были выбраны. 

(оформите работу в виде презентации или сайта) (слайд 17)

infourok.ru

Урок химии в 10-м классе "Физические свойства и способы переработки нефти"

Разделы: Химия

Цель урока:

  • Изучение состава и физических свойств нефти.
  • Знакомство с некоторыми способами переработки нефти-пиролизом, гидроочисткой, риформингом.
  • Знакомство с проблемами окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов:

Оборудование: CD «Уроки Кирилла и Мефодия.10-11 класс», учебник химии 10 класса, автор Габриелян О.С., рабочий лист, алгоритм работы в группе, проектор, персональные компьютеры.

Ход урока

Урок изучения нового материала проходит при работе в четырех группах, с использованием CD «Уроки Кирилла и Мефодия.10-11 класс».

Каждая группа получает небольшую тему и алгоритм работы по заданной теме.

Группа № 1 работает над темой:Физические свойства нефти, ее состав, нахождение, в природе, транспортировка.

Группа№2. - Первичная переработка нефти. Применение нефтепродуктов.

Группа №3. - Вторичная переработка нефти- пиролиз, гидроочистка, риформинг).

Группа №4. - Экологические проблемы, связанные с использованием и транспортировкой нефти.

Алгоритм работы в группе № 1.

  1. Используя необходимую страницу: тема 7, урок 16, часть 1 в электронном учебнике «Уроки Кирилла и Мефодия», изучите материал:
  • нахождение в природе;
  • физические свойства;
  • состав нефти. и сделайте необходимые записи в рабочем листе.
  1. Прочитайте печатный материал «Хранение и транспортировка нефти», сделайте записи.
  2. Используя знания, полученные из средств массовой информации, заполните пункт «Экологические проблемы, связанные с транспортировкой нефти».
  3. Определите докладчика от группы.
  4. Докладчику: Свое выступление начните со слов : «Наша группа работала над вопросом нахождения нефти в природе, физическим свойствам составом нефти и транспортировкой. …
  5. После окончания сообщения необходимо ответить на возникшие вопросы у групп.

Подобными алгоритмами пользуются учащиеся других групп.

Группа №1 получает так же небольшую статью: 

Хранение и транспортировка нефти.

Транспортировка нефти и газа на нефтеперерабатывающие химические заводы и на электростанции очень удобна. По железным и автомобильным дорогам нефть перевозят в цистернах, а по морям и океанам — в нефтеналивных судах—танкерах. Но во многих случаях нефть и газ можно подавать на любые расстояния по трубам.

Нефтепроводы и газопроводы—магистрали из стальных труб, уложенных неглубоко в земле, — протянулись на десятки тысяч километров.

А вот хранить нефть и газ сложнее, чем уголь и руду. Для хранения нефти и получаемых из нее нефтепродуктов, например бензина, нужно строить специальные металлические резервуары. Они похожи на гигантские консервные банки. Стенки нефтехранилищ окрашивают серебристой алюминиевой краской, хорошо отражающей солнечные лучи, чтобы нефть и нефтепродукты не нагревались.

Каждый учащийся получает так же рабочий лист, на котором работает в течение всего урока.

Рабочий лист: Приложение 1

Каждая группа работает по изучению своего материала в течение 15-20 минут.

Затем выступают докладчики от каждой группы. Их выступления сопровождаются слайдовой презентацией. (Приложение 2).Учащиеся заполняют рабочий лист.

В заключение урока учащимся предлагается небольшой проверочный тест.

Проверь себя!

  1. Нефть разных месторождений имеет разный цвет, т.к. а) находится на разной глубине в недрах Земли; б) имеет разное соотношение углеводородов; в) плохо растворима в воде.
  2. Первичной переработкой нефти является: а) гидроочистка б) пиролиз в) ректификация.
  3. При ректификации нефти самая легкая фракция а) бензин б) керосин в) мазут
  4. При ректификации нефти самая тяжелая фракция: а) бензин б) керосин в) мазут
  5. Благодаря какому свойству нефть в ректификационной колонне делится на фракции: а) разной растворимости б) разной температуре кипения в) разной глубине залегания
  6. Пиролиз – процесс, при котором происходит: а) каталитическое разложение нефтепродуктов б) очистка нефтепродуктов под действием водорода в) разложение нефтепродуктов без доступа кислорода

При достаточном количестве компьютеров эту работу можно провести в электронном варианте. (Приложение 3)

14.06.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai