Пропан-бутан технические характеристики. Пропан в нефти


Из чего делают пропан-бутан?

Из чего делают пропан-бутан?

Опубликовано: 04.01.2017 21:21

Пропан – это газ с химической формулой C3H8, который не имеет запаха и цвета. Бутан – такой же бесцветный газ, как и пропан не имеющий запаха, формула бутана – С4Н10. Пропан и бутан относятся к ряду алканов и используются в качестве компонентов топлива СУГ. СУГ – это сжиженный углеводородный газ, пропан, как и бутан, имеет теплотворную способность, подходящую для использования в качестве топлива. Общая схожесть физических свойств двух газов не распространяется на их температуру кипения – у пропана она равна -43оС, у бутана – гораздо выше (-0,5оС).

Поэтому пропан можно использовать в качестве топлива при минусовых температурах, а бутан – нет, для чего и используют смесь газов – сжиженный углеводородный газ или пропан-бутан. Смесь газов делают для того, чтобы пропан (так коротко называют смесь пропана и бутана) можно было безопасно использовать при любых температурах. Отдельное использование пропана невозможно по следующей причине – при нагревании пропан существенно расширяется, что приводит к увеличению давления на стенки сосуда (в котором хранится газ) изнутри. Такое свойство пропана приводит к образованию трещин на внутренних стенках резервуара и его постепенному приходу в негодность (в силу потери возможности герметично сдерживать газ внутри себя). Утечка пропана – еще не самое худшее последствие его расширения. В случае резкого нагревания пропан способен взорвать баллон изнутри и нанести существенные повреждения находящимся неподалеку людям. В смесь пропана и бутана добавляют вещества, обладающие резким запахом для своевременного обнаружения утечки.

Смесь пропана и бутана хранится внутри баллона или газгольдера в сжиженном виде. Сжижение пропан-бутана происходит под воздействием давления – компрессорным методом, под давлением смесь пропана и бутана хранится внутри резервуара. Сжижение пропана делает его удобным для транспортировки и хранения – в сжиженном виде смесь пропана и бутана занимает в 600 раз меньше места. Хранение осуществляется при обычной температуре, в результате чего пропан частично переходит из жидкого состояния в газообразное (в таком состоянии пропан-бутан и используется в качестве топлива, в газообразном состоянии он подается к газовому котлу).

Как происходит получение пропан-бутана?

Пропан получают в результате операций по добыче или переработке нефти. При добыче нефти происходит высвобождение попутного нефтяного газа – смеси различных углеводородных газов, в том числе, пропана. Такое получение пропана происходит при фрекинге – технологии добычи нефти с гидроразрывом пласта. Часть пропана получается в качестве побочного продукта при переработке нефти на НПЗ. Далее пропан сжижается и перевозится к газонаполнительным станциям.

www.gazekoset.ru

СПБТ (смесь пропан-бутан техническая) - GASTRADE.RU

СПБТ (смесь пропан-бутан техническая)

Внутренний рынок РФЗаявки принимаются до 25 числа текущего месяца на поставки в следующем месяце. Цена формируется с 25 числа текущего месяца до первого числа следующего.

Этилмеркаптан — бесцветная, прозрачная, подвижная, легковоспламеняющаяся жидкость с резким отвратительным запахом. Запах этилмеркаптана обнаруживается в очень низких концентрациях (до 2*10-9мг/л). Этилмеркаптан растворим в большинстве органических растворителей, в воде растворяется слабо. В разбавленных растворах этилмеркаптан существует в виде мономера, при концентрировании формируются димеры преимущественно линейного строения за счет образования водородных связей S-H…S. Этантиол легко окисляется. В зависимости от условий окисления можно получить диэтилсульфоксид (C2H5)2SO (действием кислорода в щелочной среде), диэтилдисульфид (C2H5)SS(C2H5) (действием активированного MnO2 или перекиси водорода) и другие производные. В газовой фазе при 400°C этилмеркаптан разлагается на сероводород и этилен. В природе этантиол используется некоторыми животными для отпугивания врагов. В частности, он входит в состав жидкости, вырабатываемой скунсом.

Получение.

Промышленный способ получения этилмеркаптана основан на реакции этанола с сероводородом при 300-350°C в присутствии катализаторов.

C2H5OH + h3S —> C2H5SH + h3O

Применение.

  • в качестве одоранта природного газа, пропан-бутановой смеси, а также других топливных газов. Практически все топливные газы почти не имеют запаха, добавка этилмеркаптана позволяет вовремя обнаружить утечку газа.
  • как промежуточный реагент при получении некоторых видов пластмасс, инсектицидов, антиоксидантов.

Предельно допустимая концентрация этилмеркаптана в воздухе рабочей зоны — 1 мг/м3. Специфический запах этилмеркаптана ощущается при ничтожно малых концентрациях его в воздухе.Для придания запаха на заводах-изготовителях в СУГ добавляют этилмеркаптан в количестве 42-90 граммов на тонну жидкого газа, в зависимости от содержания в газе меркаптана серы.Запах СУГ, имеющих низкие пределы взрываемости, должен ощущаться при наличии их в воздухе: ПТ — О,5 об.%, СПБТ — 0,4% об.%, БТ — 0,3% об.%.Пары СУГ действуют на организм наркотически. Признаками наркотического действия являются недомогание и головокружение, затем наступает состояние опьянения, сопровождаемое беспричинной веселостью, потерей сознания. СУГ неядовит, но человек, находящийся в атмосфере с небольшим содержанием паров СУГ в воздухе, испытывает кислородное голодание, а при значительных концентрациях паров в воздухе может погибнуть от удушья.Предельно допустимая концентрация в воздухе рабочей зоны (в перерасчете на углерод) паров углеводородов от 100 до 300 мг/м3. Для сравнения можно отметить, что подобная концентрация паров газа примерно в 15-18 раз ниже предела взрываемости.При попадании жидкой фазы СУГ на одежду и кожные покровы вследствие ее моментального испарения происходит интенсивное поглощение тепла от тела, что вызывает обмораживание. По характеру воздействия обмораживание напоминает ожог. Попадание жидкой фазы на глаза может привести к потере зрения. Работая с жидкой фазой СУГ, нельзя надевать шерстяные и хлопчатобумажные перчатки, так как они не оберегают от ожогов (плотно прилегают к телу и пропитываются жидким газом). Необходимо пользоваться кожаными или брезентовыми рукавицами, прорезиненными фартуками, очками.При неполном сгорании паров СУГ выделяется окись углерода (СО) — угарный газ, являющийся сильным ядом, вступающим в реакцию с гемоглобином крови и вызывающим кислородное голодание. Концентрация угарного газа в воздухе помещения от 0,5 до 0,8 об.%  опасна для жизни даже при кратковременном воздействии. Наличие 1об.% угарного газа в воздухе помещения через 1-2 минуты вызывает смерть. По санитарным нормам величина предельно допустимой концентрации угарного газа в воздухе рабочей зоны 0,03 мг/литр.

Используемые источники1. Физико-химические свойства сжиженных углеводородных газов для коммунально — бытового потребления согласно Г0СТ 20448-90.

gastrade.ru

Физико-химические свойства пропан-бутановой смеси. Пропан. Бутан. Пропан-бутан vs бензин.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

БОНУСЫ ИНЖЕНЕРАМ!:

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ:

Навигация по справочнику TehTab.ru:  главная страница  / / Техническая информация / / Свойства рабочих сред / / Газ природный - натуральный газ. Биогаз - канализационный газ. Сжиженный газ. ШФЛУ. LNG. Пропан-бутан.  / / Физико-химические свойства пропан-бутановой смеси. Пропан. Бутан. Пропан-бутан vs бензин.

Физико-химические свойства пропан-бутановой смеси. Пропан. Бутан. Пропан-бутан vs бензин.

Углеводороды, входящие в состав попутного нефтяного газа, при нормальных условиях находятся в газообразном состоянии, но при увеличении внешнего давления меняют свое агрегатное состояние и превращаются в жидкость. Это свойство позволяет добиться высокой энергетической плотности и хранить сжиженный углеводородный газ (СУГ) в сравнительно простых по конструкции резервуарах. В отличие от попутного нефтяного газа, углеводороды, входящие в состав природного газа, при нормальных условиях находятся в газообразном состоянии и не меняют своего агрегатного состояния даже при значительном изменении давления. Поэтому хранение сжатого (компримированного) природного газа (КПГ) сопряжено со значительными сложностями — так, резервуар должен выдерживать значительное давление до 200 атмосфер.

Интенсивно продвигаются технологии получения и использования сжиженного природного газа (СПГ), который можно хранить в специальных изотермических сосудах при температуре ниже -160°С и давлении около 40 бар. Во многом преимущества высокой энергетической плотности СПГ теряются из-за сложности криогенного оборудования, значительно более дорогого и требующего постоянного контроля высококвалифицированного персонала.

Производство СУГ Основными компонентами сжиженного углеводородного газа являются пропан С3Н8 и бутан С4Н10. Главным образом промышленное производство сжиженного газа осуществляется из следующих источников:

  • попутные нефтяные газы; 
  • конденсатные фракции природного газа; 
  • газы процессов стабилизации нефти и конденсата; 
  • нефтезаводские газы, получаемые с установок переработки нефти.
Таблица 1. Физико-химические показатели сжиженного углеводородного газа (ПА  и ПБА)  по ГОСТ 27578-87
Показатель Марка ГСН
ПА ПБА
Массовая доля компонентов, %:
метан и этан Не нормируется
пропан 90±10 50±10
углеводороды С4 и выше Не нормируется
непредельные углеводороды, (не более) 6 6
Объем жидкого остатка при +40°С, % Отсутствует
Давление насыщенных паров, МПа:
при +45°С, не более 1,6
при -20°С, не менее 0,07
при -35°С, не менее 0,07
Массовая доля серы и сернистых соединений, %, не более 0,01 0,01
В том числе сероводорода, %, не более 0,003 0,003
Содержание свободной воды и щелочи Отсутствует

Компонентный состав сжиженного газа регламентируется техническими нормами ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия» и ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия». Первый стандарт описывает состав сжиженного газа, используемом в автомобильном транспорте. На сайте компании Техносоюз покрасочные камеры представлены в широком ассортименте, а так же различное оборудование для автосервиса. Зимой предписывается применять сжиженный газ марки ПА (пропан автомобильный), содержащий 85±10% пропана, летом— ПБА (пропан-бутан автомобильный), содержащий 50±10% пропана, бутан и не более 6% непредельных углеводородов. ГОСТ 20448-90 имеет более широкие допуски на содержание компонентов, в том числе вредных с точки зрения воздейст­вия на газовую аппаратуру (например, серу и ее соединения, непредельные углеводороды и т.д.). По этим техническим условиям газовое топливо поступает двух марок: смесь пропан-бутановая зимняя (СПБТЗ) и смесь пропан-бутановая летняя (СПБТЛ).

Марка газа ПБА допускается к применению во всех климатических районах при температуре окружающего воздуха не ниже -20°С. Марка ПА используется в зимний период в тех климатических районах, где температура воздуха опускается ниже -20°С (рекомендуемый интервал — -25...-20°С). В весенний период времени для полной выработки запасов сжиженного газа марки ПА допускается его применение при температуре до 10°С.

Давление в баллоне В закрытом резервуаре СУГ образует двухфазную систему. Давление в баллоне зависит от давления насыщенных паров (давления паров в замкнутом объеме в присутствии жидкой фазы) и характеризует испаряемость сжиженного газа, которая, в свою очередь, зависит от температуры жидкой фазы и процентного соотношения пропана и бутана в ней. Испаряемость пропана выше, чем бутана, поэтому и давление при отрицательных температурах у него выше.

Опыт многолетней практической эксплуатации показывает:

  • при низких температурах окружающего воздуха эффективнее использовать СУГ с повышенным содержанием пропана, так как при этом обеспечивается надежное испарение газа, а следовательно, и стабильная подача продукта;
  • при высоких положительных температурах окружающего воздуха эффективнее использовать СУГ с пониженным содержанием пропана, иначе в резервуаре и трубопроводах будет создаваться значительное избыточное давление, что может отрицательно повлиять на герметичность газовой системы.

Кроме пропана и бутана, в состав СУГ входит незначительное количество метана, этана и других углеводородов, которые могут изменять свойства смеси. Так, этан обладает повышенным, по сравнению с пропаном, давлением насыщенных паров, что может оказать отрицательное влияние при положительных температурах.

Изменение объема жидкой фазы при нагревании Пропан-бутановая смесь обладает большим коэффициентом объемного расширения жидкой фазы, который для пропана составляет 0,003, а для бутана — 0,002 на 1°С повышения температуры газа. Для сравнения: коэффициент объемного расширения пропана в 15 раз, а бутана — в 10 раз, больше, чем у воды. Техническими нормативами и регламентами устанавливается, что cтепень заполнения резервуаров и баллонов зависит от марки газа и разности его температур во время заполнения и при последующем хранении. Для резервуаров, разность температур которых не превышает 40° С, степень заполнения принимается равной 85%, при большей разности температур степень заполнения должна снижаться. Баллоны заполняются по массе в соответствии с указаниями «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Максимальная допустимая температура нагрева баллона не должна превышать 45°С, при этом упругость паров бутана достигает 0,385 МПа, а пропана — 1,4–1,5 МПа. Баллоны должны предохраняться от нагрева солнечными лучами или другими источниками тепла.

Изменение объема газа при испарении При испарении 1 л сжиженного газа образуется около 250 л газообразного. Таким образом, даже незначительная утечка СУГ может быть очень опасной, так как объем газа при испарении увеличивается в 250 раз. Плотность газовой фазы в 1,5–2,0?раза больше плотности воздуха. Этим объясняется тот факт, что при утечках газ с трудом рассеивается в воздухе, особенно в закрытом помещении. Пары его могут накапливаться в естественных и искусственных углублениях, образуя взрывоопасную смесь.

Таблица 2. Физико-химические свойства составляющих сжиженного газа пропана, бутана и бензина.
Показатель Пропан Бутан (нормальный) Бензин
Молекулярная масса 44,10 58,12 114,20
Плотность жидкой фазы при нормальных условиях, кг/м3 510 580 720
Плотность газовой фазы, кг/м3:
при нормальных условиях 2,019 2,703
при температуре 15°С 1,900 2,550
Удельная теплота испарения, кДж/кг 484,5 395,0 397,5
Теплота сгорания низшая:
в жидком состоянии, МДж/л 65,6 26,4 62,7
в газообразном состоянии, МДж/кг 45,9 45,4 48,7
в газообразном состоянии, МДж/м3 85,6 111,6 213,2
Октановое число 120 93 72-98
Пределы воспламеняемости в смеси с воздухом при нормальных условиях, % 2,1–9,5 1,5–8,5 1,0–6,0
Температура самовоспламенения, °С 466 405 255–370
Теоретически необходимое для сгорания 1 м3 газа количество воздуха, м3 23,80 30,94 14,70
Коэффициент объемного расширения жидкой фракции, % на 1°С 0,003 0,002
Температура кипения при давлении 1 бар, °С -42,1 -0,5 +98...104 (50%-я точка)
↓Поиск на сайте TehTab.ru - Введите свой запрос в форму

tehtab.ru

Пропан-бутановые моторные топлива - Справочник химика 21

    В зависимости от способа извлечения и состава газа полученный продукт представляет собой бензин с той или иной примесью жидкого газа (пропана-бутана) и этана. Содержание этих примесей может быть различным, но во всяком случае полученный бензин нельзя использовать непосредственно как моторное топливо. Необходимо удалить из него газообразные углеводороды. Если их примесь невелика, то полученный бензин направляется на установку стабилизации. Если же она значительна, то бензин идет на ректификацию, при которой получают как товарные продукты пропан-бутановую смесь и этан. [c.293]     ПРОПАН-БУТАНОВЫЕ МОТОРНЫЕ ТОПЛИВА [c.450]

    Первый из упомянутых, называемый иногда газовым бензином, содержит смесь углеводородов от этана до гексана с небольшой примесью гептана и октана (см. табл. 6.13) и обычно перерабатывается на газофракционирующих установках (ГФУ) с получением отдельных углеводородов как сырья для нефтехимии. В частности, возможен следующий вариант его переработки, предусматривающий выделение этановой фракции для производства этилена, пропан-бутановой фракции, используемой как сжиженный бытовой газ или моторное топливо, а также пентана для производства растворителей или получения уксусной кислоты и смеси углеводородов от гексана и выше, направляемой на производство ароматических углеводородов каталитическим риформингом. [c.329]

    Сжатый газ используют в качестве моторного топлива, когда имеет место дефицит пропан-бутановой фракции и в производство моторных топлив вовлекаются более легкие углеводороды. [c.155]

    При использовании природного газа в качестве моторного топлива отмечаются его плохие пусковые свойства предельное значение температуры холодного пуска двигателя на природном газе на 3-8 % выше, чем на пропан-бутановом топливе. Трудность пуска объясняется, в частности, высокой температурой воспламенения метана, а также тем, что в процессе воспламенения (после нескольких вспышек) на свечах осаждается вода. [c.156]

    ГАЗ ЖИДКИЙ — газ, получаемый в процессе стабилизации сырого газового бензина на заводах. Представляет собой сжиженную пропан-бутановую фракцию. Вследствие высокой упругости паров бутановых фракций содержание бутана в газовом бензине ограничивается, а пропана совершенно не допускается. Г. ш. применяется в качестве моторного топлива, для бытовых нужд и для многих других целей. [c.134]

    Выделенный из попутных газов н-бутан, в чистом виде или в виде пропано-бутановых смесей, после сжижения его может применяться для химической переработки, либо для сжигания в бытовых топках и в печах промышленного назначения, либо в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания. Бутан, применяемый в качестве моторного топлива, содержит обычно 50% бутана, 30% изобутана и 20% пропана. Для авиационного топлива пропан и бутан непригодны, так как при их применении потребовались бы тяжелые емкости, рассчитанные на высокое давление. [c.37]

    Выделенный из попутных газов н-бутан в чистом виде или в виде пропан-бутановых смесей после сжижения может применяться для химической переработки, либо для сжигания в бытовых топках и в печах промышленного назначения, либо в качестве моторного топлива в двигателях внутреннего сгорания. [c.32]

    К достоинствам пропан-бутановых смесей можно отнести их более низкую цену по сравнению с традиционными моторными топливами, лучщие экологические свойства и наличие автозаправочных станций, способных обеспечить бесперебойное снабжение транспортных средств этим видом топлива. Возможность переводить пропан-бутановые смеси в жидкую фазу при сравнительно невысоком давлении позволяет применять баллоны с относительно невысоким давлением газового топлива и увеличивать энергоемкость баллонов. [c.248]

    Применение сжиженных газов. Для газобаллонных автомобилей используют пропан-бутановые фракции нефтяных и не нефтяных газов. Теплота сгорания этих фракций составляет около 46 055 кДж/м , октановое число у сжиженных газов выше, чем у бензинов, и находится в пределах 90. .. 120 ед. При работе двигателей на газообразном топливе улучшаются условия работы моторного масла, которое значительно меньше загрязняется различными примесями. Так, концентрация загрязняющих примесей в масле двигателя автомобиля ЗИЛ-158, работавшего на газообразном топливе, после 5000 км пробега составляла 0,07 %, а после 10 ООО i m - 0,11 % в моторном масле двигателя автомобиля ЗИЛ-15 8, работавшем на бензине, концентрация загрязнений после 5000 км составляла 0,4 %[4]. [c.31]

    В табл. ] приведены основные характеристики сравниваемых топлив [7]. Наряду с дизельным топливом, ДМЭ, СПГ анализируется также сжиженный пропан-бутановый газ (СПБГ), что делает данное исследование более объективным. При этом следует иметь в виду, что при всех положительных качествах СПБГ его ресурсы в России ограничены, вследствие чего поступление его на отечественный рынок в качестве моторного топлива будет лимитировано. И только в отдельных регионах в местах производства СПБГ может рассматриваться как самостоятельное моторное топливо. [c.45]

    Пропан-бутановая фракция отличается высокой теплотворной способностью (для пропана 98994, для бутана 128982 кдж1м ) и используется как моторное и коммунальное топливо, а также как сырье для химической переработки. [c.77]

    В отличие от СПГ, которому нужно еше только найти свою нишу на рынке потребляемых моторных топлив (по крайней мере в Российской Федерации) для транспортньгх двигателей, довольно широкое ирименение нашли сжиженные про-пан-бутановые фракции (сжиженный нефтяной газ), получаемые, главным образом, при переработке нефтяного (попутного) газа, а также из природных газов газоконденсатных месторождений, содержащих тяжелые углеводороды. Кроме пропана и бутана в состав этих топлив в небольшом количестве входят этан, этилен, пропилен, бутилен, изобутилен и изобутан. По сравнению с сжиженными природными газами (метаном) пропан-бутановые фракпии, имеющие относительно высокие критическую температуру и температуру кипения, ожижаются при нормальной температуре и сравнительно невысоком давлении (около 1,5 МПа). Применяются топлива СПБТЗ (смесь пропана и бутана технических зимняя), предназначенное для зимней эксплуатации, и СПБТЛ (смесь пропана и бутана технических летняя) - для летней эксплуатации. Используется также бутан технический (БТ). Некоторые физико-химические свойства этих топлив, нормированные ГОСТ 20448-80 и ГОСТ 27578-87, приведены в табл. 6.22 [6.4, 6.33]. [c.247]

    Газопереработка — одна из самых молодых отраслей отечественной газовой промышленности, бурнде развитие которой началось в последние годы. Газоперерабатывающие заводы поставляют для народного хозяйства страны сжиженные газы в виде пропан-бутановых фракций или технически чистых индивидуальных углеводородов, газовый и автомобильный бензины, дизельное топливо, элементарную серу, гелий. Сжиженные газы широко применяются в качестве сырья в химической промышленности, используются как моторное топливо, а также как бытовое топливо для газификации населенных пунктов, предприятий, животноводческих ферм. [c.6]

chem21.info

Газ пропан

Пропан

Пропан – бесцветный, не обладающий запахом газ. Его химическая формула - C3H8.

Существует совместно в ассорти с бутаном, который также, принадлежит к разряду алканов. В зависимости от времени года, пропорции каждого газа изменяются – летом в смеси преобладает пропан, зимой – бутан. Пропан в воде плохо растворяется. Его точка кипения - 42,1°С. При такой пониженной температуре, газ пропан, имевший жидкий вид, переходит в газообразное состояние.

Как газ углеводородного типа, он очень взрывоопасен как обособленно, так и когда его концентрация в воздухе составляет от 2,1% - 9,5%.

В природных условиях, пропан распространен совместно с природным газом, однако в этой смеси его содержание небольшое. Для промышленного производства пропана, необходима переработка нефти, в условиях повышенной температуры.

Добыча пропана

Для получения пропана, при помощи природного газ, его для начала трансформируют в газово - паровую смесь, которая называется синтез - газ, и отправляют на синтезирование. После проведения синтеза, из полученного газа отделяют газовый бензин. Последний, транспортируется на фракционирующие оборудования, где из этого состава отторгается пропан.

Углеводородные тяжелые газы, такие как пропан, бутан и др. в составе нефти обладают высоко растворимыми свойствами. Они, в процессе обработки, собираются в специальном резервуаре, который называется газовым сепаратором. Именно в такой сепаратор нефть перебрасывается из места добычи. Далее, в этом сепараторе, при помощи изменения давления, и скорости перемещающегося нефтегазового течения, совершается отсоединение (сепарация) пропана от нефти, воды и других механических примесей. Процесс отделения происходит в результате различия в плотностях нефти, газа, воды и примесей. Из цокольной части трапа, выводится вода, из центральной части – нефть, из верхушки нефтяной тяжелый газ, который далее поступает в фильтрацию и по трубопроводу поступает на газоперерабатывающий комбинат.

Тяжелые нефтяные газы, употребляют как топливо, а также для извлечения различных химических веществ. Посредством химической обработки, из этих веществ, приобретают бутилен, пропилен, бутадиен. Эти вещества применяют для изготовления каучука и пластмассы.

Техника безопасности при наполнении баллонов

Для транспортировки и хранения пропана, необходимы баллоны и цистерны. В этих емкостях, для безопасного хранения пропана, не нужны стабилизирующие добавки, однако необходимо температурный баланс поддерживать не выше 50°С.

Перед наполнением пропановых баллонов, необходимо, чтобы жидкий объем массы, не превосходил 85% объема баллона. Кроме того, баллоны  поступающие на заправку, должны в себе иметь остаточный газ.

www.azovpromstal.com

Цены: Пропан-бутан технические характеристики | Стоимость газификации домов, дач, коттеджей в Москве и Московской области

1 О пропан-бутане. ГОСТ 20448-90 имеет более широкие допуски на содержание компонент, в том числе вредных исходя из убеждений воздейст&shy,вия на газовую аппаратуру (к примеру, серу и ее соединения, непредельные углеводороды и т.д.). По этим техническим условиям газовое горючее поступает 2-ух марок: смесь пропан-бутановая зимняя (СПБТЗ) и смесь пропан-бутановая летняя (СПБТЛ).

Наличие в сжиженном газе в значительных количествах этилена недопустимо, так как ведет к повышению упругости насыщенных паров. Свойства сжиженных газов для бытовых целей регламентирует ГОСТ Р 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные» (табл. 3.3 и 3.4). Таблица 3. 3.2), в каком приведены все нужные для этого данные (высшая и низшая теплота сгорания газов и их относительная плотность) с учетом коэффициента сжимаемости Z разных газов и паров. Сжиженные углеводородные газы. К сжиженным углеводородным газам относят такие, которые при обычных физических критериях находятся в газообразном состоянии, а при относительно маленьком повышении давления (без понижения температуры) перебегают в жидкое. Это &shy,позволяет перевозить и хранить сжиженные углеводороды как воды, а газообразные регулировать и спаливать как природные газы. Хим состав сжиженных углеводородных газов различен и находится в зависимости от источников их получения.

Огромное преимущество пропан-бутановых консистенций — их близость по главным чертам к обычным моторным видам горючего. Конкретно это качество позволило им занять уверенные позиции на рынке. Углеводороды, входящие в состав попутного нефтяного газа, при обычных критериях находятся в газообразном состоянии, но при увеличении наружного давления меняют свое агрегатное состояние и преобразуются в жидкость. Это свойство позволяет достигнуть высочайшей энергетической плотности и хранить сжиженный углеводородный газ (СУГ) в сравнимо обычных по конструкции резервуарах. Избыточное давление насыщенных паров сжиженного газа обычно составляет не менее 0,16 МПа. Автономная газификация дома. газгольдеры резервуары испарители СУГ автономная газификация автономное газоснабжение.

Концентрация кислорода в газообразном топливе не должна превышать 1 %. При использовании для газоснабжения смеси сжиженного газа с воздухом концентрация газа в смеси составляет не менее удвоенного верхнего предела воспламеняемости. Баллоны должны предохраняться от нагрева солнечными лучами либо другими источниками тепла. Изменение объема газа при испарении. При испарении 1 л сжиженного газа появляется около 250 л газообразного. Таким макаром, даже малозначительная утечка СУГ может быть очень небезопасной, потому что объем газа при испарении возрастает в 250 раз.

Добыча природного газа в стране непрерывно растет, что объясняется его высокими экономическими показателями, особенно благодаря его низкой себестоимости. Если сравнить природный газ с другими видами топлива, то его себестоимость в три раза ниже себестоимости торфа и мазута, в 15 — 20 раз ниже себестоимости угля подземной выработки. Только в наиболее отдаленных от месторождений районах себестоимость газа выше себестоимости мазута. Применение газа в быту и промышленности в сравнении с твердым топливом в 4 — 5 раз эффективнее.

К горючим газам относятся углеводороды, водород и окись углеводов. Негорючие компоненты — это азот, двуокись углерода и кислород. Они составляют балласт газообразного топлива. К примесям относятся водяные пары, сероводород, пыль. От вредных примесей газообразное топливо очищают. Опыт долголетней практичес&shy,кой эксплуатации указывает: при низких температурах окружающего воздуха эффективнее использовать СУГ с завышенным содержанием пропана, потому что при всем этом обеспечивается надежное испарение газа, а как следует, и размеренная подача продукта, при больших положительных температурах окружающего воздуха эффективнее использовать СУГ с пониженным содержанием пропана, по другому в резервуаре и трубопроводах будет создаваться существенное лишнее давление, что может негативно воздействовать на плотность газовой системы. Не считая пропана и бутана, в состав СУГ заходит малозначительное количество метана, этана и других углеводородов, которые могут изменять характеристики консистенции. Так, этан обладает завышенным, по сопоставлению с пропаном, давлением насыщенных паров, что может оказать отрицательное воздействие при положительных температурах.

Зависимость влагосодержания насыщенного газа от температуры. Если газ транспортируют на большие расстояния, то его предварительно осушают. Большинство искусственных газов имеет резкий запах, что облегчает обнаружить утечки газа из трубопроводов и арматуры.

Для холодных районов: летний период — с 1 июня по 1 октября, зимний периол — с 1 октября по 1 июня. 4. Для очень холодных районов: летний период — с 1 июня по 1 сентября, зимний период — с 1 сентября по 1 июня. Таблица 5. Физико-химические и эксплуатационные показатели сжиженных газов (ГОСТ Р 52087-2003).

Величина расхода газа на нужды потребителей целиком зависит от его теплоты сгорания (теплотворной способности), и чем она меньше, тем больше расходуется газа. Для централизованного снабжения населенных пунктов и производственных объектов широко применяют природные газы. Если нет природных газов или газовоздушных смесей, то применяют сжиженные углеводородные газы. В соответствии с требованиями ГОСТ допускается на 100 м3 газа примесей не более: 2 г сероводорода или аммиака, 5 г цианистых соединений, 10 г нафталина, смолы, пыли и других веществ не более 0,1 %. Таблица 1.

Компонентный состав сжиженного газа регламентируется техническими нормами ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для авто транспорта. Технические условия» и ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового употребления. Технические условия». 1-ый эталон обрисовывает состав сжиженного газа, применяемом в авто транспорте. На веб-сайте компании Техносоюз покрасочные камеры представлены в широком ассортименте, а так же различное оборудование для автосервиса. Зимой предписывается использовать сжиженный газ марки ПА (пропан авто), содержащий 85&plusmn,10% пропана, летом&thinsp,- ПБА (пропан-бутан авто), содержащий 50&plusmn,10% пропана, бутан и менее 6% непредельных углеводородов. Теплота сгорания и относительная плотность компонентов сухого природного газа (н.у.) (ГОСТ 22667-82). Таблица 4. Области применения различных марок сжиженных газов в различных регионах (ГОСТ Р 52087-2003). Для всех климатических районов, за исключением холодного и очень холодного: летний период — с 1 апреля по 1 октября, зимний период — с 1 октября по 1 апреля.

Основными компонентами сжиженного углеводородного газа являются пропан С 3 Н 8 и бутан С 4 Н 10 . Приемущественно промышленное создание сжиженного газа осуществляется из последующих источников: попутные нефтяные газы, конденсатные фракции природного газа, газы процессов стабилизации нефти и конденсата, нефтезаводские газы, получаемые с установок переработки нефти. Таблица 1. Физико-химические характеристики сжиженного углеводородного газа по ГОСТ 27578-87. Сжиженные газы из попутных неф&shy,тяных и газоконденсатных месторождений состоят из предельных (насыщенных) углеводородов — алканов, имеющих общую хим формулу С n Н 2n+2 . Основными компонентами этих углеводородов являются пропан и бутан. Неприемлимо наличие в сжиженном газе в значимых количествах этана и метана (они резко наращивают упругость насыщенных паров), пентана и его изомеров (поскольку это влечет за собой резкое снижение упругости насыщенных паров и повышение точки росы). Сжиженные газы, получаемые на предприятиях в процессе переработки нефти, кроме алканов содержат непредельные (ненасыщенные) углеводороды — алкены, имеющие общую химическую формулу С n Н 2n (начиная с n = 2). Основными компонентами этих газов, помимо пропана и бутана, являются пропилен и бутилен.

Физико-химические характеристики составляющих сжиженного газа и бензина. количество воздуха, м3. 2. Главные свойства горючих газов. Природные газы. Горючие природные газы — итог биохимического и теплового разложения органических остатков. Почаще месторождения природного газа сосредоточены в пористых осадочных породах (пески, песчаники, галечники), подстеленных либо покрытых плотными (к примеру, глинистыми), породами.

Виды горючих газов, их основные свойства и состав. Газоснабжение жилых зданий значительно улучшает условия быта населения городов и населенных пунктов. Применение газа в городском хозяйстве, промышленности и энергетике создает благоприятные условия для улучшения технологических процессов производства, позволяет применять прогрессивную и экономически эффективную технологию, повышает технический и культурный уровень производственных, коммунальных и энергетических установок, позволяет повысить экономическую эффективность работы производства в целом.

Допускается не определять интенсивность запаха при массовой доле меркаптановой серы в сжиженных газах марок ПТ, ПБТ и БТ 0,002% и более, а марок ПА и ПБА — 0,001% и более. При массовой доле меркаптановой серы менее указанных значений или интенсивности запаха менее 3 баллов сжиженные газы должны быть одорированы в установленном порядке. При температурах -20&deg,С и -30&deg,С давление насыщенных паров сжиженных газов определяют только в зимний период. При применении сжиженных газов марок ПТ и ПБТ в качестве топлива для автомобильного транспорта массовая доля суммы непредельных углеводородов не должка превышать 6%, а давление насыщенных паров должно быть не менее 0,07 МПа для марок ПТ и ПБТ при температурах -30&deg,С и -20&deg,С соответственно. 3. Природный газ совсем не имеет запаха. До подачи в сеть его одорируют (смешивают со специальными веществами), т.е. придают ему резкий неприятный запах, который должен ощущаться при концентрации в воздухе, равной 1 %. Запах токсичных газов должен ощущаться при концентрации, допускаемой санитарными нормами. Сжиженный газ, используемый коммунально-бытовыми потребителями, по ГОСТ 20448-90 не должен содержать сероводорода более 5 г на 100 м 3 газа, а его запах должен ощущаться при содержании в воздухе 0,5 %.

Изменение объема водянистой фазы при нагревании. Пропан-бутановая смесь обладает огромным коэффициентом большого расширения водянистой фазы, который для пропана составляет 0,003, а для бутана — 0,002 на 1&deg,С увеличения температуры газа. Для сопоставления: коэффициент большого расширения пропана в 15 раз, а бутана — в 10 раз, больше, чем у воды. Техническими нормативами и регламентами устанавливается, что cтепень наполнения резервуаров и баллонов находится в зависимости от марки газа и разности его температур во время наполнения и при следующем хранении. Для резервуаров, разность температур которых не превосходит 40&deg, С, степень наполнения принимается равной 85%, при большей разности температур степень наполнения должна понижаться. К сжиженным углеводородным газам относятся такие углеводороды, которые в нормальных условиях находятся в газообразном состоянии, а при небольшом повышении давления переходят в жидкое состояние. Сжиженные газы хранят в баллонах и металлических резервуарах. Температура воспламенения сжиженных пропана и бутана составляет соответственно 510 и 490&deg, С. Сжиженные газы в сравнении с природными обладают в 2 — 3 раза большей теплотой сгорания и скоростью воспламенения. Пропан С3Н8 и бутан С4Н10 извлекают из природного нефтяного газа или получают искусственно как побочный продукт при термической переработке нефти на газобензиновых заводах.

Баллоны заполняются по массе в согласовании с указаниями «Правил устройства и неопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Наибольшая допустимая температура нагрева баллона не должна превосходить 45&deg,С, при всем этом упругость паров бутана добивается 0,385 МПа, а пропана — 1,4-1,5 МПа.

В газоконденсатных, кроме метана, в значимой доле содержатся этан, пропан, бутан и других более томные углеводороды, прямо до бензиновых и керосиновых фракций. В попутных нефтяных газах находятся легкие и томные углеводороды, растворенные в нефти. Согласно требованиям ГОСТ 5542-87, горючие характеристики природных газов характеризуются числом Воббе, которое представляет собой отношение теплоты сгорания (низшей либо высшей) к корню квадратному из относительной (по воздуху) плотности газа: Пределы колебания числа Воббе очень широки, потому для каждой газораспределительной системы (по согласованию меж поставщиком газа и потребителем) требуется установить номинальное значение числа Воббе с отклонением от него менее &plusmn,5%, чтоб учитывать неоднородность и непостоянство состава природных газов. По этим причинам при переводе термических установок с 1-го газа на другой нужно уделять свое внимание на близость не только лишь значений чисел Воббе обоих газов, которые обеспечивают всепостоянство термический мощности всех горелок, да и всех их физико-химических черт. Подсчет чисел Воббе делается по ГОСТ 22667-82 (табл. Плотность газовой фазы в 1,5-2,0&thinsp,раза больше плотности воздуха. Этим разъясняется тот факт, что при утечках газ с трудом рассеивается в воздухе, в особенности в закрытом помещении. Пары его могут скапливаться в естественных и искусственных ложбинках, образуя взрывоопасную смесь. Таблица 2. Для газоснабжения жилых зданий, коммунальных и промышленных предприятий используют природные, искусственные и смешанные газы. Базой для широкого развития газовой промышленности являются значительные запасы природного газа. По запасам природного газа наша страна занимает первое место в мире.

Давление в баллоне находится в зависимости от давления насыщенных паров (давления паров в замкнутом объеме в присутствии водянистой фазы) и охарактеризовывает испаряемость сжиженного газа, которая, в свою очередь, находится в зависимости от температуры водянистой фазы и процентного соотношения пропана и бутана в ней. Испаряемость пропана выше, чем бутана, потому и давление при отрицательных температурах у него выше. В почти всех случаях «подошвой» для их служат нефть и вода. В сухих месторождениях газ находится в большей степени в виде незапятнанного метана с очень малым количеством этана, пропана и бутанов. Газ сгорает без образования дыма, в котором много продуктов неполного сгорания твердого и жидкого топлива, поэтому замена газом других видов топлива способствует очистке воздушного бассейна населенных пунктов. Газы как топливо с успехом применяют для приготовления пищи, в системах горячего водоснабжения для подогрева воды, в системах отопления зданий, в технологических процессах промышленных предприятий. Газообразное топливо представляет собой смесь горючих и негорючих газов, содержащую некоторое количество примесей.

Пропан-бутан технические характеристики

Марка газа ПБА допускается к применению во всех погодных районах при температуре окружающего воздуха не ниже -20&deg,С. Марка ПА употребляется в зимний период в тех погодных районах, где температура воздуха опускается ниже -20&deg,С (рекомендуемый интервал — -25. -20&deg,С). В вешний период времени для полной выработки припасов сжиженного газа марки ПА допускается его применение при температуре до 10&deg,С. В закрытом резервуаре СУГ образует двухфазную систему.

etalongaz.ru

Ароматические углеводороды в нефт пропана

    Бурное развитие органической технологии — производство пластических масс, химических волокон, синтетических каучуков, лаков, красителей, растворителей и т. п. — требует огромных количеств углеводородного сырья, которое получается в результате химической переработки различных топлив. До недавнего времени основным источником сырья для органического синтеза был уголь, из которого при коксовании получают бензол, толуол, ксилолы, фенол, нафталин, антрацен, водород, метай, этилен и другие продукты. В нефти, находящейся в недрах земли, всегда присутствуют растворенные газы, которые при добыче выделяются из нее. Эти так называемые попутные газы содержат метан, этан, пропан, бутан и другие углеводороды. На 1 т нефти в среднем приходится 30—50 м попутных газов, которые являются ценным сырьем для химической промыщленности. Источником углеводородного сырья служат также газы, получаемые при переработке нефти крекинге, пиролизе, риформинге. В этих газах содержатся предельные углеводороды метан, этан, пропан, бутаны и непредельные углеводороды этилен, пропилен и др. Наряду с газообразными углеводородами при переработке нефти могут быть получены ароматические углеводороды бензол, толуол, ксилолы и их смеси. [c.29]     Основными источниками алканов в природе являются нефть и природный газ Нефть представляет собой сложную смесь органических соединений, состоящую в основном из алканов, циклоалканов, ароматических углеводородов, алкены в нефти почти никогда не содержатся Ее состав сильно варьируется в зависимости от месторождения Например, алканы в очень большом количестве содержатся в пенсильванской (США), татаро-башкирской, грозненской (Россия) нефти, циклоалканы — в бакинской, в уральской нефти много ароматических углеводородов Природный газ содержит главным образом метан, а попутный нефтяной газ — в основном метан, а также другие летучие алканы — этан, пропан, бутан, изобутан [c.218]

    Между производством топливных и химических продуктов из нефтяного сырья существует глубокая связь — одни и те же продукты необходимы и для топлива, и для производства химических продуктов. Так, присутствие моноциклических ароматических углеводородов необходимо в бензине для обеспечения требуемого октанового числа с другой стороны, они являются важнейшим видом сырья для производства широкого ассортимента нефтехимических продуктов. Бутан-бутиленовая фракция используется для получения алкилатов, но, кроме того, она широко применяется для переработки в бутадиены. Пропан-пропиленовая фракция, получаемая при переработке нефти, используется для полимеризации в полимербензин кроме того, пропилен является сырьем для получения широкого ассортимента химических продуктов. Следовательно, правильно выбрать схему производства [c.232]

    Выход бензина из нефти увеличивается более чем вдвое при контролируемом пиролитическом разложении крекинг) более высоко кипящих составных частей. Обычно крекинг осуществляют при температуре от 400 до 700° и под давлением от атмосферного до 84 атм. Некоторые процессы требуют присутствия катализаторов, таких, как двуокись кремния или глинозем. Продукты крекинга содержат алканы, алкены, циклоалканы и ароматические углеводороды, многие из которых кипят в пределах, позволяющих использовать их к качестве бензина. Подобные процессы с этаном, пропаном и двумя бутапами ведут к образованию этилена, пропилена и трех бутиле нов, которые служат сырьем для производства пластмасс, каучука и многих других продуктов химической промышленности. Изобутилен (из изобутана) используется для получения 2, 4, 4-триметил-1-пентена в результате катализируемой кислотой реакции двух его молекул. Это соединение можно превратить гидрированием в изооктан, высокосортный бензин. Эти алкены используются также для получения спиртов, которые нужны для разнообразных [c.42]

    В лабораториях для осаждения асфальтенов из их смесей со смолами и углеводородами нефти. Жидкий пропан с той же целью применяется в промышленности (процесс деасфальтизации) для осаждения смол и асфальтенов из гудрона. Асфальтены растворяются в пиридине, сероуглероде, четыреххлористом углероде, а также бензоле и других ароматических углеводородах. Соотношение углерод водород в асфальтенах составляет приблизительно И 1. Химическая природа асфальтенов изучена мало. Молекулярный вес их исчисляется тысячами. Серы, кислорода и азота они содержат больше, чем смолы. Содержание асфальтенов в смолистых нефтях обычно составляет 2—4 вес. %. [c.33]

    Это положение можно наглядно показать на примере производства этилена, одного из наиболее многотоннажных нефтехимических продуктов, продукция которого непрерывно и быстро возрастает. До начала 70-х годов основным пиролизным сырьем для производства этилена в США служили этан и пропан, выделяемые из природного газа. В случае пиролиза этана получались самые высокие выходы этилена с минимальными выходами сухого газа и пиролизной смолы (ароматических углеводородов). В странах Западной Европы основным пиролизным сырьем служила бензиновая фракция, производство которой на нефтеперерабатывающих заводах значительно превышало потребность в автомобильном бензине. Резкое повышение цен на этан, пропан и нефть в начале 70-х годов сделало экономически нерентабельными эти виды сырья в пиролизных процессах производства этилена [11, 12]. В качестве сырья в процессах пиролиза начали применять более тяжелые виды нефтяных продуктов [13] и даже сырую нефть. Выходы этилена и пропилена из этого сырья, конечно, значительно ниже, чем при пиролизе этана, пропана и бензина, а выходы жидких продуктов пиролиза, в том числе бензола и его гомологов, выше. Это значит, что удельный вес пиролизного бензола и его [c.250]

    Преимуществом фенола перед фурфуролом является его большая растворяющая опособность в отношении полициклических ароматических углеводородов, смол и серосодержащих соединений, что особенно важно при очистке высококипящих фракций и остатков. Крат, ость фенола к сырью обычно.меньше, чем фурфурола. Однако фенол несколько уступает фурфуролу по избирательности, в результате при равном расходе растворителя на очистку одного и того же сырья выход рафината фурфурольной очистки обычно выше, чем фенольной. Для очистки масляных фракций и деасфальтизатов из сернистых нефтей используют преимущественно фенол фурфурол более эффективен в тех случаях, когда из-за низких критических температур растворения с сырьем нельзя использовать сухой фенол, т. е. для низкокипящих фракций и фракций, обогащенных ароматическими углеводородами. Парный растворитель, т. е. смесь фенола и крезола с пропаном (селекто), используют в так называемом дуосол-процессе, где одновременно осуществляются процессы деасфальтизации и селективной очистки. Ввиду своеобразия этого сложного растворителя более подробно он рассмотрен в соответствующем разделе. [c.94]

    На многих предприятиях химической и нефтехимической промышленности работают высокопроизводительные установки подготовки сырья путем пиролиза углеводородов нефти с последующим фракционированием продуктов их распада. Как правило, в качестве исходного сырья при пиролизе используются некондиционные газовые бензины, бензин прямой гонки, а также этан-этиленовая или пропан-пропиленовая фракция нефтепереработки. К бензинам предъявляется ряд требований. В частности, кипеть они должны не выше 185° С, ароматических углеводородов содержать не более 10% и иметь йодное число не более 2,0 эти показатели заметно влияют на скорость коксообразования и на выбор температурного режима пиролиза. [c.102]

    Первая группа включает 1) высокотемпературный пиролиз жидкого и газообразного сырья - сухие газы переработки нефти, попутные газы нефтедобычи, этан, пропан, бутаны, прямогонные и газовые бензины, в отдельных случаях ра-финаты каталитического реформинга (после извлечения ароматических углеводородов), газойлевые фракции, нефть и нефтяные остатки 2) термический кре- [c.17]

    Алканы, наряду с углеводородами других рядов (циклоалканами и ароматическими углеводородами), входят в состав нефтей. Низшие газообразные алканы — метан, этан, пропан — находятся в природном газе, большая часть которого (до 98%) и состоит из метана. Эти же газообразные углеводороды растворены в нефти. Метан, выделяющийся в угольных шахтах, носит название газа. В результате гниения целлюлозы [c.66]

    В настоящее время процесс пиролиза для получения ароматических углеводородов не имеет большого значения, так как разработаны и применяются новые каталитические процессы, дающие высокие выходы ароматических углеводородов. В основном процесс пиролиза служит для получения газообразных непредельных углеводородов, в частности этилена, который является ценным сырьем для производства этилового спирта, каучука и других органических соединений. В этих целях пиролизу подвергают пропан-пропиленовую фракцию, керосин термического крекинга, соляровые фракции из нефтей парафинового основания. Кроме того, разрабатываются процессы пиролиза тяжелых нефтяных остатков крекинг-остатка, гудрона. [c.159]

    При высаживании асфальтенов из раствора наблюдается увлечение вместе с ними некоторого количества углеводородов и смол, растворимых в данном растворителе при температуре высаживания, причем часть из них захватывается механически, а часть удерживается внутри агрегированных мицелл вследствие частичной сорбции вместе со смолами. Дрисутствие углеводородов в мицеллярной оболочке можно объяснить дисперсионными силами, возникающими между молекулами смол и углеводородо-в. На поверхности мелкодисперсных твердых частиц асфальтенов смолы сорбируются таким образом, что полярная часть их молекул обращена в сторону ядра коллоидной мицеллы, а неполярная — в сторону дисперсионной среды. В то же время вследствие упорядоченности неполярных частей молекул смол и влияния дисперсионных сил между ними встраиваются молекулы углеводородов. Так как в остатках нефтей содержится больше смол, чем необходимо для пептизации асфальтенов, вероятно образование поли-молекулярных мицеллярных оболочек, в результате чего углеводороды прочно удерживаются между чередующимися молекулярными слоями полярных соединений (смол). Извлечь эти углеводороды можно, полностью разрушая молекулярные оболочки коллоидных мицелл растворением смол многократной коагуляцией или отмывкой. Выше КТРг вследствие ограниченной растворяющей способности пропана по отношению к смолам происходит их выделение из раствора. Выделяющиеся смолы растворяют полициклические ароматические углеводороды и, таким образом, относительно раствора углеводородов выполняют роль селективного растворителя, несмешивающегося с пропаном. [c.67]

    Обессмоливание мазутов пропаном значительно увеличивает общий выход тяжелого газойля из нефти и более чем вдвое уменьшает объем остатка, получаемого из нефти после атмосферной или вакуумной перегонки. Эти тяжелые газойли применяются в качестве исходного сырья для каталитического крекинга. Обычное термическое крекирование такого газойля дает низкооктановый автомобильный бензин и большой выход крекинг-остатков, а каталитическое крекирование тяжелого газойля дает от 45 до 55 % высокооктанового бензина и в виде побочных продуктов — легкий газойль со значительным содержанием ароматических углеводородов. Испарение тяжелого газойля при каталитическом крекировании его с пылевидным катализатором больших затруднений не вызывает. [c.327]

    Наиболее изучена в лабораторных [12] ив полупромышленных [11, 13] условиях деасфальтизация растворителями, при которой смолисто-асфальтеновые вещества химически не изменяются, а растворитель используется многократно. Эти процессы давно применяются в производстве смазочных масел для получения деасфальтизата с коксовым числом 0,9—1,2%, где в качестве растворителя используют пропан. Однако метод имеет недостатки в асфальт увлекаются не только асфальтены и смолы, но и значительная часть ароматических углеводородов. Аналогичная картина наблюдается при нропан-бутановой и бутановой деасфальтизации. Метод неприемлем для многотоннажного производства топлив из нефтяных остатков из-за большого количества (65—80% на гудрон и 30—40% на нефть) асфальта, который не нашел рентабельного применения. Переработать его в котельное топливо намного труднее, чем исходный нефтяной остаток. Деасфальтизат получается в 8—9 раз дороже гуд- [c.6]

    Наиболее важными источниками сырья являются продукты первичной переработки угля, нефти и природного газа. Так, при химической переработке угля получают ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилол, нафталин) и газообразные оксиды углерода. При крекинге и риформинге нефти получают алифатические, ациклические, ароматические и гетероциклические углеводороды, из природного газа — метан, этан, пропан, бутан, пентан, гексан, высшие парафины. [c.6]

    При определенных условиях многие вещества и продукты, используемые в нефтеперерабатывающих и нефтехимических производствах, могут проявить свое токсическое действие. Это относится к нефти и ее отдельным фракциям (бензиновая, лигроиновая, керосиновая и др.), а также к продуктам переработки нефти жидким (ароматические углеводороды, спирты, эфиры) и газообразным (газы пиролиза, крекинга, индивидуальные предельные и непредельные углеводородные газы этан, этилен, пропан и др.). [c.38]

    В нефти, находящейся в недрах земли, всегда присутствуют растворенные газы, которые при добыче выделяются из нее. Эти так называемые попутные газы содержат метан, этан, пропан, бутан и другие углеводороды. На 1 т нефти в среднем приходится 30—50 ж попутных газов, которые являются чрезвычайно ценным сырьем для химической промышленности. Источником углеводородного сырья служат также газы, получаемые при переработке не и крекинге, пиролизе, риформинге. В этих газах содержатся предельные углеводороды метан, этан, пропан, бутаны и непредельные углеводороды этилен, пропилен и др. Наряду с газообразными углеводородами при переработке нефти могут быть получены ароматические углеводороды бензол, толуол, ксилолы и их смеси. [c.454]

    Пиролиз — наиболее жесткая форма термического крекинга углеводородов, осуществляемого в зависимости от сырья при температурах от 670 до 1200 °С с целью получения газообразных непредельных углеводородов. В качестве побочных продуктов образуются ароматические углеводороды бензол, толуол, ксилол, нафталин, антрацен и др. До разработки промышленного процесса каталитического риформинга пиролиз был единственным методом получения ароматических углеводородов из нефти.. Исходным сырьем процесса являются этан, пропан, бутан, их смеси, природные и попутные газы, низкооктановые бензины, газоконденсаты, керосино-газойлевые фракции, нефтяные остатки и даже сырая нефть [5]. Использование нефтяных остатков как сырья пиролиза ограничивается большими отложениями кокса, свойственными глубокому превращению смолистых веществ-нефти. [c.30]

    Первая группа включает 1) высокотемпературный пиролиз жидкого и газообразного сырья-сухие газы переработки нефти, попутные газы нефтедобычи, этан, пропан, бутаны, прямогонные и газовые бензины, в отдельных случаях рафинаты каталитического риформинга (после извлечения ароматических углеводородов), газойлевые фракции, нефть и нефтяные остатки 2) термический крекинг высокомолекулярных парафинов, полученных при переработке нефти 3) селективную полимериза- [c.13]

    Асфальт — компонент нефти, окрашенный в темный цвет, представляет собой продукт окислительной конденсации и невыясненных реакций полимеризации высших ароматических углеводородов. Значение соотношения углерод—водород в асфальте велико, что указывает па высокую степень конденсации. Молекулярный вес лежит в пределах 2500—5300. Асфальт осаждается из мазута растворителями (например, пропаном, легким бензином или ацетоном), в которых он нерастворим. 13 настоящее время в больших масштабах производится искусственный асфальт продуванием воздуха через концентрированный и нагретый асфальтовый мазут. [c.400]

    Алканы, наряду с углеводородами других рядов (циклоалканами и ароматическими углеводородами), входят в состав нефтей. Низшие газообразные алканы — метан, этан, пропан — находятся в природном газе, [c.61]

    Химический состав гудронов зависит от характера нефти, из которой они выделены. Гудроны из высокосмолистых сернистых нефтей отличаются от гудронов, выделенных из нефтей парафинонафтенового основания, большим содержанием ароматических углеводородов, серосодержащих соединений и смолисто-асфальтеновых веществ, ограниченно растворимых в пропане. В связи с этим во избежание потерь ценных высокомолекулярных углеводородов в гудронах из высокосмолистых нефтей должно содержаться некоторое количество нивкомолекулярных компонентов, повышающих при деасфальтизации растворяющую опоообность пропана. Концентрация гудронов малосмолистых нефтей должна быть большей ввиду повышенного содержаиня в них компонентов, легко растворимых в пропане. Кроме того, смолы, содержащиеся в таких гудронах, характеризуются меньшей молекулярной массой и большей степенью насыщенности, что повышает их растворимость в пропане. При переработке малосмолистых нефтей присутствие в гудронах низкомолекуля рных фракций снижает селективность пропана, в результате чего качество деасфальтизата ухудшается. [c.73]

    К таким промышленно-технологическим процессам относятся производство остаточных смазочных масел и процесс глубокой вакуумной перегонки. В первом случае смолисто-асфальтеновые вещества осаждаются из вакуумного гудрона прп обработке последнего жидким пропаном. Получаемый при этом углеводородный рафпнат обрабатывается селективно действующими растворителя-лш, в результате чего из него удаляются нолпядерпые конденсированные ароматические углеводороды и некоторые другие группы соединений, присутствие которых ухудшает физико-химические и эксплуатационные свойства смазочных масел. Применение высокого вакуума при перегонке нефтей позволяет выделить из смеси высокомолекулярных соединений нефти углеводороды, выкипающие выше 500° С. Использование этих углеводородов в качестве сырья в процессах каталитического крекинга и гидрокре-кпнга позволяет значительно повысить выходы из нефти автомобильных бензинов, авиационных керосинов и дизельных топлив и значительно повысить степень использования потенциально содержащихся в нефти углеводородов. [c.244]

    В послевоенные годы нефтяная промышленность стала развиваться в Башкирской и Татарской АССР, Куйбышевской и других областях Урало-Волжского бассейна. Нефти этих районов менее благоприятны по качеству для производства масел (по сравнению с азербайджанскими, эмбенокими и др.), поэтому стало необходимо разработать схемы получения масел из сернистых, смолистых и парафинистых нефтей. Впервые производство масел из восточных нефтей с широким применением избирательных растворителей в процессах деасфальтизации (пропаном), селективной очистки (фенолом), депарафинизации (кетонами в смеси с ароматическими углеводородами) и адсорбционной доочистки освоено в начале 50-х годов. Технология производства масел из нефтей Урало-Волжского бассейна основана на последовательно проводимых непрерывных, процессах очистки избирательными растворителями. [c.42]

    Контактный пиролиз. По схк-ме, сходной с описанной выше, можно осуществить процесс пиролиза для получения главным образом этена и ароматических углеводородов — одно- и двуциклических. Для пиролиза можно использовать разнообразное сырье, ШШсыры включая этан, пропан, жидкие нефтяные фракции, отбензиненную нефть и др. [c.238]

    Исследованием молекулярной растворимости углеводородов и нефтей в воде занималась А.Н. Гусева, Е.Н. Парнов, Л. Прайс и др. В работах Л. Прайса анализировалась растворимость углеводородов и нефтей при температурах до 400°С и давлениях до 200 МПа. При поверхностных условиях давления и температуры 20-25°С жидкие углеводороды слабо растворяются в воде. Наибольшую растворимость (от 150 до 1700 мг/л) имеют арены, а наименьшую (24-62 мг/л) — н-алканы. Цикланы занимают промежуточное положение. Растворимость некоторых углеводородов (в мл/л) следующая метан — 24,4 этан — 60,4 пропан — 62,4 н-бутан — 61,4 изобутан — 48,9 н-пергган — 38,5 изопентан — 48,8. Растворимость жидких углеводородов уменьшается с увеличением их молекулярной массы. Растворимость н-октана при обычных условиях составляет 0,66, а н-нонана — 0,122 мг/л. Особенно резкое уменьшение растворимости н-алканов наблюдается начиная с н-декана. При росте температуры растворимость алканов в воде возрастает, особенно в интервале 130 150°С (рис. 5.1). Растворимость у н-парафинов растет больше, чем у ароматических углеводородов. Из кривых на рис. 5.2 следует, что относительная растворимость плохо растворимых в воде углеводородов с большей молекулярной массой увеличивается с ростом температуры значительно сильнее, чем углеводородов с меньшей молекулярной массой. Возрастание давления несколько уменьшает растворимость. Различные компоненты, находяшиеся в нефтях (смо-листо-асфальтеновые соединения, нафтеновые кислоты и др.), растворяются в воде пропорционально их содержанию и в зависимости от соотношения индивидуальных растворимостей. [c.200]

    Известно, что химический состав масел зависит от типа нефти и способа ее переработки (2). В качестве сырья в наших опытах используются фракции малосмолистых и малопарафи-нистых нефтей нафтенового типа (фракции предварительно пропан-фенольной очисткой освобождены от смол и нормальных метановых углеводородов и хроматографической очисткой на силикагеле от ароматических углеводородов). [c.13]

    Как уже указывалось, базовым компонентом автомобильных бензинов в настоящее время является катализат риформинга, обладающий высокими антидетонационными свойст -вами. Однако для катализатов риформинга характерны низкая ухфЗ гость паров, утяжеленный эакшюнный состав, высокое (55-65%) содержание ароматических углеводородов. Эти обстоятельства не позволяют использовать катализат риформинга в качестве товарного автомобильного бензина в чистом виде. Для приготовления товарных автобензинов катализат риформинга необходимо разбавить более легкими парафиновыми (фракциями. На заводах с глубокой переработкой нефти эта задача решается путем использования алкилатов, полученных из бутан-бутиленовой и пропан-пропиленовой фракций устано -вок вторичной переработки - каталитического и термического крекинга, коксования. Значительно сложнее решить эту юроб-лему на заводах с неглубокой переработкой нефти, где алки-латы и сырье для их производства отсутствуют. Были рассмотрен вопрос о рецептуре товарных бензинов, которые могут быть получены на заводах с неглубокой переработкой нефти, определены возможные пути получения бензинов-разбавителей. [c.26]

    В процессе разработки нефтегазовых и газоконденсатных месторождений, переработки нефти и газа и нефтехимического синтеза в атмосферу поступают следующие соединения углеводороды низкокипящих фракций сырых нефтей газы, растворенные ранее в нефтях и попутных пластовых водах, - I роводород, двуокись углерода, азот, метан, этан, пропан газы перерабатывающих и нефтехимических производств — сероводород, двуокись серы, окись углерода, окислы азота, отдельные алканы и ароматические углеводороды. Обогащение воздущной среды углеводородами происходит в результате их испарения при разливах нефти на земной поверхности, из резервуаров для хранения сырых нефтей и нефтепродуктов при атмосферном давлении газовыбросов скважин, газовыбросов отмеченных выше предприятий, испарения в градирнях (до 2500 т/год) дегазации сточных вод в открытой канализации, накопителях и очистных сооружениях (нефтеловушки и тд.). По данным Е.А. Миронова [142], в открытой канализации из 1 м сточных вод выделяется 6—25 л газов в открытых очистных сооружениях количество выделяющихся газов составляет 6—100 л/м ., В газовыбросах нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических предприятий присутствуют, помимо алканов, фенол, бензол, жирные кислоты, канцерогенные соединения 3,4-бензпирен, 1,12-бензперилен, 1,2,5,6-дибензантрацен 1,2,3,4-дибензантрацен и неканцерогенный антрацен [241]. Часть углеводородов захватывается атмосферными осадками и поступает с ними в грунтовые воды. Таким образом, на больших площадях грунтовые воды подвергаются частичной техногенной метаморфизации. [c.195]

    Для обработки растительного сырья с целью извлечения термолабильных ценных фармацевтических, химических (эфирномасличных и других) продуктов используют такие сжиженные газы, как двуокись углерода, бутан, пропан, хладоны и др. В частности. Кошевой [41 использовал хлорфторироизводные ряда метана (хладоны) для экстрагирования эвгенола из различных видов растительного сырья. По селективности эти растворители оказались близки к жидкой двуокиси углерода. Эффективность извлечения эвгенола возрастает с увеличением числа атомов фтора в молекуле хладона. Известно также применение жидкой двуокиси серы для извлечения ароматических углеводородов из нефти. [c.51]

    Основным сырьем для пиролиза с целью получения этилена являются этан, пропан и бутан, содержащиеся в попутных газах нефтедобычи и в нефтезаводских газах, газовые бензины и низкооктановые бензины прямой перегонки нефти, а также рафинат каталитического риформинга, остающийся после удаления ароматических углеводородов. В странах с недостаточными ресурсами газообразных и легких жидких углеводородов (страны Западной Европы, -—ЯпСйНя)-8-качестве-сырья для пиролиза с целью получения этилена применяют также средние и тяжелые нефтяные фракции и даже сырую нефть. [c.22]

    При растворении масляных гудронов, мазутов или смолистых нефтей в нефтяном (петролейпом) эфире происходит коагуляция асфальтенов и осаждение их из раствора. Количество выделяющихся асфальтенов получается при этом тем больше, чем ниже температура кипения нефтяного эфира и чем больше взято растворителя. Применяя вместо нефтяного эфира низкомолекулярные парафиновые углеводороды, можно выделить из масел не только асфальтены, но и смолы, а также высокомолекулярные углеводороды. С понижениел молекулярного веса растворителя, начиная от гексана, происходит постепенное увеличение количества выделяемых асфальтово-смолистых веществ и высокоциклических ароматических углеводородов. При переходе от бутана к пропану и этану осаждение указанных веществ особенно резко увеличивается. Применение этана приводит к удалению из нефтяных остатков не только асфальтенов, смол и конденсированной ароматики, но и высокомолекулярных углеводородов — основных ценных компонент масла. [c.267]

    В нефти, находящейся в земной коре под давлением, растворены газообразные углеводороды от метана СН4 до бутана С4Н10 включительно. При извлечении нефти на поверхность Земли, т. е. при понижении давления, из нее выделяется значительное количество растворенных в ней газов. Выделившиеся нефтяные газы, состоящие преимущественно из метана, называются сухими, а богатые пропаном СзНз и бутаном С4Н10 называются жирными. В природе имеются месторождения горючих газов, по своему составу близких к нефтяному газу, например саратовский газ содержит 94% метана. Помимо парафиновых углеводородов (жидких и растворенных в них газообразных и твердых), в нефти содержатся нафтеновые углеводороды — моноциклические (рядов циклопентана и циклогексана) и полициклические с двумя, тремя и более циклами. Нафтенамн богаты бакинские нефти. Пермская нефть характеризуется высоким содержанием ароматических углеводородов — бензола, толуола, ксилола и др. Они содержатся также в грозненской и майкопской нефти, в бакинской их мало. Непредельные углеводороды (с двойной связью [c.172]

    Экстракционные методы. На применение селективных растворителей для разделения смолистых веществ и для выделения ароматических углеводородов уже указывалось выше. При исследовании высокомолекулярных погонов нефти большую пользу приносит метод дробной экстракции. Сущность его заключается в том, что в одном и том же растворителе, например в ацетоне или жидком пропане, при разной температуре растворяются вещества с различной критической температурой растворения. Следовательно, если осуществлять дробную экстракцию, т. е. отбирать экстракты последовательно при разных температурах, начиная с низких и кончая оптимальной для данного растворителя, то после отгонки растворителя можно получить ряд фракций. В каждой из отобранных фракций сконцентрируются вещества с близкими критическими температурами растворения. Очевидно, что таким путем будут сгруппированы вещества более или менеё одинакового строения и их будет легче исследовать другими методами. Известно, что Россини с сотрудниками, комбинируя разгонку под вакуумом и дробную экстракцию ацетоном, разделил один образец масла на 600 узких фракций. Каждая такая фракция практически состояла из молекул очень близкого молекулярного веса и строения. [c.122]

    Опытные масла из бессернистого сырья на Грозненском заводе были изготовлены по принятой там технологической схеме дуосолочистка депара-финизация —> контактная очистка, но при измененном режиме дуосолпро-цесса, что позволило путем уменьшения количества селекто одновременного увеличения подачи пропана повысить содержание в этих маслах ароматических углеводородов, особенно полициклических [5]. На Ново-Уфимском заводе промышленная партия опытного масла была выработана из гудрона товарной туймазинской нефти по принятой там технологической схеме деас-фальтизация пропаном очистка фенолом депарафинизация в растворе ацетон-бензол-толуола —> контактная очистка, но при подаче на очистку 200% фенола вместо 400%, подаваемых при выработке масла МС-20 из того же сырья [71. [c.361]

chem21.info