Open Library - открытая библиотека учебной информации. Прямая перегонка нефти это


Прямая перегонка - нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4

Прямая перегонка - нефть

Cтраница 4

Вначалз для прямой перегонки нефти при атмосферном давлении применяли периодически действующие кубы: нефть загружали в куб и вели нагрев, направляя выделяющиеся в виде паров дистилляты через холодильники в разные приемники. Непрерывная перегонка нефти на кубовых батареях, спроектированная В. Г. Шуховым, впервые была осуществлена в 1885 г. в Баку.  [46]

Пиролиз фракций прямой перегонки нефти также используется для производства этилена и других олефинов; при этом дополнительно получаются ароматические углеводороды.  [48]

Очистка бензинов прямой перегонки нефти, термического и каталитического крекинга щелочью осуществляется по следующей принципиальной технологической схеме, Подвергаемый очистке бензин закачивается в пустотелую колонну, заполненную примерно на / з высоты раствором Щелочи. На трубопроводе для подачи бензина в колонну устанавливается инжектор, в который засасывается из колонны раствор щелочи. В инжекторе осуществляется интенсивный контакт реагента с очищаемым продуктом. Смесь продукта со щелочью подается в нижнюю часть колонны. Щелочь, имеющая более высокий удельный вес, чем бензин, опускается вниз, а бензин направляется вверх, проходя при этом через слой щелочи.  [49]

В бензинах прямой перегонки нефти содержится много алканов слабо разветвленного строения с низкой детонационной стойкостью; октановые числа таких бензинов невелики. Однако ресурсы таких нефтей весьма ограничены, а их раздельная переработка на заводах сопряжена со значительными трудностями.  [51]

В процессе прямой перегонки нефти происходит извлечение отдельных фракций ( погонов), первоначально присутствующих в сырой нефти. При процессах AT и АВТ высокая температура перекачиваемых продуктов ( 375 - 500 С) способствует парообразованию, а транспортировка под давлением - выделению в воздух паров и газов в случаях нарушения герметичности оборудования. В составе выбросов преобладающими являются предельные углеводороды. Остаток после прямой перегонки нефти - мазут, гудрон - поступает на термический крекинг, а тяжелый газойль с вакуумной колонны подвергается каталитическому крекингированию.  [52]

В продуктах прямой перегонки нефтей присутствуют преимущественно сульфиды алифатического строения, в продуктах термического крекинга-сульфиды ароматического строения.  [53]

Классический процесс прямой перегонки нефти из основного превратился во вспомогательный, предшествующий каталитической переработке тяжелых дистиллятов и остаточных нефтепродуктов. Это перемещение обусловлено низкими выходами товарных продуктов, получаемых прямой перегонкой, целиком зависящими от природы нефти, и трудностями обеспечения требуемого качества товарных нефтепродуктов. Каталитические процессы используются для более глубокого отбора от нефти ценных товарных продуктов и получения их с заданными химическим составом и качествами.  [54]

В бензинах прямой перегонки нефти содержится много алка-нов слабо разветвленного строения с низкой детонационной стойкостью; октановые числа таких бензинов невелики. Однако ресурсы таких нефтей весьма ограничены, а их раздельная переработка на заводах сопряжена со значительными трудностями.  [56]

Остаток от прямой перегонки нефти - мазут - используется в виде котельного топлива или подвергается дальнейшей перегонке с применением вакуумных установок. При этом получают более тяжелые смазочные масла: веретенное, машинное и др. Остаток от перегонки мазута представляет собой вязкую массу черного цвета, называемую гудроном.  [57]

В бензинах прямой перегонки нефти содержится много парафиновых углеводородов слабо разветвленного строения с низкой детонационной стойкостью.  [59]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Прямая перегонка нефти - Справочник химика 21

    Под прямой перегонкой понимают получение из нефти ее отдельных составных частей при помощи последовательного или одновременного их испарения с разделением образующихся паров и последующей конденсацией. Это наиболее простой и старый способ переработки нефти. Принципиальная схема установки для прямой перегонки нефти показана на рис. 1. [c.6]

    Образующиеся в процессе крекинга газы содержат олефины, которые полимеризацией или алкилированием могут быть превращены в полимер-бензин или алкилат, которые могут быть присоединены к крекинг-бензину. Этот процесс, не относящийся к нефтехимическим, здесь не рассматривается. В других случаях, например при значительном спросе на мазут, целесообразно в качестве сырья для крекинга использовать прямогонные фракции, выкипающие в пределах 200—400°, а остаток от прямой перегонки нефти использовать как отопительный мазут. Такое топливо, однако обладает чрезмерно высокой вязкостью. Его можно подвергать легкому крекингу, при котором образуется лишь немного бензина, но заметно понижается вязкость остатка. Это явление, называемое разрушением вязкости , весьма часто используется в технологии. Бензиновая фракция нефти, так называемый прямогонный бензин, разделяется далее на две фракции легкий и тяжелый бензины. Тяжелая бензиновая фракция для улучшения моторных свойств подвергается термическому или каталитическому риформингу, заключающемуся в кратковременном нагреве при высоком давлении в присутствии катализатора или без него, улучшающему антидетонационные свойства бензина. Принципиальная схема современного метода переработки нефти представлена на рис. 7 [7]. [c.18]

    Примерный состав сырья, включающего газовые и головные фракции стабилизации бензинов с установок прямой перегонки нефти и риформинга, а также состав продуктов разделения приведены в табл. V.11. [c.282]

    Бензины прямой перегонки нефти, как правило, содержат много парафиновых углеводородов слаборазветвленного строения с низкой 112 [c.112]

    К термическим процессам деструктивной переработки нефтяного сырья относятся термический крекинг и коксование,—Невысокие эксплуатационные свойства как получаемых котельных топлив, так и бензинов термического крекинга и интенсивное развитие каталитических процессов способствовали тому, что новые установки термического крекинга почти не сооружаются, а многие из существующих реконструируются в установки прямой перегонки нефти. Термический крекинг как процесс получения бензина уже в 40-х годах начал интенсивно вытесняться каталитическим крекингом и риформингом. Основным видом термического крекинга остался так называемый висбрекинг, направленный на получение из тяжелых/ нефтяных остатков (гудронов, полугудронов) котельного топлива При этом образуются также углеводородный газ и бензин. Более [c.70]

    В учебнике кратко изложена история развития нефтеперерабатывающей промышленности СССР, рассмотрены физико-химические свойства углеводородных газов, нефтяных фракций и нефтей, описаны подготовка их к переработке, методы выделения газового бензина из нефтяных газов, прямая перегонка нефтей на атмосферных и атмосферно-вакуумных установках, вторичная перегонка нефтяных фракций. Значительное внимание уделено аппаратурному оформлению технологических процессов,- их технико-экономическим показателям а также вопросам техники безопасности и охраны труда. [c.4]

    Нефти Ирака близки к нефтям Ирана их можно сравнивать с окисленными нефтями пермского бассейна Западного Тексаса. Типична нефть месторождения Киркук она довольно парафинистая вплоть до газойлевых фракций и содержит парафин в масляных фракциях. В ней имеется около 35 % асфальтовых веществ, и остаток от прямой перегонки нефти может быть использован для дорожного асфальта. [c.58]

    Нефтяные фракции, полученные при прямой перегонке нефти, содержат различные количества нежелательных примесей и поэтому зачастую требуют дополнительной очистки при помощи химических методов. Некоторые классы соединений могут рассматриваться в качестве примесей или нежелательных компонентов только для определенных фракций. Так, ароматические углеводороды желательны в бензине, но нежелательны в керосине. Другие классы соединений следует считать примесями пли нежелательными компонентами для всех нефтепродуктов. Сюда в первую очередь относятся легко окисляемые и вообще химически нестабильные соединения, а также смолистые или асфальтеновые вещества. Вредными, как правило, являются сернистые соединения, и их предельно допустимое содержание обычно строго ограничивается техническими нормами на нефтепродукты. В тех случаях, когда очистка нефтепродукта от примесей или нежелательных компонентов недостижима обычными физическими методами, прибегают к химическим методам очистки при помощи различных реагентов, которые селективно реагируют с веществами, подлежащими удалению. [c.222]

    Топливо Т-7 представляет собой продукт прямой перегонки сернистых нефтей, подвергнутый гидроочистке. Температурные пределы выкипания 150—250° С. Топливо Т-7 может применяться, как в чистом виде, так и с противоизносными присадками. Топливо Т-6 представляет собой продукт прямой перегонки нефти. Температурные пределы выкипания 195—315 X. [c.85]

    Дизельное топливо, полученное прямой перегонкой нефти Газойль, полученный при каталитическом крекинге сырья  [c.67]

    Исходным сырьем для получения масел служат мазуты — остатки от прямой перегонки нефтей. Основным способом переработки мазута на смазочные масла является фракционная перегонка. При этом из более легкокипящих фракций мазута получают маловязкие смазочные масла, получившие общее название дистиллятных. [c.135]

    Бензины гидрокрекинга [150]. Гидрокрекинг, так же как и каталитический крекинг, предназначен для каталитической переработки тяжелых нефтяных фракций. Наиболее распространенным видом сырья является вакуумный дистиллят прямой перегонки нефти, который используется в чистом вйде или в смеси с газойлями коксования, термического и каталитического крекинга. [c.174]

    Как правило, продукты прямой перегонки нефти несколько богаче. меркаптанами и дисульфидами, тогда как в бензинах вторичного происхождения значительная часть сернистых соединений относится к соединениям остаточной серы (см. табл. 6). [c.24]

    Доля гидрокаталитических процессов на НПЗ различных стран мира в % от прямой перегонки нефти (по состоянию к 1985 г.) [c.176]

    Процесс ультраформинг применяется как для получения высокооктанового компонента бензина, так и индивидуальных ароматических углеводородов из низкооктановых бензиновых фракци й прямой перегонки нефти, коксования, каталитического и термического крекинга, гидрокрекинга. Как правило, на промышленных установках ультра-форминга вырабатывают риформинг-бензины с октановым числом 95—103, дополнительным фракционированием можно выделить фракцию с октановым числом 109—113 (по исследовательскому методу, без ТЭС). [c.30]

    Легкий каталитический газойль обычно используется в качестве компонента дизельного топлива или как сырье для термического крекинга. Особенностью легкого каталитического газойля является его более низкое цетановое число по сравнению с соляровыми дестиллатами прямой перегонки нефти,- Как показали исследования Пучкова П. Г. и других, дестиллаты прямой перегонки, выделенные из нефтей парафинового основания, имеют цетановое число 66, а нафтеново-ароматического основания 37. Полученные при крекинге соляровых дестиллатов этих же нефтей легкие каталитические газойли такого же фракционного состава, как и исходные соляровые дестиллаты, имели цетановые числа соответственно 47 и 24, т. е. на 13—19 пунктов ниже. Более подробные данные [c.66]

    Типичным сырьем при гидроочистке керосиновых дистиллятов являются фракции 130—240 и 140— 230 °С прямой перегонки нефти. Однако при получении некоторых видов топлив верхний предел выкипания может достигать 315 °С. Целевым продуктом процесса является гидроочищенная керосиновая [c.45]

    Керосин осветительный тяжелый (ГОСТ 92—50) получают из дистиллятов прямой перегонки нефти с пределами кипения до 350° С. Используют его для горения в специальных лампах, когда требуется безопасное керосиновое освещение (в шахтах, банях, котельных установках, на мелких судах, в фонарях, бакенах, маяках). [c.12]

    Светлые продукты, получаемые прямой перегонкой нефти, при хранении в течение продолжительного времени не претерпевают никаких изменений, тогда как в этих же условиях продукты, получаемые с помощью процессов крекинга и риформинга, быстро осмо-ляются, что является следствием содержания в них непредельных углеводородов. [c.197]

    Окисление топлив, получаемых прямой перегонкой нефти (ТС-1, Т-1), даже в присутствии инициаторов протекает с некоторым индукционным периодом тги, что свидетельствует о наличии в них достаточно больших концентраций естественных ингибиторов. После индукционного периода скорость окисления вначале остается постоянной, а затем начинает уменьшаться. Из этого можно сделать вывод, что в процессе окисления образуются продукты, обладающие тормозящим действием. [c.48]

    В 1928 г. нефтяная промышленность СССР завершила свой восстановительный период. За годы первой пятилетки (1928—1932 гг.) была создана технически передовая социалистическая нефтеперерабатывающая промышленность, были введены в эксплуатацию высокопроизводительные трубчатые установки для прямой перегонки нефти, термического крекинга мазутов, заводы по производству авиационных и автотракторных масел. В это же время были открыты месторождения нефти в районе Верхних Чусовских Городков и в Ишимбае. [c.13]

    Бензин прямой перегонки нефти нафтенового основания  [c.117]

    Циркуляционное орошение иногда комбинируют с холодным испаряющимся. Количество последнего в таких случаях ограничивают и используют его главным образом для более точной регулировки температуры наверху колонны. На установках прямой перегонки нефти с использованием сложных колонн циркуляционное орошение организуют в двух—трех промежуточных сечениях. Промежуточное циркуляционное орошение позволяет разгрузить ректификационную колонну в вышерасположенных сечениях, а также усилить предварительный подогрев сырья и снизить тепловую нагрузку печей. [c.225]

    Цессов в нефтеперерабатывающей промышленности США (до 60% от мощности по прямой перегонке нефти), что в свою очередь связано с необходимостью повышенного отбора автомобильного бензина, который может быть достигнут лишь в процессе крекирования тяжелых дистиллятов. [c.36]

    Основная масса высокооктановых, бензинов как автомобильных, так и авиационных представляет собой смесь преобладающего по объему основного (базового) бензина и высокооктановых компонентов (одного или нескольких). В качестве базовых бензинов используют бензины прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга, гидрокрекинга, в меньшей степени — бензины термических процессов. [c.36]

    Ф-5 Ф-12 (ГОСТ 10585—63) — мазут флотский марки Ф-12 является смесью мазута прямой перегонки нефти, солярового масла и тяжелых крекинг-остатков. Мазут марки Ф-5 получают прямой перегонкой сернистых нефтей с добавлением солярового масла. Маркировку мазутов производят по их вязкости при температуре 50° С. Применяют для отопления корабельных, судовых и стационарных котельных установок  [c.11]

    Легкий керосин широкого назначения (ГОСТ 4753—68) получают из дистиллятов прямой перегонки нефти с пределами кипе- [c.11]

    Прямая перегонка нефти [c.36]

    В бензинах прямой перегонки нефти содержится много парафиновых углеводородов слабо разветвленного строения с низкой детонационной стойкостью октановые числа таких бензинов невелики. Например, бензины прямой перегонки сернистых нефтей с к. к. 180—200 °С содержат 60—80% парафиновых углеводородов и имеют октановые числа в пределах 40—50. Лишь из отдельных отборных нефтей можно получить бензины прямой перегонки с октановым числом л 70. Однако ресурсы таких нефтей весьма ограниченны, а их раздельная переработка на заводах сопряжена со значительными трудностями. Бензины прямой пере- [c.161]

    Как видно из этих данных, при увеличении мощности установок прямой перегонки нефти с 3 до 6 млн. т/год удельные капиталовложения снижаются на 25%, расход металла на 47%, производительность труда повышается более чем в 1,6 раза. [c.319]

    Наименьшую склонность к нагарообразованию среди компонентов автомобильных бензинов имеют продукты прямой перегонки нефти. При работе на таких бензинах образуется всего от 5 до 13 лбензины термического крекинга и каталитического риформинга жесткого режима. При их сгорании образуется в 6—7 раз больше нагара, чем при сгорании прямогонных бензинов. Бензины других каталитических процессов по склонности к нагарообразованию [c.269]

    Изготовляют их из окисленных продуктов прямой перегонки нефти и компаундированных окисленных и иеокисленных продуктов, получаемых при прямой переголке нефти и экстракционном разделении нефтс1тродуктов (асфальты деасфальтизации, экстракты с елект И1 Пой очист ки). [c.140]

    В связи с продолжающимся укрупнением и комбинированием технологических установок и широким применением каталитичес — сих процессов требования к содержанию хлоридов металлов в тефтях, поступающих на переработку, неуклонно повышаются. При л ижении содержания хлоридов до 5 мг/л из нефти почти полностью /даляются такие металлы, как железо, кальций, магний, натрий и соединения мышьяка, а содержание ванадия снижается более чем в, 2 раза, что исключительно важно с точки зре1тия качества реактивных и газотурбинных топлив, нефтяных коксов и других нефтепродуктов. На НПЗ США еще с 60-х годов обеспечивается глубокое обессоливание нефти до содержания хлоридов менее 1 мг/л и тем самым бесперебойная работа установок прямой перегонки нефти в ечение двух и более лет, На современных отечественных НПЗ считается вполне достаточным обессоливание нефтей до содержа — тя хлоридов 3 — 5 мг/л и воды до 0,1 % масс. [c.146]

    Таким образом, в топливах, получаемых прямой перегонкой нефти, содержатся сильные природные ингибиторы, превосходящие ионол по емкости (когда его вводят в концентрации 0,004%), но уступающие ему по эффективности тормозящего действия. В указанных топливах кроме ингибиторов, обрывающих цепи окисления, присутствуют медленно расходуемые ингибиторы, разрушающие пероксиды. Так как сильные ингибиторы удаляются из топлива при его очистке путем адсорбции на оксиде алюминия, можно полагать, что они являются составной частью адсорбционных смол, примерный состав которых описывается формулой i2h3oOmSo,4No.o3 ([52]. Ингибиторы, разрушающие пероксиды, при такой очистке остаются в топливе, поэтому нельзя считать, что такие ингибиторы являются продуктами окисления сильных ингибиторов, как при окислении, например, ароматических аминов и некоторых аминофенолов. [c.49]

    Технико-экономические показатели ЭЛОУ значительно улуч — ШС1ЮТСЯ при применении более высокопроизводительных электро— дегидраторов за счет уменьшения количества теплообменников, сырьевых насосов, резервуаров, приборов КИП и Л и т.д. (экономический эффект от укрупнения) и при комбинировании с установками прямой перегонки нефти за счет снижения капитальных и энергозатрат, увеличения производительности труда и т.д. (эффект от комбинирования). Так, комбинированный с установкой первич — ной перегонки нефти (ЛВТ) ЭЛОУ с горизонтальными электроде — гидраторами типа 2ЭГ-160, по сравнению с отдельно стоящей ЭЛОУ с luapoHbiMH при одинаковой производительност и (6 млн. т/г), имеет примерно в 1,5 раза меньшие капитальные затраты, эксплуатационные расходы и себестоимость обессоливания, В последние годы за руэежом и в нашей стране новые АВТ или комбинированные ус ановки (типа ЛК-бу) строятся только с встроенными горизон — [c.153]

    Проблема получения низкозастывающих моторных топлив (а Тс кже масел) может быть решена включением в схемы НПЗ нового э(зфективного и весьма универсального процесса— каталитической гидродепарафинизации (КГД) нефтяных фракций. Процессы КГД находят в последние годы все более широкое применение за рубежом при получении низкозастывающих реактивных и дизельных топлив, смазочных масел и в сочетании с процессом каталити — ч( некого риформинга (селектоформинга) — высокооктановых авто— б( Нзинов. В зависимости от целевого назначения в качестве сырья КГД могут использоваться бензиновые, керосино —газойлевые или масляные фракции прямой перегонки нефти. Процесс КГД основан удалении из нефтяных фракций н —алкановых углеводородов сб лективным гидрокрекингом в присутствии металлоцеолитных ка — ТсАизаторов на основе некоторых типов узкопористых цеолитов (эрионита, морденита, 52М —5 и др.). Селективность их действия обусловлена специфической пористой структурой через входные [c.278]

    Из анализа приведенных в табл. 11.11 данных и сопоставлении иу с данными табл. 11.10 можно констатировать, что по оснащение сти вторичными процессами и, прежде всего углубляющими нефтепереработку, НПЗ страны значительно отстают от развитых стран мира. Так, суммарная доля углубляющих нефтепереработку процессов коксования, каталитического и гидрокрекинга в нефтепереработке бывшего СССР в 1987 г. составила всего 6,4 %, то есть в -10 раз ниже, чем на НПЗ США. Надо еще отметить, что более половины из установок прямой перегонки нефти не оснащены блоком вакуумной перегонки мазута. В составе отечественных НПЗ нет ни одного внедренного процесса по каталитической переработке 1 удронов в моторные топлива. Эксплуатируемые на двух НПЗ установки гидрокрекинга приспособлены лишь для переработки вакуумных газойлей. [c.288]

    Установки каталитического риформинга (гидроформинга, платформинга) и гидроочистки. Автомобильные бензины, получаемые при прямой перегонке нефтей, особенно сернистых и па-рафинистых, отличаются низкими антидетонационными свойст- [c.84]

    Теоретически сырьем каталитического крекинга могут служить нефтепродукты различной природы и фракционного состава дистилляты прямой перегонки нефти, деасфальтиза-ты мазутов и гудронов, газойли коксования нефтянЪ остатков, нефти и мазуты без предварительного удаления из них смолистых веществ [4.2]. Традиционно по фракционному составу сырье ограничивалось пределами от 350"С до 500"С. Ограничения обусловлены тем, что фракции до 350°С при крекинге претерпевают незначительные превращения, а во фракциях, выкипающих выше 500 С, сконцентрированы нежелательные примеси — смолы, асфальтены и металлы, снижающие активность катализатора [4.2-4.4]. [c.102]

    В настоящее время каталитический риформинг является одним из наиболее распространенных вторичных процессов нефтепереработки и установки каталитического риформинга почти обязательное звено нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. По данным [15] в промышленно развитых странах в 1984 году доля каталитического риформинга к прямой перегонке нефти на нефтеперерабатывающих заводах Японии составила 10,2 %, в Великобритании — 16,0 %, в ФРГ — 16,3 %, в Канаде — 18,3 %, в США — 22,5 %. Это обусловлено как постоянно возрастающим спросом на высокооктановые моторные топлива, так и увеличивающимся потреблением ароматики в качестве сырья в нефтехимической, фармацевтической, лакокрасочной и других отраслях промышленности. Бензол, толуол, ксилолы, другие индивидуальные ароматические углеводороды являются ценным сырьем для получения капролактама, полиуретанов, пластмасс, смол, моющих средств, красителей, лекарственных веществ, растворителей в производстве лаков, красок и других веществ. [c.3]

    Химическая стабильность товарных отечественных дизельных топлив довольно высокая. Как правило, они могут храниться с незначительным изменением качества в течение 3-5 лет. Большую часть дизельных топлив у нас в стране получают прямой перегонкой нефти с последующей гидроочисткой. Лищь на некоторых заводах в товарное топливо вовлекают небольшое количество каталитического газойля, который также, как правило, подвергается гидроочистке. [c.117]

    Соединения азота в нефти, в отличие от соединений серы, обладают значительно большей термической устойчивостью и даже во вторичных процессах переработки нефти, как правило, не подвергаются разложению и не переходят в более легкие фракции. Поэтому в бензинах крекинга и риформинга азотистых соединений содержится так же мало, как и в бензинах прямой перегонки нефти [88]. Так, в бензине каталитического крекинга вакуумного газойля т уйма-зинской нефти — 0,02% азота, а в бензине прямой перегонки этой же нефти — 0,025%. Таким образом, в товарных автомобильных бензинах соединения азота или полностью отсутствуют или содержатся в очень малых количествах. [c.25]

chem21.info

Прямая перегонка нефти

Производство Прямая перегонка нефти

просмотров - 416

Технологические установки перегонки нефти предназначены для разделœения нефти на фракции и последующей переработки или исполь­зования их как компонентов товарных нефтепродуктов. Οʜᴎ составляют основу всœех НПЗ.

Процессы перегонки нефти осуществляют на так называемых атмо­сферных трубчатых (AT) и вакуумных трубчатых (ВТ) или атмосферно-вакуумных трубчатых (АВТ) установках.

На установках AT осуществляют неглубокую перегонку нефти с по­лучением топливных (бензиновых, керосиновых, дизельных) фракций и мазута. Установки ВТ предназначены для перегонки мазута. Получаемые на них газойлевые, масляные фракции и гудрон используют в качестве сы­рья процессов последующей (вторичной) переработки их с получением топлив, смазочных масел, кокса, битумов и других нефтепродуктов.

Современные процессы перегонки нефти являются комбинирован­ными с процессами обезвоживания и обессоливания, вторичной перегонки и стабилизации бензиновой фракции: ЭЛОУ - AT, ЭЛОУ - АВТ, ЭЛОУ -АВТ - вторичная перегонка и так далее.

Диапазон мощностей отечественных установок перегонки нефти ши­рок - от 0,5 до 8 млн. тонн нефти в год.

Преимущества установок большой единичной мощности очевидны: высокая производительность труда и низкие капитальные и эксплуатаци­онные затраты, по сравнению с установками малой производительности.

Еще более существенные экономические преимущества достигаются при комбинировании AT и АВТ (или ЭЛОУ - AT и ЭЛОУ - АВТ) с дру­гими техническими процессами, такими, как газофракционирование, гид­роочистка топливных и газойлевых фракций, каталитический риформинг, каталитический крекинг, очистка масляных фракций и т. д,

Блок атмосферной перегонки нефти, высокопроизводительной, наи­более распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ - АВТ - 6 функ­ционирует по схеме двукратного испарения и двукратной ректификации (рис. 9.1).

Обезвоженная и обессоленная на ЭЛОУ нефть дополнительно подог­ревается в теплообменниках и поступает на разделœение в колонну частич­ного отбензинивания 1. Уходящие с верха этой колонны углеводородный газ и легкий бензин конденсируются, охлаждаются и поступают в емкость орошения. Отбензинœенная нефть с низа колонны 1 подается в трубчатую печь 4, где нагревается до требуемой температуры и поступает в атмо­сферную колонну 2. Часть отбензинœенной нефти из печи 4 возвраща­ется в низ колонны 1 в качестве горячей струи.

Рис 9.1. Прин­ципиальная схема блока атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ -АВТ- 6:

1 - отбензнивающая колонна, 2 - атмосфер­ная колонна, 3 - отпар­ные колонны, 4 - атмос­ферная печь, I - нефть с ЭЛОУ, II - легкий бензин, III - тяжелый бензин, IV - фракция 180 -220οС, V- фракция 220 - 280°С, VI -фракция 280 - 350°С, VII - мазут, VIII - газ, IX -водяной пар

С верха колонны 2 отбирается тяжелый бензин, а сбоку через отпарные ко­лонны 3 выводятся топливные фракции 180-220 (230), 220 (230) - 280 и 280 - 350°С. В нижние части атмосферной и отпарных колонн подается пере­гретый водяной пар для отпарки легкокипящих фракций. С низа атмо­сферной колонны выводится мазут, который направляется на блок вакуум­ной перегонки.

Принципиальная схема блока вакуумной перегонки мазута установки ЭЛОУ - АВТ - 6 приведена на рис. 9.2.

Мазут прокачивается параллельными потоками через печь 2 в ваку­умную колонну 1. Смесь нефтяных и водяных паров, газы разложения с верха вакуумной колонны поступают в вакуумсоздающую систему. После конденсации и охлаждения в конденсаторе - холодильнике она разделяется в газосœепараторе на газовую и жидкую фазы. Газы отсасываются трехсту­пенчатым пароэжекторным вакуумным насосом 3, а конденсаты поступа­ют в отстойник для отделœения нефтепродукта от водного конденсата. Верхним боковым погоном вакуумной колонны отбирают фракцию легко­го вакуумного газойля (соляр).

Вторым боковым погоном отбирают широкую газойлевую (масля­ную) фракцию. Часть ее после охлаждения используется как среднее цир­куляционное орошение вакуумной колонны.

С низа вакуумной колонны отбирается гудрон и после охлаждения направляется на дальнейшую переработку. Часть гудрона после

Рис 9.2. Принципиальная схема блока вакуумной перегонки мазута установки.

ЭЛОУ - АВТ - 6: 1 - вакуумная колон­на; 2 - вакуумная печь; 3 - пароэжекторный вакуумный на­сос; I - мазут из AT; II - легкий вакуумный газойль; III - вакуум­ный газойль; IV -затемненная фракция; V - гудрон; VI - водя­ной пар; VII - газы разложения; VIII конденсат (вода и нефтепродукт).

охлаждения в теплообменнике возвращается в низ колонны в качестве квенчинга. В низ вакуумной колонны и змеевик печи подается водяной пар.

Нефтепродукты, получаемые на атмосферно-вакуумных установках -бензиновые, лигроиновые, керосиновые, газойлевые и масляные дистил­ляты, - очищают от сернистых и кислородных соединœений и после добав­ления присадок, улучшающих их качество, используют как топлива и сма­зочные масла. Бензины прямой перегонки содержат главным образом па­рафиновые и нафтеновые углеводороды и характеризуются низкими окта­новыми числами в пределах 50-70; бензины с более высоким октановым числом получают путем крекинга.

Читайте также

  • - Физические методы переработки нефти (прямая перегонка нефти)

    Подготовка нефти к переработке Подготовка нефти к переработке. Физические методы переработки нефти (прямая перегонка нефти) Сведения по переработки нефти Подготовка нефти заключается в удалении из сырой нефти, добытой на промыслах, растворенных... [читать подробенее]

  • - Прямая перегонка нефти

    Товарные нефтепродукты Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает исключи­тельно большой ассортимент (более 500 наименований) газо-образных, жидких и твердых нефтепродуктов. Требования к ним весьма разнообраз­ны и диктуются постоянно изменяющимися... [читать подробенее]

  • - Прямая перегонка нефти

    Технологические установки перегонки нефти предназначены для разделения нефти на фракции и последующей переработки или исполь­зования их как компонентов товарных нефтепродуктов. Они составляют основу всех НПЗ. Процессы перегонки нефти осуществляют на так называемых... [читать подробенее]

  • - Прямая перегонка нефти

    Получение нефтепродуктов. Получение нефтепродуктов из нефти ведётся по двум направлениям: прямая перегонка (дистилляция) и деструктивная переработка. Сначала нефть подвергали только дистилляции, сейчас этот способ переработки называют первичным или... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Прямая перегонка нефти

    Химия Прямая перегонка нефти

    просмотров - 295

    Получение нефтепродуктов.

    Получение нефтепродуктов из нефти ведётся по двум направлениям: прямая перегонка (дистилляция) и деструктивная переработка. Сначала нефть подвергали только дистилляции, сейчас данный способ переработки называют первичным или физическим. При этом средний выход бензиновых компонентов колеблется в зависимости от состава нефти от 15 до 25%, а на долю остальных топлив обычно приходится 20–30% получаемых дистиллятов.

    В связи с ростом потребления горюче-смазочных материалов русскими учёными (А. А. Летний – 1875 ᴦ., В. Г. Шухов – 1891 ᴦ. и др.) были разработаны методы вторичной или химической переработки, позволившие значительно увеличить выход нефтепродуктов – до 55–60% от общего количества переработанной нефти.

    Для получения компонента нефти – керосина – русские мастеровые братья Дубинины в 1823 ᴦ. построили простейшую нефтеперегонную устано-вку, работавшую по принципу дистиллятора (рис.4а).

     
     

    Рис.4а. Нефтеперегонная установка братьев Дубининых, 1823 ᴦ.:

    1 – нефть, 2 – вода, 3 – керосин

    Принцип действия дистиллятора основан на разных температурах кипения углеводородов с различной молекулярной массой. Вначале закипают и выкипают наиболее лёгкие дистилляты, затем более и более тяжёлые. Причём при достижении температуры кипения какого-либо углеводорода, рост температуры до его полного выкипания прекращается. Тепло идёт на испарение. Повышение количества подводимого тепла вызывает более бурное кипение.

    При температуре от 30 до 200 оС отбирают бензиновую фракцию (группу дистиллятов), от 200 до 300 оС – дизельную. Остаток после перегонки – мазут (около 80%) подают в дистилляционную колонну, в которой поддерживают разрежение. При пониженном давлении температура кипения понижается, что упрощает технологический процесс.

    Прямая перегонка нефти при атмосферном и пониженном давлении принято называть атмосферно-вакуумной перегонкой.

    В результате вакуум-перегонки получают соляровые фракции и полугудрон.

    Соляровый дистиллят (температура кипения 280…300 оС) является сырьём для получения химическим способом бензинов, а также дистиллятных масел: индустриальных, цилиндровых, моторных и т. д.

    Прямая перегонка является первичным и обязательным процессом переработки нефти. Практически она осуществляется испарением нефти в трубчатой печи при нагреве до 300…350 оС (рис. 4б).

    Рис. 4б. Принципиальная схема нефтеперегонной установки:

    1 – трубчатая печь; 2 – испарительная колонна;

    3 – ректификационная колонна; 4 – теплообменник;

    5 – холодильник.

    Затем нефть подаётся в среднюю часть ректификационной колонны. Жидкий остаток стекает вниз, а углеводородные пары поднимаются вверх и конденсируются на ректификационных тарелках. Эти тарелки установлены по высоте колонны. На нижних конденсируются тяжёлые углеводороды, более лёгкие – на последующих, выше. Газообразные углеводороды отводятся из верха колонны.

    В атмосферной ректификационной колонне получают топливные дистилляты. После перегонки остаётся мазут, который может подвергаться дальнейшему разделœению, либо использоваться для вторичной переработки. Испарение мазутов осуществляют в вакуумных трубчатых установках, а их разделœение – в вакуумных ректификационных колоннах. В верхней части вакуумной колонны конденсируются соляровые фракции, ниже – масляные, идущие на приготовление товарных масел. Жидкий остаток наиболее тяжёлых фракций мазута – полугудрон или гудрон – собирается в нижней части вакуумной колонны.

    Читайте также

  • - Физические методы переработки нефти (прямая перегонка нефти)

    Подготовка нефти к переработке Подготовка нефти к переработке. Физические методы переработки нефти (прямая перегонка нефти) Сведения по переработки нефти Подготовка нефти заключается в удалении из сырой нефти, добытой на промыслах, растворенных... [читать подробенее]

  • - Прямая перегонка нефти

    Товарные нефтепродукты Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает исключи­тельно большой ассортимент (более 500 наименований) газо-образных, жидких и твердых нефтепродуктов. Требования к ним весьма разнообраз­ны и диктуются постоянно изменяющимися... [читать подробенее]

  • - Прямая перегонка нефти

    Технологические установки перегонки нефти предназначены для разделения нефти на фракции и последующей переработки или исполь­зования их как компонентов товарных нефтепродуктов. Они составляют основу всех НПЗ. Процессы перегонки нефти осуществляют на так называемых... [читать подробенее]

  • - Прямая перегонка нефти

    Получение нефтепродуктов. Получение нефтепродуктов из нефти ведётся по двум направлениям: прямая перегонка (дистилляция) и деструктивная переработка. Сначала нефть подвергали только дистилляции, сейчас этот способ переработки называют первичным или... [читать подробенее]

  • oplib.ru