Практическая работа по географии "Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира". Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран


Практические работы по теме "Мировые природные ресурсы"

Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы

1.Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

Вариант№1

Тема №3: Природные ресурсы

Практическая работа: «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов».

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей и делать выводы.

Задание№1.

Определите ресурсообеспеченность стран углем (2013г) :

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Р-сть (на сколько лет хватит)

США

237

892

Китай

114

3680

Россия

157

347

ЮАР

30

256

Австралия

76

478

Германия

40,5

190

Индия

60

605

Украина

33,8

88

Индонезия

28

421

Казахстан

33,6

115

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран Задание№2.

Определите ресурсообеспеченность стран нефтью (2013г).

Запасы нефти ( в млрд.т)

Добыча(в млн.т)

Р-сть ( на сколько лет хватит)

С. Аравия

36,7

543

Ирак

20,2

160

ОАЭ

13,0

167

Кувейт

14,0

151

Иран

21,7

169

Венесуэла

46,6

140

Мексика

1,5

137

Россия

14,1

534

Китай

2,5

211

США

5,9

520

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран

Задание № 3

Определите ресурсообеспеченность стран газом (2013г)

Запасы газа ( в трлн.м.куб)

Добыча газа ( в млрд.м.куб)

Р-сть ( на сколько лет хватит)

Россия

54,6

578

Иран

18,5

172

Катар

18

177

ОАЭ

6,1

58

С.Аравия

8,2

108

США

9,8

728

Венесуэла

5,6

29

Алжир

4,5

83

Канада

2,0

162

Норвегия

1.9

109

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран

Задание № 4.Определите мировую ресурсообеспеченность топливными ресурсами.

Запасы топлива

Добыча топлива

Ресурсообеспеченность ( на сколько лет хватит)

Нефть

(мир в целом

140 млрд.т

3450 млн.т.

Уголь

( мир в целом

1100 млрд.т

4626 млн. т.

Газ ( мир в целом)

150 трлн. м.к.

220 млрд. м.к.

 Вывод: 

Задание № 5. Определите ресурсообеспеченность железной рудой, используя данные таблицы

Запасы железной руды  ( в млрд.т)

Добыча

( в млн.т на 2000 г)

Р-сть

( на сколько лет хватит)

Россия

57,8

87

Украина

20,0

77

Бразилия

17,6

195

Австралия

16,0

168

США

15,9

63

Канада

11,7

35

Индия

11,5

75

Китай

9,0

224

Казахстан

8,0

16

Вывод:

Тема №3: Природные ресурсы

Практическая работа: «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов».

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей и делать выводы.

Задание№1.

Определите ресурсообеспеченность стран углем, используя данные таблицы (2013г) :

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Р-сть (на сколько лет хватит)

США

237

892

266

Китай

114

3680

31

Россия

157

347

452

ЮАР

30

256

117

Австралия

76

478

159

Германия

40,5

190

213

Индия

60

605

99

Украина

33,8

88

384

Индонезия

28

421

66

Казахстан

33,6

115

292

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целом значительна, угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая. Самую большую ресурсообеспеченность имеет Россия и Украина.

Задание№2.

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью (2013г).

Запасы нефти ( в млрд.т)

Добыча(в млн.т)

Р-сть ( на сколько лет хватит)

С. Аравия

36,7

543

67,5

Ирак

20,2

160

26

ОАЭ

13,0

167

78

Кувейт

14,0

151

93

Иран

21,7

169

128

Венесуэла

46,6

140

333

Мексика

1,5

137

11

Россия

14,1

534

26

Китай

2,5

211

12

США

5,9

520

11

Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью уВенесуэлы. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3

Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы (2000г)

Запасы газа ( в трлн.м.куб)

Добыча газа ( в млрд.м.куб)

Р-сть ( на сколько лет хватит)

Россия

54,6

578

 94

Иран

18,5

172

 107

Катар

18

177

 101

ОАЭ

6,1

58

 105

С.Аравия

8,2

108

 76

США

9,8

728

 13

Венесуэла

5,6

29

 193

Алжир

4,5

83

 54

Канада

2,0

162

 12

Норвегия

1.9

109

 17

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысокая. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 94 года. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Вариант№2

Практическая работа: «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов»

Цель: формирование умение оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей и делать выводы.

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах

Запасы (млрд. тонн)

Добыча (млрд. тонн)

Ресурсообеспеченность (в годах)

Нефть

Уголь

Железные руды

Нефть

Уголь

Железные руды

Нефть

Уголь

Железные руды

Весь мир

139,7

1725

394

3541

4700

906

Россия

6,7

200

71,0

304

281

107

Германия

0,2

111

2,9

12

249

0

Китай

3,9

272

40,0

160

1341

170

Саудовская Аравия

35,5

0

0

404

0

0

Индия

0,6

29

19,3

36

282

60

США

3,0

445

25,4

402

937

58

Канада

0,7

50

25,3

126

73

42

Бразилия

0,7

12

49,3

61

29

162

ЮАР

0

130

9,4

0

206

33

Австралия

0,2

90

23,4

29

243

11

Вывод:

Для проверки:

Тема №3: Природные ресурсы

Практическая работа: «Определение обеспеченности стран различными видами природных минеральных ресурсов».

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей и делать выводы.

Задание№1.

Определите ресурсообеспеченность стран углем, используя данные таблицы (2013г) :

Запасы угля (в млрд т)

Добыча (в млн т)

Р-сть (на сколько лет хватит)

США

237

892

266

Китай

114

3680

31

Россия

157

347

452

ЮАР

30

256

117

Австралия

76

478

159

Германия

40,5

190

213

Индия

60

605

99

Украина

33,8

88

384

Индонезия

28

421

66

Казахстан

33,6

115

292

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целом значительна, угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая. Самую большую ресурсообеспеченность имеет Россия и Украина.

Задание№2.

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью (2013г).

Запасы нефти ( в млрд.т)

Добыча(в млн.т)

Р-сть ( на сколько лет хватит)

С. Аравия

36,7

543

67,5

Ирак

20,2

160

26

ОАЭ

13,0

167

78

Кувейт

14,0

151

93

Иран

21,7

169

128

Венесуэла

46,6

140

333

Мексика

1,5

137

11

Россия

14,1

534

26

Китай

2,5

211

12

США

5,9

520

11

Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью уВенесуэлы. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпывающиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3

Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы (2000г)

Запасы газа ( в трлн.м.куб)

Добыча газа ( в млрд.м.куб)

Р-сть ( на сколько лет хватит)

Россия

54,6

578

 94

Иран

18,5

172

 107

Катар

18

177

 101

ОАЭ

6,1

58

 105

С.Аравия

8,2

108

 76

США

9,8

728

 13

Венесуэла

5,6

29

 193

Алжир

4,5

83

 54

Канада

2,0

162

 12

Норвегия

1.9

109

 17

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысокая. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 94 года. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Тема №3: Природные ресурсы

Практическая работа: «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов».

Цель: умение работать со статическими данными, делать выводы

Задание №1. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Лесопокрытая площадь, млн. га.

Численность населения, млн. человек

Обеспеченность на душу населения

га/чел.

Россия

881,9

145

Бразилия

488

192

Австралия

160

22

Вывод:

Задание № 2. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (Источник FAO)От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира?

Коммунальные нужды, %

Промышленность ,%

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52,4

32,4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

8,6

7,3

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

7,3

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38,7

Латинская Америка и Карибский регеон

19,0

10,3

70,7

Вывод:

Задание №3

Используя данные Уч. стр. 96, рисунок 44 «Структура земельного фонда» площадь пашни, рассчитайте как меняется ресурсы обеспеченность пахотными землями, даже при условии, что площадь пашни не уменьшается.

Численность в млд. чел

Обеспеченность на душу населения пашней га/чел

1974

4

1987

5

1999

6

2012

7

Вывод:

Задание №4

Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран

Площадь пашни, млн. га

численность населения млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

50

22

Канада

45,8

35

Бразилия

57,6

192

Вывод:

Для проверки

Тема №3: Природные ресурсы

Практическая работа: «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов».

Цель: умение работать со статическими данными, делать выводы

Задание №1. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Лесопокрытая площадь, млн. га.

Численность населения, млн. человек

Обеспеченность на душу населения

га/чел.

Россия

881,9

145

6 га/чел

Бразилия

488

192

2,5 га/чел

Австралия

160

22

7 га/чел

Вывод: Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, это связано со слабой заселённостью материка, чем страны, которые отличаются большой лесопокрытой площадью.

Задание № 2. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (Источник FAO)От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира?

Коммунальные нужды, %

Промышленность ,%

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52,4

32,4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

8,6

7,3

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

7,3

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38,7

Латинская Америка и Карибский регеон

19,0

10,3

70,7

Вывод: страны Европы, С.Америки и Россия большую часть воды используют в промышленности, так какв них развита промышленность. Регионы: Африка, Азия и Тихоокеанский регион, Латинская Америка имеют большое водопотребление в сельском хозяйстве, так как оно там более развито, чем промышленность.

Задание №3

Используя данные Уч. стр. 96, рисунок 44 «Структура земельного фонда» площадь пашни, рассчитайте как меняется ресурсы обеспеченность пахотными землями, даже при условии, что площадь пашни не уменьшается.

Численность в млд. чел

Обеспеченность на душу населения пашней га/чел

1974

4

0,36

1987

5

0,29

1999

6

0,24

2012

7

0,2

Вывод: С ростом населения в мире, обеспеченность на душу населения пашней уменьшается, что влечёт повышение нагрузки на землю, её истощение.

Задание №4

Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран

Площадь пашни, млн. га

численность населения млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

50

22

2,3

Канада

45,8

35

1,3

Бразилия

57,6

192

0,3

Вывод: Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней, что связано с малой численностью населения

infourok.ru

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Мероприятия и финансовые затраты при проведении
Ресурсы образовательных организаций высшего образования
Методика комплексной оценки эффективности деятельности
Сочинение на тему «Поэт-человек, раскрывающий перед всеми
Тема - Факторы социально-экономического развития и
Классификация потребностей людей
7-9 класс
Паспорт стационарного загородного оздоровительного
Количественные показатели, характеризующие состояние
Материально-техническое оcнащение
Состояние заместительной почечной терапии в РФ
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Практическая работа по теме "Оценка ресурсообеспеченности стран мира"

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Пояснительная записка

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы:

  • обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;

  • развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.

  • воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

  • Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.

  • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.

  • О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007

  • Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1 вариант

1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

Россия

20

350

Ирак

15,1

130

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

Бразилия

488

Австралия

160

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Регион

Коммунальные нужды, %

Промышленность, %

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52, 4

32, 4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

8,6

7,3

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

7,3

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38.7

Латинская Америка и Карибский регион

19,0

10.3

70,7

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

2 вариант

1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

71

107

США

25,4

58

Бразилия

49,3

162

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран:

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

50

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

81,36

Россия

20

350

57,14

Ирак

15,1

130

116,15

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления.

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран ( по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

142,9

6.2

Бразилия

488

186,1

2,7

Австралия

160

20,3

7,8

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий. В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

referat-4all.ru

Практическая работа по географии "Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира"

Цель работы: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических материалов.

Задание 1: используя карты атласа, приложения к учебнику, статистические материалы, выполнить следующие задания:

а) На контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.

б) Анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравнить обеспеченность минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами отдельных стран (регионов).

Оценку обеспеченности стран (регионов) можно сделать на примере 2-3 стран.

Страна

Виды ресурсов

минеральные

земельные

водные

биологические

1.

2.

3.

 

 

 

 

Примечание:

- полная обеспеченность,

- частичная обеспеченность,

- острая нехватка ресурсов.

Задание 2. На основе анализа имеющихся статистических материалов рассчитать на сколько лет хватит мировых общегеологических и разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железной руды при современном уровне их добычи.

Мировые запасы некоторых полезных ископаемых

Приложение № 1

Виды полезных ископаемых

Единица времени

Общие запасы

В том числе разведанные запасы

Добыча (млрд. т. в год)

Уголь

Млрд. т.

14.800

1200

4.5

Нефть

Млрд. т.

400

150

2.8

Природный газ

Трлн. м.

320

135

1.8

Железная руда

Млрд. т.

400

150

0.87

Весь материал - смотрите документ.

videouroki.net

Конспект и материал для открытого урока "Рудные и нерудные полезные ископаемые мира"

10 класс УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 10

Тема: Рудные и нерудные полезные ископаемые.

Цель: рассмотреть географию распространения рудных и нерудных полезных ископаемых; продолжить формировать умения работать с тематическими картами и дополнительной информацией.

Задачи: 1. систематизировать имеющиеся знания; 2. способствовать формированию умений работать с кейсами (ситуационными задачами)

Ход урока.

1. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку (орг. момент)

2. «Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайся назад…» (проверка изученного материала) 1 слайд.

-Работа по листу проверки знаний (2 чел. у доски, остальные в тетрадях)

подвести итог работе.

3. На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучение минеральных ресурсов, и я приглашаю вас пойти навстречу новым знаниям. (слайд 2) Тема урока «Рудные и нерудные полезные ископаемые» (формулируют учащиеся).

Цели (слайд 3)

-Ребята, благодаря людям какой профессии, полезные ископаемые могут добываться и использоваться? (ГЕОЛОГ)

СЮЖЕТ О ГЕОЛОГАХ

Сегодня вы будете в роли геологов. Одна группа геологов будет работать с кейсом «Рудные полезные ископаемые», другая «Нерудные полезные ископаемые». И, конечно же, не одно геологическое мероприятие не обходится баз аналитиков, которые помогут справиться с возникающими трудностями. (3 группы по 5 чел.)

В начале работы, необходимо познакомится с содержанием ваших кейсов. (ОЗВУЧИТЬ)

Аналитики, над чем придётся подумать вам?

Слайд 4. На слайде обозначен алгоритм ваших действий, время на работу -10 минут.

4. Представление работы групп. Перед ответом 3 группы –демонстрация сюжета.

Д/З п.13

5. Спасибо всем за работу. Отметки за урок:………..и медальки или конфеты.

infourok.ru

Практическая работа по теме Оценка ресурсообеспеченности стран мира

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» (Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс). Пояснительная записка Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН. Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности. Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала. Задачи, решаемые в ходе проведения практической работы: обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме; развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности. воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда. В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность. На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти. В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов. Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники: Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012. О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007 Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» 1 вариант 1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран: Страна Разведанные запасы, млрд т Добыча млн т в год Обеспеченность, лет Саудовская Аравия 35,8 440 Россия 20 350 Ирак 15,1 130 Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства? 2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следу

weburok.com

Технологическая карта практической работы по оценке обеспеченностью природными ресурсами отдельных стран мира

Тема: Оценка мировых природных ресурсов.

Цель: Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.

Задачи:

Образовательные: Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.

Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.

Планируемый результат:

Предметные: - по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

метапредметные: - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;

личностные - осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала . Урок – практикум.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Учебно - познавательные задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап

Активизация учащихся

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Здравствуйте все!

Приветствует учителя. Включаются в деловой ритм урока

2.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Ребятам предлагается отгадать загадку: «Не моря, не земля- корабли не плавают, и ходить нельзя»

Обсуждение

и высказывание собственной точки зрения

3

.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Предлагаю выполнить тест.

Угадывают слово «Практика»

Предлагает подумать, почему сегодняшний урок называется «Практика»?

Выполняют тест, самопроверка, оценивают.

4

Выявление места и причины затруднения.

Чтобы выяснить цель практической работы давайте просмотрим видеоролик.

Высказывание предположений

5

Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагает выполнить практическую работу

Выполняют работу. Самооценка.

Обращаются к целям

физминутка

6

Завершающий этап

Проверяет выводы: обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

Домашнее задание

Учитель формулирует домашнее задание – номенклатура стран

Учащиеся записывают домашнее задание

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психолого -эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Саморегуляция и умение давать оценку по результатам урока. Самооценка.

Выполните тест: Тема: География мировых природных ресурсов.

Выберите один правильный ответ:

1. Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является

А. Полиметаллические руды

Ж. Ядерная энергия

Д. Морская вода

П. Лесные ресурсы

2 Какое утверждение об обеспеченности природными ресурсами является верным?

  1. Обрабатываемые земли занимают 70% мирового земельного фонда

  2. Ресурсы пресной воды составляют 40% общего объема гидросферы

Р. Пахотные земли в основном распределены в лесных, лесостепных и степных зонах

  1. В мире существует около 6 тысяч угольных бассейнов

3 В «оловянный пояс» входят государства

С. Алжир, Египет

  1. Таиланд, Малайзия

З. Замбия, Зимбабве

Ж. Ирак, Кувейт

4 Охране природы способствует

К. Широкое развитие транспорта на электрической тяге

  1. Создание каскадов ГЭС на реках

  2. Перевод ТЭС с газа на уголь

  3. Развитие интенсивного земледелия в зоне влажных экваториальных лесов

5 Охране гидросферы способствует

Т. Ограничение использования минеральных удобрений

И. Орошение полей

К. Осушение болот

Л. Создание искусственных каналов

6 Засоление почв характерно для природной зоны

И. Пустынь и полупустынь

  1. Тайги

У. Тундр

  1. Влажных тропических лесов

7.  Примером рационального природопользования является

Ж. Перевозка нефтепродуктов на морских судах

К. Рекультивация земель в районах добычи угля

Л. Захоронение ядерных отходов на полигонах

М. Создание водохранилищ на равнинных реках

8 Какое утверждение о природопользовании верно?

М. Сплав древесины по рекам является самым экологически чистым способом ее транспортировки

  1. Утилизация отходов относится к природосберегающим технологиям

  2. В заповедниках охраняют только животных

  3. Строительство водохранилищ на реках не оказывает никакого отрицательного воздействия на природу.

    Оценка:

Выполните практическую работу

Определение стран с высокой, средней и низкой степенью обеспеченности видами природных ресурсов.

Цель работы:

а) закрепление понятий о закономерности распространения природных ресурсов и ресурсообеспеченности отдельных стран;

б) развитие умения составлять характеристики ресурсообеспеченности различных стран, навыков работы со статистическими и картографическими материалами.

Наглядные пособия: тематические и экономические карты, таблицы и графики учебника, текст учебника и статистические материалы темы.

Ход работы:

  1. Используя текст учебника (тема № 10), тематические таблицы и карты природных ресурсов, определить основные виды природных ресурсов.

  2. Определить понятие ресурсообеспеченности, выделить страны с высокой, средне и низкой степенью обеспеченности различными видами природных ресурсов. Заполнить таблицу «Ресурсообеспеченность стран мира».

  3. Привести примеры экологических проблем, возникших в результате хозяйственного освоения и использования природных ресурсов.

Заполните таблицу «Ресурсообеспеченность стран мира».

Виды природных

ресурсов.

Страны с высокой ресурсообеспеченностью.

Страны со средней ресурсообеспеченностью.

Страны с низкой

ресурсообеспеченностью.

Топливно-энергетические

Рудные (металлические)

Химические (нерудные)

Земельные

Агроклиматические

Лесные

Рекреационные

2. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

Россия

20

350

Ирак

15,1

130

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

Бразилия

488

Австралия

160

Сопоставить данные таблицы.  Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

71

107

США

25,4

58

Бразилия

49,3

162

 5. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран:

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

50

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

Оценка за урок:

multiurok.ru