Глава 2. Риски разливов нефти на море. Разлитие нефти на море


Глава 2. Риски разливов нефти на море

климата. К этим средствам относятся морские ледостойкие стационар­ные платформы, масса каждой из которых составляет от 90 до 300 тыс. тонн. Сложность конструкции этих платформ определяется тяжелыми ледовыми условиями, многократно превышающими нагрузки на сред­ства морской добычи, работающие на континентальных шельфах неза­мерзающих морей.

В течение 20-25 лет эксплуатации буровые платформы на шельфе Арктики будут испытывать статические и динамические воздействия от ветроволновых нагрузок и ледовых полей. Давление наступающих пако­вых льдов толщиной до 4 метров может вызывать огромные сжимающие нагрузки на сварные конструкции платформ. Продолжительные низкие температуры в арктических районах способствуют возникновению уста­лости свойств конструкционных материалов и их сварных соединений. Контактное воздействие льда на корпус конструкции приводит к интен­сивному абразивному износу последнего (до 10 мм в год) [80].

Предусмотрено строительство не менее 4 морских ледостойких стаци­онарных платформ и одной разведочной установки силами производ­ственного объединения «Северное машиностроительное предприятие» и государственного машиностроительного предприятия «Звездочка».

Большие надежды в добыче углеводородов на шельфе арктических морей связывается с месторождением «Приразломное», которое было открыто в 1989 году и расположено в юго-восточной части Баренцева моря - на шельфе Печорского моря в 60 км от берега. Глубина моря в районе месторождения - 19-20 м. В этом районе весьма жесткие ледовые условия: минимальная температура воздуха - минус 46 "С, зимний период длится 9 месяцев, толщина льда составляет до 1,7 м и торосов - до 3,5 м, характерны явления ледяного шторма (битый лед) и дрейфа мощных ледовых полей. Его извлекаемые запасы по катего­рии С1 и С2 составляют 83,2 млн тонн нефти. Проект предусматривает строительство морской ледостойкой платформы. Добываемую нефть челночными танкерами ледового класса предполагается доставлять до пункта раздачи продукции - плавучего нефтяного хранилища, располо­женного в заливе Печенга Баренцева моря. Оттуда нефть будет выво­зиться большегрузными танкерами для продажи на экспорт, предпола­гаемый срок реализации проекта - 25 лет. За это время планируется добыть 74,6 млн тонн нефти.

Тяжелые ледовые условия «Приразломного» потребовали разработки особой морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП), соче­тающей в себе специфику морского судна ледового класса и ледостойко-го морского гидротехнического сооружения. Эта стальная гравитацион­ная платформа имеет габариты 126x136x110 м, массу около 110 тыс. тонн и состоит из опорного основания (кессона) и верхнего строения, вклю­чающего жилой модуль, комплексы для бурения, добычи, хранения не-

157

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

фти и выработки электроэнергии. Ввод МЛСП «Приразломная» в эксп­луатацию был намечен на конец 2004 года.

В настоящее время начата промышленная добыча нефти на место­рождениях, расположенных относительно близко от побережья Печорс­кого моря (Варандейское и Торавейское), и встала проблема обеспече­ния вывоза нефти, решить которую необходимо было в кратчайшие сро­ки. Единственное и очевидное решение - вывоз нефти морским транспортом.

Возникла идея строительства в Кольском заливе крупного экспорт­ного комплекса, способного принимать супертанкеры дедвейтом 300 тыс. тонн. По оценкам, мощность нового северного экспортного на­правления, по которому может доставляться сырье из Тимано-Печоры и Западной Сибири, составит 50-60 млн тонн в год, стоимость работ -1,5 млрд долларов. Это направление поможет полностью решить про­блему экспортных мощностей и обеспечить поставку российской нефти кратчайшим морским путем на рынки Северной Европы и США. Такой комплекс будет способствовать ускоренному обустройству новых не­фтяных месторождений в Тимано-Печорском регионе и на шельфе Баренцева моря.

Рассматривались также два варианта маршрута экспортного нефте­провода на Мурманск. Первый пролегает от западносибирских место­рождений в район Ухты и далее идет на юго-восток вдоль имеющегося нефтепровода Ухта-Ярославль до НПС Нюксеница, откуда поворачива­ет на северо-запад и, огибая Белое море с юга, выходит к Мурманску. Протяженность маршрута - 3600 км.

По второму варианту трубопровод (длиной 2500 км) прокладывается из Западной Сибири через Усинск, пересекает Белое море в его узкой северо-восточной части (подразумевается прокладка трубопровода по морскому дну) и, проходя вдоль всего Кольского полуострова, заверша­ется в Мурманске (рис. 14).

В обоих вариантах предусматривается увеличение мощности трубо­провода по мере его приближения к Мурманску. На участке от запад­носибирских месторождений до Ухты или Усинска предполагалось про­ложить трубы диаметром 1020 мм, что обеспечит мощность прокачки до 60 млн тонн в год. Далее нефтепровод начнет принимать нефть Тимано-Печоры, и его мощность увеличится до 80 млн тонн при диа­метре труб 1220 мм [101].

В Мурманском порту намечалось построить нефтяной терминал мощ­ностью от 80 до 120 млн тонн. Глубины незамерзающего Кольского за­лива позволяют осуществлять здесь круглогодичную перевалку нефти на океанские супертанкеры дедвейтом 300 тыс. тонн, что благодаря от­носительно низкой цене фрахта делает российскую нефть конкурентос­пособной на рынках Северной и Южной Америки.

158

studfiles.net

Глава 2. Риски разливов нефти на море

роены города и промышленные объекты, освоены новые земли, которыев настоящее время затапливаются или находятся под угрозой затопле­ния. В бассейне Каспийского моря размещено свыше 200 крупных пред­приятий и 100 больших городов. С подтоплением неразрывно связана проблема перемещения береговой черты, которая передвинулась уже на 20~30 км. В результате повышения интенсивности штормовых нагонов происходит размыв защитных дамб и затопление морскими водами при­брежных нефтепромыслов.

Другая проблема Каспия - высокая геодинамическая активность, из-за которой велика вероятность различных техногенных катастроф, про­садок, подвижек земной поверхности, локальных землетрясений. Пер­вый признак этих негативных явлений - падение пластового давления, которое, в частности, довольно активно происходит на Тенгизе.

Непростая ситуация складывается в Астраханской области. В этом российском регионе не только имеется высокая геодинамическая актив­ность, но еще и было проведено 15 ядерных подземных испытаний, и это также оказывает соответствующее влияние на геологическую обстанов­ку. В 2000 году здесь произошло мощное землетрясение, эпицентр кото­рого располагался в море. Многие эксперты нашли прямую взаимосвязь между нефтедобычей и геодинамикой и склонны связывать это событие с работами по реализации нефтегазовых проектов.

Очень тяжелое положение на Каспии складывается с рыбными запа­сами. Еще в середине 80-х годов прошлого века советскими и иранскими рыбаками добывалось свыше 30 000 тонн осетрины. К 1995 году офици­альный лов сократился до 3100 тонн. Наряду с объемом лова сократился и средний размер рыбы. За последние 20 лет уровень содержания кисло­рода в море на глубине 100-200 м снизился на 40%. В организмах от­ловленных экологами осетров был обнаружен огромный уровень гидро­карбонатов, парафина и некоторых тяжелых металлов. Официальная до­быча России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении в 2000 году составила всего 650 тонн при разрешенной квоте 890 тонн. На 2001 год квоты для четырех стран Каспия (кроме Ирана, который сам устанавли­вает свои квоты) на добычу осетровых установлены в объеме 490 тонн. По иранским статистическим данным, если в 1990-м году на Каспии было добыто 3000 тонн черной икры, то в 2002 году удалось набрать лишь 145 тонн [84].

Хрупкость экосистемы Северного Каспия с дельтами Волги, Урала и Эмбы заключается в его мелководности. Средняя глубина - 3,3 метра. Естественно, при бурении скважин повреждается морское дно - основа жизни всех обитателей Каспия. В зимнее время толщина льда на мелко­водьях достигает 12 метров, во многих местах касаясь дна. Под действи­ем ветра лед может двигаться, вызывая наслоение льдин и образование торосов, превращаясь в неподвижные нагромождения льда (стамухи)

149

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

шириной до полукилометра. Если нефть будет найдена в достаточных количествах, число скважин станет измеряться десятками, и тогда мел­ководье Северного Каспия может превратиться в огромную нефтяную лужу. Ну а если случится выброс нефти - недалеко и до экологической катастрофы.

Современная экологическая ситуация Каспийского региона определя­ется расширением масштабов добычи углеводородных ресурсов всеми прикаспийскими государствами. В этой связи с каждым годом все острее становится проблема нефтяного загрязнения и экологической безопас­ности Каспия. Низкий уровень техники разработки месторождений, до­вольно частые аварии на нефтяных скважинах и при разведочном буре­нии, отсутствие эффективных решений и средств локализации разливов нефти ведут к поступлению в море значительных, трудно поддающихся точному учету, объемов нефти. Ситуация зачастую усугубляется несоб­людением нефтедобывающими компаниями экологических требований и нормативов [64, 65, 66, 84].

Неудовлетворительное техническое состояние затопленных нефтяных скважин месторождений «Юго-Западный Тажигали» и «Прибрежное» казахстанского сектора Каспия явилось причиной нефтяных разливов на море в 2001 году и в мае 2003 года. Четыре раза фиксировались раз­ливы нефти при испытаниях скважин «Западный Кашаган-1», «Восточ­ный Кашаган-3» и «Каламкас-1». Аварийные разливы нефти имели мес­то и в морском порту Актау.

В 2001-2002 годах произошли разливы при транспортировке нефти танкерами «Ислам Сафарли» и «Виктор Кибенок», при загрузке танкера «Гафур Мамедов».

22 октября 2002 года вблизи города Баку потерпел крушение и зато­нул паром «Меркурий-2» с 18 цистернами нефти на борту. Погибло 45 человек, а площадь разлитой нефти составила 15 квадратных километ­ров [109].

Огромные «нефтяные пятна» площадью до 800 квадратных километ­ров можно нередко наблюдать и в акватории южного и среднего Каспия.

Последние исследования показывают, что на экологию Каспия влияют факторы не только техногенного, но и природного происхождения. Так, в апреле-мае 2001 года произошло подводное землетрясение, которое сопро­вождалось выбросом из недр химических веществ и резким повышением температуры воды, что привело к массовой гибели рыбы. Потенциальную опасность крупномасштабного нефтяного загрязнения Каспия представ­ляет планируемое строительство нефте-газотрубопроводов по дну моря.

Перевозка сырой нефти на нефтеналивных баржах из Актау в Баку и в другие места представляет собой высокий риск, поскольку танкеры устарели, не имеют современного навигационного оснащения и не отве­чают международным стандартам.

150

studfiles.net

Глава 2. Риски разливов нефти на море

При освоении нефтегазоносных районов на шельфе остро возникаетнеобходимость прогноза распространения разлитых нефтепродуктов и развития адекватных средств и методов ликвидации последствий загряз­нения морской акватории и береговой линии в арктических природных условиях.

Учеными был выполнен расчет эволюции и дрейфа нефтяного пятна для юго-восточной части Баренцева моря в безледный период по реаль­ным гидрометеорологическим данным за 6 лет (май 1988 - май 1994 го­дов). Расчет вероятности загрязнения был проведен для крупного разли­ва 10000 м нефти, который может быть связан с разрушением нефте­провода или катастрофой танкера. Гипотетический разлив генерировался ежесуточно в течение всего периода расчета в точке Приразломного мес­торождения и прослеживался до полного распада пятна. Траектории пе­ремещения центра пятна каждый час наносились на карту. По траектор-ным полям рассчитывались вероятности выноса пятна нефти в различ­ные районы моря. Было выяснено, что такой разлив на Приразломном месторождении может привести к загрязнению любого района юго-вос­точной части Баренцева моря. Максимальная площадь пятна составит 300-350 км . Вероятность выброса нефти на ближайшие к месту гипоте­тического разлива участки побережья - острова Гуляевские Кошки, Вай-гач, Долгий, составляет 5-7%. Минимальный промежуток времени от момента разлива до момента выброса на берег составит около 1 суток.

Ликвидация последствий аварийных разливов нефти проводится ме­ханическими, физико-химическими и биологическими методами. Счита­ется предпочтительным применение в первую очередь механических и физических средств, использование которых кажется наиболее доступ­ным, а результат сразу виден. Однако традиционные методы не обеспе­чивают полной очистки особенно в удаленных районах Арктики, в кото­рых их применение затруднительно. В этих условиях актуальной стано­вится разработка альтернативных экологически безопасных технологий ликвидации последствий нефтяных разливов. В основу этих технологий положен принцип биостимуляции процессов естественного самоочище­ния путем использования биосорбентов и биогенных добавок. В ходе таких экспериментов было установлено, что биосорбенты за счет разви­тия колоний на поверхности материала-носителя способны поддержи­вать высокую микробиологическую активность при низкой температуре и даже подо льдом.

Задача очистки усложняется, если нефтяное пятно достигает берего­вой линии. В данной ситуации меры борьбы будут очень дорогостоящи­ми, трудоемкими и могут оказать серьезное влияние на окружающую среду [35].

В начале июля 2003 году самоподъемная буровая установка «Мур­манская» начала бурить в Печорском море на месторождении «Медынь

161

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

море - 1» скважину глубиной 4200 метров. Здесь предполагается от­крыть еще одно месторождение углеводородного сырья. Оно станет шест­надцатым на счету из открытых Федеральным Унитарным государствен­ным предприятием «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) на шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей.

Территория проекта «Северные территории» охватывает четыре мес­торождения в центральной части Ненецкого автономного округа - Южно-Хыльчуюское, Хыльчуюское, Инзырейское, Ярейюское, а также участок недр в северной части Колвинского мегавала и Хорейверской впадины. В проекте участвуют ОАО «Архангельскгеолдобыча» (50%), CONOCO (40%) и ОАО «Лукойл» (10%).

Наиболее крупным и хорошо изученным является Южно-Хыльчуюс-кое месторождение, которое, в соответствии с планами компаний-участ­ников проекта, станет первым этапом развития «Северных территорий». Балансовые запасы нефти Южно-Хыльчуюского месторождения -197,1 млн тонн по категориям С1+С2.

Балансовые запасы Хыльчуюского - 66,2 млн тонн, Ярейюского -120 млн тонн. Инзырейское месторождение слабо изучено, и его запасы не определены.

studfiles.net

Глава 2. Риски разливов нефти на море

Owner Pollution Federation - ITOPF [111]) Хелен Томас и ее коллеги в 2003 году создали всемирную карту загрязненности воды нефтепродук­тами. Они собрали информацию об основных утечках нефтепродуктов, которые имели место в период с 1974 года до сегодняшнего дня, а также причины этих инцидентов. Участники проекта проверили, какие страны ратифицировали международные соглашения типа «Готовность борьбы с нефтяными загрязнениями» и «Соглашение о сотрудничестве». В част­ности, анализ ITOPF показал, например, что большие отрезки береговой линии Африки не имеют никаких адекватных планов восстановления в случае возможного бедствия.

На карту было нанесено количество нефти, переправляемое через те или иные регионы мира, а также готовность этих областей справиться с возможным в связи с этим кризисом. Оказалось, что Черное море нахо­дится в самом плачевном состоянии. Следом за ним в списке идут побе­режье Великобритании, Средиземное море и северо-западная часть Ти­хого океана. Далее в списке опасных регионов - гавани Красного моря, древние коралловые острова в западной части Индийского океана.

По их мнению, крушения танкеров - основная причина загрязнения. Серьезность аварии зависит от количества и типа нефтепродуктов, вы­лившихся в море, погодных условий в момент аварии, а также глубины воды и особенностей морского дна в районе катастрофы. Очень важен и «административно-человеческий» фактор - насколько эффективно госу­дарственные службы реагируют на происшедшее.

Порядка 50% своих экспортных поставок нефти Россия осуществляет морским путем, что не исключает возможность аварийных разливов не­фти в море. Отсюда возникает обязанность обеспечения адекватной го­товности к реагированию на такие аварии с тем, чтобы до минимума снизить возможные ущербы окружающей среде, населению и экономике. Такая система реагирования может быть создана только на основе оцен­ки и анализа риска разливов нефти.

Под оценкой риска разливов нефти в море понимается:

  • выявление потенциальных источников разливов нефти;

  • расчет объемов разливов нефти и их частоты;

  • определение природных ресурсов и хозяйственных объектов, кото­ рые могут быть загрязнены в результате разлива нефти;

  • разработка сценариев поведения нефти на поверхности моря, кото­ рые должны учитывать растекание нефти и ее выветривание в за­ висимости от гидрометеоусловий в месте разлива, протяженность возможного загрязнения береговой линии.

Результаты оценки риска являются базой для разработки мероприя­тий по снижению количества аварий и их последствий, затрат на их осу­ществление и принятия решения о целесообразности планируемого вида деятельности. Расчет объемов разливов нефти и их частоты является

ИЗ

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

основным параметром для классификации чрезвычайных ситуаций в мореи для расчета достаточности сил и средств ликвидации разливов.

Основными источниками разливов нефти являются грузовые опера­ции на нефтяных терминалах, аварии танкеров, перевозящих нефть и нефтепродукты, незаконные эксплуатационные сбросы с судов нефтесо-держащих отходов и аварии на буровых платформах.

2.2. Разливы нефти на нефтетерминалах

Основными узлами перевалки нефти и нефтепродуктов на морские суда на экспорт осуществляется через специально оборудованные нефте-терминалы, которые могут входить в состав морских портов или обору­доваться в качестве самостоятельных портовых сооружений. В состав нефтетеминала входят причальные сооружения (стационарные и плаву­чие), перекачивающие мощности, береговые нефтебазы, трубопроводы. Список крупнейших нефтяных портов России и объемов перевозок, а также возможных объемов разлива нефти приведен в таблице 20.

Таблица 20

Возможные объемы разлива нефти на нефтетерминалах морских портов

России

Порт

Объем перевозок, тыс. тонн

2004 год

2010 год

Санкт-Петербург

13 560

10 000

Приморск

44 565

52 000

Калининград

7981

10000

Высоцк

1555

14 000

Мурманск

6279

60 00

Архангельск

3680

5000

Владивосток

2372

3000

Перевозная

-

60 000

Находка

6937

15 000

Ванино

2970

5000

О. Сахалин

1884

8000

П.-Камчатский

644

1000

Астрахань

1548

3000

Махачкала

4329

7000

Новороссийск

77 435

НО 000

Туапсе

14 719

15 000

Темрюк и Кавказ

7723

10 000

114

studfiles.net

Глава 2. Риски разливов нефти на море

мальная - 600 м. Баренцево море находится под сильным влиянием теп­лых вод Атлантического океана, поэтому в юго-западной части оно не замерзает. Баренцево море имеет большое транспортное значение. Кроме того, здесь ведется промышленный лов трески, сельди, камбалы. Барен­цево море граничит на западе с Норвежским морем, а на востоке - с Карским. На севере Баренцево море граничит с Арктическим бассейном Северного Ледовитого океана, на юге соединяется с Белым морем про­ливом Горло.

Сегодня Баренцево море - пока самое чистое из европейских морей. Однако его будущее под угрозой из-за чрезмерного вылова рыбы, загрязнения индустриальными отходами и разливов нефти во время раз­ведки и добычи углеводородов на морском шельфе, а также транспорти­ровки нефти морем и по трубопроводам, объем которой к 2020 году воз­растет, как ожидается, в шесть раз. Уже известно, что в российском сек­торе Баренцева моря находятся громадные запасы углеводородов. Только нефти через 15 лет там планируется добывать около 40 млн тонн в год. 25% неразведанной нефти в мире находится в Арктике, а Баренцево море содержит одну треть реальных запасов.

Баренцево море особенно уязвимо к загрязнению из-за суровых кли­матических условий, слабо связанным и уязвимым пищевым цепям, низ­кой скорости био- и фоторазложения нефтепродуктов. Многие части Ба­ренцева моря - это низколежащие, покрытые льдом острова, которые поглощают попавшие в море загрязняющие вещества на очень продол­жительное время. Крупные разливы нефти способны подорвать экологи­ческую жизнестойкость целого региона на многие года.

Печорское море - это название восточной части Баренцевого моря, расположенного между островами Колгуев и Вайгач. Шельф Печорского моря большинством исследователей относят к числу наиболее перспек­тивных в отношении нефтеносности среди северных акваторий России. На острове Колгуев уже 17 лет ведется добыча нефти в небольших объе­мах. В настоящее время в этом регионе разведаны пять месторождений. Крупнейшее месторождение из них - Приразломное нефтяное место­рождение.

Карское море расположено между островами Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и архипелагом Северная Земля. Море сравнительно не­глубокое: преобладающая глубина 30-100, максимальная - 600 м. Пло­щадь водной акватории составляет 880 тыс. км . Карское море - одно из самых холодных морей России. Температура воды выше 0 °С (до 6 °С) поднимается только вблизи устьев впадающих рек, поэтому большую часть года море покрыто льдом. Для Карского моря характерно наличие мно­жества островов. Наиболее крупные морские заливы - Обская губа и Енисейский залив. Реки Обь и Енисей, впадающие в море, в среднемно-голетнем разрезе приносят 988 км пресных вод. Море богато рыбой: здесь обитают такие ценные виды, как омуль, муксун, нельма.

155

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Перспективы долгосрочного экономического развития России опре­деляются сосредоточением в Арктической зоне огромных стратегичес­ких запасов природного сырья. Хозяйственное освоение данного регио­на, формирование индустриальных зон и постепенное продвижение до­бывающей промышленности на Север (к побережью, на острова и шельф арктических морей) являются процессом объективным, рассчитанным на десятилетия.

На западно-арктическом шельфе уже открыто несколько крупных по размеру нефтяных запасов месторождения - Приразломное, Медынское море, Варандей-море, Южно-Долгинское, расположенные в юго-восточ­ной части шельфа Печорского моря.

Арктического побережья России - это северо-восток Тимано-Печорс­кой провинции, полуостров Ямал, бассейны Обской Губы и реки Ени­сей. Прибрежные месторождения Обской Губы - Сандибинское, Ново-портовское, Лензитское, Салекаптское и месторождения Болыпехетской провинции - Сузунское, Ванкорское, Горчинское, Тайкинское. Все эти месторождения характеризуются высоким качеством нефти с малым со­держанием серы и большим содержанием легких фракций.

Как уже отмечалось, основной объем запасов нефти и газа в России сосредоточен в недрах шельфа арктических морей, характеризующихся суровыми климатическими условиями и экстремальной ледовой обста­новкой. Кроме того, на побережьях арктических морей практически от­сутствует береговая инфраструктура, практически нет транспортной сис­темы. Себестоимость добычи нефти на месторождениях шельфа значи­тельно превышает затраты на разработку шельфов теплых стран. В частности, если для шельфа Каспийского моря, находящегося под юрис­дикцией Казахстана, данный показатель составляет 44 доллара на тонну, то для шельфа Восточно-Арктического моря он может достигать 170 дол­ларов. Отсюда нетрудно сделать вывод, что компании, которые будут осваивать эти месторождения, будут экономить на всем, включая приро-дохранные мероприятия.

В мировой практике нет достаточных наработок по обустройству мес­торождений арктического шельфа. Добыча будет вестись в районах, ко­торые характеризуются низкими температурами, ураганными ветрами, быстрым оледенением. Кроме того, на некоторых участках шельфа, где планируется вести добычу нефти и газа, свыше 200 дней в году дрейфу­ет полутораметровый лед. Все это тормозит процесс промышленного ос­воения шельфовых месторождений, делает его более рискованным.

Добыча углеводородов в зоне арктических морей требует создания комплекса сложных, уникальных инженерных сооружений, включаю­щих средства добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, а также технических и обслуживающих судов, способных к длительной высоконадежной работе в условиях полярного морского

156

studfiles.net

Глава 2. Риски разливов нефти на море

80 млн тонн (при коэффициенте извлечения 0,5). Новое месторождение и месторождение имени Ю. Корчагина закладывают основу для будущей крупной морской инфраструктуры нефтедобычи с надежной сырьевой ба­зой и годовыми уровнями добычи порядка 8 млн тонн. Это месторожде­ние является самым крупным нефтяным месторождением, которое было открыто в России за последние 10 лет, позволяющим существенно повы­сить рентабельность дорогостоящих работ в Каспийском море. Месторож­дение названо в честь Владимира Филановского, известного нефтяника, внесшего большой вклад в развитие нефтяной отрасли страны.

Казахстан планирует начать коммерческую добычу нефти на шельфе Каспия в 2006 году.

К 2007 году добыча нефти на Туркменском шельфе Каспия достигнет 5 млн тонн. По оценкам экспертов, запасы месторождений «Джейтун» и «Джигалыбек» составляют порядка 82,2 млн тонн нефти.

Иран в ближайшее время также намерен приступить к освоению шель­фа Каспийского моря.

Карта месторождений нефти российского сектора Каспийского моря приведена на рис. 13.

Добыча нефти в азербайджанском секторе Каспия началась с 1924 го­да, что заложило основу морской неф­тедобычи в мире. С 1934 года для раз­вертывания поисково-разведочных работ в Каспийском море началось строительство железных оснований на месторождении «Пираллахи» («Ар­тем»). В 1937 году вступила в разра­ботку морская часть этого месторож­дения. В результате проведенных поисково-разведочных работ в Азер­байджанском секторе Каспия было выявлено 28 нефтяных и газовых ме­сторождений. В настоящее время 18 из них находятся в разработке.

Каспийская нефть в объемах пер­вой фазы ее освоения составит: 2005год- 70 млн тонн, 2010 год -100 млн тонн, 2015 год - 120 млн тонн.

Главы национальной танкерной компании Ирана и норвежской ком­пании, занимающейся строительством

судов, выступили с предложением рИс. 13. Месторождения

строительства плавучего трубопрово- Каспийского моря

147

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

да на дагестанском участке Каспийского моря. Суть проекта состоит ворганизации промышленной транспортировки российской нефти круп­нотоннажными судами из порта Махачкала в порт Нека (Иран).

Ежегодно в районе Каспийского моря перевозится 18 миллионов тонн нефти. Имеющиеся суда водоизмещением 6 тысяч тонн, осуществляю­щие транспортировку нефти, не справляются с обеспечением планируе­мых объемов поставок. Поэтому эксперты предлагают использовать при­меняемую в северных странах систему «морской» (или «офшорной») за­грузки и разгрузки нефти.

С этой целью планируется построить в море на расстоянии 11 кило­метров от берега специальные загрузочные устройства, которые удовлет­воряют требованиям глубоководности для крупных судов. Эти устрой­ства будут соединены с нефтяными резервуарами в прибрежной зоне. Планируется также построить шесть крупнотоннажных барж водоизме­щением 63 тысячи тонн и буксиры. В качестве места установки морской системы загрузки выбран Махачкалинский порт, который является наи­более подходящим центром для организации экспорта нефти.

По известным им соображениям специалисты утверждают, что при реализации этого проекта уменьшается риск разливов нефти.

У Каспия есть ряд особенностей, которые затрудняют разработку там углеводородных месторождений и деятельность по сохранению экологи­ческого равновесия в данном регионе. Во-первых, значительная разница глубин. Северный Каспий - это мелководье, где в российском секторе глубина колеблется от 5 до 50 м. На азербайджанской территории она составляет уже 50-60 м, а самый глубоководный сектор - иранский.

Другая проблема связана с повышением уровня Каспия, которое при­водит к подтоплению прибрежных территорий и касается всех пяти при­каспийских государств. В российском секторе, например, в зону подтоп­ления могут войти площади до 412 тыс. га, причем в нее полностью попадет Каспийское нефтегазовое месторождение, а в район высокого уровня грунтовых вод - нефтяное месторождение Уланхол.

Риск загрязнения нефтью налагается на катастрофически меняющиеся параметры моря. С 1883 по 1977 год Каспий мелел и опустился на 3,8 метра. Но с 1978 года море двинулось вспять. Подъем уровня шел со скоростью до 30 см в год, и к 1995 году море отвоевало утраченные пози­ции. Ущерб от интенсивного наступления моря на берега оценивается в 40 миллиардов долларов. Это и разрушение городов, поселков, подтопле­ние предприятий, сельхозугодий, дорог, линий электропередачи, нефте­проводов, защита новых нефтяных месторождений на берегах и т.д.

Своенравный характер Каспийского моря требует тщательного и ос­торожного подхода в использовании его ресурсов и прибрежной зоны. Однако очень часто эти принципы забываются или игнорируются. В пе­риод длительного снижения моря на осушенной части берега были пост-

148

studfiles.net

Глава 2. Риски разливов нефти на море

БАРЕНЦЕВО МОРЕ

о.К^ргуев

Рис. 14. Варианты прокладки нефтепроводов для транспортировки северной нефти

По предварительным расчетам, строительство трубопровода и терми­нала должно было окупиться в течение 8 лет.

Идея построить нефтепровод от месторождений Западной Сибири до Мурманска принадлежала нефтяной компании «Лукойл». В 2002 году «Лукойл», «Юкос» «Сибнефть» и ТНК подписали «Меморандум о взаи­мопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транс­портировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска». Позже это проект поддержала компания «Сургутнефтегаз».

Мурманский морской торговый порт - самый северный из незамерза­ющих портов России, он находится на Кольском полуострове на побе­режье Баренцева моря и является крупнейшим в мире портом, располо­женным за Северным полярным кругом. Лишь в очень суровые зимы Кольский залив в районе порта покрывается льдом. В этих случаях про­водка судов осуществляется ледоколами и портовыми буксирами. Боль­шие глубины на подходных фарватерах, протяженность которых состав­ляет 22 мили, обеспечивают доступность порта для любых судов.

Альтернативой проекту нефтепровода на Мурманск стал проект стро­ительства незамерзающего морского порта с нефтяным терминалом в

159

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

районе Индиги (НАО) на мысе Святой Нос, пропускной способностью30 млн тонн нефти в год. Море там не замерзает, а глубина достигает 25~30 метров уже в 3 км от берега, что позволяет принимать танкеры грузоподъемностью более 100 тыс. тонн. Этот проект был предложен АК «Транснефть». Проект «Индига» позволяет подключить к трубе все ос­новные нефтегазовые месторождения НАО - Варандейскую, Хыльчуюс-кую, Шапкинскую группы, а так же вал Гамбурцева. Исходя из мощнос­ти 50 млн тонн в год, стоимость нефтепровода Сургут-Уса - Индига, по предварительным расчетам, составит 5,6 млрд долларов, Сургут - Уса -Харьяга - Индига - 6,2 млрд. В то же время проект строительства неф­тепровода с конечной точкой в Мурманске по дну Белого моря оценива­ется в 19 млрд, в обход Белого моря -11,8 млрд.

Экспорт нефти по северному маршруту в обход датских проливов че­рез терминал на побережье Баренцева моря обеспечит независимость России от возможных санкций Евросоюза в Балтийском море [116].

Все большее значение в транспортировке нефтепродуктов занимает Архангельская область. Раньше нефтепродукты в Архангельскую об­ласть поставлялись только для нужд области, сейчас ситуация стала меняться. Через Архангельскую область крупные нефтяные компании планируют осуществлять транзит нефти и нефтепродуктов. Только по утвержденным проектам через Онежскую губу планируется перевали­вать 800 тыс. тонн мазута в год, а через Архангельскую нефтебазу ОАО «Роснефть» - 4,3 млн тонн нефти и нефтепродуктов. С учетом намерений ООО «ARM-Нефтесервис» и ЗАО «Татнефть-Архангельск», планирующих через порт Северодвинск осуществлять транспорт нефти до 8 млн тонн в год, через Архангельскую область будет транспорти­роваться более 13 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Такое большой грузооборот приводит к дополнительной экологической опасности для области.

В 2006 году ОАО «НК «Роснефть» планирует перевалить через порт Архангельск 7 млн тонн нефти. По итогам 2004 года эта цифра состави­ла 3,6 млн тонн. Перевалка нефти, добытой в Тимано-Печорской нефте­газоносной провинции, осуществляется через порт Архангельск и терми­нал в поселке Талаги. В поселке Приводино Котласского района постро­ен крупный железнодорожный нефтеналивной терминал, с которого нефть в железнодорожных цистернах доставляется в Архангельск.

Среди целого множества экологических проблем, возникающих при подготовке и освоении нефтегазоносных районов северного шельфа, не­сомненно, одной из самых острых выступает проблема разливов нефте­продуктов. При разработке Приразломного месторождения вероятность от 1 до 6 аварийных разливов нефтепродуктов в год составляет от 60 до 99,8% с возможным объемом разлива до 10 000 м . Площадь растекания нефти может составить 300-350 км

160

studfiles.net