Специалисты РАН изучат последствия разлива нефти в Керченском проливе. Разлив нефти керченский пролив


Крушение кораблей в Керченском проливе: хроника и причины катастрофы

Подобных инцидентов в Керченском проливе никогда не было. Представители МЧС предположили, что причиной ЧС могло стать то, что экипажи судов пренебрегли штормовым предупреждением.

Штормовой ветер и сильное волнение моря привели к крушению нескольких кораблей в Азовском и Черном морях 11 ноября. Скорость ветра в районе соединяющего их Керченского пролива достигала 32 метров в секунду, а волнение моря - шести-семи баллов. По данным МЧС, на 06.00 понедельника, за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера, одна баржа находится в дрейфе.

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе краевого управления МЧС РФ, инцидентов, подобных нынешнему, в Керченском проливе никогда не было. Представители МЧС предположили, что причиной ЧС могло стать то, что экипажи судов пренебрегли штормовым предупреждением, которое рассылалось в субботу.

По данным МЧС, на 08.00 мск 11 ноября в районе порта "Кавказ" находились 59 судов, при этом все капитаны получили информацию об ухудшении погоды. Но метеоусловия оказались еще хуже, чем прогнозировалось. Кроме того, особенность Керченского пролива заключается в том, что здесь мало бухт для укрытия судов от шторма.

КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ

В 04.45 мск в воскресенье южнее Порта Кавказ на рейдовой стоянке во время шторма разломился пополам танкер "Волгонефть-139", груженный более чем 4 тысячами тонн мазута. На борту танкера находились 13 членов экипажа.

"Нефтепродукты теплоход погрузил в Самаре и следовал на выгрузку на Украину", - сообщил начальник администрации Новороссийского морского торгового порта Владимир Ерыгин.

"В результате аварии носовая часть осталась на якоре, а кормовая часть с членами экипажа находится в дрейфе". К вечеру 11 ноября кормовая часть танкера с помощью собственной судовой силы встала на мель в районе косы Тузла.

Спасатели сняли с судна 13 человек и доставили их в порт "Кавказ". Представитель Порта Кавказ сообщил РИА Новости, что в результате инцидента с танкером "Волгонефть-139"  никто из людей не пострадал, но в Азовское море вылилось около одной тысячи тонн мазута.

Заместитель Новороссийского транспортного прокурора Александр Сарапкин сообщил, что по факту аварии возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ - 252 (загрязнение вод) и 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта). По его словам, причиной аварии теплохода стали неблагоприятные погодные условия, а также, возможно, "была ошибка капитана".

На борту другого танкера - "Волгонефть-123" - была обнаружена трещина в корпусе, но утечки нефти, как сообщил новороссийский транспортный прокурор Максим Степаненко, нет.

Кроме того, в результате шторма затонуло три сухогруза с серой.

В 10.25 11 ноября затонул сухогруз "Вольногорск", на борту которого находилось более 2,6 тысячи тонн серы. Экипаж из восьми человек покинул судно на спасательном плоту и сумел высадиться на косе Тузла. Они были госпитализированы в центральную районную больницу города Темрюк.

Это капитан Сергей Порхонюк, первый штурман Виктор Пономарев, электрик Вадим Маслюков, моторист Дмитрий Слегонтов, повар Наталья Бобохина, моторист Денис Маров, третий штурман Алексей Добровидов, моторист Алексей Головачев.

Наткнувшись на затонувший "Вольногорск", получил пробоину и начал тонуть другой сухогруз с серой - "Ковель".  Экипаж "Ковеля" спасатели пересадили на буксир, разлива топлива нет. В 19.00 мск 11 ноября "Ковель" полностью затонул.

Также затонул сухогруз "Нахичевань" с 2 тысячами тонн серы. В настоящее время спасены трое из 11 членов члена экипажа этого сухогруза. Поиски остальных членов экипажа продолжались и ночью. В них принимали участие четыре российских судна - "Протей", "Посейдон", Меркурий" и "Капитан Задорожный".

Шестибалльный шторм также стал причиной того, что в юго-западной части косы Тузла села на мель несамоходная баржа "Дика". На ее борту находятся два человека и 4.149 тонн мазута. Утечки топлива нет. В этом же районе на мель сел морской плавучий кран с одним человеком.

Спасатели сняли экипаж с этих  судов.

Вечером 11 ноября пресс-служба МЧС Украины сообщила, что у северо-западного берега Крыма во время шторма на мель сел российский буксир "МБ 1224" с 13 членами экипажа. По данным МЧС, буксир находится на расстоянии 15-20 метров от берега в районе бухты Узкая, недалеко от поселка Черноморское. Судно двигалось из города Азов к устью Дуная.

А в районе Новороссийска сели на мель греческий и турецкий сухогрузы, сообщил РИА Новости начальник администрации Новороссийского морского порта Владимир Ерыгин. По его словам, в обоих случаях капитаны не справились с управлением в шторм.

Помимо этого, в ночь на 11 ноября в Севастополе затонул сухогруз "Хаш-Измаил", шедший под грузинским флагом с грузом металла из Мариуполя в Тарту. 

Начальник отдела пропаганды севастопольского городского управления министерства чрезвычайных ситуаций Украины Валерий Стрелец сообщил, что спасены только двое из 17 членов экипажа. Ранее сообщалось, что сухогруз был российским и спасателям удалось доставить на берег 14 членов экипажа, но Стрелец опроверг эту информацию. По его информации, судно не стояло на якоре в Севастополе и затонуло, заходя в бухту, в районе Херсонесского маяка. "Они решили зайти в бухту, чтобы переждать шторм и, выполняя моневр, затонули", - сказал Стрелец.

По информации пресс-службы крымского управления МЧС, в районе бухты Капсель (окрестности Судака, восточная часть Южного берега Крыма) вынесло на мель украинское судно "Вера Волошина", на борту которого находится 18 членов экипажа. Судно с грузом сельхозтехники следовало из Румынии в Новороссийск. Сотрудники крымского управления МЧС провели эвакуацию экипажа с борта корабля.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧП

Штормовой ветер нанес значительный ущерб инфраструктуре Севастополя - повалены деревья, нарушено электроснабжение. Многие населенные пункты Крыма обесточены, подразделения МЧС Крыма, "Крымэнерго", РЭС, газовой службы устраняют разрушения, причиненные ураганным ветром.

Официальный представитель МЧС Виктор Бельцов отметил, что все суда, потерпевшие аварию в воскресенье, относятся к классу "река-море". "Ни одного инцидента с судами океанского класса не произошло", - отметил он. По данным МЧС, плохая погода сохранится до 14 ноября.

Чтобы избежать новых кораблекрушений, с рейда порта "Кавказ" в связи с сильным штормом выведены 40 судов из находившихся на рейде. На рейде остаются десять судов, в том числе два сухогруза с серой.

В порту "Кавказ" работает оперативная группа Главного управления МЧС РФ по Краснодарскому краю, а в Ростове-на-Дону работает оперативный штаб Южного регионального центра МЧС РФ. Общее руководство спасательной операцией осуществляет Минтранс РФ, а координацию всех сил, задействованных в ней, - МЧС России.

Как сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, корабли Черноморского флота (ЧФ) РФ готовы оказать помощь терпящим бедствие судам.

Однако пока просьб о помощи в командование Черноморского флота не поступало. "На кораблях Черноморского флота, стоящих у причалов в Севастополе и Новороссийске, заведены дополнительные швартовые концы. Выставлена дополнительная вахта. В штабе Черноморского флота развернут пост управления поисковых и аварийно-спасательных работ, который отслеживает и анализирует ситуацию, складывающуюся на море", - сообщил Дыгало.

В связи с происшествиями в Керченском проливе для родственников моряков пострадавших судов открыты телефоны "горячей линии", сообщил РИА Новости представитель Южного регионального центра МЧС России.

В порту "Кавказ" открыты два телефона "горячей линии" - (8-86148) 581-45 и 517-48. Еще два телефона "горячей линии" работают в Краснодаре (8-861) 262-34-46, 262-52-27.

СУДЬБА МОРЯКОВ

13 человек с разломившегося пополам танкера "Волгонефть-139" и 11 - с затонувшего сухогруза "Ковель" госпитализированы в больницу города Тамань, сообщил РИА Новости в понедельник сотрудник пресс-службы краевого управления МЧС России.

Большинство из них могут быть выписаны уже сегодня, 12 ноября.

Трое членов экипажа затонувшего сухогруза "Нахичевань" находятся в реанимации в украинской больнице. Поиски еще восьми членов экипажа "Нахичевани" продолжаются.

Около 09.00 утра мск 12 ноября в одном километре от острова Тузла (Краснодарский край) были обнаружены тела трех человек в спасательных жилетах. Пока личности погибших не установлены, но предполагается, что это могут быть моряки с "Нахичевани". Местонахождение еще пятерых моряков пока не установлено.

В район бедствия вылетел вертолет МЧС, также ожидается, что как только позволит погода, вылетят еще два вертолета из Ростова-на-Дону и Сочи.

Пропавшими до сих пор числятся 15 из 17 членов экипажа затонувшего в Севастополе сухогруза "Хаш-Измаил", который шел под грузинским флагом.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь назвал ЧП в Керченском проливе, где разломился танкер с нефтью и затонул сухогруз, серьезным экологическим происшествием.

Он привел другие цифры - по его, словам, в воду вылилась не одна, а более двух тысяч тонн мазута из четырех тысяч тонн, находившихся на борту танкера, в связи с тем, что из-за плохой погоды не удавалось остановить разлив нефти из разломившегося напополам судна. "Трещина, по которой потом произошел разлом, находится посредине, между третьим и четвертым танком", - сказал Митволь.

"Есть серьезные опасения, что разлив нефти будет продолжаться", - сказал замглавы Росприроднадзора.

Что касается затонувшего сухогруза, то, по словам Митволя, сера - инертный материал, и есть надежда, что она не будет вступать ни в какие соединения, опасные для человека. Помимо этого, после шторма спасатели попытаются поднять контейнеры с серой. "Но в сухогрузе ("Вольногорск") также были танки, полные мазута. То есть мы имеем дело с очень серьезной ситуацией, связанной с загрязнением Керченского пролива нефтепродуктами", - сказал Митволь.

Он отметил, что нефтесборщики при сильном волнении моря работать не могут, а мазут начинает уходить ко дну и будет несколько лет "создавать повышенный фон содержания нефти в воде".

"То есть эта проблема может превратиться в проблему нескольких лет. Работа по восстановлению экологического состояния Керченского пролива займет не один месяц", - сказал Митволь, указав, что технология сбора мазута очень сложная и дорогостоящая. Президент Российского Зеленого Креста, академик РАЕН Сергей Барановский, напротив, считает, что груз серы на затонувших из-за шторма сухогрузах в Керченском проливе более вреден для экологии, чем разлив нефти.

В результате шторма в Керченском проливе и акватории Черного моря в воду попало около 6,8 тысячи тонн серы.

ЗАТОНУВШИЕ СУДНА

Сухогруз "Вольногорск" проекта 21-88 был построен в 1965 году на судостроительном предприятии Slovenske Lodenice (Комарно, Чехословакия). Длина судна - 103,6 метра, ширина - 12,4 метра, осадка 2,8 метра. Грузоподъемность судна - две тысячи тонн. До 2007 года судном владело "Азово-Донское пароходство", расположенное в Ростове-на-Дону.

Сухогруз "Нахичевань" этого же проекта был построен в 1966 году, им владеет ГК "Азово-Донское пароходство".

Сухогрузный теплоход "Ковель" был построен в 1957 году по проекту 576. Подобные суда строили на нижегородском заводе "Красное Сормово" и в Румынии. Сухогрузы этого типа предназначены для перевозки насыпных, навалочных, тарно-штучных грузов, таких, как строительный щебень, песок, уголь, бумага в рулонах, лес в бревнах. По данным СМИ,"Ковель" принадлежит ОАО "СК "Волжское пароходство".

Сухогруз "Каунас" подобного типа в августе 2002 года врезался в Литейный мост на Неве в Санкт-Петербурге. Теплоход, на борту которого было почти две тысячи тонн металла, получил пробоину и затонул, и на четыре дня перекрыл движение судов по Неве. За это время в ожидании прохода скопилось по обе стороны реки более 300 судов. Причиной ЧП стал выход из строя рулевого устройства. После аварии сухогруз был списан.

В ноябре 2003 года теплоход "Виктория" этого же проекта сел на мель в Цимлянском водохранилище, никто не пострадал. По сообщению СМИ, капитан "Виктории" по указанию руководства компании совершил перегруз более чем на 300 тонн. При входе в Цимлянское водохранилище образовался крен теплохода, и в корпус начала поступать вода. Во избежание затопления капитан решил поставить теплоход на мель.

Разломившийся в Керченском проливе танкер "Волгонефть-139" был построен в 1978 году. Он принадлежит ОАО "Волготанкер". Как сообщает сайт владельца судна, этот танкер имеет восемь танков для перевозки мазута, двойной борт и двойное дно. Первый танкер серии "Волгонефть" был построен в 1962 году. Их строят на Волгоградском судостроительном заводе, на судостроительных предприятиях в болгарских городах Варна и Русе.

Танкер предназначен для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, его длина 132,6 метра, ширина - 16,9 метра, осадка - 3,5 метра. Грузоподъемность танкера - пять тысяч тонн. На борту "Волгонефти-139" находилось 4,777 тысячи тонн мазута.

Есть несколько проектов танкеров этой серии - 550, 550А, 558, 630, 1577. Они отличаются грузоподъемностью, конструкцией трубопроводов, надстройкой, конструкцией мачт. Было построено 65 танкеров проекта 550А, к которым принадлежит "Волгонефть-139", и более 200 танкеров других проектов.

В декабре 1999 года подобное происшествие произошло с танкером "Волгонефть-248" проекта 1577. Он переломился от удара мощной волны и затонул во время шторма в Мраморном море у берегов Турции 29 декабря 1999 года. Береговой охране удалось эвакуировать с корабля 15 членов экипажа. В море вылилось около 800 тонн мазута.

Летом 2002 года на реке Свирь под Петербургом сел на мель танкер "Комсомол Волгограда" (изначально - "Волгонефть-213"). Причиной ЧП стала техническая неисправность рулевого управления. Танкер получил три пробоины, но разлива нефтепродуктов не произошло.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости

ria.ru

Специалисты РАН изучат последствия разлива нефти в Керченском проливе

16:4704.02.2008

(обновлено: 16:32 07.06.2008)

3700

Для проведения необходимых исследований в Керченский пролив направился ледокол со специалистами Российской академии наук.

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 4 фев - РИА Новости. Специалисты Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ РАН) приступили к анализу последствий разлива нефтепродуктов в Керченском проливе, где 11 ноября затонули четыре судна и еще шесть сели на мель, сообщил журналистам председатель ЮНЦ РАН Геннадий Матишов.

"Сейчас в Керченском проливе лед и для нас очень важно оценить, попал ли мазут в лед. Если попал, то надо смотреть, куда этот лед потом будет дрейфовать", - пояснил Матишов.

Он уточнил, что для проведения необходимых исследований в Керченский пролив направился ледокол со специалистами Российской академии наук.

"Мы посадили двух специалистов на ледокол и они по дороге сопровождают судно, смотрят, может, есть какие-то проявления нефти, мазута во льду", - рассказал главный ученый секретарь Южного научного центра Сергей Бердников.

По его словам, весной в район кораблекрушения планируется направить еще одну экспедицию.

Говоря об ущербе экологии, Матишов отметил, что при расчете ущерба были сильно завышены цифры по погибшей рыбе. "С ноября по март вообще в акватории Керченского пролива и близко нет никаких рыб, только бычки, а сразу заявили о десятках миллиардах ущерба рыбе. Никакого ущерба рыбе там нет, основной ущерб птице", - пояснил академик.

Ранее специалисты Южного научного центра заявили, что, по их оценкам, значительная часть мазута до сих пор остается на дне Керченского пролива и представляет угрозу для экологии.

Шторм 11 ноября стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера в море вылилось около 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. В связи с гибелью членов экипажа теплохода "Нахичевань" было возбуждено уголовное дело. Еще одно дело по статье "халатность" возбудили в отношении капитана порта "Кавказ".

ria.ru

Новый разлив нефтепродуктов в Керченском проливе вероятен - экологи

14:0009.11.2012

(обновлено: 14:07 09.11.2012)

36100

Шторм в ноябре 2007 года затопил четыре судна в Керченском проливе, шесть кораблей сели на мель, два танкера получили повреждения. Из танкеров в море вылилось около двух тысяч тонн мазута, а на затонувших сухогрузах находилось около семи тысяч тонн серы.

МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости. Повторный разлив нефтепродуктов в Керченском проливе, соединяющем Азовское и Чёрное моря, где в 2007 году во время сильного шторма вылилось несколько тысяч тонн мазута, весьма вероятен, в том числе из-за появления новых стоянок танкеров для перегрузки нефти, сообщает общественная организация "Зеленый патруль".

Шторм в ноябре 2007 года затопил четыре судна в Керченском проливе, шесть кораблей сели на мель, два танкера получили повреждения. Из танкеров в море вылилось около двух тысяч тонн мазута, а на затонувших сухогрузах находилось около семи тысяч тонн серы. В Керченском проливе на следующий день после катастрофы было отмечено пятидесятикратное превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в воде, произошла массовая гибель птиц и рыб. Основные работы по ликвидации последствий кораблекрушений продолжались в течение месяца, от нефтяных отходов было очищено более 50 километров побережья Керченского пролива.

"Наступает пятая годовщина гибели людей и экологической катастрофы в Керченском проливе. Нефтепродукты до сих пор лежат на берегах косы Тузла. Если раньше на рейде в море было три-четыре площадки перегрузки серы, нефтепродуктов и других грузов, то в октябре 2012 года мы их насчитали уже шесть. Ситуация только ухудшилась. В пробах с прибойной полосы на этой косе и сейчас превышены предельно допустимые концентрации по нефтепродуктам в 500 тысяч раз! Повторение катастрофы 2007 года в ближайшее время более чем вероятно", — приводятся в сообщении слова председателя "Зеленого патруля" Андрея Нагибина.

К такой оценке эксперты пришли после проведения в октябре- ноябре этого года экологической экспедиции "37-й меридиан" на полуострове Тамань и в Краснодарском крае, организованной "Зеленым патрулем". Во время экспедиции ученые обследовали прибрежно-защитную полосу моря, рейдовые перегрузки в Керченском проливе, полигоны складирования мусора, места сбросов сточных вод и другие загрязненные участки.

Не только нефть

Защитники природы оценили не только последствия бедствия 2007 года, но и экологическую обстановку в регионе в целом, собирая данные как от организаций и производств, так и от простых людей.

"Мы получаем информацию на "горячую линию" "Зеленого патруля" от простых людей, жителей региона, и сами ее проверяем силами независимых экспертов. Уровень загрязнения почв от выбросов автотранспорта в целом в огородах жителей станиц превышает допустимые концентрации по тяжелым металлам в десятки раз, что показали результаты химических анализов. В ходе экспедиции выявлено более десятка эпизодов серьезных нарушений природоохранного законодательства", — добавил Нагибин.

Причинами для жалоб местных жителей, по словам участников экспедиции, стали и горящая свалка в окрестностях станицы Тамань, и несанкционированные полигоны мусора на Таманском полуострове.

Участники экспедиции представили на общественных обсуждениях в станице Тамань в пятницу химический анализ проб воды и почвы, информацию об экологической ответственности регионального бизнеса, природоохранных преступлениях, а так же выводы независимых экспертов об экологической ситуации в Керченском проливе.

Экспедиция стала первым этапом большого исследования экологической ситуации по 37-му меридиану восточной долготы — от полуострова Тамань до Мурманской области на севере европейской части России, а так же в Донецкой и Харьковской областях Украины.

Общероссийская общественная организация "Зеленый патруль" имеет опыт проведения экологических инспекций в десятках регионах России. Среди реализуемых этой организацией проектов: "Первая народная экологическая карта", "Экологический рейтинг субъектов РФ", "Список 100 главных загрязнителей России", экспедиция "Великие реки России", во время которой было обследовано 20 субъектов РФ, находящихся в водосборных бассейнах рек Волга, Москва, Ока, Енисей и многих других.

ria.ru

Специалисты оценили ущерб от разлива нефти в Керченском проливе - новости Украины, Общество

Общий размер убытков, нанесенных разливом нефти в Керченском проливе в ноябре 2007 года вследствие аварии, составляет от 25,5 до 28,6 млн. долларов. Об этом говорится в новом отчете, представленном сегодня Программой ООН по окружающей среде и Европейской Комиссией.

Как передает корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, в частности, глава представительства Еврокомиссии Жозе Мануэль Пинту Тейшейра на пресс-конференции в среду отметил, что Еврокомиссия совместно с Программой ООН провела работу и сейчас представляет Оценку нужд Украины в послеаварийный период (ОНПП).

В основу этой оценке положены понесенные затраты и упущенная прибыль на нынешний день. В этом расчете не учтены такие затраты, как экономическая выгода от чистого пляжа, влияние на туризм в будущем или стоимость возможных будущих мероприятий, таких как удаление загрязненных отложений вокруг мест крушения судов. Следовательно, эту оценку следует рассматривать как нижний предел экономических убытков Украины, а не как полную оценку общего нынешнего и будущего экономического ущерба, вызванного разливом нефтепродуктов.

Ж.М. Пинту Тейшейра отметил, что группа ОНПП пришла к выводу, что основные расходы, понесенные украинской экономикой вследствие разлива нефтепродуктов в Керченском проливе, не связаны с затратами на очистку. Сильнее всего от разлива нефтепродуктов пострадали рыболовля и туристическая отрасль.

Кроме того, глава представительства Еврокомиссии отметил, что в новом отчете подчеркивается необходимость очистки загрязненного мазутом побережья Украины через год после серьезной аварии в Керченском проливе. Отчет также содержит комплекс рекомендаций, направленных на содействие устранению последствий разлива нефтепродуктов в Керченском проливе в ноябре 2007 года. Так, в частности, МЧС рекомендуется в сотрудничестве с Минприроды в течение года очистить береговую линию от загрязнения, Минприроды - после подъема остающейся под водой части судна "Волганефть-139", должно оценить и очистить загрязненные донные отложения. Также рекомендовано ряду министерств Украины в сотрудничестве с российскими органами власти в пятилетний период разработать план действий во время чрезвычайных ситуаций на всех соответствующих уровнях и в соответствие с моделями передовой практике. Министерству иностранных дел в сотрудничестве с Минприроды и Минтрансом - в течение одного года рекомендуется изучить возможности получить Украиной возмещение от Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефти и целесообразности присоединения Украины к Конвенции Фонда 1992 года. Минприроды в отчете рекомендуется разработать устойчивую стратегию обращения с отходами, поступающими в результате чрезвычайных ситуаций, а также создать в течение трех лет руководства по оценке затрат и экономических потерь, включая экологические, в результате разлива нефтепродуктов, для совершенствования процедур компенсации. Также Минприроды и Минтранс в течение двух лет должны провести национальную инвентаризацию перевозок опасных товаров и материалов в пределах территориальных вод Украины. Минприроды и МЧС, в свою очередь, должны организовать обучение персонала, задействованного в реагировании на разливы нефти, и представителей местного населения, а также министерства должны создать четкую стратегию финансирования мероприятий по реагированию на ЧС с обеспечением немедленного доступа региональных и национальных органов (включая научные центры), к фондам для выполнения мероприятий по реализации планов действий в чрезвычайных ситуациях. Минприроды, МЧС и ряд научных учреждений в течение года обязаны разработать систему сбора, обмена, управления и использования информации в ходе реагирования на экологические чрезвычайные ситуации. Кроме того, в трехлетний период рекомендовано усовершенствовать картографирование чувствительности прибрежно-морских зон и другие рекомендации.

"В отчете есть рекомендации, чтобы Украина установила более скоординированную систему планирования аварийных мероприятий на случай разлива нефтепродуктов и более скоординированную систему реагирования на такие ситуации", - сказал Ж.М. Пинту Тейшейра.

В свою очередь, директор ЮНЭП-Европа Кристоф Бувье подчеркнул, что, в принципе, с украинской стороны сразу же после аварии была быстрая реакция. Однако существуют две большие проблемы, которые существенно мешают эффективности работы в таких случаях. В частности, по его словам, система в Украине является чрезвычайно централизованной, и поэтому необходимо обеспечить больший объем полномочий на региональном, местном уровнях. По его словам, это даст возможность более оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации. Кроме того, сказал К.Бувье, в Украине есть очень квалифицированные специалисты, но, к сожалению, между ними нет координации на надлежащем уровне, что тоже не позволяет нормально выполнять работу и реагировать на чрезвычайные ситуации.

Кроме того, глава представительства Еврокомиссии отметил, что для выполнения этих рекомендаций не потребуется слишком много средств, так как большинство рекомендаций реально выполнить на уровне хорошей организации работы, и на это большие средства не нужны.

Напомним, 11 ноября 2007 года из-за сильного шторма в Керченском проливе один за другим потерпели крушение 7 судов, в том числе два танкера и несколько сухогрузов с серой. В море попало более несколько тысяч тонн нефтепродуктов и около 7 тысяч тонн серы.

Танкер "Волгонефть-139" стал главным источником загрязнения Керченского пролива. Во время шторма он разломился пополам, и в воду попало несколько тысяч тонн нефтепродуктов.

news.liga.net

Кавказский Узел | В WWF недовольны тем, как борются с разливом нефти в Керченском проливе

Представители Всемирном Фонде дикой природы (WWF) считают, что работы по ликвидации последствий разлива нефти в Керченском проливе ведутся неэффективно.

Как сообщили в WWF, сотрудники которого работают в штабе по ликвидации разлива, «работающие на очистке берега отряды, организованные, по-видимому, местными властями, попросту закапывают мазут, перемешанный с водорослями, в песок на пляжах».

«Это вдвойне неверно, - цитирует экологов "Эхо Москвы". - Во-первых, нефтепродукты необходимо максимально отделять от биомассы, а во-вторых, нет никаких гарантий, что пляж не размоет морем».

Кроме этого, по словам активистов Штаба, «власти не ведут учет погибших птиц, и таким образом, масштаб ущерба будет невозможно оценить». При этом экологи отмечают, что местные власти не только не организуют эффективную работу по ликвидации последствий аварии, но и препятствуют работе специалистов WWF, «постоянно посещая штаб с проверками - то милиции, то иммиграционной службы, то врачей».

Как сообщал "Кавказский узел" сегодня прокуратура Краснодарского края обязалась взять на себя контроль над ликвидацией последствий кораблекрушения в Керченском проливе. "Распоряжением прокурора региона создана межведомственная рабочая группа под руководством первого заместителя прокурора края Игоря Бабаева. В ее задачи входит анализ полноты и своевременности мер по нейтрализации последствий чрезвычайной ситуации", - цитирует сотрудника пресс-службы REGNUM.

"Органами прокуратуры края уже проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при утилизации нефтяных отходов и погибших вследствие разлива нефтепродуктов животных. По ее результатам внесено два представления, объявлено пять предостережений, возбуждено три дела об административных правонарушениях", - отмечается в пресс-релизе.

Вместе с этим, как ранее сообщал корреспондент "Кавказского узла", поиски пропавших в Керченском проливе моряков с "Нахичевани" будут идти еще не менее 10 дней. Одновременно с поисками моряков в проливе продолжается сбор нефтепродуктов. Об этом рассказал первый заместитель начальника Южного регионального центра МЧС Николай Литюк. "Мы будем продолжать поиски четверых членов экипажа сухогруза "Нахичевань" с привлечением авиации и судов, - заявил Николай Литюк. - Силы МЧС будут по-прежнему работать в Керченском проливе по сбору нефтепродуктов, параллельно продолжая поиски людей. Водолазы обследовали обломки "Нахичевани", однако тел погибших в трюмах и рубке капитана не найдено".

Напомним, что сильный шторм в Керченском проливе 11 ноября стал причиной нескольких кораблекрушений в Азовском и Черном морях у побережья Краснодарского края. Из-за непогоды в прошлые выходные здесь пострадали 15 судов. Пострадало также 85 человек, из них спасены 65 человек.

Кораблекрушения стали причиной попадания в Азовское и Черное моря большого количества нефтепродуктов и серы, чем нанесен огромный вред экологии акваторий. В местах катастрофы уже наблюдается массовая гибель рыбы и птиц. Российские экологи считают, что масштабы экологической катастрофы беспрецедентны для региона, это одна из самых крупных экологических катастроф в России за последнее время.

www.kavkaz-uzel.eu

СОДЕРЖАНИЕ НЕФТИ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ В 50 РАЗ ВЫШЕ ДОПУСТИМОГО

РИА "НОВОСТИ"

<14 ноября 2007>

http://www.rian.ru/society/nature/20071114/88036220.html

 

СОДЕРЖАНИЕ НЕФТИ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ

В 50 РАЗ ВЫШЕ ДОПУСТИМОГО

 

Содержание нефтепродуктов в Керченском проливе, в районе косы Чушка, где из-за шторма в воскресенье произошло несколько кораблекрушений, экстремально высокое, сообщает в среду Росгидромет.

"По результатам анализов проб воды, отобранных специалистами Росгидромета 13 ноября, в прибрежной зоне косы Чушка на середине участка порт "Кавказ" - поселок Ильича содержание нефтепродуктов составило 2,50 миллиграмма на литр - 50 ПДК (предельно допустимых концентраций) для водных объектов рыбохозяйственного значения, что соответствует критерию экстремально высокого загрязнения", - говорится в пресс-релизе ведомства.

Как отмечается, до вторника отбор проб был невозможен из-за штормовых условий.

Шторм 11 ноября стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера, одна баржа находится в дрейфе. Из разломившегося танкера в море вылилось уже около 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находится около 7 тысяч тонн серы.

"Маршрутное обследование косы Тузла показало, что вся прибрежная ее часть со стороны Черного моря загрязнена мазутом. Ширина полосы загрязнения составляет до 10 метров на глубину до 20-30 сантиметров", - говорится в сообщении.

Разлив нефти, Керченский пролив, птицы, последствия загрязнения, море, экология. Часть мазута в виде комков находится в море, непосредственно у берега в прибойной зоне шириной до 20-30 метров, отмечает служба.

Росгидромет предполагает, что во время следующих штормов мазут по-прежнему будет выбрасываться на берег.

"Учитывая, что носовая часть танкера "Волгонефть-139" остается в море и направление ветра постоянно меняется, можно ожидать, что поступление нефтепродуктов на берег будет продолжаться как от танкера, так и в результате миграции уже находящихся в море пятен нефтепродуктов", - говорится в сообщении.

По прогнозу Росгидромета, в районе крушения судов днем 14 ноября сохранится относительно спокойная погода, без осадков. Ветер южный и юго-восточный 6-11 метров в секунду, порывы до 14 метров в секунду. Температура воздуха 6-11 градусов тепла. Высота волн - 0,5-1 метр.

В четверг и в пятницу ожидается ухудшение погоды - преобладание облачной и ветреной погоды, местами дождь. Ветер восточный и юго-восточный 9-14 метров в секунду с усилением до 19 метров в секунду. Температура воздуха 10-14 градусов. Высота волн 1,5-2,5 метра.

www.ewnc.org

Специалисты РАН изучат последствия разлива нефти в Керченском проливе | Спасти планету

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 4 фев - РИА Новости. Специалисты Южного научного центра Российской академии наук (ЮНЦ РАН) приступили к анализу последствий разлива нефтепродуктов в Керченском проливе, где 11 ноября затонули четыре судна и еще шесть сели на мель, сообщил журналистам председатель ЮНЦ РАН Геннадий Матишов.

"Сейчас в Керченском проливе лед и для нас очень важно оценить, попал ли мазут в лед. Если попал, то надо смотреть, куда этот лед потом будет дрейфовать", - пояснил Матишов.

Он уточнил, что для проведения необходимых исследований в Керченский пролив направился ледокол со специалистами Российской академии наук.

"Мы посадили двух специалистов на ледокол и они по дороге сопровождают судно, смотрят, может, есть какие-то проявления нефти, мазута во льду", - рассказал главный ученый секретарь Южного научного центра Сергей Бердников.

По его словам, весной в район кораблекрушения планируется направить еще одну экспедицию.

Говоря об ущербе экологии, Матишов отметил, что при расчете ущерба были сильно завышены цифры по погибшей рыбе. "С ноября по март вообще в акватории Керченского пролива и близко нет никаких рыб, только бычки, а сразу заявили о десятках миллиардах ущерба рыбе. Никакого ущерба рыбе там нет, основной ущерб птице", - пояснил академик.

Ранее специалисты Южного научного центра заявили, что, по их оценкам, значительная часть мазута до сих пор остается на дне Керченского пролива и представляет угрозу для экологии.

Шторм 11 ноября стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера в море вылилось около 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. В связи с гибелью членов экипажа теплохода "Нахичевань" было возбуждено уголовное дело. Еще одно дело по статье "халатность" возбудили в отношении капитана порта "Кавказ".

oldimg1.ria.ru