Разлив нефти в Каспийском море локализован - МЧС Дагестана. Разлив нефти на каспии


Разлив нефти в Каспийском море локализован - МЧС Дагестана

17:1206.02.2008

(обновлено: 16:36 07.06.2008)

19700

"Спасатели остановили поступление нефти в Каспийское море". Порыв нефтепровода, ранее называвшегося "Грозный - Баку", произошел в воскресенье в 20 километрах от села Белиджи на юге Дагестана. Вылилось около 100 тонн сырой нефти...

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 6 фев - РИА Новости, Юлия Насулина. Локализован разлив нефти на Каспийском море у побережья Дагестана, возникший из-за от прорыва на магистральном нефтепроводе, сообщила РИА Новости в среду руководитель группы пропаганды и связей с общественностью главного управления МЧС России по Дагестану Ома Магомедова.

По ее словам, "спасатели остановили поступление нефти в Каспийское море".

Порыв нефтепровода, ранее называвшегося "Грозный - Баку", произошел в воскресенье в 20 километрах от села Белиджи на юге Дагестана. Вылилось около 100 тонн сырой нефти, в том числе пять тонн попали в реку Рубас, которая впадает в Каспий. Для предотвращения дальнейшего разлива нефти на реке установили четыре боновых заграждения.

"Вчера вечером, после обнаружения попадания нефти в Каспий, на реке Рубас спасатели установили еще четыре дополнительных боновых заграждения. Нефть в море уже не вливается", - сказала Магомедова.

По данным республиканского МЧС, на поверхности Каспийского моря в месте впадения реки Рубас обнаружены пятна нефти общей площадью 300 квадратных метров.

"Кроме того, комки нефти с песком можно увидеть по береговой полосе на протяжении 200 метров", - сказала собеседница агентства, добавив, в настоящее время оперативные группы собирают нефтепродукты с поверхности моря с применением абсорбентов.

"Результаты лабораторного анализа показывают, что в морской воде содержание нефтяных углеводородов превышает предельно допустимую концентрацию в 320 раз", - сообщила РИА Новости начальник комплексной лаборатории дагестанского Центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Альбина Магомедова.

ria.ru

Нефтяные разливы видны на спутниковых снимках после пожара на Каспии

По меньшей мере, семь человек погибли, еще 23 считаются пропавшими без вести в результате прорыва в минувшую пятницу подводного трубопровода и последовавшего за ним пожара на нефтедобывающей платформе "Гюнешли". Пожар до сих пор не потушен.

БАКУ — 9 дек, Sputnik. Обширные нефтяные разливы и шлейф дыма можно увидеть на спутниковых снимках района Каспийского моря, где на месторождении "Гюнешли" произошел пожар. Снимки опубликовала российская компания ИТЦ "СКАНЭКС".

Пожар на морской нефтяной платформе "Гюнешли" начался в минувшую пятницу из-за обрыва газопровода в результате шторма на Каспийском море.

В момент аварии на платформе работали 63 человека. Найдены тела семи жертв пожара, 33 человека были спасены. Ведутся поиски 23 пропавших без вести. В тушении пожара на платформе участвуют суда МЧС, государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) и компании BP, а также вертолеты МЧС.

По данным ГНКАР, пожар на платформе продолжается. Спутниковые снимки позволяют увидеть шлейф дыма, который тянется от платформы № 10. На снимке, сделанном 7 декабря с европейского радиолокационного ИСЗ Sentinel-1А, наблюдаются нефтяные разливы (темные образования на снимке) суммарной площадью более 200 квадратных километров, распространяющиеся от платформ. На изображении видны также белые точки вокруг платформы №10 — это скопление судов.

Спутниковое изображение района Каспийского моря, где находится аварийная платформа "Гюнешли". На снимке виден шлейф белого дыма от платформы

По оценке экономиста Фуада Ализаде, ежедневный объем упущенной выгоды из-за пожара на платформе превышает 400 тысяч долларов.

"Руководство SOCAR ежедневно добывало 950 тонн нефти и свыше 1 миллиона кубометров газа на платформе №10 месторождения "Гюнешли". Из расчета цен на азербайджанскую нефть Azeri Light по контрактам в 44 доллара за баррель, а также тариф реализации природного газа населению по 100 манат за тысячу кубометров газа, упущенная выгода азербайджанских нефтяников превысит 400 тысяч долларов в сутки", — пояснил эксперт.

"Потери от пожара на платформе будут исчисляться миллионами долларов, но невосполнимыми потерями останутся человеческие жизни", — добавил Ализаде. 

 

az.sputniknews.ru

Кавказский Узел | Нефтяные пятна на Каспии будут обнаруживать из космоса

В ближайшее время Институт океанологии РАН совместно с международной общественной организацией ИСАР собирается начать проект "Нефтяные загрязнения Каспийского моря на основе данных космической радиолокации".

На Каспии космические аппараты уже десять лет фиксируют соответствующую информацию. Но она не обработана и не проанализирована.

Масштабы нефтяного загрязнения Каспийского моря доподлинно неизвестны. Исследования, проведенные в последнее время, показали, что основных источников нефти в Каспийском море может быть пять. Это нефтяные скважины и платформы на морских нефтепромыслах; судоходство и транспортировка нефти водным путем; вторичное загрязнение, связанное с поднятием уровня Каспийского моря и затоплением бывших нефтепромышленных объектов; вынос нефти и нефтепродуктов вместе с речным стоком и естественное выходы нефти из грифонов на морском дне.

Мониторинг разливов нефти в море традиционными средствами контроля весьма затруднен. Загрязнения моря нефтепродуктами в виде обширных темных пятен видны практически на каждом радиолокационном изображении. Это касается в том числе и российской части Каспия.

Под действием нефтяной пленки волнение моря выглаживается. Это одна из наиболее существенных физических причин, дающих возможность дистанционного обнаружения нефтяных загрязнений моря и их диагностики. По которые наблюдаются на морской поверхности, и-областям выглаживания - сликам, можно фиксировать место аварии (утечки или разлива нефти) на морских объектах.

Одними из уникальных космических средств для обнаружения нефтяных разливов являются радиолокаторы с синтезированной апертурой, которые формируют радиолокационные изображения поверхности моря. В настоящее время возможно использование радиолокаторов на европейских спутниках ERS-2 и Envisat и канадском Radarsat. С их помощью при любой погоде и освещенности можно получать практически мгновенную картину пространственного распределения нефтяных загрязнений и отслеживать ее трансформацию во времени.

До сих пор ни одно исследование по утечкам нефти в Каспийском море широко не использовало уникальные данные, которые дает космическая радиолокация. Впервые на основе анализ большого массива изображений Каспия будет получена принципиально новая информация о распределении, интенсивности, повторяемости и источниках нефтяных загрязнений моря, проведена классификация и его районирование по степени загрязненности. В проекте примут участие специалисты США, Германии и России из Космического центра НАСА им. Годдарда, Гамбургского университета, ИО РАН, МГУ, Московского государственного университета геодезии и картографии и ГКНПЦ им. М.В.Хруничева.

Следующим шагом в регионе должен стать демонстрационный пилот-проект, проведенный в реальном режиме времени с реальным разливом нефти на море, который должен показать региональным экологам и руководству, принимающему решения на месте, современные возможности космической радиолокации. Когда такой пилот-проект обозначит круг лиц и организаций, заинтересованных в создании системы постоянного мониторинга нефтяных загрязнений и готовых финансировать проект, можно перейти к созданию такой системы мониторинга.

Участие общественных организаций в "раскручивании" проекта очень важно. Во-первых, они могут помочь наладить диалог между министерствами и научно-исследовательскими организациями, а также с независимой прессой. Во-вторых, поддержка общественных организаций важна с точки зрения создания благоприятного фона в регионах и формирования общественного мнения. И, в третьих, через международную общественную организацию можно выйти на независимых спонсоров или найти дополнительное финансирование.

www.kavkaz-uzel.eu

Разлив нефти: сценарий для Каспия

На Каспии в порту Баутино Тупкараганского района прошли республиканские командно-штабные учения «Мұнай-2014» по реагированию и предотвращению разливов нефти. В них приняли участие представители Северо-Каспийского консорциума совместно с сотрудниками Министерства по Чрезвычайным ситуациям РК. За ходом учений наблюдали заместитель министра по ЧС РК Жанболат Смайлов, заместитель акима области Ракимбек Амиржанов, заместитель управляющего директора компании «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В.» Жакып Марабаев, а также коллеги из соседних стран России и Азербайджана.

По замыслу учений этого года, условный танкер столкнулся с другим судном, что привело к утечке нефти и вызвало пожар на борту. По разработанному сценарию в акватории Каспия разлилось 250 кубометров нефтепродуктов, что могло стать причиной экологической катастрофы. На ликвидацию последствий в оперативном режиме в район аварии была направлена наземная и надводная специализированная техника в количестве 23 единиц, а также 165 специалистов.

Огонь был потушен благодаря специалистам и технике, находящихся на судах, оказывающих поддержку ледоколам. Были также мобилизованы команды по ликвидации разливов нефти, которые успешно развернули соответствующее оборудование. Бригада экстренного реагирования в сотрудничестве с силами и средствами департамента здравоохранения области провела эвакуацию пострадавшего экипажа, оказала им необходимую медицинскую помощь и транспортировала в медицинское учреждение.

Как известно, требования по обеспечению готовности к ликвидации разливов нефти включены в Национальный план РК по предупреждению и реагированию на разливы, Экологический кодекс РК, а также в Соглашение о разделе продукции по Северному Каспию (СРПСК).

В настоящее время интенсивными темпами ведется разработка гигантского месторождения Кашаган. И весь упор нынешних и прежних командно-штабных учений рассчитан на возможные события, связанные с этим месторождением. Разработка одного из крупнейших и наиболее технически сложных проектов, реализуемых в мире, в экологически чувствительной зоне Северного Каспия налагает огромную ответственность за обеспечение сохранения экосистемы Каспия и предотвращение негативного воздействия производственных операций на экологию региона. Сотрудники консорциума прилагают все необходимые усилия, направленные на предупреждение производственных аварий, а также находятся в полной готовности на случай маловероятного разлива нефти. Стоит отметить, что в консорциуме функционирует специализированная группа по ликвидации аварийных разливов нефти, обеспеченная всеми необходимыми ресурсами, включая обученный персонал и оборудование на всех основных наземных и морских объектах.

Также разработана и действует комплексная программа по проведению учебных тренировок и обучению персонала с целью регулярной отработки методов планирования, тактики действий и использования оборудования при ликвидации аварийных разливов нефти.

Основными задачами спасательных подразделений, принимавших участие в нынешних республиканских командно-штабных учениях «Мұнай-2014», были отработка практических действий по локализации и ликвидации последствий разливов нефти, оказание помощи пострадавшим и тушение пожара на танкере. Мероприятие также позволило оценить готовность всех задействованных служб, отработать действия координатора мер реагирования и руководителей на месте ликвидации нефтяных разливов. Еще одним важным элементом учений стала проверка взаимодействия заинтересованных государственных и местных исполнительных органов, судовладельческих и нефтяных компаний.

Благодаря слаженной работе и четким действиям разлив был ликвидирован в течение 6 часов. Ежегодно проводится более 50 учебных тренировок различных уровней.

По словам экспертов, с заданием справились все без исключения. Более того, это подчеркнули и международные наблюдатели.

– Поставленная цель была выполнена. Подводя итоги данных командно-штабных учений, отмечу, что они прошли на высшем уровне. Наши коллеги из России и Азербайджана тоже отметили оперативность и высокий профессионализм сотрудников компаний, – подчеркнул заместитель министра МЧС РК Жанболат Смайлов.

По словам сотрудников компаний, они понимают важность и необходимость проведения учений. Все присутствующие в один голос отметили – специалисты не растеряются и смогут справиться с экстренной ситуацией.

– В прошлом году мы проводили учения в Атырау, в этом году мы проводим учения на базе компании в Баутино. Данное мероприятие показало, что все отработано, учения прошли слаженно и согласовано в штатном режиме. Это говорит о том, что проводя пятьдесят текущих учений в течение года, мы очень серьезно относимся к тому, как ведутся нефтяные операции на Каспии. Как известно, на сегодня Кашаган – это самый сложный проект в мире. В ходе проведения учений мы продемонстрировали все оборудование, которое имеется сегодня на базе в Баутино. На учениях в прошлом году мы показали все оборудование, которое имеется у нас в Атырауском филиале, а также оборудование которое находится на морских объектах. Для того чтобы сегодня подготовлено и квалифицированно реагировать на разлив нефти, у нас все есть: мы располагаем обученным персоналом, у нас есть все необходимое оборудование. И самое главное, что было продемонстрировано в ходе этих учений, это электронное сопровождение всех проводимых операций. Мы можем прогнозировать течения, скорость ветров, распространение пятен не только летом, но и зимой. Важным является также и то, что во время учений отрабатывается слаженность действий не только в структурах компании, но и с представителями других прикаспийских государств. В общем, эти учения прошли на высоком профессиональном уровне, – сказал Жакып Марабаев, заместитель управляющего директора компании НКОК.

Уже не раз было доказано, что использование современных технологий в процессе добычи, транспортировки, хранения и переработки нефти, и даже строгое соблюдение при этом требований безопасности не гарантирует отсутствие аварий, пожаров и катастроф. Поэтому, одним из основных направлений деятельности по снижению уровня последствий разлива нефти и нефтепродуктов, а также по сохранению здоровья людей, снижению ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, является выполнение комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно, с целью формирования эффективной системы реагирования по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Учения завершились, показав полную боеготовность всех структур к ликвидации последствий возможных чрезвычайных происшествий. Но тревога осталась. Тревога за будущее уникального моря, где в скором времени должна начаться активная добыча нефти, а в некоторых прикаспийских странах она уже интенсивно ведется. И будем надеяться, поскольку человеческий фактор – вещь непредсказуемая, чтобы в реальной жизни, никаких разливов нефти, опасных выбросов, взрывов газа не было.

В настоящее время для доставки каспийской нефти на мировые рынки преимущественно используются магистральные трубопроводы. На сегодняшний день общая пропускная способность этих трубопроводов составляет более 80 млн. тонн, при этом прогнозируемый рост их пропускной способности к 2015 году увеличится до 122 млн. тонн. Вместе с тем к 2015 году производство нефти в странах Каспийского региона может составить порядка 250 - 300 млн. тонн. И в этой связи, степень готовности к реагированию и предотвращению разливов нефти в прикаспийском регионе приобретает особую актуальность. 

ogni.kz

Каспий не готов к масштабным разливам нефти

Дмитрий Верхотуров

Гундогар

Руководство нефтедобывающих компаний решило, что раз туркменское правительство не контролирует выполнение природоохранных требований, то нечего об этом и беспокоиться…

Скоро уже будет год с того момента, как экологическая организация Crude Accountability выпустила доклад «Скрытые от прямого взгляда: Загрязнение окружающей среды и нарушения прав человека в туркменском секторе Каспийского моря», в которой приводились факты практически постоянных утечек нефти в Каспийском море, в его туркменском секторе. Эта экологическая организация годами пыталась добиться от туркменского правительства и нефтяных компаний, работающих в туркменском секторе Каспия какой-то детальной информации об экологическом ущербе акватории и обитателям моря от нефтедобычи. Поскольку ответа так и не последовало, что в 2012-2013 годах экологи обратились к «шпионскому» методу и вместе с Программой геопространственных технологий и прав человека Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) провели анализ спутниковых снимков акватории туркменского сектора Каспийского моря. Следы попадания нефти в море обнаружились, начиная с 2000 года, и утечки сконцентрировались в заливе Туркменбаши в районе порта, возле полуострова Челекен, где также ведется интенсивная добыча, перевозка и отгрузка нефти на танкеры.

Надо сказать, что за этот год ситуация поменялась мало. Впрочем, 1 марта 2014 года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов подписал закон «Об охране природы», в котором очерчены компетенция Кабинета министров, уполномоченного органа в области охраны природы, и в частности, в компетенцию последнего отнесено следующее: «осуществляет государственный контроль за охраной экологических систем, предотвращением загрязнения земель, поверхностных и подземных вод, морской среды туркменского сектора Каспийского моря и его прибрежной зоны, использованием природных ресурсов» (ст. 7, параграф 8 закона). В статье 9 сформулированы права граждан в области экологии, поразительные по своей широте и демократичности. Граждане Туркменистана теперь вправе: «создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны природы», «обращаться в государственные органы и организации с жалобами, заявлениями и предложениями», «получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в местах своего проживания» и даже «принимать участие в собраниях, митингах и демонстрациях, референдумах по вопросам охраны природы». Статья 10 определяет также права общественных объединений в области охраны природы. Неслыханный дотоле демократизм по туркменским меркам.

Конечно, этот закон есть туркменский ответ на многочисленную критику, звучавшую в последнее время в адрес правительства Туркменистана. Что же, и на том спасибо. Однако, хорошо известно, что закон и его исполнение на практике может существенно различаться и права, предусмотренные в законе, могут не реализовываться на практике. В Туркменистане такое часто бывало прежде, и в этом смысле негативная репутация, заработанная за прошлые годы, продолжает действовать против страны. Одним словом, поглядим, как закон будет исполняться и что из этого получится.

В остальном все осталось по-прежнему. Добыча нефти на шельфе и на суше растет, растут перевозки нефти танкерами (в 2001 году в Плане действий по сохранению местообитаний Каспийского моря (Туркменистан), подготовленном Министерством охраны природы Туркменистана, утверждалось, что туркменскому сектору не грозит рост нефтегазодобычи, а после реконструкции Туркменбашинского НПЗ перевозки по морю сократятся — реальность опровергла эти прогнозы, уже к 2010 году добыча нефти на шельфе достигла 2,5 млн тонн, и есть планы дальнейшего расширения), и постепенно растут утечки нефти в море. В докладе 2001 года много говорилось о загрязнении Каспия в советские годы и подчеркивалось восстановление чистоты залива Туркменбаши из-за сокращения добычи, но сейчас, судя по всему, объем загрязнений снова достиг прежних значений и, может быть, даже их превысил. При планах увеличения добычи нефти с 10 млн до 67 млн тонн, понятно, что нефтяное загрязнение моря и суши возрастет многократно.

В докладе Crude Accountability от 2009 года говорилось, что технологические потери нефти с платформ составляют 131 тонну на миллион тонн добытой нефти. Это означает. что при нынешнем уровне добычи эти нормативные утечки превысили 330 тонн. Но это именно что нормативы, причем довольно строгие западные нормативы для новых шельфовых платформ, при условии выполнения всех требований и контроле. В Туркменистане же, где закрытость страны, слабый государственный контроль и отсутствие общественного контроля, а также заинтересованность правительства в «большой нефти» побыстрее и подешевле создают благоприятные условия для экологических нарушений, скорее всего, объем утечек нефти в море гораздо больший. После феноменальной катастрофы платформы Deep Water Horizon в Мексиканском заливе уже мало кто сомневается в том, что если у нефтяных компаний есть возможность нарушить экологические требования ради большей прибыли и снижения издержек, то эти нарушения будут происходить постоянно. По некоторым сведениям, в год в туркменском шельфе происходит около 500 разливов нефти. Их следы хорошо видны на спутниковых фотографиях.

Малазийская компания «Dragon Oil» в начале своего проекта на Каспии объявила о выполнении экологических стандартов, предоставила оценку воздействия на окружающую среду и даже провела первые в Туркменистане общественные консультации. Однако потом, за все более чем 10 лет работы компании, не было представлено каких-то конкретных данных о выполнении экологических обязательств и воздействия на окружающую среду от своей деятельности. От ответов на вопросы Crude Accountability эта компания уклонилась. Уклонилась от ответов и другая малазийская компания «Petronas». Очевидно, руководство компаний решило, что раз туркменское правительство не особо контролирует выполнение природоохранных требований, то и им нечего об этом беспокоиться. Что же, похоже что туркменская атмосфера повлияла на представителей этих компаний, и они переняли типично туркменский подход к делу: если задают вопросы, то лучше отмолчаться.

Между тем, проблема нефтяного загрязнения Каспия с годами становится все острее. Казахстан, который также часто подвергается критике за нарушения в ходе разработки месторождения Карашагынак на шельфе Каспия, хотя бы осознает проблему и предпринимает действия к минимизации нефтяного загрязнения. В июне 2013 года был поставлен вопрос о строительстве второй базы быстрого реагирования на разливы нефти. Созданная в Атырауской области Северо-Каспийская экологическая база реагирования, как заявил советник генерального директора «Казахский институт нефти газа» Жаксыбек Кулекеев, оказалась не слишком удачной, поскольку оказалась расположенной в замерзающей части Каспийского моря, хотя и вблизи от нефтепромыслов. Кулекеев предложил создать вторую экологическую базу в районе Курык на Мангышлаке, в незамерзающем заливе, откуда можно быстро добраться до любой точки Каспия, если будет утечка нефти с месторождения или танкеров. Эта идея очень хорошая, и ей надо придать международный, всекаспийский статус экологической базы для борьбы с нефтяным загрязнением в любой точке акватории, в том числе и в территориальных водах. Нефтяные компании, эксплуатирующие платформы, обычно могут ликвидировать малые и средние утечки, но не готовы к крупным и залповым утечкам нефти. Например, по данным Crude Accountability, компания «Dragon Oil» может самостоятельно ликвидировать утечку в размере 300 баррелей, а для ликвидации утечки «второго уровня» до 20000 баррелей потребуется уже помощь подрядных организаций и базы снабжения. Такая же ситуация и на платформах Petronas. К масштабным разливам компании не готовы, а у Туркменистана нет своих средств для ликвидации крупных аварий и разливов нефти. Так что создание международной экологической базы более чем необходимо, особенно учитывая замкнутый характер Каспийского моря, из чего следует, что разлившуюся нефть потребуется убрать и обезвредить очень быстро.

Источник: Гундогар

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

www.hronikatm.com

Каспий гибнет от разливов нефти

Разливы нефти представляют главную опасность для экологии Каспия, заявили эксперты двух прикаспийских государств России и Казахстана на пресс-конференции в РИА Новости.

Разливы нефти представляют главную опасность для экологии Каспия, заявили эксперты двух прикаспийских государств России и Казахстана на пресс-конференции в РИА Новости, в то время как экологи Азербайджана считают неочищенные стоки основным источником загрязнения.

"Внешние источники загрязнения (неочищенные стоки - ред.) Каспия важны, и предотвращать эту опасность необходимо, но то, что творится с недрами (морская добыча нефти - ред.) гораздо серьезнее. На наших глазах становится очевидной угроза деградации уникального биологического разнообразия этой экосистемы", - уточнил старший научный сотрудник Института океанологии РАН Борис Голубов.

Мнение Голубова поддержал заместитель генерального директора компании "Сканэкс", которая ведет космический мониторинг Каспия, Алексей Кучейко. Эксперт отметил, что севший в 2011 году на мель танкер "Григорий Бугров" с шестью тысячами тонн мазута на борту, мог стать причиной экологической катастрофы, сравнимой с нефтеразливом в Мексиканском заливе. К счастью, уточнил Кучейко, нефть из танкера не вытекла, и само судно вовремя эвакуировали, но системы постоянного мониторинга на Каспии нет, и подобное везение может не повториться.

Стоки опаснее нефти?

В свою очередь президент азербайджанского национального центра экологического прогнозирования Тельман Зейналов заявил, что только 2-3% загрязнений вызваны нефтепродуктами, а основная проблема Каспия - неочищенные сточные воды.

По словам начальника отдела экологической и природоохранной политики Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана Расима Саттарзаде, страна ежегодно тратит около одного миллиарда долларов на очистку сточных вод. Он также отметил, что любая экономическая деятельность, в частности нефтедобыча, негативно влияет на окружающую среду, но это не повод ее прекращать.

Однако, как уточнил российский эксперт Борис Голубов, опасность не только в утечках и нефтеразливах, но и в том, что активная добыча провоцирует естественные выходы нефти на поверхность моря. Тревогу у российского эколога также вызывают затопленные и остановленные скважины, консервация которых до сих пор не проведена. Большое количество недействующих скважин, уточнил Голубов, находится на территории Азербайджана и Казахстана.

"У нас (в Казахстане - ред.) после поднятия уровня Каспия затопило ряд скважин, и мы не можем никак их заглушить. Это очень серьезная опасность. Нефтяная пленка, толщиной в микрон, уничтожает все живое на глубине до трех метров. Это намного опаснее, чем сточные воды", - сообщил председатель Экологического союза ассоциаций и предприятий Казахстана "Табигат" Мэлс Елеусизов.

Пресс-конференция в РИА Новости была посвящена девятилетию с момента подписания рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранской конвенции). Пять прикаспийских стран: Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркмения присоединились к конвенции, которая вступила в силу спустя три года после подписания в 2006 году. Очередная встреча стран-участниц конвенции пройдет в Москве 10-12 декабря.

источник

za-ekologiu.livejournal.com

Каспийский разлив @ ЭКОНОМИКА.

"Укртатнафта" нашла альтернативные источники нефти

Из-за нефтяной блокады со стороны "Татнефти" Кременчугский НПЗ вынужден диверсифицировать свои поставки. Вчера председатель правления "Укртатнафты" Павел Овчаренко сообщил, что на предприятие уже поставляется украинское сырье, а на следующей неделе поступит нефть, доставленная в Одессу морским транспортом. По информации Ъ, ее закупили в каспийском регионе. Переработка каспийской нефти на украинских предприятиях будет осуществляться впервые, отмечают эксперты. Если этот опыт окажется удачным, примеру "Укртатнафты" могут последовать и другие компании, что приведет к ослаблению нефтяной зависимости от России.

Поставки на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) акционер "Укртатнафты" "Татнефть" прекратила в конце октября после того, как утратила контроль над предприятием. Тогда Павел Овчаренко объявил о намерении закупить сырье у других российских нефтяных компаний – ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, "Газпром-нефти" и "Роснефти". Однако "Татнефть" пообещала через суд заблокировать поставки любой из российских нефтекомпаний. В начале ноября российская "Транснефть" заблокировала все поставки. Вчера в "Татнефти" сказали, что не будут прекращать нефтяную блокаду до тех пор, пока на заводе не будет восстановлен бывший председатель правления Сергей Глушко. В ходе вчерашней пресс-конференции на Кременчугском НПЗ Павел Овчаренко заявил, что ему удалось обеспечить загрузку НПЗ. "Мы закупили 176 тысяч тонн украинской нефти, еще 165 тысяч тонн сырья поставим танкерами в Одессу. Теперь вне зависимости от того, восстановим мы прежние поставки или нет, мы будем импортировать на Украину до 100 тыс. т нефти в месяц морским путем",– сказал господин Овчаренко. По его словам, первый танкер с 85 тыс. т нефти поступит в Одессу 13-14 ноября, второй – неделей позже. Источник происхождения нефти господин Овчаренко не уточнил. В пресс-службе оператора украинских нефтепроводов "Укртранснафты" вчера подтвердили технологическую готовность транспортировать сырье из Одессы в Кременчуг. Источник Ъ в Минтопэнерго сообщил, что сейчас рассматривается возможность доставки нефти из Одессы не только трубопроводным, но и железнодорожным транспортом в зависимости от даты поступления нефти. Собеседник Ъ объяснил, что речь идет о доставке каспийской нефти, добытой в Азербайджане и Казахстане и отгруженной в портах Поти и Новороссийска. По его словам, это станет первой поставкой каспийской нефти на украинский НПЗ. Президент компании Poti oil Security & Shipping (экспортирует 1-1,5 млн т каспийской нефти в год) Алик Варданян сообщил Ъ, что буквально неделю назад несколько крупных экспортеров нефти, работающих в Одесском порту, законтрактовали около 200 тыс. т казахской нефти для поставки в Одессу. "Это первый контракт, когда каспийская нефть по морю поступит на Украину, а не в дальнее зарубежье",– сказал господин Варданян. Впрочем, по его словам, объем добычи нефти на Каспии позволяет поставлять до 1,5 млн т сырья на Украину. Напомним, "Укртатнафта" перерабатывает 5-6 млн т нефти в год. Эксперты отмечают, что каспийская нефть может составить серьезную конкуренцию российской, что приведет к давно обсуждаемой диверсификации поставок. По мнению заместителя директора по научной работе компании "Психея" Геннадия Рябцева, разница в цене каспийской и татарской нефти составляет 10-15%, что при нынешних высоких ценах на нефтепродукты несущественно. Кроме того, господин Овчаренко ранее заявлял, что поставки татарского сырья на Кременчугский НПЗ осуществляются по цене на 20-30% выше рыночных. "Это значит, что каспийская нефть будет стоить для НПЗ столько же, сколько и татарская",– уверен эксперт. Аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Екатерина Малофеева полагает, что поставки нефти с Каспия способны заинтересовать и другие украинские НПЗ. "Если окажется, что экономика в Кременчуге позволяет перерабатывать каспийское сырье, мы также рассмотрим его закупки в Одессе",– сказал вчера генеральный директор ОАО "Галичина" (Дрогобычский НПЗ) Александр Лазорко. В "ЛУКОЙЛ-Украина" и "Альянс-Украина" (управляют Одесским и Херсонским НПЗ, соответственно) комментировать закупку каспийского сырья не стали.

economica.com.ua