Разливы нефти в Арктике опаснее, чем в южных морях, полагают эксперты. Разливы нефти арктика


Разливы нефти в Арктике опаснее, чем в южных морях, полагают эксперты

20:1821.04.2010

(обновлено: 20:47 21.04.2010)

9900

Разливы нефти в арктических морях более опасны с точки зрения экологии, чем в южных, поскольку нефть может "нырнуть" под поверхность и загрязнение будет намного труднее ликвидировать, сказал РИА Новости сотрудник отдела океанологии Арктического и антарктического НИИ Владимир Становой в кулуарах конференции "Морские исследования в полярных регионах Земли во время международного полярного года".

С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 апр - РИА Новости. Разливы нефти в арктических морях более опасны с точки зрения экологии, чем в южных, поскольку нефть может "нырнуть" под поверхность и загрязнение будет намного труднее ликвидировать, сказал РИА Новости сотрудник отдела океанологии Арктического и антарктического НИИ Владимир Становой в кулуарах конференции "Морские исследования в полярных регионах Земли во время международного полярного года".

"Северный Ледовитый океан - регион, где соленость воды может очень сильно колебаться как по глубине, так и по местоположению. Нефть, особенно тяжелая нефть, которая, возможно, будет добываться на арктических месторождениях, имеет большую плотность, чем распресненная арктическая вода. А попавшая в море нефть будет погружаться на глубину до тех пор, пока не столкнется с более плотной придонной водой, поступающей из Атлантики", - отметил Становой.

Ученый на основе компьютерных моделей рассчитал поведение пятен нефти в различных регионах Северного Ледовитого океана. Результаты моделирования показывают, что во многих районах Арктики, особенно в местах близких к устьям крупных сибирских рек, вода "не держит" нефтяное загрязнение. Более плотная нефть "проваливается" на глубину до плотностного барьера.

Собеседник агентства отметил, что ему пока еще не приходилось на практике проверять правильность этих компьютерных моделей, поскольку крупных нефтяных разливов в Северном Ледовитом океане еще не происходило.

В настоящее время Россия рассматривает возможность строительства буровых платформ для добычи углеводородов на крупных месторождениях в Баренцевом море. Сейчас крупномасштабную добычу нефти на шельфе ведет Норвегия, однако ее нефтяные вышки расположены в Северном море, соленость которого достаточно высока, чтобы нефтяное загрязнение оставалось на поверхности.

ria.ru

Ликвидация разливов нефти на арктическом шельфе

Экологическая ситуация на арктическом шельфе

 

За последние несколько лет заметно возрос промышленный интерес к полезным ископаемым на территории Арктики. Долгое время добыча углеводородов в этом регионе выглядела нерентабельно, особенно на фоне огромного количества уже разведанных легкодоступных месторождений нефти и газа. Тем не менее, добыча нефти и газа в Арктике ведется уже более пятидесяти лет — за это время было пробурено свыше сотни скважин. Многие из них в процессе эксплуатации были заброшены. В настоящий момент ведутся активные разведывательные и исследовательские работы, направленные на повышение доли углеводородов, добываемых на арктическом шельфе.

 

 

Все это приводит к повышенной нагрузке на экосистему Арктики — повышается риск утечки нефтепродуктов, загрязняется окружающая среда, многие эндемические виды животных уже оказались под угрозой вымирания. В связи со сложившейся ситуацией, мировое сообщество ищет способы сократить негативное влияние человека в этом регионе, проводится регулярная ликвидация разливов нефти на арктическом шельфе. Применяются новые достижения современной химической промышленности, призванные ускорить разложение нефтепродуктов или препятствующие их дальнейшему распространению (сорбенты, катализаторы).

 

Основные экологические проблемы арктическом шельфе

Специфические климатические условия (сочетание высокой влажности, низких температур, непредсказуемой погоды и огромных объемов морского льда) приводят к быстрому износу оборудования с дальнейшим разливом нефтепродуктов по прилегающей территории и ее уносом морским течением. Старые заброшенные скважины вносят свою лепту в разрушение весьма хрупкой арктической экосистемы. В настоящий момент экологическая ситуация в Заполярье и прилегающих территориях (включая Аляску, Чукотку и Западную Гренландию) оценивается как очень проблемная.

 

Возникают трудности с вывозом отработанных материалов — пластиковых и металлических контейнеров, вышедшей из строя техники и запасных частей, отработанного смазочного материала. Оперативному вывозу такого промышленного мусора препятствуют трудные климатические условия, морские течения, опасность столкновения с льдом и дороговизна всего мероприятия. Однако главная опасность, угрожающая экологическому состоянию Арктики — периодические разливы нефти и ее побочных продуктов. Специфика нефтедобывающей промышленности подразумевает регулярные утечки, которые в обычных условиях не представляют серьезной опасности и быстро ликвидируются.

 

В условиях работ на арктическом шельфе, разливы нефти крайне трудно поддаются устранению. Разливающаяся нефть быстро поглощается льдом, разносится морским течением. При работе в открытом море, нефтяные пятна огромных размеров настолько быстро распространяются, что загрязнение береговой линии и прилегающих территорий практически невозможно предотвратить. К счастью, современная промышленность может предложить средства нового поколения, сорбенты, основное предназначение которых — абсорбирование разлитой нефти и препятствие ее дальнейшему распространению.

 

Средства для ликвидации утечек нефтепродуктов

 

Одна из основных проблем при ликвидации нефтяных разливов — скорость распространения нефтяного пятна. В свободном органическом состоянии, разлитую нефть практически невозможно собрать. Для утилизации разбившейся нефти необходима ее предварительная локализация. Для этого используют сложные системы бонов — специальных ограждений. Они препятствуют дальнейшему распространению разлитой нефти. Дополнительно к этому всегда используется специальный сорбент для ликвидации разливов нефти — так называемые нефтесобирающие вещества. Они увеличивают толщину нефтяной пленки, уплотняют ее и постепенно абсорбируют, формируя гидрофобные среды, легко поддающиеся механическому сбору и утилизации.

 

Вместе с сорбентами часто применяются другие средства, облегчающие ликвидацию разливов — ПАВ, воспламенители, эмульгаторы и диспергенты. Дальнейшее распространение таких средств позволит сократить к минимуму экологический вред, который наносит добывающая промышленность в этом регионе.

ndecosystems.ru

Ликвидация разливов нефти на арктическом шельфе

Перевод на русский: компания ExxonMobil

Редактура, макет и печать: компания Shell Exploration and Production Services (RF) B.V.

Данная публикация подготовлена в сотрудничестве с рабочей группой Американского института нефти (API) по ликвидации разливов нефти, а также Совместной отраслевой программой по ликвидации разливов нефти во льдах (JIP).

В последние годы заметно возрос интерес к нефтепоисковым работам на арктическом шельфе, а также в других слабоизученных регионах. И хотя эта деятельность выглядит как нечто новое, нефтепоисковые работы, а в некоторых случаях и добыча нефти в Арктике, уже ведутся долгое время. В 1970-х и 1980-х годах почти 100 скважин было пробурено в канадских территориальных водах моря Бофорта и в Канадском Заполярье. В тот же период в территориальных водах США, в Чукотском море, было пробурено пять скважин. В заливе Кука, Аляска, нефтедобыча ведется уже 50 лет, а нефтедобыча на северном берегу Аляски началась более 30 лет назад, в основном на базе континентальных скважин, но также и с прибрежных искусственных островов, расположенных на мелководье. В последнее время началась добыча нефти и газа на шельфах России. Продолжаются или планируются дальнейшие шельфовые нефтепоисковые работы в других регионах Арктики, например, в море Бофорта и побережья Аляски, в Чукотском море, в Западной Гренландии, в Карском и в Баренцевом море.

В книге описываются средства ликвидации аварийных разливов нефти в Арктике. Условия, аналогичные арктическим (морской лед, низкие температуры), круглый год или какую-то его часть могут наблюдаться в таких регионах, как Сахалин, Балтийское море, Каспийское море и Лабрадор.

Ликвидация разливов нефти требует больших затрат и усилий в любых обстоятельствах, а арктические условия создают дополнительные сложности, связанные с защитой окружающей среды и логистикой. В то же время уникальные особенности арктической окружающей среды в некоторых случаях способствуют ликвидации разлива.

Первая и наиболее очевидная проблема - это присутствие льда. Лед в различных его формах может значительно затруднить обнаружение нефти, мониторинг, локализацию и сбор нефтяных пятен с помощью боновых заграждений, нефтесборщиков и любых плавучих средств. С другой стороны, естественная локализация, которую обеспечивает лед, может упростить задачу сбора. В открытом море пятна могут распространяться и дрейфовать настолько быстро, что загрязнение береговой линии происходит раньше начала мероприятий по ликвидации разлива. Лед, однако, может локализовать разлив нефти, за счет этого можно выиграть время на подготовку мероприятий по ликвидации разлива. А низкие температуры и малые амплитуды волн в ледяном поле замедляют выветривание разлитой нефти, что увеличивает «окно реализации» отдельных способов уборки нефти.

В книге рассматриваются некоторые из этих проблем, а также описывается, как они были решены с помощью исследований, разработок и экспериментов с новыми технологиями, направленными на повышение эффективности борьбы с разливами. В некоторых случаях эти способы являются стандартными приемами ликвидации разливов нефти, доработанными с учетом климатических температур региона, но во многих случаях способы уборки были специально разработаны для применения именно в Арктике. Некоторые из этих технологий разработаны недавно, тогда как другие являлись предметом исследовательской деятельности более 30 лет. Во всех случаях, технологии продолжают совершенствоваться и дорабатываться в лабораторных и полевых условиях; в последующие годы планируется проведение дополнительных научно-исследовательских работ.

russiancouncil.ru

Разлив нефти в Арктике неизбежен – WebHND – All about health and disease

Человек неразумный, алчный, уничтожает Планету, на которой живет. Вот и до Арктики добрался.

Серьезный разлив нефти в Арктике неизбежен, если продолжатся буровые работы, и это будет иметь катастрофические последствия для нетронутого региона, заявил ведущий морской исследователь, сыгравший ключевую роль в анализе утечки нефти на платформе BP Deepwater Horizon. Его предостережение прозвучало в момент, когда российский суд на этой неделе отдал распоряжение оставить активистов Greenpeace и журналистов в тюрьме еще на три месяца до начала процесса в рамках дела об их протесте против добычи нефти в Арктике.

Обеспокоенность по поводу страшных последствий буровых работ по поиску нефти в этом регионе усилилась, когда Россия и другие страны начали разведку на дне арктических морей. В этих холодных широтах любая утечка доставит гораздо больше неприятностей, потому что нефть не рассеется естественным образом, как это бывает в теплых водах, и потому что проводить операцию по очистке в столь неблагоприятных погодных условиях будет намного труднее.

«Арктическая тридцатка» в составе 28 активистов и двоих журналистов была арестована в сентябре, когда на борт судна организации Greenpeace Arctic Sunrise поднялись российские пограничники. Если этих людей признают виновными, им будут грозить длительные тюремные сроки. Их содержат в тяжелых условиях в промозглых и холодных тюремных камерах, плохо кормят и перевозят на расстояние 1 300 километров из Мурманска в Санкт-Петербург.

Специалист по нефтяным разливам из Саутгемптонского университета Саймон Боксолл (Simon Boxall) заявил Guardian, что исследования в этом регионе опасны по определению. «Вы неизбежно получите утечку — сто процентов. Я ожидаю крупный разлив в недалеком будущем. Я буду крайне удивлен, если там не будет крупного разлива нефти».

По его словам, проблему серьезно осложняют исключительно тяжелые условия в Арктике. «Это совсем другая среда. В умеренном климате нефть быстро диспергируется. Переработать ее помогают бактерии. А в Арктике нефть таким способом не разлагается, и на это могут уйти десятки лет. Природа нам не поможет».

На протяжении этих десятков лет разлившаяся нефть будет представлять серьезную опасность для морской фауны и флоры.

Идеальных отраслей не бывает, сказал Боксолл, однако нефтедобывающая отрасль и в прошлом вела себя отнюдь не безукоризненно. «Надежных самолетов очень много, однако аварии все равно случаются. Порой отрасль ведет себя безответственно. Обходит острые углы, мелочно экономит деньги. В какой-то момент она может крупно ошибиться, и в итоге это обойдется ей в крупную сумму, как было в Мексиканском заливе», — заявил он.

Боксолл добавил: «В разных странах – разные уровни здравоохранения и безопасности. У России в этих вопросах не самые лучшие показатели».

Даже если не будет утечки, поисковые работы в регионе могут нанести ущерб окружающей среде Арктики, предупредил Джонатан Бэмбер (Jonathan Bamber) из Бристольского университета. «Увеличиваются объемы судоходства, а суда сбрасывают балластную воду, в которой содержатся организмы из других районов. Поэтому в Арктику могут попасть чужеродные виды, и последствия этого нам неизвестны. Северный Ледовитый океан – очень закрытый, он даже похож на озеро, и поэтому для него могут возникнуть исключительно серьезные последствия, негативно отражающиеся на всей пищевой цепочке».

Greenpeace отметил, что Арктика является средой обитания «исключительно разнообразной дикой флоры и фауны». Там живут 17 видов китов, включая вымирающего нарвала, 90% популяции которого обитает в Баффиновом заливе. Там живут белые медведи, песцы, тюлени, сотни видов морских птиц и миллионы перелетных птиц. Кроме того, в Арктике проживают 4 миллиона человек, являющиеся представителями коренных народов, которые обитали там на протяжении тысячелетий. «Последствия разлива для таких общин и для незащищенных видов животных будут катастрофическими и продолжительными», — заявила эта природоохранная организация.

В понедельник под залог были освобождены три гражданина России из числа «Арктической тридцатки»: Екатерина Заспа, Денис Синяков и Андрей Аллахвердов.

Дочерняя компания российского государственного энергетического гиганта «Газпром» «Газпром нефть шельф», в распоряжении которой находится платформа «Приразломная», где активисты Greenpeace устроили в сентябре свой протест, заявила, что после многочисленных задержек она планирует начать буровые работы в декабре, и что сейчас буровая установка работает в тестовом режиме. Планом будущего года предусмотрена добыча 600 000 тонн нефти, и компания заявляет, что пик добычи придется на 2021 год, когда платформа будет работать на максимуме производительности, добывая 6 миллионов тонн в год.

Исполнительный директор «Газпром нефть шельфа» Геннадий Любин от разговора с Guardian отказался. Но в ходе недавнего интервью одному нефтегазовому периодическому изданию он раскритиковал утверждения экологов о том, что местоположение платформы создает уникальную угрозу окружающей среде. По словам Любина, неподалеку от буровой пришвартованы два ледокола, находящиеся в постоянной готовности к действиям в чрезвычайной ситуации, а в поселке Варандей, что в 60 километрах от платформы, имеется дополнительное оборудование. «Конечно, в теории можно придумать любой сценарий, исходя из того, что, если этого не сделать, экологическая безопасность окажется под угрозой, — сказал Любин. — Но мышление такого рода – это абсурд».

Он также отверг сомнения в прочности самой платформы. Ее верхняя часть взята со списанной нефтяной платформы из Северного моря, построенной в 1984 году, что вызвало новые сомнения по поводу надежности «Приразломной». Однако русские утверждают, что критики и здесь тоже ошибаются.

Как заявил Любин, «Приразломная» – это «новая установка», созданная «для работы в конкретных погодных условиях Печорского моря», и в ее конструкции использованы лишь небольшие детали с буровой «Хаттон». «Особым образом спроектированная кессонная часть позволила нам создать установку, которая успешно выдерживает арктический климат, волны и лед, защищает все оборудование и обеспечивает безопасность в работе».

Любин заявил, что «Приразломная» – изначально надежнее, чем, например, платформа Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. «Там скважины пробурены с плавучей платформы, находящейся на расстоянии сотен метров от морского дна, — сказал он. — Но здесь глубина составляет 19-20 метров, так что „Приразломная“ установлена прямо на дне».

«Арктика важна для нас на протяжении столетий, — сказал Роман Хацевич из Мурманского института экономики. — И дело не только в экономике. У нас северная страна, и Арктика является одним из краеугольных камней нашей государственности. В 1990-е годы финансирование Арктики было во многом прекращено из-за экономического и политического краха, но с 2000-х годов Заполярье снова стало приоритетом».

Пока большой вопрос заключается в том, насколько экономически целесообразна добыча нефти в российских условиях налогообложения, однако Россия реализует целый ряд программ по совершенствованию инфраструктуры в этом регионе. Основное внимание она уделяет нефтедобыче и Северному морскому пути, проходящему через российскую часть Арктики, видя в нем альтернативу существующим линиям судоходства из Европы в Азию.

«С ухудшением ситуации на Ближнем Востоке Арктика может обрести большую значимость как маршрут судоходства. В идеальном мире Арктика может стать местом международного сотрудничества, а не конфликта», — сказал Хацевич.

На прошлой неделе российская нефтяная компания «Роснефть» подписала соглашение с корейской судостроительной компанией Daewoo, которое может привести к созданию нового крупного судостроительного комплекса на российском Дальнем Востоке, где будут строить ледоколы и производить оборудование для морских энергетических проектов.

webhnd.com

Ликвидация разливов нефти в морях Арктики

В результате поисково-разведочных работ  (ПРР) на континентальном шельфе России установлено, что недра почти всех северных морей (за исключением Белого моря) перспективны по запасам нефти и газа, а открытые месторождения обеспечивают создание новых газонефте-добывающих районов. Основная масса потенциальных запасов углеводородов размещается на шельфе замерзающих арктических и дальневосточных морей. Да и акватории Балтийского, Азовского и Каспийского морей, на шельфе которых  тоже  открыт  ряд  месторождений такого сырья, в зимний период на значительной части покрываются льдом.

Если говорить конкретнее, то на шельфе Карского моря, в его южной части, выявлены крупнейшие месторождения Русановское и Ленинградское, а также 33  перспективные  локальные  структуры. В последние годы подтверждена нефтегазоносность  акваторий  Обской и Тазовской губ. Доразведка и последующая разработка этих месторождений позволит (совместно с расположенны-ми на суше) вовлечь в освоение весьма существенные  запасы  газа  и  конденсата и обеспечить не только покрытие дефицита добычи в Западной Сибири, но и дальнейшее длительное развитие газовой отрасли.

На шельфе Баренцева моря выявлены уникальное по запасам Штокмановское газоконденсатное  месторождение  и  Западно-Штокмановская  локальная структура,  крупные  Ледовое  газоконденсатное и Лудловское газовое место-рождения, а также Западно-Лудловская перспективная  локальная  структура и ряд других. Кроме того, в южной части моря  найден  новый,  преимуществен-но  нефтеносный  район  в  восточном секторе Печорского шельфа. Здесь от-крыты крупные нефтяные месторождения  Приразломное,  Медынское  море и  Долгинское.  Разведанные  запасы и  ресурсы  углеводородов  позволяют сформировать на этих местах новый нефтегазодобывающий район.

Освоение  месторождений  нефти и  газа  в  Арктическом  регионе  России невозможно  представить  без  развития Северного морского пути. Это кратчайший  водный  путь  между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. По прогнозам экспертов Минтранса России, объемы перевозок по этому пути в ближайшей  перспективе  могут  возрасти с 1,2 млн тонн до 10 млн тонн в год. Море у города Мурманска не замерзает и зимой, что дает возможность использовать для перевозок океанские танкеры грузоподъемностью до 300 тыс. тонн.

На  II  Международном  Арктическом форуме  «Арктика  –  территория  диалога»,  который  проходил  в  городе Архангельске  в  сентябре  2011  года, в частности, отмечалось, что на побережье  Северного  Ледовитого  океана необходимо создать десять аварийно-технических центров. По нашему мнению, в них должны быть сформированы аварийно-спасательные формирования по  ликвидации  аварийных  разливов нефти, оснащенные современными техническими средствами.

Природно-климатические  условия Арктики  бросают  вызов  технологиям и  методам  ликвидации  последствий разливов нефти. Хотя в определенных случаях эти условия могут быть и благо-приятными для преодоления подобных ЧС. В целом же Арктика обуславливает высокие  риски  возникновения  чрезвычайных ситуаций с углеводородным сырьем  (отсутствие  естественного  освещения, предельно низкие температуры, дрейф льда, сильные ветры, плохая видимость). Вместе с тем здесь крайне затруднительны операции по ликвидации разливов нефти либо они могут быть просто неэффективными.

В настоящее время в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов  разрабатываются  и  совершенствуются методы и технологии ликвидации таких ЧС, в том числе и в арктических морях. Коротко расскажем о них.

Методы делятся на три основные категории.  При  механическом  сборе нефть  удерживается  в  зоне  разлива с применением боновых заграждений или в естественных ловушках и удаляется с помощью нефтесборщиков и насосов.  При  немеханическом  методе извлечения  используются  химические реагенты для противодействия распространению разлива. Сюда же относятся сжигание  или  биологическая  очистка нефтяного  загрязнения.  Применяются они для разложения или рассеивания опасных пятен. Наконец, ручные методы,  когда  нефть  удаляется  обычными ручными инструментами – ведрами, лопатами или сетями.

Учитывая условия разведки, добычи, хранения и транспортировки нефти в арктических  водах,  предполагается  в  основном сочетать механическое удаление разлитой нефти с сжиганием ее на месте аварии (правда, в России пока отсутствует  нормативный  документ,  определяющий условия сжигания нефти на месте разлива) и применением диспергаторов (хотя в России использовать их в ледовых условиях Арктики не рекомендуется).

В  качестве  альтернативного  метода  предлагается  использовать лазерное излучение с длиной волны 10,6 мкм. Оно относительно слабо поглощается нефтью и нефтепродуктами, но сильно поглощается водой.

Российским ученым впервые в мире удалось создать относительно недорогой  в  эксплуатации  мощный  электроионизационный С02 – лазер, работающий на потоке атмосферного воздуха. Лазерное  излучение  обладает  целым рядом уникальных физических свойств, использование которых открывает замечательные технологические перспективы. В том числе речь идет о создании мобильных  установок  для  лазерной очистки водной поверхности от нефте-продуктов.

Механизм метода лазерной очистки заключается  в  следующем.  Лазерное излучение  с  длиной  волны  10,6  мкм сильнее  всего  поглощается  тонким слоем воды, который непосредственно примыкает к нефтяной пленке, поэтому вода в этом слое быстро нагревается и  переходит  в  устойчивое  состояние. Происходит  парообразующий  взрыв перегретой  воды  и  разрывается  ее тепловой  контакт  с  нефтью,  который препятствует горению нефтяной пленки  в  обычных  условиях.  Капли  нефти  подбрасываются  вверх,  на  высоту 30–40  см,  смешиваются  с  атмосферным  воздухом  и  образуют  горючую смесь,  которая  самовоспламеняется, то  есть  капли  нефтяного  загрязнения сгорают  в  воздухе.  Таким  способом можно  эффективно  и  быстро  удалять нефтесодержащие пленки практически любого состава и толщины. Причем со значительных расстояний – например, с берега.

Лазерный способ очистки может быть с успехом использован на завершающей стадии обработки поверхности нефтяного разлива после применения механического или химического способов сбора толстых пленок, а также для очистки водоемов – плантаций морепродуктов или жемчужных факторий, береговой кромки и гидротехнических сооружений. Опыты показали,  что  скорость  очистки  слабо зависит от состава и вязкости нефтепродуктов, а также от угла падения лазерного излучения на поверхность воды.

При механическом сборе боновые заграждения разворачиваются с судов или  крепятся  к стационарным  сооружениям либо закрепляются на берегу. Существуют различные виды устройств для сбора пролитой нефти (скиммеров) с  поверхности  воды.  В  частности,  ис-пользуются пороговые, вихревые и вакуумные скиммеры, а также основанные на  сорбционном  принципе  действия (щеточные,  ленточные  и  барабанные). После того как разлитая нефть собрана, она должна быть перекачана с помощью насосов  и  гибких  трубопроводов  (для временного хранения вплоть до утилизации или ликвидации).

Для эффективности работ по механическому  извлечению  разлитой  нефти требуются  надлежащее  оборудование и специально обученный персонал. На это,  безусловно,  влияют  условия,  при которых выполняются такие работы.

Сжигание  нефти  на  месте  разлива  проводится  под  контролем. Воспламенение  ее  осуществляется путем выброса на нефть, как правило, с вертолета желатинообразного топлива или выброса запального устройства с судна или с другой точки.

Для успеха дела при этом требуется соответствующая  толщина  нефтяного пятна,  минимальные  скорость  ветра и волнение моря, а также не слишком сильно  эмульгированная  (смешанная с водой) нефть. Если горение неэффективное, то останется смесь из несгоревшей нефти, других веществ и сажи. Этот продукт  может  остаться  на  плаву  илиосесть на дно.

Химические  реагенты  распыляются или наносятся на нефтяные пятна с целью ускорить естественный процесс диспергирования нефти в толще воды под действием волнения и течений. Они не удаляют нефть из воды, а применяются для того, чтобы «раздробить» нефть, перевести ее в фазу эмульгирования, многократно ускоряя природные процессы разложения  нефти.  Диспергаторы  подаются с использованием распылительных насадок, насосов, гибких трубопроводов и могут распыляться с судна или самолета. Эти операции, как правило, контролируются  с  воздуха  (самолета) для достижения эффективности и точности распыления.

Все методы ликвидации нефтяных разливов требуют постоянного слежения за ситуацией с тем, чтобы определять размер  и  состояние  разлитой  нефти,  выбрать соответствующее оборудование, тактику ликвидации последствий нефтяного загрязнения. И все три метода нуждаются в материально-техническом обеспечении для переброски сил и средств к месту ЧС, развертывания их там и последующей  очистки  оборудования  от загрязнения. Участники же операции по ликвидации нефтяного разлива должны иметь  возможность  безопасного  доступа  в  зону  чрезвычайной  ситуации, что часто представляет собой большую проблему, особенно если происшествия случаются в удаленных районах.

Огромное значение при разливах нефти на воде имеет время. Ведь нефть будет все более растекаться, испаряться и превращаться в эмульсию, и ее становится все сложнее отслеживать, удерживать и извлекать или обрабатывать. Хотя  в  арктических  ледовых  условиях процессы испарения и эмульгирования (насыщения пленки нефти водой) значительно менее интенсивны.

Как  правило,  системы  ликвидации разливов нефти основываются на сочетании методов механического сбора и  двух  основных  немеханических  – сжигания на месте и применения диспергирующих  веществ.  Однако  осуществление любого из них может быть в  значительной  мере  ограничено  или даже невозможно из-за суровых природных условий Арктики. В основном эти технологии требуют использования воздушных и морских средств, подготовленного персонала. Кроме того, свою роль играют удаленность северных территорий  и  отсутствие  инфраструктуры,  что затрудняет реагирование на ЧС. Все эти факторы суммарно могут сделать проведение мер по ликвидации нефтяных разливов почти невозможными на протяжении длительного периода времени.

Итак,  из  изложенного  выше  можно сделать такие выводы.

Во-первых,  показана  перспективность развития новых технологий ликвидации разливов нефти, в частности, с  помощью  метода  лазерной  очистки нефти с водной поверхности.

Во-вторых, проблемы ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов в настоящее время очень актуальны, так как в недрах арктического шельфа Карского и Баренцева морей содержится более 70 процентов сырьевых ресурсов углеводородов всех внутренних и окраинных морей Российской Федерации.

В-третьих,  Арктика  является  исключительно  уязвимым  районом.  Суровые природные условия и высокие риски ЧС с разливами нефти при ее добыче, транспортировке и переработке требуют новых эффективных технологий их ликвидации.

 «Заботясь об устойчивом, сбалансированном развитии российского Севера, мы стремимся укреплять связи со своими соседями по общему арктическому дому, считаем исключительно важным сохранить Арктику в качестве зоны мира и сотрудничества. Убеждены, что Арктический регион призван служить площадкой для объединения сил, для подлинного партнерства в экономике, в сфере безопасности, в науке, образовании, в сбережении культурного достояния Севера»

Из выступления В.В. Путина на Международном форуме «Арктика – территория диалога»

 

www.mchsmedia.ru

Использование арктических морских путей для транспортировки нефти может снизить остроту проблем безопасности в Малаккском проливе

Одной из самых крупных проблем Азии в сфере безопасности после окончания Второй мировой войны является потенциальная уязвимость поставок нефти через Малаккский пролив.

Китай получает более половины своего импорта нефти с Ближнего Востока именно через этот пролив. Японский импорт почти полностью, на 90 процентов, осуществляется этим путем, а южнокорейский – на 80 процентов. Враждебный флот потенциально способен блокировать узкий водный проход между Малайзией и Индонезией, тем самым парализовав экономику этих крупных азиатских стран.

В самом узком месте, недалеко от Сингапура, 900-километровый пролив, разделяющий Индонезию и Малайзию, имеет ширину всего 2,7 километра, образуя естественное препятствие. Это второе по величине уязвимое место для нефтяной торговли после Ормузского пролива между Ираном и ОАЭ.

Пекин давно считает это место ахиллесовой пятой, впрочем, так же как Токио и Сеул. Это является одной из причин, объясняющих почему Китай строит базы в Южно-Китайском море и отправляет свои подводные лодки для патрулирования в Индийский океан. Цель Пекина состоит в том, чтобы расположить свои военные объекты как можно ближе к проливу и не допустить попыток со стороны потенциальных противников, таких как Соединенные Штаты и Индия, перекрыть канал поставок энергоносителей.

Впрочем, некоторые аналитики полагают, что эта давняя угроза безопасности для Азии может в ближайшие годы смягчиться, поскольку таяние льдов вдоль российского Северного морского пути и в североамериканском Северо-западном проходе предлагает более короткий и менее дорогостоящий способ доставки нефти в Азию из России, Норвегии, Гренландии и Канады. Кроме того, глобальное потепление может облегчить поставки нефти в Китай с Аляски.

«Арктический маршрут снижает риск нарушения графика поставок  нефти для Китая, Японии и Южной Кореи. Ее поставки могут осуществляться через Северный морской путь, минуя Малаккский пролив с его проблемами безопасности», – рассказал в интервью Asia Times известный эксперт по проблемам Арктики Рокфорд Вейц, практикующий профессор, руководитель программы морских исследований в школе Флетчера при Университете Тафтса в Медфорде, штат Массачусетс. Северный морской путь пролегает вдоль арктического побережья России от Карского моря до Берингова моря.

По словам Вейца, перемены будут происходить постепенно, на протяжении следующих 10-15 лет, причем все большее количество арктической нефти и газа будет поступать в Китай и другие страны Азии по полярному маршруту. В Бергиновом проливе между Россией и Аляской может образоваться еще одна уязвимая точка. Однако, в этом случае Вашингтон рискует разозлить Москву, если попытается препятствовать свободной навигации.

Много ли нефти в Арктике?

Ученые утверждают, что Арктика обладает крупнейшими в мире разведанными запасами газа и последними неразработанными запасами нефти на планете. По оценкам экспертов геологической службы США, запасы нефти в этом регионе составляют около 90 миллиардов баррелей. Они также считают, что в регионе имеется около 50 миллиардов кубометров природного газа и 44 миллиарда баррелей сжиженного природного газа.

Однако Вейц отмечает, что запасы энергоносителей в таких районах как Гренландия, могут превышать существующие оценки. Если это правда, Арктика вполне может со временем потеснить Ближний Восток с его зависимостью от Малаккского пролива, в качестве основного поставщика сырой нефти странам Азии.

«Нефть здесь имеется наверняка, вопрос лишь в том, каково ее истинное количество», – сказал Вейц, отметив, что Арктика по-прежнему недостаточно изучена, и что все еще продолжается разведочное бурение в быстро отступающем ледяном куполе и в районах, уже освободившихся ото льдов.

Он предсказывает рост числа совместных проектов в области разведки и разработки нефтяных месторождений между Москвой и Пекином, особенно в нынешних условиях, когда мировые цены на нефть растут и оправдывают затраты на эти работы. Одним из направлений подобных усилий в ближайшее время, по мнению Вейца, будет Сибирское плато, которое, как известно, обладает значительным количеством нефти.

Россия рассчитывает, что арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти. Впрочем, эта информация пока не получила подтверждения.

Северный маршрут короче южного

Возможность перевозить нефть и газ из портов вдоль северного морского пути также снижает необходимость прокладки дорогостоящих трубопроводов через тундру для наземной транспортировки. Тот факт, что реки в российской Сибири текут на север и впадают в Ледовитый океан, также позволяет использовать эти водные пути для доставки нефти и других природных ресурсов в прибрежные порты.

Аналитики подсчитали, что сообщение между Северной Европой и Китаем, Тайванем, Южной Кореей и Японией через Северный морской путь было бы на 40 процентов короче по расстоянию и потребовало бы на 20 процентов меньше топлива, по сравнению с южным морским маршрутом через Суэцкий канал и Малаккский пролив. Несколько меньшее, но сопоставимое сокращение расстояния и потребностей в топливе дает сравнение северного маршрута с другим южным путем – из Персидского залива.

Данные российского НИИ Арктики и Антарктики показывает, что весь Северный морской путь был полностью свободен от льдов с июня по сентябрь 2017 года. Аналитики утверждают, что транзит для сухогрузов будет становиться все более комфортным, даже в зимние месяцы, когда имеет место наибольшая толщина льда.

В настоящее время уже идет строительство нефтяных танкеров «ледового класса» с усиленными корпусами, которые могут двигаться по арктическим водам. Вейц утверждает, что в ближайшие годы потребуются более продвинутые сухогрузы этого типа, а также новые ледокольные суда.

Государственные нефтяные компании и банки Китая подчеркнули свою заинтересованность в российских энергетических активах в Арктике и новом маршруте поставок, вложив немалые средства в гигантский 27-миллиардный завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ» на севере Сибири. Азиатские покупатели составляют 54 процента рынка сбыта для продукции этого завода. В настоящее время новые китайские деньги уже вливаются в очередной проект «Арктика СПГ-2», который, возможно, будет даже больше, чем «Ямал СПГ».

Опубликованный в конце января новый документ, посвященный арктической стратегии Китая, подтверждает заинтересованность Пекина в использовании арктической нефти и газа.

Риск крупных разливов нефти

Тем не менее, одна черная туча все же зависла над новым маршрутом – возможность катастрофических утечек нефти. Арктические страны обладают ограниченным потенциалом ведения поисково-спасательных работ и меньшими возможностями в области ликвидации последствий разливов нефти с больших танкеров в этих удаленных, суровых и негостеприимных водах.

«Впрочем, самый большой барьер, стоящий на пути добычи арктической нефти – это угроза разлива. Любая очистка в этом  регионе будет значительно более трудоемкой, чем в случае со взрывом нефтяной платформы нефтяной платформы Deepwater Horizon», – рассказал Вейц, имея в виду историю с катастрофическим разливом нефти, принадлежащей британской компании British Petroleum в 2010 году в Мексиканском заливе, когда на морскую поверхность вытекло полмиллиона кубометров нефти, а сумма ущерба, нанесенного окружающей среде составила более 17 миллиардов долларов США.

Потенциальный урон от аналогичной катастрофы в Арктике огромен, поскольку нынешние сухогрузы гораздо больше по объему, чем нефтеналивной танкер Exxon Valdez, который стал причиной самого опасного в истории разлива нефти на Аляске в 1989 году.

Еще одним возможным источником разлива является само бурение скважин. Геологическая служба США сообщает, что 84 процента неоткрытой нефти и газа в Арктике находятся в море. Активисты в сфере охраны окружающей среды, такие как представители организации Greenpeace, утверждают, что в уже настоящее время имеют место разливы у российских нефтяных компаний в Арктике, только о них никогда не сообщают СМИ.

Арктический Совет, межправительственный орган, который контролирует Арктику, и его восемь государств-членов подписали в 2013 году юридически обязывающее соглашение о сотрудничестве и обязательном реагировании на крупный разлив нефти.

Впрочем, критики заявляют, что такие совместные шаги являются лишь началом и необходимы дальнейшие действия, учитывая отсутствие инфраструктуры, навыков и готовности к устранению крупных разливов нефти в арктических водах.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

www.inosmi.info

Нефть в Арктике: богатство или катастрофа?

Риск разлива нефти в Арктике – результат зависимости человека от этого топлива, а также от все более легкого доступа в арктические территории, считает Куми Найду, исполнительный директор Гринпис Интернешнл. В эти дни Куми Найду находится в Москве, где он встречается с коллегами из Гринпис России и российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF России), чтобы обсудить итоги исследования на тему «Разлив нефти в Арктике, возможные риски и последствия».

Куми Найду прибыл в Россию не впервые – в 2006 году он встречался с президентом РФ Владимиром Путиным перед саммитом «Большой восьмерки». Правда, тогда он выступал не как активист экологической организации, а как активист гражданский. Тем не менее, тема климатических изменений стояла в обсуждении наравне с темами свободы слова, бедности, образования и НКО. В этот раз встретиться ни с президентом, ни с одним из министров не удалось, «хотя мы пытались», – сказал глава Гринпис Интернешнл на встрече с журналистами.

Насколько велик риск?

Вопрос разработки арктических шельфов встает все более остро по мере того, как крупнейшие нефтяные компания объединяются и заключают соглашения о сотрудничестве. Так, «Роснефть» в этом году объединилась с тремя нефтяными гигантами: американской ExxonMobil, итальянской ENI и норвежской Statoil. В Арктике планируют работать и компания Shell, как и многие другие.

Экологи утверждают, что разлив нефти в Арктике неизбежно приведет к катастрофе, поскольку эффективных методов по уборке нефти в условиях ледового покрова до сих пор не существует.

Игорь Честин, директор WWF России, отметил, что рабочих методов по ликвидации разливов в Арктике нет ни у одной компании, хотя все «инвестируют в развитие этих методов».

«Я общался и с BP, и с Shell, демонстрировались экспериментальные технологии, роботы специально для льдин, но по-настоящему эффективных технологий нет, а значит – недопустимо разрабатывать месторождения на таких платформах, как “Приразломная”», – сказал Честин.

«Во время разлива нефти в Мексиканском заливе было задействовано шесть тысяч судов и 45 тысяч человек. А теперь представьте себе условия Арктики, минимальные температуры и полярную ночь. Как возможно работать в этом случае?» – задается вопросом директор WWF России.

Эксперты рассказали, что научно-методический центр «Информатика риска» разработал сценарии распространения нефти в случае разлива на примере платформы «Приразломная». Самый поверхностный взгляд показывает: при разливе нефть может достигнуть охраняемых территорий через 20 часов – они находятся на расстоянии 50-60 км. Ближайшая же профессиональная станция спасения находится в Мурманске. Это 1000 км и трое суток, чтобы доставить помощь и технику.

Все участники пресс-конференции упомянули тот факт, что в июле 2012 года закончилось действие официального плана МЧС России и «Газпрома» по ликвидации разливов нефти в Арктике. Новый план еще не поступал на утверждение.

«Мы планируем обратиться в прокуратуру и прояснить этот момент», – прокомментировал руководитель энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров.

Зачем нефтяным компаниям Арктика?

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» о том, каким образом экологические организации могут противостоять нефтяным коалициям, Игорь Честин заметил, что, если бы политики не «толкали» нефтяные компании в Арктику, они «никогда бы не рвались туда».

«Разрабатывать шельфы в таких условиях – это дорого, невыгодно и просто опасно, – пояснил он. – И если бы, например, идти в Арктику было бы сложно с политической точки зрения – разнообразные запреты или трудноисполнимые условия, – нефтяные компании были бы последними, кто старался изменить эти правила».

«Тем не менее, – продолжил Честин, – существуют, напротив, субсидии государства, направленные на поощрение таких разработок. Эти субсидии активно реализуются в России (до 14 млрд долларов в год). И, конечно, нельзя забывать о стоимости копании на рынке, для чего постоянно нужен максимальный потенциальный запас».

Куми Найду объявил, что Гринпис Интернешнл планирует начать регулярные рейсы своих судов в Арктику для мониторинга деятельности компаний.

«Все три наших судна будут задействованы, чтобы проводить научные наблюдения и независимый контроль деятельности добывающих компаний», – сказал он. При этом основное внимание будет уделяться приарктическим государствам и их деятельности: США, Канаде, России и другим.

Возможны ли соглашения в Арктике?

Игорь Честин, тем не менее, уверен, что в отношении Арктики и международной политики наблюдается прогресс: «Еще пять лет назад любые разговоры о международном соглашении встречали в штыки. Сам [глава МИДа РФ Сергей] Лавров говорил мне на встрече, что сначала Арктику нужно поделить, а потом решать вопрос ее использования. Но сейчас позиция изменилась».

«Недавно подписали первое международное соглашение по реагированию в чрезвычайных ситуациях. Россия возглавляла рабочую группу приарктических стран, которые готовили этот документ. Арктический совет превращается в конвенцию, в рабочий орган с постоянно заседающими участниками. Штаб располагается в Тремсе, в Норвегии. Идут вполне реальные разговоры по соглашению о ликвидации разливов нефти. Страны согласны работать вместе, а это большое достижение», – заключил Честин.

www.golos-ameriki.ru