Тема 7. Организация стран - экспортеров нефти. Развивающиеся страны экспортеры нефти


Экономическое развитие стран ОПЭК

Отделение «Национальной экономики» «Мировая экономика» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему: «Экономическое развитие стран ОПЭК»

Выполнила студентка

Костырина С. И.

Группа «А», 3 курс

Проверил

Галкина Т. А.

Рязань, 2006 г Содержание Экономичекое развитие стран ОПЭК Индонезия                                                                                                         3 Алжир                                                                                                     5 Саудовская Аравия                                                                                6  Катар                                                                                                      6 Приложение. По данным новостей                                                                 9 Список литературы                                                                                14
Экономическое развитие стран ОПЭК
ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти. В нее входят  Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла. Рассмотрим экономику некоторых из них. ИНДОНЕЗИЯ Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие. После тяжелого финансово-экономического кризиса в Азии (1997) правительство взяло под свою опеку новую значительную долю частного сектора, приобретя не функционирующие банковские займы и организовав реструктуризицию корпоративных долгов. К 1996 г., то есть но не экспортируующим к концу 30-летнего периода правления Сухарто, установившего в стране «новый порядок», ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5—10 % в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысила процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку. В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7 %, а инфляция достигла 77 %. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась — ВВП поднялся на 0,3 %, инфляция снизилась до 2 %. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1 %, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии — рост индексов составил 42 %. Индонезия — единственный азиатский член ОПЕК, не относящийся к странам ближневосточного региона, и единственный член этой организации, импортирующий нефть.
Индонезийская экономика стала первой крупной экономикой мира, не выдержавшей давления дорожающей нефти. В попытке остановить падение курса национальной валюты - рупии - центральный банк страны поднял учетную ставку с 8,75% до 9,5%. С начала месяца рупия потеряла 13% стоимости относительно доллара и находится сейчас на самом низком уровне с 2001 года. Валютный кризис перекинулся на фондовый рынок, который уже несколько дней подряд теряет по 4%-5%. Причина неприятностей - дорогая нефть. В начале недели цена барреля техасской нефти достигла 70 долларов - это произошло на фоне опасений перебоев добычи и переработки нефти на юго-востоке США, пораженном ураганом. Срочные меры Учитывая, что на внутреннем рынке Индонезии правительство щедро субсидирует топливо, Джакарте приходится покупать больше долларов для оплаты импортной нефти. Резкое, почти на 10%, повышение учетной ставки остановило на день падение рупии, но аналитики говорят, что для выхода из кризиса правительству страны необходимо принять меры. Среди этих мер в первую очередь называют прекращение щедрого субсидирования топлива на внутреннем рынке для увеличения доходов бюджета и приватизацию государственных компаний для пополнения казны. Однако первый рецепт правительству вряд ли по душе. В начале этого года повышение цен на бензин на 29% привело к массовым демонстрациям, а в1998 году повышение цен на топливо стало толчком к кризису, лишившему власти правившего страной многие годы президента Сухарто. Пока правительство ограничивается призывами к населению экономить свет и тепло. Индонезия, как и многие бурно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и Латинской Америки, чьи экономики ориентированы на промышленный экспорт, страдают от высоких цен на нефть гораздо сильнее, чем индустриально развитые страны, где доля промышленности в национальной экономике существенно меньше. В той или иной степени локальные нефтяные кризисы уже ощутили на себе Китай, Украина, Польша. АЛЖИР  
В 2005 году рост ВВП составил 5,8% (2004 - 5,2%, 2003 - 6,9%). ВВП на душу населения в 2005 - $2,8 тыс. (по паритету - $7,2 тыс.). В 2003-2005 уровень безработицы снизился с 24% до 15%. Инфляция в 2005 - 3,3%. Объём экспорта в 2005 - $44,4 млрд., импорта - $20 млрд. Профицит госбюджета в 2005 составил 9% ВВП. Алжир является членом ОПЕК, ВТО, Африканского союза. В сентябре 2005 получил статус ассоциированного члена Европейского союза. Алжир занимает пятое место в мире по объему запасов природного газа и является вторым по величине мировым экспортером этого вида сырья. По запасу нефти Алжир занимает 14-е место в мире. В Алжире имеются значительные месторождения железа, цинка, свинца, меди, мышьяка, ртути, фосфатов. Развито выращивание пшеницы, овса, а также фруктов, в частности цитрусовых САУДОВСКАЯ АРАВИЯ Основу экономики Саудовской Аравии составляет экспорт нефти. Страна располагает 25 % мировых запасов этого ресурса. Экспорт нефти даёт 90 % экспортных доходов страны, 75 % бюджетных поступлений и 45 % ВВП. В 2005 доля Саудовской Аравии в мировых поставках нефти составила 10,9% (в 2004 - 10,4%). Основными потребителями аравийской нефти являются страны Востоной Азии (46,1%) и США (18,6%). За последние 30 лет получил значительное развитие промышленный сектор (производство нефтехимических продуктов, удобрений, стали, строительных материалов и др.). В промышленности заняты в основном иностранные рабочие. Несмотря на огромные доходы от экспорта нефти по уровню жизни Саудовская Аравия всё сильнее отстает от развитых стран. Если в конце 1970-х годов размер ВВП на душу населения составлял в Саудовской Аравии 21 тыс. долл. (в США — 24 тыс. долл.), то в настоящее время — лишь 15 тыс. долл. (в США - 41 тыс. долл.). КАТАР Традиционные занятия катарцев – добыча жемчуга, рыболовство, разведение верблюдов и овец, отчасти земледелие. В настоящее время во всех этих отраслях хозяйства заняты менее 10% трудовых ресурсов. Основу экономики Катара составляет добыча нефти и газа. Эта отрасль обеспечивает более 55% ВВП, ок. 85% доходов от экспорта и 70% государственных доходов. Прибыль от нефтегазовой отрасли позволила Катару стать богатой страной с современной, хорошо развитой экономической инфраструктурой и уровнем доходов на душу населения, почти не уступающем западноевропейскому. Обнаруженные запасы нефти оцениваются в 14,5 млрд. баррелей, а природного газа – в 17,9 триллионов куб. м. (третьи по величине запасы газа в мире). По оценке 2003, ВВП Катара составил 17,54 млрд. долл. США, что соответствует 21,5 тыс. долл. на душу населения. Структура ВВП на 2002: промышленность – 64,7%, услуги – 34,9%, сельское хозяйство – 0,4%. В 2003 ВВП вырос на 8,5%. Уровень инфляции в 2003 составил 2%. Безработица в 2001 составляла 2,7% рабочей силы. Контроль над добычей нефти и газа с 1970-х принадлежит государству. Налажена также переработка нефти, функционируют два нефтеперерабатывающих завода в Умм-Саиде. Развиваются отрасли – производство удобрений, металлургическая, цементная, нефтехимическая, химическая и мукомольная промышленность. Крупный сталеплавильный комплекс в Умм-Саиде работает на привозном сырье. Поскольку Катар испытывает дефицит пресной воды, почти все потребности в ней покрываются за счет опреснения морской воды в промышленных масштабах, причем опреснительные установки работают за счет энергии, получаемой от сжигания природного газа. В Катаре ежегодно производится 9,3 млрд. кВтЧч электроэнергии при потреблении 8,6 млрд. Большая часть промышленных предприятий и сферы услуг принадлежит государству. Сельское хозяйство развито слабо. Включает кочевое скотоводство и очаги земледелия и садоводства в оазисах. Выращивают овощи, фрукты, финики, кукурузу, просо. Производят куриное мясо, говядину, молочные продукты. Население занимается также рыболовством и добычей жемчуга. Собственное сельскохозяйственное производство обеспечивает лишь ок.10% потребностей в продовольствии. В 2003 стоимость экспорта составила 12,36 млрд. долл. США, импорта – 5,71 млрд. Экспортируются нефть и нефтепродукты (составляющие ок.80% экспорта), сжиженный газ, удобрения, сталь, цемент, креветки, жемчуг. Основные партнеры по экспорту – Япония, Южная Корея, Сингапур, США. Ввозит Катар технику, транспортные средства, продовольствие, продукцию химической промышленности, сырье для металлургической промышленности. Основные партнеры по импорту – Франция, Япония, США, Великобритания, Германия, Италия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Южная Корея. В 2002–2003 государственные доходы составили 5 млрд. долл. США, государственные расходы – 5,5 млрд. долл. Внешний долг достигает 16,2 млрд. долл. Денежная единица – катарский риал (в 2003 обменный курс составил 3,64 риала за 1 долл. США) Протяженность автомобильных дорог 1230 км (из них 1107 с твердым покрытием). Они связывают Катар с Саудовской Аравией и ОАЭ. Общая протяженность нефте- и газопроводов достигает 2050 км. Большая часть грузоперевозок приходится на торговый флот, насчитывающий 22 судна разных типов (водоизмещением более 1000 брутто-регистровых тонн каждое) общим водоизмещением 525 тыс. брутто-регистровых тонн. Основные порты – Умм-Саид и Доха. Функционируют четыре аэропорта (в т.ч. 2 – с твердым покрытием полос), из них один международный – в Дохе. Имеется также 1 вертолетный аэропорт. Катар относится к странам, имеющим современные средства связи. Используются 176,5 тыс. телефонных линий и 267,2 тыс. мобильных телефонов. Собственная спутниковая система позволяет принимать радио- и телепрограммы из-за рубежа, имеется автоматическая система международной телексной связи. Работают 12 радиостанций и 1 телевизионная станция («Катар телевижн сервис»), население владеет 260 тыс. радиоприемниками и 230 тыс. телевизоров. Действует служба Интернет, насчитывающая ок. 70 тыс. пользователей. Издается несколько ежедневных и еженедельных газет, в основном на арабском языке. Наиболее крупные тиражи имеют «Аш-Шарк» («Восток», 40 тыс. экз.), «Ар-Райя» («Знамя», 25 тыс.), «Аль-Араб» (20 тыс.), «Галф таймс» (на англ. яз., 15 тыс.), «Аль-Уроба» («Арабизм», 12 тыс.). Приложение. По данным новостей
ОПЕК продолжит сокращать добычу нефти
ОПЕК может принять решение о новом снижении уровня добычи нефти к середине декабря этого года. Об этом заявил в Алжире министр энергетики и шахт страны Шакиб Хелиль. По словам министра, мировые цены на нефть начинают стабилизироваться после снижения добычи странами ОПЕК в конце октября. | 19.11.2006 17:26
ОПЕК удалось остановить падение цен на нефть
ОПЕК удалось остановить резкое падение цен на сырье, благодаря сокращению его добычи, заявил министр энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес. "Мы можем сказать, что резкое падение (нефтяных) цен, которое имело место, остановлено, и теперь они снова идут вверх", - сказал министр. | 14.11.2006 10:53
С сегодняшнего дня страны ОПЕК сокращают добычу нефти
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)с сегодняшнего дня сокращает добычу нефти. Такое решение было принято 20 октября 2006 года. Это составляет около 4,4% от текущего объема добычи ОПЕК и 1% от мирового уровня потребления нефти. Снижение добычи направлено на остановку падения цен на нефть. | 01.11.2006 13:02
Ирак готовится к интенсивному наращиванию добычи нефти
Ирак, входящий в ОПЕК, в противовес другим странам картеля, принявшим решение сократить добычу, готовит планы по интенсивному увеличению добычи нефти. Ирак планирует увеличить добычу с нынешних 2,5 миллиона баррелей нефти в сутки до 4,5 миллиона баррелей к 2010 году и до 6 миллионов баррелей к 2012 году. | 24.10.2006 16:44
ОПЕК приняла решение о сокращении добычи нефти
Организация стран-экспортеров нефти в пятницу приняла решение о сокращении добычи на 1,2 миллиона баррелей в сутки для противостояния падению цен на "черное золото". Cокращение на 4,3% от сентябрьского уровня добычи ОПЕК оказалось большим, чем ожидалось и самым серьезным с января 2002 года. | 20.10.2006 10:19
ОПЕК сокращает добычу нефти
Страны-члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) договорились о сокращении объемов добычи "черного золота" на один миллион баррелей в сутки в целях остановить падение мировых цен. Об этом заявил в воскресенье министр нефти Алжира Чакиб Келил. | 15.10.2006 18:42
ОПЕК сократит добычу нефти
Ряд членов ОПЕК, включая Саудовскую Аравию, Ливию и Алжир, могут сократить уровень добычи для стабилизации цен на нее на рынке, заявил президент ОПЕК, государственный министр нефтяных ресурсов Нигерии Эдмунд Даукору. По его словам, Кувейт и Иран также могут снизить производство нефти. | 06.10.2006 08:30
ОПЕК сократит добычу нефти на 1 миллион баррелей в сутки
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) намерена сократить добычу нефти на 1,0 миллион баррелей в сутки как можно скорее. Об этом сообщил высокопоставленный делегат ОПЕК. По словам делегата, добычу сократят все члены картеля "пропорционально их доле", за исключением Индонезии и Ирака. | 05.10.2006 15:21
Министр нефти Венесуэлы: ОПЕК должна не допустить снижения цен на нефть
Руководство Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) должно не допустить снижения цен на нефть до следующего заседания ОПЕК в декабре 2006 года. С таким предложением выступил министр нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес. ОПЕК намерена следить за изменением мировых цен на "черное золото". | 12.09.2006 10:35
ОПЕК сохранила добычу нефти на прежнем уровне
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) решила сохранить добычу нефти на уровне 28 миллионов баррелей в сутки, как и ожидалось. ОПЕК отложила спорный вопрос о том, какая страна должна выдвигать следующего кандидата на пост генерального секретаря картеля. | 11.09.2006 20:15
Члены ОПЕК не намерены сокращать добычу нефти
Страны, входящие в ОПЕК, не намерены в ходе 142-ой конференции, проходящей в понедельник в Вене, принимать решение о сокращении квот на добычу нефти, однако считают возможным рассмотреть этот вопрос на следующей конференции, намеченной на декабрь этого года. | 11.09.2006 16:17
Нефть упала до "идеала"
Сегодня в Вене состоится заседание ОПЕК по вопросу дальнейших поставок нефти на мировой рынок. Оно пройдет на фоне падения цен на нефть на мировых рынках. Как прогнозирует министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммад бин аль-Хамели, ОПЕК оставит уровень добычи на прежнем уровне. | 11.09.2006 08:15
ОПЕК не намерена увеличивать добычу нефти
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) пока не намерена наращивать добычу нефти, несмотря на частичное закрытие месторождения Прадхо-Бэй на Аляске. Рынок слишком бурно отреагировал на события на Аляске, и цены на нефть после сообщения о проблемах на Прадхо-Бэй неоправданно быстро пошли вверх. | 11.08.2006 09:20
ОПЕК обеспокоена резким скачком цен на нефть
ОПЕК с беспокойством отнеслась к сильному повышению цен на нефть за последние несколько дней и хочет заверить участников рынка в своей неизменной приверженности порядку и стабильности (на нем) в интересах как производителей, так и потребителей", - говорится заявлении организации. | 14.07.2006 20:40
Цена "корзины" ОПЕК с началом недели понизилась до минимальной отметки за шесть дней
Цена нефтяной "корзины" ОПЕК с началом недели понизилась до минимальной отметки за шесть дней и установилась заметно ниже 68 долларов за баррель Так, по состоянию на 10 июля цена "корзины" составила 67,90 (-0,87) долларов за баррель. Это - вновь установленный исторический рекорд. | 11.07.2006 11:43
Нефть ОПЕК резко подешевела
Цена на нефть ОПЕК вновь опустилась ниже 68 долларов США за баррель и по итогам торгов, состоявшихся 4 июля, составила 67,85 доллара за баррель. Днем ранее один баррель из "корзины" ОПЕК, состоящей из 11 основных экспортных сортов нефти каждой из стран-членов нефтяного картеля, стоил 68,20 доллара. | 05.07.2006 13:50
ОПЕК сохранила квоты на добычу нефти
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), приняв во внимание высокие цены на нефть на мировом рынке, в четверг, 2 июня, как и ожидалось, приняла решение сохранить без изменений нынешние квоты на добычу сырья, составляющие 28 миллионов баррелей в сутки. | 02.06.2006 11:40
ОПЕК призывают увеличить добычу нефти
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) должна использовать свои дополнительные производственные мощности для того, чтобы снизить рекордно высокие цены на нефть, сказал в воскресенье, 23 апреля, министр энергетики Кувейта шейх Ахмад аль-Фахд ас-Сабах. | 23.04.2006 18:19
Индонезия может предложить ОПЕК увеличить добычу нефти
Индонезия может обратиться к Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) с предложением увеличить добычу нефти на следующей конференции в июне, заявил в интервью Bloomberg представитель Индонезии в ОПЕК Майсар Рахман (Maisar Rahman). | 17.04.2006 15:58
Представитель ОПЕК: Цены на нефть в ближайшие годы стабилизируются
Цены на нефть в ближайшие годы стабилизируются на уровне 50-60 долларов США за баррель, считает директор по науке ОПЕК Аднан Шихаб-Эльдин. "По моему мнению, цены на нефть в ближайшие годы стабилизируются на уровне в 50-60 долларов", - сказал он журналистам. | 16.03.2006 12:18
Список литературы
1. www.poldivd.com 2. www.podrobnosti.ru 3. http://www.dni.ru/news/world/2003/5/2/21789.html 4.Яблокова С. А. Мировая экономика: Конспект лекций. – Приор-издат, 2005. – 160 с. 5. Летунов С. И. Мировая экономика. Учебное пособие. – М, 2004 – 256 с.

coolreferat.com

Страны-экспортеры сырья. Организация стран—экспортеров нефти.

Межправительственные организации стран-производителей и экспортеров сырья создавались интенсивно в 60-ые годы по инициативе развивающихся стран-поставщиков сырьевых товаров в целях укрепления национального контроля над природными ресурсами и стабилизации цен на рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны стать противовесом существующей системе организации потребителей на рынках сырья, чтобы устранить положение, при котором западные страны получают односторонние преимущества, обусловленные картелизацией рынков покупателей. К некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих видов сырья. В настоящее время существуют межгосударственные ассоциации экспортеров нефти, меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, натурального каучука, древесины тропических пород, кожи, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-бобов, кофе, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. На долю товарных ассоциаций приходится примерно 20% объема мирового экспорта и около 55% поставок только промышленного сырья и продовольствия. Удельный вес товарных ассоциаций в производстве и внешней торговле по отдельным сырьевым товарам составляет 80—90.

Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК (Организация стран—экспортеров нефти), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность нефти как базисного сырьевого товара; концентрация ее добычи в небольшом числе развивают высокую степень зависимости развитых стран от импорта нефти; заинтересованность ТНК в росте цен на нефть. В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, введена новая система арендных платежей, пересмотрены в пользу развивающихся стран условия соглашений об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка нефти путем установления цен на нее.

Арабские страны—члены ОАПЕК (Организация арабских стран—экспортеров нефти) добились определенных успехов в деле создания на коллективной основе сети компаний в области разведки, добычи, переработки, транспортировки нефти и нефтепродуктов, финансирования различных проектов в сырьевом секторе хозяйства стран-участниц. Масштабы влияния товарных ассоциаций, функционирующих на рынках металлов, на международную торговлю этими товарами до настоящего времени были довольно ограниченными. Если задача установления контроля над национальными природными ресурсами, уменьшения зависимости от Транс Национальных Корпораций, налаживания более глубокой переработки сырья и сбыта продукции собственными силами решается ими в целом более или менее успешно, то попытки установления справедливых цен и координации рыночной политики в большинстве случаев оказались малоэффективными.

Подавляющая часть мероприятий, осуществленных ассоциациями по арахису, перцу, кокосовым орехам и продуктам их переработки, лесоматериалам из тропических пород деревьев, меди и фосфатам, касается решения внутриэкономических проблем производства и переработки данных видов сырья. Такая ориентация в деятельности указанных организаций объясняется конкретными экономическими условиями. Речь идет о сравнительно благоприятном для экспортеров развитии ситуации на соответствующих мировых рынках; об опасениях вызвать усиление конкуренции заменителей; о нежелании некоторых участников вмешиваться в международную торговлю данными товарами; о сильном противодействии со стороны западных компаний. В качестве примера можно привести деятельность Кокосового сообщества стран Азии и бассейна Тихого океана. Члены этой организации приняли долгосрочную программу развития национальных кокосовых хозяйств, диверсификации экспорта продуктов кокосовой пальмы. В условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка это позволило участникам ассоциации превратить соответствующую отрасль сельского хозяйства в весомый источник экспортных поступлений и укрепить свои внешнеэкономические позиции.

Остальные товарные ассоциации существуют в основном формально, что объясняется главным образом трудностями организационного характера, несовпадением интересов основных экспортеров и крайне неблагоприятной для них конъюнктурой мирового рынка.

ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежание колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

geograf-stud.ru

Организация стран—экспортеров нефти - Энциклопедия по экономике

Именно на примере семи арабских государств из числа тринадцати участников Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК) 3 заметно раньше и глубже обозначились противоположности радикально-антиимпериалистического и умеренно-консервативного течений в энергосырьевой стратегии практически по всем основным направлениям инвестиционной, производственной, экспортной и ценовой нефтяной политики. В Ливии было положено начало процессу революции мировых цен на жидкое топ-  [c.6] Это продемонстрировало расхождение их позиций с так называемыми умеренными внутри ОПЕК, которые не хотели обострять отношения с государствами развитого капитализма и их монополиями. Состав консервативной группы не был постоянным, между ее участниками возникали свои достаточно острые конфликты, однако со второй половины 60-х годов наиболее активную роль в ней неизменно играла Саудовская Аравия, ставшая в 70-е годы уже признанным лидером правых в рамках Организации стран — экспортеров нефти.  [c.76]

Организация стран — экспортеров нефти, основанная в 1960 г., объединяет 13 развивающихся государств (в скобках указаны годы их вступления в ОПЕК на правах полного членства) Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла (1960), Катар (1961), Индонезия и Ливия (1962), Абу-Даби (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973), Габон (1974) [24, с. 15].  [c.198]

Именно против этого снижения цен в начале 1960-х гг. коллективно восстали страны-экспортеры нефти. 14 ноября 1960 г. Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла основали ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) с целью наведения порядка в общей нефтяной политике . В 1961-1975 гг. в ее состав вошли еще 8 стран (Катар, Ливия, Индонезия, Абу-Даби (ОАЭ), Алжир, Нигерия, Эквадор (вышел из состава организации 01.01.1993 г.), Габон (вышел с июня 1996 г.)). Нацеленные первоначально на решение проблем цен, действия ОПЕК затем распространились на проведение общей налоговой политики, а позднее привели к попытке взять по свой контроль и добычу нефти. В то время это было почти нереально из-за ряда причин  [c.28]

Безусловно, исторической вехой в борьбе обладающих нефтяными ресурсами стран Ближнего и Среднего Востока за свой суверенитет над природными богатствами, право распоряжаться ими в национальных интересах было создание в 1960 г. Организации стран—экспортеров нефти (ОПЕК). Образование этой организа-  [c.29]

Вторая мировая война ускорила развитие национально-освободительного движения в Азии, Африке и Латинской Америке. Она способствовала процессу распада колониальной системы империализма, начавшемуся в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции. Освободившиеся народы развивающихся нефтедобывающих стран повели активную борьбу за ликвидацию грабительской деятельности международных нефтяных монополий. Международный нефтяной картель испытал серьезные потрясения. В противовес ему развивающиеся страны создали Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК), которая уже добилась значительных успехов. Теперь иностранные нефтяные компании не являются безраздельными распорядителями  [c.5]

Когда летом 1960 г. международные монополии снизили справочную цену на ближневосточную нефть, страны, производящие нефть, по инициативе иракского правительства собрались 10 сентября 1960 г. в Багдаде на конференцию нефтедобывающих стран. На этой конференции была создана Организация стран — экспортеров нефти — ОПЕК- Сначала в состав ОПЕК входили пять стран — Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Ве-  [c.165]

В Организацию стран — экспортеров нефти входит восемь стран Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венесуэла, Индонезия, Катар и Ливия.  [c.145]

Основав в начале десятилетия Организацию стран — экспортеров нефти, страны-производители но меньшей мере создали достаточно сильный фронт сотрудничества, чтобы предотвратить падение справочных цен в соответствии с рыночной ценой. И в какой-то мере можно утверждать, что уже сам факт единства стран-производителей не только затруднил для компаний возможность ответить отказом на их требования, но фактически создал условия, при которых компаниям было выгодно принять эти требования. Большая опасность, с точки зрения компаний, заключалась в перспективе осуществления индивидуальных действий, при которых та или иная компания могла оказаться обремененной более высокими издержками, чем ее конкуренты. Пока такие условия применялись равномерно по отношению ко всем нефтедобывающим странам, проблемы конкуренции были менее острыми и могли бы фактически отвечать интересам ведущих нефтяных компаний, если бы это помогало уменьшить некоторые из преимуществ, ранее принадлежавших конкурирующим с ними независимым нефтедобытчикам в Ливии, где первоначальные условия концессий были значительно более выгодными для компаний, чем условия, существовавшие в районе Персидского залива.  [c.235]

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) 7—11, 23, 24, 26—28, 40, 221, 222, 228, 235—238, 240, 243, 249, 250, 252, 253, 256—258, 266, 267, 273, 276, 280, 283, 305, 313—316, 318, 319, 338, 367, 459  [c.480]

Поэтому индустриальный мир, проповедующий так называемый свободный рынок, жаждет одного — стабилизации цен любым способом. Сделать это способна Организация стран экспортеров нефти. Причем не в одиночку, а если к ее решениям присоединятся другие крупные экспортеры, в первую очередь, наша страна. И это понятно доля российской нефти на мировом рынке достигает 15%, а в общемировой добыче — примерно 20% (объем добычи нефти стран-участниц ОПЕК в 1999 г. в млн. т. в год Саудовская Аравия — 413, Иран — 180, Венесуэла— 155, Ирак — 133, Объединенные Арабские Эмираты-— НО, Нигерия — 98, Кувейт — 98, Индонезия — 71, Ливия — 66, Алжир — 56, Катар — 36, т. е. вместе взятые— 1416 млн. т Россия — 304,5 млн. т). Именно российский фактор становится все более важным.  [c.231]

Повышение цен на нефть в середине 70-х и на рубеже 70—80-х годов усилило позиции в мировом хозяйстве производителей энергетического сырья, прежде всего 13 развивающихся стран, входящих в созданную в 1960 г. Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В последние годы в связи со значительным превышением предложения жидкого топлива над спросом позиции этих стран на мировом рынке существенно ослабли.  [c.19]

Основными экспортерами жидкого топлива, на долю которого приходится свыше 70% всех топливно-энергетических ресурсов, поступающих на международный рынок, являются страны — члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), в состав которой входят шесть стран Среднего Востока (Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия), четыре африканских государства (Алжир, Габон, Ливия и Нигерия), а также Венесуэла, Индонезия и Эквадор.  [c.4]

Положение, сложившееся в экономике в 70-х годах, подтверждает эту концепцию. В конце 1973 г. Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) развернула активную деятельность и, пользуясь своим влиянием на рынке, повысила цены на нефть в 4 раза. Под влиянием инфляции издержек общий уровень цен в 1973-1975 гг. стремительно возрос. И в то же время повысился уровень безработицы —  [c.176]

Наиболее известным успешно действовавшим международным картелем недавних лет была ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти). ОПЕК, состоящая из 13 стран, действовала чрезвычайно эффективно в 70-е годы в сфере ограничения предложения нефти и повышения цен. Картель был способен повысить мировые цены на нефть с 2,5 до 11 дол. за баррель в течение шестимесячного периода в 1973-1974 гг. К началу 1980 г. резкий подъем цен довел цену за баррель до 32—34 дол. Результатами были огромные прибыли для членов картеля, значительный импульс мировой инфляции и внушающие опасение дефициты внешнеторгового баланса стран — импортеров нефти.  [c.577]

Дать общую оценку роли природных ресурсов в экономике менее развитых стран довольно трудно. Это в основном связано с тем, что запасы полезных ископаемых распределены среди этих стран крайне неравномерно. Некоторые менее развитые страны имеют промышленные месторождения бокситов, олова, меди, вольфрама, нефти и т.д. В редких случаях им удалось с помощью своих природных богатств достичь быстрого экономического роста и добиться значительного повышения дохода путем его перераспределения из богатых стран. Ярким примером может служить Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Одновременно необходимо признать, что во многих случаях природные ресурсы принадлежат крупным транснациональным корпорациям промышленно развитых стран или полностью контролируются ими. Поэтому вся прибыль от использования ресурсов уходит за границу. Более того, значительные колебания цен на экспортируемые менее развитыми странами сельскохозяйственную продукцию и сырье способствуют нестабильности их экономического развития.  [c.869]

Настоящий рост мировой капиталистической системы начался в 70-х годах. Страны — производители нефти объединились в Организацию стран — экспортеров нефти (О ПЕК) и подняли цены на нефть сначала в 1973 г. — с 1,90 дол. за баррель до 9,76 дол. за баррель, а потом в 1979 г. в ответ на политические события в Иране и Ираке - с 12,70 дол. до 28,76 дол. за баррель. Экспортеры нефти неожиданно получили большой активный торговый баланс, в то время как страны — импортеры вынуждены были финансировать большие дефициты. Эти средства перерабатывались коммерческими банками с негласного одобрения западных правительств. Были изобретены евродоллары и появились крупные оффшорные рынки. Правительства начали предоставлять налоговые и другие льготы международному финансовому капиталу, чтобы привлечь его обратно — из оффшорных зон. По иронии судьбы эти меры дали оффшорному капиталу еще больше пространства для маневра. Международный кредитный бум закончился спадом в 1982 г., но к этому времени финансовому капиталу уже была предоставлена свобода маневрирования.  [c.74]

Тем не менее в конце 1997 г. был нанесен существенный урон относительному благополучию нефтедобывающих стран. Речь идет о решении стран — членов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) в ноябре 1997 г. повысить участникам картеля квоты добычи нефти на 10,0%, что не только подорвало неустойчивое равновесие между спросом и предложением на мировом рынке нефти, но и спровоцировало заметное падение цен на нефть.  [c.31]

Организация стран—экспортеров нефти (ОПЕК) — международная межправительственная организация. Создана в 1960 г. в целях защиты интересов основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, координации добычи и экспорта нефти, а также согласования цен на этот энергоноситель.  [c.291]

Большим шагом в борьбе за право распоряжаться нефтяными богатствами в национальных интересах этих стран было создание в 1960 г. Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК).  [c.237]

Организация стран — экспортеров нефти  [c.604]

АРАБСКИЕ ФОНДЫ И БАНКИ РАЗВИТИЯ — организации, занимающиеся кредитованием развивающихся стран — импортеров нефти. Первый фонд такого рода основан Кувейтом в 1953 г., большинство других образовано после 1973 г. Создание А.ф. и б.р. связано с накоплением членами Организации стран -— экспортеров нефти (ОПЕК) крупных финансовых средств, за счет которых и формируются их средства. Все А.ф. и б.р. являются государственными (несколько частных арабских банков также носят название "банк развития", но не играют заметной роли в рециклировании нефтедолларов, хотя и специализируются на долгосрочном кредитовании). В 1971—1980 гг. объем. льготного кредитования странами ОПЕК других развивающихся стран превысил 40 млрд. долл. США, что немногим более 10% совокупного активного сальдо платежных балансов членов ОПЕК за этот период. Помимо А.ф. и б.р. средства выделялись как через другие международные институты, так и непосред-  [c.16]

Предоставление значительных сумм займов и кредитов развивающимся странам, в том числе в виде помощи развитию, хотя и сыграло свою роль в решении их экономических проблем, в конечном счете привело к их гигантской внешней задолженности, которая тяжелым бременем лежит на экономике, служит теперь одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост. Определенную роль во внешнем кредитовании, особенно во взаимном кредитовании, играют и сами развивающиеся страны. В условиях бурного роста-цен на нефть и доходов от нее активно участвовали во внешнеэкономическом кредитовании члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), особенно арабские страны. Созданы финансовые учреждения для взаимного кредитования и в экономических группировках развивающихся стран. Функционируют также Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и др.  [c.53]

В работах советских и зарубежных исследователей отмечаются весьма скромные результаты деятельности Организации стран — экспортеров нефти на первом ее этапе — со времени основания в I960 г. и до 1970 г. За десятилетие данной группе государств уда-  [c.53]

Нефтеэкспортирующие государства с прогрессивными режимами— Ливия, Алжир и Ирак — наиболее тесно координировали свои наступательные действия, объединяя как политические усилия, так и материальные, в особенности финансовые ресурсы. Они образовали к началу 70-х годов в рамках ОПЕК инициативную группу, которая неизменно придерживалась радикальной линии по всем вопросам деятельности этой организации. Успехам в мероприятиях, опережающих решения и действия ОПЕК по срокам и содержанию, особенно успехам в самостоятельно проведенной национализации эти три страны, на наш взгляд, значительно больше обязаны собственным усилиям в условиях изменившегося соотношения сил в мире в пользу социализма и национально-освободительного движения, опоре на их поддержку, а также благоприятной конъюнктура нефтяного рынка и ряду других факторов, чем недостаточно прочному единству между участниками Организации стран — экспортеров нефти в целом, хотя его положительную роль нельзя игнорировать. Ливия, Алжир и Ирак приняли, на себя основной риск и тяготы острой конфронтации с нефтяными монополиями. Однако государства ОПЕК с монархическими режимами уступками нефтяным корпорациям затянули устранение неоколониальной системы эксплуатации нефтегазовых ресурсов развивающегося мира и препятствовали полному использованию исключительно благоприятной для нефтеэкспортирующих стран ситуации, которая сложилась осенью 1973 г.  [c.92]

Несмотря на солидарность с ливийской стороной, выраженную восемью участниками ОПЕК и включающую практические предложения АНДР, Ирана, Кувейта и ОАЭ оказать ей немедленную помощь командированием кадров нефтяников, Саудовская Аравия наложила вето на проект соответствующей резолюции, заявив, что по своему политическому характеру данный вопрос не входит в компетенцию Организации стран — экспортеров нефти. Однако наиболее важное реальное значение, на наш взгляд, имеют все же не саудовские демарши подобного рода, а сохранение за акционерами Арамко тех преимуществ, которыми пользуются привилегированные контрагенты этой аравийской монархии. Думается, что доступ фирм-аутсайдеров в той или иной форме к разработке ее нефтяных ресурсов, крупнейших в капиталистическом мире, не облегчен сколько-нибудь существенно в результате национализации основной концессии. Имея здесь прочные тылы и будучи в значительной степени огражденными от конкуренции ведущие американские энергетические концерны могут позволить себе более жесткую сырьевую политику по отношению к другим освободившимся государствам, чем основная масса независимых компаний.  [c.105]

Особого внимания заслуживает стремление ряда слаборазвитых стран, располагающих нефтяными ресурсами, объединиться против нефтяных монополий, создать своего рода единый фронт. В этой связи необходимо остановиться на деятельности Организации стран — экспортеров нефти (ОСЭН), созданной в сентябре 1960 г.  [c.145]

Переход средств добычи и экспорта нефти в руки развивающихся государств ускорил ликвидацию иеоко-лониалыюй системы искусственного занижения их доходов от черного золота , устранения которой настойчиво добивалась созданная этими государствами в I960 г. Организация стран — экспортеров нефти. В соответствии  [c.11]

Как администраторы-практики, обладающие опытом работы в мировой нефтяной промышленности, эти люди понимали, почему компании снизили свои цены, и, несмотря на некоторые официальные заявления, знали, что скидки не будут отменены. Целью собравшихся было исключить возможность односторонних действий в будущем и обеспечить, чтобы компании всегда ставили на первое место интересы правительств стран-производителей, а не чьи-либо еще. Они считали, что легче всего этого будет добиться, выступая единым фронтом, так, чтобы компании никогда больше не могли стравливать одну страну с другой, как они поступали в период прекращения работ в Абадане. Результатом совещания явилось создание Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) — по существу, картеля производителей для поддержания цен в период их падения на рынке и согласования противоречивых интересов его членов. После Акнакарри колесо проделало полный круг, и с тех пор компании никогда больше не пытались снижать справочные цены.  [c.221]

ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ОГСЗ — Облигация государственного сберегательного займа ОДЗ — Обратные денежные зачеты ОМС — Обязательное медицинское страхование ООН — Организация объединенных наций ООО — Общество с ограниченной ответственностью ООПТ — Особо охраняемая природная территория ОПЕК — Организация стран-экспортеров нефти ОПИК — Корпорация зарубежных частных инвестиций США  [c.298]

Постоянным явлением стало хранение части официальных золотых резервов (6,3 тыс. т, или около 17%) в международных организациях в МВФ — 3,2 тыс. т, Европейском валютном институте1 — около 2,86 тыс. т, в Банке международных расчетов в Базеле (БМР) — 0,21 тыс. т). На долю более 120 развивающихся стран приходится около 18% (4,9 тыс. т) официальных золотых резервов мирового сообщества. В условиях повышения цен на нефть с середины 70-х годов несколько возросли золотые запасы членов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК ), а затем сократились. Большинство развивающихся стран имеют незначительные золотые запасы.  [c.44]

Обесценивание деие 150 Облагаемый доход 150 Облигация 150 Оборот 151 Оборотный документ 151 Общественные блага 151 Общественный перевозчик 151 Общество с дополнительной ответственностью 152 Общество с ограниченной ответственностью 152 Общие условия поставки 152 Объединение риска 152 Обязательные резервы банков 152 Овердрафт 153 Ограниченная ( связанная ) рациональность 153 Олигополия ическая взаимосвязь 153 Олигополистический рынок 153 Олигополия 153 Олигопсония 153 Онкольный кредит 153 Операции с иностранной валютой 153 Опротестование векселя 153 Оптовая торговля 153 Оптовая цена 153 Опцион 154 Опцион валютный 154 Организация стран—экспортеров нефти (ОПЕК) 155 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 155 Ответственность предпринимателя 155 Отказ от акцепта (векселя) отказ в платеже (по векселю) 155 Остановка товара в пути 156 Остаточная стоимость основных фондов 156 Открытая монополия 156 Открытая позиция 156 Открытый счет 156 Отправная цена 156 Отраслевой профсоюз 156 Отрицательный подоходный налог 156 Отсроченное начало 156 Оферент 156 Оферта 156 Официальная учетная станка 156 Оффшор 157 Охлократия 157 Охрана прав потребителей 157  [c.296]

Рынки нефтяных фьючерсов созданы в середине 1970-х гг. в ответ на внезапное изменение цен, вызванное нефтяными эмбарго, объявленными Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в 1973 и 1974 гг. Сырая нефть ос-нопа для прои 1юдет а всех нефтепродуктом. После извлечения на поверхность из нефти удаляются raj и вода сыры сортируется в зависимости от содержания серы и плотности и транспортируется на нефтеперегонные заводы.  [c.184]

До 1970 г. рынок сырой нефти и нефтепродуктов был относительно стабильным. В результате арабо-израильской войны, образования ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) и нефтяного эмбарго 1973 - 1974 гг. стабильный период окончился. Если в течение 1970-х годов нефтяные производители еще могли управлять ценами на нефть, то потом, в силу перепроизводства нефти их позиции были ослаблены. Тем не менее, как можно было наблюдать во время войны в Персидском Заливе, цены на нефть продолжают оставаться не устойчивыми.  [c.60]

ОПЕК (OPE ) Организация стран-экспортеров нефти.  [c.120]

Третья группа состоит из межгосударственных отраслевых организаций в области промышленности, строительства, сельского хозяйства, рыболовства и морского промысла, транспорта, связи, внешней торговли, финансов и кредита, метрологии и стандартизации, охраны авторских и патентных прав, а также статистики. Например, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международная организация по кофе (МОК), Международный совет по пшенице (МСП), Международная ассоциация портов и гаваней (МАСПОГ), Международная ассоциация гражданских аэропортов (ИКАА), Всемирная торговая организация (ВТО), Европейский комитет стандартизации (СЕН) и др.  [c.237]

Примером картеля может служить Организация стран экспортеров нефти (OPE ), которой удалось установить и контролировать цены на нефть, особенно в 70-е годы. Однако данное соглашение предусматривает обяздтельство для каждой страны-участницы сокращать производство, дабы избыточные поставки нефти не вызвали снижения цены. В разное время некоторые страны-участницы, такие как Эквадор, Иран, Нигерия, отказались сокращать производство, чго, например, в 80-е годы вызвало падение цены на нефть.  [c.243]

Для защиты интересов экспортеров в мире уже создано около двадцати ассоциаций экспортеров сырьевых товаров, которые осуществляют коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами. Классическим примером организации подобного рода может служить ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти, созданная в 1960 г. и объединяющая в своем составе почти полтора десятка нефтедобывающих государств. Благодаря этому им удает-ся получать значительное увеличение доходов от продажи нефти.  [c.190]

economy-ru.info

Тема 7. Организация стран - экспортеров нефти — МегаЛекции

История возникновения ОПЕК. Деятельность ОПЕК. Саудовская Аравия — важнейший член ОПЕК. Россия и ОПЕК.

История возникновения ОПЕК.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC) - международная экономическая организация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве, позже перенесена в Вену. Дважды в год (не считая внеочередных событий) проходят конференции ОПЕК, на которых каждую страну представляет министр, отвечающий за добычу нефти. Помимо официальных конференций, министры проводят также неофициальные встречи. Главный объект переговоров — регулирование объемов добычи нефти. Основные решения принимаются по правилу единогласия (действует право вето, отсутствует право воздержания). Роль президента ОПЕК, возглавляющего организационную работу по проведению конференций и представляющего ОПЕК на различных международных форумах, исполняет один из министров стран-участниц. На 132-й внеочередной конференции ОПЕК в июле 2004 им был избран шейх Ахмад аль-Фахд ас-Сабах, министр нефтяной промышленности Кувейта.

 

Деятельность ОПЕК.

В 2000-х доля 11-ти стран ОПЕК в мировой добыче нефти составляла примерно 35-40%, в экспорте - 55%. Это доминирующее положение позволяет им оказывать сильное влияние на развитие не только мирового рынка нефти, но и мировой экономики в целом.

ОПЕК в 1960-1970-е: путь к успеху. Организация была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая организация ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате организация ОПЕК объединила 13 стран и стала одним из главных участников мирового рынка нефти.

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран - экспортеров нефти скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» -мирового картеля, объединявшего компании «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал Датч Шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и роялти (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение нефтедобычи для всего лишь стабилизации цен.

В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспорта нефти. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен.

В 1973-1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 - еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку нефти. Из-за «нефтяного шока» кризис 1973-1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим кризисом за весь период после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке нефти. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспорта нефти в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам нефти. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК - финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары (медь, бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980-1990-х: тенденция к ослаблению. Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое, резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 23) и похоронив надежды на долгое процветание.

 

 
 

 

Рис. 23. Динамика доходов стран ОПЕК от экспорта нефти в 1970-1980-е, млрд. долл.Составлено по: Amuzegar J. Managing the Oil Wealth. OPEC's Windfalls and Pitfalls. L., N.Y., 2001

 

Ослабление ОПЕК было вызвано двумя группами причин -относительным снижением спроса на нефть и ростом ее предложения.

Некоторые страны, которые тоже являлись крупными экспортерами нефти, в ОПЕК не вошли - это Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и, самое главное, СССР, обладающий, согласно некоторым оценкам, вторыми в мире по величине потенциальными запасами нефти. Эти страны выигрывали от инициированного ОПЕК роста мировых цен, но они не подчинялись его решениям об ограничении нефтедобычи.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Организация стран — экспортёров нефти — Википедия

Не следует путать с APEC.

Организа́ция стран — экспортёров не́фти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕ́К, англ. OPEC) — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Часто рассматривается как картель. В состав ОПЕК входят 15 стран[4]: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Конго, Кувейт, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор. Штаб-квартира расположена в Вене. Генеральный секретарь (с 01 августа 2016 г.) — Мохаммед Баркиндо.[5]

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится ~35 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Доказанные запасы нефти стран, входящих в ОПЕК, в настоящее время составляют 1199,71 миллиарда баррелей.

Цели организации

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран — участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль[6].

Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Видео по теме

Структура организации

Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.

Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль над исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы[6].

История

1960-е годы

Организация стран — экспортёров нефти была основана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.

Для 1960-х годов был характерен процесс деколонизации и образования новых независимых государств. В этот период в мировой нефтедобыче господствовали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестёр»: Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum. ОПЕК была учреждена после того, как картель «Семь сестер» в одностороннем порядке снизил закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали налоги и ренту за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам[7].

Целью создания организации явилось стремление новых независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и поэтому одной из целей создания ОПЕК было предотвращение дальнейшего падения цен. ОПЕК разработала своё коллективное видение добычи нефти и создала Секретариат организации, который вначале располагался в Женеве, а с 1 сентября 1965 года — в Вене.

В 1968 году ОПЕК приняла Декларацию «О нефтяной политике стран — членов ОПЕК», в которой подчеркивалось неотъемлемое право всех стран на осуществление постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.

В течение 1960-х годов количество стран — членов ОПЕК выросло вдвое за счёт присоединения ещё пяти нефтедобывающих стран: Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962), Объединённых Арабских Эмиратов (1967), Алжира (1969).

B ноябре 1962 года ОПЕК была зарегистрирована в Секретариате OOH как полноправная межправительственная организация. B 1965 ОПЕК установила официальные отношения c Экономическим и Социальным советом OOH, стала участником Конференции OOH по торговле и развитию[6].

1970-е годы

В течение этого десятилетия влияние ОПЕК на мировой рынок существенно выросло за счёт того, что правительства стран — членов ОПЕК взяли под свой контроль производство нефти на своей территории.

Баланс экспорта и импорта нефти по странам мира

В 1970-х годах ОПЕК превратилась во влиятельную организацию на рынке нефти, от политики которой значительно зависели цены на сырую нефть. Этому способствовали два важнейших события в мире: эмбарго на поставку нефти арабскими странами в 1973 году и начало иранской революции в 1979 году.

ОПЕК расширила свои полномочия, начиная с первой встречи на высшем уровне глав государств и правительств в Алжире в 1975 году. ОПЕК призвала к новой эре сотрудничества в международных отношениях в интересах мирового экономического развития и стабильности. Это привело к созданию Фонда ОПЕК по международному развитию в 1976 году. Страны-члены предприняли амбициозные социально-экономические схемы развития.

В период 1970-х годов число стран членов ОПЕК выросло до 13 к 1975 году за счёт: Нигерии (1971), Эквадора (1973) и Габона (1975).

21 декабря 1975 года штаб-квартира ОПЕК была захвачена группой из шести вооружённых террористов во главе с Карлосом Шакалом. В результате погибли три человека: австрийский полицейский, член делегации Ливии и иракский сотрудник безопасности[8].

1980-е годы

В начале этого десятилетия цены на нефть достигли рекордного уровня, однако затем стали снижаться и в 1986 году достигли минимума около 10 долларов США за баррель вследствие превышения предложения над спросом и снижения потребления углеводородного сырья за счёт замены источников энергии.

Доля стран — членов ОПЕК в мировом производстве нефти сильно снизилась, общая выручка от продажи нефти снизилась на треть от ранее достигнутого уровня, что вызвало серьёзные экономические трудности для многих стран — членов организации.

Благодаря принятым мерам в рамках организации, цены удалось стабилизировать на уровне примерно равном половине уровня цен начала 1980-х, а доля стран — членов ОПЕК в условиях вновь растущего мирового производства начала восстанавливаться. Этого удалось добиться, благодаря согласованию и установлению квот добычи нефти для стран — членов ОПЕК и установления механизма ценообразования на основе корзины ОПЕК. В эти же годы удалось установить диалог и наладить сотрудничество со странами, которые не являются членами ОПЕК.

1990-е годы

Цены в течение этого десятилетия менялись менее драматично по сравнению с предыдущим. Благодаря своевременным действиям ОПЕК удалось избежать кризиса поставок нефти в связи с военными событиями на Ближнем Востоке 1990—1991 года. Однако чрезмерная волатильность и общая слабость цен преобладали в это десятилетие вследствие экономического спада в Юго-Восточной Азии и мягкой зимы в Северном полушарии в 1998—1999 годах. Тем не менее, в мире наблюдался стабильный подъём, который возник благодаря большей интеграции рынка нефти, который учёл изменения, произошедшие в мире после распада СССР и краха социалистической системы. Для этого периода также характерным явились нарастающие процессы глобализации, революция в средствах связи и других высокотехнологичных направлениях. Серьёзные изменения произошли в вопросах диалога между производителями и потребителями нефти, а также в вопросах взаимоотношений между странами-членами ОПЕК и не членами ОПЕК. После Саммита Земли 1992 года под эгидой Организации Объединенных Наций набирают обороты переговоры по изменению климата. В этих условиях ОПЕК стремится сбалансировать поставки нефти на мировой рынок.

В течение этого десятилетия произошло изменение состава ОПЕК: Габон вышел из ОПЕК, а Эквадор приостановил своё членство в организации до октября 2007 года.

В 1998 году Россия стала наблюдателем в ОПЕК.

2000-е годы

Инновационный ценовой механизм ОПЕК способствовал укреплению и стабилизации цен на нефть в первые годы данного десятилетия. Но сочетание рыночных сил, спекуляции и другие факторы изменили ситуацию в 2004 году, что привело к росту цен и увеличению волатильности хорошо обеспеченного сырой нефтью рынка. Цены взлетели до рекордных уровней в середине 2008 года, прежде чем упасть в условиях нарастающего мирового финансового кризиса и экономического спада. ОПЕК стала известной организацией в поддержке нефтяного сектора в рамках глобальных усилий по борьбе с экономическим кризисом. Благодаря второй и третьей встречам ОПЕК на высшем уровне в Каракасе и Эр-Рияде в 2000 и 2007 годах были созданы стабильные рынки энергетики c устойчивым развитием, на новый уровень были подняты вопросы охраны окружающей среды, в частности, обсуждалось глобальное потепление в увязке с возрастающим мировым потреблением углеводородов.

В эти годы к ОПЕК присоединилась Ангола (2007), а Индонезия с января 2009 года приостановила своё членство, так как стала страной-импортёром нефти, но заявила, что она, скорее всего, вернётся, если она станет экспортёром нефти. Индонезия продолжает экспортировать легкую нефть, однако импортирует значительно большие объёмы кислой нефти. Такой подход экономически оправдан, так как цена легкой нефти выше.

В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в ОПЕК.

2010-е годы

В 2015 году Индонезия вновь подала заявку на возвращение в ОПЕК[9] и с 1 января 2016 года вернулась в картель. Однако 1 декабря 2016 года она вышла из него вторично[10].

В июле 2016 года Габон также вернулся в состав организации. Весной 2017 года членом ОПЕК стала Экваториальная Гвинея[11]. Это означает, что в настоящее время Организация насчитывает в общей сложности 14 стран-членов[12].

«Корзина» ОПЕК

График, отображающий стоимость нефти с 1861 по 2007 год. Оранжевая линия — цена с поправкой на инфляцию (в долларах 2008 года), синяя — без поправки.

Термин «корзина» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987 года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente (Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир).[13]

Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка $140,73 за баррель[13][14], зарегистрированная 3 июля 2008 года.

В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор).[13] В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). С января 2016 года в корзину снова была включена Индонезия. Таким образом, в настоящее время цена корзины ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физических цен 13 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля.

Квоты ОПЕК

Данные по странам ОПЕК на март 2012 г.[18] Алжир Ангола Эквадор Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла Итого:
Население (млн человек) 36,30 19,05 14,31 75,35 32,44 3,57 6,56 159,64 1,70 26,11 4,74 28,95 408,72
Площадь (1000 км²) 2 382 1 247 281 1 648 438 18 1 760 924 11 2 150 84 916 11859
Плотность населения (жителей на км²) 15 15 51 46 74 198 4 173 155 12 56 32 34,47
ВВП на душу населения (долл.) 4 488 4 478 3 984 4 741 3 881 36 820 11 314 1 213 75 643 16 996 56 812 10 223
ВВП в рыночных ценах (млрд долл.) 162,92 85,31 57,00 357,22 125,90 131,32 74,23 193,67 128,59 443,69 269,10 295,96 2 324,91
Стоимость экспорта (млрд долл.) 57,80 49,26 17,37 83,79 52,08 65,98 46,31 70,58 72,05 235,34 198,36 65,79 1 014,71
Экспорт нефти (млрд долл.) 38,30 47,24 9,65 71,57 51,15 61,67 41,87 61,80 29,28 196,19 74,03 62,32 745,07
Сальдо платежного баланса (млрд долл.) 15,10 −1,04 −0,43 21,56 6,90 43,14 16,16 7,83 38,79 23,27 14,38 8,56
Доказанные запасы нефти (млрд барр.) 12,20 9,50 7,21 151,17 143,10 101,50 47,10 37,20 25,38 264,52 296,50 211,17
Добыча нефти (1000 б/д) 1 190 1 691 476 3 544 2 358 2 312 1 487 2 048 733 8 166 2 324 2 854 29 213
НПЗ мощности (1000 б/д) 652 39 188 1 741 800 936 380 445 80 2 109 466 982 8 818
Производство нефтепродуктов (1000 б/д) 631,5 47,0 185,1 1 743,3 513,2 892,7 545,8 249,4 133,0 1 914,0 355,4 1 414,8 8625,2
Потребление нефтепродуктов (1000 б/д) 338 110 220 1 775 566 260 299 259 116 1 436 238 675 6 282
Экспорт нефти (1000 б/д) 709 1 683 340 2 583 1 890 1 430 1 118 2 464 586 6 644 2 103 1 562 23 112
Экспорт нефтепродуктов (1000 б/д) 314,1 7,5 28,1 370,6 5,0 631,6 48,3 23,1 321,6 950,9 187,9 751,1 3 639,8
Встреча президента России Дмитрия Медведева с Генеральным секретарём Организации стран — экспортёров нефти Абдаллой Аль-Бадри

Россия и ОПЕК

С 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. Начиная с этого периода Россия участвует в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в неё[19]. Проходят регулярные встречи российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран ОПЕК. Россия выступила с инициативой организовать регулярный Энергодиалог Россия-ОПЕК, заключать Соглашение (Меморандум) об Энергодиалоге, уполномоченным представителем которого с российской стороны будет Министерство энергетики Российской Федерации[20].

Отношения с Россией оказывают значительное влияние на политику организации. Из опасения, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК отказывается снизить объёмы добычи, если Россия не сделает того же. Эта ситуация является основным препятствием к восстановлению мировой цены на нефть[21].

В 2015 году ОПЕК предлагала России войти в её состав, однако страна решила остаться наблюдателем[22].

Проблемы ОПЕК

ОПЕК объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселённых, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с «Семью сестрами». Для других стран—членов ОПЕК, например Нигерии и Венесуэлы, характерны высокая численность населения и нищета. Эти наиболее бедные страны реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Они вынуждены добывать и продавать значительные объёмы нефти, особенно в том случае, если цена сырой нефти снижается.

Также в 1980-х годах вступившие друг с другом в войну Ирак и Иран наращивали добычу нефти, чтобы оплачивать военные расходы. Саудовская Аравия оказывала давление на Иран и Ирак с тем, чтобы они вернулись к соблюдению квот.

Хотя страны ОПЕК успешно договариваются о квотах на добычу нефти, в рамках ОПЕК не существует механизмов контроля и регулирования их соблюдения. Поэтому квоты часто не соблюдаются. Страны ОПЕК в среднем производили 31 миллион баррелей сырой нефти в сутки с 2012 года, несмотря на то, что суммарно установленные квоты предполагали производство на уровне 30 миллионов баррелей в сутки[23][24]. Представители Ирана неоднократно заявляли о намерении нарастить производство нефти на 1 миллион баррелей в сутки после вероятного снятия экономических санкций, невзирая на то, что квоты ОПЕК уже превышены[9].

В XXI веке возможности ОПЕК влиять на цену нефти и регулировать мировой рынок этого сырья значительно сократились. Это произошло вследствие широкомасштабной добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК: Россия (13 % мировой добычи), США (12 %), Китай (5 %), Канада (4 %), Бразилия (3 %), Казахстан (2 %)[25]. Частично успехи данных стран в добыче обусловлены разработкой так называемой «нетрадиционной нефти» (сланцевая нефть в США, нефтеносные пески в Канаде). С началом мирового экономического кризиса в 2008 году спрос на нефть сократился, и по состоянию на 2015 год наблюдается превышение предложения над спросом[26]. Несмотря на избыток предложения и двукратное падение цены на нефть, члены ОПЕК не сокращают добычу, опасаясь, что их доля на рынке будет занята конкурентами. В результате одни страны ОПЕК сталкиваются со снижением доходов, другие — с бюджетным дефицитом даже при высоком уровне добычи нефти.

Ещё одной проблемой ОПЕК является политическая нестабильность в некоторых странах организации. В Ливии и Ираке продолжаются гражданские войны, которые осложняют нефтедобычу. Нигерия имеет неустойчивую политическую систему и сталкивается с межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Неспокойная обстановка наблюдается в Венесуэле. В отношении Ирана рядом стран введены экономические санкции. Ведутся переговоры по их отмене.

Некоторые страны ОПЕК достигли пика в производстве нефти. Индонезия стала импортером нефти и вышла из ОПЕК. Максимум добычи нефти в Иране был достигнут в 1974 году, в Саудовской Аравии — в 2005 году[27].

См. также

Примечания

Ссылки

  • opec.org (англ.) — официальный сайт Организации стран — экспортёров нефти

wiki2.red