Правовое регулирование ресурсопользования - И.Б. Калинин. Регулирование добычи нефти


§ 6. Особенности правового регулирования добычи нефти и газа

Перечень всех учебных материалов
Государство и правоДемографияИсторияМеждународные отношенияПедагогикаПолитические наукиПсихологияРелигиоведениеСоциология

§ 6. Особенности правового регулирования добычи нефти и газа

  Россия считается одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую историю. Российские геологи и нефтяники ведут поиск, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше 135 лет. Первый нефтяной фонтан был получен в России в 1864 году из скважины, пробуренной у реки Кудако на Кубани. Россия занимает второе место в мире по запасам нефти, уступая лишь Саудовской Аравии. Перспективные и прогнозные запасы нефти в России оцениваются в 62.7 млрд. тонн. Нефтяные месторождения открыты на территориях 36 из 89 субъектов Российской Федерации, в 30 из них ведется добыча углеводородного сырья. К настоящему времени в России открыто около 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений, из которых, однако около 900 нефтяных месторождений по различным причинам не осваивается. Около 85 процентов из них находятся в Западной Сибири. Большая часть остальных месторождений приходится на Урало-Поволжье и Европейский Север России. В России выделяются три крупные группы районов, которые соответствуют начальной, средней и поздней стадиям освоения сырьевой базы. На начальной стадии освоения находятся месторождения Восточной Сибири, Дальнего Востока ( за исключением острова Сахалин), а также шельфы российских морей. Средняя стадия освоения характерна для месторождений Западной Сибири, а также частично Европейского Севера ( Тимано-Печорский регион). На поздней стадии освоения находятся “ старые” добывающие районы Урало-Поволжья, Северного Кавказа и острова Сахалин.  Добыча нефти и газа, особенно в последние годы, осуществляется в труднодоступных районах, требует от недропользователей значительных капитальных вложений в работы по поиску, оценке, разведке месторождений и добыче углеводородного сырья. Работы по освоению нефтегазоносных месторождений приводят, как правило, к существенным нарушениям естественных связей окружающей природной среды. Эти факторы обусловливают необходимость осуществления государственной поддержки работ по добыче нефти и газа. Организации, осуществляющие добычу нефти и газа являются, как правило, монополистами в своей области деятельности, поэтому государство оставляет за собой право определения основ ценовой политики в отношении нефти и газа. Одной из стратегических задач государственного регулирования работ по добыче нефти и газа является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации путем создания базы нефтегазовых месторождений, рационального и безопасного их использования.  Нормативным актом, регулирующим отношения по формированию фонда разведанных месторождений газа, его добыче, транспортировке, хранению и поставкам является федеральный закон РФ “О газоснабжении в Российской Федерации”. В соответствии с ним к объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации. Месторождение газа признается объектом федерального значения Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого расположено месторождение.  Для обеспечения энергетической безопасности России путем создания резерва газовых месторождений, часть месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых отнесена на последующий период, может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений газа. Этот фонд формируется из числа открытых разведанных месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы. В соответствии с требованиями ФЗ РФ “ О недрах” организация, открывшая месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, получает право, на основании решения Правительства РФ, на разработку этого месторождения без проведения конкурса (аукциона). Если же открытое месторождение включается в федеральный фонд резервных месторождений, организация получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из федерального фонда резервных месторождений газа принимается Правительством Российской Федерации.  Иные месторождения газа федерального значения, не включенные в федеральный фонд, могут передаваться в эксплуатацию по результатам конкурсов или аукционов. Без их проведения месторождение газа федерального значения может быть передано в эксплуатацию по решению Правительства РФ организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации - собственнику Единой системы газоснабжения либо организации - собственнику региональной системы газоснабжения.  Организации, которой месторождение нефти или газа передано в эксплуатацию, предоставляется лицензия в порядке, установленном горным законодательством и иными нормативными актами горного права. До начала разработки месторождения нефти и газа недропользователь обязан получить в органах Госгортехнадзора горный отвод.  Организация - лицензиат при разработке месторождений нефти или газа, наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных для всех недропользователей, обязана:  1) осуществлять доразведку и эксплуатационную разведку; осуществлять учет состояния и движения запасов и потерь нефти или газа;  2) обеспечивать охрану разрабатываемых месторождений от затопления, обводнения, пожаров, от перетока нефти, газа или теплоэнергетических вод в другие пласты (горизонты) и от других факторов, снижающих качество нефти, газа или теплоэнергетических вод и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разработку;  3) приостанавливать работы и сообщать заинтересованным государственным органам в случае обнаружения при разработке месторождений нефти или газа редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры;  4) соблюдать установленный порядок по консервации и ликвидации организации по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод, а также эксплуатирующей подземные хранилища газа и продуктов переработки углеводородов или его части.  В целях создания благоприятных экономических условий для поиска, разведки и освоения месторождений нефти и газа осуществляется государственное регулирование ценовой политики в сфере нефте- газодобычи. Организациям, осваивающим месторождения нефти и газа в отдаленных, труднодоступных районах и районах с особо сложными условиями добычи, предоставляются налоговые льготы, они могут освобождаться от платежей за пользование недрами, получать скидки с таких платежей.   Организации, осуществляющие добычу нефти из введенных в эксплуатацию бездействовавших, контрольных скважин и скважин, находившихся в консервации по состоянию на 1 января 1999 г., за исключением новых скважин, находящихся в ожидании освоения после бурения, освобождаются от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. Освобождение от платежей в федеральный бюджет предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. № 1213 . Кроме этого, органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано принимать решения об освобождении перечисленных организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в отношении нефти, добытой из бездействующих скважин. На нефть и стабилизированный газовый конденсат, добываемые из бездействующих скважин, устанавливается нулевая ставка акциза.

txtb.ru

9.2. Правовое регулирование добычи нефти и газа

Специфика правового регулирования добычи нефти и газа обусловлена тем фактом, что нефть и природный газ отнесены к перечню основных видов стратегического минерального сырья155. Особенности правового регулирования разведки, добычи и использования газа закреплены Федеральным законом от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»156, особенности правового регулирования разведки и добычи нефти закреплены на уровне подзаконных нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации», в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в данной области:

  1. государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;

  2. государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;

  3. повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации;

  4. определение основ ценовой политики в отношении газа;

  5. создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;

  6. обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;

  7. обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации, относятся к объектам федерального значения. Обоснование необходимости отнесения месторождения газа к объектам федерального значения, а также предложение о его отнесении к таким объектам вносится на рассмотрение Правительства Российской Федерации федеральным органом управления государственным фондом недр. Отнесение месторождения газа к объектам федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено месторождение газа. В целях обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации часть месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых отнесена на последующий период, может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений газа решением Правительства Российской Федерации. Федеральный фонд резервных месторождений газа формируется из числа открытых и разведанных месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы157. При включении в федеральный фонд резервных месторождений газа месторождения, поиск и разведка которого произведены недропользователем за счет собственных средств, данному недропользователю выплачивается компенсация за счёт федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации158.

Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из федерального фонда резервных месторождений газа принимается Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения надежного газоснабжения в Российской Федерации Правительство может без проведения конкурса принять решение о передаче месторождения газа федерального значения в эксплуатацию организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации - собственнику Единой системы газоснабжения или организации - собственнику региональной системы газоснабжения. Решение о передаче в эксплуатацию месторождения газа федерального значения может быть принято на основании конкурса. Организации, которой передано месторождение газа федерального значения в эксплуатацию, предоставляется лицензия, оформленная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Проведение работ по поиску и оценке месторождений нефти и газа допускается после оформления в установленном законом порядке горного отвода. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения нефти, газа или теплоэнергетических вод, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Порядок проведения геологоразведочных работ по поиску и оценке месторождений нефти и газа установлен Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ159. Работы по поиску месторождений нефти и газа осуществляются по проектам, которые составляются и утверждаются в соответствии с действующими инструкциями и нормативными документами. В зависимости от стоящих перед ними задач, данные работы включают региональный, поисково-оценочный и разведочный этапы. В рамках каждого этапа выделяются отдельные стадии.

Целью региональных геолого-геофизических работ является изучение основных закономерностей геологического строения слабо исследованных территорий, оценка перспектив их нефтегазоносности и определение первоочередных районов для постановки поисковых работ на нефть и газ на конкретных объектах. Региональный этап изучения недр предшествует поисково-оценочному этапу и проводится до тех пор, пока существуют благоприятные предпосылки для обнаружения новых перспективных комплексов на неосвоенных глубинах и зон нефтегазонакопления в слабоизученных районах. В пределах нефтегазоносных районов региональные работы могут проводиться одновременно с поисково-оценочными и разведочными работами. Региональный этап разделяется на стадии прогноза нефтегазоносности и оценки зон нефтегазонакопления. На первой стадии обосновываются наиболее перспективные направления дальнейших исследований и проводится выбор первоочередных объектов - нефтегазоперспективных районов и зон, перспективных комплексов. Итогом второй стадии регионального этапа является отчёт о геологических результатах и оценке ресурсов, который обосновывает выбор районов и устанавливает очередность проведения на них поисковых работ.

Целью поисково-оценочных работ является обнаружение новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценка их запасов. Поисково-оценочный этап разделяется на стадии: выявления объектов поискового бурения, подготовки объектов к поисковому бурению, поиска и оценки месторождений (залежей). В отдельных случаях при оценке месторождений с целью уточнения промысловых характеристик проводится опытная эксплуатация пробуренных в рамках данной стадии единичных скважин. Опытная эксплуатация проводится по индивидуальным проектам, в которых определяются сроки проведения и максимальные объемы отбора нефти и газа. По результатам работ на стадии поиска и оценки месторождений (залежей) проводится систематизация геолого-геофизических материалов и составляется отчет о результатах поисково-оценочных работ. В случае открытия месторождения (залежи) проводится подсчет геологических и извлекаемых запасов углеводородов, а также сопутствующих компонентов в соответствии с действующими нормативными документами.

Целью разведочного этапа является изучение характеристик месторождений нефти и газа, обеспечивающих составление технологической схемы их разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации), а также уточнение промысловых характеристик эксплуатационных объектов в процессе разработки. При оценке запасов нефти, газа, конденсата и содержащихся в них имеющих промышленное значение компонентов подсчитываются и учитываются:

- геологические запасы – количество нефти, газа, конденсата, находящееся в недрах;

- извлекаемые запасы – часть геологических запасов, извлечение которых из недр на дату подсчета запасов экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при рациональном использовании современных технических средств и технологии добычи с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.

Месторождения нефти и газа по величине извлекаемых запасов нефти и геологических запасов газа подразделяются на:

- уникальные - более 300 млн. т нефти или 500 млрд. м3 газа;

- крупные - от 60 до 300 млн. т нефти или от 75 до 500 млрд. м3 газа;

- средние - от 15 до 60 млн. т нефти или от 40 до 75 млрд. м3 газа;

- мелкие - менее 15 млн. т нефти или 40 млрд. м3 газа160.

Поиски и освоение месторождений нефти, газа, термальных источников энергии осуществляются по проектам разведки, обустройства, разработки месторождений, включающим проектные решения и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, охране труда, недр и окружающей среды161. На их основании разрабатываются рабочие проекты на строительство скважин (индивидуальные или групповые), которые должны обеспечивать безаварийную проводку ствола, безопасность труда в процессе строительства скважин, их надежность и противоаварийную устойчивость при последующей эксплуатации в качестве опасных производственных объектов. Разработка проектов осуществляется специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию, на основании задания на проектирование, которое выдается недропользователем (заказчиком). В проектной документации должны предусматриваться решения, соответствующие передовому отечественному и зарубежному уровню промышленной безопасности, в том числе обоснованные и достаточные решения, учитывающие особо сложные геологические и гидрогеологические условия строительства, сейсмичность, оползневые и другие явления. Проект должен предусматривать мероприятия по предупреждению аварий и локализации их последствий, как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в районе его размещения. При разработке мероприятий учитываются источники опасности, факторы риска, условия возникновения аварий и их сценарии, численность и размещение производственного персонала. Проект должен обеспечить безопасность для жизни и здоровья пребывания людей в пределах зон вредного влияния работ, наиболее полное, комплексное и безопасное извлечение запасов полезных ископаемых, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния проводимых работ. Разработанная проектная документация подлежит экспертизе промышленной безопасности и утверждается заказчиком.

Работы по строительству скважин могут быть начаты после инженерного обустройства месторождения при выполнении следующих условий:

- наличие проектно-сметной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке;

- наличие транспортных магистралей, дорог, обеспечивающих круглогодичное сообщение с базами материально-технического обеспечения и местами дислокации производственных служб организации;

- наличие согласования трасс транспортировки бурового оборудования, в т.ч. в местах пересечения трасс с ЛЭП, железными дорогами, магистральными трубопроводами и т.п.;

- наличие акта выноса местоположения скважины на местность;

- заключении договоров на производство работ с подрядчиками (субподрядчиками), службами противофонтанной безопасности.

Для обеспечения строительства опасного производственного объекта заказчик передает подрядчику утвержденную проектную документацию, назначает технический надзор за проведением строительно-монтажных работ, проверяет наличие необходимых разрешительных документов у исполнителей работ, поставщиков оборудования и материалов. Проектная организация осуществляет авторский надзор за соблюдением проекта в процессе строительства. Приёмка-сдача выполненных работ производится приёмочной комиссией в установленном законом порядке. Принятые объекты подлежат регистрации в качестве опасных производственных объектов.

Организации, эксплуатирующие месторождения нефти и газа обязаны:

  1. выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации объектов нормативными техническими документами;

  2. допускать к работе на опасном производственном объекте работников соответствующей квалификации и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

  3. иметь в наличии и обеспечить функционирование необходимых приборов и систем контроля производственных процессов;

  4. обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности, проводить диагностику, испытание, освидетельствование сооружений и технических устройств в установленном порядке;

  5. организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

  6. создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

  7. осуществлять другие действия и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, установленные действующим законодательством.

Для обеспечения требований промышленной безопасности при добыче нефти и газа органами государственного горного надзора были разработаны и утверждены правила безопасности при проведении отдельных видов работ или эксплуатации промышленного оборудования162. Для контроля за состоянием нефтяных и газовых скважинах проводятся специальные геофизические работы. Данные работы должны проводиться в объеме и с периодичностью, предусмотренными геолого-техническим нарядом на строительство скважины, планом проведения ремонтно-восстановительных работ и мероприятиями по контролю за разработкой пластов, состоянием и эксплуатацией скважин и скважинного оборудования. Проведение геофизических работ обеспечивается специализированными организациями.

Нефтяные и газовые скважины, текущая эксплуатация которых невозможна по различным причинам, подлежат ликвидации или консервации. Ликвидация и консервация скважин производится по инициативе собственника или компетентных государственных органов в установленном порядке на основании утверждённого проекта. В проектной документации на консервацию или ликвидацию скважины должны быть предусмотрены мероприятия по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий как в процессе консервации или ликвидации, так и по завершении его консервации, в том числе мероприятия по предотвращению проникновения посторонних лиц на территорию законсервированной скважины. Консервация скважин производится в процессе строительства, после его окончания и в процессе эксплуатации на срок от 6 месяцев до 10 лет. Предусмотренное проектом сезонное прекращение работ консервацией не считается. Также консервации подлежат все категории скважин, законченных строительством, на срок до их передачи заказчику для дальнейшей организации добычи нефти, газа, закачки воды в соответствии с проектной документацией. Все ликвидируемые скважины в зависимости от причин ликвидации подразделяются на 4 категории:

I - скважины, выполнившие свое назначение;

II - скважины, ликвидируемые по геологическим причинам;

III - скважины, ликвидируемые по техническим причинам;

IV - скважины, ликвидируемые по технологическим, экологическим и другим причинам.

Обязательным условием ликвидации или консервации является проведение рекультивации территории. Работы по консервации или ликвидации нефтяных и газовых скважин подлежат сдаче по акту. Акт ликвидации (консервации) скважины подписывается собственником, органом горного надзора и органом, выдавшим лицензию на пользование недрами.

Большое внимание уделяется законодателем обеспечению безопасных условий и охране труда в нефтяной и газовой промышленности. В процессе производственной деятельности работодатель обязан обеспечить выполнение установленных законодательством условий безопасности, в том числе:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;

- недопущение работников моложе 18 лет к работам на опасных производственных объектах, а также работников, не прошедших обязательные медицинские обследования или имеющих медицинские противопоказания.

Работники, занятые на работах с опасными и вредными условиями труда, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы. При наличии медицинских рекомендаций, работники обязаны пройти внеочередной медицинский осмотр.

К работам на объектах допускаются работники после обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировки на рабочем месте, проверки знаний и практических навыков, проведения инструктажа по безопасности труда на рабочем месте и при наличии удостоверения, дающего право допуска к определенному виду работ. Срок стажировки устанавливается недропользователем самостоятельно, но не менее двух недель.

За нарушение установленных законом требований промышленной безопасности виновные лица несут дисциплинарную, материальную, административную или уголовную и имущественную ответственность. Порядок привлечения к юридической ответственности установлен с нормами трудового, административного, уголовного и гражданского законодательства Российской Федерации.

studfiles.net

Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа

9.1. Основы государственной политики в области развития нефтегазового комплекса

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние. В то же время, вопросы обеспечения энергетической безопасности152Российской Федерации в целом и бесперебойного энергоснабжения отдельных её регионов являются приоритетными в деятельности Правительства Российской Федерации. Для комплексного решения данных задач, Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 года153.

Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем. Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и обеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы. Предусматривается, что из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь технологическая модернизация существующих производственных мощностей (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем - их коренная реконструкция и создание новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих российским условиям зарубежных технологий. Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Необходимо увеличить долю потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.

Организация воспроизводства ресурсной базы ТЭК производится в плановом порядке. Программы и условия лицензирования недр в Российской Федерации на период до 2020 года, исходя из намечаемых уровней добычи топлива, должны обеспечивать расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы: прирост запасов нефти в количестве 7,5 - 10 млрд. т и газа в количестве 11,2 - 18,8 трлн. куб. м. При этом вероятные запасы и ресурсы распределенного фонда недр в основных районах добычи нефти и газа (Поволжье и Западная Сибирь) могут обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы в ближайшие 10 - 15 лет не более чем на 30 - 40 процентов, а остальные запасы должны быть приращены за счет разведки и освоения новых территорий и акваторий России. Для реализации программы расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы необходима активная политика в области лицензирования недр.

Стратегическими целями развития нефтяного и газового комплекса являются:

стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть, газ и продукты их переработки;

развитие единой системы газоснабжения и транспортировки нефти и её расширение на восток России, усиление на этой основе интеграции регионов страны;

совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью повышения экономических результатов её деятельности и формирования либерализованного рынка газа;

обеспечение стабильно высоких поступлений в доход консолидированного бюджета;

обеспечение политических интересов России в мире;

формирование устойчивого платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей российской экономики (обрабатывающей промышленности, сферы услуг, транспорта и т.п.).

Для достижения этих целей необходимо обеспечить:

рациональное использование разведанных запасов нефти и газа, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности;

ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти и газа;

углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов нефти и газа;

формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа, в первую очередь в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей;

развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспорта газа, нефти и нефтепродуктов, её диверсификация по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние и внешние рынки; своевременное формирование транспортных систем в новых нефтегазодобывающих регионах;

развитие газоперерабатывающей и гелиевой промышленности;

расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, их участие в производственных, транспортных и сбытовых активах за рубежом.

Исходя из современного и прогнозируемого качества сырьевой базы нефтяной и газовой отрасли необходимы:

значительная интенсификация геологоразведочных работ, чтобы обеспечить необходимый прирост добычи из не открытых пока месторождений. Государственная программа лицензирования недр должна с учетом вероятных рисков обеспечить достижение необходимых для устойчивого развития отрасли уровней геологоразведочных работ и объемов инвестиций в них;

совершенствование технологий добычи нефти и газа в целях более полного извлечения углеводородов и увеличения уровней текущей добычи разрабатываемых месторождений;

реализация технологии повышения эффективности создания и эксплуатации подземных хранилищ газа;

разработка технологий использования газа на нетопливные нужды.

Действующими государственными программами предусмотрено проведение комплекса работ по освоению и разработке разведанных месторождений нефти и газа, а так же установлены плановые показатели производства эксплуатационного и разведочного бурения и производства ремонтных работ на простаивающих скважинах154.

Так же в рамках Энергетическая стратегия России на период до 2020 года предусмотрено развитие альтернативных источников энергии, в том числе атомной энергетики и использование возобновляемых ресурсов. Данным документом установлены и плановые показатели развития ТЭК к 2020 году по основным секторам.

studfiles.net

§ 6. Особенности правового регулирования добычи нефти и газа. Правовое регулирование ресурсопользования

Россия считается одной из немногих стран, в кᴏᴛᴏᴩых добыча нефти имеет долгую историю. Российские геологи и нефтяники ведут поиск, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше 135 лет. Первый нефтяной фонтан был получен в России в 1864 году из скважины, пробуренной у реки Кудако на Кубани. Россия занимает второе место в мире по запасам нефти, уступая исключительно Саудовской Аравии. Перспективные и прогнозные запасы нефти в России оцениваются в 62.7 млрд. тонн. Нефтяные месторождения открыты на территориях 36 из 89 субъектов Российской Федерации, в 30 из них ведется добыча углеводородного сырья. К настоящему времени в России открыто около 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений, из кᴏᴛᴏᴩых, однако около 900 нефтяных месторождений по различным причинам не осваивается. Около 85 процентов из них находятся в Западной Сибири. Важно знать, что большая часть остальных месторождений приходится на Урало-Поволжье и Европейский Север России. В России выделяются три крупные группы районов, кᴏᴛᴏᴩые ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют начальной, средней и поздней стадиям оϲʙᴏения сырьевой базы. На начальной стадии оϲʙᴏения находятся месторождения Восточной Сибири, Дальнего Востока (за исключением острова Сахалин), а также шельфы российских морей. Средняя стадия оϲʙᴏения характерна для месторождений Западной Сибири, а также частично Европейского Севера (Тимано-Печорский регион). На поздней стадии оϲʙᴏения находятся “старые” добывающие районы Урало-Поволжья, Северного Кавказа и острова Сахалин.

Добыча нефти и газа, особенно в последние годы, осуществляется в труднодоступных районах, требует от недропользователей значительных капитальных вложений в работы по поиску, оценке, разведке месторождений и добыче углеводородного сырья. Работы по оϲʙᴏению нефтегазоносных месторождений приводяттрадиционно к существенным нарушениям естественных связей окружающей природной среды. Эти факторы обусловливают необходимость осуществления государственной поддержки работ по добыче нефти и газа. Организации, осуществляющие добычу нефти и газа будут, как правило, монополистами в ϲʙᴏей области деятельности, по϶ᴛᴏму государство оставляет за собой право определения основ ценовой политики в отношении нефти и газа. Важно заметить, что одной из стратегических задач государственного регулирования работ по добыче нефти и газа будет обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации путем создания базы нефтегазовых месторождений, рационального и безопасного их использования.

Нормативным актом, регулирующим отношения по формированию фонда разведанных месторождений газа, его добыче, транспортировке, хранению и поставкам будет федеральный закон РФ “О газоснабжении в Российской Федерации”. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним к объектам федерального значения ᴏᴛʜᴏϲᴙтся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации. Месторождение газа признается объектом федерального значения Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Федерации, на территории кᴏᴛᴏᴩого расположено месторождение.

Для обеспечения энергетической безопасности России путем создания резерва газовых месторождений, часть месторождений газа федерального значения, эксплуатация кᴏᴛᴏᴩых отнесена на последующий период, может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений газа. Этот фонд формируется из числа открытых разведанных месторождений газа, для кᴏᴛᴏᴩых лицензии на добычу газа не выданы. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требованиями ФЗ РФ “О недрах” организация, открывшая месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, получает право, на основании решения Правительства РФ, на разработку ϶ᴛᴏго месторождения без проведения конкурса (аукциона). В случае если же открытое месторождение включается в федеральный фонд резервных месторождений, организация получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из федерального фонда резервных месторождений газа принимается Правительством Российской Федерации.

Иные месторождения газа федерального значения, не включенные в федеральный фонд, могут передаваться в эксплуатацию по результатам конкурсов или аукционов. Без их проведения месторождение газа федерального значения может быть передано в эксплуатацию по решению Правительства РФ организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации – собственнику Единой системы газоснабжения либо организации – собственнику региональной системы газоснабжения.

Организации, кᴏᴛᴏᴩой месторождение нефти или газа передано в эксплуатацию, предоставляется лицензия в порядке, установленном горным законодательством и иными нормативными актами горного права. До начала разработки месторождения нефти и газа недропользователь обязан получить в органах Госгортехнадзора горный отвод. Организация – лицензиат при разработке месторождений нефти или газа, наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных для всех недропользователей, обязана:

осуществлять доразведку и эксплуатационную разведку; осуществлять учет состояния и движения запасов и потерь нефти или газа;

обеспечивать охрану разрабатываемых месторождений от затопления, обводнения, пожаров, от перетока нефти, газа или теплоэнергетических вод в другие пласты (горизонты) и от других факторов, снижающих качество нефти, газа или теплоэнергетических вод и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разработку;

приостанавливать работы и сообщать заинтересованным государственным органам в случае обнаружения при разработке месторождений нефти или газа редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры;

соблюдать установленный порядок по консервации и ликвидации организации по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод, а также эксплуатирующей подземные хранилища газа и продуктов переработки углеводородов или его части.

Для создания благоприятных экономических условий для поиска, разведки и оϲʙᴏения месторождений нефти и газа осуществляется государственное регулирование ценовой политики в сфере нефте- газодобычи. Организациям, осваивающим месторождения нефти и газа в отдаленных, труднодоступных районах и районах с особо сложными условиями добычи, предоставляются налоговые льготы, они могут оϲʙᴏбождаться от платежей за пользование недрами, получать скидки с таких платежей.

Организации, осуществляющие добычу нефти из введенных в эксплуатацию бездействовавших, контрольных скважин и скважин, находившихся в консервации по состоянию на 1 января 1999 г., за исключением новых скважин, находящихся в ожидании оϲʙᴏения после бурения, оϲʙᴏбождаются от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. Оϲʙᴏбождение от платежей в федеральный бюджет предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1999г. № 1213. Кроме ϶ᴛᴏго, органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано принимать решения об оϲʙᴏбождении перечисленных организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в отношении нефти, добытой из бездействующих скважин. На нефть и стабилизированный газовый конденсат, добываемые из бездействующих скважин, устанавливается нулевая ставка акциза.

 

 

 

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Правовое регулирование ресурсопользования - И.Б. Калинин. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "§ 6. Особенности правового регулирования добычи нефти и газа") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Правовое регулирование ресурсопользования - И.Б. Калинин. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Правовое регулирование ресурсопользования - И.Б. Калинин., 2015. § 6. Особенности правового регулирования добычи нефти и газа.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

§ 6. Особенности правового регулирования добычи нефти и газа : Правовое регулирование ресурсопользования

Россия считается одной из немногих стран, в которых добыча нефти имеет долгую историю. Российские геологи и нефтяники ведут поиск, разведку и разработку нефтяных месторождений свыше 135 лет. Первый нефтяной фонтан был получен в России в 1864 году из скважины, пробуренной у реки Кудако на Кубани. Россия занимает второе место в мире по запасам нефти, уступая лишь Саудовской Аравии. Перспективные и прогнозные запасы нефти в России оцениваются в 62.7 млрд. тонн. Нефтяные месторождения открыты на территориях 36 из 89 субъектов Российской Федерации, в 30 из них ведется добыча углеводородного сырья. К настоящему времени в России открыто около 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений, из которых, однако около 900 нефтяных месторождений по различным причинам не осваивается. Около 85 процентов из них находятся в Западной Сибири. Большая часть остальных месторождений приходится на Урало-Поволжье и Европейский Север России. В России выделяются три крупные группы районов, которые соответствуют начальной, средней и поздней стадиям освоения сырьевой базы. На начальной стадии освоения находятся месторождения Восточной Сибири, Дальнего Востока (за исключением острова Сахалин), а также шельфы российских морей. Средняя стадия освоения характерна для месторождений Западной Сибири, а также частично Европейского Севера (Тимано-Печорский регион). На поздней стадии освоения находятся “старые” добывающие районы Урало-Поволжья, Северного Кавказа и острова Сахалин.

Добыча нефти и газа, особенно в последние годы, осуществляется в труднодоступных районах, требует от недропользователей значительных капитальных вложений в работы по поиску, оценке, разведке месторождений и добыче углеводородного сырья. Работы по освоению нефтегазоносных месторождений приводят, как правило, к существенным нарушениям естественных связей окружающей природной среды. Эти факторы обусловливают необходимость осуществления государственной поддержки работ по добыче нефти и газа. Организации, осуществляющие добычу нефти и газа являются, как правило, монополистами в своей области деятельности, поэтому государство оставляет за собой право определения основ ценовой политики в отношении нефти и газа. Одной из стратегических задач государственного регулирования работ по добыче нефти и газа является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации путем создания базы нефтегазовых месторождений, рационального и безопасного их использования.

Нормативным актом, регулирующим отношения по формированию фонда разведанных месторождений газа, его добыче, транспортировке, хранению и поставкам является федеральный закон РФ “О газоснабжении в Российской Федерации”. В соответствии с ним к объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации. Месторождение газа признается объектом федерального значения Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого расположено месторождение.

Для обеспечения энергетической безопасности России путем создания резерва газовых месторождений, часть месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых отнесена на последующий период, может быть включена в федеральный фонд резервных месторождений газа. Этот фонд формируется из числа открытых разведанных месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы. В соответствии с требованиями ФЗ РФ “О недрах” организация, открывшая месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, получает право, на основании решения Правительства РФ, на разработку этого месторождения без проведения конкурса (аукциона). Если же открытое месторождение включается в федеральный фонд резервных месторождений, организация получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из федерального фонда резервных месторождений газа принимается Правительством Российской Федерации.

Иные месторождения газа федерального значения, не включенные в федеральный фонд, могут передаваться в эксплуатацию по результатам конкурсов или аукционов. Без их проведения месторождение газа федерального значения может быть передано в эксплуатацию по решению Правительства РФ организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации – собственнику Единой системы газоснабжения либо организации – собственнику региональной системы газоснабжения.

Организации, которой месторождение нефти или газа передано в эксплуатацию, предоставляется лицензия в порядке, установленном горным законодательством и иными нормативными актами горного права. До начала разработки месторождения нефти и газа недропользователь обязан получить в органах Госгортехнадзора горный отвод. Организация – лицензиат при разработке месторождений нефти или газа, наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных для всех недропользователей, обязана:

осуществлять доразведку и эксплуатационную разведку; осуществлять учет состояния и движения запасов и потерь нефти или газа;

обеспечивать охрану разрабатываемых месторождений от затопления, обводнения, пожаров, от перетока нефти, газа или теплоэнергетических вод в другие пласты (горизонты) и от других факторов, снижающих качество нефти, газа или теплоэнергетических вод и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разработку;

приостанавливать работы и сообщать заинтересованным государственным органам в случае обнаружения при разработке месторождений нефти или газа редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры;

соблюдать установленный порядок по консервации и ликвидации организации по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод, а также эксплуатирующей подземные хранилища газа и продуктов переработки углеводородов или его части.

В целях создания благоприятных экономических условий для поиска, разведки и освоения месторождений нефти и газа осуществляется государственное регулирование ценовой политики в сфере нефте- газодобычи. Организациям, осваивающим месторождения нефти и газа в отдаленных, труднодоступных районах и районах с особо сложными условиями добычи, предоставляются налоговые льготы, они могут освобождаться от платежей за пользование недрами, получать скидки с таких платежей.

Организации, осуществляющие добычу нефти из введенных в эксплуатацию бездействовавших, контрольных скважин и скважин, находившихся в консервации по состоянию на 1 января 1999 г., за исключением новых скважин, находящихся в ожидании освоения после бурения, освобождаются от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. Освобождение от платежей в федеральный бюджет предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 1999г. № 1213. Кроме этого, органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано принимать решения об освобождении перечисленных организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, в отношении нефти, добытой из бездействующих скважин. На нефть и стабилизированный газовый конденсат, добываемые из бездействующих скважин, устанавливается нулевая ставка акциза.

 

 

 

www.adhdportal.com

Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа

Право Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа

Количество просмотров публикации Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа - 162

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа
Рубрика (тематическая категория) Право

9.1. Основы государственной политики в сфере развития нефтегазового комплекса

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние. В тоже самое время, вопросы обеспечения энергетической безопасности[152] Российской Федерации в целом и бесперебойного энергоснабжения отдельных её регионов являются приоритетными в деятельности Правительства Российской Федерации. Для комплексного решения данных задач, Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 года[153].

Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем. Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и обеспечить воспроизводство ᴇᴦο вырабатываемой ресурсной базы. Предусматривается, что из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь технологическая модернизация существующих производственных мощностей (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем - их коренная реконструкция и создание новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих российским условиям зарубежных технологий. Во вторую очередь, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Необходимо увеличить долю потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.

Организация воспроизводства ресурсной базы ТЭК производится в плановом порядке. Программы и условия лицензирования недр в Российской Федерации на период до 2020 года, исходя из намечаемых уровней добычи топлива, должны обеспечивать расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы˸ прирост запасов нефти в количестве 7,5 - 10 млрд. т и газа в количестве 11,2 - 18,8 трлн. куб. м. При этом вероятные запасы и ресурсы распределенного фонда недр в основных районах добычи нефти и газа (Поволжье и Западная Сибирь) могут обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы в ближайшие 10 - 15 лет не более чем на 30 - 40 процентов, а остальные запасы должны быть приращены за счёт разведки и освоения новых территорий и акваторий России. Для реализации программы расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы необходима активная политика в сфере лицензирования недр.

Стратегическими целями развития нефтяного и газового комплекса являются˸

стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть, газ и продукты их переработки;

Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа" 2014, 2015-2016.

Читайте также

  • - Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием

    1) генетики 2) эволюционной теории 3) медицины 4) микроскопии 14. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур? 1) цитоплазма 2) клеточная стенка 3) вакуоль 4) рибосома 15. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и... [читать подробнее].

  • - Тема №1. Древнерусское государство в IX — начале XII вв.

    (библиотечный фонд АГАУ) 1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Учеб. пособие для студентов – иностранцев. – 3-е изд., испр. –М.: Русск. язык, 1983. 181 с. (ч/з; шифр - 4 Р А 394) 2. Акишина А.А. Формановская Н.И. Этикет русского письма: Учеб. пособие. – М.: Русский язык,... [читать подробнее].

  • - ТЕМА 9. Россия во второй половине XIX вЕКА.

    План 1. Кризис николаевского режима. 1. Реформы Александра II – политика возможного. 2. Власть и оппозиция в пореформенной России. 3. Внешняя политика: восстановление статуса и роли великой державы. 4. Россия при Александре III – отложенные решения. 1. В середине XIX в.... [читать подробнее].

  • - Тема 6. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

    1.Хронологические рамки царствования Петра I: А. 1672-1725 гг.; Б. 1682-1725 гг.; В. 1695-1725 гг.; Г. 1700 – 1721 гг. Кто из правителей России последним короновался шапкой Мономаха? А. Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного; Б. Иван V Алексеевич – брат Петра I; В. Екатерина II – Великая. ... [читать подробнее].

  • - Социокультурная ситуация рубежа XVIII—XIX вв.

    Конец XVIII — начало XIX в. прошли под знаком последствий Великой французской революции и наполеоновских войн. В этих условиях формируются новые подходы к осмыслению задач научного исторического знания. Особенностью XIX в. является фор­мирование альтернативных,... [читать подробнее].

  • - Россия на рубеже XIX – XX вв.

    Николай II (1894-1917) унаследовал отцовский престол в очень непростое время. Россия на рубеже XIX – XX вв., казалось, вся была соткана из противоречий. Успехам экономики противоречила отсталая с европейской точки зрения система государственного управления, свобода... [читать подробнее].

  • - Российской империи в конце XIX — начале XX в.

    Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, пар­ламентской демократии. Однако этот процесс проте­кал в огромной евроазиатской... [читать подробнее].

  • - Российскоезаконодательство XVIII—XiX вв. как законодательство нового времени

    Изменение соотношения обычая и закона как источников права Начало нового этапа в истории русского законодательства, а точ­нее, в истории русского права и законодательства как его источника, большинство авторов связывает с изменением соотношения обычая и 53 Коркунов Н.... [читать подробнее].

  • - Российские реформы 60-70-х годов XIX в. и их влияние на развитие государственного, общественного и частного призрения

    В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Естественно, изменяется и управление... [читать подробнее].

  • - Российская империя во второй половине XIX- начале XX вв.

    1. Термином «Великие реформы » называют реформы: А. Александра I начала XIX века; Б. Александра II середины XIX века; В. Хрущева Н.С. 50-60-х годов XX века. 2.Расположить в хронологической последовательности реформы Александра II г.: А. земская реформа; Б. крестьянская реформа; В.... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа

    Право Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа

    Количество просмотров публикации Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа - 29

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи: Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа
    Рубрика (тематическая категория) Право

    9.1. Основы государственной политики в сфере развития нефтегазового комплекса

    Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние. В тоже самое время, вопросы обеспечения энергетической безопасности[152] Российской Федерации в целом и бесперебойного энергоснабжения отдельных её регионов являются приоритетными в деятельности Правительства Российской Федерации. Для комплексного решения данных задач, Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 года[153].

    Для обеспечения энергетической безопасности необходимо решение двух первоочередных проблем. Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физически технологической базы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и обеспечить воспроизводство ᴇᴦο вырабатываемой ресурсной базы. Предусматривается, что из-за ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли) будет осуществляться в первую очередь технологическая модернизация существующих производственных мощностей (с учетом продления сроков их службы), а в дальнейшем - их коренная реконструкция и создание новых мощностей с использованием лучших отечественных и соответствующих российским условиям зарубежных технологий. Во вторую очередь, потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Необходимо увеличить долю потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.

    Организация воспроизводства ресурсной базы ТЭК производится в плановом порядке. Программы и условия лицензирования недр в Российской Федерации на период до 2020 года, исходя из намечаемых уровней добычи топлива, должны обеспечивать расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы˸ прирост запасов нефти в количестве 7,5 - 10 млрд. т и газа в количестве 11,2 - 18,8 трлн. куб. м. При этом вероятные запасы и ресурсы распределенного фонда недр в основных районах добычи нефти и газа (Поволжье и Западная Сибирь) могут обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы в ближайшие 10 - 15 лет не более чем на 30 - 40 процентов, а остальные запасы должны быть приращены за счёт разведки и освоения новых территорий и акваторий России. Для реализации программы расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы необходима активная политика в сфере лицензирования недр.

    Стратегическими целями развития нефтяного и газового комплекса являются˸

    стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть, газ и продукты их переработки;

    Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глава IX. Правовое регулирование добычи нефти и газа" 2014, 2015-2016.

    Читайте также

  • - Возникновение клеточной теории в середине XIX в. связано с развитием

    1) генетики 2) эволюционной теории 3) медицины 4) микроскопии 14. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур? 1) цитоплазма 2) клеточная стенка 3) вакуоль 4) рибосома 15. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и... [читать подробнее].

  • - Тема №1. Древнерусское государство в IX — начале XII вв.

    (библиотечный фонд АГАУ) 1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Учеб. пособие для студентов – иностранцев. – 3-е изд., испр. –М.: Русск. язык, 1983. 181 с. (ч/з; шифр - 4 Р А 394) 2. Акишина А.А. Формановская Н.И. Этикет русского письма: Учеб. пособие. – М.: Русский язык,... [читать подробнее].

  • - ТЕМА 9. Россия во второй половине XIX вЕКА.

    План 1. Кризис николаевского режима. 1. Реформы Александра II – политика возможного. 2. Власть и оппозиция в пореформенной России. 3. Внешняя политика: восстановление статуса и роли великой державы. 4. Россия при Александре III – отложенные решения. 1. В середине XIX в.... [читать подробнее].

  • - Тема 6. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

    1.Хронологические рамки царствования Петра I: А. 1672-1725 гг.; Б. 1682-1725 гг.; В. 1695-1725 гг.; Г. 1700 – 1721 гг. Кто из правителей России последним короновался шапкой Мономаха? А. Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного; Б. Иван V Алексеевич – брат Петра I; В. Екатерина II – Великая. ... [читать подробнее].

  • - Социокультурная ситуация рубежа XVIII—XIX вв.

    Конец XVIII — начало XIX в. прошли под знаком последствий Великой французской революции и наполеоновских войн. В этих условиях формируются новые подходы к осмыслению задач научного исторического знания. Особенностью XIX в. является фор­мирование альтернативных,... [читать подробнее].

  • - Россия на рубеже XIX – XX вв.

    Николай II (1894-1917) унаследовал отцовский престол в очень непростое время. Россия на рубеже XIX – XX вв., казалось, вся была соткана из противоречий. Успехам экономики противоречила отсталая с европейской точки зрения система государственного управления, свобода... [читать подробнее].

  • - Российской империи в конце XIX — начале XX в.

    Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, пар­ламентской демократии. Однако этот процесс проте­кал в огромной евроазиатской... [читать подробнее].

  • - Российскоезаконодательство XVIII—XiX вв. как законодательство нового времени

    Изменение соотношения обычая и закона как источников права Начало нового этапа в истории русского законодательства, а точ­нее, в истории русского права и законодательства как его источника, большинство авторов связывает с изменением соотношения обычая и 53 Коркунов Н.... [читать подробнее].

  • - Российские реформы 60-70-х годов XIX в. и их влияние на развитие государственного, общественного и частного призрения

    В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официальной отмены крепостного права происходит реорганизация административной системы и государственного управления. Естественно, изменяется и управление... [читать подробнее].

  • - Российская империя во второй половине XIX- начале XX вв.

    1. Термином «Великие реформы » называют реформы: А. Александра I начала XIX века; Б. Александра II середины XIX века; В. Хрущева Н.С. 50-60-х годов XX века. 2.Расположить в хронологической последовательности реформы Александра II г.: А. земская реформа; Б. крестьянская реформа; В.... [читать подробнее].

  • referatwork.ru