Китай и «Роснефть»: приватизационные маневры. Роснефть китай нефть


"Роснефть" берет Китай в оборот или наоборот | Статьи

МОСКВА, 23 окт - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. После вхождения китайской частной компании CEFC в акционерный капитал "Роснефти" российская компания намерена резко нарастить поставки в КНР. Во время проведения Евразийского экономического форума в итальянской Вероне глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил о намерении поставлять в Китай 50 млн тонн нефти ежегодно, начиная с 2018 года. Уже в этом году компания должна нарастить поставки в КНР с 31 млн тонн до рекордных 40 млн тонн. 

"Роснефть" готова задействовать все имеющиеся возможности, включая увеличение поставок по магистральному трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и казахстанскому маршруту Атасу – Алашанькоу, а если их будет недостаточно, то и отгрузки по железной дороге. 

Новый партнер из Поднебесной

CEFC стала крупным акционером "Роснефти", купив 14,16% долю участия в российской компании. После заключения сделки Сечин объявил о необходимости увеличения экспорта в Китай в связи с подписанием с CEFC пятилетнего соглашения о поставках нефти в объеме 10 млн т/г.

"Роснефть" запросила "Транснефть" о возможности роста поставок нефти в КНР через Казахстан
 

CEFC самая динамичная частная компания, которая быстро расширяет свое присутствие в нефтяной отрасли Китая и за рубежом, что стало возможным после начала проведения Пекином либеральной политики в сфере нефтепереработки. Частным компаниям сейчас разрешается самостоятельно закупать и перерабатывать углеводородное сырье. В прошлом году CEFC проявляла интерес к приобретению нескольких независимых китайских НПЗ. 

После заключения соглашения с "Роснефтью" о поставках нефти в ближайшее время следует ожидать сделок по слиянию и поглощению в нефтеперерабатывающей отрасли Китая, инициатором которых станет CEFC. Российская компания может принять участие в этих сделках в качестве партнера CEFC и получить доступ к нефтеперерабатывающим мощностям на территории Китая, поэтому сотрудничество между двумя компаниями будет продолжаться. 

"Мы будем готовить дополнительный контракт, более долгосрочный, с CEFC, который закрепит наши позиции на китайском рынке. Кроме того, мы будем развивать с CEFC ряд новых проектов, в том числе в сфере нефте- и газодобычи, а также нефтехимии, на территории России", - заявил Сечин.

Технические ограничения не помеха

Сейчас пропускная способность ВСТО составляет 58 млн т/г. В связи с ростом экспорта нефти в восточном направлении "Транснефть" ведет работы по увеличению мощности трубопровода, которая к 2020 году должна достичь 80 млн т/г. 

"Транснефть" выполнила все необходимые работы по увеличению до 30 млн т/г пропускной способности трубопровода Сковородино-Мохе – ответвления ВСТО. Однако трудности существуют по обе стороны границы. Китайская сторона не смогла завершить программу расширения своей нефтепроводной системы, поэтому в следующем году сможет принять по трубопроводу Сковородино-Мохе только 28-28,5 млн тонн. Поставки в объеме 30 млн т/г станут возможными только в 2019 году.

К этому сроку завершится модернизация и увеличатся объемы производства на трех НПЗ на северо-востоке Китая – в Ляояне, Даляни и Цзилини. При этом мощность крупнейшего завода в Ляояне возрастет к концу 2018 года в два раза – до 400 тыс. барр./сут. (≈20 млн т/г). Все три НПЗ принадлежат крупнейшей китайской нефтяной компанией CNPC, с которой "Роснефть" заключила долгосрочное соглашение о поставках сырья. 

Чтобы обеспечить поставки в Китай в объеме 50 млн тонн уже в следующем году, "Роснефть" придется использовать возможности казахстанского трубопровода Атасу-Алашанькоу. 

Министр нефти Ирака ждет объяснений от "Роснефти" по сделке с Курдистаном

Советник главы "Транснефти" Игорь Демин 9 октября сообщил, что "Роснефть" обратилась в нефтетранспортную компанию с просьбой увеличить поставки в направлении Казахстана еще на 3 млн т/г. Однако увеличение прокачки в сторону Казахстана является технически трудной задачей и даже может привести к повышению тарифов на других направлениях, поэтому нефтетранспортная компания окончательного решения еще не приняла. 

Эксперты уверены, что "Транснефти" придется дать положительный ответ, поскольку "Роснефть" обладает огромным административным ресурсом, а российское правительство уделяет особое внимание развитию экономических отношений с Китаем. Однако с технической точки зрения увеличить экспорт нефти в Китай задача непростая. Ссылаясь на технические сложности, руководство "Транснефти" пока официального ответа не дала. 

В этом году российская компания сумела договориться о росте поставок по этому маршруту с 7 млн т/г до 10 млн т/г. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы выполнить все обязательства перед китайскими партнерами.

Рост поставок по Сковородино-Мохэ и Атасу-Алашанькоу не гарантирует поставки в Китай в объеме 50 млн т/г. Компании придется отгружать больше нефти на терминале в Козьмино – конечном пункте ВСТО. Однако сделать это возможно только за счет сокращения экспорта других российских компаний. 

В этом году экспорт через Козьмино превысит 31 млн т/г. Из этого объема около половины приходится на "Роснефть" и аффилированные с ней структуры. При этом, более двух третей российской нефти, экспортируемой через дальневосточный терминал, поступит на рынок Китая. 

Для выполнения обязательств в 2017 году "Роснефти" возможно придется возобновить отгрузки нефти в Китай по железной дороге, несмотря на более высокие затраты по сравнению с трубопроводными поставками.  

Жадный до нефти китайский дракон

Китай в январе-сентябре 2017 года импортировал 320 млн тонн нефти – на 12,2% больше, чем за тот же период годом ранее. Увеличение поставок углеводородного сырья в КНР происходит, несмотря на повышение цен на энергоносители. В прошлом месяце объем переработки на китайских НПЗ достиг 1,6 млн т/сут. (11,7 млн барр./сут.). В текущем году переработка нефти на китайских НПЗ может достигнуть 550 млн тонн. Китай стал крупнейшим импортером нефти в мире, обогнав США. 

Стремление "Роснефти" закрепиться объясняются экономическими соображениями. Цена на смесь ВСТО, которая поставляется по одноименному нефтепроводу в восточном направлении, прежде всего в Китай, существенно выше по сравнению с Urals, которая экспортируется в западном направлении. Трубопровод ВСТО может гарантировать стабильные поставки российской нефти китайским потребителям. При поставках по трубопроводам транспортные издержки существенно ниже, чем затраты при поставках танкерами по морю. 

Из-за налогового законодательства сейчас российским компаниям выгоднее экспортировать нефть, чем перерабатывать ее внутри страны. При этом, восточное направление приносит наибольшую прибыль. Кроме того, "Роснефть" может продавать нефть китайским потребителям, не прибегая к услугам трейдеров, что также способствует повышению эффективности продаж и усиливает позиции российской компании на рынке АТР. 

Китайцы потеснят европейцев

Со следующего года "Роснефти" придется дополнительно поставлять в Китай более 800 тыс. тонн нефти ежемесячно, что сложно выполнить из-за соглашения о сокращении добычи ОПЕК+, в котором участвует Россия.

Крупнейшей российской нефтяной компании придется перенаправить часть нефти с Запада на Восток. Сделано это может быть только за счет западных трейдеров, с которыми ранее были заключены соглашения о поставках сырья. Начать изменение экспортных потоков станет возможным начиная со второго квартала, когда завершатся пятилетние соглашения с сырьевыми трейдерами Vitol и Glencore о поставках нефти, за которую "Роснефть" получила предоплату. В середине следующего года такой же контракт завершится с Trafigura, и российская компания полностью "освободится от пут" европейских трейдеров. 

Кроме того, в следующем году руководству "Роснефти" придется пересмотреть условия или полностью отказаться от полугодовых тендеров на поставку нефти. В следующем году традиционные покупатели российской нефти на спотовом рынке будут вынуждены уступить место новым партнерам "Роснефти" из Китая.

1prime.ru

«Роснефть» в 2018 году намерена поставить в Китай до 50 млн тонн нефти 

Москва, 18 сентября — «Вести. Экономика». "Роснефть" расширяет сотрудничество с компаниями Китая, в этом году компания намерена поставить в Китай до 50 млн тонн нефти, заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин.

"Партнерство с Китаем для нас — осознанный стратегический выбор. «Роснефть» продает в КНР треть всей экспортируемой нефти, в нынешнем году объем наших поставок может составить до 50 млн тонн. Мы достигли большого взаимного доверия с китайскими партнерами, о чем, в частности, говорят Соглашения, которые были подписаны на ВЭФ. Большие надежды на расширение сотрудничества мы связываем с Российско-китайским энергетическим форумом. Он состоится в ноябре этого года, на него приглашены 44 российских и 35 китайских компаний", — отметил Сечин.

В рамках IV Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке «Роснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали Соглашение о сотрудничестве в области разведки и добычи углеводородов в России. По условиям соглашения, CNPC получает возможность приобрести миноритарные доли в крупных нефтегазовых проектах «Роснефти», расположенных, в том числе, в Восточной и Западной Сибири. Компании договорились рассмотреть возможность участия CNPC в геологоразведке.

"Еще одним важным шагом в расширении сотрудничества с Китаем стало соглашение «Роснефти» с компанией Beijing Gas, которое закрепляет основные условия создания совместного предприятия (СП) по строительству и эксплуатации в России сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В рамках реализации подписанного соглашения компании планируют построить в России более 160 АГНКС, также обсуждается возможность использования СПГ в качестве газомоторного топлива", — отмечает «Роснефть».

Поставки нефти из России в Китай увеличились за последние десять лет в 4,5 раза до 52,6 млн тонн, нефтепродуктов — в два раза до 6,3 млн тонн. Почти 75% поставок нефти приходится на «Роснефть».

В середине 2017 г. «Роснефть» и Beijing Gas закрыли сделку купли-продажи 20% акций «Верхнечонскнефтегаза» (дочернее общество «Роснефти»). Верхнечонское месторождение — одно из крупнейших добывающих месторождений Восточной Сибири с развитой инфраструктурой и доступом к нефтепроводу ВСТО.

"Еще одним примером интегрального сотрудничества «Роснефти» и китайских партнеров является совместное предприятие с Sinopec «Удмурнефть», которое в 2007 г. через год после того как компания из КНР вошла в его капитал, нарастило добычу и вышло на уровень 6,4 млн тонн нефти в год после 20 лет снижения производственных показателей. Спустя десять лет предприятие продолжает демонстрировать выдающиеся успехи. За это время «Удмуртнефть» достигла стабильного уровня добычи — более 6 млн тонн в год и обеспечила накопленную добычу в объеме около 75 млн тонн. Сегодня эта компания — крупнейший производитель углеводородов Удмуртской республики", — подчеркивает «Роснефть».

Китайские компании играют важную роль в строительстве судостроительного завода «Звезда» в городе Большой Камень на Дальнем Востоке. При поддержке «Роснефти» ДВЗ «Звезда» подписал контракт с компанией China Heavy Industry Corporation Nantong (CHIC), которая, в том числе, производит крановое оборудование для судостроительных заводов. Китайцы поставили на строительную площадку ДВЗ «Звезда» кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тыс. тонн, а также четыре крана грузоподъемностью 320 тонн каждый и четыре крана грузоподъемностью 100 тонн каждый.

Читайте также

finance.rambler.ru

Китай отказался покупать "Роснефть" | 01.03.18

Крупнейшую в российской истории приватизационную сделку - продажу госпакета "Роснефти" - продолжают преследовать неудачи.

Основатель и глава китайской корпорации CEFC, согласившейся выкупить 14,16% акции "Роснефти", от которых отказались катарский фонд QIA и швейцарский сырьевой трейдер Glencore, стал фигурантом уголовного расследования в КНР и был арестован.

Об этом со ссылкой на источники сообщил Caixin, а позднее подтвердили источники Reuters. Йе Янминь, компания которого всего несколько лет назад была небольшим нишевым нефтетрейдером, а в прошлом году неожиданно объявила о покупке доли в крупнейшей нефтяной компании России, подозревается в экономических преступлениях.

Cаму сделку за 9,1 млрд долларов с большой вероятностью можно считать сорванной, утверждает источник Caixin.

Финансировать ее CEFC намеревалась полностью за счет долга. 5 млрд евро в январе согласился предоставить банк ВТБ. Оставшуюся сумму - около 6 млрд долларов - компания намеревалась привлечь у китайского государственного банка развития (China Development Bank).

Однако тот отказался выдавать деньги, сообщили 21 февраля источники РБК.

Банк опасается неопределенности с положением CEFC и ее руководства, уточняют источники Caixin. Найти замену в лице других кредиторов также не удалось. "CEFC усердно ищет средства… Но правительство Китая сохраняет молчание, а местные банки колеблются", - рассказал источник издания. По его словам, крайний срок для поиска денег истек 28 февраля.

CEFC, которой за 8 лет из малоизвестной компании удалось превратиться в международный конгломерат с активами в Африке, Европе и России, давно вызывала вопросы, сказал Bloomberg аналитик Jefferies Лабан Ю. Главный из них - откуда берутся деньги на многочисленные приобретения. И похоже, ответ на него предстоит дать следователям.

На новостях об аресте Янминя облигации CEFC с погашением с 2020 году в четверг рухнули на 34%, и Шанхайская биржа остановила торги по бумагам. Акции "Роснефти" на МосБирже к 14.38 мск обвалились на 2,5%, в 7 раз опередив падение рынка (на 0,35% по индексу ММВБ).

Напомним, первый инвестор в "Роснефть" в лице катарского фонда (и подконтрольного ему трейдера Glencore), объявил о продаже пакета в сентябре. Сделка, состоявшаяся в 2016 году, на 75% была профинансирована за счет долга: сначала займ выдал один из российских банков, а затем - итальянский Intesa.

Последний с весны искал инвесторов, которые были бы готовы синдицировать этот кредит и разделить с ним бремя финансирования. Но после введения новых санкций США ни один из 15 банков, получивших приглашение, не дал согласия, сообщал Reuters в августе.

В результате Катар и Glencore решили избавиться от тех акций, которые были куплены на итальянские деньги (14,16%), и вернуть кредит Intesa. На таких условиях сделка проводилась изначально: если банк, не находит желающих вложиться в кредит, то пакет выкупается обратно, рассказывали The Wall Street Journal источники, близкие к участникам приватизации.

www.finanz.ru

"Роснефть" берет Китай в оборот или наоборот

МОСКВА, 23 окт - ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. После вхождения китайской частной компании CEFC в акционерный капитал "Роснефти" ROSN российская компания намерена резко нарастить поставки в КНР. Во время проведения Евразийского экономического форума в итальянской Вероне глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил о намерении поставлять в Китай 50 млн тонн нефти ежегодно, начиная с 2018 года. Уже в этом году компания должна нарастить поставки в КНР с 31 млн тонн до рекордных 40 млн тонн.

"Роснефть" готова задействовать все имеющиеся возможности, включая увеличение поставок по магистральному трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и казахстанскому маршруту Атасу – Алашанькоу, а если их будет недостаточно, то и отгрузки по железной дороге.

Новый партнер из Поднебесной

CEFC стала крупным акционером "Роснефти", купив 14,16% долю участия в российской компании. После заключения сделки Сечин объявил о необходимости увеличения экспорта в Китай в связи с подписанием с CEFC пятилетнего соглашения о поставках нефти в объеме 10 млн т/г.

CEFC самая динамичная частная компания, которая быстро расширяет свое присутствие в нефтяной отрасли Китая и за рубежом, что стало возможным после начала проведения Пекином либеральной политики в сфере нефтепереработки. Частным компаниям сейчас разрешается самостоятельно закупать и перерабатывать углеводородное сырье. В прошлом году CEFC проявляла интерес к приобретению нескольких независимых китайских НПЗ.

После заключения соглашения с "Роснефтью" о поставках нефти в ближайшее время следует ожидать сделок по слиянию и поглощению в нефтеперерабатывающей отрасли Китая, инициатором которых станет CEFC. Российская компания может принять участие в этих сделках в качестве партнера CEFC и получить доступ к нефтеперерабатывающим мощностям на территории Китая, поэтому сотрудничество между двумя компаниями будет продолжаться.

"Мы будем готовить дополнительный контракт, более долгосрочный, с CEFC, который закрепит наши позиции на китайском рынке. Кроме того, мы будем развивать с CEFC ряд новых проектов, в том числе в сфере нефте- и газодобычи, а также нефтехимии, на территории России", - заявил Сечин.

Технические ограничения не помеха

Сейчас пропускная способность ВСТО составляет 58 млн т/г. В связи с ростом экспорта нефти в восточном направлении "Транснефть" TRNFP ведет работы по увеличению мощности трубопровода, которая к 2020 году должна достичь 80 млн т/г.

"Транснефть" выполнила все необходимые работы по увеличению до 30 млн т/г пропускной способности трубопровода Сковородино-Мохе – ответвления ВСТО. Однако трудности существуют по обе стороны границы. Китайская сторона не смогла завершить программу расширения своей нефтепроводной системы, поэтому в следующем году сможет принять по трубопроводу Сковородино-Мохе только 28-28,5 млн тонн. Поставки в объеме 30 млн т/г станут возможными только в 2019 году.

К этому сроку завершится модернизация и увеличатся объемы производства на трех НПЗ на северо-востоке Китая – в Ляояне, Даляни и Цзилини. При этом мощность крупнейшего завода в Ляояне возрастет к концу 2018 года в два раза – до 400 тыс. барр./сут. (≈20 млн т/г). Все три НПЗ принадлежат крупнейшей китайской нефтяной компанией CNPC, с которой "Роснефть" заключила долгосрочное соглашение о поставках сырья.

Чтобы обеспечить поставки в Китай в объеме 50 млн тонн уже в следующем году, "Роснефть" придется использовать возможности казахстанского трубопровода Атасу-Алашанькоу.

Советник главы "Транснефти" Игорь Демин 9 октября сообщил, что "Роснефть" обратилась в нефтетранспортную компанию с просьбой увеличить поставки в направлении Казахстана еще на 3 млн т/г. Однако увеличение прокачки в сторону Казахстана является технически трудной задачей и даже может привести к повышению тарифов на других направлениях, поэтому нефтетранспортная компания окончательного решения еще не приняла.

Эксперты уверены, что "Транснефти" придется дать положительный ответ, поскольку "Роснефть" обладает огромным административным ресурсом, а российское правительство уделяет особое внимание развитию экономических отношений с Китаем. Однако с технической точки зрения увеличить экспорт нефти в Китай задача непростая. Ссылаясь на технические сложности, руководство "Транснефти" пока официального ответа не дала.

В этом году российская компания сумела договориться о росте поставок по этому маршруту с 7 млн т/г до 10 млн т/г. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы выполнить все обязательства перед китайскими партнерами.

Рост поставок по Сковородино-Мохэ и Атасу-Алашанькоу не гарантирует поставки в Китай в объеме 50 млн т/г. Компании придется отгружать больше нефти на терминале в Козьмино – конечном пункте ВСТО. Однако сделать это возможно только за счет сокращения экспорта других российских компаний.

В этом году экспорт через Козьмино превысит 31 млн т/г. Из этого объема около половины приходится на "Роснефть" и аффилированные с ней структуры. При этом, более двух третей российской нефти, экспортируемой через дальневосточный терминал, поступит на рынок Китая.

Для выполнения обязательств в 2017 году "Роснефти" возможно придется возобновить отгрузки нефти в Китай по железной дороге, несмотря на более высокие затраты по сравнению с трубопроводными поставками.

Жадный до нефти китайский дракон

Китай в январе-сентябре 2017 года импортировал 320 млн тонн нефти – на 12,2% больше, чем за тот же период годом ранее. Увеличение поставок углеводородного сырья в КНР происходит, несмотря на повышение цен на энергоносители. В прошлом месяце объем переработки на китайских НПЗ достиг 1,6 млн т/сут. (11,7 млн барр./сут.). В текущем году переработка нефти на китайских НПЗ может достигнуть 550 млн тонн. Китай стал крупнейшим импортером нефти в мире, обогнав США.

Стремление "Роснефти" закрепиться объясняются экономическими соображениями. Цена на смесь ВСТО, которая поставляется по одноименному нефтепроводу в восточном направлении, прежде всего в Китай, существенно выше по сравнению с Urals, которая экспортируется в западном направлении. Трубопровод ВСТО может гарантировать стабильные поставки российской нефти китайским потребителям. При поставках по трубопроводам транспортные издержки существенно ниже, чем затраты при поставках танкерами по морю.

Из-за налогового законодательства сейчас российским компаниям выгоднее экспортировать нефть, чем перерабатывать ее внутри страны. При этом, восточное направление приносит наибольшую прибыль. Кроме того, "Роснефть" может продавать нефть китайским потребителям, не прибегая к услугам трейдеров, что также способствует повышению эффективности продаж и усиливает позиции российской компании на рынке АТР.

Китайцы потеснят европейцев

Со следующего года "Роснефти" придется дополнительно поставлять в Китай более 800 тыс. тонн нефти ежемесячно, что сложно выполнить из-за соглашения о сокращении добычи ОПЕК+, в котором участвует Россия.

Крупнейшей российской нефтяной компании придется перенаправить часть нефти с Запада на Восток. Сделано это может быть только за счет западных трейдеров, с которыми ранее были заключены соглашения о поставках сырья. Начать изменение экспортных потоков станет возможным начиная со второго квартала, когда завершатся пятилетние соглашения с сырьевыми трейдерами Vitol и Glencore о поставках нефти, за которую "Роснефть" получила предоплату. В середине следующего года такой же контракт завершится с Trafigura, и российская компания полностью "освободится от пут" европейских трейдеров.

Кроме того, в следующем году руководству "Роснефти" придется пересмотреть условия или полностью отказаться от полугодовых тендеров на поставку нефти. В следующем году традиционные покупатели российской нефти на спотовом рынке будут вынуждены уступить место новым партнерам "Роснефти" из Китая.

finovosti.ru

Китай и «Роснефть»: приватизационные маневры

Интервью Владимира Милова для интернет-портала «Нефтянка»

— Владимир, каковы возможности России по наращиванию доли импорта на китайском рынке? Что Вы посоветуете российским компаниям увеличивать экспорт нефти или нефтепродуктов в Азию?

— В Китай можно экспортировать нефть сорта ESPO, которая не смешивается с поволжской, не превращается в сернистую Urals, продаваемую с дисконтом. Но там выше издержки на транспортировку, значительная часть нашей нефти идет туда по железной дороге. Я не хочу давать советов компаниям, они должны сами правильно оценивать ситуацию. Есть определенный баланс, сегодняшняя логистика предполагает выбор: можно продать нефть в европейском направлении, а можно — в азиатском. Компании должны решать этот вопрос, исходя из коммерческих соображений. Всегда хорошо иметь выбор.

Что касается нефтепродуктов, у нас есть определенный дефицит модернизации наших нефтеперерабатывающих мощностей. У нас до сих пор выход светлых нефтепродуктов составляет порядка 70%. Нужна серьезная инвестиционная программа для дальнейшего повышения глубины переработки и увеличения производства светлых нефтепродуктов. Когда вы в основном выпускаете мазут, то это не выгодно: он дешевле сырой нефти. При доминировании мазута в выпускаемой НПЗ корзине, нефтепродукты могут оказаться дешевле, чем экспорт самой сырой нефти. Проблема в модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. Ее решению препятствуют как налоговый режим, так и постоянный передел собственности. Посмотрите на историю с «Башнефтью». Кто будет инвестировать в апгрейд своих заводов, если их могут завтра отобрать хищные государственные компании? Основной фактор, почему за последние четверть века наша нефтепереработка модернизировалась недостаточными темпами, это отсутствие долгосрочных гарантий прав собственности у компаний. Это капиталоемкая сфера: нужно вложить несколько миллиардов, прежде чем они через много лет начнут давать отдачу. Именно поэтому наши нефтяники не спешили модернизировать свою нефтепереработку. Кроме того, нужно строить новые портовые нефтеперерабатывающие заводы. Это тоже никто не спешит делать, потому что это все могут отобрать. Если бы этого фактора передела собственности в пользу госкомпаний не было бы, я думаю, мы бы давно много чего построили.

— Насколько выгоден России экспорт нефти в Китай? Сколько дохода он реально приносит?

— Если посмотреть на отчетность «Роснефти» (она является основным экспортером в Китай), видно, что азиатское направление дает несколько долларов на баррель премии по сравнению с европейским экспортом. Правда, здесь нужно учитывать: разница в ценах объясняется тем, что на Восток можно экспортировать легкую нефть, не смешивая ее с сернистой поволжской, не превращая ее в дисконтную Urals. Но здесь есть и другой фактор: транспортировка в восточном направлении дороже. С учетом инфраструктурных трудностей, я особых преимуществ для экспорта в Китай не вижу. Он сопоставим с нашими поставками в Европу: есть плюсы, есть минусы. Это повод смотреть на Китай как на обычный рынок. Я не считаю обоснованной истерию по этому поводу, которую можно увидеть в наших СМИ.

— Что касается перспектив сотрудничества китайских и российских компаний, есть ли у наших предприятий возможность выйти на рынок нефтепереработки Китая? Есть ли у китайских компаний возможность расширить свое присутствие в России?

— Китай очень прагматично подходит к решению этих вопросов. Мы видим, что они очень осторожно действуют в вопросах о доступе в downstream и на розничный китайский рынок. Тяньцзинский проект c участием «Роснефти» — это все. Нашим компаниям трудно пробиться через монополию государственных компаний (CNPC и Sinopec), также как и нашим частным инвесторам у нас. Что касается участия китайцев в проектах в России, китайским компаниям, как правило, хотят продать миноритарные, небольшие доли в отдельных проектах за очень большие деньги. Китайцы не желают переплачивать за доли в предприятиях, где они не имеют реального управления. Они хотят получить контроль. Когда их позвали поучаствовать в приватизации доли в «Роснефти», они заявили, что им будет это интересно лишь в случае получения реальной доли в компании: пара кресел в совете директоров — это не то, что им надо. Идет перетягивание каната. У нас доминируют крупные государственные монополии, у них происходит то же самое. Они тяжело пускают иностранных партнеров в свои проекты внутри страны.

Что касается Китая, видно, что они разговаривают с позиции силы. Они — более крупные и экономически здоровые партнеры, поэтому они могут выбирать. Наши попытались им продать небольшие доли на Ванкорском месторождении, но они не захотели. Очевидно, что они хотят контроль в крупных проектах, хотят влиять на управление в «Роснефти». На меньшее они не согласны, продолжают разговаривать с позиции сильного. Реальный масштаб сотрудничества отстает от той пиаровской волны, которая идет, в связи с тем, что обе стороны сложные. Доминирующие там госкомпании не хотят пускать конкурентов.

— За последние годы китайцы скупили по всему миру нефтегазовые активы, многие из них оказались не такими уж и хорошими: в Венесуэле, например. Как долго Китай будет продолжать инвестировать в плохие активы или они руководствуются другими ценностями?

— У них наступает другая эра: закончилась эпоха быстрого экономического роста. Они будут замедляться, возможно, даже уйдут в негативную зону. Это скажется и на их инвестиционных возможностях. В перспективе им придется «переваривать» то, что они уже накупили, а не думать о какой-то новой сверхбольшой экспансии. Но я бы не стал так однозначно говорить, что у них все активы плохие. С точки зрения их интересов, они хорошо действовали, например, в Африке и Центральной Азии. Более того, там они сопровождали скупку активов подсаживанием местных правительств на китайскую государственную помощь по финансированию развития инфраструктурных проектов. Они имеют дело с активами в лояльных для них государствах. Та же Туркмения уже производит впечатление китайской колонии: там не просто CNPC работает и газопровод оттуда идет, а правительство Туркменистана во многом зависимо от Китая. Это инвестиция с дополнительным верхом: с пирамидой очень лояльного в долгосрочной перспективе правительства. В Африке такого много. Я один раз был в Пекине во время саммита Китай-Африка. Было видно: какое внимание они уделяют сотрудничеству с китайцами. Пара десятков африканских государств просто сидит на мощной китайской игле.

У КНР есть разные активы в портфеле международных проектов. Они стараются все это географически диверсифицировать. Может быть, это поможет китайцам пройти сложный период для внутренней экономики. Думаю, что китайские инвестиции во внешние проекты были небесполезны для КНР.

— Как Вы оцениваете перспективы участия Китая в приватизации «Роснефти»?

— Думаю, здесь все будет зависеть от готовности российской власти отдать контроль в компании и допустить иностранных инвесторов к реальному управлению в ней. Это то, что китайцы уже дали понять. Глава CNPC Ван Илинь, когда в мае-июне обсуждался вопрос участия Китая в приватизации «Роснефти», он прямо сказал: «Будет допуск к реальному управлению, будем участвовать». Чтобы понять какие реальные возможности дает в этой связи объявленная приватизация пакета в 19% в «Роснефти», можно посмотреть на то, как управляется пакет в 19,75%, принадлежащий сейчас BP. Мы видим, что эта компания не оказывает никакого реального влияния на управление «Роснефтью»: пара человек от BP сидит в совете директоров, какие-то люди есть в комитетах при нем, и все. Решения по инвестициям в новые проекты, скупке активов, вложениям в Венесуэле, Индии, принимаются без участия BP. Китайцы это видят, говорят, что будут вкладываться, если все управленческие решения будут согласовываться с ними. Я пока политической готовности делать это с российской стороны не вижу. Пока китайцам не отдадут часть рычагов управления в «Роснефти», они в нее входить не будут. Это мы четко увидели на примере отсутствия заявки от китайцев на покупку этого 19% пакета. Пока наши власти явно не готовы к передаче управления в такой крупной стратегически важной компании как «Роснефть» кому-то внешнему. Пока у них сохраняются какие-то финансовые возможности, они будут маневрировать: пытаться подороже продать активы тем, кто поменьше. Купить у самих себя, например. Сейчас придумали такую хитрую схему. Что касается китайцев, без доступа к реальному управлению они, скорее всего, интереса иметь не будут.

Мария Кутузова

Комментариев:

neftianka.ru

Роснефть начала поставки нефти китайской Хуасинь, в 2018 г их объем составит 10 млн т // Партнерство и сотрудничество // Новости

Роснефть начала поставки китайской нефтегазовой корпорации Хуасинь (China Energy Company Limited, CEFC). 

Об этом Роснефть сообщила 29 января 2018 г.

 

В 2018 г объем поставок нефти составит 10 млн т.

Согласно подписанному контракту, поставки российской нефти в адрес Хуасинь уже начались.

В основном планируются поставки нефти сорта ВСТО через порт Козьмино.

Кроме этого, по контракту также предполагаются поставки нефти Urals и Sokol.

 

В январе 2017 г Роснефть и Хуасинь подписали допсоглашение, предусматривающее продление срока действия контракта, заключенного 21 июня 2013 г, до 31 декабря 2023 г. 

Поставки в период с 1 января 2017 г по 31 декабря 2023 г составят 70 млн т.

При этом общий объем поставок нефти по контракту, с учетом ранее поставленных 21 млн т нефти, достигнет 91 млн т за 10-летний период.

 

В том числе И. Сечин отметил, что Роснефть допускает возможность увеличения поставок нефти в Китай через Казахстан.

Официальный представитель Транснефти И. Демин в свою очередь говорил, что Роснефть обратилась в Транснефть за увеличением транзита нефти в Китай через Казахстан с 10 до 13 млн т.

 

В сентябре 2017 г Роснефть объявила о заключении в рамках IX саммита БРИКС пятилетнего соглашения о стратегическом сотрудничестве с Хуасинь и долгосрочного контракта на поставку нефти.

Соглашение о стратегическом сотрудничестве предусматривает реализацию совместных проектов в области разведки и добычи в Западной и Восточной Сибири.

Соглашение также предусматривает взаимодействие компаний в таких областях как нефтепереработка и нефтехимия, торговля нефтью и нефтепродуктами.

 

10 ноября 2017 г в ходе Саммита АТЭС во Вьетнаме Роснефть и Хуасинь подписали соглашение о проведении совместного предварительного исследования возможности строительства нефтехимического комплекса (НХК) в провинции Хайнань.

Компании создадут совместные рабочие группы для обсуждения вариантов технической конфигурации комплекса, а также коммерческих и экономических вопросов.

 

20 ноября 2017 г совет директоров Роснефти утвердил контракт по поставке нефти на экспорт в адрес Хуасинь .

С 1 января 2018 г Роснефть намерена экспортировать в адрес китайской компании 60,8 млн т нефти.

 

Напомним, что CEFC является акционером Роснефти.

 

Обсудить на Форуме

 

neftegaz.ru

Роснефть-Китай: мнения о торговле нефтью

11.12.2013«Роснефть» планирует ускорить процесс освоения восточносибирских месторождений за счет предоплаты Китая за поставку сырья. Об этом 10 декабря сообщил замминистра энергетики Юрий Сентюрин.

Согласно его словам, речь идет о Сузунском, Тагульском, Лодочном, Юрубчено-Тохомском, Куюмбинском месторождениях и месторождениях Мессояхской группы. «Если посмотреть срок, графики этой работы, то она сократится с 10 до 3 лет», — цитирует «Интерфакс» Юрия Сентюрина. В августе президент «Роснефти» Игорь Сечин говорил о запуске восточносибирских месторождений в 2016-2019 гг. По оценкам, объем инвестиций в разведку и добычу на суше до 2022 года может составить $200 млрд. Около $65 млрд из этой суммы планируется направить на ввод новых месторождений.

По мнению аналитика ИК «Анкоринвест» Сергея Вахрамеева, на пике добычи Сузунское месторождение будет давать 4,8 млн тонн, Тагульское — 4,7 млн тонн, Русское — 7,5 млн тонн, Юрубчено-Тохомское — 5 млн тонн, доля «Роснефти» в Куюмбинском — 5 млн тонн и в Мессояхской группе — 9,2 млн тонн (в этих двух проектах ее партнер — «Газпром нефть»), Лодочное — около 2 млн тонн. В 2012 года добыча нефти и газового конденсата «Роснефти» составила 122 млн тонн. По итогам 2013 году производство нефти прогнозируют на уровне 207 млн тонн. Об этом сообщает газета «Ведомости».

Сейчас российская компания экспортирует в Китай 15 млн тонн в год по нефтепроводу Сковородино — Мохэ. В марте стороны договорились о поставках еще 365 млн тонн в течение 25 лет (с возможностью продления на 5 лет) на сумму $270 млрд, из которых $65 млрд — предоплата.

Основным маршрутом для поставок нефти остается отвод от ВСТО на Китай. С 1 января по 31 декабря 2014 г. по нему будет экспортироваться дополнительно 2 млн тонн, с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года — 5 млн тонн в год, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2037 года — 15 млн тонн в год, с 1 января по 31 декабря 2038 года — 7,5 млн тонн. Сверх этих объемов стороны договорились о поставках по другим маршрутам 7-10 млн тонн в год в течение 5-10 лет начиная со следующего года для снабжения НПЗ в западной части Китая.http://www.ogjrussia.com/news/predoplatu-kitaya-rosneft-ispolzuet-dlya-osvoeniya-mestorozhdeniy/

11.12.2013Госдума ратифицирует соглашение России с Китаем о расширении сотрудничества в торговле сырой нефтью."О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью" (внесен 20.11.13). Доклад статс-секретаря - заместителя Министра энергетики РФ Ю.П. Сентюрина. Содоклад председателя Комитета по международным делам А.К. Пушкова.Соглашение подписано в г. Москве 22 марта 2013 года и определяет условия расширения сотрудничества между РФ и КНР по увеличению объемов поставки нефти в Китай.За реализацию отвечает Роснефть .

предусматривается:что увеличение поставок нефти в КНР осуществляется путем заключения долгосрочного договора (или нескольких договоров) между уполномоченными организациями сторон на поставку сырой нефти общим сроком на 25 лет с возможностью продления срока действия на 5 лет.Приоритетным направлением поставки нефти в Китайскую Народную Республику является поставка по нефтепроводу "Сковородино-Мохэ".В соответствии с Соглашением Стороны будут содействовать увеличению поставок сырой нефти по нефтепроводу "Сковородино-Мохэ" таким образом, чтобы дополнительные к предусмотренным на дату заключения Соглашения действующими договорами целевые объемы поставки составили:с 01 июля 2013 г. до 31 декабря 2013 г. - до 800 тысяч тонн; с 01 января 2014 г. до 31 декабря 2014 г. - 2 миллиона тонн; с 01 января 2015 г. до 31 декабря 2017 г. - 5 миллионов тонн в год; с 01января 2018 г. до 31 декабря 2037 г. -15 миллионов тонн в год; с 01 января 2038 г. до 30 июня 2038 г. - 7,5 миллионов тонн.Цена сырой нефти будет определена в соответствующих договорах между уполномоченными организациями (их дочерними обществами) сторон.

Китайская Сторона окажет поддержку уполномоченной организации Китайской Стороны в предоставлении уполномоченной организации Российской Стороны (ее дочерним обществам) предоплаты за поставляемую нефть.Соглашение содержит правила иные, чем установленные законодательством РФ, а именно статьей 6 предусматривается освобождение от налогообложения процентов по предоплате, предоставляемой по договорам, заключаемым в соответствии с Соглашением, и иные связанные с ней выплаты, в государствах сторон.

А суть в том, что Китай уже заплатил Роснефти аванс, речь идет о 60 млрд. долл.Выгодное для госкомпании соглашение может обернуться недополученной прибылью для бюджета и ростом цен на бензин внутри страны. Это, как минимум.http://avlady.livejournal.com/585296.html

Комментарии в записи- Писали, что там еще и освобождение Роснефти от налогов по этой сделке протаскивается через Госдуму вместе с ратификацией этого соглашения.

- - - -i/ Китай выгодно пристраивает осевший у него бумажно-электронный шлакii/ Сечин выгодно позиционирует себя как эффективного менеджера, осваивающего новую нефтегазоносную провинциюiii/ Но в чем выгода России в торговле нефтью за бумажно-электронный шлак, а не за золото?

iv-g.livejournal.com