Российские нефть и газ на мировом рынке. Проблемы и перспективы. Российская нефть на мировом рынке


Финансовый анализ и инвестиционная оценка предприятия

Рост экономик развивающихся стран, повышение их доли в структуре спроса на энергоресурсы, неизбежность роста цен на энергоресурсы вследствие исчерпания наиболее дешёвых и доступных запасов, появление на энергетическом рынке новых игроков и новых форм сотрудничества, и противодействие этим процессам со стороны традиционных монопольных хозяев мирового энергорынка порождают напряжённость и делают рынок непредсказуемым.

Человечество стоит на пороге зарождения нового, постнефтяного энергетического уклада. Трансформационные процессы могут повлечь за собой коренные изменения в динамике и структуре внешнего спроса на российские энергоресурсы, а также к переосмыслению роли энергетического сектора в российской и мировой экономике.

Российская Федерация — одна из ведущих держав в мировой системе торговли энергоресурсами. Особенно прочны позиции России на мировом рынке углеводородов.

Россия традиционно лидирует по объемам добычи сырой нефти, обеспечивая более 12% мировой нефтеторговли [7]. Более 80% российской нефтедобычи предназначено для экспорта в страны Европы, где доля России превышает 30% [7]. Для российских нефтепродуктов главным направлением экспорта также являются рынки стран Европы [1].

Россия, безусловно, лидирует в мире по запасам природного газа, в российских недрах находятся более 23% мировых запасов этого сырья [5]. Столь же, безусловно, лидерство России и по объемам ежегодной газодобычи, которая обеспечивает четверть объёмов мировой торговли этим энергоносителем, что позволяет российским компаниям господствовать как на европейском рынке природного газа, так и на рынках СНГ. В газопотреблении стран Европы на российский природный газ приходится около 30% [5]. Обладание уникальной газотранспортной системой обеспечивает России решающую роль в обеспечении поставок в Европу и СНГ центрально-азиатского газа.

Российской Федерации принадлежит также второе место в мире по запасам каменного угля, которые составляют почти пятую часть мировых запасов. Это позволяет России, добывая 5% угля в мире, обеспечивать около 12 % мирового оборота энергетических углей [2].

Российская атомная энергетика обеспечивает 45% рынка обогащения урана, 15% рынка переработки ядерного топлива, 5% рынка атомной электрогенерации, 15% рынка атомного реакторостроения в мире, и обеспечивает 8% мировой добычи природного урана [2].

Разработанная правительством России и принятая в 2003 г. Энергетическая Стратегия на период до 2020 г. определила ключевые задачи энергетического сектора России и пути их достижения. Однако она исходила всё же из благоприятного сценария развития мирового энергетического рынка, не учитывала существенные факторы, породившие кризис 2008-2009 гг. Поэтому, на её основе в 2009 г. была разработана Энергетическая Стратегия — 2030, учитывающая новые вызовы энергетической безопасности России.

Основные факторы, определяющие основы внешней энергетической политики России и ее положение на мировых энергетических рынках на ближайшую и среднесрочную перспективу, связаны с особенностями нынешнего периода развития мировых рынков энергоресурсов. Они характеризуются, в первую очередь, процессами их реструктуризации, что сопровождается обострением конкуренции, порождённой ростом удельного веса развивающихся стран, как в добыче, так и в потреблении энергоносителей. При этом наблюдается существенный рост рисков, связанных с ыепрогнозируемостью перспектив развития мировых рынков [3].

Примером является динамика цен на нефть. Основные факторы, которые делают её непредсказуемой: негативные последствия мирового финансового кризиса и угроза его нового витка, опасность дефицита поставок энергоресурсов, неоднозначные перспективы последствий подписания ведущими державами Киотского протокола и заключения других международных договоров в сфере экологической политики с целью борьбы с глобальным потеплением климата [6]. В то же время, в мире растёт осознание необходимости координации действий и концентрации усилий для повышения долгосрочной устойчивости рынков энергии и энергоносителей, повышения уровня глобальной энергетической безопасности на основе таких механизмов её обеспечения которые не ущемят, чьи бы то ни было национальные интересы.

В истории человечества уже неоднократно осуществлялись революционные изменения, связанные с новыми подходами к использованию энергии, которые кардинально изменяли лицо мировой цивилизации — от технологического уклада, образа жизни и форм политических структур до способов ведения военных действий.

Сегодня человечество вновь находится на стыке двух технологических укладов: прежнего, нефтяного, и нового, который лишь зарождается. Транснациональные корпорации, привыкшие к мировому господству в рамках традиционного нефтяного уклада, стремятся к сохранению монополии, однако высочайшие темпы модернизации развивающихся, в первую очередь, азиатских стран, обещают серьёзные испытания существующему на мировом энергорынке балансу сил. Доля развивающихся стран в мировой торговле энергоресурсами неуклонно растет. В последние 10 лет спрос на нефть вырос на 10.8 Mbpd, причем доля Китая в этом приросте составила 4.6 Mbpd, прирост стран Ближнего Востока — 2.8 Mbpd, Индия добавила 1.1 Mbpd. В то же время в странах ЕС спрос на нефть сократился на 0.8 Mbpd, а в государствах Северной Америки на 0.2 Mbpd [10]. Результатом этих процессов является ожесточенная борьба за ресурсы в Африке и Латинской Америке, на Ближнем Востоке, где она подчас сопровождается социальными потрясениями, переворотами, революциями и гражданскими войнами, а то и прямыми внешними интервенциями.

Экономический кризис и сопутствующее ему падение спроса вместе с ростом предложения нефти в Северной Америке на время сняли проблему дефицита энергоресурсов. Однако трансформационные процессы в развивающихся странах, в первую очередь, Индии и Китае неизбежно приведут к перестройке с экспортного роста на внутренний и это резко повысит опасность конфликтов, порожденных борьбой за энергоресурсы [4].

Указанные тенденции ставят Россию перед рядом вызовов, как в геополитическом плане, так и в сфере внешней энергетической политики. Без сомнения, Россия в новых условиях не только будет оставаться ведущим оператором мирового рынка углеводородного сырья, но и примет активное участие в дальнейшем развитии рынков угля и электроэнергии, значительно усилит свои позиции в мировой атомной энергетике.

Основополагающим принципом при этом должно являться сохранение и развитие стабильных и предсказуемых отношений с потребителями на традиционных рынках российских энергоресурсов и формирование таких же устойчивых связей на новых для российских энергетиков рынках.

Как предусмотрено Энергетической стратегией России на период до 2030 г., при сохранении объемов экспорта первичных энергоносителей, главное внимание в ближайшей и среднесрочной перспективе будет уделяться развитию экспорта продуктов с глубокой степенью переработки, инвестированию в развитие их производства российскими компаниями за рубежом. В первую очередь, значительный интерес для России будут представлять высококонкурентные рынки нефтехимической и газохимической продукции [9].

Важнейшим приоритетом энергетической политики России остаётся поставленная в Стратегией-2020 задача вхождения в мировые рынки энергетики, основанной на возобновляемых источниках. Основой поэтапного наращивания вклада России в эти рынки, наряду с развитием международного сотрудничества, является уже имеющийся потенциал научно-технических разработок в области возобновляемых источников энергии.

Стратегией-2020 и -2030 также предусмотрена решительная диверсификация товарной структуры экспорта энергоносителей путём увеличения доли энергетических продуктов с высокой добавленной стоимостью в экспорте. Это, в первую очередь, нефтепродукты, продукция газохимии и нефтехимии, СПГ, газомоторное топливо, электроэнергия [8].

Решение этих задач позволит России, при сохранении лидерства на мировом рынке энергоносителей, качественно изменить характер своего присутствия на энергетических рынках, диверсифицировать направленность и товарную структуры энергетического экспорта страны. Решающую роль здесь будет играть активное развитие новых форм сотрудничества в сфере международного энергетического бизнеса, всемерное расширение присутствия российских компаний за рубежом. Это в значительной мере снизит риск зависимости энергетического сектора России от экспорта энергоносителей в страны Европы, повысит доходность и эффективность внешнеэкономической деятельности топливно-энергетических компаний России без значительного наращивания объемов добычи и экспорта первичных энергоносителей.

Энергетической стратегией России предусматривается комплекс первоочередных задач, направленных на достижение стратегических целей внешней энергетической политики России:—   обеспечение транспарентности энергетической политики Российской Федерации и координации ее Энергетической стратегии с перспективными планами и энергетическими стратегиямидругих участников рынка;—   диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;—  обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированностьспроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;— укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;— обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях) [9].

Для решения поставленных задач необходим системный подход к разработке и реализации внешней энергетической политики, учитывающий особенности и характер развития мировых энергетических рынков, изложенные в настоящей статье. Мир находится в преддверии коренной трансформации всего нефтегазового бизнеса, и эффективность внешней энергетической России будет зависеть от готовности к новым вызовам. 

Автор:К. Харина, аспирантка кафедры экономической теории, Институт экономической политики им. Е.Т. ГайдараСтатья из журнала "РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция", №1, 2012

Библиографический список:1. Бобылев Ю.Н., Четвериков Д.Н. - «Факторы развития рынка нефти» — М.: ИЭПП, 2010. -179с: ил.2. Годин Ю. — «Россия: экономика, политика. Геополитическая роль внешней торговли энергоресурсами для России» — МЭ и МО, № 002, 2011, С. 103-109.3. Кошкарев А. - «Новая нефтяная реальность» — Эксперт, №19, 2011.4. Мазин А. - «Ресурсы и конфликты» — МЭ и МО, №008, 2010 С. 3-9.5. Накиценович Н. — «Мировые перспективы природного газа» — М.:, 2011. - 189с.6. Петров В.В., Артюшкин В.Ф.- «Поведение цен на мировом рынке нефти» — М.: Фазис, 2011. -232с.7. Петров В.В., Поляков Г.А., Полякова Т.В., Сергеев В.М. — «Долгосрочные перспективы российской нефти» — М.: Фазис, 2010. — 213с.8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года http://www.minprom.gov.ru/docs/ strateg/19. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года http://www.energosber.74.ru/ Vestnik/2009/09_07.htm10. Peter Zeihan Russia's Breakthrough on YamalNatural Gas Опубликовано: 22/07/2011 http://www. stratfor. com

beintrend.ru

Российские нефть и газ на мировом рынке. Проблемы и перспективы.

Россия пока не выступала как активный самостоятельный субъект в мировой энергетической политике, хотя малейшие социально-экономические и политические обострения в Москве или Тюмени тут же отражаются на стоимости нефти на биржах Нью-Йорка или Лондона.

До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля - западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный объем продаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В восточный картель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 процентов всей мировой добычи и 61 процент мирового экспорта нефти. Добыча России составляет 10% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили (правда, до весеннего кризиса), что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет Россия.

Кроме того, в обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос будет расти, согласно прогнозам, на 1,5 процента в год, а предложение существенно не возрастет, если Ирак не получит увеличения квоты на объем экспортируемой нефти. До энергетического кризиса 1973 года в течение 70 лет мировая добыча практически удваивалась каждые десять лет. Однако сейчас из стран - членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов, лишь четыре страны могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, Ирак).

В последнее время на мировом рынке нефти сложилась тяжелая ситуация. Цены на нефть впервые за долгий срок упали до менее чем 10 долл. за баррель. ОПЕК же (т.е. входящие в него страны) хотели бы повысить ее хотя бы до 24 долл. С этой целью необходимо уменьшить поступление нефти на мировой рынок, но каждая отдельная страна не желает делать это за счет своего экспорта.

Ситуация может кардинально измениться в связи с последними военными акциями США и Великобритании 16-18 декабря 1998 года в Ираке. В результате бомбардировок были уничтожены иракский завод по переработке нефти и порт, откуда эта нефть экспортировалась в другие страны. Стоит отметить, что хотя Ирак из-за режима санкций дает лишь около 3% мировой нефти, но эта нефть существенно влияет на общемировые цены, так как иракская нефть высочайшего качества и имеет очень низкую себестоимость. В результате на биржах Лондона и Нью-Йорка цены поползли вверх и по прогнозам экспертов, могут достигнуть 27 долл. за баррель. Все это может положительно сказаться на доходах России от ее реализации на мировом рынке, хотя долгосрочные прогнозы делать еще рано.

Независимо от ситуации с энергоносителями на внешнем рынке, нефть и газ всегда будут играть большую роль на внутреннем рынке, так как они являются ценнейшим сырьем для нефтехимической промышленности, из этого сырья производится более 2000 различных видов продукции. Россия заинтересована в том, чтобы отечественный нефтехимический синтез превратился в самостоятельную и мощную отрасль промышленного производства, стал конкурентоспособен на мировом рынке и страна могла таким образом экспортировать не сырые энергоносители, а гораздо более дорогие продукты переработки нефти и газа и товары на их основе, таким образом принося ощутимые доходы в бюджет. Рассмотрим более подробно структуру нефтяной и газовой отрасли, их сегодняшнее положение и влияние на экономику.

studfiles.net

pоссия на мировом рынке нефти

Pоссия на мировом рынке нефти.

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики.

Наличие обширных нефтегазовых ресурсов - это в первую очередь естественное преимущество, а не недостаток. Главное - уметь ими рационально распорядиться. В качестве примера достаточно просто сослаться на США, Великобританию и Норвегию, где при разумном использовании, как показывает опыт этих стран, нефтегазовая отрасль стимулирует экономическое развитие и способствует повышению благосостояния населения. Поэтому я считаю, что российский ТЭК - это "локомотив", а не "игла" для национальной экономики. В связи с этим государственное регулирование ТЭК распадается на два блока задач. Первый - это обеспечение его стабильного развития на всех этапах - от изучения ресурсного потенциала углеводородного сырья до переработки и транспортировки. Второй - эффективное использование потенциала ТЭК для диверсифицированного развития российской экономики и социальной сферы.

С 2000 г. по 2004 г. Россия обеспечила самый высокий прирост добычи нефти в мире. Прирост добычи нефти в России был в три раза выше, чем у ОПЕК. В настоящее время Россия является одним из главных факторов стабилизации мирового рынка нефти.

Прогноз положения России на рынке нефти
Если вспомнить историю, то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира. За этим последовал период резкого сокращения добычи нефти, но этот период закончился несколько лет назад. Начиная с 1999-2000 гг. добыча нефти в России быстро растет. Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке рост добычи превзошел и тот прогноз, который заложен в "Энергетической стратегии России до 2020 года". И в этих новых конъюнктурных условиях прогноз роста добычи нефти в России может быть уточнен. При средних ценах на российскую нефть на мировом рынке в диапазоне 25-35 долл. за баррель добыча нефти в России может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн. т в год, и в первую очередь за счет ввода в разработку новых месторождений. К настоящему моменту в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, причем разрабатывается примерно половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи. В долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами нефте- и газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей. Экспорт нефти из России зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее потребления на внутреннем рынке. Согласно оценкам экспертов, до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд. В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.
Рынки сбыта нефти
Главным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ. Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, они же обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли. В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США.
Внутренние потребности России в нефти
Помимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов. Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей. Проблема роста цен на бензин, на топливные ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей внутренней логике с учетом страны - нетто-экспортера этих ресурсов? Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу.

Нефть незначительно дешевеет на укреплении доллара

29.10.2010

МОСКВА, 29 окт - РИА Новости. Цены на нефть на торгах в пятницу незначительно понижаются на фоне укрепления курса доллара, сообщает Bloomberg.

За этот месяц цены на нефть поднялись на 1,9% на фоне падения доллара по отношению к евро на 1,4%. Доллар дешевел из-за опасений ужесточения кредитно-денежной политики США.

"Запасы топлива в США показали неожиданные результаты, но рынок сейчас фокусируется на паре евро-доллар, инвесторы оценивают потенциальное влияние от следующего раунда валютного стимулирования", - заявил аналитик "ВТБ Капитала" из Лондона Андрей Крюченков.

Доллар на торгах в пятницу восстанавливает потери по отношению к евро. На 14.25 мск европейская валюта стоит 1,3821 доллара за евро против 1,3929 доллара за евро по итогам торгов в предыдущий день.

Нефть колеблется в цене разнонаправленно

28.10.2010

МОСКВА, 28 окт - РИА Новости. Цены на нефть в четверг колеблются разнонаправленно у порога в 82 доллара за баррель на фоне повышения спроса трейдеров на сырье из-за ослабления курса доллара и после публикации данных Минэнерго США об уменьшении запасов бензина в стране, сообщает Bloomberg.

Доллар дешевеет по отношению к евро на торгах в четверг. На 16.11 мск евро стоит 1,3850 доллара против 1,3768 доллара за евро по итогам торгов в предыдущий день.

Кроме того, в среду вечером министерство энергетики США сообщило о том, что за прошедшую неделю запасы бензина в стране уменьшились на 4,39 миллиона баррелей.

Мировые цены на нефть понизились

28.10.2010

МОСКВА, 28 окт - РИА Новости. Цены на нефть на мировых рынках в среду, 27 октября, снизились в среднем на 0,5 доллара на фоне укрепления курса американской валюты, сообщает агентство Рейтер.

coolreferat.com

Россия на мировом рынке нефти

В первом квартале 2002 г. Россия впервые участвовала в регулировании цен на нефть на мировом рынке совместно с ОПЕК, Норвегией, Мексикой, Оманом и Анголой. В результате цены выросли с 18 до $26 за баррель и российские нефтедобывающие компании получили от экспорта дополнительно $1,15 млрд. Однако одновременно в 2 — 3 раза упали цены на нефть на внутреннем рынке и на рынках Украины и Беларуси, из-за чего наши компании потеряли $1,42 млрд. Таким образом, ограничение экспорта привело в результате к убыткам в $270 млн, а государство потеряло налоги, которые должны были быть уплачены с этой суммы.

Розничные цены на бензин и дизельное топливо почти не изменились, значит, вся прибыль от падения цен на нефть на внутреннем рынке досталась владельцам сбытовых сетей. Государство частично компенсирует сокращение налогов от нефтедобывающих компаний за счет налогов от нефтеперерабатывающих заводов, но никто не компенсирует потери самим нефтедобывающим компаниям. Это означает уменьшение инвестиций и последующее сокращение добычи нефти в России.

Первый опыт ограничения экспорта российской нефти показал, что такое прямое регулирование цен на мировом рынке противоречит интересам нашей страны. Сейчас началось новое падение цен на нефтяном рынке мира, что может еще больше усугубить положение. Россия не должна отказываться от участия в регулировании, но мы обязаны разработать механизмы воздействия, отвечающие национальным интересам.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА – РЕЗКОЕ КОЛЕБАНИЕ ЦЕН

1998 г. показал, что резкое падение цен на нефть на мировом рынке способно вызвать экономический и политический кризис в нашей стране. Стало очевидно, что необходимо уменьшить значимость экспорта нефти для экономики России. К сожалению, в ближайшие годы добиться такого положения невозможно. Поэтому первостепенная наша задача — стабилизация цен на нефть.

Главная проблема мирового рынка нефти не низкие цены, а их резкие колебания. Если цены падают постепенно, то к ним можно приспособиться, однако крутое падение одним ударом ломает сложившиеся отношения между партнерами по добыче нефти и разрушает производство. Резкие скачки цен возможны на рынке, где единственным регулятором является соотношение спроса и предложения. В течение нескольких десятилетий дополнительным регулятором цен на мировом рынке нефти была Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), но в последние годы она перестала справляться с этой задачей.

Колебания цен на мировом рынке нефти за последние десять лет показаны на рис. 1. Из графика видно, что период колебаний: цен сократился, а амплитуда выросла. Это значит, что в течение десятилетия на мировом рынке нефти появился новый дестабилизирующий фактор, влияние которого постепенно росло. Этот фактор — неконтролируемый рост экспорта нефти из России, Казахстана и других стран — экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК.

Рис.1 Среднемесячные цены на нефть Брент (Brent Platt`s Dated) в 1991-2002гг.

Глядя на график, приведенный на рис. 1, можно предположить, что если бы не было соглашения между ОПЕК и пятью главными независимыми экспортерами нефти, то цена на нее к марту 2002 г. упала бы ниже $10 за баррель.

11 стран ОПЕК добывают 1,299 млрд т, а 11 стран независимых экспортеров нефти — 1,075 млрд т нефти в год. При этом добыча нефти в Саудовской Аравии составляет 383 млн т в год, а в России — 356 млн т. Все данные — сумма добычи за 12 месяцев с апреля 2001 по март 2002 г. — подробно отражены в таблице.

Табл. Распределение добычи между главными экспортерами нефти

По сумме экспорта нефти и нефтепродуктов Россия сейчас занимает второе место в мире после Саудовской Аравии и превосходит Иран — вторую по экспортному потенциалу страну ОПЕК. Таким образом, позиции экспортеров ОПЕК и не-ОПЕК на мировом рынке нефти близки и именно потому только совместными усилиями они могут регулировать уровень предложения. Однако это не отменяет того факта, что требуется ревизия старых механизмов регулирования и создание новых и что Россия не готова к искусственному ограничению своего нефтяного экспорта.

ПОЧЕМУ РОССИЯ ПОКА НЕ МОЖЕТ КВОТИРОВАТЬ ЭКСПОРТ НЕФТИ, КАК САУДОВСКАЯ АРАВИЯ?

По договоренности ОПЕК с пятью странами — независимыми экспортерами нефти — последние взяли на себя обязательство в первом квартале 2002 г. вместе снизить экспорт на 462,5 тыс. баррелей в сутки (63,4 тыс. т/сут.). На долю России в этом объеме приходилось 150 тыс. баррелей в сутки (20,5 тыс. т/сут.). При выполнении этого условия ОПЕК должны были снизить свою добычу на 1,5 млн баррелей в сутки (205,5 тыс. т/сут.).

В пересчете на квартал независимые экспортеры обязались совместно сократить экспорт на 5,7 млн т. Для Норвегии, Мексики, Омана и Анголы это однозначно означало снижение добычи, поэтому для них, как и для стран ОПЕК, была установлена квота на добычу. Россия поставляет на внутренний рынок более 56% добываемой нефти, и этот рынок растет, поэтому для нее была установлена квота не на добычу, а на экспорт нефти.

Как обычно, все страны ОПЕК не соблюдали соглашение полностью, но хоть как-то на него отреагировали. Фактически за квартал они уменьшили добычу на 10,8 млн т вместо 18,5 млн т по отношению к базовой добыче, установленной в ноябре 2000 г., то есть выполнили свои обязательства в среднем на 60 процентов.

Россия должна была снизить экспорт нефти на 1,8 млн т за квартал по отношению к уровню октября 2001 г. и в основном выполнила свои обязательства несмотря на рост добычи. Норвегия уменьшила добычу за три месяца на 3,2 млн т против снижения в 1,5 млн т, которое могло бы быть установлено ей пропорционально добыче. Это было продиктовано не только стремлением стабилизировать рынок, но и требованиями соблюдения режима разработки месторождений. Мексика и Оман немного уменьшили добычу, но не до установленного уровня. Ангола полностью нарушила соглашение и продолжала увеличивать добычу. В сумме, благодаря Норвегии, пять независимых экспортеров выполнили свои обязательства на 80%, что лучше показателя ОПЕК.

Фактическая динамика изменения добычи нефти тремя главными группами производителей в мире приведена на рис. 2. Из графиков видно, что с точки зрения ОПЕК соглашение между ОПЕК и пятью независимыми экспортерами благотворно повлияло на распределение добычи в мире. Наконец, независимые экспортеры нефти остановили свое наступление на рынок и даже несколько сократили добычу.

Рис.2 Изменение добычи нефти по отношению к марту 2001г.

Главным положительным результатом выполнения соглашения стал рост цен на нефть на мировом рынке. Как видно из рис. 3, цены выросли с $18 за баррель в январе 2002 г. до $26 за баррель в конце марта 2002 г. После окончания действия соглашения стороны не заявили о его продлении, что немедленно вызвало падение цен на нефть. И только эмбарго Ирака на экспорт нефти, объявленное 8 апреля, на время вернуло цены на прежний уровень. После отмены эмбарго Ираком 8 мая цены опять стали падать. Очевидно, что и дальше придется регулировать поставки нефти на мировой рынок, поэтому необходимо оценить все последствия сокращения экспорта нефти из России в первом квартале 2002 г.

Рис.3 Динамика среднемесячных цен на нефть в период подготовки и действия соглашения с ОПЕК

С одной стороны, сокращение экспорта нефти из России на 5% было компенсировано ростом цен на 44% и принесло прибыль, которую можно оценить минимум, как уже отмечалось, в $1,15 млрд, если не учитывать, что цена могла упасть ниже $18 за баррель.

С другой стороны, ограничение экспорта нефти вызвало ее избыток на внутреннем рынке и падение цен почти в три раза, как это видно на рис. 4. Кроме того, в два раза упали цены на нефть на рынках Украины и Беларуси. Эти рынки работают в одном режиме с внутренним рынком России, так как основные мощности украинских НПЗ контролируются российскими нефтяными компаниями, а Беларусь имеет единое с Россией таможенное пространство.

Рис.4 Цены на нефть в 2002г. (Dated Brent, данные агенства Platt`s)

На рис. 5 показана структура рынка сбыта российской нефти в первом квартале 2002 г. Внутренний нефтяной рынок составляет 29% от общих поставок на НПЗ России, так как остальная нефть поставляется внутри вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) и при оценке потерь от падения цен не учитывается. Имея эти данные, можно оценить потери нефтедобывающих компаний от падения цен на нефть на внутреннем рынке России, рынках Украины и Беларуси.

Рис.5 Распределение российской нефти по рынкам сбыта в I квартале 2002г.

Простой расчет показывает, что российские продавцы нефти потеряли из-за падения цен на внутреннем рынке $990 млн, на Украине — $230 млн, на НПЗ Беларуси — $200 млн.

Больше всех пострадали малые и средние нефтедобывающие компании. Они понесли значительные финансовые потери, так как в первом квартале 2002 г. цены на внутреннем рынке опускались ниже себестоимости добычи. Сами компании не в состоянии принять меры для стабилизации нефтяного рынка, это прямая обязанность государства, но оно не предприняло никаких соответствующих шагов. В результате в конце марта нефтедобывающие компании провели специальное совещание и обратились к президенту России с открытым письмом, где просили дать указание правительству принять меры по стабилизации внутреннего рынка нефти.

Понесли убытки и вертикально-интегрированные компании (ВИНК), добывающие больше нефти, чем им нужно для переработки и экспорта, — в первую очередь «ЛУКОЙЛ», ТНК, «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и Газпром. Однако им проще адаптироваться к временному перепроизводству нефти, так как в их руках резервуарный парк промыслов и нефтеперерабатывающих заводов.

Естественно, от падения цен на нефть на внутреннем рынке пострадали не все. Розничные цены на нефтепродукты практически не изменились, поэтому независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получили значительную дополнительную прибыль. Вертикально-интегрированные нефтяные компании, которые перерабатывают всю свою нефть и покупают дополнительные объемы у других компаний, также выиграли.

Российское государство понесло убытки, не получив налоги, которые должны были заплатить нефтедобывающие компании с потерянных ими $270 млн. Государственный ущерб будет компенсирован налогами с дополнительной прибыли нефтеперерабатывающих заводов далеко не полностью, так как почти все заводы принадлежат ВИНК, а сумма налогов ВИНК стабильна и не зависит от конъюнктуры нефтяного рынка.

Серьезной потерей для России является сокращение инвестиций в добычу нефти малыми и средними нефтедобывающими компаниями из-за понесенных ими убытков. В перспективе это может привести к снижению добычи нефти в нашей стране, что противоречит ее национальным интересам, зато полностью соответствует национальным интересам стран ОПЕК. Поэтому можно ожидать новое давление на Россию со стороны ОПЕК, для того чтобы она продолжала участвовать в ограничении поставок нефти на мировой рынок.

Несмотря на первую неудачу, нельзя в принципе отказаться от участия в регулировании мирового рынка нефти. Просто необходимо признать, что Россия — не Саудовская Аравия и ее участие — сложная экономическая и технологическая задача. Сначала нужно решить задачу защиты всех секторов нефтяного рынка России от кризиса и только потом заключать соглашения об ограничении экспорта нефти.

БУДЕТ ЛИ РОССИЯ УЧАСТВОВАТЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МИРОВОГО НЕФТЯНОГО РЫНКА?

У России имеются объективные причины, из-за которых она не может пока предложить простой и эффективный метод управления своими поставками нефти на мировой рынок.

Наше государство не может остановить рост добычи нефти, так как в настоящее время это один из главных источников финансирования государственного бюджета и инвестиций в развитие других отраслей промышленности. Кроме того, Россия рассчитывает на экономический подъем, который потребует больших объемов поставок нефти и газа на внутренний рынок.

Из-за сложных климатических и горно-геологических условий отечественные нефтяные компании не могут останавливать эксплуатационные скважины, а затем оперативно снова вводить их в эксплуатацию. Расконсервация скважин, остановленных на период от нескольких месяцев до полутора лет, в России требует дорогостоящих процедур, а иногда вообще невозможна. Поэтому оперативное сокращение добычи нефти в нашей стране приведет к спаду добычи на годы, сокращению инвестиций и к потере рынков сбыта, как это было в начале 90-х годов.

Россия связана долгосрочными обязательствами по поставке нефти и нефтепродуктов для покрытия кредитов, полученных нефтяными компаниями и государством. В этих условиях уменьшение добычи опасно для сохранения финансовой стабильности.

Внутренний рынок еще более уязвим, чем мировой рынок. Даже избыток нефти в 2% способен привести к падению цен на внутреннем рынке в 3 раза за 2 месяца.

И все же Россия обязана участвовать в регулировании мирового рынка нефти, так как она является одним из главных поставщиков этого сырья в мире и ее экономика сильно зависит от мировых цен на нефть. Из-за существующих ограничений нам нужно разработать и комплексно применять широкий набор механизмов регулирования цен на нефть на внутреннем и внешнем рынках. Только постоянный мониторинг рынков сбыта и немедленное реагирование на изменения рыночной ситуации могут принести успех.

Простейшим и самым дешевым методом регулирования нефтяного рынка является управление общественным мнением участников рынка. В качестве инструмента управления хорошо зарекомендовала себя торговля контрактами на поставку нефти на нефтяных биржах мира. Россия должна сформировать собственную биржу, где будут котироваться контракты на поставку российской нефти, и обеспечить котировку этих контрактов на Лондонской и Нью-йоркской нефтяных биржах.

Еще одним инструментом управления общественным мнением торговцев нефтью являются выступления наиболее авторитетных лиц государства в средствах массовой информации. Необходима тщательная дозировка информации и координация сбросов информации с другими мерами по регулированию рынка.

К сожалению, управление общественным мнением нефтяников не может дать длительного и значительного результата в изменении цен на нефть. Без одновременного изменения соотношения спроса и предложения эти меры способны привести к изменению цен на 2 — 3 дня и по своему действию напоминают укол реаниматора, а не серьезный курс лечения.

Серьезным долговременным механизмом стабилизации цен на нефть может стать постоянно действующее соглашение между странами ОПЕК и независимыми экспортерами нефти о регулировании поставок нефти на мировой рынок. Однако условия, на которых наша страна может участвовать в таком соглашении, довольно сложны. Квота России на экспорт нефти должна определяться таким образом, чтобы сокращение экспорта не вызывало дестабилизации внутреннего рынка, нарушения международных обязательств страны и технологии работы объектов нефтедобывающего комплекса. Уменьшение экспорта нефти возможно только в обоснованно допустимых объемах.

Для того чтобы Россия могла реально участвовать в ограничении поставок нефти на мировой рынок, она должна иметь склад, где будет накапливаться избыток нефти. На основании опыта первого квартала 2002 г. можно утверждать, что при снижении экспорта нефти из нашей страны на 150 тыс. бар/сут. весь избыток этого сырья составил 1,85 млн т. Если бы Россия поместила всю эту нефть на склад, то при плотности нефти 0,865 т/м3 понадобились бы резервуары емкостью 2 млн м3.

Кстати, Транснефть располагает резервуарным парком в 10 млн м3, и при грамотном планировании снижения экспорта в первом квартале государство могло бы скупить избыточную нефть на внутреннем рынке, разместить в резервуарах и продать в апреле по высокой цене на мировом рынке. Правительство США постоянно осуществляет такие операции со стратегическим нефтяным резервом и зарабатывает на этом сотни миллионов долларов в год.

Для преодоления последнего падения мировых цен на нефть страны ОПЕК были вынуждены ограничивать экспорт в течение полутора лет. При координации объемов экспорта нефти из России с ОПЕК и независимыми экспортерами нефти среднее снижение экспорта нефти из нашей страны может составлять около 150 тыс. бар/сутки. Поэтому при ограничении экспорта в течение полутора лет для России достаточен нефтяной склад объемом 13 — 15 млн м3. У нас есть удобно расположенные заброшенные горные выработки, которые могут выполнять роль такого склада.

Идеальное для России решение — это увеличение количества НПЗ и расширение сбытовых сетей за пределами страны, полностью ориентированных на переработку российской нефти и находящихся в собственности российских компаний. Этот процесс уже идет. С 2001 г. нефтеперерабатывающий комплекс Украины прочно ориентирован на российскую нефть. Появились первые НПЗ в Европе, контролируемые российскими ВИНК. Доля России в обеспечении Европы нефтью за последние годы выросла и в настоящее время составляет 17%. Российское правительство должно постоянно поддерживать процесс расширения участия отечественных компаний в нефтеперерабатывающем комплексе Восточной и Западной Европы.

Всесторонне взвешенное решение проблемы ценовой стабилизации на мировом нефтяном рынке должно учитывать, что долгий период высоких цен на нефть ведет к экономическому спаду в США, Японии, Германии и других странах, являющихся главными покупателями нефти. В результате падает спрос на нефть и для сохранения приемлемых цен экспортеры вынуждены ограничивать предложение. Решением проблемы может быть заключение соглашения между крупнейшими экспортерами и импортерами нефти о коридоре цен, обеспечивающем и тем и другим нормальное экономическое развитие. Судя по всему, этот коридор должен быть в пределах от 20 до $25 за баррель.

Кропотливая работа по выбору и комплексному применению различных механизмов стабилизации цен на нефть требует в первую очередь постоянного анализа полной, свежей и надежной информации о российском и мировом рынках нефти. Поэтому для России сейчас главное — мониторинг рынка нефти и нефтепродуктов. При всей кажущейся открытости мирового нефтяного рынка многие данные о нем или вообще не публикуются, или рассеяны по малодоступным источникам. Нет надежного источника оперативной информации по нефтегазовому комплексу бывших республик СССР и стран Восточной Европы. Россия наиболее заинтересована в этой информации, так как для нее это один из главных рынков сбыта нефти и газа, имеющий огромный потенциал роста. Однако работа по сбору и анализу такой информации в нашей стране не ведется.

Первый опыт регулирования цен на мировом рынке нефти совместно с ОПЕК и другими экспортерами показал, что Россия не готова к этой сложной акции. Нет специалистов, способных спланировать такую операцию, нет государственного института, который мог бы собрать компетентных специалистов, если бы они нашлись, и профинансировать их работу, нет источника финансирования, нет достаточной информационной базы. Кроме того, у высшего руководства, похоже, нет желания прислушиваться к рекомендациям «посторонних» в этом деликатном и денежном вопросе. Поэтому по лучается, что Россия обречена в ближайшее время снова понести убытки или из-за падения цен на нефть на мировом рынке, или из-за неумелого сотрудничества с ОПЕК по регулированию поставок нефти.

shafranik.ru

Россия на мировом рынке нефти (1) (Статья)

Россия на мировом рынке нефти

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.

Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.

Эти цифры подчас служат основанием для критики со стороны ряда российских и зарубежных экспертов, которые утверждают, что такая доля ТЭК свидетельствует о сильной зависимости российской экономики от добычи нефти и газа и о том, что наша страна превращается в сырьевой придаток мировой экономики.

Наличие обширных нефтегазовых ресурсов - это в первую очередь естественное преимущество, а не недостаток. Главное - уметь ими рационально распорядиться. В качестве примера достаточно просто сослаться на США, Великобританию и Норвегию, где при разумном использовании, как показывает опыт этих стран, нефтегазовая отрасль стимулирует экономическое развитие и способствует повышению благосостояния населения. Поэтому я считаю, что российский ТЭК - это "локомотив", а не "игла" для национальной экономики.

В связи с этим государственное регулирование ТЭК распадается на два блока задач. Первый - это обеспечение его стабильного развития на всех этапах - от изучения ресурсного потенциала углеводородного сырья до переработки и транспортировки. Второй - эффективное использование потенциала ТЭК для диверсифицированного развития российской экономики и социальной сферы.

Россия как ключевой игрок на мировом рынке нефти

В следующем году заканчивается первая пятилетка XXI века. За эти годы мировой рынок нефти сильно изменился, и это оказало влияние на всю мировую экономику. Спрос на нефть увеличивался каждый год, и цены росли. Для 2004 г. характерен рекордный рост потребления нефти, который стал одной из причин рекордного роста цен на нефть в текущем году.

В целом за пять лет начиная с 2000 г. потребление нефти в мире выросло на 7,5%. Лидером роста стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Нефтяной рынок Европы и стран СНГ по темпам роста отстает и от рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, и от рынка Северной Америки. Европа - наш главный рынок сбыта нефти, и необходимо реально оценивать возможность роста сбыта российской нефти на этом рынке.

В настоящее время более 70% роста потребления нефти в мире обеспечивают развивающиеся страны. Среди них лидирует Китай, который за пять лет увеличил потребление нефти на 94 млн. т в год и обеспечил 31% роста потребления нефти в мире.

Промышленно развитые страны за пять лет обеспечили 29% прироста потребления нефти. Лидером по росту потребления среди развитых стран являются США, тогда как Япония, Германия и Италия сократили потребление нефти. По сути, в Европе рост потребления нефти обеспечивали Испания, Австрия, Польша и Голландия.

Добыча нефти в мире с 2000 г. по 2004 г. выросла на 7,1%, то есть ее рост был ниже роста потребления нефти. В 2001-2002 гг. потребление нефти увеличивалось незначительно, и ОПЕК снижала добычу нефти для сохранения ценовой ситуации на рынке.

С 2003 г. добывающие страны фактически сняли ограничения на добычу и экспорт нефти для того, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на нее. Рост добычи нефти в России, Саудовской Аравии и ряде других стран был частично скомпенсирован падением добычи в Северном море, США, Венесуэле, Ираке и в Индонезии, которое было вызвано в первую очередь политическими, подчас военно-политическими и технологическими причинами.

Стабилизация политической обстановки в ряде стран ОПЕК позволит увеличить добычу примерно на 73 млн. т в год. В какой-то мере это компенсирует падение добычи в США и других странах, где оно обусловлено технологическими причинами. Однако для удовлетворения растущего спроса на нефть на мировом рынке необходим рост экспорта нефти из других стран, в том числе и, может быть, в значительной степени из России.

С 2000 г. по 2004 г. Россия обеспечила самый высокий прирост добычи нефти в мире. Прирост добычи нефти в России был в три раза выше, чем у ОПЕК. В настоящее время Россия является одним из главных факторов стабилизации мирового рынка нефти.

Прогноз положения России на рынке нефти

Если вспомнить историю, то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира. За этим последовал период резкого сокращения добычи нефти, но этот период закончился несколько лет назад. Начиная с 1999-2000 гг. добыча нефти в России быстро растет.

Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке рост добычи превзошел и тот прогноз, который заложен в "Энергетической стратегии России до 2020 года". И в этих новых конъюнктурных условиях прогноз роста добычи нефти в России может быть уточнен.

При средних ценах на российскую нефть на мировом рынке в диапазоне 25-35 долл. за баррель добыча нефти в России может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн. т в год, и в первую очередь за счет ввода в разработку новых месторождений.

К настоящему моменту в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, причем разрабатывается примерно половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.

В долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами нефте- и газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

Экспорт нефти из России зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее потребления на внутреннем рынке. Согласно оценкам экспертов, до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд. В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.

Транспортировка нефти

Перспектива развития топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

В "Энергетической стратегии России" в этой связи предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки. Для расширения поставок в Европу - Балтийская трубопроводная система (БТС) и порт Приморск мощностью до 62 млн. т в год. Сегодня заканчивается подготовка всех необходимых формальных решений для завершающей фазы этого проекта, и к концу следующего года, я уверен, Приморск и БТС выйдут на свою максимальную проектную мощность.

В 2000 г., когда только начиналась первая фаза и когда 12 млн. т для БТС считалось героическим этапом начала реализации нового проекта, сегодня мы уже имеем мощность в 50 млн. т, и это уже воспринимается достаточно спокойно, как нечто почти само собой разумеющееся. Чтобы продолжить традицию, в следующем году БТС выйдет на финальную мощность до 62 млн. т.

Для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона задействована система нефтепроводов Тайшет-Тихий океан и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте Перевозная. Общая мощность системы достигает 80 млн. т в год. Сейчас идет активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, надеюсь, что до конца года все формальные решения Правительства по структуре, этапам, объемам реализации восточного проекта Тайшет - Тихий океан уже будут приняты.

Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн. т в год.

Эти параметры, эти мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском пространстве. В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря.

Кроме того, ожидается рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки).

В результате реализации всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 г. должна вырасти до 303 млн. т в год (6,1 млн. баррелей в сутки).

Нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России. Например, "ЛУКОЙЛ" через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран по схеме земещения. "Роснефть" организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин.

Поэтапная реализация всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.

Рынки сбыта нефти

Главным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ.

Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, они же обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли.

В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США.

Внутренние потребности России в нефти

Помимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов.

Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей.

Проблема роста цен на бензин, на топливные ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей внутренней логике с учетом страны - нетто-экспортера этих ресурсов?

Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу.

Источник - Журнал «Экономика России: ХХI век»

topref.ru