Европа не актуальна: российская нефть утекает в Китай. Российская нефть в китае


Санкции США и "иранский фактор" сделали российскую нефть еще популярнее в Китае

"Роснефть" без особых проблем нашла в Китае нового покупателя на свою нефть из-за растущего спроса в КНР, а также "иранского фактора". ‍Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"Уже какое-то время западная пресса говорит, что Китай прекратил контрактовать нефть в Иране на ноябрь, и тогда логично предположить, что Пекин ищет альтернативу "выпавшим" объемам. Российская нефть при этом становится наиболее логичной и естественной заменой по многим причинам. Не только по географическим с удобством логистики, но и по физическим – сырье РФ лучше всего подходит для замещения сна нефтеперерабатывающих заводах Китая с точки зрения ее качества. Однако есть здесь и другой поворот.

Недавно глава "Роснефти" Игорь Сечин выступал в Вероне, где заявил: сейчас идут караваны танкеров с иранской нефтью в сторону китайских портов, и КНР мощными темпами наращивает закупки. Возможно, конечно, что Пекин это делает перед санкциями, и вскоре такой импорт прекратит. Но больше похоже на то, что Китай отрабатывает новые логистические схемы, чтобы оставить возможность покупать иранскую нефть под санкциями. И, кстати, КНР ни разу не подтвердила, что намерена прекратить покупать сырье у Тегерана из-за ограничений США. А значит, интерес Пекина к российской нефти имеет другую природу", - отмечает аналитик.

Партнером "Роснефти" вместо обанкротившейся частной компании CEFC China станет "дочка" китайского государственного фонда CITIC – компания CITIC Resources. Об этом стало известно на фоне переговоров в Пекине. Контракт, который в сентябре прошлого года "Роснефть" подписала с частной китайской CEFC China, изменит контрагента из-за банкротства китайского подписанта. По договору госкомпания РФ обязалась поставлять по 10 млн тонн нефти в год на протяжении пяти лет. Пока не известно, какие механизмы будут задействованы для передачи обязательств – одним из вариантов китайский фонд рассматривает вариант перезаключения контракта с "Роснефтью" без участия CEFC. Другая схема - передача обязательств по контракту CEFC Singapore, который в конечном счете все равно будет принадлежать CITIC. ​

"Пока все говорит в пользу того, что Китай ищет возможность обходить финансовые санкции США, покупая нефть у различных продавцов, включая Иран. Подобные попытки уже делались – КНР мастер на различные финансовые махинации, если они в его пользу. Госкомпании страны при этом от закупок отстраняются, чтобы не попасть под санкции, зато создаются десятки фирм-однодневок, которые заключают контракты с тем же Ираном. В случае наложения санкций закрывается одна такая фирма, ее деятельность продолжает другая.

Все говорит в пользу того, что российская нефть сама по себе все более востребована в Китае, и фактор Ирана здесь большой роли не играет. В конечном итоге из-за "сложных условий" Пекин вынудит Тегеран на ценовые уступки, как это было в 2011 году, но в итоге выиграют оба. С Россией другая история. КНР, как известно, крупнейший импортер нефти в мире, и его потребности растут. Роль РФ в китайской географии поставок будет только расти", - подчеркивает специалист.

Китаю не обойтись без РФ

Крупнейшим покупателем "Роснефти" в Китае является China National Petroleum Corporation (CNPC), с которой в 2013 году был заключен контракт на поставку 365 млн т нефти в течение 25 лет. Контракт оценивался в $270 млрд при стоимости нефти в $100 за баррель. При этом "Роснефть" получала по нему предоплату. Однако в следующем после заключения контракта году нефть подешевела на 70%, потому взаиморасчеты с учетом предоплат и новых ценовых реалий были скорректированы. Всего Китай ввез из-за границы в 2017 году 422,1 млн тонн нефти, в том числе из России — 61,9 млн т (15%). На "Роснефть" пришлось 2/3 поставок — 40 млн тонн, после заключения контракта российская компания будет поставлять в Китай 50 млн т нефти в год, отмечает издание.

В сентябре "Роснефть" сообщила, что подписала соглашение о сотрудничестве с CNPC в области разведки и добычи нефти в России. По условиям договора, CNPC может приобрести миноритарные доли в крупных проектах "Роснефти", в том числе в Восточной и Западной Сибири. Компании также договорились рассмотреть предложение CNPC об оказании услуг в области геологоразведки, разработки и добычи углеводородов.

"Россия давно является крупнейшим поставщиком нефти в КНР – Анголу и Саудовскую Аравию мы давно оставили позади. И наоборот – Китай для РФ покупатель №1 уже не первый год, мы заинтересованы в расширении этого партнерства. Эти процессы объективны и они становятся все более интенсивными. Объемы поставок российской нефти растут такими темпами, что этот процесс вряд ли можно остановить.

В этом году явно обозначилась тенденция сокращения поставок нефти из РФ в Европу на фоне роста в Азию. Нам физически не хватает нефти на оба направления, и Москва давно об этом говорила. Мы понимаем, что стратегически потенциальные сложности для нас возникнут именно на европейском рынке. Это и санкции, и взятый курс на постепенный отказ от нефти и другие негативные факторы. В перспективе рынок ЕС первым окажется под атакой, пусть сегодня он и чувствует себя неплохо.

Ставка России в нефтяном экспорте на Китай оказалась верной. Это доказали и санкции, и сама логика жизни. Сейчас мы можем говорить, что объемы, которые могли бы поставляться в ЕС, перебрасываются в Китай. Однако здесь уже государство понимает стратегические выгоды от развития восточного направления, и включает субсидии, нивелирующие компаниям разницу потерь от поставок. Для компаний это удобно, а с точки зрения географии, политики и перспективы такого шага России на руку", - заключает Константин Симонов.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Максим Бут

rueconomics.ru

Почему российская нефть уходит из Европы в Китай

Фото: Алексей Даничев/РИА «Новости»

Количество российской нефти, поставляемой в Европу, падает – тогда как поставки в Китай растут. Западные аналитики утверждают, что это прямо связано с политическим противостоянием России и Запада. Однако есть и другая версия – и политика в данном случае, похоже, имеет не слишком большое значение.

В течение первых пяти месяцев 2018 года через порты Балтийского и Черного морей в Европу будет поставлено, по экспертным оценкам, на 19% меньше российской нефти, чем за тот же период 2017 года. Соответствующие подсчеты сделали эксперты агентства «Блумберг». В то же время поставки нефти в Китай из России выросли на 43% за первые три месяца 2018 года, объем поставок составил 750 тыс. баррелей сутки, сообщила Транснефть.

Если тенденция продолжится, Москву на европейском рынке, по всей видимости, заменят страны Ближнего Востока и США, считают эксперты «Блумберга». Тем временем Россия еще три года назад потеснила Саудовскую Аварию и Анголу в Китае и стала лидером по экспорту нефти в эту страну. Исторический максимум был достигнут в 2016 году, когда Россия поставила в Китай более 1 млн баррелей в сутки.

Таким образом, эксперты считают, что идет перекраивание мирового нефтяного рынка, передел влияния. Аналитики полагают, что причины стоит искать в мировой политике – видимо, в частности, в обострении отношений между Россией и Западом. И первыми от происходящего пострадают морские перевозчики и российские порты, считают они. Так ли это на самом деле?

Вряд ли можно утверждать всерьез, что Россия оставляет Европу и переориентируется исключительно на Восток. Европа по-прежнему покупает у России больше нефти, чем любой другой регион: 1,86 млн баррелей в день. Хотя тенденция увеличения поставок нефти на азиатские рынки налицо и существует уже не первый год.

«Часть нефти действительно уходит в Азию именно с европейского рынка, прежде всего, с нефтепровода «Дружба». Но здесь дело даже не в развороте на восток из-за политической ситуации, а в экономике проектов»,

– говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. При продаже нефти в Азию российские компании получают больше прибыли, чем при экспорте ее в Европу.

Как это происходит?

«Если добываешь нефть в Западной Сибири, то закачиваешь в трубу малосернистую нефть марки Siberian Light. Но когда она идет в Европу, например через Белоруссию, то смешивается с поволжской высокосернистой нефтью, и на выходе получается нефть марки Urals со средней сернистостью. В итоге на выходе продаете нефть по меньшей цене, чем если бы продавали нефть марки Siberian Light. Если же вы закачиваете эту нефть из Западной Сибири в нефтепровод ВСТО, то на выходе получаете ту же самую малосернистую нефть Siberian Light и продаете ее с премией к рынку. Поэтому российским компаниям выгодней качать на восточное направление. Отсюда и наблюдается такая острая конкуренция за доступ к ВСТО», – объясняет Юшков.Столь резкий рост поставок нефти в восточном направлении в этом году объясняется расширением с нового года пропускной способности нефтепровода ВСТО – с 15 до 30 млн тонн в год. Это главный канал поставок российской нефти в Китай. Также поставки идут по другим направлениям – через Казахстан качается порядка 10 млн тонн нефти. «Кроме того, компании докачивают нефть по ВСТО до Находки, там заправляют танкеры и поставляют в Азию, в том числе в Китай. Плюс часть нефти с Сахалина также идет в Китай», – добавляет эксперт.

В планах дальнейшее расширение мощностей восточного нефтепровода. По данным Транснефти, в 2019 году мощности ВСТО вырастут до 50 млн тонн в год, в 2020 году – до 80 млн тонн. В направлении Европы мощности тоже расширялись, но менее масштабно. Так, Транснефть увеличила транспортировку топлива в порт Приморск с 8 до 15 млн тонн (проект «Север»), а также увеличила транспортировку топлива с Волгоградского ПНЗ в порт Новороссийска на 6 млн тонн (проект «Юг»). Однако в Европу Россия старается наращивать поставки нефтепродуктов, а не сырой нефти.

«На европейском направлении меньше маржа, сложности с административным регулированием, выше политические риски. Вкладывать средства в расширение мощностей портов и трубопроводов рискованно – а вдруг окажется, что объемы не востребованы или цена на нефть упала. Поэтому европейский рынок нефти на ближайшие годы, на мой взгляд, будет менее приоритетным», – говорит Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». В Азии же рост потребления углеводородов растет, и на нем российские компании зарабатывают больше.

Угрозы вытеснения России с европейского рынка американской или ближневосточной нефтью пока сильно преувеличены. «С рынком нефти все куда легче, чем с рынком газа, где наблюдается жесточайшая конкуренция. Рынок нефти глобален, поэтому никакой угрозы, что мы вытесним кого-то в Азии, а он придет в Европу и вытеснит там нас, нет. У нас нет проблем с продажей нефти, у нас проблемы с добычей нефти. Сколько мы будет добывать, столько у нас нефти и купят», – говорит Игорь Юшков. А если еще Иран вновь попадет под санкции и станет меньше добывать, то ему придется снять определенные объемы экспорта с Китая. Поэтому позиции России на азиатских рынках довольно сильные.

«Не думаю, что есть большая опасность для России из-за экспорта нефти из США в Европу. Чем больше американцы экспортируют, тем больше они импортируют. Они не могут себя обеспечить нефтью. Если бы американцы добывали нефти столько, сколько им нужно, и еще сверх этого, и стали бы нетто-экспортерами, тогда это действительно было бы для России угрозой. А сейчас конкуренции нет», – говорит собеседник.

Логика американских производителей исключительно экономическая: куда выгодней поставить нефть – на внутренний или на внешний рынок – туда они ее и поставляют. Дело в том, что США экспортируют более дорогую высококачественную нефть и получают за нее хорошие деньги, а импортируют, как правило, более дешевую низкокачественную нефть, потому что их НПЗ могут перерабатывать даже тяжелую нефть. Везти танкерами нефть в Азию или в Европу – большой разницы в цене нет.

Утверждение западной прессы о том, что российские порты Балтийского и Черного морей серьезно пострадают от такого передела нефтяного рынка, российский эксперт также отвергает.

«Наоборот, скорее трубопроводы на европейском направлении могут потерять в объеме. Объемы поставок по трубе «Дружба» ежегодно сокращаются», – говорит эксперт ФНЭБ.

О недозагруженности еще советской трубы говорит предложение Транснефти пустить по трубе в реверсном режиме белорусские нефтепродукты (из российской нефти) обратно в Россию до Ярославля, откуда по действующим трубам отправлять в Усть-Лугу и дальше в Европу. Эта идея прорабатывается в рамках желания России, чтобы белорусы отказались гнать нефтепродукты через порты Прибалтики, и загружали российские порты.

Ольга Самофаловаhttps://vz.ru

www.putin-today.ru

Российская нефть пойдет в Китай

Россия и Китай согласовали на 2018 год поставки нефти через порт Козьмино в объеме 1,7 млн тонн. Как завил российский вице-премьер Дмитрий Козак после заседания межправительственной российско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, за восемь месяцев этого года поставки нефти из РФ в Китай выросли на 30%. Как отмечает China.org в статье China, Russia agree to further improve energy cooperation, соглашение об укреплении энергетического сотрудничества было достигнуто Козаком и между вице-премьером Китая Ханем Чжэном на XV заседании комиссии по энергетическому сотрудничеству в Москве.

Назвав энергетическое сотрудничество ”важной частью всестороннего стратегического партнерства Китая и России”, Хань сказал, что это самая значительная, масштабная и плодотворная часть двустороннего практического сотрудничества.

Под руководством лидеров обеих стран комиссия по энергетическому сотрудничеству улучшила общее планирование и координацию, так что двустороннее энергетическое взаимодействие принесло положительные результаты и поддержало хорошую динамику развития, сказал Хань. Это его первый зарубежный визит в качестве вице-премьера.

Со времени XIV заседания комиссии, проведенного год назад в Пекине, устойчивый прогресс был достигнут в осуществлении крупных стратегических проектов, добавил Хань. Он призвал обе страны подготовиться к 23-й встрече между премьер-министром Китая и премьер-министром России, которая состоится в этом году. 

Хань выдвинул три предложения по улучшению двустороннего сотрудничества на следующем этапе.

Во-первых, обеим сторонам необходимо эффективно реализовать текущий проект, а также подписанные проекты, чтобы воплотить консенсус в реальность.

Во-вторых, обеим сторонам необходимо расширить области и методы сотрудничества в соответствии с принципами, ориентированными на правительство, рынок и бизнес, чтобы создать беспроигрышное партнерство в области энергетического сотрудничества.

В-третьих, обеим сторонам необходимо активизировать обмены энергетическими технологиями, стандартами, талантами и информацией, а также учиться друг у друга, чтобы сделать более эффективной мягкую силу обеих стран в области энергетики.

Со своей стороны, Козак поприветствовал Ханя в его новой роли сопредседателя с китайкой стороны на заседании комиссии. Заметив, что энергетика остается приоритетом двустороннего сотрудничества, Козак сказал, что лидеры обоих государств придают большое значение этой области и лично содействуют сотрудничеству.

В последние годы в энергетическом секторе были достигнуты большие успехи, что значительно расширяет двусторонние связи, сказал Козак, добавив, что подобное взаимодействие демонстрирует доверие и тесную координацию между Россией и Китаем.

В ходе встречи стороны обсудили крупные проекты между двумя странами в сфере нефти, природного газа, угля и электроэнергии, провели углубленный обмен мнениями относительно будущего развития.

vestikavkaza.ru

Россия перенаправляет нефть в Китай

Новости России

04.05.2018 07:59

Объем поставок российских энергоресурсов в КНР значительно увеличивается. РФ выбрала курс «переориентации» на Азию, постепенно «уходя» из Европы.

На протяжении последнего года Россия выступает в качестве доминирующего поставщика нефтяных ресурсов Китая. В течение 2017 года российская сторона сумела нарастить уровень поставок нефтересурсов на территорию Китая на 15,7%.

Согласно сведениям СМИ, к концу 2018 года российские чиновники планируют переориентироваться в сфере экспорта нефти с Европы на Азию. В частности, на протяжении первых двух кварталов текущего года Россия намерена увеличить уровень поставок «черного золота» через порты, расположенные на Балтике и Черном море, на 19%. Увеличение «нефтепотока» в Китай будет способствовать также активация российско-китайского трубопровода «Мохэ-Дацин».

Благодаря работе новой ветви между Россией и китайской стороной объем поставок нефти в течение I квартала 2018 года вырос на 43%. Европа отметила, что на фоне политического и санкционного давления Россия начала выполнять программу по «переориентированию» на Ближний Восток.

В настоящее время Европа уже наблюдает сокращение уровня поставок нефти примерно на 19-20%.

Танкерный способ поставок «черного золота» стал менее востребованным. Специалисты отмечают, что в перспективе Европе придется решать вопрос о минимизации санкционного давления для сотрудничества с Россией или искать новые источники качественной нефти.

Российская сторона отмечает, что «переориентирование» не является ответной мерой на санкции. Данная позиция в большей степени направлена на диверсификацию рынков сбыта.

www.kremlinrus.ru

РФ закормит Китай нефтью :: Экономика

За 20 лет Москва в разы увеличит поставки черного золота Пекину. В Поднебесной на топливо бешеный спрос, а Россия ближе всех из крупных продавцов. Нашей стране придется вложиться в новые трубопроводы

В ближайшие годы основным покупателем российской нефти станет Китай. Чтобы удовлетворить растущие аппетиты Поднебесной, Россия будет активно строить новые трубопроводы в Азию. Такие выводы содержатся в ежемесячном отчете Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК).

Фото: Spencer Platt/ Global Look

Несмотря на замедление роста китайской экономики, низкие цены на черное золото подстегнули спрос на нефть в Поднебесной. Из крупных игроков на мировом рынке нефти Россия территориально ближе всех находится к КНР. Это позволит нашей стране озолотиться на росте спроса, полагают в ОПЕК.

"Россия имеет обширную границу с Китаем, одним из крупнейших в мире регионов потребления нефти. Сейчас центр спроса в Евразии стремительно смещается на восток. В Европе потребность в черном золоте снижается, а в Азии - растет", - говорится в докладе картеля.

Статистика подтверждает данное предположение, отмечает L!fe. В январе этого года РФ впервые в истории стала крупнейшим поставщиком топлива Пекину, обойдя Саудовскую Аравию. По данным таможенной службы КНР, в прошлом году поставки черного золота из России выросли на 25% и составили 52,2 млн тонн.

В настоящий момент на Китай приходится всего лишь примерно пятая часть российского нефтяного экспорта. Для сравнения, в Европу Москва продает вчетверо больше топлива - около 203 млн тонн. Однако поставки в Поднебесную будут стремительно расти. В ОПЕК прогнозируют, что к 2040 г. доля китайской нефти в российском экспортном портфеле вполне может сравняться с европейской. Поставки в ЕС, что логично, будут снижаться в силу падения спроса.

Чтобы наращивать поставки, России придется прокладывать в Китай новые трубы. В настоящий момент в Европу тянутся три трубопровода, а в КНР - всего один. Нефть на восток сейчас уходит по одному из трех маршрутов: по трубе Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) до китайского Мохэ (15 млн т в год), через морской порт Козьмино (30 млн т в год) и транзитом через Казахстан (7 млн т в год). Для возрастающего спроса этого явно недостаточно.

"Так как Китай является одним из самых быстрорастущих энергетических рынков в Азии, мы полагаем, что общие мощности прокачки будут увеличены до 99,5 млн т к 2030 году и до 120 млн т к 2040 году, потребовав строительства новых трубопроводов", - заключили в ОПЕК.

Компания "Транснефть", ответственная за трубопроводный экспорт, обещает в ближайшие три года существенно увеличить пропускную способность "нефтяных ворот" в Китай. Мощность трубы до Мохэ вырастет с 15 до 30 млн т, а порта - с 30 млн до примерно 36 млн тонн. Это позволит дополнительно продавать китайцам 21 млн т нефти в год. Общий объем прокачки, таким образом, может вырасти до 73 млн тонн. Планов после 2020 г. "Транснефть" пока не строила.

Светлое нефтяное будущее омрачает лишь одно обстоятельство. Аналитики не уверены, что российские нефтяники смогут обеспечить необходимые Китаю объемы продукции. В этом случае восточный гигант будет искать счастья на стороне. Последний из действующих нефтяных контрактов между "Роснефтью" и правительством Китая истекает в 2023 году. Планируется ли его продлевать и на каких условиях, пока неизвестно.

"С учетом падающих объемов добычи на старых месторождениях не исключено, что часть нефти ей ("Роснефти") придется закупать (для перепродажи в Китай)", - полагает аналитик Barclays Майкл Коэн.

Удовлетворить нефтяные аппетиты Китая Россия вполне способна самостоятельно, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Для этого, возможно, придется сократить продажи в Европу. Но это не большая потеря, ведь китайский рынок гораздо перспективнее.

"Для компаний сейчас гораздо выгодней отправлять нефть из Западной Сибири на восток: по качеству она выходит лучше, так как не смешивается при экспорте с поволжской нефтью. Уже видно, что нефтекомпании активно перекидывают поставки с западных направлений на восточные, где российская ценится лучше. Такими темпами порог в 100 млн т мы сможем пройти намного раньше 2030-го", - отметил Юшков.

utro.ru

российская нефть утекает в Китай

 В России отмечается снижение добычи и поставок нефти в первом квартале 2018 года. Падения доходов для Москвы, впрочем, не наблюдается из-за того что цена нефти российской марки Urals выросла на четверть. Однако в итоге Россия всё же снизила экспорт нефти в страны дальнего зарубежья на 3,5%. Тенденция наблюдается почти по всем направлениям: по системе нефтепроводов АК «Транснефть», через порты Новороссийск, Усть-Луга и Козьмино.

Почему это происходит? Вначале сразу стоит отметить, что экспорт российской нефти на Запад не падает из-за уменьшения спроса. Он, наоборот, последнее время устойчиво растёт. По оценкам разных специалистов, в текущем году спрос на нефть увеличится на 100 тыс. баррелей в сутки — до 99,3 млн б/с.

Одна из очевидных причин снижения поставок Россией в сторону Западных стран – рост стоимости нефти российской марки Urals в январе-марте 2018 года на 25,3%. Включается простая формула рынка – чем дороже «чёрное золото», тем реже его покупают даже с учётом влияния сезонных факторов, следовательно, падают объёмы поставок.

Но одновременно с этим Россия продолжает наращивать экспорт нефти в Китай. Москва для Пекина является лидером по поставкам углеводородов, но несмотря на это продолжает увеличивать объёмы поставок. 

Значит ли это, что РФ видит более привлекательную перспективу на «востоке», чем на Западе? На этот вопрос специально для iReactor ответил президент Фонда «Центра Развития Региональной Политики» Илья Гращенков: «Да, сейчас России приходится поворачиваться лицом на восток, прежде всего экономически. Санкции со стороны Западных стран, угроза отключения от системы свифт, отказ от работы с российскими компаниями, все это играет на руку странам востока, прежде всего Китаю.

На сегодняшний день Китай самый перспективный потребитель российской нефти. Если страны Евросоюза по-прежнему зависят от российского газа, то в части нефтяных продаж, Россию теснят с рынка. С другой страны и США и Европы постепенно сокращают расходование нефти в экономике. Европа развивает экологически чистые технологии, использует энергию, полученную напрямую от природы. За последние десятилетия объем этой энергии вырос в несколько раз, объем потребляемой нефти соответственно снизился.

Китай же при своей производственной экономике наоборот, потребляет все больше и больше нефти и нефтепродуктов. Именно поэтому для России КНР – стратегический партнёр. Важно отметить, что сейчас в России начинается программа по реализации строительство северного морского пути и как следствие терминалов для перевалки с сжиженным природным газом.

Как только будут построены крупные портовые терминалы на Камчатке, российский газ пойдёт в восточные регионы, прежде всего в Китай, Корею, Сингапур и т. д. В виду возможного потепления и таяния ледников, становится возможной добыча нефти на арктических шельфах, а значит и доставка этой нефти по северному морскому пути опять же в страны востока, которые по экономическим прогнозам, в 21-м веке могут нарастить свой промышленный потенциал ещё в несколько раз».

Это не значит, что Москва уже завтра забудет про трубопроводы в ЕС или прекратит бороться за реализацию «Северного потока-2». Но объем экспортных поставок в Китай в первом квартале вырос с 6,405 млн тонн нефти до 9,175 млн тонн. Москва и Пекин подписывают всё больше долгосрочных контрактов, среди которых особо следует выделить договор между «Роснефтью» и CNPC, заключённый в 2013 году. По нему российская компания получила предоплату на $20 млрд. Всё это больше похоже не на ситуативные действия Москвы, а на долгосрочную стратегию, которую собираются разрабатывать всё активнее.

Плюс для Российской Федерации состоит в том, что увеличение поставок «на восток» не означает обязательного ухода с европейского рынка. Как рассказал в своём комментарии Артём Юдкин, член правления СЭЦ «Модернизация», российский газ всё равно гарантированно будет востребован и на западе, и на востоке вопрос только в том, кому отдавать приоритет в развитии коммуникаций: «Показатели статистики экспорта нефти в квартальном разрезе во многом отражают развитие геополитической ситуации в области международной торговли энергоресурсами. Именно на этот период пришлись сложные переговоры по «северному и турецкому потокам», во многом обусловив попытку снижения зависимости и от закупок российской нефти.

Однако полностью заместить российскую нефть норвежской или ближневосточной в ближайшем времени не получится. Вместе с тем, такие действия можно воспринимать как демонстративное решение европейских государств, показывающее готовность исключить как газовые, так и нефтяные ресурсы российского происхождения из экономической цепи.

Можно также предположить наличие связи между снижением промышленного производства в ведущих экономиках Европы и закономерным снижением потребности в нефти.

Россия в любом случае заинтересована в сохранении поставок нефти в Европу, а сложившееся падение объёмов экспорта нельзя назвать критичным.

Существенный прирост экспорта в КНР не связан с ответом на европейское снижение потребления. Во многом это часть работы по диверсификации потоков нефтяного экспорта. Вместе с тем, единая граница с Китаем позволяет обеспечить стабильность в поставках вследствие независимости от решения транзитных государств.

Вполне вероятно, что географическое положение России может позволить снизить в разы поставки российской нефти, используя транспортную инфраструктуру для транзита иностранной нефти по российскому нефтепроводу. Это существенно снизит прибыль в нефтегазовой сфере, но обеспечит сохранение доходов российских компаний».

Автор: Круглей Илья

tehnowar.ru

Поставки российской нефти в Китай увеличатся

Из России в Китай перекачают еще больше нефти по трубопроводной системе «Транснефти». В 2018 году ее экспорт вырастет в 1,4 раза до 38,3 млн т.

По информации «Транснефти», которая транспортирует около 85% всей российской нефти, она пройдет через канал Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) на Китай — Сковородино-Мохэ, а также через Казахстан. Часть нефти перекочует в Китай через порт Козьмино (конечная точка ВСТО).

Поставщиком через эти каналы является «Роснефть». Она и перекачивает больше всего нефти в Китай. По итогам 2017 года Китай через порт получил 23,1 млн т российской нефти. Это 72,9% от общего экспорта, которые проходит через Козьмино, — передают «Ведомости».

China National Petroleum Corporation (CNPC), которая заключила с «Роснефтью» всего три договора на поставку, является основным покупателем российской нефти в Китае. Согласно первому контракту, который компании заключили в 2009 году, страна должна была получить 15 млн т нефти в год с 2011 по 2030 гг. по отводу от ВСТО. Второй контракт от 2013 года обязует поставку Китаю 325 млн т нефти на протяжении 25 лет. По условиям третьего договора Россия должна поставить стране 35 млн т нефти за пять лет, однако этот контракт был продлен еще на 5 лет в 2017 году, увеличив объем поставки до 56 млн т нефти.

Россия стала основным поставщиком нефти в Китай. В 2016 году общий объем поставок составил 52,5 млн т. Это больше, чем отгрузила Саудовская Аравия — 51 млн т.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона получают дорогую российскую нефть премиальных сортов. Она по качеству выше Urals и стоит значительно дороже на европейском рынке, что вызывает повышенную заинтересованность компаний из России в увеличении поставок в Азию.

Однако, несмотря на рост поставок в Китай, экспорт российской нефти по системе «Транснефти» в целом снизился на 3 млн т в 2017 году, — сообщил «Коммерсант». В 2018 году снизится еще на 3% до 226,8 млн т. Вице-президент компании Сергей Андронов объяснил, что это связано с перераспределением объемов из-за увеличения нефтепереработки на заводах РФ.

Читайте также: Нацбанк Украины в панике: гривна рекордно рухнула

rusvesna.su