В Европе опасаются увеличения российского экспорта нефтепродуктов. Российский экспорт нефти в европу


Экспорт российской нефти в Европу достиг минимума за последние 10 лет

Поставки российской нефти в Европу резко сократились, достигнув 10-летнего минимума. В июле 2013 года Россия будет поставлять в Европу всего лишь 2,1 миллиона баррелей нефти в сутки. Причин снижения экспорта российской нефти в Европу две.

Во-первых, российский нефтеперерабатывающий сектор потребляет всё больше нефти.

Поставка нефти на нефтеперерабатывающие заводы в 1-м полугодии 2013 года увеличилась на 2,8%, до 133,603 миллиона тонн, а переработка нефтяного сырья выросла на 2,1% до 132,393 миллиона тонн. В то же время в отчётный период экспорт российской нефти несколько сократился и составил 118 миллионов тонн.

Во-вторых сказывается увеличение нефтяного экспорта в Китай.

Напомним, Роснефть и китайская CNPC договорились о поставках нефти объёмом 365 миллионов тонн на $270 миллиардов сроком до 25 лет. В результате российский экспорт в Китай может увеличиться с сегодняшних 15 до 46 миллионов тонн нефти в год, а поставки в эту страну могут составить около 20% от ежегодной добычи в России, с долей Роснефти – около 39%. Впрочем, вряд ли российская компания будет поставлять в Китай нефть по слишком дорогой цене.

В случае с заключение долгожданных контрактов с CNPC скорее всего будет иметь эффект масштаба, и реализуя на китайский рынок большие объёмы законтрактованной нефти Роснефть стремится отбитьсредства, затраченные на приобретение ТНК-BP.

Вообще стоит отметить, что нефти в мире не так много, как природного газа, соответственно и для её поставщиков есть возможность лавировать ценами. Низкие цены в Китае (при крупных объёмах) компенсируются ценовой политикой в Европе.

В результате незначительного дефицита российской нефти в Европе европейские нефтеперерабатывающие заводы всё же столкнулись с более высокими ценами. В Европе российcкая нефть Urals уже торгуется с премией относительно сорта Brent, хотя качество последней несомненно выше. Цена российской нефти с поставками в средиземноморские порты сейчас превышает $106 за баррель, а Brent торгуется выше $105 за баррель.

Многие эксперты полагают, что предприятия Neste Oil, PKN Orlen и MOL Group, которые получают значительный объём российской нефти, значительно пострадают в данной ситуации. Помимо этого, Россия предпочитает экспортировать в Европу не сырую нефть, а готовые продукты, такие как дизтопливо, объём нефтепереработки на заводах в России которого с 2005 года вырос на 25% и достиг 5 миллионов баррелей в сутки.

Что касается поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион, добавим, если ещё в 2010 году объёмы российского экспорта нефти в Азию были незначительными, теперь они достигают почти 500 тысяч баррелей в сутки.

Помимо прямых договорённостей об увеличении поставок российской нефти в Китай между Роснефтью и CNPC, на Петербургском международном экономическом форуме 2013 Москва договорилась о расширении поставок нефти в Китай по магистральному нефтепроводу.

К слову, не только у российских нефтепереработчиков растут производственные показатели. Белорусские соседи также демонстрируют рост. Мозырский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) в январе-мае 2013 года повысил объём производства продукции на 3,9%.

Источник: Neftegaz.

rus.telegram.ee

Экспорт российской нефти в Европу упал на 16% | Oil.Эксперт

С января по май 2018 г. экспорт российской нефти в Европу сократился на 16% до 51,1 млн т. к аналогичному периоду 2017 г., рассказал «Ведомостям» вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов.

Поставки по нефтепроводу «Дружба» уменьшились на 1% до 19,8 млн т.

Экспорт через порты также упал: через Приморск – на 24% до 16,1 млн т, Новороссийск – на 17% до 7,7 млн т, Усть-Лугу – на 26% до 7,5 млн т.

Сокращение экспорта российской нефти вызвано несколькими факторами. Прежде всего это исполнение сделки со странами ОПЕК о сокращении добычи, перенаправление экспорта нефти с запада на восток, а также рост внутренней переработки, объясняет Андронов.

Растут поставки в Китай. Поставки в страну по отводу от ВСТО Сковородино – Мохэ и через Казахстан выросли почти в 1,5 раза до 15,6 млн т. Экспорт через порт Козьмино упал на 6% до 12,4 млн т.

По итогам 2018 г. поставка российской нефти в Европу может упасть на 14% до 119,8 млн т, а в Китай – вырасти на 45% до 38,3 млн т, говорит Андронов.

Перенаправление нефти с европейского рынка на восточный связано с контрактами «Роснефти» на поставку нефти в Китай. В этом году они вырастут на 20% до 50 млн т.

Помимо этого интерес к российской нефти со стороны некоторых европейских покупателей ослаб из-за увеличения содержания серы и повышения плотности сырья, говорится в обзоре Argus. В начале года на это жаловались покупатели Urals, получающие сырье по «Дружбе». Тогда показатели содержания серы приблизились к максимально допустимой отметке 1,8%, говорит Андронов. Основная причина – перенаправление около 4 млн т малосернистой нефти с западного направления на восточное. «Транснефть» провела ряд мероприятий для поддержания качества нефти и ситуацию удалось стабилизировать, отмечает собеседник. Ухудшение качества – результат сокращения добычи на месторождениях Западной Сибири из-за выполнения сделки с ОПЕК, переноса запуска крупных добывающих проектов, так как санкции привели к снижению их финансирования, пишут эксперты Argus.

На 2018 г. «Транснефть» прогнозирует содержание серы в нефти, транспортируемой по «Дружбе» и в направлении порта Усть-Луга, на уровне 1,7–1,75%, говорит Андронов. Проблему качества нефти, по его словам, может решить проект по выделению высокосернистой нефти (до 36 млн т) в отдельный поток, на его реализацию потребуется до 3 лет.

В ближайшие годы нефтепереработка в России вряд ли будет расти, поэтому причин для снижения экспорта нет, говорит аналитик БКС Кирилл Таченников. Поставки в Китай продолжат расти, но меньшими темпами, добавляет он.

Снижение экспорта в Европу не настолько серьезное, чтобы оказать заметное влияние на крупнейших покупателей российской нефти, говорит директор отдела корпорации Fitch Дмитрий Маринченко. Традиционно поставки в Европу идут в основном из России и стран Ближнего Востока. Часть покупателей переключились на нефть из Ирана, который единственный из ОПЕК мог наращивать добычу сырья, и Казахстана – последний, хоть и подписался под сделкой с ОПЕК, фактически ее не исполнял, заключил он.

vedomosti.ru

Читайте:

В Госдуму внесен законопроект о завершении «налогового манёвра» в нефтегазовой отрасли

Поделиться в соц.сетях

www.oilexp.ru

Экспорт газа из России

Добыча газа в России

Основная статья: Добыча газа в России

2017: Рост экспорта в дальнее зарубежье на 8,1% до 193,9 млрд куб. м.

За 2017 год экспортные поставки газа в дальнее зарубежье из России выросли на 8,1% по отношению к 2016 году и составили 193,9 млрд куб. м. Экспорт

  • в Германию вырос на 7,1%,
  • в Австрию – на 25,0%,
  • в Чехию – на 28,0%,
  • в Словакию – на 24,5%,
  • во Францию – на 6,8%,
  • в Нидерланды – на 4,6%,
  • в Данию – на 1,9%.

Также тенденцию роста спроса на российский газ продолжили демонстрировать целевые рынки проекта «Турецкий поток». Экспорт

  • в Турцию вырос на 17,3%,
  • в Венгрию – на 21,3%,
  • в Болгарию – на 4,7%,
  • в Грецию – на 9,3%,
  • в Сербию – на 21,2%.

Экспорт СПГ в страны АТР за 2017 год вырос в натуральном выражении на 5,3% до 15,5 млн куб.м (10,9 млн т.).

Цена российского газа на границе с Германией в декабре 2017 года выросла на 6,1% к прошлому году и составила 176,7 евро/тыс.куб.м (166,49 евро/тыс.куб.м в декабре 2016 года)[1].

2016

Доля 34% на рынке ЕС

Прогноз об обнулении экспорта в Европу через Украину и Белоруссию

По данным «Газпрома», за первые семь месяцев 2016 года экспорт российского газа в дальнее зарубежье увеличился на 9,5 млрд кубометров, или 10,7% (по сравнению с январем—июлем 2015 года).

Базовый сценарий экспорта газа из России в Европу (Forbes Россия, декабрь, 2016[2])

В максимальном сценарии новых российских газопроводов в Европу строятся обе ветки «Северного Потока 2», а также обе ветки «Турецкого потока». В этом сценарии украинская ГТС становится ненужной. Более того, поставки российского газа в Европу через Беларусь и Польшу также становятся номинально излишними после 2025 года, что, несомненно, и объясняет столь острую реакцию Польши на перспективы увеличения использования мощности «Северного Потока-1» и планы по строительству «Северного Потока-2». Дело вовсе не в газовой безопасности Европы, а в потенциальной потере транзитных объемов и росте зависимости Польши от Германии как нового транзитера российского газа для восточно-европейских стран.

2015: Экспорт России 211,5 млрд кубометров - №1 в мире

В 2015 году Россия реализовала 211,5 млрд кубометров газа, став крупнейшим экспортером в мире. При этом по объемам поставок сжиженного природного газа (СПГ) лидирует Катар (106,4 млрд кубометров).

Основным российским поставщиком является компания «Газпром», которая обладает монопольным правом на экспорт трубопроводного газа и продает СПГ, конкурируя с Новатэком и «Роснефтью».

Крупнейшим потребителем российского газа остается Европа.

Кроме того, «Газпром» поставляет СПГ в Японию, Южную Корею, Тайвань, Индию и Китай.

По данным ФТС, в 2015 году "Газпром" экспортировал 185,5 млрд кубометров и заработал на этом $41,8 млрд. Это на 23,5% меньше, чем в 2014 году[3].

В 2015 году европейские продажи российского газа увеличились до 158,6 млрд кубометров.

2012: План роста экспорта в Европу до 154 млрд кубометров

Экспорт газа в Европу, по расчетам Газпрома, должен был увеличиться в 2012 г. до 154 млрд куб. м со 150 млрд куб. м в 2011 г.

Значительных объемов поставки в зарубежные страны должны достигнуть и в более отдаленной перспективе. В частности, в соответствии со схемой развития газовой отрасли до 2030 г. Россия нарастит добычу газа в 1,5 раза - до 1 трлн куб. м в год, а экспорт должен увеличиться до 455-520 млрд куб. м в год.

В это время Россия готовится к наращиванию добычи и экспорта нефти и газа. Добывающие углеводороды компании активно берутся за разработку еще не освоенных и малоизученных шельфовых проектов в Арктике, достраивают газопроводы и нефтепроводы, а также планируют новые проекты в этой сфере. В планах также и освоение новых регионов сбыта, в частности Азиатско-Тихоокеанского направления.

2011: Экспорт 203,9 млрд кубометров (+11%), при добыче в 670 млрд

В 2011 году экспорт российского газа, как и планировалось, существенно вырос. Основное влияние на этот процесс оказало некоторое восстановление экономики европейских стран и холодная зима. В январе-декабре 2011 г. Из РФ было вывезено 203 млрд 936,2 млн куб. м, что на 11% больше, чем годом ранее при добыче 670 млрд куб. м.

2007: "Газпром" официально получает монополию на экспорт газа

В 2007 году существовавший до этого de facto единый газовый экспортный канал был законодательно оформлен и осуществление государственной монополии на экспорт газа было возложено государством на собственника Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в лице «Газпрома».

1991: Россия наследует от СССР систему газовых контрактов с компаниями Европы

Россия унаследовала от СССР систему газовых контрактов между советским министерством нефти и газа с европейскими компаниями. Точки сдачи газа в контрактах с европейцами примерно соответствовали бывшим западным границам стран Восточной Европы, входившим в социалистический блок. «Газпром» стал правопреемником по этим экспортным контрактам и дополнил их новыми.

После распада Советского Союза в газовой торговле России с Европой возникли вызовы, необходимость ответа на которые формировала российскую газовую экспортную стратегию на протяжении следующих 25 лет.

Транзитный риск

Первым и наиболее серьезным стала беспрецедентная зависимость российского газового экспорта от транзита через третьи страны, прежде всего через Украину. В начале 1990-х годов более 90% экспорта российского газа в Европу осуществлялось по экспортным газопроводам, созданным в советское время на территории Украины. К концу 2016 года в результате реализации программы строительства новых газопроводов, лишь 40% российского газового экспорта идет в Европу через Украину.

Изменение правил игры в Европе

Вторым вызовом стало формирование единого европейского экономического пространства и либерализация европейского газового рынка, что изменило традиционные отношения между Россией и компаниями-импортерами российского газа и привело к стремлению европейских клиентов модифицировать традиционные долгосрочные контракты. На фоне рекордного роста цен на газ в Европе в 2009-2014 годах и сокращения потребления европейцам удалось договориться с «Газпромом» о ценовых скидках, что сместило исторический баланс интересов в пользу потребителей.

Конкуренция со стороны альтернативных поставщиков

Третьим вызовом стала активизация альтернативных поставщиков-конкурентов на фоне заявленной цели Евросоюза диверсифицировать источники поставок газа и снизить зависимость от России. К концу 2016 года активно обсуждается СПГ (особенно из США) как альтернатива поставкам трубопроводного газа Газпрома в Европу. По результатам 2016 года американский СПГ оказался неконкурентоспособен по цене по сравнению с российским газом и в Европу практически не поставлялся.

1973: Экспорт в Европу 6,8 млрд кубометров

К 1973 году европейские продажи советского газа достигли 6,8 млрд кубометров.

1968: Контракт с австрийской OMV на экспорт в Западную Европу

В 1968 году по контракту с австрийской компанией OMV начался экспорт в Западную Европу.

1940-е: Первый экспорт газа - Польша

Первые поставки газа за пределы СССР стартовали в Польше в середине 1940-х годов.

См. также

Примечания

www.tadviser.ru

Российский экспорт рванул в Европу - ЭкспертРУ

По итогам первого квартал 2017 года рост российского экспорта в Европу сделал сильный рывок: по данным Евростата, он увеличился на 47% в годовом сопоставлении – с 26,7 млрд до 39,3 млрд евро. Фактически, сбываются прогнозы о росте спроса на энергононосители из РФ, и альтернативные поставки с Ближнего Востока и из США не смогли вытеснить Россию.

В первом квартале года существенно также увеличился объем экспорта из ЕС в Россию: на 28% в годовом исчислении, с 15,5 млрд до 19,9 млрд евро. При этом среди основных торговых партнеров 28 стран Евросоюза Россия занимает второе место после Китая по положительному сальдо торгового баланса, продавая в страны Европы намного больше товаров и услуг, нежели покупая у них.

Одной из наиболее активных в сфере торговли стран остается крупнейшая европейская экономика Германия. Причем немецкий эксперты уверены, что взаимный товарооборот будет продолжать расти. По прогнозам председателя комитета Вольфганга Бюхеле (Wolfgang Büchele), передает Deutсshe Welle, объем двусторонней торговли между Германией и ЕС  уже в текущем году увеличится как минимум на 10%, причем его рост может быть устойчивым. Рост этот будет связан, в первую очередь, с устойчивостью цен на нефть и курса рубля.        

Об увеличении товарооборота между Россией и Германией в первые два месяца 2017 года в начале мая сообщила Германо-российская внешнеторговая палата (AHK). Несмотря на санкции Запада против Москвы и экономический кризис в РФ, прирост товарооборота составил 43%, рост составил 6,7 млрд евро по сравнению с январем-февралем 2016 года. 63% немецких предпринимателей, сотрудничающих с российскими компаниями, в 2017 году также ожидают роста продаж.

Рост товарооборота между Россией и странами ЕС, в первую очередь с Германией, являющейся крупнейшим торговым партнером России в составе Европейского союза и вторым по значимости из стран дальнего зарубежья после Китая, объясняется рядом факторов. Рост импорта на 28% в годовом исчислении, рассказывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, обусловлен переходом крупнейших российских компаний к реализации масштабных инвестиционных программ во всех секторах экономики, от машиностроения, энергетики и сельского хозяйства, до производства автомобилей и потребительской техники.

Отложенные ранее инвестиции в связи с низкой покупательной способностью девальвированного рубля начиная со второго полугодия прошлого года начали активно реализовываться на волне укрепления национальной валюты к доллару и, что важнее, к евро, подогретые к тому же высокой степенью износа основных средств производства, который по ряду отраслей превышает 60-65%. Данный факт подтверждается структурой экспорта ЕС в Россию, в которой свыше 50% приходится на машины и оборудования.

Стоит отметить, пока что речь идет о росте в денежном выражении, тогда как объемы поставляемой из ЕС высокотехнологичной продукции остаются практически неизменными. Тем не менее, констатирует эксперт, положительный сдвиг есть и отрицать это невозможно. Германия, являющаяся крупнейшим производителем промышленного оборудования, машин и техники в ЕС, при этом является основным выгодополучателем: несмотря на продолжающий свое действие режим санкций, при участии дочерних структур, зарегистрированных в России, крупнейшие компании ФРГ продолжат работать в России и участвовать в реализации крупнейших инфраструктурных и промышленных проектах, что не может не радовать. 

Несмотря на рост российского экспорта в ЕС, его структура остается по большому счету неизменной, отмечает Кирилл Яковенко. Если говорить об экспорте в ЕС в целом, то в нем на долю топливно-энергетической составляющей приходится более 62%, при этом если говорить конкретно о Германии, то на нефть и газ приходится традиционно до 3/4 всего экспорта. Да, признает аналитик, Германия в торговых отношениях с Россией больше всего заинтересована в импорте достаточно дешевых по меркам европейского рынка энергоресурсах и возможности масштабировать поставки за счет реализации совместных проектов, таких как Nord Stream 2, в котором страна крайне заинтересована и является вторым после России бенефициаром.

«Не могу сказать, что для России это исключительно позитивная ситуация, – указывает эксперт, – однако стоит признать, что конкурировать со страной-крупнейшим производителем техники и машин в ЕС на ее внутреннем рынке крайне сложно, так что в целом ситуация вполне объяснимая и в принципе отвечает интересам РФ. Исходя из структуры российского экспорта в ЕС и в Германию в частности, можно сказать, что в целом рост показателей экспорта обусловлен благоприятной конъюнктурой сырьевого рынка - котировки в диапазоне 51-55 долларов, ставшем привычным с конца 2016 года, этому способствуют». 

Показатели по экспорту нефти и газа в ближайшем будущем будут демонстрировать положительную динамику, уверены в «Алор Брокер». Высокая вероятность продления соглашения о заморозке объемов добычи нефти в формате ОПЕК+, реализация Северного и Турецкого потоков будут способствовать росту как объемов поставок, так и стоимости реализуемых на европейском рынке энергоресурсов.

Энергоносители будут оставаться драйвером роста внешнеторгового оборота в этом году, уверен и начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Геогрий Ващенко. Газпром увеличил поставки газа за рубеж на 14%, за 6 мес. он может превысить 90 млрд куб.м., и это при том, что предыдущий год был рекордным. При этом именно по европейскому направлению произошло существенное увеличение, например, в Германию - на 16,5%, а эта страна в числе ведущих импортеров. Отчасти этому способствовали низкие цены на нефть, поскольку к ней привязаны и газовые контракты. Но сейчас цена на нефть выше, чем год назад, и росту торгового оборота в денежном выражении будет способствовать не только увеличение физического объема, но и рост стоимости товара, вклад этих факторов будет примерно одинаковый.

Угроз экспорта энергоносителей из России в Европу несколько, полагает эксперт, но главное - это не экспорт из США и стран Ближнего Востока. Они скорее ориентируются на премиальные рынки Азии, конкурировать с дешевым российским газом и нефтью им сложно. Более осязаемые риски - политические, мешающие прокладке новых транспортных коридоров, в частности, Северного потока-2, несмотря на то, что пропускные мощности первой нитки полностью исчерпаны. Также страны Западной и Южной Европы активно осваивают зеленые технологии. Инвестиции в этот сектор станут сдерживающим фактором для спроса на углеводороды и цены на них, заключает Ващенко.

expert.ru

В Европе опасаются увеличения российского экспорта нефтепродуктов

Российский экспорт дизельного топлива и бензина в Европу в следующем году может существенно возрасти в результате налоговых изменений и резкого спада внутреннего спроса в связи с рецессией, вызванной отчасти западными санкциями. Если экспорт из России действительно возрастет, то для европейских НПЗ это будет еще одним серьезным ударом, передает беспокойство западных экспертов информационное агентство Reuters.

К 2020 году ожидается увеличение российского экспорта светлых нефтепродуктов, в частности, поставок дизельного топлива на 17 млн тонн в год и бензина – примерно на 8 млн тонн. Разумеется, эти показатели могут быть уменьшены в результате падения цен на нефть и снижения маржи на переработку.

Официального прогноза на 2015 год по внутрироссийскому спросу на нефтепродукты нет, но при относительно умеренной рецессии, которую прогнозирует министерство экономики, его показатели ограничатся 2,1%, подсчитали эксперты Wood Mackenzie. Внутренний спрос на топливо в России упал за последний год – отчасти из-за уменьшившихся на 12,7% продаж автомобилей (за период с января по октябрь), хотя в октябре этот спад приостановился благодаря мерам, принятым правительством в этом секторе.

Но НПЗ будут работать независимо от этого.

«Мы ожидаем, что российская нефтедобыча останется в 2015 году высокой, может быть, чуть меньше, чем в 2014 году, что было максимумом постсоветского периода, отправленных в 2014 году, и экспорт нефтепродуктов будет большим. Завершенные инвестиционные проекты и возможное замедление спроса из-за санкций и ухудшения экономической ситуации подталкивают к усилению экспорта нефтепродуктов, прежде всего, бензина и дизеля/газойля, – мы ожидаем именно этого», – высказал свое мнение сотрудник Wood Mackenzie Хайтем Толба.

«Рост спроса уже был довольно слабым. Если национальная экономика разваливается, то дальнейшее падение спроса на нефтепродукты означает ее радикальное ухудшение», – считает другой аналитик из Wood Mackenzie Ричард Уорнер.

Западные эксперты опасаются, что увеличенный экспорт заполонит Европу низкокачественным низкокачественным дизелем и добавит бензина на рынках, и без того перенасыщенных, что ударит по объемам европейских НПЗ.

В России экономические неурядицы совпали с давно запланированными налоговыми изменениями, одобренными в ноябре президентом. С 1 января 2015 года снизятся экспортные тарифы на сырую нефть и высококачественные нефтепродукты.

Налоговый маневр был намечен в 2011 году, в числе инициатив по модернизации российских НПЗ, основная часть которых построена в 1940–1970-е годы. В результате продукция НПЗ с 2000 года выросла почти на 45%, достигнув в 2013 году уровня 275 млн тонн в год, почти как в середине 1980-х годов. Санкции не могут помешать дальнейшему росту. Если в 2014 году было введено 8 новых объектов, то в 2015 их будет 19, по данным российского министерства энергетики. Западные эксперты считают, что если в 2013 году доля дизеля в российской нефтяной корзине составляла 26%, то к 2020 году это будет уже 33%. Доля бензина возрастет с 14 до 18%.

«Налоговый маневр стимулирует НПЗ завершить гидрокрекинг и другие проекты по модернизации, по которым на них нажимает правительство. Судя по этим и другим процессам, Россия будет экспортировать намного больше ультранизкого зеленовато-желтого дизеля и намного меньше чистого горючего и вакуумного газойля», – уточнил аналитик американской консалтинговой компании ESAI Energy Эндрю Рид.

Когда цены на сырую нефть растут, снижение ввоза горючего и вакуумного газойля наносит двойной удар некоторым европейским НПЗ, которые используют эти продукты в качестве исходного сырья. Но еще большим ударом для этого сектора в Европе является увеличение ввозимых объемов дизеля и бензина, вторгающихся в сегмент ожидаемого собственного производства.

Если раньше экспорт сдерживался проблемами с инфрастуктурой, то сейчас «Транснефть», например, по проекту «Север» наращивает мощность балтийского порта Приморск по экспорту дизельного топлива (хотя этот нефтепровод планировался для сырой нефти) – предположительно до 18 млн тонн к началу 2017 года, тогда как в 2014 году этот показатель составит, очевидно, 11 млн тонн.   :///

 

teknoblog.ru

Россия нарастила экспорт нефти в Европу впервые с 2013 года

Россия увеличила поставки нефти в Европу впервые с 2013 года. По данным Bloomberg, в 2015 году поставки российской нефти в Европу выросли более чем на 8% до примерно 150 миллионов тонн или 3 миллионов баррелей в сутки.

Дело в том, что на фоне рецессии, в России упало потребление сырья, в то время как нефтеперерабатывающие заводы Европы, напротив, увеличили спрос на дешевую нефть, полагают аналитики Bloomberg.

В 2015 году РФ увеличила добычу нефти на 8 млн тонн до 534 млн тонн и почти весь дополнительный объем ушел в Европу и был востребован.

«Добыча в Северном море падает и у Голландии, и у Великобритании. В 2015 году из-за истощения закрылось даже месторождение Brent, давшее название сорту нефти. Поэтому спрос есть и покупают весь объем, который мы в состоянии предложить. Кроме того, в последние годы Россия модернизировала свои НПЗ, что позволяет получать нефтепродукты с меньшими затратами исходного сырья, высвободившееся тоже идет на экспорт», — рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности РФ Игорь Юшков.

Нехватки в покупателях нашей нефти в ближайшее время не ожидается. За долгие годы Россия уже успела завоевать определенные рынки сбыта, которые вряд ли будут переходить с нашей нефти на другие сорта, да и не все НПЗ сразу можно так перевести. «Традиционно нашими считаются Северо-Западная Европа и частично Северное Средиземноморье, кроме того, в последние годы добавился Китай, получающий нашу нефть по ВСТО. Они не будут искать других контрагентов при наличии налаженных маршрутов поставок и приемлемом качестве. При потребности Европы в 600 млн тонн нефти в год мы устойчиво будем обеспечивать примерно треть», — считает главный аналитик агентства «Русэнерджи» Михаил Крутихин.

Таким образом, в 2016 году РФ, вероятно, еще сможет зафиксировать позитивную динамику добычи, но следующий год может оказаться переломным. Ограничителями станут низкие цены и качество месторождений: из-за падения цен на нефть возможности компаний по бурению новых скважин и поддержанию добычи на уже зрелых месторождениях Западной Сибири оказались ограниченными.

sobytiya.net

Российский экспорт рванул в Европу

Фото из открытых источников

По итогам первого квартал 2017 года рост российского экспорта в Европу сделал сильный рывок: по данным Евростата, он увеличился на 47% в годовом сопоставлении – с 26,7 млрд до 39,3 млрд евро. Фактически, сбываются прогнозы о росте спроса на энергононосители из РФ, и альтернативные поставки с Ближнего Востока и из США не смогли вытеснить Россию.

 

В первом квартале года существенно также увеличился объем экспорта из ЕС в Россию: на 28% в годовом исчислении, с 15,5 млрд до 19,9 млрд евро. При этом среди основных торговых партнеров 28 стран Евросоюза Россия занимает второе место после Китая по положительному сальдо торгового баланса, продавая в страны Европы намного больше товаров и услуг, нежели покупая у них.

 

Одной из наиболее активных в сфере торговли стран остается крупнейшая европейская экономика Германия. Причем немецкий эксперты уверены, что взаимный товарооборот будет продолжать расти. По прогнозам председателя комитета Вольфганга Бюхеле (Wolfgang Büchele), передает Deutсshe Welle, объем двусторонней торговли между Германией и ЕС  уже в текущем году увеличится как минимум на 10%, причем его рост может быть устойчивым. Рост этот будет связан, в первую очередь, с устойчивостью цен на нефть и курса рубля.    

 

Об увеличении товарооборота между Россией и Германией в первые два месяца 2017 года в начале мая сообщила Германо-российская внешнеторговая палата (AHK). Несмотря на санкции Запада против Москвы и экономический кризис в РФ, прирост товарооборота составил 43%, рост составил 6,7 млрд евро по сравнению с январем-февралем 2016 года. 63% немецких предпринимателей, сотрудничающих с российскими компаниями, в 2017 году также ожидают роста продаж.

 

Рост товарооборота между Россией и странами ЕС, в первую очередь с Германией, являющейся крупнейшим торговым партнером России в составе Европейского союза и вторым по значимости из стран дальнего зарубежья после Китая, объясняется рядом факторов. Рост импорта на 28% в годовом исчислении, рассказывает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, обусловлен переходом крупнейших российских компаний к реализации масштабных инвестиционных программ во всех секторах экономики, от машиностроения, энергетики и сельского хозяйства, до производства автомобилей и потребительской техники.

 

Отложенные ранее инвестиции в связи с низкой покупательной способностью девальвированного рубля начиная со второго полугодия прошлого года начали активно реализовываться на волне укрепления национальной валюты к доллару и, что важнее, к евро, подогретые к тому же высокой степенью износа основных средств производства, который по ряду отраслей превышает 60-65%. Данный факт подтверждается структурой экспорта ЕС в Россию, в которой свыше 50% приходится на машины и оборудования.

 

Стоит отметить, пока что речь идет о росте в денежном выражении, тогда как объемы поставляемой из ЕС высокотехнологичной продукции остаются практически неизменными. Тем не менее, констатирует эксперт, положительный сдвиг есть и отрицать это невозможно. Германия, являющаяся крупнейшим производителем промышленного оборудования, машин и техники в ЕС, при этом является основным выгодополучателем: несмотря на продолжающий свое действие режим санкций, при участии дочерних структур, зарегистрированных в России, крупнейшие компании ФРГ продолжат работать в России и участвовать в реализации крупнейших инфраструктурных и промышленных проектах, что не может не радовать. 

 

Несмотря на рост российского экспорта в ЕС, его структура остается по большому счету неизменной, отмечает Кирилл Яковенко. Если говорить об экспорте в ЕС в целом, то в нем на долю топливно-энергетической составляющей приходится более 62%, при этом если говорить конкретно о Германии, то на нефть и газ приходится традиционно до 3/4 всего экспорта. Да, признает аналитик, Германия в торговых отношениях с Россией больше всего заинтересована в импорте достаточно дешевых по меркам европейского рынка энергоресурсах и возможности масштабировать поставки за счет реализации совместных проектов, таких как Nord Stream 2, в котором страна крайне заинтересована и является вторым после России бенефициаром.

 

«Не могу сказать, что для России это исключительно позитивная ситуация, – указывает эксперт, – однако стоит признать, что конкурировать со страной-крупнейшим производителем техники и машин в ЕС на ее внутреннем рынке крайне сложно, так что в целом ситуация вполне объяснимая и в принципе отвечает интересам РФ. Исходя из структуры российского экспорта в ЕС и в Германию в частности, можно сказать, что в целом рост показателей экспорта обусловлен благоприятной конъюнктурой сырьевого рынка - котировки в диапазоне 51-55 долларов, ставшем привычным с конца 2016 года, этому способствуют». 

 

Показатели по экспорту нефти и газа в ближайшем будущем будут демонстрировать положительную динамику, уверены в «Алор Брокер». Высокая вероятность продления соглашения о заморозке объемов добычи нефти в формате ОПЕК+, реализация Северного и Турецкого потоков будут способствовать росту как объемов поставок, так и стоимости реализуемых на европейском рынке энергоресурсов.

 

Энергоносители будут оставаться драйвером роста внешнеторгового оборота в этом году, уверен и начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Геогрий Ващенко. Газпром увеличил поставки газа за рубеж на 14%, за 6 мес. он может превысить 90 млрд куб.м., и это при том, что предыдущий год был рекордным. При этом именно по европейскому направлению произошло существенное увеличение, например, в Германию - на 16,5%, а эта страна в числе ведущих импортеров. Отчасти этому способствовали низкие цены на нефть, поскольку к ней привязаны и газовые контракты. Но сейчас цена на нефть выше, чем год назад, и росту торгового оборота в денежном выражении будет способствовать не только увеличение физического объема, но и рост стоимости товара, вклад этих факторов будет примерно одинаковый.

 

Угроз экспорта энергоносителей из России в Европу несколько, полагает эксперт, но главное - это не экспорт из США и стран Ближнего Востока. Они скорее ориентируются на премиальные рынки Азии, конкурировать с дешевым российским газом и нефтью им сложно. Более осязаемые риски - политические, мешающие прокладке новых транспортных коридоров, в частности, Северного потока-2, несмотря на то, что пропускные мощности первой нитки полностью исчерпаны. Также страны Западной и Южной Европы активно осваивают зеленые технологии. Инвестиции в этот сектор станут сдерживающим фактором для спроса на углеводороды и цены на них, заключает Ващенко.

 

Источник

planet-today.ru