Самодельный котел на отработке: виды, схемы узлов и агрегатов, инструкция по изготовлению. Самодельные котлы на нефти


Котел на отработанном масле с водяным контуром своими руками

Печи, сжигающие жидкое топливо, известны ещё с начала прошлого века. Правда, тогда они служили в основном для нужд промышленности. В быту же агрегаты, работающие на дизеле или мазуте, получили широкое распространение в 60–80 годы. Именно в то время продукты нефтепереработки можно было покупать за копейки или же вообще доставать бесплатно. Несмотря на значительное подорожание энергоносителей, так же дёшево отапливать свой дом можно и сейчас. Можно сказать, что горючее для этого лежит просто под ногами, а точнее, на каждом автосервисе. Слитое отработанное масло горит не хуже дизтоплива, к тому же владельцы мастерских отдают его практически даром. Кстати, котёл для его сжигания необязательно покупать. Простой и надёжный агрегат с водяным контуром можно построить своими руками, используя материалы, которые найдутся у каждого хозяина.

Устройство и принцип действия котла, использующего отработанное масло

Самодельный котёл отопления, работающий на отработанном автомобильном масле

Слитые автомобильные масла являются многокомпонентными, сильнозагрязнёнными веществами, которые к тому же ещё и плохо горят. Можно сказать, что как горючее отработка сама по себе «не очень», поскольку кислород просто не в состоянии окислить всё то химическое разнообразие, которое в ней находится. Если же расщепить масло на более простые составляющие, то сжечь их будет намного проще.

Метод разложения известен современной науке давно. Пламенное разделение, или, если говорить по-научному, пиролиз, применяется для получения простых легковоспламеняющихся веществ из любого топлива — нефти, угля, дров и т. д. Этот процесс удобен тем, что для химических преобразований никаких дополнительных затрат не требуется — для этого достаточно тепла, которое образуется при сгорании топлива. Преимущество пиролизного горения заключается ещё и в том, что этот процесс сам себя поддерживает и регулирует, а поэтому практически не требует постороннего вмешательства. Всё, что понадобится для запуска процесса разложения — испарить топливо и разогреть пары до температуры 300–400 °C. Для этого можно воспользоваться двумя методами.

Процессы, протекающие внутри печи на отработке, обеспечивают высокую температуру и полноту сгорания топлива

В первом случае горючее поджигают в резервуаре, после чего оно начинает активно испаряться. Эффективное перемешивание и получение однородной газовоздушной смеси обеспечивается за счёт Кориолисовой силы, поэтому важен точный расчёт диаметра и высоты камеры сгорания. Пары топлива поднимаются по вертикальной трубе с многочисленными отверстиями, через которые насыщаются кислородом воздуха. В верхней части камеры сгорания находится перегородка, которая нужна, чтобы снизить скорость газа и отделить зону окисно-азотного дожигания. Именно в ней опасные химические соединения вступают в реакцию с оксидами азота и распадаются на безвредные вещества.

Так называемый метод саможога, бесспорно, обладает привлекательной простотой и надёжностью, однако, резервуар с горящим маслом не позволяет говорить о безопасности. Для того чтобы устранить этот недостаток потребуется усложнять конструкцию отопительного агрегата.

Эффективность сжигания отработки значительно повышается при использовании горелки специальной конструкции

Второй способ предусматривает образование зон пиролиза, сгорания и дожигания прямо в факеле пламени, а для этого нужна горелка специальной конфигурации. Чтобы топливо окислялось полностью, форсунка должна обеспечивать многоступенчатое образование газовоздушной смеси. В таком устройстве первичное движение потока топлива обеспечивается компрессором. Благодаря инжекции, нагнетаемый воздух увлекает за собой атмосферный, а образование паров происходит за счёт разогрева горелки факелом пламени. Практически те же процессы можно наблюдать при работе паяльной лампы. Похожий метод реализован в промышленных жидкотопливных агрегатах. Самодельные конструкции используют такой же принцип, но работают немного по-другому. В них отработка капает в разогретую докрасна ёмкость, где мгновенно испаряется и сгорает при высокой температуре. В этом случае нельзя говорить о чистом пиролизе, поскольку имеет место ещё и энергия распада молекул в процессе микровзрывов.

Читайте также нашу статью об изготовлении печки-буржуйки на отработанном масле: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/bani-i-garazh/pechka-burzhujka-svoimi-rukami.html.

Типы конструкций на отработке

В зависимости от области применения, котлы, использующие в качестве топлива отработанное масло, можно разделить на три группы:

  • бытовые печи;
  • водонагревательные агрегаты;
  • отопительные котлы.

Бытовые печи устанавливают в помещениях, которые по ряду причин нельзя оборудовать водяным отоплением. Эти агрегаты характеризуются пониженным расходом топлива, а их конструкция обеспечивает наиболее полное сгорание масла. Бытовое оборудование является практически бездымным. Кроме того, печи нередко оборудуют системами очистки выбросов, что повышает безопасность их эксплуатации. Главное преимущество агрегатов этого типа — в их мобильности. Небольшие размеры позволяют легко транспортировать печь и установить её в небольшом помещении. Немаловажно и то, что устройство при необходимости можно легко дооснастить водяным контуром или площадкой для приготовления пищи.

Бытовая масляная печь

Водонагревательные агрегаты на уровне модуля для дожигания газов имеют специальную платформу, на которую опирается ёмкость с водой. Её тороидальная форма даёт дополнительное преимущество, поскольку нагрев осуществляется как снизу, так и со стороны дымового канала, который проходит внутри бака. Для автономной подачи воды на входе в бойлер монтируют небольшой водяной насос. Благодаря высокой температуре, нагреть воду можно гораздо быстрее, чем в заводских водонагревателях. Например, 100 литровый бак набирает температуру от 20 °C до 65 °C примерно за два часа, в то время как электрическому или газовому прибору потребуется в два раза больше времени. Если же говорить о стоимости условного литра горячей воды, то при использовании отработки затраты уменьшаются в 20–25 раз.

Ёмкость, установленная на уровне зоны дожигания, превращает печь на отработке в мощный водонагреватель

Отопительные котлы используются для подключения к водяным системам обогрева, поэтому оборудуются устройствами дожигания отработанных газов, фильтрами и устройствами безопасности. Несмотря на все меры предосторожности, оборудование для отопления отработанным маслом рекомендуется устанавливать в отдельных помещениях или пристройках.

Нагрев воды в отопительных агрегатах обеспечивает теплообменник, установленный в зоне горения топлива. Он может быть выполнен как сплошной водяной рубашкой, так и в виде спирального трубчатого контура. Движение теплового агента в системе возможно благодаря циркуляционному насосу, работающему от электричества. Регулировка температуры теплоносителя осуществляется снижением температуры пламени. Для этого котёл оборудуют системой принудительной подачи воздуха. Снижая или повышая обороты турбины, регулируют подачу воздуха в зону горения. Установка термостата позволяет автоматизировать этот процесс.

Котёл с водяным контуром спирального типа обеспечит работу отопительной системы загородного дома

Нередко агрегаты, работающие на слитом масле, дублируют устройствами, использующими электричество, газ или твёрдое топливо. Это обеспечивает функциональность инженерных систем в случае перебоев с доставкой отработки.

Обратите внимание на материал, в котором рассматриваются варианты обогревателей для гаража: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/bani-i-garazh/kakoj-obogrevatel-luchshe-dlya-garazha.html.

Изготовление котла, работающего на отработанном топливе

По описанным выше схемам разработаны и успешно эксплуатируются несколько типов котлов. Кроме того, для работы на жидком топливе можно приспособить любой твердотопливный или газовый отопительный агрегат. Расскажем о двух наиболее распространённых конструкциях, которые можно изготовить самостоятельно.

Чертежи отопительных агрегатов

Чертежи, которые мы предоставляем вашему вниманию, проверены на реально работающих печах, поэтому их уверенно можно использовать для собственных проектов.

Двухобъёмный

Эта конструкция состоит из двух цилиндрических камер, соединённых между собой отрезком толстостенной железной трубы с отверстиями для проникновения воздуха.

Чертёж двухобъёмного котла с прямоугольными рабочими камерами

Чертёж цилиндрического двухобъёмного котла

Нижний отсек одновременно является ёмкостью для горючего, испарителем и зоной первичного горения. Для заливки топлива, розжига и регулирования притока воздуха на его верхней плоскости вырезано отверстие, которое можно полностью или частично перекрывать при помощи лючка поворотного типа. Снизу печка оборудована ножками, которые обеспечивают устойчивость конструкции и создают зазор между её днищем и полом.

Схема котла с открытой камерой сгорания

В верхнюю плоскость топочного отсека вварена труба с отверстиями. Этот полый цилиндр представляет собой дожигающую камеру. В ней происходит пиролизное разложение и сгорание испаряющегося топлива (вторичное дожигание). На верхнем срезе перфорированной трубы смонтирована практически такая же ёмкость, как и снизу. Перегородка, которая разделяет её внутреннее пространство на две зоны, снижает скорость продуктов горения и обеспечивает полноту их окисления соединениями азота. Кроме того, верхняя камера является ещё и теплообменником, который работает как инфракрасный и конвекционный нагреватель.

Смонтированная на верхнем модуле дымовая труба создаёт необходимую тягу и отводит остаточные продукты сгорания наружу. Чтобы обезопасить процесс доливки отработки в нижний бачок, к нему приваривают трубку, соединённую с отдельной ёмкостью. Залитое в печку масло поджигают при помощи ветоши, смоченной в бензине или керосине. После этого лючком регулируют приток воздуха в зону первичного горения.

Установив на вертикальной трубе водяную рубашку или контур, получают котёл, который можно с успехом использовать в системах отопления или горячего водоснабжения. При этом важно оставить зазор до перфорированного цилиндра не менее 50–70 мм, чтобы обеспечить свободный приток воздуха в зону вторичного горения.

С пламенной чашей

Чертёж простого котла с пламенной чашей приведён ниже. Его размеры обеспечивают тепловую мощность около 15 кВт. При этом требуется не более 1.5 литра использованного автомобильного масла в час. Воздух в зону горения поступает с помощью небольшого вентилятора или турбины. Подача отработанного топлива происходит порционно, для чего бак с маслом оснащается вентилем, которым можно регулировать количество горючего или полностью прекратить его подачу.

Чертёж котла с пламенной чашей

Для дожигания паров отработки центральная труба оснащается системой отверстий и прорезей. Благодаря такой конструкции, вокруг пламенной чаши происходят такие же процессы, как и в двухобъёмной печи. Горючие газы удаляются через дымоход, установленный в верхней части камеры сгорания. При его обустройстве следует избегать резких поворотов и углов, а высота дымовой трубы должна составлять не менее 4 м. Это обеспечит тягу, достаточную для удаления продуктов горения и обеспечит безопасную эксплуатацию отопительного агрегата.

Схема котла, изготовленного из газового баллона

Печь с пламенной чашей представляет собой закрытое устройство с принудительной подачей воздуха. Это способствует безопасности эксплуатации, а также даёт возможность легко и просто обустроить водяную рубашку. На схеме показан рабочий проект описанного выше котла, в качестве корпуса которого можно использовать бытовой газовый баллон.

Необходимые материалы

Для изготовления водяного отопительного котла с пламенной чашей понадобится не только ёмкость для изготовления корпуса, но и другие материалы (позиции на представленной выше схеме и в списке соответствуют друг другу).

  1. Пропановый баллон объёмом 50 литров.
  2. Металлическая труба Ø100 мм толщиной 2–3 мм для изготовления дымовой трубы.
  3. Железная труба Ø100 мм толщиной 5–6 мм, которая понадобится, чтобы сделать горелку.
  4. Стальной лист толщиной не менее 5 мм для разделения камеры сгорания и испарительной зоны.
  5. Металлический лист толщиной 3–4 мм для изготовления козырька, предназначенного для снижения скорости газов.
  6. Тормозной диск диаметром не менее 20 см от любого автомобиля.
  7. Соединительная муфта (та же 100-мм труба, только разрезанная по всей длине) длиной 100 мм.
  8. Стальная труба Ø15 мм для подачи масла к чаше.
  9. Шаровой кран размером ½ дюйма.
  10. Топливный шланг из маслостойкого огнеупорного материала.
  11. Бак для отработки любого типа.
  12. Уголок или стальной профиль для изготовления ножек.
  13. Крышка из стали толщиной 4–5 мм.
  14. Стальной лист толщиной не менее 3 мм для изготовления водяной рубашки.
  15. Патрубки с резьбой Ø2˝ для присоединения котла к системе отопления.

Не забудьте и о том, что для защиты от коррозии и улучшения внешнего вида котёл необходимо будет покрасить, поэтому купите преобразователь ржавчины, грунтовку, растворитель и эмаль для работы по металлу. Кроме того, для герметизации соединений понадобятся уплотнительные материалы — сантехнический лён и специальная паста.

Форма, толщина и размеры газового баллона делают его отличной заготовкой для изготовления котла на отработке

Инструменты для работы

В процессе работы над котлом понадобится разнообразный электрический и ручной слесарный инструмент. Вот список того, что потребуется достать из закромов, приобрести, или занять у друзей:

  • сварочный аппарат — лучше всего использовать трансформаторный агрегат постоянного тока или инвертор, поскольку предъявляются высокие требования к качеству сварных швов;
  • электрическая дрель и набор свёрл для работы по металлу;
  • угловая шлифовальная машина и два диска — отрезной и зачистной. Разумеется, эти расходники должны предназначаться для резки стали;
  • плашки для нарезания резьбы на трубах;
  • электрический наждак;
  • ключ газовый;
  • рулетка;
  • металлическая линейка;
  • чертилка из высокоуглеродистой стали для разметки деталей перед их порезкой.

Поскольку придётся сверлить большое количество отверстий, обязательно надо подготовить ёмкость с водой для охлаждения инструмента. Кроме того, надо обеспечить безопасность сварочных работ, поэтому нелишне будет запастись огнетушителем.

Вам также может быть интересен материал, в котором описан процесс изготовления печи на отработке из газового баллона: https://aqua-rmnt.com/otoplenie/documents/pech-na-otrabotke-svoimi-rukami.html

Инструкция по изготовлению котла на отработке своими руками

  1. Поскольку даже в пустом газовом баллоне может оставаться взрывоопасная смесь из паров пропана и воздуха, резать его болгаркой или сверлить можно только после полного опорожнения. Для этого необходимо газовым ключом отвернуть и снять вентиль. Затем ёмкость переворачивают вверх тормашками и сливают конденсат. Учтите, что эта жидкость отлично горит и обладает чрезвычайно едким запахом, поэтому работайте очень аккуратно. После вытекания жидкости заготовку возвращают в исходное положение и через верхнее отверстие наполняют водой — она полностью вытеснит остатки газа. После этого жидкость можно слить и проводить любые работы, не опасаясь возгорания или взрыва.
  2. При помощи угловой шлифмашины в баллоне вырезают проёмы шириной в треть диаметра. Если мерить по окружности, то их длина равняется 315 мм. Высота нижнего окна — 200 мм, а верхнего — 400 мм. Между проёмами необходимо оставить перемычку шириной 50 мм. Работу надо выполнять аккуратно, не допуская смещения диска, поскольку вырезанные металлические сектора пойдут на изготовления люков.

    Подготовленные проёмы

    Обратите внимание! Увеличенный размер верхнего окна нужен для того, чтобы в случае необходимости перевести котёл на твёрдое топливо. Если же такой необходимости нет, то будет достаточно нижнего проёма. К слову, в этом случае облегчается монтаж кожуха водяной рубашки.

  3. К люку, который получился при формировании проёма теплообменника, приваривают петли и задвижку, после чего деталь возвращают на место.
  4. Из 4 мм стального листа по внутреннему диаметру баллона, который равняется 295 мм, вырезают кольцо. Отверстие, которое в нём надо сделать, должно соответствовать внешнему диаметру трубы для изготовления горелки (в нашем случае — 100 мм). Этот элемент послужит перегородкой между зоной горения и теплообменником.

    Изготовление перегородки и её подгонка по месту

  5. От стальной толстостенной трубы Ø 100 мм отрезают заготовку длиной 200 мм.
  6. В нижней части детали делают сверления Ø12 мм на высоту 95 мм. Расстояния между отверстиями не должны превышать 40 мм — это позволит равномернее распределить поток газа на выходе из горелки.

    Отверстия в горелке должны обеспечивать равномерный поток горящих газов во всех направлениях

    Если кромки отверстий тщательно обработать напильником, то это даст возможность длительное время обходиться без их чистки. Эта особенность связана с уменьшением шероховатости — частичкам сажи и грязи попросту не будет за что зацепиться.

  7. На горелку устанавливают вырезанное ранее кольцо и приваривают его непосредственно над отверстиями.

    Установка перегородки на горелку

  8. Перегородку устанавливают между проёмами, на уровне верхнего среза камеры сгорания. Таким образом, в нижней части теплообменника будет сформирована ступенька, необходимая для удержания золы в случае работы котла на дровах.

    Монтаж узла, разделяющего камеру сгорания и теплообменик

  9. Для изготовления чаши-испарителя можно использовать любую толстостенную ёмкость, желательно из жаропрочных сплавов. Как нельзя лучше для этих целей подходят чугунные тормозные диски от легковых автомобилей. Технологические отверстия в заготовке надо заварить. Для этого из стального листа вырезают две круглых детали, одна из которых будет дном, а вторая — колпаком. В крышке прорезают отверстие под соединительную муфту и окно для подачи отработки.

    Отверстия в тормозном диске необходимо заглушить

  10. 150 мм отрезок стальной трубы разрезают «болгаркой» вдоль, после чего немного раздвигают стенки, увеличивая щель до 4–5 мм. Это позволит снимать чашу для очистки от остатков сгоревшего топлива.

    Чаша с приваренным днищем

  11. К автомобильному диску приваривают днище, крышку и муфту, после чего узел устанавливают на горелку.

    Муфта обеспечивает плотное присоединение чаши к горелке

  12. Из стального листа вырезают полосу размерами 400х640 мм, два полукольца с наружным диаметром 305 мм и внутренним — 299 мм и две полоски шириной 30 мм. С их помощью вокруг баллона формируют кожух водяной рубашки, обваривая всё сплошным швом.

    Монтаж водяной рубашки

  13. В верхней и нижней части кожуха прорезают круглые отверстия диаметром не менее 40 мм и при помощи сварки монтируют патрубки подачи и отвода теплоносителя.
  14. Изготавливают крышку котла, в которую врезают дымовую трубу. Устанавливают крышку на котёл.
  15. В боковой стенке баллона делают отверстие, в которое под углом вводят трубу для горючего. Её нижний край срезают под углом, после чего получившийся излив устанавливают над окном подачи масла. После регулировки длины вылета, топливную магистраль необходимо приварить к котлу.

    Установка топливной магистрали

  16. Нарезав на трубе для отработки резьбу, монтируют шаровой кран и присоединяют бачок для горючего.

    Чтобы подсоединить к трубе шаровой кран, на ней нарезают резьбу

Выполнять проверку работоспособности котла можно не дожидаясь врезки в отопительную систему. Для этого в топливную ёмкость наливают отработку и открывают шаровой кран, пока масло не распределится тонким слоем по днищу диска. Сверху наливают небольшое количество керосина и поджигают. Подачу горючего регулируют, ориентируясь по скорости его вытекания и уровню в топочной чаше.

Видео: Изготовление отопительного котла из газового баллона

Обвязка. Дублирование печи на отработке электрическим агрегатом

Перед подключением котла следует продумать не только способ монтажа и точки размещения дополнительных устройств и запорно-регулировочной арматуры, но и способ вывода дымовой трубы наружу. Если она будет проходить через потолок, построенный с использованием легковоспламеняющихся материалов, то в нём устанавливают металлический пенал вдвое большего диаметра. Свободное пространство между трубами заполняют асбестом или другим негорючим материалом с хорошими теплоизоляционными свойствами.

Учитывая высокую опасность отопления жидким горючим, монтаж котла лучше всего выполнять в отдельном помещении с хорошей вентиляцией. Подиум под агрегат бетонируют или укрывают металлическим листом, который будет выступать за его контуры не менее чем на 1 метр. После установки котёл выравнивают по отвесу и только после этого приступают к подключению.

Простейшим способом обвязки котла является интеграция в гравитационную систему отопления. Несмотря на простоту, его надёжность очень высока, поскольку в этом случае отпадает потребность в циркуляционном насосе и устройствах автоматики. Тем не менее использование дополнительного оборудования позволяет ускорить доставку теплоносителя к потребителям и выровнять температуру во всех точках системы, что даёт экономию топлива и повышает комфорт. В этих целях на обратной магистрали перед самым входом в котёл устанавливают центробежный насос и расширительный бак мембранного типа. Он необходим для того, чтобы система не разгерметизировалась при повышении температуры и давления. К верхнему патрубку подсоединяют напорную магистраль, а для регулировки температуры потребителей перед каждым радиатором устанавливают термостатическую головку или другое регулирующее устройство (трёхходовой клапан, вентиль для уменьшения сечения подающей трубы и т. д.). Для удаления воздушных пробок в верхней точки системы монтируют воздухоотводчик.

Схема обвязки котла, работающего на отработанном масле

Обвязка агрегата, работающего на отработке, требует учитывать инерционность этого вида оборудования. Другими словами, изменение температуры теплоносителя происходит постепенно, поэтому агрегат обязательно оснащают предохранительным клапаном. Он позволит сбросить давление при его повышении до критического уровня. Неплохим способом обезопасить и выровнять температуру является последовательное подключение водонагревателя косвенного нагрева. Он послужит тем самым буфером, который возьмёт на себя лишнее тепло в случае избыточного роста температуры.

Выполняя подключение котла, на обратной и подающей магистрали устанавливают запорные вентили. Это даст возможность снять агрегат для ремонта без необходимости удаления теплоносителя из системы.

Когда хотят подстраховаться на случай нехватки отработанного масла, рядом с самодельным котлом устанавливается электрический. Подключить дополнительный агрегат можно двумя способами — последовательно или в параллель. Достоинство первого способа заключается в том, что нагретый с помощью пламенной чаши теплоноситель будет поступать в электрический котёл, который можно настроить на определённую температуру срабатывания. При уменьшении пламени горелки он будет включаться и повышать температуру воды до нужного значения. Недостатком подобного способа является увеличение длины магистрали, а также полная неработоспособность системы в случае демонтажа одного из котлов для ремонта.

Параллельное включение подразумевает независимую работу двух отопительных агрегатов и характеризуется отсутствием указанных недостатков. К сожалению, и этот способ не лишён минусов, один из которых — необходимость монтажа гидрострелки и точного согласования режима работы и подачи обратной магистрали. К тому же фитингов, труб и арматуры при параллельном включении пойдёт намного больше, что непременно приведёт к увеличению стоимости и усложнению монтажа.

Несмотря на все минусы, в любом случае включение котлов в каскад способствует повышению надёжности системы. Если же учитывать, что один из агрегатов будет периодически или регулярно работать на отработанном автомобильном масле, то это позволит ещё и неплохо сэкономить.

Видео: Автоматизированная работа агрегата с водяным контуром

Сегодня сжигание отработанного автомобильного масла является наиболее дешёвым и доступным способом утилизации. К сожалению, этот метод является не самым безопасным для окружающей среды, особенно при неполном сгорании топлива. Дело в том, что присадки и добавки, которые производители используют для повышения ресурса силовых агрегатов, являются вредными канцерогенными веществами. Котёл, который мы предлагаем к изготовлению, спроектирован с учётом сжигания отработки при максимальной температуре. Это способствует полному распаду химических составляющих на безопасные вещества. Поэтому, приступая к работе, будьте внимательны в расчётах и прислушивайтесь к советам и рекомендациям специалистов.

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

aqua-rmnt.com

Как сделать котел на отработке своими руками: две модели.

Отработанное топливо – далеко не самый чистый вид горючего. Тем более, если его сливали из двигателей. В нем имеются присадки, тяжелые металлы, множество всяких «добавок». В принципе, все их можно разложить на простые углеводороды и сжечь. В результате на выходе будут только азот, углекислый газ и пары воды, которые абсолютно безвредны. Но такое полное сгорание возможно при определенных температурах.

Если не вдаваться в подробности, а сказать кратко: полное окисление всех составляющих происходит при температуре около 600oC. При изменении ее на 200oC в одну и другую сторону в воздухе будет целый «букет» вредных и очень вредных веществ. Потому к самодельным печам на отработке нужно относиться со всей возможной осторожностью: канцерогены, мутогены, тяжелые металлы — это только малая часть того, «букета», которым будете дышать вы и окружающие, при нарушении температуры сгорания.

Об особенностях котлов на отработке промышленного производства читайте тут.

Технология испарения масла

В печах этого типа горит не масло, а его пары. То есть отработку до начала горения разогревают, она начинает испаряться, а уже пары зажигаются. Эта технология позволяет грязное, тяжелое, плохо горящее топливо разложить на более «легкие» составляющие, а потом уже жечь их. Именно она при правильно подобранных параметрах позволяет добиться практически бездымного и полного сгорания топлива, при котором нет практически никаких выбросов: сгорает все.

Котел на отработке своими руками: принцип котла на испарении масел

Самый простой и эффективный способ реализовать эту технологию — использовать раскаленную чашу, в которую капает отработка.

При соприкосновении с раскаленным металлом масло резко испаряется, пары перемешиваются с подающимся сюда воздухом, вспыхивают и сгорают. Количество выделяемого при этом тепла велико. Для достижения максимального КПД и полного сгорания требуется, чтобы горящая смесь долго находилась в камере сгорания. Потому в устье воздуховода нужно установить неподвижную крыльчатку, которая и будет создавать требуемое завихрение в камере сгорания.

Паровой котел своими руками на отработке может быть реализован в таком виде

Несмотря на высокий КПД и «всеядность» такой принцип работы редко реализуется в заводских котлах, производимых в США и Европе. Зато российские производители выпускают котлы на отработке, работающие именно на технологии испарения. Главный камень преткновения в реализации таких котлов – способ предварительного разогрева чаши. Те, кто делают эти котлы самостоятельно, поступают просто: закидывают в чашу пропитанный бензином фитиль, наливают немного солярки или того же бензина, поджигают, дожидаясь пока чаша разогреется до требуемых температур. После этого открывают подачу масла.

В Европе и США подобное решение неприемлемо: небезопасно. Зато наши производители также используют именно этот способ розжига своих печей.

Еще один вариант печи с плазменной чашей

В видео продемонстрирован один из вариантов обогрева гаража при помощи печи на отработке. Но в этом варианте реализована не капельная подача топлива: оно течет струйкой и сгорает далеко не полностью. Именно по этой причине автор проекта уделил такое внимание изоляции и уплотнению всех съемных частей: чтобы минимизировать попадание дыма в помещение и сделал высокий дымоход для лучшей тяги.

Как сделать капельную подачу и избежать перелива

Самая большая проблема при реализации агрегатов с плазменной чашей  – обеспечение капельной подачи топлива. Для начала нужно обеспечить достаточный уровень фильтрации. Для этого на конец трубки, опущенной в отработку, надевают автомобильный масляный фильтр полной фильтрации (не частичной).

Фильтр этот нужно будет менять как минимум, раз в месяц, а вообще частота его замены зависит от качества топлива и количества в ней примесей. Если  в качестве топливопровода используете шланг, со стыковкой фильтра могут возникнуть проблемы. На фильтре имеется металлическая резьба, которую в случае с шлангом накручивать некуда. Как вариант – можно найти кусок маслостойкого шланга нужного диаметра, надеть его на фильтр, а потом через штуцер соединить с основным шлангом.

Принцип организации капельной подачи топлива в чашу

Далее может возникнуть проблема с топливным насосом. Подобрать его несложно, но как добиться того, чтобы он подавал только нужное количество масла, если его производительность не регулируется? На рисунке справа продемонстрирована конструкция из двух тройников, ниппеля и штуцеров.

Собрав ее вы добьетесь того, что в шланге в каждый момент времени будет находится столько масла, сколько помещается в этом узле, а излишки стекать будут обратно в бак. Эта схема – аналог фабричной защиты от перелива.

Для обеспечения капельной подачи можно использовать фрагмент медицинской капельницы с регулятором. Его натягивают на нижний штуцер. Колесиком регулируют частоту капель.

Топлива должно быть столько, чтобы горело оно устойчиво и не чадило. Для нормальной текучести отработка должна иметь температуру порядка 10-20оС. При каждом изменении температуры, и при использовании/доливе другого топлива, приходится подбирать частоту капель. Иначе масло сильно горит, или гаснет. Причем оба варианта нас не устраивают.

Подавать масло напрямую от капельницы в печь не получится. Сначала капли топлива попадают в воронку, которая соединена с топливопроводом, подающим горючее в раскаленную тарелку.

Если вокруг корпуса такой печи устроить водяную рубашку – получите печь на отработанном масле с водяным контуром, а куда подавать нагретую воду — на водяное отопление или в душ — дело ваше.  Можно в верхнюю часть топки встроить теплообменник (например, кусок трубы изогнутый в виде буквы U). К нему подсоединить выносной бак для обеспечения горячей водой. Второй вариант — подключить трубы, ведущие к отопительной системе. Но в этом случае потребуется насос, который будет обеспечивать циркуляцию воды в системе.

Можно использовать также теплообменник на дымовой трубе. Он может быть заводского или кустарного изготовления.

Пиролизный вариант

Эта конструкция настолько популярна, что выпускается и на промышленных предприятиях. В этом случае масло в резервуаре поджигается. Разогреваясь, оно испаряется, пары поднимаются вверх в камеру сгорания (труба с дырками), где смешиваясь с кислородом, продолжают гореть. В камере дожига (расширение на трубе) происходит полное и окончательное окисление (сжигание) всех составляющих топлива.

Прочитать о пиролизных котлах можно тут.

Котел на отработке своими руками: пиролизный способ

Для нормальной работы печи, в емкость, где находится масло и проходит первичное сгорание, воздух подается через специальное отверстие с заслонкой. Положением этой заслонки регулируется интенсивность горения и температура в помещении. В верхнюю камеру сгорания воздух должен поступать свободно. Потому вертикальная труба двумя резервуарами делается с большим количеством отверстий.

Котел на отработанном масле. Чертеж с размерами

Такая печь требует строгого соблюдения рекомендованных размеров, соблюдения указанных пропорций. Если вам требуется больший по размерам агрегат, пропорционально увеличивайте все части.

При установке нужен прямой дымоход. Его высота  до «макушки»  — не менее 4 метров. Так как печь имеет не очень большой вес, идеальным вариантом будет или металлический дымоход, или сэндвич.

Почему нельзя нарушать пропорции? Все дело в том, что оптимальная температура, при которой все углеводороды дожигаются, и на выходе остается только углекислый газ, азот и пары воды – это 600oC. Если печь будет выдавать температуру больше 900oC или меньше 400oC, в выхлопе будут присутствовать тяжелые органические вещества. Они имеют очень плохое влияние на человеческий организм. Потому и желательно строго придерживаться заданных пропорций: этим вы гарантируете безопасность и свою и окружающих.

Всем хороша эта печь. Есть только один недостаток: небольшой резервуар. Доливать топливо во время работы печи – опасно, а ждать пока прогорит, не всегда есть возможность. Просто увеличить размеры резервуара не получится: большое количество масла не разогреется до нужной температуры, и не будет испаряться. Есть одна доработка, которая позволит продлить горение без особых проблем. Все что нужно – сделать неподалеку дополнительный резервуар, который соединен с основным по принципу сообщающихся сосудов.

Резервуар для печи — способ продлить горение на одной заправке

Еще одна доработка позволяет с верхнего контура снимать тепло для нагрева воды. Вварив в верхнюю часть печи металлические трубы, получаете печь на отработке с подогревом воды. На фото показан один из вариантов такого теплообменника.

Верхнюю часть этого котла можно использовать для нагрева воды

Недостаток такого котла в том, что он очень быстро выжигает кислород в помещении, потому необходима хорошая система вентиляции. К тому же корпус печи раскаляется до красного свечения, температура очень высокая, что требует тщательного соблюдения норм пожарной безопасности.

Обязательно следует позаботиться о несгораемом основании, на которое устанавливают печь и оградить близлежащие стены от чрезмерного нагрева металлическим экраном, под который проложить слой теплоизолятора. Чтобы случайно никто не задел печь, желательно еще и защитное ограждение.

Итоги

Для дома самодельные котлы на отработке использовать, наверное, не получится: не оставишь их без присмотра и на минуту. В тому же неказистые они на вид. А вот отопление гаража, теплицы или другого подобного технического помещения сделать реально.

teplowood.ru

Сделать жидкотопливный котел самостоятельно - это просто!

А к вашему загородному дому тоже газ не планируют подводить в ближайшем будущем? Это очень досадно, так как природный газ был и остается самым дешевым видом топлива. Но раз Вам не особо повезло, то придется изыскивать другой бюджетный вариант. Одним из таких способов как раз и является жидкотопливный котел, а именно – дизельный.

Как работает дизельный котел

Назад к содержанию.

схема работы жидкотопливного котла

Если внимательно присмотреться (можно и не особо внимательно, суть от этого не поменяется), то можно обнаружить, что работа дизельного агрегата схожа с работой газового напольного котла. Однако есть одно важное отличие, которое как раз-таки и следует рассмотреть – горелка.

Чаще всего на дизельных котлах устанавливается наддувная горелка или обычная горелка, которая оснащается специальными вентиляторами. Их задача заключается в подаче воздуха в зону горения. Воздух необходим для повышения КПД процесса сгорания.

Горелка для дизельного котла имеет одну важнейшую характеристику – глубину всасывания. Дело в том, что по технике безопасности емкости с жидким топливом необходимо хранить в земле. И горелка должна обеспечивать бесперебойную подачу топлива с глубины.

Горелка для жидкотопливного котла

Если освещать процесс работы по порядку, то получится следующее:

  • В горелку подается топливо. Происходит это с помощью насоса, причем насос подает необходимое количество солярки, а все остальное он возвращает обратно в бак.
  • Топливо греется (это необходимо, особенно зимой, когда солярка становится более густой, однако эта функция подогрева есть не во всех моделях), фильтруется и подается на распылитель в форсунке горелки.
  • Топливная взвесь вместе с воздухом попадает в камеру сгорания.
  • Далее интенсивность процесса горения регулируется. Для этого служат лопасти особой формы: они генерируют потоки воздуха специальной формы.
  • Электроды, которые размещены перед грелкой, поджигают смесь, и таким образом запускается процесс горения.

Более подробно о видах горелок для жидкотопливных котлов, а также о нюансах конструкции читайте в нашей статье.

Особенности использования котла на дизеле

Назад к содержанию.

Главный залог правильной стабильной и эффективной работы котла на жидком топливе – это надлежащее качество топлива. Однако при столкновении с реальностью приходит понимание, что качественное топливо либо очень дорого стоит, либо его затруднительно достать. Поэтому приходится использовать то, что есть в наличии, а многие хозяева дизельных котлов и вовсе используют топливо, мягко говоря, не самого высокого качества. Тут-то и начинается череда проблем, связанных с этим, самая главная из которых – засорение топливного фильтра. Почистить его не составит никакого труда, однако в таком случае придется делать это регулярно.

Другая проблема, посущественнее, – это засорение форсунок горелки. Если это произойдет, то вы оставите не один километр нервов при отоплении дома в таких условиях. Начать с того, что засор форсунок грозит не только существенным снижением  эффективности отопления дома, но и возросшим потреблением топлива. Проще говоря, Вам будет холодно, но тратить на поддержание такого холода в доме Вы будете бешеное количество солярки. Плюс ко всему, с большой скоростью теплообменник котла начнет покрываться нагаром изнутри. А он, в свою очередь, еще сильнее снизит КПД работы котла.

Как почистить форсунки и вернуть изначальную мощь котла? Своими силами Вы вряд ли сумеете это сделать, так как процесс это весьма сложный и требующий навыков. Поэтому для выполнения этой процедуры Вам потребуется вызвать сотрудников сервисной службы.

Отчистить нагар просто так тоже не удастся – для этого Вам придется разобрать почти весь котел.

Как хранить солярку

Назад к содержанию.

Бак для топлива

Пожалуй, это самый первый вопрос, который встает перед владельцами дизельного котла. И это правда: к хранению жидкого топлива предъявляются особые требования, чтобы обеспечить Вашу безопасность.

Существует 2 вида баков для хранения солярки:

— открытого монтажа – представляют собой пластиковые бочки, изготовленные из полиэтилена или ПВХ. В их комплект обязательно должна входить система для забора топлива из бака, герметичная крышка и поплавок для определения уровня жидкости в баке.

Когда их можно использовать? Для хранения топлива в небольших загородных домах, если планируемый объем солярки не превышает 1000 литров.

Бак для хранения большого объема топлива

— закрытого монтажа – чаще всего изготавливаются из оцинкованного железа, однако, с недавних пор возможно и использование химически устойчивого пластика. Устанавливаются они в заранее вырытый котлован, который должен находиться на расстоянии от фундамента дома не менее 5 метров. В таком случае система должна оборудоваться насосом для подачи топлива с глубины.

Когда их можно использовать? Они незаменимы, если Вы собираетесь хранить большое количество солярки (до 20.000 литров).

 

 

Такие системы обязательно должны оснащаться не только датчиками уровня, но и датчиками утечки топлива. Солярка для заполнения бочки доставляется специальной службой по продаже ГСМ.

Как сделать дизельный котел своими руками

Назад к содержанию.

Итак, сперва проведем ревизию имеющегося оборудования и материалов. Вам обязательно нужно иметь под рукой следующее:

  • Баки для хранения топлива
  • Металлическая бочка на 200 литров
  • Дизельная горелка
  • Система для подачи топлива
  • Автоматика для будущего котла
  • Запорная арматура, фитинги, трубы
  • Инструменты для монтажа (сварочный аппарат, УШМ и пр.)
  • Схема, по которой Вы будете подключать котел к системе подачи топлива

Итак, приступим непосредственно к процессу создания нашего будущего «теплого» помощника.

Шаг 1. Внутри бочки нужно приварить 3 опоры параллельно земле. 1я опора будет необходима непосредственно для монтажа самого котла.

2я опора понадобится для монтажа дверцы котла, поэтому делать ее нужно ориентировочно на высоте поддувальной дверцы от земли.

3я опора размещается на расстоянии 20 см от верха бочки.

Шаг 2. Мастерим дно нашего котла. Его роль выполняет стальной лист толщиной не менее 4мм. Диаметр, как сами понимаете, должен совпадать с диаметром бочки нашего будущего котла.

Шаг 3. Приступам к изготовлению колосников. В классическом исполнении колосник – это чугунная решетка, которая служит для удаления золы из камеры сгорания, а также для свободной циркуляции воздуха в топке. В нашем исполнении колосник будет представлять собой круг из стали (берите лист как можно толще, чтобы медленнее прогорал со временем) с прорезями.

Шаг 4. Делаем крышку котла. По аналогии с днищем, для крышки используем лист стали толщиной от 5мм и более. И, соответственно, вырезаем из него круг нужного диаметра.

Далее нам необходимо в центре этой крышки сделать еще одно отверстие – оно понадобится для дополнительной фиксации трубы, которая будет проходить через котел.

Не забудьте! Опоры для перегородок – те самые 3 штуки, нужно монтировать строго друг над другом!

Шаг 5. Проделываем отверстие для печной дверцы. Для этого необходимо проделать отверстие в нижней части бочки и установить дверцы.

Шаг 6. Приступаем к сооружению топки котла, которую придется делать через стенку котла. Обязательным элементом является перегородка, которая отделяет топочный отсек от зольного.

Монтаж дизельного котла

Назад к содержанию.

После того, как Вы уже изготовили дизельный котел, пора приступать к его монтажу.

  1. Сперва необходимо приварить короб. При это стоить помнить, что короб, который проходит в стене, обязательно должен выходить на улицу или в топочный отсек. Далее монтируется дымоход.
  2. Теперь приступаем непосредственно к монтажу самого котла, который должен устанавливаться на заранее подготовленный фундамент.

Если в качестве теплоносителя Вы выбрали воду, то разводку труб вполне можно сделать уже после монтажа котла.

  • 3.Изготавливаем топочный экран, который поможет сохранять тепло котла и тратить меньше топлива на подогрев теплоносителя. Сделать это достаточно просто: нам понадобится огнеупорный кирпич и капелька трудолюбия конечно же. Вы можете просто обложить котел слоем этого кирпича или же построить стену шириной на 0,5 метра больше, чем ширина котла. Не забудьте об отверстиях в нижней части стены – они необходимы для циркуляции воздуха!

Требования к установке дизельного котла

Назад к содержанию.

  • Котел необходимо устанавливать только в отдельном помещении площадью не менее 8 кв.м., а максимальная высота потолков – не более 2,5м.
  • Помещение обязательно должно иметь хорошую систему вентиляции, так как солярка или дизель имеют устойчивый неприятный запах, который может быть губительным для человека при высокой концентрации в воздухе. Если вы хотите разместить в нем много нагревательных приборов, то позаботьтесь об усилении фундамента комнаты.
  • Доступ к котлу обязательно должен быть беспроблемным для технического обслуживания. Расстояние от стенок котла до стенок комнаты должно быть не менее40-50 см.
  • Отдельно о системе вентиляции. Рассчитывается она следующим образом: на каждый киловатт котла должно поступать 8 куб.см. свежего воздуха. Не стоит также забывать и о том, что вход в вентиляцию следует располагать под потолком, а отверстие дымохода – в стене.
  • Дымоход должен быть герметичным и непроницаемым для газа. Чтобы соблюсти это условие, необходимо покрыть его плотным слоем штукатурки или же заложить внутрь асбестоцементную трубу.

Установка самодельного котла на жидком топливе: видео

Назад к содержанию.

Более подробно все моменты монтажа вы сможете посмотреть на видео:

Удачи!

bulkaet.ru

Котел на отработанном масле своими руками

В мастерской или гараже, где приходится работать в не очень комфортных условиях, с часто открываемыми воротами, обычные отопительные котлы не всегда помогут достичь необходимого эффекта по прогреву помещения. Да и топлива уйдёт много. Прекрасно подойдёт отопление по принципу тепловой пушки, которая работает на отработанном масле. Только стоит такая установка дорого. Значительно дешевле обойдётся котел на масле своими руками.

Возможности использования масляного устройства

Использовать это отопительное оборудование можно и для обогрева теплиц, если нет возможности подключить отопление от системы, обогревающей дом. Принцип изготовления самодельного автономного отопления схож с тем, который используется для жилого помещения. Разница в том, что для хозяйственных построек эстетика не очень важна, поэтому материалы для котла на отработанном масле своими руками обойдётся значительно дешевле. Да и топливо можно считать бесплатным.

Такой обогреватель помещения займёт места, не больше чем «буржуйка». Кроме экономичного топлива, его преимуществом является то, что отвлекаться от работы не придётся, чтобы подбросить дров.

Следует сразу оговорить, что использовать такой способ отопления в доме нельзя. Для гаража он оптимален. Найти отработанное масло в гараже проблем не составляет.

Работать этот котел может на маслах:

  • натуральном;
  • синтетическом;
  • смеси.
Рис. 1 Вид топки, внутри кожуха

отопительный котел в собственном гараже, можно помочь соседям с утилизацией отработанного масла. И вам тепло, и в округе чисто.

Чертежи отопительных котлов на отработанном масле

Температура сгорания паров очень высока, поэтому приспособленный, под отработанное масло, дизельный котел из конструкционной стали не самое лучшее решение. На рисунке 1 прекрасно видна схема камеры горения, металл топки раскалён докрасна. Для изготовления предпочтительнее взять для корпуса тугоплавкий материал – чугун.

Перед сталью у него два основных преимущества:

  • он не боится высоких температур и резких перепадов;
  • менее подвержен разрушению от ржавчины.
Рис. 2 Строение топливного нагревателя

На чертеже показан котел промышленного производства. Самодельный котел на отработанном масле немного проще. Но принцип его работы от этого не меняется.

Масляный котел своими руками

При сборке самодельного агрегата по чертежу необходимы:

  • компрессор;
  • масляный насос;
  • водяной насос, создающий циркуляцию воды в системе;
  • корпус;
  • горелка;
  • расширительный бачок;
  • трубы отопления;
  • патрубки;
  • штуцера.

Самым сложным в работе, при сборке котла на отработанном масле своими руками, будет изготовление горелки.

Горелка

Горелки могут быть совершенно разными по форме, но не по производимой работе. Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать:

  • Зона смешивания топлива располагается выше зоны сгорания. Это позволит маслу стекать в емкость.
  • Крышка должна быть герметичной. Она вырезается из стали 3мм, точно по диаметру отверстия в корпусе. Лучше сделать это самостоятельно, а не действовать методом подбора из подручных средств.
Рис. 3 Схема самодельного масляного устройства

Вид котла отопления может варьироваться, но строение остаётся неизменным. Как показано на схеме, работа котла имеет определённый алгоритм.

Монтаж котла на отработанном масле

Корпус конструкции делится на две части – верхнюю и нижнюю. Сверху будет находиться напорная труба. К нижней части подключается труба, возвращающая воду в аппарат из системы отопления. Агрегат работает по замкнутой системе. Эти две части не должны сообщаться между собой. Их разделяет перегородка, не позволяющая смешиваться горячей и остывшей воде.

В перегородке делается отверстие по диаметру внутренней трубы. Она проходит через обе области самодельного котла на отработанном масле. Труба служит дымоходом и вторичной камерой сгорания. Длину её необходимо сделать такой, чтобы вода не заливалась внутрь. Труба сваривается с перегородкой с обеих сторон не точечным, а сплошным швом.

В нижней части трубы делаются отверстия, они необходимы для создания смеси из масла и воздуха. Это приспособление будет служить вторичной камерой сгорания. Горелка располагается в отдельном цилиндре. После того как на вторичную камеру снизу приварена крышка, туда помешается цилиндр с горелкой.

В нижней полой части корпуса врезаются 2 штуцера:

  • воздушный;
  • масляной.

Внутри корпуса к штуцерам крепятся патрубки, ведущие к горелке, где компоненты, поступающие по ним, смешиваются. Внизу необходимо создать доступ к горелке, для периодической очистки от копоти, возникающей в ходе работы аппарата отопления. Дверца подойдет самодельная. Люк должен быть герметичным, поэтому оснащается вкладышем из асбеста. Его тоже можно сделать своими руками.

Для поджига используется свеча зажигания. Контакты, ведущие к ней, выводятся через дверцу наружу. В самом верху котла необходима задвижка, с её помощью есть возможность регулировать тягу.

Эта схема котла на отработанном масле отлично работает. Существует ещё несколько вариантов. Исходя из имеющихся для работы материалов, схему можно использовать готовую, но внешний вид самодельного аппарата, будет отличаться.

Как работает нагреватель

Принцип работы котла на отработанном масле довольно прост. Осевой насос перекачивает масло из бачка в камеру, где оно будет превращаться под воздействием огня в пар. Нагрев дна камеры около 40° С. Пар естественным способом поднимается в камеру сгорания, что прекрасно видно на схеме. Горючим материалом служит не само масло, а его пары. Это делает процесс работы экологически чистым и безотходным.

При недостаточном прогреве камеры, топливо будет чадить, что приведёт к засору системы отопления сажей от не сгоревшего должным образом отработанного масла.

Воспламенению масляных паров содействует вентилятор наддува. Кислородно-масляная смесь сгорает практически без остатка. На схеме вентилятора нет, вместо него камера дожига оснащена отверстиями в корпусе. В трубу вылетает чистый от вредных веществ дым.

Техника безопасности

>Все что связано с огнём и высокими температурами, представляет угрозу. Чтобы обезопасить помещение от возгорания необходимо:

  • Создать надёжный дымоход, способный вывести все продукты горения без остатка. Как показывает схема, он не должен находиться над самой камерой горения.
  • Обязательно наличие шибера. Его заслонка регулирует тягу и температуру горения. Принцип его работы прост, сделать самодельную задвижку способен даже школьник, если в наличии есть кусок оцинкованной стали или лист толстой жести.
  • Помещение, где располагается котел отопления, должно иметь интенсивную вентиляцию.
  • Участки, где труба соприкасается с потолком и крышей, должны быть обшиты металлом, чтобы избежать возгорания. Для этой цели можно приобрести специальный кожух.
  • Хранить масло и другие легковоспламеняющиеся предметы необходимо на максимально отдалённом от котла отопления расстоянии.

Статьи по теме:

Жидкотопливные котлы отопленияКотел отопления работающий на отработанном маслеКотел Олимпия: дизельный, газовый

kotlomaniya.ru

рекомендации специалистов по использованию отработанного масла для отопления

В основе наиболее распространенных методов отопления гаражных и подсобных помещений лежит применение различных видов энергоносителей.

Котел на отработке является одним из наиболее доступных и эффективных устройств, предназначенных для отопления помещений.

Отдельного внимания заслуживает вариант использования отработанного масла (или отработки) и прочих нефтяных отходов в качестве источника тепла.

Котел на отработке является одним из наиболее доступных и эффективных устройств, предназначенных для отопления помещений различного предназначения.

Используемое при работе котла отработанное масло не только характеризуется высоким значением производительности, но и позволяет сэкономить значительные средства на отоплении.

В данной статье мы кратко рассмотрим особенности применения самодельных котлов на отработке.

Основные преимущества использования котла

Применение котлов на отработанном масле отличается целым рядом несомненных преимуществ перед иными вариантами устройства системы отопления:

  1. Возможность изготовления котла и его монтажа своими руками.
  2. Возможность использования в местах, где случаются перебои с поставкой топлива либо отсутствует возможность подключения к системе централизованного теплоснабжения.
  3. Относительная дешевизна изготовления и монтажа системы.
  4. Простота конструкции существенно снижает вероятность поломки и выхода из строя котла на отработке благодаря использованию минимального количества деталей.
  5. Дешевизна отработанного масла, являющегося самым доступным с экономической точки зрения видом котельного оборудования.
  6. Экологичность системы теплоснабжения, достигаемая благодаря утилизации способных загрязнить окружающую среду отходов (отработанного масла).

Многочисленные преимущества рассматриваемого в данной статье метода дополняет быстрота обогрева помещений, полное отсутствие возможности проникновения в отапливаемое помещение продуктов сгорания, высокая эффективность сжигания топлива и образование небольшого количества гари.

Использование отработанного масла способствует сохранению прочих видов энергоносителей.

Принцип работы котла

В основе принципа работы котла на отработке лежит использование двух камер, одна из которых, называющаяся камерой принудительного испарения, предназначена для подготовки рабочей смеси.

Подготовленный горючий состав предназначен для сжигания в камере общего сгорания, куда он подается при помощи встроенного вентилятора.

Принцип работы котла. Нажмите для увеличения.

Отработанное масло из топливного бака при помощи масляного насоса подается в камеру предварительного испарения, где производится предварительная подготовка рабочей среды. Транспортировка масла осуществляется по маслостойкому шлангу.

Основные элементы устройства котла

Котлы отопления, производящие обогрев помещений на отработанном масле, состоят из представленных на схеме основных элементов.

Эстетически привлекательный внешний вид котлу может придать окрашивание наружной поверхности специальной краской либо жаростойкой краской.

Основные элементы устройства котла. Нажмите для увеличения.

Место установки котельного агрегата можно выложить натуральным камнем либо специальной керамической плиткой повышенной жароустойчивости.

Основные правила установки котла

При установке котла своими руками необходимо соблюдать основные правила и рекомендации специалистов.

В помещении котел отопления, эксплуатирующийся на нефтяных отходах либо на отработке, следует расположить таким образом, чтобы полностью исключить возможность скопления возле него легковоспламеняющихся материалов.

К исполнению элементарных правил пожарной безопасности необходимо отнестись очень серьезно.

Место будущей установки котла должно одновременно соответствовать нескольким основным принципам и критериям:

  1. Легкая доступность для периодического доливания топлива в соответствующую емкость.
  2. Котел не должен препятствовать перемещению по отапливаемому помещению.
  3. Исключение возможности получения ожогов либо возгорания различных материалов от нагретых до высокой температуры наружных элементов котла.

Самодельные котлы будут надежно и безопасно исполнять свое функциональное предназначение при безусловном соблюдении указанных выше требований.

Изготовление котлов на отработке своими руками

Возможность изготовления своими руками котлов, работающих на отработанном масле, является одним из основных преимуществ данного типа отопительного оборудования.

Составные части котла на отработке. Нажмите для увеличения.

Простота и дешевизна изготовления, как и последующей эксплуатации, характеризуют самодельные котлы и системы отопления, эксплуатирующиеся на отработке.

В домашних условиях можно изготовить работающие на отработке самодельные котлы, обладающие мощностью 5-15 киловатт.

Подобного запаса мощности будет достаточно для того, чтобы обогреть до 80°C помещение, имеющее площадь до 50 квадратных метров. Затраченное на прогрев время не превысит 1,5 часа.

Перед тем, как приступить к процессу сборки и последующей установки работающего на отработанном масле котла, необходимо приготовить следующие детали, инструменты и оборудование: циркуляционный насос, насос для подачи масла, воздушный компрессор, специальная горелка, котел, расширительный бачок, отрезки труб, предназначенных для устройства подающей и обратной магистралей, либо готовые магистрали в сборке, сварочное оборудование.

Размеры частей котла для самостоятельного изготовления. Нажмите для увеличения.

Камеру испарения можно изготовить из отрезка прочной толстостенной трубы, способной выдержать нагрев до температуры 400°C. В центральной части данной камеры размещается небольшая трубка, в которую подается воздух, нагнетаемый при помощи вентилятора.

Масляные испарения обогащаются притоком воздушных масс и сгорают в рабочей камере котла. В процессе сгорания происходит нагрев циркулирующего по трубным магистралям теплоносителя.

Розжиг котла

Для первичного розжига котла необходимо использовать около 100 грамм горючей жидкости (керосин, дизельное топливо, специальная жидкость), которую следует залить в камеру сгорания.

Изготовленный из бумаги фитиль обмакивается с одной стороны в горючую жидкость. После этого поджигается фитиль и опускается на дно камеры через верхнюю крышку либо зольник.

Данную операцию необходимо производить при включенном вентиляторе наддува. Следствием быстрого разгорания горючей жидкости станет вскипание масла и прогрев котла с выходом на рабочий режим.

Котлы отопления, эксплуатирующиеся на нефтяных отходах либо на отработке, при дальнейшей эксплуатации требуют лишь периодического подлива масла по мере его сгорания.

Некоторые рекомендации специалистов

Во избежание возможных внештатных и аварийных ситуаций приведем в данной статье некоторые рекомендации специалистов, освещающие вопросы безопасного обустройства и эксплуатации:

  1. Категорически запрещается хранение горюче-смазочных материалов в непосредственной близости от котла.
  2. В обязательном порядке необходимо оснащать отапливаемое помещение дымоходом, предназначенным для надежного и эффективного удаления продуктов сгорания (дыма и гари).
  3. Необходимо защитить места соприкосновения дымовой трубы с деревянным перекрытием и потолком при помощи защитных кожухов, выполненных из термостойкого материала, например, асбеста.
  4. Необходимо использовать специальную регулировочную заслонку, предназначенную для требуемой работы всей системы тяги. В зимний период времени заслонка выполняет функцию регулирования потоков холодного воздуха, летом — организовывает циркуляцию воздушных масс.
  5. Помещения, в которых эксплуатируются котлы отопления на отработанном машинном масле, должны быть оборудованы эффективными системами вентиляции воздуха.

Данное требование продиктовано не только необходимостью обеспечения постоянного притока свежего воздуха для нормального функционирования горелочных устройств открытого типа, но и позволяет ликвидировать опасность скопления угарного газа в отапливаемом помещении.

Послесловие

Соблюдение довольно простых требований, предъявляемых к изготовлению, монтажу и дальнейшей эксплуатации котла, позволяет безбоязненно применять данный тип отопительного оборудования для обогрева производственных, хозяйственных и даже жилых помещений.

При эксплуатации работающих на отработке котлов следует постоянно помнить о потенциальной опасности этого типа котельного оборудования.

К слову, данное требование справедливо по отношению ко всем типам отопительных котлов, к которым и относится котел отопления, работающий на отработанном машинном масле.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

ultra-term.ru

принцип функционирования, достоинства и недостатки. Чертежи котлов на отработке своими руками. Видео

Содержание статьи:

Котел на отработке: достоинства и недостатки конструкции

   Котел на отработанном масле является вспомогательным отопительным прибором, с помощью которого можно обогревать теплицы, гаражи, бытовки и другие технические помещения. Его конструкция довольно проста и при должной сноровке такой котел можно изготовить самостоятельно. Однако требуется строгое соблюдение всех пропорций. Не вдаваясь в подробности, отметить, что именно при такой форме и размерах сгорание отработки происходит полностью и в наиболее оптимальном режиме, при температуре около 6000 Со .

Отопление на отработке имеет ряд достоинств и некоторые недостатки

   Преимущества:

  • работает на любом типе синтетического или минерального масла, их комбинациях с самым высоким уровнем загрязнения смазочного материала;
  • простота конструкции — практически все узлы можно изготовить из подручных материалов. Из этого следует и высокая надежность, в котле нечему ломаться;
  • низкая стоимость, даже если все его детали придется заказывать, а самому производить только финальную сборку;
  • высокая эффективность – температура сгорающих паров масла весьма высока, а если конструкция будет оборудована дополнительным узлом принудительной конвекции, существенно возрастет теплоотдача;
  • экологическая безопасность – при соблюдении правильного температурного режима сгорания 4500 Со – 8500 Со (оптимально 6000 Со ), все пары отработки сгорают практически полностью, выброса вредных веществ: тяжелых металлов и канцерогенов не происходит.

Преимущества котлов на отработке — Фото 05

   Недостатки:

  • котел на отработке относится к отопительным приборам с открытой камерой сгорания, соответственно использовать его можно только в хорошо вентилируемых помещениях;
  • требуется устройство надежного и качественного прямоточного дымохода, к тому же потребуется его систематическая чистка;
  • для некоторых типов котла использующих капельную схему подачи топлива необходима дополнительная очистка отработки.

Принцип функционирования и основные типы котлов на отработке

   Котел отопления на отработке функционирует на основе пиролиза, сжигая не топливо, а газо-воздушную смесь, которая образовалась в результате его испарения. Существует два основных типа конструкций, которые отличаются способом подачи топлива в испаряющую камеру.

   В первом способе топливо подается в камеру сгорания снизу. Метод подачи может быть разный. Самый простой это использование принципа сообщающихся сосудов.

   Емкость с топливом соединяется с камерой сгорания довольно толстой трубкой, и отработка перетекает туда самотеком. Этот метод имеет тот недостаток, что необходимо постоянно контролировать уровень топлива в баке. В технически развитых системах подачи используются специальный маслонасос.

Схема печи на отработке — Фото 06

   Более совершенное отопление маслом с помощью капельной подачи топлива. После предварительного розжига (или принудительного нагрева специальным устройством) на раскаленную чашу подают по капле топливо. Падая на раскаленную поверхность, отработка взрывообразно испаряется, маломощный вентилятор улитка подает сюда же атмосферный воздух, после чего и происходит полное выгорание обогащенной пиролизной смеси при высокой температуре.

Чертежи котлов на отработке и инструкция по изготовлению

   Корпус котла изготавливается из металлической трубы диаметром 210 мм толщиной 10 мм.

Схема устройства котла — Фото 07

Устройство для капельной подачи топлива

   Отопление на отработанном масле, которое использует капельный метод подачи топлива, должно быть оборудовано специальным устройством, защищающим котел от перелива. Подача масла осуществляется обычным насосом, защищенным от загрязнения обычным автомобильным фильтром. В зависимости от чистоты топлива фильтр будет нуждаться в систематической замене с периодичностью один раз в 1-3 месяца.

   Устройство, предохраняющее от перелива, состоит из ниппеля, штуцера и двух тройников. Излишки топлива будут постоянно перетекать обратно в бак, а необходимое для функционирования котла количество будет отбирать дозатор.

Капельный метод подачи топлива — Фото 08

  Дозирующее устройство, которое отмеряет масло – это обычный зажим от медицинской капельницы.

Устройство для накаливания чаши

   Данный аппарат не является обязательной частью конструкции. Заменить его может простой стартовый розжиг, но с калильной свечей работать намного удобнее и безопаснее.

   В зависимости от типа элемента накаливания возможны вариации с конструкцией корпуса и креплениями. Но существую общие правила монтажа. Для корпуса и креплений используется нержавеющая сталь в 3 мм. Все резьбовые элементы крепления промазываются специальным силиконовым герметиком. Промежуток между монтажной пластиной и пластиной накаливания изолируют не менее чем пятью слоями асбеста.

Устройство для накаливания чаши — Фото 09

Системы теплообмена

   Одними из наиболее эффективных являются котлы на отработке с водяным контуром и принудительной системой воздушной продувки.    Для змеевика теплообменника используются обычные медные трубы, диаметром 10-16 мм. Наиболее эффективные котлы на отработке – водяные, они способны поддерживать температуру до 200 Со – 250 Со . Целесообразно использовать их в качестве резервного источника теплоснабжения параллельно врезав в общую систему отопления коттеджа.

Системы теплообмена — Фото 10

Розжиг котла на отработке

   Котел отопления на отработке запускается в следующей последовательности:

  1. Открывается кран подачи топлива. Отработка должна заполнить камеру сгорания сантиметровым слоем.
  2. Допускается долив 50-100 грамм керосина или специальной жидкости для розжига.

  ВАЖНО!!! Категорически не рекомендуется использовать в качестве жидкости для облегчения розжига летучие вещества: бензин, ацетон, растворители и т.д.

  1. Подпал производится длинной каминной спичкой, щепкой или бумагой смоченной в керосине.
  2. После воспламенения включается наддув или открывается заслонка поддувала.
  3. Через несколько минут масло закипит и котел войдет в рабочий режим.

Правила эксплуатации и обслуживания

   Перед началом отопительного сезона производится осмотр и очистка дымохода своими руками. Котел на отработке желательно футеровать – обработать камеру сгорания и близлежащий металл специальными мастиками препятствующими прогоранию.

   Обслуживание котла, функционирующего на отработанном масле, сводится к систематической очистке камеры сгорания от накопившихся шлаков. Периодичность очистки зависит от качества топлива. Индустриальное минеральное масло, которое имеет минимальное количество твердых включений и присадок дает наименьшее количество шлака и требует очистки не чаще одного раза в сутки. Трансмиссионные синтетические масла не прошедшие первичную грубую очистку дают больше копоти и требуют очистки через каждые 12 часов.

Обслуживание котла — Фото 11

   Процесс очистки дна камеры сгорания производится после полного выгорания отработки и остывания котла. Шлак разрыхляется металлическим скребком и удаляется лопаткой через отверстие зольника.

  Не реже одного раза в месяц необходимо производить слив тосола и отстоявшейся воды из бака подачи топлива.

   Не реже одного раза в неделю необходимо очищать дно от накопившегося кокса и сажи, которые препятствуют правильному теплообмену. Их излишки могут привести к перегреву и быстрому прогоранию стенок и дна испарительной камеры.    

Обслуживание котла — Фото 12

Техника безопасности и правила установки

   Запрещается устанавливать своими руками котел на отработанном масле в помещении без естественного притока свежего воздуха или с принудительной вытяжной вентиляцией.

   Не допускается:

  • эксплуатация без дымохода или с дымоходом неправильно установленным (сечение меньше чем у выхлопной трубы котла) или имеющим дефекты;
  • подливать топливо в горячую камеру сгорания;
  • запускать котел вне диапазона рабочих температур – +50 Со — +400 Со ;
  • поливать корпус водой для охлаждения;
  • попадание дождя, снега, конденсата в котел через дымоход;
  • отключение вентилятора наддува во время работы котла.

   Особое внимание следует уделить термоизоляции и устройству дымохода. Он должен быть оборудован регулирующей заслонкой, с помощью которой будет создаваться оптимальная тяга. Учитывая высокую температуру горючих газов необходимо обязательно произвести изоляцию трубы дымохода термоупорным кожухом на участке прохода через кровлю.

rmnt-aqua.ru

Котел на отработке своими руками. Конструкционные и эксплуатационные особенности. Необходимые материалы и чертежи. Принципиальная схема котла на отработанном масле

У многих потребителей большой интерес вызывает использование отработанного масла для отопления подсобных помещений. Агрегат для сжигания отработки возможно изготовить самостоятельно, без привлечения специалистов, и это мероприятие не потребует значительных затрат.

Установки этого типа в своей конструкции содержат минимальное количество деталей, которые могут выйти из строя. К тому же, само топливо стоит значительно дешевле большинства энергоносителей.

Использование агрегата этого типа позволяет решить сразу две проблемы – утилизировать отработанное масло и получить источник тепла по крайне низкой цене.

Самодельный котёл на отработанном масле является прекрасным вариантом обогрева гаражей, автосервисов, бань, складов, расположенных вдали от газовой магистрали.

Конструкционные и эксплуатационные особенности агрегатов на маслоотработке

Отработанное машинное масло, по сравнению с дизельным топливом, обладает более высокой теплотворной способностью, что необходимо учитывать, изготавливая самодельные котлы на отработанном масле. Специалисты в таких агрегатах рекомендуют использовать чугунные теплообменники, поскольку они более массивны и могут выдерживать высокие температуры без влияния на сохранность. К тому же коррозионные процессы в чугунных теплообменниках протекают медленнее, чем в стальных устройствах.

Внимание! Эксплуатационный срок каждого механизма определяется наиболее слабым звеном. У агрегатов на отработке их два – теплообменник и горелка. Теплообменник имеет склонность к образованию накипи, а горелка – к появлению окалины. Поэтому именно эти узлы нуждаются в уходе и обслуживании.

Конструкция агрегата на отработке включает две камеры. В первой (камере принудительного испарения) происходит подготовка топливной смеси. Подготовленный состав сжигается в камере общего сгорания. Горючая смесь в неё поступает с помощью встроенного вентилятора.

Отопительная установка на отработке своими руками: необходимые материалы для её изготовления

Отопительный аппарат на отработке самодельный изготавливается с использованием следующего оборудования и деталей:

  • двух насосов – циркуляционного и для подачи топлива;
  • специальной горелки;
  • воздушного компрессора;
  • готового котла, оснащённого расширительным баком;
  • отрезков труб для магистралей;
  • маслостойкого шланга для подачи масла из топливного бака в камеру принудительного испарения.

Для изготовления камеры принудительного испарения используют отрезок толстостенной трубы, способной выдерживать температуру до 4000С. В центре камеры располагают трубку небольшого диаметра, в которую с помощью вентилятора подаётся воздух. Масла, обогащенные воздухом, сжигаются в рабочей камере. При их сгорании нагревается теплоноситель, циркулирующий по трубам.

Для качественного изготовления агрегата на отработанном масле необходим достаточно мощный сварочный аппарат и умение работать с ним.

Ниже представлены чертежи на агрегат на отработанном масле.

Обеспечение капельной подачи топлива в отопительный агрегат

Одной из важных задач при изготовлении самодельного теплогенератора является устройство капельной подачи топлива. Это мероприятие осложняется повышенной чувствительностью механизма к наличию твёрдых примесей в топливе. Для решения проблемы на нижний конец топливозаборного шланга устанавливают автомобильный фильтр для полной фильтрации.

Внимание! Фильтр для частичной фильтрации в данном случае применять нельзя.

Фильтр необходимо менять с периодичностью один раз в месяц.

В качестве масляного насоса можно использовать бензонасос высокого давления от автомобиля Волга ГАЗ 3102-401.

Самодельные котлы отопления на отработке могут обеспечивать мощность от 5 до 10 кВт. Этого достаточно для быстрого прогрева помещения площадью около 40 м2.

kotel-otoplenija.ru