Shell поднимет тяжелую нефть России. Shell нефть в россии


Глава «Шелл нефть» о развитии розничных сетей АЗС и авиатопливного бизнеса в России | Oil.Эксперт

Shell стала первая из мировых нефтегазовых компаний, построивших в России завод по смешению масел и наладившая выпуск продуктов с маркировкой Made in Russia. Как идет развитие этого завода, розничных сетей АЗС и авиатопливного бизнеса в России рассказал в интервью «Интерфаксу» генеральный директор ООО «Шелл Нефть» Вильям Козик.

— Shell несколько лет назад запустила первый в России завод по смешению масел? Как идет развитие данного проекта?— Завод по смешению масел открылся в октябре 2013 года и работает очень успешно. Объемы его производства растут, растет и ассортимент выпускаемой продукции. Сейчас он превышает более тысячи видов: с одной стороны, это разные типы масел для легковых машин, для большегрузного транспорта, для разных отраслей индустрии, а с другой — это продукция в разных видах упаковки: от цистерны до литровой бутылки.

— Насколько «просел» рынок масел в России в 2015 году? Какие ожидания на 2016 год и на среднесрочную перспективу?— Кризис в России, безусловно, чувствуют все. Но, возможно, наша отрасль подвержена его негативному влиянию немного меньше, чем другие, например, такие как машиностроение. По данным независимых агентств, на которые опираемся в своей работе и мы, видно, что рынок масел сократился на 10%.

— Такое снижение сказывается на работе маслозавода?— С одной стороны, конечно, сказывается. Если рынок проседает, продажи тоже идут в этом направлении. Но, с другой стороны, в общем объеме наших российских продаж все большую и большую долю занимают товары с маркировкой «Сделано в России». И этот процесс идет только по нарастающей. Так что в этом году объемы производства масел будут примерно на уровне прошлого года.

— В следующем году объемы производства также не изменятся?— Заглядывать так далеко — значит делать прогнозы и немного спекулировать. Я не должен это делать.

— Завод Shell по смешению масел в Торжке уже выведен на проектную мощность в 180 тыс. тонн?— Объем в 180 тыс. тонн в год — это максимально возможная мощность завода, когда все линии загружены с максимальной мощность. Это чисто теоретическая цифра. Она не является нашим планом. На текущий момент, наиболее загруженными являются линии по производству масла в бутылках для легковых машин, но и они не выведены на максимальную мощность.

— Какой объем производства масел ожидается по итогам года?— К сожалению, не могу назвать цифры до официальной даты публикации финансовых результатов компании в конце января.

— Работая на российском рынке, насколько активно вы сталкиваетесь с конкуренцией со стороны отечественных производителей «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти»?— Российский рынок достаточно хорошо сбалансирован. Различные конкуренты заняли определенные ниши этого рынка. Мы работаем немного в другом сегменте, чем большинство российских компаний и практически не пересекаемся с ними. Наша ниша более премиальная, мы работаем напрямую с производителями техники BMW, Volkswagen, Volvo, Mercedes-Benz, Suzuki и другими.

Производители легковых машин сталкиваются с постоянно ужесточающимся экологическим законодательством, требующим от двигателей все большего снижения выбросов СО2. Из-за этого они вынуждены конструировать все меньшие по объему двигатели внутреннего сгорания. Практически все производители стали выпускать турбированные двигатели.

Одновременно идет процесс повышения экологических требований к топливу. Все требует нового подхода к маслам. С одной стороны, масла для таких двигателей должны иметь низкий показатель вязкости, с другой стороны — низкая вязкость обычно несет риск быстрого износа двигателя. Нужно было решить проблему, как сбалансировать эти две вещи, как сделать масло низкой вязкости, которое обеспечит правильную работу двигателя и сбережет топливо. Shell предложил выпускать базовое масло из газа по технологии PurePlus в рамках СПГ-проекта в Катаре. У нас в России очень популярна вязкость 5W30. Но ведущие автопроизводители собираются выпускать двигатели, требующие вязкость 0W16. Это очень маловязкие масла, в России таких масел вообще пока нет. Рассчитываем, что мы сможем выпускать масло под такие требования.

— Какая доля у Shell на российском рынке масел?— По данным агентства Kline за 2014 г., общая доля Shell на мировом рынке смазочных материалов составила порядка 12%. Про российский рынок могу сказать только, что мы наращиваем нашу долю здесь, даже несмотря на кризис.

— Если все идет так хорошо, планируете ли расширять бизнес по производству смазочных материалов в России? Есть ли возможность и необходимость расширить сам завод, или, например, построить, второй завод в Сибири или на Дальнем Востоке?— Площадь, которую занимает завод в Торжке, конечно, большая, но необходимости его расширять нет. Строительство второго завода тоже не планируем. Завод должен быть ближе к точкам поставок базовых масел, присадок и упаковок. Легче возить готовое расфасованное масло, чем все необходимые для него ингредиенты.

— Есть ли задача расширяться за счет новых видов продукции?— Да. Запустив завод в Торжке, мы начали производство с самых популярных марок. Постепенно мы переносим в Россию и менее массовые продукты? так что меняется не сама линейка продукции, а меняется маркировка, и вместо «made in Germany» все больше появляется «made in Russia». Кроме того, в рамках общемировой тенденции будет внедрять масла с более низкими показателями вязкости.

— Рассматриваете ли возможность экспорта российских масел в другие страны: Казахстан, Украину, Белоруссию?— В этом году мы уже начали поставлять наши масла из Торжка в Белоруссию. До этого туда шли масла из Европы. В ближайшем будущем, скорее всего, во втором квартале следующего года, мы планируем начать поставки в Казахстан.

— Планируются поставки на экспорт в дальнее зарубежье?— Это зависит от многих факторов, в том числе от таможенных. Теоретически можно было бы наладить поставки в Польшу и другие европейские страны. Но высокие экспортные пошлины сильно ограничивают возможности выгодного экспорта масел из России. Вся экономическая целесообразность такого экспорта в Европу исчезает.

— Рассматривается ли идея организации производства базовых масел в России?— Базовое масло — это один из продуктов, производимых на нефтеперерабатывающих заводах. У нас нет НПЗ в России, и нет планов по его строительству или покупке.

— То есть пока логистическая схема, при которой базовые масла поставляются из Финляндии, сохраняется?— Базовые масла, которые мы используем в Торжке, производятся в разных точках, например масла на основе технологии Pure Plus, на GTL-заводе в Катаре. Оно поставляется из Катара в Россию через Финляндию.

— Это достаточно сложное транспортное плечо. Не дешевле ли все-таки создать НПЗ в России?

— Нет.

— Как развивается сегмент розничных продаж топлива? Планируете ли увеличивать свою сеть АЗС в России?

— Сейчас у нас 160 заправок Shell в России, тогда как еще два с половиной года назад мы отпраздновали открытие 100-й АЗС в России. Из-за огромной географии страны говорить о развитии сети заправок в России всегда немного сложнее, чем в среднестатистической европейской стране. Россия — это огромный океан с маленькими островами больших городов. Развивать сети заправок можно и целесообразно в этих островах, где большая численность населения. Мы и придерживаемся этого принципа, постепенно наращивая заправки в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также на основных трассах, соединяющих российские города с Европой. Постепенно мы начали смотреть на другие города. Показательный пример — это Ростов-на-Дону и Ростовская область. Здесь Shell подписала лицензионный договор по ряду АЗС. Теперь наш партнер ребрендирует свои заправки под Shell,

Конечно, нельзя говорить о каких-то существенных цифрах доли рынка в этом огромном океане. Есть огромное пространство для развития нашей сети и в Москве, и в Подмосковье, и в Санкт-Петербурге. Кроме того, мы рассматриваем возможность применения ростовского сценария и в других больших европейских городах России.

— Рассматривается ли вариант модернизации АЗС?

— Это хороший вопрос. И ответ не будет простым. Свои заправки мы не строили с нуля, а покупали, поэтому они имеют существенные ограничения по площади. Застройка в городах плотная, купить или арендовать правильный по форме участок практически невозможно, сложно купить или арендовать участок под застройку заправки » с нуля».

— Среди основных поставщиков топлива на ваши АЗС называлась «Башнефть». Планируете ли расширять число поставщиков?

— Большая часть наших закупок топлива делается на споте. Российский рынок только входит в фазу долгосрочных контрактов, в которых используются ценовые формулы. В Европе, например, снабжение топливом уже давно идет, в основном, по годовым контрактам с четкой ценовой формулой, которая привязана к стоимости нефти. В России пока не так, мы много покупаем на споте. Какие-то объемы закупаем на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже.

— Как развивается топливо-заправочный бизнес в аэропортах. Планируете выйти на рынок в новых городах России?

— Мы заправляем примерно 750 рейсов в месяц в двух аэропортах — «Пулково» в Санкт-Петербурге и «Домодедово» в Москве, тогда как несколько лет назад это было 300 рейсов. Планы дальнейшего развития этого бизнеса в России у нас есть, но пока рано говорить.

interfax.ru

Поделиться в соц.сетях

www.oilexp.ru

Royal Dutch Shell — Википедия

Эта статья — о компании Royal Dutch Shell. О командных оболочках (shell) см. статью Оболочка операционной системы; о биржевом термине см. статью Шелл-компания.

Royal Dutch Shell (произносится Роял Датч Шелл) — британско-нидерландская нефтегазовая компания. Четвёртая по величине активов производственная компания в мире, согласно рейтингу Forbes Global 2000[3] (май 2014 года) и первая в рейтинге Fortune Global 500[4] по величине выручки (2013 год). Штаб-квартира — в Гааге (Нидерланды).

История

старинная реклама Shell: «Куда бы вы ни поехали, вы можете быть уверены в Shell»

Группа была создана в 1907 году путём объединения Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd. Это слияние, в основном, было обусловлено необходимостью конкуренции на мировом рынке с американской компанией Standard Oil[5].

Вообще, наименование «Shell» и логотип компании (красно-жёлтая ракушка) происходят из 1833 года, когда английский купец Маркус Сэмюэль открыл небольшой магазин в Лондоне и стал торговать экзотическими вещицами, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами (англ. shell). В дальнейшем, в 1891 году сын Сэмюэля оказался в Батуми, где у него родилась идея наладить транспортировку керосина из Каспия через Суэцкий канал на Ближний Восток. В 1892 году танкер компании SS Murex[en] отправился из России с грузом в 4000 тонн керосина для Сингапура и Бангкока.

В феврале 2016 Royal Dutch Shell завершила поглощение британской BG Group[en], о котором было объявлено в апреле 2015 года. Сумма сделки составила 70 млрд долларов США. Акционеры BG Group согласно условиям сделки получили около 19 % объединённой компании, а Royal Dutch Shell — доступ к запасам сжиженного природного газа, на добыче которого специализировалась британская компания[6].

Структура, собственники и руководство

До середины 2005 структура компании носила оригинальный «двойственный» характер: Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd являлись так называемыми «материнскими компаниями» (они не вели производственной деятельности и не входили в состав концерна). «Материнские компании» владели акциями холдинговых компаний концерна — голландской «Шелл Петролеум Н. В.» и английской «Шелл Петролеум Компани Лимитед», причем «Ройял Датч Петролеум Компани» принадлежало 60 %, а «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани» — 40 % акций холдинговых компаний. В свою очередь холдинговым компаниям принадлежали все акции в обслуживающих компаниях, а также — прямо или косвенно — вся доля концерна «Шелл» в производственных компаниях.

Летом 2005 акционеры Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб-квартирой в Нидерландах. Эта сделка превратила в 2005 году Нидерланды в крупнейшего в мире инвестора, а Великобританию — в главного получателя инвестиций в мире (они выросли втрое, до $164,5 млрд).

Около 100 % акций компании по состоянию на июль 2010 года находились в свободном обращении. Капитализация на этот период — $159,4 млрд[7].

Председатель совета директоров компании «Ройял датч Шелл» с июня 2006 года — Йорма Оллила (фин. Jorma Ollila). Главный исполнительный директор «Ройял датч Шелл» с января 2014 года — Бен ван Берден (нидерл. Ben van Beurden).

Главный исполнительный директор компании «Ройял датч Шелл» с июня 2009 года по 2013 год являлся Петер Возер (нидерл. Peter Voser).

Джон Керр, возглавлявший компанию «Shell Transport and Trading» с 2002 года и группу директоров в период объединения активов «Shell» и «Royal Dutch», с 2006 по 2012 год являлся заместителем председателя совета директоров и старшим независимым директором «Ройял датч Шелл».

Бывший президент компании «Шелл» — Мартен ван ден Берг, сын Сидни Джеймса ван ден Берга, долгое время председательствовавшего в Unilever и являвшемся голландским министром обороны в 1959, и внук Сэмюэла ван ден Берга, одного из основателей Unilever.

Деятельность

Shell ведёт геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 80 странах мира. Запасы нефти на 2009 год составляли 5,69 млрд баррелей (770 млн т), газа — 49,1 трлн куб. футов (1,38 трлн м³)[7].

Также «Шелл» полностью или частично владеет более 30 нефтеперерабатывающими заводами. В частности, компании принадлежит один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающий завод Pernis в Нидерландах мощностью 10 000 т в сутки, завод «Стэнлоу» в Великобритании мощностью 12 млн т в год, три НПЗ во Франции общей мощностью 40 790 т в сутки. «Шелл» принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 43 тыс. станций.

Помимо этого, Shell принадлежит значительное количество химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии.

Показатели деятельности

Добыча нефти компанией в 2009 году составила около 80 млн т (1,581 млн баррелей в сутки), природного газа — около 88 млрд м³[7].

В 2006 году Shell перерабатывала 3,57 млн баррелей нефти в сутки (177,7 млн т за год).

Общая численность персонала компании на 2011 год — около 90 тыс. человек[8]. Оборот компании в 2011 году составил $470,2 млрд, чистая прибыль — $31,2 млрд[8].

Основные проекты

Сценарии Shell

Shell стала одной из первых мировых нефтяных компаний, которая в 1970-е гг. разработала и предложила сценарии касательно будущего развития мирового энергетического рынка.[9] Использование сценариев позволяет компаниям выстраивать свою стратегию развития, управлять рисками, предугадывать и понимать динамику изменений на нефтегазовых рынках. Последняя версия сценариев "Shell energy scenarios to 2050" была обновлена и представлена компанией в 2011 году.[10]

Royal Dutch Shell в России

Royal Dutch Shell — один из крупнейших иностранных инвесторов в России по объёму вложений. Royal Dutch Shell участвует в разработке Сахалинского шельфа (проект СРП «Сахалин-2», совместно с ОАО «Газпром» и японскими Mitsui и Mitsubishi) и месторождений Салымской группы в Ханты-Мансийском автономном округе (50%-ная доля в Салым Петролеум Девелопмент Н.В. — СП с компанией Sibir Energy). Также компания планирует принять участие в разработке шельфовых нефтегазовых проектов совместно с «Газпромом».

Shell в России активно занимается маркетингом смазочных материалов — на долю концерна приходится около 20 % всего импорта моторных и индустриальных масел в Россию. В аэропорту Домодедово Shell заправляет топливом более 30 авиакомпаний. Развивается маркетинг продуктов нефтехимии. В Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской, Московской, Вологодской и других областях у компании имеется сеть АЗС (на июнь 2013 года — 100 станций)[11]. В августе 2009 года в Торжке (Тверская область) начато строительство завода смазочных материалов Shell стоимостью $100 млн[12]. 3 октября 2012 года состоялось открытие завода. В год планируется производить 200 млн литров продукции[13]. Завод Shell в Торжке входит в региональную группу, объединяющую производящие смазочные материалы Шелл заводы в Европе и Африке. Продукция завода поставляется в Россию, Беларусь, Казахстан и Украину.

Royal Dutch Shell на Украине

Бизнес Shell Retail вышел на украинский рынок в 2007 г. С тех пор сеть АЗС под брендом Shell управляется Royal Dutch Shell. Shell Retail Ukraine географически входит в кластер Центральной и Восточной Европы Shell Downstream Retail.                                                 

На сегодняшний день сеть АЗС Shell насчитывает 132 станции в 18 регионах Украины. На АЗС Shell по всей Украине предлагают клиентам нефтепродукты и автогаз высокого качества, широкий ассортимент продукции Retail Convenience (товары для клиентов АЗС), вкусные фаст фуд и напитки. В Shell на Украине работает более 1600 человек.      

Royal Dutch Shell на Аляске

Shell в течение многих лет пыталась получить государственное разрешение на бурение в водах Аляски. Прежде чем начать разработку месторождений, ей требуется получить еще ряд разрешений от различных ведомств. К примеру, от порта города Сиэттл, где швартуются танкеры компании. Наконец, 11 мая 2015 года, администрация президента США Барака Обамы разрешила Shell начать бурение нефтяных скважин в арктических водах у побережья Аляски, как сообщил телеканал CNN[14]. По оценкам министерства внутренних дел США, аляскинские месторождения могут дать более 20 млрд баррелей нефти и 2,5 трлн кубометров природного газа. Если она воспользуется разрешением, то будет единственной компанией, которой позволено добывать нефть на Аляске.

На возражения экологов против присутствия Shell в регионе, в министерстве внутренних дел заявили, что очень тщательно просмотрели технические вопросы заявки Shell на бурение.

Критика

В 1995 году, когда компания «Shell» объявила о своём намерении затопить в Северном море нефтяную платформу «Brent Spar», миллионы водителей бойкотировали бензозаправочные станции корпорации, пока концерн не уступил.[15]

Африка

В начале 1996 года «Shell», как крупнейшему производителю нефти в Нигерии, было вменено в вину сотрудничество с военным режимом в этой стране, что привело к физическому устранению поэта Кена Саро-Вива — борца с нефтяными вышками[16] Иски были предъявлены Shell и Брайану Андерсону, руководителю её нигерийских отделения.[17]. В 2009 году Shell согласилась выплатить $ 15,5 млн для урегулирования правового спора. Компания Shell не признала какой-либо ответственности по предъявленным пунктам обвинения против неё[18].

В 2009 году компания Shell была предметом доклада Amnesty International о нарушении прав человека, как следствии деятельности компании Shell в дельте реки Нигер. В частности, Amnesty критикует продолжающуюся деятельность по сжиганию попутного газа и медленную реакцию компании Shell на разливы нефти.[19] Документы 2009 года показывают, что Shell регулярно производит выплаты нигерийским военным, чтобы предотвратить протесты.[20]

Деятельность Shell в дельте реки Нигер привело к чрезвычайному загрязнению окружающей среды. Многие нефтепроводы, принадлежащие Shell в этом районе, старые и проржавевшие. Это привело к многочисленным разливам нефти в этой области, которые привели к деградации окружающей среды, уничтожению растительности и рыбы. Shell признала проблему с нефтепроводами, но отрицает ответственность за экологические загрязнения.[21] Это привело к массовым протестам против Shell жителей в дельте реки Нигера и Amnesty International.[22]

Америка

Shell также ответственна за крупнейший в мире разлив нефти из когда-либо происходивших в пресных водах. 15 января 1999 года танкер Shell в озере Магдалена, (Аргентина) столкнулся с другим танкером, из-за чего все его содержимое вылилось в озеро, что привело к загрязнению окружающей среды, питьевой воды, растительности и животных.[23]

Ирландия и Россия

В России в ходе проекта Сахалин-2 были экологические неурядицы, полемика была и в Ирландии в ходе проекта по разработке природного газа на северном побережье острова.

В 2007 г. международное общество «Друзья Земли (англ.)русск.» заявило, что ущерб, нанесённый деятельностью компании Шелл по добыче нефти, как локальным сообществам, так и глобально, может быть оценен в 20 млрд $.[24]

Добыча в Арктике

С 1988 года буровое судно Kulluk находится недалеко от Аляски в море Бофорта, где был построен искусственный остров под названием Нортстар с размещенной на нём нефтяной скважиной[25][26]. Компания признаёт опасность паковых льдов и отмечает: «Никто ещё толком не знает, как очищать нефть с плавающих ледяных массивов и битого льда».[27]

В июле 2012 активисты Гринписа блокировали работу 53 шелловских АЗС в Эдинбурге и Лондоне, протестуя против планов компании по бурению нефтяных скважин в Арктике. Движение Гринпис «Защитим Арктику» ставит себе целью предотвратить бурение нефтяных скважин и промышленный лов рыбы в Арктике и добиться признания Арктики природной территорией международного значения.[28]

Спонсорство и благотворительная деятельность

Нефтяная компания Shell — один из крупнейших инвесторов социальных проектов в Западной Африке (дельта реки Нигер). Почти 60 миллионов евро в год концерн расходует в этом обедневшем регионе на юге Нигерии на содержание школ и учреждений здравоохранения. В Европе и Японии Shell — в числе крупнейших инвесторов солнечных электростанций.

Примечания

  1. ↑ Royal Dutch Shell plc Financial Statements, Google. Проверено 10 июля 2013.
  2. ↑ Financial Statements for Royal Dutch Shell plc (ADR) - Google Finance
  3. ↑ Forbes Global 2000
  4. ↑ Fortune Global 500
  5. ↑ Fred Aftalion. A History of the International Chemical Industry. — Chemical Heritage Foundation, 2001. — P. 142. — ISBN 978-0-941901-29-1.
  6. ↑ Royal Dutch Shell стала второй по величине нефтяной компанией мира РБК
  7. ↑ 1 2 3 Екатерина Дербилова. «Это настоящая трагедия», — Питер Возер, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell // Ведомости, № 128 (2646), 14 июля 2010
  8. ↑ 1 2 Знакомьтесь — «Шелл» Архивировано 8 октября 2012 года.
  9. ↑ Living in the Futures. Harvard Business Review. Проверено 5 ноября 2015.
  10. ↑ Shell. Shell Future Energy Scenarios: "Zone of Uncertainty" Ahead.
  11. ↑ Автозаправочные станции «Шелл» в России Архивировано 4 августа 2009 года.
  12. ↑ Shell запустит производство смазочных материалов в России // РИА «Новости», 31 августа 2009
  13. ↑ «Шелл» открыл завод по производству смазочных материалов в городе Торжке Тверской области Архивировано 17 ноября 2012 года.
  14. ↑ Obama administration approves Arctic drilling
  15. ↑ Brent Spar’s long saga BBC News, 1998
  16. ↑ Shell pays out $15.5m over Saro-Wiwa killing
  17. ↑ The case against Shell
  18. ↑ Shell settles Nigeria deaths case, BBC News (9 June 2009).
  19. ↑ Amnesty.org
  20. ↑ Smith, David. WikiLeaks cables: Shell's grip on Nigerian state revealed, The Guardian (8 December 2010).
  21. ↑ Shell International Petroleum Company, Developments in Nigeria (London: March 1995)
  22. ↑ Shell in Nigeria: What are the issues?. Boycott Shell campaign (Essential Action). Проверено 15 мая 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  23. ↑ Petroleo en Magdalena — República Argentina Архивировано 14 мая 2010 года. www.petroleomagdalena.com (spanish)
  24. ↑ Macalister, Terry. Campaigners urge Shell to put profits into clean-up, Business, London: Guardian News and Media Limited (31 January 2007). Проверено 30 августа 2007.
  25. ↑ Vaughan Meyer. Frontiers in Offshore Geotechnics III. — CRC Press, 2015-05-14. — 1422 с. — ISBN 9781315675510.
  26. ↑ James G. Speight. Handbook of Offshore Oil and Gas Operations. — Elsevier, 2014-10-22. — 444 с. — ISBN 9780080878195.
  27. ↑ The «Classic» Kulluk
  28. ↑ Greenpeace activists shut down 53 Shell petrol stations 16 July 2012 The Guardian

Ссылки

wiki2.red

Shell прекратила разрабатывать сланцевую нефть в России: Бизнес: Финансы: Lenta.ru

Англо-голландская Shell остановила сотрудничество с российской нефтяной компанией «Газпром нефть» в рамках совместного предприятия «Ханты-Мансийский нефтяной союз» (ХМНС). Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на слова главы «Газпром нефти» Александра Дюкова.

«В рамках этого союза они свою работу остановили, но мы продолжаем работать в ХМНС самостоятельно, никаких проблем мы там не видим», — заявил он. Комментируя перспективы дальнейшего сотрудничества с Shell по сланцевым проектам в рамках Salym Petroleum Development (SPD), Дюков сказал: «В рамках SPD они сейчас изучают возможность продолжить работы и согласовывают возможность работы с соответствующими регуляторами, которые у них принимают решение».

Материалы по теме

08:59 — 22 августа 2014

Ставка на бочку

США способны оспорить российский статус энергетической сверхдержавы

12 сентября Евросоюз опубликовал список российских компаний, которые попадают под санкции. Среди них оказалась и «Газпром нефть». Европейские компании ограничены в возможности оказывать в России некоторые услуги. В частности, они не могут бурить на глубоководных и сланцевых месторождениях нефти и газа, а также в Арктике.

Кроме того, «Газпром нефть» попала под действие нового пакета санкций США. Американским компаниям запрещается экспорт товаров и технологий в поддержку российских проектов добычи нефти на глубоководных участках, Арктическом шельфе или в сланцевых пластах. Также ограничивается доступ «Газпром нефти» к зарубежному финансированию.

«Ханты-Мансийский нефтяной союз» — совместное предприятие Shell и «Газпром нефти», созданное в рамках меморандума о партнерстве в области разведки и добычи сланцевой нефти. Он был подписан в 2013 году. ХМНС разрабатывал сланцевые месторождения в Западной Сибири.

lenta.ru

Shell поднимет тяжелую нефть России

Англо-голландская Shell начинает свой третий добывающий проект в России. В четверг "Татнефть" планирует подписать с Shell соглашение о создании СП по разработке битуминозной нефти в Татарии. В преддверии этого "Татнефти" удалось добиться введения нулевой ставки НДПИ для этих месторождений.

"Татнефть" готовит соглашение о стратегическом партнерстве с Shell по разработке месторождений тяжелой (битумной) нефти, сообщает корпоративная газета российской компании. Ряд источников в "Татнефти" рассказали Ъ, что документы будут подписаны 27 сентября, в этот же день пройдет совет директоров компании, который утвердит соглашение. До 1 ноября "Татнефть" вместе с новым партнером должна рассмотреть вопрос технологии переработки и целесообразности строительства НПЗ. Кроме того, планируется представить в кабинет министров Татарии программу освоения ресурсов высоковязкой нефти в республике, включающую и вопросы господдержки. О распределении долей и условия, на которых будут работать партнеры, собеседники Ъ не сообщают. В "Татнефти" подтверждают, что документы готовятся, но детали не раскрывают. В Shell проект не комментируют.

В августе сотрудники "Татнефти" рассказывали Ъ, что она выбирает иностранного партнера для разработки Черемшано-Бастрыкского лицензионного участка в Татарии, на котором выявлено 12 месторождений сверхвязких нефтей. Их совокупные запасы оцениваются в 50 млн тонн, извлекаемые -- 26 млн тонн. В числе потенциальных партнеров тогда назывались Shell, ConocoPhillips, ExxonMobil, Chevron, Repsol, Total. "Татнефть" планировала предложить партнеру разработку месторождений в рамках СП, что подразумевает разделение рисков. По прогнозам "Татнефти", к 2017 году СП должно выйти на проектный уровень добычи в 1,5 млн тонн в год.

В Татарии выявлено 450 месторождений природных битумов, из них 150 находятся в зоне деятельности "Татнефти", а 12 подготовлены к промышленной разработке. По ряду оценок, ресурсы природных битумов в Татарии составляют от 1,5 млрд до 7 млрд тонн.

На долю Shell приходится 2,5% мировой добычи нефти и 3% природного газа. В России ей принадлежит 27,5% акций оператора проекта "Сахалин-2" Sakhalin Energy, 50% в Salym Petroleum Development (проект разработки Салымской группы месторождений), 27 заправок в Петербурге и Москве, 50% в СП "Шелл и Аэрофьюэлз" по заправке самолетов в аэропорту Домодедово. Предполагается, что добыча Salym Petroleum Development в 2007 году составит 4 млн тонн нефти, вдвое превысив уровень 2006 года. Sakhalin Energy в конце 2007 года собирается начать круглогодичную добычу нефти в объеме около 4 млн тонн нефти в год.

У Shell уже есть опыт работы на месторождениях битумной нефти. Совместно с Chevron и Western Oil Sands LP Shell она разрабатывает нефтеносные пески Канады в рамках проекта Атабаска (Shell в нем принадлежит 60%). Сейчас там добывается 7,5 млн тонн нефти в год, к 2010 году Shell планирует довести этот объем до почти 12,5 млн тонн. За счет проекта Атабаска удовлетворяется около 10% потребностей Канады в нефти.

Работа на битумных месторождениях Татарии, о нерентабельности освоения которых неоднократно говорили нефтяники, стала возможна после того, как "Татнефти" удалось осуществить перевод 12 участков в категорию сверхвязких нефтей. С этого года "Татнефть" не платит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) лишь на нефть, добываемую на истощенном Ромашкинском месторождении. По битумной нефти НДПИ до сих пор уплачивается в полном объеме. Однако в начале года Роснедра перевели битумные запасы в категорию высоковязкой нефти, а перерасчет по НДПИ планируется сделать после утверждения государственного баланса по нефти за 2006 год (должен выйти в сентябре этого года). Таким образом, на эти месторождения также распространится льготный порядок работы.

Как отмечает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, запасы битумов в мире в пять раз превосходят запасы нефти. "В России они тоже выглядят довольно привлекательно",-- добавляет аналитик "КИТ-Финанс" Константин Черепанов. "Татнефти" нужен опытный партнер для разработки битумной нефти, поскольку это сырье "еще до недавнего времени считалось нетрадиционным источником энергии", говорит господин Нестеров. А господин Черепанов полагает, что иностранные компании вряд ли смогут получить значительную долю в "традиционных" нефтяных проектах в России, тогда как шансы мировых компаний войти в "трудные" проекты "гораздо выше". По словам Валерия Нестерова, развитие технологий добычи тяжелых нефтей позволило мировым компаниям снизить затраты на добычу с $30 на баррель в 1985 году до $15 на баррель в 2003 году. "К тому же рентабельность производства -- во многом вопрос налогообложения",-- отмечает аналитик, добавляя, что битумные нефти в Татарии обладают определенными преимуществами. Так, большинство таких запасов в мире залегает на глубине 1-1,5 км, а в Татарии -- на 80-200 м.

www.eprussia.ru