Прямая перегонка нефти. Схема прямой перегонки нефти


Способ прямой перегонки нефти

 

Использование: получение легких бензиновых и дизельных фракций при первичной перегонке нефти. Сущность изобретения: нагретую сырую нефть перегоняют двукратным испарением в двух атмосферных колоннах с получением нестабильного дистиллята с верха первой колонны, работающей без острого орошения или при минимальном орошении. Дистиллят после стабилизации в третьей колонне подают во вторую колонну в зону между выводами бензина и дизельного топлива летного в качестве частично испаряющегося орошения. 1 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано на установках АТ и АВТ с двухколонной схемой перегонки нефти на атмосферной части.

Известна двухколонная схема атмосферной ступени перегонки нефти, по которой исходное сырье после нагрева в дистиллятных и остатковых теплообменниках, а частично и в печи, поступает в первую колонну (К-1). Остаток К-1 после нагрева в печи поступает на разделение во вторую (основную) атмосферную колонну (К-2). Наличие первой колонны, в которой отбираются растворенные в нефти газовые компоненты и часть бензиновых, позволяет компенсировать возможные колебания в составе нефти и обеспечить более стабильную работу К-2, осуществляющей основное разделение нефтепродуктов и доизвлечение бензина через верх К-2 [1,2] От эффективности работы колонны К-1 зависят показатели работы всех последующих колонн, однако из-за низкого уровня предварительного нагрева нефти отбензинивающие колонны К-1 работают с большим недостатком тепла и, как следствие, с минимальной эффективностью [3] Наиболее близким техническим решением является двухколонная схема перегонки нефти со стабилизацией в третьей колонне только нестабильного бензина первой колонны. Недостатки известного способа: низкая температура низа колонны К-1 вызванное этим повышение энергозатрат в виде подаваемого в низ К-1 водяного пара или горячей струи; повышение давления в К-2 и снижение отбора суммы светлых нефтепродуктов; необходимость регулирования температуры конца кипения бензина в обеих колоннах (К-1, К-2), так как эти бензины смешиваются и есть единые требования к качеству суммарного бензина [4] количества бензина К-1 недостаточно для абсорбции из газа компонентов С4+, поэтому эти компоненты не попадают в третью колонну (К-4) их снижают, при этом также снижается отбор бензина и суммы светлых нефтепродуктов; возможность ухудшения качества сырья риформирования бензинов при стабилизации бензина К-1 (3) в качестве теплоносителя в ребойлере третьей колонны используют один из горячих боковых погонов колонны К-2. Целью изобретения является снижение энергозатрат на перегонку нефти, снижение давления в двух первых колоннах, повышение отбора суммы светлых нефтепродуктов, улучшение качества сырья для установки риформирования бензинов. Поставленная цель достигается тем, что в способе прямой перегонки нефти двухкратным испарением в двух атмосферных колоннах с получением нестабильного дистиллята с верха первой колонны с последующей его стабилизацией в третьей колонне, с выводом из второй колонны в виде дистиллятов бензина, дизтоплива зимнего и летнего, утяжеленный дистиллят с верха первой колонны, работающей без орошения, после стабилизации в третьей колонне используется во второй колонне в зоне между выводами бензина и дизтоплива летнего в качестве частично испаряющегося орошения. Колонна К-1 имеет количество тарелок, недостаточное для обеспечения требуемого разделения в колонне, а желание отрегулировать температуру конца кипения бензина при недостатке подведенного в К-1 тепла приводит к тому, что в остатке колонны К-1 остается много бензиновых компонентов, возрастает тепловая нагрузка печей, повышается давление в колонне К-2. Работа колонны К-1 без орошения (или при минимальном орошении, исключающем потемнение дистиллята) обеспечивает более полное отбензинивание нефти, причем через верх К-1 выводится и часть более тяжелых дистиллятов, которые являются хорошим абсорбентов для газа даже при более низком давлении в колонне. Величина снижения давления в К-1 подбирается в зависимости от условий, обеспечивающих полную абсорбцию газа. К ним относится и разделение конденсатора-холодильника первой колонны на конденсатор и холодильник-абсорбер, на вход в последний допустима рециркуляция одного из охлажденных дистиллятов второй колонны с температурой конца кипения, не превышающей температуру конца кипения первой колонны. Понижение давления в К-1 способствует более полному отбензиниванию остатка и снижению тепловой нагрузки атмосферной печи, при этом подача водяного пара в низ К-1 может быть значительно уменьшена или полностью прекращена. Возможность полной абсорбции газа этой колонной означает, что можно вывести из эксплуатации мощность по сбору и компретированию прямоугольных газов, поскольку ее функцию выполняет третья колонна, а также увеличить отбор светлых за счет утилизации, высокооктановой "жирной" части газа, которая раньше использовалась как компонент топливного газа. После стабилизации и охлаждения в сырьевых теплообменниках третьей колонны утяжеленный дистиллят К-1 направляется в колонну К-2, являясь и вторым (жидким, дистиллятным) питанием колонны К-2, а также орошением, заменяющим часть острого орошения К-2. Загрязнение дистиллята К-1 теплоносителем при пропуске трубных пучков ребойлера третьей колонны не влияет на качество бензина, температура конца кипения которого регулируется только температурой верха колонны К-2. Колонна К-2 имеет большое количество тарелок, достаточное для обеспечения разделения светлых нефтепродуктов. Возврат стабильного дистиллята К-1 в колонну К-2 позволяет собрать все топливные фракции (280-360оС) в колонне К-2 и обеспечить максимальный отбор суммы светлых в соответствии с принятым ассортиментом. П р и м е р. На установке АВТ (АТ) разделяется смесь Западно-Сибирских нефтей. Технологический режим работы первой, второй и третьей колонн по известному и предлагаемому способам приведен в таблице.

Формула изобретения

СПОСОБ ПРЯМОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ двукратным испарением в двух атмосферных колоннах с получением нестабильного дистиллята с верха первой колонны, с последующей его стабилизацией в третьей колонне, с выводом из второй колонны в виде дистиллятов бензина, дизельного топлива зимнего и летнего, отличающийся тем, что утяжеленный дистиллят с верха первой колонны, работающей без орошения, после стабилизации в третьей колонне используют во второй колонне в зоне между выводами бензина и дизтоплива летнего в качестве частично испаряющегося орошения, а также сырья.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

www.findpatent.ru

Перегонка нефти принципиальная схема - Справочник химика 21

    Под прямой перегонкой понимают получение из нефти ее отдельных составных частей при помощи последовательного или одновременного их испарения с разделением образующихся паров и последующей конденсацией. Это наиболее простой и старый способ переработки нефти. Принципиальная схема установки для прямой перегонки нефти показана на рис. 1. [c.6]

    Принципиальная технологическая схема такой установки приведена на рис. П1-2. Как видно из схемы, переработка нефти здесь осуществляется в три ступени атмосферная перегонка нефти с получением топливных фракций и мазута, вакуумная перегонка мазута с получением узких масляных фракций и гудрона и вакуумная перегонка смеси мазута и гудрона с получением широкой масляной фракции и утяжеленного остатка, используемого для производства битума. Применение двух ступеней вакуумной перегон- [c.147]

    Образующиеся в процессе крекинга газы содержат олефины, которые полимеризацией или алкилированием могут быть превращены в полимер-бензин или алкилат, которые могут быть присоединены к крекинг-бензину. Этот процесс, не относящийся к нефтехимическим, здесь не рассматривается. В других случаях, например при значительном спросе на мазут, целесообразно в качестве сырья для крекинга использовать прямогонные фракции, выкипающие в пределах 200—400°, а остаток от прямой перегонки нефти использовать как отопительный мазут. Такое топливо, однако обладает чрезмерно высокой вязкостью. Его можно подвергать легкому крекингу, при котором образуется лишь немного бензина, но заметно понижается вязкость остатка. Это явление, называемое разрушением вязкости , весьма часто используется в технологии. Бензиновая фракция нефти, так называемый прямогонный бензин, разделяется далее на две фракции легкий и тяжелый бензины. Тяжелая бензиновая фракция для улучшения моторных свойств подвергается термическому или каталитическому риформингу, заключающемуся в кратковременном нагреве при высоком давлении в присутствии катализатора или без него, улучшающему антидетонационные свойства бензина. Принципиальная схема современного метода переработки нефти представлена на рис. 7 [7]. [c.18]     Принципиальная схема комбинированной установки со вторичной перегонкой бензина показана на рис. 44. Обессоленная нефть после насоса проходит теплообменники 2 и, нагретая за счет горячих потоков, поступает в эвапоратор 3. Пары нефтепродуктов с верха эвапоратора 3 направляются в основную ректификационную колонну 6. Отбензиненная нефть с низа эвапоратора забирается насосом и прокачивается через печь 4 в основную ректификационную колонну 6. Ректификационная колонна рассчитана на получение трех боковых погонов и обеспечена тремя промежуточными циркуляционными орошениями. Схема работы ректификацион- [c.100]     Принципиальная схема АВТ установки первичной перегонки нефти показана на рис. 6.2. Ниже приведен состав (в мае. %) продуктов перегонки западно-сибирской нефти на установке АВТ-6 (мощность по перерабатываемому сырью - 6 млн. т/год)  [c.343]

    Принципиальная схема поточности на комбинированной установке ЭЛОУ — АВТ со вторичной перегонкой бензина производительностью 3 млн. т/год нефти представлена на рис. 53. На этой установке скомбинировано самое большое число технологически и энергетически связанных процессов первичной перегонки нефти ЭЛОУ, атмосферная перегонка нефти, вакуумная перегонка мазута, выщелачивание компонентов светлых нефтепродуктов, абсорбция и десорбция жидких газов, стабилизация легких бензинов, вто- [c.142]

    Рнс. 97. Принципиальная схема установки для перегонки нефти  [c.202]

    Принципиальные схемы установок первичной перегонки нефти показаны на рис. 2.1. [c.64]

    На рис.5.2 приводится принципиальная схема и на рис.5.4 линейная схема блока стабилизации и абсорбции комбинированной установки ЭЛОУ-АВТ со вторичной перегонкой бензина (тип А-12/9) производительностью 3 млн.т/год сернистой нефти Ромашкинского месторождения. Смесь легких бензиновых паров и газа из первой ректификационной колонны атмосферной части установки АВТ поступает в емкость для сепарации газа 2. Г аз после отделения от жидкой фазы проходит в абсорбер 9. Абсорбентом служит фракция н.к. - 85 ос, часть которой подается с низа стабилизатора через теплообменники 8. Абсорбентом для абсорбера 2-й ступени служит фракция 140-240 °С атмосферной части основной ректификационной колонны. [c.64]

    Сырьем для получения масел в основном является маз)гг, а головным процессом — вакуумная перегонка. Подобно тому как нефть разделяется на бензин, лигроин, керосин и мазут, последний в вакуумной колонне разделяется на масляные дистилляты (до трех) и остаток — гудрон. Полученные масляные дистилляты подвергаются очистке, облагораживанию до получения товарного масла заданного качества. Остаток от вакуумной перегонки мазута — гудрон — является сырьем для производства остаточных масел. Для удаления вредных веществ гудрон подвергают процессу деасфальтизации, принципиальная схема приведена на рис. 7.1. Гудрон и сжиженный пропан поступают в экстракционную колонну. В процессе непрерывной экстракции получаются два несмешивающихся друг с другом раствора верхний — раствор деасфальтизата и нижний — раствор асфальта. Кратность пропана к сырью (объемы — 6-8-1). Температура экстракции 70-85 С. Давление до 4.2 МПа. Пропан при указанных условиях процесса растворяет ценные компоненты сырья и не растворяет асфаль-тены, которые выпадают в осадок из объема растворителя. Пропан выделяется из растворов в специальных испарителях и отпарных ректификационных колоннах и возвращается в технологический цикл. [c.221]

    На рис.4.3 представлена принципиальная схема атмосферной перегонки нефти на современных установках АТ или АВТ. [c.61]

    На фиг. 84 показана принципиальная схема одного из первоначальных вариантов контактной переработки нефти, включающей прямую перегонку и крекинг до кокса. [c.237]

    Остальные фракции перегонки нефти также собираются в хранилищах, откуда их забирают для дальнейшего использования. Остающийся после конденсации бензина газ направляется в газгольдеры. На существующих трубчатых установках, принципиальная схема одной из которых описана вьппе, можно перегнать до 2000 и более тонн нефти в сутки. [c.244]

    Самыми распространенными установками перегонки нефти на заводах США считаются установки фирмы Фостер Уиллер, общая производительность которых 9,5 млн бар./день (60% производительности всех заводов США). Коротко познакомимся с принципиальной схемой установки (рис. 28). [c.171]

    РИС. 28. Принципиальная схема установки атмосферно-вакуумной перегонки нефти с блоком обезвоживания и обессоливания по технологии фирмы Фостер [c.172]

    На рис. 12.5 представлена принципиальная схема установки атмосферной перегонки нефти с двукратным испарением, входящей в состав современных установок АВТ. [c.699]

    Очистка бензинов прямой перегонки нефти, термического и каталитического крекинга щелочью осуществляется пр следующей принципиальной технологической схем Подвергаемый очистке бензин закачивается в пустотелую колонну, заполненную примерно на /з высоты раствором щелочи. На трубопроводе для подачи бензина в колонну устанавливается инжектор, в который засасывается из колонны раствор щелочи. В инжекторе осуществляется интенсивный контакт реагента с очищаемый продуктом. Смесь продукта со щелочью подается в нижнюю часть колонны. Щелочь, имеющая более высокий удельный вес, чем бензин, опускается вниз, а бензин направляется вверх, проходя при этом через слой щелочи. На современных заводах [c.267]

    Из трубчатой печи нефть в парожидкостном состоянии подается в ректификационную колонну, подобную изображенной на рис. 17. В колонне происходит фракционирование нефти. Нередко перегонку осуществляют в две ступени в атмосферно-вакуум-ной установке, принципиальная схема которой изображена на рис. 26. Установка состоит из двух трубчатых агрегатов. В первом из нефти отделяют легкие фракции при атмосферном давлении, а остаток — мазут подвергают фракционированию под [c.66]

    Поскольку в эксплуатации находятся АТ и АВТ довоенного и последующих поколений, отечественные установки перегонки нефти характеризуются большим разнообразием схем перегонки, широким ассортиментом получаемых фракций. Даже при одинаковой производительности ректификационные колонны имеют разные размеры, неодинаковое число и разные типы тарелок по разному решены схемы теплообмена, холодного, горячего и циркуляционного орошения, а также вакуумсоздающей системы. В этой связи ниже будут представлены лишь принципиальные технологические схемы отдельных блоков (секций), входящих в состав высокопроизводительных современных типовых установок перегонки нефти. [c.421]

    На рис. 122 приведена принципиальная схема промышленного процесса замедленного коксования. Сырьем для установки является остаток от прямой перегонки нефти. Сырье с установки прямой гонки забирается [c.328]

    В соответствии с результатами исследования по различным вариантам возможных направлений в переработке намечается принципиальная схема переработки данной нефти при первичной перегонке. [c.149]

    На рис. 55 приводится принципиальная схема блока стабилизации и абсорбции, используемого на комбинированной установке ЭЛОУ — АВТ со вторичной перегонкой бензина (тип А-12/9) производительностью 3 млн. т/год сернистой нефти Ромашкинского месторождения. Смесь легких бензиновых паров и газа из первой ректификационной колонны атмосферной части установки АВТ поступает в емкость для сепарации газа 2. Газ после отделения от жидкой фазы проходит в абсорбер 9. Абсорбентом служит фракция н. к. — 85 °С, коточая подается с низа стабилизатора через теплообменники 8. Избыток фракции н. к. — 85 °С выводится из системы. Абсорбентом для абсорбера II ступени служит фракция 140—240 °С, выходящая из осксзной ректификационной колонны атмосферной части. Насыщенный абсорбент из абсорбера II ступени насосом подается в основную ректификационную колонну. Сухой газ, выходящий с верха абсорбера II ступени, поступает в топливную сеть завода. Тепло абсорбции во фракционирующем [c.149]

    Принципиальная схема установки для промышленной перегонки нефти приведена на рис. 97. Исходная нефть прокачивается насосом через теплообменники 4, где нагревается под действием тепла отходящих нефтяных фракций и поступает в огневой подогреватель (труб- [c.202]

    Принципиальные схемы установок. На установках всех типов предварительный подогрев нефти производится в теплообменниках. При этом используется запас тепла нефтяных дестиллатов и остатков, полученных при перегонке. Подогретая нефть обычно шроходит далее через водогрязеотделители. Дальнейшее направ- [c.90]

    Принципиальная технологическая схема установки каталитического крекинга со стационарным катализатором показана на фиг. 72. Сырье А—мазут прямой перегонки нефти — нагревается в пародестиллатном теплообменнике 7 трубчатой печи 6, после чего поступает в колонну-испаритель 3, где отделяется тяжелый смолистый остаток. Пары, уходящие из испарителя, проходят каплеотбойник и поступают в одну из реакционных камер 5, заполненных катализатором. Здесь и происходит реакция крекинга. Продукты крекинга направляются через теплообменник 7 в ректификационную колонну 10, с верха которой уходят пары бензина [c.229]

    Р и с. 5.13. Принципиальная схема блока атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ-АВТ-6 1-отбензинивающая колонна 2 - атмосферная колонна 3— отпарные колонны 4— атмосферная печь 1 - нефть с ЭЛОУ II -легкий бензин III - тяжелый бензин IV - фракция 180-220 С V - фракция 220-280 С VI - фракция 280-350 С VII - мазут VIII - газ IX - водяной пар [c.219]

    С начала 1970-х годов начался новый этап в комбинировании технологических процессов переработки нефти, который и до настоящего времени развивается по двум направлениям - пер-вйчная перегонка нефти с облагораживанием дистиллятов и глубокая переработка мазута в моторные топлива. Принципиальные схемы некоторых из таких комбинированных установок показаны на рис. 10.3. [c.464]

    Серьезная модернизация атой схемы произошла после впидре-ния в нефтезаводскую практику процесса термичсско1 о крекипга. На рис. 2 изображена принципиальная схема, сочетающая процессы прямой перегонки нефти, термического крекинга и переработки газов терлшческого крекипга. [c.63]

chem21.info

Прямая перегонка нефти

Технологические установки перегонки нефти предназначены для разделения нефти на фракции и последующей переработки или исполь­зования их как компонентов товарных нефтепродуктов. Они составляют основу всех НПЗ.

Процессы перегонки нефти осуществляют на так называемых атмо­сферных трубчатых (AT) и вакуумных трубчатых (ВТ) или атмосферно-вакуумных трубчатых (АВТ) установках.

На установках AT осуществляют неглубокую перегонку нефти с по­лучением топливных (бензиновых, керосиновых, дизельных) фракций и мазута. Установки ВТ предназначены для перегонки мазута. Получаемые на них газойлевые, масляные фракции и гудрон используют в качестве сы­рья процессов последующей (вторичной) переработки их с получением топлив, смазочных масел, кокса, битумов и других нефтепродуктов.

Современные процессы перегонки нефти являются комбинирован­ными с процессами обезвоживания и обессоливания, вторичной перегонки и стабилизации бензиновой фракции: ЭЛОУ - AT, ЭЛОУ - АВТ, ЭЛОУ -АВТ - вторичная перегонка и так далее.

Диапазон мощностей отечественных установок перегонки нефти ши­рок - от 0,5 до 8 млн. тонн нефти в год.

Преимущества установок большой единичной мощности очевидны: высокая производительность труда и низкие капитальные и эксплуатаци­онные затраты, по сравнению с установками малой производительности.

Еще более существенные экономические преимущества достигаются при комбинировании AT и АВТ (или ЭЛОУ - AT и ЭЛОУ - АВТ) с дру­гими техническими процессами, такими, как газофракционирование, гид­роочистка топливных и газойлевых фракций, каталитический риформинг, каталитический крекинг, очистка масляных фракций и т. д,

Блок атмосферной перегонки нефти, высокопроизводительной, наи­более распространенной в нашей стране установки ЭЛОУ - АВТ - 6 функ­ционирует по схеме двукратного испарения и двукратной ректификации (рис. 9.1).

Обезвоженная и обессоленная на ЭЛОУ нефть дополнительно подог­ревается в теплообменниках и поступает на разделение в колонну частич­ного отбензинивания 1. Уходящие с верха этой колонны углеводородный газ и легкий бензин конденсируются, охлаждаются и поступают в емкость орошения. Отбензиненная нефть с низа колонны 1 подается в трубчатую печь 4, где нагревается до требуемой температуры и поступает в атмо­сферную колонну 2. Часть отбензиненной нефти из печи 4 возвраща­ется в низ колонны 1 в качестве горячей струи.

Рис 9.1. Прин­ципиальная схема блока атмосферной перегонки нефти установки ЭЛОУ -АВТ- 6:

1 - отбензнивающая колонна, 2 - атмосфер­ная колонна, 3 - отпар­ные колонны, 4 - атмос­ферная печь, I - нефть с ЭЛОУ, II - легкий бензин, III - тяжелый бензин, IV - фракция 180 -220οС, V- фракция 220 - 280°С, VI -фракция 280 - 350°С, VII - мазут, VIII - газ, IX -водяной пар

С верха колонны 2 отбирается тяжелый бензин, а сбоку через отпарные ко­лонны 3 выводятся топливные фракции 180-220 (230), 220 (230) - 280 и 280 - 350°С. В нижние части атмосферной и отпарных колонн подается пере­гретый водяной пар для отпарки легкокипящих фракций. С низа атмо­сферной колонны выводится мазут, который направляется на блок вакуум­ной перегонки.

Принципиальная схема блока вакуумной перегонки мазута установки ЭЛОУ - АВТ - 6 приведена на рис. 9.2.

Мазут прокачивается параллельными потоками через печь 2 в ваку­умную колонну 1. Смесь нефтяных и водяных паров, газы разложения с верха вакуумной колонны поступают в вакуумсоздающую систему. После конденсации и охлаждения в конденсаторе - холодильнике она разделяется в газосепараторе на газовую и жидкую фазы. Газы отсасываются трехсту­пенчатым пароэжекторным вакуумным насосом 3, а конденсаты поступа­ют в отстойник для отделения нефтепродукта от водного конденсата. Верхним боковым погоном вакуумной колонны отбирают фракцию легко­го вакуумного газойля (соляр).

Вторым боковым погоном отбирают широкую газойлевую (масля­ную) фракцию. Часть ее после охлаждения используется как среднее цир­куляционное орошение вакуумной колонны.

С низа вакуумной колонны отбирается гудрон и после охлаждения направляется на дальнейшую переработку. Часть гудрона после

Рис 9.2. Принципиальная схема блока вакуумной перегонки мазута установки.

ЭЛОУ - АВТ - 6: 1 - вакуумная колон­на; 2 - вакуумная печь; 3 - пароэжекторный вакуумный на­сос; I - мазут из AT; II - легкий вакуумный газойль; III - вакуум­ный газойль; IV -затемненная фракция; V - гудрон; VI - водя­ной пар; VII - газы разложения; VIII конденсат (вода и нефтепродукт).

охлаждения в теплообменнике возвращается в низ колонны в качестве квенчинга. В низ вакуумной колонны и змеевик печи подается водяной пар.

Нефтепродукты, получаемые на атмосферно-вакуумных установках -бензиновые, лигроиновые, керосиновые, газойлевые и масляные дистил­ляты, - очищают от сернистых и кислородных соединений и после добав­ления присадок, улучшающих их качество, используют как топлива и сма­зочные масла. Бензины прямой перегонки содержат главным образом па­рафиновые и нафтеновые углеводороды и характеризуются низкими окта­новыми числами в пределах 50-70; бензины с более высоким октановым числом получают путем крекинга.

studlib.info