Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Схема трубопроводов нефти


58 Внутрипромысловые схемы сбора, транспорта нефти и газа. Классификация трубопроводов.

Из скважины нефть поступает на поверхность вместе с газом и водой. И с водой в процессе продвижения по трубопроводу перемешивается и образует стойкую эмульсию. Кроме газа и воды в нефти содержатся различные примеси. Для сбора жидкости(нефть, газ, вода) их транспортировки, отделения друг от друга на нефтяных промыслах строятся системы сбора нефти, газа и их транспортировки до сооружений, которые позволяют: 1)осуществлять сбор добытой жидкости со скважин 2)определять ее замер 3)отделять нефть от газа 4)отделять воду и различные примеси 5)учет нефти и газа и последующая сдача ее нефтеперерабатыв заводам или на экспорт. При закрытой схеме жидкость (нефть с водой и газом) со скважин под действием давления на устье поступает по выкидным линиям на ГЗУ (групповая замерная установка), где замеряется дебит нефти со скважин. Из ГЗУ нефть направляется в нефтесборный коллектор. По нефтесборному коллектору нефть поступает на 1-го ступень сепарации, расположенную на центральном сборном пункте (ЦСП). На территории центрального сборного пункта находится установка подготовки нефти (УПН). На ЦСП осуществляется сепарация газа, обезвоживание, обессоливание и стабилизация нефти. Все трубопроводы по которым перекачивается нефть и нефтепродукты на большие расстояния называются магистральными. Которые делятся: 1)нефтепроводы (перекачка нефти) 2)нефтепродуктопроводами (перекачка жидк. нефтепродуктов: бензин, керосин, дизтопливо, мазут). Если транспортируются нефтепродукты одного сорта, то употребляется термин бензинопровод, керосинопровод, мазутопровод и т.д.

59 Открытый и закрытый забой скважин. Цементирования скважин.

Конец скважины называется забоем. Скважина может быть оборудована открытым либо закрытым забоем. В том случае когда продуктивный пласт сложен однородными породами (песчаники, известняки) скважину оборудуют открытым забоем. Ели продуктивный пласт сложен неоднородными породами с прослоями песка, глины, неустойчивыми слабоцементированными песчаниками забой делается закрытым. При открытом забое скважину бурят до кровли продуктивного пласта, спускают эксплуатационную колонну и цементируют ее до устья. Затем после затвердевания цементного раствора продуктивную часть пласта вскрывают долотом диаметр которого меньше внутреннего диаметра обсадной колонны. При закрытом забое скважину бурят до проектной глубины, спускают эксплуатационную колонну цементируют ее до устья и после затвердевания цементного раствора перфорируют нефте или газоносные участки продуктивного пласта. Для обеспечения устойчивости стенок скважины и разобщения пластов др от др в скважину после завершения бурения спускают стальные трубы назыв обсадными. Межтрубное пространство между внешними стенками обсадных труб и стенкой скважины заполняют специальным раствором под давлением. После затвердевания цементного раствора (48 часов) образуется цементный камень который разобщает пласты между собой.

60 Перфорация скважин. Виды перфораций и их сравнительная характеристика.

После того как обсадные трубы спущены в скважину и зацементированы, при помощи перфоратора делают отверстия в эксплуатационной колонне и цементном камне для соединения продуктивной части пласта с забоем скважины. Эта операция называется перфорацией. Применяются различные методы перфорации: пулевая, торпедная, кумулятивная и гидропескоструйная. Пулевой перфоратор: представляет собой трубу длинной 1 м. и диаметром 100 мм. Которая заряжается спрессованным порохом и 10 стальными пулями. На кабеле пулевой перфоратор спускают в скважину, заполненную глинистым раствором, и делают выстрелы. Глубина отверстий в породе не превышает 5-7 см. многие пули застревают в эксплуатационной колонне, цементном камне а лиш несколько пробивают и колонну и цементный камень.(в настоящее время практич не используется). Торпедный перфоратор: торпедная перфорация осуществляется аппаратом спускаемым на кабеле и стреляющим разрывными снарядами диаметром 22 мм. Аппарат состоит из секций в каждой из которых имеется по 2 горизонт ствола. Снаряд снабжен детонатором. При остановке снаряда происходит взрыв внутреннего заряда и растрескивание окружающей горной породы. Глубина каналов 100-160 мм. Диаметр 22 мм. На 1 метр продуктивной части пласта делается не более 4 отверстий, т.к. при торпедной перфорации происходит разрушение обсадной колонны.(в настоящее время применяется ограниченно. Кумулятивная перфорация. (чаще всего применяется в настоящее время) кумулятивные заряды имеют заряды с конусной выемкой, которые позволяют фокусировать взрывные потоки газов и направлять их с большой скоростью перпендикулярно к стенкам скважины. Гидропескоструйная перфорация: ГПП состоит из толстостенного корпуса, в который ввинчивается до десяти насадок из абразивно-стойкого материала. Гидропескоструйный перфоратор спускают в скважину на НКТ. С помощью насосных агрегатов через НКТ в скважину закачивают жидкость с песком. Нагнетаемая жидкость с песком выходит только через насадки. При выходе из насадок развиваются огромные скорости абразивной струи. В результате за короткое время пробиваются отверстия в обсадных трубах, цементном камне и породе, ствол скважины соединяется с продуктивным пластом. В зависимости от диаметра насадок, их числа и скорости. (Гидропескоструйный перфоратор применяют и для выполнения других работ в скважинах: срезание обсадных НКТ и бурильных труб; разрушение цементного стакана и тверды, проведение щелевой разгрузки пласта.)

studfiles.net

Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов

7) По месторасположению  трубопроводы бывают 

- внутрицеховые,  соединяющие отдельные аппараты  и машины в пределах одной  технологической установки или  цеха и размещаемые внутри  здания или на открытой площадке; 

- межцеховые, соединяющие  отдельные технологические установки,  аппараты, емкости, находящиеся в  разных цехах. 

МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ  

Магистральными называют трубопроводы, предназначенные для  дальнего транспорта жидких, газообразных и твёрдых сыпучих продуктов, от мест их добычи, получения, переработки (условная начальная точка трубопровода) к местам потребления (условная конечная точка). 

Наиболее широко трубопроводы используются для перекачки  природных газов, нефтей и нефтепродуктов, однако по трубопроводам перекачивают на большие расстояния и воду (магистральные водоводы), уголь в виде водных суспензий (углепроводы), расплавленную серу, инертные сыпучие материалы. На десятки километров транспортируют по трубам минеральную воду, молоко и другие продукты. 

Наконец, нельзя не отметить, что своевременная и наиболее надёжная доставка горючего для снабжения  быстро перемещающихся воинских частей может быть осуществлена в основном с помощью так называемых полевых  нефтепродуктоводов. Этот способ доставки горючего используется в армиях и флотах многих стран. 

Все перечисленные  выше виды трубопроводов относятся  к сухопутным трубопроводам, так  как прокладываются по территории материка. 

Увеличение мировой  добычи нефти и газа в шельфах  и акваториях океанов и морей  потребовало прокладки магистральных  трубопроводов под водой как  с заглублением их в грунт, так  и без заглубления. Такие трубопроводы называют морскими. Иногда магистральный  трубопровод имеет морскую и  сухопутную часть. Такой трубопровод  называют сухопутно-морским. 

Магистральный трубопровод -- сооружение линейного типа, представляющее непрерывную трубу, вдоль которой размещаются сооружения, обеспечивающие перекачку транспортируемого продукта при заранее заданных параметрах (давлении, температуре, пропускной способности и т.п.). В отличие от других линейных сооружений, таких, как автодороги, железные дороги, магистральный трубопровод в течение всего срока эксплуатации находится в сложном напряжённом состоянии под воздействием внутреннего давления перекачиваемого продукта и работает как сосуд высокого давления. 

Состав сооружений и их назначение зависят от вида транспортируемого продукта. 

Магистральный трубопровод  состоит из следующих комплексов сооружений: 

- подводящие трубопроводы, связывающие источники нефти  или нефтепродуктов с головными  сооружениями трубопроводов. По  этим трубопроводам перекачивают  нефть от промысла или нефтепродукт  от завода в резервуары головной  станции; 

- головная перекачивающая  станция, на которой собирают  нефть или нефтепродукты, предназначенные  для перекачки по магистральному  трубопроводу. Здесь проводят приёмку  нефти (нефтепродуктов), разделение  их по сортам, учёт и перекачку  на следующую станцию; 

- промежуточные перекачивающие  станции, на которых нефть и  нефтепродукт, поступающие с предыдущей  станции, перекачивают далее; 

- конечный пункт,  где принимают продукт из трубопровода, распределяют потребителям или  отправляют далее другими видами  транспорта; 

- линейные сооружения  трубопровода, к которым относятся  собственно трубопровод, линейные  колодцы на трассе, станции катодной  и протекторной защиты, дренажные  установки, а также переходы  через водные препятствия, железные  и автогужевые дороги. Кроме того, к ним относятся вертолётные  площадки, дома обходчиков, линии  связи, грунтовые дороги, сооружаемые  вдоль трассы трубопроводов. 

Линейная часть  трубопровода сооружается про трём конструктивным схемам: подземной, наземной и надземной. 

Подземная схема  составляет около 98% от общей длины  всех построенных трубопроводов. По этой схеме трубы укладывают ниже естественной поверхности грунта. 

Наземная схема  предусматривает укладку труб на поверхность спланированного грунта или на грунтовое сплошное основание, устраиваемое из привозного грунта. 

При надземной схеме  трубопровод укладывают на опоры, размещаемые  на определённом расстоянии друг от друга. 

Для плотных грунтов  наиболее удачной схемой является подземная. Она обеспечивает надёжную защиту труб от внешних воздействий, достаточно хорошо стабилизирует положение трубопроводы, обеспечивает его устойчивость, не изменяет вида рельефа, не создаёт никаких препятствий для сельскохозяйственных работ, движения транспортных средств. При подземной прокладке трубопровод и транспортируемый по нему продукт не подвергается резким перепадам температур, что имеет немаловажное значение для обеспечения технологической надёжности трубопровода. 

Необходимость в  наземной и надземной схемах прокладки  магистральных трубопроводов возникла при строительстве в неблагоприятных  грунтовых условиях. Особенно широко эти схемы стали применяться в условиях Севера на вечномёрзлых грунтах. 

Для сокращения длины  трубопровода при выборе направления  трассы обычно стремятся придерживаться кратчайшей геодезической линии  между начальными и конечными  пунктами. Отклонения от генерального направления допускаются только тогда, когда их целесообразность доказана техническими расчётами. 

Хотя магистральный  трубопровод и представляет собой  непрерывную нитку, однако он имеет  устройства, позволяющие отсекать отдельные  его участки в случае возникновения  аварийных ситуаций с целью ограничения  объёма потерь транспортируемого продукта и уменьшения ущерба, наносимого природе при вытекании продукта из разрушенного участка. 

На нефтепроводах  устанавливают задвижки, а на газопроводах -- краны. Задвижки и краны - это важные узлы трубопровода. От их надёжности и безотказной работы зависит размер возможных потерь продукта при авариях, уровень вредного его воздействия на окружающую среду. 

Важными элементами линейной части трубопровода являются также различного рода узлы и детали: тройниковые соединения, переходы с  одного диаметра на другой (переходник), устройства запуска очистных приборов (скребки, шары, поршни и т. д.) и их выхода из трубы. 

 ГЛАВА III 

БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН  

Технические характеристики. 

Строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), ставшее  ключевым фактором транспортировки  каспийских нефтяных ресурсов на европейские  рынки, началось в сентябре 2002 г. и  было официально завершено в июле 2006 г.. 

Протяжённость 1773 километра. Нефтепровод проходит по территории трёх стран -- Азербайджана (449 км), Грузии (235 км) и Турции (1059 км). 

Проектная пропускная мощность -- 50 миллионов тонн нефти  в год, или один миллион баррелей в сутки. Объем реально прокачиваемой  нефти -- 32,8 млн тонн (Данные 2008 года). 

Диаметр нефтепровода изменяется в следующих пределах: на территории Азербайджана - 42 дюйма, Грузии - 46 дюймов, в Турции диаметр  трубы составит 42-34 дюйма. 

Толщина стенки труб, в зависимости от чувствительности участков к охране окружающей среды, будет меняться от 8,74 мм до 23,8 мм. В  сейсмоактивных зонах предусмотрены  более толстостенные трубы. 

Рис. 1. Географическое положение трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. 

Технология работы.  

Рис. 2. Схема сооружений. 

Перекачивающие станции - самые сложные комплексы сооружений нефтепровода. 

Головная перекачивающая станция предназначена для приёма нефти с установок подготовки нефти и перекачки её из ёмкости  в магистральный нефтепровод. В  состав технологических сооружений входят: резервуарный парк, подпорная насосная, узел учёта нефти, магистральная насосная, узел регулирования давления, фильтры-грязеуловители, узлы с предохранительным устройством, а также технологические трубопроводы. 

Промежуточные перекачивающие станции размещают по трассе трубопровода согласно гидравлическому расчёту. Среднее значение перегона между  станциями для первой очереди 100-200 км, а для второй очереди 50-100 км. В  составе технологических сооружений промежуточных станций отсутствуют  резервуарный парк, подпорная насосная и узел учёта нефти. 

На магистральных  нефтепроводах большой протяжённости  предусмотрена организация эксплуатационных участков протяжённостью от 400 до 600 км. В начале эксплуатационных участков располагают нефтеперекачивающие  станции, состав которых аналогичен головным станциям, однако резервуарные парки их имеют меньшую вместимость. 

Насосные станции  оборудуют насосами и сложным  энергетическим хозяйством, мощность которого достигает нескольких тысяч  киловатт. 

Через цепь последовательно  расположенных по трассе перекачивающих станций нефтепродукт поступает  на конечный пункт нефтепродуктовода. 

В зависимости от схемы присоединения насосов  и резервуаров промежуточных  станций различают следующие  схемы перекачки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам: постанционную, через один резервуар насосной станции, с подключённым резервуаром, из насоса в насос. 

При постанционной системе перекачки нефть принимают поочерёдно в один из резервуаров станции, подачу на следующую станцию осуществляют из другого резервуара. 

При перекачке через  один резервуар насосной станции  нефть от предыдущей станции поступает  в резервуар, служащий буфером, и  одновременно откачивается из него. 

При перекачке с  подключённым резервуаром уровень  нефти в нём колеблется в зависимости  от неравномерности поступления  и откачки нефти. 

При системе перекачки  из насоса в насос резервуары промежуточных  станций отключаются от магистрали. 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, цель проделанной  работы, на наш взгляд, успешно достигнута: мы изучили историю развития и  классификацию трубопроводного  транспорта, технологию его работы и технических устройств, обеспечивающих подачу продукта по трубам. 

Благодаря исследованию мы ещё раз убедились в большом  количестве преимуществ трубопроводного транспорта и, следовательно, в его безусловной перспективности. Назначение трубопроводов с каждым годом расширяется--от транспорта горючих газов и нефтей до продуктов питания. Область их применения охватывает все районы территории РФ и стран СНГ--от центральных, хорошо освоенных, до областей, где трубопроводы практически являются одним из первых объектов инженерной деятельности человека. К таким районам относятся районы Крайнего Севера, пустыни. Трубопроводы пересекают горы и реки, непроходимые болота и топи. 

В настоящее время  и в обозримом будущем только они смогут обеспечить непрерывную  доставку нефти и газа в центральные  районы страны. Поэтому необходимо постоянное совершенствование методов проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов с целью повышения их надёжности и эффективности, снижения энергозатрат на перекачку, затрат материальных и трудовых ресурсов на сооружение, сокращения времени строительства, увеличение срока службы без капитального ремонта (на данный момент срок эксплуатации трубопроводного транспорта составляет приблизительно 20 лет), уменьшения или полного устранения вредного воздействия на природу, её растительный и животный мир.

stud24.ru

Схема - трубопровод - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Схема - трубопровод

Cтраница 1

Схема трубопроводов в резервуарном парке и в насосной парка должна быть такой, чтобы в случае аварии резервуара можно было перекачать нефтепродукт из одного резервуара в другой.  [1]

Схема трубопровода с электронагревательной лентой приведена на рис. 2.1, в. Индукционный электроподогрев из-за его высокой стоимости при подогреве трубопроводов практически не применяется.  [3]

Схема трубопроводов и их эксплуатация должны исключить возникновение дополнительных внутренних напряжений элементов трубопроводов, связанных с их температурным удлинением или другими внешними усилиями, превышающими расчетные.  [4]

Схемы трубопроводов и расстановка на них арматуры должны обеспечивать возможность проведения ремонтных работ, связанных с заменой арматуры и устранением наиболее уязвимых мест, без остановки компрессорной станции. С этой целью наиболее надежной считается схема, предусматривающая индивидуальную работу каждой компрессорной установки.  [5]

Схема трубопроводов для сброса давления ( рис. 44) используется также для опрессовки аппаратов при помощи компрессора, проверки на проходимость всех технологических трубопроводов и удаления воздуха из системы при пуске установки после ее ремонта.  [7]

Схема трубопроводов и их эксплуатация должны исключать возможность повреждения трубопроводов низкого давления при наличии связи с трубопроводами высокого давления.  [9]

Схема трубопровода совпадает со схемой радиационного теплообменника при условии, что внешняя поверхность стенки считается адиабатической. В схеме паропа-рового теплообменника пар низкого давления контактирует с наружной и разделяющей стенками, а пар высокого давления - только с разделяющей. В конвективно-радиационном теплообменнике тепловой поток из топки направлен на поверхность стенки, обращенную к газам.  [10]

Схема трубопроводов предусматривает возможность многократной фильтрации. При последнем фильтровании масло из фильтрпресса направляется в сборный бак готового масла 5, из которого оно, наконец, поступает в массоварку.  [11]

Схемы трубопроводов и расстановка на них арматуры должны обеспечивать возможность проведения ремонтных работ, связанных с заменой арматуры и устранением наиболее уязвимых мест, без остановки компрессорной станции. С этой целью наиболее надежной считается схема, предусматривающая индивидуальную работу каждой компрессорной установки.  [12]

Схема трубопроводов в резервуарном парке и в насосной парка должна быть такой, чтобы в случае аварии резервуара можно было перекачать нефтепродукт из одного резервуара в другой.  [13]

Схема трубопроводов, конструкция оборудования и их эксплуатация должны исключать возможность повреждения трубопроводов низкого, давления при наличии связи с трубопроводами ( оборудованием) высокого давления.  [14]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru