В ЮАР заинтересовались разработкой челябинских инженеров по производству синтетической нефти из угля. Синтетическая нефть юар


В. Мордкович: Технология синтетической нефти и топлив

Технологии синтетической нефти и топлив по методу Фишера-Тропша насчитывает скоро уже сто лет своей истории. Тем не менее, эта технология по сей день находится в центре внимания и науки, и бизнеса и продолжает искать своё место под солнцем. 

История полна страстей, интриг и неожиданных поворотов. Все началось 1919-м году, когда берлинские учёные Франц  Фишер и Ханс Тропш открыли, что из так называемого синтез-газа, который получается в процессе переработки углеродсодержащего сырья, можно получать жидкие синтетические углеводороды — так называемую синтетическую нефть или синтетические воски. Главное, делать из газа жидкость. Они же открыли несколько катализаторов, которые в самом общем фундаментальным смысле применяются до сих пор как активные вещества. Любопытно, что несмотря на эпохальность этого открытия ни Франц Фишер, ни Ганс Тропш Нобелевской премии не получили. У меня есть поэтому поводу догадка, что это оттого произошло, что три других немца с такой же фамилией Фишер получили Нобелевскую премию. Расстаться с четвёртой Нобелевской премией для ещё одного Фишера, видимо, оказалось не по зубам нобелевскому комитету.

Итак, то что сделали Фишер и Тропш в то время расценивалось не так как сегодня. Тогда это расценивалось как шанс для угля, потому что именно 20-30-е годы прошлого века эпоха угля стремительно превращалась в эпоху нефти. Появилась дешёвая нефть, пароходы, железные дороги переходили с одного топлива на другое. И вот возможность сделать из устаревающего угля, который являлся одним из достояний Германии, жидкое топливо рассматривалась как шанс для угольной промышленности Германии получить новую жизнь, но так не вышло. Не вышло потому, что уже первое поколение установок, созданное непосредственно Фишером и Тропшем, перешедшим на работу в специальную компанию, показало, что технология не такая простая. 

Во-первых, она очень громоздкая и по площади занимала несколько раз больше места, чем аналогичные перерабатывающие заводы. Во вторых, выяснилось, что катализаторы первого поколения давали огромное разнообразие продуктов. Типичный немецкий завод, которых было построено вместе с иностранными копиями более десяти, давал 74 разных продукта, не только бензин и дизельное топливо. Там были и мыло, и растворители, и специальные реактивы — чего только не было. В общем, целый город. И конкурировать с бензином из нефти это никак не могло. Только в той ситуации, когда нет доступа к этой нефти. 

Именно в эту ситуацию попала предвоенная Германия. И наши с вами деды прекрасно помнят эрзац-бензин и все, что у немцев на нём работало. Как только Германия проиграла войну, эта технология почти совсем ушла в небытие. Хотя образцы были взяты и США (специальный проект по воспроизводству), и Советским Союзом, и последний завод первого поколения прекратил свою работу Новочеркасской Ростовской области только в 1994-м году, правда в уже изрядно модернизированным и с новыми катализаторами. 

Тем не менее, второе дыхание дало процессам Фишера-Тропша состояние, в которое попала Южно-Африканская Республика, куда иммигрировала часть учёных и инженеров проекта синтетического топлива Германии. Из-за своей политики апартеида ЮАР попала в изоляцию. Ей требовалось независимое топливо, и это топливо было получено. 

Специально основанная компания Sasol — южноафриканские нефтяные продукты — и по сей день является одним из мировых лидеров технологии GTL. Они сделали второе поколение установок в 50-е годы. Это второе поколение базировалась на других катализаторах, использовало другие виды реакторов, не такие как в первом поколении, было существенно меньше по размерам, ну и состав продуктов был не такой разнообразный. Тем не менее, по-прежнему прямой конкуренции нефтяному бензину бензин из угля, а вскоре Sasol попробовал и газ, — составить пока не мог. Тогда и выяснилось, что даже сощественные изменения в технологии, внесённые во втором поколении, не смогли преодолеть это главное проклятие и только после того, как экономические характеристики технологии улучшатся и сравняются с тем, что показывают нефтеперерабатывающие заводы, только после этого такие технологии получат шанс на большое развитие. 

Забегая вперёд, скажу, что в четвёртом поколении это удалось. И это один из моментов, которым гордится, как своим достижением, компания «ИНФРА Технологии» — представитель четвёртого поколения. 

Вернёмся тем временем к Южной Африке. В то время как она продолжала оставаться в своей изолированной ситуации, новый внешний, совершенно не имеющий никакого отношения к науке и технологиям, толчок получила эта технология из-за известного нефтяного кризиса 73-го года, когда арабские страны образовали ОПЕК и отказались продавать нефть на запад. Под угрозой дефицита крупные американские, британские, французские корпорации спешно принялись разрабатывать новое поколение установок GTL — уже третье поколение технологии Фишера-Тропша. 

Ирония судьбы заключается в том, что химия — наука медленная. Пока проходила разработка, нефтяной кризис кончился, и поэтому технология увидела свет в начале 90-х годов, когда нефть была доступна и  цена на неё была весьма низкой. Некоторое время технология лежала на полке, пока у двух компаний – Sasol и Shell не хватило смелости в период самых низких цен принять решение о строительстве двух заводов в королевстве Катар. 

Королевство Катар — ещё один пример внеэкономического влияния на судьбу технологии. Катар, напомню, это полуостров, у которого сухопутная граница только с Саудовской Аравией, причем очень маленькая. В Катаре есть газ, но практически нет нефти. Единственный способ продавать свое природное богатство у Катара до постройки заводов GTL был — строить терминалы сжиженного газа и криотанкерами везти внешним потребителям. Это единственный путь, это высокий риск, поэтому эмир Катара принял решение диверсифицировать способы экспорта своего национального достояния. Сегодня в Катаре работает два очень крупных — один из них самый крупный в мире и истории, на 6.000.000 в год, — завода по переработке природного газа синтетическое топливо. 

Что такое третье поколение и чем оно отличается? Третье поколение — это так называемая концепция восков, то есть сначала сырье, также как и в первом и втором поколении (только в третьем это как правило газ, а не уголь), превращается в синтез-газ методами так называемого окислительного риформинга. Этот синтез-газ поступает в реакторы Фишера-Тропша и там превращается в продукт, который при обычных условиях представляет собой твёрдую массу, как свечка, только более твёрдое. Это так называемые воски Фишера-Тропша. Это конечно не топливо. Из этого воска методами гидрокрекинга и изомеризации получают высококачественную синтетическую нефть из неё уже дальше — конечный продукт. 

Должен сказать, что количество продуктов у технологии третьего поколения радикально уменьшалось. Теперь оно составляет от 14 до 34 в разных исполнениях и на разных заводах. Это, конечно, меньше 74 наименований, как было в Германии 30-х, но тем не менее, производить только топливо заводы третьего поколения не могут. Это означает потребность в строительстве дополнительных  цехов, большого количества персонала на них и соответственно требования к размещению. Надо одновременно располагаться там, где есть доступное сырье, то есть вблизи газовых месторождений. Там, где имеется прекрасный транспорт, методы доставки, возможность основать город, довольно приличный для нескольких тысяч работников, и наконец, возможности экспорта. Вот Ближний Восток — и есть одно из таких удачных мест. Другое удачное место — Нигерия, где уже 20 лет пытаются построить ещё один завод, но как-то не двигается.

Технология третьего поколения уже значительно лучше, чем второго, и стоимость производства топлива по ней уже вплотную приблизилась к стоимости топлива производимого из нефти. И в отдельных экономических обстоятельствах может быть даже ниже. Нужен прорыв и это прорыв в четвёртое поколение. Четвертое поколение — это технология без воска, укороченная, технология высокопроизводительнуя, не обремененная большим количеством дополнительных продуктов и ядовитыми выбросами, что является является одной из проблем третьего поколения. Представителями четвёртого поколения, в частности, является компания «ИНФРА Технологии». 

С чем связаны экономические проблемы технологии синтетического топлива?  Они непосредственно вытекают из её же преимуществ. Преимущество заключается в том, что одна тепловая единица 1 ккал жидкого топлива стоит в 3–3,5 раза дороже, чем одна тепловая единица или 1 ккал газообразного топлива. 

Чем это определяется? Тем, что жидкость в отличие от газа можно легко и практически без ограничений хранить. Делить на части, переливать в разные ёмкости, строить дешёвые заправочные пункты и менять в семействах прекрасно разработанных двигателей и других устройств. С газом все намного сложнее, поэтому это соотношение — 3–3,5 раза — оно практически неизменно и более чем 100 лет не меняется. Понятно, однако, что в зависимости от того, насколько дорогая нефть вот это разница, так называемая маржа, между стоимостью тепловой единицы газа и тепловой единицы жидкого топлива, может быть разная, если её выражать в рублях на килограмм или долларах на баррель. Потому что одно дело это процент от $100 на баррель, другое дело — от $20. Поэтому проценты процентами, а с одного и того же синтетического топлива при разных ценах на нефть навар получается разный. Этот навар нужно оправдать. Во-первых, стоимостью вложенных капитальных инвестиций, то есть сколько стоит всё оборудование. Во-вторых, операционными расходами, количеством персонала, дополнительных расходов на ремонт, поддержание замены и так далее. 

Здесь как раз вступает в силу проклятия и недостатки этой технологии. Катализаторы первого поколения очень низкопроизводительные. В общепринятых единицах производительности, которые выражаются в килограммах жидкого продукта с метра кубического реактора в час. Так вот в этих общепринятых единицах производительности около 40, иногда ниже. Это означает, что любой более-менее приличный завод — это, в первую очередь, огромное поле гигантских реакторов. С каждым следующим поколением производительность катализаторов растёт, размеры реактора уменьшаются. 

У третьего поколения это уже 100 и выше — в 2,5 а то и 3 раза лучше третьего поколения. Поэтому в третьем поколении реакторы Фишера-Тропша, хотя по-прежнему являются одной из главных деталей завода, но уже не такой доминирующей, как в первом поколении. 

В четвёртом поколении производительность 300 и более, то есть ещё примерно в три или в четыре раза прибавка происходит. И у завода четвёртого поколения, как, скажем, в первом промышленном предприятии компании «ИНФРА Технологии» блок Фишера-Тропша — это где-то 1/7 площадей всего-навсего. Он маленький. Это проблема уже уходит. Почему на её решение понадобилось более 100 лет? Потому что синтез Фишера-Тропша оказался одной из самых сложных в промышленном осуществлении реакцией в истории химической технологии. 

У химиков обычно принято делить реакции на те, которые протекают в кинетическом режиме, и на те, которые протекают диффузионном режиме. Что важно, скорость реакции и подход молекул к тому месту, где реакция происходит?

Так вот процесс Фишера-Тропша и то, и другое ещё немножко третье и решить это уравнение без тех знаний, которые появились в науке к концу 20-го века, точнее к началу 21-го, по физике процессов переноса, по возможности решать системы сложных уравнений одновременно, по умению учитывать транспорт вязких вещей в порах катализатора по теплоотводу в огромных системах.  Ничего этого не было. Вот когда это появилось, появилась возможность получить четвёртое поколение. И наука это поколение дала.

Владимир Мордкович

Комментариев:

neftianka.ru

В ЮАР заинтересовались разработкой челябинских инженеров по производству синтетической нефти из угля 

В Челябинской области разработчики создали инновационную технологию переработки угля для получения дешевой синтетической углеводородной смеси, которая является аналогом нефти. Первые установки мини-заводов по производству синтетического жидкого топлива уже смонтированы и запущены в КНДР. На уникальном предприятии в Миассе побывал собственный корреспондент sibnovosti.ru из Челябинска.

Уникальная технология обработки угля и угольной пыли уже применяется на стекольном заводе в городе Нампо (КНДР). Мощность мини-завода позволяет изготавливать до 15 тонн в сутки синтетической нефти. Производство искусственного «черного золота» обходится в несколько раз дешевле переработки природного топлива.

Сама технология перевода твердого угля в «жидкое топливо» не требует серьезных вложений. Поэтому разработка южноуральских инженеров сразу привлекла внимание российских и зарубежных бизнесменов. Спектр применения продукции мини-заводов не имеет границ. Инновационное синтетическое топливо можно использовать как для сельского хозяйства, так и ЖКХ. Искусственная нефть может быть использована в качестве сырья для производства товарных бензинов и других продуктов нефтехимии, а также применяться в виде добавки к керосинам и дизельным топливам.

Над реализацией проекта трудятся специалисты компаний сразу из трех городов. ООО «ПРОМСИНТЕЗ» (г. Миасс Челябинской области) отвечает за разработку технической документации, изготовление и поставку комплектующих, ведет все договорные отношения с заказчиками. Предприятие ООО «Квант» (г. Новокузнецк Кемеровской области) отрабатывает технологии, изготавливает электроразрядную установку, проводит сборку и заводские испытания комплекта, также пусконаладочные работы. ООО «НПО СПб ЭК» (г. Санкт-Петербург) — является технологическим партнером, отвечает за продвижение, тиражирование разработки и активное внедрение ее на промышленных предприятиях нашей страны и за рубежом.

"Уже разработано технико-экономическое обоснование на оборудование мини-завода по производству из угля дизельного топлива мощностью до 100 тонн в сутки для собственных технологических нужд объектов угледобычи ООО «Промугольсервис» (г. Новокузнецк). Начаты работы по разработке проекта по автономному отоплению, энергоснабжению и обеспечению ГСМ агрокомплекса в Алтайском крае. Сейчас идут активные переговоры с представителями ЮАР, где есть богатые угольные месторождения. Главное отличие нашего проекта от существующих способов переработки углей заключается как раз в значительном снижении удельных затрат, стоимости оборудования за счет исключения процессов, протекающих при высоких температурах и давлениях, исключении каталитических реакций. Технология гораздо дешевле и проще. Нет необходимости строить целые заводы с гигантским производственным циклом, нести огромные расходы. Из аналога нефти можно выделить аналоги бензина, дизтоплива и мазута. Причем себестоимость синтетического горючего, по нашим расчетам, втрое меньше получаемого обычным путем", — рассказывает Игорь Якупов, заместитель директора ООО «ПРОМСИНТЕЗ» (г. Миасс Челябинской области).

"Рецепт" изготовления нефтепродуктов из угля выглядит так: на переработку подается измельченный уголь (или угольная пыль), где в установке он смешивается с водой и тяжелым нефтяным осадком (ТНО). Затем смесь обрабатывается, после чего специальная суспензия подаётся насосом на установку электрогидроударной импульсной обработки, с напряжением до 60 000 В (этот новый промышленный способ воздействия на смеси с помощью электрических импульсов). На выходе получается нефтеподобный продукт плотностью 0,95-0,96 г/см3. Для получения товарной нефти из него отделяются вода и угольный остаток. А выделенная углеводородная фракция СУН (синтетическая угольная нефть) разгоняется на конечный продукт: бензин, дизельное топливо, мазут и т.д.

Каждая установка мини-завода изготавливается с учетом требований заказчика. Берутся во внимание и свойства применяемого угля. Поэтому прежде проводятся исследования природного ископаемого. Уже на «месте» собирается «компактный» завод по производству нефтепродуктов. Специалисты проводят пуско-наладочные работы. В зависимости от требований предприятия, на выходе, после обработки угля, получается топливо от мазута до бензина.

"Низкобюджетный мобильный мини-завод применим даже в условиях Крайнего Севера, куда горючее приходится везти за тысячи километров. Такие установки возможно применять и для утилизации угольных шламов, отвалов. Таким образом, мы решаем две задачи: производство дешевого топлива и исключаем вредное воздействие на экологию. В первую очередь, мы стремились создать установку, комфортную и финансово доступную для среднего и малого бизнеса. В рамках проведения саммитов ШОС и БРИКС, запланированных в 2020году, наша компания рассчитывает на активное привлечение партнеров из стран Африки и Индии. Ведь именно Индия сегодня занимает второе место в списке стран по добыче угля", — отметил Игорь Якупов.

Читайте также

news.rambler.ru

В ЮАР заинтересовались разработкой челябинских инженеров по производству синтетической нефти из угля

В Челябинской области разработчики создали  инновационную технологию переработки  угля для получения дешевой синтетической углеводородной смеси, которая является аналогом нефти. Первые установки мини-заводов по производству синтетического жидкого топлива уже смонтированы и запущены в КНДР. На уникальном предприятии в Миассе побывал собственный корреспондент sibnovosti.ru из Челябинска.

Уникальная технология обработки угля и угольной пыли уже применяется на стекольном заводе в городе Нампо (КНДР). Мощность мини-завода позволяет изготавливать до 15 тонн в сутки синтетической нефти. Производство искусственного «черного золота» обходится в несколько раз дешевле переработки природного топлива.

Сама технология перевода твердого угля в "жидкое топливо" не требует серьезных вложений. Поэтому разработка южноуральских инженеров сразу привлекла внимание российских и зарубежных бизнесменов. Спектр  применения продукции мини-заводов не имеет границ. Инновационное синтетическое топливо можно использовать как для сельского хозяйства, так и ЖКХ. Искусственная нефть может быть использована в качестве сырья для производства товарных бензинов и других продуктов нефтехимии, а также применяться в виде добавки к керосинам и дизельным топливам.

Над реализацией проекта трудятся специалисты компаний сразу из трех городов. ООО «ПРОМСИНТЕЗ» (г. Миасс Челябинской области) отвечает за разработку технической документации, изготовление и поставку комплектующих, ведет все договорные отношения с заказчиками. Предприятие ООО «Квант» (г. Новокузнецк Кемеровской области) отрабатывает технологии, изготавливает электроразрядную установку, проводит сборку и заводские испытания комплекта, также пусконаладочные работы. ООО «НПО СПб ЭК» (г. Санкт-Петербург) — является технологическим партнером, отвечает за продвижение, тиражирование разработки и активное внедрение ее на промышленных предприятиях нашей страны и за рубежом.

"Уже разработано технико-экономическое обоснование на оборудование мини-завода по производству из угля дизельного топлива мощностью до 100 тонн в сутки для собственных технологических нужд объектов угледобычи ООО «Промугольсервис» (г. Новокузнецк). Начаты работы по разработке проекта по автономному отоплению, энергоснабжению и обеспечению ГСМ агрокомплекса в Алтайском крае. Сейчас идут активные переговоры с представителями ЮАР, где есть богатые угольные месторождения.  Главное отличие нашего проекта от существующих способов переработки углей заключается как раз в значительном снижении удельных затрат, стоимости оборудования за счет исключения процессов, протекающих при высоких температурах и давлениях, исключении каталитических реакций. Технология гораздо дешевле и проще. Нет необходимости строить целые заводы с гигантским производственным циклом, нести огромные расходы. Из аналога нефти можно выделить аналоги бензина, дизтоплива и мазута. Причем себестоимость синтетического горючего, по нашим расчетам, втрое меньше получаемого обычным путем", - рассказывает Игорь Якупов, заместитель директора  ООО «ПРОМСИНТЕЗ» (г. Миасс Челябинской области).

"Рецепт" изготовления нефтепродуктов из угля выглядит так: на переработку подается измельченный уголь (или угольная пыль), где в установке он смешивается с водой и тяжелым нефтяным осадком (ТНО). Затем смесь обрабатывается, после чего специальная суспензия подаётся насосом на установку электрогидроударной импульсной обработки, с напряжением до 60 000 В (этот новый промышленный способ воздействия на смеси с помощью электрических импульсов). На выходе получается нефтеподобный продукт плотностью 0,95-0,96 г/см3. Для получения товарной нефти из него отделяются вода и угольный остаток. А выделенная углеводородная фракция СУН (синтетическая угольная нефть) разгоняется на конечный продукт: бензин, дизельное топливо, мазут и т.д.

Каждая установка мини-завода  изготавливается с учетом требований заказчика. Берутся во внимание и свойства применяемого угля. Поэтому прежде проводятся исследования природного ископаемого. Уже на «месте» собирается «компактный» завод по производству нефтепродуктов. Специалисты проводят пуско-наладочные работы. В зависимости от требований предприятия, на выходе, после обработки угля, получается топливо: от мазута до бензина.

"Низкобюджетный мобильный мини-завод  применим даже в условиях Крайнего Севера, куда горючее приходится везти за тысячи километров. Такие установки возможно применять и для утилизации угольных шламов, отвалов. Таким образом, мы решаем две задачи: производство дешевого топлива и исключаем вредное воздействие на экологию. В первую очередь, мы стремились создать установку, комфортную и финансово доступную для среднего и малого бизнеса. В рамках проведения саммитов ШОС и БРИКС, запланированных в 2020году, наша компания рассчитывает на активное привлечение партнеров из стран Африки и Индии . Ведь именно Индия сегодня занимает второе место в списке стран по добыче угля", - отметил Игорь Якупов.

 

sibnovosti.ru

ЮАР — страна, которая производит бензин из… угля!

У жителей бывшего СССР существует четкий стереотип: недвижимость за рубежом — нечто таинственное и безумно дорогое, что по карману только очень обеспеченным людям. Мало кто догадывается, что владелец скромной киевской квартиры (расположенной, правда, не на самой окраине) на вырученные от ее продажи деньги вполне может прикупить еще лучшую квартиру, но уже на берегу Индийского или Атлантического океана. Например, в Южно–Африканской Республике.

Что такое ЮАР для человека, прожившего большую часть сознательной жизни в Советском Союзе? Это небольшая, далеко на юге, почти возле Антарктиды, страна, о которой раньше мы не знали ничего, кроме того, что там процветает апартеид, то есть горстка белых расистов зверски угнетает многочисленных несчастных черных местных жителей.

А сегодня, оказывается, многие мировые знаменитости имеют свой дом на юге Черного континента: брат принцессы Дианы лорд Спенсер, сын Маргарет Тэтчер Марк, Майкл Джексон, Борис Беккер, Михаэль Шумахер и многие другие. Особый интерес к здешнему жилью проявляют голландцы, ирландцы, израильтяне и американцы. И все потому, что по соотношению цена/качество недвижимость в ЮАР — одна из самых привлекательных в мире.

ЮАР была и остается самым богатым и экономически развитым государством Африки: автострады здесь ничуть не хуже, чем в Европе или Америке, крупные города поражают архитектурной красотой и изысканностью, а ультрасовременные многоэтажные шопинг–центры — обилием товаров. ЮАР может похвастаться новейшими технологическими и научными разработками — например, в области медицины и золотодобывающей промышленности, и это делает ее одной из самых научно значимых стран мира.

Еще один несомненный плюс ЮАР — здешний климат, отличающийся мягкостью и незначительным среднегодовым колебанием температур. В период жарких летних месяцев, с декабря по февраль, температура не превышает +30C, зимой же, в июне–августе, в стране можно найти лишь несколько уголков, где ночная температура падает ниже ноля градусов. Есть ряд мест на побережье (в первую очередь, Порт Элизабет, Дурбан, Ист–Лондон), к которым вполне применимо понятие «край вечного лета». А климат в районе Йоханнесбурга вообще считается одним из самых здоровых в мире.

И при этом нигде больше не встретишь такого удивительного сочетания современности и древности, такого смешения стилей и разнообразия культур. На одном городском перекрестке стоят закрывающие полнеба монстры–небоскребы и уютные домики в колониальном стиле. В окрестностях крупнейших мегаполисов вроде Кейптауна или Дурбана можно найти великолепные заповедники и девственные пляжи. В одном ресторане готовят спагетти и пиццу, а в другом, в двух шагах от него, — мясо крокодила и «чакалаку», острое овощное южноафриканское блюдо. Этой экзотичностью, этим соединением вроде бы несоединимого ЮАР и привлекает иностранцев: одни охотно приезжают сюда в качестве туристов, другие — в качестве студентов, но все чаще и чаще — в качестве владельцев недвижимости, то есть постоянных жителей.

Для того чтобы сориентировать читателей в ценах, приведем лишь несколько примеров. Таунхаус (комплекс малоэтажных комфортабельных домов, совмещённых друг с другом боковыми стенами. Каждый из таких домов имеет свой вход, иногда гараж и небольшой палисадник — ред.) в Йоханнесбурге (2 спальни, 1 ванная комната, гостиная, столовая, кухня, кабинет, общий бассейн, крытая автостоянка) выставляется на продажу по цене $35 тыс. Дом в Кейптауне (3 спальни, 2 ванные комнаты, гостиная, столовая, кухня, бассейн, крытая автостоянка) — по цене $85 тыс., похожий дом в Йоханнесбурге (только ванных комнат в нем не 2, а 3) — по цене $60 тыс.

Ну и, чтобы еще более понятно было, что это за страна такая — ЮАР, выкладываем несколько фактов о ЮАР глазами побывавшего там украинца.

50 фактов о ЮАР глазами украинца

1. Население ЮАР — около 50 млн. человек.

2. Белых — всего около 5 млн., при этом они занимают практически все руководящие должности в стране.

3. В ЮАР — 11 официально зарегистрированных языков (и бесчисленное множество диалектов).

4. Два наиболее популярных языка в ЮАР — английский и африканский.

5. Африканский представляет собой смесь немецкого и голландского языков.

6. Африканский язык очень похож на фламандский. На фламандском говорят жители северной части Бельгии. Эти два языка схожи процентов на 90. Для меня самого как для толмача это было неожиданностью.

7. Многие думают, что столица ЮАР — Йоханнесбург или Кейптаун. Ничего подобного! Столица ЮАР — Претория. Этот город расположен примерно в 150 км от Йоханнесбурга и является третьим по количеству населения в ЮАР (после двух упомянутых выше).

(Претория официально считается «основной» столицей ЮАР, поскольку там расположено правительство страны. Две остальные ветви власти располагаются в двух других крупнейших городах: парламент — в Кейптауне, Верховный суд — в Блумфонтейне. Они также считаются столицами. Это связано с тем, что изначально ЮАР была конфедеративным государством, и в этой связи, при образовании Южно-Африканского Союза органы власти были равномерно распределены по столицам вошедших в его состав государств — ред.).

8. Самый крупный город — Йоханнесбург. Там живет около 11 млн. человек.

9. Наиболее опасный район Йоханнесбурга — Александрия (что–то вроде Гарлема или Бронкса в Нью–Йорке). Там не рискует появляться никто из южноафриканцев… даже днем. Примечательно то, что он находится недалеко от делового центра города.

10. Дороги в ЮАР — в идеальном состоянии. Как раз первое, что бросается в глаза, — это машины и дороги. Дороги идеальны. Вылизаны языком. Ни одной развалины машины нет в принципе. Сплошное новье: «Мерсы», «Феррари», «Форды» новые и т.д. Все подстрижено, поглажено и отполировано до блеска. Плюнуть стыдно на асфальт.

11. Если уж я заговорил о дорогах, то скажу, что гайцов в ЮАР я видел только один раз за месяц пребывания там. Да и то во время одной из облав на дороге.

2. Скажу сразу — попытка дачи взятки гайцу в ЮАР равносильна попытке прибить монашку на групповуху. Только групповуху в этом случае устроят с Вами.

13. 99,9 % жителей ЮАР имеют водительские права.

14. В ЮАР практически нет общественного транспорта. Практически — потому что он есть, но им пользуется только черное население страны: это большие двухэтажные автобусы и маршрутные такси, которые черные просто называют тЭкси. Все белое население ездит на собственных автомобилях. Белый человек без автомобиля — как без рук. Автомобиль в ЮАР — это не роскошь, а действительно средство передвижения. Если без зубной щетки, как и без зубов можно обойтись (наверное), то без машины никак, его здесь покупают все белые люди точно так, как любую нужную вещь в магазине.

15. Получить водительские права в ЮАР можно легко — стоит это около 400 рандов (что–то около 60 баксов). Но при этом каждые 5 лет проходишь переаттестацию. Это бесплатно.

16. Валюта ЮАР — ранд. 7 рандов = 1 доллар США.

17. Сигареты в ЮАР довольно дорогие. Стоят примерно по меркам Европы. За пачку «Мальборо» вы отдадите около 40–45 рандов.

18. В ЮАР нереальное количество специй — на любой вкус.

19. Водка в ЮАР — какашка редкая. Дорогая и ужасно мерзкая на вкус.

20. Национальный самогон в ЮАР называется мампур. При этом большинство южноафриканцев его не употребляет. Его крепость — около 75 градусов, а если еще и с красным перцем… Не советую. Даже для меня, закаленного студенческой жизнью в промышленном городе человеком, этот напиток оказался слишком тяжел… часа 3 огнем дышал.

21. Жители ЮАР обожают мясо. Они едят его на завтрак, обед и ужин.

22. Сухое мясо у них называется «бильтонг». Очень рекомендую — знатная вещь, особенно под пивко.

23. Пиво в ЮАР нормальное. Ничуть не хуже украинского. Мне, по крайне мере, понравилось.

24. В ЮАР любят острую еду. Их соус «чили даже» дьявола заставит хлебать воду бочками.

25. Водители в ЮАР очень вежливы — никогда не нарушают правил. Даже если он на дороге один — он никогда не поедет на красный свет и всегда остановится перед знаком «стоп».

26. В ЮАР очень много имен, схожих со славянскими. Я знал людей с именами Андрей, Лида, Юрий, Анна, Катя, Надя… всех уж не припомню.

27. В африканском языке также есть несколько слов, схожих с украинскими. Аптека — аптек, бумага — папир (идентично с украинским).

28. Человека, который много тупит, в ЮАР называют «бабун». От названия обезьяны «бабуин». Я с этого проржал хорошенько.

29. ЮАР — первая в мире страна, которая произвела бензин из… угля! (Технология переработки каменного угля в топливо получила интенсивное развитие в ЮАР в период апартеида, когда страна находилась под международным экономическим эмбарго. В настоящее время около 30% потребляемого в ЮАР топлива для транспорта является синтетическим. Пока синтетическое топливо остается дороже обычного керосина, но по мере роста цен на нефть и увеличения объемов производства разница цен нивелируется. Синтетическое топливо экологичнее обычного, поскольку в нем гораздо ниже содержание серы и других вредных веществ, к тому же при его сгорании образуется гораздо меньше сажи — ред.).

30. Угольные пласты в ЮАР встречаются на глубине около… 7–10 метров! Это поразительно — себестоимость добычи угля снижена в сотни раз — не надо строить шахты и подвергать опасности жизни людей.

31. Помимо угля ЮАР богата также на золото и алмазы. Алмазные шахты — одни из самых глубоких в мире. Некоторые достигают 6 (!) километров в глубину.

32. Бензин в ЮАР достаточно дешевый — доллар за литр.

33. Зарплата, к примеру, инженера по охране труда — около 3500 долларов США. У меня, для сравнения — около 500 долларов.

34. Кредиты на жилье там очень выгодные — около 4–5 процентов.

35. Дом (2–этажный) у океана в ЮАР можно купить за 100 000 долларов (если не в крупном городе). А теперь скажите, можно ли купить за такие деньги 2–этажный дом у моря со всеми удобствами в Украине или в России?..

36. В ЮАР проживает бесчисленное множество национальностей — от индусов до европейцев и китайцев.

37. Цены в ЮАР практически не отличаются от цен в Украине. О сравнении зарплат умолчу — читайте выше.

38. В ЮАР расположена «колыбель человечества» — древнейшее захоронение древних людей из всех, известных современным археологам. Возраст захоронения не запомнил.

39. Климат в ЮАР достаточно благоприятный. Для них минус 5–10 — караул. Лето у них — с декабря по февраль. Зима — с июня по август.

40. В ЮАР очень много национальных парков, в которые можно легко попасть и организовать себе сафари. Стоит это (по меркам Европы) недорого. Сколько — не скажу, для нас его делали бесплатно.

41. «Большая пятерка» в Африке — это слон, носорог, лев, ягуар и буйвол.

42. В это трудно поверить, но за всю историю убили больше людей, чем львы, ягуары и крокодилы вместе взятые… ГИППОПОТАМЫ! Да–да, эти милые и спокойные на первый взгляд животные чрезвычайно агрессивны!

43. Самый почетный трофей для охотника в ЮАР — лев.

44. Самое опасное для охоты животное — буйвол. На него охотятся либо настоящие профессионалы, либо настоящие долб…бы. Как сказал мне охотник с 30–летним стажем: «Буйвола нужно валить с первого выстрела. Или он станет твоей добычей, или ты — его». Это вальяжное животное развивает скорость до 50 км/ч!!! Даже подготовленный спринтер сбежать от него не сможет. А всадить ему в тушу пулю из среднекалиберной винтовки — все равно, что стукнуть слона мухобойкой.

45. Самая вкусная рыба в ЮАР — кингклип. Очень рекомендую для любителей морепродуктов! Ее подадут Вам в любом более–менее приличном ресторане. Попробуйте — вкуснейшая штукенция!

46. Рыбная кухня в ЮАР очень богата и разнообразна. Что не удивительно — ЮАР окружена океаном с 3 сторон.

47. Самые популярные виды спорта в ЮАР — регби и крикет.

48. Прозвище регбистов национальной сборной ЮАР — спрингбокс (множ. число). Спрингбок — самая маленькая антилопа в ЮАР (размеров со среднюю овчарку), но очень быстрая и проворная.

49. Футбол (или соккер) в ЮАР также достаточно популярен. Для несведущих — в 2010–м году там проходил чемпионат мира, что дало футболу в ЮАР хороший толчок.

50. Ну, и, наконец, южноафриканцы — очень приятные и открытые люди. Их менталитет очень похож на славянский. Они — одна из немногих наций, кто от всей души ржет над нашими анекдотами и приколами. Работать с ними — просто удовольствие.

Ну вот и все, что вспомнил навскидку.

Всегда Ваш, Д.

Краткий историко–географический экскурс.

Первоначально земли на юге Африки населяли бушмены, готтентоты и банту. Но вот в 1652 г. голландская Ост–Индийская компания решила основать на территории современной ЮАР Капскую колонию. Господствующее положение в ней заняли переселенцы из Голландии — буры. В 1806 г. в результате долгих войн Великобритания захватила колонию, и буры покинули ее, основав на захваченных у местного населения землях Оранжевое свободное государство и республику Трансвааль. Но и эти поселения попали под власть Великобритании. В 1910 г. все территории были объединены в Южно–Африканский Союз (ЮАС). Лишь в 1961 г. правительство ЮАС объявило о выходе страны из Британского Содружества и провозгласило создание Южно–Африканской Республики.Сегодня примерно 25% населения страны составляют потомки европейских переселенцев, около 10% — индусы, остальные 65% — представители коренных негроидных племен.

Вся история ЮАР — особенно второй половины ХХ века, — это история борьбы коренного населения за свои права. Как известно, борьба эта увенчалась успехом, продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился 9 мая 1994 года избранием президентом ЮАР Нельсона Манделы. Это, в частности, привело к снятию с ЮАР международной экономической блокады. Которая, как это ни парадоксально прозвучит, во многом и стала причиной экономического подъема ЮАР.

Кстати, впервые слово «апартеид» (точнее, «апартхейд», в переводе с языка африкаанс — «раздельность») употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс (южно-африканский государственный и военный деятель, премьер-министр Южно-Африканского Союза с 3 сентября 1919 по 30 июня 1924 года и с 5 сентября 1939 по 4 июня 1948 года), ставший в 1919 году премьер-министром ЮАС. Хотя обычно апартеид связывают с периодом с 1948 по 1994 год.

По материалам banantimes.ru, voffka.comФото: ru.wikipedia.org

uargument.com.ua

Синтетика вместо нефти | АвиаПорт.Дайджест

ВВС США приступили к активным испытаниям синтетического авиационного топлива. По мнению военных стратегов, активное внедрение горючего, получаемого в результате химического преобразования углеводородного сырья (например, угля), поможет США избавиться от всевозрастающей зависимости от арабских государств. Кроме того, как утверждается, синтетическое топливо гораздо экологичнее и обеспечивает лучшие режимы работы двигателей. Специалисты уверены, что поэтапное внедрение новых технологий в армии позволит снизить стоимость синтетики и она станет конкурентоспособной на коммерческом рынке.

Испытания синтетического топлива проводились в феврале на американском бомбардировщике В-52, переоборудованном в летающую лабораторию. Главной целью зимних тестов было определение характеристик синтетики в условиях низких температур. В прошлом подобное топливо иногда разлагалось на фракции прямо в баках, что приводило к остановкам двигателей.

"Испытание морозом синтетического горючего прошло замечательно, - заявил на импровизированной пресс-конференции заместитель командующего ВВС США Рональд Сега. - Бомбардировщик прекрасно показал себя в полете, а его двигатели, работающие на синтетическом керосине, по мощности, устойчивости работы и другим характеристикам были неотличимы от давно проверенных собратьев. После анализа всей информации, полученной в небе, мы примем решение о возможности полностью перевести двигатели B-52 на синтетический керосин. Это должно произойти в последующие полгода".

Возможно, в будущем вся авиация США, а также наземные войска будут переведены на синтетические виды топлива. На разработку его уже потрачены значительные суммы. Сейчас американские ВВС потребляют ежегодно от 11,3 млрд. до 13,23 млрд. л авиационного керосина, затрачивая на это более 10 млрд. долл. в год. По мнению г-на Сега, эти деньги выгоднее тратить на внутреннем рынке, закупая у собственных производителей синтетику, чем ввозить нефть из-за рубежа, спонсируя тем самым враждебные США правительства.

"Американцы берут на вооружение технологии, опробованные еще в середине прошлого века и доказавшие свою эффективность, - рассказал РБК daily ученый секретарь Института энергетических проблем химической физики РАН Михаил Ларичев. - Примерно такая же ситуация сложилась в Германии во время Второй мировой войны, когда немцы, отрезанные от месторождений нефти, были вынуждены искусственно создавать для себя "черное золото". И надо сказать, они в этом сильно преуспели".

Впервые выделить из угля нефть удалось в 1913 году германскому химику Фридриху Бергиусу. В ходе процесса, получившего название "деструктивная гидрогенизация", уголь в присутствии катализатора при высокой температуре вступал во взаимодействие с водородом, который подавался в больших количествах под сильнейшим давлением. Конечным продуктом процесса было жидкое топливо. В 1923 году немецкие ученые Фишер и Тропш усовершенствовали технологию, позволившую организовать промышленное производство бензина. Однако последовавшее в 30-е годы падение цен на нефть сделало производство в Лойне полностью нерентабельным. Но помогла война. С 1940 по 1943 год производство синтетического топлива выросло до 450 тыс. л в день. В 1944 году доля синтетического горючего в авиации составляла 92% от всех поставок. А в сухопутной армии - 57%. "После войны необходимость в производстве синтетики в Европе отпала сама собой, - продолжает г-н Ларичев. - Но в некоторых регионах планеты его продолжали выпускать".

Сейчас мировым лидером по производству синтетического топлива является южноафриканский химический концерн Sasol. Возрождение немецких технологий потребовалось после того, как два десятилетия назад ООН из-за режима апартеида ввела против ЮАР экономические санкции. Поступления нефти извне резко сократились, а своих месторождений у ЮАР не было. Бензин из угля сильно поддержал экономику ЮАР, и на данный момент каждый третий литр автомобильного топлива является синтетическим. В авиации эта доля еще больше. Крупные авиакомпании на базе аэропорта Йоханнесбурга заправляют свои самолеты полусинтетическим топливом, в котором соотношение синтетики и обычного керосина составляет 50 на 50.

"В принципе синтетическое топливо ничем не хуже минерального, - рассказал РБК daily заведующий лабораторией нефтехимического синтеза Института энергетических проблем химической физики РАН доктор химических наук Александр Ермаков. - Более того, оно имеет ряд преимуществ. Синтетика однородна, она не имеет посторонних включений. Бензин же из нефти чувствует свою предысторию и зависит от изначального состава нефти, что и влияет на качество конечного продукта".

Специалисты Sasol утверждают, что синтетическое топливо содержит меньше вредных веществ, загрязняющих воздух в городах, и способно поддерживать стабильный температурный режим, что немаловажно для качественной работы двигателя. Им вторят и российские химики. По словам Михаила Ларичева, в синтетике легче управлять октановым числом, а также контролировать содержание иных фракций, что позволяет уменьшить выход в атмосферу канцерогенных веществ и увеличивает мощность моторов.

Однако, как заявили РБК daily в НИИ природных газов и газовых технологий (ВНИИГаз), синтетическое горючее имеет существенный недостаток. На данный момент его производство значительно дороже, чем промышленная переработка нефти: литр синтетического авиационного керосина в восемь раз дороже обычного. Из-за чего химики разрабатывают иные способы синтеза горючего.

"У нас в стране еще в советские годы были разработаны технологии получения жидкого топлива из природного газа, - рассказал РБК daily заместитель директора Института нефтехимического синтеза РАН доктор химических наук Иван Орешкин. - Это дает определенные преимущества. Запасов нефти хватит ненадолго. На мировых рынках уже ощущается ее дефицит. Газа же в недрах значительно больше. И чем выше будут подниматься цены на нефть, тем активнее станет применяться синтетическое горючее, в том числе и для авиации".

Еще одной причиной, делающей синтетику привлекательной, является ухудшающаяся экологическая обстановка. Многие государства законодательно стимулируют снижение выбросов в атмосферу. В таких условиях синтетическое топливо выигрывает, обладая лучшими экологическими характеристиками по сравнению с традиционными нефтепродуктами. В начале 2006 года в Брюсселе прошла конференция автопроизводителей и топливных компаний, на которой было объявлено о создании Европейского альянса синтетических топлив. В осваивании технологий получения синтетических топлив из газа будут участвовать Sasol (ЮАР), Royal Dutch Shell (Дания/Великобритания), ConocoPhillips (США), ExxonMobil (США), ВР (Великобритания), Statoil (Норвегия), а также ряд иных компаний. Цель альянса - снизить выбросы выхлопных газов и избавить Европу от топливной зависимости.

"Сейчас стоимость синтеза топлива из газа по своей цене примерно сопоставима с минеральным, - рассказывает Александр Ермаков. - Но с развитием инфраструктуры и строительством заводов по его производству в районах добычи газа рентабельность синтетического топлива будет возрастать. Но мир колеблется. Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, нужен некий толчок, импульс, который бы придал движение отрасли. И возможно, взятие на вооружение армией США синтетического керосина подвигнет химпром к активному внедрению синтетики. После строительства заводов для армии и доведения выпуска синтетики до приемлемого уровня цена на такое топливо должна упасть, и оно станет выгодно и для продвижения на коммерческий рынок".

Про оценкам ВНИИГаза, до 2010 года мировой объем производства синтетического жидкого топлива в мире может достигнуть порядка 30 млн. т в год. Но, по мнению ряда специалистов, это означает лишь одно: соскочив с нефтяной иглы арабских стран, мир еще больше подсядет на иглу газовую.

Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

www.aviaport.ru

Российские учёные разрабатывают дешёвую синтетическую нефть

Лёгкую нефть высочайшего качества планируют получить синтетическим путём учёные ВНИИ по переработке нефти. Сырьём послужат сланцевые породы и остатки от переработки тяжёлых сортов «чёрного золота». [more]

Основой для топлива будущего, более экологичного и энергоёмкого, становится синтетическая нефть. Сырьё для её производства вполне доступно – в частности, это сланцевые породы и остатки от переработки тяжёлых нефтей. Однако технологии, используемые при этом, сложные, – из разряда тех, что принято называть hi-tech. Способы получать синтетическое жидкое топливо впервые были освоены в богатой углем Германии (1926–1945 гг.), и использовалось оно в годы Второй мировой войны. Этот процесс состоял из двух основных этапов: получения синтез-газа (смеси моноксида углерода и водорода) и каталитической конверсии очищенного синтез-газа по методу Фишера-Тропша. ЮАР, которая, подобно Германии, не обладает собственными запасами нефти, развила и усовершенствовала процесс («уголь в жидкость» – Coal-to-Liquid – CTL) в период антиапартеидного бойкота. В настоящее время Южно-африканская компания SASOL владеет четырьмя заводами в ЮАР и заводом в Катаре, производя около 210 тыс. баррелей нефтяного эквивалента жидких углеводородов в день.

В США и некоторых западноевропейских странах разработаны свои процессы получения синтетического жидкого топлива, которые находятся на разной стадии внедрения или опытно-конструкторских работ.

Амбициозную задачу по получению синтетической нефти как основы для новых видов топлива ставит и Россия. Необходимость этого шага сегодня объясняют ростом требований к качеству бензина, керосина и дизельного топлива как по экологическим стандартам, так и по эффективности в целом. Такое топливо, утверждают учёные, немыслимо без синтетических добавок.

Российскую технологию получения «искусственной нефти» разрабатывает команда учёных из ОАО «ВНИИ по переработке нефти».

«Сланцев в России много, остатки от переработки тяжёлых сортов нефти в виде некоего побочного продукта – гудрона – имеются на любом нефтеперерабатывающем заводе. Остаётся найти свой подход, позволяющий с минимальными затратами и максимальным практическим выходом использовать это сырьё, – отмечает руководитель проекта, заведующая лабораторией гидрогенизационных процессов института Людмила Гуляева. – По сути же, нам требуется "освежить" советские идеи (в СССР раньше тоже перерабатывали сланцы), наполнив их более современным научным содержанием и приспособив для развития гражданских отраслей промышленности».

Образцы составляющих синтетической нефти

Рецепт, разработанный российскими специалистами, в очень упрощённом варианте выглядит так. Предварительно приготовленную эмульсию (вода+гудрон) перемешивают с размельчёнными до микронных размеров сланцами. Эту смесь при определённой температуре, не позволяющей ей застывать, подают с помощью насоса в некий аппарат, куда также закачивается окислитель. При неполном сгорании этого «коктейля» выделяется энергетический газ, который предварительно очистив от сероводорода, цианидов и прочих вредных примесей, посредством определённых химических реакций преобразуют в синтез-газ. Его в свою очередь подают в сложную техническую систему с катализатором, где он снова вступает в реакцию и перерождается уже в высшие углеводороды – синтетическую нефть. Такую нефть можно делить на бензиновую, керосиновую, дизельную и др. фракции и соответственно получать необходимые виды топлива. Сложность технологии заключается в нахождении всех необходимых условий и параметров, при которых должны осуществляться описанные выше манипуляции.

Сами авторы технологии полагают, что полученное таким способом синтетическое чёрное золото по качеству будет сравнимо с высшим лёгким норвежским сортом, и позволит производить топливо, отвечающее самым высоким стандартам. Себестоимость новой нефти не превысит 30 долларов за баррель.

«Топлива, полученные из такого сырья, будут гораздо более "чистыми", так как в синтетической нефти, полученной нашим способом, вообще не будет серы, а это огромный плюс – комментирует Людмила Гуляева. – В частности, если организовать в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктике небольшие модульные предприятия по производству бензина, керосина и дизельного топлива из синтетики, то получим хороший эффект – расширим ассортимент нефтеперерабатывающих заводов и значительно повысим качество топлива, благодаря которому снизится нагрузка на экологию».

Проект ОАО «ВНИИ по переработке нефти». «Переработка остатков тяжелых нефтей в смеси с углеродистыми сланцами с получением синтетической нефти» поддержан ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы».

[url]http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=21731&d_no=91241#.VJmmEl4gAA[/url]

terrao.livejournal.com

Российские учёные разрабатывают дешёвую синтетическую нефть

Образцы составляющих синтетической нефти

Лёгкую нефть высочайшего качества планируют получить синтетическим путём учёные ВНИИ по переработке нефти. Сырьём послужат сланцевые породы и остатки от переработки тяжёлых сортов «чёрного золота».

Основой для топлива будущего, более экологичного и энергоёмкого, становится синтетическая нефть. Сырьё для её производства вполне доступно – в частности, это сланцевые породы и остатки от переработки тяжёлых нефтей. Однако технологии, используемые при этом, сложные, – из разряда тех, что принято называть hi-tech. Способы получать синтетическое жидкое топливо впервые были освоены в богатой углем Германии (1926–1945 гг.), и использовалось оно в годы Второй мировой войны. Этот процесс состоял из двух основных этапов: получения синтез-газа (смеси моноксида углерода и водорода) и каталитической конверсии очищенного синтез-газа по методу Фишера-Тропша. ЮАР, которая, подобно Германии, не обладает собственными запасами нефти, развила и усовершенствовала процесс («уголь в жидкость» – Coal-to-Liquid – CTL) в период антиапартеидного бойкота. В настоящее время Южно-африканская компания SASOL владеет четырьмя заводами в ЮАР и заводом в Катаре, производя около 210 тыс. баррелей нефтяного эквивалента жидких углеводородов в день.

В США и некоторых западноевропейских странах разработаны свои процессы получения синтетического жидкого топлива, которые находятся на разной стадии внедрения или опытно-конструкторских работ.

Амбициозную задачу по получению синтетической нефти как основы для новых видов топлива ставит и Россия. Необходимость этого шага сегодня объясняют ростом требований к качеству бензина, керосина и дизельного топлива как по экологическим стандартам, так и по эффективности в целом. Такое топливо, утверждают учёные, немыслимо без синтетических добавок.

Российскую технологию получения «искусственной нефти» разрабатывает команда учёных из ОАО «ВНИИ по переработке нефти».

«Сланцев в России много, остатки от переработки тяжёлых сортов нефти в виде некоего побочного продукта – гудрона – имеются на любом нефтеперерабатывающем заводе. Остаётся найти свой подход, позволяющий с минимальными затратами и максимальным практическим выходом использовать это сырьё, – отмечает руководитель проекта, заведующая лабораторией гидрогенизационных процессов института Людмила Гуляева. – По сути же, нам требуется "освежить" советские идеи (в СССР раньше тоже перерабатывали сланцы), наполнив их более современным научным содержанием и приспособив для развития гражданских отраслей промышленности».

Рецепт, разработанный российскими специалистами, в очень упрощённом варианте выглядит так. Предварительно приготовленную эмульсию (вода+гудрон) перемешивают с размельчёнными до микронных размеров сланцами. Эту смесь при определённой температуре, не позволяющей ей застывать, подают с помощью насоса в некий аппарат, куда также закачивается окислитель. При неполном сгорании этого «коктейля» выделяется энергетический газ, который предварительно очистив от сероводорода, цианидов и прочих вредных примесей, посредством определённых химических реакций преобразуют в синтез-газ. Его в свою очередь подают в сложную техническую систему с катализатором, где он снова вступает в реакцию и перерождается уже в высшие углеводороды – синтетическую нефть. Такую нефть можно делить на бензиновую, керосиновую, дизельную и др. фракции и соответственно получать необходимые виды топлива. Сложность технологии заключается в нахождении всех необходимых условий и параметров, при которых должны осуществляться описанные выше манипуляции.

Сами авторы технологии полагают, что полученное таким способом синтетическое чёрное золото по качеству будет сравнимо с высшим лёгким норвежским сортом, и позволит производить топливо, отвечающее самым высоким стандартам. Себестоимость новой нефти не превысит 30 долларов за баррель.

«Топлива, полученные из такого сырья, будут гораздо более "чистыми", так как в синтетической нефти, полученной нашим способом, вообще не будет серы, а это огромный плюс – комментирует Людмила Гуляева. – В частности, если организовать в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктике небольшие модульные предприятия по производству бензина, керосина и дизельного топлива из синтетики, то получим хороший эффект – расширим ассортимент нефтеперерабатывающих заводов и значительно повысим качество топлива, благодаря которому снизится нагрузка на экологию».

Проект ОАО «ВНИИ по переработке нефти». «Переработка остатков тяжелых нефтей в смеси с углеродистыми сланцами с получением синтетической нефти» поддержан ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы».

Быкова Наталья

STRF.ru

teo-tetra.livejournal.com