Сланцевая нефть. Пострадают потребители. Сланцевая нефть качество


Сланцевая нефть. Пострадают потребители

Если американские производители смогут экспортировать сланцевую нефть, они заработают на 15% больше. Однако в проигрыше останутся те жители страны, которые используют мазут для отопления своих домов, потому что им придётся платить больше.

Успех американской сланцевой революции ставит с ног на голову все привычные убеждения и предположения по поводу энергетической судьбы США, пишет еженедельник Maritime Executive.

После пика в 10 млн баррелей в день, достигнутого в конце 1970 года, добыча нефти в США неуклонно снижалась. Исключение составили несколько лет в начале 1980-х годов, когда началась добыча на месторождении Prudhoe Bay на Аляске. В 2006 году добыча достигла дна, опустившись примерно до 5 млн баррелей в день. Сегодня она составляет 8,1 млн баррелей в день и, по прогнозам, в 2019 году вырастет почти на 18%, до 9,6 млн баррелей в день, что будет близко к историческому пику.

При этом потребление снижается и вслед за ним снижается импорт. В 2006 году импортировалось 10,7 млн баррелей в день. К настоящему времени импорт уменьшился на 25%, и если прогнозы верны, то его снижение продолжится.

Ограничения на экспорт американской нефти, введённое в начале 1970-х годов в ответ на нефтяной кризис, сегодня, по общему мнению, вредит экономике. За последние пять лет рост добычи углеводородов в США привёл к увеличению числа рабочих мест, росту налоговых поступлений и экономической активности, по крайней мере в некоторых частях страны. Сегодня этот экономический рост находится под угрозой в связи с ограничениями на экспорт нефти.

Ещё недавно считалось, что зависимость США от импорта нефти для производства топлива будет расти, а качество этих поставок ухудшалось. Вязкость поставляемой нефти увеличивалась, равно как и содержание в ней металлов и серы. В ответ на это отрасль изменила конфигурацию своих НПЗ, обеспечивая максимальный выход бензина и мазута при переработке нефти низкого качества. Но качество сланцевой нефти выше, и она не подходит для американских НПЗ.

Для нефтяной отрасли дебаты об экспорте сланцевой нефти важный экономический вопрос. Рост добычи привёл к снижению внутренних цен, связанному с логистическими проблемами в доставке увеличивающихся объемов на НПЗ страны. В последнее время отрасль осуществила реверс некоторых поставок по трубопроводам, связывающим побережье Мексиканского залива со среднеконтинентальными регионами, и увеличила их пропускную способность. Эти меры уменьшили избыточное предложение в континентальных штатах. На пике этого избытка в 2011 году скидка на американскую нефть достигала $36 за баррель. На сегодняшний день спред между внутренними и мировыми ценами на нефть составляет $15.

Если американские производители смогут экспортировать сланцевую нефть, они заработают на 15% больше. Кроме того, экспорт нефти будет стимулировать производителей наращивать бурение, так как их доходы будут с лихвой компенсировать рост затрат. Однако в проигрыше останутся американские потребители: автовладельцам и тем, кто использует мазут для отопления своих домов, придётся платить больше.

В 1960-70-е годы, для удовлетворения спроса на нефть в США и Западной Европе, глобальная танкерная отрасль начала быстро расти. Поставки с Ближнего Востока увеличивались, а маршруты удлинялись из-за закрытия Суэцкого канала во время Шестидневной войны 1967 года, и в связи с этим потребовалось значительное увеличение тоннажа. Война Судного дня в 1973 году, открытие Суэцкого канала в 1975 году, революция 1979 года в Иране и глобальная рецессия начала 1980-х - всё это приводило к хаотическому изменению морских поставок. Лишь в конце 1980-х годов танкерная отрасль вернулась к устойчивой доходности, и это совпало с глобальным экономическим подъёмом 1990-х.

Движущими силами танкерного бума начале 2000-х годов были экономический рост западного мира и взрывной спрос на нефть в Китае. Ставки фрахта выросли, за этим последовали запуски судостроительных программ. Золотые дни владельцев танкеров, пришедшиеся на 2005-08 годы, внезапно кончились, когда летом 2008-го разразился глобальный финансовый кризис. Рецессия затормозила экономическую активность и резко снизила спрос на нефть, что привело к простою танкеров. Танкеры, которые строились в 2008-09 годах, были сданы заказчикам и использовались, так как они были эффективнее, чем имеющиеся флоты. Старые танкеры выводили из эксплуатации и либо продавали, либо переоборудовали для других целей, либо отправляли на слом.

После пяти лет медленного роста глобальной экономики и сравнительно низкого уровня потребления нефти танкерная отрасль была бы рада появлению нового источника нефти для морских перевозок, хотя это и потребует дополнительных корректировок. Например, в прошлом Европа поставляла бензин в США, а теперь поток идет в противоположном направлении. В результате за последние пять лет в Европе закрылись 15 НПЗ. Нигерия в прошлом отправляла в США 12 супертанкеров лёгкой нефти в месяц, а теперь их количество уменьшилось до трёх.

Политические дебаты о разрешении экспорта сланцевой нефти из США начались в конце прошлого года, так как стало очевидным, что увеличение её добычи толкает вниз внутренние цены на нефть, создавая искажения в операциях НПЗ и потенциально препятствуя восстановлению американской экономики. Устойчивость добычи быстро превратила временную проблему в постоянную. Экономика, где рост добычи нефти сдерживается ограничениями, принятыми в эпоху дефицита нефти и непрерывного роста цен, представляется неадекватной.

Очевидно, что от разрешения на экспорт сланцевой нефти выиграет нефтяная отрасль и проиграют рядовые американцы, которых в этом случае ожидает рост внутренних цен на бензин и мазут. Однако этот экспорт улучшит торговый баланс США и даст новый толчок развитию танкерной отрасли. Впрочем, это не приведёт к заметному увеличению количества рабочих мест, так как большинство в экипажах танкеров составляют иностранцы. Разрешение на экспорт нефти увеличит прибыли владельцев танкеров на глобальном рынке, но, вероятно, это обернёся убытками для операторов танкеров и барж на внутреннем рынке США.

Компании, владеющие судами, которые ходят под американским флагом и транспортируют нефть из портов на побережье Мексиканского залива в порты Восточного побережья США могут проиграть от снятия запрета на экспорт. По данным на конец декабря, стоимость транспортировки барреля нефти водным путем из Хьюстон в Нью-Йорк составляла $5-6. При этом транспортировка барреля нефти из Хьюстона в восточную Канаду стоила всего $2, хотя этот маршрут на сотни километров длиннее.

Это связано с законом о морской торговле, принятом в 1920 году и известном как закон Джонса. На протяжении 94 лет в закон вносились поправки, но его главные требования о том, что перевозку грузов между портами США должны осуществлять суда под американским флагом и с американскими экипажами, остались неизменными.

Таким образом, на сегодняшний день осуществлять перевозки из Мексиканского залива на Восточное побережье могут 32 танкера и 42 баржи. В последние годы этот флот не рос, и с увеличением добычи нефти ставки фрахта взлетели. Этим отчасти объясняется популярность транспортировки нефти по железной дороге.

В дебатах об экспорте нефти победит тот, чья экономическая аргументация будет сильнее. Очевидно, что в отрасли морских перевозок результатом этих дебатов, каким бы он ни был, будут довольны не все.

Источник - http://www.nefttrans.ru

navoine.info

Сланцевая нефть как часть большой проблемы: mirvn

//Совместно с plaksiva9tr9pka

На рынке энергоресурсов довольно интересная ситуация. С одной стороны, вроде как потребление в мире растёт, пик нефти технопессимисты предсказывают уже как лет сорок. С другой стороны - цены на нефть падают, цены на газ на европейских хабах и в Азии на сверхнизких значениях. Не отстаёт и уголь:

Сверху вниз: нефть (Brent, левая шкала), газ (хаб Zeebrugge, Бельгия), газ (Британия), уголь (фиолетовым, левая шкала). Примечание - сегодня Brent уже $92 за баррель.

То есть, ситуация довольно масштабная и не ограничивается нефтью. А в контексте того, что падение цен на углеводороды ударит и по России, нестратегично прятать голову в песок от нехороших для нас новостей. В связи с этим интересно рассмотреть для начала пару изменений трендов поменьше, которые могли пройти незамеченными на фоне этих крупных событий, но которые могут пролить свет на более крупные изменения.

На протяжение десятилетий спотовые цены на американскую нефть типа WTI и европейскую типа Brent были практически идентичны. Внутри американского рынка, традиционно, “лёгкая” и “сладкая” нефть стоила больше, чем “тяжёлая”. Связано это было с тем, что затраты на переработку тяжёлой нефти требуют более серьёзных капитальных затрат, чем на переработку лёгкой.

Но начиная с 2011 года раскрылись скрепы земные и оба этих устоявшихся правила пошли в разнос:

1. Американская нефть стала значительно дешевле, иногда даже на десятки долларов дешевле европейской.

2. Внутри США американские НПЗ стали покупать лёгкую нефть по ценам ниже тяжёлой.

Возникновение обоих аномалий обусловлено феноменальным ростом добычи нефти в США. Эта нефть по существующим законам не может покинуть границы США в необработанном виде, поэтому она стала конкурентом для тяжёлой южно-американской нефти на американских НПЗ и потребовала некоторых дополнительных изменений в оборудовании НПЗ и, соответственно, дополнительных расходов.

Буквально сейчас обе эти аномалии схлопываются. Цены на нефть в США сравнялись с европейскими:

Добавим, что на сегодня Brent и WTI торгуются около $90/барр

А лёгкая нефть уже на уровне цен тяжёлой, хотя по-хорошему, вообще должна стоить дороже:

Причины уже описывал коллега obkos. Конкретизирую, что это начало экспорта лёгкой нефти из США в размере 420 тысяч баррелей в день:

С одной стороны, 0,42 МБ/д это не такая уж и гигантская сумма. Но с другой, это больше чем потребление Швеции или Финляндии или Дании, то есть ощутимая величина. Да и сам экспорт взялся не с бухты-барахты. Чистый импорт нефти и нефтепродуктов США за последние годы упал так сильно (на 8 МБ/д), что любой человек, который смотрел с негативом на нефтегазовый сектор США должен, во-первых, почесать затылок. а во-вторых задуматься о будущем мирового рынка нефти.

Подстегнёт ли это добычу на уровень, который описывался в статье Александра, вопрос открытый, поскольку вместо поднятия цены WTI до уровня Brent произошёл обратный процесс - уменьшение цены Brent. Также разница между сортами сократилась в результате падения цен на тяжёлые сорта, а не поднятия цен на лёгкие. Что будет дальше с мировым рынком на нефть покажет время, но задуматься и изучить этот важный для всех нас вопрос стоит уже сейчас, чтобы очередная крупная проблема не застала врасплох.

mirvn.livejournal.com

Бум сланцевой нефти подошел к концу: matveychev_oleg

Глава крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco Амин Насер заявил, что его не беспокоят сообщения о росте производства сланцевой нефти США. Об этом он заявил в интервью телеканалу CNBC.

По его словам, американские сланцевики истощают самые высококачественные месторождения, которые требуют минимальных вложений. Они вынуждены это делать из-за трехлетнего спада цен на нефть. Американские энергетические компании гонятся за снижением себестоимости производства барреля сырой нефти, чтобы избежать банкротства и предотвратить снижение объемов добычи, вырабатывая свои лучшие нефтяные активы, отмечает Насер.

Но эта тактику, по мнению главы Saudi Aramco, можно использовать лишь некоторое время. Затем сланцевикам придется рисковать и работать там, где хуже качество нефти и требуются большие затраты.

Насер прогнозирует, что рынок поглотит американскую нефть уже в этом году, тем более, что идет неуклонное снижение (примерно на 5%) добычи в мире. В то же время количество буровых в США начало сокращаться.

Глава Saudi Aramco подтвердил планы компании на IPO в 2018. По его словам, перспективы нефтяной отрасли остаются позитивными на ближайшие десятилетия, так как реальный рынок электромобилей появится не раньше, чем через 20 лет. "Капитализация Tesla слишком завышена", - заключил Насер.

Ранее газета Financial Times в статье "Графики: сланцевая революция США прошла свой пик?", констатировала, что период бурного развития сланцевой отрасли в США подходит к своему завершению. В последнее время происходит снижение производительности буровых установок, а также замедление прежних тенденций по заметному сокращению времени на бурение скважин, отмечалось в материале. За последние годы появились явные признаки того, что прежние темпы роста производительности сланцевой добычи нефти в США остались в прошлом, резюмировали в FT. (с)

matveychev-oleg.livejournal.com