Тенденции мирового рынка нефти на современном этапе. Современный рынок нефти


Тенденции мирового рынка нефти на современном этапе

Автор: Admin

Комментариев пока нет

В последние годы на рынке углеводородного сырья на­блюдается ряд новых тенденций. Многие государства ис­черпали свои запасы. В частности, к их числу относится Ки­тай. Также на мировой арене появляются рынки, где уро­вень годового потребления углеводородного сырья неук­лонно растет. Особенно это относится к государствам Ази­атско-Тихоокеанского региона (АТР). Соответственно, эти явления способствовали смене лидеров на нефтяном рынке. Происходят открытия новых крупных месторождений. Яр­ким примером тому за последние 30 лет может служить от­крытие в казахстанской части Каспийского шельфа круп­нейшего месторождения Кашаган.

Среди общих тенденций развития мировой нефтепере­рабатывающей промышленности можно выделить следую­щие:

— коренная реконструкция и модернизация сущест­вующих НПЗ в связи с резким ужесточением эколо­гических требований к качеству моторных масел, дизтопливу и бензинам. По данным Национальной Ассоциации нефтехимических и нефтеперерабаты­вающих фирм (NPRA) в США, например, потребует­ся 8 млрд долл. капвложений в НПЗ для повышения качества моторных топлив до уровня, соответст­вующего новым требованиям Американского Агент­ства по охране окружающей среды (ЕРА). В Запад­ной Европе общий объем необходимых капвложений оценивается в 20-25 млрд долл. При этом, в связи с нехваткой средств на переоборудование в Европе ожидается закрытие 15-20 НПЗ;

— процесс концентрации производства, слияния и объ­единения в нефтегазовом бизнесе совпадает с глоба­лизацией мировой экономики во всех ведущих от­раслях. При участии транснациональных компаний происходит передел мирового рынка, процесс пере­группировки сил, слияние BP/Amoco, Exxon/Mobil и Chevron/Texaco, сокращение числа ведущих компа­ний. Усиливаются интеграционные процессы в род­ственных производствах, ведущие к сокращению за­трат  в  нефтеперерабатывающей  промышленности. Одновременно на мировом рынке нефти идет стре­мительное обновление собственников. За прошедшие 5 лет на 45% заводов в США поменялись собствен­ники. Этого не миновал ни один локальный рынок;

— задача углубления переработки нефти в целях увели­чения выхода наиболее светлых нефтепродуктов ос­тается актуальной на протяжении всех последних де­сятилетий развития нефтепереработки, и промыш-ленно развитые страны достигли значительного про­гресса в данном направлении. В США средняя глу­бина переработки нефти по всем НПЗ уже в 1970 г. достигла 87,7%, а в настоящее время многие НПЗ достигли практически безостаточной переработки с близкой к 100% глубиной. Западная Европа и Азиат­ско-Тихоокеанский регион быстро догоняют США по данному показателю. Мировой рынок нефти относится к числу развитых то­варных рынков мира. Характерной его чертой является вы­сокая степень конкуренции как со стороны поставщиков, так и со стороны потребителей продукции. На рынке весьма тесно переплелись интересы развитых и развивающихся стран.

До начала 70-х гг. рынок нефти являлся одним из наи­более монополизированных в мировой торговле. Во-пер­вых, весь цикл операций на нем, от поисково-разведочных работ до сбыта нефтепродуктов розничным покупателям практически контролировался компаниями Международно­го нефтяного картеля. Монополии получали нефть, в основ­ном, по концессионным соглашениям, а экспортировали ее по долгосрочным контрактам своим же отделениям (до 70% всего объема экспорта), либо самостоятельным нефтепере­рабатывающим компаниям. Цены в этот период устанавли­вались ими в одностороннем порядке, были заниженными и носили, по существу, трансфертный характер, что соответ­ствовало стратегии картеля, направленной на всемерное расширение потребления жидкого топлива. Свободный, не-монополизированный рынок в этот период играл подчинен­ную роль, поскольку занимал 3-5% международной торгов­ли нефтью. Она сводилась к точной подстройке спроса и предложения, а уровень цен базировался на справочных це­нах монополий и был устойчиво ниже их примерно на 1/4.

Во-вторых, учитывая, что основные запасы дислоциро­ваны на территориях развивающихся стран, многие разви­тые государства специализируются на нефтепереработке и в этом процессе они достигли огромных масштабов концен­трации производства. Это явление поставило многих из них в глубокую зависимость от импорта нефти из развивающих­ся стран. Высокая стратегическая приоритетность данного вида товара на мировом рынке предодределила разработку программ и политик, направленных на сохранение контроля над рынком нефти со стороны Международного нефтяного картеля, в который входила небольшая группа нефтяных монополий США и Великобритании, более 40 лет удержи­вающие в своих руках все циклы операций от разведки до сбыта.

В-третьих, в 70-е годы с переходом к странам ОПЕК формального контроля над собственным нефтяным хозяй­ством, включая ресурсы, добычу, цены и другое на нефтя­ном рынке произошла смена характера конкуренции. Он преимущественно с горизонтальной, т.е. между отдельными интегрированными нефтяными монополиями перешел на вертикальную, осуществляемую между отдельными звенья­ми «нефтяной цепочки». В таких условиях практически вся поступающая на рынок нефть стала закупаться монополи­ями уже не на внутрифирменной, а на коммерческой основе, то есть по официальным продажным ценам стран-членов ОПЕК, которые начали играть роль в формировании миро­вых цен на нефть. Это, по существу, лишило монополии возможности влиять на конъюнктуру рынка путем целена­правленного изменения уровней добычи и цен. Но, сохра­нив контроль над транспортировкой, переработкой и сбы­том, нефтяной картель сохранил возможность влияния на конъюнктуру со стороны спроса, манипулируя, в первую очередь, накопленными коммерческими запасами и ценами у потребителей. При этом проникновение крупнейших неф­тяных монополий в нефтяные секторы энергетики и пре­вращение их в энергетические концерны создавало допол­нительные возможности для оказания воздействия на вели­чину спроса на жидкое топливо через механизм межотрас­левой конкуренции.

В этих условиях произошла резкая дестабилизация рын­ка нефти: участились случаи нарушения нефтеснабжения стран-потребителей, увеличились неустойчивость цен и пределы их колебаний; расширилось число компаний, ве­дущих операции с нефтью и нефтепродуктами — наряду с международными монополиями активно начали функцио­нировать нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие не­зависимые, посреднические, а также государственные компании и конечные потребители. Все это стимулировало по­явление новых форм торговли нефтью, увеличение множе­ственности видов обменных сделок. В итоге мировой рынок нефти превратился в сложную многосегментную структуру.

80-е годы характеризовались падением цен, что под­толкнуло страны-импортеры и нефтяные компании к увели­чению закупок жидкого топлива на свободном рынке. Со сменой конкуренции нарастала дестабилизация и дезинте­грация и на свободном рынке нефти осуществлялись опера­ции на условиях, близких к биржевым, когда продаются и покупаются «излишки» нефти вне заключенных регулярных сделок. Рынок «спот» стал индикатором реально склады­вающегося соотношения спроса и предложения, и послужил ориентиром для установления уровней цен как для импор­теров, так и для экспортеров. Поэтому большинство нефте­добывающих стран — как члены, так и не члены ОПЕК стали игнорировать собственные официальные цены и все чаще прибегали к контрактам, которые ежемесячно или ежеквар­тально пересматривались в зависимости от колебаний цен на базисные сорта на рынке наличного товара. Примерно до 2/3 нефти в это время продавалось по цене, определяемой из цен, существующих на рынках наличного товара. В 1979 г. такая продажа колебалась в пределах всего 5%. Напротив, так называемые сделки, когда цену нефти назначают в зави­симости от будущей стоимости на рынках наличного товара продуктов ее переработки, составляли более половины экс­порта ОПЕК. При этом весь ценовой риск ложился на экс­портера.

Вторая половина 80-х годов характеризовалась расши­рением нетрадиционных форм и методов торговли нефтью. Наряду с такими видами, как встречная торговля, «пакет­ные» (комбинированные) продажи, сделки типа «нет-бэк», была внедрена сбытовая сеть на территории стран-импортеров. Однако, все это осуществлялось в условиях усиления нестабильности рынка нефти, резкого падения цен и экс­портных доходов. Соответственно, для нефтедобывающих стран расширение продаж на рынке, характеризующемся более устойчивыми ценами, является одним из факторов стабилизации валютной выручки. При этом продажи нефте­продуктов не учитывались при определении квоты добычи стран ОПЕК, что позволяло им наращивать экспорт, «не на­рушая» дисциплину соблюдения квот.

Примечательно, что для реализации стратегии ОПЕК -формирования собственной вертикально интегрированной структуры по всему циклу операций с нефтью от добычи до поставок нефтепродуктов розничным потребителям в стра­нах-импортерах выбирается такой путь как внедрение экс­портеров в переработку и сбытовую сеть нефтеимпортирующих стран. В это время в странах ОПЕК (Иране, Ираке, Кувейте, Индонезии, Ливии и Нигерии) находились в ста­дии строительства 6 НПЗ общей мощностью 52 млн т в год. Это было эквивалентно 16% существующих производст­венных мощностей НПЗ ОПЕК или всего 5% текущей квоты добычи Организации. 22 млн т в год из этих мощностей бы­ли введены после 1992 г. В конечном счете стратегия уси­ления горизонтальной конкуренции, господствовавшей на мировом рынке более четверти века, способствовала воз­можности «экспортировать» ценовую нестабильность рын­ка нефти и на рынок нефтепродуктов.

Все это сопровождалось расширением многообразия форм и методов торговли нефтью, механизмов ее ценообра­зования, что вело к усилению ценовой нестабильности на мировом рынке. Это требовало создания защитного инст­румента, который бы страховал участников международной торговли от увеличивающихся ценовых рисков, что, в свою очередь, вызывал стремительный рост биржевой торговли жидким топливом, объективно отражающим процессы раз­вития товарных рынков. Возникнув в конце 70-х гг., она за­метно расширилась за счет Нью-Йоркской товарной и Лон­донской международной нефтяных бирж. Показателем при­влекательности и значимости биржевой торговли жидким топливом служил резкий рост стоимости места на бирже. Статистика показывает что, если в 1985 г. место стоило около 8 тыс. фунтов стерлингов, то в начале 1989 г. продажа места превысила 75 тыс. фунтов стерлингов, а в конце года одно место стоило уже 170 тыс. фунтов стерлингов. При этом следует отметить, что номенклатура участников бир­жевых операций представлялась достаточно пестрой, хотя предпочтение отдавалось торговым фирмам. Так, в конце 1989 г. 43,1% объема операций на бирже осуществлялась торговыми фирмами, 19,2% — нефтеперерабатывающими заводами, 6,7% — компаниями, действующими в сфере рас­пределения, 1,9% — конечными потребителями и 18,9% -прочими неторговыми фирмами.

При дальнейшем расширении биржевых операций на­блюдается процесс совершенствования ряда организаци­онных мероприятий в интересах потенциальных клиентов и дополнительного привлечения американского нефтяного бизнеса: отмена закрытия биржи на ланч и увеличение продолжительности рабочего дня. За счет этого, а также работы в вечернее время, на 2,5 раза вырос суточный обо­рот торгов.

В 1989 г. биржевая торговля жидким топливом вышла за пределы действующих бирж НИМЭКС и ИПЭ и рас­пространяется на территорию Азии. Теперь стали осуще­ствляться фьючерсные операции с высокосернистым ма­зутом на Сингапурской международной валютной бирже (СИМЭКС). В новых условиях нефтяной бизнес осуществ­ляет биржевые операции на фиктивный товар почти круглосуточно, т.е. в течение 17 часов в сутки. Первый день работы СИМЭКС позволил увеличить биржевой оборот до 2,8 млн т.

В том же году в мировой нефтяной рынок подключается нефтяная биржа, расположенная в крупнейшем порту в Рот­тердаме (РОЭФЭКС), которая становится одним из основ­ных нефтяных рынков и конкурентом Лондонской ИПЭ. Причиной тому служила торговля на Роттердамской бирже тремя контрактами на нефть, газойль и мазут, которые ко­тировались как в сделках на реальный, так и на фиктивный товар. Кроме того, два из них котировались также и на ИПЭ.

Такое расширение географии торговли нефтью, нетра­диционных форм и методов торговли, наращивание в 80-е годы числа нерегулярных операций с нефтью сначала на рынке «спот», а затем с увеличивающейся интенсивностью на биржах в конце 80-х гг. привело к изменению на рынке. Суть их заключалась в дальнейшем повышении чувстви­тельности мирового рынка нефти к изменениям экономиче­ской конъюнктуры вплоть до микроэкономического уровня. Отсюда одними из характеристик мирового рынка нефти становится рост неустойчивости и свобода колебаний цен. Основными показателями реального состояния рынка стали цены разовых сделок, как «спот», так и биржевые котиров­ки, формируемые под влиянием многообразных факторов экономического и неэкономического характера, вплоть до случайных и спекулятивных. Соответственно, в этот период неоднократно наблюдались резкие колебания цен на нефте­продукты. Так, в 1989 г. отмечалось резкое увеличение це­ны и укрепление конъюнктуры, которое послужило следст­вием уменьшения предложения со стороны ОПЕК. Сущест­венную роль оказали последствия аварий в США и Север­ном море.

www.kazportal.kz

Мировой нефтяной рынок, современные проблемы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

   

Факультет –  ИДО

Направление (специальность) – Национальная экономика

Кафедра    –     Экономики

     

Студент  _______________

Руководитель  _______________ канд. экон. наук,

Томск - 2010

 

   Введение ……………………………………………....................................  3

  1. Характеристика значения и состояния мирового рынка нефти …… 4
    1. Этапы становления и развития мирового рынка нефти ………. 4
    2. ОПЕК – влияние на мировой нефтяной рынок ………………... 10
    3. Стабилизирующая роль России на мировом рынке нефти …… 12
    4. Значение углеводородного сырья для экономики

          развитых  и развивающихся стран ……………………………… 15

    1. Зависимость экономики России от мирового рынка нефти …... 21

   2.     Проблемы рынка нефти, пути их решения …………………………. 25

 

     XX век - век нефти и газа. Добыча и потребление этих ресурсов, пришедших в начале века на смену дереву и углю, растет с каждым годом. В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны.

     Развитие экономики в условиях ускорения научно-технического прогресса повсеместно привело к резкому увеличению потребления нефти. С ростом экономик Европы, Японии и ряда развивающихся стран и по мере соответствующего роста их потребности в нефти разрыв между спросом на нефть и ее предложением будет увеличиваться все больше.

     Значительный  рост мировой экономики в последние  годы (особенно в развивающихся странах), максимальный уровень загрузки мощностей, экстремальные погодные условия, продолжающиеся конфликты на Ближнем Востоке, растущий интерес к энергетическому сектору со стороны финансовых инвесторов – все это послужило значительному росту цен на энергоресурсы, в первую очередь на нефть.

     Высокие и нестабильные цены на нефть –  важнейшая угроза мировой экономике  и энергетике: они не только негативно влияют на темпы роста мирового ВВП, представляя особую опасность для развивающихся стран–импортеров энергоресурсов, но и тормозят инвестиционный процесс в энергетике, образуя сложнопредсказуемые денежные потоки.

     Экономика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут обнаружены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет играть господствующую роль в мировой политике и экономике. Высокая стоимость нефти стала причиной лихорадочных поисков альтернативных энергоносителей. Проводятся исследования по изысканию практических путей использования солнечной, ядерной, ветровой н прочих видов энергии.

     Универсальность нефти как топливного ресурса  является общепризнанной. Этот энергоноситель естественным образом преобладает в энергобалансе многих стран-производителей нефти (в 2008г. в Саудовской Аравии — 60%, Мексике — 53, Иране — 43, Венесуэле — 40%)1. Велика также роль нефтепродуктов для обеспечения транспортного сектора: в государствах с большим количеством автотранспорта (независимо от наличия собственных ресурсов нефти) на долю нефтяной продукции приходится 36—46% суммарного энергопортебления (Япония, Италия, США, ФРГ, Великобритания, Франция и др.)2.

     Ввиду актуальности вопроса о нефти в настоящее время, темой своей курсовой работы я выбрала «Мировой нефтяной рынок, современные проблемы». Цель данной работы – дать характеристику значения и состояния мирового рынка нефти, выявить основных продавцов и покупателей; оценить проблемы последнего времени и рассмотреть пути решения основных проблем. 

Глава I 

Характеристика  значения и состояния

мирового  рынка нефти

 

     1878 - 1933

     В 1861-1878 гг. происходила быстрая индустриализация Соединенных Штатов. Это был ранний период нефтедобычи, почти все сырье в США добывалось в сравнительно небольшом регионе на северо-востоке штата Пенсильвания. При этом в сфере добычи и переработки нефти был высокий уровень конкуренции. Но единственными перевозчиками нефти из этого региона были три железнодорожные компании, образовывавшие олигополию. Несмотря на попытки нефтяников перевозить свою продукцию подводами и речными судами, единственным эффективным средством транспорта оставалась железная дорога.

     В результате средняя цена транспортировки нефти из Пенсильвании в Нью-Йорк в 1877г. составляла $1,4 за баррель или 58%3 средней цены барреля нефти на тот момент. При этом, согласно более поздним исследованиям, издержки железнодорожных компаний составляли всего $0,4 за баррель.

     Эта ситуация способствовала усилению роли нефтяного концерна Standard Oil. К 1878г. компания достигла монопольных позиций в нефтепереработке и смогла приобрести большинство расположенных в Пенсильвании нефтепроводов, соединявших скважины и железнодорожные станции.

     Это дало возможность владельцу Standard Oil Джону Рокфеллеру начать переговоры с железнодорожниками с позиций  силы, добившись от них уникальных льготных условий транспортировки нефти для своей компании. Это лишь затруднило положение нефтедобывающих компаний, которые теперь столкнулись с объединенной монополией железнодорожников и нефтепереработчиков. В ответ в 1878г. нефтяники начали строительство первого в мире магистрального нефтепровода Tidewater, завершенного в мае 1879г. 

     В этих условиях Рокфеллер был вынужден пересмотреть бизнес-стратегию. Раньше он максимизировал прибыль за счет контроля за переработкой и транспортировкой нефти. Контроль обеспечивался за счет владения местными нефтепроводами и особых отношений с железной дорогой. Теперь Рокфеллер решил начать строительство собственных нефтепроводов. В результате монополия железных дорог на транспортировку пенсильванской нефти окончательно уничтожалась, зато укреплялись позиции Standard Oil как нефтепереработчика. К 1884г. собственная система магистральных нефтепроводов Standard Oil была в основном закончена.

     Теперь  Рокфеллер получил в свое распоряжение собственную эффективную инфраструктуру, резко снижавшую издержки на транспортировку нефти. Владея большинством нефтеперерабатывающих заводов, он был заинтересован в транспортировке к ним нефти по низким ценам в максимально возможных количествах. К тому же, в 1880-е гг. на экспортных рынках Standard Oil столкнулась с конкуренцией: пошла нефть из России. Попытки повысить рентабельность нефтяного бизнеса за счет ограничения доступа к сырой нефти окончательно ушли в прошлое. Началось снижение и стабилизация цен на сырую нефть.

     Стабилизации  нефтяных цен и снижению их волатильности  не помешало то, что быстрый рост потребления нефти в США продолжился и после 1878г. Нефть в конце XIX века использовалась главным образом для освещения (керосиновые фонари) и в производстве смазочных материалов. Потребление нефти росло на фоне быстрого увеличения численности населения и промышленного производства в США (доля последнего в глобальной промышленности выросла с 7,2% в 1860г. до 23,6% в 1900г.). С 1873-1875 по 1899 гг. использование нефти для нужд освещения увеличилось с 1,6 млн баррелей до 12,7 млн баррелей, а для производства смазочных материалов – с 0,2 млн баррелей до 2,4 млн баррелей4.

     Таким образом, главная причина поворота 1878г. – радикальное изменение структуры рынка. На рынке больше не было игрока, заинтересованного в ограничении предложения нефти.  

     1934 - 1971

     Следующим шагом к стабилизации и снижению нефтяных цен стало начало добычи нефти в Техасе после открытия Восточно-Техасского месторождения. С октября 1930г. по август 1931г. добыча нефти в Техасе выросла с нуля до более миллиона баррелей в сутки. На начало 1930-х Восточно-Техасское месторождение было крупнейшим из когда-либо открытых. Быстрый рост добычи нефти на нем привел к падению цен и поставил под угрозу нефтяную промышленность других штатов.

     В 1933г. администрация президента Франклина Рузвельта ввела систему квот на добычу нефти для штатов, истинной целью которой было ограничение добычи в Восточном Техасе. В 1937г. система контроля над нефтедобычей была укреплена и усовершенствована.

     В результате правительство США получило беспрецедентный инструмент контроля над нефтяными ценами. Поскольку  производство в Техасе было намного  ниже потенциала, правительство могло  по своему желанию регулировать предложение нефти на рынке, повышая и понижая квоту этого штата. Эти возможности использовались для резкого увеличения производства в период кризисов: во время Второй мировой войны, политического кризиса в Иране 1953г., Суэцкого кризиса 1956г и Шестидневной войны 1967г.

     Политика  правительства США была направлена на стабилизацию предложения нефти  и вела к формированию стабильной и невысокой цены на нефть за счет гибкого предложения.  

     1972 - 2001

     В 1970г производство нефти в США достигло пика и начало снижаться. В марте 1971г. регулятор впервые после Второй мировой войны разрешил добычу нефти в Техасе на уровне 100% от имеющихся мощностей. Правительство США утратило способность гибко регулировать объемы производства нефти. Зато такая возможность появилась у стран Ближнего Востока, которые использовали ее не для стабилизации цены, как правительство США, а скорее в духе железнодорожных монополий 1861-1878 гг., – для ограничения предложения.

     Первым  воспользовался новыми возможностями  ливийский лидер Муаммар Каддафи, который добился в 1970г. изменения условий соглашений правительства с иностранными нефтяными компаниями, угрожая в противном случае национализацией отрасли.

     Вслед за этим другие нефтяные государства  региона пошли на национализацию нефтяного сектора или пересмотрели соглашения с частными нефтяными компаниями, получив право регулировать их объемы производства. Страны-члены ОПЕК воспользовались этим правом во время арабо-израильской войны 1973г., чтобы радикально уменьшить поставки нефти на мировой рынок.

     После 1972г. происходил быстрый процесс индустриализации Восточной Азии. Сначала он затронул Японию, затем перекинулся на Тайвань, Южную Корею, а в последующем – и на Китай. Японский душевой ВВП увеличился, например, с $3 986 в 1960г до $13 428 в 1980г. К 1980г японский ВВП достиг 37% американского. Китай, начавший индустриализацию в 1980-е, наращивал промышленность также быстро, как США в конце XIX в., если даже не быстрее. Китайская доля в мировом промпроизводстве выросла с 0,7% в 1970г до 6,3% в 2000г.5

     В 1973-2001 гг. средние годовые темпы роста азиатского ВВП без учета Японии составляли 5,4%, тогда как в Западной Европе – 2,1%, в США – 3%, а в Японии – 2,7%6. Азия (без учета Японии) продолжает процесс индустриализации.. Это напоминает ситуацию в США столетием ранее.  

     XXI век

     В 2001г. стала наблюдаться все большая либерализация нефтяной торговли, что можно назвать началом четвертого этапа в развитии мирового рынка нефти. Известные теракты 11 сентября серьезнее всего повлияли на общее состояние деловой среды США, поведение американских инвесторов, да и на сознание американского общества в целом. Общий объем ущерба, вызванного этими событиями, сегодня оценивается порядка 60 млрд. долл. Для этого этапа характерны два важнейших обстоятельства: во-первых, изменение нефтяных потоков, связанное с диверсификацией поставок нефти крупнейшими импортерами, и, во-вторых — возросшая роль биржевой торговли и увеличение оборотов «бумажной» нефти.

stud24.ru

Структура современного мирового рынка нефти. Тенденции её развития. Структура современного мирового рынка нефти. Тенденции её развития

Похожие главы из других работ:

Международные компании на мировом рынке нефти

1.2 Тенденции мирового рынка нефти

В 2012 году ситуация на рынке нефти может развиваться по совершенно противоположным сценариям в зависимости от того, как будут складываться макроэкономические и макрополитические события в мире...

Международный научно-технический обмен как форма международных экономических отношений

2. Структура и особенности современного мирового рынка технологий

...

Мировое хозяйство

2.2 Основные тенденции развития современного мирового рынка рабочей силы

Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. Как процесс представляет собой единство эмиграции (выезд из страны на постоянное или временное...

Мировое хозяйство: его сущность, проблемы и противоречия

2. Проблемы и тенденции развития современного мирового хозяйства

Тенденции развития мирового хозяйства обусловлены масштабами и характером стоящих перед ним проблем. Основной проблемой XXI века становится выживание человечества как биологического вида...

Мировой рынок нефти и экономика России

3 Прогнозирование развития мирового рынка нефти и экономики России

...

Мировой рынок нефти и экономика России

3.1 Тенденции развития мирового рынка нефти

Прогноз развития нефтяных рынков включает не только обычный обзор состояния рынков и прогноз на 2010 г., но также обновленные предварительные данные до 2014 г...

Мировой рынок нефти: проблемы истощения ресурсов и энергетическая безопасность национальных экономик

1.2 Современные тенденции и перспективы мирового рынка нефти

На мировом рынке нефти есть ряд факторов, оказывающих влияние на спрос и предложение, что в свою очередь формирует цену на нефти. Важнейшими факторами, влияющими на спрос являются: 1. динамика развития мировой экономики; 2...

Мировой рынок труда и международная миграция

Глава 2. Тенденции развития мирового рынка рабочей силы

...

Мировой финансовый рынок на современном этапе

1.3 Факторы становления мирового финансового рынка. Тенденции развития

Считается, что современный мировой рынок капиталов возродился в начале 60-х годов, чему в немалой степени способствовало введение ограниченной обратимости западноевропейских валют и японской йены по текущим операциям и установление...

Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

1. Состояние и основные тенденции развития мирового рынка нефти

...

Рынок деривативов в структуре мирового финансового рынка

1 Современные тенденции развития мирового финансового рынка

Главным фактором формирования мирового финансового рынка в мировой экономике стал процесс глобализации, который наиболее прогрессировал именно в финансовой сфере...

Рынок современных технологий: основные черты и особенности

1.4 Тенденции развития мирового рынка технологий

Последняя треть ХХ в. ознаменовалась целой серией фундаментальных, технологических и прикладных открытий в области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники, современного материаловедения, химии, микробиологии...

Современные тенденции развития мирового рынка золота

2. Исследование современного состояния и динамики развития мирового рынка золота

...

Современные тенденции развития мирового рынка нефти

2. Современные тенденции развития мирового рынка нефти

...

Формирование и развитие мирового рынка услуг в современных условиях хозяйствования

3.1 Современные тенденции развития мирового рынка образовательных услуг

...

mo.bobrodobro.ru