МЭА: спрос на нефть в мире увеличится, добыча в России сократится. Спрос на нефть в россии


Нефть и нефтепродукты в России (обзор рынка)

Спрос на продукты отрасли

В глобальном масштабе спрос на продукцию нефтяной отрасли достаточно стабилен, снижения спроса не наблюдалось даже в острую фазу финансового кризиса в 2008-2009 годах. 51% спроса на нефть - это спрос как на топливо для автомобилей. Хотя сейчас в мире выпускают автомобили с все более и более экономичными двигателями, снижения спроса на нефть в этой связи не предвидеться. Наоборот, все прогнозы говорят о том, что в перспективе ближайших лет и даже десятилетий спрос на нефть будет стабильно увеличиваться.

С точки зрения будущего спроса на нефть ситуация для нефтяных компаний в России еще более радужная, чем в мире. В связи с продолжающимся ростом автомобилизации, спрос на нефтепродукты (в частности на бензин) в России будет расти гораздо более высокими темпами, чем в мире.

При этом уже сейчас нефтяная отрасль России функционирует на пределе своих производственных возможностей.

Планы на будущее: как отрасль планирует свое развитие, участие государства.

Новые месторождения: потенциал и перспективы.

Модернизация нефтегазовой отрасли России.

Все ныне функционирующие крупные месторождения были введены в эксплуатацию еще в советские время и сейчас добыча на них неуклонно снижается. Так, например, на крупнейшем российском месторождении Саматлор добыча нефти снизилась со 150 млн. т. в 1975-1981 гг. до 25 в 2011. С 1980-х годов крупных месторождений в эксплуатацию не вводилось, не говоря уже о том, что начиная с 1990-х было не до новых месторождений, а инвестиции в геологоразведку практически прекратились.

Последние годы нефтяным компаниям приходится прикладывать значительные усилия для того, чтобы уровень добычи не начал снижаться. Как следствие, уровень добычи нефти и, что еще важнее, ее переработки остается на постоянном уровне, при постоянно увеличивающемся спросе. В прошлом году такая ситуация привела к первому топливному кризису в нашей стране, когда спрос на бензин превысил объем его поставок на внутренний рынок нашими нефтяными компаниями. В результате правительство ввело запретительные пошлины на экспорт бензина, но поскольку экспорт бензина составляет всего около 10% его потребления внутри страны, а автомобилизация страны растет стремительными темпами, то эта мера отодвинет проблему во времени всего на несколько лет. Это очень хороший пример того, насколько близко мы подошли к пределу производственных возможностей в нефтегазовой отрасли.

Сейчас перед отраслью стоит две основные задачи, которые определяют перспективы отрасли в целом и отдельных компаний в частности:

  1. Ввод в эксплуатацию новых месторождений, чтобы поддерживать объемы добычи нефти на текущих уровнях и не допустить их снижения
  2. Повысить степень переработки нефти и объем выхода светлых нефтепродуктов (по этому показателю Россия существенно отстает от прочих нефтедобывающих стран и стран с развитой экономикой).

Что касается первой задачи т.е. поддержания текущих объемов добычи нефти, то она связана с вводом в эксплуатацию таких месторождений как Ванкор (добыча уже осуществляется), м-е Требса и Титова (СП «Башнефти» и «ЛУКойла») и м-е Филановского (Лукойл), начало добычи на которых запланировано на 2014 год. Плюс большие надежды возлагаются на шельфовые месторождения (Каспий, Черное море, Арктика – основные претенденты на освоение шельфа: Газпром, Роснефть, а так же ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и Газпром нефть, в случае если будет принято решение о допуске к разработке шельфа частных компаний). Но стоит заметить, что освоение шельфовых месторождений дело отдаленного будущего, как из-за больших капиталовложений, так и из-за того, что освоение этих месторождений возможно только в партнерстве с иностранными компаниями, поскольку отечественные в настоящее время не обладают необходимыми технологиями. Более того, для освоения шельфа необходимо создание обширной инфраструктуры, что под силу только при непосредственном участии государства. Справедливости ради необходимо отметить, что некоторые инфраструктурные проекты, необходимые для развития шельфовой добычи уже прорабатываются.

Второй не менее важной, но менее трудо- и капиталоемкой задачей, стоящей перед отраслью, является повышение степени переработки нефти и увеличение доли  выхода светлых нефтепродуктов. Здесь правительство с помощью новой налоговой схемы «60-66» пытается стимулировать компании к более глубокой переработке нефти и экспорту из страны не сырой нефти, а продуктов глубокой нефтепереработки с высокой добавленной стоимостью. Схема «60-66» заключается в снижении экспортных пошлин на нефть с одновременным повышением экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты, а с 2015 года планируется ввести запретительные пошлины на экспорт темных нефтепродуктов (сырье для производства продуктов глубокой нефтепереработки). Поскольку квоты на экспорт нефти фиксированы то нефтяные компании не могут нарастить экспорт нефти за счет сокращения экспорта нефтепродуктов. Фактически чтобы успешно функционировать после 2015 года, когда будет введена заградительная пошлина на экспорт темных нефтепродуктов, компаниям приходится инвестировать дополнительные доходы, полученные от снижения пошлин на экспорт нефти, в модернизацию и расширение своих НПЗ, чтобы к 2015 году экспортировать не сырье в виде темных нефтепродуктов, а фактически потребительские товары (в виде светлых нефтепродуктов).

От схемы «60-66» выиграли те компании, у которых объемы добычи нефти превышают объемы переработки. Среди наиболее выигравших компаний можно выделить Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз. Положительный эффект для этих компаний составляет порядка 7-8% увеличения EBITDA. Среди «проигравших» находятся те компании, у которых объемы переработки превышают объемы добычи – это прежде всего Татнефть и Башнефть.

bf.arsagera.ru

В Европе снижается спрос на российскую нефть

Но резко выросли поставки в Китай

За первые два месяца 2018 г. экспорт российской нефти в Европу упал на 10% до 25,4 млн т к уровню января – февраля 2017 г., рассказал директор департамента планирования и учета грузопотоков «Транснефти» Игорь Кацал.

Россия отправляет нефть в Европу в основном по нефтепроводу «Дружба» – поставки снизились примерно на 3% до 7,7 млн т. Порты тоже сократили экспорт: Новороссийск – на 5% до 4,17 млн т, Усть-Луга – на 2% до 4,8 млн т, Приморск – на 31% до 5,8 млн т. В восточном направлении (по отводу от ВСТО Сковородино – Мохэ и через Казахстан) экспорт вырос на 30% до 6,1 млн т. В порту Козьмино, по словам Кацала, произошла «техническая коррекция»: экспорт упал на 3,3% до 4,8 млн т. Кацал пояснил, что происходит перераспределение поставок нефти с запада на восток – 1,8 млн т будет перенаправлено в связи с выполнением «Роснефтью» поставок в Китай.

«Роснефть» – главный российский поставщик в Китай, основной ее покупатель там – China National Petroleum Corporation (CNPC). Компании заключили три долгосрочных контракта. Первый – в 2009 г. на поставку 15 млн т нефти в год в 2011–2030 гг. по отводу от ВСТО. Летом 2013 г. был заключен договор на поставку еще 325 млн т на 25 лет. Третий контракт был подписан также в 2013 г. Это пятилетнее соглашение на поставку 35 млн т, которое в январе 2017 г. было продлено еще на пять лет и увеличено на 56 млн т нефти. В прошлом году «Роснефть» планировала поставить в Китай около 40 млн т нефти, говорил главный исполнительный директор компании Игорь Сечин, план на 2018 г. был 50 млн т. По 10 млн т нефти в год в течение пяти лет «Роснефть» договорилась поставлять китайскому трейдеру CEFC China Energy Company, сообщал в 2017 г. исполнительный директор китайской компании Ли Юнг.

Учитывая ограничение добычи, которое взяла на себя Россия по соглашению ОПЕК+, расширять поставки в Китай и не уменьшать экспорт в Европу было практически невозможно, говорит аналитик Fitch Дмитрий Маринченко. В конце 2016 г., чтобы избавиться от избыточного предложения нефти, ОПЕК и еще несколько стран, включая Россию, договорились сдерживать добычу до конца 2018 г.

В целом прием нефти в систему «Транснефти» за январь – февраль снизился почти на 2% до 73,4 млн т. Среди причин и приостановка отгрузки в порту Новороссийска из-за штормов на Черном море: «В результате в декабре было большое невыполнение графика поставок. Нефть, поставленная в прошлом году, оставалась в парке системы «Транснефти» и поставлена потребителям только в этом году».

Другая причина снижения экспорта в Европу – падение спроса. Венгрия и Чехия покупают все меньше российской нефти, рассказывает Кацал. По его словам, венгерские компании замещают ее другой нефтью, в итоге в 2017 г. в сравнении с 2015 г. потребление страной российской нефти упало на 1 млн т. Для сравнения: по данным ЦДУ ТЭК, которые приводит «Интерфакс», в 2016 г. Венгрия купила 4,7 млн т российской нефти.

Всего в 2017 г. на экспорт в дальнее зарубежье «Транснефть» отправила около 215 млн т нефти. Согласно планам нефтяных компаний в этом году поставки сократятся до 208 млн т.

Спрос на российскую нефть со стороны европейских НПЗ, в том числе венгерских, мог снизиться из-за сближения цен на нефть марок Brent и Urals, говорит Маринченко. В 2016 г. Urals была в среднем дешевле на $3,7 за баррель, а в 2017 г. – всего на $2. В результате закупать российскую нефть стало менее выгодно, говорит эксперт. Однако это не стоит рассматривать как начало новой тенденции – разница в цене между различными сортами нефти находится в постоянном движении, что провоцирует волатильность спроса, говорит Маринченко. Основные конкуренты российских нефтяников – поставщики из Африки и с Ближнего Востока, говорит старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково». По данным Международного энергетического агентства, спрос в Европе на нефть, включая биотопливо, в 2017 г. составил 755 млн т, прогноз на 2018 г. – 760 млн т.

nangs.org

МЭА: спрос на нефть в мире увеличится, добыча в России сократится

10.02.2015 Опубликовано в:&nbspНефть и газ |

Мировой спрос на нефть в ближайшие пять лет будет восстанавливаться после крайне слабого роста в 2014 году, однако он будет слабее роста спроса до финансового кризиса 2008 года, говорится в докладе Международного энергетического агентства (МЭА).

«Рост мирового спроса в среднем составит 1,2% в год, что слабее спроса докризисного периода (1,9% в период с 2001 по 2007 годы)», — говорится в докладе МЭА, посвященном пятилетнему прогнозу развития рынка нефти.

Согласно прогнозам агентства, в 2020 году мировой спрос составит 99,1 миллиона баррелей нефти в день. В период с 2014 года по 2020 год спрос на нефть увеличится на 6,6 миллиона баррелей нефти в день. При этом увеличение спроса почти на 1,5 миллиона баррелей превысит рост мировой добычи нефти в 5,2 миллиона баррелей.

МЭА ожидает, что в 2015 году спрос составит 93,3 миллиона баррелей нефти в сутки. Агентство прогнозирует, что в 2016 году аналогичный показатель составит 94,5 миллиона баррелей нефти в день, сообщает РИА Новости.

Добыча нефти в России сократится на 4,6%

Добыча нефти в России сократится в период с 2014 по 2020 год на 560 тысяч баррелей в день — до 10,4 миллиона баррелей в сутки, говорится в докладе МЭА.

По итогам 2014 года объем добычи нефти в России составил 10,9 миллиона баррелей в день. При этом агентство ранее ожидало увеличения добычи нефти в России к 2020 году на 200 тысяч баррелей в день.

Добыча газового конденсата увеличится на фоне роста добычи природного газа. При этом объем добычи газового конденсата в 2020 году составит в среднем 975 тысяч баррелей в день.

rus-business.com

Спрос на нефть и газ будет расти — Российская газета

Итак, согласно подсчетам экспертов информационного управления, около половины роста потребления нефти в ближайшие два года произойдет за счет увеличения спроса со стороны США и Китая. Предварительные данные за первый квартал текущего года свидетельствуют о том, что, по сравнению с аналогичным периодом года прошлого потребление нефти в США выросло более чем на 500 тысяч баррелей в сутки, в Китае, соответственно, примерно на 400 тысяч баррелей.

Наращивание мирового потребления "черного золота" приведет к увеличению объемов предложения странами, которые не входят в ОПЕК, почти вдвое, считают эксперты агентства. Независимые экспортеры новые мощности наберут за счет использования новых проектов на Каспии, Сахалине, в Африке, Бразилии и в тех же США. При этом, склоняются к выводу эксперты, сокращаются объемы добычи на уже изученных и разработанных участках в Северном море, на Ближнем Востоке, в Мексике и России, что сократит потенциал роста от новых проектов. Однако, считают в агентстве, цена за баррель западно-техасской нефти в текущем году составит в среднем 64,27 доллара, в 2008 году - 63,83 доллара против 66,02 доллара в 2006 году. А вот газ в отличие от нефти серьезно вырастет в цене. Так, если в 2006 году спотовая цена на одну тысячу куб. метров составляла 6,94 доллара, то в 2007 году она достигнет в среднем 7,84 доллара, а в следующем году - 8,16 доллара.

Несмотря на стабильные цены в целом на нефть на мировых рынках, бензин в США несколько вырастет в цене и в летние месяцы окажется на отметке 2,95 доллара за галлон (3,78 литра). Пиковая цена галлона бензина в стране предположительно составит 3,01 доллара, затем слегка понизится и вновь достигнет этого уровня в августе.

Что касается России, то рост цен на бензин на внутреннем рынке, как уже писала "РБГ", пусть и небольшой, но уже начался. Спрос на нефтепродукты в России в ближайшие 5 лет, по оценкам экспертов, будет увеличиваться где-то на 3-3,5 процента. Но спрос этот может быть удовлетворен за счет роста уровня загрузки НПЗ. Как считают аналитики, по ряду НПЗ в стране существует хороший потенциал роста, несмотря на то, что в течение многих лет российская нефтепереработка испытывает серьезные проблемы. И пока в России нет ни одного НПЗ, на котором степень выработки готовой продукции из тонны сырой нефти была бы аналогична лучшим мировым показателям. По мнению экспертов, хорошим катализатором роста котировок российских НПЗ могла бы стать смена собственников ряда заводов.

rg.ru

МЭА: Мировой спрос на нефть вырастет почти на 12%, а Китай обгонит США

Мировой спрос на нефть вырастет, согласно основному сценарию развития, к 2040 году почти на 12% до 103,5 млн баррелей в день, основной вклад в его удовлетворение внесет ОПЕК, доля которой на рынке впервые с 1970 года приблизится к 50% в 2040 году. Об этом говорится в докладе Международного энергетического агентства (МЭА) о перспективах мировой энергетики.

Организация отмечает, что основной сценарий развития событий — сценарий новой политики — отражает существующую политику государств в области энергетики, а также учитывает намерения и цели по изменению этой политики, которые были объявлены ранее, в частности, в области климата, сообщает РИА «Новости».

Относительно показателя 2015 года (92,5 млн баррелей в день) рост спроса составит почти 12%. В 2025 году мировой спрос на нефть ожидается на уровне 98,2 млн баррелей в день. В долгосрочной перспективе основной спрос на нефть будет обеспечен такими областями как перевозка грузов, авиационной и нефтехимической промышленностью, сферами, где альтернатив в топливе мало. При этом на транспортный и нефтехимический сектора будет приходиться до 73% спроса на нефть к 2040 году против 68% в 2015 году.

Основным источником роста спроса на нефть в будущем станет Индия, потребление «черного золота» в которой вырастет к 2040 году относительно 2015 года на 6 млн баррелей в день до 9,9 млн баррелей в день.

При этом крупнейшей страной-потребителем нефти в начале 2030-х годов, обогнав США, станет Китай, полагают эксперты МЭА. Спрос на нефть в КНР будет ежегодно расти, по прогнозам МЭА, приблизительно на 300 тыс. баррелей в день, достигнув к 2040 году 15,1 млн баррелей в день (против 13,1 млн баррелей в день в США). Однако увеличение потребления нефти Китаем в течение следующих 25 лет (4,1 млн баррелей в день) составляет менее половины того роста, который был достигнут в предыдущие 25 лет (8,6 млн баррелей в день).

www.rosbalt.ru