Соглашение о разделе продукции. Срп нефть расшифровка


Отмена Соглашения о разделе продукции

Крайне важным и значимым для России достижением Владимира Путина стала ликвидация, отмена так называемого Соглашения о разделе продукции (федеральный закон № 225-ФЗ от 30 декабря 1995).

Соглашение о разделе продукции было подписано в 1995 году Б. Ельциным под влиянием США. Согласно ему, 264 важных и крупных месторождения природных ресурсов (нети, газа, меди и других) России попали в международную юрисдикцию.

Суть соглашения

• Целью Соглашения о разделе продукции стало привлечение в экономику РФ иностранных инвестиций. В соответствии с данным документом, право собственности на имеющиеся в РФ газовые и нефтяные ресурсы сохранялось за Россией, а разработка месторождений велась компаниями-инвесторами. Россия получала долю прибыли от эксплуатации инвесторами природных ресурсов. Но лишь после возмещения инвесторами своих затрат. Никаких налогов иностранные компании, добывающие российские природные ресурсы, не платили.

• Подписав Соглашение о разделе продукции, Россия надеялась на рост иностранных инвестиций и, следовательно, на увеличение денежных поступлений в бюджет.

Как на практике действовало Соглашение

• Россия не получала практически никаких денег от добычи нефти на её территории. Почему? Потому что иностранные компании-инвесторы предоставляли отчёты об огромных затратах, которые вряд ли были правдоподобными. Содержание офисных помещений, оплата проживания и перелёта сотрудников, юридические услуги – согласно предоставляемым компаниями-инвесторами документам, их расходы были огромны, и постоянно увеличивались. В бюджет Российской Федерации с 1 доллара поступало менее 20-ти центов – ничтожно малые суммы. Фактически российская нефть и прочие природные ресурсы не принадлежали нашей стране. На протяжении долгих лет деньги от продажи нефти утекали за границу.

Действия В. Путина по отмене Соглашения о разделе продукции

С самого первого года вступления в должность Президента РФ В.В. Путин начал борьбу с действующим Соглашением (законом). На это потребовалось немало времени. В 2004 году, при помощи внесения соответствующих поправок в действовавшее на тот момент Соглашение, удалось отменить его практически полностью. Из 262 соглашений отменены были 260. Лишь проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по-прежнему действуют на условиях Соглашения о разделе продукции. Но это – сложные проекты, находящиеся в отдалённых районах, и требующие огромных денежных инвестиций.

Отмена соглашения: итоги для России

• Благодаря отмене документа, в российский бюджет стали поступать денежные средства от добычи полезных ископаемых (прежде всего, нефти) в полном объёме. Если бы соглашение продолжило своё существование, огромные деньги от продажи нефти, газа и других ресурсов продолжали бы поступать за границу, минуя российский бюджет.

• Отмена Соглашения позволила увеличить бюджет России более чем в 3 раза.

• Ликвидация Соглашения о разделе продукции позволила Российской Федерации встать на путь независимого развития, а не колониального, как это фактически было раньше.

• Серьёзная прибыль, полученная в результате добычи и продажи газа и нефти, в результате отмены Соглашения, стала, наряду с увеличением цен на энергоносители, основой для значительного роста российской экономики.

Личная заслуга Владимира Путина заключается в том, что внутри России он пошёл против созданной иностранцами системы. В частности, против системы экономики, государственной власти, управления. Его действия по отмене Соглашения о разделе продукции стали переломом развития Российской Федерации в сторону независимого свободного государства.

Так же рекомендуем:

xn--80aagavh9ao1aj.xn--p1ai

Соглашение о разделе продукции. Основные положения документа

Сюжет:

Ситуация вокруг проекта "Сахалин-2" (89)

10:4329.09.2006

(обновлено: 06:10 07.06.2008)

370311

Соглашение о разделе продукции (СРП) - это договор между инвестором и государством, позволяющий инвестору предпринимать крупные, долговременные и рискованные инвестиции. Цель СРП заключается в определении условий и положений, относящихся к разведке и разработке ресурсов путем замены существующего налогового режима и режима лицензирования договорными положениями, сохраняющими силу в течение всего времени осуществления проекта.

К материалу  "Греф: Россия может обойтись без режима соглашения о разделе продукции"

Соглашение о разделе продукции (СРП) - это договор между инвестором и государством, позволяющий инвестору предпринимать крупные, долговременные и рискованные инвестиции. Цель СРП заключается в определении условий и положений, относящихся к разведке и разработке ресурсов путем замены существующего налогового режима и режима лицензирования договорными положениями, сохраняющими силу в течение всего времени осуществления проекта.

Основные положения

В соответствие с СРП Российская Федерация сохраняет право собственности на все нефтяные и газовые ресурсы. Компания инвестирует капитал, необходимый для разработки месторождений, и выплачивает бонусы России на ключевых стадиях разработки проекта. 

 "Сахалин Энерджи" выплачивает России за пользование недрами 6% от стоимости добытых нефти и газа в течение всего срока реализации Проекта в качестве "роялти". Остальные доходы от продаж после вычета эксплуатационных расходов в первые годы идут на возмещение капиталовложений Компании. Оставшаяся после возврата инвестиций продукция делится между Российской Федерацией, Сахалинской областью, и Компанией.  

 В ходе реализации Проекта доходы российской стороны увеличиваются по мере расширения производства и добычи. В случае если поступления от реализации проекта превышают определенный уровень, доля российской стороны может достигнуть 70%. Кроме того, "Сахалин Энерджи" выплачивает налог на всю полученную прибыль.   

Все справки>>     

ria.ru

Соглашение о разделе продукции. 1997 год.

НАГРАДЫ — “ГЕРОЯМ”! ( Товарищ Рыжков, объясните народу, почему вы навязали Думе антинародный Закон о разделе продукции. ) Статья газеты "Завтра", 1997 год.             Недавно мой товарищ побывал на Мурмане. Северный флот приходит в полный упадок. Средств нет почти ни на что. Положение на кораблях и на берегу близко к отчаянному. А из портов Кольского полуострова, этой богатейшей кладовой ресурсов, уходят и уходят иностранные корабли, трюмы которых заполнены цветными и редкими металлами, апатитами, другим ценнейшим стратегическим сырьем, которое за бесценок скупается у нас и вывозится, по сути, безнадзорно, поскольку пограничные и таможенные органы испытывают жесточайший дефицит финансирования.

       Но и этого мало зарубежным друзьям российских реформ. Они ищут и находят способы не платить за наши богатства вообще ничего. И здесь огромную роль сыграло принятие Госдумой во всех трех чтениях Соглашения о разделе продукции (РП) и перечня месторождений к нему. Нас убеждают, что

так называемые “бонусы”, “роялти” и “ренталс” способны пополнить нищую российскую казну, из которой еще недавно коробками таскали наличную валюту. Но на эти деньги надежда небольшая. Иностранные компании сплошь и рядом нарушают подписанные ими условия инвестиционных конкурсов. Но дело не только в этом. Те самые ресурсы, которые могли бы двигать вперед нашу экономику, в нее уже не попадают. По принятым на одном из последних заседаний прежней Госдумы в декабре 1995 года условиям Закона о РП, все первоначальные инвестиции, которые делают западные компании, тут же сполна окупаются нефтью и другим сырьем. Дальше иностранцы будут сами продавать наши ресурсы, а вырученные огромные суммы лишь малой толикой вкладываются в дальнейшее освоение этих ресурсов, остальное же – вывозится за рубеж. Но без перечня месторождений этот закон оставался во многом декларативным.

       Теперь он наполнен содержанием. Иностранцам отданы пять нефтяных месторождений: Самотлорское нефтегазоконденсатное, Красноленинское (оба – Тюмень), Ромашкинское (Татария), а также Сахалинское и Приразломное на континентальном шельфе РФ. Плюс еще два участка с иным профилем: Куранахская группа месторождений золота с запасами на сто лет промышленной разработки и Яковлевское железорудное в районе КМА.

       Николай Иванович Рыжков выступал одним из главных агитаторов за этот список, ставя в заслугу себе и оппозиции то, что список сокращен до 7 названий из 230, затребованных правительством. Но отданное Думой – это золотой фонд наших геологических запасов, особенно в нефтяной промышленности. Один факт, что разведанных запасов нефти в мире осталось на 10-15 лет, должен бы пресечь любые концессии в этой отрасли. И дело здесь не только в номенклатурной привычке оппозиционных депутатов понемногу уступать нахрапу правительства. Создается впечатление, что ряд видных оппозиционеров был лично заинтересован в принятии этого перечня месторождений. О том, что Яковлевское месторождение включено туда с подачи Николая Ивановича Рыжкова, знают все депутаты и хорошо помнят его объяснения на этот счет.       Если бы фракция КПРФ отнеслась к этому вопросу как политическому и приняла решение о солидарном голосовании, никакие силы не протолкнули бы перечень через Думу. Но 23 депутата-коммуниста проголосовали “за”, причем в этот день 24 июня 1997 года голосований по вопросу о СРП было два: одно в 11.30, а второе – в 11.35. И нашлись коммунисты, которые за пять минут поменяли свою позицию. Среди них такие лидеры, как Белов из Ленинграда и Иванченко из Ростова-на-Дону. Не случайно Селезнев во время голосования убеждал кого-то по телефону (видимо, Черномырдина), что “все будет в порядке”? Надо сказать, что в подобных случаях международный нефтяной консорциум щедро оплачивает услуги местных компрадоров, а здесь даже принятый уровень “роялти” составляет не мировые 15-20%, но в 3 раза ниже – 5-6%.

       Какие суммы сэкономили на этом западные, прежде всего нефтяные, магнаты можно понять из материалов комиссии “Гор-Черномырдин”, где общая сумма договоренностей достигла, с учетом Тимано-Печорского проекта, 58-73 млрд. долл. 9% от этой суммы составляют 5,2–6,5 млрд. долл. Интерес Черномырдина здесь понятен: в обмен на ликвидацию российской нефтяной отрасли американцы согласились потерпеть некоторое время монополию “Газпрома”.  Понятна, более-менее, и смена позиции ЛДПР. Понятно давление на Зюганова, кстати, отсутствовавшего все 7 голосований по вопросу о РП, со стороны регионов – положение там отчаянное, и западных денег ждут как манны небесной.       Но почему Зюганов вместо фактического поощрения распродажи ресурсов не провозгласил хотя бы лозунга национализации недр? Ведь Дума задним числом проштамповала уже ведущийся вывоз нефти из России!       На шельфе Сахалина американцы поставили ледостойкие платформы, подгоняют к ним танкеры и вывозят сырую нефть. Ни о каком развитии инфраструктуры на берегу и речи не идет. Скоро нам нашу же нефть будут продавать дороже мировых цен, как это происходит с казахским хромом. Не было ли проталкивание Закона о РП через Думу одной из тех заслуг или услуг Селезнева правительству, за которые он и получил орден услуг II степени? Кстати, перед уходом на летние каникулы после этого исторического голосования депутаты Думы наконец-то получили от правительства компенсацию за приватизированные ими квартиры в Москве.

Автор:Борис Хорев. "Завтра", 1997 г.

Частичная расшифровка фильма, где затронуто Соглашение о разделе продукции:http://pravdiv.livejournal.com/9125.html

.

pravdiv.livejournal.com

СРП - это... Что такое СРП?

СРП

схема раздела продукции

СРП

сборка-разборка пакетов

СРП

Сербская радикальная партия

полит., Сербия

Источник: http://lenta.ru/vybory/2003/12/28/serbia/

СРП

соглашение о разделе продукции

ср. СРП — совместный раздел продукции

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

судоремонтное производство

СРП

Союз российских писателей

РФ

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

Совет региональных представителей

Индонезия

Индонезия

Источник: http://www.podrobnosti.ua/power/2004/04/05/112071.html

СРП

Социалистическая революционная партия

Перу, полит.

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

Закон «О соглашениях о разделе продукции»

юр.

СРП

судно рейдового плавания

морск.

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

СРП

счётно-решающий прибор

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

сборно-разборное приспособление

СРП

Союз российских пивоваров

РФ

СРП

Социалистическая рабочая партия

полит., Финляндия

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

строительно-ремонтный поезд

ж.-д.

СРП

содружество родовых поместий

СРП

Союз работников просвещения

истор., организация

СРП

С-реактивный протеин

мед.

СРП

сейсморазведочная партия

геол.

Источник: http://pressa.irk.ru/sm/2010/40/002002.html

СРП

Самарский речной порт

ОАО

http://www.rechport.ru/​

г. Самара, организация

Источник: http://www.time-samara.ru/index.php?a=5&art=917

СРП

совместный раздел продукции

ср. СРП — соглашение о разделе продукции

Источник: http://www.rosbalt.ru/2006/06/20/257423.html

СРП

суточный рацион питания

Источник: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2001/bulletin/schpal1372001bull1-11.htm

СРП

социально-реабилитационное предприятие

организация

Источник: http://www.sibindustry.ru/firm.asp?prm=14850

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sokrasheniya.academic.ru

Соглашение о разделе продукции — WiKi

Соглаше́ние о разде́ле проду́кции (сокр. СРП) (англ. Production Sharing Agreement) — особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором о разделе природных ресурсов, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Нередко СРП объемлет в себе положения о разведке, добыче и разделе ресурсов (Exploration and Production Sharing Agreement). Существуют также отдельные специфические разновидности. СРП, как правило, заключаются на продолжительный срок (от двадцати до пятидесяти лет) или же бессрочно. К настоящему времени практически все страны мира имеют действующие СРП с теми или иными корпорациями или группами корпораций. В мировой практике зафиксирован ряд случаев пересмотра условий СРП в связи с теми или иными обстоятельствами, случаи расторжения СРП являются из ряда вон выходящими.

История

Субъекты

СРП за редким исключением являются договорами международного характера, в которых договаривающимися сторонами являются государство с одной стороны и транснациональные субъекты хозяйственной деятельности (корпорации) с другой.

Исключением из этого ряда являются СРП, заключавшиеся между Советским Союзом и странами соцориентации, где государствами являлись обе договаривающиеся стороны. Другим редким исключением можно считать СРП, заключённое между правительствами США и Великобритании с одной стороны и правительством Бельгии с другой о разделе продукции, добываемой в Бельгийском Конго.

В остальных случаях Великобритания и США сами не являются субъектами СРП, договаривающейся стороной выступают базирующиеся там штаб-квартиры или головные офисы транснациональных корпораций. Более того, парадоксальным образом существуют СРП, заключённые между базирующимися в Великобритании, США, Канаде, ФРГ, КНР транснациональными корпорациями с одной стороны, с правительством Великобритании, федеральным правительством США и законодательными органами отдельных штатов, правительством Канады, федеральным правительством ФРГ с другой стороны. Единственным исключением в этом плане являлся Советский Союз, у которого не было СРП с внутренними субъектами правоотношений, поскольку в СССР отсутствовали корпорации.

Арбитраж

Разрешением хозяйственных споров, возникающих в ходе реализации прав сторон, почти всегда занимается международный арбитраж, реже национальные судебные органы (по месту регистрации субъектов хозяйственной деятельности). Типичным примером первой категории, является реализация СРП в России — высшим органом в разрешении споров относительно реализации СРП в России по взаимной договорённости сторон является Стокгольмский арбитражный суд (SCC)[1]. Примером второй категории является реализация СРП в Соединённом Королевстве. Спорные вопросы освоения Британского континентального шельфа[en] решаются в судах Англии и Уэльса[en].[2]

По ряду СРП арбитрами выступают Лондонский международный арбитражный суд[en] (LCIA) и Международная торговая палата в Париже (ICC). Последняя в частности выступала арбитром в спорах между ливийской госкорпорацией NOC (ответственной за предоставление лицензий на добычу ливийских ресурсов иностранным компаниям) и американской нефтедобывающей корпорацией Sun Oil (зарегистрированной в штате Делавэр) в период правления М. Каддафи.

Случаи расторжения

Случаи одностороннего разрыва СРП:

  • 1985 — Катар. Расторжение СРП привело к прямым убыткам консорциума во главе с Wintershall AG (32,5%), в который входили компании Koch Qatar Inc. (35%), Veba Oel AG (12%), Deutsche Schactbau -Und Tiefbohrgesellschaft MBH (10,5%) и Gulfstream Resources Canada Ltd. (10%) на сумму $60 млн (вложенные инвестиции). Впоследствии, СРП были возобновлены на новых условиях.
  • 2008 — Украина. Было расторгнуто СРП относительно разведки и добычи полезных ископаемых Черноморского шельфа, заключенное ранее с Vanco International[en]. 16 июля 2008 года соответствующий иск был подан украинской стороной в Стокгольмский арбитражный суд.

СРП в СССР

Основная статья: Торговые договоры и соглашения СССР

Если не брать во внимание иностранных концессий в СССР в ленинское время и сталинскую эпоху, где речь шла о предоставлении территорий вместе с недрами в распоряжение иностранных субъектов, то СРП, как предоставление только лишь недр или других природных ресурсов, назывались соглашениями о товарообороте и платежах или соглашениями о взаимных поставках товаров. По состоянию на 1953 год СССР имел более двадцати пяти действующих соглашений такого рода. Указанные соглашения содержали в себе ряд правовых условий, связанных с осуществлением товарооборота между договаривающимися странами и производством платежей[3]. В довоенное и послевоенное время основной объём таких соглашений имел краткосрочный характер, практически все они были одногодичными, требовали продления на каждый последующий год. С 1960 года стали заключаться трёхлетние соглашения, а в брежневский период стали заключаться пятилетние соглашения, сначала в экспериментальном порядке (как бизнес-модель для отработки механизма двустороннего взаимодействия для всех последующих договоров такого рода), а затем по отработанному шаблону. Первое пятилетнее СРП между СССР и Японией было заключено в 1966 году (на русском языке официально называлось «Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о товарообороте и платежах в 1966 — 1970 гг.»), став первым в истории СССР и истории Японии, — советская сторона предоставила в распоряжение японских нефтедобывающих компаний сахалинские недра. С советской стороны в подготовке соглашения участвовал Государственный комитет по экономическим связям СССР (ГКЭС), с японской — Министерство внешней торговли и промышленности Японии. СРП предполагало поставку в СССР оборудования газотранспортной инфраструктуры в обмен на участие в японских газодобывающих компаний в добыче газа из советских месторождений на Сахалине. Одновременно с заключением первого СРП были оговорены положения последующих соглашений о совместной разведке и освоении японской стороной Читинского месторождения меди, Гаринского месторождения железной руды, Тюменских нефтяных месторождений, а также трубопровода «Иркутск-Находка».[4] В 1975 г. было подписано генеральное соглашение между СССР и Японией о сотрудничестве в области разведки и добычи нефти и газа из шельфа Сахалина.

СРП в России

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.

Перечень СРП

Полномочия государственной стороны

Полномочия государственной стороны основываются:[источник не указан 2440 дней]

  • на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или
  • на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств.

Система налогообложения при выполнении соглашения

При выполнении соглашения о разделе продукции применяется специальный налоговый режим, обуславливающий определённые обязанности налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающий их от уплаты определённых налогов и сборов.

Разновидности

Помимо соглашений о разделе природных ресурсов существуют:

  • Соглашение о разделе рынка — Market-Sharing Agreement.
  • Соглашение о разделе военной продукции — Defence Production Sharing Arrangement (DPSA).
  • Соглашение об обмене в ядерной сфере — Nuclear-Sharing Agreement.

Примечания

См. также

ru-wiki.org

СРП: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Считается, что первым в истории соглашением о разделе продукции стала нефтяная концессия английского промышленника Вильяма Дарси, полученная им в 1901 году от персидского правительства. По авторитетному мнению тогдашних марксистов, эта...

       

         Считается, что первым в истории соглашением о разделе продукции стала нефтяная концессия английского промышленника Вильяма Дарси, полученная им в 1901 году от персидского правительства. По авторитетному мнению тогдашних марксистов, эта концессия явила собой новую форму колониальной зависимости: ни о какой справедливости при распределении доходов речь не шла. Отчисления в «местный» бюджет были смехотворны, а концессионер получил в бессрочное пользование хозяйственные ресурсы на всей территории принимающей страны. В результате разбогатевший Дарси на заработанные фунты основал знаменитую компанию «Бритиш Петролеум», а Персия получила выращенный на английских нефтеприисках пролетариат.       Начало концессионной деятельности в СССР относится к 1923 году. В условиях отсутствия собственного производства «ленинские концессии» означали проведение индустриализации за счет развитых капиталистических стран. Ленин понимал концессии как «договор государства с капиталистом, который берется поставить или усовершенствовать производство (например, добычу и сплав леса, добычу угля, нефти, руды и т.п.), платя за это государству долю добываемого продукта, а другую долю получая в виде прибыли». Заключаемые договора позволяли иностранным компаниям арендовать государственную собственность на определенный срок под строгим контролем государства. Правда, долго такое сотрудничество с тогдашними «западными инвесторами» не протянуло — последняя концессия была свернута в разгар сталинской индустриализации.       По мнению специалистов, процесс принятия закона «О СРП» в современной России представляет собой хрестоматийный образец совместной деятельности отечественных и зарубежных лоббистов. Начало этой эпопее было положено около десяти лет назад, в ходе реструктуризации предприятий добывающей промышленности.       Российской «нефтянке» не хватало денег. «Своих» средств для нефтедобычи в стране просто не было. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в самый доходный сектор российской экономики подвергалась сомнению разве что со стороны «непримиримой оппозиции». Основные разногласия касались только условий деятельности зарубежных инвесторов на отечественном рынке.       Первым законодательным документом, устанавливающим «правила игры» для иностранных нефтяных компаний (если не брать в расчет некоторые положения закона «Об иностранных инвестициях», принятого еще в РСФСР), стал закон «О недрах». Он предусматривал несколько форм договорных соглашений, в частности, в виде так называемых «сервисных» контрактов, концессий и собственно СРП. Правда, механизм регулирования договоров был на редкость запутан. С одной стороны, предполагалось опираться на закон «О недрах», а с другой — на «Положение о порядке лицензирования пользования недрами». В случае, если правительство или нефтяники усматривали несоответствие договора с действующим законодательством, каждое соглашение должно было пройти процедуру утверждения Верховным Советом.       В качестве радикальной меры для устранения препятствий на пути денежного потока российские законодатели выдвинули законопроект «О концессионных договорах и соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными инвесторами». Судьба его, несмотря на многообещающее название и энтузиазм депутатов тогдашнего Верховного Совета, была незавидна. Первым делом народные избранники выкинули из его названия пассаж о разделе продукции, а потом под дулами танков прекратил свое существование и сам Верховный Совет.       Вторая жизнь идеи раздела продукции началась в 1994 году, вскоре после принятия новой Конституции. Как и множество законов той неспокойной эпохи, забракованный хасбулатовским парламентом механизм появился в указе президента Ельцина «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами». Теперь инвестор, если таковой рисковал вложиться в российскую «нефтянку», получал значительное налоговое послабление, а остальные участники договора — четко прописанные права и обязанности.       Первым и, как впоследствии оказалось, последним реализованным соглашением о разделе продукции стал подписанный в том же году договор «Сахалин-2». Сторонами этого соглашения выступили: с российской стороны — Министерство топлива и энергетики и сахалинская администрация, с западной — консорциум Sakhalin Energy Investment. Экономика страны должна была заработать на этом проекте не меньше десяти миллиардов долларов.       Правда, триумфального шествия СРП не получилось. Через год после заключения исторического контракта резко упали цены на нефть, а после очередного чудачества президента Ельцина западные инвесторы внезапно озаботились гарантиями своих вложений. По мнению иностранных нефтедобывающих компаний, лучшим выходом из положения стало бы срочное принятие закона о разделе продукции. Российский президент инициативу потенциальных инвесторов одобрил. Закон с длинным названием «О соглашениях о разделе продукции» был оперативно подписан в самом конце декабря 1995 года. Зато процесс его согласования с остальным российским законодательством длится по сей день              Материалы этой рубрики подготовили: Игорь Андреев,       Василий Ваньков, Илья Васюнин, Павел Волошин,       Екатерина Игнатова, Вячеслав Степовой        

www.novayagazeta.ru

Соглашение о разделе продукции Википедия

Соглаше́ние о разде́ле проду́кции (сокр. СРП) (англ. Production Sharing Agreement) — особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором о разделе природных ресурсов, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Нередко СРП объемлет в себе положения о разведке, добыче и разделе ресурсов (Exploration and Production Sharing Agreement). Существуют также отдельные специфические разновидности. СРП, как правило, заключаются на продолжительный срок (от двадцати до пятидесяти лет) или же бессрочно. К настоящему времени практически все страны мира имеют действующие СРП с теми или иными корпорациями или группами корпораций. В мировой практике зафиксирован ряд случаев пересмотра условий СРП в связи с теми или иными обстоятельствами, случаи расторжения СРП являются из ряда вон выходящими.

История[ | код]

Впервые соглашение о разделе продукции было заключено транснациональными нефтегазодобывающими синдикатами с правительством Боливии в начале 1950-х гг. С тех пор такие соглашения заключались ими с правительствами различных третьих стран, попутно были ратифицированы местными законодательными органами (парламентами) и утверждены главами государств (президентами, королями, шейхами и др.). Именно СРП регулируют правовые отношения в сфере добычи ресурсов транснациональными корпорациями в странах Ближнего Востока, Азии, Африки, Южной Америки, стран Карибского бассейна и Канады.

Субъекты[ | код]

СРП за редким исключением являются договорами международного характера, в которых договаривающимися сторонами являются государство с одной стороны и транснациональные субъекты хозяйственной деятельности (корпорации) с другой.

Исключением из этого ряда являются СРП, заключавшиеся между Советским Союзом и странами соцориентации, где государствами являлись обе договаривающиеся стороны. Другим редким исключением можно считать СРП, заключённое между правительствами США и Великобритании с одной стороны и правительством Бельгии с другой о разделе продукции, добываемой в Бельгийском Конго.

В остальных случаях Великобритания и США сами не являются субъектами СРП, договаривающейся стороной выступают базирующиеся там штаб-квартиры или головные офисы транснациональных корпораций. Более того, парадоксальным образом существуют СРП, заключённые между базирующимися в Великобритании, США, Канаде, ФРГ, КНР транснациональными корпорациями с одной стороны, с правительством Великобритании, федеральным правительством США и законодательными органами отдельных штатов, правительством Канады, федеральным правительством ФРГ с другой стороны. Единственным исключением в этом плане являлся Советский Союз, у которого не было СРП с внутренними субъектами правоотношений, поскольку в СССР отсутствовали корпорации.

Арбитраж[ | код]

Разрешением хозяйственных споров, возникающих в ходе реализации прав сторон, почти всегда занимается

ru-wiki.ru