Справочник химика 21. Сша переработка нефти


Нефтеперерабатывающие заводы США

Бережно относясь к 4 миллиардам тонн нефтяных запасов, отведенных природой на долю Соединенных Штатов (2,2% в процентном отношении к общему объему затаившегося в недрах Земли черного золота), государство, граждане которого расходуют ежедневно около 2,6 млн. т нефтепродуктов (в основном в качестве транспортного топлива), 1,5 млн. т из них предпочитает закупать у зарубежных экспортеров. Оставшуюся не покрытую импортом потребность в нефтепродуктах (около 1,1 млн. т) Америка удовлетворяет пока что за счет разработки собственных месторождений. Самые масштабные работы по изъятию природных богатств из-под погребенной под США планеты проводятся на территории юго-западных штатов (Техас, Оклахома и т.д.), шельфе Мексиканского залива, а также в Калифорнии и на Аляске.

Наиболее мощные нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие крупнейшим нефтяным корпорациям Exxon Mobil и ChevronTexaco (лидирующим не только среди американских конкурентов, но также занимающим соответственно 2 и 5 места в мировом рейтинге 30 ведущих нефтеперерабатывающих компаний), наряду с прочими немалыми производствами,  размещены, согласно законам логики, вблизи нефтепроводов, крупнейших нефтяных бассейнов и, конечно же, неподалеку от наиболее ненасытных потребителей нефтепродуктов, то есть: вдоль побережий Мексиканского залива и омываемой Атлантическим океаном полосы, соединяющей Нью-Йорк и Балтимор. Калифорния (Центральная и Южная) также принимает активное участие в снабжении США продуктами нефтепереработки.

Пожалуй, настало время представить читателю более подробные характеристики преуспевших в своей отрасли американских нефтеперерабатывающих гигантов. В этой статье мы не будем касаться брошенных заводов в Северной Америке.

Итак, несколько главных фактов об Exxon Mobil – второй в списке Top Petroleum Refining Companies in the World корпорации, по масштабам влияния на развитие отраслей энергетики уступающей только мировому лидеру — британской компании BP.

В настоящий момент весь мир опутан сетью подразделений и дочерних компаний Эксон Мобил, специализирующихся на всех видах профессиональной деятельности, способствующих удовлетворению мировой потребности в энергоресурсах. В перечень, способов достижения вышеупомянутой цели создания компании, входят следующие направления проводимых ею работ:

- разведка новых месторождений и организация эффективной добычи сырой нефти и природного газа;

- производство первоклассного топлива, смазочных материалов, асфальта и уникальных нефтепродуктов по запатентованным технологиям;

- разработка оптимальных подходов к организации процессов транспортировки и реализации готовой продукции;

- эффективное снабжение отраслей судостроения, авиации и, конечно же, оптовых покупателей нефтехимической продукцией и смазочными материалами, представленными торговыми марками «Exxon», «Esso», «Mobil» и «On the Run»;

- инвестирование в научно-исследовательские кампании собственных технологических центров корпорации, направленные на разработку инновационных продуктов и технологий, а также совершенствование существующих производств.

Успешная кооперация 80 000 работников, трудящихся во имя гегемонии компании с годовым оборотом $300 млрд., обеспечивает нефтяному гиганту стабильный ежегодный прирост прибыли и расширение сфер мирового господства.

ChevronTexaco – вторая крупнейшая после Exxon Mobil американская нефтехимическая компания, образованная в результате слияния в 2001 году двух корпораций — Chevron и Texaco. Несколько слов о каждой из них помогут читателю составить представление о задатках и склонностях новоявленного нефтяного детища.

Потеряв в 70-х годах контроль над нефтяными магнатами Саудовской Аравии по причине нежелания последних фиксировать цены на нефть в соответствии с пожеланиями западных компаний, Socal (в будущем Chevron) и Texaco, производившие на тот момент около 18% мировых нефтепродуктов, были вынуждены сфокусировать корыстные интересы на месторождениях Мексиканского залива и Северного моря, а впоследствии – на ресурсах бедных африканских стран, за недостатком каких-либо других ресурсов допускающих варварское отношение к природе и здоровью местных жителей, провоцируя формирование национальных протестных движений (в ряде случаев сумевших добиться дотаций на развитие инфраструктуры и улучшение условий проживания в местных общинах, а также временного сожаления компании о совершенных ею ошибках – например, о «прискорбном» («regrettable»), по словам представителей Chevron, убийстве в 1998 году нескольких нигерийцев, протестовавших против оффшорной нефтяной платформы, участниками отряда kill-and-go (дословно «убить и уйти» — печально известный отряд нигерийских вооруженных сил), нанятого самой же компанией для подавления восстания).

Впрочем, какие бы распоряжения об улучшении условий подчиненных в развивающихся странах ни поступали от их руководителей из развитой страны, а нефтепроводы, дополняя и без того неживописные виды пересекаемых ими жилых кварталов, еще долго будут мозолить глаза местных жителей в качестве ежедневного напоминания об их зависимости от текущей по нефтяным артериям жидкости. Так же, как и 60-метровое пламя, гудящее круглосуточно менее чем в 300 метрах от домов людей, живущих даже по ночам при свете дня, страдающих астмой и кожными заболеваниями, производящих на свет детей с врожденными пороками, и умирающих преждевременно от раковых заболеваний.

Спонсируя политическую жизнь США и контролируя соответствие стратегий Белого Дома интересам корпорации, Chevron-Texaco вдохновляет на состязание в алчности руководящие составы других передовых нефтеперерабатывающих американских компаний, таких как  ConocoPhillips, Valero Energy, Marathon Oil, Amerada Hess, Premcor, Motiva Enterprises, Western Refining Company, Tesoro West Coast, United Refining Co, San Joaquin Refining Co, Murphy Oil USA, Age Refining, Flint Hills Resources, Foreland Refining, Giant Industries и т.д.

В общем, список притязающих на несметное богатство и мировое господство велик и многолик.

И пока не найдена (или найдена, но по причинам, не угодным власть имущим, не получает практического применения) альтернатива нефтесодержащим веществам и материалам, нефтяные магнаты продолжают принимать незримое, но деятельное участие в формировании специфических систем человеческих ценностей, оказывая соответствующее влияние на политику и культуру государств, а также быт и мировоззрение их жителей.

Статья прочитана 4361 раз(a).

www.zadira.info

Перспективы развития процессов переработки нефти в США

из "Нефтеперерабатывающая промышленность США и бывшего СССР"

Согласно прогнозу фирмы Сопосо, к 2000 г. объем импорта нефти в 2 раза превысит объем ее добычи на территории страны, причем доля ближневосточной нефти возрастет до 42%. С середины 80-х годов нефтяная политика США базируется на импорте дешевой нефти. Принят закон не только об экономии энергии, но и о сокращении добычи нефти и газа на собственной территории. Резко снизится в ближайшее время добыча в США малосернистой нефти [143]. [c.216] Ежегодные темпы прироста потребления нефтепродуктов в США оцениваются в 0,4-1,6%. В структуре потребления США преобладают бензины, несмотря на то что идет дизелизация автомобильного транспорта. Поэтому в дальнейшем развитие нефтепереработки будет направлено на обеспечение соответствия между структурами спроса нефтепродуктов и их производства. [c.216] Можно отметить, что планируется устойчивый рост мощностей вторичных процессов, что в первую очередь связано с введением новых, более жестких требований к качеству топлив в 1992 г. Как было уже отмечено, на долю 19 крупнейших компаний США приходится 75% суммарных мощностей по переработке нефти в этой стране. Их заводы оборудованы в основном современными установками, высока доля вторичных процессов. Однако в США еще достаточно велико число мелких заводов-средняя мощность установок прямой перегонки нефти на 194 заводах США составляет менее 3 млн т в год. В связи с принятием новых законов о чистом воздухе стоимость модернизации НПЗ до 1995 г. должна составить 20-41 млрд дол. Не все заводы смогут выдержать такие затраты. Под угрозой закрытия находятся 65 заводов, суммарная мощность которых составляет примерно 11 % от всей мощности переработки нефти в США. В зоне риска находятся еще 38 нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам специалистов, в ближайшие годы мощности по переработке нефти в США сократятся на 15%. Вместе с тем уже в 993 г. построены установки каталитического крекинга мощностью 9,3, гидрокрекинга-4,8, гидроочистки-25 млн т в год [146]. [c.217] Основную долю в структуре бензинов (70% ) составляют регулярные бензины. В то же время намечается устойчивый рост производства премиального бензина (в 1990 г. объем его производства составлял 30%) . [c.217] В настоящее время в США среднее содержание в бензинах ароматических углеводородов составляет-32, олефиновых-12, бензола-1,6, кислорода-0,5% [147]. [c.217] В ближайшие годы ожидается резкое увеличение производства кислородсодержащих добавок. По нормативам, уже в 1993 г. 31% всего бензина США должен содержать оксигенаты, к 1995 г.-более 85% . В связи с этим в ближайшие 5 лет потребление кислородсодержащих добавок будет увеличиваться на 28% в год и к 1996 г достигнет 16 млн т. [c.217] Введение нового стандарта предполагает выпуск так называемых реформулированных бензинов. Его применение не требует изменения конструкции двигателя, не влечет за собой ухудшения эксплуатационных характеристик автомобиля. [c.218] Наиболее существенно новые нормы повлияют на процессы риформинга. Вследствие большого содержания в риформатах ароматических углеводородов доля их в товарных бензинах будет сокращаться. Предложены различные способы снижения содержания ароматических углеводородов в риформатах как за счет снижения производительности и жесткости риформингов, использования экстрактивной дистилляции, так и за счет регулирования пределов выкипания (температуры начала кипения) сырья риформинга в целях уменьшения образования бензола и его предшественников, изомеризации углеводородов С -С (легких продуктов риформинга) и алкилирования продуктов риформинга легкими ( j- ,) олефинами (процесс алкимакс) i42]. [c.218] В будущей структуре НПЗ главное место принадлежит установкам каталитического крекинга с микросферическим катализатором, который работал бы на тяжелом нефтяном сырье. Об этом написано в разделе, посвященном каталитическому крекингу нефтяных остатков по технологиям фирм Келог, Шелл, ЮОПи, Французского института нефти и т. д. Новые катализаторы на основе высококремнеземных цеолитов ZSM и сверхкремнезем-ных цеолитов типа LZ-210 или ультрастабильных цеолитов Y обеспечивают крекинг тяжелого нефтяного сырья. В ближайшее время ожидается применение в промышленности, использующей катализаторы, широкопористых пассивирующих материалов для крекинга больших молекул, что позволит перерабатывать сырье с высоким содержанием никеля и ванадия. Большую роль будут играть различные добавки в процесс каталитического крекинга. К ним относятся промоторы дожига оксида углерода, поглотители оксидов серы, пассиваторы металлических ядов, присадки, повышающие октановое число, и др. [c.218] В будущей структуре НПЗ заметную роль станут играть процессы алкилирования и изомеризации [142]. Полученные в этих процессах продукты характеризуются низкой летучестью, практически не содержат олефиновых и ароматических углеводородов, но обладают высоким октановым числом. Введенный в бензин алкилат позволяет эксплуатировать двигатель внутреннего сгорания при более высокой степени сжатия в цилиндре, и, следовательно, снизить расход бензина на 1 км пробега. В США заметен рост мощностей установок алкилирования. В 1992 г. они составили 35,9 млн т. Прирост мощности установок изомеризации в год составляет примерно 4,3%, и на 1993 г. суммарная мощность установок составила 40 млн т [150]. [c.219] Возрастает роль процессов гидрооблагораживания сырья, что вызвано как ухудшением его качества, так и новыми требованиями к качеству дизельных топлив. По-видимому, процессы гидрооблагораживания будут развиваться по пути утяжеления сырья, что подтверждается появлением в последнее время бoльщoVo числа новых установок гидрооблагораживания-установок конверсии нефтяных остатков. [c.219] Все большее распространение получает гидрогенизационная переработка нефтяных остатков с использованием нескольких слоев катализаторов, каждый из которых ответствен за определенную фракцию гидрообессеривание, гидроазотирование, гидро деметаллизацию. Такие системы предлагают компании Шелл и Шеврон [151]. [c.219] В процессе гидрокрекинга по бензиновому варианту для повышения выхода бензина предложены новые нецеолитсодержащие молекулярные сита SAPO, включающие кремний, алюминий и фосфор. При добавлении 7,5% такого сита к традиционному катализатору выход бензина увеличивается с 37,7 до 87,4% (октановое число 88 по исследовательскому методу) [152]. [c.219] Снижение содержания ароматических углеводородов можно достичь при одноступенчатом жестком гидрировании дизельного топлива на специальных катализаторах или при двухступенчатом гидрокрекинге с применением на второй ступени катализатора, содержащего благородный металл. Для проведения процесса в одну ступень требуется высокое давление, в две ступени-значительные капиталовложения. Несколько фирм разрабатывают менее дорогие способы снижения содержания твердых частиц в выхлопных газах автомобилей с помощью присадок. [c.220] Таким образом, перспективы развития нефтяной промышленности США определяются не только экономическим развитием, но также экологическими законами. От их жесткости в будущем существенно зависят структура нефтеперерабатывающих заводов и пост их производства. [c.220]

Вернуться к основной статье

chem21.info

опыта переработки сернистых нефтей в США

    Несмотря на большой мировой опыт переработки сернистых газов, до сих пор как за рубежом, так и в России нет их общепринятой классификации в отличие от сернистых нефтей. [c.7]

    Важным фактором при выборе является число ходов в тепло-обменном аппарате. В многоходовых теплообменниках достигаются более высокие коэффициенты теплопередачи, но они менее удобны в эксплуатации. Трудности в данном случае связаны с разборкой, чисткой и сборкой этих аппаратов, а также с герметичностью перегородок. Опыт переработки сернистых нефтей показывает, что при частом вытаскивании пучков для очистки из теплообменников с двумя и большим числом потоков перегородки легко теряют форму, что затрудняет демонтаж и монтаж пучков. Поэтому предпочитают применять теплообменники одноходовые по корпусу и двухходовые п трубном пространстве. [c.269]

    Многолетний отечественный опыт переработки сернистых нефтей различных месторождений Союза показал, что эти нефти обладают различной коррозионной активностью. Умение оценить и знание коррозионных свойств сернистых нефтей имеет важное для практики значение, так как оборудование заводов и затраты на защиту аппаратуры от коррозии связаны, конечно, с агрессивностью перерабатываемых нефтей. До последнего времени в Союзе не существовало метода оценки коррозионных свойств сернистых нефтей. Если на первых этапах массовой переработки сернистых нефтей их агрессивные свойства связывались с общим содержанием серы, то позднее стало очевидным, что общее содержание серы в нефтях различных месторождений не может служить критерием их коррозионных свойств. [c.270]

    Как уже отмечалось выше, нефтеперерабатывающие предприятия Башкортостана технически готовы к дополнительному приему до 10 -12 млн. т/год нефти, а имеющийся опыт переработки сернистых газовых конденсатов позволит без проблем переработать тенгизскую нефть по топливной схеме. Следует подчеркнуть, что в этой нефти высоко содержание светлых - 1 тонна тенгизской нефти по светлым практически эквивалентна 1,8 т высокосернистой башкирской нефти или 1,5 т западносибирской сернистой. [c.7]

    Опыт эксплуатации защитных покрытий, изготовленных на основе глиноземистого и пуццоланового цементов, показали их высокую стойкость к различным коррозионно-активным реагентам (при переработке сернистых нефтей), интенсивно разрушающим металлы. [c.352]

    Особенно большие потери из резервуаров за счет выветриваний паров нефтепродуктов возможны при переработке высокосернистых нефтей, содержащих растворенный сероводород и термически нестойкую серу. Как показал опыт переработки ишимбайской нефти на Башкирских нефтезаводах, крыши резервуаров, предназначенных для хранения сырой нефти и промежуточных продуктов с повышенным содержанием сернистых соединений, подвергаются большому поражению сквозной коррозии через несколько месяцев эксплуатации резервуара. [c.158]

    Исследовательские данные и накопленный промышленный опыт переработки высокосернистых нефтей показывают, что в отличие от сернистых они являются более смолистыми, содержат повышенное количество тяжелых металлов и связанного азота, имеют значительно меньший выход светлых. При высоком содержании сернистых соединений в нефти распределение их по фракциям исключительно равномерно. Близкие по температурным пре-дела"м выкипания фракции высокосернистых и сернистых нефтей различаются и групповым углеводородным составом. Применение на АВТ при перегонке высокосернистых нефтей температурного режима, принятого для сернистых нефтей, увеличивает содержание в продуктах перегонки непредельных соединений. Поэтому схема, технология и аппаратурное оформление процессов атмосферно-вакуумной и вторичной перегонки высокосернистых нефтей должны отражать эти особенности. [c.87]

    Особенно большие потери возможны при переработке высокосернистых нефтей, содержащих растворенный сероводород и термически нестойкую серу.. Как показал опыт переработки ишимбайской нефти ла башкирских нефтезаводах, крыши резервуаров для хранения сырой нефти и промежуточных продуктов с повышенным содержанием сернистых соединений, подвергаются сквозной коррозии через несколько месяцев эксплуатации резервуара. На восточных НПЗ установленные на резервуарах дыхательные клапаны и огневые гасители (старых конструкций) в зимних условиях обычно демонтировали для предотвращения возможных аварий из-за оседания влаги на тарелке клапана и примерзания ее к седлу. Через открытые отверстия происходила интенсивная вентиляция, что обусловливало большие потери продукта. После проведенной реконструкции тарелку покрыли фторопластом, а седло и шток целиком изготовили из этого материала — примерзания тарелки к седлу клапана исключены. [c.111]

    Опыт переработки сернистых н высокосернистых нефтей показывает, что коррозионный износ оборудования установок АТ, АВТ, ЛК-6У является одним из основных препятствий на пути увеличения межремонтных пробегов и улучшения технико-экономических показателей. В связи с увеличением объема перера- боткн сернистых нефтей, укрупнением установок, интенсификацией их работы проблема борьбы с коррозией становится все юстрее. [c.5]

    Опыт переработки высокосернистых нефтей на башкирских НПЗ показал, что освоение этого нового сырья па заводах, предназначенных для переработки обычных сернистых нефтей, связано со значи-тельны1ми трудностями. Оно влечет за собой ухудшение качеств получаемых нефтепродуктов, особенно топочного мазута, снижение выхода светлых продуктов и ухудшение эконолшческнх показателей предприятия. Перевод действующих предприятий на переработку арланской нефти неизбежно требует значительных капитальных вложений на сооружение новых и реконструкцию существующих установок. [c.28]

    Основным легирующим компонентом, способствующим повышению коррозийной стойкости сталей в процессах переработки сернистых нефтей и нефтепродуктов, является хром. Опыт эксплуатации показал, что среднехромистые стали, содержащие 4—6% хрома, более устойчивы, чем углеродистые стали, к высокотемпературной коррозии, имеющей место в содержащих серу средах процессов прямой перегонки, крекинга и др. Положительно зарекомендовали себя в этих процессах также стали с 8% хрома, показавшие, по данным Гипронефтемаша, коррозийную стойкость в 2—3 раза большую, чем сталь с 5% хрома, однако в условиях риформинга и гидроочистки увеличение содержания хрома в сталях до 8% не приводит к заметному повышению их стойкости по сравнению с углеродистыми и ппзкохромистыми сталями. [c.58]

    Хайрудинов И.Р., С а д ы к о в Р.Х. и др. Перспективы и опыт производства нефтяных пеков на Ново-Уфимском НПЗ // Сернистые нефти и продукты их переработки Сб. науч. трудов. -Уфа. 1994. - Вып. 32. - С. 57-60. [c.36]

chem21.info

Мощность нефтепереработки в США по процессам

    Таким образом, пройдя после нефтяного кризиса 1973 г. своеобразный индукционный период , США вступили в полосу непрерывного сокращения потребления нефти. Одновременно после 1973 г. в США наблюдался значительный рост мощностей нефтепереработки причем вследствие относительно высоких темпов прироста потребления остаточного котельного топлива, обусловленных частичной заменой нефтью природного газа, в США опережающими темпами увеличивались мощности по первичной переработке нефти, что привело к некоторому уменьшению доли вторичных процессов (со 118,6% в 1970 г. до 111,3% в 1978 г.). [c.27]     Резкий спад потребления нефтепродуктов после 1973 г. привел к хронической недогрузке мощностей нефтепереработки (см. табл. 111.3), в связи с чем в последние годы был закрыт или законсервирован ряд заводов и установок по первичной переработке нефти. Значительную часть мощностей намечается вывести из эксплуатации в ближайшие годы. Однако простая ликвидация избытка мощностей по первичной переработке нефти не в состоянии устранить дисбаланс в структуре потребления и производства основных нефтепродуктов, образовавшийся в результате повышения спроса на светлые нефтепродукты при отсутствии достаточно глубокой переработки нефти. Поэтому с конца 70-х годов осуществляется программа модернизации НПЗ, направленная на увеличение глубины переработки нефти. В рамках этой программы проводится широкое строительство установок каталитического крекинга, висбрекинга и гидрокрекинга, при этом приоритетное развитие получает процесс каталитического крекинга. По удельному весу этого процесса (17,5%) Великобритания занимает первое место среди стран Западной Европы. Уже к 1985 г. доля деструктивных процессов достигла 30,5%. К 1990 г. мощности установок каталитического крекинга намечается увеличить до 31 млн. т. [c.44]

    Совершенствование структуры нефтеперерабатывающей промышленности Великобритании требует значительных капиталовложений. В 1960—1972 гг, (период быстрого роста мощностей нефтепереработки) годовые капиталовложения достигли максимума (108 млн. ф. ст. в 1971—1972 гг.). Застой, вызванный нефтяным кризисом 1973 г., привел к заметному сокращению капиталовложений (примерно на 70 млн. ф. ст. ежегодно в 1973—1977 гг.). В 1978 г., когда в основном началась реализация программ наращивания мощностей процессов деструктивной переработки нефти и производства высокооктановых компонентов бензина, объем ежегодных капиталовложений составил 148 млн. ф. ст. к [c.50]

    Численность рабочих и служащих, занятых в нефтеперерабатывающей промышленности Великобритании в 1978 г., составила 17 тыс. человек (табл. III.9), из них около 70% приходится на долю рабочих. Несмотря на значительное увеличение мощностей вторичных- процессов и повышение глубины переработки нефти, численность занятых в 1970—1980 гг. не только не возросла, а даже уменьшилась. В то же время производительность труда за последнее десятилетие несколько снизилась, что объясняется значительной недогрузкой НПЗ, характерной для послекризисного (1973 г.) периода развития нефтепереработки. [c.50]

    Начиная с 1965 года в стране развиваются мощности вторичных процессов нефтепереработки, увеличивается производство моторных топлив. Так в 1970 году доля высокооктановых бензинов составляла уже 50,7% и продолжает возрастать. В последующие годы в нефтеперерабатывающей промышленности внедряются новые высокопроизводительные процессы, комбинированные технологические установки (ЭЛОУ-АВТ), переработка нефти приближается к районам потребления нефтепродуктов. [c.120]

    Наряду с высокими темпами увеличения мощностей каталитических процессов крекинга и риформинга предусматривается широкое внедрение в нефтепереработку процесса каталитической гидроочистки топлив. Внедрение в нефте- [c.3]

    В связи с широким внедрением в нефтепереработку процессов каталитического риформинга (главным образом плат-форминга) водород для процессов гидроочистки поступает в основном с установок этого процесса. В тех случаях, когда в составе завода нет установок каталитического риформинга или они имеют недостаточную мощность, водород получают специальными методами. [c.38]

    Мощность нефтепереработки в США по процессам 56] [c.157]

    Увеличение мощностей вторичных процессов нефтепереработки в странах Персидского залива, направленное на улучшение качества нефтепродуктов [c.16]

    Число заводов Мощности Мощности других процессов нефтепереработки, % к мощностям по прямой перегонке (1968 г.)  [c.8]

    Введение на территории России с 1 января 2001 г. нормы Евро-2 пока является чисто декларативным актом, поскольку нерациональная структура отечественной нефтепереработки (недостаточны мощности вторичных процессов) определяет низкое качество производимых бензинов и дизельного топлива, не соответствующих современным требованиям. Кроме того, качество отечественных автомобильных двигателей оставляет желать лучшего. Российские двигатели в большинстве уступают зарубежным по таким показателям, как удельная мощность, экономичность, шумность, эксплуатационная технологичность, экологичность и ремонтопригодность. Согласно постановлению Правительства РФ № 286 от 15 марта 1999 г. Основные направления развития автомобильной промышленности России на период до 2005 года и проекту Федеральной целевой программы Развитие автомобильной промышленности России на период до 2005 года , выпуск отечественных автомобильных двигателей, отвечающих современным требованиям сохранения окружающей среды, следует ожидать не ранее 2010 г. Поэтому в настоящее время единственным путем повышения экологично- [c.66]

    Регенерация алюмосиликатных и других катализаторов нефтяной и нефтехимической промышленности путем окисления коксовых отложений является обязательной стадией каталитического процесса. Во многих случаях именно мощности регенерационных блоков определяют мощность установки в целом. Кроме того, от проведения процесса регенерации зависит уровень активности и стабильности регенерированного катализатора. Понятно поэтому, что оптимальное ведение процесса регенерации имеет большое значение для многих процессов нефтепереработки. [c.295]

    В силу всех перечисленных факторов уже в конце сороковых — начале пятидесятых годов было разработано много модификаций процессов риформинга и гидроочистки дистиллятного сырья, а их промышленное использование развивалось так быстро, что эти процессы по используемым мощностям быстро выдвинулись в число важнейших процессов нефтепереработки. [c.11]

    Статистические данные по суммарной мощности трех наиболее важных групп процессов нефтепереработки (каталитический крекинг, каталитический риформинг и гидрогенизационные процессы) на 1966 г., а также прогнозы по увеличению этих мощностей на 1975 г. приведены в табл. 1. [c.12]

    Несмотря на то, что основную долю составляют заводы небольшой мощности, они отличаются высокой степенью технической оснащенности. На них представлены практически все современные процессы нефтепереработки (гидрокрекинг, изомеризация, алкилирование, риформинг, в том числе с непрерывной регенерацией катализатора, ККФ с лифт-реактором, производство масел, битумов, кокса) и др. [c.38]

    Наблюдающийся в последние годы заметный спад потребления нефтепродуктов привел к значительной недогрузке мощностей НПЗ (см. табл. И1. 42) и резкому снижению рентабельности в нефтеперерабатывающей промышленности (табл. П1. 47). В целях повышения рентабельности нефтепереработки по решению правительства Японии в 1983—1984 гг. мощности по первичной переработке нефти были сокращены почти на 40 млн. т / год, закрыты два НПЗ. Однако только сокращение мощностей по первичной переработке нефти прн сохранении неизменной структуры вторичных процессов не дает возможности удовлетворить возрастающие потребности страны в светлых нефтепродуктах. Эта ситуация усугубляется еще и тем, что в последние годы (и в перспективе) в общем объеме переработки нефти в Японии непрерывно увеличивается доля тяжелых нефтей. [c.80]

    Каковы характерные признаки этого третьего этапа развития химической промышленности Во-первых, мощность химических предприятий возрастала, и для периодических, а особенно для непрерывных, производств ограничения сверху на объем выпуска продукции не были существенны. Во-вторых, было осознано значение нефти для переработки, хотя в начале нефть не считалась сырьем для химической промышленности. В значительной степени это осознание объясняется быстрым ростом производства автомобилей, особенно в США, где Форд в 1908 г. начал выпускать "Модель Т". Потребность в моторных топливах возрастала, и химия откликнулась на нее открытием процессов крекинга и риформинга. Это были достижения чрезвычайной важности - они сняли в нефтепереработке ограничения на качество сырой нефти и сделали возможным получение легких фракций из тяжелых углеводородов. Позднее они же определили облик современной нефтехимической промышленности. [c.17]

    Ценность пособий заключается в разработке новых подходов к анализу и изображению технологических схем, установлении общих закономерностей в разработанных стандартных графических моделях. При применении классических технологических схем не имеется возможности одновременного доступа с применением ЭВМ ко всей требуемой информации об объекте. Громоздкость схем вынуждает осуществлять поэтапный ввод в архив данных. Целостность восприятия объекта теряется. Скорость и мощность компьютера становится бесполезной без системного анализа и без предварительной тщательной обработки вводимой информации. Путем анализа технологических схем процессов нефтепереработки и нефтехимии установлено, что для создания простых графических моделей необходимо применить компактные символы аппаратов. Без ущерба для наглядности модели и с сохранением ее структуры и конфигурации на модели могут быть размещены системы контроля и автоматизации. Обе книги имеют фиф Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия . [c.338]

    В большинстве случаев в лабораториях химические процессы исследуются в изотермических условиях по динамическому или же статистическому методу при постоянных давлениях и свойствах катализаторов. Крупнотоннажные же промышленные процессы нефтепереработки и нефтехимии, как правило, проводятся в проточных системах, в которых изотермичность, идеальное вытеснение и постоянство давлений по пути реагирующего потока достигаются весьма редко. Реакторы большой мощности требуют отвода или подвода больших количеств тепла. [c.136]

    В разработке теоретических основ гидрогенизационных процессов и их технологического оформления большую роль сыграли отечественные и зарубежные [1—15] работы. Высокие темпы промышленного внедрения гидрокрекинга [16, 17] являются блестящим подтверждением смелых предсказываний Ипатьева [1—2] о широких перспективах применения гидрогенизационных процессов в нефтепереработке и нефтехимии. Ниже приведены данные о росте в США числа установок гидрокрекинга и их мощности  [c.340]

    Удельная мощность процесса гидрокрекинга в нефтепереработке, % — 1,0 2,3 6.5 [c.340]

    Дополнительно ресурсы дизельного топлива на НПЗ можно расширить с помощью процессов висбрекинга и особенно гидрокрекинга. Однако увеличение мощностей этих процессов (особенно гидрокрекинга и гидроочистки газойля ККФ) сопряжено с крупными капиталовложениями и эксялуатаци-онными расходами. В то же время можно заметно повысить ресурсы дизельных топлив без значительных затрат в нефтепереработке за очет оптимизации требований к качеству топлив по величине цетанового числа, содержанию серы и другим показателям и расширения фракционного состава топлив путем повышения температуры их конца кипения без снижения температуры-застывания. Например, в США и Канаде в последние 15 лет цетановое число дизельных топлив снизилось с 50 до 45—40, что позволило заметно увеличить долю крекинг-газойля (без его облагораживания) в суммарном дизельном -фонде. Повысить температуру конца кипения дизельных топлив можно благодаря использо.ванию депрессорных присадок или применению процессов адсорбционной или каталитической (селективный гидрокрекинг н-парафинов) депарафинизации. Например, процесс каталитической депарафинизации фирмы Мобил позволяет снизить температуру застывания тяжелого газойля (343—399 °С) с +16 до —23 °С, что дает возможность использовать этот де-парафинированный газойль в качестве компонента дизельного топлива. Уже сейчас в ряде стран ЕЭС допускается, чтобы температура перегонки 90% дизельного топлива составляла 360 С. Полагают, что к 1990—2000 гг. температура выкипания 90% дизельного топлива может достигнуть 382°С. [c.165]

    Из развитых промышленных стран наиболее крупные мощности имеют НПЗ в Западной Европе (Италия, Франция, ФРГ, Великобритания), а также в Японии. НПЗ развитых стран Западной Европы и Японии характеризуются меньшей, чем у США, глубиной переработки нефти этот показатель наименьший у Японии и Иташи (ниже 60%) и средний для НПЗ у Франции, Англии и ФРГ. Низкая глубина переработки нефти в Японии и Италии обусловлена отсутствием у них собственных ресурсов угля и природного газа. Выход моторных топлив низок на НПЗ Японии и Италии (53,7 и 50% соответственно) и достаточно высок ( 60-6б%) на НПЗ ФРГ, Франции и Англии. Наиболее высокий показатель после США и Канады по отбору бензина - на НПЗ Англии ( 25%). Этот показатель на НПЗ остальных стран составляет 12-22%. Соотношение бензин дизельное топливо на НПЗ Западной Европы в пользу дизельного топлива, поскольку в этих странах осуществляется интенсивная дизелизация автомобильного транспорта. В структуре производства нефтепродуктов на НПЗ двух стран - Японии и Италии -первое место занимает котельное топливо (35 и 37% соответственно). На НПЗ остальных развитых стран Западной Европы его производство довольно незначительное (17-20%). По насыщенности НПЗ вторичными процессами (прежде всего углубляющими переработку нефти) западноевропейские страны и Япония существенно уступают США (см. табл. 1.9). Доля углубляющих нефтепереработку процессов (термические, гидрокрекинг, каталитический крекинг и алкилирование) в США в 1985 г. составила 60,8%. Для увеличения выхода моторных топлив в Западной Европе реализуется программа широкого наращивания мощностей процессов глубокой переработки нефти, прежде всего установок каталитического крекинга, висбрекинга, гидрокрекинга и коксования. Поскольку в США действующих мощностей каталитичес- [c.23]

    НПЗ, построенные в СССР до 1940 г. и в 1940-50-е гг., были ориентированы на достаточно высокую глубину переработки нефти. В 1960- 70-е годы в условиях наращивания добычи относительно дешевой нефти в Поволжье и Западной Сибири осуществлялось строительство новых НПЗ преимущественно со схемами неглубокой переработки нефти, особенно в Европейской части страны. Развитие нефтепереработки шло количественно, т.е. путем строительства новых мощностей нефтепереработки, и качественно - за счет строительства преимущественно высокопроизводительных комбинированных процессов и интенсификации действующих установок. Причем развитие отрасли шло при ухудшающемся качестве нефтей (так, в 1980 г. доля сернистых и высокосернистных нефтей достигла 83,7%) и неуклонно возрастающих требованиях к качеству нефтепродуктов. Наиболее массовым нефтепродуктом в стране в настоящее время все еще является котельное топливо ( 42%). Вторым по объему производства нефтепродуктом является дизельное топливо (23%), поскольку огромный парк грузового транспорта, тракторов и комбайнов оснащен дизельными двигате- [c.24]

    Углубление переработки, повышение эффективности, улучшение качества нефтепродуктов всегда иыло и остается в ряду наиболее актуальных проблем нефтеперерабатывающих предприятий. Основными путями преодоления данных проблем являются следующие разработка новьа типов катализаторов, применение новых конструктивных и технологических решений при вводе новых производственных установок и т.д., что является тредноосуществимым по причине требуемых значительных капиталовложений и длительности по времени. Меаду тем, заметное повышение эффективности мощностей технологических процессов возможно путем интенси( икации уже существующих с использованием физико-химических методов воздействия. Среди всего спектра способов энергетического воздействия ( -излучение, электромагнитное поле, лазерное излучение, ультразвук и др. [1-3]), наиболее компактным, экономичным и технологичным для использования в нефтепереработке является акустический метод. Обширный экспериментальный материал с детальным исследованием механизмов интенси- [c.63]

    Темпы прироста мощностей НПЗ тоже необходимо было снизить, но сила инерции инвестиционных прог )амм не позволила своевременно решить эту задачу. Поэтому в большом числ( стран мира мощности нефтепереработки увеличивались более быстрыми темпами, чем потребление нефти. Ра 1во-рачивался процесс накопления неиспользуемых, незафуженных мощностей НПЗ. [c.31]

    Доля вторичных процессов нефтепереработки в странах АТР в суммарных мировых мощностях ниже, чем доля мощностей первичной переработки. В частности, удельный вес стран АТР в мировых мощностях по процессу каталитического риформинга составил на 1.01.2000 г. 17,6%, каталитического крекинга — 18,1%, каталитического гидрокрекинга — 10,1%, зато гидрооблагораживающих процессов — 37,3% [19]. [c.119]

    По выходу бензина и сумме моторных топлив нефтепереработка бывшего СССР и России значительно уступает развитым странам. Это обстоятельство обусловлено как сложившейся структурой потребления нефтепродуктов, так и отставанием темпов ввода мощностей вторичных процессов, по сравнению с процессами первичной перегонки нефти, особенно в 10ды глубокого зкономыческого кризиса в с]ране [3, 8, 0]. [c.34]

    Данные о росте мощностей вторичных процессов нефтепереработки в странах Западной Европы в 1965—1968 гг. [35] в млн. т1год приведены ниже  [c.20]

    Однако большая летучесть и высокая токсичность фторово — дорс да ограничивают его более широкое применение в процессах С — илкилирования. В отечественной нефтепереработке применяются только процессы сернокислотного С — алкилирования. На НПЗ США около половины от суммарной мощности установок приходится на долю фтористоводородного С— алкилирования. [c.141]

    В странах —экспортерах нефти наиболее крупными мощностями НПЗ обладают Саудовская Аравия, Мексика, Бразилия, Венесуэла и Иран. Характерная особенность нефтепереработки в этих ст ранах — назкая глубина переработки нефти (выход светлых около 45 %) и соответственно малая насыщенность НПЗ вторичными процессами. Однако в последние годы и среди них наметилась тенденция к углублению нефтепереработки. Так, доля каталити — ч Ского крекинга на НПЗ Бразилии и Венесуэлы к 1994 г. достигла сс ответственно 27 и 20 %. [c.286]

    НПЗ бывшего СССР, построенные до 1950 г., были ориентированы на достаточно высокую глубину переработки нефти. В I960 —70 —X гг. в услови5ГХ наращивания добычи относительно дешевой нефти в Урало — Поволжье и Западной Сибири осуществлялось строительство новых НПЗ преимущественно по схемам неглубокой и частично углубленной переработки нефти, особенно в Енропейской части страны. Развитие отечественной нефтепереработки шло как количественно, то есть путем строительства новых мощностей, так и качественно — за счет строительства преимущественно высокопроизводительных и комбинированных процессов и интенсификации действующих установок. Причем развитие отрасли шло при ухудшающемся качестве нефтей (так, в 1980 г. доля сернистых и высокосернистых нефтей достигла 84 %) и неуклонно возрастающих требованиях к качеству выпускаемых нефтепродук — тов. [c.286]

    Нефтеперерабатывающая промышленность развитых капиталистических стран формировалась в основном в послевоенные годы. Структура нефтепереработки в этот период соответствовала структуре спроса на нефтепродукты. Важную роль в странах Западной Европы и Японии играло остаточное котельное топливо. В отдельных странах его доля в структуре потребления превышала 40%. Поэтому для указанных стран до 1973 г. были характерны неглубокая переработка нефти и выпуск значительного (более40%> количества остаточного котельного топлива. Мощности процессов деструктивной переработки нефти (каталитического, термо- и гидрокрекинга) былк невелики. Резкое падение спроса на остаточное котельное топливо привело к недогрузке мощностей нефтеперерабатывающей промышленности (табл. 6), причем ситуация дополнительно усугублялась тем, что в течение нескольких лет после 1973 г. продолжали входить в строй НПЗ, строительство которых началось еще до возникновения энергетического кризиса. Это в свою очередь, обусловило низкий уровень рентабельности нефтеперерабатывающей промышленности, с одной стороны, и невозможность удовлетворить спрос на светлые нефтепродукты, с другой. [c.5]

    Следует отметить, что в Канаде впервые в мире начата переработка битуминозных йефтей. В провинции Альберта действуют два завода (первый — с 1968 г., второй — с 1978 г.) по производству синтетической нефти из битуминозных песков суммарной мощностью около 6,2 млн. т/год. Синтетическая нефть поступает на НПЗ, где перерабатывается в смеси (до 30% синтетической ) с обычной нефтью с помощью традиционных процессов нефтепереработки. В 1984 г. вблизи г. Эдмонтон (провинция Альберта) должен был быть пущен НПЗ мощностью около 3,5 млн. т/год, предназначенный для переработки только битуминозной нефти. В настоящее время доля синтетической нефти составляет около 8% от общего объема переработки нефти в стране. К 1995 г. эта доля может возрасти до 12—15%, [c.38]

    До 1973 г. нефтеперерабатывающая промышленность Франции была рассчитана на неглубокую переработку нефти с выпуском мазута свыше 30% на нефть (табл. П1.33, III.34) и характеризовалась незначительным удельныы весом деструктивных процессов переработки (табл. III.35, 111.36). Происшедшее после 1973 г. уменьшение потребления нефти в сочетании с изменением структуры спроса на нефтепродукты вызвало значительную недогрузку мощностей по первичной переработке нефти и привело к возникновению дисбаланса между спросом и предложением на светлые нефтепродукты. В 1976— 1984 гг. загрузка мощностей НПЗ составила менее 70%, что значительно ниже допустимого уровня минимальной рентабельности нефтепереработки. [c.69]

    Промышленные установки термической переработки ТНО существуют с 1912 г., когда были построены первые установки термического крекинга (ТК) для получения бензина. В США к 30-м годам мощности ТК достигли максимальных значений, затем из-за возросших требований к качеству автобензинов процесс ТК практически утратил свое значение и постепенно вытеснился каталитическими. В Европейских странах и (в СССР) развитие ТК задержалось приблизительно на 20 лет. В 60-х годах в этих странах произошло изменение целевого назначения процесса ТК - из бензинопроизводящего он превратился преимущественно в процесс термоподготовки сырья для установок коксования и производства термогазойля. Повышение спроса на котельное топливо, рост в нефтепереработке доли сернистых и высокосернистых нефтей и наметившаяся тенденция к углублению переработки нефти обусловили возрождение и ускоренное развитие процессов висбрекинга ТНО, что позволило высвободить дистиллятные фракции - разбавители гудрона и тем самым увеличить ресурсы сырья для каталитического крекинга. Висбрекинг позволяет использовать и такой альтернативный вариант, при котором проводятся гидрообессеривание глубо. овакуумного газойля с температурой конца кипения до 590 С, а утяжеленные гудроны подвергаются висбрекингу, после чего смешением остатка с гидрогенизатом представляется возможность для получения менее сернистого котельного топлива. Аналогичные тенденции в развитии термических процессов и изменения их целевого назначения произошли и в отечественной нефтепереработке. В настоящее время доля мощностей термического крекинга и висбрекинга в общем объеме переработки нефти составляет соответственно 3,6 и 0,6% (в США - 0,7 и 0,6% соответственно). Построенные в 30-х и 50-х годах установки ТК на ряде НПЗ переведены на переработку дистиллятного сырья с целью производства термогазойля, а на других - под висбрекинг. Однако из-за морального и физического износа часть установок ТК планируется вывести из эксплуатации. Предусматривается строительство новых и реконструкция ныне действующих установок ТК только в составе комплексов по производству, кокса игольчатой структуры в качестве блока термоподготовки дистиллятных видов сырья. Таким образом, мощности ТК, работающих на остаточном сырье, будут непрерывно сокращаться. Предусматривается несколько увеличить мощности висбрекинга за счет нового строительства и реконструкции ряда действующих установок ТК и АТ. [c.65]

    Башкирская нефтехимическая компания — одно из крупнейших объединений нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, имеющая 60-летний опыт переработки нефти. В состав АО Башнефтехим входит три нефтеперерабатывающих завода и один нефтехимический. Предприятия АО Башнефтехим в настоящее время работают в едином комплексе, включающем в себя восемь производств топливное, газо-каталитическое, масляное, товарное, сервисное, производства мономеров, полимеров и товаров народного потребления. В результате объединения предприятий, в первую очередь, была достигнута рациональная схема нефтехимпереработки, что позволило значительно увеличить загрузку ключевых технологических установок, определяющих мощность всех технологических процессов в целом. Так, в 2000 году по сравнению с 1998 годом, когда действовали обособленные схемы нефтепереработки на каждом из НПЗ, использование мощностей современных высокоэффективных установок возросло, в частности, первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 - на 18%, каталитического крекинга Г-43-107/М - на 30%, реконструи )ованных установок висбрекинга -на 30%, обновленного комплекса риформинга Л-35-11/1000 - на 20%, установки полипропилена - на 21 %. В среднем загрузка установок основных вторичных процессов нефтепереработки составила более 75% от их мощности. [c.13]

    Печи подобного типа имеют тепловую мощность 20-58 МВт и в последние годы используются в различных процессах нефтепереработки, в частности, на высокопроизводительных установках АВТ [174]. Число горелок, длина труб и поверхность змеевика зависят от тепловой мощности печи. В печи ПГ18П установки 21-10/6 каждый поток для нагрева вторичного сьфья включает 68 труб размером 127 8 17250 мм, из них 40 труб из стали 15Х5М расположены в камере конвекции и соединены на сварных калачах 28 труб из стали 15Х9М расположены в камере радиации и соединены ретурбендами. Двурядное расположение форсунок [c.114]

    Нефти различных месторождений могут значительно различаться по составу и свойствам. Знание химического и фракционного состава нефти необходимо для вы(5ора наиболее рационального комплекса процессов нефтепереработки, их моделирования, а также для обоснования мощности установок. [c.64]

    Применение технологии замедленного коксования в схемах НПЗ - это самый надежный и низкоинвестиционный из всех существующих способов глубокой переработки нефти. Ярким примером этому является структура нефтепереработки в США, где УЗК получили наибольшее в мире применение и составляют более 65% мировых мощностей. Для сравнения, в США доля переработки тяжелых остатков в процессе УЗК относительно первичной переработки нефти в 5 раз выше, чем в странах СНГ ив 10 раз выше, чем в России. Соответственно и уровень глубины переработки нефти в США достигает 92-95% против среднего уровня в России 65-67%. При этом характерно, что более 70% УЗК в США производят топливный вид кокса, потребляемый на ТЭЦ. Этот факт свидетельствует о том, главная прибыль НПЗ от использования УЗК обеспечивается максимальным выходом жидких дистиллятных продуктов, а не производством кокса, даже если это специальный вид кокса. В граф. 1 представлено сопоставление мощностей УЗК России и США по отношению к первичной переработке, а также аналогичное сопоставление этих мощностей в структуре НПЗ Российских нефтяных компаний. [c.94]

    Несмотря на это обстоятельство, наблюдается бурный рост мощностей по замедленному коксованию и производству нефтяного кокса. Это обуславливается, прежде всего, за счет замечательного свойства процесса, связанного с деметаллизацией и деасфальтизацией нефтяного сырья. Дело в том, что к настоящему времени в мировой нефтепереработке наблюдается повышение содержания серы и металлов в добываемых нефтях, и очень остро стоит вопрос о разработке рациональной схемы производства моторных топлив из остатков сернистых и высокосернистых нефтей. Проблема заключается в том, что каталитическая переработка остатков типа мазутов и гудронов, содержащих большое количество металлов, сопровождается быстрой дезактивацией катализаторов за счет высокого содержания металлов и быстрым закоксовыванием катализаторов за счет высокого содержания коксогенных компонентов типа асфальтенов. Все это обуславливает огромный расход катализатора и не позволяет каталитическим процессам стать массовыми в настоящее вре- [c.99]

chem21.info