Статья Россия на мировом рынке нефти. Статья нефть россии


Статья - Нефтяная промышленность России

Реферат по теме «экономическаягеография и региональная экономика» выполнил студент 2-го курса ф-таУправление бизнесом

Санкт-Петербург 2001 г.

Введение

В глубокойдревности было известно о существовании нефти. Знали и слово «нефть». Ещедревние греческие летописцы Геродот и Плиний это горючее вещество,использовавшееся и как цемент, называли нафтой. За 6-4 тыс. лет до н. э. наберегу реки Евфрат (Ирак) велась добыча нефти. К далекому прошлому относятся ипервые сведения о нефти в Средней Азии. О добыче «черного масла» в Ферганскойвпадине было известно еще во время похода Александра Македонского через СреднююАзию в Индию. Во время путешествия Колумба в Америку было описано озеро наострове Тринидад, в котором местные жители собирали асфальт, а из негоизготавливали цемент. В Северной Америке примитивная добыча нефти велась в XVIIв. В России в начале XVIII в. Петр I приказал добывать нефть на Апшеронскомполуострове (Азербайджан). Однако намерение Петра I не было осуществлено.Только после присоединения Бакинского ханства к России началась кустарнаяразработка нефтяных источников. Нефть была довольно дорогим «товаром». Кпримеру, в Торговой книге, составленной в Москве в 1575-1610 гг., указано, чтоведро нефти стоило в 3-6 раз дороже ведра вина.

Теперь почти всядобываемая в мире нефть извлекается посредством буровых скважин, а из неглубокозалегающих нефтяных пластов ее добывают шахтным способом. Однако современнымспособам добычи нефти предшествовали примитивные способы. Сбор нефти споверхности открытых водоемов, очевидно, первый способ ее добычи. Он применялсяеще до нашей эры в Вавилонии, Сирии и других местах. В VII в. до н. э. нефть тамдобывали из колодцев, глубина которых достигала иногда 27 м. Стенки такихколодцев обкладывались камнем или укреплялись деревом. В начале нашей эрыпрактиковали «морскую» нефтедобычу в районе Мертвого моря. Плавающую наповерхности нефть обрызгивали уксусом и после загустения собирали.

Добыча нефти спомощью буровых скважин начала широко применяться только со второй половины XIXв.

Хотя о нефти зналидавно, использование ее в течение многих веков было крайне ограниченным. Так, вIII тысячелетии до н. э. в Египте асфальт как связующее и водонепроницаемоевещество вместе с песком и известью использовался для изготовления мастики,применяемой при сооружении зданий из кирпича и камня, дамб, причалов и дорог.Древние египтяне применяли ее также для бальзамирования трупов, древние грекинаходили применение горящей нефти в военных целях как воспламеняющегосявещества вместе с селитрой, серой и смолой для изготовления «огненных стрел» и«огненных горшков». В военных действиях нефть-»греческий огонь» — использоваласьболее 2 тыс. лет назад.

Многие народыиспользовали нефть в медицине, а также для защиты садов и виноградников отвредителей. Еще в XIII в. Марко Поло, описывая иракскую нефть, указывал, чтоона применялась для освещения и в качестве лекарства от кожных болезней. ВXVI-XVII вв. в центральные районы России нефть привозили из Баку. Ее применялив медицине, живописи и в качестве растворителя при изготовлении красок, а такжев военном деле.

Почти до начала XXв. нефть употреблялась преимущественно для освещения помещений, смазки колестелег и немногочисленных механизмов. Постепенно усиливалось ее значение кактоплива. Нефть — «кровь» земли, нефть — «черное золото» земли. Так ныненазывают жидкое топливо во всем мире. И в этом нет преувеличения. Нефть — самоеценное топливо. При сжигании выделяется примерно в полтора раза больше тепла,чем при сжигании такого же количества лучших сортов угля, в три раза больше,чем при сжигании торфа. Но еще важнее, что нефть — незаменимое топливо длядвигателей внутреннего сгорания. Если бы внезапно исчезла нефть, во всем миреостановились бы автомобили, не летали бы самолеты, встали бы все теплоходы наморях и реках, застыли бы тепловозы на железных дорогах. По-прежнему огромновоенно-стратегическое ее значение. Лишенные нефти, все боевые машинысовременных армий — танки, самоходные пушки, броневики, бронетранспортеры,воздушный транспорт и подводный флот — превратились бы в груду бездействующегометалла.

В мировомхозяйстве нет отрасли, где бы не применяли нефтепродукты. Нефть — ценнейшеесырье для химической промышленности, для получения синтетического каучука,синтетических волокон, пластмасс, полиэтилена, белковых веществ, моющихсредств.

Продукты из нефтишироко применяются в машиностроении — универсальные клеи, детали из пластмасс,смазочные масла, антикоррозийные покрытия. Твердые остатки переработки отходовнефти используются в металлургии при электровыплавке алюминия и стали, апрессованная сажа — в огнестойких обкладках электропечей. В радиотехническойпромышленности широко применяются электроизоляционные материалы. В пищевойпромышленности — кислоты, консервирующие средства, парафин. В сельскомхозяйстве — стимуляторы роста, ядохимикаты, удобрения, белково-витаминныеконцентраты. Продукты из нефти используются в фармацевтической, парфюмернойпромышленности, медицине.

В перспективепотребление нефти как энергетического сырья будет уменьшаться за счет замены ееатомной, солнечной и другими видами энергии, при этом увеличится ее применениев химической промышленности и многих отраслях хозяйства.

Географиянефтяной промышленности

В 1992 г. доначала процесса приватизации около 95% российской нефти добывалось в двухнефтеносных регионах. На долю Западной Сибири приходилось около 70% иВолго-Уральского региона — примерно 25%. Тимано-Печерская провинция, СеверныйКавказ, Сахалин и Калининградская область в совокупности обеспечивали примерно5% нефтедобычи страны.

ЗападнаяСибирь.

 В 1961 году былиоткрыты Мегионское и Усть-Балыкское нефтяные месторождения, что подтвердиловерность прогнозов относительно богатейших запасов нефти в Западной Сибири. Запериод с 1961 по 1964 гг. открыли еще 27 месторождений, причем 1964 годсчитается началом промышленного освоения Тюменской нефти. К 1965 г. был веден вэксплуатацию первый магистральный нефтепровод Шаим-Тюмень, а в 1967 г. — трубопровод, связывающий Усть-Балык и Омск.

В 1970 г. объемнефтедобычи в Западной Сибири составлял уже 31.4 млн. тонн., что вывело ее натретье место среди нефтяных регионов России. В тот период добычу нефтиосуществляли нефтепромысловые управления (НПУ) Юганскнефть, Сургутнефть,Мегионнефть, Правдинскнефть, Шаимнефть, Нижневартовскнефть и Томскнефть.

За период с 1970по 1975 гг. объемы добычи нефти выросли более чем в 4 раза и достигли 148 млн.тонн, причем на долю Тюменской области приходилось 141.4 млн. тонн. Активноразрабатывалось Самотлорское месторождение, открытое в 1965 г., обеспечиваястабильный ежегодный прирост объемов добычи. К 1975 г. Западная Сибирь давалапримерно 30% всей нефти СССР. В этот период расцвета советской нефтянойпромышленности было открыто 22 новых месторождения, в том числе такие гигантыкак Федоровское, Когалымское, Холмогорское и др. В 1973 г. было завершеностроительства нефтепровода Самотлор-Тюмень-Альметьевск, что позволилодоставлять тюменскую нефть в центральные районы страны и экспортировать ее понефтепроводу «Дружба». К 1980 г. ежегодный объем добычи нефти в Западной Сибиривозрос до 312.6 млн. тонн, что составляло около 50% всей нефтедобычи СоветскогоСоюза, а максимальный объем добычи на Самотлоре составил в начале восьмидесятыхгодов около 140 млн. тонн в год.

Волго-Уральскийрайон.

 В годы первыхпятилеток в Волго-Уральском районе были открыты Бугурусланское, Краснокамское,Сызранское и Туймазинское нефтяные месторождения. Советское правительствопоставило задачу создания там «второго Баку». В 1932 г. запасы нефти былиобнаружены в Ишимбаевском районе Башкирии, и к 1937 г. эта республика давала до1 млн. тонн в год. В годы войны заводы нефтепромыслового оборудования былиэвакуированы из Баку в Волго-Уральский район, что развило и укрепило егопромышленную базу.

Первыепромышленные запасы нефти в Татарии были обнаружены в 1943 г. В 1948 г. былооткрыто гигантское Ромашкинское месторождение, а всего за период с 1943 по 1950гг. было открыто более 20 нефтяных месторождений. К 1960 г. Татария вышла напервое место среди нефтедобывающих регионов Советского Союза — на ее долюприходилось 42.8 млн. тонн из общего объема 147.8 млн. тонн. Максимум добычибыл достигнут в 1975 г. и составил 103.7 млн. тонн, после чего начался спад. В1993 г., когда Татария отмечала 50-летний юбилей своей нефтяной промышленности,объемы добычи нефти составили всего 25.2 млн. тонн.

Из прочихпромысловых районов следует отметить перспективные на сегодняшний деньТимано-Печерскую нефтегазоносную провинцию, Северный Кавказ и особенноКаспийский шельф.

Развитиеотрасли в советское время

Нефтянаяпромышленность, как и вся экономика Советского Союза, развивалась крайненеравномерно. Первый кризис произошел в 1977-1978 гг., когда впервые былотмечен резкий спад нефтедобычи в Западной Сибири. В значительной мере этоявление объясняется слабостью политики в области геологоразведочных и поисковыхработ. Так, с начала семидесятых годов в Западной Сибири быстро нарасталиобъемы эксплуатационного бурения, тогда как разведочное бурение застыло напрежнем уровне. Такой подход позволял выполнять ежегодные планы по добыче, но былчреват серьезными проблемами в будущем в плане поддержания необходимых уровнейдобычи. Кризис был преодолен за счет еще большего наращивания эксплуатационногобурения и переключения усилий всей страны на развитие Западной Сибири. В 1982г. Тюменская область впервые за свою историю не смогла выполнить годовой планпо добыче нефти. Спад нефтедобычи продолжался до 1986 г. В 1985 г. добыча накрупнейшем Самотлорском месторождении упала почти на 20 млн. тонн, и, несмотряна все прилагаемые усилия, в последующие годы объемы добычи снижались почти на10 млн. тонн в год. К концу 1985 г. 16% скважин простаивали, а качествоскважин, в спешке пробуренных после 1977 г., было крайне низким. Отрасль неуспевала достаточно быстро осваивать новые месторождения для того, чтобывыполнять планы по бурению и добыче. Второй кризис был вызван неспособностьюнефтяной промышленности повысить производительность, и был усугубленнесбалансированностью развития Западной Сибири. Он был преодолен за счеттрадиционных для советского периода «авральных» мер, прежде всего огромногопритока капитала и рабочей силы. Повышенное внимание стало уделяться развитиюсоциальной инфраструктуры в Сибири, ведению активных геологоразведочных работна севере Тюменской области за пределами Среднего Приобья, а также мерам поукреплению технической и сервисной базы отрасли. В результате этих усилий в1986-1987 гг. падение добычи было остановлено, а новый рекордный максимумнефтедобычи в 570 млн. тонн был достигнут в 1987-1988 гг.

Современноесостояние российской нефтяной промышленности во многом усугубленоскладывавшимся в течение десятилетий отношением бывшего советского руководствак этому ключевому сектору экономики. Традиционно считалось, что он имеетнеограниченный потенциал для роста, является основным источником валютныхпоступлений и важным рычагом внешней политики. На протяжении семидесятых годовцентр нефтедобычи в России смещался в восточные регионы за Урал, тогда какосновные районы потребления нефти находились в западной части страны. В результатевозрастала себестоимость нефти в связи с ведением производственной деятельностив районах с суровыми климатическими условиями и необходимостью транспортировкисырой нефти на огромные расстояния от устья скважины к потребителям.

При освоениитакого огромного нефтеносного региона, как Тюменская область первыми на местеработ появлялись нефтяники, и только потом — строители и прочие вспомогательныеслужбы. Такая порочная практика приводила к невосполнимым экономическимпотерям. Для того, чтобы выполнить план по добыче нефти, наращивалась добыча на«гигантских» месторождениях, вместо разработки средних и малых. В настоящеевремя запасы «гигантских» месторождений истощаются, и они обеспечивают ужеменее 30% ежегодной добычи.

Широкоприменявшаяся практика закачки воды в нефтеносные горизонты нанесланепоправимый ущерб многим пластам. Вследствие того, что не уделялось должногозначения изготовлению оборудования для добычи нефти, приходится импортироватьтрубы, инструменты и нефтепромышленное оборудование в обмен на нефть. Такнефтяная промышленность частично начала работать сама на себя. В декабре 1985г. министр нефтяной промышленности Н.Мальцев направил письмо в ЦК КПСС и СовминСССР, в котором он предупреждал, что нереалистичные и неоправданные темпынефтедобычи в скором будущем приведут к краху нефтяную промышленность страны.Однако руководство страны игнорировало эту информацию о состоянии дел отрасли.

Развитиеотрасли в постсоветское время

После достиженияабсолютного максимума нефтедобычи в 1987 г. начался ее неуклонный спад. К 1994г. добыча упала на 44%, составив всего 317.2 млн. тонн. В начале 1995 г.простаивало более 22 тыс. скважин из общего фонда в 140 тыс. нефтяных скважин.

Приведенный графикнаглядно иллюстрирует интенсивность падения объемов добычи в эти кризисныегоды. К перечисленным в предыдущем разделе проблемам добавилось ухудшениеструктуры запасов в сторону высоковязкой нефти, находящейся в пластах с низкойпроницаемостью и залегающей на большой глубине. Темпы ввода в эксплуатациюновых месторождений резко снизились, и в девяностых годах ежегодно вводились вэксплуатацию 3-4 месторождения вместо 30-40 в середине восьмидесятых.

В этот периодкризис нефтяной промышленности получил дополнительное продолжение. Цены на энергоносители,например нефть и газ, которые контролировались государством, оставались насравнительно низком уровне, тогда как стоимость оборудования, материалы,строительные, транспортные и прочие услуги стали резко и неограниченно расти.Медленного повышения цен на основные энергоносители, имевшего место наотечественном рынке, оказалось совершенно недостаточно для того, чтобыкомпенсировать нефтедобывающим компаниям ущерб, наносимый инфляцей. Из-заэтого, в частности, становилось все более экономически нецелесообразно вводитьв действие низкодебитовые скважины, когда в них возникали технические проблемы.

Ситуациюсущественно усложнил кризис неплатежей и падение спроса на внутреннем рынке.Таким образом, если первые два кризиса нефтяной промышленности можно считать восновном технологическими по своему характеру, то современный кризис обусловленструктурными проблемами отрасли и крахом прежней экономической системы.

Структураотрасли

В советское времяотраслью руководили три ведомства:

Министерствонефтяной промышленности (МНП), от которого в середине 60-х в качествесамостоятельного органа отделились Министерство газовой промышленности (МГП),отвечавшее, в частности, за транспортировку нефти и газа (для этого былосоздано специальное подразделение Главтранснефть),

Министерствостроительства для нефтяной и газовой промышленности (Миннефтегазстрой, МНГС),

Министерствогеологии

Помимо основныхтрех министерств нефтяникам приходилось иметь дело с целым рядомвспомогательных, занимающихся строительством дорог и жилья, транспортировкойгрузов и рабочих, строительством и монтажом электростанций и ЛЭП.

Крупнаяреорганизация отрасли произошла в начале семидесятых, когда нефтепромысловыеуправления были преобразованы в нефтегазодобывающие управления (НГДУ). Чтобыупростить систему управления производством и сократить числоинженерно-технических работников, было решено создать на базе мелких слабеющихподразделений единую службу ремонтных и вспомогательных работ (Базыпроизводственного обслуживания), которая работала бы по договорам со всемиподразделениями НГДУ. Изменения произошли и в аппарате управления МНП — вместотерриториальных главков, которым были подчинены объединения, создалифункциональные управления: управление по добыче, управления по бурению,управление по автоматизации и т.п.

Следующимважнейшим этапом эволюции структуры нефтяной промышленности стало созданиепроизводственных объединений (ПО) в конце семидесятых годов. По инициативеминистерства стали организовываться первые ПО в Нижневартовске, Сургуте,Нефтеюганске, Урае. ПО объединяли все виды работ в определенном районе — поиск,разведка, добыча, строительство, бурение, геофизика, переработка газа,транспортировка и ремонтные работы. Многие ПО содержали на своем балансе городаи поселки, речной и морской транспорт, сельскохозяйственные предприятия. Всостав восьми ПО входили научно-исследовательские институты. Ряд объединений(Танефть, Башнефть, Саратовнефтегаз, Самаранефтегаз, Краснодарнефтегаз) веливахтовые работы по освоению отдельных нефтегазовых месторождений и ремонтускважин в Тюменской области и на севере Европейской части России.

Продолжениемструктурирования отрасли по производственному принципу в современных условияхстало создание т.н. веритикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК),выстроенных по технологической цепочке «от разведки до бензоколонки». Этозначит, что ВИНКи самостоятельно осуществляют геологоразведку и бурение,эксплуатацию скважин, переработку нефти и реализацию нефтепродуктов, вчастности, заграницу. Типовая структура ВИНКа включает буровые предприятия наоснове управления буровых работ и разведочного бурения (УБР, УРБ),нефтедобывающие компании на базе НГДУ, нефтеперерабатывающие предприятия, атакже сбытовые организации. Единственной прерогативой министерства, вначалепреобразованного в Роснефтегаз, а затем в Министерство топлива и энергетики(Минтопэнерго) оставлась транспортировка нефти нефтепродуктов, затем она былапередана Транснефти и Транснефтепродукту. Всего вместе с заводами по производствунефтепромыслового оборудования и научно-исследовательскими институтами,дополняющими нефтегазовый комплекс, в отрасли занято порядка 1 млн. человек.

Рынки сбыта

Для России экспортэнергоносителей остается важнейшим источником валютных доходов. Вследствиесущественных различий условий поставки разделяют экспорт в «ближнее зарубежье»,т.е. республики бывшего СССР, и «дальнее зарубежье» — все остальныегосударства. В 1990 г. экспорт энергоносителей в дальнее зарубежье составлял 23%от всего экспорта, к 1994 г. эта цифра увеличилась до 44%.

Ближнее зарубежье.

Если вприкаспийских республиках существует собственная нефтедобывающаяпромышленность, которая в достаточной мере удовлетворяет их потребность в нефти,то остальные республики существенно зависят от поставок российской нефти.Несмотря на это, начиная с 1992 г., экспорт в ближнее зарубежье неуклонносокращался, и сейчас только Украина, Белоруссия и Литва все еще получаютзначительные объемы нефти из России. Среди партнеров России по СНГ никто неимеет возможности оплачивать поставки нефти и газа по мировым ценам, поэтомуэкспорт нефти в ближнее зарубежье определяется в большей мере политическими,чем экономическими причинами. Хоть и транспортировать нефть ближайшим партнерамнамного проще, риск нерегулярности платежей перекрывает кажущиеся выгодысотрудничества с этими странами.

Дальнее зарубежье.

 Поставкаэнергоносителей в другие страны (см. табл.2) в большей мере регулируетсярыночными отношениями.

Таблица Экспортсырой нефти из России.

Страна Объем экспорта (тонн) Объем экспорта (тыс. бар.сутки) Стоимость (тыс. долл.) Австрия 2 650.5 53.01 266.731 Канада 849.3 16.99 87.466 Чехия 3 038.1 60.76 304.742 Франция 1 392.2 27.84 139.913 Германия 20 172.5 403.45 2 040.494 Венгрия 2 597.1 51.94 257.327 Ирландия 7 709.5 154.19 757.966 Италия 8 374.3 167.49 827.515 Нидерланды 1 396.5 27.93 139.039 Польша 3 361.5 67.23 340.830 Словакия 3 135.7 62.71 317.976 Швейцария 11 196.6 223.93 1 144.581 Великобритания 15 577.3 311.55 1 557.370 США 2 540.1 50.80 254.644 Прочее 38 611.3 756.86 3 792.456 Всего 91 902.8 1 838.06 9 014.980

Экспортныевозможности России сдерживаются только проектной пропускной способностью транспортнойсистемы, ограничивающей объемы прокачки нефти заграницу до 124 млн. тонн/год.Реально этот показатель составляет 100.6 млн. тонн/год, т.е. 81% от проектноймощности. Ограниченная мощность «трубы» породила проблему допуска к нейизбранных нефтеторговых компаний — т.н. спецэкспортеров. Процедура экспортасостояла в следующем: торговая компания покупала сырую нефть у нефтяников,используя собственные финансовые средства, оплачивала ее транспортировку ипереводила авансом твердую валюту на счет Минфина. Последний компенсировалтрейдеру его рублевые издержки на покупку и транспортировку нефти только послезавершения сделки и перевода средств на счет экспортера. Торговые компаниивыступали также в качестве специальных экспортеров для нефтедобывающих компаний- они играли роль посредников при продаже нефти, принадлежащей либо нефтяникам,либо местным органам власти, подписывая от их имени контракт и получаякомиссионные.

Пытаясь решитьпроблему ограниченной пропускной способности «трубы», правительство издало указ«О регулировании доступа к системе магистральных нефтепроводов,нефтепродуктоводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти,нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ». Суть этого документа вследующем. В случае, если заявки на доступ к экспортной сети не превышаютпропускную способность трубопроводов, нефтедобывающие компании получают доступк системе в соответствие с объемами, указанными в их заявках. Однако, когдазаявки превышают общую пропускную способность трубопроводов, права доступадолжны распределяться между нефтяными компаниями в соответствии с их объемамидобычи за предыдущий квартал. Указ лишал нефтеторговцев доступа к «трубе»,предоставляя это право непосредственно нефтедобывающим компаниям. Такимобразом, трейдеры должны были либо кооперироваться с нефтяниками, либо покупатьу них право доступа.

Хотя институтспецэкспортеров вскоре были ликвидирован, сейчас они продолжают активныеоперации на международном рынке. Образована Ассоциация российских экспортеровнефти, объединяющая бывших спецэкспортеров.

Внутренний рынок.

Главнойотличительной особенностью торговли нефти на российском рынке являютсяневысокие внутренние цены. Это сдерживает рост рентабельности производства ипродаж, приводит к низкой стоимости бизнеса российских нефтяных компаний посравнению с зарубежными аналогами. Изначально цены на сырую нефть и продукциюнефтепереработки устанавливались непосредственно правительством для всехнефтедобывающих компаний. Этот порядок существовал до сентября 1992 г., когдапрямой контроль цен был заменен на косвенное регулирование. Для защитыроссийских потребителей от неожиданного резкого скачка цен на энергоносителиправительство ввело целый ряд механизмов, включавших, помимо уже рассмотренныхограничений на экспорт, ограничения на общую прибыльность нефтедобывающихкомпаний. Заданный уровень прибыльности составил 10% от реализации, контроль заэтим показателем был упразднен в 1994 г.

На внутреннийрынок сбыта оказывает влияние и т.н. «система поставок нефти длягосударственных нужд». По этой системе компании были вынуждены продаватьопределенные объемы нефти государству по фиксированным ценам.

Заключение

На развитиенефтегазового комплекса России оказывают определяющее влияние три группыпроблем. Первая группа проблем связана с наследием т.н. планового хозяйства (аточнее, бесхозяйственности) правительства СССР. Вторая группа проблем возниклапосле либерализации экономики и установления рыночных отношений в отрасли. Впериод смены форм собственности произошла утрата контроля властей надфинансовыми потоками, что привело к валу неплатежей, бартеру, эмиссии денежныхсуррогатов и другим хроническим проблемам. Третья группа связана с ухудшениемировой конъюнктуры рынка нефти, вызванной ее перепроизводством.

Все эти негативныефакторы привели к тому, что в течение последнего десятилетия объемы нефтедобычинеуклонно падали. В первом полугодии 1997 г. впервые наметился переломнегативной тенденции. Это связано как с временным расширением спроса на мировыхрынках, так и ростом деловой активности внутри страны. Повышенный интересиностранных инвесторов вызывает их привлечение к новым гигантскимместорождениям на шельфах Каспия и Сахалина, Ковыктинского нефтегазовогорайона, Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море и др. Ведущиенефтяные компании объединяют усилия с зарубежными концернами, такими, как Arco,Elf Aquitania и др. для совместной доразведки и эксплуатации этихместорождений.

Среди множестванегативных факторов, сдерживающих развитие нефтяной отрасли, существует одиннаиболее труднопреодолимый. Поскольку система трубопроводов в России непозволяет транспортировать нефть отдельными партиями, сырая нефть поступает всистему единым потоком и смешивается. Подобная схема ведет к непредсказуемостикачества поставляемой нефти и создает серьезные проблемы, особенно длязарубежных потребителей. Это приводит к снижению цен, поскольку клиентызачастую требуют скидку за потенциальное ухудшение качества нефти. К тому жетакая система ведет к выравниванию положения компаний, добывающих нефтьсущественно различного качества.

Списоклитературы

Т.Г Морозова, М.П.Победина. С.С. Шишов «Экономическая география России» М. 2001г.

М.В. Степанов«Региональная экономика» М. 2001г.

Аналитическаягруппа департамента корпоротивных финансов «Обзор отрасли» 1998г.

Интернет ресурс Geoworld’s 

www.ronl.ru

Статьи с меткой «нефть» – Вести Экономика

  • Весна в октябре: российский рынок игнорирует ледяное дуновение извне

    01:27

    Как погода решила нас побаловать тёплыми днями, так и российский рынок подступающей зиме и пытается расти, несмотря на ледяные дуновения с внешних рынков.

  • Нефть дорожает на опасениях по поводу снижения поставок

    12.10 17:17

    Нефть дорожает в пятницу, поскольку внимание инвесторов переключилось с более широких рыночных потрясений, вызванных падением акций США, на потенциальный дефицит нефти из-за сокращения экспорта из Ирана, пишет Bloomberg.

  • МЭА: высокие цены на нефть угрожают мировой экономике

    12.10 11:30

    МЭА заявило, что мировые поставки нефти выглядят "достаточными на данный момент" после значительного увеличения производства за последние шесть месяцев. Однако нефтяная отрасль находится под давлением, поскольку она сталкивается с растущим спросом.

  • Рубль вырос к доллару и евро на старте торгов

    12.10 10:25

    Доллар и евро начали торги на Московской бирже с ослабления. Рубль укрепился по отношению к бивалютной корзине на фоне дорожающей нефти.

  • СМИ: экспорт нефти из США в Азию может продолжить снижение из-за дорогого фрахта танкеров

    11.10 23:18

    Существенный рост стоимости фрахта нефтяных танкеров привел к заметному подорожанию транспортировки нефти из США в Азию, что может привести к еще большему сокращению объемов экспорта американской нефти до конца 2018 г.

  • ОПЕК вновь снизила прогноз роста спроса на нефть

    11.10 15:15

    ОПЕК снизила прогноз роста мирового спроса на нефть на 2019 г. третий месяц подряд и сообщила об увеличении добычи в странах-членах картеля в сентябре.

  • Политика Трампа изменила мировые потоки нефти

    11.10 14:14

    Внешняя политика президента США Дональда Трампа перенаправляет мировые нефтяные потоки, пишет Bloomberg.

  • Рубль снизился к бивалютной корзине в начале торгов на Мосбирже

    11.10 10:29

    Доллар чуть ослаб, евро укрепился на старте торгов на Мосбирже. Рубль снизился по отношению к бивалютной корзине, свидетельствуют данные торгов.

  • EIA повысило прогноз средней цены на нефть в 2018 году

    11.10 04:44

    Управление энергетической информации Минэнерго США также повысило прогноз по добыче "черного золота" в США.

  • Глава ФРБ Далласа: сланцевая добыча США не сможет удовлетворить рост мирового спроса на нефть

    10.10 18:40

    Цены на нефть в ближайшие годы будут оставаться высокими, при этом в течение 3–5 лет мировой спрос на нефть может превысить предложение.

  • Баланс факторов сместился в сторону укрепления рубля

    10.10 17:45

    К середине недели рубль остается под воздействием разнонаправленных факторов, однако их баланс в последние дни сместился в пользу укрепления курса.

  • Российский рынок под влиянием неопределенности на мировых рынках

    10.10 12:20

    Отсутствие определенности на мировых площадках, а также значимых внутренних новостей, скорее всего, определит невыраженный тренд в ходе сегодняшних торгов.

  • Рубль вырос к доллару и евро при открытии торгов

    10.10 10:24

    Доллар и евро начали торги на Московской бирже с ослабления. Рубль укрепился по отношению к бивалютной корзине, свидетельствуют данные торгов.

  • Добыча нефти в Мексиканском заливе снизилась почти на 40% из-за урагана "Майкл"

    10.10 08:46

    Объем дневной добычи нефти в Мексиканском заливе сократился почти на 40% во вторник из-за урагана "Майкл", сообщает Reuters.

  • Total больше не покупает нефть у Ирана

    10.10 05:14

    Глава компании отметил, что, несмотря на падение экспорта "черного золота" из Ирана, предложений на рынке достаточно.

  • Рынок нефти: в настроениях инвесторов появилась неопределенность

    09.10 17:03

    Нефтяной рынок на прошлой неделе и в начале текущей находится под воздействием большего числа разнонаправленных факторов новостного фона.

  • 5 крупнейших открытий нефтяных месторождений в истории

    09.10 13:25

    Рынок нефти не стоит на месте, и многие крупные нефтяные компании стремятся открывать все новые и новые месторождения нефти, чтобы иметь возможность добывать больше сырья.

  • Прогноз: нефть ждет отступлений от плана США по Ирану, но не отступления

    09.10 11:01

    После предыдущего взлета с коррекцией далее нефтяные цены проследят за возможными отступлениями от "иранского" плана Вашингтона, хотя общего его смягчения пока не ожидается.

  • Рубль укрепился на фоне роста цен на нефть

    09.10 10:21

    Доллар и евро снизились на старте торгов на Мосбирже. Рубль немного укрепился по отношению к бивалютной корзине на фоне роста цен на нефть.

  • Нефтяные компании остановили 19% добычи нефти в Мексиканском заливе из-за урагана "Майкл"

    09.10 08:57

    Энергетические компании в понедельник остановили почти пятую часть добычи нефти в Мексиканском заливе и эвакуировали персонал с ряда платформ в связи с ураганом "Майкл".

  • Нефть по $100? На что ставят трейдеры?

    09.10 07:59

    Цены на нефть могут достигнуть $100 за баррель уже к началу нового года. Участники рынка активно делают ставки.

  • Курдистан и битва за нефть

    09.10 00:46

    Жители Курдистана проголосовали на парламентских выборах в прошлое воскресенье спустя год после неудачного голосования за независимость. Выборы, результаты которых прошли горячее обсуждение, стали последней главой в длительной и мучительной борьбе.

  • Индия продолжит покупать иранскую нефть, несмотря на угрозу санкций США

    08.10 16:11

    Две индийские нефтяные компании разместили заказы на импорт иранской нефти в следующем месяце, заявил министр нефти и природного газа Индии Дхармендра Прадхан.

  • Матвиенко: придется повысить базовую цену нефти в бюджетном правиле

    08.10 13:03

    Властям придется вернуться к бюджетному правилу и повысить базовую цену на нефть, что позволит ускорить темпы роста ВВП России, заявила глава Совета Федерации Валентина Матвиенко.

  • www.vestifinance.ru

    » Статья на основе доклада про сырьевую ренту (Нефть России)

    Статья на основе доклада про сырьевую ренту (Нефть России)

    Лекарства от «сырьевого проклятья»

    Могут ли ими стать приватизация нефтегазовых активов и повышение качества государственных институтов?

    Андрей ВАЛЕНТИНОВ

    Дискуссия о том, какая модель функционирования нефтегазового бизнеса – частная или государственная – наиболее эффективна, не утихает уже третье десятилетие. Результаты почти тотальной приватизации активов отрасли в начале 1990 годов оказались весьма спорными. ВИНК, созданные на основе бывших советских предприятий, принесли немалые прибыли своим владельцам, но так и не решили основных проблем НГК. В частности, не удалось вывести коэффициент нефтеотдачи на уровень, сопоставимый с показателями ведущих добывающих стран, освоение новых нефтегазоносных провинций шло достаточно вяло, а нефтепереработка существенно отставала в технологическом плане от Европы и США. В 2000 – начале 2010-х годов прошла обратная волна, прекратили своё существование такие частные ВИНК, как «ЮКОС», «Сибнефть», ТНК, а на их «руинах» расцвели государственные «Роснефть» и «Газпром нефть». Но и это не решило застарелых проблем нефтегазовой промышленности. В перспективе правительство планирует вторую волну приватизации, которая должна затронуть, в частности, «Роснефть» и «Зарубежнефть». Но как это отразится на отрасли? Удастся ли теперь решить те проблемы, которые оказались не по зубам «олигархам первой волны» и «государственным монстрам»? Недавно опубликованный доклад Российской академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) под названием «Природная рента и экономический рост» делает однозначный вывод – именно частная собственность позволяет обеспечить наиболее эффективное функционирование НГК и избежать действия так называемого сырьевого проклятия.

    Дело не в нефти, а в «качестве» власти

    Автор доклада, управляющий партнёр компании Khaznah Strategies и по совместительству доцент РАНХиГС Пётр Казначеев, подвергает критике идею «сырьевого проклятья», то есть неизбежного скатывания в пучину экономического кризиса и социальной нестабильности тех стран, которые практически полностью зависят от экспорта природных ресурсов. Данная концепция была выдвинута ещё в 1990 годы и на сегодняшний день стала практически аксиомой для большинства учёных, исследующих влияние природных ресурсов на экономику той или иной страны. Но, как отмечает П. Казначеев, «вместо того, чтобы бороться с разными “проклятьями” и “болезнями”, государствам стоило бы оглянуться на самих себя и проанализировать собственные действия, а также характер и роль институтов, которые они создают, поддерживают, а зачастую и разрушают».

    Действительно, есть целый ряд стран-экспортёров сырья, которые страдают от замедления экономического роста, стагнации социального развития и таких проблем, как высокая преступность, коррупция и внутренние конфликты. К их числу относятся, например, Венесуэла, Иран, Ливия, Алжир, Нигерия, Йемен, Мьянма и т. д. Но есть и обратные примеры. Существует ряд «сырьевых» государств, которые сумели создать современную быстрорастущую экономику с высоким уровнем социальных показателей и благосостояния населения.

    «Сырьё не является проклятьем. Экономика, обладающая богатыми сырьевыми ресурсами, может развиваться как успешно, так и провально. Важно лишь качество институтов… В странах со слабыми институтами извлечение сырьевой ренты превосходит продуктивную экономическую деятельность и ведёт к снижению эффективности, после чего наступает экономический спад. А за этим возникает целый ряд социальных и политических катаклизмов», – отмечает П. Казначеев.

    Этот посыл в докладе подтверждается при помощи расчётов. Все сырьевые и нефтегазовые экономики (68 и 39 стран соответственно) были разделены на группы в зависимости от качества государственных институтов. Критериями такой классификации послужили индекс Института Фрейзера «Экономическая свобода в мире», индекс Всемирного банка «Условия для бизнеса» (Doing Business) и доклад Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность». На основе каждого из этих трёх источников было составлено по четыре равные группы государств – от стран с наиболее развитыми институтами до самых «отсталых». Затем для каждой из этих групп рассчитана динамика основных экономических показателей (см. рис. 1 и 2).

    «Во всех группах почти по всем параметрам наблюдается чёткая тенденция. Эта тенденция подтверждает нашу гипотезу: более качественная институциональная среда в богатых природными ресурсами странах обеспечивает более высокие среднедушевые доходы, жизненный уровень и уровень социального развития», – делается вывод в докладе.

    Впрочем, эта мысль вполне очевидна и без столь сложных расчётов – чем лучше государственное управление, тем благополучнее ситуация в экономике. И тут даже не столь важно, экспортирует страна сырьё или нет. Но любопытно, что Россия отнесена в докладе ко второй группе – то есть к той, которая демонстрирует показатели ниже общемирового уровня. Посыл достаточно прозрачный – низкое качество государственного управления не позволяет нашей стране получить те плюсы от экспорта энергоресурсов, которые имеют державы первой группы (в их число вошли, например, Норвегия, Канада, Австралия, а также практически все ближневосточные монархии).

    «Частная нефть» – успешное государство?

    Первая часть исследования подводит к очевидному вопросу – что же делать, как прорваться из второй группы в первую? Ответ, содержащийся в докладе, достаточно однозначен – повышать уровень экономической свободы. Что это означает на практике? Увеличивать долю частных нефтегазовых компаний.

    «Мы разделили страны-экспортёры нефти и газа по структуре собственности на нефтегазовые активы. И обнаружилось, что по всем параметрам успешнее развиваются государства, где превалирует частная собственность на нефтегазовые активы…Страны, где нефть и газ полностью национализированы, заметно отстают от стран с частной и смешанной собственностью, а также от показателей мира в целом», – утверждает П. Казначеев.

    Здесь опять-таки было выделено четыре группы государств: с преобладанием частной собственности (семь стран, в которых более 80% добычи углеводородов приходится на долю частных компаний), со смешанной собственностью (10 стран, включая Россию, где от 20 до 80% добычи осуществляется частными компаниями), с государственным контролем (семь стран, где более 80% добывается госкомпаниями) и модель Персидского залива (шесть государств).

    «Результаты нашего анализа позволяют говорить о наличии чёткой тенденции: в странах, где нефтяные компании находятся в частных руках, среднедушевые доходы оказываются выше, а в странах, где сектор контролирует государство, уровень реального ВВП на душу населения существенно ниже», – говорится в докладе (см. рис. 3 и 4).

    Стройность столь несложного вывода (частный нефтегазовый бизнес – хорошо, государственный – плохо) нарушает лишь пример ближневосточных государств. Но в докладе и этому находится объяснение. Секрет монархий Персидского залива, по мнению его автора, заключается в сочетании беспрецедентных запасов углеводородов и объёмов их добычи с небольшой (а порой просто мизерной, как в Катаре и Бахрейне) численностью коренного населения. И хотя нефтегазодобыча контролируется государством, в очень большой степени она опирается на иностранные сервисные компании и высококвалифицированных специалистов-иностранцев, работающих в национальных корпорациях государств Персидского залива. Кроме того, хотя углеводородный сектор контролируется государством, во многих странах региона экономическая политика в других отраслях весьма либеральна и благоприятствует иностранным инвесторам. В целом же эта система представляет собой аномалию и вряд ли может быть повторена где-то ещё по ряду причин экономического, политического и культурного характера. То есть вывод для России вроде бы очевиден – надо брать пример не с Саудовской Аравии или Катара, а с Австралии или Канады, входящих в «лидирующую» группу. Впрочем, в неё включён и Египет, где также раздолье для частных нефтегазовых компаний. Однако это никак не способствует процветанию данной страны, в отличие от её ближневосточных соседей, предпочитающих держать отрасль в государственных руках.

    В докладе также сравниваются девять крупнейших частных и девять крупнейших государственных нефтегазовых компаний. И делается вывод, что по чистому доходу на баррель добычи первые опережают вторых более чем в два раза (см. рис. 5).

    Но и этот вывод весьма сомнителен. Его в ходе презентации доклада опроверг представитель одной из российских государственных компаний, начальник департамента стратегического планирования «Газпром нефти» Сергей Вакуленко. По его мнению, некорректно сравнивать EBITDA частных и государственных компаний без детального анализа их бизнеса. Например, у Shell объёмы переработки нефти в три раза превышают масштабы добычи, и делить прибыль, полученную в секторе downstream, на количество баррелей извлечённого сырья – мягко говоря, несерьёзно.

    К тому же государства используют различные схемы изъятия прибыли у национальных компаний. В одних случаях (например, в России) это происходит через высокое налогообложение, а в других (Малайзия) – через распределение дивидендов. И поэтому размер прибыли – совсем не показатель.

    Таким образом, в системе доказательств теоремы о том, что приватизация нефтегазового комплекса – путь к эффективному развитию отрасли, всё же имеются существенные пробелы.

    Пять идей для России

    Не ограничиваясь общими рассуждениями о необходимости «экономической свободы», доклад предлагает присмотреться к пяти конкретным примерам зарубежного опыта, который мог бы пригодиться в нашей стране.

    Первый из них – так называемое двухуровневое повышение эффективности. Кидая очередной камень в огород государственных компаний, автор доклада отмечает, что концентрация в их руках лицензий на новые месторождения является одной из серьёзных проблем нефтегазовой промышленности РФ. «Сидя» на этих запасах, госкомпании зачастую не ведут их разработку.

    Поэтому предлагается условно разделить существующие месторождения на две группы: «историческое наследие» и «инновационная экономика». Первая группа ‒ наиболее рентабельные запасы с относительно низкозатратной добычей. Многие из них находятся на поздних стадиях разработки, и требуется повышение эффективности эксплуатации. Данные объекты предлагается оставить госкорпорациям.

    А месторождения с трудноизвлекаемыми углеводородами, где необходимо применение эффективных управленческих решений и технических инноваций, ‒ отдать частным компаниям. Учитывая, что практически все новые месторождения в России – «трудные», применение подобной схемы означало бы почти полную приватизацию отрасли…

    Второе предложение – поэтапное введение нефтяного налога на прибыль (ННП), за что давно ратуют не только частные, но и государственные компании. Как отмечается в докладе, совокупный размер налогов в РФ сегодня составляет 70‒80%от прибыли нефтяных компаний. В газовой отрасли уровень обложения несколько ниже, но в настоящее время он повышается. Между тем, во многих промышленно развитых странах, где остальные налоги в целом выше, чем в России, налоговое бремя для предприятий нефтегазовой промышленности не превышает 50%.

    Государство в последние годы ввело налоговые каникулы для шельфовых проектов и месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Однако это усложняет систему налогообложения отрасли, бюрократизирует налоговое администрирование. Поэтому автор доклада призывает заменить нынешний налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины, взимаемые с выручки, единым нефтяным налогом на прибыль. Именно по такому пути пошла в своё время Канада.

    Поскольку данный процесс очень непрост, предлагается пошаговый механизм перехода. На первом этапе (около двух лет) ННП может быть незначительным (около 4%от совокупной прибыли). Это позволило бы адаптировать как компании, так и государство к новой системе. А затем ещё в несколько этапов можно будет заменить нынешнюю систему налогообложения на ННП.

    Третье предложение – создание сырьевых особых экономических зон (СОЭЗ). Они должны представлять собой экспериментальные площадки, где будут опробованы новые модели регулирования и созданы прецеденты, которые способны использовать в качестве практического примера другие регионы.

    Элементами СОЭЗ могли бы быть:

    • облегчённая процедура выдачи лицензий на геологоразведку и добычу;
    • повышение планки для классификации месторождений федерального значения;
    • дополнительные к имеющимся налоговые льготы для проектов, связанных с разработкой технически сложных месторождений (тяжёлая и сланцевая нефть, сланцевый газ и т. д.).

    Четвёртое предложение доклада – увеличение производства сжиженного природного газа. Сейчас в России действует только один завод по сжижению «голубого топлива» ‒ на Сахалине. Его объём поставок составляет 10,6 млн т в год. Это всего около 4% от общемирового предложения СПГ и примерно 7% от экспорта «Газпрома». Для сравнения, Австралия планирует к 2020 г. утроить производство сжиженного газа, доведя его до 80 млн т в год. Главная причина отставания России в данной сфере, по мнению П. Казначеева, – неэффективность стратегического планирования и монополизация газового экспорта.

    Наконец, пятое предложение – наиболее утопичное, но близкое сердцу простых россиян. Оно касается использования денег, получаемых государством за счёт нефтяного и газового экспорта. «Если деньги из Стабилизационного фонда тратятся на государственные проекты, он превращается просто в дымовую завесу для увеличения госрасходов. Подобная политика вредна по двум причинам. Во-первых, она не даёт фонду решать свою главную задачу – частично выводить из экономического оборота излишнюю денежную массу, особенно в периоды повышения цен на сырьё. Если деньги тратятся немедленно, фонд становится бесполезен в борьбе с “голландской болезнью”. Во-вторых, использование фонда для финансирования прямых государственных инвестиций зачастую приводит к расходованию средств на масштабное инфраструктурное строительство и разного рода проекты для повышения престижа государства», – пишет П. Казначеев.

    Поэтому он призывает провести в России широкую дискуссию относительно возможности введения Национальных нефтяных дивидендов (ННД) по образцу принятых в штате Аляска. То есть государственные средства, получаемые от налогообложения нефтяного экспорта, предлагается не копить в стабилизационных фондах и других подобных структурах, а…делить между гражданами РФ. Непонятно, правда, как это поможет борьбе с «голландской болезнью», к тому же такая «раздача» неминуемо приведёт к росту инфляции.

    Конечно, все эти пять идей подаются как предмет для дискуссии, а не как готовый проект для внедрения. Но их общая направленность очевидна – повышение роли частного бизнеса и сокращение влияния государства на отрасль.

    ***

    Возможно, некоторые положения доклада кажутся спорными. Но примечателен сам факт того, что в аналитических кругах активизируется интерес к исследованию проблем, связанных с частным нефтегазовым бизнесом. И думается, это можно расценивать как подготовку общественного мнения ко «второй волне» приватизации. Образ частных нефтяных компаний, которым в последнее время чуть ли не детей пугают, необходимо отмыть от толстого слоя негатива, «прилипшего» к нему в период огосударствления отрасли и выхода на авансцену «деприватизированных» корпораций. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что они раскроют свой потенциал и так же, как и в передовых странах мира, станут залогом эффективной деятельности нефтегазового комплекса.

    Статья опубликована в журнале «Нефть России» №1-2 за 2014 год.

    kaznacheev.com

    Статья Россия на мировом рынке нефти

    Россия на мировом рынке нефти

    Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.

    Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.

    Эти цифры подчас служат основанием для критики со стороны ряда российских и зарубежных экспертов, которые утверждают, что такая доля ТЭК свидетельствует о сильной зависимости российской экономики от добычи нефти и газа и о том, что наша страна превращается в сырьевой придаток мировой экономики.

    Наличие обширных нефтегазовых ресурсов - это в первую очередь естественное преимущество, а не недостаток. Главное - уметь ими рационально распорядиться. В качестве примера достаточно просто сослаться на США, Великобританию и Норвегию, где при разумном использовании, как показывает опыт этих стран, нефтегазовая отрасль стимулирует экономическое развитие и способствует повышению благосостояния населения. Поэтому я считаю, что российский ТЭК - это "локомотив", а не "игла" для национальной экономики.

    В связи с этим государственное регулирование ТЭК распадается на два блока задач. Первый - это обеспечение его стабильного развития на всех этапах - от изучения ресурсного потенциала углеводородного сырья до переработки и транспортировки. Второй - эффективное использование потенциала ТЭК для диверсифицированного развития российской экономики и социальной сферы.

    Россия как ключевой игрок на мировом рынке нефтиВ следующем году заканчивается первая пятилетка XXI века. За эти годы мировой рынок нефти сильно изменился, и это оказало влияние на всю мировую экономику. Спрос на нефть увеличивался каждый год, и цены росли. Для 2004 г. характерен рекордный рост потребления нефти, который стал одной из причин рекордного роста цен на нефть в текущем году.

    В целом за пять лет начиная с 2000 г. потребление нефти в мире выросло на 7,5%. Лидером роста стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Нефтяной рынок Европы и стран СНГ по темпам роста отстает и от рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, и от рынка Северной Америки. Европа - наш главный рынок сбыта нефти, и необходимо реально оценивать возможность роста сбыта российской нефти на этом рынке. В настоящее время более 70% роста потребления нефти в мире обеспечивают развивающиеся страны. Среди них лидирует Китай, который за пять лет увеличил потребление нефти на 94 млн. т в год и обеспечил 31% роста потребления нефти в мире.

    Промышленно развитые страны за пять лет обеспечили 29% прироста потребления нефти. Лидером по росту потребления среди развитых стран являются США, тогда как Япония, Германия и Италия сократили потребление нефти. По сути, в Европе рост потребления нефти обеспечивали Испания, Австрия, Польша и Голландия.

    Добыча нефти в мире с 2000 г. по 2004 г. выросла на 7,1%, то есть ее рост был ниже роста потребления нефти. В 2001-2002 гг. потребление нефти увеличивалось незначительно, и ОПЕК снижала добычу нефти для сохранения ценовой ситуации на рынке.

    С 2003 г. добывающие страны фактически сняли ограничения на добычу и экспорт нефти для того, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на нее. Рост добычи нефти в России, Саудовской Аравии и ряде других стран был частично скомпенсирован падением добычи в Северном море, США, Венесуэле, Ираке и в Индонезии, которое было вызвано в первую очередь политическими, подчас военно-политическими и технологическими причинами.

    Стабилизация политической обстановки в ряде стран ОПЕК позволит увеличить добычу примерно на 73 млн. т в год. В какой-то мере это компенсирует падение добычи в США и других странах, где оно обусловлено технологическими причинами. Однако для удовлетворения растущего спроса на нефть на мировом рынке необходим рост экспорта нефти из других стран, в том числе и, может быть, в значительной степени из России.

    С 2000 г. по 2004 г. Россия обеспечила самый высокий прирост добычи нефти в мире. Прирост добычи нефти в России был в три раза выше, чем у ОПЕК. В настоящее время Россия является одним из главных факторов стабилизации мирового рынка нефти.

    Прогноз положения России на рынке нефтиЕсли вспомнить историю, то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира. За этим последовал период резкого сокращения добычи нефти, но этот период закончился несколько лет назад. Начиная с 1999-2000 гг. добыча нефти в России быстро растет.

    Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке рост добычи превзошел и тот прогноз, который заложен в "Энергетической стратегии России до 2020 года". И в этих новых конъюнктурных условиях прогноз роста добычи нефти в России может быть уточнен.

    При средних ценах на российскую нефть на мировом рынке в диапазоне 25-35 долл. за баррель добыча нефти в России может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн. т в год, и в первую очередь за счет ввода в разработку новых месторождений.

    К настоящему моменту в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, причем разрабатывается примерно половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.

    В долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами нефте- и газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

    Экспорт нефти из России зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее потребления на внутреннем рынке. Согласно оценкам экспертов, до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд. В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.

    Транспортировка нефтиПерспектива развития топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

    В "Энергетической стратегии России" в этой связи предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки. Для расширения поставок в Европу - Балтийская трубопроводная система (БТС) и порт Приморск мощностью до 62 млн. т в год. Сегодня заканчивается подготовка всех необходимых формальных решений для завершающей фазы этого проекта, и к концу следующего года, я уверен, Приморск и БТС выйдут на свою максимальную проектную мощность.

    В 2000 г., когда только начиналась первая фаза и когда 12 млн. т для БТС считалось героическим этапом начала реализации нового проекта, сегодня мы уже имеем мощность в 50 млн. т, и это уже воспринимается достаточно спокойно, как нечто почти само собой разумеющееся. Чтобы продолжить традицию, в следующем году БТС выйдет на финальную мощность до 62 млн. т.

    Для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона задействована система нефтепроводов Тайшет-Тихий океан и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте Перевозная. Общая мощность системы достигает 80 млн. т в год. Сейчас идет активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, надеюсь, что до конца года все формальные решения Правительства по структуре, этапам, объемам реализации восточного проекта Тайшет - Тихий океан уже будут приняты.Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн. т в год.

    Эти параметры, эти мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском пространстве. В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря.

    Кроме того, ожидается рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки).

    В результате реализации всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 г. должна вырасти до 303 млн. т в год (6,1 млн. баррелей в сутки).

    Нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России. Например, "ЛУКОЙЛ" через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран по схеме земещения. "Роснефть" организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин.

    Поэтапная реализация всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.

    Рынки сбыта нефтиГлавным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ.

    Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, они же обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли.

    В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США. Внутренние потребности России в нефтиПомимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов.

    Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей.

    Проблема роста цен на бензин, на топливные ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей внутренней логике с учетом страны - нетто-экспортера этих ресурсов?

    Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу.

    Источник - Журнал «Экономика России: ХХI век»

    bukvasha.ru