Федеральное агентство по государственным резервам. Стратегический резерв нефти россии


Россия создаст стратегический нефтяной резерв

07:3402.10.2002

(обновлено: 16:09 05.06.2008)

4800

Россия рассматривает возможность создания в течение ближайших 2-3 лет стратегического нефтяного резерва. Об этом заявил министр энергетики РФ Игорь Юсуфов в ходе посещения во вторник в городе Фрипорт (штат Техас) одного из хранилищ стратегического запаса нефти США. При этом министр отметил, что российский резерв будет создан с совершенно иной целью, чем американский. Россия предполагает создать резерв для того, чтобы помочь удовлетворить потребности в нефти других стран.

ВАШИНГТОН/ХЬЮСТОН, 2 октября. /Корр. РИА "Новости"/. Россия рассматривает возможность создания в течение ближайших 2-3 лет стратегического нефтяного резерва. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", заявил министр энергетики РФ Игорь Юсуфов в ходе посещения во вторник в городе Фрипорт /штат Техас/ одного из хранилищ стратегического запаса нефти США. Глава Минэнерго РФ принимает участие в работе открывшегося накануне в Хьюстоне первого российско-американского энергетического саммита.

> При этом министр отметил, что российский резерв будет создан с совершенно иной целью, чем американский. Он пояснил, что Россия предполагает создать резерв в первую очередь не для собственных нужд, а для того, чтобы помочь удовлетворить потребности в нефти других стран в случае возникновения острой необходимости.

Игорь Юсуфов также указал, что такой резерв может быть сформирован за счет предполагаемого резкого увеличения нефтедобычи в России в ближайшие годы. Поэтому, отметил он, создание нефтяного запаса не приведет к сокращению российского экспорта.

Как отмечают американские СМИ, Игорь Юсуфов стал первым официальным представителем из стран бывшего Советского Союза, который посетил хранилище американского стратегического нефтяного запаса, являющееся одним из наиболее секретных и охраняемых объектов в США. Российский министр расценил это как "беспрецедентный шаг" и проявление доверия со стороны Соединенных Штатов к России.

ria.ru

Минэнерго предложило включить в госрезерв неразработанные месторождения: Финансы: Lenta.ru

Идея создания государственного резерва нефти для регулирования цен на внутреннем рынке, предложенная Министерством энергетики России еще в 2002 году, из-за резкого роста, а затем падения стоимости топлива на мировом рынке в 2008 году вновь стала предметом активного обсуждения в правительстве. Правда, изначальная задача, поставленная перед госрезервом, похоже, начала отходить на второй план.

Госрезерв

Семь лет назад Минэнерго России объявило, что изучает возможность создания российского государственного стратегического резерва нефти, который будет использоваться для контроля нефтяных цен на внутреннем рынке. В частности, в случае резкого роста стоимости нефти правительство могло бы "выбросить" на рынок некоторые объемы топлива и, таким образом, добиться снижения цен. Методика нефтяных интервенций была предложена Федеральной антимонопольной службой России. Кроме того, предполагалось использование госрезерва при дефиците нефтепродуктов на рынке.

Минэнергетики совместно с правительством России выработало в 2002 году также и основные параметры резерва. Так, для решения оперативных задач объем госрезерва должен был составить от пяти до десяти миллионов тонн нефти, а для стратегических - в два-три раза больше. Тем не менее, "общего видения" условий создания и функционирования госрезерва выработано не было. В частности, власти не смогли определиться с тем, как хранить столь существенные объемы нефти, поскольку соответствующего резервуарного парка в стране не существовало.

С 2002 года о госрезерве нефти практически забыли. Тема несколько раз всплывала в политических кругах, но сколько-нибудь конструктивных предложений по ней не принималось. В 2008 году, когда цены на нефть взлетели до рекордных 147 долларов за баррель, а затем опустились до 45-50 долларов за баррель, правительство решило вернуться к идее Минэнерго.

По данным на начало 2008 года, объемы добычи нефти в России составляли 9,98 миллиона баррелей в день, а потребление - 2,7 миллиона баррелей в день.

В июне 2008 года вице-премьер России Игорь Сечин поручил Министерству экономического развития, Росрезерву и Минэнерго решить вопрос о поставках нефти и нефтепродуктов для нужд государства. В феврале 2009 года стало известно, что министерства подготовили проект госрезерва, который должен был поступить на рассмотрение правительства в марте. Фактически же подготовленный документ копировал основные положения Минэнерго, предложенные в 2002 году, и не решал основной задачи - способов хранения.

Позднее нефтяная компания "Транснефть" объявила, что готова построить хранилища для государственного резерва нефти в кратчайшие сроки. При этом компания добавила, что в России уже существуют необходимые технологические расчеты для сооружения нефтехранилищ мощностью 50 и 100 тысяч тонн.

Впрочем, российские власти нашли иное решение - в госрезерв было предложено включать не саму нефть, а нефтяные и газовые месторождения. С такой идеей выступило Минэнерго, заявившее, что в условиях кризиса строительство нефтяных танков для хранения необходимых запасов нефти может оказаться чрезмерно затратным. Одновременно были разработаны критерии отбора месторождений для госрезерва - в него должны были попасть участки, запасы нефти которых превышают 30 миллионов тонн, а газа - 50 миллиардов кубометров.

В качестве одного из вариантов регулирования цен на нефтяном рынке правительство России несколько лет назад предложило создать нефтяную биржу, которая бы функционировала по принципу нью-йоркской товарной биржи NYMEX и лондонской ICE. Российскую торговую площадку было решено открыть в Санкт-Петербурге, где она и была зарегистрирована в апреле 2008 года. Первые реальные торги на ней прошли в сентябре. В правительстве считают, что через биржу может торговаться до 10 процентов нефти и нефтепродуктов в России, однако пока объемы продаж на торговой площадке в Санкт-Петербурге незначительны.

Спустя еще месяц Минэнерго подготовило список, в который были включены более десяти месторождений, и направило его на рассмотрение правительства России. Предложенный список ранее был согласован с Сечиным. В число месторождений для госрезерва попали крупные участки имени Требса и Титова в Ненецком автономном округе. Эти месторождения относятся к разряду стратегических, входят в нераспределенный фонд, а их доказанные запасы нефти превышают 230 миллионов тонн.

Решение властей о включении в госрезерв не собственно добытой нефти, а лишь месторождений нераспределенного фонда может говорить о том, что изначальная задача регулирования цен отошла на второй план. Подавляющая часть участков, предложенных для госрезерва, не готова к оперативной промышленной разработке, а значит власти просто не смогут получать необходимые объемы нефтепродуктов для интервенций на рынке. Не исключено, что создание резерва позволит властям "защитить" крупные месторождения от частных нефтяных компаний, которые они контролировать не в состоянии.

В апреле 2008 года в рамках создания госрезерва в закон "О недрах" были внесены некоторые поправки, согласно которым фонд создается для обеспечения потребностей России в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых в перспективе. При этом месторождения, внесенные в фонд, не могут быть предоставлены компаниям в пользование до тех пор, пока участки оттуда не исключат.

Американский опыт

За все время существования идеи создания госрезерва нефти чиновники неоднократно ссылались на американскую модель формирования стратегических запасов нефти, которая позволяет стране влиять на цены на мировом рынке. Собственные запасы нефтяных месторождений США оцениваются в 20,9 миллиарда баррелей. Для сравнения, запасы нефти в России составляют более 80 миллиардов баррелей, а Саудовской Аравии - 266,8 миллиарда баррелей.

Создание стратегических резервов в США оправданно тем, что потребление нефти в стране намного превышает ее производство. По данным на конец 2007 года, добыча нефти в США составляла около 8 миллионов баррелей в сутки, а потребление - более 20,6 миллиона баррелей в сутки. Сегодня стратегический нефтяной запас США является крупнейшим в мире и составляет около 100 миллионов тонн (733 миллиона баррелей нефти).

Нефтяные резервы США используются для регулирования цен на внутреннем рынке. В частности, часть нефти из резервов была использована осенью 2008 года для снижения стоимости бензина. Кроме того, запасы нефти могут быть использованы в случае чрезвычайной ситуации, такой как, например, перебои импорта нефтепродуктов.

В начале 2009 года ОПЕК предложила России стать постоянным членом картеля, чтобы совместно контролировать нефтяные цены на мировом рынке. Россия от этого предложения отказалась, заявив о готовности стать наблюдателем в картеле, что позволит наладить оперативные связи с организацией. Позже ОПЕК попросила Россию о сокращении добычи нефти, большем, чем ее естественное снижение в условиях глобального кризиса. Это предложение поступило от картеля после того, как он оказался очевидно неспособен в одиночку влиять на нефтяной рынок в условиях кризиса. Следует отметить, что создание стратегических запасов нефти, а не фонда месторождений, могло бы позволить России самой значительно влиять на нефтяные цены на мировом рынке.

По примеру США на протяжении последних нескольких лет собственные стратегические резервы нефти создает Китай. Сейчас объем этих запасов оценивается в пять миллионов тонн, но согласно планам правительства страны они будут увеличены до 12 миллионов тонн уже к 2010 году. Согласно расчетам властей, запасы в 12 миллионов тонн позволят Китаю в случае кризиса на протяжении месяца обходится без импорта нефтепродуктов.

Следует отметить, что и американские, и китайские резервы формируются за счет уже добытой нефти, что позволяет странам оперативно реагировать на ситуацию на рынке и влиять на цены. Государства Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) также владеют совместным стратегическим резервом в 150 миллионов тонн нефти, созданным в начале 2000-х годов на случай, если США начнут войну в Ираке. С тех пор этот резерв не использовался.

Впрочем, страны ОПЕК и без стратегического резерва могли оказывать влияние на нефтяной рынок благодаря значительным объемам добываемых углеводородов. В случае, если цены на нефть необходимо было повысить, ОПЕК сокращала добычу нефти, чтобы создать искусственный дефицит. Тем не менее, в условиях текущего кризиса эта модель оказалась малоэффективной, поскольку падение спроса на нефтепродукты происходит быстрее снижения объема предложения.

Каким образом правительство России представляет себе использование госрезерва нефти, пока не понятно. Включение в фонд практически не разработанных месторождений не позволит властям оперативно реагировать на цены.

В любом случае, создание российского госрезерва находится только на начальном этапе. Однако в том, что такой фонд будет создан, сомневаться не приходится - согласно поручениям правительства, Минэнерго, Минэкономразвития и Минприроды до 1 июня 2009 года должны представить концепцию и техническое задание на разработку проекта федерального закона о нефти. Документ будет оговаривать и параметры госрезерва, и механизмы формирования такого фонда, и регулирование нефтяного рынка.

lenta.ru

Резерву нефти быть | Статьи

Впервые в России чиновники всерьез изучают возможность запасти на черный день часть главного природного ресурса страны — нефти. Речь может идти о закачанных в несколько подземных хранилищ 15 млн т нефти, следует из подготовленного по заказу министерства энергетики документа. Если задумка будет реализована, можно говорить о появлении в России высоколиквидного резерва наподобие золотовалютного, считают эксперты.

Конкурс на подготовку «предложений и обоснований целесообразности создания государственного нефтяного резерва России» Минэнерго объявило в конце августа. Выиграл его московский Институт энергетики и финансов. Сейчас работа над проектом закончена.

— ТЭО готово, и результаты работы Минэнерго приняты. О дальнейших шагах говорить пока преждевременно, — заявил представитель пресс-службы ведомства.

Главный вывод доклада — собственный резерв нефти России нужен.

Целей у резерва нефти может быть две. Во-первых, для влияния на внутренний рынок. Но цены на нефть определяются за пределами нашей страны и сильно повлиять на них вряд ли удастся. Поэтому вторая, главная цель — влиять на объемы нашего экспорта. И зарабатывать на этом, говорит президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин, один из авторов подготовленного для Минэнерго доклада.

— Если мы будем продавать нефть из резерва на пике цен, то сможем снимать больше сливок, заодно сбивая цены. И будем хоть немного поддерживать цены, закупая нефть в резерв на спаде, — считает Владимир Фейгин. — Периоды высоких и низких цен продолжаются несколько месяцев, чтобы их не упустить, надо, чтобы система резерва была создана заранее.

Предварительный расчет в документе сделан для резерва в размере 15 млн т, рассказал заведующий сектором Института энергетики и финансов Владимир Ревенков.

— Строить наземные хранилища такого объема будет очень дорого. Поэтому мы предлагаем запасать нефть под землей в соляных выработках. Отдельные хранилища должны создаваться под наши основные сорта нефти (Urals, ESPO, Siberian Light. — «Известия»). Логично, если резерв нефти получит отдельное законодательное регулирование, отличное от запасов Росрезерва и коммерческих запасов компаний, — говорит Владимир Ревенков.

В мире многие страны имеют собственные резервы нефти. Международное энергетическое агентство (МЭА), объединяющее крупнейшие страны-импортеры нефти, требует от своих членов поддерживать запас нефти или нефтепродуктов, равный потреблению за 90 дней. Такие резервы есть в США, Германии, Франции, ЮАР. Нетто-экспортер нефти Норвегия поддерживает запас черного золота на 20 дней. На рынке резерв почти никогда не появляется, хотя летом 2010 года МЭА и рекомендовало продать часть стратегических запасов из-за сильно подорожавшей после начала войны в Ливии нефти.

Соединенные Штаты хранят в четырех подземных соляных куполах более 100 млн т нефти. Затраты на хранение там составляют $2 за тонну в год. Значит, только на поддержание запасов в 15 млн т черного золота Россия будет ежегодно тратить около $30 млн. Именно эти расходы и должно компенсировать активное управление запасами, которое предлагают авторы доклада.

— Игроком на рынке необязательно должно быть государство. Это может быть специальное агентство, Росрезерв, «Транснефть». Структура может быть частично коммерческой. На наш взгляд, целесообразно сочетать бюджетное и внебюджетное финансирование, — заявил Владимир Фейгин.

Запас нефти России нужен, соглашаются другие эксперты. При этом его самоокупаемость не так важна.

— Запасы самих НПЗ очень невелики и обеспечивают где-то 2–3 дня работы. Консервировать скважины не так эффективно, технологически извлечь нефть из соляного хранилища гораздо проще, — полагает первый проректор по стратегическому развитию НИУ РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Михаил Силин. — Рентабельность стратегического резерва может быть нулевой или слегка отрицательной. Экспорт здесь не главное, во главу угла надо ставить безопасность национальной экономики. Такой запас нефти в этом схож с золотовалютными резервами — это высоколиквидная часть нашего благосостояния.

Предлагаемый Институтом энергетики и финансов резерв в 15 млн т нефти составляет 3% всех добытых в стране в 2011 году 511 млн т черного золота и меньше 6% всей переработанной нефти.

Сейчас, по данным «Известий», у «Транснефти» в трубопроводах находится около 25 млн тонн технологической нефти. Она нужна для работы системы. Еще 4–5 млн т хранится в резервуарах компании. В декабре, согласно данным Минэнерго, в России было переработано 22 млн т черного золота. Значит, доступные хранилища «Транснефти» обеспечат работу НПЗ где-то на неделю.

В прошлом году государство уже приступило к созданию коммерческого резерва нефтепродуктов, который должен существовать независимо от резерва стратегического. Пока в него предполагается закупить 2 млн т дизельного топлива. Если на рынке возникнет дефицит (например, из-за неожиданной остановки какого-то нефтеперерабатывающего завода), государственный агент ОАО «Роснефтегаз» по решению специальной правительственной комиссии должен быстро его ликвидировать.

iz.ru

Россия создаст стратегический нефтяной резерв

Главные новости энергетики

  • Утверждена новая Доктрина энергобезопасности России

  • Выбор редакции: ТОП-5 материалов нового номера «Энергетика и промышленность России» №22

  • Итоги недели 19-23 ноября: Энергетиков не страшат предстоящие морозы, а депутаты обозначили недостатки существующей системы ценообразования

  • Тарифы ЖКХ в 2019 году вырастут дважды

  • ЭПР открывает конкурс фотографий «В рабочий полдень. Энергетики шутят»

  • В арктическом поселке Тикси заработала уникальная ветроэлектростанция

  • Для Интернета энергии разработают стандарты архитектуры

www.eprussia.ru

Создание и развитие систем материального резервирования в России и некоторых зарубежных странах (Российская Федерация)

Е.Г. Воронцова, заместитель начальника отдела ФГБУ НИИПХ Росрезерва

 

Создание и развитие систем материального

резервирования в России и некоторых

зарубежных странах

 

Стратегические резервы на случай войны, техногенных и природных катастроф есть у большинства стран мира. В Российской Федерации создана и действует стройная система контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, включающая в себя разработку нормативной базы, организацию лабораторного контроля и мониторинга за качеством и безопасностью продукции, проведения надзорных мероприятий и принятия мер административного воздействия. Законодательная база опирается на три основных федеральных закона, регулирующих обращение и обеспечение безопасности пищевой продукции:

  • ФЗ от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • ФЗ от 02.01.2000 №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • ФЗ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 №120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая определяет основные направления деятельности по продовольственной безопасности в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и качества питания населения Российской Федерации. Основные приоритетные направления Доктрины:

  • контроль за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации пищевых продуктов, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации;
  • гармонизация с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании;
  • совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 №376-р, 25.10.2010 распоряжением Правительства Российской Федерации №1873-р, утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.

Продовольственная безопасность заботила государственных деятелей еще в античные времена. Древние египтяне, китайцы и римляне создавали запасы зерна, которые позволяли в неурожайные годы сдерживать цены на продукты. Сегодня подобные резервы тоже создаются, но на региональном уровне. Антикризисные запасы есть в России, Китае, Индии, Бразилии, Индонезии, Мали, Канаде и Малави. Однако в последние годы зерновые резервы тают: в 2011 г. мировые запасы зерновых составляют 493,9 млн т при производстве 2314,9 млн т. Если в 2002 г. запасы составляли 29,9% планетарного использования зерновых (578,2 млн т при производстве 1907,9 млн т), то сегодня это соотношение опустилось до 21%. И исправить ситуацию в глобальных масштабах эти запасы не могут. По замыслу экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), нужна единая система хранения продовольствия. Поддерживают идею ФАО и в крупных международных неправительственных организациях, таких, к примеру, как ActionAid и Oxfam [1].

На сегодняшний день в большинстве стран мира уже создана разветвленная система правового обеспечения национальной продовольственной безопасности. Так, например,в Германии еще в 1955 г. был принят закон «О сельском хозяйстве Германии». В законе прямо указано, что государство обязано рассматривать проблему снабжения населения продовольствием как стратегическую, формировать продовольственные фонды, не использовать весь комплекс мер экономического стимулирования и поддержки и не ставить продовольственное снабжение в зависимость от третьих стран [2]. Во Франции, в соответствии с Законом «Об обеспечении стабильности сельскохозяйственного производства», министерству сельского хозяйства поручена разработка национальной аграрной политики и ее претворение в жизнь. Государство поддерживает конкурентоспособность сельхозпроизводства и регулирует внутренний рынок сельхозпродукции, следит, чтобы импорт продовольствия не наносил ущерба отечественному сельхозпроизводству, а цены на импортные товары не были ниже мировых и цен внутреннего рынка. В Швеции в 1947 г. был принят Закон «О рационализации сельского хозяйства», который был направлен на поддержку конкурентоспособности своих агропроизводителей и ограничения импорта продовольственного сырья путем квот и пошлин. При стимулировании сельскохозяйственного производства государство исходило из того положения, чтобы доходы фермеров были не ниже размера заработной платы квалифицированных рабочих в среднем по промышленности.

Продовольственный комплекс США относится к самым протекционистски защищенным. Для этого приняты специальные нормативные акты, направленные на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки собственного сельского хозяйства и сохранения его природных ресурсов. Так, в 1979 г. был принят Закон «О продовольственной безопасности», направленный на поддержку сельского хозяйства, создающего материальную основу права на питание и, соответственно, на жизнь. В соответствии с этим законом, предусматривалась закупка зерна в государственный резерв для обеспечения продовольственной безопасности страны и оказание продовольственной помощи другим странам. В 1986 г. был принят Закон «Об улучшении продовольственной безопасности», который закрепил систему мер по поддержке американских фермеров, включая субсидии на поддержание плодородия земель. Важно подчеркнуть, что реализация всех вышеперечисленных законов сопровождалась принятием специальных федеральных программ.

Китай является крупнейшим производителем и потребителем зерновых культур. Государственное управление по зерновым SAG(StateAdministrationofGrain) было образовано в 1999 г. на базе бывшего Государственного управления зерновыми резервами. Управление напрямую подчиняется Государственному комитету по делам развития и реформы Китая и отвечает за макрорегулирование национального рынка зерновых, развитие зерновой индустрии и управление национальными зерновыми резервами.

Государство вложило деньги в строительство современных хранилищ, большинство элеваторов оборудовано устройствами принудительной вентиляции, электронным контролем температурного режима и приборами для дезинфекции. На текущий момент 196000 человек занято в сфере хранения зерна.

В Китае создана система проведения научных исследований и обучения в области хранения зерна. В связи с реформой науки и технологии в Китае существует единственная центральная некоммерческая научно-исследовательская академия. Она, в основном, отвечает за социальные некоммерческие проекты, включая продовольственную безопасность, здравоохранение и питание, разработки в области продуктов из зерна, из нефти, НИОКР по определенному оборудованию для научных исследований. Пять исследовательских институтов, ранее принадлежавших центральному правительству, после проведения реформ были трансформированы в высокотехнологичные корпорации. На местном уровне существует 27 провинциальных исследовательских институтов, которые обеспечивают эффективную качественную инспекцию при переработке, хранении и распределении зерна.

Агентство продовольственных резервов Замбии FRA(FoodReserveAgency) было образовано в 1996 г. после вступления в силу закона о продовольственном резерве от 1995 г. как полуавтономная корпорация, отвечающая за управление Национальным продовольственным резервом. В 2005 г. в закон о продовольственном резерве были внесены поправки. До внесения поправок основными функциями агентства были: ведение дел Национального продовольственного резерва; управление складами и хранилищами; учреждение и ввод в действие рыночной информационной системы; продвижение использования стандартов взвешивания и сортировки; оценка рыночной стоимости содержимого хранилищ. После внесения поправок задачами агентства стали: ведение дел Национального продовольственного резерва; изучение вопросов спроса и оптимального сбыта продукции, оказание помощи рынку; управление складами и хранилищами.

Возглавляет FRAсовет директоров из 10 членов, 7 из которых являются представителями частного сектора. Штаб-квартира агентства расположена в г. Лусака. Региональные управления размещаются в 10 крупных городах Замбии.

В Кении существует Национальный совет по зерновым культурам и продукции NCPB(NationalCerealsandProduceBoard) – это государственная корпорация, подчиняющаяся Министерству сельского хозяйства и полностью принадлежащая правительству Кении. Ему принадлежат 110 силосных хранилищ, сеть складов, офисов, вспомогательные сооружения, необрабатываемые земли. Общий объем хранения – 1,8 млн т.

Еще в начале XXв. фермерами, в основном, европейскими колонистами, был учрежден Комитет (позднее трансформировавшийся в Региональные рыночные советы), задачей которого было оказание помощи фермерам в виде инвестиций, продвижения продукции на рынке и лоббирования их интересов в правительстве. В 1939 г. колониальное правительство сформировало Совет, контролирующий производство и сбыт кукурузы, для регулирования зернового рынка.

В 1967 г. новое кенийское правительство для решения вопросов управления и сбыта всех зерновых культур (кроме пшеницы) объединило Совет по кукурузе и все региональные рыночные советы. При этом пшеница осталась под контролем Совета Кении по пшенице.

В 1979 г. правительство учредило Национальный совет по зерновым культурам и продукции, объединив Совет по кукурузе и Совет по пшенице, для рационализации процессов управления всеми зерновыми ресурсами. В 1985 г. Совет был преобразован в корпоративную организацию, и ему были предоставлены исключительные права на закупку, хранение, реализацию злаковых культур и продукции в Кении. Как легальная монополия, контролируя цены, Совет NCPBбыл уполномочен решать вопросы регулирования и контроля за накоплением, перемещением, хранением, продажей, закупкой, транспортированием, изучением спроса и предложений, импортом, экспортом и снабжением кукурузой, пшеницей и другой сельскохозяйственной продукцией. В течение всего периода, пока NCPBявлялся монополией, Совет очень тесно работал с другими сельскохозяйственными организациями, защищающими интересы фермеров: с Сельскохозяйственной финансовой корпорацией, предоставлявшей кредиты, и Кенийской ассоциацией фермеров, занимающейся инвестициями.

Однако, в связи с увеличением объемов производства продовольствия, управление такой субсидируемой системой стало тяжким грузом для государственной казны. Это привело к необходимости предпринять революционные реформы, направленные на реструктуризацию зернового подразделения. Так, в 1988 г. правительство начало реформировать зерновой сектор, постепенно ослабляя монополию NCPB. Полностью ограничения были сняты к 1993 г. С 1996 г. ведется реформа по коммерциализации Совета по зерновым.

Продовольственная корпорация Индии FCI(FoodCorporationofIndia) была создана 14 января 1965 г. Ее первый окружной офис располагался в Танджавуре в штате Тамилнад – одной из рисовых житниц Южной Азии, а штаб-квартира в Ченнаи. В соответствии с законом о продовольственной корпорации от 1964 г., в ее задачи входило выполнение следующих положений Национальной продовольственной стратегии: эффективная ценовая поддержка для защиты интересов фермеров; распределение зерновых ресурсов по стране через Государственную распределительную систему; поддержка удовлетворительного уровня операционного и резервного запаса зерновых, гарантирующего национальную продовольственную безопасность.

FCIявляется государственной корпорацией. В настоящее время ее штаб-квартира расположена в Нью-Дели. Это крупнейшая корпорация в Индии. В ее составе 5 зональных и 26 региональных офисов. Каждый год FCIзакупает приблизительно 15-20% от всей выращенной в Индии пшеницы и 12-15% выращенного риса. Закупка производится по тарифу, утвержденному правительством Индии. Корпорация владеет разветвленной сетью хранилищ, размещенных по всей стране. Это силосы, склады и открытые места хранения, называемые CoverandPlinth(представляют собой брезентовое укрытие и земляную насыпь в качестве основания).

При поддержке FCIбыл создан Институт продовольственной безопасности. Это профессиональный технологический центр для проведения обучения и исследований.

В соответствии с законом от 10 ноября 1967 г., в Бельгии образовано и действует Бюро интервенций и реституций (возмещений) Бельгии BIRB (Bureau d’Intervention et de Restitution Belge). Основной задачей Бюро является обеспечение регулирующей функции, оказывающей воздействие на рынок страны по отдельным видам товаров путем использования таких инструментов, как реституции и интервенции (в т.ч. путем продаж через публичные торги).

BIRB – государственное учреждение, наделенное гражданской правосубъектностью (фактически полугосударственное), находящееся под защитой федерального министра сельского хозяйства. Бюро выполняет коммерческие операции, выходящие за традиционные рамки правительственных функций (закупка, управление и продажа сельскохозяйственных продуктов) и предполагающие использование методов, характерных для частного сектора. Бюро управляет Административный совет, состоящий из представителей Администрации, назначаемых Министром сельского хозяйства, и представителей профессиональных союзов, представляющих частный сектор.

В соответствии с законом от 7 июля 2002 г., принятым во изменение закона от 10 декабря 1967 г., BIRB может требовать за свои услуги вознаграждение, которое устанавливается на момент выдачи сертификатов, заключения контрактов на хранение, заключения контрактов на закупку или продажу, либо на момент заключения контракта на оказание помощи. Вознаграждение может быть выплачено экономическими операторами, производящими, перерабатывающими, помещающими на склад, покупающими, продающими, импортирующими, экспортирующими сельскохозяйственные продукты.

Бюро состоит из двух отделов – Отдела интервенций и операторов и Отдела реституций.

На Отдел интервенций и операторов возложены 3 главные задачи:

1. Получать за счет Европейского союза взносы и налоги, относящиеся к сахарной отрасли;

2. Оплачивать большую часть расходов, относящихся к интервенциям в пользу продовольственной промышленности;

3. Осуществлять интервенции на внутреннем сельскохозяйственном рынке двумя способами:

  • прямое вмешательство: на уровне оферты сельскохозяйственных продуктов через прямые закупки или через меры, благоприятствующие сбыту, а именно через продажу по заниженным ценам;
  • косвенное вмешательство: на уровне стоимости сельскохозяйственной продукции через выплату субсидий, вознаграждений и премий в качестве помощи производству, хранению или переработке в различных секторах.

Главная задача Отдела реституций – ведение сельскохозяйственной политики Евросоюза в отношении торговых обменов со странами – не членами ЕС. Отдел обеспечивает выдачу импортных и экспортных сертификатов и предоставление экспортных реституций.

Сертификаты позволяют руководству ЕС предусмотреть объем товарооборота в отдельных секторах, а экономическим операторам – заблаговременно зафиксировать ставку реституции (субсидии на экспорт за пределы Евросоюза), которая будет применена к их операциям.

BIRB выплачивает финансовые субсидии экономическим операторам, которые не являются производителями, и ведет контроль расходов. Субсидии выплачиваются в виде реституций (экспортные субсидии), в виде интервенций (прямая закупка или помощь в хранении излишков) или в качестве оказания помощи (помощь в производстве, обработке и стимулировании сбыта продукции).

Таким образом, значительными запасами продовольствия, энергоносителей, сырья и материалов, наряду с США, располагают страны ЕС, стремительно наращивают стратегические резервы Китай и ряд государств Азии и Африки. Исключение составляет Канада. Власти этой страны на случай войны или каких-либо других бедствий полностью полагаются на золотовалютные резервы.

В целом в мире применяются два основных подхода к созданию запасов: государственное резервирование и частное. Вместе с тем, в ряде государств имеют место быть и интервенционные фонды. Информация об объемах и номенклатуре госрезервов тщательно охраняется во всех государствах.

Список литературы

1. Джованни Р. Продовольствие: запасов в мире осталось всего на 116 дней [Электронный ресурс] // La Stampa. – 2011. – 4 июля. – Режим доступа: http://www.inopressa.ru/article/04Jul2011/lastampa/food1.html. – Загл. с экрана.

2. Бурдуков П. Т., Саетгалиев P. З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности. − М., 1999. − С. 32.

 

Приложение

Перечень организаций, осуществляющих управление

материальными резервами разных стран

Страна

Наименование организации

Специализация

Официальный сайт

Краткая информация

1

Бельгия

Бюро интервенций и реституций (возмещений) Бельгии BIRB(Bureaud’InterventionetdeRestitutionBelge)

Продукты питания (молочная продукция, мясо, рыба, зерновые, сахар, овощи)

www.birb.be

Образовано 10.11.1967. Основной задачей является обеспечение регулирующей функции, оказывающей воздействие на рынок страны по отдельным видам товаров

2

Бенин

Национальный комитет по гражданской обороне CNPC(Comité NationalpourlaProtectionCivile)

Кухонные принадлежности, продовольственные товары, одежда, матрасы, шерстяные одеяла

 

Образовано 05.04.1985. Основная миссия – организация и наблюдение за спасательными операциями в случае чрезвычайных ситуаций

3

Германия

Национальное агентство по управлению резервами EBV

(ERDÖLBEVORRATUNGSVERBAND)

Сырая нефть и нефтепродукты (бензин, дизель, легкие нефтепродукты, реактивное топливо, мазут)

www.ebv-oil.org

Федеральный нефтяной резерв создан в 1970 г. Агентству принадлежит комплекс хранилищ на севере Германии, состоящий из 8 групп соляных пещер (используется для хранения сырой нефти). Для хранения готовых нефтепродуктов используются наземные хранилища. На хранении находится примерно 250 млн баррелей сырой нефти и готовых нефтепродуктов. Это самый большой запас в Европе

4

Дания

Агентство по энергетике Дании DEA(DanishEnergyAgency)

Нефть и газ

www.ens.dk

Имеется 2 хранилища для газа – в Стенлилле (газ хранится в слоях пористого песчаника на глубине около 1500 м) и в Лилле Торупе (7 больших подземных шахт на глубине 1000-1700 м высотой 200-300 м, 40-60 м в диаметре). Запас нефтепродуктов составляет 1,4 млн т (не считая резервов на оборонные нужды)

5

Замбия

Агентство продовольственных резервов FRA(FoodReserveAgency)

Зерновые (белый рис, кукуруза)

www.fra.org.zm

Образовано в 1996 г. как полуавтономная корпорация, отвечающая за управление Национальным продовольственным резервом. Основные задачи: ведение дел Национального продовольственного резерва; изучение вопросов спроса и оптимального сбыта продукции, оказание помощи рынку; управление складами и хранилищами

6

Индия

Компания индийских стратегических нефтяных резервов ISPRL(IndianStrategicPetroleumReservesLtd)

Сырая нефть

www.oidb.gov.in

Стратегические запасы сырой нефти созданы в дополнение к имеющимся резервам сырой нефти и готовых нефтепродуктов у нефтяных компаний. Проект рассчитан до 2012 г. и включает три подземных хранилища в Мангалоре, Падуре и Вишакхапатнаме общим объемом 37,4 млн баррелей

7

Индия

Продовольственная корпорация Индии FCI(FoodCorporationofIndia)

Зерновые (пшеница, рис)

www.fciweb.nic.in

FCIсоздана в 1965 г. и является государственной корпорацией. Штаб-квартира расположена в Нью-Дели. В состав входят 5 зональных и 26 региональных офисов. Корпорация владеет разветвленной сетью хранилищ, размещенных по всей стране. При поддержке FCIбыл создан Институт продовольственной безопасности

8

Иран

Иранская национальная нефтегазовая компания NIOC(NationalIranianOilCompany)

Сырая нефть

www.nioc.org

www.nioc.com

Государственная компания. Стратегические запасы сырой нефти начали создаваться в 2006 г. Хранилища созданы в 5 городах, общим объемом 10 млн баррелей. Дополнительно строится 4 резервуара на 4 млн баррелей на острове Харг

9

Ирландия

Национальное агентство по нефтяным резервам NORA(NationalOilReservesAgency)

Нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо, биотопливо)

www.nora.ie

Образовано в 1995 г. Является государственным. Подчиняется Министру по коммуникациям, энергетике и природным ресурсам

10

Италия

Государственная компания национальных углеводородов Eni

(EnteNazionaleIdrocarburi)

Нефть, нефтепродукты и природный газ

www.eni.com

Государственные резервы нефти находятся в хранилищах Милацца (Сицилия), Гаета (к югу от Рима) и Вольпиано (близ Турина). Объем хранения составляет порядка 7-8 млн баррелей

11

Кения

Национальный совет по зерновым культурам и продукции NCPB(NationalCerealsandProduceBoard)

Зерновые культуры

www.ncpb.co.ke

Основан в 1979 г. Это государственная корпорация, подчиняющаяся Министерству сельского хозяйства. В состав входят 110 силосных хранилищ, сеть складов, офисов, вспомогательные сооружения, необрабатываемые земли. Общий объем хранения – 1,8 млн т

12

Китай

Национальный нефтяной резерв SPR(StrategicPetroleumReserve)

Сырая нефть

www.en.ndrc.gov.cn

Учрежден 18.12.2007. Подчиняется Государственному комитету по делам развития и реформы Китая. Программа создания резерва состоит из 3-х этапов и рассчитана до 2020 г. Первый этап завершен в 2008 г. и позволил создать запас в 101,9 млн баррелей. Второй этап завершится в 2011 г. и даст дополнительно 170 млн баррелей. К 2020 г. планируется создать резерв в 475 млн баррелей

13

Китай

Государственноебюроматериальныхрезервов(State Reserve Bureau or State Bureau of Material Reserve)

Взрывчатые вещества, металлы (медь, железо), нефтепродукты (кроме сырой нефти)

www.en.ndrc.gov.cn

Подчиняется Государственному комитету по делам развития и реформы Китая

14

Китай

Материальный резерв на случай чрезвычайных ситуаций (Disasterreliefmaterialreserve)

Тенты, шерстяные одеяла, спасательные плоты и другое оборудование для спасения людей, продовольствие

www.mca.gov.cn

Создан в 1998 г. в составе Министерства гражданских дел. Склады размещены в 10 крупных городах

15

Китай

Государственное управление по зерновым SAG(StateAdministrationofGrain)

Зерновые культуры

www.chinagrain.gov.cn

Создано в 1999 г. Подчиняется Государственному комитету по делам развития и реформы Китая.

16

Монголия

Национальное агентство по чрезвычайным ситуациям NEMA(NationalEmergencyManagementAgency)

Механизмы, оборудование и инструменты на случай чрезвычайной ситуации

www.emer.pris.gov.mn

Образовано 07.01.2004. Выполняет в т.ч. и функции Агентства по государственным резервам

17

Новая Зеландия

Нефть и полезные ископаемые Новой Зеландии (NewZealandPetroleum& Minerals)

Нефть, газ, полезные ископаемые, уголь

www.nzpam.govt.nz

Это государственное учреждение входит в состав Министерства экономического развития Новой Зеландии. Образовано 02.05.2010 вместо CrownMineralEstateдля управления нефтяными и минеральными ресурсами от имени Короны. Центральное хранилище расположено недалеко от г. Веллингтон

18

США

Стратегический нефтяной резерв SPR(StrategicPetroleumReserve)

Резервирование месторождений нефти. Нефть и нефтепродукты

www.spr.doe.gov

Создан в 1912 г. как государственный фонд из 6 законсервированных нефтяных месторождений. Разработка месторождений начата в 1973-1974 гг. после арабского нефтяного эмбарго. В 1923 г. создан Национальный нефтяной резерв на Аляске (запасы от 3 до 6 млрд баррелей).

SPRорганизован в 1975 г. Имеет 4 хранилища в отложении каменной соли емкостью 677 млн баррелей. В 2000 г. организован Северо-Восточный резерв печного топлива для отопления домов емкостью 2 млн баррелей

19

США

Центры материально-технического обеспечения FEMA(FederalEmergencyManagement Agency)

Резерв на случай чрезвычайной ситуации

www.fema.gov

Включает 11 центров материально-технического снабжения (в Атланте, Берривилле, Камберленде, Форт-Уэрте, Фредерике, Сан-Хосе и на островах Гуам, Гавайи и Пуэрто-Рико), 50 хранилищ с медицинскими принадлежностями и оборудованием

20

Франция

Профессиональный комитет по управлению стратегическими резервами CPSSP(Comité ProfessionneldesStocksStratégiquesPétroliers)

Нефтепродукты (бензин, авиационный керосин, дизельное и реактивное топливо, топливо для котельных, мазут)

www.sagess.fr/en/

www.cpssp.fr/

Комитет создан в 1993 г. В составе имеется комплекс подземных нефтехранилищ в городе Маноск, состоящий из 48 соляных пещер общей вместимостью 41 млн баррелей

21

Южная Корея

Корейская национальная нефтяная корпорация KNOC(KoreaNationalOilCorporation)

Сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный газ

www.knoc.co.kr

Общий объем хранения – 141 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов. Имеется несколько подземных резервуаров для сжиженного газа (самый большой из них емкостью 360000 т)

22

Япония

Японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам JOGMEC(JapanOil, GasandMetalNationalCorporation)

Нефть, сжиженный газ, редкоземельные металлы

www.jogmec.go.jp

Учреждена 29.02.2004. Объединяет в себе функции упраздненной Японской национальной нефтяной корпорации (действовала с 1978 г., хранила только сырую нефть) и упраздненного Японского агентства по разработке месторождений металлических руд (действовало с 1973 г., отвечало за цветные металлы и др. минеральные ресурсы). Имеет в своем составе 10 нефтехранилищ на 324 млн баррелей, 5 газохранилищ на 1,5 млн т. и склад металлов в префектуре Ибараки площадью 37000 м2

rosreserv.ru

США тестируют санкции? – Вести Экономика, 13.03.2014

Продажа нефти из стратегических нефтяных резервов, по официальной версии, необходима для “проверки возможностей США” на случай дестабилизации мирового рынка нефти, но нельзя исключать политический шаг, направленный на снижение мировых нефтяных цен, что может оказать непосредственное влияние на российскую экономику.

Впрочем, 5 млн баррелей, которые попадут на рынок, составляют около 5,5% от дневного мирового потребления, поэтому влияния на цены не оказывают. С другой стороны, этот показатель составляет порядка 25% от суточного потребления в США.

Стратегические нефтяные резервы (strategic oil reserve, SPR) по состоянию на декабрь прошлого года оценивались МЭА в 695,9 млн баррелей.

История создания стратегических нефтяных резервов США

Созданы SPR были 22 декабря 1975 г. по указу президента США Джеральда Форда "Energy Policy and Conservation Act” о создании стратегических нефтяных резервов в ответ на нефтяное эмбарго со стороны ОПЕК в 1973 – 1974 гг. Впервые нефть для запасов из Саудовской Аравии была поставлена 21 июля 1977 г.

По официальным данным, по состоянию на 21 декабря 2012 г. объем нефти в стратегических резервах составлял 694,9 млн баррелей. В настоящее время SPR состоит из четырех комплексов по хранению нефти – Bryan Mound, Big Hill, West Hackberry, Bayou Choctaw. Bryan Mound и Big Hill расположены в штате Техас, на побережье Мексиканского залива. West Hackberry и Bayou Choctaw – в штате Луизиана, также у побережья Мексиканского залива. Максимальный совокупный объем комплексов составляет 727 млн баррелей.

В первую очередь стратегический нефтяной резерв используется в качестве инструмента реагирования на чрезвычайные ситуации. Решение об использовании запасов принимает президент США в случае экономической угрозы, связанной с перебоями в поставках нефти. После подписания президентского указа о продаже нефть из резервов физически попадает на рынок в среднем через 13-14 дней.

История использования стратегических резервов нефти США

Дата Причина Предпринятые действия
1985 г. - ноябрь Тестовые продажи Продано 967 тыс. баррелей
1990 г. - октябрь "Щит в пустыне" Тестовые продажи до 5 млн баррелей (3,9 млн продано) для операции "Щит в пустыне"
1996 г. - январь-март "Буря в пустыне" Тестовые продажи до 33,75 млн баррелей (17,2 млн продано) для операции "Буря в пустыне"
1991 г. - январь Продажи из хранилища Weeks Island Выделение 5,1 млн баррелей для продажи, связанной с необходимость вывода из эксплуатации Weeks Island
1996 г.- апрель Блокирование трубопровода ARCO Временное выделение 900,416 тыс. баррелей трубопроводной системе Seaway, для того чтобы сохранить поставки нефти в Кушинге после блокирование трубопровода ARCO
1996 г.- апрель Продажи для снижения дефицита Выделение 12,8 млн баррелей для сокращения дефицита по мере необходимости
1996 г. - октябрь Продажи для снижения дефицита Выделение 10,2 млн баррелей для финансирования затрат на операции SPR в 2007 г. вместо выделения ассигнований
1998 г. - декабрь - 2000 г. - февраль Обмен нефти Maya 11 млн баррелей тяжелой нефти Maya обменяли на 8,524 млн баррелей легкой нефти для удовлетворения требований по качеству резервов
2000 г. - июнь Обмен из-за блокирования поставок Временное выделение 1 млн баррелей CITGO и Conoco из-за блокирования поставок после аварии в Луизиане
2000 г. - август Обеспечение отопления Выделение 2,836 млн баррелей в счет оплаты резервов для отопления домов на северо-востоке страны
2000 г. - октябрь Обмен 2000 Обмен 30 млн баррелей для увеличения поставок для отопления во время зимнего сезона
2002 г. - октябрь Ураган "Лили" Временное перемещение 98 тыс. баррелей в систему Shell для сохранения запасов во время урагана "Лили"
2004 г. - сентябрь Ураган "Иван" Временное выделение 5,4 млн баррелей пяти компания из-за остановки производства и морских терминалов
2005 г. - сентябрь Ураган "Катрина" Продано 11 млн баррелей и 9,8 млн баррелей выделено в качестве займа из-за блокирования нефтяного сектора на побережье
2006 г. - январь Обмен из-за аварии баржи Временно выделено 767 тыс. баррелей Total Petrochemicals USA из-за аварии баржи и блокирования поставок
2006 г. - июнь Обмен из-за блокирования поставок Временное выделение 750 тыс. баррелей сырой нефти CITGO и Conoco из-за блокирования поставок после аварии в Луизиане
2008 г. - сентябрь Ураганы "Густав" и "Айк" Временное выделение 5,389 млн баррелей пяти компаниям, чьи поставки были прекращены из-за непогоды
2011 г. - июнь Продажа нефти из-за ситуации в Ливии Продано 30,64 млн баррелей 15 компаниям. Продажа координировалась МЭА из-за потери объемов добычи в Ливии
2012 г. - август Ураган "Исаак" Временное выделение 1 млн баррелей Marathon Petroleum из-за негативного воздействия урагана на перерабатывающие мощности
Источник: данные Министерства энергетики США

Большая часть случаев использования стратегических резервов связана с ситуацией на внутреннем рынке, когда необходимо обеспечение бесперебойных поставок. Но иногда резервы использовались для влияния на ситуацию на внешних рынках.

Исходя из ретроспективных данных можно сделать вывод, что использования нефти из стратегических резервов не оказывает сильного влияния на мировые цены, поскольку только частично компенсирует возможный рост цен. Так, например, во время последней крупной продажи в 2011 г. было реализовано около 30 млн баррелей. Но с момента объявления об использовании резервов и до завершения всей процедуры стоимость фьючерсов на WTI снизилась всего на 3%, тогда как во время продажи (2 месяца) снижение составило порядка 8-10%. При этом цены уверенно растут во время увеличения объема резервов.

Власти США сейчас объясняют тестовые продажи возможной дестабилизацией мирового рынка нефти, хотя причин для этого нет. Нельзя исключать политический шаг, направленный на снижение мировых нефтяных цен и непосредственное влияние на российскую экономику. Но если предположить дальнейшую продажу, ее объемы вряд ли превысят 30-35 млн баррелей, так как даже в таком объеме нефть из резервов реализовывалась только дважды почти за 30 лет.

В условиях относительно стабильного рынка и ожидаемого увеличения роста мирового спроса на нефть до 91,14 млн баррелей в сутки в 2014 г. влияние на цены в краткосрочном периоде может составить 10% и более. Хотя изменение котировок будет характерно в первую очередь для нефти марки WTI, цены на Brent также окажутся под давлением и могут опуститься, в зависимости от реакции рынка, до $95-100 за баррель.

В такой ситуации сильные потери традиционно терпит рубль, особенно это будет заметно при снижении нефтяных цен до $100 и ниже, но после завершения процедуры реализации запасов цены вновь начнут расти, а вслед за ними и курс национальной валюты. Потери бюджета за это время не будут большими, так как падение курса рубля компенсирует снижение валютной выручки.

www.vestifinance.ru

о перспективах ФормировАния государственного стратегического резерва нефти

Российский рынок нефтепродуктов:

ye Российский рынок нефтепродуктов: итоги 2011 г., прогноз 2012-2013 гг. г. Москва, 2012 г. Аналитический отчет Этот отчет был подготовлен NeoAnalytics исключительно в целях информации. Содержащаяся в

Подробнее

Обзор рынка угля в России

Объединение независимых экспертов в области минеральных ресурсов, металлургии и химической промышленности Обзор рынка угля в России Демонстрационная версия Москва май, 2011 Internet: www.infomine.ru e-mail:

Подробнее

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУГАЧЕВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ ОРЕНБУРГСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 11.02.2014 11п Об утверждении программы «Комплексное развитие систем коммунальной

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 августа 2011 г. 302-пп г. Архангельск Об утверждении Порядка взаимодействия по реализации Соглашения между Министерством Российской Федерации по

Подробнее

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Документ предоставлен 20 декабря 2016 года N 696 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2030

Подробнее

КОРЯКСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЗАКОН

16 июля 1997 года N 17 КОРЯКСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Принят Думой Корякского

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 7 июля 2015 г. 682 МОСКВА О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области использования результатов космической деятельности

Подробнее

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗНИКОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА РЫЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 16.02.2015 16 307335 Курская область, Рыльский район, с.березники О создании запасов материально технических,

Подробнее

КонсультантПлюс

"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" www.consultant.ru 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И

Подробнее

ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА

www.lukoil.ru ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА 3 Добыча нефти и газа ОАО «ЛУКОЙЛ» Компания уделяет огромное внимание расширению и укреплению сырьевой базы, составляющей основу нефтегазодобычи. ЛУКОЙЛ

Подробнее

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОМПЛЕКСА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ДОРОЖНОГО БИТУМА, ПЕРЕРАБОТКЕ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА, ПРОИЗВОДСТВУ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАСЕЛ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ

Подробнее

К.эк. наук, доцент кафедры ЭПР И.В. Шарф

Организация и управление производством на предприятиях нефтяной и газовой промышленности К.эк. наук, доцент кафедры ЭПР И.В. Шарф Тема 4а. Экспортная пошлина как механизм регулирования российской нефтепереработки

Подробнее

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БЕЗОПАСНОСТИ (в ред. Закона РФ от 22.12.92 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 2288) Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества

Подробнее

Мини НПЗ ОсОО «Каинда- Ойл»

Мини НПЗ ОсОО «Каинда- Ойл» презентация подготовлена для Нефтяной Компании «Лукойл» Кыргызская Республика, Чуйская область, Панфиловский район, ПГТ Каинды. История компании Общество с ограниченной ответственностью

Подробнее

ББК я 73 УДК :

ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С КОНСТИТУЦИЕЙ РФ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДЕКАБРЯ 1993 г. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ 1994 г.) М.В. Бражник, доцент

Подробнее

docplayer.ru