Анализ современной структуры экспорта нефти и нефтепродуктов страны. Структура экспорта нефти


Анализ современной структуры экспорта нефти и нефтепродуктов страны

Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Компания осуществляет транспорт более 93% добываемой в России нефти. Общий грузооборот – более 1091,4 млрд. т. км. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефте­провод Каспийского трубопроводного консорциума – КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге.

АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Мин­неф­тепрома СССР. Учредитель – Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около 16 млн.. куб.м.

В 2014 – 2015 гг. при снижении абсолютных показателей экспорта с 216 до 203 млн. тонн организационная структура экспорта практически не поменялась и оставляла соотношение 91:9 – поставки неф­ти через систему АК «Транснефть» и минуя эту систему. Однако в 2016 г. при увеличении объема экспорта из России в дальнее зарубежье до 211 млн. тонн дополнительный прирост экспорта осуществлялся, минуя систему АК «Транснефть», в то время как поставки нефти АК «Транснефть» остались на уровне 2014 г., представлены в таблице 2.1. В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 87,6% (185,6 млн тонн). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть», экспортировались преимущественно через морские терминалы.

Таблица 2.1 - Экспорт нефти в дальнее зарубежье с дифференциацией по организационной структуре

 

Способ Поставки 2016/2015
Млн. т % Млн. т % Млн. т % %
"Транснефть" 197,4 91,1 185,5 91,3 185,6 87,6 0,1
Минуя "Транснефть" 19,3 8,9 17,6 8,7 26,3 12,4 49,5
Всего 216,6 100,0 203,1 100,0 211,9 100,0 4,3

 

В 2016 г. через систему АК «Транснефть» на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн. тонн нефти, в том числе российской – 185,6 млн. тонн, транзит составил около 23,7 млн. тонн. Это представлено в таблице 2.2. Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК «Транснефть» осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн. тонн, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау – Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2016 г. поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн. тонн.

Поставки нефти в ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину, Казахстан – в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам «Транснефти».

 

 

Таблица 2.2 - Экспорт нефти из РФ и транзит в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» в 2016 г.

 

  Всего Млн.. т %
206,9 100,0
Российская нефть 185,6 89,7
Транзит 23,7 11,5
Казахстан 21,3 10,3
Азербайджан 2,5 1,2

 

В соответствии с таблицей 2.3. организационной структуре экспорта нефти через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2016 г. около 27,9% (48,4 млн.тонн), ТНК-ВР – 19,5% (33,8 млн. тонн), «Сургутнефтегаз» – 15,6% (27,1 млн. тонн), ЛУКОЙЛ – 14,3% (24,9 млн. тонн) (табл. 3). На эти 4 компании приходится более 77% суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10% (14 – 15 млн. тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2016 г. в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн. тонн нефти.

Минуя магистральные нефтепроводы «Транснефти», экспортируется около 26,3 млн тонн нефти (12,4% от суммарных поставок). Поставки, в основном, осуществляют компании, добывающие нефть в рамках отдельных экспортных проектов: как правило, непосредственно вблизи побережья, имеющие трудности с организацией поставок нефти в магистральную трубопроводную систему либо желающие сохранить качество нефти и не смешивать его с экспортным сортом Urals. К портам нефть доставляют по специализированным нефтепроводам, по железной дороге, речным и автомобильным транспортом.

Таблица 2.3 - Экспорт нефти российских ВИНК в дальнее зарубежье (по системе АК «Транснефть», включая железнодорожные поставки)

 

Компания 2016/2015 %
Млн. т % Млн. т % Млн. т %
Роснефть 46,5 25,0 45,8 26,2 48,4 27,9 105,7
ТНК-ВР 34,6 18,6 31,3 17,9 33,8 19,5 108,0
Сургутнефтегаз 32,6 17,5 32,1 18,4 27,1 15,6 84,6
ЛУКОЙЛ 36,2 19,4 28,1 16,1 24,9 14,3 88,5
Татнефть 11,7 6,3 14,8 8,5 15,9 9,2 107,5
Газпром нефть 15,1 8,1 14,3 8,2 14,7 8,5 103,4
РуссНефть 5,0 2,7 4,9 2,8 4,9 2,8 100,6
БашНефть 4,4 2,4 3,4 1,9 3,8 2,2 112,4
Всего 186,1 100,0 174,6 100,0 173,6 100,0 93,8

 

Морские поставки через систему АК «Транснефть»

Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2016 г. – 140 млн. тонн, или 66%, в структуре экспорта), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2016 г. поставлено 127 млн. тонн). Это представлено в таблице 2.4. В 2016 г. в структуре поставок неф­ти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4% относительно 2015 г. Одновременно поставки по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8%).

 

Таблица 2.4 - Экспорт нефти в дальнее зарубежье по способам поставок

Способ Поставки 2016/2015 %
Млн. т % Млн. т % Млн. т %
Морские поставки 139,6 64,4 131,6 64,8 140,0 66,1 6,4
Нефтепровод "Дружба" 58,2 26,9 53,7 26,4 53,5 25,2 -0,4
Нефтепровод КТК 4,2 1,9 4,0 2,0 4,0 1,9 0,0
Нефтепровод ВСТО 0,0 0,0 0,0 0,0 1,5 0,7 -
По железной дороге 11,5 5,3 11,0 5,4 9,7 4,6 -11,8
Прочие 3,2 1,5 2,8 1,4 3,2 1,5 14,3
Всего 216,61 100,0 203,1 100,0 211,9 100,0 4,3

 

Из таблицы 2.5 следует, что около 50% всех морских поставок нефти из России осуществляется через порт Приморск, через который в 2016 г. было экспортировано свыше 70 млн. тонн российской нефти; общий объем перевалки сырой нефти – 74,9 млн. тонн (рост на 1,2% относительно 2015 г.). Порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС) и магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в прошлом году: 61,7% экспортировано в Нидерланды, 15,1% – в Финляндию, 5,2% – в Швецию, 3,8% – в Испанию, по 2,4% – во Францию и Данию, 2,3% – в Литву, 2,1% – в США, 1,6% – в Тринидад и Тобаго. В 2016 г. Приморский торговый порт обслужил 748 танкеров.

Таблица 2.5 - Структура морских поставок в дальнее зарубежье в 2016 г.

Направление поставок Млн. т %
Всего 140,0 100,0
По системе АК"Транснефть" 116,9 83,5
Приморск 70,2 50,2
Новороссийск 33,0 23,6
Южный 9,5 6,8
Туапсе 4,2 3,0
Козьмино 0,1 0,1
Минуя АК "Транснефть" 23,1 16,5
Де-Кастри 7,4 5,3
Корсаков 5,4 3,9
Архангельск 3,5 2,5
Прочие 6,7 4,8

 

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – крупнейший российский порт в Черноморском бассейне. Объем перевалки российской нефти в 2016 г. составил около 33 млн. тонн, общий объем экспорта, включая транзит, по итогам года увеличился на 4,5% до 44,5 млн. тонн с 42,6 млн. тонн. Нефть экспортируется на рынок южной Европы, прежде всего в Италию (порт Генуя) и Францию (порт Марсель). «НМТП» использует 2,2 км береговой линии для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе Шесхарис. На территории перевалочной нефтебазы Шесхарис НМТП арендует причал протяженностью 2,2 км и владеет 2,2 км нефтепровода, доставляющего нефть в терминал из нефтебазы «Транснефти».

Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через терминал в Туапсе (4,2 млн. тонн) и транзитом через Украину поставляется в терминал Южный (9,5 млн. тонн.).

В конце 2016 г. начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России – Козьмино (Приморский край). Спецморнеф­тепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн. тонн нефти в год. Из Сковородина нефть доставляется железнодорожным транспортом. Каждый состав вмещает от 4,5 до 4,8 тыс. тонн нефти. В сутки в порту сливается нефть шести-семи железнодорожных составов. В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмине восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.

В декабре 2016 г. из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy. В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе – марте 2017 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн. тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi – Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Морские поставки, минуя систему АК «Транснефть»

Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть», – Де-Кастри (Хабаровский край), Карсаков (о. Сахалин), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др. Прирост экспорта нефти в 2016 г. осуществлялся, прежде всего, за счет дополнительного увеличения загрузки морских терминалов, не входящих в систему «Транснефти».

Де-Кастри – один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки неф­ти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20%. Мощность терминала составляет около 12 млн. тонн в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2016 г. составил 7,4 млн. тонн. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри.

Морской нефтеэкспортный терминал «Корсаков» поставляет нефть и сжиженный природный газ в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2016 г. экспортировала около 5,4 млн. тонн нефти, что на 4 млн тонн больше, чем в 2015 г. Было отгружено около 59 партий нефти и 81 партия сжиженного природного газа (СПГ).

Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на северо-западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тимано-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки составляет 12 млн. тонн нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск – Белокаменка составляет около 3,5 млн. тонн.

Каспийский трубопроводный консорциум

В 2016 г. КТК со своего морского терминала в Южной Озерейке под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,6 млн. тонн нефти, что на 9,9% выше показателя предыдущего года, в т. ч. российской нефти – 4 млн. тонн. На выносных причальных устройствах консорциума было загружено 319 танкеров. Всего с начала эксплуатации КТК (октябрь 2001 г.) отгружено свыше 209 млн тонн (более 1,6 млрд.баррелей) нефти.

В декабре 2009 г. акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн. тонн нефти в год.

Трубопроводные поставки

Экспортные трубопроводные поставки через систему АК «Транснефть» осуществляются по нефтепроводу «Дружба» в европейском направлении и по системе ВСТО в Китай и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке России, что представлено в таблице 2.6.

Таблица2. 6 - Структура трубопроводных поставок в дальнее зарубежье в 2016 г.

Направление поставок Млн т %
Всего 54,7 100,7
Нефтепровод ВСТО 1,5 0,7
Нефтепровод "Дружба" 53,2 100,0
Германия 19,1 7,8
Словакия 2,6 1,0
Чехия 4,9 2,0
Венгрия 6,4 2,6
Польша 24,9 10,0

 

Нефтепровод ВСТО

В декабре 2016 г. была пущена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО. Основная цель строительства ВСТО – транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время ведется строительство нефтепровода Пур-Пе – Самотлор, планируется сооружение нефтепровода Заполярное – Пур-Пе, что позволит подключить к системе месторождения ЯНАО.

В декабре 2009 г. введен в эксплуатацию участок Тайшет – Сковородино протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 млн. тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн. тонн нефти в год. Начато строительство второй очереди ВСТО – Сковородино – Козьмино и нефтепровода-отвода на Китай Сковородино – Дацин.

В 2016 г. нефтепроводные поставки по системе ВСТО, в первую очередь, в период эксплуатации в реверсном режиме (Талаканское, Верхнечонское – Тайшет – Ангарск) составили около 1,5 млн. тонн. В перспективе планируется доведение мощности ВСТО до 80 млн. тонн в год.

Нефтепровод «Дружба». Одним из направлений обеспечения энергетической безопасности России в части экспортных операций с углеводородами является снижение поставок через транзитные территории, прежде всего, по трубопроводам. Наряду с российской неф­тью по системе «Дружба» прокачивается сырье из стран Каспия.

Нефть по нефтепроводу «Дружба» поставляется в нескольких направлениях.

Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) в Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи Фенешлитке) и через нефтепровод «Адрия» в Словению (пункт сдачи Будковице) и далее в Чехию.

По северной ветке осуществляются поставки неф­ти в Польшу (пункт сдачи – Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).

В 2009 г. экспорт российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» составил около 19,1 млн. тонн. Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.

Поставки нефти из России в Польшу составляют около 20,3 млн. тонн, в том числе в порт Гданьск – 4,6 млн. тонн. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Плоцк и Гданьск.

В 2016 г. в Чехию из России было прокачено около 4,9 млн. тонн нефти. Чешское направление предполагает поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завершено строительство нефтепровода, соединяющего Ингольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ.

Экспорт нефти в Словакию в 2016 г. составил около 2,6 млн. тонн. Словацкое направление предполагает прямые поставки нефти на крупнейший в Словакии нефтехимический комплекс компании Slovnaft в Братиславе.

В 2016 г. экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн. тонн. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (Дунайский НПЗ в Сазхаламбатте, Тиссайский НПЗ в Тиссайвароше, Залайский НПЗ в Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сербию и Швейцарию. Транзит составляет около 4,5% от общего объема поставок на этом направлении.

cyberpedia.su

Анализ современной структуры экспорта нефти и нефтепродуктов — КиберПедия

Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Компания осуществляет транспорт более 93% добываемой в России нефти. Общий грузооборот – более 1091,4 млрд т·км. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефте­провод Каспийского трубопроводного консорциума – КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге.

АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Мин­неф­тепрома СССР. Учредитель – Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около 16 млн куб.м.

В 2014 – 2015 гг. при снижении абсолютных показателей экспорта с 216 до 203 млн тонн организационная структура экспорта практически не поменялась и оставляла соотношение 91:9 – поставки неф­ти через систему АК «Транснефть» и минуя эту систему. Однако в 2016 г. при увеличении объема экспорта из России в дальнее зарубежье до 211 млн тонн дополнительный прирост экспорта осуществлялся, минуя систему АК «Транснефть», в то время как поставки нефти АК «Транснефть» остались на уровне 2014 г., представлены в таблице 2.1. В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 87,6% (185,6 млн тонн). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть», экспортировались преимущественно через морские терминалы.

Таблица 2.1 - Экспорт нефти в дальнее зарубежье с дифференциацией по организационной структуре

 

Способ Поставки 2016/2015
Млн т % Млн т % Млн т % %
"Транснефть" 197,4 91,1 185,5 91,3 185,6 87,6 0,1
Минуя "Транснефть" 19,3 8,9 17,6 8,7 26,3 12,4 49,5
Всего 216,6 100,0 203,1 100,0 211,9 100,0 4,3

 

В 2016 г. через систему АК «Транснефть» на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн. тонн нефти, в том числе российской – 185,6 млн. тонн, транзит составил около 23,7 млн. тонн. Это представлено в таблице 2.2. Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК «Транснефть» осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн. тонн, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау – Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2016 г. поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн тонн.

Поставки нефти в ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину, Казахстан – в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам «Транснефти».

 

 

Таблица 2.2 - Экспорт нефти из РФ и транзит в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» в 2016 г.

 

  Всего Млн т %
206,9 100,0
Российская нефть 185,6 89,7
Транзит 23,7 11,5
Казахстан 21,3 10,3
Азербайджан 2,5 1,2

 

В соответствии с таблицей 2.3. организационной структуре экспорта нефти через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2016 г. около 27,9% (48,4 млн тонн), ТНК-ВР – 19,5% (33,8 млн тонн), «Сургутнефтегаз» – 15,6% (27,1 млн тонн), ЛУКОЙЛ – 14,3% (24,9 млн тонн) (табл. 3). На эти 4 компании приходится более 77% суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10% (14 – 15 млн тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2016 г. в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн тонн нефти.

Минуя магистральные нефтепроводы «Транснефти», экспортируется около 26,3 млн тонн нефти (12,4% от суммарных поставок). Поставки, в основном, осуществляют компании, добывающие нефть в рамках отдельных экспортных проектов: как правило, непосредственно вблизи побережья, имеющие трудности с организацией поставок нефти в магистральную трубопроводную систему либо желающие сохранить качество нефти и не смешивать его с экспортным сортом Urals. К портам нефть доставляют по специализированным нефтепроводам, по железной дороге, речным и автомобильным транспортом.

Таблица 2.3 - Экспорт нефти российских ВИНК в дальнее зарубежье (по системе АК «Транснефть», включая железнодорожные поставки)

 

Компания 2016/2015 %
Млн т % Млн т % Млн т %
Роснефть 46,5 25,0 45,8 26,2 48,4 27,9 105,7
ТНК-ВР 34,6 18,6 31,3 17,9 33,8 19,5 108,0
Сургутнефтегаз 32,6 17,5 32,1 18,4 27,1 15,6 84,6
ЛУКОЙЛ 36,2 19,4 28,1 16,1 24,9 14,3 88,5
Татнефть 11,7 6,3 14,8 8,5 15,9 9,2 107,5
Газпром нефть 15,1 8,1 14,3 8,2 14,7 8,5 103,4
РуссНефть 5,0 2,7 4,9 2,8 4,9 2,8 100,6
БашНефть 4,4 2,4 3,4 1,9 3,8 2,2 112,4
Всего 186,1 100,0 174,6 100,0 173,6 100,0 93,8

 

Морские поставки через систему АК «Транснефть»

Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2016 г. – 140 млн тонн, или 66%, в структуре экспорта), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2016 г. поставлено 127 млн тонн). Это представлено в таблице 2.4. В 2016 г. в структуре поставок неф­ти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4% относительно 2015 г. Одновременно поставки по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8%).

 

Таблица 2.4 - Экспорт нефти в дальнее зарубежье по способам поставок

Способ Поставки 2016/2015 %
Млн т % Млн т % Млн т %
Морские поставки 139,6 64,4 131,6 64,8 140,0 66,1 6,4
Нефтепровод "Дружба" 58,2 26,9 53,7 26,4 53,5 25,2 -0,4
Нефтепровод КТК 4,2 1,9 4,0 2,0 4,0 1,9 0,0
Нефтепровод ВСТО 0,0 0,0 0,0 0,0 1,5 0,7 -
По железной дороге 11,5 5,3 11,0 5,4 9,7 4,6 -11,8
Прочие 3,2 1,5 2,8 1,4 3,2 1,5 14,3
Всего 216,61 100,0 203,1 100,0 211,9 100,0 4,3

 

Из таблицы 2.5 следует, что около 50% всех морских поставок нефти из России осуществляется через порт Приморск, через который в 2016 г. было экспортировано свыше 70 млн тонн российской нефти; общий объем перевалки сырой нефти – 74,9 млн тонн (рост на 1,2% относительно 2015 г.). Порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС) и магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в прошлом году: 61,7% экспортировано в Нидерланды, 15,1% – в Финляндию, 5,2% – в Швецию, 3,8% – в Испанию, по 2,4% – во Францию и Данию, 2,3% – в Литву, 2,1% – в США, 1,6% – в Тринидад и Тобаго. В 2016 г. Приморский торговый порт обслужил 748 танкеров.

Таблица 2.5 - Структура морских поставок в дальнее зарубежье в 2016 г.

Направление поставок Млн т %
Всего 140,0 100,0
По системе АК"Транснефть" 116,9 83,5
Приморск 70,2 50,2
Новороссийск 33,0 23,6
Южный 9,5 6,8
Туапсе 4,2 3,0
Козьмино 0,1 0,1
Минуя АК "Транснефть" 23,1 16,5
Де-Кастри 7,4 5,3
Корсаков 5,4 3,9
Архангельск 3,5 2,5
Прочие 6,7 4,8

 

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – крупнейший российский порт в Черноморском бассейне. Объем перевалки российской нефти в 2016 г. составил около 33 млн тонн, общий объем экспорта, включая транзит, по итогам года увеличился на 4,5% до 44,5 млн тонн с 42,6 млн тонн. Нефть экспортируется на рынок южной Европы, прежде всего в Италию (порт Генуя) и Францию (порт Марсель). «НМТП» использует 2,2 км береговой линии для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе Шесхарис. На территории перевалочной нефтебазы Шесхарис НМТП арендует причал протяженностью 2,2 км и владеет 2,2 км нефтепровода, доставляющего нефть в терминал из нефтебазы «Транснефти».

Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через терминал в Туапсе (4,2 млн тонн) и транзитом через Украину поставляется в терминал Южный (9,5 млн тонн.).

В конце 2016 г. начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России – Козьмино (Приморский край). Спецморнеф­тепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн тонн нефти в год. Из Сковородина нефть доставляется железнодорожным транспортом. Каждый состав вмещает от 4,5 до 4,8 тыс. тонн нефти. В сутки в порту сливается нефть шести-семи железнодорожных составов. В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмине восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.

В декабре 2016 г. из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy. В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе – марте 2017 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi – Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Морские поставки, минуя систему АК «Транснефть»

Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть», – Де-Кастри (Хабаровский край), Карсаков (о. Сахалин), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др. Прирост экспорта нефти в 2016 г. осуществлялся, прежде всего, за счет дополнительного увеличения загрузки морских терминалов, не входящих в систему «Транснефти».

Де-Кастри – один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки неф­ти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20%. Мощность терминала составляет около 12 млн тонн в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2016 г. составил 7,4 млн тонн. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри.

Морской нефтеэкспортный терминал «Корсаков» поставляет нефть и сжиженный природный газ в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2016 г. экспортировала около 5,4 млн тонн нефти, что на 4 млн тонн больше, чем в 2015 г. Было отгружено около 59 партий нефти и 81 партия сжиженного природного газа (СПГ).

Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на северо-западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тимано-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки составляет 12 млн тонн нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск – Белокаменка составляет около 3,5 млн тонн.

Каспийский трубопроводный консорциум

В 2016 г. КТК со своего морского терминала в Южной Озерейке под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,6 млн тонн нефти, что на 9,9% выше показателя предыдущего года, в т. ч. российской нефти – 4 млн тонн. На выносных причальных устройствах консорциума было загружено 319 танкеров. Всего с начала эксплуатации КТК (октябрь 2001 г.) отгружено свыше 209 млн тонн (более 1,6 млрд баррелей) нефти.

В декабре 2009 г. акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн тонн нефти в год.

Трубопроводные поставки

Экспортные трубопроводные поставки через систему АК «Транснефть» осуществляются по нефтепроводу «Дружба» в европейском направлении и по системе ВСТО в Китай и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке России, что представлено в таблице 2.6.

Таблица2. 6 - Структура трубопроводных поставок в дальнее зарубежье в 2016 г.

Направление поставок Млн т %
Всего 54,7 100,7
Нефтепровод ВСТО 1,5 0,7
Нефтепровод "Дружба" 53,2 100,0
Германия 19,1 7,8
Словакия 2,6 1,0
Чехия 4,9 2,0
Венгрия 6,4 2,6
Польша 24,9 10,0

 

Нефтепровод ВСТО

В декабре 2016 г. была пущена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО. Основная цель строительства ВСТО – транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время ведется строительство нефтепровода Пур-Пе – Самотлор, планируется сооружение нефтепровода Заполярное – Пур-Пе, что позволит подключить к системе месторождения ЯНАО.

В декабре 2009 г. введен в эксплуатацию участок Тайшет – Сковородино протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 млн тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн тонн нефти в год. Начато строительство второй очереди ВСТО – Сковородино – Козьмино и нефтепровода-отвода на Китай Сковородино – Дацин.

В 2016 г. нефтепроводные поставки по системе ВСТО, в первую очередь, в период эксплуатации в реверсном режиме (Талаканское, Верхнечонское – Тайшет – Ангарск) составили около 1,5 млн тонн. В перспективе планируется доведение мощности ВСТО до 80 млн тонн в год.

Нефтепровод «Дружба». Одним из направлений обеспечения энергетической безопасности России в части экспортных операций с углеводородами является снижение поставок через транзитные территории, прежде всего, по трубопроводам. Наряду с российской неф­тью по системе «Дружба» прокачивается сырье из стран Каспия.

Нефть по нефтепроводу «Дружба» поставляется в нескольких направлениях.

Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) в Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи Фенешлитке) и через нефтепровод «Адрия» в Словению (пункт сдачи Будковице) и далее в Чехию.

По северной ветке осуществляются поставки неф­ти в Польшу (пункт сдачи – Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).

В 2009 г. экспорт российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» составил около 19,1 млн тонн. Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.

Поставки нефти из России в Польшу составляют около 20,3 млн тонн, в том числе в порт Гданьск – 4,6 млн тонн. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Плоцк и Гданьск.

В 2016 г. в Чехию из России было прокачено около 4,9 млн тонн нефти. Чешское направление предполагает поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завершено строительство нефтепровода, соединяющего Ингольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ.

Экспорт нефти в Словакию в 2016 г. составил около 2,6 млн тонн. Словацкое направление предполагает прямые поставки нефти на крупнейший в Словакии нефтехимический комплекс компании Slovnaft в Братиславе.

В 2016 г. экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн тонн. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (Дунайский НПЗ в Сазхаламбатте, Тиссайский НПЗ в Тиссайвароше, Залайский НПЗ в Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сербию и Швейцарию. Транзит составляет около 4,5% от общего объема поставок на этом направлении.

cyberpedia.su

Структура экспортных поставок нефти — Мегаобучалка

Направления
Польша 1 19% 38% 30%
Чехия 1 37% 40% 9%
Венгрия 1 0% 0% 6%
Германия 1 4% 0% 0%
Порт Гданьск 1 6% 4% 4%
Порт Приморск 2 34% 14% 25%
Порт Новороссийск 2 0% 4% 16%
Порт Усть-Луга 2 0% 0% 10%

Примечание: 1 – Поставки на экспорт по системе «Транснефть» до погранперехода с дальним зарубежьем. 2 – Поставки на экспорт по системе «Транснефть» через морской порт.

Поставки нефтепродуктов и продуктов нефтехимии осуществлялись по системе экспортных продуктопроводов АК «Транснефтепродукт» по железной дороге в Казахстан и Европу, а также к морским терминалам в Санкт-Петербурге, Высоцке, Новороссийске, Калининграде. Автомобильный транспорт был задействован для поставок продукции в Европу.

По итогам 2012 года экспорт нефтепродуктов и нефтехимической продукции составил 8,6 млн тонн. Компания экспортировала нефтепродукты преимущественно в дальнее зарубежье — 71% поставок (6,1 млн т). На страны СНГ в 2012 году пришлось 29% экспортных продаж (2,5 млн тонн).

Продажа нефтепродуктов и продуктов нефтехимии на экспорт

Структура реализации нефтепродуктов на экспорт диверсифицирована и включает в себя автобензины, дизельное топливо, мазут, ВГО и ряд других наименований. Наибольшую долю — около 59% — в структуре экспорта занимает дизельное топливо, около 19% — вакуумный газойль, 6% — высокооктановые автомобильные бензины. Топочный мазут занимает в экспортной корзине около 11%.

Структура экспорта нефтепродуктов

Из нефтехимической продукции основным экспортным продуктом Компании в 2012 году был дифенололпропан (бисфенол-А), а также комовая сера техническая газовая гранулированная и жидкие продукты пиролиза.

Нефтепереработка

Нефтеперерабатывающий комплекс ОАО АНК «Башнефть» представлен тремя НПЗ совокупной мощностью 24,1 млн тонн в год: «Башнефть-Уфанефтехим» (9,5 млн тонн в год),«Башнефть-УНПЗ»(7,5 млн тонн в год) и «Башнефть-Новойл» (7,1 млн тонн в год).

Уникальность «уфимского узла» нефтеперерабатывающих предприятий состоит в их тесной кооперации практически по всем направлениям работы, что позволяет обеспечить гибкость технологического процесса и достичь максимального экономического эффекта.

Уфимские НПЗ входят в число наиболее технически оснащенных отечественных предприятий отрасли — по Индексу Нельсона с показателем 8,55 «Башнефть» занимает лидирующие позиции в России, и сравнима со средними показателями европейских НПЗ.

Ключевые показатели переработки нефти

 
Мощности по первичной переработке, млн т 24,1 24,1 24,1
Переработка нефти за год, млн т 21,2 21,1 20,8
Коэффициент использования имеющихся мощностей, % 87,9% 87,5% 86,3%
Общий объем продукции нефтеперерабатывающего комплекса, млн т 19,4 19,2 18,9
Глубина переработки нефти, % 86,3% 85,9% 84,9%
Выход светлых нефтепродуктов, % 61,8% 59,9% 59,7%
Индекс Нельсона, ед 8,30 8,33 8,55

В составе нефтеперерабатывающего комплекса ОАО АНК «Башнефть» работает целый ряд технологических установок, углубляющих процессы переработки и позволяющих производить высококачественное топливо стандартов Евро-4 и Евро-5: гидрокрекинг, каталитический крекинг, термокрекинг, установки замедленного коксования, алкилирования, изомеризации, гидроочистки и др.

В 2012 году нефтеперерабатывающий комплекс ОАО АНК «Башнефть» переработал 20,8 млн тонн сырья, обеспечив среднюю глубину переработки 84,9%. Незначительное снижение общего объема переработки (-1,5%) и показателя глубины переработки (- 1%) связано с проводимыми плановыми работами по капитальному ремонту предприятий.

Переработка нефтяного сырья по предприятиям Группы, млн т

  Уст. м ощность
«Уфанефтехим» 9,5 7,8 8,4 8,6
«УНПЗ» 7,5 6,7 6,1 5,4
«Новойл» 7,1 6,7 6,6 6,7
Всего 24,1 21,2 21,1 20,8

Общий объем выпуска произведенной продукции нефтеперерабатывающего комплекса Компании в 2012 г. составил 18,9 млн т. Выход светлых нефтепродуктов сохранился на прошлогоднем уровне — 59,7%. Основная доля выпускаемой продукции в 2012 г. приходилась на дизельное топливо (38%) и бензины (25%).

megaobuchalka.ru

Не единой нефтью. Структура российского экспорта

19:57 &nbsp18 Октября 2016

15 074

Некоторые граждане любят повторять мантру про страну-бензоколонку, которой они считают Россию. При этом никаких фактов они не приводят. Журнал «Слово и Дело» решил восполнить этот пробел и рассказать о том, что и сколько Россия поставляет на экспорт.

 

Первым делом следует разоблачить миф о «нефтяной игле». Вот Саудовская Аравия сидит на нефтяной игле, поскольку 90% экспортных доходов королевства приносит продажа нефти. Российские нефтяники приносят в казну государства только треть всех доходов. Остальные две трети составляет экспорт продукции из других секторов экономики.

Чёрная и цветная металлургия

tran.su

Ведущими предприятиями этой отрасли в нашей стране являются Русал, Норникель и Новолипецкий металлургический комбинат. Всего наши металлурги экспортировали продукции на общую сумму 40 миллиардов долларов в годовом исчислении.

Химическая промышленность

download-pectures.net

О развитии и успехах химической промышленности наш журнал пишет регулярно. Эта отрасль включает в себя нефтехимические предприятия, производство полимеров, удобрений и многого другого. Экспортный доход российских химиков за год составил 30 миллиардов долларов.

Атомная энергетика

defence.ru

Всем, что связано с ядерной энергетикой, в нашей стране занимается госкорпорация «Росатом». Эта чрезвычайно успешная корпорация, которая за девять лет в девять раз увеличила чистую прибыль. На мировом рынке «Росатом» является лидером в проектировании и строительстве АЭС и энергоблоков, на которые приходится 25% экспортной выручки. Остальное составляет прибыль за продажи ядерного топлива и радиоизотопов. Всего же «Росатом» за год заработал на экспорте 30 миллиардов долларов.

Промышленное оборудование

iseekmate.com

Промышленное оборудование включает в себя большой перечень изделий разного назначения. На поставках промышленного оборудования за рубеж наши производители заработали 26 миллиардов долларов.

Военная продукция

nnm.me

Россия занимает второе место в мире по экспорту вооружений и военной техники, занимая 25% мирового рынка и отставая от США лишь на 7%. Наиболее популярными продуктами российского ВПК, поступающими на экспорт, стали подводная лодка проекта 636 «Варшавянка», зенитно-ракетные комплексы С-300, многофункциональные самолёты МиГ-35, ударные вертолёты Ми-35, Ми-28 и Ка-52, а также основной боевой танк Т-90. Всего за год оборонные предприятия России заработали на экспорте 16 миллиардов долларов.

Сельское хозяйство

fishki.net

Небывалыми темпами растёт сельское хозяйство, что по отдельным продуктам позволяет полностью обеспечить не только себя, но и заграницу. Благодаря рекордным урожаям зерновых Россия вошла в число лидеров по экспорту зерна. Наша страна полностью обеспечивает себя продукцией птицеводства, поставляя на экспорт излишки яиц и мяса птицы. По объёмам экспортной выручки сельское хозяйство догоняет оборонную промышленность, принося за год 15 миллиардов долларов дохода.

Туризм

drive2.ru

Россия может похвастать множеством достопримечательностей и возможностью культурного досуга, что привлекает туристов. В этом году наша страна оказалась в десятке наиболее посещаемых стран. Больше всего туристов привлекает величественный Санкт-Петербург. Всего доходы туристического сектора России составили 7 миллиардов долларов.

Авиация и космос

Ldpr.tv

Среди других статей экспортных доходов России хочется особо выделить авиастроение и космические запуски. Российские вертолёты давно снискали славу по всему миру благодаря своей надёжности и универсальности. В этом сегменте рынка наши вертолётостроители занимают 14%. Став первыми в космосе, мы остаёмся ими и по сию пору, обеспечивая доставку космонавтов и грузов на международную орбитальную станцию, а также выполняя коммерческие запуски спутников на орбиту Земли. Всего авиастроительная и космическая отрасли заработали на экспорте товаров и услуг 6 миллиардов долларов.

Выводы

Те, кому очень хочется видеть Россию только сырьевым придатком или просто страной-бензоколонкой, могут и дальше делать это вопреки фактам. Остальные же могут посмотреть на инфографику и увидеть, что российский экспорт включает в себя не только нефть и другое сырьё, но также изделия высокотехнологичных современных производств.

slovodel.com

Тихоокеанское направление – тема научной статьи по экономике и экономическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ РОССИИ: ТИХООКЕАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Леонтий Викторович Эдер

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева 17, кандидат экономических наук, доцент, тел. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]

Рассмотрена роль тихоокеанского направления экспорта российской нефти и нефтепродуктов, обозначены основные способы транспортировки, а также главные страны и компании-импортеры российской нефти.

Ключевые слова: экспорт нефти, экспорт нефтепродуктов, рынок Тихоокеанского региона.

FEATURES OF THE REGIONAL STRUCTURE OF EXPORTS OF OIL AND PETROLEUM PRODUCTS FROM RUSSIA: PACIFIC AREA

Leonti V Eder

Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science (SB RAS), 17, Ac. Lavrentieva ave., Novosibirsk, 630090, Ph.D. in Economics, professor, tel. (383)333-28-14, e-mail: [email protected]

The role of Pacific destinations of exports of Russian oil and petroleum products, identified the major modes of transportation and the major countries and companies-importers of Russian oil.

Key words: Oil exports, exports of petroleum products, the market for the Pacific region.

Нефть. На тихоокеанском направлении поставки нефти из России ведутся в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на Тихоокеанское побережье США (табл. 1). В 2010 г. поставки нефти из России в страны АТР составили около 35,7 млн т, на Западное побережье США - 2,3 млн т. Крупнейшие импортеры нефти из России на Тихоокеанском рынке - Китай (12,8 млн т), Южная Корея и Япония (по 9,8 млн т), США (2,3 млн т), Таиланд (2,1 млн т). Кроме того, относительно небольшие объемы нефти (до 500 тыс. т) экспортируются на Филиппины, в Сингапур, Индию, Тайвань, Гонконг, Новую Зеландию.

В настоящее время основные способы поставок нефти на Тихоокеанский рынок - комбинированные с транспортировкой по нефтепроводам, железной дороге, морем с перевалкой в морских портах Дальнего Востока:

- Транспортировка комбинированным способом по нефтепроводу ВСТО до Сковородино и далее по железной дороге до терминала Козьмино - 15,3 млн т;

- Поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1» и Корсаков (проект «Сахалин-2») - 13,1 млн т;

- Поставки по железной дороге в Китай - 9,5 млн т;

- Прокачка нефти по нефтепроводам ВСТО (до Сковородино) и «Россия-Китай» (Сковородино-Дацин) - 0,5 млн т в 2010 г. (технологическая нефть), 15 млн т в год, начиная с 2011 г.

Таблица 1. Экспорт нефти из России на Тихоокеанский рынок в 2010 г.

Способ поставки Страна Млн т %

Железнодорожный транспорт Всего 9,5 100

Китай 9,5 100

Морской транспорт через порты Де-Кастри (проект «Сахалин-1»), Корсаков (проект «Сахалин-2») Всего 13,1 100

Южная Корея 5,5 42

Япония 5,2 40

Китай 2,0 16

Таиланд 0,3 2

Новая Зеландия 0,1 1

Морской транспорт через порт Козьмино Всего 15,3 100

Южная Корея 4,3 28

Япония 4,6 30

Китай 1,2 8

США 2,3 15

Таиланд 1,8 12

Филиппины 0,5 3

Сингапур 0,2 1

Индия 0,2 1

Тайвань 0,1 1

Гонконг 0,1 1

Всего Всего 38,0 100

Южная Корея 9,8 26

Япония 9,8 26

Китай 12,8 34

США 2,3 6

Таиланд 2,1 5

Филиппины 0,5 1

Сингапур 0,2 1

Индия 0,2 1

Тайвань 0,1 0

Гонконг 0,1 0

Новая Зеландия 0,1 0

В том числе Страны АТР 35,7 94

Тихоокеанское побережье США 2,3 6

Источники: Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба России. - 2000-2011 гг.; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // Инфо ТЭК. - № 1. - 2000-2011 гг.; Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК России // ТЭК России. - № 1. - 2000-2011 гг.

Козьмино. В 2010 г. экспорт нефти через спецморнефтепорт Козьмино составил 15,3 млн т. С декабря 2009 г. (начало поставок) они выросли с 0,1 млн т в месяц до 1,2-1,5 млн т, что соответствует предельной пропускной способности

порта. Учитывая рост добычи нефти в Восточной Сибири, а также выгодные тарифы на транспортировку, установленные «Транснефтью», ожидается рост популярности этого направления, что потребует расширения порта.

Рост спроса на нефть сорта ВСТО (ESPO), превосходящую по качеству основные марки ближневосточных нефтей, доминирующих на тихоокеанском рынке, вызывает увеличение ее стоимости. Так, если первая партия ESPO (в декабре 2009 г.) была продана с дисконтом 0,5 долл. за баррель к сорту Dubai (эталонный), то летом цены на российский сорт сравнялись с эталонными, а один из последних контрактов (на январь 2011 г.) был заключен уже с премией 2,18 долл. к сорту Dubai.

Около трети всех объемов нефти из Козьмино было экспортировано в Японию и Республику Корею - 28%, в США - 15%, Таиланд - 12%, Китай -8%, объем поставок в прочие страны не превышает 3%. Китай, на долю которого в 2011 г. будет приходиться свыше половины всех поставок нефти из России на тихоокеанский рынок (в связи с вводом ответвления от ВСТО мощностью 15 млн т), в 2010 г. намеренно не стал участвовать в значительных покупках в Козьмино, чтобы не разогревать спрос и цены.

В течение года постоянно расширялся список покупателей-нефтетрейдеров сорта ESPO, крупнейшим из которых выступает зарегистрированная в Нидерландах компания Gunvor (табл. 2).

Таблица 2. Трейдеры, выкупившие нефть в порту Козьмино

Трейдеры Млн т %

Gunvor, WarlyInternational, IPP 5,2 34

Mitsubishi 2,1 14

Crudex 2,1 14

Vitol 1,5 10

Mitsui 1,1 7

Glencore 1,1 7

Прочие (Trafigura, Itochu, Talmay, Sempra, Unipec, SK Energy, GS Caltex) 2,1 14

Всего 15,3 100

Источник: Информационный бюллетень агентства Platts. - 2011 г.

Конечные потребители нефти в АТР - компании, располагающие нефтеперерабатывающими мощностями в странах региона, - Nippon, SK Energy, Sinopec, CNPC, BP, Shell, Shevron, Total, Petronas, Petro-Vietnam. Закупки нефти для поставок в США в порту Козьмино, а также на Сахалине осуществляли TesoroCorp., а также ExxonMobil, имеющие НПЗ на Западном побережье США. Поставки нефти осуществлялись в штаты Вашингтон и Калифорния, которые обеспечиваются кроме собственной добычи, поставками нефти с Аляски.

Нефтепровод «Россия-Китай». Строительство нефтепровода «Россия-Китай» по маршруту Сковородино-Дацин мощностью 15 млн т в год было закончено в сентябре 2010 г., технологическое заполнение трубопровода нефтью началось 1 ноября. В ноябре по нефтепроводу на КНР было прокачано 200 тыс. т, в декабре - 300 тыс. т. С 2011 г. ведутся коммерческие поставки. Согласно двустороннему соглашению российская сторона будет поставлять в Китай по 15 млн т нефти в год в течение 20 лет, с 2011 по 2030 год.

Поставки в Китай по железной дороге. В 2010 г. в Китай по железной дороге было поставлено около 9,5 млн т нефти. Однако в 2011 г., после ввода в эксплуатацию китайского участка нефтепровода ВСТО, поставки по железной дороге были значительно сокращены.

Сахалинские проекты. В рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в 2010 г. на тихоокеанский рынок было экспортировано 13,1 млн т нефти. Нефть поставлялась преимущественно в Южную Корею (42%) и Японию (40%), а также в Китай (16%). В существенно меньшем объеме экспорт осуществлялся в Таиланд и Новую Зеландию.

Нефтепродукты. На Тихоокеанском направлении поставки нефтепродуктов ведутся в основном в страны АТР (10,8 млн т) и в небольших объемах - на Западное побережье США (1 млн т). Основная часть поставок ведется морским транспортом (10,8 млн т) с сибирских (Омского, Ачинского и Ангарского) и дальневосточных НПЗ (Комсомольского и Хабаровского) (табл. 3).

Более половины всех продуктов переработки нефти на Тихоокеанский рынок экспортируется через порт Находка (5,7 млн т) с терминала, принадлежащего компании «Роснефть», которая контролирует три из пяти НПЗ на востоке страны (табл. 4). Значительные объемы экспортируются через порты Ванино - 2,3 млн т («Трансбункер») и Владивостокский нефтеналивной терминал (около 1 млн т), принадлежащий компании «Альянс», контролирующей Хабаровский НПЗ. Кроме того, во Владивостоке функционирует нефтепродуктовый терминал «Владпортбункер». Небольшие терминалы по экспорту нефтепродуктов расположены также в Славянке (нефтеналивной терминал «Востокбункер») и в Советской Гавани.

Способ и структура поставок Тыс. т %

Морской транспорт 10793 91,3

Бензин 1958 16,6

Дизельное топливо 3337 28,2

Мазут 5498 46,5

Железная дорога 1023 8,7

Бензин 271 2,3

Дизельное топливо 558 4,7

Мазут 7 0,1

Прочие (масла, смазки, авиакеросин и др.) 187 1,6

Всего 11816 100,0

Бензин 2229 18,9

Дизельное топливо 3895 33,0

Мазут 5505 46,6

Прочие (масла, смазки, авиакеросин и др.) 187 1,6

Источники: Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба России - 2000-2011 гг.; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // Инфо ТЭК. - № 1. - 2000-2011 гг.; Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК России // ТЭК России. - № 1. - 2000-2011 гг.

По железной дороге нефтепродукты в относительно незначительном количестве поставляются из России в Монголию и Китай (около 1 млн т) через пограничные переходы на железнодорожных станциях Наушки и Забайкальск.

В структуре экспорта нефтепродуктов на тихоокеанский рынок, как и на атлантическом направлении, доминируют мазут и дизельное топливо, вместе с тем здесь относительно высока доля автомобильного и прямогонного бензинов (18%).

рынок

Название порта Станция Терминал Регион Собственник Проду кт Тыс. т %

Находкинский нефтеналивной морской торговый порт Крабовая Находка Приморс кий край «Роснефть» Бензин 976 9

ДТ 2204 20

Мазут 2507 23

Всего 5687 53

Порт Ванино Ванино Транс- бункер Хабаровс кий край «Трансбункер» Бензин 633 6

Мазут 1727 16

Всего 2360 22

Владивостокск ий нефтеналивной терминал Владивосто к Альянс Приморс кий край ГК «Альянс» Бензин 349 3

ДТ 30 0

Мазут 708 7

Всего 1087 10

Нефтеналивной терминал «Востокбункер » Блюхер Восток- бункер Славянка, Приморс кий край «Восток-бункер» ДТ 790 7

Мазут 162 2

Всего 952 9

ШШ «Влад-портбункер» Владивосто к Порт- нефтесер вис Приморс кий край НИИ «Владпортбункер» ДТ 204 2

Мазут 302 3

Всего 506 5

Порт Советская Гавань Советская Гавань Гавань бункер Хабаровс кий край «Совгавань-порт» ДТ 109 1

Мазут 92 1

Всего 201 2

Итого Бензин 1958 18

ДТ 3337 31

Мазут 5498 51

Всего 10793 100

Источники: Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба России. - 2000-2011 гг.; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // Инфо ТЭК. - № 1. - 2000-2011 гг.; Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК России // ТЭК России. - № 1. - 2000-2011 гг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Современное состояние и прогноз развития нефтяного рынка Азиатско-Тихоокеанского региона // Минеральные ресурсы. - 2004. - № 1. - С. 82-99.

2. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. О реальных перспективах комплексного освоения ресурсов нефти и газа Востока России // Нефтегазовая вертикаль. -2010. - № 20. - С. 31-37.

3. Коржубаев А.Г. Прогноз развития нефтяной и газовой промышленности России и перспективы формирования новых направлений экспорта энергоносителей // Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - № 5. - С. 49-58.

4. Коржубаев А.Г. Методика прогноза энергопотребления на основе ковариационного анализа // Анализ и прогнозирование экономических процессов / под ред. В.Н. Павлова, Л.К. Казанцевой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. С. 105-144.

5. Гафаров Н.А., Калитюк С.А., Глаголев А.И., Моисеев А.В. Глобальный газовый бизнес в XXI веке: новые тенденции, сценарии, технологии. М.: «Газпром экспо», 2011. -318 с.

© Л.В. Эдер, 2012

cyberleninka.ru