Кому в России нужен толлинг. Толлинг нефти это


Кому в России нужен толлинг

По сведениям различных СМИ, в правительстве России активно ищут пути пополнения дефицитного государственного бюджета

Изменить размер текста:AA

Как всегда, первым делом взялись за крупнейших сырьевых экспортеров - им планируют повысить таможенные пошлины. Среди прочего обсуждается и возможность запрета на осуществление толлинговых операций, из-за которых, по мнению чиновников, российский бюджет ежегодно недосчитывается нескольких сотен миллионов долларов. Надо отметить, что подобные инициативы возникали и раньше, начиная с конца 90-х годов, но каждый раз заканчивались неудачей. Тем не менее данная тема заслуживает отдельного обсуждения, чтобы понять, что же именно правительство безуспешно пытается запретить уже более десяти лет. Обратимся к определению. Толлинг - это вид взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, при котором владелец сырья передает его предприятию-переработчику и получает в виде результата готовую продукцию и возмещает предприятию-переработчику сумму понесенных им издержек по переработке и согласованный процент доходности. То есть происходит переработка сырья на давальческих началах. Собственником сырья и готового продукта является исключительно компания-поставщик. На переработчика, получающего оплату за фактическую переработку, право собственности не переходит и ему лишь достается фиксированный размер оплаты за произведенную работу. Выгоды толлинга для поставщика очевидны - эта схема позволяет снизить себестоимость продукции за счет размещения производственного процесса в странах с более низкими расходами на заработную плату. Переработчику же данная схема позволяет загрузить простаивающие производственные мощности при нехватке средств на самостоятельную закупку сырья. Однако по факту толлинговые схемы, особенно в России, используются совсем для другого. Толлинг позволяет осуществить свободное перераспределение прибыли от переработчика к поставщику. То есть при реализации этой схемы вполне возможно аккумулировать прибыль только у одной стороны, особенно если последняя располагается в свободной экономической зоне и имеет льготный налоговый режим. По своей сути толлинговые схемы использовались еще во времена СССР, но на принципах плановой экономики - в рамках одного государства, одного предприятия. В металлургии они появились в начале 90-х в алюминиевой промышленности. Применялись при переработке зарубежных и отечественных бокситов на российских предприятиях с дальнейшим вывозом продуктов переработки за рубеж. Применение толлинга именно в алюминиевой отрасли изначально было связано с наличием значительных льгот в плане таможенного и налогового таможенного обложения (тогда более половины российского производства алюминия находилось в руках нерезидентов, например компании TransWorld Group братьев Черных). В разгар «алюминиевых войн» нынешний алюминиевый магнат Олег Дерипаска активно боролся против толлинга. По слухам, именно ему принадлежит авторство небезызвестных плакатов «Запретить толлинг - хватит грабить Россию!». Весьма характерно также заявление бывшего гендиректора «Русала», а ныне председателя совета директоров группы En+ Дерипаски Александра Булыгина, сделанное в 2000 году: «Толлинг - это та схема, которая позволяет российским собственникам уходить от уплаты налогов. Но с другой стороны, она препятствует реальному развитию российской алюминиевой промышленности». Однако после того как войны закончились и «Русал» стал фактически алюминиевым монополистом, ситуация развернулась на 180 градусов и компания стала активно отстаивать сохранение режима толлинга. Таким образом, в настоящее время российские алюминиевые заводы «Русала» оказывают лишь услуги по переработке, а собственником сырья (бокситов, глинозема) и готовой продукции (первичного алюминия и сплавов на его основе) является зарубежный контрагент. Ни глинозем, ни продукты его переработки в этом случае не облагаются таможенными пошлинами, не платится НДС. Однако по странному стечению обстоятельств собственником сырья выступает все тот же «Русал» в лице своих офшоров, зарегистрированных на острове Джерси и в Швейцарии. В результате значительная часть прибыли компании выводится из России. При этом представители «Русала» в настоящее время отстаивают точку зрения, что отмена толлинга нанесет ущерб компании и снизит ее конкурентоспособность на мировом рынке. Однако стоит отметить, что у «Русала» самый дешевый в мире доступ к электроэнергии, а именно она формирует большую часть себестоимости производства алюминия. Одновременно с этим компании Олега Дерипаски активно помогает государство, в том числе и непосредственными финансовыми вливаниями - в качестве примера можно привести покупку ВЭБом более 3% акций «Русала» в ходе недавнего IPO. Тем не менее, несмотря на свое название, «Русал» продолжает оставаться де-юре и де-факто зарубежной компанией. Теперь, судя по разговорам об отмене толлинга, правительство решило сменить свою политику по отношению к алюминиевой корпорации или по крайней мере заставить ее действовать в рамках общепринятых правил.

www.kp.ru

толлинг | LNG

6 августа 2014 года второй американский проект (Cameron LNG) принял окончательное инвестиционное решение — через два года после первого. Вызовет ли это цепную реакцию среди других проектов, или американский СПГ останется нишевым продуктом в относительно небольших объемах?

Немного банальностей: в середине 2000-х годов США и Канада были очень привлекательным рынком для газа: дефицит, высокие цены, ликвидность и очень большая емкость — все прогнозировали быстрый рост импорта в Северную Америку. Например, МЭА в 2006 году предполагало рост чистого импорта газа к 2030 году практически в 10 раз (с 18 до 159 млрд м3). Кстати, этот отчет составлен при участии Владимира Милова.

Впрочем, уже на этом графике заметно, как ситуация начинает меняться: начиная с весны 2006-го цены в Европе и США окончательно обозначили дисконт к азиатской цене СПГ. Несмотря на это, многие еще пытались запрыгнуть в уходящий поезд.

Ангола

Окончательное инвестрешение по проекту было принято в 2007 году. Газ в проекте поступает с глубоководного нефтяного месторождения, его объемы нестабильны, поэтому долгосрочные контракты изначально не предполагались. 36% в проекте имел Chevron, очевидным целевым рынком сбыта для проекта были США, госкомпания Sonangol (23% в проекте) даже законтрактовала больше половины мощности регаза Gulf LNG. Однако уже к моменту запуска этого терминала в 2011 году было понятно, что схема нежизнеспособна, и в 2012 году им пришлось создать новое СП для реализации СПГ. Вся продукция сейчас продается на споте или по краткосрочным контрактам, и ни одного груза не было поставлено в Северную Америку. Покупателями были Бразилия, Китай, Япония и Южная Корея.

Штокман

Второй жертвой этого процесса стал Штокман, еще в августе 2006 года Газпром заявлял о намерении занять до 20% североамериканского рынка, а уже в сентябре газ со Штокмана собирались поставлять по Северо-Европейскому газопроводу (ныне Северный поток). Не это, конечно, убило проект, но проблем добавило.

Йемен

Два из трех покупателей проекта — Total (2.1 млн т в год) и GDF Suez (2.55 млн т в год) — подписали контракты с привязкой к Henry Hub для поставки на европейский и американский рынки. В результате цены оказались вдвое ниже, чем рассчитывали власти Йемена, а первый пересмотр цены был возможен только через 5 лет после начала поставок (в 2014 году). При этом и Тоталь не мог в полной мере воспользоваться конъюнктурой рынка, так как по условиям контракта поставки могли происходить только в Европу или США. Поэтому 2012 году были подписаны допсоглашения к контрактам, по которому цена увеличивалась до 7-8 $/mmbtu, а покупатели получали право перенаправлять газ в Азию.

В результате в 2013 году 83% (а в первом полугодии 2014-го — 95%) СПГ из Йемена было направлено в азиатские страны.

Регаз в США

Не меньшей проблемой было и то, что в США точно так же верили в этот импорт: мощность построенных СПГ-терминалов сейчас там составляет 122 млн т в год (реальный импорт в 100 раз меньше). Немало и тех, кто успел вовремя спрыгнуть: официально отменены проекты общей мощностью более 250 млн т.

Как построить завод в Америке?

Для принятия окончательного инвестрешения необходимо выполнить следующие условия:

— создать проект (Front-End Engineering and Design)— получить финансирование— получить разрешение от Министерства энергетики на экспорт— получить разрешение регулятора FERC

Эти процессы выполняются параллельно, но завершающие вехи ставятся, как правило, именно в таком порядке.

Проект

Все заводы, которые хотя бы начали стадию составления проекта, показаны на карте ниже.

Проекты довольно четко делятся на два типа: brownfield, которые строятся на месте существующих терминалов, и greenfield (новые). Первые, понятное дело, дешевле, им проще получать многие разрешения, у них уже выделена основная часть земли, построены танки для СПГ, население заведомо не против подобно рода сооружений. Из 11 американских проектов, показанных на карте, 7 строятся на месте готовых регазов. В Канаде большая часть проектов строится в тех же местах, где раньше планировалось строительство регаза, но его каждый раз успевали отменить.

По расположению проекты также делятся на две большие группы — Мексиканский залив (в расчете, в основном, на техасско-луизианский газ) и северо-запад США/юго-запад Канады. Первые неудачно расположены от премиального рынка — нужен Панамский канал или длинный путь через Индийский океан, вторые — относительно места добычи — все месторождения находятся в сотнях километров от берега, а существующей инфраструктуры для транспортировки к портам там нет.

Коммерчески проекты отличаются тоже очень существенно. Есть три основных схемы монетизации, которые отличаются схемой вовлеченности проекта в различные этапы цепочки создания стоимости: добыча, сжижение, маркетинг и транспортировка.

1. Вертикально интегрированная структура

На базе такой структуры (+транспорт) построено большинство действующих проектов. В США ни одного такого завода строить не планируется, в Канаде эта схема используется для монетизации удаленных запасов Британской Колумбии (Kitimat и LNG Canada, на базе сланцевых месторождений Montney, Horn River и Liard Shale).

LNG Canada также хороший пример выстраивания полной цепочки стоимости: PetroChina (20%) и KOGAS (15%) имеют доли в месторождениях, в проекте, в произведенном СПГ, будут его перевозить, регазифицировать и использовать для собственного потребления в Китае и Корее соответственно.

Минус такой схемы: в случае проблем с добычей, газ сложно заместить, потому что, как правило, инфраструктура строится под конкретного потребителя и конкретное месторождение.

2. Коммерческий завод / «виртуальная» вертикальная интеграция

Наиболее распространенная схема в Северной Америке подразумевает покупку газа «с рынка». Как правило, газ для завода будет закупаться по краткосрочным контрактам. Основной риск в такой схеме заключается в том, что покупатель СПГ в дальнейшем перепродает его по цене, не привязанной к Henry Hub, и в случае роста цен на Henry Hub могут терпеть значительные убытки.

Таких проектов очень много, например, Sabine Pass, Lavaca Bay, Jordan Cove, Oregon.

Вариация этой схемы — «виртуальная» интеграция: для этого покупатель приобретает добычные активы (возможно, в других регионах), газ с которых может продаваться по Henry Hub. Это позволяет полностью захеджировать exposure по Henry Hub. Примеры: Elba Island.

3. Толлинг

Завод по сжижению также может строиться как инфраструктурный объект. В этом случае долгосрочные контракты заключаются не на определенные объемы СПГ, а на производственную мощность. Держатель мощности работает на условиях use-or-pay, и имеет полное право не производить СПГ, если сочтет это невыгодным. При этом платить за мощность он, конечно, обязан.

Газ для сжижения будет приобретаться из действующей газотранспортной сети. Однако покупатели могут снижать свой риск по Henry Hub за счет использования собственной добычи в США (например, Mitsui, покупатель СПГ с Cameron, имеет добычные площади на Eagleford и Marcellus).

Как правило, оператор толлингового проекта — сравнительно небольшая американская компания. Примеры: Cameron (Sempra), Cove Point (Dominion Resources), Freeport (Freeport LNG).

Грань между перечисленными типами достаточно тонкая: так, при подписании контрактов на покупку мощности в Cameron LNG все три покупателя зашли в проект на 16.6% и обеспечили значительную часть финансирования.

Финансирование

Тем не менее, основным способом привлечения финансирования остается подписание долгосрочных контрактов, обеспечивающих достаточный денежный поток на весь срок кредита.

Из схем монетизации можно сделать вывод, что американские проекты не участвуют в транспортировке. Это действительно так: все заключенные контракты и базовые условия контрактов подписаны на условиях FOB — если не говорить о Kenai LNG, который действует с 1960-х и функционирует по собственным законам. Связано это во многом с тем, что американские заводы представляют собой инфраструктурные проекты, и не намерены были брать на себя ценовые риски конечного покупателя, а также заниматься контрактами с судовладельцами и судоверфями. А покупатели, в свою очередь, не были готовы разговаривать о покупке газа с такими «внутриамериканскими» компаниями, как Dominion, Sempra и Cheniere.

Как следствие, значительную часть объемов покупали посредники — не только стандартные «портфельные игроки» на рынке СПГ (BG, Total, Shell), но и «национальные» покупатели-торговые дома (Mitsubishi, Mitsui), трейдеры в попытке выйти на долгосрочные контракты (Gunvor) и даже локальные производители из других регионов, для подстраховки собственного портфеля (Pertamina, Woodside).

Все эти контракты заключались по следующей формуле:

(1 + x) * HH + Y,

здесь X — это процент газа на потери и собственные нужды,Y — стоимость строительства и эксплуатации завода.

Таким образом, типичная формула (например, цена в договоре между KOGAS и Sabine Pass) выглядит следующим образом:

115% * Henry Hub + 3 $/mmbtu,

при этом 11.5% от константы индексируются по инфляции.

Все контракты на покупку СПГ с американских заводов в соответствии с правилами Комиссии по ценным бумагам (SEC) должны раскрываться на сайте комиссии по форме 8-К, которая включает в себя контрактную цену.

В настоящее время контракты удалось заключить следующим проектам:— среди интегрированных: Sabine Pass (1-4 очереди 100%, 5-6: 42%), Corpus Christi (1-2 очереди 73%, 3: 9%),— среди толлинговых: Cameron (100%), Freeport (100%), Cove Point (92%), Lake Charles (100%), Eos LNG (67%).

Министерство энергетики

Долгое время именно этот этап рассматривался как ключевой и самый сложный. Министерство энергетики (DOE) выдает два типа лицензий на экспорт: для экспорта в страны, с которыми США имеет соглашения о свободной торговле (FTA), и для остальных стран. Первое разрешение выдается почти автоматически — существует определенная процедура и сроки, но получают эту лицензию все. На данный момент уже 26 заводов имеют такое разрешение.

Проблема заключается в том, что FTA с США заключили 20 стран, из них потребителями СПГ являются четыре с половиной страны, а крупный импортер только один — Южная Корея. Поэтому для любого проекта жизненно необходимо получения non-FTA лицензии. Эта процедура уже существенно сложнее. Министерство энергетики при принятии решения о выдаче такой лицензии должно исходить из суммарной общей пользы для экономики Соединенных Штатов, как оно ее понимает. Понимает оно ее не очень хорошо, поэтому в 2011 году заказало работу о влиянии возможного экспорта на экономику. Основным опасением являлся, конечно, рост цен на газ для внутренних потребителей.

В работе рассматривались три основных сценария — отсутствие экспорта, 6 bcf/d и 12 bcf/d (45 и 90 млн т в год соответственно). Исследование показало, что даже в высоком сценарии экспорта цены внутри страны поднимутся несущественно. В 2012 году было выполнено еще одно независимое исследование, которое в целом подтвердило выводы NERA. Этому взгляду оппонировали местные крупные потребители газа — в особенности усердствовала Dow Chemical, которая уже инвестировала в строительство нескольких заводов. Тем не менее, в 2013 году было принято принципиальное решение «лицензии на экспорт неспешно выдавать, отраслевых лоббистов не слушать». Лицензии было предложено выдавать в порядке «живой очереди».

В результате начиная с середины 2013 года — после перерыва в два года — лицензии снова начали выдавать, с периодичностью примерно раз в два месяца. За год общий объем разрешений на экспорт приблизился к пресловутой цифре 12 bcf/d, и в мае Минэнерго забеспокоилось, увидев, что разрешения на экспорт уже получили шесть проектов, а разрешение FERC к тому моменту было только у одного, и предложили выдавать новые лицензии только после того, как заводы получат разрешение FERC. Скорее всего, предложение будет принято.

Заводы, получившие разрешение на экспорт в страны, с которыми у США нет соглашения о свободной торговле:

— Sabine Pass (очереди 1-4, май 2011, очереди 5-6 очень далеко),— Freeport (очереди 1-2: май 2013, 3: ноябрь 2013),— Lake Charles (август 2013, но ее должна заменить другая лицензия (в связи со сменой структуры на толлинг), которая будет выдана позже),— Cove Point (сентябрь 2013),— Cameron (февраль 2014),— Jordan Cove (март 2014),— Oregon (август 2014).

Разрешение FERC

FERC — это Federal Energy Regulatory Commission. Он одобряет выделение земли, строительство наземных или прибрежных заводов СПГ, а также выпускает сертификат «общественного удобства», подтверждающий, что строительство и эксплуатация завода не помешает жителям близлежащих поселений. Основной документ, который выпускает FERC, может быть двух видов — Environmental Assessment или Environmental Impact Statement. EA выполняется быстрее и не требует выезда сотрудников FERC на место строительства заводов для проведения встреч с местными жителями и другими заинтересованными лицами — применяется в основном для brownfield-проектов, которые уже работали как регазификационные терминалы.

Основные законы, которыми руководствуется в своей деятельности FERC — это Natural Environmental Policy Act (1970) и Natural Gas Act (1938 — не опечатка!).

С точки зрения проекта процесс получения разрешения многоступенчатый (схематично описано здесь) и занимает от 20 до 40 месяцев. Первые очереди Sabine Pass получили разрешение за 21 месяц, у Freeport ушло на это за 46 месяцев, но остальные заводы, вероятнее всего, будут получать это разрешение приблизительно за 30 месяцев.

После выдачи EA/EIS в течение 90 дней проект должен получить официальное федеральное разрешение на строительство. В отличие от заявки в DOE, подача заявки в FERC требует серьезной проработки и может стоить десятки миллионов долларов. Именно поэтому DOE предложило сменить порядок выдачи разрешений: предполагается, что любой проект, подавший заявку в FERC, является зрелым — в то время как некоторые проекты сумели рано подать заявку в DOE, оказаться высоко в очереди, но с тех пор совершенно не сумели продвинуться. Если предложение DOE будет принято, то лицензия на экспорт также будет выдаваться в 90-дневный период с момента выпуска EA/EIS.

Есть еще одна тонкость, связанная с расположением проекта — я не зря упомянул «наземные или прибрежные проекты». Для морских плавучих проектов, находящихся на расстоянии более чем 12 миль от берега, выдачей таких разрешений занимается MARAD (Maritime Administration). В настоящее время таких проектов два — Main Pass Energy Hub (который получил разрешение MARAD на регаз в 2007-м) и Delfin FLNG. Оба проекта в настоящее время ведут консультации с MARAD, но официальную заявку еще не подавали.

Заводы, получившие разрешения FERC и близкие к этому:

— Sabine Pass (1-4, апрель 2012),— Cameron (июнь 2014),— Freeport (июль 2014),— Cove Point (будет принято в августе 2014),— Sabine Pass (5-6, октябрь 2014),— Corpus Christi (1 квартал 2015).

Еще 8 СПГ заводов могут получить разрешение FERC позже в 2015 году.

Выводы

До конца 2014 года мы совершенно точно увидим FID Freeport и Cove Point, до конца 1 квартала 2015-го, вероятно, еще примут инвестрешение Sabine Pass T5-6 и Corpus Christi. Таким образом, гарантированный объем американского СПГ (ну, если не считать возможность покупателей отказаться от производства СПГ) составит 61 миллион тонн в год: 18 миллионов тонн с конца 2016-го года, остальные 43 миллиона не раньше второй половины 2018-го года. И это не прогноз, это реальность, изменить которую может реальный форс-мажор.

Другой вопрос, на какие рынки этот СПГ попадет. Об этом в следующей серии.

Подробнее

darovskih.ru

КазМунайГаз откажется от толлинга нефти | Oil.Эксперт

Национальная компания «КазМунайГаз», скорее всего, не будет заниматься в 2014 году толлингом нефти. Об этом председатель правления нацкомпании Сауат Мынбаев заявил на пресс-конференции в Астане.

По его словам, в прошедшем году «какой-то толлинг был проведен по инерции». Однако с учетом беспошлинных поставок нефтепродуктов с Россией толлинг становится не таким выгодным, сказал он.

«Мы в текущем году толлингом заниматься не планируем», — отметил Сауат Мынбаев.

Как сообщалось, Казахстан планировал толлинговые операции с КНР для насыщения внутреннего рынка РК нефтепродуктами. В 2013 году Казахстан планировал переработать по операциям толлинга в Китае порядка 500 тысяч тонн нефти. Однако, как сообщал Oilnews.kz в конце года министр нефти и газа Узакбай Карабалин, за 9 месяцев 2013-го в толлинговом режиме было поставлено 233,008 тыс. тонн нефти. Министр тогда пояснил, что объемы таких толлинговых операций напрямую зависят от спроса на внутреннем рынке. В начале лета в Казахстан из России поступило большое количество нефтепродуктов. Это привело к насыщению рынка, и, как следствие, толлинговые операции уменьшились. Также имеются технические моменты, такие как возможности китайских НПЗ по приемке нефти, ремонтные работы, а также возможности перевалки нефтепродуктов на пункте Достык.

По данным Миннефтегаза, в прошлом году толлинговые операции осуществляли ТОО «Петросан» и ТОО «Петролеум оперейтинг».

В соответствии с нормами Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) компаниям, осуществляемым толлинг, предусмотрены льготы при осуществлении переработки вне таможенной территории Таможенного союза: это освобождение от уплаты рентного налога и применение понижающего коэффициента 0,5 к ставке по налогу на добычу полезных ископаемых.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Поделиться в соц.сетях

www.oilexp.ru

толлинг - это... Что такое толлинг?

  • ТОЛЛИНГ — работа предприятия на даваль ческом импортном сырьT. Его механизм заключается в следующем: посредническая фирма заключает с заводом толлинговый договор, согласно которому финансирует импорт сырья и его переработку, оплачивает работу завода и… …   Юридический словарь

  • Толлинг — от англ. tolling сырье, комплектующие, передаваемые заказчиком из одного государства компании изготовителю в другом государстве с целью их переработки в готовую продукцию. Затем готовый продукт возвращается обратно и при этом, как правило,… …   Словарь бизнес-терминов

  • Толлинг — сущность толлинга или хозяйственных операций с использованием давальческого сырья заключается в передаче одной стороной другой сырья и материалов на переработку без перехода права собственности на готовую продукцию к предприятию переработчику.… …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • ТОЛЛИНГ — работа предприятия на импортном давальческом сырье. Его механизм заключается в следующем: посредническая фирма заключает с заводом толлинговый договор, согласно которому эта фирма финансирует импорт сырья и его переработку, оплачивает работу… …   Юридическая энциклопедия

  • Толлинг — (от англ. toll  пошлина)  переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции. На английском подобная деятельность называется «give and take raw material», «customer owned raw materials»[1], «customer furnished… …   Википедия

  • ТОЛЛИНГ — работа предприятия на давальческом импортном сырье. Его механизм заключается в следующем: посредническая фирма заключает с заводом толлинговый договор, согласно которому эта фирма финансирует импорт сырья и его переработку, оплачивает работу… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • толлинг — м. Особый режим таможенного оформления груза, согласно которому сырье поставляется на перерабатывающее предприятие в другую страну, откуда готовая продукция отправляется обратно без уплаты налогов и пошлин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • толлинг — работа предприятия на даваль ческом импортном сырьT. Его механизм заключается в следующем: посредническая фирма заключает с заводом толлинговый договор, согласно которому финансирует импорт сырья и его переработку, оплачивает работу завода и… …   Большой юридический словарь

  • толлинг — т оллинг, а …   Русский орфографический словарь

  • ПЕРЕРАБОТКА ДАВАЛЬЧЕСКОГО СЫРЬЯ — толлинг операции, в том числе международные, предполагающие поставку давальческого сырья в другую страну для переработки и его возвращение владельцу в переработанном виде для реализации (см. Переработка вне таможенной территории, Переработка на… …   Внешнеэкономический толковый словарь

  • dic.academic.ru

    Толлинг с маслом - ExpertOnline.kz

    В прошлый понедельник Министерство нефти и газа (МНГ) РК подводило итоги минувшего года для подведомственной ей части казахстанской промышленности. Пресс-службе МНГ выпала доля обобщить статистику, министр Сауат Мынбаев осветил серию проблем, стоящих перед нефтегазовой отраслью страны, устно на правительственной коллегии.

    Меньше добыча - меньше экспорт

    Итак, по итогам прошлого года - РК экспортировала 68,6 млн тонн нефти и газового конденсата из 79,2 млн тонн добытых (86% всей добычи). Это примерно на полтора процента меньше, чем в 2011 году, когда на экспорт ушло 69,6 млн тонн (см. график 1).

    В структуре экспортных направлений, как и прежде, преобладает западное, а в его составе львиная доля идет по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) – 27,9 млн тонн, или 40% всего экспорта отечественного черного золота (см. график 2).

    Пресс-служба МНГ также сообщает, что добыча газа выросла на полтора процента, достигнув 40,1 млрд кубометров. Товарного газа в Казахстане в минувшем году было выработано 21,2 млрд кубометров – этот показатель не претерпел изменений по сравнению с годом предыдущим. Незначительно вырос объем потребления природного газа – до 10,5 млрд кубометров, что на 3,2% выше прошлогоднего. Приблизительно настолько же увеличилось производство сжиженного газа на отечественных ГПЗ – на 3,1%, достигнув 2,2 млн тонн.

    Еще один итог прошлого года, который может показаться успешным не всем участникам рынка: в 2012-м за «многочисленные нарушения законодательства о недрах и недропользовании» нефтяники заплатили 5 млн тенге штрафа, что не кажется большой суммой в сравнении с тем, что стоимость произведенной в этом году продукции приблизительно - не менее чем 60 млрд долларов, только с учетом мировых цен на черное золото. Комитет госинспекции в нефтегазовом комплексе за прошлый год провел 30 проверок недропользователей, в том числе 7 внеплановых.

    Толлинг нам поможет?

    Составленные еще несколько лет назад планы по добыче на текущий год МНГ не пересматривало. «На 2013 год по стратегическому плану установлен объем 82 миллиона тонн. Мы считаем, это вполне обоснованный уровень и достигнем его», - пообещал г-н Мынбаев.

    В сфере нефтехимии дела идут неплохо: объем переработки на трех НПЗ страны вырос на 3,6%, достигнув 14,2 млн тонн; но дефицит светлых нефтепродуктов все еще ощущается, поэтому в новом году поставят на поток и толлинговые операции. Как планирует министр, на толлинг для приграничных китайских НПЗ пойдет до полумиллиона тонн отечественной нефти, а потолок возможного объема толлинговых операций – 1,5 млн тонн в год.

    Г-н Мынбаев поднял проблему ценовой политики продажи нефти в рамках ЕЭП. «Мы завозим нефтепродукты, которые компенсируем нефтью, и частично дизтопливо еще вывозится. У нас получается тройной проигрыш. Нам нужна какая-то адекватная, реалистичная политика в плане ценообразования на нефтепродукты, раз уж нет границ", - заявил Сауат Мынбаев. А через несколько дней «Коммерсант» сообщил о готовящихся законопроектах по временному запрету на импорт нефтепродуктов из России. В последние несколько лет из РФ ввозилось около 1,3 тонн в основном светлых нефтепродуктов. По данным издания, МНГ подготовило два документа: первый предусматривает полный полугодовой запрет на импорт высокооктанового бензина и дизтоплива; второй – количественное ограничение импорта по тем же группам на те же полгода. По обоим документам оператором импорта российского топлива станет нацкомпания «КазМунайГаз» (КМГ). 

    Однако объективно полностью обеспечить себя нефтепродуктами без российского бензина Казахстан не сможет ни в этом году, ни в следующем. Наиболее ранний срок окончания модернизации отечественных НПЗ в Павлодаре и Шымкенте, согласно правительственным программам, - 2015 год.

    Найти потенциальных пострадавших от этого решения несложно: это компании, закупающие бензин и дизтопливо в РФ для реализации в РК, из которых главная – «Газпром нефть», продавшая казахстанцам в минувшем году 550 тысяч тонн нефтепродуктов.

    «Для розничного рынка это означает еще большее усиление влияния государства. После такой меры фактически КМГ или близкие к ней структуры могут отрубить кислород любой сети АЗС в стране», - считает независимый эксперт Олжас Байдильдинов.

    expertonline.kz

    МНГ не исключает возможность толлинга нефти в 2012г в КНР, Азербайджане, Туркмении и на мощностях Rompetrol

    Глава министерства нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев не исключает возможности операций по толлингу казахстанской нефти в 2012 году не только в России, но и в Китае, Азербайджане, Туркмении и на мощностях принадлежащего национальной компании «КазМунайГаз» Rompetrol в Европе, передает ИА Новости-Казахстан.

    В конце 2011 года Мынбаев сообщил о том, что Россия ограничивает поставки сырой нефти и нефтепродуктов в Казахстан и предложил для обеспечения потребностей внутреннего рынка, зависящего по высокоотановым видам ГСМ от российских поставок, производить операции толлинга (переработки сырой нефти и возвращения ее в виде нефтепродуктов в республику) на российских НПЗ. Во вторник, после окончания заседания правительства, он заявил журналистам, что операции толлинга могут производиться не только в России, но и в ряде других стран.

    «Толлинг может быть не только с Китаем, возможно Азербайджан, возможно Туркмения, возможен Rompetrol - здесь надо считать (экономическую целесообразность переработки нефти на мощностях той или иной страны)», - сказал Мынбаев журналистам.

    Он напомнил, что собственные мощности в настоящий момент позволяют перерабатывать Казахстану 14,2 миллионов тонн нефти. «Это потолок мощностей наших заводов, после того, как мы получили все эти светлые нефтепродукты из 14,2 миллионов тонн, нам нужно еще 1,6 миллионов тонн светлых нефтепродуктов, которых мы без реконструкции на наших заводах выработать не можем», - подчеркнул министр.

    Он заметил, что на сегодня этот объем завозится «только из России и ниоткуда больше». «Если из России по экономике завозить эти 1,6 миллионов тонн будет нецелесообразно, они до завершения реконструкции наших заводов должны быть выработаны, например, в рамках операций по толлингу. Выход бывает разный, условно говоря, если выход 70-80%, в пересчете это чуть больше 2 миллионов тонн (сырья), наверное, все 2 миллиона тонн невозможно будет за счет толлинга перерабатывать и поставлять, но это потенциальный объем», - заключил Мынбаев.

    Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

    www.zakon.kz

    Минэнерго не будет запрещать использование толлинговой схемы в нефтепереработке | Oil.Эксперт

    Минэнерго не будет запрещать использование толлинговой схемы в нефтепереработке как минимум до конца 2011 г. Это позволит ТНК-ВР продолжить производство высокооктанового бензина на Украине. В итоге поставки нефтепродуктов с принадлежащего компании Лисичанского НПЗ помогут избежать дефицита топлива в южных регионах России, отмечают эксперты.

    Минэнерго решило пока отказаться от идеи запретить применение толлинговой схемы для нефти и нефтепродуктов российских компаний. Об этом рассказал источник, знакомый с итогами совещания по соответствующему вопросу. Совещание состоялось в конце июня, в нем участвовали представители Федеральной таможенной службы, Минпромторга, ТНК-ВР и ВНИПИнефти. Решение не запрещать толлинг было принято “в целях обеспечения российского внутреннего рынка нефтепродуктами”, оно также согласовано вице-премьером Игорем Сечиным, рассказал собеседник. По его словам, отказ от запрета будет действителен как минимум в течение 2011 г., пишет КоммерсантЪ.

    Толлинговая схема позволяет российским нефтекомпаниям поставлять нефть на свои зарубежные НПЗ без уплаты экспортной пошлины при условии, что все произведенные нефтепродукты вернутся обратно и будут проданы в России. Минэнерго обсуждают идею запретить толлинг с весны — по мнению чиновников, это позволит увеличить поступления в бюджет.

    Единственная российская нефтекомпания, использующая толлинговую схему,— ТНК-BP. Она производит нефтепродукты из российской нефти на украинском Лисичанском НПЗ. Бензин и дизтопливо в объеме около 400 тыс. тонн в год компания поставляет в южные регионы России. В ТНК-ВР считают, что толлинг выгоднее переработки внутри страны, ведь компания уплачивает вывозные таможенные пошлины за нефть на потери при переработке и ввозные пошлины на нефтепродукты. При этом, по расчетам ТНК-ВР, при цене на нефть около $120 за баррель переработка по толлинговой схеме добавляет в бюджет по $32 на каждую тонну нефтепродуктов по сравнению с переработкой на российских НПЗ.

    Представитель ТНК-ВР заявил, что “отказ от отмены толлинговый схемы — это решение в пользу российских потребителей”. Кроме того, возможность беспошлинной переработки нефти обеспечит нормальную загрузку Лисичанского НПЗ, который испытывает проблемы с реализацией нефтепродуктов на Украине, поскольку местный рынок перенасыщен дешевым топливом из Белоруссии. Из-за этой ситуации фактически остановлен Одесский НПЗ ЛУКОЙЛа.

    Поделиться в соц.сетях

    www.oilexp.ru