Создание банка нефти является сложной технологической задачей — «Транснефть» . Транснефть банк качества нефти


Банк качества нефти - Контрольная работа

Министерство образования и науки республики татАрстан

Альметьевский государственный нефтной институт

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему: Банк качества нефти в России

по курсу: актуальные проблемы развития НГП

 

 

Выполнил:

студент Шапошникова А.О.

группы 6171

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2007

Содержание

 

Введение

Часть 1.Общее понятие банка качества нефти

Часть 2. Проблема банка качества нефти в России

Часть 3. Пути решения проблемы БКН

Часть 4. Проблема банка качества нефти для предприятий Татарстана и ее решение

Заключение

Литература

 

Введение

 

Банк качества нефти в России может быть создан после решения проблемы высокосернистой нефти, т.е. необходимо решить проблему диверсификации запасов и добычи высокосернистых сортов нефти, которые добываются на территории страны. В том случае если эта задача будет решена, можно будет переходить к созданию банка качества нефти, который, в свою очередь, позволит устранить диспропорцию в экспортных ценах на нефть марок Urals и Brent.

Банк качества нефти предполагает создание базы данных углеводородного сырья, добываемого каждой компанией на территории России. Подобная база позволяет идентифицировать партии нефти различного качества на этапах ее транспортировки, перевалки и хранения. Отсутствие в настоящее время банка нефти в России не позволяет осуществлять подобный мониторинг, что ведет к смешиванию различных сортов легкой и тяжелой нефти, а это, в свою очередь, сказывается на стоимости экспортируемой углеводородной продукции.

В данной работе рассматривается проблема внедрения банка качества нефти в нашей стране, а также способы ее решения.

Часть 1.Общее понятие банка качества нефти

 

Банк качества нефти является своего рода базой данных углеводородного сырья компаний ипозволяет определить сорт нефти наразличных этапах ее транспортировки, перевалки, хранения. Понятие "банка качества" нефти широко применяется вмировой практике. Внедрение банка качества нефти обсуждается вРоссии уже непервый год. Противниками создания банка качества нефти выступают "Татнефть" и"Башнефть", добывающие тяжелую высокосернистую нефть. Создание банка качества нефти вРоссии возможно только после диверсификации запасов идобычи высокосернистой нефти.

"Банк" - название достаточно условное. На самом деле это механизм штрафных и компенсационных выплат для нефтедобывающих компаний в зависимости от качества нефти, которую они поставляют в систему нефтепроводов "Транснефти". Банк качества, таким образом, призван устранить существующую несправедливость - поставщики низкокачественного (вязкого, с высоким содержанием посторонних примесей, прежде всего серы) сырья будут обязаны платить в этот банк за то, что они портят общую картину. А "банк", в свою очередь, будет направлять эти деньги добытчикам "легкой" нефти - за то, что портится их высококачественное сырье.

 

Часть 2. Проблема банка качества нефти в России

 

Российская нефть на разных месторождениях, разбросанных по огромной территории страны, совершенно разного качества. В недрах Западной Сибири добывается наиболее дорогая, так называемая легкая нефть - с минимальным содержанием серы, а на Урале и в Поволжье залегают главным образом "тяжелые" сорта с избыточным содержанием серы, которые на рынке ценятся куда меньше. В нефтепроводах (в том числе прокачивающих сырье на экспорт) все сорта нефти смешиваются, и на выходе получается "общероссийская" смесь Urals. Таким образом, российские компании за баррель нефти любого качества получают одну и ту же цену - цену барреля смеси Urals.

Много лет баррель родного Urals стоил на 1-2 доллара дешевле смеси Brent, которая служит основным показателем цены на нефть на мировом рынке. В свою очередь, сибирский сорт нефти Siberian light дороже Brent. Чем выше поднимались мировые цены на нефть, тем больше становился разрыв между ее сортами. "Тяжелая" нефть стала стоить значительно дешевле и Siberian light, и Urals, а Urals - уже на несколько долларов дешевле, чем Brent. Около 80 процентов добываемой в России нефти, в основном крупнейших компаний, не уступает по качеству марке Brent, 10 процентов хуже Brent, а оставшиеся 10 процентов представляют собой ту самую "тяжелую нефть", которая, попав в общую трубу, заметно снижает качество всей нефти.

Во сколько же обходятся потери на качестве? Еще несколько лет назад утверждалось, что компании, добывающие высококачественную нефть, ежегодно недосчитываются около 250 миллионов долларов. Кое-кто оценивал потери на порядок выше - до 2,5 миллиарда. Нужно ведь было как-то обосновать государственный масштаб проблемы. Однако парадоксальным образом эти аргументы лишь помогли заблокировать решение о создании банка качества, так как в случае введения компенсационного механизма компании-аутсайдеры не только сами могли разориться, но и потянуть за собой на дно региональные бюджеты.

Концепция создания в России банка качества нефти уже разработана. По сути это механизм штрафных и компенсационных выплат для нефтедобывающих компаний в зависимости от качества нефти, которую они поставляют в систему нефтепроводов. Очевидно, что любой товар стоит столько, сколько он стоит. Поэтому те комп

www.studsell.com

Банк качества нефти — Википедия (с комментариями)

Ты - не раб! Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира". http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Банк качества нефти — широко распространенная в мире методика компенсации изменения потребительной стоимости нефти в результате её смешения. Банк качества нефти предполагает дифференциацию доходов добывающих компаний в зависимости от качества добываемой ими нефти. В России в данный момент применяется только в системе КТК, проходит подготовка к введению банка качества в системе АК «Транснефть».

Напишите отзыв о статье "Банк качества нефти"

Ссылки

  • [www.center-ut.ru/files/methods/bank%20kachestva%20nefti.pdf Банк качества нефти]

Отрывок, характеризующий Банк качества нефти

– Ca leur apprendra a incendier, [Это их научит поджигать.] – сказал кто то из французов. Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.

После казни Пьера отделили от других подсудимых и оставили одного в небольшой, разоренной и загаженной церкви. Перед вечером караульный унтер офицер с двумя солдатами вошел в церковь и объявил Пьеру, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. Не понимая того, что ему говорили, Пьер встал и пошел с солдатами. Его привели к построенным вверху поля из обгорелых досок, бревен и тесу балаганам и ввели в один из них. В темноте человек двадцать различных людей окружили Пьера. Пьер смотрел на них, не понимая, кто такие эти люди, зачем они и чего хотят от него. Он слышал слова, которые ему говорили, но не делал из них никакого вывода и приложения: не понимал их значения. Он сам отвечал на то, что у него спрашивали, но не соображал того, кто слушает его и как поймут его ответы. Он смотрел на лица и фигуры, и все они казались ему одинаково бессмысленны.

wiki-org.ru

«Транснефть» предлагает наказывать компании, сдающие некачественную нефть в трубопровод, сырьем

«Транснефть» предлагает наказывать компании, сдающие некачественную нефть в трубопровод, не деньгами, а самим сырьем. Чем хуже качество, тем меньший объем поставляемой нефти ей будет засчитываться, и наоборот, пишет РБК daily.

«Транснефть» считает, что банк качества нефти должен быть основан на объемах и качестве нефти, который нефтяные компании поставляют в трубо­проводную систему, рассказал пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.

Идея в следующем: «Транснефть» определит средние характеристики нефти (по содержанию серы, плотности) и исходя из этих показателей будет определять качество нефти, которую компании поставляют в трубу. Если нефть компании менее качественная, тогда усредненный объем, сданный в систему монополии, будет засчитываться в меньшем количестве, и наоборот. Это предложение компания уже отправила в Минэнерго.

Проблема качества нефти приобрела остроту в начале 80-х годов. Связано это было с увеличением добычи тяжелой высокосернистой нефти в регионах Татарии, Удмуртии, Башкирии. Такая нефть попадает в трубу, смешивается с низкосернистой нефтью и на выходе поступает на экспорт, проигрывая по цене и качеству мировым эталонным маркам нефти. «Транснефть» пытается решить проблему, например, за счет регулирования грузопотоков, смешения нефти различного качества. Как рассказал вчера на заседании рабочей экспертной группы «Транснефти» заместитель вице-президента компании Игорь Кацал, с 2005 по 2012 год прирост высокосернистой нефти составил 18,3 млн т и достиг значения 72,5 млн т. «В 2013 году планируется дальнейшее увеличение поставок сернистой нефти по сравнению с 2012 годом на 4,5 млн т, до 76,5 млн т (прокачка нефти за год составила 480 млн т)», — сказал он, добавив, что поставки низкосернистой нефти идут за счет Ванкорского месторождения.

Создать в России банк качества нефти чиновники хотят уже давно. Предполагалось, что компании, поставляющие менее качественное сырье, будут компенсировать потери в денежной форме другим производителям, у которых оно соответствует стандартам. По словам Игоря Демина, такая «денежная» система может иметь перегибы и сложности, особенно на первом этапе действия банка. Поэтому целесообразнее штрафовать или премировать объемами.

Нефтяные компании, производящие низкосернистую нефть, поддерживают идею банка качества нефти. Представители ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» заявили, что позиция компаний в этом вопросе не изменилась. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что против введения банка качества нефти выступает только «Татнефть». Ее позиция понятна: компания — основной производитель высокосернистой нефти. Получить комментарий в «Татнефти» вчера не удалось.

В «Башнефти», которая также станет «пострадавшей» в случае введения банка качества нефти, говорят, что не слышали о предложении «Транснефти», и комментировать его не стали. Представитель Минэнерго на запрос не ответил. В середине марта министр энергетики Александр Новак говорил, что министерство рассчитывает до конца 2013 года подготовить предварительную модель банка качества нефти, которая будет приниматься по итогам обсуждения с нефтекомпаниями.

По сути, предлагаемый «Транснефтью» вариант — та же денежная компенсация, но только в иной форме, отмечает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. Эксперт сомневается, что эта система заработает в ближайшее время, так как достаточно сложно будет определить условия компенсации, а созданию банка по-прежнему будут противиться «Башнефть» и «Татнефть».

Источник: ЭнергоНьюс

www.nefterynok.info

Банк качества нефти омрачит радость российских экспортеров - Энергетика и промышленность России - № 7 (11) июль 2001 года - WWW.EPRUSSIA.RU

Газета "Энергетика и промышленность России" | № 7 (11) июль 2001 года

Каспийский трубопроводный консорциум впервые на постсоветском пространстве внедряет банк качества нефти.

Банк предусматривает дифференциацию выплат владельцам различных по качеству сортов нефти, перекачиваемой по трубопроводу. Будущие клиенты КТК в России недовольны новинкой, поскольку большинству из них придется платить пени за низкое качество сдаваемой нефти. Этот конфликт интересов стал одним из факторов, которые сейчас тормозят сдачу нефтепровода в эксплуатацию.

Надежно, как в банке

По сведениям, поступающим из Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), одной из главных причин разногласий между его участниками остается нерешенность вопроса о внедрении банка качества нефти. Банк качества, широко применяемый в мировой практике, представляет собой систему компенсаций тем пользователям нефтепровода, которые сдают в него более дорогие сорта нефти, чем смесь на выходе из трубы. А компенсация эта берется из пени, которые вынуждены платить поставщики дешевых сортов.

Альтернативой банка качества является «бэтчинг» (batching), то есть последовательная прокачка по одной трубе разных по качеству сортов нефти и даже нефтепродуктов. В каждом из американских продуктопроводов компании Williams, к примеру, одновременно находится свыше тридцати различных партий жидкости, которые не смешиваются и поступают по нужному адресу в первозданном виде.

На территории бывшего СССР ни тот, ни другой метод не применяется, что вызывает неподдельное изумление у новичков из-за границы. Им приходится пересчитывать экономику всего проекта, когда вдруг выясняется, что, сдавая в магистральный трубопровод «Транснефти» легкую, светлую и малосернистую нефть самого дорогого сорта, они автоматически становятся экспортерами все той же усредненной «уральской» смеси, которая стоит намного дешевле. А разницу в цене по существу «съедают» такие экспортеры низкосортной нефти, как, например, «Башнефть».

Не сбылось

Реальные попытки учредить в России банк качества нефти предпринимались с 1994 года, когда такую методику разработала и пыталась внедрить «Транснефть». Делала она это, разумеется, не бескорыстно. Проект предусматривал, что «Транснефть» будет взимать с пользователей ее трубопроводов 5 процентов от компенсации, которую должны получать владельцы нефти повышенного качества.

В апреле 1995 года «Транснефть» разослала свои предложения по нефтяным компаниям для согласования. В пояснительной записке говорилось, что перерасчет пени и компенсаций будет производиться ежемесячно на основании данных о качестве нефти, сданной на узловых пунктах в сеть «Транснефти». За основу расчетов брались два главных показателя: плотность в градусах API (Американского нефтяного института) и процент содержания серы.

По методике, разработанной «Транснефтью», отклонение от нормы (то есть от среднего качества экспортируемой нефтяной смеси) на каждый градус API соответствовало 3 центам за баррель, а на 0,1% серы - 5 центам, хотя данные ставки, согласно плану, должны были пересматриваться раз в год. Получалось, что «Башнефть», например, была обязана платить по 1,14 доллара пени за каждую тонну своей нефти при поставке в Германию, а «Пурнефтегаз», напротив, получал по 1,56 доллара премии при экспорте через Новороссийск.

Реакция нефтяников Башкортостана, Татарстана, да и «Сургутнефтегаза» была предсказуемой. Они категорически отказались присоединиться к банку качества, и в результате идея была положена в долгий ящик, поскольку без согласия абсолютно всех участников такая система работать не может. Федеральное правительство не в состоянии выкрутить руки поставщикам более дешевой нефти и заставить их платить пени. Башкортостан и Татарстан немедленно начинают говорить о дискриминации республик, которые своей нефтью в значительной степени оплатили строительство системы магистральных трубопроводов.

Пени плюс дисконты

В том, что КТК нуждается в банке качества, сомнений нет. Во-первых, трубой владеет не российский монополист «Транснефть», а альянс акционеров. В него, помимо правительства России, входят частные корпорации, которые сами добывают нефть в Каспийском регионе и рассчитывают получить за нее именно столько, сколько она стоит на мировых рынках. Навязать таким партнерам усредненный сорт вряд ли удастся.

Во-вторых, разница в качестве и стоимости сдаваемой нефти здесь уж очень велика, и игнорировать ее просто невозможно. Уже понятно, что на терминале в Южной Озереевке под Новороссийском в танкеры потечет именно смесь, за постоянством состава которой операторы КТК будут вынуждены наблюдать постоянно и со всей строгостью. «Бэтчинг» на трубопроводе не предусмотрен. Будущая смесь уже получила условное наименование CPC Blend (смесь КТК), хотя параметры смеси еще не определились.

Казахстан рассчитывает закачивать в новый трубопровод светлые легкие сорта нефти, добываемой, в частности, на Тенгизе. Поэтому он крайне заинтересован в организации перерасчета в соответствии с системой банка качества, чтобы получать за свой экспорт полную стоимость. Россия же намерена добавлять в трубу КТК более тяжелые сорта, которые предусматривают выплату пени, если банк качества будет внедрен. Вдобавок в конфликт пытается вмешаться и Азербайджан. В Баку поспешили заявить, что не согласны экспортировать свою более дорогую нефть под маркой «смесь КТК», если ее тоже примут к экспорту через Южную Озереевку.

Пока трудно сказать, удастся ли Казахстану и западным компаниям настоять на своем, но чаша весов, судя по некоторым признакам, склоняется в пользу внедрения банка качества. При этом российским пользователям КТК, а также, кстати, и некоторым их коллегам в Казахстане, придется почувствовать себя в новой роли плательщиков пени за экспортируемую нефть. Учитывая тот факт, что нефть из России и так по разным причинам продается на внешних рынках с солидным дисконтом, внедрение банка качества несколько омрачит радость российских нефтяников, рассчитывающих на значительное расширение своих экспортных возможностей после ввода в эксплуатацию Каспийского трубопровода.

www.eprussia.ru

Создание банка нефти является сложной технологической задачей — «Транснефть» 

МОСКВА, 27 дек /ПРАЙМ/. Создание банка нефти является сложной технологической задачей, прокомментировал президент "Транснефти" Николай Токарев в интервью телеканалу «Россия 24».

"На сегодня это очень сложная технологическая задача. Это надо администрировать. Это 143 точки сдачи, больше 200 договоров. Конечно, нужно везде фиксировать качество: у кого сколько принято какой нефти, как это отразилось на финансовом результате того или иного. Кто это будет делать? Это приведет к тому, что у нас должны будут, с одной стороны, увеличиться финансовые затраты на администрирование этого процесса. Во-вторых, кто кому должен платить? Выяснится, что государственные компании должны будут платить частным, иностранным компаниям, которые сдают хорошую нефть и она транзитом идет через Россию", — рассказал Токарев в ответ на вопрос о создании банка качества нефти.

"Эта тема уже изучалась, рассматривалась и правительством много лет назад. Очень много вопросов возникает в этой связи, и однозначно не решить", — отметил он.

Во вторник газета «Коммерсант» со ссылкой на источники сообщила, что заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, посвященном тарифам «Транснефти», выступил с предложением создать банк нефти, чтобы компании, добывающие сернистую нефть, платили остальным за снижение качества сырья. По задумке ФАС, компании, сдающие сернистую нефть, должны будут компенсировать производителям низкосернистой нефти разницу между ценой своего сырья и Urals. Однако это предложение по ряду причин тяжело реализовать технически. Обсуждение ухудшения качества российской нефти продолжается уже несколько лет. Так, в декабре 2015 года президент "Лукойла" Вагит Алекперов сообщил, что к нему обратились традиционные покупатели Urals, предел сернистости которой составляет 1,8% — венгерская MOL и финская Neste — с просьбой обратить внимание поставщиков из РФ на ухудшающееся качество поставляемой нефти. В мае 2016 года «Транснефть» предложила создать новый экспортный сорт российской нефти с рабочим названием Urals Heavy и содержанием серы 2,3% для улучшения качества Urals. Против предложения выступили нефтекомпании, добывающие нефть с высоким содержанием серы — "Башнефть" и "Татнефть". В свою очередь, первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер сообщал, что угрозы снижения качества российской нефти Urals до 2018 года нет. В марте этого года он также рассказал, что ситуация с качеством Urals находится под контролем, и вопрос выделения высокосернистой нефти в отдельный экспортный поток, скорее всего, откладывается на период после 2018 года.

Читайте также

finance.rambler.ru