“Транснефть”: Россия может начать сокращать добычу нефти в марте 2017-го. Транснефть добыча нефти


Объемы пошли в рост - ПАО «Транснефть»

Пропускная способность Каспийского трубо-проводного консорциума удваивается

Танкер под казахстанским флагом загружается в морском терминале. Фото: пресс-служба КТК

В этом году объем транспортировки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) достигнет рекордной цифры - 43 млн т. Но уже в следующем году можно будет перекачивать до 67 млн т нефти.

Нефтепроводная система КТК начала строиться в 1999 году, чтобы поставлять нефть с месторождений Западного Казахстана к побережью Черного моря. В течение двух лет был создан трубопровод Тенгиз - Новороссийск длиной 1,5 тыс. км. При этом частично была использована инфраструктура построенного во времена СССР нефтепровода Гурьев - Грозный. Для отгрузки нефти рядом с Новороссийском у поселка Южная Озереевка возвели нефтяной терминал с двумя выносными причалами и с резервуарами на 400 тыс. т.

В 2004 году в КТК кроме казахстанской начала поступать и российская нефть. К 2010-му всего по трубопроводу прокачивалось уже 35 млн т в год. Однако еще при создании КТК было понятно, что таких мощностей будет недостаточно. Добыча в регионе должна была резко возрасти, во-первых, потому что на западе Казахстана находятся самые крупные запасы нефти в стране, во-вторых, готовились к освоению морские месторождения Каспия.

Значительные объемы казахстанской нефти производителям приходилось отправлять в сторону морских портов по железной дороге, что гораздо дороже транспортировки по трубе. В прошлом году на железнодорожные поставки пришлось около 6 млн т западноказахстанской нефти.

Сейчас максимальный тариф транспортировки нефти по трубопроводу от Тенгиза достигает 38 долл. за тонну, от других пунктов сдачи сумма рассчитывается пропорционально расстоянию до Новороссийска.

В 2011 году началось расширение КТК - одновременно на территории обеих стран. Прежде всего в Казахстане частично заменили трубопровод, который "Казмунайгаз" внес в качестве одного из активов при образовании консорциума. На участке длиной 88 км проложили новую трубу большего диаметра.

Были модернизированы нефтеперекачивающие станции и построены новые НПС, число которых за пять лет утроилось (стало 15). Одиннадцать из них находятся в России.

Сейчас КТК завершает вторую и третью фазу расширения трубопровода. В Казахстане в конце октября этого года запустили НПС-4, что позволило принимать нефть с Кашаганского месторождения. Еще одна станция будет введена во втором полугодии 2017 года. Вводятся станции на территории России. Запуск А-НПС-4А и А-НПС-5А в Астраханской области планируется в первом полугодии 2017 года. Затем будут сданы НПС-8 в Краснодарском крае, НПС-5 на Ставрополье. А последней на территории РФ в рамках проекта расширения будет введена НПС-2, которая расположена в Калмыкии.

Уже в этом году КТК готов принять до 52 млн т нефти, а с третьего квартала 2017 года - примерно на 10 млн т больше. Мощность прокачки можно увеличить еще на 5 млн т, если использовать антифрикционные присадки.

По трубопроводу КТК сейчас идет примерно половина добываемой в Казахстане нефти. В последние три года объем добычи падал, однако в 2017 году ожидается его рост на 6% - до 80 млн т. Сейчас самую большую загрузку трубы обеспечивает Тенгизское месторождение, откуда приходит около 25 млн т. Извлекаемые же запасы Тенгиза и соседнего Королевского месторождения оцениваются примерно в 1 млрд т.

Второе по объемам добычи Карачаганакское месторождение дает ежегодно около 10 млн т. И акционеры тенгизского и карачаганакского проектов планируют увеличить добычу нефти. По прогнозам казахстанского Минэнерго, на Тенгизе и Карачаганаке уже в следующем году будет добываться 27,6 и 11,2 млн т нефти соответственно.

Но главный резерв по приросту - гигантское Кашаганское месторождение с геологическими запасами 4,8 млрд т нефти. Месторождение находится в казахстанской части Каспийского моря, примерно в 200 км от берега. Три года назад оператор проекта North Caspian Operating Company (NCOC) остановил эксплуатацию Кашагана из-за утечек попутного газа в морских трубопроводах. В октябре этого года консорциум возобновил добычу. Если не случится сбоев, то к концу 2016-го в систему КТК должно поступить до 1 млн т кашаганской нефти, в следующем году - до 9 млн т. По прогнозам казахстанского Минэнерго, пика добычи в 13 млн т на первой фазе разработки Кашаган достигнет в 2020 году.

Российские поставки в КТК увеличатся за счет "ЛУКОЙЛа", который осенью этого года в северной части Каспийского моря запустил в эксплуатацию месторождение им. В. Филановского с извлекаемыми запасами категории С1 + С2 около 129 млн т. В 2017 году компания рассчитывает добыть 4,4 млн т, а к 2019-му подойти к планке в 6 млн т нефти в год. Кроме этого, "ЛУКОЙЛ" с этого года перенаправил в трубопровод КТК нефть с другого каспийского месторождения - им. Ю. Корчагина, ранее поступавшую в систему Баку - Тбилиси - Джейхан. Транспортировка до Новороссийска обходится компании дешевле, чем до турецкого порта. Чтобы осуществить этот проект, "ЛУКОЙЛ" соединил трубопроводом месторождения им. Филановского и Корчагина. На следующий год компания подала заявку на прокачку 5,4 млн т нефти. Постепенно компания будет вводить и другие открытые ею месторождения на Каспии.

Еще в трубопровод КТК поступает около 5 млн т от "Роснефти", которая поставляет сырье по железной дороге до пункта приема нефти "Кавказская" в Краснодарском крае.

Так что если не произойдет никаких глобальных перемен на нефтяном рынке, у Каспийского трубопроводного консорциума достаточно хорошие перспективы по заполнению трубы.

Кстати

Каспийский трубопроводный консорциум был создан в 1992 году. Крупнейшие акционеры - "Транснефть" (24 %), "КазМунайГаз" (19 %), Shevron (15 %), "ЛУКОЙЛ" (12,5 %).

Нефтеперекачивающая станция "Атырау" придает ускорение казахстанской нефти для дальнейшего движения по трубе КТК. Фото: пресс-служба КТК

www.transneft.ru

Данные Минэнерго и МЭРТ по добыче нефти не сходятся с цифрами "Транснефти" по перекачке

В отчетности "Транснефти" за 9 месяцев по МСФО записано: "За девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2014 года, Группа компаний ("Транснефти") транспортировала 359,6 млн. тонн сырой нефти на внутренний и экспортный рынки (за девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2013 года – 359,9 млн. тонн), что представляет собой большую часть нефти, добытой на территории Российской Федерации за этот период. Объем транспортировки нефтепродуктов за девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2014 года, составил 24,0 млн. тонн (за девять месяцев, закончившихся 30 сентября 2013 года – 24,1 млн. тонн)."

ИТОГО: ПАДЕНИЕ ПЕРЕКАЧКИ НА 0,3 млн тонн сырья и 0,1 продукта за 9 месяцев ТЕКУЩЕГО ГОДА.

Минэнерго сообщает , что рост добычи в 2014 году составит 0,7 %, то есть, примерно на 3,7 млн больше чем в прошлом году ( от 523, 3 млн. тонн, добытых в 2013 году).

Помятую о том, что "Транснефть" перекачивает свыше 90% добываемой в стране нефти, можно рассчитать - увеличение добычи/транспортировки за октябрь-ноябрь-декабрь этого года должно составить примерно 4 млн тонн.

НО С НАЧАЛА ГОДА ОБЪЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ТОЛЬКО ПАДАЛИ

Вдобавок, по заявлению главы "Роснефти" Игоря Сечина, его компания в октябре сократила добычу на 25 тысяч баррелей в сутки, иначе примерно на 0,1 млн тонн в месяц и 0,3 млн. тонн до конца года.Откуда тогда придет увеличение добычи нефти? От других компаний ? Но они также объявили о сокращении производства сырья. Так, например, вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун заявил РИА, что "Падение добычи нефти в России за 4-5 лет составит почти 7 процентов. По прогнозам Федуна, производство упадет с 525 млн тонн в нынешнем году до 490 млн тонн."

Ранее "Транснефть" обратилась в правительство РФ с просьбой отложить ввод в эксплуатацию нефтепровода Заполярье - Пурпе по причине нехватки нефти. Дефицит на этом участке -12 млн. тонн сырья.

Пока pro-transneft подсчитывал, агентство РИА прислало новые данные:

"МОСКВА, 2 дек — РИА Новости. Объем добычи нефти в РФ в 2015 году сохранится на уровне прогнозируемых показателей 2014 года и составит 525 миллионов тонн, экспорт составит 222,5 миллиона тонн против 229,5 миллиона тонн в 2014 году, следует из уточненного прогноза социально-экономического развития РФ, подготовленного Минэкономразвития.Экспорт нефти в дальнее зарубежье снизится до 199,5 миллионов тонн с 205,9 миллиона тонн в 2014 году. Поставки в ближнее зарубежье составят 23 миллиона тонн против 23,6 миллиона тонн в 2014 году.Экспорт нефтепродуктов из РФ в 2015 году сохранится на уровне 160 миллионов тонн, в том числе в дальнее зарубежье — 149,3 миллиона тонн против 149,4 миллиона тонн в 2014 году. Поставки в ближнее зарубежье останутся на уровне 10,7 миллиона тонн.Минэнерго РФ прогнозирует добычу нефти по итогам года на уровне около 526 миллионов тонн. Объем добычи нефти с газовым конденсатом в РФ в 2013 году вырос на 1% — до 523,275 миллиона тонн."

СНОВА СЛЕДИМ ЗА ЦИФРАМИ, ОНИ ОПЯТЬ ПОМЕНЯЛИСЬ.

Прогноз добычи в следующем году равен уровню 2014 года.

Спрашивается, откуда возьмется нефть, если только одна "Роснефть" даст падение в 1 млн тонн, из-за объявленного Сечиным сокращения извлечения 25 тыс.баррелей в сутки?

Выходит, что цифры в финансовой отчетности "Транснефти" по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а значит, и добыче, падают, нефтяники сообщают о сокращении объемов извлечения, а ведомства заявляют о росте производства углеводородов.

(Pro-transneft рискнул сделать свой непрофессиональный прогнозный расчет добычи нефти, исходя из открытых данных, не претендуя на высокий уровень объективности и ожидая критических комментариев.)

pro-transneft.livejournal.com

АО «Связьтранснефть»

Акционерное общество «Связьтранснефть» является дочерним обществом ПАО «Транснефть» (до 30.06.2016 - Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть») - зарегистрировано 16.09.1994 г. Московской регистрационной палатой. Предприятие - единый сетевой интегратор и оператор связи нефтепроводной отрасли.

 

Направления деятельности Общества:

  • Обеспечение всеми видами технологической и оперативно-производственной связи объектов транспорта и добычи нефти в соответствии с правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов.
  • Предоставление услуг в области связи юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством.
  • Внешнеэкономическая деятельность, в том числе обеспечение технологической и оперативно-производственной связью транспортировку нефти на экспорт.
  • Развитие и эксплуатация сетей связи: техническое обслуживание, проектирование, строительство и реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию.
  • Эксплуатация и техническое обслуживание систем охранной и пожарной сигнализаций.
  • Осуществление других видов деятельности в области связи.

Среди приоритетных задач Общества - цифровизация сети связи для создания единого информационного пространства Компании. Кроме того, предприятие нацелено на формирование мультисервисной корпоративной сети и внедрение на ее базе единой ведомственной сети передачи данных, а также сохранение и повышение технологической и эксплуатационной надежности, отказоустойчивости и эффективности системы технологического управления транспортировкой нефти.

В настоящее время специалисты АО «Связьтранснефть» обслуживают свыше 60 тыс. км линий связи. В том числе кабели связи с металлическими проводниками, радиорелейные линии, волоконно-оптические линии связи.

Подразделения «Связьтранснефть» - это 13 филиалов, предоставляющих широкий спектр телекоммуникационных услуг предприятиям нефтегазового комплекса, другим организациям и частным лицам в более чем 60-ти регионах России (в том числе обеспечивающих технологической и оперативно-производственной связью транспортировку нефти на экспорт), в соответствии с лицензиями, выданными Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации.

Политика в отношении обработки персональных данных в АО «Связьтранснефть» (9,07 Мб)

svyaz.transneft.ru

Транснефть" не прогнозирует рост добычи нефти в России до 2020 года

Со стороны ОАО «АК «Транснефть» в совещании приняли участие первый вице-президент Максим Гришанин, вице-президент Павел Ревель-Муроз, заместитель вице-президента – директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов Владимир Назаров, заместитель вице-президента – директор департамента экономики Павел Сериков. В мероприятии также участвовали представители Министерства энергетики РФ, ФАС РФ, ТПП России, нефтяных компаний, научных организаций, ведущие отраслевые эксперты.

Выступая с докладом, первый вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Максим Гришанин отметил, что компания сосредоточена в первую очередь на предоставлении качественной услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов. «Миссия «Транснефти» - предоставлять качественную инфраструктурную услугу всем участникам рынка, в числе которых как интегрированные нефтяные компании, так и независимые переработчики, независимые трейдеры и другие. Этой основной миссии подчинены все остальные текущие задачи деятельности компании, в том числе техническое совершенствование, повышение надежности трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов», - отметил он.

Максим Гришанин озвучил прогноз ОАО «АК «Транснефть» по добыче нефти, согласно которому к 2020 году этот показатель практически сохранится на уровне 520 - 525 млн тонн.

При этом объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам к 2020 году возрастет ориентировочно на 10 млн тонн. Прием нефти новых месторождений обеспечат новые магистральные нефтепроводы, строительство которых ведется в настоящее время: Заполярье – Пурпе, Куюмба – Тайшет. Увеличение приема сырья также будет обеспечено за счет расширения мощностей трубопроводной системы ВСТО и отвода от ВСТО в направлении КНР.

Первый вице-президент отметил, что ОАО «АК «Транснефть» к 2020 году завершит реализацию основных инфраструктурных проектов и сконцентрируется на вопросах улучшения качества нефти в системе и повышения гибкости системы. Компания планирует перенаправлять потоки в тех направлениях, которые наиболее востребованы потребителями.

В своем выступлении Максим Гришанин обратил особое внимание на проблему качества нефти в системе магистральных трубопроводов. По его словам, в настоящее время резко увеличивается сдача нефтяными компаниями высокосернистой и сернистой нефти на западных направлениях. «Вопросы управления качеством нефти будут определять возможности «Транснефти» в части капиталовложений в ближайшие пять – семь лет», - подчеркнул Максим Гришанин.

При этом выделение отдельного высокосернистого потока нефти в направлении Усть-Луги ОАО «АК «Транснефть» считает наиболее оптимальным для Российской Федерации.

Уровень содержания серы в нефти на этом направлении будет варьироваться в пределах 2,2 - 2,25%, что соответствует, например, дубайским сортам нефти. Максим Гришанин отметил при этом, что целесообразно было бы финансирование направлять на модернизацию НПЗ, а не на строительство новых заводов в России. «Это позволит забыть о проблеме качества на ближайшие двадцать лет», - добавил он.

Первый вице-президент также отметил, что в настоящее время ОАО «АК «Транснефть» в рамках управления качеством нефти в системе уже завершило проект реконструкции магистральных нефтепроводов ТОН-1 и ТОН-2 для организации транспортировки высокосернистой нефти в восточном направлении.

Кроме того, в настоящее время приступило к реализации проекта строительства перемычки Нижневартовск - Александровское мощностью 18 млн тонн, которое планируется реализовать в 2018 году. Также осуществляется реконструкция НПС: Тихорецк, Самара, Горький, Альметьевск, Пермь, Самотлор, Омск, Сургут, Александровское

Другой важной задачей Максим Гришанин назвал сохранение статуса Российской Федерации как страны, обеспечивающей транзитные поставки углеводородов. ОАО «АК «Транснефть» со своей стороны создает для этого все необходимые условия для увеличения объемов транспортировки нефти в сопредельные государства.

Транспортировка нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) к 2020 году, как ожидается, вырастет на 25 млн тонн. Увеличение будет достигнуто на фоне завершения реконструкции НПЗ РФ в рамках четырехсторонних соглашений, перехода крупных НПЗ к выпуску топлива «Евро-5» и экономического «отмирания» мини-НПЗ.

Выступая с докладом о развитии системы МНПП, заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов ОАО «АК «Транснефть» Владимир Назаров, в частности, сообщил, что нефтепродуктопровод «Север» после расширения в 2017 году сможет перекачивать 17,4 млн тонн дизельного топлива. К 2020 году объемы транспортировки по системе «Север» вырастут до 25 млн тонн. Ресурсная база проекта подтверждена, и рынок свидетельствует, что данное направление будет экономически эффективным и для компаний, и для ОАО «АК «Транснефть», подчеркнул Владимир Назаров.

Касаясь другого масштабного проекта в области транспортировки нефтепродуктов – проекта «Юг»,  Владимир Назаров сообщил, что нефтяные компании подтвердили для него ресурсную базу в объеме 11 млн тонн в год. Первоначально мощность проекта «Юг» планировалась на уровне 6 млн тонн. В основе развития магистральной нефтепродуктопроводной системы станет перепрофилирование нефтяных трубопроводов и мощностей на некоторых направлениях под транспортировку нефтепродуктов, добавил заместитель вице-президента. К 2020 году ОАО «АК «Транснефть» планирует завершить реализацию проекта «Юг».

В числе основных направлений развития системы МНПП ОАО «АК «Транснефть» - инфраструктурное обеспечение прироста объемов транспортировки топлива; создание конкурентных условий работы российским портам по сравнению с прибалтийскими; расширение поставок нефтепродуктов для обеспечения потребностей Московского региона и Московского авиационного узла; своевременная замена узлов учета нефтяными компаниями и независимыми нефтебазами для недопущения злоупотреблений и хищений в процессе приема-сдачи.

Выступая на совещании, президент Совета нефтегазопромышленников России, заместитель председателя Совета потребителей ОАО «АК «Транснефть» Геннадий Шмаль в свою очередь сообщил, что Совет потребителей рассмотрел заявку ОАО «АК «Транснефть» по тарифам на 2016 год и одобрил ее.

ОАО «АК «Транснефть» предлагает повысить тариф на прокачку нефти в 2016 году на 10,7%, сообщил в ходе совещания заместитель вице-президента, директор департамента экономики компании Павел Сериков.

Оценивая работу Совета за период с момента его создания в 2014 году, участники совещания отметили ее эффективность. В ходе совещание было подтверждено, что создание Советов потребителей по предоставлению услуг естественными монополиями, в том числе ОАО «АК «Транснефть», полностью  отвечает современным требованиям по развитию открытости и прозрачности в деятельности естественных монополий, учету мнений потребителей, включая малый и средний бизнес. Работа Советов потребителей направлена на повышение экономической эффективности деятельности естественной монополии.

Совет потребителей  по вопросам деятельности ОАО «АК «Транснефть» создан решением Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности в октябре 2014 года. Целью работы Совета является информирование Правительственной комиссии по развитию ТЭК позиции потребител

 

live-energo.ru

Государство должно контролировать объемы добычи нефти - вице-президент "Транснефти"

Сюжет:

ОПЕК и цены на нефть

12:4207.04.2004

(обновлено: 21:55 05.06.2008)

200

МОСКВА, 7 апр - РИА "Новости". Объем добываемой нефти должен регулироваться государством, заявил в среду в интервью РИА "Новости" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. "Нам надо пойти по пути большинства стран, в которых контроль над добычей нефти осуществляет государство, - сказал Григорьев. - Необходимо определится с тем, какой объем нужен ежегодно России, а то так можно все использовать и потом превратиться из экспортера в импортера". Вице-президент "Транснефти" отметил, что нефтяным компаниям, конечно, выгодно увеличивать добычу и экспорт нефти. "А вот выгодно ли это государству в перспективе, скорее всего, нет", - считает он. "Добыча нефти в России растет на 10% ежегодно, и мы полностью, кто бы, что ни говорил, обеспечиваем поставки всей добытой нефти потребителям", - отметил Григорьев. В этом году "Транснефть" увеличит прокачку нефти на экспорт с 207 миллионов тонн по итогам 2003 года до 240 миллионов тонн по итогам текущего года. "Сейчас мы уже можем сказать, что нам...

МОСКВА, 7 апр - РИА "Новости". Объем добываемой нефти должен регулироваться государством, заявил в среду в интервью РИА "Новости" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.

"Нам надо пойти по пути большинства стран, в которых контроль над добычей нефти осуществляет государство, - сказал Григорьев. - Необходимо определится с тем, какой объем нужен ежегодно России, а то так можно все использовать и потом превратиться из экспортера в импортера".

Вице-президент "Транснефти" отметил, что нефтяным компаниям, конечно, выгодно увеличивать добычу и экспорт нефти. "А вот выгодно ли это государству в перспективе, скорее всего, нет", - считает он.

"Добыча нефти в России растет на 10% ежегодно, и мы полностью, кто бы, что ни говорил, обеспечиваем поставки всей добытой нефти потребителям", - отметил Григорьев.

В этом году "Транснефть" увеличит прокачку нефти на экспорт с 207 миллионов тонн по итогам 2003 года до 240 миллионов тонн по итогам текущего года.

"Сейчас мы уже можем сказать, что нам нужен новый проект, который позволит увеличивать и дальше наши возможности, но беспредельно расширять их нельзя", - резюмировал вице-президент компании.

"По моему мнению, все компании энергетического комплекса России должны придерживаться разработаной энергетической стратегии до 2020 года, - добавил Григорьев. - Однако, например, на тот объем добычи нефти, которого, согласно стратегии, мы должны достигнуть к 2010 году, мы выходим уже по итогам текущего года".

ria.ru

Россия может начать сокращать добычу нефти в марте 2017-го

Транснефть

Россия с марта 2017 года может приступить к фактическому снижению добычи нефти в рамках сделки с ОПЕК. Такой прогноз дал президент компании “Транснефть” Николай Токарев в контексте оценки последствий грядущего сокращения производства для нефтетранспортного бизнеса, передает ПРАЙМ.

“Профицит (мощностей магистральных нефтепроводов в РФ – ред.) в принципе, на планке. Но с учетом того, что сейчас достигнуто соглашение [о сокращении добычи] и с марта начнет работать, наверно, мы это почувствуем на себе”, – предположил Токарев.

Он добавил, что “Транснефть” в настоящий момент оценивает влияние сделки с ОПЕК на свои финансы. По словам Токарева, совет директоров компании обсудит на ближайшем заседании поправки в ее бюджетный план на 2017 год.

Заседание ОПЕК в Вене 30 ноября завершилось заключением долгожданного соглашения о глобальном снижении добычи нефти. Страны картеля обязались сократить производство с января 2017-го на 1,2 млн баррелей в сутки – до 32,5 млн б/с. Сделка рассчитана на полгода с возможностью пролонгации.

Записано в соглашение и обязательство нефтедобывающих стран, не входящих в ОПЕК, урезать производство на 600 тыс б/с. Россия возьмет на себя половину предполагаемого сокращения – 300 тыс б/с. Уже известно, что переговоры государств картеля и нефтяных держав вне организации для фиксирования последних договоренностей пройдут 10 декабря в Вене.  :///

 

Рубрики: Новости | Темы: ОПЕК, Россия, Токарев, Транснефть

О чём говорят в интернете

teknoblog.ru

«Транснефть» берет пример с ОПЕК / Экономика / Независимая газета

Почти одновременно с появлением в бизнес-кругах слухов о скорой отставке Семена Вайнштока с должности президента «Транснефти» представители этой корпорации напомнили о себе весьма необычным способом. Вице-президент компании Сергей Григорьев выступил с предложением брать пример с Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и установить квоты на добычу и экспорт черного золота в России. Он опасается, что если не остановить рост добычи нефти, со временем запасы топлива существенно сократятся, а трубопроводная система для его транспортировки окажется невостребованной. Впрочем, эксперты считают это предложение неуместным и вызванным скорее проблемами самой «Транснефти», чем реальной обеспокоенностью за будущее нефтяной отрасли.

«Сейчас добыча нефти идет по нарастающей, а «Транснефть», контролирующая все нефтепроводы в стране, дабы не отставать от нефтяников, прокладывает новые маршруты, – рассказал вице-президент «Транснефти». – Но такое положение не может продолжаться вечно, и если запасы топлива будут существенно истощены из-за варварского использования ресурсов, наши мощности попросту окажутся невостребованными, а Россия превратится из экспортера нефти в ее покупателя». По словам Сергея Григорьева, «правительству и, в частности, Министерству промышленности и энергетики и Минприроды следует разработать соответствующие предложения по ограничению добычи и экспорта нефти».

Вице-президент «Транснефти» привел в пример страны ОПЕК, где «квоты распространяются на все страны, входящие в нефтяной картель». «У нас же месторождения пока отданы на откуп нефтяным концернам», – добавил он. Однако аналитики считают, что Россию не стоит сравнивать со странами нефтяного картеля. «В странах ОПЕК квотирование связано с желанием регулировать цены на нефть, а не сохранить ее запасы, – сказал корреспонденту «НГ» аналитик ИК «АТОН» Дмитрий Лукашов. – В странах ОПЕК нет частных нефтяных компаний. Мне кажется, предложение «Транснефти» – это просто желание забить место агента в государственном регулировании добычи нефти, которого, как мы надеемся, никогда не будет. Это не дело государства – регулировать, сколько кто должен добывать». Кроме того, «в ОПЕК никто не устанавливает квоты на добычу нефти, только на экспорт», – отмечает независимый эксперт нефтегазового комплекса Григорий Выгон.

По мнению эксперта, предложение Сергея Григорьева означает одно – «Транснефть» признает, что уже не успевает строить новые экспортные мощности для транспортировки нефти. Поэтому через какое-то время корректировка добычи нефти будет происходить сама собой. «Существует целый ряд возможностей, которые могли бы позволить увеличить экспорт, – сказал корреспонденту «НГ» Григорий Выгон. – В частности, можно позволить частным компаниям строить собственные трубопроводы, в той или иной степени контролируемые государством. Однако необходимо определиться, до каких пор нужно увеличивать добычу и экспорт, поскольку нефть все-таки является исчерпаемым ресурсом, и следующие поколения лишаются возможности использовать нефть, которая сегодня экспортируется. Безусловно, такая проблема существует, и, может быть, частным компаниям придется просто смириться с недостатком экспортных мощностей и корректировать свои планы по производству и добыче. Но никакого насильственного квотирования для этого не нужно».

Однако аналитики не связывают слухи о возможной отставке Семена Вайнштока с замораживанием крупных проектов по строительству трубопроводов, в том числе восточного и мурманского. «Вопросы о строительстве нефтепроводов – не уровень решений «Транснефти», – говорит Дмитрий Лукашов. – Ее можно обвинять в том, что она лоббирует то или иное решение, но вряд ли она его принимает и вряд ли ее можно обвинять в отсутствии этого решения. На самом деле «Транснефть» расширяет свои возможности – как экспортные, так и внутренние. А Вайншток, может быть, просто принадлежит не к той группе людей, которые сейчас находятся у власти. В любом случае я не думаю, что слухи о его отставке связаны с обвинениями нефтяных компаний в неудовлетворительной работе «Транснефти».

www.ng.ru