Способы транспортировки нефти. Транспортировка нефти в


Способы транспортировки нефти

Введение Наша страна - родина первого промышленного способа переработки нефти. Уже в 1823 году в Моздоке был построен первый в мире нефтеперегонный завод. В 1885-1886 годах изобрели первые машины на тяге двигателя внутреннего сгорания. С этого момента человечество попало в жесткую зависимость от энергоносителей. Внедрение ДВС во все сферы человеческой жизни - от промышленного производства до персонального транспорта и домашних электрогенераторов - с каждым годом повышает потребность в топливе. Несмотря на постоянное ужесточение норм безопасности, перевозка нефтепродуктов остается губительной для окружающей среды. Представители международных экологоохранных организаций считают, что мер, принятых на сегодняшний день для охраны природы от нефтяных загрязнений, недостаточно. Особенно опасны морские и речные танкеры. Потому необходимы такие меры как вывод из эксплуатации устаревших и однокорпусных судов, выработка четкого плана по ликвидации нефтяных загрязнений. Высокие требования к безопасности заставляют предприятия-нефтеперевозчиков модернизировать материально-техническую базу. Введение новых современных образцов цистерн, контейнеров, емкостей, оборудованных системами контроля давления, температуры, влажности и других параметров требует больших материальных вложений. Именно поэтому в условиях рынка конкурентоспособными оказываются крупные компании, работающие, как правило, по полному циклу. Это значит, что предприятие само добывает, перерабатывает, хранит и транспортирует нефтепродукты. Нефте-газовая отрасль быстро становится крайне высокотехнологичным производством. И хотя выделяется целая группа стран, о соблюдении экологических норм в которых часто забывают, в целом производство и транспортировка нефтепродуктов становятся безопаснее. Темпы роста объемов потребления, открытие новых месторождений нефти и газа напрямую ведут к усовершенствованию имеющихся и созданию новых видов транспорта. Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную комплексную систему, формирование которой происходило и происходит под влиянием многих факторов. Среди них наиболее значительными следует признать геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас к таким понятиям как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегия внутреннего развития страны, а также социо-экологические ограничения. Все они в той или иной степени формировали тенденции изменений условий транзита нефтепродуктов. Сейчас можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся на долю трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного. За пределы России нефтепродукты попадают через самую большую в мире систему трубопроводов, а также через морские порты. К общим условиям транзита относятся направление и дальность транзитных маршрутов, метод транспортировки и ценовая политика участников транзита. Метод транзита оценивается при сравнении рентабельности, и здесь первенство удерживают системы трубопроводов, так как цена перевозки нефтепродуктов по железной дороге составляет более 30% от конечной цены, в то время как стоимость транспортировки по трубопроводу - 10-15%. Однако разветвленность железнодорожных магистралей на фоне жесткой привязки системы нефтепродуктопроводов к нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) обеспечивает доминирующее положение железнодорожного транспорта на рынке внутренних транзитных услуг. Несомненно, что некоторые страны, через территорию которых проходят транзитные маршруты, умело пользуются своим географическим положением при согласовании транзитных цен. Поэтому формирование цен, а тем более несанкционированный забор нефтепродуктов, как это было недавно в случае с Белоруссией, серьезно сказываются на условиях и, прежде всего, интенсивности транзита.         Направления транзитных маршрутов олицетворяют собой смесь экономической рентабельности и политической стратегии. На данный момент традиционным является центрально-европейское направление: нефтепродукты транспортируются по двум маршрутам: северному - в Польшу и Германию, и южному - на нефтеперерабатывающие заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии и Югославии. Также активно используются черноморские порты: Туапсе и Новороссийск. К этому направлению (каспийско-черноморско-средиземноморскому) относится и транзит нефтепродуктов уже через территорию России из Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Северное направление нефтепровода "Дружба" выходит на страны Балтии и рассматривается как сфера совместного использования Россией - для транспортировки своих нефтепродуктов, странами СНГ - для возможного увеличения транзита через территорию России. Подготовка нефти к транспортировке На начальном этапе разработки нефтяных месторождений, как правило, добыча нефти происходит из фонтанирующих скважин практически без примеси воды. Однако на каждом месторождении наступает такой период, когда из пласта вместе с нефтью поступает вода сначала в малых, а затем все в больших количествах. Примерно две трети всей нефти добывается в обводненном состоянии. Пластовые воды, поступающие из скважин различных месторождений, могут значительно отличаться по химическому и бактериологическому составу. При извлечении смеси нефти с пластовой водой образуется эмульсия, которую следует рассматривать как механическую смесь двух нерастворимых жидкостей, одна из которых распределяется в объеме другой в виде капель различных размеров. Наличие воды в нефти приводит к удорожанию транспорта в связи с возрастающими объемами транспортируемой жидкости и увеличением ее вязкости. Присутствие агрессивных водных растворов минеральных солей приводит к быстрому износу как нефтеперекачивающего, так и нефтеперерабатывающего оборудования. Наличие в нефти даже 0,1% воды приводит к интенсивному вспениванию ее в ректификационных колоннах нефтеперерабатывающих заводов, что нарушает технологические режимы переработки и, кроме того, загрязняет конденсационную аппаратуру. Легкие фракции нефти (углеводородные газы от этана до пентана) являются ценным сырьем химической промышленности, из которого получаются такие продукты, как растворители, жидкие моторные топлива, спирты, синтетический каучук, удобрения, искусственное волокно и другие продукты органического синтеза, широко применяемые в промышленности. Поэтому необходимо стремиться к снижению потерь легких фракций из нефти и к сохранению всех углеводородов, извлекаемых из нефтеносного горизонта для последующей их переработки. Современные комплексные нефтехимические комбинаты выпускают как различные высококачественные масла и топлива, так и новые виды химической продукции. Качество вырабатываемой продукции во многом зависит от качества исходного сырья, т. е. нефти. Если в прошлом на технологические установки нефтеперерабатывающих заводов шла нефть с содержанием минеральных солей 100—500 мг/л, то в настоящее время требуется нефть с более глубоким обессоливанием, а зачастую перед переработкой нефти приходится полностью удалять из нее соли. Наличие в нефти механических примесей (породы пласта) вызывает абразивный износ трубопроводов, нефтеперекачивающего оборудования, затрудняет переработку нефти, образует отложения в холодильниках, печах и теплообменниках, что приводит к уменьшению коэффициента теплопередачи и быстрому выходу их из строя. Механические примеси способствуют образованию трудноразделимых эмульсий. Присутствие минеральных солей в виде кристаллов в нефти и раствора в воде приводит к усиленной коррозии металла оборудования и трубопроводов, увеличивает устойчивость эмульсии, затрудняет переработку нефти. Количество минеральных солей, растворенных в воде, отнесенное к единице ее объема, называется общей минерализацией. При соответствующих условиях часть хлористого магния (MgCl) и хлористого кальция (CaCl), находящихся в пластовой воде, гидролизуется с образованием соляной кислоты. В результате разложения сернистых соединений при переработке нефти образуется сероводород, который в присутствии воды вызывает усиленную коррозию металла. Хлористый водород в растворе воды также разъедает металл. Особенно интенсивно идет коррозия при наличии в воде сероводорода и соляной кислоты. Требования к качеству нефти в некоторых случаях довольно жесткие: содержание солей не более 40 мг/л при наличии воды до 0,1%. Эти и другие причины указывают на необходимость подготовки нефти к транспорту. Собственно подготовка нефти включает: обезвоживание и обессоливание нефти и полное или частичное ее разгазирование. Способы транспортировки нефти С ростом добычи увеличивались объемы транспортировки нефтепродуктов, совершенствовались способы доставки. Долгое время это делалось весьма примитивно, караванным способом. Деревянные бочонки и бурдюки наполнялись нефтью или керосином, грузились на повозки и таким образом доставлялись до места. Или же по воде - в дубовых, а позже стальных бочках. Такой способ транспортировки был очень дорог, стоимость нефтепродуктов была слишком высока. В итоге, первой начав производство керосина, Россия оказалась не в состоянии поставлять его по приемлемым ценам даже на внутренний рынок: керосин закупался в Америке. В 1863 году этой проблемой заинтересовался Д.И. Менделеев. В качестве выхода он предложил перевозить нефтепродукты не в бочках, а в специально оборудованных трюмах судов методом налива. Этот метод перевозки получил название "русский способ". Через десять лет, когда идея была реализована братьями Артемьевыми и полностью себя оправдала, способ, предложенный великим русским ученым, стал применяться повсеместно. Ещё одним удобным способом транспортировки нефтепродуктов стал железнодорожный транспорт. В 1878 году, с целью удовлетворения стремительно растущего спроса на нефтепродукты, был издан указ о создании железнодорожной ветки Баку - Сураханы - Сабунчи длиной 20 км. Ее строительство было закончено 20 января 1880 года. Нефть впервые стали перевозить в специальных цистернах.               География железнодорожных нефтеперевозок от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы, в хранилища или потребителям, привязана к так называемых нефтегазовым бассейнам. Некоторые железнодорожные направления - такие как Уральское, Нефте-Камское, Восточно-Сибирское, Бакинское, практически полностью загружены подвижными составами с грузами нефти и ГСМ. Объемы таких перевозок чрезвычайно велики: на настоящее время только по Азербайджанской железной дороге перевозят ежегодно до 14 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Более того, наблюдается рост объемов перевозок. Так в 2005 году ОАО "РЖД" доставило в Китай 9,3 млн тонн нефтепродуктов, в 2006 - 10,2 млн тонн. Пропускная способность границы позволяет РЖД поставить в 2007 году 15 млн тонн нефти и ГСМ в Китай. Общемировой объем железнодорожных нефтеперевозок возрастает каждый год на 3-4 %, а в России этот показатель достигает 6%. Несмотря на удобство железнодорожного способа перевозки нефтепродуктов на большие расстояния, нефтепродукты - такие как бензин, ДТ, или сжиженный газ - на небольшие расстояния до места реализации оптимально доставлять автоцистернами. Перевозка топлива таким способом заметно повышает его потребительскую стоимость. Рентабельность автоперевозок ограничивается расстоянием в 300-400 километров, что определяет их локальный характер - от нефтебазы до заправочной станции и обратно.         У каждого вида транспортировки имеются свои плюсы и минусы. Наиболее быстрый воздушный способ очень дорог, требует особых мер безопасности, потому этим способом доставки пользуются редко - в случаях экстренной необходимости или невозможности доставить ГСМ иным путем. Например, в военных целях или в случаях фактической недоступности местности для иных, кроме воздушного, видов транспорта. Большинство нефтепромыслов находится далеко от мест переработки или сбыта нефти, поэтому быстрая и экономичная доставка «черного золота» жизненно важна для процветания отрасли. Самым дешевым и экологически безопасным способом транспортировки нефти являются нефтепроводы. Нефть в них движется со скоростью до 3 м/сек под воздействием разницы в давлении, создаваемой насосными станциями. Их устанавливают с интервалом в 70-150 километров в зависимости от рельефа трассы. На расстоянии в 10-30 километров в трубопроводах размещают задвижки, позволяющие перекрыть отдельные участки при аварии. Внутренний диаметр труб, как правило, составляет от 100 до 1400 миллиметров. Их делают из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия. Постепенно все большую популярность обретают трубопроводы из армированного пластика. Они не подвержены коррозии и обладают практически неограниченным сроком эксплуатации. Нефтепроводы бывают подземными и наземными. У обоих типов есть свои преимущества. Наземные нефтепроводы легче строить и эксплуатировать. В случае аварии значительно легче обнаружить и устранить повреждение на трубе, проведенной над землей. В то же время подземные нефтепроводы менее подвержены влиянию изменений погодных условий, что особенно важно для России, где разница зимних и летних температур в некоторых регионах не имеет аналогов в мире. Трубы можно проводить и по дну моря, но поскольку это сложно технически и требует больших затрат, большие пространства нефть пересекает при помощи танкеров, а подводные трубопроводы чаще используют для транспортировки нефти в пределах одного нефтедобывающего комплекса. Различают три вида нефтепроводов. Промысловые, как понятно из названия, соединяют скважины с различными объектами на промыслах. Межпромысловые ведут от одного месторождения к другому, магистральному нефтепроводу или просто относительно удаленному промышленному объекту, находящемуся за пределами исходного нефтедобывающего комплекса. Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от месторождений до мест перевалки и потребления, к которым, в том числе, относятся нефтебазы, нефтеналивные терминалы, нефтеперерабатывающие заводы. Теоретические и практические основы строительства нефтепроводов разработал знаменитый инженер В.Г. Шухов, автор проекта телевизионной башни на Шаболовке. Под его руководством в 1879 году на Апшеронском полуострове создали первый в Российской империи промысловый нефтепровод для доставки нефти с Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Его длина составила 12 километров. А в 1907 году также по проекту В.Г. Шухова построили первый магистральный нефтепровод длиной 813 километров, соединивший Баку и Батуми. Он эксплуатируется по сей день.         Сегодня общая протяженность магистральных нефтепроводов в нашей стране составляет около 50 тысяч километров. Отдельные нефтепроводы часто объединяются в крупные системы. Наиболее протяженная из них – «Дружба», построенная в 1960-е годы для доставки нефти из Восточной Сибири в Восточную Европу (8 900 км). В Книгу рекордов Гиннеса внесен самый длинный на сегодня трубопровод в мире, длина которого составляет 3 787,2 километра. Он принадлежит компании Интерпровиншл Пайплайн Инкорпорейтед (Interprovincial Pipe Line Inc.) и протягивается через весь Североамериканский континент от Эдмонтона в канадской провинции Альберта до Чикаго и далее до Монреаля. Однако этот результат недолго будет сохранять лидерские позиции. Длина строящегося в настоящее время нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) составит 4 770 километров. Проект был разработан и реализуется корпорацией «Транснефть». Нефтепровод пройдет вблизи от месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, что даст стимул для более эффективной работы нефтедобывающих комплексов, развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест. Нефть крупнейших российских компаний, таких как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и «Газпром нефть», будет доставляться к потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где экономика развивается наиболее динамично и постоянно растут потребности в энергоресурсах. По масштабам и значению для развития экономики страны ВСТО сопоставим с Байкало-Амурской железнодорожной магистралью. Поскольку применение трубопроводов экономически выгодно, а работают они в любую погоду и в любое время года, это средство транспортировки нефти действительно незаменимо – особенно для России, с ее огромными территориями и сезонными ограничениями на использование водного транспорта. Тем не менее, основной объем международных перевозок нефти осуществляют танкеры.

www.coolreferat.com

Транспортировка - нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Транспортировка - нефть

Cтраница 1

Транспортировка нефти по сборным коллекторам может осуществляться самотеком или под напором. При самотечной системе для обеспечения движения нефти используются особенности рельефа местности и высотные постаменты групповых и индивидуальных установок, при напорной - либо пластовая энергия, либо насосы. Система сбора нефти выбирается на основе анализа физических свойств нефтеи и технико-экономических расчетов.  [1]

Транспортировка нефти в газонасыщенном состоянии после одной из ступеней сепарации также повышает коэффициент загрузки нефтепровода.  [3]

Транспортировка нефти на нефтеперерабатывающие заводы-и полученных продуктов к потребителю связана со значительными их потерями. Кроме того, потери нефти и нефтепродуктов при авариях, разливах и утечках загрязняют почву, грунтовые воды и водоемы. Многократные перевалки готовых нефтепродуктов и хранение нефти и нефтепродуктов в резервуарах ведут к потерям от испарения. В атмосферу уходят миллионы тонн углеводородов. Испаряются, главным образом легкие фракции. При этом уменьшается сырье для нефтехимического синтеза, ухудшается качество нейртепро-дуктов.  [4]

Транспортировка нефти в данном направлении находится пока в рамках предварительной проработки. Не определен источник финансирования проекта. Но самое главное Казахстан делает вид, что может принимать решения о транспортировке своей нефти без учета мнения третьих стран. Между тем, попытка реализовать южное направление им уже предпринималась: в 1996 г. по схеме замещения в иранский порт Нека танкером было доставлено 30 тыс. т казахстанской нефти. Несмотря на то, что ранее было заявлено о намерении экспортировать таким образом до 10 млн. т казахстанской нефти, первый же танкер стал и последним. Официально было объявлено, что эта нефть не подошла иранцам по качеству. Однако специалисты считают, что причина в другом - Вашингтон напомнил Астане о своих особых отношениях с Тегераном.  [5]

Транспортировка нефти осуществляется различными способами: перекачкой по трубам, перевозкой в железнодорожных цистернах, морским и речным путями. Наиболее экономичной является транспортировка нефти по трубопроводам.  [6]

Транспортировка нефти в данном направлении находится пока в рамках предварительной проработки. Не определен источник финансирования проекта. Но самое главное Казахстан не может принимать решения о транспортировке своей нефти без учета мнения третьих стран.  [7]

Транспортировка нефти и нефтепродуктов может осуществляться трубопроводами, водным путем ( танкеры, баржи), железнодорожным ( цистерны - бункеры) и автомобильным ( автоцистерны, грузовые автомобили) транспортом. Как правило, НПЗ сооружаются вблизи крупных городов - основных потребителей нефтепродуктов, в то же время районы, из которых поступает нефть на большинство заводов, удалены на значительное расстояние, достигающее иногда нескольких тысяч километров. Известно, что наиболее экономичным видом транспорта нефти и нефтепродуктов при больших расстояниях является трубопроводный, так как себестоимость перекачивания нефтепродуктов ло нему примерно в три раза ниже, чем при перевозке по железной дороге, и в два раза ниже, чем водным транспортом. Кроме того, транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам позволяет осуществлять ее непрерывно, с минимальными потерями при сохранении качества продукции.  [8]

Транспортировка нефти на завод от близлежащих разбросанных нефтепромыслов, а также при отсутствии магистрального трубопровода и водного пути осуществляется железнодорожными цистернами. Цистерны подаются на НПЗ маршрутами, грузоподъемность которых устанавливается Управлениями железных дорог в зависимости от путевого развития, пропускной способности и состояния дорог.  [9]

Транспортировка нефти из данного региона до существовавших промышленных центров была крайне затруднена.  [10]

Транспортировка нефти и нефтепродуктов в нашей стране осуществляется в тесном взаимодействии трубопроводного, водного, железнодорожного и автомобильного транспортов. Подавляющий объем транспортных работ ведется магистральными нефте - и продуктопроводами. В частности, объем перекачиваемой нефти от мест ее добычи к нефтеперерабатывающим заводам и на экспорт составляет более 90 % общей добычи и лишь около 10 % приходится на водный и железнодорожный транспорт.  [11]

Транспортировка нефти и нефтепродуктов речным и морским транспортом требует устройства нефтепричалов, располагаемых параллельно берегу или в виде пирсов. От сухогрузовых, пассажирских и служебных причалов они должны находиться на расстоянии не менее 300 м при операциях с легковоспламеняющими жидкостями и не менее 200 м при операциях с горючими жидкостями.  [12]

Транспортировка нефти и нефтепродуктов в нашей стране осуществляется в тесном взаимодействии трубопроводного, водного, железнодорожного и автомобильного транспортов. Подавляющий объем транспортных работ ведется магистральными нефте - и продуктопроводами. В частности, объем перекачиваемой нефти от мест ее добычи к нефтеперерабатывающим заводам и на экспорт составляет более 90 % общей добычи и лишь около 10 % приходится на водный и железнодорожный транспорт.  [13]

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам примерно в 3 раза дешевле, чем по железной дороге.  [14]

Транспортировка нефти и продуктов ее переработки водным путем через Астрахань обходилась дешевле, чем по нефтепроводам, поэтому строительство магистрального нефтепровода не производилось.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Нефть транспортировка - Справочник химика 21

    Потери нефтепродуктов на автозаправочных станциях и нефтескладах исчисляют по Нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приемке, отпуске, хранении и транспортировке, утвержденным Госснабом СССР от 26 марта 1986 г. № 40. Применение норм обязательно для всех организаций и предприятий. Эти нормы потерь установлены в зависимости от группы нефтепродуктов, сезона года, климатических условий и типа резервуара. [c.78]     Себестоимость транспортировки 1 т нефти на расстояние 800 км. р. [c.12]

    За годы после второй мировой войны произошли заметные изменения в характере транспортировки нефти, природного газа и продуктов их переработки. Если раньше основным видом транспорта по перевозке нефти и нефтепродуктов был железнодорожный, то в настоящее время ведущую роль играют трубопроводный транспорт и танкерный флот. В соответствии с этим и развивается транспортная сеть в различных странах мира. [c.65]

    Система планирования нефтеперерабатывающих производств (НПП, НПК, отрасль) является лишь одним из связующих звеньев в цепочке систем планирования нефтедобыча — распределение нефти — транспортировка — переработка нефти — распределение нефтепродуктов — транспортировка — потребление . В связи с этим особую роль играют факторы полной или частичной неопределенности внешних связей. [c.7]

    Кроме того, в нек-рых отраслях пром-сти имеются особые виды Н. д. п. п. в лесной пром-сти сплав древесины, в нефтяной — перекачка нефти, транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам, в горнорудной — изыскательско-разведочные работы и т. д. [c.28]

    Добыча и транспортировка нефти 5,45 78,5 [c.107]

    При транспортировке, перекачке и хранении все топлива соприкасаются с металлами. Основная аппаратура для транспортировки и хранения нефтепродуктов изготовляется из сталей различных марок мелкие детали, некоторое вспомогательное оборудование и системы питания двигателей выполняются из сплавов, в состав которых входят и цветные металлы. Металлы могут содержаться в бензине в растворенном состоянии, правда в очень небольшом количестве. Металл может попасть в бензин непосредственно из нефти при ее переработке и от контакта с металлической аппаратурой и тарой. Остатки химических реагентов, применяемых при вторичных процессах переработки, также могут быть причиной появления в бензинах следов металлов. И, наконец, некоторые металлы, связанные в металлоорганических соединениях, специально добавляют в топлива для улучшения их эксплуатационных свойств. [c.243]

    Кислородсодержащие соединения, в отличие от водорастворимых кислот и щелочей, не являются случайными примесями бензинов, а всегда содержатся в них в том или ином количестве. Они могут попадать в бензин из нефти или ее дистиллятов в процессах нефтепереработки, а также могут образовываться при окислении наиболее нестабильных углеводородов бензина при его хранении и транспортировке. [c.293]

    Транспортировка импортируемой нефти к нефтеперерабатывающим заводам осуществляется через магистральные и местные нефтепроводы от портов Средиземного моря в глубь страны. [c.37]

    Газа в Африке добывается относительно мало, так как отсутствуют рынки сбыта и средства транспортировки в пределах Африканского континента. В 1975 г. 88,9% добытой нефти в странах Африки приходилось на Ливию, Нигерию и Алжир (табл. 4). [c.40]

    Транспортировка нефти и нефтепродуктов внутри страны осуществляется в железнодорожных и автомобильных цистернах, а также малотоннажных танкерах. [c.82]

    Стоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов различными видами транспорта [c.66]

    Большое развитие в последние годы в Англии получил танкерный флот и особенно строительство супертанкеров, осуществляющих транспортировку нефти из других стран мира. [c.74]

    Другими видами транспортировки нефти и нефтепродуктов являются железнодорожный, автомобильный и гужевой транспорт. [c.79]

    Для транспортировки нефтепродуктов в стране имеются два продуктопровода. Один из них построен от нефтеперерабатывающего завода в г. Джилонге до распределительного пункта в Ньюпорте около Мельбурна. Этот трубопровод является одним из самых длинных трубопроводов в мире для доставки тяжелой нефти и нефтепродуктов без пользования дополнительными насосными и подогревающими станциями. Пропускная способность трубопровода более 440 тыс. т в год. [c.81]

    Пакистан. В Пакистане имеется только один нефтепровод для транспортировки нефти от месторождений к нефтеперерабатывающему заводу в г. Равалпинди. Протяженность его составляет [c.83]

    В нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при железнодорожных перевозках включена естественная убыль только при транспортировке. [c.83]

    На суше наиболее экономична и надежна транспортировка нефти и газа по трубопроводам. Перевозка нефти и газа по трубоп — [c.32]

    Паротурбинные установки эксплуатируются в различных областях техники, на электростанциях, морских и речных судах, в железнодорожном транспорте, в насосных и т.д. Топлива для топок судовых и стационарных котельных установок, а также для промыш — ленных печей (мартеновских и других) получают смешением тяжелых фракций и нефтяных остатков, а также остатков переработки углей и сланцев. Наиболее широко применяют котельные топлива нефтяного происхождения. Качество котельных топлив нормируется следующими показателями вязкость — показатель, позволяющий определить мероприятия, которые требуются для обеспечения слива, транспортировки и режима подачи топлива в топочное пространство. От условий распыливания топлива зависит полнота испарения и сгорания топлива, КПД котла и расход горючего. Величина вязкости топлива оценивается в зависимости от его марки при 50 и 80 °С в °ВУ. Температура вспышки определяет условия обращения с топливом при производстве, транспортировке, хранении и применении. Не рекомендуется разогревать топочные мазуты в открытых хранилищах до температуры вспышки. Основную массу котельных топлив производят на основе остатков сернистых и высокосернисгых нефтей. При сжигании сернистых топлив образуются окислы серы, которые вызывают интенсивную юррозию металлических поверхностей труб, деталей котлов и, что Е едопустимо, загрязняют окружающую среду. Для использования в технологических котельных установках, таких, как мартеновские печи, I ечи трубопрокатных и сталепрокатных станов и т.д., не допускается I рименение высокосернистых котельных топлив. [c.128]

    Присутствие пластовой воды в Е1ефти существенно удорожает ее транспортировку по трубоггроводам и переработку. С увеличением содержания воды в нефти возрастают энергозатраты на ее испарение и конденсацию (в 8 раз больше по сравнению с бензином). Возрастание транспортных расходов обусловливается не только перекачкой балластной воды, но и с увеличением вязкости нефти, образующей с пластовой водой эмульсию. Так, вязкость Ромашкин — ской нефти с увеличением содержания в ней воды от 5 до 20 % позрастает с 17 до 33,3 сСт, го есть почти вдвое. Механические примеси нефти, состоящие из взвешенных в ней высокодисперсных частиц песка, глины, известняка и других пород, адсорбируясь на поверхности глобул воды, способствуют стабилизации нефтяных эмульсий. Образование устойчивых эмульсий приводит к увеличению эксплуатационных затрат на обезвоживание и обессоливание промысловой нефти, а также оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Так, при отделении пластовой воды от нефти в (1Тстойникахи резервуарах часть нефти сбрасывается вместе с водой 1 виде эмульсии, что загрязняет сточные воды. Та часть эмульсии, которая улавливается в ловушках, собирается и накапливается в [c.142]

    Тексако (Texa o) - одна из самых крупных ме>едународных нефтяных корпораций. Ее деятельность распространяется на все континенты и включает в себя все виды работ, связанные с разведкой, добычей, транспортировкой и переработкой нефти, а так->ме производством различных нефтепродуктов. [c.166]

    Химические реагенты для борьбы с соле-, асфальтосмолистыми и парафиновыми отложениями и коррозией. Добыча, подготовка и транспортировка нефти в значительной степени осложняются отложениями неорганических солей в призабойной зоне пласта, оборудовании скважины, промысловых коммуникациях и аппаратах. [c.190]

    Механические примеси. Кроме указанных выше особенностей компонентного состава нефтяных остатков (масел, смол, асфальтенов) весьма важный показатель — наличие в них мелкодисперсных твердых включений, характеризующихся обычно как механические примеси. В нефтяных остатках, как известно, концентрируются все твердые вещества, попадающие в нефть при ее добыче (частицы пород пластов залегания, глинистых растворов, продуктов коррозии, нефтедобьшающе-го оборудования), при транспортировке и хранении (частицы продуктов коррозии нефтепроводов и резервуаров) и при переработке (частицы кЬррозии нефтезаводского оборудования). Эти примеси имеют широкий спектр размеров частиц. Общие представления об их количестве и дисперсности дают рис. 1.4 и табл. 1.7. [c.20]

    А.Н. Гусева и Е.В. Ск>болев разработали классификацию, основанную на представлениях о нефти как природном углеводородном растворе, в котором содержится наибольшее количество хемофоссилий (унаследованных структур) и меньше всего компонентов, изменяющихся под влиянием условий среды существования нефти в залежи, условий отбора пробы, транспортировки и хранения. Однако авторы почему-то назвали классификацию геохимической, хотя в основе ее лежат генетические признаки — хемофоссилии. В этой классификации нефти подразделялись по растворителю на классы — алкановый, циклано-алкановый, алкано-циклановый и циклановый, т. е. по химическому признаку, а классы — на "генетические" типы нефти, обогащенные парафином, затронутые вторичными процессами (осернение), обогащенные легкими фракциями. Однако это в большей мере признаки вторичных изменений нефтей, а не генетических различий. Кроме того, авторы классификации выделяли нефти разной степени катагенеза. Таким образом, А.Н. Гусева и Е.В. Соболев предложили много разных показателей, но их трудно использовать для четкой классификации нефтей. Они ценны главным образом для раскрытия механизма преобразования нефти при тех или иных процессах. Интересны предложенные этими авторами коэффициенты, отображающие соотношения содержания метановых УВ и твердых парафинов с долей углерода в ароматических структурах, которые увеличиваются с возрастанием степени катагенеза. [c.8]

    Компания по транспортировке природного газа построит линию, поставляющую природный газ (метан, СН ) на аммиачный завод. Жители города, которые всегда пользонались для отопления нефтью, смогут перейти на природный газ. Если все 11 ООО домов перейдут на природный газ, существенно уменьшатся выбросы пыли и диоксида серы. [c.501]

    Госгортехнадзор СССР осуществляет государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных устаноно1Г и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, а также за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых и за охраной недр. [c.8]

    Австрия. В Австрии транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется главным образом железнодорожным транспортом, частично же при транспортировке нефти и нефтепродуктов пользуются небольшими местными нефтепроводами, например Цистерсдорф — Швехат протяженностью 57 км. [c.75]

    Испания. В Испании почти все нефтеперерабатывающие заводы, за исключением завода в Пуэртольяно, не испытывают затруднений в снабжении нефтью из-за транспортировки, так как онп находятся в портах. И только лишь к заводу в Пуэртольяно, расположенному в центре страны, нефть подается по нефтепроводу протяженностью 180 км от порта Малага. В настоящее время стро-ится нефтепродуктопровод от г. Бильбао к г. Вальядолиду. Морская транспортировка нефти в Испании также не является проблемой, так как тоннаж ее танкерного флота — около 3 млн. т. [c.76]

    В последние годы заметно расширяется сеть трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов. К наиболее крупным из них относятся Умм — Гудейра, Рудатайн — Мена и газопровод Эль-Кувейт — Шуайба. [c.76]

    Кроме того, проектируется строительство следующих трубопроводов Киркук — Багдад протяженностью 320 км для транспортировки нефти Румейла — Басра протяженностью 60 км и Киркук — Багдад для транспортировки газа. Для увеличения экспортных возможностей Ирак создает собственный нефтеналивной флот, который насчитывает уже семь танкеров. Иракская национальная нефтяная компания планирует заказать еще два мощных нефтеналивных судна водоизмещением 250 тыс. т каждый. [c.78]

    Турция. Проблема транспортировки нефти в стране представляет большие трудности. Помимо трех продуктопроводов, обслуживающих базы НАТО, в 1967 г. был введен в строй новый нефтепровод от юго-восточных нефтеносных месторождений Батман до Дер-тйола (залив Искендерон). Пропускная способность нефтепровода составляет 3,5 млн. т в год. Поступающая по этому нефтепроводу нефть перевозится далее по морю на нефтеперерабатывающий завод, расположенный в г. Мерсин. [c.79]

    Индия. В Индии транспортировка нефти, нефтепродуктов и природного газа осуществляется трубопроводами. В стране имеются два главных нефтепровода, которые непосредственно соединяют месторождения с нефтеперерабатывающими заводами. Первый связывает месторождение Нахоркатиа с нефтеперерабатывающими заводами в г. Барауни. [c.83]

    Для самодвижущихся плавающих резервуаров и резервуаров на нлаву должны быть предусмотрены средства выгрузки нефти на нефтеналивные суда. Приемлемым методом погрузки танкеров в море служат постоянные заякоренные банки или группы банок для якорной стоянки танкеров в море. Подводный нефтепровод доставляет нефть из резервуара на банку, а с нее — на танкер. Постановка на якорь на одной точке позволяет танкеру маневрировать на банке в зависимости от направления ветра и волны. Такой метод погрузки танкеров нашел повсеместное распространение для транспортировки жидких грузов с морских разработок. [c.91]

chem21.info

Нефтепродукты транспортировка - Справочник химика 21

    Потери нефтепродуктов на автозаправочных станциях и нефтескладах исчисляют по Нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приемке, отпуске, хранении и транспортировке, утвержденным Госснабом СССР от 26 марта 1986 г. № 40. Применение норм обязательно для всех организаций и предприятий. Эти нормы потерь установлены в зависимости от группы нефтепродуктов, сезона года, климатических условий и типа резервуара. [c.78]     Перевозить нефтепродукты можно в более мелкой таре (стальных и деревянных бочках, бидонах), но для этого должны быть выделены крытый вагон или контейнеры. Стальные бочки и бидоны предназначены для транспортировки и хранения топлив, масел и специальных жидкостей, а деревянные — только для транспортировки и хранения масел и смазок. [c.220]

    За годы после второй мировой войны произошли заметные изменения в характере транспортировки нефти, природного газа и продуктов их переработки. Если раньше основным видом транспорта по перевозке нефти и нефтепродуктов был железнодорожный, то в настоящее время ведущую роль играют трубопроводный транспорт и танкерный флот. В соответствии с этим и развивается транспортная сеть в различных странах мира. [c.65]

    В норме естественной убыли нефтепродуктов для автозаправочных станций и пунктов заправки включена естественная убыль при транспортировке, приеме нефтепродуктов из транспортных средств, при хранении в резервуарах и отпуске через раздаточные колонки. [c.83]

    Система планирования нефтеперерабатывающих производств (НПП, НПК, отрасль) является лишь одним из связующих звеньев в цепочке систем планирования нефтедобыча — распределение нефти — транспортировка — переработка нефти — распределение нефтепродуктов — транспортировка — потребление . В связи с этим особую роль играют факторы полной или частичной неопределенности внешних связей. [c.7]

    Все шло как в учебной задаче, рассмотренной накануне там штуковина со страшной силой мешала перемешиваться нефтепродуктам при последовательной транспортировке по одному нефтепроводу. [c.135]

    При транспортировке, перекачке и хранении все топлива соприкасаются с металлами. Основная аппаратура для транспортировки и хранения нефтепродуктов изготовляется из сталей различных марок мелкие детали, некоторое вспомогательное оборудование и системы питания двигателей выполняются из сплавов, в состав которых входят и цветные металлы. Металлы могут содержаться в бензине в растворенном состоянии, правда в очень небольшом количестве. Металл может попасть в бензин непосредственно из нефти при ее переработке и от контакта с металлической аппаратурой и тарой. Остатки химических реагентов, применяемых при вторичных процессах переработки, также могут быть причиной появления в бензинах следов металлов. И, наконец, некоторые металлы, связанные в металлоорганических соединениях, специально добавляют в топлива для улучшения их эксплуатационных свойств. [c.243]

    Транспортировка нефти и нефтепродуктов внутри страны осуществляется в железнодорожных и автомобильных цистернах, а также малотоннажных танкерах. [c.82]

    Стоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов различными видами транспорта [c.66]

    Другими видами транспортировки нефти и нефтепродуктов являются железнодорожный, автомобильный и гужевой транспорт. [c.79]

    Для транспортировки нефтепродуктов в стране имеются два продуктопровода. Один из них построен от нефтеперерабатывающего завода в г. Джилонге до распределительного пункта в Ньюпорте около Мельбурна. Этот трубопровод является одним из самых длинных трубопроводов в мире для доставки тяжелой нефти и нефтепродуктов без пользования дополнительными насосными и подогревающими станциями. Пропускная способность трубопровода более 440 тыс. т в год. [c.81]

    Работников автотранспортных организаций, непосредственно занятых централизованной транспортировкой нефтепродуктов и обслуживанием этого вида транспорта, премируют за выполнение квартальных объемов централизованных перевозок, предусмотренных договорами, в размере 30 % и за каждые 0,1 % их перевыполнения — до 0,8 % месячной тарифной ставки (оклада) раз в квартал. [c.41]

    Уменьшение испарения углеводородов при хранении и транспортировке нефти и нефтепродуктов [c.564]

    Организационной основой работ по премированию работников предприятий является приказ руководителя предприятия о введении премирования за сбор, использование, сдачу и транспортировку отработанных нефтепродуктов. В названном приказе должны быть указаны  [c.41]

    В большинстве предприятий ответственность за сбор, хранение, использование и транспортировку отработанных нефтепродуктов целесообразно возложить на отдел главного механика. [c.53]

    Транспортировку отработанных нефтепродуктов с предприятий на нефтебазы целесообразно производить централизованно специализированным автотранспортом. Для чего предприятие должно заключить договор с нефтебазой на централизованную перевозку указанных нефтепродуктов. Предприятие, заключившее договор на централизованную перевозку отработанных нефтепродуктов, обеспечивает их сдачу специализированному автотранспорту в порядке и в сроки, установленные договором. [c.55]

    В нормы естественной убыли твердых нефтепродуктов при приеме включена естественная убыль, происходящая при транспортировке и хранении. [c.83]

    В нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при железнодорожных перевозках включена естественная убыль только при транспортировке. [c.83]

    Требования к маркировке, упаковке, транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов определяются ГОСТ 1510—70. [c.10]

    Фактическое количество и качество нефтепродукта в цистерне определяют после проверки товарно-транспортных документов и состояния цистерны. При недостаче нефтепродукта сверх нормативных потерь в соответствии с Нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировке, утвержденными Госснабом СССР от 26 марта 1986 г. № 40, комиссия составляет рекламационный акт. [c.96]

    На наш взгляд, для судовых топлив более предпочтительна последняя классификация, поскольку хранение, транспортировка и эксплуатация в данном случае тесно связаны. К физико-химическим относят свойства, характеризующие состояние нефтепродуктов и их состав. Во второй группе сосредоточены свойства, обеспечивающие надежность и экономичность эксплуатации, а также химическая и физическая стабильность, биологическая стойкость. [c.31]

    В стандартах технических условий (всесторонних технических требований) освещаются все стороны стандартизованного объекта, устанавливаются основные эксплуатационные характеристики продукта, правила приемки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, методы испытания, предусматриваются гарантии изготовителя, требования безопасности и производственной санитарии. Этот вид стандартов на нефтепродукты является преобладающим. [c.9]

    Порядок оформления документов качества нефти и, нефтепродуктов зависит от стадии, на которой они составляются (добыча, выработка, сдача, транспортировка, поступление продукта в емкости потребителя) на всех стадиях в установленном порядке производится отбор проб и их анализ. Результаты анализа находят свое отражение в документах. [c.19]

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА ПОРЧУ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПРИ ИХ ТРАНСПОРТИРОВКЕ [c.74]

    Пример. При решении задач на измерение и обнаружение выбор другого ТП часто означает отказ 01 усовершенствования измерительной части и изменение всей системы так, чтобы необходимость е измерении вообще отпала. Характерный пример — решение задачи о последовательной перекачке нефтепродуктов по одному нефтепроводу. При применении жидкого разделителя или при прямой (без разделителя) транспортировке задача состой в возможно более точном контроле за составом стыковых участков перекачиваемых нефтепродуктов. Эта измерительная задача была превращена в изменительную как вообще избежать смешивания нефтепродуктов с разделительной жидко- стью Решение пусть жидкости бесконтрольнс смешиваются, но на конечном пункте жидкость-разделитель должна сама превращаться в газ и уходить из резервуара. [c.205]

    Тексако (Texa o) - одна из самых крупных ме>едународных нефтяных корпораций. Ее деятельность распространяется на все континенты и включает в себя все виды работ, связанные с разведкой, добычей, транспортировкой и переработкой нефти, а так->ме производством различных нефтепродуктов. [c.166]

    Двойные уплотнения. При транспортировке токсичных, воспламеняющихся и легко испаряюп1,ихся жидкостей (кислоты, щелочи, растворители, сжиженные газы, нестабильные бензины и другие легкие нефтепродукты с высоким давлением паров и т. п.), проникновение которых в ггомещение недопустимо, применяют двойные уплотнения, имеющие две пары уплотняклцих торцовых поверхностей, образующих замкнутую камеру (рис. 55). [c.145]

    Крекинг-продукты обладают некоторыми преимуществами и недостатками, не связанными с их нестабильностью. Малая вязкость уменьшает величину предварительного нагрева, требующегося для облегчения транспортировки продуктов, до 50— 65° С вместо 150° С для некрекировапных нефтепродуктов той же плотности. В то же время большая плотность позволяет получить большую теплотворную способность на единицу объема. К недостаткам следует отнести более медленное горение ароматических углеводородов, что, кроме более высокой температуры в топке, требует обеспечения длинного пламени и предотвращения внезапного охлаждения пламени до завершения горения [109, 110]. [c.483]

    Предложена принципиальная технологическая слема процесса, включаю-1цая стадию крекинга углеводородного сырья в прис,утствии катализатора, несколько подготовительных и заключительных ста дий (смешивания катализатора с сырьем, подогрева смеси, выделения продуктои крекинга, отделения и регенерации катализатора и др.), а так/ке вариантов аппаратурного оформлепия отдельных стадий. Так, для приготовления суснензии исходного нефтепродукта с порошкообразным катализатором и транспортировки полученной суспензии через теплообменник рекомендовалось использовать соответствующие типовые установки для кислотно-контактной очистки масел. Предложена реакционная камера, снабженная устройством для замкнутой рециркуляции суспензии, сепараторы в различном исполнении для отделения отработанного катализатора от нефтепродуктов. В систему бглли включены дозаторы, насосы, ректификационная колонна и устройство для регенерации отработанного катализатора. Катализатор отделялся путем испарения всех нефтепродуктов за счет снижения давления без охлаждения суснензии или отгонки бензинов из предварительно охлажденной суснензии. [c.10]

    Однако наряду с нapyпJeниeм принципа универсальности при жидкофазном каталитическом крекинге достигается максимальное упрощение нроцесса и создаются условия, на основе которых можно говорить о реконструкции существующих установок термического жидкофазного крекинга. Наконец, описанная технология, основные факторы которой — приготовление суспензии значительного количества глины (до 30 %) в нефтепродукте и транспортировка такой суспензии через горячий змеевик — в достаточной стене-пи освоены в процессе эксплуатации отечественных установок но глубокой кислотно-контактной очистке масел. [c.126]

    Австрия. В Австрии транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется главным образом железнодорожным транспортом, частично же при транспортировке нефти и нефтепродуктов пользуются небольшими местными нефтепроводами, например Цистерсдорф — Швехат протяженностью 57 км. [c.75]

    Порйдок применения норм потерь нефтепродуктов при хранении, приеме, отпуске и транспортировке определен Госснабом СССР. [c.80]

    В последние годы заметно расширяется сеть трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов. К наиболее крупным из них относятся Умм — Гудейра, Рудатайн — Мена и газопровод Эль-Кувейт — Шуайба. [c.76]

    Индия. В Индии транспортировка нефти, нефтепродуктов и природного газа осуществляется трубопроводами. В стране имеются два главных нефтепровода, которые непосредственно соединяют месторождения с нефтеперерабатывающими заводами. Первый связывает месторождение Нахоркатиа с нефтеперерабатывающими заводами в г. Барауни. [c.83]

    Основное различие при экономической оценке процессов газификации угля и нефтепродуктов заключено в эффекте месторасположения газифицирующего завода нефтяное сырье обычно иредпочитают доставлять на заводы для производства ЗПГ, расположенные в газопотребляющих районах, а уголь, напротив, весьма часто газифицируется в районе шахт или в непосредственной близости от НИХ. Причина этого — разница в относительных затратах на транспортировку энергии в виде угля, газа и нефти [c.204]

    Поощрение за сбор отработанных масел осуществляют в соответствии с Положением о порядке выплаты премии за сбор, хранение, регенерацию, рациональное использование и транспортировку отработанных масел и других нефтепродуктов, утвержденным Госснабом СССР 29 декабря 1979 года по согласованию с Госкомтрудом СССР, Минфином СССР и ВЦСПС. [c.41]

    В нормы расхода топлива на работу машин не включают расходы топлива на капитальный ремонт машин (включая доставку своим ходом до места капитального ремонта машины и обратно до потребителя, испытания и обкатку капитально отремонтированных составных частей машины, обкатку машин после капитального ремонта перед пуском в эксплуатацию), потери топлива при хранении и транспортировке нефтепродуктов, и на другие ремонтнохозяйственные нужды, не связанные с осу- [c.60]

    В процессах добычи, транспортировки и переработки сырой нефти и нефтепродуктов имеют место явления спонтанного и резкого изменения характеристик нефтяной системы, что доставляет массу проблем обслуживающему персоналу. Это наиболее актуально для термодеструктивных процессов переработки нефтяных остатков, в которых в той или иной степени имеет место неконтролируемое закоксовывание технологических поверхностей, что приводит к отклонению параметров рабочего режима. Это сказывается на качестве производимого продукта и, кроме того, приводит к быстрому выходу из строя оборудования. В особенности это характерно для трубчатых змеевиков нагревательных печей. С другой стороны, в некоторых технологических процессах, например, при производстве углеродистых материалов, повышение степени кар-бонизованности нефтяной системы является целевым процессом. Однако, несмотря на крупные теоретические и практические достижения в этой области, до сих пор остро стоит проблема качества углеродистых материалов нефтяного происхождения и стабильности их свойств [1,2]. [c.3]

    В зимнее вревм мазут в железнодорожных цистернах, мазутопроводах, не имеющих теплоизоляции и не уложенных в траншеи, и в наземных резервуарах может иметь довольно низкую температуру. В табл. 4. 31 приведены данные о снижении температуры нефтепродуктов при их транспортировке в железнодорожных цистернах, а на рис. 4. 11 — кривые понижения температуры мазутов марок 40 и 80 (ГОСТ 1501—57) при их перевозке зимой [52] в четырехосновных железнодорожных цистернах, отгруженных при температуре 60 и 70 С. При низких температурах вязкость мазутов достигает значительных величин (табл. 4. 32) и слив их из железнодорожных цистерн [c.242]

    Ежегодно в течение 30 лет публикуются [М М,1985] данные по серьезным авариям в США со взрывами и пожарами в нефтехимической промышленности и на транспорте (морская и другие формы транспортировки нефтепродуктов и химических веществ). Девять выпусков охватывают почти 40-летний период, рассмотрено около 100 аварий. Приведен ущерб в долларах США, скорректированный с учетом инфляции на год публикации. Человеческие жертвы не указаны [M M,Series]. [c.612]

chem21.info