Переработка и транспортировка нефти. Транспортировка сырой нефти


Переработка и транспортировка нефти / Новости

Нефть  - сырец, то есть полученная из скважины и не переработанная, отличается крайне ограниченной сферой использования. В основном она транспортируется на нефтеперерабатывающие предприятия и проходит очищение первичной и вторичной перегонкой, в результате чего получаются продукты высокого качества.

На сегодняшний день процесс очищения нефти производится на сложном высокотехничном производственном комплексе, затраты на который немалые, но и прибыль огромная.

Процесс переработки нефти включается в себя несколько этапов: подготовка, первичная и вторичная переработка, очистка полученных нефтепродуктов.

При подготовке нефти проводится ее обезвоживание и обессоливание, чтобы снизить возможность коррозии оборудования, увеличить качество конечных продуктов.

Сырая нефть представляет собой смесь углеводородов. При первичной переработке нефть разделяется на составляющие, что достигается при нагреве до высоких температур. В результате получаются вещества, некоторые из которых уже  являющиеся конечным продуктом, готовым к реализации, но другие составляющие нуждаются во вторичной обработке, что дает возможность получить дорогостоящие продукты.

Простая перегонка нефти – это удаление инородных частиц и получение новых химических свойств для продукта. Перерабатывающие комплексы преобразовывают вещества на молекулярном уровне посредством химических реакций. Так, увеличивается производство дорогостоящих продуктов, например, высокооктанового бензина и снижается извлечение из нефти продуктов малой стоимости: асфальта и мазута.

Нефтяные скважины располагаются над нефтяными месторождениями, но нефтеперерабатывающий завод может находиться за многие тысячи километров, потому к нему прокладываются транспортные магистрали – нефтепроводы. Строительство заводов производится в местах, где будет наиболее удобна доставка сырья, а также имеются трудовые ресурсы, возможность подключения к энергетической линии, а также наличие потенциальных потребителей.

При использовании нефтехимического производства изготавливаются самые разные продукты: поверхностно – активные вещества, ароматические и нафтеновые углеводороды, масла, спирты, альдегиды, полимеры, кислоты, полиэтилены. Из  нефти также получают природный газ, бензин и т.д.

Изначально транспорт нефти происходил в деревянных бочках, но на сегодняшний день нефть перекачивается в емкости для хранения и на нефтеперерабатывающие заводы при помощи трубопроводов, а также при потребности перевозится танкерами по воде, цистернами  — по суше, в специальных вагонах – по железной дороге, а также воздушным транспортом.

Наиболее выгодный вариант – использование трубопроводов, что составляет низкую стоимость, но изначально система труб должна быть проложена.

Морской транспорт характеризуется большой грузоподъемностью, и доставка сырья может осуществляться по рекам и морям. Перевозка по железной дороге возможна в специализированных вагонах – цистернах, где транспортируются и нефтепродукты. Доставка по ж/д не слишком рентабельна, так как обратно цистерны едут пустые.

При помощи машин перевозка нефти и нефтепродуктов может осуществляться лишь на небольшие расстояния. Воздушный транспорт для нефтеперевозок используется крайне редко, так как слишком высокая получается себестоимость нефти. В основном такая доставка происходит в места, куда не может добраться иной транспорт: арктические зимовки и дрейфующие станции, отдельные пункты на Крайнем Севере.

oilgasnews.ru

Транспортировка нефти трубопроводами.

ТОП 10:

В настоящее время география нефтеперерабатывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов. Нефтеперерабатывающие заводы располагаются во всех районах страны, т.к. выгоднее транспортировать сырую нефть, чем продукты ее переработки, которые необходимы во всех отраслях народного хозяйства. В прошлом она из мест добычи в места потребления перевозилась по железным дорогам в цистернах. В настоящее время большая часть нефти перекачивается по нефтепроводам и их доля в транспортировке продолжает расти. В состав нефтепроводов входят трубопроводы, насосные станции и нефтехранилища. Пропускная способность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. тонн в год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч. По эффективности с нефтепроводами могут соперничать только морские перевозки танкерами. Кроме того, они менее опасны в пожарном отношении и резко снижают потери при транспортировке (доставке). По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.

Стоимость строительства магистрального нефтепровода обычно окупается за 2-3 года. Характерной особенностью развития нефтепроводного транспорта России является увеличение удельного веса трубопроводов большого диаметра, что объясняется их высокой рентабельностью.

Сейчас по грузообороту трубопроводного транспорта Россия стоит на первом месте. Протяженность нефтепроводов составляет 66000 км. Строительство магистральных нефтепроводов продолжается и в настоящее время. Так, например, в 2001 году введена в эксплуатацию первая очередь нефтепровода КТК на 28 млн.т/год (максимальная мощность – 65 млн.тонн), диаметром 1490 мм и протяженностью 1500 км, связывающая нефтяные месторождения юга России и западного Казахстана с терминалом на Черноморском побережье в г.Новороссийске.

 

Происхождение нефти.

Современный взгляд.

Вопросы об исходном веществе, из которого образовалась нефть, о процессах нефтеобразования и формирования нефти в концентрированную залежь, а отдельных залежей в месторождения до сего времени ещё не являются окончательно решёнными. Существует множество мнений как об исходных для нефти веществах, так и о причинах и процессах, обусловливающих её образование. В последние годы благодаря трудам главным образом советских геологов, химиков, биологов, физиков и исследователей других специальностей удалось выяснить основные закономерности в процессах нефтеобразования. В настоящее время установлено, что нефть органического происхождения, т.е. она, как и уголь, возникла в результате преобразования органических веществ.

Наиболее благоприятные условия для формирования нефти – морские, с так называемым некомпенсированным прогибанием. В теплых водах, на дне доисторического моря, веками накапливалась сапропель – глинистая почва, перемешанная с органическими останками умерших рыб, водорослей, моллюсков и прочей живности. В ней шла биохимическая стадия образования нефти. Микроорганизмы при ограниченном доступе кислорода перерабатывали белки, углеводы и т.д. При этом образовывался метан, углекислый газ, вода и немного углеводородов. Данная стадия происходила в нескольких метрах от дна моря. Затем осадок уплотнился: произошел диагенез. Вследствие природных процессов дно моря опускалось, а сапропель накрывали материалы, которые из-за природных разрушений или потоками воды сносились с гор. Органика попадала в застойные, бескислородные условия. Когда сапропель опустилась до глубины в 1,5 км, подземная температура достигла 100°C и стала достаточной для нефтеобразования. Начинаются химические реакции между веществами под действием температуры и давления. Сложные вещества разлагаются на более простые. Биохимические процессы затухают. Потом породу должна накрыть соль (в Прикаспийской впадине ее толщина достигает 4 км) или глина. С увеличением глубины растет содержание рассеянной нефти. Так, на глубине до 1,5 км идет газообразование, на интервале 1,5-8,5 км идет образование жидких углеводородов – микронефти – при температуре от 60 до 160°С. А на больших глубинах при температуре 150-200°С образуется метан. По мере уплотнения сапропели микронефть выжимается в вышележащие песчаники. Это процесс первичной миграции. Затем под влиянием различных сил микронефть перемещается вверх по наклону. Это вторичная миграция, которая является периодом формирования самого месторождения.

Весь процесс занимает сотни миллионов лет.

2. Другие теории образования нефти.

Один из первых, кто высказал научно обоснованную концепцию о происхождении нефти, был М.В. Ломоносов. В середине XVIII века в своём тракте «О слоях земных» великий русский учёный писал, что нефть произошла из каменного угля. Исходное вещество было одно: органический материал, преобразованный сначала в уголь, а потом в нефть. М.В. Ломоносов первый указал на связь между горючими полезными ископаемыми – углём и нефтью и выдвинул первую в мире гипотезу о происхождении нефти из растительных остатков.

В XIX в. среди ученых были распространены идеи, близкие к представлениям М.В. Ломоносова. Споры велись главным образом вокруг исходного материала: животные или растения? Немецкие ученые Г. Гефер и К. Энглер в 1888 г. поставили опыты, доказавшие возможность получения нефти из животных организмов. Была произведена перегонка сельдевого жира при температуре 400 °С и давлении 1 МПа. Из 492 кг жира было получено масло, горючие газы, вода, жиры и разные кислоты. Больше всего было отогнано масла (299 кг, или 61 %) плотностью 0,8105 г/см3, состоящего на 9/10 из УВ коричневого цвета. Последующей разгонкой из масла получили предельные УВ (от пентана до нонана), парафин, смазочные масла, в состав которых входили олефины и ароматические УВ. Позднее, в 1919 г. академиком Н.Д. Зелинским был осуществлен похожий опыт, но исходным материалом служил органогенный ил преимущественно растительного происхождения (сапропель) из озера Балхаш. При его перегонке были получены: сырая смола – 63,2 %; кокс – 16,0%; газы (метан, оксид углерода, водород, сероводород) – 20,8 %. При последующей переработке смолы из нее извлекли бензин, керосин и тяжелые масла.

В конце XIX в., когда в астрономии и физике получило развитие применение спектральных методов исследования и в спектрах различных космических тел были обнаружены не только углерод и водород, но и углеводороды, русский геолог Н.А. Соколов выдвинул космическую гипотезу образования нефти. Он предполагал, что когда земля была в огненно-жидком состоянии, то углеводороды из газовой оболочки проникли в массу земного шара, а впоследствии при остывании выделились на его поверхности. Эта гипотеза не объясняет ни географического, ни геологического распределения нефтяных месторождений.

Академик В.И. Вернадский обратил внимание на наличие в нефти азотистых соединений, встречающихся в органическом мире.

Предшественники академика И.М. Губкина, русские геологи Андрусов и Михайловский также считали, что на Кавказе нефть образовалась из органического материала. По мнению И.М. Губкина, родина нефти находится в области древних мелководных морей, лагун и заливов. Он считал, что уголь и нефть – члены одного и того же генетического ряда горючих ископаемых.

Уголь образуется в болотах и пресноводных водоёмах, как правило, из высших растений. Нефть получается главным образом из низших растений и животных, но в других условиях. Нефть постепенно образовывалась в толще различных по возрасту осадочных пород, начиная от наиболее древних осадочных пород – кембрийских, возникших 600 млн. лет назад, до сравнительно молодых – третичных слоёв, сложившихся 50 млн. лет назад. Накопление органического материала для будущего образования нефти происходило в прибрежной полосе, в зоне борьбы между сушей и морем.

По вопросу об исходном материале существовали разные мнения. Некоторые учёные полагали, что нефть возникла из жиров погибших животных (рыбы, планктона), другие считали, что главную роль играли белки, третьи придавали большое значение углеводам. Теперь доказано, что нефть может образоваться из жиров, белков и углеводов, т.е. из всей суммы органических веществ.

И.М. Губкин дал критический анализ проблемы происхождения нефти и разделил органические теории на три группы: теория, где преобладающая роль в образовании нефти отводится погибшим животным; теория, где преобладающая роль отводится погибшим растениям, и, наконец, теория смешанного животно-растительного происхождения нефти.

Последняя теория, детально разработанная И.М. Губкиным, носит название сапропелитовой от слова “сапропель” – глинистый ил – и является господствующей. В природе широко распространены различные виды сапропелитов.

Различие в исходном органическом веществе является одной из причин существующего разнообразия нефтей. Другими причинами являются различие температурных условий вмещающих пород, присутствие катализаторов и др., а также последующие преобразования пород, в которых заключена нефть.

В СССР были проведены исследования, в результате которых удалось установить роль микроорганизмов в образовании нефти. Т.Л. Гинзбург-Карагичева, открывшая присутствие в нефти разнообразнейших микроорганизмов, привела в своих исследованиях много новых, интересных сведений. Она установила, что в нефтях, ранее считавшихся ядом для бактерий, на больших глубинах идёт кипучая жизнь, не прекращавшаяся миллионы лет подряд.

Целый ряд бактерий живёт в нефти и питается ею, меняя, таким образом, химический состав нефти. Академик И.М. Губкин в своей теории нефтеобразования придавал этому открытию большое значение. Гинзбург-Карагичевой установлено, что бактерии нефтяных пластов превращают различные органические продукты в битуминозные.

Под действием ряда бактерий происходит разложение органических веществ и выделяется водород, необходимый для превращения органического материала в нефть.

 

Состав нефти.



infopedia.su

Транспортировка сырой нефти. Мировые запасы нефти и проблемы нефтедобывающих регионов

Похожие главы из других работ:

Внешнеэкономическая деятельность нефтяных предприятий

1.1 Роль нефти в мировой экономике

В XX в. нефть получила название «чёрное золото». На данный момент без нефти невозможно успешное функционирование ни мировых транспортных связей, ни мировой экономики, ни мировой политики...

Международные компании на мировом рынке нефти

Глава 1. Мировой рынок нефти

...

Мировые запасы нефти и проблемы нефтедобывающих регионов

Переработка сырой нефти

Значительная часть добываемой в России поступает на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Наиболее очевидными экологическими результатами их деятельности являются плановое загрязнение (выбросы в атмосферу и воду)...

ОАО "Лукойл"

4.2 Запасы нефти и газа

Воспроизводство минерально-сырьевой базы - основа долгосрочного и стабильного развития Компании. Поэтому Группа «ЛУКОЙЛ» с целью наращивания запасов проводит активные геолого-разведочные работы в России и за рубежом...

ОПЕК на мировом рынке нефти

2. Запасы нефти в странах ОПЕК

Рисунок 1.Доля ОПЕК в мировых запасах нефти (2013) Рисунок 1 показывает, что в 2013 на долю стран ОПЕК приходится 81% мировых запасов нефти. На 2013 год в десятку стран с наибольшими запасами нефти входят 7 стран ОПЕК 1. Венесуэла (298 млрд. бар.) 2...

ОПЕК на мировом рынке нефти

3. Производство нефти в странах ОПЕК

Теперь посмотрим на Таблицу 2. ОПЕК производит 40% всей нефти в мире. Опять же лидером по производству являются страны Ближнего Востока с производством 32 % от мирового. В этом регионе наибольшее количество у Саудовской Аравии 11525 тыс. бар в день...

Особенности международной торговли нефтью

3.1 Экспорт нефти

нефть торговля глобализация ценообразование Мировая торговля нефтью по своим масштабам, экономической и политической значимости является одним из важнейших элементов современных мирохозяйственных связей. Несмотря на то...

Особенности международной торговли нефтью

3.2 Импорт нефти

Нефть покупают более 118 государств и территорий, из которых 70 стран импортируют более 1 млн. т в год каждая. При этом лишь 30 государств выступают сравнительно крупными покупателями нефти, ввозя ежегодно свыше 10 млн. т в год каждая...

Состояние мирового рынка нефти

1. Мировой рынок нефти

Мировой рынок очень нуждается в нефти т.к. нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе: доля её в общем потреблении энергоресурсов составляет 48%...

Состояние мирового рынка нефти

1.2 Ценообразование на рынке нефти

Цены на нефть, как и на любой другой товар, определяются соотношением спроса и предложения. Если предложение падает, цены растут до тех пор, пока спрос не сравняется с предложением. Особенность нефти, однако, в том...

Состояние мирового рынка нефти

1. Мировой рынок нефти

Мировой рынок очень нуждается в нефти т.к. нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе: доля её в общем потреблении энергоресурсов составляет 48%...

Стратегические интересы России на мировых рынках нефти и газа

2.1 Транспортировка

Перспектива развития топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой...

Формирование мировых цен на нефть и нефтепродукты

2. Внебиржевой рынок нефти

На крупнейших биржах нефтяных контрактов в Лондоне и Нью-Йорке торгуются всего лишь два сорта нефти - WTI и Brent, а добываемых сортов несколько десятков. Все различия в характеристиках того или иного сорта (плотности, парафиновым добавкам и т...

Формирование мировых цен на нефть и нефтепродукты

2. Факторы мирового предложения нефти

Предложение нефти на мировом рынке определяется спросом на нефтепродукты, геолого-технологическими факторами, государственной политикой нефтедобывающих стран в нефтяном секторе...

Экономика Мексики. Торговое сотрудничество с Российской Федерацией

2.2 Добыча нефти. НАФТА

Существование поверхностных проявлений углеводородов было известно в Мексике еще до испанского завоевания. Первая попытка промышленной добычи нефти на одном из этих поверхностных источников была сделана в 1863 году, но развития не получила...

mo.bobrodobro.ru