Транспортная характеристика нефтепродуктов и условия их перевозки. Транспортная характеристика нефти


53. Виды и свойства нефтепродуктов. Их транспортная характеристика.

Нефтепродукты подразделяют на топливо, смазочные материалы, прочие продукты. Топливо различают моторное, дизельное, котельное.

К моторному топливу относят бензин, лигроин, керосин. Они характеризуются октановым числом. С увеличением октанового числа уменьшается опасность детонации, уменьшается расход. В качестве антидетонаторов используют тетраэтилсвинец, который в развитых странах не используют.

Дизельное топливо характеризуется цетановым числом, т.е. способностью к самовоспламенению.

Котельное топливо характеризуется вязкостью, так как оно распыляется форсункой.

Прочие нефтепродукты: растворители, очистители, парафины, битумы, пек. К сырью химической промышленности относят: низкомолекулярные предельные углеводороды – метан; низкомолекулярные омфины – пропилен; ароматические углеводороды – нафталин; сернистые и кислотные соединения.

Нефтепродукты используются как: моторное топливо – керосин, котельное топливо – мазут, предельные углеводороды – метан, ароматические углеводороды – нафталин.

К физическим свойствам относят плотность, вязкость, температуру плавления, предел взрываемости, испаряемость, давление насыщенных паров, статическое электричество.

Плотность нефтепродуктов 0,65 – 1,06 т/м3, которую измеряют ареометром. Для высоковязких плотность определяют смешением с растворителями.

Вязкость различают на динамическую, кинематическую. Динамическую вязкость измеряют шариковым вискозиметром;

Температура плавления, застывания, например у битума 1500С. Температура вспышки у легковоспламеняемых грузов менее 450С, для горючих более 450С. При сливе, наливе температура увеличивается на 100С.

Испаряемость высокая у бензина. Положительное качество для обеспечения смешения с воздухом для воспламенения в двигателях, отрицательное качество - вызывает потери при хранении под давлением

Давление насыщенных паров 0,09 МПа для бензина вызывает при перекачке вакуумным насосом, при самотечном сливе кипение жидкости, образование воздушных пробок.

Статическое электричество возникает при трении струй о воздух, о трубопровод, о шланг, так как нефть диэлектрик, наиболее сильно у светлых нефтепродуктов.

Под химическими свойствами понимают коррозионность, химическую стабильность, токсичность.

Коррозионность вызвана наличием серы, кислот, щелочей, солей, воды. Для снижения коррозии выполняют пассивацию, металл покрывают пленками.

Химическая стабильность представляет отсутствие окисления кислородом непредельных углеводородов в результате лавинообразной реакции. При уменьшении объема резервуара скорость окисления возрастает.

Токсичность вызвана содержанием вредного вещества, например тетраэтилсвинца в этилированном бензине. Оценивается вредность предельно допустимыми концентрациями (ПДК) у бензина 200 мг/м3, сероводорода – 10, керосина – 300 мг/м3.

Поскольку нефтепродукты являются опасным грузом, в основном используется трубопроводный транспорт для их транспортировки. Но также существуют не трубопроводные способы транспортировки. На настоящий момент для не трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов используют все виды грузового транспорта. Нефть, газ и их производные являются высокотоксичными, взрыво- и огнеопасными веществами, потому их упаковка, перевозка и хранение регулируются специальными стандартами. Для разных видов топлива и других светлых нефтепродуктов допускается перевозка в металлических бочках и канистрах с максимальным объемом залива 95% от общей емкости. Для "вязких" нефтепродуктов - масел, смазок, битумов, допускается использование полимерных и стеклянных упаковок, нет ограничений по объему заполнения. Некоторые вязкие нефтепродукты - например, битум - могут требовать подогрева при сливе, другие вещества - приспособлений в виде нижнего сливного устройства или электроизоляционного защитного слоя. Потому практически для каждого нефтепродукта существуют специализированные емкости, железнодорожные и автомобильные цистерны, полностью удовлетворяющие нормам безопасности и практичности.

studfiles.net

Транспортная характеристика нефтепродуктов и условия их перевозки

Лекция 8 (2 часа)

“Транспортная характеристика нефтепродуктов и условия их перевозки”

Вопросы:

1.  Классификация нефтепродуктов и их основные свойства.

2.  Подвижной состав для перевозки наливных грузов. Пересылка порожних цистерн.

3.  Окраска цистерн, наносимые знаки.

4.  Подготовка цистерн под налив.

5.  Пересылка порожних цистерн

6.  Правила налива и слива нефтепродуктов.

7.  Перевозка наливных грузов и обеспечение их сохранности.

1.  Классификация нефтепродуктов и их основные свойства

Нефть и нефтепродукты отнесены к разделу “Продукция топливно-энергетической промышленности”.

Сырая нефть – горючая маслянистая жидкость с характерным запахом, цвет которой меняется от светло-желтого до коричневого (почти черного).

Физические и химические свойства нефти изменяются в зависимости от месторождения и горизонта залегания.

Нефть обладает высокой теплотворной способностью (46 МДж/кг). В настоящее время нефть в основном перерабатывается для получения различных сортов топлива: бензин, лигроин, керосин, газойль, масляные дистилляторы и мазут. В результате химической переработки получают другие продукты: смолы, газы, дизельное топливо и др.

Светлые и темные нефтепродукты в зависимости от назначения делятся на три группы: топливо, смазочные материалы и прочие продукты.

Виды топлива: моторное, дизельное, для реактивных двигателей (РТ), газотурбинных установок, котельное, печное и топливные газы.

К моторному топливу относят бензин, лигроин и керосин.

Смазочные материалы подразделяются на жидкие масла и пластичные (консистентные) смазки. Жидкие масла применяются в двигателях внутреннего сгорания для смазки трущихся узлов и деталей, в гидравлических системах и т.д. Пластичные смазки получают введением в жидкие нефтяные масла специальных загустителей, что приводит к образованию мазеобразной консистенции.

Прочие продукты включают растворители и осветительные керосины; парафины, битумы нефтяные и пек; нефтяные кислоты, смягчители для резины; сырье для химической и нефтехимической промышленности: низкомолекулярные омфины (этилен, пропилен, бутилен), ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилол, нафталин), сернистые и кислотные соединения.

На условия транспортирования, хранения  и выполнения операций по наливу и сливу влияют следующие свойства нефтепродуктов:

1. Плотность оказывает влияние на скорость истечения нефтепродуктов в процессе слива и налива, определяет возможность разогрева открытым паром и быстроту обезвоживания. Например, мазут с плотностью более 1000 кг/м3 не следует разогревать открытым паром из-за плохого отставания его от воды.

Кроме того, плотность используется для определения массы нефтепродуктов в цистернах путем умножения ее на объем груза. Существуют новые и более точные способы определения массы груза в цистернах с минимальными трудозатратами: акустический, оптический, тепловой и др.

Точность измерения плотности нефтепродуктов ареометром составляет 0,05 %, а в лабораторных условиях  с помощью гидростатических весов или пикнометров – до 0,005 %.

При изменении температуры бензина на один градус, его объем изменяется на 0,1 %. Например, если время заправки одного автомобиля составляет 4,2 мин, то за 7 часов на одной колонке будет заправлено (7×60)/4,2 =100 автомобилей, а на трех колонках – 100×3 =300 автомобилей. Если каждый водитель заправляет 40 литров бензина, то при ошибке на 1 градус объем недозаправленного бензина составляет 40×300×0,001 =12 литров за смену.

Различные виды топлива не являются однородными продуктами, плотность одного и тоже продукта может меняться на 5–10 % даже при постоянной температуре

vunivere.ru

62.Транспортная характеристика пиломатериалов

  • 62.Транспортная характеристика пиломатериалов

  • Пиломатериалы - материалы из древесины, полученные распиловкой бревен вдоль волокон. К пиломатериалам относятся доски, бруски, брусья, шпалы и различные заготовки.

  • По характеру обработки пиломатериалы бывают

  • • обрезные;

  • • необрезные.

  • Различают пять сортов пиломатериалов: отборный, 1, 2, 3 и 4-й сорта. Для отборного, 1, 2 и 3-го сортов абсолютная влажность древесины не должна превышать (22±3)%. Влажность пиломатериалов 4-го сорта не нормируется.

  • Характеристика пиломатериалов:

  • 1) пиломатериалы относят к навалочным сухогрузам.

  • 2) устойчиво сохраняющие физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения.

  • 3) твердый груз, требующий защиты от окружающей среды.

  • 4) пылеёмкие, особенно опасно загрязнение пиломатериалов угольной пылю, цементной и т. п.

  • Перевозят пиломатериалы на открытом подвижном составе, упакованными в пачки, рассортированными по породам, размерам, сортам и назначению. Недопустимо загрязнение пиломатериалов маслами. Требуют карантинного контроля. Пиломатериалы укладывают на ленточный фундамент в стопы пакетами с разделением пакетов сухими прокладками толщиной 25 мм. Пиломатериалы влажностью более 25% следует хранить в штабелях с разреженной или клеточной укладкой.

  • Хранение основной части пиломатериалов и заготовок осуществляется на открытых площадках в штабелях. Штабеля накрывают плотной крышей из досок, выступающей за стенки штабеля не менее чем на 250 мм. Пиломатериалы, пораженные гнилью, отсортировывают и удаляют на особо выделенный участок склада.

  • Нефть и нефтепродукты составляют примерно 90% всех перевозимых наливных грузов. По специфическим свойствам и транспортной характеристике все нефтепродукты разделены на три подгруппы:

  • studfiles.net

    Основные свойства нефтепродуктов, влияющие на условия транспортирования и хранения.

    Назначение и классификация многооборотной тары.

    Разнообразие тары обусловлено физико-химическими свойствами товаров, а также использованием различных материалов, из которых изготавливается тара и упаковка.

    Классификация тары

    В основу классификации тары положены следующие признаки: функции в процессе товарного обращения; кратность использования; принадлежность; назначение; метод изготовления; конструктивные особенности; прочность; устойчивость к внешним воздействиям; материал изготовления.

    По выполняемым в процессе товарного обращения функциям тару подразделяют на транспортную, потребительскую и таруоборудование.

    В зависимости от кратности использования тара делится на разовую, возвратную и многооборотную.

    Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары, а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.

    Возвратной является тара, бывшая в употреблении, используемая повторно.

    Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило, подлежит обязательному возврату поставщику.

    В зависимости от принадлежности следует различать тару общего пользования и инвентарную. Инвентарной является многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию.

    Стандартизация и унификация транспортной тары.

    Стандартизация тары — это установление наиболее рацио­нальных типов тары по размерам, форме, массе, конструктив­ным особенностям, установление общих технических требова­ний к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортировки и хранения.

    Унификация тары— процесс сведения множества разнооб­разных по видам, конструкциям и размерам тары к небольшому числу наиболее рациональных типоразмеров. Она обеспечивает следующие преимущества:

    создает необходимые предпосылки для механизации и авто­матизации производства тары;

    упрощает повторное использование однотипной тары;

    обеспечивает переход на прогрессивные методы механиза­ции погрузочно-разгрузочных работ с затаренными грузами;

    облегчает конструирование упаковочных машин, торгового оборудования, автоматов;

    создает условия для унификации грузовых площадей, транспортных средств, складских помещений, способствует повы­шению их эффективности.

    Унификация тары производится на базе единого модуля для тары, транспортных средств, оборудования для хранения и погрузочно-разгрузочных работ. В основе этого модуля лежат размеры международного плоского обменного поддона (800x1200 мм). Эта система размеров применяется при разработке стандартов и тех­нических условий на тару, оборудование, расфасовочные маши­ны и механизмы, средства транспортировки и складирования.

    Нормативно-техническая документация на производство тары.(?)

    Разновидностью нормативно-технической документации являются ТУ — технические условия разрабатываемые на продукцию, не имеющую государственных, отраслевых или республиканских стандартов.

    Международная и республиканская стандартизация, и унификация транспортной тары.

    Качество товаров, тары и упаковки регламентируют государственные общесоюзные стандарты (ГОСТы), т.е. документы, которые дают точные данные о продукте, материалах или изделиях, на которые они составлены. Транспортная стандартизация товаров, тары и упаковки рассматривает все виды транспорта как единую систему. Однако в ряде случаев она учитывает и специфику отдельных видов транспорта, например авиационного. Грузы в стандартной таре могут формироваться в укрупненные единицы (УГЕ), пакеты контейнеры, флейты и т.д. Это позволяет быстро и рационально загружать транспортные средства, поскольку размеры УГЕ согласуют с размерами грузовых помещений различных видов транспорта. Стандартизацию производит Государственный комитет России по стандартам, который утверждает государственные стандарты.

    ГОСТы являются единой формой стандартов и обязательны для применения во всех отраслях народного хозяйства России. Кроме ГОСТов, установлены отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП). В тех случаях, когда на выпускаемую продукцию отсутствуют вышеперечисленные стандарты, разрабатывают технические условия (ТУ) или временные технические условия (ВТУ).

    Технические условия разрабатывает предприятие, которое изготовляет данную продукцию, и согласовывает с заинтересованными сторонами. Их утверждают руководители соответствующих министерств, и они обязательны для всех предприятий данного ведомства.

    В международном масштабе вопросами стандартизации занимается Международная организация по стандартизации (ИСО).

    При загранперевозках условия упаковки и состояния тары оговаривают при подписании торгового контракта. Условия, указанные в торговом контракте, являются руководящим документом при оценке состояния груза и тары, предъявляемых к перевозке.

    Основные свойства нефтепродуктов, влияющие на условия транспортирования и хранения.

    Общие сведения о товарных нефтепродуктах. В зависимости от степени учета, режимов производства и способов погрузки-разгрузки все нефтепродукты можно разделить на три группы: сырая нефть, светлые нефтепродукты и темные нефтепродукты.

    Сырая нефть представляет собой горючую маслянистую жидкость с характерным запахом, цвет которой меняется от светло-желтого до черного. Физические и хи­мические свойства нефти зависят от ее месторождения. Сырая нефть транспортируется на нефтеперерабатывающие заводы по трубопроводам или железнодорожным транспортом.

    Свойства нефтепродуктов. Основными свойствами нефтепродуктов, влияющими на условия транспортирования, хранения и выполнения операций по наливу и сливу, являются: плотность, вяз­кость, температура плавления и вспышки, испаряемость, статическое электричество, коррозионность, химическая и физическая стабильность, токсичность.

    Химическая и физическая стабильность означает постоянство химического и физического соста­ва в течение определенного периода времени. Наиболее быстро теряют химическую и физическую стабильность бензины. Ди­зельное топливо более устойчиво сохраняет свои свойства.

    Нефть и нефтепродукты транспортируют в наливных судах, железнодорожных и автомобильных цистернах с внутренним маслобензостойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности.

    Допускается транспортировать нефть и нефтепродукты в транспортных средствах, не имеющих внутренних защитных покрытий и введенных в эксплуатацию до 01.01.93.

    Нефть и нефтепродукты транспортируют в железнодорожных и автомобильных цистернах, оборудованных приборами нижнего налива и слива.

    Из железнодорожных и автомобильных цистерн нефть и нефтепродукты должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. При этом в железнодорожных цистернах, не имеющих нижнего сливного устройства, допускается остаток не более 1 см (по измерению под колпаком).

    Топлива хранят в металлических резервуарах с внутренними антикоррозионными покрытиями.

    Антикоррозионные покрытия должны быть устойчивы к воздействию нефтепродуктов (нефти), подтоварной воды, пара (или горячей воды).

    Необходимость защиты от коррозии внутренней поверхности резервуаров для хранения других нефтепродуктов и нефти, а также способы защиты устанавливаются отраслевой документацией.

    1.Бензины и нефти следует хранить в резервуарах с плавающей крышей или понтоном или оборудованных газовой обвязкой в зависимости от условий эксплуатации резервуаров. Допускается хранить бензины и нефти в резервуарах без понтонов и газовой обвязки до капитального ремонта, а также на предприятиях длительного хранения. Не допускается хранить авиационные бензины в резервуарах с плавающей крышей.

    2.Нефть и нефтепродукты каждой марки следует хранить в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли.

    При хранении нефтепродуктов в резервуарах не допускается наличие подтоварной воды выше минимального уровня, обеспечиваемого конструкцией устройства для дренажа воды.

    3.Застывающие нефтепродукты следует хранить в резервуарах, оборудованных стационарными или переносными средствами обогрева, обеспечивающими сохранение качества в пределах требований НТД на нефтепродукт.

    Нефтепродукты в таре следует хранить на стеллажах, поддонах или в штабелях в крытых складских помещениях, под навесом или на спланированной площадке, защищенной от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Тару с нефтепродуктами устанавливают пробками вверх.

    Пластичные смазки в картонных навивных барабанах следует хранить в поддонах крышками вверх не более чем в три яруса в крытых складских помещениях.

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    megalektsii.ru

    Нефтепродуктов

    Количество просмотров публикации Нефтепродуктов - 105

    4.2.1. Транспортная характеристика нефтепродуктов. Нефтепродукты обладают большим количеством специфических свойств, существенно влияющих на все этапы перевозочного процесса и конструкцию подвижного состава. К таким свойствам относятся; плотность, вязкость, температурные характеристики, испаряемость, упругость насыщенных паров, электризация, коррозионность, токсичность и другие свойства,

    Плотность нефтепродуктов зависит от содержания легких (светлых) фракций, изменяется в пределах от 650 до 1060 кг/мз и является качественной и количественной характеристикой продуктов переработки нефти. Плотность влияет на использование цистерн по грузоподъемности, на скорость истечения при выполнении операций по наливу и сливу, возможность разогрева вязких нефтепродуктов открытым паром, на продолжительность обезвоживания (отстоя) нефтепродуктов после разогрева и другие процессы связанные с перевозкой и подготовкой подвижного состава к перевозке.

    Плотность нефтепродуктов в значительной степени меняется при изменении температуры окружающей среды, поэтому в перевозочных документах указывается плотность определенная при температуре 20оС (паспортная характеристика). Зависимость плотности от температуры (температурное расширение) приводит к изменению объёма груза в цистерне. Поэтому для исключения потерь (от выплесков) в пути следования и оптимального использования грузоподъемности цистерн установлены следующие нормы заполнения объёма˸ в теплый период – 98% от полезного объёма цистерны, в холодный период – 99%.

    Массу нефтепродуктов в цистерне определяет грузовладелец взвешиванием на вагонных весах, а при их отсутствии можно определить массу расчетным путем, на базе замера высоты груза в цистерне по формуле˸

    ,

    где - масса груза в цистерне, кг;

    - объём груза в цистерне, дмз, который определяется по Таблицам калибровки [15] исходя из высоты налива, измеренной метрштоком, и калибровочного типа цистерны, согласно её трафарету˸

    - плотность нефтепродукта при температуре 200 С, г/дм3;

    - фактическая температура груза, определенная одновременно с замером высоты налива, оС˸

    - температурная поправка плотности на 1оС,г/дмз, которая приводится в [15] исходя из стандартной плотности при температуре 20оС.

    Пример. Размещено на реф.рфКалибровочный тип цистерны 72. Высота налива, определенная метрштоком, 274,6 см. Установить объём жидкости в цистерне.

    Решение. Округляя до целого сантиметра, получим высоту налива 275 см. По Таблицам калибровки для цистерны типа 72 этой высоте соответствует объём равный 69191 дмз.

    Масса нефтепродукта в определенном выше объёме (69191 дмз) должна быть рассчитана˸

    1.На базе фактической плотности ρф, измеренной денсиметром одновременно с определением высоты налива. Если ρф =0,7590 г/дмз, то масса , нефтепродукта составит

    =69191×0,7590=52516 кг.

    2. На базе фактической температуры груза, определенной в момент замера высоты налива. Если tф =31оС, паспортная плотность = 0,7680 г/дмз, а температурная поправка =0,000818 г/дм3 ·0С (в соответствии с Таблицами калибровки и паспортной плотностью), то масса груза составит

    Читайте также

  • - Организация снабжения и хранения запасов нефтепродуктов

    На основании проведенных расчетов потребности в топливо-смазочных материалах сельскохозяйственные организации составляют заявки и план-график доставки нефтепродуктов по видам и месяцам. Снабжающие организации рассматривают заявки хозяйств, корректирует их в пределах... [читать подробнее].

  • - Организация рационального использования нефтепродуктов

    Рациональное использование нефтепродуктов – один из важнейших факторов снижения издержек производства, роста его эффективности. Поэтому в направлениях дальнейшего совершенствования хозяйственной деятельности АПК РБ большое внимание уделено бережному отношению к... [читать подробнее].

  • - Химический состав и свойства нефтепродуктов

    Чтобы лучше понять строение углеводородов, входя­щих в состав нефти, а, следовательно, и нефтепродуктов, рассмотрим, почему углерод образует так много соедине­ний. Известно всего десять цифр, а какое бесконечное множество чисел можно составить из них. Так и в... [читать подробнее].

  • - Сущность очистки нефтепродуктов

    Полученные дистилляты не являются готовой продук­цией, так как в них кроме углеводородов содержатся смолисто-асфальтовые вещества, сернистые соединения, органические кислоты и другие нежелательные примеси. Не только вредные примеси, но и некоторые углеводо­роды... [читать подробнее].

  • - Очистка светлых нефтепродуктов

    Нежелательными примесями в дистиллятах светлых нефтепродуктов являются сернистые соединения, нафтеновые кислоты, непредельные соединения, смолы, твердые парафины. Присутствие в моторных топливах сернистых соединений и нафтеновых кислот вызывает коррозию деталей... [читать подробнее].

  • - Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов.

    Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку 21 000 т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на... [читать подробнее].

  • - Возможности исследований нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов

    Экспертизы нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов (ГСМ) производятся в целях обнаружения на объектах нефтепродуктов, не воспринимаемых органолептическим способом (например, следов легковоспламеняющихся жидкостей на обугленных остатках, свидетельствующих о... [читать подробнее].

  • - Степень ненасыщенности нефтей и нефтепродуктов

    Наличие ненасыщенных соединений в нефти незначительно, но в продуктах нефтепереработки может быть значительным. Содержание ненасыщен­ных соединений в жирах и смолах и является одним из важнейших показателей их качества. Ненасыщенность характеризуется йодным или... [читать подробнее].

  • - Расчет максимальных приземных концентраций нефтепродуктов по компонентам при неблагоприятных метеорологических условиях

    Источник № 1 резервуары с бензином АИ – 76 Н=0,4 м; Д=0,8 м; V=0,05 м3/с; Т=5 0С; А=180; J=1; F=1 По формуле (5.9) производится расчет средней линейной скорости выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса (м/с) Расчет параметра К производится по формуле (5.8) Расчет... [читать подробнее].

  • - Расчет выбросов паров нефтепродуктов в атмосферу от резервуаров хранения

    а) При «малом дыхании» резервуаров (хранении) По формуле (5.1) производится расчет максимальных выбросовпаров нефтепродуктов в атмосферу от резервуаров хранения. г/с г/с г/с По формуле (5.2) производится расчет годовых выбросов паров нефтепродуктов в атмосферу от... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    52. Свойства нефтепродуктов, влияющие на технологию их транспорта.

    Физико-химические свойства нефтей зависят от их состава. Параметры режимов транспортировки нефти по трубопроводу определяются, главным образом, плотностью и вязкостью нефти, а также зависимостью этих характеристик от температуры и давления.

    Плотность нефти при 20 °С колеблется в пределах от 760 до 940 (1050) кг/м3. С увеличением температуры она уменьшается.

    Величина вязкости предопределяет способ транспортировки нефти по трубопроводам. Маловязкие нефти перекачивают при температуре окружающей среды без предварительной обработки.

    Температура застывания - условная величина, изменяется в некотором интервале значений; зависит от химического состава нефти и от содержания в ней парафина и смол.

    Испаряемость – свойство нефти и нефтепродуктов переходить из жидкого состояния в газообразное при температуре меньшей, чем температура кипения.

    Пожароопасность нефти и нефтепродуктов определяется величинами температур вспышки, воспламенения и самовоспламенения.

    Температура вспышки паров - температура, при которой пары жидкости, нагретой при определенных условиях, образуют с воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней открытого пламени.

    Температура воспламенения - температура, при которой жидкость при поднесении открытого пламени горит.

    Температура самовоспламенения - температура нагрева жидкости, при которой ее пары воспламеняются без поднесения открытого огня.

    Нижний предел взрываемости – это концентрация паров жидкости в воздухе, ниже которой не происходит вспышки смеси из-за избытка воздуха и недостатка паров при внесении в эту смесь горящего предмета.

    Верхний предел взрываемости соответствует такой концентрации паров нефти и нефтепродуктов в воздухе, выше которой смесь невзрывается, а горит. Значения концентрации паров между нижним и верхним пределами взрываемости называют интервалом взрываемости.

    Электризация: при трении частиц углеводородных жидкостей между собой, о стенки трубопроводов и емкостей, а также о воздух возникают заряды статического электричества величиной до нескольких десятков киловольт. Для воспламенения же достаточно разряда с энергией 4…8 кВт.

    53. Особенности трубопроводного транспорта нефтепродуктов.

    Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

    За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов - увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д.

    Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.

    Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:

    • перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;

    • выполняет роль распределительной системы комплекса;

    • транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

    К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

    Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах - установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через каждые 100 – 150 км. - промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.

    Преимущества трубопроводного транспорта:

    1. Возможность повсеместной укладки трубопровода.

    2. Низкая себестоимость транспортировки.

    3. Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.

    4. Меньшая материало и капиталоёмкость.

    5. Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.

    6. Малочисленность персонала.

    7. Непрерывность процесса перекачки.

    8. Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.

    Главным недостатком является его узкая специализация, также для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза.

    studfiles.net

    3. Транспортная характеристика перевозимых грузов

    Сырая нефть

    Все виды сырой нефти можно объединить в три группы: нефти парафинового основания, нефти асфальтового основания, нефти смешанного основания. В большинстве случаев нефти легче воды. Все они обладают специфическим характерным запахом от присутствия в них значительных количеств сернистых соединений. Нефть с малым удельным весом называют легкой. В составе этой нефти преобладают легкие компоненты — бензин и керосин. Нефть с большим удельным весом называют тяжелой; она состоит в основном из тяжелых масел, смол и т. д. В природе нефти обыкновенно встречаются в жидком состоянии. Однако некоторые нефти уже при незначительном охлаждении загустевают. Явление застывания нефти зависит от содержания в ней твердого парафина: чем его больше, тем легче застывает нефть. Кроме того, определенное влияние на застывание нефти оказывают смолистые вещества, обладающие свойством задерживать выделение парафина. Температура застывания нефти в известной степени может служить мерой содержания в ней парафина.

    Грузовые танки из-под нефтепродуктов перед погрузкой сырой нефти особой подготовки не требуют (кроме особо оговариваемых случаев). Однако при перевозках нефтей с различными паспортными данными смешание их часто бывает недопустимым. В случае погрузки двух сортов сырой нефти по общей трубе необходимо потребовать от грузоотправителя документ о том, что груз был смешан по его указанию. Нефть сырая относится к опасным грузам и принадлежит к 3 классу по классификации МОПОГ, имеет подкласс 3.2, категорию 3.2.2, группу 3.2.2.7. Средняя температура вспышки сырой нефти колеблется в пределах от –18º С до +23. Удельный погрузочный объем зависит от сорта нефти, для нашего курсового проекта возьмем сорт нефти, УПО которой равен 1,156 м.куб./т.

    Слябы

    Плоский параллелепипед, обычно шириной 30-220 см, длиной 120-1100 см, высотой 8-35 см. Масса грузового места - до 25 тонн. УПО - 0,2-0,5 м3/т (в нашем курсовом проекте 0,5 м3/т).

    Нейтральный тяжелый груз. Грузовые места должны укладываться только на пайол или палубы твиндеков. Погрузка должна производиться в сухую погоду, на грузовых местах не должно быть следов снега, льда и пр. В некоторых случаях (короткий рейс, низкие температуры во время предстоящего морского перехода и пр.) возможна погрузка при незначительных метеоосадках по письменному требованию грузовладельца. Этот факт должен быть зафиксирован в судовом журнале (как и случаи подачи увлажненных грузовых мест в трюм, со следами льда, снега и пр). Целесообразна погрузка поверх этого груза других, легких грузов после соответствующей сепарации. Сталь подвержена коррозии, на что получатель обращает при приемке груза серьезное внимание. Процесс коррозии активизируется при повышении температуры и относительной влажности воздуха, особенно в условиях засоленности окружающего (и трюмного) воздуха при морском переходе. Поэтому не рекомендуется мойка трюмов соленой водой перед погрузкой; при невозможности использовать пресную воду, имеет смысл, по возможности, ограничиться тщательной сухой зачисткой грузовых помещений. Этот факт также следует отразить в судовом журнале. Рекомендуемый режим перевозки - герметизация трюмов, во избежание активизации процесса коррозии грузовых мест в результате засоленности трюмного воздуха (водяная пыль, брызги и пр.). При резких (более 10 °С) суточных изменениях температуры наружного воздуха целесообразно вентилирование грузовых помещений в режиме «рециркуляция» во избежание образования конденсата на грузе (при повышении температуры наружного воздуха) или корпусе судна (при понижении температуры наружного воздуха). В последнем случае иногда бывает необходимо включать вентиляцию в режиме «освежение» (на короткое время 10-15 мин.) с целью снижения содержания влаги в трюмном воздухе, при этом следует принимать во внимание погодные условия и конструктивные особенности трюмной системы вентиляции (место расположения воздухозаборников и пр.). Учитывая высокую теплопроводность груза, правильное вентилирование обычно дает положительный результат. Факт включения вентиляции и режим вентилирования следует фиксировать в судовом журнале.

    Не следует забывать, что в результате коррозии (в условиях герметизации грузовых помещений) может снизиться содержание кислорода в трюмном воздухе.

    studfiles.net