Транзит белорусских нефтепродуктов через Россию ударит по прибалтийским портам. Транзит нефти белоруссия


Белоруссия нарушила соглашение по транзиту нефти

Белорусская сторона пересмотрела тариф на транзит российской нефти в одностороннем порядке, что нарушает российско-белорусское межправительственное соглашение.

Фото: AP

Как заявил советник президента "Транснефти", пресс-секретарь Игорь Демин "ни "Гомельтранснефть Дружба", ни "Полоцктранснефть Дружба" не направляли в "Транснефть" запросы о внеплановом изменении тарифов на транзит российской нефти".

По данным ИА Интерфакс, "Транснефть" проинформировала ФАС о нарушениях белорусской стороны.Издание напоминает, что 1 октября было опубликовано постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии, повышающее в среднем на 50 процентов тарифы на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам белорусских госкомпаний "Гомельтранснефть Дружба" и "Полоцктранснефть Дружба". При этом в этом году повышение уже состоялось - с февраля на 10 процентов.

Добавим, что российско-белорусским межправительственным соглашением по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, размер тарифов на транзит ежегодно определяется названными белорусскими госкомпаниями совместно с "Транснефтью".

Методикой определения тарифов допускается их внеплановое повышение, но только при существенном изменении экономических условий и опять же по согласованию с "Транснефтью".

Эксперт Высшей школы экономики по Белоруссии Дмитрий Болкунец пояснил Правде.Ру что "Российско-белорусские отношения, безусловно, являются для Белоруссии приоритетными. И поскольку они развиваются довольно динамично, безусловно, есть определенная проблема. Тому пример - проблема с нефтью. По российско-белорусским контрактам, Белоруссия была обязана каждый год поставлять определенный объем бензина на российский рынок. Она эти обязательства полностью не выполняет, объясняя это тем, что ей не выгодно поставлять бензин на российский рынок". Эксперт Правды.Ру считает, что "это не вполне этично, потому что нефть белорусы получают по беспошлинным тарифам".

МВФ, с большой долей вероятности, решится на повторный кредит для Белоруссии, поскольку "в этом кредите еще заинтересованы, в первую очередь, страны Западной Европы и Штаты. Им важно сейчас поддержать Белоруссию, учитывая, что республика совершает определенные действия, которые укладываются в русло интересов стран Запада", считает Дмитрий Бокунец.

"Когда один из партнеров не всегда готов полноценно и полностью выкладываться и реализовывать взятые на себя обязательства, создается определенный конфликт интересов. Белоруссия сейчас пытается балансировать между Западом и Востоком, пытаясь найти свое место. Но нужно понимать, что на Западе Белоруссию никто не ждет и вкладывать в нее большие средства никто не будет", - сказал эксперт Правды.Ру.

Все эти подвижки затеяны, чтобы "дать Белоруссии возможность показать ее независимость от Москвы. Но ни о какой независимости белорусского режима от Москвы в экономическом плане пока говорить не приходится", - добавил собеседник Pravda.Ru.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

 

www.pravda.ru

Выгоден ли Беларуси транзит нефтепродуктов через Россию?

Беларусь долгое время отказывалась перенаправить экспорт своих нефтепродуктов из балтийских портов в российские, а сейчас неожиданно согласилась. Отвечает ли это ее экономическим интересам?

Вопрос транзита нефтепродуктов, произведенных в Беларуси из российского сырья, долгое время оставался предметом споров между Москвой и Минском. Россия пыталась вынудить Беларусь перенаправить эти грузы из балтийских портов в свои, Беларусь сопротивлялась, настаивая на том, что ей это невыгодно, пишет DW.

8 декабря председатель "Белнефтехима" Игорь Ляшенко сообщил, что Беларусь поставит первую партию нефтепродуктов через российский порт Усть-Луги. А в 2018 году "при наличии благоприятных экономических условий" страна может экспортировать через порты РФ до 1 млн тонн нефтепродуктов, заявил глава белорусского нефтяного концерна. По мнению опрошенных DW экспертов, Беларусь на этом может потерять миллионы долларов.

Не первая попытка поменять логистику

Как напоминает экономический обозреватель Татьяна Маненок, нынешняя попытка Москвы перенаправить экспорт полученных в Беларуси из российского сырья нефтепродуктов в порты РФ вместо балтийских не первая. Несколько лет назад даже рассматривался почти невероятный проект строительства нефтепровода из РБ в российскую Усть-Лугу.

Нефтепродукты в данном случае не являются для Москвы исключением: Россия неуклонно сокращает экспорт своих товаров через порты стран Балтии (хотя это порой не выгодно самим экспортерам), стремясь максимально загрузить собственные. Мотивировка российских чиновников, по мнению Маненок, проста: незачем нам кормить чужие страны.

Это, полагает эксперт, в первую очередь политика чистой воды, особенно ставшая заметной после введения Западом санкций в отношении России из-за ее действий на Украине. Кроме того, для Москвы перенаправление белорусского экспорта в свои порты означало бы получение ими существенной прибыли.

Новое развитие тема транзита белорусских нефтепродуктов получила в августе на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России. Там глава Российских железных дорог (РЖД) Олег Белозеров пожаловался президенту Владимиру Путину на белорусов, которые отказываются от услуг РЖД в пользу балтийской инфраструктуры. В ответ Путин предложил привязать объем поставок нефти на белорусские НПЗ к транзиту их продукции через российские порты.

Простая арифметика транзита

Беларусь вывозит получаемые на двух ее НПЗ - в Новополоцке и Мозыре - нефтепродукты в основном через латвийские порты Рига и Вентспилс, а также через литовскую Клайпеду (всего 13 млн тонн в 2016 году). Нежелание отказываться от их услуг, прежде всего, объясняется географически: от Новополоцкого НПЗ до Риги - примерно 400 км, до Санкт-Петербурга - 800 км. Соответственно двое дороже стоимость транзита.

Понимают это и в Москве. Поэтому Российские железные дороги (РЖД) объявили о готовности предоставить белорусам 50-процентную скидку на транспортировку нефтепродуктов к портам на Северо-Западе РФ. После чего стоимость транзита сравнялась, хотя до Санкт-Петербурга везти белорусский бензин по-прежнему вдвое дольше, чем до Риги.

Но и это еще не все. "РЖД - госпредприятие, поэтому они могут с позволения руководства страны дать 50-процентную скидку. Но сами российские порты и компании, работающие на рыночных условиях, не готовы предоставлять такие большие преференции", - уверена Татьяна Маненок.

Лоббисты и интересы

Кроме того, продолжает Маненок, стоимость перевалки нефтепродуктов в балтийских портах ниже, чем в российских: в портах Литвы и Латвии - 6-8 долларов за тонну, в российских портах - 12-18 долларов. Помимо этого, например в порту Санкт-Петербурга, есть проблемы с сохранностью грузов из-за не самой совершенной инфраструктуры.

Да и в суровые зимы порты на Северо-Западе России замерзают, что усложняет доставку нефтепродуктов европейским потребителям. По названным причинам покупатели белорусского бензина предпочитают приобретать его через порты стран Балтии, указывает и.о. главы Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб.

В случае с изменением логистики экспорта белорусских нефтепродуктов, отмечает политолог Валерий Карбалевич, экономические интересы Минска не совпадают с российскими. "Политика тут, видимо, не на первом месте. Хотя российские лоббисты приводят аргументы, что союзники-белорусы кормят балтийские порты. Лоббисты пытаются вывести проблему на политический уровень, чтобы президент России надавил на белорусское руководство", - полагает Карбалевич. В то же время, заключает он, пока не будет очень сильного давления со стороны Кремля, власти в Минске будут придерживаться своей нынешней позиции в вопросе маршрутов экспорта нефтепродуктов.

thinktanks.by

Транзит нефтепродуктов: Белоруссия выпрашивает у России новые скидки

Минск, 2 октября 2017, 17:37 — REGNUM  Несмотря на то, что Россия сделала ряд предложений Белоруссии по транзиту нефтепродуктов через российские порты, Минск продолжает изучать его целесообразность. Вопрос о переориентации транзита остается открытым. Об этом сегодня, 2 октября, заявил журналистам председатель Белорусского государственного концерна по нефти и химии Игорь Ляшенко.

По словам Ляшенко, белорусская сторона еще однозначно не определилась с вопросом о переориентации потока белорусских нефтепродуктов в направлении северо-западных портов России. По этому поводу продолжаются переговоры, однако компромисс не найден. Белоруссия заявляет, что будет поставлять свои нефтепродукты в другие страны через российские, а не прибалтийские порты, когда ей это будет выгодно.

Российская сторона уже снизила стоимость транспортировки энергогрузов до уровня стоимости в прибалтийских портах. Однако еще остается вопрос с разницей по километражу (200−250 километров), поэтому белорусская сторона предложила снизить стоимость транспортировки для покрытия расстояния, а также пересмотреть стоимость перевалки грузов, сказал Ляшенко.

Кроме того, председатель Белнефтехима представил депутатам протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение между Россией и Белоруссией о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, которое было подписано 12 января 2007 года. В результате соглашение было ратифицировано.

Как ранее передавало ИА REGNUM, сегодня все нефтепродукты Белоруссии производятся только из российской нефти. Однако Минск продолжает поставлять их в ЕС через порты Прибалтики, по сути, спасая умирающую транзитную отрасль этих стран.

Разговоры о переориентации транспортировки белорусских портов через российские порты идут давно, но безуспешно. Последний раз летом 2017 года президент РФ Владимир Путин дал чётко понять, что нефтепродукты РБ должны идти через порты в Усть-Луге и Санкт-Петербурге. Поэтому российский лидер поручил проработать этот вариант с белорусской стороной.

В Минске, в свою очередь, не раз заявляли, что пойдут на такую меру только в том случае, если Россия предложит более выгодные условия. Так, на прошлой неделе заместитель генерального директора «Белоруснефти» Сергей Каморников отмечал, что Белоруссии ничто не мешает поставлять свои нефтепродукты через порты РФ. Но для начала Москва должна сделать экономически целесообразное предложение.

Недавно также генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Сергей Гриб сказал, что Белоруссия планирует в скором времени увеличить экспорт своих нефтепродуктов в страны Европейского союза. В частности, компания планирует сыграть на то, что в ближайшие 3−4 года на глобальном рынке сохранится дефицит дизельного топлива.

Читайте подробнее: Белоруссия собирается заполонить рынок ЕС своими нефтепродуктами

По мнению аналитиков, Белоруссия понимает интерес российской стороны по поводу переориентации нефтепродуктов на порты РФ, поэтому будет пытаться как можно больше «выбить» для себя всевозможных льгот и преференций. Заявление об увеличении поставок в ЕС может стать еще одним аргументом на переговорах с Москвой. Регулярные заявления белорусской стороны о «предоставлении более выгодных условий» только подтверждают эту теорию: Минск будет торговаться до последнего. Учитывая, что недавний нефтегазовый спор между странами был разрешен в пользу РБ, не исключено, что добиться очередных скидок у Белоруссии получится.

Читайте ранее в этом сюжете: Белоруссия взялась за производство «зеленой» энергии из отходов

regnum.ru

Транзит белорусских нефтепродуктов через Россию ударит по прибалтийским портам

 Белоруссия будет переносить транзит нефтепродуктов с прибалтийских портов на российские, но процесс этот не будет быстрым в силу прежних налаженных связей, считает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Россия может предложить Белоруссии более выгодные условия для поставок нефтепродуктов через российские порты. 

"Это не только РЖД, это тарифы портов", - сказал замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, поясняя, как Москва может стимулировать Минск использовать российские порты.

"Мы им создадим условия, чтобы не гнали продукты через прибалтийские порты. Мы их создаем. Соответствующие материалы доложены, работа идет весьма активно, поручение получено", - заявил Молодцов.

Напомним, что ранее президент РФ Владимир Путин дал поручение обязать белорусские НПЗ задействовать порты России при поставках нефтепродуктов. 

Месяц назад в правительстве Литвы высказались в том духе, что наиболее выгодным вариантом экспорта нефтепродуктов для Белоруссии является путь через через территорию Литвы и ее Клайпедский порт.

Белоруссия перерабатывает 18 миллионов тонн в год - из общего объема поставляемой из России нефти (24 миллиона тонн по беспошлинному тарифу).

Поиск баланса

Белоруссии, действительно, долгое время было выгодно использовать прибалтийские порты, и в таких случаях всегда нужно искать баланс, компромисс, говорит Станислав Митрахович.

"Думаю, переход Белоруссии на российские порты будет происходить по мере развития инфраструктуры этих портов, но ожидать быстрого разворота, того, что Минск откажется от кооперации с Прибалтикой - учитывая их налаженные связи - не стоит", - сказал эксперт.

Сейчас экономические отношения России и Белоруссии вступили в период стабильного взаимопонимания (достигнуты договоренности по поставкам нефти, разрешен газовый вопрос), поэтому, отметил Митрахович, Москва не будет давить в этом смысле на Минск. 

Преодоление инерции

Ранее эксперт ВШЭ по Белоруссии Дмитрий Болкунец говорил ФБА "Экономика сегодня", что Белоруссия использует терминалы в семи портах - в Клайпеде, в Таллине.

"Россия в данном случае хочет загрузить мощности порта, построенного под Петербургом, и рассчитывает на те объемы которые дает Белоруссия. Кроме того, в условиях санкций Россия рассматривает и возможности загрузить и свои мощности, и убрать конкурентов, те самые балтийские порты. Для стран Балтии, учитывая их масштабы, других вариантов использовать свои терминалы, кроме как работать на Россию и Белоруссию, нет", - пояснял Болкунец.

Сам факт того, что РФ переводит белорусский транзит на свои порты, меняет акценты, считает Станислав Митрахович: снижается долгосрочная конкурентоспособность прибалтийских портов, ведь "чем меньше через них переваливается, тем сложней находить деньги на модернизацию и развитие".

В этом плане Прибалтика будет сильно терять, ее порты окажутся менее конвертоспособными на фоне российского развития - все-таки, подчеркнул эксперт,  у России есть и порты, и продукт транзита, а у прибалтов только транзитные мощности.

"Это, впрочем, не значит, что они быстро закроются, ведь бизнес - это система с налаженными связями. Это подтверждает история с антироссийскими санкциями, которые вовсе не отменили ключевые бизнес-контракты с Западом. То же самое и здесь - все будет меняться, Белоруссия начнет перебираться на российские порты, но инерцию придется долго преодолевать", - сказал Станислав Митрахович.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Игорь Скрыпач

rueconomics.ru

Белоруссия подняла тариф на транзит российской нефти

С сегодняшнего дня вступили в силу новые тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, которые расположены на территории Белоруссии. Они повысились на 6,7%.

Так, тариф на услуги по прокачке нефти по магистральным трубопроводам ОАО “Гомельтранснефть Дружба” по маршруту Унеча (Высокое) — Адамова Застава увеличен до 307,19 российского рубля за тонну нетто (без учета НДС). По маршруту Унеча (Высокое) — Броды тариф прокачки вырос до 131,95 российского рубля.

Транспортировочные тарифы по прокачке нефти по магистральным трубопроводам ОАО “Гомельтранснефть Дружба” при осуществлении расчетов в белорусских рублях по маршруту Речица — ОАО “Мозырский НПЗ выросли на 7,8%, до 0,55 за тонну нетто (без вычета НДС), по маршруту Речица — Адамова Застава — 8,13 (на 16,8%), по маршруту Речица — линейная производственная диспетчерская станция “Мозырь” – 0,47 (на 9,3%), по маршруту Речица — Броды 1,16 (13,7%).

Также поднялись тарифы и на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам ОАО “Гомельтранснефть Дружба” и “Полоцктранснефть Дружба” при осуществлении расчетов в иностранной валюте по маршруту Невель — Полоцк — ОАО “Нафтан” – до 37,51 российского рубля за тонну нетто без учета НДС.

По маршруту Унеча (Высокое) — Полоцк — ОАО “Нафтан” транспортировка подорожала на те же 6,7% – до 144 российских рубля. По маршруту Унеча (Высокое) — Мозырь — ОАО “Мозырский нефтеперерабатывающий завод” тариф на услуги по транспортировке стали еще дороже — на 8,3%, до 65,47 российского рубля.

Напомним, вопрос индексации тарифов на прокачку российской нефти по Белоруссии имее давнюю историю. Так, осенью 2016 года Минск заявил о намерении повысить стоимость прокачки российской нефти в среднем на 50% с октября 2016 года. Однако тогда Белоруссия и РФ договорились, что Москва восстановит объемы беспошлинных поставок нефти в республику, а Минск отменит решение о повышении тарифов на ее транзит.

Тем не менее, переговоры о величине, на которую следует увеличить тарифы на прокачку нефти, были продолжены. После долгих обсуждений размера индексации с 1 февраля 2017 года тариф на транзит на год был повышен на 7,7%.

Была достигнута договоренность, что в случае, если стороны не смогут прийти к консенсусу по уровню индексации тарифов, будет действовать правило межправительственного протокола, по которому цена транзита вырастает на уровень прогноза российской среднегодовой инфляции на обсуждаемый год плюс 3%.

Так и получились указанные выше 6,7%: прогнозная инфляция составила 3,7% и к ней прибавились еще 3%. Однако с 2019 года российские власти хотят изменить методику расчета. Как именно — пока неизвестно. :///

 

teknoblog.ru

Транзит белорусских нефтепродуктов через Россию ударит по прибалтийским портам 

Белоруссия будет переносить транзит нефтепродуктов с прибалтийских портов на российские, но процесс этот не будет быстрым в силу прежних налаженных связей, считает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Россия может предложить Белоруссии более выгодные условия для поставок нефтепродуктов через российские порты.

"Это не только РЖД, это тарифы портов", — сказал замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, поясняя, как Москва может стимулировать Минск использовать российские порты.

"Мы им создадим условия, чтобы не гнали продукты через прибалтийские порты. Мы их создаем. Соответствующие материалы доложены, работа идет весьма активно, поручение получено", — заявил Молодцов.

Напомним, что ранее президент РФ Владимир Путин дал поручение обязать белорусские НПЗ задействовать порты России при поставках нефтепродуктов.

Месяц назад в правительстве Литвы высказались в том духе, что наиболее выгодным вариантом экспорта нефтепродуктов для Белоруссии является путь через через территорию Литвы и ее Клайпедский порт.

Белоруссия перерабатывает 18 миллионов тонн в год — из общего объема поставляемой из России нефти (24 миллиона тонн по беспошлинному тарифу).

Поиск баланса

Белоруссии, действительно, долгое время было выгодно использовать прибалтийские порты, и в таких случаях всегда нужно искать баланс, компромисс, говорит Станислав Митрахович.

"Думаю, переход Белоруссии на российские порты будет происходить по мере развития инфраструктуры этих портов, но ожидать быстрого разворота, того, что Минск откажется от кооперации с Прибалтикой — учитывая их налаженные связи — не стоит", — сказал эксперт.

Сейчас экономические отношения России и Белоруссии вступили в период стабильного взаимопонимания (достигнуты договоренности по поставкам нефти, разрешен газовый вопрос), поэтому, отметил Митрахович, Москва не будет давить в этом смысле на Минск.

Преодоление инерции

Ранее эксперт ВШЭ по Белоруссии Дмитрий Болкунец говорил ФБА «Экономика сегодня», что Белоруссия использует терминалы в семи портах — в Клайпеде, в Таллине.

"Россия в данном случае хочет загрузить мощности порта, построенного под Петербургом, и рассчитывает на те объемы которые дает Белоруссия. Кроме того, в условиях санкций Россия рассматривает и возможности загрузить и свои мощности, и убрать конкурентов, те самые балтийские порты. Для стран Балтии, учитывая их масштабы, других вариантов использовать свои терминалы, кроме как работать на Россию и Белоруссию, нет", — пояснял Болкунец.

Сам факт того, что РФ переводит белорусский транзит на свои порты, меняет акценты, считает Станислав Митрахович: снижается долгосрочная конкурентоспособность прибалтийских портов, ведь «чем меньше через них переваливается, тем сложней находить деньги на модернизацию и развитие».

В этом плане Прибалтика будет сильно терять, ее порты окажутся менее конвертоспособными на фоне российского развития — все-таки, подчеркнул эксперт, у России есть и порты, и продукт транзита, а у прибалтов только транзитные мощности.

"Это, впрочем, не значит, что они быстро закроются, ведь бизнес — это система с налаженными связями. Это подтверждает история с антироссийскими санкциями, которые вовсе не отменили ключевые бизнес-контракты с Западом. То же самое и здесь — все будет меняться, Белоруссия начнет перебираться на российские порты, но инерцию придется долго преодолевать", — сказал Станислав Митрахович.

Читайте также

news.rambler.ru

Украина предложила Беларуси заработать на транзите нефти. Что скажет Россия?

 

На Беларусь внезапно свалилась перспектива дополнительно зарабатывать на транзите нефти. На этой неделе Кабинет министров Украины поручил Министерству энергетики и угольной промышленности изучить возможность транзита азербайджанской нефти в Польшу через Беларусь.

Этот проект при его реализации может компенсировать Беларуси ожидаемые потери от сокращения транзита российской нефти после введения в эксплуатацию второй ветки Балтийской трубопроводной системы. Однако реальные шансы на то, что азербайджанская нефть пойдет транзитом через Беларусь, минимальны, считают эксперты. Этому, во-первых, будет противиться Россия, а во-вторых, ярко выраженного интереса у Польши к азербайджанской нефти пока нет.

Вариант транзита нефти из Азербайджана через Беларусь возник в связи с желанием Украины максимально загрузить мощности нефтепровода Одесса-Броды. С февраля по май по нефтепроводу на Мозырский НПЗ поставлялась азербайджанская нефть в рамках договоренностей между Беларусью и Украиной. Однако объемы поставок вряд ли устраивали украинскую сторону. Кроме того, последние полтора месяца поставки азербайджанской нефти на МНПЗ и вовсе были приостановлены из-за ремонта на заводе и возобновились только на днях.

Даже с учетом того, что Беларусь, по словам экспертов, платит Украине за простаивающий нефтепровод, такой вариант эксплуатации Одесса-Броды не может устраивать украинскую сторону. Из нефтепровода можно выжать намного больше.

Конечно, оптимальным для Украины и Польши был бы вариант прямых поставок каспийской нефти. Но для этого надо достроить нефтепровод Одесса-Броды до польского города Плоцк. Проект затратный — около 500-600 млн. евро, и относительно долгоиграющий — на его реализацию уйдет более двух лет.

Планы Украины по транзиту азербайджанской нефти между тем уже заинтересовали белорусскую сторону. Министр энергетики Беларуси Александр Озерец сообщил о готовности обсудить с Украиной возможность транзита нефти в Польшу с использованием украинских и белорусских нефтепроводов.

«Если у них есть предложения, мы их детально рассмотрим и просчитаем экономику с учетом собственных интересов», — цитирует министра энергетики БЕЛТА. По словам Озерца, Беларусь готова проанализировать все возможности и перспективы сотрудничества с Украиной.

По мнению ведущего эксперта Центра имени Разумкова (Украина) Владимира Омельченко, новый проект может быть выгоден Беларуси с точки зрения диверсификации.

«Для любой страны коммерчески выгоднее, если через ее территорию транзитируется нефть не из одного, а из нескольких государств. В случае с азербайджанской нефтью Беларусь потенциально может рассчитывать на рост объема транзита. И если поставки этой нефти будут осуществляться дополнительно к транзиту российской нефти при сохранении его объемов, тогда Беларусь получит дополнительную выручку за счет увеличения объемов транзита». Выгода будет даже в результате падения транзита российской нефти, так как в этом случае ее заместит нефть азербайджанская. Но жизнеспособность данного проекта под вопросом. Его реализация, по мнению экспертов, на 90% будет зависеть от желания Польши закупать каспийскую нефть, поступающую транзитом через две страны.

Источник в Минэнерго Украины в интервью «Коммерсанту» завил, что теоретически поставки азербайджанской нефти через Беларусь возможны. «Правда, данный маршрут потребует дополнительных издержек на транспортировку, что может увеличить стоимость сырья», — констатирует он.

Владимир Омельченко соглашается, что для Польши этот проект с экономической точки зрения будет менее привлекательным по сравнению с поставками российской нефти.

«Но Польша рассматривает вопрос поставок каспийской нефти не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения обеспечения энергетической безопасности. И в этой связи проект для Польши может оказаться интересен». Большие сомнения по поводу жизнеспособности этого проекта высказывает директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн.

«В нефтяной отрасли логистика и затраты на транспортировку сырья — ключевой вопрос. И такой длинный маршрут движения азербайджанской нефти с перевалкой на море, транспортировкой в Беларусь, а оттуда в Польшу в конечном счете настолько увеличит первоначальную стоимость сырья, что покупатель просто не захочет его приобретать. Сейчас для Польши действует прекрасный маршрут доставки российской нефти, производства заточены под переработку Urals, поэтому не очень понимаю, зачем им нужна другая нефть. Ради диверсификации? Но в этом случае надо быть готовым к тому, что придется за это платить. А готовности поляков платить я не вижу», — отмечает эксперт.

А вот Украине и Беларуси нужно быть готовым к тому, что в проект по транзиту нефти в Польшу вмешается Россия. Причем, вопросы вызывает позиция украинского правительства, которое инициирует вмешательство России.

По словам Сергея Куюна, вместе с поручением рассмотреть вопрос транзита азербайджанской нефти через Беларусь в Польшу Кабинет министров поручил Министерству энергетики и угольной промышленности проработать с «Лукойлом» вопрос по возобновлению работы Одесского НПЗ.

«Но это, по словам представителей «Лукойла», возможно лишь в случае возобновления трубопроводной поставки нефти, то есть задействования Одесса-Броды. Однако это автоматически исключает поставку нефти в Беларусь. Таким образом, здесь пересекаются разные интересы, и выход пока не просматривается. Да и вообще я не думаю, что россияне будут в восторге от инициативы поставок азербайджанской нефти в Польшу. Это ведь их территория», — подчеркивает Сергей Куюн.

С этим соглашается и Владимир Омельченко.

«Думаю, Россия будет препятствовать попыткам транзита нефти через Беларусь в Польшу, так как она заинтересована усилить конкуренцию на рынках Восточной Европы. Ранее Украина уже вела переговоры о поставках 1,5 млн. тонн азербайджанской нефти на чешский НПЗ в Кралупах. Однако вмешательство России, предложившей сырье по более низкой цене, не позволило украинской стороне реализовать свои намерения».

naviny.by