Россия предложила принять новый расчет тарифов на транзит нефти через Белоруссию. Транзит нефти через белоруссию


чего добивается Минск, увеличивая тариф на транзит российской нефти — РТ на русском

Белоруссия с 1 января 2017 года намерена увеличить стоимость транзита российской нефти на 20,5%. Судя по этому сообщению, президенты России и Белоруссии, встретившись в Москве 22 ноября, не разрешили длящийся с нынешней весны нефтегазовый спор. Опрошенные RT эксперты считают, что белорусская сторона, делая подобные заявления, «выторговывает себе уступки по другим вопросам», а цену за прокачку российской нефти в последний момент снизит. RT разбирался, чего добивается официальный Минск.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в одном из нефтетранспортных предприятий Белоруссии, с 1 января 2017 года транзит российской нефти через белорусскую территорию будет обходиться на 20,5% дороже. «Соответствующие уведомления в российскую «Транснефть» направили белорусские госкомпании «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба», — рассказал источник.

«Очевидно, стороны так и не смогли разрешить длящийся с весны нефтегазовый конфликт. Проще говоря, официальный Минск не смог договориться о том, чтобы получать российский газ по $73 за тысячу кубометров или хотя бы по $100 вместо нынешних $132, — сказал в интервью с RT аналитик гражданской кампании «Наш Дом» Андрей Аксёнов. — А поднять цены на транзит российского газа в Минске не могут, так как вся газотранспортная система страны — это компания «Белтрансгаз» — принадлежит «Газпрому». Вот и поднимают тариф на транзит нефти, чтобы хоть как-то свой интерес соблюсти. Это очередная стадия нефтегазового конфликта, и ничего более».

Спор, о котором говорит эксперт RT, начался весной, когда официальный Минск, ссылаясь на устные политические договорённости, в одностороннем порядке начал платить за российский газ не $132 за тысячу кубометров, а $73. Обосновывалось это необходимостью соблюдения равнодоходных цен на энергоносители внутри Союзного государства России и Белоруссии. В Минске объясняли, что из-за высокой цены на газ белорусские товары оказываются неконкурентоспособными на российском рынке, а это противоречит принципам и Союзного государства, и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Собственно, эту же мотивировку белорусский президент озвучил и 17 ноября на встрече с российскими журналистами.

Очень быстро сформировался белорусский долг за поставки газа в размере порядка $300 млн. Тогда в качестве ответной меры российская сторона урезала поставки беспошлинной нефти на белорусские НПЗ. В результате Белоруссия недополучила в июне-августе 1,6 млн тонн нефти, а всего за III квартал в республику было поставлено 2,25 млн тонн нефти — почти вдвое меньше, чем предполагалось по договорённостям. По итогам года Белоруссия может получить 18 млн тонн нефти вместо планировавшихся 23-24 млн.

После того как Россия ограничила поставки нефти, белорусская сторона, явно действуя «на нервах», сразу на 50% подняла тарифы на транзит российской нефти по территории республики. Новая цена указывалась в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 сентября. Повышенные тарифы предполагалось ввести с 11 октября, но накануне, 10 октября, ответственный за переговоры по энергоносителям вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщил, что решение о повышении тарифов на транзит российской нефти отменено. Но при этом, по его словам, российская сторона обязалась восстановить объёмы поставок нефти из РФ белорусской стороне, а Белоруссия — в полном объёме погасить задолженность по платежам за российский газ.

Тогда же появилась информация, что Минск и Москва договорились о некой межбюджетной компенсации при поставках газа Белоруссии. Эта мера должна была, с одной стороны, сохранить доходы «Газпрома» при поставках газа в страну, а с другой — к 1 июля 2019 года обеспечить равные условия по цене на газ для производителей энергии, а к 1 января 2025 года — для остальных потребителей газа. В свою очередь, министр энергетики Белоруссии Владимир Потупчик пообещал, что к 21 октября «Газпрому» будут перечислены все недоплаченные за российский газ средства.

Но этого не произошло — начался ряд согласований. В конце октября вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил, что перечисление Белоруссией недоплаты за поставки газа с начала 2016 года должно быть сопряжено с подписанием ряда соглашений и обсуждено на заседании правительства РФ. Он отметил, что в этой связи деньги белорусской стороной пока не перечислены. В итоге средства так и не были переведены — предполагалось, что это произойдёт к 22 ноября, ко дню визита Александра Лукашенко в Москву. Однако и тогда Белоруссия за газ не расплатилась.

«Нынешнее повышение тарифов означает, что нашла коса на камень, то есть никаких компромиссов по цене на газ достичь в Москве не удалось, — сказал RT белорусский экономист, зампредседателя Объединённой гражданской партии Лев Марголин. — И в следующем году газ для Беларуси дешевле не станет. Почему так произошло? Руководство Беларуси категорически отказывается от проведения реформ. А в России хорошо понимают всю бесперспективность и пагубность нашей системы государственного регулирования. А также то, что деньги, направляемые на поддержку белорусской экономики, — это деньги, выброшенные на ветер. Потому российская сторона настаивает на реформах, а белорусская сторона отказывается их проводить. Вот они и не могут договориться».

Понятно, что в Москве не согласны с односторонним повышением Белоруссией тарифов на перекачку нефти. Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил ТАСС, что компания получила и изучает предложения по новым тарифам, но пока не видит обоснованности такого повышения. «В соответствии с методикой установки тарифов, мы отправим в ФАС данные заявки с указанием, что мы не согласны с таким повышением», — сказал он.

По его словам, в соответствии с методикой, ФАС должна принять решение о тарифе. И либо Россия и Белоруссия договариваются о новом размере тарифов, либо белорусская сторона увеличивает тарифы на транспортировку нефти сама, по заранее оговорённой схеме. По существующим нормам в Минске могут повысить действующие ставки тарифов на среднегодовой индекс потребительских цен на текущий год — этот индекс устанавливается параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Белорусская сторона может увеличить его не более чем на 3%.

Но это в идеале. А нынешнее решение о росте тарифов на прокачку нефти — явно политическое, и это тот самый случай, когда Белоруссия, считая себя несправедливо обиженной, демонстративно отказывается соблюдать межгосударственные соглашения.

Впрочем, именно по той причине, что решение политическое, оно, скорее всего, будет отменено ещё до конца нынешнего года, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

«История с тарифами на транзит нефти — комплексная, она связана в целом с вопросом о белорусско-российских углеводородных отношениях. Там есть вопрос объёмов поставок нефти на белорусские заводы, вопрос цены на газ, — оценил ситуацию Симонов в беседе с RT. — Я думаю, что нынешние заявления по тарифам связаны с тем, что до конца договорённости по всему списку вопросов не достигнуты и тарифы — это тот аргумент, который Белоруссия пытается использовать, чтобы выторговать уступки по другим вопросам. Главный из которых — не просто стоимость российского газа на следующий год, но и в целом схема ценообразования на российский газ, поставляемый в Белоруссию. Известно, что в Минске хотели бы получать газ фактически по внутрироссийским ценам, то есть по цене Смоленска с небольшой надбавкой».

Как считает Константин Симонов, белорусская сторона ещё может пойти на попятную: «Известно, что мы всегда торгуемся до последнего, до конца декабря, но в конечном счёте компромиссное решение находится. Потому я думаю, что в реальности этого повышения оплаты за транзит не будет. А Белоруссия получит по газу то, что она хочет. То есть сейчас Белоруссия повышает тарифы на транзит нефти именно для того, чтобы выбить уступки по газовому вопросу».

Между тем Александр Лукашенко озаботился поисками альтернативных источников нефти. 28-29 ноября он совершит официальный визит в Азербайджан, где проведёт переговоры с президентом страны Ильхамом Алиевым и премьер-министром Артуром Раси-заде. По неофициальной информации, главной темой обсуждения станут поставки в Белоруссию азербайджанской нефти — танкерами через Чёрное море, а далее — через порт Одессы транзитом по железной дороге через Украину.

Технологически такая схема уже отработана — 19 октября в порт Одессы из Грузии прибыл танкер ALHANI с 84,7 тыс. тонн сырой азербайджанской нефти, которая далее по железной дороге была отправлена на Мозырский НПЗ. В тот же день стало известно, что нефть поставила компания Socar Trading — дочернее предприятие «Государственной нефтяной компании Азербайджана». К слову, в ходе предыдущего белорусско-российского нефтяного спора в 2010-2011 годах аналогично из Азербайджана в Белоруссию было поставлено 156,3 тыс. тонн сырой нефти.

 

Виктор Демидов, Минск

russian.rt.com

Почему Россия перенаправляет белорусский транзит?

Введение скидки на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в сторону морских портов на северо-западе России, решение о котором на этой неделе приняли в РЖД, является логичным продолжением стратегии Москвы, стремящейся увеличивать использование собственных портовых мощностей и уйти от взаимодействия с ненадежными транзитерами. Этим решением, как заявили 20 октября опрошенные EADaily эксперты, Россия убивает сразу двух зайцев, получая как экономические, так и политические выгоды. В экономическом отношении увеличивается прибыльность российских портов и расширяется грузовая инфраструктура РЖД. Политические преимущества также очевидны, поскольку транзит союзного государства перенаправляется из ненадежных с точки зрения партнерства с Россией прибалтийских портов в отечественные гавани.

«Данное решение не является импульсивным. Это продолжение традиционной российской стратегии по развитию портовых мощностей для экспорта наших и импортных грузов через территорию России. В последние годы стало актуальной задачей избавление от транзитных посредников, которые могут или уже пытаются обусловить какими-то политическими претензиями работу с российским транзитом. Прибалтийские страны идут через запятую с нынешней Украиной, и желание избавиться от их посреднических услуг совершенно понятно и обосновано», — сказал руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память», специалист по Прибалтике Владимир Симиндей.

По словам эксперта, предоставляя Минску скидку на транзит грузов, Россия действует в своих интересах. «Интересы России в этом случае носят комплексный характер. Если мы даем скидку, мы должны что-то получить взамен, а получаем мы, с одной стороны, дополнительные мощности для загрузки наших портов, с другой стороны — показываем, что мы не отступаем от стратегической линии по избавлению от излишнего давления ненадежных транзитеров. Ненадежных в том смысле, что они участвуют в различных антироссийских кампаниях», — отметил Симиндей.

Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что решение предоставить скидку для белорусского транзита с тем, чтобы перенаправить белорусские грузопотоки в сторону российских портов, укладывается в общую логику проводимой Россией политики.

«Мы же давно уже исходим из позиции, что будем загружать в большей степени наши порты. „Транснефть“ приняла решение в ближайшие годы вообще отказаться от транзита нефти через Прибалтику. Я думаю, что решение о скидке для белорусского транзита вполне укладывается в общую логику. Это выгодно и для Белоруссии, и для России, и для РЖД, потому что у них возрастают объемы грузоперевозок, которые также повлияют на доходность компании», — заключил эксперт.

▼ читать продолжение новости ▼

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович заявил, что речь идет о сознательном курсе России на то, чтобы ограничить использование прибалтийских портов как для экспорта, так и импорта.

«Это давно ожидалось из-за перманентно ухудшавшихся политических отношений между Россией и прибалтийскими странами, что постепенно приводило и к ухудшению отношений в экономике. Можно вспомнить самый известный эпизод, когда Литва ввела правила по закупке газа для своих компаний, обязав их закупать газ с терминала СПГ. Все это на каком-то этапе должно было привести к контрмерам со стороны России. Контрмеры заключаются в снижении использования транзитного потенциала прибалтийских портов. И данное решение — логичное развитие этих процессов», — заявил Митрахович.

Руководитель проектов ООО «Морстройтехнология» Софья Каткова отметила, что на практике при перенаправлении белорусских грузов из Прибалтики можно столкнуться с определенными трудностями, поскольку объективно Белоруссии удобнее пользоваться глубоководными и более доступными прибалтийскими портами. Введение двадцатипятипроцентной cкидки РЖД не достаточно, и нужно прорабатывать всю остальную логистику, которая уже существовала в портах Прибалтики. По словам эксперта, нужно будет решить довольно много вопросов, чтобы эта скидка не оказалась «скидкой в никуда».

«Представьте себе объем белорусских нефтепродуктов, которые приходят на северо-запад. Куда они могут прийти? В какие-то терминалы. Там у нас много свободных мест, и их ждут с распростертыми объятьями? Терминалы, как правило, все заняты. Да и подходы к российским портам у нас достаточно сложно технологически преодолеть, у нас есть заторы. Хороший вопрос, какой объем туда можно будет добавить», — сказала Каткова.

На днях стало известно, что «Российские железные дороги» намереваются ввести скидку в 25% на транзитные перевозки нефтепродуктов из Белоруссии в сторону морских портов на северо-западе России. До сих пор Белоруссия пользовалась прибалтийскими портами, поскольку это было для нее рентабельнее. Скидка, как сообщает «Коммерсант», сделает тариф железных дорог России сопоставимым с тарифами на литовские порты Вентспилс и Клайпеда. От этого решения выиграют не только российские порты, но и РЖД, поскольку увеличение перевозок нефтепродуктов в условиях ухода нефтеналивных грузов в трубопроводы позволит компании привлечь новые доходы. У этого решения также есть и политические основания из-за особенностей взаимодействия России с прибалтийскими государствами. Ранее президент «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что к 2018 году компания прекратит экспорт нефтепродуктов через порты Вентспилса и Риги.

eadaily.com

Россия предложила принять новый расчет тарифов на транзит нефти через Белоруссию - Экономика и бизнес

МОСКВА, 23 января. /ТАСС/. Российская сторона предлагает принять новую методику изменения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории Белоруссии, сообщил журналистам официальный представитель "Транснефти" Игорь Демин.

"Белорусские коллеги вышли к нам с предложением индексации 7,6% . На переговорах мы им предложили - 4%, как у нас (в России, 3,95% - прим. ред.). Они не согласились. Далее вступило правило методики, согласованной обеими сторонами: среднегодовой индекс российской инфляции (3,7%) плюс 3% равно 6,7%. С этой цифрой пришлось согласиться, но как в заключении сказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, данная методика была разработана при инфляции около 10% в месяц и теперь должна быть принята новая методика", - отметил Демин.

Белоруссия с 1 февраля повышает тарифы на транспортировку нефти по своей территории.

В частности, тариф на прокачку топлива по трубопроводам "Гомельтранснефть Дружба" по маршруту Унеча (Высокое) - Адамова Застава повышен до 307,19 рубля за 1 тонну нетто (без НДС), а по маршруту Унеча (Высокое) - Броды - до 131,95 российского рубля. Оба тарифа проиндексированы на 6,7% по сравнению с действующими.

Тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам "Гомельтранснефть Дружба" при осуществлении расчетов в белорусских рублях по маршруту Речица - ОАО "Мозырский НПЗ" составит 0,55 за тонну нетто (без НДС, на 7,8% больше), по маршруту Речица - Адамова Застава - 8,13 (на 16,8%), по маршруту Речица - линейная производственная диспетчерская станция "Мозырь" - 0,47 (на 9,3%), по маршруту Речица - Броды 1,16 (13,7%).

Также определены тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам "Гомельтранснефть Дружба" и "Полоцктранснефть Дружба" при осуществлении расчетов в иностранной валюте по маршруту Невель - Полоцк - ОАО "Нафтан" - 37,51 российского рубля за тонну нетто без НДС (на 6,7% больше), по маршруту Унеча (Высокое) - Полоцк - ОАО "Нафтан" - 144 российских рубля (6,7%), по маршруту Унеча (Высокое) - Мозырь - ОАО "Мозырский нефтеперерабатывающий завод" - 65,47 российского рубля (8,3%).

tass.ru

Транзит через Белоруссию — Documentation

Материал из Documentation.

Белоруссия является нетто-экспортёром транзитных услуг.[1] Белоруссия — активный транзитёр различных грузов, в том числе нефти и природного газа.

В 2008 году доход Белоруссии от транзита различных грузов составил $2,6 млрд. Весной 2010 года отмечалось, что Белоруссия получает от транзита 5 % ВВП.[2]

[править] Нефть

До 2003 года по новополоцкому направлению Белоруссия осуществляла транзит нефти в Латвию, однако в 2003 году транзит нефти в этом направлении был полностью прекращён. В связи с этим транзитная загрузка новополоцкого направления снизилась на 40 %.[3]

В 2006 году отмечалось, что Белоруссия осуществляет транзит российской нефти по нефтепроводу «Дружба» в двух направлениях — южном и северном. Транспортировку нефти по южному направлению (Польша, Украина), протяженность которого составляет около 2 тыс. км, осуществляет РУП «Гомельтранснефть „Дружба“». По северной ветке протяженностью около 1 тыс. км в направлении Литвы транспортировку нефти осуществляет Новополоцкое РУПТН «Дружба».[4]

По данным министерства статистики и анализа Белоруссии, транзит нефти по магистральным трубопроводам через территорию Белоруссии в январе-июле 2006 года составил 61,4 млн тонн, что на 0,2 % больше меньше по сравнению с январем-июлем 2005 года.[5]

[править] Нефтепродукты

В 2004 году транзит нефтепродуктов через Белоруссию составил не менее 53 млн тонн.[6]

В настоящее время транзит нефтепродуктов по территории Белоруссии осуществляет российское предприятие «Запад-Транснефтепродукт» по магистральному трубопроводу, который проходит по территории страны и является собственностью российской стороны. Среднегодовой объём транзита составляет около 9 млн тонн.[7]

Решения о повышении тарифов на транзит нефтепродуктов принимаются в соответствии с соглашением между правительствами Белоруссии и России о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, расположенных на территории республики.[8]

[править] Природный газ

По магистральным трубопроводам, проходящим по территории Белоруссии, осуществляются транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область, Литву, Украину, Польшу.[9]

В 2004 году транзит природного газа через территорию Белоруссии составил 35,3 млрд кубометров.[10]

В 2004 году транзит природного газа через территорию Белоруссии составил, более 40 млрд кубометров.[11]

В 2010 году транзит российского газа через территорию Белоруссии в Евросоюз составил 43,3 млрд кубометров.[12]

В 2011 году транзит российского газа через территорию Белоруссии в Евросоюз составил 44,3 млрд кубометров.[13]

22 ноября 2012 года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что российская компания увеличит транзит газа через Белоруссию на 30 %. При этом «Газпром» готов потратить около $2 млрд, чтобы нарастить объёмы транзита через Белоруссию.[14]

[править] Страны-отправители

[править] Россия

Россия, один из крупнейших торговых партнёров Евросоюза, значительную часть экспорта своей продукции и импорта из ЕС провозит через территорию Белоруссии.[15]

  1. ↑ Транзитная политика России в контексте интеграции постсоветского пространства. Вардомский Л. Б. 12 октября 2012 г.
  2. ↑ «Из варяг в греки» и обратно
  3. ↑ Беларусь укрупняет предприятия нефтяной отрасли через слияния и объединения
  4. ↑ Беларусь укрупняет предприятия нефтяной отрасли через слияния и объединения
  5. ↑ Беларусь укрупняет предприятия нефтяной отрасли через слияния и объединения
  6. ↑ Дашкевич В. Ф. Энергетическая зависимость Беларуси: последствия для экономики и общества — Минск, 2005
  7. ↑ Белоруссия повысит с 1 апреля тариф на транзит нефтепродуктов на 12 %
  8. ↑ Белоруссия повысит с 1 апреля тариф на транзит нефтепродуктов на 12 %
  9. ↑ «Газпром» планирует увеличить в 2013 году транзит газа через Беларусь на 35 %
  10. ↑ Объем транзита российского газа по территории Беларуси в текущем году составит около 44 млрд куб. м
  11. ↑ Объем транзита российского газа по территории Беларуси в текущем году составит около 44 млрд куб. м
  12. ↑ «Газпром» вплотную займется Беларусью
  13. ↑ «Газпром» вплотную займется Беларусью
  14. ↑ Эксперты: «Газпром» давит на Украину увеличением транзита через Белоруссию
  15. ↑ Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше

newsruss.ru

«Лукашенко шантажирует». Эксперт об удорожании транзита нефти через Беларусь

2 Октября 2016 в 13:30

Повышение тарифов на транзит российской нефти – это элемент шантажа со стороны Минска с целью «выбить» скидку на газ, считает эксперт.

Эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев в беседе с НСН рассказал, почему Минск повысил тарифы на транзит российской нефти.

«Вся деятельность правительства Лукашенко, с первой минуты и до настоящего момента, это один сплошной шантаж по отношению к России, - заявил НСН Рустам Танкаев. - Используется все: политические шаги, прямые контакты с государствами, которые находятся с Россией в очень плохих отношениях. Я напомню, что в тот момент, когда на пике были действия Грузии против Южной Осетии и Абхазии, когда была фактически открытая война с Россией, Лукашенко ездил в Тбилиси с визитом. Таких событий можно насчитать десятки. Они бесконечно идут. Поэтому, если мы говорим о шантаже, это стратегическое направление отношение между правительством Лукашенко и Россией, а вовсе не какая-то там отдельно стоящая акция», - считает эксперт.

Он отметил, что газовый скандал между Россией и Белоруссией действует непрерывно. Сейчас Минск требует, чтобы газ для страны продавался на тех же условиях, на которых он продается в российские регионы, или даже дешевле. При этом предъявляемые Белоруссией расчеты и соображения «не поддаются никакой логике».

«Что касается транзитных платежей за поставку нефти в Европу, то со стороны Лукашенко это высшей степени неразумный шаг. Только что завершился процесс полного исключения Латвии, Литвы и Эстонии из торговли российской нефтью и нефтепродуктами. Белоруссия может прекрасно попасть в этот список, потому что Россия нарастила мощности своих портов и такой транзит, особенно когда им шантажируют, России не нужен. По этой причине, кстати говоря, строятся «Северные потоки» и вовсе не увеличивается пропускная способность газопровода «Ямал-Западная Европа», который идет по территории Белоруссии.  Россия прекрасно понимает, что этот газопровод тоже будет использован для шантажа, как он был использован с первой минуты его пуска», - заключил Рустам Танкаев.

Напомним, Минск в воскресенье объявил о повышении тарифов на транзит российской нефти через территорию Белоруссии. В среднем цена за тонну выросла в полтора раза. Примечательно, что транзит подорожал после субботнего заявления министра энергетики РФ Александра Новака, который подтвердил, что на предстоящей встрече по газу скидка для Минска обсуждаться не будет.

  

nsn.fm

Транзит нефти через Белоруссию не будет сокращаться - Транснефть

Сюжет:

Переговоры о поставках российской нефти в Белоруссию (34)

14:4103.01.2010

(обновлено: 14:49 03.01.2010)

10900

"Транзит нефти через Белоруссию не будет сокращаться ни при каких обстоятельствах", - заверил Барков. Что же касается поставок нефти белорусской стороне, то здесь все зависит от позиции Минска, добавил он.

МОСКВА, 3 янв - РИА Новости. Россия не сократит объем транзита нефти через Белоруссию ни при каких обстоятельствах, заявил в воскресенье РИА Новости вице-президент "Транснефти" Михаил Барков.

В минувший четверг Белоруссия и Россия на переговорах в Москве не смогли согласовать условия торговли нефтью в 2010 году. Российская нефть через Белоруссию идет в Европу.

По словам Баркова, в настоящее время переговоры продолжаются. Он выразил надежду, что результат может стать известен уже в воскресенье.

Переговоры о поставках российской нефти в Белоруссию. Подробности >>

"Транзит нефти через Белоруссию не будет сокращаться ни при каких обстоятельствах", - заверил Барков. Что же касается поставок нефти белорусской стороне, то здесь все зависит от позиции Минска, добавил он.

Схема поставок российской нефти в Европу. Справка >>

Агентство Рейтер в воскресенье сообщило со ссылкой на неназванных трейдеров, что на белорусские нефтеперерабатывающие заводы нефть не поступает с 1 января, но они имеют достаточно запасов - примерно на неделю.

Корреспонденту РИА Новости в Минске не удалось получить подтверждение этой информации.

На крупнейших белорусских НПЗ - Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе "Нафтан" и Мозырском НПЗ, о которых идет речь в сообщении Рейтер, РИА Новости заявили, что они работают в штатном режиме, но от каких-либо других комментариев отказались.

Белоруссия уже совершила предоплату за 1,126 млн тонн нефти в январе >>

ria.ru

Транзит российской нефти через Белоруссию прекращен

Факты:В апреле 2002 года в рамках процесса интеграции России и Белоруссии были подписаны два межправительственных соглашения, которые закрепили основные принципы

Факты:В апреле 2002 года в рамках процесса интеграции России и Белоруссии были подписаны два межправительственных соглашения, которые закрепили основные принципы российско-белорусского сотрудничества в газовой сфере. «Газпром» должен был поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским оптовым ценам ($30,1 за тыс. куб.м), а белорусская сторона — создать совместное газотранспортное предприятие на базе Белтрансгаза не позднее 1 июля 2003 года. Однако в 2003 году белорусская сторона стала всеми возможными способами срывать утвержденный план расчета по накопившимся долгам и затягивать переговоры по созданию совместного газотранспортного предприятия. Белоруссия объявила завышенную в несколько раз цену за «Белтрансгаз» — 5 млрд долларов — и предложила 49% акций вместо обещанных 50%.

Если год начинается с нефтегазовой войны (да, по сути это именно война) между Россией и Белоруссией — даже человек несуеверный назовет это дурной приметой.

 

Напомним читателям вкратце основную линию событий. С 1 января Россия начала продавать Белоруссии природный газ по цене 100 долларов за 1000 кубометров. Иначе говоря, цена подросла для Белоруссии вдвое, но Минск при этом и сейчас пользуется в этой области явными преимуществами по сравнению с другими потребителями российского газа.

 

Однако белорусский президент Лукашенко отреагировал на повышение цен весьма бурно. В тот же день Белоруссия повысила пошлину за транзит российской нефти по ее территории. С первого дня 2007 года российская компания «Транснефть» платит (точнее, должна платить) за каждую тонну нефти, проходящую по белорусскому нефтепроводу «Дружба» (название которого сегодня читается с горькой иронией), 45 долларов. А это делает транзит нефти через Белоруссию попросту невозможным — такие расходы в принципе неокупаемы.

 

Давайте разберемся, что же произошло. Не секрет, что успехи белорусской экономики (т.н. «экономическое чудо») в значительной мере объяснялись тем, что Россия на протяжении всех лет «дружбы народов» «подкармливала» Белоруссию. Да, конечно, Лукашенко — грамотный управленец, этого у него не отнимешь. Но даже самый гениальный администратор не смог бы достичь такого успеха без необходимых для развития производства энергетических ресурсов (тем более в условиях практически полной международной изоляции). Согласитесь: если соседней республике Россия продает газ даже дешевле, чем собственным потребителям (а бывало и такое), это кое-чего стоит. И то, что в Белоруссии те же пенсии выше, чем в России, — это заслуга не одного только Лукашенко.

 

Александр Лукашенко

И вот сегодня условия для Минска стали менее благоприятными. Но, пожалуй, даже самый рьяный сторонник «батьки» не станет утверждать, что нынешнее повышение цен на газ отразится на белорусской экономике фатальным образом.

 

Между тем «ответ» президента Лукашенко был явно неадекватным. 45 долларов за тонну — это, как говорил один из персонажей популярной некогда телепрограммы «Куклы», «таких цифер в русском языке нет!». С таким же успехом белорусский президент мог и просто запретить транзит русской нефти.

 

И последствия не замедлили сказаться. Та же Польша уже перестала получать нефть из России. И руководство этой страны тут же заявило, что, если поставки в ближайшее время не возобновятся, оно полностью расторгнет отношения с Транснефтью и станет танкерами ввозить норвежскую нефть. Она, правда, стоит дороже — зато с ней головной боли меньше.

 

И в этом Польша не одинока. Через «Дружбу» российская нефть поступает в частности в Германию и на Украину. А в понедельник Словакия и Венгрия также сообщили, что перестали получать российскую нефть. И, похоже, этим дело не ограничится. Словом, все эти годы ратовавший (на словах) за союз с Россией Лукашенко объявил Москве настоящую экономическую войну.

 

Между тем Запад (в первую очередь, конечно, США) радостно потирает руки. Представитель американского Госдепа Шон Маккормак еще 4 января заявил: «Очевидно, что прошлая практика белорусского режима была направлена на получение прибыли от продажи российской нефти. Сейчас белорусское правительство пытается удержать эту прибыль при экспорте очищенной нефти — и это еще один пример гнилой сущности этого режима. Они используют эти ресурсы для личного обогащения людей из окружения Лукашенко». Дескать, мы ж всегда говорили, какой мерзавец этот Лукашенко — и вот вам иллюстрация.

 

Правда, умение соблюдать должную меру никогда не было сильной стороной американцев — с «личным обогащением людей из окружения Лукашенко» мистер Маккормак явно переиграл. Впрочем, суть происходящего от этого не меняется — политическую выгоду из происходящего способны извлечь (и извлекают) только США.

 

Да, конечно, рано или поздно эта проблема будет решена. И даже скорее рано, чем поздно: уже сегодня утром в Москву прибыла белорусская делегация во главе с вице-премьером Александром Кобяковым. Сегодня же начнутся и переговоры по этой теме, к которым завтра присоединится глава белорусского правительства Сергей Сидорский. Так что вскоре наверняка будет найдено какое-то решение, устраивающее обе стороны.

 

Правда, после предпринятой Минском «нефтяной» атаки на Москву найти его будет не так уж просто. Так что если русские и белорусы всерьез намерены жить в едином государстве, то сегодня мы находимся от этой цели гораздо дальше, чем даже в последние дни прошлого года.

 

И очень многое, к сожалению, придется начинать заново.

 

Василий Суханов

www.km.ru