"Транснефть" пригрозила прекратить транзит нефти через Махачкалу. Транзит нефти через чечню


Кавказский Узел | Азербайджан может прекратить транзит нефти через Россию

Газпром предлагает Азербайджану закупить в 2007 г 1,5 млрд куб м российского газа по цене 230 долл. за тыс. куб м. Об этом сообщил сегодня премьер-министр Азербайджана Артур Раси-заде на пресс-конференции по итогам российско-азербайджанских переговоров.

"Эти предложения рассматриваются. Мы сообщили "Газпрому", что готовы продолжить обсуждение, но сегодня я не готов сказать какая будет цена, и какой будет объем", - сказал А.Раси-заде.

Он напомнил, что в 2006 г объем поставок российского газа в Азербайджан составлял 4,5 млрд. куб м. Глава правительства Азербайджана добавил, что добыча газа на собственных месторождениях Азербайджана увеличивается, и со следующего года Азербайджан будет иметь возможность самостоятельно удовлетворять свои потребности в энергоресурсах.

Между тем Азербайджан может рассмотреть вопрос об отказе от транзита нефти через Россию.

Об этом глава Азербайджана Ильхам Алиев заявил на совещании (1 декабря), посвященном вопросам энергоснабжения в зимний период. Алиев напрямую связал эту возможную меру с ценовой политикой российского "Газпрома", которая не устраивает Баку. "Мы рассматриваем предложение России об увеличении цены за импортируемый газ до 230 долларов за тысячу кубометров. Это очень высокая цена", - сказал Алиев.

Отметим, что Азербайджан начал импортировать газ из России с ноября 2000 года. С 2003 года ежегодные объемы импорта "голубого топлива" превышали 4 млрд. кубометров. Если в 2000 году цена на импортный газ составляла $48 за 1000 кубометров, то в нынешнем году она уже достигла $110. Однако в прошлом месяце "Газпром" заявил о сокращении втрое объема экспорта газа в Азербайджан, повысив при этом его стоимость до $230. Собственное производство газа в Азербайджане составляет 4-5 млрд. кубометров в год, тогда как стране необходимо 10-11 млрд. кубометров.

Эксперты считают, что российские власти пошли на такой шаг, не добившись от Баку поддержки в экономической блокаде Грузии.

Необходимо подчеркнуть, что заявление президента Азербайджана прозвучало в преддверие визита 4 декабря в Баку российского премьера Михаила Фрадкова. Как заявил Алиев, энергетическая стратегия Азербайджана не изменится, и поставки газа по трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум в Турцию, а оттуда в Европу состоятся.

В 2005 году объемы экспорта нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск превысили 4,1 млн. тонн. Из этого объема лишь 1,6 млн. тонн сырья пришлось на долю Госнефтекомпании Азербайджана, остальная часть принадлежала Азербайджанской международной операционной компании. В текущем году объемы и пропорции экспорта азербайджанской нефти по "северному" маршруту практически останутся на прежних уровнях. От транзита азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск российская компания "Транснефть" ежегодно получает 25 млн. долларов.

www.kavkaz-uzel.eu

Кавказский Узел | "Дагнефтепродукт" обеспокоен возможным прекращением транзита нефти через Махачкалу

Российская госкомпания "Транснефть" ужесточила требования к качеству проходящей из Казахстана через Махачкалу нефти, что фактически делает невозможным транзит нефти через Махачкалинский порт, заявил представитель АО "Дагнефтепродукт".

Как писал "Кавказский узел", 9 июня стало известно, что "Транснефть" - государственная российская компания, транспортирующая почти 90% добываемой в стране нефти, - заявила о возможном прекращении транзита нефти через Махачкалу из-за криминальной обстановки на "Дагнефтепродукте" и отсутствия реакции на это со стороны властей Дагестана. 19 июля перевалка нефти в порту начала восстанавливаться. По словам главы "Транснефти" Николая Токарева, положительные сдвиги стали возможны благодаря "правильной реакции" на ситуацию.

Компания "Транснефть" направила в казахстанскую компанию "КазТрансОйл" уведомление о том, что из-за подключения грузопотока "Баку – Тихорецк" к экспортному грузопотоку малосернистой нефти с 1 января 2017 года через Махачкалу начнется транзит нефти только с пониженным содержанием серы (не более 0,6%, тогда как сейчас допускается не более 1,2%), рассказал 5 декабря корреспонденту "Кавказского узла" заместитель генерального директора АО "Дагнефтепродукт" Наби Гайдаров.

Если "КазТрансОйл" не готова обеспечить указанные параметры нефти, то "Транснефть" может перенаправить данный грузопоток по маршруту "Атырау - Самара", говорится в письме за подписью вице-президента "Транснефти", датированном 30 сентября, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла".

"Подобного ограничения содержания серы нет в других регионах России. Маршрут через Атырау и Самару в четыре раза длинее, чем через Махачкалу, логистически нет никаких причин менять его", - заявил Наби Гайдаров.

Он предположил, что такое решение могло быть принято "с целью обанкротить махачкалинский порт и "Дагнефтепродукт", поскольку предприятие "почти полностью ориентировано на перевалку казахстанской нефти". "Сейчас ежемесячная перевалка составляет около 180 тысяч тонн, в лучшие времена она достигала 350 тысяч тонн", - пояснил Гайдаров.

По его словам, транзит казахстанской товарной нефти через территорию России осуществляется на основании соглашения двух стран о транзите нефти с 2002 года посредством использования танкерного флота и трубопроводного транспорта АО "Транснефть".

"В данной цепочке основным логистическим звеном является переваливающая инфраструктура Махачкалы, включающая в себя Махачкалинский морской торговый порт и АО "Дагнефтепродукт" (Махачкалинская нефтебаза). Именно на территории  нефтебазы находится входной узел принимающей трубы "Транснефти". Перевалка казахской нефти является основным и практически единственным объемом работ для порта и "Дагнефтепродукта" в течение последних 15 лет", - сказал Наби Гайдаров.

Он уточнил, что, если "КазТрансОйл" не сможет обеспечить требуемое качество нефти, то бюджет Дагестана и России "не досчитается очень весомых налоговых поступлений". А кроме того, около 2000 человек могут остаться без работы, отметил Гайдаров.

Корреспонденту "Кавказского узла" вечером 5 декабря не удалось получить комментарий от представителей АО "Транснефть" относительно ситуации в связи с окончанием рабочего дня в компании.

Комментариями от представителей компании "КазТрансОйл" "Кавказский узел" также пока не располагает.

Автор: Тимур Исаев; источник: корреспондент "Кавказского узла"

www.kavkaz-uzel.eu

Кавказский Узел | "Транснефть" пригрозила прекратить транзит нефти через Махачкалу

Криминальная обстановка на "Дагнефтепродукте" и бездействие республиканских властей фактически приводят к закрытию экспортных потоков нефти через махачкалинский порт, заявил сегодня представитель "Транснефти".

По словам представителя пресс-службы ОАО "АК "Транснефть", в компанию регулярно поступают обращения грузоотправителей "в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал АО "Дагнефтепродукт" в порту Махачкалы”.

"По прибытию в порт Махачкалы нефть сливается с оформлением актов приема-сдачи по результатам измерений в резервуарах АО "Дагнефтепродукт". Далее нефть из резервуаров подается на прием НПО "Махачкала" АО "Черномортранснефть" в систему магистральных нефтепроводов", - отметил представитель "Транснефти".

При этом, по его словам, потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2% по действующим нормативам. "В то же время туркменские грузоотправители отмечают, что в 2013 году потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%, а за первый квартал 2016 года – уже 1,43%", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла"  представитель компании.

По его словам, в мае 2016 года АО "Дагнефтепродукт", приняв 5 тысяч тонн туркменской нефти, отказалось сдать этот объем в систему ОАО "АК "Транснефть". В настоящее время, по утверждению представителя "Транснефти", компания "Дагнефтепродукт" пытается "принудить владельца ресурса подписать акт по формированию "мертвых" остатков в резервуарах нефтебазы (по данным Большой энциклопедии нефти и газа, "мертвый" остаток - остаток топлива в резервуарах, который не может быть использован, - прим. "Кавказского узла")”.

"По данным фактам Ростехнадзором были организованы проверочные мероприятия в отношении АО "Дагнефтепродукт", по результатам которых возбуждены 11 дел об административных правонарушениях за нарушение требований промышленной безопасности. Однако ситуация не только не изменилась, но и ухудшилась", - подчеркнул представитель пресс-службы "Транснефти".

Как отметил представитель компании, подобная ситуация привела к тому, что  с 2013 года компания "ЛУКОЙЛ" снизила количество отгружаемой нефти через порт Махачкалы почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Туркменские производители также заявляют о готовности приостановить отгрузку через порт Махачкалы.

"Криминальная обстановка на АО "Дагнефтепродукт" и бездействие республиканских административных структур фактически приводят к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащую государству — Махачкалинский морской порт. Закрытие, а как следствие, и потеря транзитного канала приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как "Баку – Тбилиси – Джейхан" и порты Грузии", - заявил представитель компании "Транснефть".

Комментариев от представителей руководства республики, а также акционерного общества "Дагнефтепродукт" относительно заявления представителя компании "Транснефть" пока не поступало.

Мощность нефтепровода Махачкала-Новороссийск, куда закачивается нефть через терминалы "Дагнефтепродукта", составляет 7,5-8 млн тонн. В 2013 году правоохранители уличили шестерых сотрудников "Дагнефтепродукта" в контрабанде нефти.  

"Кавказский узел" также сообщал о ситуации, сложившейся в Махачкалинском торговом порту вокруг назначения гендиректора предприятия. Сотрудники порта, недовольные назначением на пост генерального директора предприятия Андрея Гормаха, приняли решение приостановить все работы с 30 мая. Однако в этот же день руководство предприятия уговорило работников остановить забастовку.

В начале июня в порту Махачкалы было увеличено количество постов охраны, прибыла группа спецназа. Ситуация вокруг порта связана с соперничеством двух экономических групп - Сулеймана Керимова и председателя совета директоров группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, предположили опрошенные "Кавказским узлом" дагестанские журналисты.

Автор: Тимур Исаев; источник: корреспондент "Кавказского узла"

www.kavkaz-uzel.eu

Кавказский Узел | "Транснефть" пригрозила прекратить транзит нефти через Махачкалу

Криминальная обстановка на "Дагнефтепродукте" и бездействие республиканских властей фактически приводят к закрытию экспортных потоков нефти через махачкалинский порт, заявил сегодня представитель "Транснефти".

По словам представителя пресс-службы ОАО "АК "Транснефть", в компанию регулярно поступают обращения грузоотправителей "в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал АО "Дагнефтепродукт" в порту Махачкалы”.

"По прибытию в порт Махачкалы нефть сливается с оформлением актов приема-сдачи по результатам измерений в резервуарах АО "Дагнефтепродукт". Далее нефть из резервуаров подается на прием НПО "Махачкала" АО "Черномортранснефть" в систему магистральных нефтепроводов", - отметил представитель "Транснефти".

При этом, по его словам, потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары не должны превышать 0,2% по действующим нормативам. "В то же время туркменские грузоотправители отмечают, что в 2013 году потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%, а за первый квартал 2016 года – уже 1,43%", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла"  представитель компании.

По его словам, в мае 2016 года АО "Дагнефтепродукт", приняв 5 тысяч тонн туркменской нефти, отказалось сдать этот объем в систему ОАО "АК "Транснефть". В настоящее время, по утверждению представителя "Транснефти", компания "Дагнефтепродукт" пытается "принудить владельца ресурса подписать акт по формированию "мертвых" остатков в резервуарах нефтебазы (по данным Большой энциклопедии нефти и газа, "мертвый" остаток - остаток топлива в резервуарах, который не может быть использован, - прим. "Кавказского узла")”.

"По данным фактам Ростехнадзором были организованы проверочные мероприятия в отношении АО "Дагнефтепродукт", по результатам которых возбуждены 11 дел об административных правонарушениях за нарушение требований промышленной безопасности. Однако ситуация не только не изменилась, но и ухудшилась", - подчеркнул представитель пресс-службы "Транснефти".

Как отметил представитель компании, подобная ситуация привела к тому, что  с 2013 года компания "ЛУКОЙЛ" снизила количество отгружаемой нефти через порт Махачкалы почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Туркменские производители также заявляют о готовности приостановить отгрузку через порт Махачкалы.

"Криминальная обстановка на АО "Дагнефтепродукт" и бездействие республиканских административных структур фактически приводят к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащую государству — Махачкалинский морской порт. Закрытие, а как следствие, и потеря транзитного канала приведет к перенаправлению потенциальных объемов нефти на такие коридоры, как "Баку – Тбилиси – Джейхан" и порты Грузии", - заявил представитель компании "Транснефть".

Комментариев от представителей руководства республики, а также акционерного общества "Дагнефтепродукт" относительно заявления представителя компании "Транснефть" пока не поступало.

Мощность нефтепровода Махачкала-Новороссийск, куда закачивается нефть через терминалы "Дагнефтепродукта", составляет 7,5-8 млн тонн. В 2013 году правоохранители уличили шестерых сотрудников "Дагнефтепродукта" в контрабанде нефти.  

"Кавказский узел" также сообщал о ситуации, сложившейся в Махачкалинском торговом порту вокруг назначения гендиректора предприятия. Сотрудники порта, недовольные назначением на пост генерального директора предприятия Андрея Гормаха, приняли решение приостановить все работы с 30 мая. Однако в этот же день руководство предприятия уговорило работников остановить забастовку.

В начале июня в порту Махачкалы было увеличено количество постов охраны, прибыла группа спецназа. Ситуация вокруг порта связана с соперничеством двух экономических групп - Сулеймана Керимова и председателя совета директоров группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, предположили опрошенные "Кавказским узлом" дагестанские журналисты.

Автор: Тимур Исаев; источник: корреспондент "Кавказского узла"

www.kavkaz-uzel.eu

ЧЕЧЕНСКИЙ НЕФТЯНОЙ ПУТЬ - Архив

Как и предполагалось, камнем преткновения в диалоге между Россией и Чечней стала нефтяная труба, которая должна связать азербайджанские месторождения в Каспийском море с российскими магистралями и перерабатывающими заводами.

Переговоры по поводу транспортировки ранней каспийской нефти с месторождений Азербайджана через территорию России имеют длинную историю.

В декабре 1996 года азербайджанская сторона пришла к компромиссному варианту перекачки нефти через российский трубопровод на раннем этапе. Азербайджан предложил для пробы экспортировать в 1997 году 200 тыс. тонн нефти. Прокачать предложенный объем можно за 3-4 дня. Российско-азербайджанский нефтепровод был готов к эксплуатации еще в январе, кроме 153-километрового чеченского отрезка - это примерно одна одиннадцатая часть трубы. (Для сравнения азербайджанский участок нефтепровода равен 235 километрам.) Ремонт чеченского отрезка магистрали обойдется России в 1,2 миллиона долларов. По словам Юрия Лисина, вице-президента компании «Транснефть», занимающейся техническим обеспечением проекта, нефтепровод в Чечне реально восстановить за 20-25 дней. Официальный срок введения нефтепровода - 1 октября 1997 года.

Впервые свое несогласие с существующим российско-азербайджанским соглашением Чечня заявила еще в январе 1997 года. Через месяц чеченские условия облеклись в более конкретную форму - председатель чеченской «Южной нефтяной компании» Хожахмет Ериханов заявил о желании Чечни быть представленной самостоятельным субъектом этого договора, то есть третьей стороной.

В результате долгих и непростых поисков компромисса 11 июля этого года в азербайджанской столице между Москвой, Грозным и Баку было подписано соглашение о транзите нефти по территории России с азербайджанских морских месторождений на Каспии. Сегодня можно с уверенностью сказать, что определяющую роль в этом сыграл визит 1 июля в Баку Аслана Масхадова, имевшего длительную уединенную беседу с Гейдаром Алиевым. С российской стороны соглашение подписал первый вице-премьер, глава Минтопэнерго Борис Немцов, с азербайджанской - президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Натик Алиев, с чеченской - президент «Южной нефтяной компании» (ЮНКО) Хожахмед Ериханов. Согласно этому документу, «ранняя» нефть (35 млн. тонн в течение 7 лет) с азербайджанских морских месторождений по российскому маршруту пойдет с осени этого года. Другая часть сырья пойдет через Грузию.

В контексте достигнутых договоренностей Россия и Чечня должны были выработать отдельный двусторонний документ, касающийся условий транспортировки нефти по территории республики. Но время идет, а воз и ныне там. Подписание соглашений между Грозным и Москвой откладывалось уже семь раз. Очередной раунд переговоров в Москве завершился ничем 1 сентября. Надежды на то, что разногласия удастся преодолеть в течение двух следующих дней в Сочи на переговорах Ериханова с секретарем Совета безопасности Иваном Рыбкиным и его заместителем Борисом Березовским, также оказались тщетными.

В чем же причины разногласий России и Чечни, является ли затяжка выработки соглашений для чеченского руководства поводом для решения каких-то иных задач стратегического характера либо просто местью России за ее прошлые грехи?

Руководитель российской делегации на переговорах, первый заместитель министра топлива и энергетики Сергей Кириенко объясняет сложившееся положение разным подходом сторон к методике расчета тарифов за перекачку нефти. Он ссылается на методологию, утвержденную федеральной энергетической комиссией, и уверен, что цена, которую федеральный центр платит регионам за транспортировку «черного золота», должна быть одинаковой на территории как Чечни, так и любого другого субъекта федерации, будь то Дагестан или Ивановская область, и составлять 43 цента за перекачку 1 тонны на километр. Представители Ичкерии отстаивают цену в 2,2 доллара.

Кириенко отдает себе отчет, что в связи с состоянием экономики Чеченской Республики обеспечение аналогичных работ на ее территории будет стоить дороже, чем в любой области Черноземья РФ. Поэтому Россия готова эти издержки Чечне покрыть, но требует, чтобы все затраты назывались своими именами. Российская сторона отстаивает недопустимость любого вида перекрестного субсидирования и невозможность дотации тарифов акционерного общества за счет бюджета, а допускает только оказание федеральными властями финансовой помощи на восстановление экономики республики.

Чеченцев это не устраивает, и они настаивают, чтобы вся требуемая ими сумма называлась тарифом. Исходя из того, что денежные средства в обоих вариантах одинаковы, совершенно ясно, что чеченская позиция имеет чисто политический характер, Грозному просто необходимо настоять на своем, продемонстрировать свой особый экономический и политический статус. Ведь если чеченское руководство примет условие Москвы о финансировании ремонта нефтепровода из федерального бюджета, оно тем самым признает фактически распространение юрисдикции России на территорию Чечни. Создалась тупиковая ситуация.

На этой неделе, после очередной безуспешной попытки договориться, Москва решила пойти ва-банк и шантажировать чеченцев возможностью транспортировки нефти в обход Чечни. По словам С. Кириенко, его министерство отработало несколько вариантов обходного пути. Согласно одному из них, первых 200 тыс. тонн нефти будут транспортированы водным путем по Каспию танкерами на российские заводы в Астрахани и Волгограде с соответствующей операцией замены нефти. Там нефть, которая должна была быть направлена на российские заводы, будет просто переправлена в Новороссийск и передана там азербайджанской стороне, а азербайджанская нефть поступит на российские заводы. Несмотря на то, что россияне уверены в выгодности этого экономического маршрута, он не является решением проблемы при переходе к полному объему азербайджанской нефти - перекачку миллионов тонн таким путем обеспечить будет невозможно.

Рассматриваются и другие варианты - строительство небольшого участка трубопровода, который позволил бы пустить азербайджанскую нефть на Астрахань для переработки на российские заводы с соответствующим замещением в Новороссийске, а также строительство обходного маршрута трубопровода через Ставропольский край.

Однако чеченское руководство уверено, что все эти варианты являются не более чем блефом. Не следует забывать, что российский, или так называемый «северный», путь транспортировки каспийской нефти никогда не вызывал особых восторгов у официального Баку. Более привлекательными для азербайджанской стороны считались грузинский и турецкий варианты. И выбор северного направления определялся лишь тем, что наиболее экономичный путь транспортировки каспийской нефти в турецкие средиземноморские терминалы Джейханс и Искендерус были блокированы очередными курдскими волнениями, а прокладка нефтепровода через Грузию до Супсы предполагала затраты в 250 миллионов долларов. Сооружение же нового участка трубопровода через Ставрополье повлечет не меньше расходов, чем через Грузию, при этом Баку может и отказаться от услуг России и обратить свой взор на юг.

Пока же к развернувшейся в России полемике о маршруте доставки азербайджанской нефти из Баку в Новороссийск Азербайджан относится с позиций «стороннего наблюдателя». Во всяком случае, государственный советник президента Азербайджана по экономическим вопросам Вахид Ахундов заявил, что основой отношений с Россией по проблеме транзита азербайджанской нефти для его страны служит договор с «Роснефтью», а то, какой зигзаг сделает нефтепровод, пройдет ли он по территории Чечни или в обход ее, по его мнению, должны решать сами россияне. На чьей же стороне симпатии Баку - совершенно очевидно. В среду Гейдар Алиев заявил завершающему частный визит в Баку вице-президенту Чечни Вахи Арсанову, что Азербайджан «будет делать все возможное для оказания помощи Чечне», и подтвердил ему реальность визита в его страну Аслана Масхадова.

Упорство, с которым Россия пытается подписать с Чечней практически равноправный партнерский договор, взяв на себя все финансирование проекта, кроме стремления получить доступ к каспийским энергоресурсам, объясняется еще и тем, что нефтепровод на территории Чечни, дающий доходы республике, - это залог мира в Ичкерии и возможность надолго привязать республику к федеральному центру. С другой стороны, россияне не берут во внимание официальную информацию Генпрокуратуры Чечни о существовании на территории республики организованных групп, занимающихся профессиональным хищением нефтепродуктов. Основой этих групп являются воинские формирования бывших полевых командиров Чечни, приведших Аслана Масхадова к власти. Только по официальной информации на территории Чечни действуют более пяти тысяч установок, перерабатывающих ворованную нефть. И это сразу же ставит под сомнение надежность нефтепровода.

Этим же многие наблюдатели объясняют появление изменений в договоре: если первоначально чеченская сторона полностью гарантировала сохранность трубы, то сегодня от России требуют дополнительно 440 спецназовцев на вертолетах. Причем за российскими военными, в свою очередь, будут наблюдать вооруженные отряды чеченцев.

Еще одним проигрышным для России положением договора являются претензии Чечни на восстановление за счет России республиканского нефтеперерабатывающего комплекса. Сегодня, в обмен на 153 километра чеченской трубы, Россия уже готова закрыть глаза на желание Чечни экспортировать собственную нефть. Эксперты считают, что при самой благоприятной ситуации в Чечне удастся добывать до 1,5 миллиона тонн нефти ежегодно. И чеченская сторона добивается права не только распоряжаться своей нефтью самостоятельно, но и полного освобождения от таможенных пошлин, в том числе и на возврат взысканных ранее с Чечни 9 миллионов долларов.

Несмотря на надежду подписать договор в ближайшие дни, российская сторона отказывается от дальнейших уступок Грозному, которому, по мнению российского руководства, и так предоставлено достаточно льгот. А чеченцы настроены решительно, ведь, по заявлению президента Аслана Масхадова, Чечне торопиться некуда.

P.S. Когда номер уже верстался, стало известно, что чеченская сторона вроде бы приняла последний компромиссный вариант, предложенный И.Рыбкиным, - не упоминать в договоре термин «тарифы», а говорить только об обязательствах России отремонтировать чеченский участок нефтепровода для экспериментальной прокачки ранней каспийской нефти. По словам Х. Ериханова, несмотря на то, что Масхадов не в восторге от такого варианта, Грозный решил принять предложение России, чтобы найти хоть какой-нибудь выход из сложившейся тупиковой ситуации.

zn.ua