Новости // Транспортировка и Хранение. Трубопроводный транспорт нефти 2016


Экспорт нефти в 1 квартале 2016 г трубопроводным транспортом вырос на 700 тыс т // Транспортировка и Хранение // Новости

Трубопроводным транспортом экспорт нефти в 1 квартале 2016 г увеличился на 700 тыс т.

Об этом 20 апреля 2016 г рассказал глава Транснефти Н. Токарев.

 

За 1 квартал 2016 г могу точную цифру назвать - примерно 700 тыс т.

Абсолютный прирост дали маленькие компании.

В целом по году ожидаем(объем экспорта на уровне 2015 г, - пояснил Н. Токарев.

 

В январе 2016 г Транснефть сообщила, что ожидает снижения экспорта нефти.

Исходя из тех заявок, которые получила компания на 2016 г, план транспортировки нефти на экспорт составил 215,8 млн т, что на 6% меньше по сравнению с 2015 г.

 

В частности, общий годовой объем экспорта нефти через порты на 2016 г составляет 116,5 млн т.

Через Новороссийск планируется экспортировать 27 млн т, Приморск - 35,5 млн т, Усть-Лугу - 23 млн т, Козьмино - 31 млн т.

 

В 2016 г Китай готов, как минимум, импортировать из России 27 млн т нефти.

В 2016 г из порта Козьмино в страны Азиатско-Тихоокеанского региона планируется отгрузить порядка 31 млн т нефти, что на 0,6 млн т превысит показатель 2015 г.

 

В 2015 г экспорт через порт Козьмино увеличился на 5,5 млн т до 30,4 млн т, через Приморск - на 2,7 млн т до 45 млн т, через Усть-Лугу - на 3,6 млн т до 26,8 млн т.

Экспорт через Новороссийск остался на уровне 30 млн т.

 

По данным ФТС, экспорт нефти из России в 2015 г увеличился на 9,4% по сравнению с 2014 г и составил 244,485 млн т, в январе-феврале 2016 г экспорт в натуральном выражении продолжил рост - на 2,6% по сравнению с январем-февралем, до 40,18 млн т.

 

В 2035 г экспорт нефти из России может вырасти на 22% по сравнению с 2015 г и составить 296 млн т.

 

Обсудить на Форуме 

neftegaz.ru

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ ФЕВРАЛЬ PDF

Осторожные прогнозы оправдались

Осторожные прогнозы оправдались Наш пессимистический прогноз, осуществленный в марте прошлого года, предполагал, что в ближайшую пятилетку средние цены на нефть будут близки к $50 за баррель. Мы исходили

Подробнее

Аналитика от 27 января 2017 г.

Аналитика от 27 января 2017 г. Ключевые события и факторы влияния на рынки: Валюта Ключевые факторы влияния на курс рубля: - Соблюдение странами ОПЕК соглашения по ограничению добычи нефти, позитивно для

Подробнее

ПРОГНОЗ НЕФТЯНОГО РЫНКА 2015

АНАСТАСИЯ НИКИТИНА «Нефтегазовая Вертикаль» ОПЕК: ПРОГНОЗ НЕФТЯНОГО РЫНКА 2015 11 июля Секретариат ОПЕК выпустил Прогноз нефтяного рынка 2015. В документе даются подробные оценки мирового спроса на нефть

Подробнее

Налоговый маневр куда и зачем

Налоговый маневр куда и зачем Сергей Агибалов Руководитель сектора, Институт Энергетики и Финансов Октябрь 213 Мир, каким мы привыкли его видеть 2 Прирост добычи за 2-211 гг. 15 1 5-5 -1 Стр 2 Россия Ближний

Подробнее

Россия на нефтяном экспортном рынке

Россия на нефтяном экспортном рынке В.И. Фейгин, Советник Президента ОАО «НК «Роснефть», Президент Института энергетики и финансов Научно-практическая конференция «Развитие биржевой торговли углеводородами:

Подробнее

Ежедневная Аналитика

Ежедневная Аналитика Кратко о главном Курс американского доллара сегодня растет относительно DXY на возросших ожиданиях, что ФРС будет активно повышать ставки в США, чтобы сдержать инфляцию. Цены на нефть

Подробнее

НЕФТЕГАЗОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали» (по данным BP Statistical Review of World Energy, Oil &Gas Journal, IEA, OPEC, EIA, Росстата) НЕФТЕГАЗОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ 1960-2010 Вступление в новое десятилетие

Подробнее

ОБЗОР: МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ

УДК 339.56 Кирова И.В., доцент доцент кафедры экономических теорий Чипюк Ю.П., студент ЭФ Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Россия, г. Москва АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Подробнее

Ежедневная Аналитика

Ежедневная Аналитика Кратко о главном Цены на нефть резко взлетели до $56 за баррель после публикации отчёта Международного энергетического агентства, согласно которому страны, договорившиеся о сокращении

Подробнее

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОБЗОР 11 Марта 2015

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОБЗОР 11 Марта 2015 Ситуация на рынках Рынок США ИНДИКАТОРЫ РЫНКА 11 марта 2015 г. Цена закр. Изм. за день, % ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ РТС 845,36-6,43% Американские индексы по итогам ММВБ 1 665,38-3,65%

Подробнее

Комментарий по рынку нефти

Комментарий по рынку нефти Технический анализ графиков и возможные сценарии движения цены фьючерса на нефть Месячный график После отмены торговых санкций против Ирана16 января 2016г. нефтяной рынок колебался

Подробнее

«Мы где-то на дне лежим»

«Мы где-то на дне лежим» Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев озвучил новый прогноз состояния экономики с учетом обвала нефти и рубля. Он не склонен драматизировать ситуацию: российская экономика наконец-то

Подробнее

Нефть-2017: итоги, тенденции, прогнозы

Нефть-2017: итоги, тенденции, прогнозы ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА «Нефтегазовая Вертикаль» Прошедший год начался с опасений, что переизбыток сырья на рынке нефти задержится надолго, а завершился ростом цен и прогнозами

Подробнее

Ежедневная Аналитика

Ежедневная Аналитика Кратко о главном Рост рынка акций продолжается второй день подряд на фоне публикации сильной квартальной отчётности американскими компаниями и ожиданиями позитивных итогов сегодняшнего

Подробнее

Драйверы движения цены нефти Brent

Драйверы движения цены нефти Brent На этой неделе нефтяные цены восстанавливали позиции после провала в начале октября. Среди нефтетрейдеров нет полного понимания, что будет с мировыми запасами нефти в

Подробнее

Ежедневная Аналитика

Ежедневная Аналитика Кратко о главном На глобальном рынке акций сегодня наблюдается разнонаправленная динамика основных индексов. Торги сопровождаются падением активности инвесторов, так как американские

Подробнее

Brent ($/brl) 41,1 45,9 45,2 54,7 56,8. Brent ($/brl) сценарий 41,8 45,0 42,9 45,0 45,0

Материал подготовлен Центром перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов Научно-исследовательского финансового института Еврокомиссией опубликован новый выпуск

Подробнее

Ежедневная Аналитика

Ежедневная Аналитика Кратко о главном На глобальном рынке акций сегодня царит оптимизм. Публикация сильных данных по рынку труда США вчера днем снизила опасения торможения темпов роста экономики Северной

Подробнее

Обзор сырьевых рынков

Обзор сырьевых рынков Нефть 58 57 56 55 54 53 52 51 50 49 48 47 46 45 Цена на нефть Brent, $/barr Стоимость нефти во вторник демонстрирует разнонаправленную динамику на фоне обострившихся опасений относительно

Подробнее

Аналитика от 10 февраля 2017 г.

Аналитика от 10 февраля 2017 г. Ключевые прошедшие события: 01 февраля прошло заседание по ставке ФРС. Регулятор оставил ставку без изменений в целевом диапазоне 0,50-0,75% годовых. Решение по итогам первого

Подробнее

В фокусе: Экономика арабских стран

Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики 02 ноябрь 2015 В фокусе: Экономика арабских стран Содержание выпуска Вступительный комментарий... 3 ВВП... 4 Нефтяные цены... 5 Процентные ставки... 6 Фондовые

Подробнее

Ежедневная Аналитика

Ежедневная Аналитика Кратко о главном Европейские индексы акции начали новую торговую неделю с повышения на ожиданиях ускорения темпов роста глобальной экономики. Также покупкам способствовала публикация

Подробнее

Ежедневная Аналитика

Ежедневная Аналитика Кратко о главном Публикация слабых квартальных результатов компанией Apple стала причиной падения европейских индексов в среду в среднем на 0,2%. В целом активность на рынке акций

Подробнее

Премаркет. Ежедневный обзор от

Премаркет. Ежедневный обзор от 24.11.2016 Прогноз на день Сегодня перед открытием торгов складывается нейтральный внешний фон. Американские площадки вчера завершили торги перед выходным днем по случаю

Подробнее

Аналитика от 01 июня 2017 г.

Аналитика от 01 июня 2017 г. Ключевые прошедшие события: 22 мая заседание Совета ЕС окончательно открыло путь к переговорам с Великобританией на основании ее уведомления о намерении выйти из союза в соответствии

Подробнее

Ежедневная Аналитика

Ежедневная Аналитика Кратко о главном Начавшееся падение цен на товарном рынке вызвало распродажу акций по всему миру. Индексы США снизились вслед за бумагами нефтегазовых компаний. Торговая сессия во

Подробнее

Аналитика от 04 августа 2017 г.

Аналитика от 04 августа 2017 г. Ключевые прошедшие события: 20 июля Европейский центральный банк (ЕЦБ) ожидаемо не стал менять ключевые процентные ставки по итогам заседания: процентная ставка по кредитам

Подробнее

Макроэкономический обзор Июнь 2016

Макроэкономический обзор Июнь 2016 Мир: в 2016 году ожидается небольшое ускорение темпов роста мировой экономики Глобальные товарные рынки: несмотря на положительный тренд последних двух месяцев сохраняется

Подробнее

Российско-китайская торговля в 2008 году

Российско-китайская торговля в 2008 году В 2008 г. на первом месте в российском экспорте оставались поставки «минерального топлива, нефти и нефтепродуктов», или 50,11% всего российского экспорта (максимум

Подробнее

docplayer.ru

Трубопроводный транспорт

jpeg" />

Развитие трубопроводного транспорта

В последние годы появился новый вид транспорта – трубопроводный. В связи с разработкой новых месторождений и увеличения количества добываемой нефти, а также других факторов, трубопроводный транспорт стал занимать немаловажное значение в развитии экономики нашего государства. По трубопроводу осуществляются поставки нефти для внутреннего потребления и на экспорт. Большинство экономических отраслей страны связаны с топливно-энергетической системой. Трубопроводный транспорт является связующим звеном, так как по нему доставляется нефть, газ и другие продукты нефтегазовой промышленности, на очень большие расстояния.

К топливно-энергетической системе относятся предприятия, которые занимаются сбором, накоплением и разделением нефтегазовой продукции между потребителями. Месторождения по добыче нефти и газа разбросаны по огромной территории России, поэтому транспортировка этой продукции по трубопроводу правильный и экономически выгодный способ. В последнее время строительство крупных транспортных трубопроводов – обычное дело нашего государства. Освоение и развитие Восточной Сибири выводит трубопроводный транспорт в лидирующее положение. Он позволит более успешно развиваться городам Сибири и Дальнего Востока.

Назначение трубопроводного транспорта

Трубопроводный транспорт в основном используют для транспортировки нефти и газа. Его можно разделить на промышленный и магистральный трубопровод. Магистральный трубопроводный транспорт состоит из нефтегазопроводов, по которым доставляется продукция от месторождения до перерабатывающих предприятий. От предприятий, так же по трубопроводу, осуществляется перемещение продукции нефтепереработки к потребителю. Данный процесс происходит бесперебойно и практически без потерь. Это самый универсальный способ доставки груза, а с финансовой точки является наиболее выгодным.

Трубопроводный транспорт на каждом этапе полностью автоматизирован и механизирован. Поэтому, например, транспортировка нефтепродуктов по трубопроводу обходится значительно дешевле, чем при перевозке по железной дороге. С увеличение размеров труб и повышением давления продукции в трубах, можно добиться еще большей отдачи то эксплуатации современного транспорта. Если газ транспортировать по трубам в охлажденном состоянии, то цена на его доставку упадет. Впервые о трубопроводе, как о транспорте для доставки нефти, упоминается в работах русского ученого Д.И. Менделеева.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

dispetcher-gruzoperevozok.info

Територия Нефтегаз | Обоснование режимов трубопроводного транспорта битуминозной нефти

В рамках статьи проведен анализ современной теории и практики трубопроводного транспорта битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. Также был произведен подробный анализ реологических моделей неньютоновских жидкостей, в ходе которого установлен ряд допущений применяемого в настоящий момент алгоритма выбора реологической модели. Представлены результаты проведенных авторами комплексных экспериментальных исследований реологических моделей смеси битуминозной нефти Ашальчинского месторождения и маловязкого разбавителя. Целью экспериментальных исследований являлось нахождение зависимостей параметров реологических моделей от определяющих факторов: концентрации разбавителя и температуры смеси. На основе материала проведенных экспериментальных исследований получены и теоретически обоснованы формулы для прогнозирования реологических свойств нефтяной смеси. Для рассматриваемой нефтяной системы была установлена последовательность изменения реологических моделей: от простейшей однопараметрической модели Ньютона до модели Карро, включающей четыре независимых параметра. Предложенные модели с высокой степенью точности и качественно верно описывают реологические свойства нефтяной смеси. С увеличением температуры и концентрации разбавителя реологические модели смеси битуминозной нефти и разбавителя изменяются в следующей последовательности: модель Карро – модель Эллиса – модель Оствальда – де Вааля – модель ньютоновской жидкости. С учетом полученных формул составлен обобщенный алгоритм определения рациональных параметров транспортирования битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. Разработанный алгоритм был применен к участку трубопроводной системы НГДУ «Нурлатнефть» между станциями ДНС-5 «Чумачка» – Миннибаевский центральный пункт сбора (МЦПС). На основе сравнительного технико-экономического анализа было установлено, что выбор рациональных параметров транспорта обеспечивает повышение эффективности транспорта битуминозной нефти.

Ключевые слова: битуминозная нефть, нефтяные смеси, неньютоновские жидкости, реологические модели.

Ссылка для цитирования: Николаев А.К., Пшенин В.В., Закиров А.И., Зарипова Н.А. Обоснование режимов трубопроводного транспорта битуминозной нефти // Территория «НЕФТЕГАЗ». 2016. № 11. С. 108–114.

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года [17] одной из основных задач нефтяного комплекса является ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при транспортировке нефти. При решении этой стратегической задачи необходимо учитывать тенденцию к увеличению доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкая нефть (СВН), природный битум (ПБ) и др.) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса, а также удорожание добычи и транспортировки углеводородов.

В Российской Федерации ресурсы СВН и ПБ составляют, по оценкам, приведенным в работе [14], около 30–75 млрд т. Месторождения тяжелой нефти наиболее активно разрабатываются на территории Республики Татарстан, на которую приходится 71 % СВН и ПБ в общих запасах. Примерно 80 % всей добываемой на территории Республики Татарстан нефти приходится на долю ПАО «Татнефть» (26,2 млн т нефти) [10]. ПАО «Татнефть» накоплен большой исследовательский опыт в вопросах добычи и транспортировки тяжелых нефтей. Особое место среди разрабатываемых ПАО месторождений занимает Ашальчинское нефтяное месторождение, трудности разработки которого связаны с осложнениями, возникающими при добыче и транспортировке СВН и ПБ. В связи с увеличением объема добычи СВН и ПБ возникает острая потребность обеспечить надежный и энергоэффективный процесс их транспорта по трубопроводной системе.

Одной из перспективных технологий трубопроводного транспорта битуминозной нефти Ашальчинского месторождения является технология перекачки с разбавителем. Таким образом, исследование и совершенствование технологии трубопроводного транспорта битуминозной нефти Ашальчинского месторождения в смеси с разбавителем представляет собой актуальную научно-техническую задачу.

 

Методика исследований

При решении поставленных задач были использованы теоретические и экспериментальные методы исследований. Теоретические исследования включали научный анализ и обобщение современной теории и практики трубопроводного транспорта битуминозных нефтей с применением разбавителя, математическое моделирование трубопроводной системы с учетом сложных реологических параметров перекачиваемого продукта. Экспериментальные исследования включали проведение опытов в соответствии с разработанным планом экспериментальных исследований, обработку полученных результатов методами математической статистики в современных программных комплексах.

Повышение эффективности трубопроводного транспорта битуминозной нефти неразрывно связано с решением задач в области теплового и гидравлического расчета трубопроводной системы. Рассмотрены и проанализированы основные методики теплового и гидравлического расчета трубопроводов, транспортирующих нефти, обладающие повышенной вязкостью [5]. Установлено, что существующие на сегодняшний день методики нуждаются в уточнении.

Поскольку решающую роль в процессе транспорта битуминозных нефтей играют их сложные реологические свойства, произведен подробный анализ реологических моделей неньютоновских жидкостей [6, 7]. В ходе анализа установлено, что применяемый в данный момент алгоритм выбора реологической модели содержит ряд допущений (ограниченное количество реологических моделей, вариативность в назначении коэффициентов модели и т. д.). Предложены пути их устранения.

В связи с этим предлагается дополнить стандартный перечень реологических моделей моделью Карро (Carreau model) [19]:

 

,    (1)

 

где μ0, μinf, b и n являются коэффициентами модели: μ0 – коэффициент динамической вязкости при градиенте скорости сдвига, стремящемся к нулю; μinf – коэффициент динамической вязкости при градиенте скорости сдвига, стремящемся к бесконечности; b – время релаксации; с – показатель степени;  – градиент скорости сдвига; μeff – коэффициент эффективной динамической вязкости.

Кроме того, алгоритм выбора реологической модели был дополнен моделью Эллиса (Ellis fluid model) [18, 20]:

 

,                                     (2)

 

 

где μ0 – вязкость при нулевой скорости сдвига;  – показатель степени; 1/2 – напряжение сдвига, при котором исходная вязкость μ0 уменьшается вдвое.

Экспериментальные исследования

В ходе работы проведены исследования образцов битуминозной и маловязкой нефти Ашальчинского месторождения.

Экспериментальные исследования проводились в Центре инженерных изысканий (Санкт-Петербургский горный университет) на ротационном реометре Kinexus ultra+. Принцип действия ротационного реометра Kinexus ultra+ заключается в приложении к испытуемому образцу регулируемой деформации сдвига с целью измерения свойств текучести. Поскольку точные измерения и контроль температуры являются основным требованием практически всех реологических измерений, в составе реометра Kinexus были использованы сменные кассетные твердотельные термоэлектрические модули Пельтье [15].

Экспериментальные данные подверглись статистической обработке в программном комплексе Statistica 10. Выбор реологической модели производился по алгоритму, приведенному в работах [2–4, 13]. Определение параметров выбранной модели производилось по методу Хука – Дживса. При каждой итерации метод сначала определяет схему расположения параметров, оптимизируя текущую функцию потерь перемещением каждого параметра по отдельности. При этом вся комбинация параметров сдвигается на новое место. Это новое положение в m-мерном пространстве параметров определяется экстраполяцией вдоль линии, соединяющей текущую базовую точку с новой точкой. Размер шага этого процесса постоянно меняется для попадания в оптимальную точку. Этот метод обычно очень эффективен, и его следует использовать, если квазиньютоновский и симплекс-метод не дали удовлетворительных оценок. Полученные результаты собраны и представлены в таблице.

В ходе проведенных исследований была установлена иерархия реологических моделей для рассматриваемой нефтяной системы: от простейшей однопараметрической модели Ньютона до модели Карро, включающей четыре независимых параметра. Предложенные модели с высокой степенью точности и качественно верно описывают реологические свойства нефтяной смеси. С увеличением температуры и концентрации разбавителя реологические модели смеси битуминозной нефти и разбавителя изменяются в следующей последовательности: модель Карро – модель Эллиса – модель Оствальда – де Вааля – модель ньютоновской жидкости. Были выявлены общие закономерности изменения параметров реологических моделей. На рис. 1 представлено двумерное поле реологических моделей исследуемых нефтяных смесей в координатах «температура смеси – концентрация разбавителя».

В целях получения уравнения, позволяющего определять реологические свойства бинарной нефтяной смеси в зависимости от температуры смеси и концентрации разбавителя, были отдельно рассмотрены результаты экспериментов в области ньютоновских моделей. Распределение полученных для ньютоновских моделей значений коэффициента динамической вязкости в пространстве «коэффициент динамической вязкости – температура смеси – концентрация разбавителя» представлено на рис. 2.

Коэффициент динамической вязкости нефтяной смеси битуминозной нефти с разбавителем в зависимости от температуры смеси и концентрации разбавителя предложено определять по модифицированному уравнению Аррениуса:

 

μсм(T, р) = С0e(T(С1 р+С2)+(С3 р)+(р, T)),           (3)

 

где μсм – коэффициент динамической вязкости нефтяной смеси; Т – температура нефтяной смеси; р – концентрация разбавителя; С0, С1, С2, С3 – числовые коэффициенты; (р, Т) – поправочная функция, определяемая по результатам регрессионного анализа с учетом анализа остатков.

На рис. 3 приведены значения коэффициента динамической вязкости и поверхность, построенная по модифицированному уравнению Аррениуса (3), с учетом коэффициентов регрессии, полученных в ходе проведенного исследования.

Качество полученных зависимостей было проверено методами математической статистики. Результаты сравнения с известными зависимостями для определения коэффициента динамической вязкости показывают, что полученное решение обладает достаточной высокой точностью. Доказано, что вязкость бинарных нефтяных смесей в области ньютоновской жидкости следует определять по модифицированному уравнению Аррениуса.

На основе теоретического анализа и экспериментальных исследований разработан обобщенный алгоритм расчета режимов трубопроводной системы, по которой транспортируется битуми- нозная нефть в смеси с разбавителем. В алгоритме учтена возможность проявления неньютоновских свойств нефтяной смеси при пониженной температуре транспортирования или низкой концентрации разбавителя посредством использования специальных формул для определения коэффициента гидравлического сопротивления при течении неньютоновских жидкостей (формула Мецнера – Рида и формула Ирвина), а также с применением программных комплексов по вычислительной гидродинамике (COMSOL Multiphysics 5.2). В области ньютоновского течения использовано модифицированное уравнение Аррениуса, полученное авторами работы. Еще одной отличительной особенностью алгоритма является расчет режимных параметров при различных расходах транспортируемого продукта. Большинство оптимизационных алгоритмов, получивших широкое распространение, предполагают, что массовый расход «горячей» перекачки с применением разбавителя является фиксированной величиной, в то время как при перекачке нефти центробежными насосами расход перекачки есть переменная величина и уместнее пользоваться понятием «динамическая характеристика», предложенным и обоснованным П.И. Тугуновым [4, 16] и Н.А. Гаррис [9, 11].

При теплогидравлических расчетах учитываются технологические ограничения (по температуре начального подогрева нефтяной смеси, по расходу смеси, по концентрации разбавителя), а также влияние изменения основных параметров перекачки на режим работы основного технологического оборудования. Пересчет характеристик центробежных насосов с воды на высоковязкую нефть [1, 8, 12] осуществляется при помощи следующих коэффициентов: пересчета напора kH, пересчета расхода перекачки kQ и пересчета коэффициента полезного действия k , определяемых по следующим зависимостям:

 

kH = 1 – 0,128lg ,                    (4)

kQ = kh2,5,                                         (5)

k = 1 – lg ,                    (6)

где  – коэффициент; Reгр – граничное число Рейнольдса; Reп – переходное число Рейнольдса; Reн – число Рейнольдса, характеризующее течение нефти в центробежном насосе.

С учетом приведенных выше отличительных особенностей с использованием алгоритма расчета режимных параметров трубопроводного транспорта найдена совокупность рабочих состояний системы, так называемая линия рабочих режимов. На рис. 4 приведено изображение поверхности характеристики нефтеперекачивающей станции, пересекающей поверхность характеристики трубопроводной сети по линии рабочих режимов. Пунктирной линией отмечена граница области, при переходе через которую требуется выполнять пересчет характеристик центробежных насосов с воды на высоковязкую нефть.

Каждой точке на линии рабочих режимов соответствует совокупность параметров, характеризующих процесс перекачки. Минимизацию целевой функции относительно выбранного критерия оптимальности следует производить по линии рабочих режимов. В качестве целевых функций предлагается использовать: функцию суммарных эксплуатационных затрат на перекачку и подогрев (для случая Q = const) и функцию в виде разницы прибыли от перекачки заданного объема нефти и суммарных эксплуатационных затрат на перекачку и подогрев (для случая Q ≠ const).

Произведено технико-экономическое обоснование предложенного алгоритма выбора рациональных параметров транспортирования битуминозной нефти в смеси с разбавителем на примере участка действующей трубопроводной системы. В качестве такого участка был выбран участок трубопроводной системы НГДУ «Нурлатнефть» между ДНС-5 «Чумачка» и МЦПС. На дожимную насосную станцию «Чумачка» поступает нефть из различных групп месторождений, имеющих разные реологические свойства. В общем потоке происходит смешение маловязких компонентов (р ≈ 67,7 %) с битуминозной нефтью. На участке применяется технология предварительного подогрева (Тн = 35 °С).

В результате проведенных технико-экономических расчетов получен график зависимости общих эксплуатационных затрат от температуры начального подогрева, представленный на рис. 5.

Для установившегося в трубопроводной системе расхода перекачки 579 м3/ч найдено оптимальное значение температуры начального подогрева Тн = 35 °С. Это значение на 6 °С меньше, чем при действующем режиме эксплуатации. Разница между общими эксплуатационными затратами при оптимальном и действующем режимах эксплуатации составляет 0,145 руб/с. В случае реализации оптимального режима эксплуатации это позволит обеспечить экономию средств в размере 4,57 млн руб/год.

 

Выводы

В работе был проведен анализ современной теории и практики трубопроводного транспорта битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. Представлены результаты проведенных авторами комплексных экспериментальных исследований реологических моделей смеси битуминозной нефти Ашальчинского месторождения и маловязкого разбавителя. На основе экспериментального материала получены и теоретически обоснованы формулы для прогнозирования реологических свойств нефтяной смеси. С учетом полученных формул составлен обобщенный алгоритм определения рациональных параметров транспортирования битуминозных нефтей совместно с маловязким разбавителем. Разработанный алгоритм применен к участку трубопроводной системы НГДУ «Нурлатнефть» между станциями ДНС-5 «Чумачка» – МЦПС. На основе сравнительного технико- экономического анализа установлено, что выбор рациональных параметров транспорта обеспечивает повышение эффективности транспорта битуминозной нефти.

 

Результаты экспериментальных исследований реологических свойств смеси битуминозной и маловязкой нефти Ашальчинского месторождения

The results of experimental studies of the rheological properties of bitumen and a low-viscosity oil mixture from Ashalchinskoye field

разб., %

TНС, 0С

Границы скорости сдвига, 1/с

Boundaries of shear rate, 1/s

Реологическая модель

Rheological model

Параметры модели

Model parameters

75

10

1–300

Оствальда – де Вааля

Ostwald – de Waele model or power-law

K = 0,638; n = 0,995

75

5

1–300

Оствальда – де Вааля

Ostwald – de Waele model or power-law

K = 1,006; n = 0,991

50

20

1–300

Оствальда – де Вааля

Ostwald – de Waele model or power-law

K = 0,436; n = 0,990

50

10

1–300

Оствальда – де Вааля

Ostwald – de Waele model or power-law

K = 1,0154; n = 0,991

50

5

10–300

Эллиса

Ellis fluid model

μ0 = 1,573; 1/2 = 3984,220;  = 2,435

25

20

10–300

Эллиса

Ellis fluid model

μ0 = 1,242; 1/2 = 1503,811;  = 3,851

25

10

10–300

Эллиса

Ellis fluid model

μ0 = 3,397; 1/2 = 2131,171;  = 3,711

25

5

10–300

Эллиса

Ellis fluid model

μ0 = 5,911; 1/2 = 2706,125;  = 3,464

0

30

10–300

Эллиса

Ellis fluid model

μ0 = 1,070; 1/2 = 1411,198;  = 3,991

0

20

10–300

Эллиса

Ellis fluid model

μ0 = 2,752; 1/2 = 1930,464;  = 3,890

0

10

10–300

Эллиса

Ellis fluid model

μ0 = 8,632; 1/2 = 2665,803;  = 5,027

0

5

10–300

Карро

Carreau model

μinf = 3,309; μ0 = 17,228; b = 0,01 c = 0,405

 

neftegas.info