Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт нефти введение


Трубопроводный транспорт

Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ

Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра "Железнодорожные станции и узлы"

РЕФЕРАТ

по дисциплине "Общий курс транспорта"

на тему:

"ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ"

Выполнили

студенты гр.УПП-804

Богомолова А. В.

Куртин А. Р.

Проверила

Гарбузова З.Н.

Санкт-Петербург

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I

Зарождение и развитие трубопроводного транспорта

ГЛАВА II

Классификация трубопроводов

Гидро- и пневмотранспорт контейнеров

Технологические трубопроводы

Магистральные трубопроводы

ГЛАВА III

Баку-Тбилиси-Джейхан

Технические характеристики

Технология работы

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Нефть, нефтепродукты и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом.

Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются по степени развития и регионального размещения, по уровню технической оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных грузопотоков по пропускной и провозной способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям и другим данным.

Тема нашего реферата выбрана неслучайно. Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура "по совместительству" является транспортным средством. Движение груза осуществляют насосные станции. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала.

Тема привлекла нас своей актуальностью и в то же время неосвещённостью: не каждый, к сожалению, знает, что значит словосочетание "трубопроводный транспорт", хотя он играет важную роль в нашей обычной жизни. Например, самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация.

Наш интерес к теме реферата легко объясним.

Во-первых, не секрет, что Россия является одним из крупнейших экспортёров нефти и газа в мире, а также в нашей стране проходит немало магистральных трубопроводов.

Во-вторых, трубопроводный транспорт обладает большим количеством достоинств:

1. Магистральные трубопроводы позволяют обеспечить возможность подачи практически неограниченного потока нефти, автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении;

2. По магистральным трубопроводам можно осуществлять последовательную перекачку нефти разных сортов или нефтепродуктов различных видов, а также разных газов;

3. Работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, природных, географических и других условий, что гарантирует бесперебойное обеспечение потребителей;

4. Трубопровод может быть проложен практически во всех районах РФ, направлениях, в любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях;

5. Трасса трубопровода — это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта;

6. Сооружение трубопроводов проводят в сравнительно непродолжительные сроки, что обеспечивает быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих заводов;

7. На магистральных трубопроводах может быть обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов и газа;

8. Трубопроводный транспорт имеет лучшие технико-экономические показатели по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов, а для транспорта природного газа, находящегося в газообразном состоянии, является единственно возможным.

Возможность значительной автоматизации и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами способствует поддержанию оптимальных режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала.

Однако несмотря на упомянутые преимущества, нужно отметить и два существенных недостатка: большой расход металла и "жёсткость" трассы перевозок, то есть невозможность изменения направления перевозок нефти, нефтепродуктов или газа после постройки трубопровода.

Итак, целью нашей работы является изучение трубопроводного транспорта и технологии его работы.

ГЛАВА I

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР)

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские ученые, инженеры и изобретатели.

Появление трубопроводного транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах.С 70-х годов бурдюки были вытеснены деревянными бочками емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Дмитрия Ивановича Менделеева не было принято.В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера, предприимчивого организатора технического производства, Александра Вениаминовича Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании "Братья Нобель" Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. После подписания контракта 25-летний В.Г. Шухов получает полную свободу действий по проектированию и строительству этого трубопровода. Ему предстояло впервые в России спроектировать полный комплекс сооружений трубопровода и воплотить проект в жизнь.Поездка В.Г. Шухова в Америку накануне прибытия в Баку, безусловно, оказала влияние на эту работу. Ведь американцы практически осуществили идею Д.И. Менделеева, считавшего, что "необходимо, и даже крайне, проложить трубы и по ним вести сырую нефть до морских судов или до заводов, расположенных на море". Несколько позже Д.И. Менделеев писал по этому поводу: "Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути".Шухов активно приступает к организационным работам по подготовке к прокладке трубопровода. Трубы для нефтепровода были выписаны из Америки, поскольку по качеству, низкой цене, быстроте поставок они были вне конкуренции. Строительство трубопровода сопровождалось постоянным противодействием его противников - владельцев бондарных предприятий, контор по перевозке нефти и самих возчиков. Поджог строительного склада в Балаханах, нарушение целостности труб, множество других помех при строительстве вынуждают Л.Нобеля прибегнуть к таким мерам, как охрана трассы, перекупка возчиков.Трудности не сломили В.Г. Шухова, трубопровод был построен, и 1878 год вошел в историю как год строительства первого промыслового нефтепровода в России, а сам трубопровод явился родоначальником гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующейся в настоящее время.В 1881 году В.Г. Шухов публикует свою работу "Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности", которая на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. К 1883 году общая длина нефтепроводов в Бакинском районе составила 96 км с общей пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в сутки. Трубопроводы практически вытеснили все другие видыперевозок нефти.Одновременно со строительством промысловых трубопроводов обсуждается вопрос о дальнем транспорте нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, поскольку с увеличением нефтедобычи в Баку все чаще и чаще возникали проблемы с отправкой нефти и керосина в другие районы России. Идея трубопровода постоянно обсуждалась среди прогрессивных ученых и политиков.К концу 1914 года общая протяженность нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278,7 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14,000 км, в том числе магистральных 7,000 км. Уровень развития трубопроводного транспорта был явно не в пользу России, хотя уровень технической оснащенности был примерно одинаков.События, последовавшие после 1914 года, не были созидательными. Война, революция, вновь война, но уже гражданская, не способствовали строительству трубопроводов.С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный лад. Фронт и тыл надо было обеспечить горючим, для этого следовало: во-первых, всемерно увеличить добычу нефти в старых нефтяных районах; во-вторых, резко повысить добычу нефти в новых нефтяных районах и, прежде всего, между Волгой и Уралом, а также на востоке.Особое место в истории трубопроводного транспорта занимает прокладка бензопровода по дну Ладожского озера. Этот трубопровод помог ленинградцам выдержать блокаду. Проект был подготовлен в сжатые сроки, поэтому многие узлы и элементы строили по эскизам. Он был сооружен за 43 дня – с 5 мая по 16 июня 1942 года. Ежедневно трубопровод подавал 400-600 тонн топлива в Ленинград. Бензопровод проработал без аварий более двадцати месяцев и отключен после снятия блокады.После войны интенсивный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Строятся новые нефтепроводы.К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства новых магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах - лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит российской нефти.Происходит полная реорганизация нефтяной промышленности и в России.1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России.

ГЛАВА II

mirznanii.com

Трубопроводный транспорт нефти и газа

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I 5

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР) 5

ГЛАВА II 7

МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ 7

ГЛАВА III 9

БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН 9

Технические характеристики. 9

Технология работы. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

 

ВВЕДЕНИЕ

Нефть, нефтепродукты и  газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным  транспортом.

Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются  по степени развития и регионального  размещения, по уровню технической  оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных  грузопотоков по пропускной и провозной  способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям  и другим данным.

Тема моего реферата выбрана неслучайно. Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура "по совместительству" является транспортным средством. Движение груза осуществляют насосные станции. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала.

Тема привлекла нас  своей актуальностью и в то же время неосвещённостью: не каждый, к сожалению, знает, что значит словосочетание "трубопроводный транспорт", хотя он играет важную роль в нашей обычной  жизни. Например, самый повседневный вид трубопроводного транспорта -- водопровод и канализация.

Наш интерес к теме реферата легко объясним.

Во-первых, не секрет, что  Россия является одним из крупнейших экспортёров нефти и газа в  мире, а также в нашей стране проходит немало магистральных трубопроводов.

Во-вторых, трубопроводный транспорт  обладает большим количеством достоинств:

1. Магистральные трубопроводы  позволяют обеспечить возможность  подачи практически неограниченного  потока нефти, автобензинов, дизельных  и реактивных топлив в любом  направлении;

2. По магистральным трубопроводам  можно осуществлять последовательную  перекачку нефти разных сортов  или нефтепродуктов различных  видов, а также разных газов;

3. Работа магистральных  трубопроводов непрерывна, планомерна  в течение года, месяца, суток  и не зависит от климатических,  природных, географических и других  условий, что гарантирует бесперебойное  обеспечение потребителей;

4. Трубопровод может быть  проложен практически во всех  районах РФ, направлениях, в любых  инженерно-геологических, топографических  и климатических условиях;

5. Трасса трубопровода -- это кратчайший путь между  начальным и конечным пунктами  следования и может быть значительно  короче, чем трассы других видов  транспорта;

6. Сооружение трубопроводов  проводят в сравнительно непродолжительные  сроки, что обеспечивает быстрое  освоение нефтяных и газовых  месторождений, мощности нефтеперекачивающих  заводов;

7. На магистральных трубопроводах  может быть обеспечено применение  частично или полностью автоматизированных  систем управления технологическими  процессами (АСУ ТП) перекачки нефти,  нефтепродуктов и газа;

8. Трубопроводный транспорт  имеет лучшие технико-экономические  показатели по сравнению с  другими видами транспорта нефтяных  грузов, а для транспорта природного  газа, находящегося в газообразном  состоянии, является единственно  возможным.

Возможность значительной автоматизации  и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами способствует поддержанию  оптимальных режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода  электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала.

Однако несмотря на упомянутые преимущества, нужно отметить и два  существенных недостатка: большой расход металла и "жёсткость" трассы перевозок, то есть невозможность изменения  направления перевозок нефти, нефтепродуктов или газа после постройки трубопровода.

Итак, целью нашей работы является изучение трубопроводного транспорта и технологии его работы.

 

ГЛАВА I

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР)

Трубопроводный транспорт  России имеет более чем вековую  историю. У истоков создания трубопроводного  транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов  обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет  российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного  транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские  ученые, инженеры и изобретатели.

Появление трубопроводного  транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах.

С 70-х годов бурдюки  были вытеснены деревянными бочками  емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Дмитрия Ивановича Менделеева не было принято.

В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера, предприимчивого организатора технического производства, Александра Вениаминовича Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании "Братья Нобель" Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.

Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. После подписания контракта 25-летний В.Г. Шухов получает полную свободу действий по проектированию и строительству этого трубопровода. Ему предстояло впервые в России спроектировать полный комплекс сооружений трубопровода и воплотить проект в жизнь.

Поездка В.Г. Шухова в Америку накануне прибытия в Баку, безусловно, оказала влияние на эту работу. Ведь американцы практически осуществилиидею Д.И. Менделеева, считавшего, что "необходимо, и даже крайне, проложить трубы и по ним вести сырую нефть до морских судов или до заводов, расположенных на море". Несколько позже Д.И. Менделеев писал по этому поводу: "Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути".

Шухов активно приступает к организационным работам по подготовке к прокладке трубопровода. Трубы для нефтепровода были выписаны из Америки, поскольку по качеству, низкой цене, быстроте поставок они были вне конкуренции. Строительство трубопровода сопровождалось постоянным противодействием его противников - владельцев бондарных предприятий, контор по перевозке нефти и самих возчиков. Поджог строительного склада в Балаханах, нарушение целостности труб, множество других помех при строительстве вынуждают Л.Нобеля прибегнуть к таким мерам, как охрана трассы, перекупка возчиков.

Трудности не сломили В.Г. Шухова, трубопровод был построен, и 1878 год вошел в историю как год строительства первого промыслового нефтепровода в России, а сам трубопровод явился родоначальником гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующейся в настоящее время.

В 1881 году В.Г. Шухов публикует свою работу "Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности", которая на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. К 1883 году общая длина нефтепроводов в Бакинском районе составила 96 км с общей пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в сутки. Трубопроводы практически вытеснили все другие виды перевозок нефти.

Одновременно со строительством промысловых трубопроводов обсуждается  вопрос о дальнем транспорте нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, поскольку с увеличением нефтедобычи в Баку все чаще и чаще возникали проблемы с отправкой нефти и керосина в другие районы России. Идея трубопровода постоянно обсуждалась среди прогрессивных ученых и политиков.

К концу 1914 года общая протяженность  нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278,7 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14,000 км, в том числе магистральных 7,000 км. Уровень развития трубопроводного транспорта был явно не в пользу России, хотя уровень технической оснащенности был примерно одинаков.

С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный  лад. Фронт и тыл надо было обеспечить горючим, для этого следовало: во-первых, всемерно увеличить добычу нефти в старых нефтяных районах; во-вторых, резко повысить добычу нефти в новых нефтяных районах и, прежде всего, между Волгой и Уралом, а также на востоке.

Особое место в истории  трубопроводного транспорта занимает прокладка бензопровода по дну Ладожского озера. Этот трубопровод помог ленинградцам выдержать блокаду. Проект был подготовлен  в сжатые сроки, поэтому многие узлы и элементы строили по эскизам. Он был сооружен за 43 дня - с 5 мая по 16 июня 1942 года. Ежедневно трубопровод  подавал 400-600 тонн топлива в Ленинград. Бензопровод проработал без аварий более двадцати месяцев и отключен после снятия блокады.

После войны интенсивный  рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых  районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Строятся новые нефтепроводы.

К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства  новых магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее  имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах - лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит  российской нефти.

Происходит полная реорганизация  нефтяной промышленности и в России. 1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России.

ГЛАВА II

МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Магистральными называют трубопроводы, предназначенные для  дальнего транспорта жидких, газообразных и твёрдых сыпучих продуктов, от мест их добычи, получения, переработки (условная начальная точка трубопровода) к местам потребления (условная конечная точка).

Наиболее широко трубопроводы используются для перекачки природных  газов, нефтей и нефтепродуктов, однако по трубопроводам перекачивают на большие  расстояния и воду (магистральные  водоводы), уголь в виде водных суспензий (углепроводы), расплавленную серу, инертные сыпучие материалы. На десятки  километров транспортируют по трубам минеральную воду, молоко и другие продукты.

Наконец, нельзя не отметить, что своевременная и наиболее надёжная доставка горючего для снабжения  быстро перемещающихся воинских частей может быть осуществлена в основном с помощью так называемых полевых  нефтепродуктоводов. Этот способ доставки горючего используется в армиях и  флотах многих стран.

Все перечисленные выше виды трубопроводов относятся к сухопутным трубопроводам, так как прокладываются по территории материка.

Увеличение мировой добычи нефти и газа в шельфах и  акваториях океанов и морей потребовало  прокладки магистральных трубопроводов  под водой как с заглублением их в грунт, так и без заглубления. Такие трубопроводы называют морскими. Иногда магистральный трубопровод  имеет морскую и сухопутную часть. Такой трубопровод называют сухопутно-морским.

Магистральный трубопровод -- сооружение линейного типа, представляющее непрерывную трубу, вдоль которой размещаются сооружения, обеспечивающие перекачку транспортируемого продукта при заранее заданных параметрах (давлении, температуре, пропускной способности и т.п.). В отличие от других линейных сооружений, таких, как автодороги, железные дороги, магистральный трубопровод в течение всего срока эксплуатации находится в сложном напряжённом состоянии под воздействием внутреннего давления перекачиваемого продукта и работает как сосуд высокого давления.

Состав сооружений и их назначение зависят от вида транспортируемого  продукта.

Магистральный трубопровод  состоит из следующих комплексов сооружений:

- подводящие трубопроводы, связывающие источники нефти  или нефтепродуктов с головными  сооружениями трубопроводов. По  этим трубопроводам перекачивают  нефть от промысла или нефтепродукт  от завода в резервуары головной  станции;

- головная перекачивающая  станция, на которой собирают  нефть или нефтепродукты, предназначенные  для перекачки по магистральному  трубопроводу. Здесь проводят приёмку  нефти (нефтепродуктов), разделение  их по сортам, учёт и перекачку  на следующую станцию;

- промежуточные перекачивающие  станции, на которых нефть и  нефтепродукт, поступающие с предыдущей  станции, перекачивают далее;

- конечный пункт, где  принимают продукт из трубопровода, распределяют потребителям или  отправляют далее другими видами  транспорта;

- линейные сооружения  трубопровода, к которым относятся  собственно трубопровод, линейные  колодцы на трассе, станции катодной  и протекторной защиты, дренажные  установки, а также переходы  через водные препятствия, железные  и автогужевые дороги. Кроме того, к ним относятся вертолётные  площадки, дома обходчиков, линии  связи, грунтовые дороги, сооружаемые  вдоль трассы трубопроводов.

Линейная часть трубопровода сооружается про трём конструктивным схемам: подземной, наземной и надземной.

Подземная схема составляет около 98% от общей длины всех построенных  трубопроводов. По этой схеме трубы  укладывают ниже естественной поверхности  грунта.

stud24.ru

Трубопроводный транспорт

Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Кафедра "Железнодорожные станции и узлы" РЕФЕРАТ по дисциплине "Общий курс транспорта" на тему: "ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" Выполнили студенты гр.УПП-804 Богомолова А. В. Куртин А. Р. Проверила Гарбузова З.Н. Санкт-Петербург 2009

СОДЕРЖАНИЕ Введение ГЛАВА I Зарождение и развитие трубопроводного транспорта ГЛАВА II Классификация трубопроводов Гидро- и пневмотранспорт контейнеров Технологические трубопроводы Магистральные трубопроводы ГЛАВА III Баку-Тбилиси-Джейхан Технические характеристики Технология работы Заключение Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ Нефть, нефтепродукты и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом. Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются по степени развития и регионального размещения, по уровню технической оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных грузопотоков по пропускной и провозной способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям и другим данным. Тема нашего реферата выбрана неслучайно. Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура "по совместительству" является транспортным средством. Движение груза осуществляют насосные станции. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала. Тема привлекла нас своей актуальностью и в то же время неосвещённостью: не каждый, к сожалению, знает, что значит словосочетание "трубопроводный транспорт", хотя он играет важную роль в нашей обычной жизни. Например, самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация. Наш интерес к теме реферата легко объясним. Во-первых, не секрет, что Россия является одним из крупнейших экспортёров нефти и газа в мире, а также в нашей стране проходит немало магистральных трубопроводов. Во-вторых, трубопроводный транспорт обладает большим количеством достоинств: 1.                Магистральные трубопроводы позволяют обеспечить возможность подачи практически неограниченного потока нефти, автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении; 2.                По магистральным трубопроводам можно осуществлять последовательную перекачку нефти разных сортов или нефтепродуктов различных видов, а также разных газов; 3.                Работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, природных, географических и других условий, что гарантирует бесперебойное обеспечение потребителей; 4.                Трубопровод может быть проложен практически во всех районах РФ, направлениях, в любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях; 5.                Трасса трубопровода — это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта; 6.                Сооружение трубопроводов проводят в сравнительно непродолжительные сроки, что обеспечивает быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих заводов; 7.                На магистральных трубопроводах может быть обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов и газа; 8.                Трубопроводный транспорт имеет лучшие технико-экономические показатели по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов, а для транспорта природного газа, находящегося в газообразном состоянии, является единственно возможным. Возможность значительной автоматизации и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами способствует поддержанию оптимальных режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала. Однако несмотря на упомянутые преимущества, нужно отметить и два существенных недостатка: большой расход металла и "жёсткость" трассы перевозок, то есть невозможность изменения направления перевозок нефти, нефтепродуктов или газа после постройки трубопровода. Итак, целью нашей работы является изучение трубопроводного транспорта и технологии его работы.

ГЛАВА I ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР) Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские ученые, инженеры и изобретатели.

Появление трубопроводного транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах. С 70-х годов бурдюки были вытеснены деревянными бочками емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Дмитрия Ивановича Менделеева не было принято. В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера, предприимчивого организатора технического производства, Александра Вениаминовича Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании "Братья Нобель" Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно. Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. После подписания контракта 25-летний В.Г. Шухов получает полную свободу действий по проектированию и строительству этого трубопровода. Ему предстояло впервые в России спроектировать полный комплекс сооружений трубопровода и воплотить проект в жизнь. Поездка В.Г. Шухова в Америку накануне прибытия в Баку, безусловно, оказала влияние на эту работу. Ведь американцы практически осуществили идею Д.И. Менделеева, считавшего, что "необходимо, и даже крайне, проложить трубы и по ним вести сырую нефть до морских судов или до заводов, расположенных на море". Несколько позже Д.И. Менделеев писал по этому поводу: "Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути". Шухов активно приступает к организационным работам по подготовке к прокладке трубопровода. Трубы для нефтепровода были выписаны из Америки, поскольку по качеству, низкой цене, быстроте поставок они были вне конкуренции. Строительство трубопровода сопровождалось постоянным противодействием его противников - владельцев бондарных предприятий, контор по перевозке нефти и самих возчиков. Поджог строительного склада в Балаханах, нарушение целостности труб, множество других помех при строительстве вынуждают Л.Нобеля прибегнуть к таким мерам, как охрана трассы, перекупка возчиков. Трудности не сломили В.Г. Шухова, трубопровод был построен, и 1878 год вошел в историю как год строительства первого промыслового нефтепровода в России, а сам трубопровод явился родоначальником гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующейся в настоящее время. В 1881 году В.Г. Шухов публикует свою работу "Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности", которая на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. К 1883 году общая длина нефтепроводов в Бакинском районе составила 96 км с общей пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в сутки. Трубопроводы практически вытеснили все другие виды перевозок нефти. Одновременно со строительством промысловых трубопроводов обсуждается вопрос о дальнем транспорте нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, поскольку с увеличением нефтедобычи в Баку все чаще и чаще возникали проблемы с отправкой нефти и керосина в другие районы России. Идея трубопровода постоянно обсуждалась среди прогрессивных ученых и политиков. К концу 1914 года общая протяженность нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278,7 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14,000 км, в том числе магистральных 7,000 км. Уровень развития трубопроводного транспорта был явно не в пользу России, хотя уровень технической оснащенности был примерно одинаков. События, последовавшие после 1914 года, не были созидательными. Война, революция, вновь война, но уже гражданская, не способствовали строительству трубопроводов. С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный лад. Фронт и тыл надо было обеспечить горючим, для этого следовало: во-первых, всемерно увеличить добычу нефти в старых нефтяных районах; во-вторых, резко повысить добычу нефти в новых нефтяных районах и, прежде всего, между Волгой и Уралом, а также на востоке. Особое место в истории трубопроводного транспорта занимает прокладка бензопровода по дну Ладожского озера. Этот трубопровод помог ленинградцам выдержать блокаду. Проект был подготовлен в сжатые сроки, поэтому многие узлы и элементы строили по эскизам. Он был сооружен за 43 дня – с 5 мая по 16 июня 1942 года. Ежедневно трубопровод подавал 400-600 тонн топлива в Ленинград. Бензопровод проработал без аварий более двадцати месяцев и отключен после снятия блокады. После войны интенсивный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Строятся новые нефтепроводы. К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства новых магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах - лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит российской нефти. Происходит полная реорганизация нефтяной промышленности и в России. 1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России.   ГЛАВА II КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ  SHAPE  \* MERGEFORMAT

Трубопроводный транспорт

Магистральные трубопроводы (магистральный трубопроводный транспорт)

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ КОНТЕЙНЕРОВ До недавнего времени перемещение жидких, сыпучих и газообразных материалов осуществлялось, как правило, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Вместе с тем увеличивавшиеся с каждым годом объёмы перевозок указанных материалов начали требовать не только дальнейшего развития и совершенствования существующих транспортных систем, но и изыскания новых и эффективных способов транспортирования грузов, отличающихся простотой и высокими экономическими показателями. В связи с этим большое значение стали иметь исследовательские и опытно-конструкторские работы в области трубопроводного транспорта контейнеров (ТТК). При этом исследуются два вида ТТК: напорный и безнапорный. В первом случае контейнеры транспортируются по трубопроводу под действием напора воды (гидравлический трубопроводный транспорт контейнеров(ГТТК)) или сжатого воздуха (пневматический трубопроводный транспорт контейнеров(ПТТК)). При безнапорном транспорте перемещение контейнеров осуществляется с помощью различного рода движителей или тяговых механизмов. Лабораторные и опытно-промышленные испытания нового вида транспорта показали, что практическое применение ТТК позволяет не только освоить значительные грузопотоки, но и обеспечить при этом полную сохранность перевозимого груза и комплексную механизацию и автоматизацию всего транспортного процесса. Системам ТТК присуща универсальность, что даёт возможность одинаково успешно перемещать сыпучие, жидкие и другие материалы. Стоит подчеркнуть, что в системах гидро- и пневмотранспорта можно обходиться без твёрдых оболочек—контейнеров; при этом перемещаемому грузу предварительно придаётся соответствующая форма (нерастворимые в несущей жидкой среде пастообразные цилиндрические бруски в системах гидротранспорта; специальные пробки, сформованные из перемещаемой среды, в системах пневмотранспорта). Контейнерный трубопроводный гидро- и пневмотранспорт принадлежит к новым, быстро развивающимся видам промышленного транспорта. Основные преимущества этого вида транспорта — высокая пропускная способность, регулярность движения и высокая степень автоматизации, отсутствие помех других видам транспорта, независимость от погодных условий, исключение потерь грузов в пути. Первые схемы контейнерного трубопроводного пневмотранспорта были предложены 150 лет назад в Англии. В 40-х гг. прошлого века в Англии, а затем во Франции были построены так называемые "атмосферические" дороги, на которых рельсовые или колёсные экипажи приводились в движение поршнем, перемещавшимся в трубопроводе с продольной щелью под действием нагнетания или отсасывания воздуха. Низкая экономичность, конструкционное несовершенство, а также нерешённая проблема безопасности пассажиров—всё это привело к отказу от этого вида транспорта, и в дальнейшем развитие получило лишь пневматическое транспортирование капсул в трубопроводах малого диаметра—пневмопочта (1853 г.). Следует отметить необычно широкую область возможного использования контейнерного трубопроводного пневмотранспорта — перевозка больших масс сыпучих грузов из карьеров к местам их переработки, транспортирование радиоактивных отходов атомных электростанций, внутризаводской транспорт, транспортирование грузов на торговых предприятиях. ГТТК также обладает рядом несомненных преимуществ. Так, при ГТТК происходит частичное или полное обезвзвешение движущегося контейнера с грузом, что , в свою очередь, позволяет значительно снизить энергозатраты на перемещение груза и уменьшить износ трубопроводов по сравнению, например, с ПТТК или обычным гидротранспортом твёрдых сыпучих материалов в смеси с водой (пульпы). Немаловажное значение имеет и тот факт, что при использовании ГТТК полностью исключается применение различных тяговых или колёсных приспособлений. По способу создания движущего перепада давления системы контейнерного трубопроводного пневмотранспорта могут быть напорными, вакуумными или напорно-вакуумными. При больших расстояниях транспортирования наиболее перспективными являются напорные системы. В системах гидротранспорта также применяются в основном напорные системы. По трубопроводу под действием перепада давления могут перемещаться единичные контейнеры, сцепки связанных друг с другом контейнеров, последовательность не связанных между собой единичных контейнеров или их сцепок.

coolreferat.com

Особенности трубопроводного транспорта нефтепродуктов

Первые нефтепродуктопроводы были узкоспециализированными, т. е. служили для перекачки какого-то одного нефтепродукта (керосинопровод, бензопровод и т. д.). Поскольку объемы перекачки каждого отдельного нефтепродукта были невелики, то и диаметры нефтепродуктопроводов были относительно малы.

С развитием трубопроводного транспорта стало ясно, что строить трубопроводы большего диаметра целесообразнее — в этом случае металлозатраты, капитальные вложения и эксплуатационные расходы, отнесенные к 1 т перекачиваемого нефтепродукта, меньше. Тем не менее существует проблема - где взять соответствующее повышенному диаметру количество нефтепродукта? Выход был найден в организации перекачки по одному трубопроводу сразу нескольких жидкостей в виде следующих друг за другом партий.

Метод последовательной перекачки заключается в том, что различные по свойствам нефтепродукты отдельными партиями определенных объемов перекачиваются друг за другом по одному трубопроводу. Периодически повторяющаяся очередность следования нефтепродуктов в трубопроводе называется циклом последовательной перекачки.

Последовательность партий нефтепродуктов в цикле формируется с учетом их состава, свойств и качества. Рекомендуется следующая последовательность нефтепродуктов в цикле:

1. Дизельное топливо летнее.

2. Дизельное топливо экспортное.

3. Дизельное топливо летнее.

4. Топливо для реактивных двигателей.

5. Дизельное топливо зимнее.

6. Дизельное топливо летнее.

7. Керосин или топливо печное бытовое.

8. Дизельное топливо летнее.

9. Автобензин А-98.

10. Автобензин А-95.

11. Автобензин А-93.

12. Автобензин А-92.

13. Автобензин А-76.

14. Автобензин А-72.

Далее цикл повторяется. При меньшей номенклатуре нефтепродуктов в цикле следует придерживаться рекомендуемых пар контактирующих жидкостей.

В период закачки в нефтепродуктопровод очередной партии какого-либо продукта другие нефтепродукты, поступающие с НПЗ, принимаются в резервуары головной перекачивающей станции.

Особенностью последовательной перекачки является образование некоторого количества смеси в зоне контакта двух следующих друг за другом нефтепродуктов. Причиной смесеобразования является неравномерность осредненных местных скоростей по сечению трубопровода. Кроме того, некоторое количество смеси образуется при переключении задвижек на головной перекачивающей станции в период смены нефтепродукта.

Для уменьшения объема смеси в отдельных случаях в зону контакта нефтепродуктов вводят специальные устройства — разделители (дисковые, манжетные, шаровые и др.). Кроме того, на конечном пункте нефтепродуктопровода предусматриваются мероприятия по исправлению и реализации получающейся смеси нефтепродуктов.

Успешное осуществление технологии последовательной перекачки невозможно без четкого контроля за продвижением смеси. Методы и приборы контроля последовательной перекачки основаны на различии свойств перекачиваемых жидкостей. Контроль осуществляют по изменению плотности, вязкости, диэлектрической постоянной, скорости распространения ультразвука и др. В отдельных случаях в зону контакта нефтепродуктов вводят вещество-индикатор, которое распределяется по длине зоны смеси в соответствии с изменением концентрации. В качестве таких индикаторов могут применяться радиоактивные изотопы (кобальта, сурьмы, йода, бария), флуоресцентные красители и др.

studfiles.net

Развитие - трубопроводный транспорт - нефть

Развитие - трубопроводный транспорт - нефть

Cтраница 1

Развитие трубопроводного транспорта нефти, газа и нефтепродуктов и их хранения основывается на использовании достижений науки и техники и непрерывном повышении технического уровня производства. Экономика подотрасли изучает основные направления научно-технического прогресса и определяет методы оценки его экономической эффективности, а также пути и способы стимулирования работников отрасли к непрерывному техническому совершенствованию производства.  [1]

Развитие трубопроводного транспорта нефтей и нефтепродуктов предусматривает широкое внедрение последовательной перекачки.  [2]

Развитие трубопроводного транспорта нефтей и нефтепродуктов предусматривает широкое внедрение последовательной перекачки их по одному трубопроводу.  [3]

Развитие трубопроводного транспорта нефти неразрывно связано с историей развития нефтяной промышленности. От первого нефтепровода диаметром 50 мм и протяженностью всего несколько километров, построенного в России в 1878 г. ( от промыслов Баку до нефтеперерабатывающего завода), до нефтепроводов диаметром 1220 мм и протяженностью свыше тысячи километров нефтепроводы Сургут - Полоцк, Усть-Балык - Альметьевск), сооруженных в последние годы, - таков путь этого развития.  [5]

Развитие трубопроводного транспорта нефти, нефтепродукта и газа нашей страны находится на таком этапе, когда главной задачей является достижение максимальной эффективности производства и высокого качества продукции.  [6]

Перспективы развития трубопроводного транспорта нефти в России связаны с расширением четырех генеральных экспортных направлений: Восточно-Сибирского, Северо-Балтийского.  [7]

С развитием трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов во многом аналогичными нефтебазам объектами стали перекачивающие станции магистральных нефтепродуктопрово-дов, которые по назначению могут быть головными или промежуточными, а также наливными пунктами.  [8]

С развитием трубопроводного транспорта нефти нефтеперерабатывающие заводы, вырабатывающие газы, необходимые для хлорной промышленности, в последнее время располагаются п местах потребления продуктов нефтепереработки, а не в местах добычи нефти. Так, например, южноуральская нефть по трубопроводу транспортируется в Сибирь, п на трассе крупного сибирского нефтепровода - в Омске, Иркутске - - возникают крупные нефтехимические заводы.  [9]

Параллельно с развитием трубопроводного транспорта нефти и газа растут требования к надежности трубопровода и его отдельных объектов.  [10]

В то же время развитие трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов и газа на большие расстояния требует в настоящее время производства труб диаметром до 1000 мм и уменьшения толщины их стенок в целях экономии металла.  [11]

Рассмотрены формирование и перспективные направления развития трубопроводного транспорта нефти Республики Казахстан; с учетом острой необходимости в дальнейшей эволюции трубопроводного транспорта нефти в Казахстане проанализирован физико-химический состав нефтей и технологий их транспорта; освещен вклад науки в решение проблем транспорта высоковязких и высокозастывающих нефтей.  [12]

В данном конспекте лекций рассмотрены основные этапы развития трубопроводного транспорта нефти, и значительное внимание уделяется людям, стоящим у истоков этого вида транспорта нефти и нефтепродуктов.  [13]

В современных условиях особую актуальность и значение для развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов России приобретает эффективное кадровое сопровождение реформ и мероприятий по реструктуризации и повышению эффективности трубопроводного транспорта. Для обслуживания системы магистральных трубопроводов, аналогов которой нет в мире, требуются специалисты высокого класса. Одной из важнейших задач становится организация целенаправленного дополнительного образования в трубопроводном транспорте, обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку руководителей и специалистов предприятий на всем протяжении их трудовой деятельности.  [14]

Научное творчество В.Ф. Новоселова совпало с бурным развитием, скачком в развитии трубопроводного транспорта нефти и газа и это предопределило его основные интересы.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов

Минимальное заглубление  трубопроводов до верха трубы  должно быть не менее (м): 

при обычных условиях прокладки 0,8 

на болотах, подлежащих осушению 1,1 

в песчаных барханах 1,0 

в скальных грунтах, болотистой местности при 

отсутствии проезда автотранспорта и сельхозмашин 0,6 

на пахотных и  орошаемых землях 1,0 

при пересечении  каналов 1,1 

Линейные задвижки устанавливаются по трассе трубопровода не реже, чем через 30 км, с учетом рельефа местности таким образом, чтобы разлив нефти в случае возможной  аварии был минимальным. Кроме того, линейные задвижки размещаются на выходе из НПС и на входе в них, на обоих  берегах пересекаемых трубопроводом  водоемов, по обеим сторонам переходов  под автомобильными и железными  дорогами. 

Станции катодной защиты располагаются вдоль трассы трубопровода в соответствии с расчетом. Протекторная защита применяется в местах, где  отсутствуют источники электроснабжения. Дренажные установки размещаются  в местах воздействия на трубопровод  блуждающих токов (линии электрифицированного транспорта, линии электропередач и  др.). 

При переходах через  водные преграды трубопроводы, как  правило, заглубляются ниже уровня дна. Для предотвращения всплытия на трубопроводах  монтируют чугунные или железобетонные утяжелители (пригрузы) различной конструкции. Кроме основной укладывают резервную нитку перехода того же диаметра. На пересечениях железных и крупных шоссейных дорог трубопровод укладывают в патроне (кожухе) из труб, диаметр которых не менее, чем на 200 мм больше. При пересечении естественных и искусственных препятствий применяют также надземную прокладку трубопроводов (на опорах, либо за счет собственной жесткости трубы). 

Вдоль трассы трубопровода проходят линии связи, линии электропередачи, а также грунтовые дороги. Линии  связи, в основном, имеют диспетчерское  назначение. Это очень ответственное  сооружение, т.к обеспечивает возможность оперативного управления согласованной работой перекачивающих станций на расстоянии нескольких сот километров. Прекращение работы связи, как правило, влечет за собой остановку перекачки по трубопроводу. Линии электропередач служат для электроснабжения перекачивающих станций, станций катодной защиты и дренажных установок. По вдольтрассовым дорогам перемещаются аварийно-восстановительные бригады, специалисты электрохимической защиты, обходчики и др. 

Вертолетные площадки предназначены для посадок вертолетов, осуществляющих патрулирование трассы трубопроводов. 

На расстоянии 10...20 км друг от друга вдоль трассы размещены  дома обходчиков. В обязанности обходчика  входит наблюдение за исправностью своего участка трубопровода. 

Основными достоинствами  трубопроводного транспорта являются: 

1) возможность прокладки  трубопровода в любом направлении  и на любое расстояние - это  кратчайший путь между начальным  и конечным пунктами; 

2) бесперебойность  работы и соответственно гарантированное  снабжение потребителей, независимо  от погоды, времени года и суток; 

3) наибольшая степень  автоматизации; 

4) высокая надежность  и простота в эксплуатации; 

5) разгрузка традиционных  видов транспорта. 

К недостаткам трубопроводного  транспорта относятся: 

1) большие первоначальные  затраты на сооружение магистрального  трубопровода, что делает целесообразным  применение трубопроводов только  при больших, стабильных грузопотоках; 

2) определенные ограничения  на количество сортов (типов, марок)  энергоносителей, транспортируемых  по одному трубопроводу; 

3)"жесткость"  трассы трубопровода, вследствие  чего для организации снабжения  энергоносителями новых потребителей  нужны дополнительные капиталовложения.

2. Область применения  различных видов транспорта 

Различные виды транспорта энергоносителей применяются как  в чистом виде, так и в комбинации друг с другом. 

Транспортировка нефти. 

Нефть в нашей  стране доставляют всеми видами транспорта (даже автомобильным на коротких расстояниях). 

Возможных схем доставки нефти на НПЗ всего пять: 

1) использование  только магистральных нефтепроводов; 

2) использование  только водного транспорта; 

3) использование  только железнодорожного транспорта 

4) сочетание трубопроводного  транспорта нефти с водным, либо железнодорожным 

5) сочетание водного  и железнодорожного транспорта  друг с другом. 

Транспортировка газа. 

В нашей стране практически  весь газ транспортируется потребителям по трубопроводам. Исключение составляют сжиженные гомологи метана (этан, пропан, бутаны), транспортируемые танкерами, а также в цистернах или  баллонах. 

Транспортировка нефтепродуктов. 

Перевозки нефтепродуктов в нашей стране осуществляются железнодорожным, речным, морским, автомобильным, трубопроводным, а в ряде случаев и воздушным  транспортом. Причем но трубопроводам  транспортируют только светлые нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин), печное топливо и мазут, а другими видами транспорта перевозят все виды нефтепродуктов. 

При использовании  трубопроводного транспорта нефтепродукты  поступают с НПЗ на головную перекачивающую станцию и далее перекачиваются по магистральному нефтепродуктопроводу (МНПП). В конце МНПП находится  крупная нефтебаза откуда нефтепродукты автоцистернами доставляются потребителям. Частичная реализация нефтепродуктов производится и по пути следования МНПП. Для этого производятся периодические сбросы нефтепродуктов на пункты налива железнодорожных цистерн, либо на попутные нефтебазы. Этот способ не имеет ограничений на дальность перевозок. 

Другой способ - налив  нефтепродуктов в автоцистерны непосредственно  на НПЗ и доставка груза в них  напрямую потребителям. В этом случае исключаются перегрузка нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, а, следовательно, и их потери при  этом. Однако чем больше дальность  транспортировки, тем больше нефтепродуктов уходит на собственное потребление  автоцистерн. Поэтому автомобильный  транспорт применяется преимущественно  при небольшой дальности перевозок. 

Два других способа  в общем случае в пути предусматривают  перевалку с одного вида транспорта на другой (с железнодорожного на водный или наоборот). Перевалка осуществляется с использованием резервуаров перевалочной нефтебазы. В конце пути нефтепродукты поступают на распределительную нефтебазу, с которой они автотранспортом доставляются близлежащим потребителям. Данные способы также не имеют ограничений на расстояние транспортирования. Однако чем выше дальность перевозок, тем больше требуется железнодорожных цистерн, танкеров и барж для доставки одного и того же количества нефтепродуктов. Кроме того при перевалках возникают дополнительные потери грузов. 

Таким образом, хотя трубопроводный транспорт нефтепродуктов в нашей стране не является основным, он имеет большие перспективы  для своего дальнейшего развития, т.к наиболее удобен и допускает наименьшие потери транспортируемых продуктов.

Трубопроводный транспорт.

ВВЕДЕНИЕ 

Нефть, нефтепродукты  и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и  автомобильным транспортом. 

Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются  по степени развития и регионального  размещения, по уровню технической  оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных  грузопотоков по пропускной и провозной  способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям  и другим данным. 

Тема нашего реферата выбрана неслучайно. Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура "по совместительству" является транспортным средством. Движение груза осуществляют насосные станции. Трубопроводный транспорт дешевле  железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала. 

Тема привлекла  нас своей актуальностью и  в то же время неосвещённостью: не каждый, к сожалению, знает, что значит словосочетание "трубопроводный транспорт", хотя он играет важную роль в нашей обычной жизни. Например, самый повседневный вид трубопроводного транспорта -- водопровод и канализация. 

Наш интерес к  теме реферата легко объясним. 

Во-первых, не секрет, что Россия является одним из крупнейших экспортёров нефти и газа в  мире, а также в нашей стране проходит немало магистральных трубопроводов. 

Во-вторых, трубопроводный транспорт обладает большим количеством  достоинств: 

1. Магистральные  трубопроводы позволяют обеспечить  возможность подачи практически  неограниченного потока нефти,  автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении; 

2. По магистральным  трубопроводам можно осуществлять  последовательную перекачку нефти  разных сортов или нефтепродуктов  различных видов, а также разных  газов; 

3. Работа магистральных  трубопроводов непрерывна, планомерна  в течение года, месяца, суток  и не зависит от климатических,  природных, географических и других  условий, что гарантирует бесперебойное  обеспечение потребителей; 

4. Трубопровод может  быть проложен практически во  всех районах РФ, направлениях, в  любых инженерно-геологических,  топографических и климатических  условиях; 

5. Трасса трубопровода -- это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта; 

6. Сооружение трубопроводов  проводят в сравнительно непродолжительные  сроки, что обеспечивает быстрое  освоение нефтяных и газовых  месторождений, мощности нефтеперекачивающих  заводов; 

7. На магистральных  трубопроводах может быть обеспечено  применение частично или полностью  автоматизированных систем управления  технологическими процессами (АСУ  ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов  и газа; 

8. Трубопроводный  транспорт имеет лучшие технико-экономические  показатели по сравнению с  другими видами транспорта нефтяных  грузов, а для транспорта природного  газа, находящегося в газообразном  состоянии, является единственно  возможным. 

Возможность значительной автоматизации и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного  управления технологическими процессами способствует поддержанию оптимальных  режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала. 

Однако несмотря на упомянутые преимущества, нужно отметить и два существенных недостатка: большой расход металла и "жёсткость" трассы перевозок, то есть невозможность изменения направления перевозок нефти, нефтепродуктов или газа после постройки трубопровода. 

Итак, целью нашей  работы является изучение трубопроводного  транспорта и технологии его работы. 

 ГЛАВА I 

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР)  

Трубопроводный транспорт  России имеет более чем вековую  историю. У истоков создания трубопроводного  транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов  обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет  российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного  транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские ученые, инженеры и изобретатели. 

Появление трубопроводного  транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений  Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение  жилых кварталов копотью и  сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти  на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов  к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах. 

stud24.ru