Трубопроводный транспорт: нефтепроводы России. Трубопроводы нефти в россии


Основные нефтепроводы России помогите плиз Скажите основные нефтепроводы россии

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д. И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Topneftegaz.ru составил топ-10 российских нефтепроводов. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.

1. Нефтепровод Баку - Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.2. Нефтепровод Балаханы - Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода - 74 млн тонн нефти в год.4. Восточная Сибирь - Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода - 4188 км. Оператор нефтепровода - государственная компания «Транснефть».5. Нефтепровод Грозный - Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий - компанией Transpetrol.7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год.9. Нефтепровод Сургут - Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина - 3250 км, диаметр - 1020 мм, пропускная способность - более 20 миллионов тонн в год.10. Нефтепровод Узень - Атырау - Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».

otvet.mail.ru

Российские трубопроводы: ближайшее будущее - ТЭК 360

Попытаемся заглянуть в будущее — этак на треть столетия вперед. Что может ждать там топливно-энергетический комплекс России и ее трубопроводный транспорт к 2050 году?

Для того чтобы спрогнозировать грядущее, сначала принято оглядываться на минувшее. Треть века назад, в начале 80-х годов ХХ века, Советский Союз уже строил мощные магистральные трубопроводы, которые связывали месторождения Сибири, Урала и Поволжья со странами Восточной и Западной Европы. Это был период, когда уже в европейской части Советского Союза полным ходом шла газификация городов и кое-где даже деревень и сел. Советские ученые разрабатывали новые методы изготовления труб, а также всевозможные механизмы, которые должны были помогать повышать производительность труда. 

Но именно тогда сформировалась специфическая направленность советской нефте- и газопроводной системы. В основном все магистральные трубопроводы шли в одном направлении: с северо-востока на юго-запад. Были и субмеридиональные связи, но их мощность была значительно ниже, чем у субширотных. За Енисеем, в Сибири и на Дальнем Востоке плотность трубопроводной сети была гораздо ниже, чем в европейской части. 

В это время сформировался перекос в снабжении страны в первую очередь природным газом. К примеру, север острова Сахалин, где давно добывали газ, никак не был связан с югом острова, который буквально задыхался зимой в угольном дыму. Таких примеров было очень много. Впрочем, тогда все это объяснялось стратегическими соображениями, и решение вопроса газификации Союза постоянно откладывали «на потом». 

После распада СССР наступил период стагнации для всего трубопроводного транспорта России. Но уже в нулевые стали появляться новые проекты, воплощение которых было связано с развитием экспорта нефти и газа в первую очередь в страны Евросоюза. Это ставшие знаменитыми газопроводы «Голубой поток» и «Северный поток», Балтийская трубопроводная система, сахалинские проекты и, конечно же, система Восточная Сибирь — Тихий океан. Эти проекты помогли вдохнуть новую жизнь в развитие российского трубопроводного транспорта, в развитие отраслевого производства и науки. 

В ближайших планах стоит строительство целого ряда трубопроводов от месторождений Ямала и севера Западной Сибири к уже существующим магистралям, а также развитие системы Восточная Сибирь — Тихий океан, газопровода «Сила Сибири», разработка сахалинских проектов. Тем не менее, нужно признать, что мировая ситуация изменилась, и в этой связи России будет нужно выбрать другие ориентиры для развития своей национальной топливно-энергетической трубопроводной сети. 

Когда в 60-80-е годы прошлого века СССР развивал экспорт углеводородов «на Запад», европейские страны не представляли такой экономический и политический конгломерат, как сейчас. Степень их интеграции была достаточно низка. Тогда еще не было столь развито «зеленое» движение, и весьма ограниченной была энергетика на возобновляемых ресурсах — в основном это были не очень мощные гидроэлектростанции. 

Сейчас Евросоюз уже более 10 лет последовательно продвигает политику поддержки возобновляемой энергетики: в первую очередь ветровой и солнечной. Развиваются энергосберегающие технологии — современный немецкий дом теряет тепло гораздо медленнее, чем даже два десятка лет назад. Исходя из политических соображений Евросоюз, в котором сейчас находятся в том числе три бывшие союзные республики и практически все страны бывшего социалистического лагеря, прилагает серьезные усилия, чтобы сократить зависимость от поставок нефти и газа из России (как, впрочем, и из других стран, не входящих в Евросоюз). Таким образом, нужно признать, что европейский рынок будет сокращаться.

В этой связи вполне логичным является развитие как раз восточного экспортного направления: из Восточной Сибири в Китай. Проекты «Алтай», «Сила Сибири» и ВСТО как раз рассчитаны на углубление российско-китайского энергетического сотрудничества. Кроме этого они предполагают и возможности расширения торговли во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Однако «движение на Восток» имеет и гораздо более глубокое стратегическое значение — это и создание условий для развития промышленности в восточных регионах России, и повышение качества жизни сибиряков и дальневосточников на базе широкой газификации этих регионов. Улучшение же качества жизни, рост производственных мощностей в восточных регионах России может сменить вектор направления переселения жителей России. 

Если сравнивать плотность трубопроводной сети России с другими странами-лидерами этой отрасли, такими как США, то можно заметить, что тихоокеанские соседи проигрывают в области дальних магистральных трубопроводов, зато имеют очень протяженную и разветвленную внутреннюю сеть, покрывающую практически всю мало-мальски населенную территорию страны. Это прекрасный пример и для России — последующие десятилетия могут стать временем роста внутреннего рынка. 

Тем более что и в ближайшее столетие Россия останется в основном холодной страной, и проблема качественного удобного экономичного отопления будет вставать каждую осень. Особое внимание стоит уделить национальным программам по переводу транспорта на природный газ — уже сейчас на него переходят грузовые и служебные автомашины, есть работающие образцы железнодорожного и водного транспорта. Расширение внутреннего рынка, в первую очередь рынка природного газа, потребует увеличения плотности трубопроводной сети. 

Очевидно, в недалеком будущем будут вводиться в эксплуатацию новые месторождения углеводородного сырья — как на Крайнем Севере, так и на Дальнем Востоке. Возможно, станет реальностью и проект трубопровода от Сахалина до Японии или даже до Южной Кореи. Свои региональные трубопроводы могут появиться у месторождений на шельфе Камчатки и Магаданской области, которые обеспечат эти регионы чистым и эффективным топливом. 

К середине XXI века может появиться еще один важный жидкий груз для магистрального трубопроводного транспорта: вода. Изменение климата, которое прогнозируют и российские, и зарубежные ученые, может сделать воду ценным ресурсом, который будут транспортировать по магистральным трубопроводам на дальние расстояния. 

В этой связи возможно появление магистральных трубопроводов нового направления — из водообильных регионов севера России в Среднюю Азию, Китай, на Северный Кавказ, в Крым и Нижнее Поволжье. 

Таким образом, сохранится стабильный спрос на продукцию производителей труб и соответствующей оснастки. Челябинский трубопрокатный завод, ОМК, «Северсталь», ТМК и другие предприятия должны будет в обозримом будущем расширять производство труб новых поколений — хладо- и термостойких, с высокой устойчивостью к любым видам коррозии, высокой прочностью.

География и климат России определяет вектор ее развития в очень большой степени. Еще долго будут нужны ископаемые энергоносители, а следовательно, потребуется поддержание и развитие трубопроводного транспорта. Появятся новые грузы и новые технологические решения, но, чтобы то далекое будущее стало реальностью для наших потомков, его фундамент нужно создавать уже сегодня.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

tek360.rbc.ru

Нефтепроводы России

К основным средствам транспортировки нефти относят трубы. Только по трубам можно безопасно переправлять химические жидкости. В связи с чем, нефтепровод является самым экологичным способом перевозки. К этому преимуществу можно добавить экономичность и масштабность, ведь по трубам можно транспортировать большие объемы. Проложить нефтепровод можно в любых условиях, как под водой, так и под землей.

Виды нефтепроводов

Современные нефтепроводы изготавливают преимущественно из стали. Минимальный диаметр трубы — 10 см, максимальный – 120 см. Обычно трубопроводы прокладывают на глубину от 1 до 2 метров под землей.

Нефтепровод – надежное средство для транспортировки нефти на значительные расстояния. Они представлены тремя основными группами: внутренние, местные и магистральные.

Внутренние

Внутренний нефтепровод имеет небольшую протяженность. Он может функционировать внутри нефтебаз или нефтеперерабатывающих заводов.

Местные

Их основное назначение заключается в соединении элементов транспортной цепи. К примеру, местный нефтяной провод может соединять место, где осуществляется нефтедобыча с пунктом, где происходит ее транспортировка с помощью железнодорожных или судовых средств. Их протяженность значительно превышает длину внутренних, она может достигать от 10 до 100 и даже более километров.

Магистральные

Это самые протяженные трубопроводы, предназначенные для перемещения нефти из мест ее добычи к месту потребления или загрузки на другой транспорт. Они представляют собой сложный комплекс сооружений. Магистральный трубопровод применяется для массовой транспортировки нефти. По его трубам бесперебойно подается неограниченное количество нефти.

Крупнейшие нефтепроводы России

В России создана огромная сеть нефтепроводов. Одним из самых протяженных трубопроводов является «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нефтяной трубопровод соединяет города Тайшет и Находку. Его общая длина составляет 4857 км.

Самый старый нефтепровод России «Дружба». Его протяженность по России составляет около 4000 км., а общая длина – 8900 км. Трубопровод пролегает по разным городам России и зарубежья.

Нефтяная промышленность в России достаточно развита, страна занимает второе место в мире по запасам. В настоящее время курс нефти постоянно меняется, что не может не сказаться на состоянии нефтяной промышленности.

Похожая продукция:

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить

на Ваш сайт.

evrotekhservis.ru

Трубопроводный транспорт: нефтепроводы России

Нефтепроводы России – одна из ключевых составляющих топливно-энергетического сектора экономики страны. На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки.

Классификация трубопроводов

Трубопроводы подразделяются по своему назначению:

  • Местные соединяют объекты в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий.
  • Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров. Связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом.
  • Магистральные — трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром труб от 200 мм до 1400 мм и выше. Расстояние, на которое может подаваться продукция по таким трубопроводам, измеряется сотнями или тысячами километров. Перекачка ведется не одной компрессорной станцией, а несколькими, расположенными по маршруту трубопровода.
  • В зависимости от перекачиваемого нефтепродукта, магистральный трубопровод называют нефтепроводом (перекачка сырой нефти), продуктопроводом (нефтепродукты), мазутопроводом, бензопроводом, керосинопроводом и др.

    Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.

    Развитие нефтепроводов в России

    История развития трубопроводов в России неотъемлемо связана с развитием нефтяной индустрии. В 1901 году в государстве добывалась почти половина всего объема мировой добычи нефти. С увеличением объемов сырья все чаще вставал вопрос об его транспортировке.

    Для снижения загруженности железных дорог и удешевления транспортировки была обоснована экономическая целесообразность строительства трубопроводов.

    Первые магистральные нефтепроводы России общей протяженностью 1147 км были построены на рубеже XIX и XX веков и соединяли промыслы в окрестностях Баку с нефтеперерабатывающими заводами. Инициатива строительства первого продуктопровода принадлежала Д.И. Менделееву.

    План был реализован в 1906 году. Продуктопровод длиной 831 км, размером трубы 200 мм и 13-ю компрессорными станциями был самым крупным в мире на то время и поставлял керосин из Баку в Батуми для последующего экспорта.

    В довоенные годы основные потоки нефти и нефтепродуктов приходились на Каспий, Кавказ и Волжский бассейн. Были введены в эксплуатацию нефтепроводы Грозный-Туапсе (649 км, диаметр 273 мм), Ишимбай-Уфа (169 км, 300 мм) и продуктопроводы Мангышлак – Самара и Усть-Балык – Альметьевск.

    Новый виток развития нефтепроводы России (тогда СССР) получили в послевоенные годы. Пик пришелся на период бурного развития добычи и переработки нефти в Волго-Уральском бассейне и освоении месторождений Сибири. Были построены магистральные трубопроводы значительной протяженности диаметром до 1200 мм.

    Благодаря некоторым из них (например, Сургут – Полоцк), сибирская нефть стала поставляться в центральные регионы России, Беларусь и Прибалтику.

    Достоинства трубопроводного транспорта

    Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века. На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов. Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются:

    • Значительная дальность перекачки, бесперебойная работа, существенная пропускная способность, минимальные потери.
    • Широкий диапазон вязкости перекачиваемых нефтепродуктов.
    • Стабильная работа в разных климатических зонах.
  • Возможность строительства трубопроводов практически в любых областях.
  • Высокий уровень механизации при строительстве.
  • Автоматизация систем контроля над технологическими процессами.
  • Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.

    Крупнейшие нефтепроводы России

  • Баку – Новороссийск — нефтепровод для перекачки каспийской нефти в порт Новороссийска.
  • Балаханы – Черный город — это первый нефтепровод России, введенный в строй еще в 1878 году. Трубопроводная магистраль соединяет Балаханский промысел на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие мощности в окрестностях Баку.
  • Балтийская трубопроводная сеть. Проектная пропускная способность – 74 млн т нефти в год. Соединяет морской порт Приморск с нефтяными промыслами в Западной Сибири и Урало-Поволжском районе.
  • Восточная Сибирь – Тихий океан — трубопровод, соединяющий Сибирские месторождения с наливным портом Козьмино возле Находки. Оператор нефтепровода — ОАО «АК «Транснефть». Протяженность 4188 км дает возможность экспортировать Российскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и США.
  • Нефтепровод «Дружба» — самая крупная в мире система магистральных трубопроводов, построенная для поставок нефти и нефтепродуктов в социалистические государства Восточной Европы. Сейчас эксплуатируется для экспортных поставок в Европу.
  • Грозный – Туапсе — первый Российский магистральный нефтепровод среднего диаметра, построенный еще в начале ХХ века для транспортировки кавказской нефти на черноморское побережье.
  • Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) связывает месторождения западного Казахстана с терминалом на черноморском побережье вблизи Новороссийска.
  • Мурманский трубопровод с пропускной способностью 80 млн т связывает нефтяные промыслы Западной Сибири и морской порт Мурманска.
  • Сургут – Полоцк — нефтепровод, связывающий Западную Сибирь с Беларусью и далее странами Прибалтики и Польшей.
  • Единственный в своем роде подогреваемый магистральный нефтепровод Узень — Атырау – Самара.
  • Экспорт через нефтепроводы

    В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% — на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» — единственная компания-оператор нефтепроводов в России.

    На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании – более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы.

    Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:

    • Балтийский нефтепровод, пропускная способность — 74 млн т в год;
    • Система трубопроводов "Дружба". Одна из веток этой магистрали уходит в Польшу, вторая — в Словакию. Общая пропускная способность — 90 млн т;
    • Черноморские нефтепроводы – 43 млн т.

    Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.

    fcspam.ru

    История развития трубопроводов в России

    Одной из фундаментальных составляющих топливно-энергетического сектора экономики России является обширная сеть ее промышленных трубопроводов, предназначенных для транспортировки газа, нефти, а также большого перечня продуктов ее переработки.

     

    Артерии магистралей пронизывают практически каждый регион страны, связывая субъекты Российской Федерации в единую цепь и выходя за ее пределы в страны ближнего зарубежья, благодаря чему осуществляется экспорт нефтепродуктов.

     

    Развитие трубопроводов в России неразрывно связано с историей добычи «черного золота». В начале XX в. доля нашей страны в этой области составляла почти 50%. Постоянное увеличение запасов нефти и газа требовало скорейшего обеспечения их транспортировки, причем в больших масштабах. Железные дороги уже не могли справиться с этой задачей. Возникла необходимость найти более дешевый и эффективный метод. Решением этой проблемы стало строительство трубопроводов.

     

    Первые сооружения для транспортировки нефти появились в конце XIX  века. Предназначались они для соединения месторождения, разрабатываемого в Баку, с заводами по переработке добываемого сырья. Протяженность трассы составляла более 1140 км. Уже через 10 лет после начала работы этого сооружения, в 1906 году по инициативе гениального химика Д.И. Менделеева был реализован следующий грандиозный проект – строительство первого в России продуктопровода смонтированного из труб диаметром в 200 мм. Протяженность его составила более 830 км. На линии для обеспечения ее бесперебойного функционирования было сооружено 15 станций-компрессоров. На момент запуска в эксплуатацию этот трубопровод, осуществляющий постоянную поставку керосина из Баку в Батуми, был самым крупным в мире. Результатом его строительства стало экспортирование отечественной продукции в зарубежные страны.

     

     

    Cтроительство Продуктопровода для поставки керосина из Баку в Батуми

     

    До 40-х гг. наиболее крупные месторождения разрабатывались на Каспии, Кавказе и в районе Волжского бассейна. Активно эксплуатировались нефтепроводы, по которым транспортировалась нефть из Грозного в Туапсе. Общая протяженность их составляла 650 км, а для строительства были использованы трубы диаметром 273 мм. Были сданы в эксплуатацию трубопровод Ишимбай-Уфа (более 170 км) и продуктопроводы, ведущие из Мангышлака в Самару.

    Строительство трубопровода Грозный - Туапсе

     

    Очередной толчок в развитии российской нефтегазовой отрасли пришелся на конец 40-х – начало 50-х гг. Связано это было с активной разработкой месторождений в бассейне Волги и, конечно, с открытием залежей нефти в Западной Сибири. В кротчайшие сроки от территорий, на которых производились разработки месторождений, были протянуты магистральные трубопроводы протяженностью до 1200 мм. В результате сибирская нефть стала поступать в центр страны, а также в страны Прибалтики и братские государства. Главной артерией стала магистраль, ведущая из Сургута в Полоцк.

     

    Во второй половине XX века нефтегазовая отрасль в СССР получила колоссальное развитие, а к началу третьего тысячелетия трубопроводы, благодаря своей рентабельности и масштабам превратились в основное средство транспортировки нефти. Перечень их преимуществ довольно объемен. В ряду основных можно отметить:

     

    • дальность поставок,
    • надежность и бесперебойность работы;
    • большие объемы транспортируемого вещества;
    • минимальные потери.

     

    Кроме того трубопроводы позволяют осуществлять перекачку веществ очень широкого диапазона вязкости в самых различных климатических условиях. Монтаж может производиться практически в любом регионе. Строительство при этом осуществляется с высоким уровнем механизации при автоматизации над технологическими процессами.

     

    На сегодняшний день на российские трубопроводы приходится порядка 85% экспортируемых нефтепродуктов, оставшиеся 15% приходятся на железнодорожный и водный транспорт. Самой крупной компанией-оператором нефтепроводов в России является ОАО «АК «Транснефть». Ее доля в объемах поставляемой нефти составляет более 95%, а общая длина трубопроводов – более 215 тысяч км. Сеть конструкций для транспортировки сырья связывает между собой все промышленные регионы России, соединяя их с покупателями в Европе.

     

    Доля сооружений, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов в России, составляет более 19,5 км. Общая же протяженность трубопроводов для перегонки сырой нефти на сегодняшний день составляет 50 тыс. км.

     

    • Наиболее крупные нефтепроводы обеспечивают экспорт продукции. К таковым, в частности, относятся:
    • Балтийский нефтепровод, пропускающий более 75 млн т в год;
    • Сеть «Дружба», одна из ветвей которой обеспечивает поствки сырой нефти в Польшу, вторая – в Словакию. с пропускной способностью до 95 млн т в год;
    • Нефтепроводы черноморского бассейна – 45 млн т.

    Строительство нефтепровода Дружба

     

    Перспективы развития нефтегазовой отрасли в России велики. Так, в настоящее время активно развивается восточно-сибирское направление трубопроводной магистрали. Это связано с активно развивающимся рынком сбыта в Китае.

     

    ngmagistral.ru