Введет ли Украина квоты на поставки белорусских нефтепродуктов? Украина нефть беларусь


Поставки нефти из Белоруссии на Украину достигли «исторического рубежа»

Минск, 20 октября 2017, 16:31 — REGNUM  Белоруссия продолжает поставлять на Украину нефть. Так, сегодня, 20 октября, по системе магистральных нефтепроводов «Дружба» на участке Мозырь-Броды, обслуживаемый ООО «Гомельтранснефть Дружба», была перекачана миллиардная тонна нефти. Об этом сообщили в отделе социального развития предприятия.

Объем в 1 млрд тонн черного золота назвали «историческим рубежом», для достижения которого предприятию понадобилось 53 года работы. Этот показатель был зафиксирован сегодня в 12:45 на главной линейной производственно-диспетчерской станции «Мозырь». Отмечается, что речь идет о поставках чистой нефти, то есть без учета массы воды, хлористых солей и механических примесей.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 23 мая в Минске белорусская компания «Гомельтранснефть Дружба» и украинская «Укртранснафта» подписали соглашение об эффективном использовании нефтепровода «Дружба» на участке Мозырь — Броды. Причем на этом заседании присутствовали представители и Каспийского трубопроводного консорциума и польской компании PERN Przyjazń.

В 2016 году Белоруссия и Украина начали поиск альтернативных российским источников нефти. В частности, стороны обсуждали возможность импорта иранской и азербайджанской нефти в порт Южный под Одессой и до нефтеперерабатывающего завода в Мозыре по нефтепроводам «Одесса — Броды» и «Мозырь — Броды». Эксперты полагают, что всё это свидетельствует о том, что Белоруссия и Украина ведут систематическую работу над диверсификацией нефтяных поставок в Восточную Европу.

Комментируя подписание соглашения об эффективном использовании нефтепровода «Дружба» на участке Мозырь — Броды, шеф-редактор Аналитической редакции ИА REGNUM Юрий Баранчик не без иронии отмечал, что таким образом Минск признает, что является самостоятельным платежеспособным государством, и поэтому может покупать российскую нефть по мировым ценам, а не по скидкам, как это происходит сейчас.

Читайте подробнее: «Белоруссия устраивает для себя нефтяные игры между Россией и Украиной»

В свою очередь, гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константина Симонова предположил, что заключение соответствующего соглашения — это новый этап шантажа России Белоруссией. При этом РФ поставляет нефть на территорию Белоруссии на льготных условиях, то есть намного ниже общепринятых в мире. С такими условиями не может физически конкурировать никакой азербайджанский, иранский поставщик.

Читайте: Нефтепровод между Украиной и Белоруссией: «очередной шантаж Лукашенко»

Напомним также, что в июле состоялась встреча президентов Белоруссии и Украины Александра Лукашенко и Петра Порошенко. Они обсуждали возможность организации поставок нефти через украинскую территорию.

Читайте ранее в этом сюжете: Индийская нефть Белоруссии не светит

regnum.ru

Чем грозит Украине нефтяное эмбарго Беларуси

Евгений Головатюк

Россия на 40% сократила поставки нефти в Беларусь, которая экспортирует в Украину более 50% нефтепродуктов. Столкнется ли страна с дефицитом топлива?

С июля Россия на 40% сократила поставки нефти в Беларусь. Вместо запланированных 5,8 млн тонн в третьем квартале в эту страну экспортируют 3,5 млн тонн. Остальной объем Москва перенаправит в другие страны. 

Беларусь - крупнейший поставщик нефтепродуктов в Украину. По данным Госстата, в прошлом году она поставила на наш рынок около 50% всех нефтепродуктов - 3,1 млн тонн. В первом квартале этого года белорусы нарастили долю до 73% - 1,4 млн тонн.

Снижение поставок российского сырья автоматически приведет к сокращению производства нефтепродуктов двумя белорусскими заводами - Мозырьским и Новополоцким НПЗ, которые снабжают половину украинского рынка.

ЛІГА.net выяснила, как повлияет на Украину нефтяное эмбарго для Беларуси и стоит ли украинцам ожидать очередного подорожания топлива.

Нефть в обмен на газ

Вице-премьер России Аркадий Дворкович объявил о сокращении поставок нефти в Беларусь 16 июня. Спустя две недели эту информацию подтвердила российская Транснефть. Причина - задолженность Беларуси перед Газпромом за природный газ. Минск и Москва спорят по поводу цены на топливо с начала этого года. Беларусь добивается снижения стоимости cо $132 до $73 за 1 000 кубометров. Решения пока нет, стороны продолжают консультации.

Изначально Россия планировала поставить в Беларусь в третьем квартале 5,76 млн тонн нефти. Из-за газового конфликта этот объем снизится на 40% - до 3,5 млн.

Для Украины Беларусь - основной источник поступления нефтепродуктов. В стране с 2013 года работает только один Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (Укртатнафта), который покрывает не более 15-25% потребностей рынка в зависимости от загрузки. Остальной объем Украина импортирует.

По данным Госстата, Беларусь поставила в Украину около 50% импорта, и почти 40% всего рынка с учетом работы Кременчугского НПЗ. В первом квартале 2016-го доля белорусских нефтепродуктов выросла до 73% в импорте и 55% - на рынке.

Беларуси придется сократить производство нефтепродуктов, но поставки в Украину не снизятся, считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. "Украина - это самый прибыльный рынок для белорусских продавцов, - говорит он. - Поэтому Мозырьский и Новополоцкий НПЗ в первую очередь снизят отгрузку в прибалтийские порты, сохранив поставки для украинских компаний на прежнем уровне".

Двое опрошенных ЛІГА.net трейдеров сообщили, что наценка на белорусское топливо колеблется в пределах $15-27/тонна к европейским котировкам.

"В качестве компенсации белорусы могут поднять рентабельность за счет увеличения премии на поставляемые в Украину бензины", - допускает Сиренко.

"Белорусские продавцы уже подтвердили все годовые контракты, терять такой рынок они не рискнут, - сказал ЛІГА.net владелец одной из крупнейших компаний-трейдеров. - Более того, сейчас наблюдается профицит производства и белорусским заводам особо некуда грузить нефтепродукты".

Золотая труба

Не допустить дефицита поможет также появление дополнительного источника поставок дизельного топлива. Компания ПрикарпатЗападТранс уже возобновила работу нефтепродуктопровода Самара - западное направление. Труба предназначена для прокачки топлива из России для внутреннего рынка Украины и поставок на экспорт в Европу.

В прошлом году российская Транснефть объявила о продаже украинского участка нефтепродуктопровода малоизвестной компании из Швейцарии International Trading Partners AG.

По данным международного агентства Argus, нефтепродуктопровод контролирует швейцарская компания Proton Energy Group, покупатель украинских активов Роснефти.

Кабинет министров 1 июля отдельным постановлением разрешил Минобороны закупить 28 400 тонн технологического топлива (Евро-3) из этого продуктопровода по цене на 5 000 грн/тонна ниже рыночной, сообщил ЛІГА.net глава консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

"Это разблокирует полноценные поставки ДТ стандарта Евро-5 по трубопроводу, - утверждает он. - Поскольку поставки по этому маршруту способны обеспечить до 25% потребностей Украины в дизтопливе, ни о каком дефиците говорить не приходится".

uaenergy.com.ua

Введет ли Украина квоты на поставки белорусских нефтепродуктов?

Сейчас подоплека этой проблематики рассматривается в ином ключе, поэтому негативного для белорусов сценария исключить нельзя, считают эксперты.

Чтобы сохранить влияние на премиальный украинский бизнес, российские бизнесмены даже гражданство меняют

Украинская экономика постепенно выходит из кризиса, отметил директор по энергетическим проектам НТЦ «Психея» (Украина) Геннадий Рябцев в своем выступлении на международной конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы», которая прошла в Минске 9-10 апреля. (Организатором конференции выступила британская группа компаний Confidence Capital).

Он сообщил, что в 2017 году ВВП Украины вырос на 22% в долларовом выражении по сравнению с 2016 годом. Оживление в экономике подтверждается оптимизмом украинских предпринимателей. «Если рассматривать балансы 270 украинских предприятий, то индекс их деловых ожиданий вернулся к докризисному уровню 2012-2013 годов. Это — свидетельство того, что украинская экономика выбирается из кризиса», — отметил Г. Рябцев.

По его словам, косвенным подтверждением этого факта является также количество автомобилей, которые заполонили улицы украинских городов. «Кризис уходит, а емкость рынка растет», — констатировал эксперт.

При этом топливный рынок Украины по-прежнему очень сильно зависит от импорта. Хотя на этом рынке уже обозначились новые тенденции. «По результатам 2017 года мы видим существенное увеличение объемов переработки нефти на Кременчугском НПЗ, а также газового конденсата на Шебелинском ГПЗ, что позволило существенно сократить импортную зависимость Украины от поставок в первую очередь бензинов и дизтоплива», — подчеркнул Г. Рябцев.

Кременчугский НПЗ импортирует нефть из Азербайджана – около 80 тыс. тонн в месяц. Что же касается собственной добычи нефти в Украине, то она за последнее время упала: месторождения истощены, а инвестиции в эту отрасль пока не идут.

В тоже время низкая платежеспособность населения из-за девальвации гривны привела к тому, что в Украине все меньше потребляется бензина и все больше сжиженного газа. Количество автомобилей, работающих на сжиженном газе, за последние 10 лет увеличилось на 1,5 млн. машин (всего в Украине сейчас около 10 млн. транспортных средств). Благодаря этому украинский топливный рынок постепенно заполняется продукцией внутреннего производства. «В 2017 году около 40% внутреннего рынка занимала продукция собственной переработки. Это произошло впервые за последние годы», — подчеркнул Г. Рябцев.

По его словам, в Украине по объемам продаж через АЗС сжиженный нефтяной газ опередил самую популярную марку бензина А-95. «Правда, у нас есть еще немало и «подзаборных» автогазозаправочных станций, с которыми в Украине борются с переменным успехом, — следствие слабого по сравнению с Беларусью государственного контроля», — заметил эксперт.

Он также сообщил, что несмотря на имеющиеся проблемы с Россией доля импортного сжиженного нефтяного газа, имевшего российское происхождение, в прошлом году на украинском рынке достигала 65%. «Российские компании, которые раньше работали на украинском рынке, успешно переквалифицируются в компании, которые формально являются европейскими», — сказал Г. Рябцев.

В качестве примера он назвал ребрендинг АЗС российских компаний «Лукойл», «Роснефть», которые теперь лишь формально принадлежат не российским компаниям. «Несмотря на административные риски и возможные санкции, россияне продолжают активно вести бизнес в Украине. Они даже гражданство меняют — берут израильское, кипрское, — лишь бы сохранить свое влияние на премиальный украинский рынок», — отметил Г. Рябцев.

Эксперт: ведение квот в отношении поставок белорусских нефтепродуктов исключить нельзя

Ведущий поставщик автомобильного топлива в Украину – Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов), которая уже зарекомендовала себя на украинском рынке как профессиональный игрок. Для БНК украинский рынок является приоритетным — прежде всего, из-за возможности беспошлинно поставлять нефтепродукты, а также благодаря выгодной логистике. Цены на моторное топливо в Украине административно не регулируются и соответствуют европейскому уровню. Учитывая особую привлекательность этого рынка, БНК выстроила долгосрочную стратегию работы на украинском рынке, цель которой – расширение логистической цепочки, вплоть до продажи топлива непосредственно потребителям

Однако теперь эта стратегия может подвергнуться серьезным рискам. «Следует предупредить белорусских коллег, что, учитывая особенности отношений с РФ, не исключено введение в этом году Украиной квотирования поставок нефтепродуктов», — отметил Г. Рябцев. И далее лаконично пояснил: «Наши политики выступают против покупки топлива «у агентов Кремля», и иногда — успешно».

Украина будет снижать топливную зависимость от монопольного поставщика

В кулуарах конференции обозреватель БЕЛРЫНКА пообщалось с украинским экспертом Геннадием Рябцевым.

Он пояснил, что намерение Украины снизить долю импортного топлива из Беларуси обусловлено несколькими факторами.

Прежде всего, Украина взяла на себя определенные обязательства в рамках европейского Энергетического сообщества, куда страна вступила в 2012 году, а также в рамках соглашения об ассоциации с ЕС, которое подписала в 2014 году. «Эти соглашения включают требование, которое должна выполнить Украина, – требование энергетической безопасности», — рассказал эксперт.

В соответствии с этим требованием Украина должна сократить поставки любого вида топлива из одной страны до 30% в общем объеме импорта автомобильного топлива. Сейчас доля некоторых видов белорусских нефтепродуктов на украинском рынке составляет по разным видам нефтепродуктов от 40% до 50%, а в отдельные месяцы 2017 года доля белорусского бензина и дизтоплива достигала 70-80% в украинском импорте моторного топлива

Г. Рябцев отметил, что хотя требование о сокращении поставок топлива из одной страны до 30% выполняется не всеми странами, тем не менее, «движение в направлении его выполнения у нас есть».

Тем более, подчеркнул он, сейчас Украина очень сильно зависит от поставок нефтепродуктов, произведенных из российской нефти: — в страну завозится 80-85% нефтепродуктов, выработанных из российского сырья. «Мы считаем, что это – поставки из Беларуси, Литвы, Польши и частично из Румынии», — пояснил Г. Рябцев. При этом Украина рассматривает поставки из России и Беларуси как из одного источника.

Поэтому, добавил он, в данном вопросе Украина исходит из позиции своей энергетической безопасности. «Что получается: если Россия в какой-то момент решит задействовать энергетический рычаг давления на Украину, то она может усилить политическое давление и на Беларусь. Ведь не секрет, что энергетическая стратегия РФ определяет нефть и газ средствами политического давления», — пояснил эксперт.

По его словам, такая ситуация ненормальна для любой страны. «Такая сверхзависимость заставляет задуматься о средствах противодействия, снижения и нейтрализации подобного рода рисков. Ведь тоже не секрет, что гибридная война продолжается, и в этой войне применяется энергетическое оружие», — отметил Г. Рябцев.

В такой ситуации, добавил он, «я не исключаю, что может быть приято решение об ограничении белорусского импорта моторного топлива исходя из политических соображений.

Отвечая на вопрос о механизме который может использовать Украина для ограничения импорта белорусского топлива, Г. Рябцев предположил, что такое решение может принять Совет национальной безопасности и обороны Украины.

«Безусловно, никто отказываться от поставок из Беларуси сейчас не будет, но движение по диверсификации маршрутов поставок, источников поставок, однозначно, будет. В том числе за счет увеличения внутреннего производства моторного топлива в Украине. Сейчас очень активно работает в этом направлении «Укргаздобыча», проведена серьезная модернизация на Шебелинском ГПЗ, и его доля на рынке Украины будет в перспективе расти», — отметил эксперт.

При этом он обратил внимание еще на одну тенденцию. «Если бы белорусские производители, как и раньше, предоставляли скидки на топливо, а не делали, как в последние годы, наценку, то их доля на украинском рынке была стабильно высокой. Но в последнее время топлива поставки из Польши стали дешевле, чем из Беларуси, несмотря на транспортное плечо в несколько раз короче», — заметил Г. Рябцев.

Лоббисты и антилоббисты квотирования: кто победит?

В конце марта 2018 года компания «Укртатнафта» обратилась в Министерство экономического развития и торговли Украины с заявлением о проведении спецрасследования в отношении критического роста объемов импортных нефтепродуктов на местном топливном рынке. По данным «Укртатнаята», входящей в группу «Приват», зависимость украинского рынка от нефтепродуктов, произведенных в России и Беларуси, в последние годы составляет 60−80%. В целом же стремительный рост импорта за последние 12 лет привел к полной остановке большинства украинских НПЗ.

Между тем, в 2017 году Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта») и Шебелинский ГПЗ (ОАО «Укргаздобыча») полностью перешли на производство продукции экологического класса Евро 5, но ожидаемых изменений на рынке пока нет. В «Укртатнафте» считают, что без господдержки украинские предприятия не смогут выполнить стратегические задачи и ликвидировать зависимость от поставок энергоресурсов из России и Беларуси.

«Укртатнафта» предлагает поэтапно ввести квот и постепенно довести долю нефтепродуктов одной страны (из одного источника) до 30%, что соответствует Энергетической стратегии Украины. Именно такие условия предусмотрены и европейской практикой в сфере энергобезопасности. В «Укртатнафте» также считают, что подобный механизм позволяет эффективно решать вопросы энергобезопасности и диверсификации поставок, избегая роста цен и возникновения дефицита на рынке.

По данным СМИ, ранее член правления «Укрнафты» (как и «Укртатнафта» контролируется группой «Приват») Олег Гез озвучил предложение компании рассмотреть целесообразность в рамках ВТО ввести минимальные импортные пошлины на топливо из России и Беларуси. Он объяснил это необходимостью защитить украинских производителей от конкурентного преимущества российских и белорусских НПЗ, которые имеют доступ к более дешевой нефти. «Система пошлин в России такова, что российские и белорусские переработчики, которые особенно близко находятся к Киеву и центральной Украине, имеют, помимо логистики, преимущество по импортной пошлине где-то в 120−130 долларов на тонне. С таким преимуществом украинским переработчикам и импортерам из других регионов, где пошлина уже заложена на российскую нефть, конкурировать очень сложно», — подчеркнул он.

Вслед за этим Нефтегазовой Ассоциации Украины (НАУ) распространила заявление, что ограничение импортных поставок нефтепродуктов путем введения пошлин и квот приведет к монополизации украинского рынка. Ассоциация призвала участников Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) не допустить монополизации рынка нефтепродуктов Украины. «Входящие в НАУ крупнейшие оптовые и розничные поставщики моторных топлив уверены, что именно такие последствия ждут рынок в случае удовлетворения требований НПЗ «Укртатнафта», — сказано в заявлении ассоциации.

В НАУ уверены, что падение переработки нефти в Украине вызвано не засильем импорта, а отсутствием необходимых инвестиций в модернизацию НПЗ. Сначала это привело к отставанию по качеству украинских нефтепродуктов, а впоследствии — к отрицательной экономике их производства. Ситуация изменилась, как только качество топлива было улучшено в 2016-2017 годах.

При этом в НАУ не видят барьеров для дальнейшего наращивания переработки нефти в Украине. Ассоциация также заявила, что нынешняя система нефтепродуктообеспечения Украины полностью соответствует директивам ЕС — поставки распределены между несколькими источниками поставок с использованием разных логистических схем, а степень диверсификации рынка нефтепродуктов Украины намного превышает уровень многих европейских стран: в 2017 году топливо поступало более чем из 10 стран. «Предложение «Укртатнафты» ведет к разрушению этой устойчивой системы и созданию монополии», — цитирует пресс-служба президента НАУ Дмитрия Кулика.

В этой связи в Ассоциации отмечают, что помимо «Укртатнафты» те же собственники контролируют два крупнейших морских перевалочных комплекса в Одессе и Черноморске, которые в случае введения пошлин и квот могут быть задействованы для покрытия неизбежного дефицита нефтепродуктов. Поэтому Ассоциация призвала чиновников внимательно изучить инициативы «Укртатнафты». «Ошибочное решение может стоить государству и всем категориями потребителей топлива очень дорого», — отмечают в НАУ.

Справка БЕЛРЫНКА: цена вопроса для Беларуси

Согласно белорусским статданным, Беларусь в 2017 году снизила поставки нефтепродуктов в Украину на 17% в сравнении с 2016 годом – до 3,581 млн. тонн. В денежном выражении экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину в 2017 году увеличился на 0,4% в сравнении с 2016 годом – до 1,817 млрд. долларов. Профильные белорусские эксперты объясняют снижение поставок капремонтами белорусских НПЗ. При этом подчеркивают они, все долгосрочные контракты с украинскими компаниями белорусская сторона в прошлом году выполнила.

Для сравнения: всего в 2017 году Беларусь экспортировала 12,288 млн. тонн нефтепродуктов (минус 6% к уровню 2016 года) В стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси увеличился на 33% до 5,326 млрд. долл.

В январе 2018 года поставки белорусских нефтепродуктов в Украину снизились на 23% в сравнении с январем 2017 года — до 190,4 тыс. тонн. В денежном выражении экспорт в этот период снизился на 5,15% – до 115,928 млн. долларов.

Белорусские нефтепродуктов в Украину поставляет дочернее предприятие спецэкспортера нефтепродуктов белорусских предприятий – ООО «БНК-Украина» (зарегистрирована 11 февраля 2010 года) Учредитель компании — ЗАО «Белорусская нефтяная компания», создано в мае 2007 года. Основным акционером компании выступает ГПО «Белоруснефть» — 52% акций, «Нафтан» и Мозырский НПЗ имеют по 24%.

Справка БЕЛРЫНКА

По данным СМИ, «Укртатнафта» просит МЭРТ ввести квоты на импорт бензинов и дизельных топлив (ДТ) с 1 мая 2018 года. С 1 мая 2018 года импорт из РФ и Беларуси (которые «Укртатнафта» рассматривает в качестве единого источника) предлагается ограничить 50% украинского рынка (90 тыс. тонн бензинов, 250 тыс. тонн ДТ в месяц), из других стран — 30% украинского рынка (55 тыс. тонн бензинов, 150 тыс. тонн ДТ в месяц).

С 1 июля 2018 года квоту для РФ и Беларуси «Укртатнафта» предлагает снизить до 40% (75 тыс. тонн бензинов, 200 тыс. тонн ДТ в месяц), с 1 октября 2018 года — до 30% (55 тыс. тонн бензинов, 150 тыс. тонн ДТ в месяц).

На объем, поставляемый сверх квот, предлагается ввести пошлину на уровне 29,3% стоимости для бензинов, 30,7% — для ДТ.

belaruspartisan.by

Беларусь перенаправила свои нефтепродукты из России в Украину

Поставки белорусских нефтепродуктов в Россию значительно упали, зато в Украину – выросли за полгода на 64%. 

В 2016 году Беларусь экспортирует нефтепродукты практически в тех же объемах, что и годом ранее: за январь-июнь страна отправила за границу 8,9 млн тонн. Правда,  денег за это выручила на 35% меньше, сообщает БелаПАН со ссылкой на данные официальной статистики.

Что существенно поменялось, так это соотношение рынков сбыта. Поставки в Россию составил 163,6 тысяч тонн, сократившись в физическом выражении на 56%. В денежном выражении экспорт уменьшился на 62% до 53,3 млн. долларов.

В Украину, напротив, Беларусь существенно увеличила экспорт нефтепродуктов – до 2,2 млн тонн (+64%). В результате, несмотря на снижение цен, экспорт в денежном выражении увеличился на 4% до 823,4 млн долларов.

В июле украинские СМИ сообщали, что Беларусь приостанавливала поставки нефтепродуктов в Украину из-за решения России уменьшить поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. После непродолжительной паузы поставки на украинский рынок были возобновлены.

«Украина остается для Беларуси самым ликвидным рынком. Поэтому даже в случае ограничения импорта российской нефти Беларусь будет заинтересована продавать нефтепродукты Украине просто потому, что за белорусское топливо мы платим больше, чем другие покупатели», — заявил в комментарии БелаПАН Сергей Куюн, директор украинской консалтинговой группы «А-95», которая специализируется на изучении местного рынка нефтепродуктов.

В июле Россия приняла решение сократить на треть поставки нефти в Беларусь. Основанием стала растущая задолженность Минска за газ. Кроме того, Минэнерго России мотивировало принятое решение тем, что белорусская сторона не выполняет обязательства по поставкам нефтепродуктов на российский рынок. Предполагалось, что Беларусь поставит в 2016 году России 1 млн. тонн бензина, однако белорусское правительство в начале этого года заявило, что ценовые условия поставок топлива на российский рынок Беларуси невыгодны.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

belarus-mt.ru

Введет ли Украина квоты на поставки белорусских нефтепродуктов? — Белрынок

Беларусь уже скоро может лишиться части валютной выручки из-за ограничения поставок автомобильного топлива на самый высокомаржинальный рынок – украинский, доля которого в общем объеме экспорта отечественных нефтепродуктов составляет около 30%.

За последние 10 лет Украина несколько раз пыталась ограничить импорт моторного топлива из Беларуси, но пойти на этот шаг так и не решилась. Решится ли сейчас?

Сейчас подоплека этой проблематики рассматривается в ином ключе, поэтому негативного для белорусов сценария исключить нельзя, считают эксперты.

Чтобы сохранить влияние на премиальный украинский бизнес, российские бизнесмены даже гражданство меняют

Украинская экономика постепенно выходит из кризиса, отметил директор по энергетическим проектам НТЦ «Психея» (Украина) Геннадий Рябцев в своем выступлении на международной конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы», которая прошла в Минске 9-10 апреля. (Организатором конференции выступила британская группа компаний Confidence Capital).

Он сообщил, что в 2017 году ВВП Украины вырос на 22% в долларовом выражении по сравнению с 2016 годом. Оживление в экономике подтверждается оптимизмом украинских предпринимателей. «Если рассматривать балансы 270 украинских предприятий, то индекс их деловых ожиданий вернулся к докризисному уровню 2012-2013 годов. Это — свидетельство того, что украинская экономика выбирается из кризиса», — отметил Г. Рябцев.

По его словам, косвенным подтверждением этого факта является также количество автомобилей, которые заполонили улицы украинских городов. «Кризис уходит, а емкость рынка растет», — констатировал эксперт.

При этом топливный рынок Украины по-прежнему очень сильно зависит от импорта. Хотя на этом рынке уже обозначились новые тенденции. «По результатам 2017 года мы видим существенное увеличение объемов переработки нефти на Кременчугском НПЗ, а также газового конденсата на Шебелинском ГПЗ, что позволило существенно сократить импортную зависимость Украины от поставок в первую очередь бензинов и дизтоплива», — подчеркнул Г. Рябцев.

Кременчугский НПЗ импортирует нефть из Азербайджана – около 80 тыс. тонн в месяц. Что же касается собственной добычи нефти в Украине, то она за последнее время упала: месторождения истощены, а инвестиции в эту отрасль пока не идут.

В тоже время низкая платежеспособность населения из-за девальвации гривны привела к тому, что в Украине все меньше потребляется бензина и все больше сжиженного газа. Количество автомобилей, работающих на сжиженном газе, за последние 10 лет увеличилось на 1,5 млн. машин (всего в Украине сейчас около 10 млн. транспортных средств). Благодаря этому украинский топливный рынок постепенно заполняется продукцией внутреннего производства. «В 2017 году около 40% внутреннего рынка занимала продукция собственной переработки. Это произошло впервые за последние годы», — подчеркнул Г. Рябцев.

По его словам, в Украине по объемам продаж через АЗС сжиженный нефтяной газ опередил самую популярную марку бензина А-95. «Правда, у нас есть еще немало и «подзаборных» автогазозаправочных станций, с которыми в Украине борются с переменным успехом, — следствие слабого по сравнению с Беларусью государственного контроля», — заметил эксперт.

Он также сообщил, что несмотря на имеющиеся проблемы с Россией доля импортного сжиженного нефтяного газа, имевшего российское происхождение, в прошлом году на украинском рынке достигала 65%. «Российские компании, которые раньше работали на украинском рынке, успешно переквалифицируются в компании, которые формально являются европейскими», — сказал Г. Рябцев.

В качестве примера он назвал ребрендинг АЗС российских компаний «Лукойл», «Роснефть», которые теперь лишь формально принадлежат не российским компаниям. «Несмотря на административные риски и возможные санкции, россияне продолжают активно вести бизнес в Украине. Они даже гражданство меняют — берут израильское, кипрское, — лишь бы сохранить свое влияние на премиальный украинский рынок», — отметил Г. Рябцев.

Эксперт: ведение квот в отношении поставок белорусских нефтепродуктов исключить нельзя

Ведущий поставщик автомобильного топлива в Украину – Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов), которая уже зарекомендовала себя на украинском рынке как профессиональный игрок. Для БНК украинский рынок является приоритетным — прежде всего, из-за возможности беспошлинно поставлять нефтепродукты, а также благодаря выгодной логистике. Цены на моторное топливо в Украине административно не регулируются и соответствуют европейскому уровню. Учитывая особую привлекательность этого рынка, БНК выстроила долгосрочную стратегию работы на украинском рынке, цель которой – расширение логистической цепочки, вплоть до продажи топлива непосредственно потребителям

Однако теперь эта стратегия может подвергнуться серьезным рискам. «Следует предупредить белорусских коллег, что, учитывая особенности отношений с РФ, не исключено введение в этом году Украиной квотирования поставок нефтепродуктов», — отметил Г. Рябцев. И далее лаконично пояснил: «Наши политики выступают против покупки топлива «у агентов Кремля», и иногда — успешно».

Украина будет снижать топливную зависимость от монопольного поставщика

В кулуарах конференции обозреватель БЕЛРЫНКА пообщалось с украинским экспертом Геннадием Рябцевым.

Он пояснил, что намерение Украины снизить долю импортного топлива из Беларуси обусловлено несколькими факторами.

Прежде всего, Украина взяла на себя определенные обязательства в рамках европейского Энергетического сообщества, куда страна вступила в 2012 году, а также в рамках соглашения об ассоциации с ЕС, которое подписала в 2014 году. «Эти соглашения включают требование, которое должна выполнить Украина, – требование энергетической безопасности», — рассказал эксперт.

В соответствии с этим требованием Украина должна сократить поставки любого вида топлива из одной страны до 30% в общем объеме импорта автомобильного топлива. Сейчас доля некоторых видов белорусских нефтепродуктов на украинском рынке составляет по разным видам нефтепродуктов от 40% до 50%, а в отдельные месяцы 2017 года доля белорусского бензина и дизтоплива достигала 70-80% в украинском импорте моторного топлива

Г. Рябцев отметил, что хотя требование о сокращении поставок топлива из одной страны до 30% выполняется не всеми странами, тем не менее, «движение в направлении его выполнения у нас есть».

Тем более, подчеркнул он, сейчас Украина очень сильно зависит от поставок нефтепродуктов, произведенных из российской нефти: — в страну завозится 80-85% нефтепродуктов, выработанных из российского сырья. «Мы считаем, что это – поставки из Беларуси, Литвы, Польши и частично из Румынии», — пояснил Г. Рябцев. При этом Украина рассматривает поставки из России и Беларуси как из одного источника.

Поэтому, добавил он, в данном вопросе Украина исходит из позиции своей энергетической безопасности. «Что получается: если Россия в какой-то момент решит задействовать энергетический рычаг давления на Украину, то она может усилить политическое давление и на Беларусь. Ведь не секрет, что энергетическая стратегия РФ определяет нефть и газ средствами политического давления», — пояснил эксперт.

По его словам, такая ситуация ненормальна для любой страны. «Такая сверхзависимость заставляет задуматься о средствах противодействия, снижения и нейтрализации подобного рода рисков. Ведь тоже не секрет, что гибридная война продолжается, и в этой войне применяется энергетическое оружие», — отметил Г. Рябцев.

В такой ситуации, добавил он, «я не исключаю, что может быть приято решение об ограничении белорусского импорта моторного топлива исходя из политических соображений.

Отвечая на вопрос о механизме который может использовать Украина для ограничения импорта белорусского топлива, Г. Рябцев предположил, что такое решение может принять Совет национальной безопасности и обороны Украины.

«Безусловно, никто отказываться от поставок из Беларуси сейчас не будет, но движение по диверсификации маршрутов поставок, источников поставок, однозначно, будет. В том числе за счет увеличения внутреннего производства моторного топлива в Украине. Сейчас очень активно работает в этом направлении «Укргаздобыча», проведена серьезная модернизация на Шебелинском ГПЗ, и его доля на рынке Украины будет в перспективе расти», — отметил эксперт.

При этом он обратил внимание еще на одну тенденцию. «Если бы белорусские производители, как и раньше, предоставляли скидки на топливо, а не делали, как в последние годы, наценку, то их доля на украинском рынке была стабильно высокой. Но в последнее время топлива поставки из Польши стали дешевле, чем из Беларуси, несмотря на транспортное плечо в несколько раз короче», — заметил Г. Рябцев.

Лоббисты и антилоббисты квотирования: кто победит?

В конце марта 2018 года компания «Укртатнафта» обратилась в Министерство экономического развития и торговли Украины с заявлением о проведении спецрасследования в отношении критического роста объемов импортных нефтепродуктов на местном топливном рынке. По данным «Укртатнаята», входящей в группу «Приват», зависимость украинского рынка от нефтепродуктов, произведенных в России и Беларуси, в последние годы составляет 60−80%. В целом же стремительный рост импорта за последние 12 лет привел к полной остановке большинства украинских НПЗ.

Между тем, в 2017 году Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта») и Шебелинский ГПЗ (ОАО «Укргаздобыча») полностью перешли на производство продукции экологического класса Евро 5, но ожидаемых изменений на рынке пока нет. В «Укртатнафте» считают, что без господдержки украинские предприятия не смогут выполнить стратегические задачи и ликвидировать зависимость от поставок энергоресурсов из России и Беларуси.

«Укртатнафта» предлагает поэтапно ввести квот и постепенно довести долю нефтепродуктов одной страны (из одного источника) до 30%, что соответствует Энергетической стратегии Украины. Именно такие условия предусмотрены и европейской практикой в сфере энергобезопасности. В «Укртатнафте» также считают, что подобный механизм позволяет эффективно решать вопросы энергобезопасности и диверсификации поставок, избегая роста цен и возникновения дефицита на рынке.

По данным СМИ, ранее член правления «Укрнафты» (как и «Укртатнафта» контролируется группой «Приват») Олег Гез озвучил предложение компании рассмотреть целесообразность в рамках ВТО ввести минимальные импортные пошлины на топливо из России и Беларуси. Он объяснил это необходимостью защитить украинских производителей от конкурентного преимущества российских и белорусских НПЗ, которые имеют доступ к более дешевой нефти. «Система пошлин в России такова, что российские и белорусские переработчики, которые особенно близко находятся к Киеву и центральной Украине, имеют, помимо логистики, преимущество по импортной пошлине где-то в 120−130 долларов на тонне. С таким преимуществом украинским переработчикам и импортерам из других регионов, где пошлина уже заложена на российскую нефть, конкурировать очень сложно», — подчеркнул он.

Вслед за этим Нефтегазовой Ассоциации Украины (НАУ) распространила заявление, что ограничение импортных поставок нефтепродуктов путем введения пошлин и квот приведет к монополизации украинского рынка. Ассоциация призвала участников Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) не допустить монополизации рынка нефтепродуктов Украины. «Входящие в НАУ крупнейшие оптовые и розничные поставщики моторных топлив уверены, что именно такие последствия ждут рынок в случае удовлетворения требований НПЗ «Укртатнафта», — сказано в заявлении ассоциации.

В НАУ уверены, что падение переработки нефти в Украине вызвано не засильем импорта, а отсутствием необходимых инвестиций в модернизацию НПЗ. Сначала это привело к отставанию по качеству украинских нефтепродуктов, а впоследствии — к отрицательной экономике их производства. Ситуация изменилась, как только качество топлива было улучшено в 2016-2017 годах.

При этом в НАУ не видят барьеров для дальнейшего наращивания переработки нефти в Украине. Ассоциация также заявила, что нынешняя система нефтепродуктообеспечения Украины полностью соответствует директивам ЕС — поставки распределены между несколькими источниками поставок с использованием разных логистических схем, а степень диверсификации рынка нефтепродуктов Украины намного превышает уровень многих европейских стран: в 2017 году топливо поступало более чем из 10 стран. «Предложение «Укртатнафты» ведет к разрушению этой устойчивой системы и созданию монополии», — цитирует пресс-служба президента НАУ Дмитрия Кулика.

В этой связи в Ассоциации отмечают, что помимо «Укртатнафты» те же собственники контролируют два крупнейших морских перевалочных комплекса в Одессе и Черноморске, которые в случае введения пошлин и квот могут быть задействованы для покрытия неизбежного дефицита нефтепродуктов. Поэтому Ассоциация призвала чиновников внимательно изучить инициативы «Укртатнафты». «Ошибочное решение может стоить государству и всем категориями потребителей топлива очень дорого», — отмечают в НАУ.

Справка БЕЛРЫНКА: цена вопроса для БеларусиСогласно белорусским статданным, Беларусь в 2017 году снизила поставки нефтепродуктов в Украину на 17% в сравнении с 2016 годом – до 3,581 млн. тонн. В денежном выражении экспорт белорусских нефтепродуктов в Украину в 2017 году увеличился на 0,4% в сравнении с 2016 годом – до 1,817 млрд. долларов. Профильные белорусские эксперты объясняют снижение поставок капремонтами белорусских НПЗ. При этом подчеркивают они, все долгосрочные контракты с украинскими компаниями белорусская сторона в прошлом году выполнила.Для сравнения: всего в 2017 году Беларусь экспортировала 12,288 млн. тонн нефтепродуктов (минус 6% к уровню 2016 года) В стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси увеличился на 33% до 5,326 млрд. долл.В январе 2018 года поставки белорусских нефтепродуктов в Украину снизились на 23% в сравнении с январем 2017 года — до 190,4 тыс. тонн. В денежном выражении экспорт в этот период снизился на 5,15% – до 115,928 млн. долларов.Белорусские нефтепродуктов в Украину поставляет дочернее предприятие спецэкспортера нефтепродуктов белорусских предприятий – ООО «БНК-Украина» (зарегистрирована 11 февраля 2010 года) Учредитель компании — ЗАО «Белорусская нефтяная компания», создано в мае 2007 года. Основным акционером компании выступает ГПО «Белоруснефть» — 52% акций, «Нафтан» и Мозырский НПЗ имеют по 24%.

Справка БЕЛРЫНКАПо данным СМИ, «Укртатнафта» просит МЭРТ ввести квоты на импорт бензинов и дизельных топлив (ДТ) с 1 мая 2018 года. С 1 мая 2018 года импорт из РФ и Беларуси (которые «Укртатнафта» рассматривает в качестве единого источника) предлагается ограничить 50% украинского рынка (90 тыс. тонн бензинов, 250 тыс. тонн ДТ в месяц), из других стран — 30% украинского рынка (55 тыс. тонн бензинов, 150 тыс. тонн ДТ в месяц).С 1 июля 2018 года квоту для РФ и Беларуси «Укртатнафта» предлагает снизить до 40% (75 тыс. тонн бензинов, 200 тыс. тонн ДТ в месяц), с 1 октября 2018 года — до 30% (55 тыс. тонн бензинов, 150 тыс. тонн ДТ в месяц).На объем, поставляемый сверх квот, предлагается ввести пошлину на уровне 29,3% стоимости для бензинов, 30,7% — для ДТ.

www.belrynok.by

Украина хочет транспортировать нефть в Беларусь

Украина прорабатывает возможность поставок азербайджанской или иранской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Об этом заявил вице-премьер-министр — министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко по итогам заседания Межправительственной белорусско-украинской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества.

В частности, концерн "Белнефтехим" и ПАО "Укртранснафта" должна до конца 2016 года отработать экономический аспект поставок нефти в Беларусь через Украину. Переработка нефти должна осуществляться по давальческой схеме на белорусских НПЗ.

Первый заместитель директора "Укртранснафты" Андрей Пасишник подтвердил, что над проектом ведется работа. По его словам, стоимость азербайджанской нефти неконкурентна по сравнению с российскими льготными поставками. Но поскольку россияне снизили поставки нефти в Беларусь, то часть свободных мощностей НПЗ могут отдать под давальческую переработку и заработать на процессинге. Пасишник утверждает, что к компании обращается "множество трейдеров", готовых поставлять нефть на переработку на Мозырьский НПЗ.

"Укртранснафта" заинтересована в реализации данного проекта исключительно в части запуска нефтепровода из Южного и получении дополнительной прибыли на оказании транспортных услуг", — объяснил позицию компании Пасишник.

Что касается технологических возможностей, то нефтепровод Одесса-Броды как раз заполнен нефть марки Azeri, а вторая ветка нефтепровода на Беларусь заполнена водным консервантом, который можно выдавить за несколько недель.

Бонусом для трейдеров, которые захотят транспортировать нефть в Беларусь через Украину, является также снижение на 75% портовых сборов в порту "Южный. В июле 2016 года тарифный комитет Мининфраструктуры давал 75% скидку портовых сборов на танкеры с нефтью в режиме транзит.

В отличие от планов "Укртранснафты" транспортировать азербайджанскую нефть на Кременчугский НПЗ, транзит в Беларусь не зависит от разрешений украинского Кабмина. Для этого проекта нужно согласие белорусской стороны и их договоренности с трейдерами. Но в собственниках Мозырского НПЗ все еще остаются россияне через ОАО "НГК "Славнефть". Этот аспект добавляет сделке риска.

delo.ua

Чем грозит Украине нефтяное эмбарго Беларуси

Евгений Головатюк

Россия на 40% сократила поставки нефти в Беларусь, которая экспортирует в Украину более 50% нефтепродуктов. Столкнется ли страна с дефицитом топлива?

С июля Россия на 40% сократила поставки нефти в Беларусь. Вместо запланированных 5,8 млн тонн в третьем квартале в эту страну экспортируют 3,5 млн тонн. Остальной объем Москва перенаправит в другие страны. 

Беларусь - крупнейший поставщик нефтепродуктов в Украину. По данным Госстата, в прошлом году она поставила на наш рынок около 50% всех нефтепродуктов - 3,1 млн тонн. В первом квартале этого года белорусы нарастили долю до 73% - 1,4 млн тонн.

Снижение поставок российского сырья автоматически приведет к сокращению производства нефтепродуктов двумя белорусскими заводами - Мозырьским и Новополоцким НПЗ, которые снабжают половину украинского рынка.

ЛІГА.net выяснила, как повлияет на Украину нефтяное эмбарго для Беларуси и стоит ли украинцам ожидать очередного подорожания топлива.

Нефть в обмен на газ

Вице-премьер России Аркадий Дворкович объявил о сокращении поставок нефти в Беларусь 16 июня. Спустя две недели эту информацию подтвердила российская Транснефть. Причина - задолженность Беларуси перед Газпромом за природный газ. Минск и Москва спорят по поводу цены на топливо с начала этого года. Беларусь добивается снижения стоимости cо $132 до $73 за 1 000 кубометров. Решения пока нет, стороны продолжают консультации.

Изначально Россия планировала поставить в Беларусь в третьем квартале 5,76 млн тонн нефти. Из-за газового конфликта этот объем снизится на 40% - до 3,5 млн.

Для Украины Беларусь - основной источник поступления нефтепродуктов. В стране с 2013 года работает только один Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (Укртатнафта), который покрывает не более 15-25% потребностей рынка в зависимости от загрузки. Остальной объем Украина импортирует.

По данным Госстата, Беларусь поставила в Украину около 50% импорта, и почти 40% всего рынка с учетом работы Кременчугского НПЗ. В первом квартале 2016-го доля белорусских нефтепродуктов выросла до 73% в импорте и 55% - на рынке.

Беларуси придется сократить производство нефтепродуктов, но поставки в Украину не снизятся, считает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. "Украина - это самый прибыльный рынок для белорусских продавцов, - говорит он. - Поэтому Мозырьский и Новополоцкий НПЗ в первую очередь снизят отгрузку в прибалтийские порты, сохранив поставки для украинских компаний на прежнем уровне".

Двое опрошенных ЛІГА.net трейдеров сообщили, что наценка на белорусское топливо колеблется в пределах $15-27/тонна к европейским котировкам.

"В качестве компенсации белорусы могут поднять рентабельность за счет увеличения премии на поставляемые в Украину бензины", - допускает Сиренко.

"Белорусские продавцы уже подтвердили все годовые контракты, терять такой рынок они не рискнут, - сказал ЛІГА.net владелец одной из крупнейших компаний-трейдеров. - Более того, сейчас наблюдается профицит производства и белорусским заводам особо некуда грузить нефтепродукты".

Золотая труба

Не допустить дефицита поможет также появление дополнительного источника поставок дизельного топлива. Компания ПрикарпатЗападТранс уже возобновила работу нефтепродуктопровода Самара - западное направление. Труба предназначена для прокачки топлива из России для внутреннего рынка Украины и поставок на экспорт в Европу.

В прошлом году российская Транснефть объявила о продаже украинского участка нефтепродуктопровода малоизвестной компании из Швейцарии International Trading Partners AG.

По данным международного агентства Argus, нефтепродуктопровод контролирует швейцарская компания Proton Energy Group, покупатель украинских активов Роснефти.

Кабинет министров 1 июля отдельным постановлением разрешил Минобороны закупить 28 400 тонн технологического топлива (Евро-3) из этого продуктопровода по цене на 5 000 грн/тонна ниже рыночной, сообщил ЛІГА.net глава консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

"Это разблокирует полноценные поставки ДТ стандарта Евро-5 по трубопроводу, - утверждает он. - Поскольку поставки по этому маршруту способны обеспечить до 25% потребностей Украины в дизтопливе, ни о каком дефиците говорить не приходится".

uaenergy.com.ua