Россия жертвует качеством Urals в угоду Китаю. Urals нефть характеристики


Нефть марки Юралс продолжает тяжелеть

Плотность морских партий Юралс с отгрузкой из Приморска и Новороссийска повысилась в III квартале, а партий с отгрузкой из Усть-Луги и на направлениях трубопровода «Дружба» не изменилась, по данным экспортеров и «Транснефти». Новые значения коэффициентов баррелизации будут использоваться Argus для расчетов в IV квартале.

Urals (Юралс) — российская марка экспортной нефтяной смеси.

Содержание серы в Юралс с поставкой из Приморска выросло, тогда как на других направлениях не изменилось. Этот показатель в порту увеличился на 0,02 процентного пункта, до 1,61% — максимального уровня за историю мониторинга Argus с 2012 г.

Согласно обновленной схеме нормальных (технологических) грузопотоков нефти, утвержденной министром энергетики Александром Новаком в конце марта, содержание серы в Юралс в Приморске не должно превышать 1,65%. В течение III квартала этот показатель находился в диапазоне 1,55—1,62%, в некоторых партиях почти приблизившись к предельному значению.

Плотность Юралс также увеличилась в Приморске до наивысшего уровня за историю мониторинга Argus с 2012 г.: показатель по инвертированной шкале API снизился в среднем на 0,06° относительно II квартала, до 30,14 °API.

Морской терминал в Приморске

Утяжелению Юралс, в частности, способствует рост добычи «Лукойла» на Ярегском месторождении (Коми), где добывается высоковязкая нефть плотностью около 940 кг/м³ (см. «Argus Экспорт нефти», 17 сент.). Сырье отгружается по системе «Транснефти» в Приморск, откуда компания экспортирует Юралс по льготной пошлине.

Кроме того, плотность Юралс повышается из-за увеличения добычи более тяжелой нефти в Западной Сибири, тогда как легкая нефть перенаправляется на восток. Так, «Транснефть» продолжит отгружать сырье, поступающее в трубопровод Заполярье — Пурпе, на экспорт в западном направлении, поскольку высокая плотность этого сырья — более 900 кг/м³, или 25,04 °API — пока не позволяет экспортировать его на восток, заявил в середине сентября вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов (см. «Argus Экспорт нефти», 17 сент.).

В настоящее время к трубопроводу Заполярье — Пурпе подключены Пякяхинское месторождение «Лукойла» и Восточно-Мессояхское месторождение, разработку которого ведет «Мессояханефтегаз», совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти».

По этой же причине повысился показатель плотности Юралс в Новороссийске в III квартале: показатель по шкале API снизился на 0,07 °API относительно предыдущего квартала, до 29,85 °API. Юралс в этом порту является наиболее тяжелым среди всех направлений.

Между тем уровень серы в сырье, отгружаемом из порта, остался прежним — 1,52%. Наивысший показатель серы был зафиксирован во II квартале. Так, в мае, по данным участников рынка, содержание серы в некоторых партиях Юралс с отгрузкой из Новороссийска достигало 1,7%, в то время как этот показатель не должен превышать 1,55%, согласно новой схеме нормальных (технологических) грузопотоков «Транснефти».

«Транснефть» продолжает добиваться стабилизации качества Юралс. В частности, в конце IV квартала ожидается запуск нефтепровода-перемычки Нижневартовск — Александровская, благодаря чему на первом этапе можно отгрузить 7—8 млн т/год малосернистого западносибирского сырья с восточного направления в западном (см. «Argus Экспорт нефти», 26 марта). По данным «Транснефти», это позволит приблизить качество Юралс к уровню 2016 г.

Тогда средний уровень содержания серы в Юралс в Приморске составлял около 1,48% по сравнению с 1,61% — в минувшем квартале. Показатель серы в Новороссийске составлял 1,4% против 1,52% — в настоящее время, а в Усть-Луге и по маршрутам «Дружбы» — 1,63% по сравнению с текущим уровнем 1,69%.

Колебания в Усть-Луге и на «Дружбе»

Качественные характеристики Юралс, экспортируемого из Усть-Луги и по маршрутам нефтепровода «Дружба», не изменились по итогам квартала. Плотность сырья сохранилась на уровне 30,57 °API, а содержание серы — 1,69%. В течение III квартала экспортеры отмечали значительные колебания в показателях.

Морской порт в Усть-Луге

Наиболее значительно в III квартале колебались показатели содержания серы в партиях сорта с доставкой в Германию: 1,61—1,80%. Наиболее высокий уровень, 1,80%, был зафиксирован в августовских объемах.

Колебания уровня серы в Юралс, отгружаемом по южной ветке «Дружбы», были менее значительными: в партиях с поставкой в Венгрию — 1,62—1,72%, а в Словакию —1,63—1,75%.Уровень серы в партиях Юралс в Усть-Луге колебался в меньшей степени: 1,65—1,72%. Таким образом, разница в содержании серы в партиях с отгрузкой из Усть-Луги и Приморска в III квартале в среднем снизилась на 0,04 процентного пункта, до 0,08%, по сравнению с 0,12% — во II квартале.

Разница в уровне серы в Юралс с отгрузкой из этих портов в январе достигала максимального уровня — 0,14 процентного пункта. В результате покупатели начали предлагать за Юралс в Усть-Луге более низкие цены, чем в Приморске. По данным некоторых торговых компаний, такая скидка достигала $0,10/барр. (см. «Argus Экспорт нефти», 25 июня).

Основной причиной нестабильности качественных характеристик Юралс в начале этого года стало перенаправление около 10 млн т/год легкой малосернистой нефти из Западной Сибири по восточным маршрутам в соответствии с межправительственным контрактом с Китаем (см. «Argus Экспорт нефти», 26 марта). Кроме того, объемы добычи были снижены на многих месторождениях из-за действия договоренностей ОПЕК+.

С июня производство нефти в России в рамках ОПЕК+ начало увеличиваться. Распределение дополнительных объемов нефти также могло оказать влияние на изменение качественных показателей Юралс в III квартале.

Смесь КТК набирает плотность и серу

Качественные показатели легких сортов, экспортируемых из России, в III квартале менялись разнонаправленно по сравнению с предыдущими тремя месяцами.

Заметно изменилось качество Смеси КТК, отгружаемой с терминала в Южной Озереевке. Плотность сорта существенно увеличилась: показатель по шкале API снизился на 0,84° по сравнению с прошлым кварталом, до 45,66° — наименьшего уровня со II квартала 2012 г. Содержание серы в сорте выросло на 0,06 процентного пункта, до 0,6% — максимального уровня с I квартала 2012 г.

Терминал в Южной Озереевке

Участники рынка связывают изменение параметров сорта с увеличением отгрузок с Кашаганского месторождения. В частности, в партиях Смеси КТК было зафиксировано повышенное содержание меркаптанов, по данным трейдеров.

Добывающий комплекс на Кашагане заработал в тестовом режиме с 29 сентября 2016 г. Тестовые образцы Кашаганской нефти имели плотность 45—47,5 °API и содержание серы 1%. Это месторождение разрабатывается консорциумом North Caspian Operating Company (NCOC).

Сибирская легкая, отгружаемая из Новороссийска, напротив, стала легче, хотя и немного более сернистой. Показатель плотности по шкале API вырос до 34,74° против 34,24 °API во II квартале, а содержание серы увеличилось на 0,02 процентного пункта, до 0,56%. Предельное содержание серы в этом сорте составляет 0,6%.

Плотность Смеси ВСТО, отгружаемой из Козьмино, в III квартале понизилась: показатель по шкале API увеличился на 0,88°, до 35,76°. Между тем содержание серы в среднем снизилось на 0,03 процентного пункта, до 0,45%.

Варандейская смесь, отгружаемая Litasco, торговым подразделением «Лукойла», в прошлом квартале тоже стала легче: показатель плотности по реверсивной шкале API увеличился на 0,16° по сравнению со II кварталом, до 37,40°. Содержание серы также снизилось на 0,03 процентного пункта, до 0,48%.

Показатель плотности вырос у сахалинского сорта Сокол, который экспортируется из дальневосточного порта Де-Кастри. Показатель по шкале API снизился до 35,12° против 35,53° во II квартале. Содержание серы увеличилось лишь на 0,01 процентного пункта, до 0,28%.

Сахалинская смесь, отгружаемая из Пригородного, напротив, стала легче благодаря возросшим объемам добычи газового конденсата на месторождениях консорциума «Сахалин-1». Плотность составила в среднем 43,50 °API по сравнению с 43,34 °API — во II квартале. Содержание серы осталось прежним — 0,16%.

Источник: www.argusmedia.com/ru 

promdevelop.ru

Россия жертвует качеством Urals в угоду Китаю

05.02.2018 14:14 668

(Рейтер) РФ в 2018 году переориентировала крупные потоки малосернистой нефти с запада на восток, чтобы закрепить свое первенство на рынке Китая, из-за этого качество основного российского экспортного сорта на западе, Urals, резко упало, вызвав недовольство европейских переработчиков, говорят источники Рейтер.

Падение качества нефти может привести снижению спроса на смесь и ослаблению дифференциалов Urals, а также подтолкнуть европейских потребителей к поиску альтернативных путей снабжения НПЗ, считают участники рынка.

С начала января, когда РФ увеличила поставки в Китай, показатели нефти Urals регулярно выходят за пределы, предусмотренные российским официальным стандартом - ГОСТом, отмечают восемь источников на нефтяном рынке РФ, опрошенных Рейтер.

Согласно действующим нормам ГОСТа 51858, характеристики среднесернистой нефти, к которой относят Urals, предполагают содержание серы от 0,61 до 1,8 процента и плотность от 853,7 до 873,5 килограмм на кубометр при 15 градусах Цельсия (около 30,5 градусов по инвертированной шкале API - международному стандарту оценки плотности нефти).

В конце 2017 года вице-президент Транснефти Сергей Андронов сообщил журналистам, что содержание серы в нефти с отгрузкой из Приморска вырастет в 2018 году до 1,63 процента, с поставкой по нефтепроводу "Дружба" и через Усть-Лугу - до 1,8 процента, через Новороссийск - до 1,55 процента.

Собеседники Рейтер утверждают, что российской трубопроводной монополии уже не удается стабильно удерживать плотность и содержание серы в Urals в рамках заявленных параметров.

Но Транснефть уверяет, что потребители не видят проблем с качеством Urals.

"Жалоб от конечных потребителей пока не поступало. Все в рамках ГОСТа, - сказал представитель Транснефти Игорь Демин. - Сейчас мы поставляем Urals с плотностью 870-871. Мы уведомили партнеров о возможном увеличении к концу года до 875".

"Содержание серы в сорте Urals в ближайший год останется в пределах нормативных значений (не более 1,8 процента)", - считают в Минэнерго РФ, добавляя, что ухудшение качественных характеристик нефти действительно происходит.

В министерстве отметили, что совместно с нефтяными компаниями и Транснефтью проводят оценку вариантов обеспечения сохранения качества нефти, в том числе выделение высокосернистого потока в направлении балтийского порта Усть-Луга.

Минэнерго и Транснефть с 2016 года обсуждают выделение потока нового сорта нефти с отгрузкой из Усть-Луги под рабочим названием Urals Heavy, содержание серы в котором будет около 2,3 процента.

С начала 2018 года РФ в рамках межправительственного соглашения между Москвой и Пекином почти удвоила трубопроводные поставки малосернистой нефти ESPO Blend в Китай по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и планирует поставить в эту страну с января по декабрь 28,3 миллиона тонн сорта.

"ДРУЖБУ" ЗАТЯНУЛО СЕРОЙ

Основное ухудшение качества российского сорта Urals наблюдается потребителями на маршрутах трубопровода "Дружба", по которому сорт напрямую поступает на НПЗ в Германии, Польше, Чехии, Словакии и Венгрии.

"Показатель серы у Urals регулярно за 1,8 процентов зашкаливает, и это (превышение) становится систематическим", - говорит источник в торговых кругах.

Содержание серы на северной ветке "Дружбы", для Польши и Германии, в течение января этого года неоднократно составляло 1,81-1,85 процента, свидетельствуют предоставленные тремя участниками рынка документальные данные, с которыми ознакомился Рейтер.

По сравнению со средним показателем за 2017 год содержание серы в нефти выросло на 0,15 процента, показывают расчёты Рейтер.

В польском концерне PKN Orlen подтвердили Рейтер повышение показателя серы в трубопроводных партиях Urals, поставляемых на НПЗ компании.

"Мы наблюдали изменение качества Urals, главным образом из-за повышенного содержания серы. Это важный вопрос в контексте нашего будущего сотрудничества с российскими партнерами", - сообщил в письменном ответе на запрос Рейтер вице-президент PKN Orlen Мирослав Кочальский.

В Транснефти подтвердили, что превышение серы в Urals отмечено на пункте приема нефти Адамова Застава, расположенном на границе Украины и Польши.

"У нас сейчас идет разбирательство, почему только Адамова Застава дает больше 1,8 по сере. Все остальные измерительные точки дают 1,76, как на Усть-Луге, так и на границе с Белоруссии (с Украиной) и на Фенишлитке (граница Белоруссии и Венгрии). Там стоит измерительная аппаратура, она дает 1,76", - прокомментировал представитель Транснефти.

Рост содержания серы в нефти отмечают и поставщики на южной ветке нефтепровода "Дружба": там показатели максимально приблизились к 1,8 процента, достигнув 1,77 процента в январе, рассказали два экспортера.

Увеличение показателя к 2017 году составляет около 0,1 процента.

Плотность нефти на нефтепроводе "Дружба" также немного выходит за рамки ГОСТа: в среднем в январе она была на уровне 874 килограммов на кубометр при 15 градусах Цельсия (около 30,5 градуса по инвертированной шкале API).

"Прогнозный диапазон по сере на 'Дружбе' в 2018 году - 1,7-1,8, по плотности - до 875 килограммов на кубометр. Указанный прогноз направлен ещё в октябре 2017 года в адрес Минэнерго и правительства РФ", - уточнил представитель Транснефти.

МОРСКИЕ ПАРТИИ ТЯЖЕЛЕЮТ

Морские партии Urals, напротив, не укладываются в ГОСТ по плотности, хотя содержание серы них пока остается в рамках официальных норм, говорят опрошенные Рейтер участники рынка. Наиболее тяжелый Urals в январе можно было приобрести в Новороссийске: плотность в нефти с отгрузкой из этого порта достигала 877,7-878,3 килограмма на кубометр при 15 градусах Цельсия (29,3-29,7 градуса по API). Содержание серы при этом было в рамках ГОСТа - 1,45-1,52 процента.

В Приморске плотность Urals в январе увеличивалась в отдельных случаях до 875,1 килограмма на кубометр при 15 градусах Цельсия (около 30,5 градуса по API), показали данные грузоотправителей. Содержание серы было в рамках ГОСТа.

В Усть-Луге плотность нефти в танкерных партиях в январе была ближе к ГОСТу - на уровне 874 килограммов на кубометр при 15 градусах Цельсия, как и в нефтепроводе "Дружба", поскольку эти направления являются связанной системой.

Содержание серы в танкерных партиях нефти с отгрузкой из Усть-Луги в январе было самым высоким среди других портов - 1,70-1,76 процента, но ниже, чем на нефтепроводе "Дружба".

ПОТРЕБИТЕЛИ ЗАДУМАЛИСЬ

Многие покупатели Urals в Европе не ожидали резкого ухудшения качества российского сорта в январе и задумались над поиском альтернативы. Однако большинство заводов, которые получают нефть по "Дружбе", не имеют возможности полностью отказаться от трубопроводных поставок из РФ.

"Полностью загрузиться с моря для нас на данный момент нет возможности, но перерабатывать такое мы тоже не сможем. Выход один - снизить закупки Urals и наладить поставки легких сортов для смешения", - говорит трейдер в европейской компании.

"Нефтяники сами в шоке. С точки зрения потребителя встал вопрос - это вопрос количества или вопрос цены", - говорит трейдер на рынке Urals.

Вице-президент PKN Orlen Кочальский не исключил, что в случае стабильного ухудшения качества сырья концерн будет вести переговоры с поставщиками из РФ о корректировке его стоимости.

"Если часть параметров не соответствует оговоренным, то это предмет для переговоров с партнерами, в том числе относительно ценовых условий. В наших соглашениях мы в первую очередь фокусируемся на качестве товара", - отметил он.

Некоторые переработчики в Европе говорят, что уже сталкивались с этой проблемой, но раньше она не стояла так остро.

"Мы в прошлом году стали покупать больше легкой нефти для смешения с Urals, поскольку качество в последние годы было нестабильным. Теперь стало просто плохим, значит будем закупать больше альтернативы с моря", - сказал источник на европейском НПЗ.

ВСЕ ЛУЧШЕЕ КИТАЮ

РФ вынуждена переоринетировать легкую нефть с западных направлений, поскольку из-за выполнения пакта ОПЕК+ не смогла обеспечить прирост новой добычи в Восточной Сибири для увеличения поставок малосернистого сырья в Китай, объясняют участники рынка.

"Россия сейчас большую часть своей легкой нефти направляет в Китай, чтобы обеспечить приоритетные поставки по межправу, а уж европейским покупателям - что осталось", - говорит источник в нефтяной отрасли РФ.

Производители, в основном поставляющие нефть в западном направлении, могут столкнуться с ослаблением спроса и снижением цен на Urals, что сделает поставки сырья по ВСТО в Азию ещё более привлекательными.

Выполнение межправительственного соглашения, безусловно, приоритет для РФ, но не все российские нефтяные компании выиграют от него одинаково, говорят трейдеры.

Некоторые производители вовсе не прокачивают нефть в Азию, а квоты на поставки по ВСТО распределены между экспортерами неравномерно, отмечают они.

Так, доля экспорта Роснефти (без учета долей в зависимых компаниях) направлении Азии по итогам 2017 года составила 42 процента от общего объема экспортных поставок по системе Транснефти, у Сургутнефтегаза - 30 процентов, у Газпромнефти и Лукойла - около 6 и 5 процентов соответственно, свидетельствуют данные Рейтер. (при участи Владимира Солдаткина в Москве и Агнешки Бартежко в Варшаве, редактор Людмила Зараменских)

fomag.ru

Качество нефти Urals с каждым годом все ниже: высокое содержание серы может помешать успешной торговле фьючерсами

Над Urals нависла угроза для позиционирования сорта как бенчмарки, такого мнения придерживается Президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) Алексей Рыбников. Главная проблема для данного сорта сегодня – увеличение содержания серы.

Еще 10 лет назад базовой характеристикой Urals считалось содержание серы не более 1,3%. Последние годы процент нефти, экспортируемой через порт Приморск, только увеличивался: в 2014 – 1,46%, в 2015 уже 1,55%. Меняется процент и в зависимости от порта. В нефтепроводе «Дружба» и порту Усть-Луга содержание серы в сырье выросло с 1,62% в 2015 году до 1,7%, в порту Новороссийска − с 1,36% до 1,5%, в порту Козьмино − с 0,5% до 0,65%, об этом говорят данные из опубликованного видео-расследования ТВТЭК. То есть по всем направлениям (кроме ВСТО) содержание серы приближается к предельным нормам значениям.

Вопрос о росте содержания серы снова поднят на обсуждение в связи с началом торгов фьючерсов Urals, которое намечено на 29 ноября. Торговля фьючерсами позволит отвязать российский сорт нефти от цены на марку Brent.

Увеличение содержания нефти опасно тем, что потенциальные покупатели не будут видеть выгоды в подобной сделке и будут более активно, как делают сейчас многие европейские НПЗ, закупать дешевую персидскую нефть, как сейчас делают польские заводы, например. Нефтетрейдер Mercuria уже прекратил операции с российским сырьем, так как они убыточны.

Один из вариантов решения – выделить российскую высокосернистую нефть в отдельный сорт Urals Heavy. С таким предложением выступила «Транснефть». Сорт мог бы поступать по нефтепроводу БТС-2 в порт Усть-Луга. Планируется направлять до 30 млн тонн в год нефти с содержанием серы 2,3%, то есть более половины всего объема «высокой серы». Несмотря на эффективность, данный вариант решения не потребует крупного строительства и вложений: все мероприятия займут не более года и оцениваются в 2,5 млрд.

Алексей Рыбников, глава глава СПбМТСБ, считает, что «рынок должен быть уверен в качестве нефти на ближайшие годы». Гарантии нужны с точки зрения ценообразования. «Если на рынке неопределенность, то покупатель всегда будет пережимать, особенно при такой серьезной конкуренции на рынке». Покупатель должен понимать, какую нефть он будет получать через 3-5 лет.

Министерство энергетики пока не спешит принимать решение. В ведомстве считают, что падение спроса в Европе в первую очередь из-за желания диверсифицировать свой бизнес, повышения содержания серы лишь вторичный фактор. Минэнерго готово рассмотреть вопрос выделения высокосернистой нефти в отдельный поток, если уровень серы в Urals превысит пороговый показатель в 1,8%.

«Транснефть» для прикладных обоснований своего предложения по созданию нового потока Urals Heavy заключила договор на оказание услуг по разработке информационного отчета с данными по оценке перспектив сбыта высокосернистой нефти в Европу и потенциальных цен. Отчет будет получен уже к концу декабря.

Алексей Рыбников прогнозирует, что установление рыночной цены фьючерсов на Urals займет 1,5-2 года, а бенчмарком станет, когда биржа выйдет на оборот порядка 10 тыс. контрактов в день (контракт − 1 тыс. баррелей). Также Рыбников рассчитывает, что «живые сделки» будут совершены в первый день торгов на бирже.

www.money-talks.ru