Разработка урока химии по теме «Нефть, ее состав и свойства. Продукты переработки нефти». Урок химии нефть


Разработка урока химии по теме «Нефть, ее состав и свойства. Продукты переработки нефти»

Материал опубликовала

Разработка урока химии

Ф.И.О. Шарафутдинова Ольга НиколаевнаПредмет: химияКласс: 10Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Тема

 Нефть, ее состав и свойства. Продукты переработки нефти.

Цель

Ознакомить учащихся с составом нефти и способами ее переработки. Изучить развитие нефтеперерабатывающей отрасли в городе Нижнекамске.

Задачи

Образовательные: ознакомить учащихся с составом нефти как природной смеси углеводородов; изучить способы переработки нефти; характеризовать основные продукты переработки нефти и области их примененияРазвивающие: развивать познавательный интерес к химии; создавать условия для формирования учебных умений школьников при выполнении практических действий; формировать умение выявлять сущность наблюдаемых процессов; получать, обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения. Воспитательные: формировать умение работать в парах и индивидуально; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе; ориентировать учащихся на выбор будущей профессии.

Основные понятия

Состав нефти, переработка нефти (перегонка, крекинг, риформинг), октановое число бензина, профессии работников нефтеперерабатывающих производств.

Межпредметные связи

 Экология, география, геология, литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

Маршрутный лист урока для учащихся, пробирки с нефтью для демонстрации, схема ректификационной колонны, карта полезных ископаемых РФ

Мультимедийный проектор.

Форма урока

Урок-семинарское занятие.

Технология

Проблемное обучение 

Форма контроля

Тестирование

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организаци-онный

1 мин.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

Озвучивает девиз урока "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим, куда не оглянемся – везде перед очами нашими успехи её применения..." М.В.Ломоносов

Приветствуют учителя, настраиваются на учебу.

2.Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 7мин.

Давайте вспомним всем известные строки из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» У меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?

А чем можно заниматься в нашем регионе после окончания института? Какие промышленные предприятия есть в нашем городе?

Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент

(идет демонстрация видеоролика про Танеко) (Приложение 2

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

Записывает тему урока на доске.

Включаются в беседу с учителем.

Просматривают ролик, анализируют увиденное.

Предлагают тему урока, записывают ее в тетрадь. Формулируют цели и задачи урока

3.Изучение нового материала

20 мин.

Предлагает ответить на вводные вопросы:

Что такое нефть?

Какие нефтеносные районы вы знаете на территории России и Татарстана?

Почему нефть требует переработки?

Поясните фразу Д.И.Менделеева: «Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями»

Какие способы разделения смесей вы знаете?

    Напоминает, что ученикам заранее были розданы темы для подготовки выступлений по теме урока.

    Предоставляет слово учащимся с докладами:

    Перегонка нефти как начальная стадия нефтепереработки.

    Крекинг нефтепродуктов.

    Нефть и экология: проблемы и пути решения

    Профессии работников нефтехимических производств.

      После дискуссий предлагает просмотр ролика «Ректификация» (Приложение 3)

      Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Ставят баллы за правильные ответы

      Слушают выступление учащихся, активно участвуют в обсуждении ситуаций, предложенных в выступлениях.

      Задают вопросы по теме выступления.

      Смотрят ролик. Затем выписывают в тетрадь термины и отвечают (задание3 и 4 по маршрутному листу).

      4.Закрепление

      10мин.

      Давайте проверим, что вы сегодня на уроке узнали.

      Предлагаю составить предложения согласно схеме (можно использовать только прямые, включая диагональ)

      нефть

      смесь

      вещество

      углеводороды

      фракции

      образование

      переработка нефти

      Температура кипения

      энергия

      источник

      природа

      ценный

      топливо

      человек

      Окружающая среда

      биогенная гипотеза

      источник

      экология

      загрязнение

      проблема

      Составляют предложения по теме урока

      5.Рефлексия.

      Подведение итогов

      5 мин.

      Подведем итоги. Как вы считаете, достигли ли мы цели?

      Суммируйте свои баллы,

      оцените свою деятельность на уроке.

      Если вы набрали мало баллов, поработайте над собой, будьте более активны.

      – Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…

      – Сегодня я…

      – Мне было легко…

      – Мне было сложно…

      – О том, что я узнал(а), я расскажу…

      Подводят итоги. Подсчитывают баллы.

      6.Домашнее задание

      2 мин.

      Обеспечивает понимание содержания домашнего задания.

      Записывает домашнее задание на доске.

      Благодарит за урок

      Записывают домашнее задание в дневник.

       

       

      Приложения

      Приложение 1.

      Маршрутный лист урока

      № п/п

      Изучаемый вопрос

      Количество баллов

      max

      факт

      1

      Определение нефти

      3

       

      2

      Географическое положение месторождений нефти на территории РФ

      4

       

      3

      Состав нефти

      8

       

      4

      Переработка нефти

      10

       

      5

      Экологические проблемы переработки нефти

      9

       

      6

      Профессии работников нефтехимических производств

      9

       
         

      43

       

       

      Задание 1. Дайте определение нефти.

      Нефть – это _____________________________________________________________________________________________

      Задание 2. Составьте описание физических свойств нефти

      Агрегатное состояние

       

      Цвет

       

      Запах

       

      Вязкость

       

      Растворимость в воде

       

       

      Задание 3.

      Используя свои географические знания и карту России, опишите, где находятся месторождения нефти. Какие нефтеносные районы есть на территории Республики Татарстан? На сколько лет ориентировочно хватит запасов нефти?

      Задание 4.

      Дайте определения терминам:

      Перегонка - ____________________________

      Фракция - ______________________________

      Ректификация - _________________________

      Крекинг- _______________________________

      Пиролиз - _______________________________

      Риформинг - _____________________________

      Детонация - _____________________________

      Задание 5.

      Назовите экологические проблемы добычи и транспортировки нефти. Предложите пути решения проблемы.

      Задание 6.

      Перечислите профессии работников нефтехимического производства.

      Приложение 2.

      Приложение 3.

      Опубликовано 03.02.16 в 22:55 в группе «Учителя химии»

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Урок химии по теме "Нефть. Нефтепродукты"

      Мирошниченко Валентина Петровна

      Урок химии в 10 классе.

      Тема. Нефть и продукты ее переработки.

      Цели урока:1.Рассмотреть состав, свойства, способы переработки нефти как топлива и сырья для получения органических веществ.

      2.Знать сущность перегонки, термического и каталитического крекинга, риформинга. Иметь представление о схеме процесса перегонки нефти, составлять уравнения химических реакций, отражающих процессы крекинга и риформинга.

      3.Дать понятие об октановом числе и детонационной стойкости бензинов. Показать значение важнейших нефтепродуктов и способы охраны окружающей среды от загрязнений.

      4.Рассмотреть месторождения нефти. Напомнить о существовании профессий, связанных с добычей нефти.

      5. Разработать проект «Нефтепродукты»

      Оборудование урока: нефть, лигроин, бензин, керосин, соляровое масло, мазут, парафин, вазелин.

      Плакаты: 1.Атмосферно-вакуумная установка перегонки нефти.2.Нефтепродукты и их применение.3.Состав нефти.4.Переработка нефти.

      Ход урока:

      Вступление: Об экономической мощи страны судят по количеству добываемой и особенно потребляемой нефти. И не потому, что нефть это топливо. Еще Д.И.Менделеев говорил, что… «Топить можно и ассигнациями». Ведь нефть- это ценное химическое сырье, из которого можно получить огромное количество разных органических веществ: пластмасс, волокон, каучуков, ядохимикатов и др. Поэтому важно знать, что такое нефть, из чего она состоит, каковы ее физические свойства, как перерабатывают нефть и какие продукты при этом образуются? Впрочем, все по порядку…

      1.Что такое нефть? Что вы знаете о нефти?.

      Изучая нахождение алканов, циклоалканов и ароматических углеводородов в природе, вы заметили, что они содержатся в нефти. Значит нефть- это смесь.

      Нефть- это смесь углеводородов (алканов, циклоалканов и ароматических), ~150, с примесями других веществ.

      Посмотрите, как выглядит нефть. Понюхайте. Капните в стакан с водой.

      2.Физические свойства нефти: маслянистая жидкость с характерным запахом от светло-бурого до черного цвета, легче воды и нерастворима в ней. Поэтому, образует на поверхности воды пленку, не пропускающую воздух (одна из экологических проблем).

      3.Состав нефти.

      Так как нефть это смесь, то ее состав нельзя выразить одной формулой. Состав ее непостоянен и зависит от месторождения и преобладания содержащихся в ней углеводородов.

      Различают нефть

      Метановую Нафтеновую

      (Грозненская) (Бакинская)

      Ароматическую

      (Уральская)

      Редко встречается в нефти непредельные углеводороды (Канадская нефть). В природе в основном содержатся нефти смешанного состава.

      4. Месторождения нефти: Западная Сибирь, Западный Казахстан, Урало-Поволжье, Татарстан, Чечня, Майкопско-Краснодарское.

      5.Переработка нефти: просмотр фильма.

      очистка

      первичная перегонка (физические процессы)

      крекинг

      вторичная (химические процессы)

      риформинг

      6. Выступление учащихся с проектом Получение бензина

      из синтетического вторсырья

      Бензин применяется в качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от назначения он подразделяется на два основных сорта: авиационный и автомобильный. Бензин используется также в качестве растворителя масел, каучука, для очистки тканей от жирных пятен . В век научно-технического прогресса проблема нехватки энергетических ресурсов особенно обострилась, так как растущая техника требует всё больше и больше "питания" в виде электроэнергии, органического топлива . Дополнительные порции бензина получают из мазута, других продуктов переработки нефти путем крекинга термического и каталитического. Крекинг нефти повышает выход бензина из сырой нефти до 65-70 %. В ряде стран не менее половины бензина получают этим методом. В связи с тем, что мировые запасы нефти по сравнению с запасами каменного угля незначительны, поэтому ученые всех стран озабочены поиском путей получения дополнительных порций бензина из других источников. Поиски других источников бензина привели к использованию газового или земляного бензина и к разработке различных способов получения « синтетического» бензина. Газовый , или земляной, бензин получают из природного газа, 1 куб м земляного газа содержит до 100 г паров бензина высокого качества. Синтетический бензин получают различными методами, но сущность механизм сводится к использованию оксида углерода (11) и водорода. По способу Бергиуса тонко измельченный каменный уголь нагревается с водородом при температуре 300 -400 градусов и давлении 100 -200 атм. и выше. Из 1 т каменного угля по этому методу можно получить около 05 т углеводородов.

      infourok.ru

      Разработка урока химии по теме «Нефть, ее состав и свойства. Продукты переработки нефти»

      Материал опубликовала

      Разработка урока химии

      Ф.И.О. Шарафутдинова Ольга НиколаевнаПредмет: химияКласс: 10Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

      Тема

       Нефть, ее состав и свойства. Продукты переработки нефти.

      Цель

      Ознакомить учащихся с составом нефти и способами ее переработки. Изучить развитие нефтеперерабатывающей отрасли в городе Нижнекамске.

      Задачи

      Образовательные: ознакомить учащихся с составом нефти как природной смеси углеводородов; изучить способы переработки нефти; характеризовать основные продукты переработки нефти и области их примененияРазвивающие: развивать познавательный интерес к химии; создавать условия для формирования учебных умений школьников при выполнении практических действий; формировать умение выявлять сущность наблюдаемых процессов; получать, обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения. Воспитательные: формировать умение работать в парах и индивидуально; развивать чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывать толерантные отношения в классе; ориентировать учащихся на выбор будущей профессии.

      Основные понятия

      Состав нефти, переработка нефти (перегонка, крекинг, риформинг), октановое число бензина, профессии работников нефтеперерабатывающих производств.

      Межпредметные связи

       Экология, география, геология, литература

      Ресурсы:

      основные

      дополнительные

      Маршрутный лист урока для учащихся, пробирки с нефтью для демонстрации, схема ректификационной колонны, карта полезных ископаемых РФ

      Мультимедийный проектор.

      Форма урока

      Урок-семинарское занятие.

      Технология

      Проблемное обучение 

      Форма контроля

      Тестирование

       

      Этапы урока

      Деятельность учителя

      Деятельность ученика

      1.Организаци-онный

      1 мин.

      Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

      Озвучивает девиз урока "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим, куда не оглянемся – везде перед очами нашими успехи её применения..." М.В.Ломоносов

      Приветствуют учителя, настраиваются на учебу.

      2.Актуализация знаний.

      Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 7мин.

      Давайте вспомним всем известные строки из стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» У меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?

      А чем можно заниматься в нашем регионе после окончания института? Какие промышленные предприятия есть в нашем городе?

      Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент

      (идет демонстрация видеоролика про Танеко) (Приложение 2

      Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

      Записывает тему урока на доске.

      Включаются в беседу с учителем.

      Просматривают ролик, анализируют увиденное.

      Предлагают тему урока, записывают ее в тетрадь. Формулируют цели и задачи урока

      3.Изучение нового материала

      20 мин.

      Предлагает ответить на вводные вопросы:

      Что такое нефть?

      Какие нефтеносные районы вы знаете на территории России и Татарстана?

      Почему нефть требует переработки?

      Поясните фразу Д.И.Менделеева: «Сжигать нефть, все равно, что топить печку ассигнациями»

      Какие способы разделения смесей вы знаете?

        Напоминает, что ученикам заранее были розданы темы для подготовки выступлений по теме урока.

        Предоставляет слово учащимся с докладами:

        Перегонка нефти как начальная стадия нефтепереработки.

        Крекинг нефтепродуктов.

        Нефть и экология: проблемы и пути решения

        Профессии работников нефтехимических производств.

          После дискуссий предлагает просмотр ролика «Ректификация» (Приложение 3)

          Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Ставят баллы за правильные ответы

          Слушают выступление учащихся, активно участвуют в обсуждении ситуаций, предложенных в выступлениях.

          Задают вопросы по теме выступления.

          Смотрят ролик. Затем выписывают в тетрадь термины и отвечают (задание3 и 4 по маршрутному листу).

          4.Закрепление

          10мин.

          Давайте проверим, что вы сегодня на уроке узнали.

          Предлагаю составить предложения согласно схеме (можно использовать только прямые, включая диагональ)

          нефть

          смесь

          вещество

          углеводороды

          фракции

          образование

          переработка нефти

          Температура кипения

          энергия

          источник

          природа

          ценный

          топливо

          человек

          Окружающая среда

          биогенная гипотеза

          источник

          экология

          загрязнение

          проблема

          Составляют предложения по теме урока

          5.Рефлексия.

          Подведение итогов

          5 мин.

          Подведем итоги. Как вы считаете, достигли ли мы цели?

          Суммируйте свои баллы,

          оцените свою деятельность на уроке.

          Если вы набрали мало баллов, поработайте над собой, будьте более активны.

          – Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…

          – Сегодня я…

          – Мне было легко…

          – Мне было сложно…

          – О том, что я узнал(а), я расскажу…

          Подводят итоги. Подсчитывают баллы.

          6.Домашнее задание

          2 мин.

          Обеспечивает понимание содержания домашнего задания.

          Записывает домашнее задание на доске.

          Благодарит за урок

          Записывают домашнее задание в дневник.

           

           

          Приложения

          Приложение 1.

          Маршрутный лист урока

          № п/п

          Изучаемый вопрос

          Количество баллов

          max

          факт

          1

          Определение нефти

          3

           

          2

          Географическое положение месторождений нефти на территории РФ

          4

           

          3

          Состав нефти

          8

           

          4

          Переработка нефти

          10

           

          5

          Экологические проблемы переработки нефти

          9

           

          6

          Профессии работников нефтехимических производств

          9

           
             

          43

           

           

          Задание 1. Дайте определение нефти.

          Нефть – это _____________________________________________________________________________________________

          Задание 2. Составьте описание физических свойств нефти

          Агрегатное состояние

           

          Цвет

           

          Запах

           

          Вязкость

           

          Растворимость в воде

           

           

          Задание 3.

          Используя свои географические знания и карту России, опишите, где находятся месторождения нефти. Какие нефтеносные районы есть на территории Республики Татарстан? На сколько лет ориентировочно хватит запасов нефти?

          Задание 4.

          Дайте определения терминам:

          Перегонка - ____________________________

          Фракция - ______________________________

          Ректификация - _________________________

          Крекинг- _______________________________

          Пиролиз - _______________________________

          Риформинг - _____________________________

          Детонация - _____________________________

          Задание 5.

          Назовите экологические проблемы добычи и транспортировки нефти. Предложите пути решения проблемы.

          Задание 6.

          Перечислите профессии работников нефтехимического производства.

          Приложение 2.

          Приложение 3.

          Опубликовано 03.02.16 в 22:55 в группе «Учителя химии»

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Урок по химии "Нефть. Перегонка нефти. Нефтепродукты"

          «Утвеждаю»

          Методист ОГБПОУФТК __________________ «Утвеждаю»

          Абрамова Н.В. Зам.директора по УМР __________________

          Муранова С.Д.

          План открытого урока

          Учебная дисциплина: химия

          Преподаватель: Лебедева Ирина Юрьевна

          Курс: 1

          Специальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

          Тема программы «Углеводороды и их природные источники»

          Тема урока «Нефть. Перегонка нефти. Нефтепродукты»

          Цели и задачи урока:

          1. Образовательная: расширить знания обучающихся о природных источниках органических соединений и их переработке, изучить состав и способы переработки нефти как природного источника углеводородов, значение и применение продуктов нефтепереработки.

          2. Развивающая: формирование навыков по актуализации полученных ранее знаний. Развитие логического мышления, установления причинно - следственных связей, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Формирование навыков самостоятельной работы по теоретическим и практическим вопросам, развитие устной речи, развитие навыков коллективной работы.

          3. Воспитательная: развитие коммуникативных качеств, навыков самооценки, формирование научного мировоззрения, обратить внимание обучающихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды.

          Средства обучения: Презентация «Нефть. Перегонка нефти. Нефтепродукты», видеофрагмент «Первичная перегонка нефти»

          Реактивы и оборудование: сырая нефть, кристаллизатор с водой, колба, шаростержневая модель, компьютер с мультимедийной приставкой, рабочие листы с заданиями, приложение 1, коллекция «Нефть и нефтепродукты».

          Тип урока: комбинированный

          Время урока: 45 минут

          Межпредметные связи: история, биология, физика, экология.

          Методы обучения: системно-деятельностный, наглядный, практический, частично-поисковый.

          Планируемые результаты:

          Предметные: знать основной природный источник углеводородов – нефть, ее состав и физические свойства, способы переработки нефти, значение и применение нефтепродуктов;

          Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

          Метапредметные: способность использования УУД в учебной и познавательной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками:

          Универсальные учебные действия:

          Регулятивные: Способность планировать свою деятельность, ориентироваться в ситуации, прогнозировать результат, обозначать цель, проводить самоконтроль, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.

          Познавательные: Обобщение предметных понятий, способность анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выдвижение гипотез, доказательство или опровержение гипотезы, обобщение предметных понятий, способность сравнивать, использовать различные информационные ресурсы, проводить эксперимент, исселедование.

          Личностные: Нравственно-этическое оценивание, стремление к саморазвитию и сапознанию.

          Коммуникативные: Умение слушать, спсобность выражать собственное мнение и позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственное мнение.

          Ход урока

          Организационный

          этап

          Проверить готовность к учебному занятию,

          осуществить психологический настрой

          2 мин.

          Приветствует обучающихся,

          проверяет явку обучающихся и готовность к уроку, осуществляет психологический настрой

          Приветствуют преподавателя, готовят рабочее место,

          доклад старосты,

          Позитивный настрой на совместную деятельность

          Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

          Коммуникативные УУД: умение слушать

          2.

          Мотивационно-целевой

          Актуализация опорных знаний.

          Фронтальная беседа по вопросам:

          1. Какие вещества называют углеводородами?

          2. Какие классы углеводородов вам известны? В чем их особенности?

          3. Какой основной природный источник углеводородов вы знаете?

          Целеполагание и мотивация

          Формулирование темы урока

          Задачи и цели урока

          3 мин

          5 мин.

          Задает вопросы, слушает ответы, создает проблемную ситуацию, подводит к теме урока.

          Организует совместное целеполагание и мотивацию обучающихся к работе, демонстрирует слайды № 1, 2,3, 4,5

          Отвечают на вопросы

          Пытаются сформулировать тему урока, осмысливают цели и задачи урока, записывают тему урока в рабочий лист

          Познавательные УУД:

          Обобщение предметных понятий, способность анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

          Регулятивные УУД: способность планировать, ориентироваться в ситуации, прогнозировать результат, обозначать цель

          3.

          Содержательный

          Формирование новых знаний

          Историческая справка (опережающее задание)

          Происхождение нефти.

          Мы говорим, что нефть – это полезное ископаемое, а откуда она взялась в недрах Земли?

          25

          Организует выступление обучающегося, демонстрирует слайды № 6,7

          Задает вопросы, слушает ответы,

          Смотрят, слушают, осмысливают

          Познавательные УУД: выдвижение гипотез, доказательство или опровержение гипотезы, обобщение предметных понятий, способность сравнивать, анализировать,

          .

          Происхождение нефти (опережающее задание)

          А почему так важно знать происхождение нефти?

          Состав нефти.

          Нефть – чистое вещество или смесь веществ?

          Можно ли состав нефти выразить одной формулой?

          Физические свойства нефти.

          Техника безопасности.

          Выполнение эксперимента в микрогруппе.

          Выполнение задания № 2 в микрогруппе.

          Имеет ли нефть постоянную температуру кипения? Почему?

          Вы увидели, что нефть образует на поверхности воды пленку. Чем опасна такая пленка? Какая проблема возникает?

          Перегонка нефти. Нефтепродукты.

          Просмотр слайдов, видеофрагмента.

          Работа в микрогруппе с коллекцией «Нефть и нефтепродукты» и схемой (задание № 3).

          Устная работа с таблицей.

          Октановое число бензина (опережающее задание)

          Составление уравнений с использованием шаростержневой модели

          Закрепление полученных знаний

          Возвращение к целям урока

          Составление синквейна

          организует выступление обучающегося, демонстрирует слайд № 8,

          Задает вопросы, слушает ответы, демонстрирует слайд № 9, организует работу обучающихся в микрогруппах по выполнению задания № 1, проверяет выполнение задания устно.

          Напоминает правила техники безопасности в кабинете химии, организует работу обучающихся по выполнению эксперимента, предлагает выполнить задание № 2, проверяет выполнение задания с помощью эталона, демонстрирует слайд № 10, 11 задает вопросы, слушает ответы

          Объясняет материал, демонстрирует слайды № 12,13,14,15,16,17,18 видеофрагмент, формулирует вывод, организует работу обучающихся в микрогруппах по выполнению заданий № 3,4, проверяет правильность выполнения заданий с помощью эталона ответа, задает вопросы, слушает ответы, организует выступление обучающегося.

          Демонстрирует слайд № 19, 20,21,22 организует обсуждение

          Отвечают на вопросы, смотрят, слушают, осмысливают.

          Отвечают на вопросы, смотрят, слушают, осмысливают, выполняют задание № 1 в микрогруппе или индивидуально,

          Смотрят, слушают,

          осмысливают, выполняют эксперимент в микрогруппе, выполняют задание № 2 в микрогруппе, проверяют правильность выполнения задания, отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы, делают выводы.

          Смотрят, слушают, осмысливают, работают в микрогруппе, изучают коллекцию, схему, заполняют таблицу (задание № 3), работают с шаростержневой моделью, составляют уравнения реакций.

          Обсуждают, делают выводы, составляют синквейн

          устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные информационные ресурсы, проводить эксперимент, исселедование.

          Коммуникативные УУД: спсобность выражать собственное мнение и позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственное мнение.

          Регулятивные УУД:

          Способность ориентироваться в ситуации, прогнозировать результат, проводить самоконтроль, оценивать свою деятельность.

          Личностные УУД:

          Способность к саморазвитию и самопознанию.

          5

          4

          Рефлексивно-оценочный этап

          Подведение итогов

          Рефлексия

          Домашнее задание

          Задание для каждой микрогруппы.

          3 мин.

          2 мин

          Организует рефлексию обучающихся, оценивает работу обучающихся

          Сообщает задание

          Оценивают свою работу и работу товарищей в группе

          Записывают домашнее задание

          Регулятивные УУД: способность к рефлексии, самоконтролю, оценивание своей деятельности.

          Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

          infourok.ru

          Открытый урок по химии "Нефть и продукты ее переработки " (10 класс)

          hello_html_m6c10ef0.png

          ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный

          колледж имени Героя России В.В. Бурцева»

          Богачёва Е.В., преподаватель

          химии, биологии

          C:\Users\Светлана\Downloads\676448-19732c605837cc4d.jpg

          Белгород, 2013

          Урок построен на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Деятельностный подход на уроке осуществляется через моделирование и анализ жизненных ситуаций, использование активных методик, постановку проблемных вопросов.

          Задачи:

          Обучающие: создать условия для формирования знаний о нефти как о важнейшем углеводородном сырье, изучения свойства нефти, продуктов её переработки.

          Развивающие: совершенствовать умения работать с литературными источниками, продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и объяснять результаты эксперимента; развивать интерес к предмету и процессу познания.

          Воспитательные: способствовать формированию представления о социально-экономическом развитии России, перспективных направлениях развития экономики.

          Форма проведения учебного занятия: урок

          Тип урока: комбинированный

          Методы и методические приемы: словесный (объяснение, рассказ, опережающее задание-сообщение), наглядный (настенная карта, атласы, иллюстрации, схемы, видео метод), элементы метода проблемного обучения, исследовательского метода, частично-поискового.

          Оборудование и реактивы: коллекция “Нефть и продукты ее переработки”, нефть, вода дистиллированная, гексан, бензол, керосин, растительное масло, бромная вода, водный раствор перманганата калия, металлический натрий, пробирки, химические стаканы; полиэтиленовые крышки, пленки, пластмассы, каучук, парафиновая свеча.

          ХОД УРОКА

          Эпиграф:

          « Топить можно и ассигнациями» .

          Д.И.Менделеев

          I. Организационный момент. Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся; проверка готовности к уроку.

          II. Ориентировочно-мотивационный этап.

          1. Тестирование по теме « Углеводороды» 5 вопросов 5 минут.

          2. Введение в ситуацию урока.

          Блестит, как золото. Такая же дорогая, как и золото. «Черное» золото, дающее возможность синтеза более 1000 видов химических веществ. Что же это за соединение? Нефть. Преподаватель записывает тему на доске.

          1. Постановка проблемных вопросов:

          Почему говорят, что нефть – это «чёрное золото»?

          Как нефть связана с благосостоянием страны?

          1. Подготовка к усвоению учебного материала. Актуализация опорных знаний.

          Вы знаете, что органическая химия - это химия углеводородов и их производных. Изучение углеводородов приобретает особое значение, так как эти соединения являются структурной основой всех остальных классов органических соединений. Углеводороды являются важнейшим видом сырья для химической промышленности. Посмотрите на столах предметы, без которых невозможно представить жизнь современного человека. Например, каучук, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, современные строительные материалы и.т.д. На каждом этапе развития человеческого общества осваивались все более эффективные виды топлива. Древесина была заменена углем, а с 60-х годов прошлого столетия пришли природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяные газы, нефть, каменный уголь. Сегодня на уроке мы ознакомимся с нефтью как одним из важнейших источников углеводородов Мы рождаемся и живем в мире продук-

          тов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.

          C:\Users\Светлана\Desktop\Фото к урокам\100_4147.JPG

          Это интересно! Сообщение студента: «Роль нефти в современном мире»

          Нефть известна человечеству с давних времен. На берегу Евфрата она добывалась 6-7 тыс. лет до н. э. Использовалась она для освещения жилищ, для бальзамирования. Нефть являлась составной частью зажигательного средства, вошедшего в историю под названием «греческого огня». В средние века она использовалась главным образом для освещения улиц. Вначале 19 века в России из нефти путем перегонки было получено осветительное масло, названное керосином, который использовался в лампах, изобретенных в середине 19 века. В тот же период в связи с ростом промышленности и появлением паровых машин стал возрастать спрос на нефть как источник смазочных веществ. Внедрение в конце 60-х гг. 19 века бурения нефтяных скважин считается зарождением нефтяной промышленности. На рубеже 19-20 веков были изобретены бензиновый и дизельный двигатели. Это привело к бурному развитию добычи нефти и способов ее переработки.

          Нефть-это «сгусток энергии». Используя всего лишь 1 мл этого вещества, можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы вскипятить ведерный самовар, нужно менее половины стакана нефти. По концентрации энергии в единице объема нефть занимает 1 место среди природных веществ. Даже радиоактивные руды не могут конкурировать с ней в этом отношении, так как содержание в них радиоактивных веществ настолько мало, что для извлечения 1 мг ядерного топлива надо переработать тонны горных пород.

          Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли. Происхождение нефти - одна из сокровенных тайн природы.

          Преподаватель рассказывает о трёх теориях происхождения нефти:

          • Карбидная (неорганическая) теория. Д. И. Менделеев

          • Органическое происхождение. Нефть возникла из сапропелевого вещества (это ил образованный планктоном) И. М. Губкин.

          • Космическая теория. Нефть произошла из углеводородов, содержащихся в газовой оболочке Земли, при формировании её как планеты. (В. Д. Соколов)

          1. Операционно-исполнительский этап. Усвоение нового материала.

          1. Лабораторные опыты.

          1) Изучение физических свойств нефти органолептически.

          Опыт 1. Физические свойства.

          • Откройте флакон с нефтью и понюхайте, соблюдая правила техники безопасности. Каков запах нефти?

          • А теперь большим пальцем прикройте горловину флакона и встряхните. Обратите внимание на цвет нефти.

          • Потрите нефть между большим и средним пальцами. Каково ваше ощущение?

          C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\100_4141.jpg

          Опыт 2. Удельный вес и растворимость нефти.

          • В пробирку с водой налейте 1 мл нефти. Нефть располагается слоем сверху, так как она легче воды.

          • К нефти прибавьте воду и смесь перемешайте встряхиванием. Жидкость расслаивается, так как нефть в воде не растворяется.

          • Прибавьте 1 мл нефти к 1 мл керосина, взболтайте встряхиванием. При взбалтывании жидкости полностью смешиваются.

          Опыт 3. Керосин как растворитель.

          • В пробирки с керосином и водой наливают по 0,5 мл растительного масла и взбалтывают. Масло растворяется в углеводородах.

          По результатам опытов самостоятельно составляют выводы.

          2. Это интересно! Сообщение студента: «Нефтяная чума».

          «Нефтяная чума» появилась не сегодня и не внезапно. Еще в 1922 году в Великобритании принято постановление, запрещающее слив нефти в ее территориальные воды. В дальнейшем заключались международные соглашения, проводились международные совещания, создавались советы и комитеты по борьбе с нефтяным загрязнением морей. Но благополучного решения проблемы пока не видно.

          Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега.

          Источников поступления нефти в моря и океаны много: это сброс очистных вод, принос загрязняющих компонентов реками. В настоящее время из каждых 10 добываемых в море тонн нефти 7-8 тонн доставляется к местам потребления морским транспортом. Почти каждый год случаются крупные катастрофы. В 1967 году произошла авария супертанкера «Тори Каньон» у берегов Западной Европы. В море6 попало 120 тыс. тонн нефти. Огромное нефтяное пятно обезобразило прибрежные воды и берега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц, т.е. 90% морских птиц этих районов.

          Если перечислять все происходившие за последние годы аварии судов, получится громадный список. А всего 1 литр попавшей в воду нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды.

          1 тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. Личинкам некоторых морских рыб необходимо сделать первый глоток воздуха. Нефтяная пленка не позволяет этого сделать, и они гибнут.

          Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое воды. Опасность встречи с нефтью здесь особенно велика. На 1 гектаре морской поверхности может погибнуть более 100 миллионов рыбок, если имеется нефтяная пленка. Чтобы ее получить достаточно вылить 1 литр нефти.

          Некоторые составные части нефти несут гибель морским беспозвоночным и Ракообразным животным. Моллюски, например, накапливают канцерогенные вещества, извлекаемые ими из нефти. Трудно перечислить все беды, которые причиняет «нефтяная чума» океану.

          3.Объяснение нового материала преподавателем.

          Нефть природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода. В состав нефти входят следующие классы органических соединений:

          Алканы

          Циклопарафины

          Ароматические углеводороды - арены

          В основном в состав нефти входят алканы, как линейного так и разветвленного строения. В ней найдены все изомеры гексана, гептана. Кроме углеродов нефть содержит:

          http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/241/240594/240594_html_m6ee6cc9.jpg

          Состав нефти различных месторождений различен.

          1. Это интересно! Сообщение студента: «Распределение основных запасов нефти в мире»

          Слово «нефть» появилось в русском языке в 17 веке и происходит от арабского «нафата», что означает «извергать». Так называли в 4-3 тыс. до н. э. жители Месопотамии- древнего очага цивилизации- легковоспламеняющуюся маслянистую черную жидкость, которая действительно иногда извергается на поверхность земли в виде фонтанов.

          Поэтому, с древних времен и до середины 19 века нефть добывали там, где она изливалась в виде источников, проходя по разломам и трещинам в горных породах. Но когда начали ее искать вдали от мест непосредственного выхода нефти, возникли вопросы: как это делать? где бурить скважины?

          В ходе долгих геологических исследований, было установлено, что нефть скорее всего будет там, где мощные пласты осадочного чехла смяты в складки и разорваны тектоническими движениями земной коры, образуя куполовидные изгибы пластов, так называемый антиклинальный тип природного скопления углеводородов, называемый залежью. Участки земной коры, содержащей одну или несколько таких залежей, называют месторождениями.

          В мире открыто более 27 тыс. нефтяных месторождений, но лишь небольшая их часть (1%) содержит ¾ мировых запасов нефти, а 33 супергиганта- половину мировых запасов.

          Анализируя распределения мировых разведанных ресурсов нефти по регионам и странам,  приходим к выводу, что исключительная роль приходится на Юго-Западную Азию, а именно 2/3 мировых ресурсов нефти залегают в странах Персидского залива (СА, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран).

          C:\Users\Светлана\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\100_4148.jpg

          5. Дополнение преподавателя: Нефть перерабатывают на нефтеперерабатывающих заводах. Способы переработки нефти:

          1) Физический метод (первичная переработка самой нефти)

          2) Химический метод (вторичная  переработка, т. к. перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки)

          Физический метод. Перегонку нефти осуществляют в установке, которая состоит из трубчатой печи и ректификационной колонны. По трубопроводу подается нефть, где она нагревается до t=320-3500и в виде смеси жидкости и паров поступает в колонну. Внутри она имеет горизонтальные перегородки с отверстиями, так называемые тарелки. Пары нефти подаются в колонну через отверстия, поднимаются вверх, при этом они постепенно охлаждаются и сжижаются. Менее летучие получаются на первых тарелках, боле летучие поднимаются вверх. При этом выделяют следующие фракции (заполнить таблицу).

          Фракции

          Состав фракции

          t кипения

          Применение

          Остаток после перегонки (мазут) также подвергают вакуумной перегонке (при пониженном давлении) и получают: солярные масла (дизельное топливо), смазочные масла (машинные, цилиндровые), оставшаяся часть гудрон. Недостаток перегонки малый выход бензина (20%). (Спросить заполненную таблицу).

          Химические способы переработки. (Выход бензина до 70%).

          Крекинг- слово произошло от «тухрек»- раскалывать, расщеплять. Способ изобретен русским инженером Шуховым в 1891 г., в России начал осуществляться только после Октябрьской революции. Цель - получение бензинов, непредельных углеводородов. Сырье - соляровые фракции. Условия-t=470-5500. Р=2-7 Мпа. Процесс крекинга заключается в расщеплении молекул углеводорода с длинной углеродной цепью на более короткие под действием высокой t.

          http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/241/240594/240594_html_m446da9c8.jpg

          При термическом крекинге образуется много микромолекул газообразных углеводородов, которые можно использовать как сырье для получения спиртов, карбоновых кислот, В.М.С.(полиэтилен). Бензин низкого качества. В мире всего 10%  получают термического крекинга.

          Каталитический крекинг, при нем расщепление углеводородов происходит при более низкой t  (450-5000) с применением катализаторов, процесс происходит с большой скоростью. Бензин более высокого качества, т. к. наряду с реакциями расщепления идет реакция изомеризации и образуются разветвленные углеводороды. Непредельных углеводородов содержится меньше, поэтому он более устойчив при хранении. Получают преимущественно авиационный бензин.

          Пиролиз- наиболее жесткая форма термического крекинга, t больше 7000. Получают газообразные вещества (этилен, ацетилен). Сырье любое (от природного газа до нефти).

          Риформинг- это процесс ароматизации бензина. Получают бензин высоких качеств и много ароматических углеводородов.

          Таким образом, мы познакомились с основными способами переработки нефти.

          1. Включение нового знания в систему знаний

          1. Работа по заданиям (по группам).

          Задание1. Написать уравнение реакций горения и крекинга эйкозана С20Н42. К Какому гомологическому ряду следует отнести данное вещество?

          Задание 2. Возможно ли из керосина получить бензин? ( учебник стр. 59)

          Задание 3. Среди углеводородов, содержащихся в бензине, есть нормальный октан С8Н18, имеющий линейную цепь из атомов углерода. Могут ли существовать другие углеводороды, имеющие такую же формулу? Напишите их структурную формулу. ( учебник стр.60 - 61)

          1. Обсуждение результатов работы групп.

          2. Обсуждение проблемных вопросов, поставленных в начале урока.

          C:\Users\Светлана\Desktop\Фото к урокам\100_4152.JPG

          1. Рефлексивно-оценочный этап

          Игра « Крестики- нолики»

          Выполнение рефлексивного теста.

          Рефлексивный тест

          1. Как я усвоил материал?

          А) Получил прочные знания;

          Б) Усвоил учебный материал частично;

          В) Мало что понял, надо поработать еще.

          2. Как я работал?

          А) Сам справился со всеми заданиями;

          Б) Допускал ошибки;

          В) Сделал много ошибок.

          3. Как работала группа?

          А) Дружно, совместно разбирали задания;

          Б) Не все активно участвовали в обсуждении;

          В) работа неинтересная, много ошибок.

          4. Сформулируйте ваше мнение, ваши пожелания.

          VI. Домашнее задание. §10 стр.66 упр. 2, 3, 11 (О.С.Габриелян).

          Проблемные вопросы:

          1.В России, США, Канаде, главные магистральные трубопроводы большей частью связывают регионы добычи нефти и газа с районами их потребления, в Западной Европе – морские порты с районами потребления, а в развивающих странах, напротив, районы добычи – с морскими портами. Объяснить эти различия.

          2.Известно, что отрасли ТЭК относятся к “грязным” производствам, но развитие мирового хозяйства обусловливает рост потребности в них. Следовательно, добыча нефти и газа будут расти. Однако условия добычи ухудшаются. Как решить эти противоречия?

          3.Запасы нефти на Земле ограниченны, а мировое потребление нефти увеличивается, то, как это должно отразиться на отношениях стран-потребителей нефти с другими странами. Подкрепите вашу точку зрения аргументами.

          www.metod-kopilka.ru

          Урок по химии для 8 класса «Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

          «Нефть. А все ли мы о ней знаем?».

          Цель урока – рассмотреть основные природные источники углеводородов в свете двух направлений их использования: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза.

          Задачи урока

          • Обучающая. Изучить состав нефти, способы ее переработки. Ознакомиться с составом нефтяных фракций, применением нефтепродуктов.

          • Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять данные опыта с теоретическими знаниями. Продолжить формирование навыка работы с источниками информации.

          • Воспитательная цель. Развивать знания школьников о комплексном использовании сырья. Формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде.

          • Компьютер, стенд «Способы переработки нефти»

          Форма урока

          Уроки изучения нового материала.

          Урок по методу проектов.

          Оборудование урока

          Оборудование: пробирка с нефтью, коллекция «Нефть и нефтепродукты

          ХОД УРОКА

          I Организационный момент.

          Приветствие учащихся.

          II Изучение нового материала.

          Урок начинается с постановки вопроса: О чём говорят эти высказывания:

          Историки писали:

           «У греков есть огонь, подобный небесной молнии. Они направляли его на врага и сжигали дотла»                                                          

           Римляне называли её -  каменноемасло и использовали в военных целях.                                                                               

          Сообщение темы урока: «Нефть. А все ли мы о ней знаем?».                                                                               

          План урока:

          • Что это такое?

          • Откуда она появилась?

          • Для чего она нужна?

          • Как перерабатывают?

          • А так ли она необходима?

          • А как она влияет на окружающую среду…

          • Химическая лаборатория.                                                                                          

          I группа учащихся сообщает о том, что такое нефть, какие виды нефти бывают по составу, от чего зависит её состав, основные месторождения нефти.                                                                             

          Лабораторный опыт «Ознакомитесь со свойствами нефти»

                                                                            Инструктивные карты на столах учащихся

          Техника безопасности

          -Прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности.

          1)  Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус

          2)  При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к ли­цу. Нужно ладонью сделать движение от отверстия сосуда к носу.

          3)  Без указания учителя не смешивать вещества

          4)  Будьте осторожны при работе со стеклянными предметами.

          Опыт 1. Выявление свойств нефти

          - В природе очень много веществ, и все они обладают разными свойствами. Проведя исследования вы выявите свойства нефти по плану

          1.Агрегатное состояние

          2.Цвет

          3.Запах

          4.Маслянистость

          5.Плотность

          6.Растворимость

          7.Горючесть

          1)  - Определим первое свойство.

          Возьмите пробирку с нефтью. В каком агрегатном состоянии находится нефть. 2) - Какого цвета?

          - Цвет нефти варьирует от светло-коричневого до тёмно-коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета

          3) - Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе любого вещества? Необходимо вещество понюхать. Вспомните технику безопасности.

          - Что можно сказать о запахе нефти?

          4) - Поставьте пробирку в штатив. Поставьте перед собой лоток. Возьмите стеклянную палочку и аккуратно, не спеша опустите в пробирку с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, а теперь прикоснитесь к листу бумаги, который находится у вас в лотке. Посмотрите, какой след остался на бумаге.

          И это не случайно. Нефть - маслянистое вещество.

          5) - Какое следующее свойство нефти мы должны определить? - У жидкостей плотность определяется относительно воды. Легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно вылейте нефть.

          - Что произошло с нефтью?(растеклась по поверхности)

          - Нефть легче или тяжелее воды?

          6)  - Посмотрите, какое следующее свойство мы должны выяснить. (растворимость)

          - Какие вещества растворяются в воде?

          - Посмотрите на стакан, в который вылили нефть.

          - Что вы можете сказать о нефти?

          7) - Чтобы узнать следующее свойство посмотрите внимательно, что произойдёт с нефтью

          Учитель поджигает нефть

          ВЫВОД: Нефть горит      

          - Какие свойства нефти вы узнали?

          II группа учащихся сообщение о гипотезах происхождения нефти                                                                      

          III группа учащихся сообщение об использовании нефти и продуктов её переработки в промышленности и повседневной жизни.

                                                                                

          IV группа учащихся методы переработки нефти.

                                                                                

          V группа учащихся сообщение о альтернативном нефти топливе

                                                                                

          VI группа учащихся сообщение о вреде от аварий танкеров, влияние разливающейся нефти на окружающую среду.

          III Закрепление изученного материала.

          Проблемная ситуация.

          Внимание ! Пришло сообщение!

          Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть поступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи.

          Необходимо срочно принять меры для удаления нефтяной пленки с поверхности воды.

          Лабораторный опыт «Собирание нефти с поверхности воды»

          В кристаллизатор с водой приливаем 1–2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпаем пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собираем с поверхности воды.

          После проведения лабораторного опыта учащимся задаются вопросы.

          1. Какую роль выполняет пробковая крошка?

          2. Чем можно заменить пробковую крошку?

          3. Какой вред наносит нефть живым организмам в водоеме?

          Лабораторный опыт «Определение качества бензина»

          Для опыта необходимо иметь Н2О, йодную настойку, бензин. Возьмите 2 мл Н2О, добавьте 1 каплю йодной настойки и 2 мл бензина. Затем встряхните. Жидкость должна расслоиться. Наблюдайте за окраской. Если окраска исчезнет: то перед вами крекинг-бензин (Аи-93, Аи-95, Аи-96), содержит непредельные углеводороды.

          Если йод окрасил верхний слой (экстраполировался в бензине), то перед вами бензин прямой перегонки. (не содержит непредельные углеводороды.)

          Весь ли бензин одинаковый? Как же его получить? Как улучшить бензин7 (работа с учебником)

          IV Подведение итогов урока.

          Проверяем, достигли ли мы цели урока.

          Оцениваем успехи учеников.

          Д\З §3.

          Используемые ресурсы

          Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008

          Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя – М.: Дрофа, 2004 – с.46-52;

          Жигалко Ю.Б. Схемы-конспекты по теме «Природные источники углеводородов» – Химия в школе, 1993 №3 – с.30-34;

          Цветков Л.А. Органическая химия: Учебник для учащихся 10 -11 классов – М.: ВЛАДОС, 2002 – с.94-95;

          Я иду на урок химии: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября», 2000 – с.138-163;

          infourok.ru

          Нефть и её переработка - химия, уроки

          Сценарий урока «Нефть и её переработка»

          Предмет: химия

          Класс: 10

          Автор УМК: Габриелян О. С. Химия 10 класс.

          Тема урока: Нефть и её переработка»

          Тип урока: урок изучения нового материала

          Вид урока: смешанный

          Оборудование: Мультимедийный проектор.

          Заготовленные листы с надписями:

          происхождение нефти, состав, свойства, месторождения, транспортировка, методы переработки, применение, экологические факторы; магниты 8-10 шт.

          На столе учителя: коллекция «Нефть», большая пробирки с нефтью.

          На столах учащихся:

          Для лабораторного опыта - нефть в закрытой пробирке, стеклянная палочка, вода, чашки Петри, географические карты РФ.

          Ход урока

          Введение

          Просмотр видеофрагмента о стоимости барреля нефти в мире.

          Обсуждение фрагмента.

          Вопросы:

          О чем идет речь в просмотренном фрагменте? Фрагмент имеет прямое отношение к теме нашего урока

          О чем пойдет сегодня речь на уроке? Определение темы урока.

          Тема урока «Нефть и способы её переработки»

          1. Актуализация знаний

          Чтобы понять, почему нефть находится в центре внимания, необходимо узнать как можно больше о ней.

          Давайте представим определим, какие именно вопросы необходимо рассмотреть. (Учащиеся определяют: состав, экологическое воздействие, свойства, месторождения, транспортировка, применение, происхождение нефти, способы переработки)

          Расположите их в той последовательности, в которой, на ваш взгляд, мы будем рассматривать вопросы на уроке. Получили: происхождение нефти, состав, свойства, месторождения, транспортировка, методы переработки, применение, экологическое воздействие

          1. Изучение нового материала

          Учитель даёт историческую справку понятию «баррель».

          1)Теории происхождения нефти

          Древние арабы называли ее «нафта»…- древние греки – «петролеумом»…- древние славяне называли ее «ропанкой»… значение этих слов одно — «горное» или «земляное» масло.

          До сих пор нет единого мнения о происхождении нефти. Существует несколько теорий происхождения нефти. Нефть и газ образовались из остатков растительных и животных организмов в ходе многоступенчатого, длящегося миллионы лет процесса. Согласно этой теории, запасы нефти невосполняемы и все месторождения когда-нибудь иссякнут.

          Дома: используя ресурсы Интернета, найдите и запишите 1-2 теории происхождения нефти.

          2) Состав нефти

          А что же такое нефть? Можно ли назвать нефть веществом?

          Учебник стр. 55.

          Нефть - это настоящая кладезь углеводородов…

          Проанализируйте таблицу. Какой компонент нефти является наиболее распространенным?

          КОМПОНЕНТНЫЙ состав:

          Месторождение

          Плотность, г/см³

          Алканы

          (парафины)

          Алкены

          Арены

          Пермское (РФ)

          0,941

          8,1

          6,7

          15,3

          Грозненское (РФ)

          0,844

          22,2

          10,5

          5,5

          Сураханское (Азербайджан)

          0,848

          13,2

          21,3

          5,2

          Калифорнийское (США)

          0,897

          9,8

          14,9

          5,1

          Техасское (США)

          0,845

          26,4

          9,7

          6,4

          От чего зависит состав нефти?

          Компонентный состав сильно зависит от месторождения!

          3) Свойства нефти

          лабораторный опыт, учебник с 55-56.

          Лабораторный опыт Изучение свойств нефти

          1. Рассмотрите выданную вам в пробирке нефть.

          2. С помощью стеклянной палочки нанесите каплю нефти на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете?

          3. Налейте в пробирку 1 мл спирта. С помощью стеклянной трубки поместите каплю нефти в пробирку со спиртом. Встряхните. Что наблюдаете?

          4. Налейте в чашку Петри воды и капните 1-2 капли нефти.

          Что наблюдаете? Что можете сказать о плотности нефти?

          Соблюдайте технику безопасности!

          4) Месторождения нефти

          Рассмотрите выданные географические карты РФ и запишите крупнейшие месторождения нефти в каждом бассейне.

          5)Транспортировка нефти

          Нефть добыли, а дальше ее необходимо доставить на переработку.

          Встает вопрос транспортировки нефти.

          Работа в группах: назовите способы транспортировки нефти. Определите достоинства и недостатки приведенных способов транспортировки? Результаты занесите в рабочие тетради.

          От чего зависит способ транспортировки нефти?

          6)Способы переработки нефти.

          Используя материал учебника (стр. 56-59) заполните таблицу

          Способы переработки

          на каких принципах основаны

          первичная

          ректификация-

          вторичная

          крекинг-

          Для чего нужна вторичная переработка? (стр. 59)

          Каков выход бензина при ректификации?

          Проверь себя: соотнесите:

          фракции

          применение

          А. Бензин

          1. котельное топливо

          Б. Мазут

          2. дизельное топливо

          В. Керосин

          3. автомобильное топливо

          Г. Газойль

          4. авиационное топливо

          7)Применение продуктов переработки нефти

          Какое отношение к уроку имеют следующие продукты: растительное масло, кефир, йогурт, булочка в герметичной упаковке? Упаковка.

          На столе: одноразовая посуда, папка с файлами, контейнер для продуктов, фломастеры, кукла, детская обувь. Эти все предметы получены из продуктов глубокой переработки нефти.

          Представить жизнь современного человека без продуктов нефтехимии просто невозможно.

          8)Экологическое воздействие.

          Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега. Разливы нефтепродуктов: растекаясь по поверхности воды, более легкие нефтепродукты образуют тонкую пленку.

          Какую роль оказывает эта тончайшая пленка на экологию?

          Причина появления нефти на морской поверхности?

          Многие институты работают над проблемой минимизации экологических катастроф, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов. Одно из направлений - использование сорбентов - веществ, обладающих высокой впитывающей способностью.

          освободить животное от нефтяной пелены. При этом птицы не страдают.

          9. Проблемы

          1)Разливы нефти и нефтепродуктов приводят к экологическим катастрофам. Нефть, природные источники углеводородов – это угроза всему живому на Земле? Виноват ли человек в их отрицательном воздействии на окружающую среду?

          Если природные источники углеводородов вызывают необратимые изменения окружающей среды, то их добычу, переработку следует запретить?

          Если отрицательное воздействие на природную среду происходит по вине человека, то людям надо быть более внимательными и осторожными при их использовании!

          Почему, несмотря на страшные последствия, человечество продолжает наращивать добычу нефти?

          2)Почему  запасы  нефти  определяют  экономический  потенциал  и мощь  страны,  а  по  уровню  их  переработки можно  судить  об  уровне  цивилизации  общества?

          Занимая одно из первых мест в мире по запасам, добыче и экспорту нефти, Россия находится на 20-м месте по уровню ее глубокой переработки.

          Для сравнения: глубина переработки нефти в России составляет чуть более 70%, в США - 92-93%, в Западной Европе - 85-90%, в КНР – 85%.

          В то же время, из российской нефти высококачественные продукты выпускаются в Беларуси и Китае, Финляндии и Польше, Чехии и Турции, Швеции и Южной Корее, Японии и Венгрии.

          Домашнее задание

          • Выполнить задания, полученные в ходе урока.

          • П. 8, на стр. 62 учебника выполните задание №7

          • Напишите Ваши рассуждения о словах Д.И.Менделеева

          «Нефть  -  не  топливо,  топить  можно  и  ассигнациями»

          kopilkaurokov.ru