Природоведение в 3-м классе. Урок-исследование на тему "Полезные ископаемые. Нефть". Урок торф нефть


- Большая перемена

Светлана Викторовна Диер учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8» г. Краснокамск Пермский край

Урок окружающего мира

Тема: «Торф и уголь»

Цель: изучить свойства торфа и угля, условия добычи, способы использования.

Задачи: 1) закрепить знания о свойствах изученных полезных ископаемых; 2) актуализировать знания учащихся о торфе и угле; 3) развивать информационные компетенции учащихся: умение работать с текстом, добывать информацию из разных источников; 4) развивать умения анализировать, сравнивать.

Оборудование: гербарные экземпляры мха сфагнума, кусочки торфа, учебная коллекция торфа и угля и продуктов их переработки, рабочие листы.

Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Объявление темы урока, целевая установка. 3. Актуализация опорных знаний. 4. Физкультминутка. 5. Знакомство с новым материалом. Работа с текстом, построение схем, анализ. 6. Закрепление материала. Применение новых знаний. 7. Домашнее задание.

Ход урока I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока - Сегодня на уроке мы будем повторять свойства изученных полезных ископаемых и познакомимся с новыми. Прочитайте план урока: 1. Кроссворд-разминка. 2. Проверка домашнего задания с ситуацией выбора. 3. Знакомство с новыми полезными ископаемыми. 4. Применение полученных знаний. 5. Итог. Игра «Третий лишний» по изученному материалу. 6. Домашнее задание.

III Актуализация знаний - Итак, начинаем разминку. Я читаю загадку о каком-либо известном вам полезном ископаемом, а вы записываете ответы в кроссворд. По горизонтали: 1. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. 3. Этот мастер – белый-белый, В школе не лежит без дела. 4. Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе, Он и на стройках, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. 5. На кухне у мамы помощник отличный – Он синим цветком расцветает от спички. 6. Бурая, тягучая, Жидкость горючая. По вертикали: 1. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобиться сразу. 2. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам же – удобрение. Ответы: По горизонтали: 1.Гранит. 3. Мел. 4.Песок 5.Газ. 6.Нефть. По вертикали: 1.Глина. 2.Известняк.

- Молодцы! О свойствах каких полезных ископаемых вы читали дома? Предлагаю несколько вариантов ответа: 1. Записать свойства полезных ископаемых в таблицу. 2. Ответить на «каверзный» вопрос. Дети выбирают вариант ответов. • Таблица для письменного ответа: Нефть Газ

• Карточки с «каверзными» вопросами:

Песок состоит их тех же крупинок, что и гранит. Как это объяснить?

Нефть можно перевозить на дальние расстояния железнодорожным транспортом. Почему главное значение приобрела перекачка нефти по нефтепроводам?

Встречаются куски гранита одинаковой расцветки и одинакового строения, но у одних кусков поверхность блестящая, а у других тусклая. Почему?

Почему на бензоколонках запрещено зажигать огонь?

О каких свойствах газа всегда надо помнить на кухне?

Как нефть связана с нафталином – средством от моли?

Через определенное время дети сдают заполненные листочки со свойствами нефти и газа, а та, кто готовил устные ответы, по очереди дают свои версии. Идет обсуждение вопросов.

IV. Физкультминутка V. Знакомство с новым материалом - А знаете ли вы, что еще используют люди в качестве топлива? Дети перечисляют. - Правильно, это торф и уголь. Изучать полезные ископаемые будем по ранее составленному плану. А пока отгадайте мои загадки. Определите, где говорится о торфе и где – об угле. • Одно из них в «младенческом» состоянии лежит у вас на партах (гербарные экземпляры сфагнума). Его много растет на болотах. • Много лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но сильным ветром меня вырвало из земли и выбросило в болото. Там я превратился в твердое черное вещество. Однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. И я от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства. Дети. Мох – это торф, а дерево – будущий уголь. - Изучим их свойства. 1) Рассмотрите кусочки торфа. Какого цвета торф? Из чего он состоит? (из остатков растений) Какие свойства торфа можете назвать? (рыхлый, непрочный, легче воды, хорошо впитывает влагу, сухой торф хорошо горит) Дети заполняют таблицу. Если перечисление свойств торфа вызывает затруднение, можно обратиться к тексту учебника. - А вот как образуется торф, и как свойства торфа использует человек, вы узнаете из текста учебника. По мере чтения статьи делайте обозначения значками. Напомню: «V» - это я знал «?» - об этом я подумаю «+» - это для меня новое «!» - очень важно, следует запомнить

- Итак, что нового вы узнали для себя из текста? (Ответы детей.) - Что из содержания текста было вам уже известно? (Ответы детей.) - Опираясь на полученные знания, вставьте пропущенные слова в текст.

Торф образуется в ……. из отмерших остатков ……… Торф используется как …….. в жилых домах. На фермах торф служит ………. для животных. Торф – хорошее ………. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые ………

- В России сосредоточены весьма значительные запасы торфа. Около 30% этих запасов находятся в Западной Сибири. Залежи торфа есть и в Краснокамске. 2) – Прочитайте текст «Уголь», делая пометы карандашом. - Расскажите, как образуется уголь? - Какие свойства угля были вам известны до чтения текста? - О каких свойствах вы узнали из текста? Ученики заполняют таблицу.

- Прочитайте следующий текст, работая в парах, составьте схему добычи угля.

Запасы ископаемого угля огромны. Добывается уголь двумя способами: подземным и открытым. Открытый способ дешевле, но при этом можно добраться лишь до неглубоко расположенных пластов. К тому же он оставляет «зияющие раны» на поверхности земли – угольные карьеры. Подземный способ позволяет добраться до глубоко расположенных месторождений угля с помощью разработки шахт. Он намного дороже и более трудоемкий. Ежегодно добывается около 500 млн. тонн угля.

Один ученик объясняет выполнение работы, остальные исправляют и дополняют. Добыча угля

подземный открытый

шахты карьеры

- Покажите месторождения угля на карте Пермского края.

VI. Закрепление материала.

1. Подчеркни из списка полезных ископаемых горючие, служащие в качестве топлива.

Торф, железная руда, гранит, каменный уголь, нефть, алмаз, природный газ.

2. Из перечисленных признаков выбери лишь общие для торфа и угля: А) темного цвета, блестит на солнце, тонет в воде; Б) хорошо впитывает влагу; В) хорошо горит, используется для отопления помещений.

3. Игра «Третий лишний»

VII. Домашнее задание Опираясь на таблицу и схему, составьте рассказ об одной из горных пород.

Рабочий лист Урок «Торф и уголь»

1. Кроссворд - разминка

2. Заполните таблицу.

Название полезного ископаемого Свойства Способы использования

3. Вставь пропущенные слова в текст.

Торф образуется в ………….. из отмерших остатков ……………… Торф используется как …………….. в жилых домах. На фермах торф служит ………………….. для животных. Торф – хорошее …………….. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые ………………….

4. Прочитай следующий текст, работая в парах, составь схему добычи угля.

Запасы ископаемого угля огромны. Добывается уголь двумя способами: подземным и открытым. Открытый способ дешевле, но при этом можно добраться лишь до неглубоко расположенных пластов. К тому же он оставляет «зияющие раны» на поверхности земли – угольные карьеры. Подземный способ позволяет добраться до глубоко расположенных месторождений угля с помощью разработки шахт. Он намного дороже и более трудоемкий. Ежегодно добывается около 500 млн. тонн угля.

Добыча угля

5. Подчеркни из списка полезных ископаемых горючие, служащие в качестве топлива.

Торф, железная руда, гранит, каменный уголь, нефть, алмаз, природный газ.

6. Из перечисленных признаков выбери лишь общие для торфа и угля: А) темного цвета, блестит на солнце, тонет в воде; Б) хорошо впитывает влагу; В) хорошо горит, используется для отопления помещений.

7. Игра «Третий лишний»

www.pomochnik-vsem.ru

Конспект урока по Географии "Горючие полезные ископаемые"

Тема: « Горючие полезные ископаемые»

Цель: раскрыть значения горючих полезных ископаемых  в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

Развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.

Развивать умение работать в группе.

Задачи: 1. Формировать представление  учащихся в ходе исследовательской 

                 работы со свойствами горючих ПИ и их использованием;

              2. развить наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, 

                    делать выводы;

               3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу,

                  ответственность к окружающей среде, любовь к природе и 

                  бережному отношению к источниками  ресурсов человечества.

 

Оборудование: интерактивная доска, бумаги, фломастеры, карточки с заданиями ,образцы горючих полезных ископаемых,  учебник, тетрадь, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.

Методы и приемы:

- наблюдения;

 - исследовательская работа;

 - эвристическая беседа;

 -диалогическая речь

 - работа с учебником;

 - сравнительно-сопоставительный анализ.

 Форма работы:

групповая,

индивидуальная,

коллективная

Ход урока:

Приложение 5

Инструкция для проведения опытов «Нефть»

  1. Рассмотреть образец нефти в колбе.

  2. Прочитать текст на странице 33

  3. Сделать выводы о свойствах нефти. В таблице выбрать и подчеркнуть нужные свойства. Работают все вместе.

  4. Ещё раз перечитать текст и найти, где применяют нефть.

  5. В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.

  6. Подготовиться к выступлению:

  • Наша группа исследовала нефть. Мы установили, что она имеет такие свойства как........

  • Условное обозначение….

  • Месторождение нефти….(показ на карте)

  • Из нефти изготавливают......

  • Для современных модниц отсутствие нефти стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Нефть— это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин.

  • В ходе нашей работы мы выяснили, что нефть добывается из недр Земли и находит применение в жизни человека.

Инструкция для проведения опытов «Торф»

  1. Рассмотреть образец торфа.

  2. Провести опыт №1. Попробуйте разломать кусочек торфа. Легко ли это сделать? Почему? Какой он: рыхлый или твёрдый? Внесите это в таблицу.

  3. Провести опыт №2. Бросьте кусочек сухого торфа в воду. Почему он не тонет? Какой он: легче воды или тяжелее воды? Внесите это в таблицу.

  4. Провести опыт №3. Положите кусочек сухого торфа на блюдце с водой. Понаблюдайте, что произойдёт с водой. Какой торф: впитывает влагу—не впитывает влагу. Внесите это в таблицу.

  5. Ещё раз перечитайте текст найдите, где применяют торф. В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.

  6. Подготовиться к выступлению:

  • Мы занимались исследованием торфа и установили, что он имеет такие свойства как........

  • Условное обозначение….

  • Месторождение нефти….(показ на карте)

Торф используют как......

  • Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Добывается на болотах. В старину болота считали святыми, так как из торфа можно было делать лекарства.

  • Во время нашего исследования мы установили, что торф добывается на болотах и применяется человеком в жизни.

Инструкция для проведения опытов «природный газ»

1.Рассмотреть образец природного газа в колбе.

  1. Прочитать текст на странице 34

  2. Сделать выводы о свойствах природного газа. В таблице выбрать и подчеркнуть нужные свойства. Работают все вместе.

  3. Ещё раз перечитать текст и найти, где применяют природный газ.

  4. В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.

Подготовиться к выступлению:

  • Мы занимались исследованием природного газа и установили, что он имеет такие свойства как........

  • Условное обозначение….

  • Месторождение природного газа….(показ на карте)

Природный газ используют как......

  • Во время нашего исследования мы установили, что есть месторождения нефтегазовые газовые и применяется человеком в жизни.

Инструкция для проведения опытов «каменный уголь»

1.Рассмотреть образец каменного и бурого угля.

2 Провести опыт №1. Попробуйте разломать кусочек угля. Легко ли это сделать? Почему? Какой он: рыхлый или твёрдый? Внесите это в таблицу.

3Провести опыт №2. Бросьте кусочек угля в воду. Почему он не тонет? Какой он: легче воды или тяжелее воды? Внесите это в таблицу.

4Ещё раз перечитайте текст на странице 32 и найдите, вВ чем отличие каменного угля от бурого угля.

Подготовиться к выступлению:

  • Мы занимались исследованием каменного угля и установили, что он имеет такие свойства как........

  • Условное обозначение….

  • Месторождение каменного угля….(показ на карте)

Каменный уголь используют как......

  • Во время нашего исследования мы установили, что уголь добывается открытым и закрытым способом и применяется человеком в жизни.

1 звезда и 1 пожелание

При выступлении группы показ презентации (подготовленным учеником)

Показ видеороликов

Физминутка

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

-- Вывод:Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».

4. Самостоятельная работа.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

-Выбрать и соотнести из предложенного списка работа в группе

 

Каменный уголь

 

коричневого цвета      горючее газообразное

сыпучее                имеет запах                тяжелее воды

черного цвета      маслянистый               не имеет запаха

хрупкое                твердое                        легче воды

жидкость              легкий                         бесцветный

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

–1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чём идёт речь?

1) о песке

2) о торфе

3) о глине

6.Назови свойства каменного угля.

1.)горючая маслянистая жидкость темно-коричневого или черного цвета.

2.) твердое вещество черного цвета, горит, выделяет много тепла.

3.) твердое вещество, обладает магнитным свойством, не горит.

7.Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау – это месторождения

А) нефти и газа

В) каменного угля

С) полиметаллической руды

D) железной руды

8.Какое полезное ископаемое на карте обозначается так: ?

1)нефть

2) газ

3) каменный уголь

Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

 (Самопроверка по мультимедийному проекту).

Авторский стул

Составить синквейн на тему Полезные ископаемые

  1. Итог урока.

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву красные листья.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше –желтые листья.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

– Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.

– Как вы думаете, нужны казахстанскому краю люди с такой профессией как геологи?

– Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи.

Каменный уголь

V. Подведение итогов урока.

«Геологический дневник»

название

Инструкция для проведения опытов «Нефть»

  1. Рассмотреть образец нефти в колбе.

  2. Прочитать текст на странице 33

  3. Сделать выводы о свойствах нефти. В таблице выбрать и подчеркнуть нужные свойства. Работают все вместе.

  4. Ещё раз перечитать текст и найти, где применяют нефть.

  5. В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.

  1. Подготовиться к выступлению:

  • Для современных модниц отсутствие нефти стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Нефть— это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин.

  • В ходе нашей работы мы выяснили, что нефть добывается из недр Земли и находит применение в жизни человека.

Инструкция для проведения опытов «Торф»

  1. Рассмотреть образец торфа.

  2. Провести опыт №1. Попробуйте разломать кусочек торфа. Легко ли это сделать? Почему? Какой он: рыхлый или твёрдый? Внесите это в таблицу.

  3. Провести опыт №2. Бросьте кусочек сухого торфа в воду. Почему он не тонет? Какой он: легче воды или тяжелее воды? Внесите это в таблицу.

  4. Провести опыт №3. Положите кусочек сухого торфа на блюдце с водой. Понаблюдайте, что произойдёт с водой. Какой торф: впитывает влагу—не впитывает влагу. Внесите это в таблицу.

  5. Ещё раз перечитайте текст найдите, где применяют торф. В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.

  1. Подготовиться к выступлению:

Торф используют как.....

  • Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Добывается на болотах. В старину болота считали святыми, так как из торфа можно было делать лекарства.

  • Во время нашего исследования мы установили, что торф добывается на болотах и применяется человеком в жизни.

Инструкция для проведения опытов «природный газ»

1.Рассмотреть образец природного газа в колбе.

2.Прочитать текст на странице 34

3.Сделать выводы о свойствах природного газа. В таблице выбрать и подчеркнуть нужные свойства. Работают все вместе.

4.Ещё раз перечитать текст и найти, где применяют природный газ.

5.В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.

6.Подготовиться к выступлению:

Природный газ используют как......

  • Во время нашего исследования мы установили, что есть месторождения нефтегазовые газовые и применяется человеком в жизни.

Инструкция для проведения опытов «каменный уголь»

1.Рассмотреть образец каменного и бурого угля.

2 Провести опыт №1. Попробуйте разломать кусочек угля. Легко ли это сделать? Почему? Какой он: рыхлый или твёрдый? Внесите это в таблицу.

3Провести опыт №2. Бросьте кусочек угля в воду. Почему он не тонет? Какой он: легче воды или тяжелее воды? Внесите это в таблицу.

4Ещё раз перечитайте текст на странице 32 и найдите, в чем отличие каменного угля от бурого угля.

Подготовиться к выступлению:

Каменный уголь используют как......

  • Во время нашего исследования мы установили, что уголь добывается открытым и закрытым способом и применяется человеком в жизни.

Тест по теме «Горючие полезные ископаемые»

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи; 2) геологи; 3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина; 2) гранит, торф; 3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды; 2) каменный уголь, природный газ; 3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит; 2) природный газ, нефть; 3) золото,

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чём идёт речь?

1) о песке 2) о торфе 3) о глине

6.Назови свойства каменного угля.

1.)горючая маслянистая жидкость темно-коричневого или черного цвета.

2.) твердое вещество черного цвета, горит, выделяет много тепла.

3.) твердое вещество, обладает магнитным свойством, не горит.

7.Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау – это месторождения

1) нефти и газа 2) каменного угля 3) полиметаллической руды

8.Какое полезное ископаемое на карте обозначается так: ?

1)нефть 2) газ 3) каменный уголь

Тест по теме «Горючие полезные ископаемые»

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи; 2) геологи; 3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина; 2) гранит, торф; 3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды; 2) каменный уголь, природный газ; 3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит; 2) природный газ, нефть; 3) золото,

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чём идёт речь?

1) о песке 2) о торфе 3) о глине

6.Назови свойства каменного угля.

1.)горючая маслянистая жидкость темно-коричневого или черного цвета.

2.) твердое вещество черного цвета, горит, выделяет много тепла.

3.) твердое вещество, обладает магнитным свойством, не горит.

7.Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау – это месторождения

1) нефти и газа 2) каменного угля 3) полиметаллической руды

8.Какое полезное ископаемое на карте обозначается так: ?

1)нефть 2) газ 3) каменный уголь

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

.

Торф

Обозначается: 

Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета. Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.

Содержание

Используемый модуль

 

Организационный момент. Психологический настрой  к уроку.

 На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

-Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. подарите улыбку гостям. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.).

Введение в тему урока.

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

– Правильно! (Геолог)

(1 слайд) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

   Мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.  Работа будет проходить в группах. Выберите картинку ,она подскажет вам, в какой группе вы будете работать. (ребята делятся на группы по

Слайд №2

-- В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек их применяет.

-- Каждый из вас внесёт свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждёт успех в конце урока.

  1. Постановка проблемы.

-О каких полезных ископаемых шла речь на том уроке? Какое значение они имеют в жизни человека?

вывод: Без металла человек станет беспомощным, беззащитным. Металл необходим везде и всюду.

4.Исследовательская беседа:

-А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать? Почему?

5.Сообщение темы урока

Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих. Еще раз назовем их, отгадав загадки

  1. На кухне у мамы 

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

  1. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

3.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

  1. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (Торф)

-Как вы думаете что вы должны доказать и изучить во время исследования?

–5. Практическая работа учащихся.

-- Сейчас вы, геологи-исследователи, проведёте совместную работу, которую вам поможет выполнить инструкция.

Инструкцию необходимо выполнять чётко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение».

При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:

  • Все участвуют в работе.

  • Все друг другу помогают.

  • Споры решаются мирным путём.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)

Таблица для учащихся «Геологический дневник»

название

условный знак

свойства

применение человеком

нефть

имеет запах— не имеет запаха;

жидкость— твёрдое вещество;

лёгчеводы—тяжёлее воды;

горит—не горит;

-пластмасса,

-лекарство,

-отопление,

-памятники,

-косметика,

-удобрение,

-топливо

торф

рыхлый—твёрдый;

горит—не горит;

лёгчеводы—тяжёлее воды;

впитывает влагу—не впитывает влагу;

бесцветнытемно-коричневый

строительство,

изготовление

кирпичей,

-лекарство,

-отопление,

-удобрение,

-топливо

уголь

Рыхлый-твердый

Горит-не горит

Легче воды-тяжелее воды

Имеет блеск- не имеет блеска

Строительство

Получение

красителей

Удобрение

Топливо

Пластмасс

Лекарства

Памятники

Природный газ

Без запаха-имеет запах

Бесцветный-имеет цвет

Горит-не горит

Легче воды- тяжелее воды

Газообразное- твердое

Топливо

Лекарства

Искусственные

волокна

Строительство

Нефть

Природный газ

 

 

 

 

 

 

Торф

Нефть

Природный газ

черный

темно-коричневый

темно-коричневая

бесцветный

твердый

твердый

жидкость

Газ

хрупкий

состоит из остатков растений

маслянистая, имеет запах

имеет запах

тяжелее воды

легче воды

легче воды

 

горит

горит

горит

горит

 

 

Создание коллабаративной среды 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые подходы в обучении

 

 

 

Саморегуля

ция 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые подходы в обучении 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие критического мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые подходы в обучении

 

 

 

 

 

 Учет возрастных особенностей

 

 

 Использование ИКТ

 Одаренные дети

Управление и лидерство

Развитие критического мышления

 

Новые подходы в обучении

 

 

 

 

 

 

  

 

Оценивание для обучения

Критериальное оценивание 

 

 

 

 

 

 

 

условный знак

свойства

применение человеком

нефть

имеет запах— не имеет запаха;

жидкость— твёрдое вещество;

лёгче воды—тяжёлее воды;

горит—не горит;

темно-коричневая-бесцветная

-пластмасса,

-лекарство,

-отопление,

-памятники,

-косметика,

-удобрение,

-топливо

торф

рыхлый—твёрдый;

горит—не горит;

лёгче воды—тяжёлее воды;

впитывает влагу—не впитывает влагу;

бесцветный -темно-коричневый

строительство,

изготовление кирпичей,

-лекарство,

-отопление,

-удобрение,

-топливо

уголь

Рыхлый-твердый

Горит-не горит

Легче воды- тяжелее воды

Имеет блеск- не имеет блеска

Строительство

Получение красителей

Удобрение

Топливо

Пластмасс

Лекарства

Памятники

Природный газ

Без запаха-имеет запах

Бесцветный-имеет цвет

Горит-не горит

Газообразное- твердое

Топливо

Лекарства

Искусственные волокна

Строительство

doc4web.ru

«Конспект урока по естествознанию по теме «Торф», 6 класс.»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ ТЕМА УРОКА: «ТОРФ» 6 КЛАСС Цели Дидактические: формирование у школьников представления о характерных свойствах торфа и его значении в жизни человека, отработать навыки решения проблемных задач; Развивающие: развивать самостоятельность и навыки самоанализа, формировать умение выделять закономерности, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, развивать логическое мышление, внимание, речь обучающихся; Воспитательные:  -воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, воспитывать культуру проведения эксперимента; - познавательный интерес к изучению  полезных ископаемых, чувство ответственности за сохранение природных богатств; способствовать развитию учебного сотрудничества.   Задачи: - первичное ознакомление, отработка общеучебных знаний; -выявление и осознание особенностей торфа, процесса его образования и добычи; - выявление и анализ связей между объектами и явлениями; - развитие творческих способностей.  Оборудование:     мультимедийный проектор, презентация урока «Торф», экран, компьютер, опорные конспекты учеников (заполняются по ходу урока),  раздаточный материал для опытов (торф, стакан с водой с отметкой уровня воды, палочка). Ход урока: 1. Организационный момент: 2. Проверка домашнего задания: Индивидуальная работа по карточкам. - С какой группой полезных ископаемых мы познакомились на прошлом уроке? - Давайте их выделим. (На доске представлены названия, их следует распределить по группам. Запись в конспекте, затем проверка на доске.) Мрамор Нефть Природный газ Мел Торф Каменный уголь Известняк - Найдите ошибку и обоснуйте (зачитывается текст с ошибкой 2 раза). Полезные ископаемые относятся к живой (неживой) природе. Многие из них образовались из остатков растений (живых организмов), которые были на Земле миллионы лет назад. Не существует (существует) тесная связь между живой и неживой природой и человеком. Если относится к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть. 3. Актуализация знаний: - Разгадайте ребус и вы узнаете, о каком полезном ископаемом мы будем говорить на уроке. Слайд 1 4. Изучение нового материала: - Чтобы понять, что такое торф, вы должны знать, где он образуется. Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто, Здесь осока, кочки, мхи – Нет опоры для ноги. - Как образуется болото, нам напомнит Шорохов Женя (Творческое домашнее задание: зарисовать и рассказать образование болота). - Рассмотрите внимательно кусочки торфа. Что вы видите? - Образуется торф из остатков отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1мм торфа. - Запишите тему урока…. Сформулируем определение торфа. Торф – плотное скопление сгнивших остатков болотных растений. (Слайд 1. Запись определения в тетрадь).- Какие растения образуют торф? На этот вопрос вы ответите, если разгадаете загадку… Ребусы. (Изображение растений на слайдах 2-4) - Каждое полезное ископаемое имеет свои свойства. К какой группе полезных ископаемых относится торф? (Горючие). 1. Горючесть. (Слайд 5) - Чтобы определить следующее свойство мы проведем опыт. Что нам понадобится? (Стакан воды с разметкой, тарелка, ложка, кусочек торфа, салфетки). Как вы дума

schoolfiles.net

Горючие полезные ископаемые - география, уроки

Организационный момент. Психологический настрой  к уроку.

 На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.

-Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. подарите улыбку гостям. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.).

Введение в тему урока.

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

– Правильно! (Геолог)

(1 слайд) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

   Мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.  Работа будет проходить в группах. Выберите картинку ,она подскажет вам, в какой группе вы будете работать. (ребята делятся на группы по

Слайд №2

-- В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек их применяет.

-- Каждый из вас внесёт свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждёт успех в конце урока.

  1. Постановка проблемы.

-О каких полезных ископаемых шла речь на том уроке? Какое значение они имеют в жизни человека?

вывод: Без металла человек станет беспомощным, беззащитным. Металл необходим везде и всюду.

4.Исследовательская беседа:

-А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать? Почему?

5.Сообщение темы урока

Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих. Еще раз назовем их, отгадав загадки

  1. На кухне у мамы 

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

  1. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

3.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

  1. Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (Торф)

-Как вы думаете что вы должны доказать и изучить во время исследования?

–5. Практическая работа учащихся.

-- Сейчас вы, геологи-исследователи, проведёте совместную работу, которую вам поможет выполнить инструкция.

Инструкцию необходимо выполнять чётко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение».

При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:

  • Все участвуют в работе.

  • Все друг другу помогают.

  • Споры решаются мирным путём.

  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)

Таблица для учащихся «Геологический дневник»

название

условный знак

свойства

применение человеком

нефть

имеет запах— не имеет запаха;

жидкость— твёрдое вещество;

лёгчеводы—тяжёлее воды;

горит—не горит;

-пластмасса,

-лекарство,

-отопление,

-памятники,

-косметика,

-удобрение,

-топливо

торф

рыхлый—твёрдый;

горит—не горит;

лёгчеводы—тяжёлее воды;

впитывает влагу—не впитывает влагу;

бесцветнытемно-коричневый

строительство,

изготовление

кирпичей,

-лекарство,

-отопление,

-удобрение,

-топливо

уголь

Рыхлый-твердый

Горит-не горит

Легче воды-тяжелее воды

Имеет блеск- не имеет блеска

Строительство

Получение

красителей

Удобрение

Топливо

Пластмасс

Лекарства

Памятники

Природный газ

Без запаха-имеет запах

Бесцветный-имеет цвет

Горит-не горит

Легче воды- тяжелее воды

Газообразное- твердое

Топливо

Лекарства

Искусственные

волокна

Строительство

Приложение 5

Инструкция для проведения опытов «Нефть»

  1. Рассмотреть образец нефти в колбе.

  2. Прочитать текст на странице 33

  3. Сделать выводы о свойствах нефти. В таблице выбрать и подчеркнуть нужные свойства. Работают все вместе.

  4. Ещё раз перечитать текст и найти, где применяют нефть.

  5. В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.

  6. Подготовиться к выступлению:

  • Наша группа исследовала нефть. Мы установили, что она имеет такие свойства как........

  • Условное обозначение….

  • Месторождение нефти….(показ на карте)

  • Из нефти изготавливают......

  • Для современных модниц отсутствие нефти стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Нефть— это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин.

  • В ходе нашей работы мы выяснили, что нефть добывается из недр Земли и находит применение в жизни человека.

Инструкция для проведения опытов «Торф»

  1. Рассмотреть образец торфа.

  2. Провести опыт №1. Попробуйте разломать кусочек торфа. Легко ли это сделать? Почему? Какой он: рыхлый или твёрдый? Внесите это в таблицу.

  3. Провести опыт №2. Бросьте кусочек сухого торфа в воду. Почему он не тонет? Какой он: легче воды или тяжелее воды? Внесите это в таблицу.

  4. Провести опыт №3. Положите кусочек сухого торфа на блюдце с водой. Понаблюдайте, что произойдёт с водой. Какой торф: впитывает влагу—не впитывает влагу. Внесите это в таблицу.

  5. Ещё раз перечитайте текст найдите, где применяют торф. В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.

  6. Подготовиться к выступлению:

  • Мы занимались исследованием торфа и установили, что он имеет такие свойства как........

  • Условное обозначение….

  • Месторождение нефти….(показ на карте)

Торф используют как......

  • Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Добывается на болотах. В старину болота считали святыми, так как из торфа можно было делать лекарства.

  • Во время нашего исследования мы установили, что торф добывается на болотах и применяется человеком в жизни.

Инструкция для проведения опытов «природный газ»

1.Рассмотреть образец природного газа в колбе.

  1. Прочитать текст на странице 34

  2. Сделать выводы о свойствах природного газа. В таблице выбрать и подчеркнуть нужные свойства. Работают все вместе.

  3. Ещё раз перечитать текст и найти, где применяют природный газ.

  4. В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.

Подготовиться к выступлению:

  • Мы занимались исследованием природного газа и установили, что он имеет такие свойства как........

  • Условное обозначение….

  • Месторождение природного газа….(показ на карте)

Природный газ используют как......

  • Во время нашего исследования мы установили, что есть месторождения нефтегазовые газовые и применяется человеком в жизни.

Инструкция для проведения опытов «каменный уголь»

1.Рассмотреть образец каменного и бурого угля.

2 Провести опыт №1. Попробуйте разломать кусочек угля. Легко ли это сделать? Почему? Какой он: рыхлый или твёрдый? Внесите это в таблицу.

3Провести опыт №2. Бросьте кусочек угля в воду. Почему он не тонет? Какой он: легче воды или тяжелее воды? Внесите это в таблицу.

4Ещё раз перечитайте текст на странице 32 и найдите, вВ чем отличие каменного угля от бурого угля.

Подготовиться к выступлению:

  • Мы занимались исследованием каменного угля и установили, что он имеет такие свойства как........

  • Условное обозначение….

  • Месторождение каменного угля….(показ на карте)

Каменный уголь используют как......

  • Во время нашего исследования мы установили, что уголь добывается открытым и закрытым способом и применяется человеком в жизни.

1 звезда и 1 пожелание

При выступлении группы показ презентации (подготовленным учеником)

Показ видеороликов

Физминутка

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

-- Вывод:Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».

4. Самостоятельная работа.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

-Выбрать и соотнести из предложенного списка работа в группе

 

Каменный уголь

Нефть

Природный газ

 

 

 

 

 

 

 

коричневого цвета      горючее газообразное

сыпучее                имеет запах                тяжелее воды

черного цвета      маслянистый               не имеет запаха

хрупкое                твердое                        легче воды

жидкость              легкий                         бесцветный

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

–1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чём идёт речь?

1) о песке

2) о торфе

3) о глине

6.Назови свойства каменного угля.

1.)горючая маслянистая жидкость темно-коричневого или черного цвета.

2.) твердое вещество черного цвета, горит, выделяет много тепла.

3.) твердое вещество, обладает магнитным свойством, не горит.

7.Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау – это месторождения

А) нефти и газа

В) каменного угля

С) полиметаллической руды

D) железной руды

8.Какое полезное ископаемое на карте обозначается так: ?

1)нефть

2) газ

3) каменный уголь

Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

 (Самопроверка по мультимедийному проекту).

Авторский стул

Составить синквейн на тему Полезные ископаемые

  1. Итог урока.

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву красные листья.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше –желтые листья.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

– Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.

– Как вы думаете, нужны казахстанскому краю люди с такой профессией как геологи?

– Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи.

Каменный уголь

Торф

Нефть

Природный газ

черный

темно-коричневый

темно-коричневая

бесцветный

твердый

твердый

жидкость

Газ

хрупкий

состоит из остатков растений

маслянистая, имеет запах

имеет запах

тяжелее воды

легче воды

легче воды

 

горит

горит

горит

горит

V. Подведение итогов урока.

kopilkaurokov.ru

песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком»

Целеполагание (постановка цели урока)

- Подумайте и скажите, что нам предстоит изучить на данном уроке?

Тема урока: Полезные ископаемые (Запишем в тетради)

Какова цель нашего урока?

С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

- Правильно. Мы узнаем, что относится к полезным ископаемым, рассмотрим свойства и условные обозначения различных полезных ископаемых.

Открытие новых знаний

Работа в группах

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Что такое полезные ископаемые?

- Полезные ископаемые –это горные породы, используемые человеком в хозяйстве

(записать в тетрадь!)

Сейчас мы познакомимся по порядку с некоторыми полезными ископаемыми.

Делимся на 2 группы.

(на столах у каждой группы образцы полезных ископаемых с номерами)

Расскажите о свойствах некоторых полезных ископаемых и о том, где они используются.

Показ на доске и рассказ учителя, учащиеся самостоятельно заполняют таблицу рассказу учителя

Название

Основные свойства

Использование

1. Песок – это рыхлая порода, состоящая и минеральных частиц, размером от 0,05 до 2 мм. Цвета он бывает различного: чёрного, зелёного, красноватого, жёлтого , белого. Это зависит от того из какой породы он образовался.

( выбирают самостоятельно из образцов, объясняют свой выбор)

2. Поваренная соль - это вещество, которое мы употребляем в пищу. Трудно представить повседневную жизнь человека без соли. Её применяют в пищевой промышленности при изготовлении овощных и мясных консервов.

3.Глина – осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород и осаждается на дне морей и озёр. Глина – очень широко применяется в строительстве. Из глины делают кирпич. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

4.Торф – горючее полезное ископаемое чёрного цвета. Он образуется на болотах в результате медленного разложения торфяного мха и других растений. Торф – хорошее удобрение для растений .Его используют для улучшения состава почвы.

5.Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Верхняя часть земной коры сложена из гранита. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Красным гранитом облицованы набережные Невы в Санкт-Петербурге. Он широко применяется при облицовке станций метро и стен зданий.

6.Уголь образуется из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Затем торф превращается в бурый уголь, потом в каменный уголь. Уголь применяется как бытовое, энергетическое топливо, как сырьё для металлургической и химической промышленности

Название

Основные свойства

Использование

Песок

Коричневый, рыхлый, сыпучий

Дороги, стекло, кирпич

Соль

Белая, сыпучая

Приготовление пищи

Глина

Коричневая,

плотная, пластичная

Кирпич, посуда

Торф

Черный, кусковатый, пористый

Удобрение для растений, топливо

Каменный уголь

Черный, твердый

Топливо, в строительстве

Гранит

Твердый,

прочный

Строительство фундаментов, зданий, памятников;

 

Работа с картой (атласом)

Ребята, а скажите, как вы думаете, как находят месторождения полезных ископаемых?

(Учащиеся высказывают предположения)

Конечно, разведка полезных ископаемых не так проста: приехал в горы, копнул лопатой и наткнулся на золотую жилу… Нет, поиск полезных ископаемых – дело сложное, при поиске необходимы знания особенностей рельефа, геологической истории территории, которые дают основание для предположений о том, могут ли в этом месте находиться полезные вещества или нет. Это процесс называют геологической разведкой

Мы с вами тоже побудем разведчиками.

Найдем на физической карте полезные ископаемые, но они зашифрованы определенными значками. Вам нужно их расшифровать.

Учитель показывает значок, учащиеся находят в условных обозначениях название и затем находят в каких местах есть те или иные полезные ископаемые.

- Какие полезные ископаемые добывают в Вологодской области?( песок, глина, торф, известняк)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Природоведение в 3-м классе. Урок-исследование на тему "Полезные ископаемые. Нефть"

Разделы: Начальная школа

Тема: Полезное ископаемое. Нефть.

Цели:

  • познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью, определить её свойства, узнать о способах добычи и её использовании в хозяйственных целях, о местонахождении её на территории Пермского края;
  • развивать мышление, речь, воображение, умение анализировать и делать выводы, развивать навык исследовательской деятельности;
  • воспитывать экономное и бережное отношение к природным богатствам нашей страны.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Подготовка к изучению нового материала

– Ребята, нам пришла телефонограмма. Прочитайте её. (Дети читают телефонограмму с экрана ) – В Средиземном море терпит бедствие огромный танкер. Просим о помощи! Необходимо предотвратить экологическую катастрофу! На борту «черное золото»… – Что обозначают эти точки? (Сообщение не закончено) – Связь обрывается. – Как вы думаете, о каком «чёрном золоте» идёт речь? Ваши предположения? (Все предположения записываются на доску). – Почему нефть называют « чёрным золотом»? (Открывается тема урока на доске)

III. Определение темы и цели урока

– Как вы думаете, почему нефть называют «чёрным золотом»? (Все предположения записываю на доску) – Как вы считаете, какое предположение самое верное? – А чтобы убедиться в правильности ваших предположений, что же нам нужно сегодня узнать на уроке? (Дети высказывают свои версии, после чего на доске появляются слова: «свойства»,  «использование»,  «месторождения».)

IV. Работа по теме урока

–  Работать сегодня мы будем в группах. В каждой группе будет свой руководитель, который будет отвечать за работу всей группы.

(Предлагаю руководителям каждой группы подойти и получить задание для исследования, в конце которого,  они должны ответить на вопрос: Почему нефть называют «черным золотом»?)

V. Самостоятельная работа в группах (7–10минут)

Задание для 1 группы.

Практическая работа

1. Рассмотрите пробирку с нефтью. Какое это вещество: жидкое, твёрдое или газообразное? 2. Ватный тампон, смоченный в нефти, приложите к листу бумаги. Что вы заметили? – Какого цвета это полезное ископаемое? – Имеет запах или нет? Возьмите пробирку, осторожно поднесите к носу. – Легче или тяжелее воды? Чтобы ответить на этот вопрос , возьмите стакан с водой, капните в неё капельку нефти. Не взбалтывайте пробирку. Что вы заметили? 3. Заполните таблицу «Свойства нефти». 4. Подумайте, почему нефть называют «чёрным золотом»?

(Перед практической работой необходимо напомнить детям о технике безопасности при работе с данным полезным ископаемым.)

Задание для 2 группы

1. Прочитайте текст. Найдите и подчеркните в тексте продукты, которые получают из нефти.

Отрывок из рассказа «В Чёрном городе».

Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.

2. Из предложенных продуктов выберите те, которые получают из нефти. 3. Заполните таблицу «Использование нефти» 4. Подумайте, почему нефть называют «чёрным золотом»

Задание для 3 группы

1. Рассмотрите карту Пермского края. 2. Найдите на легенде карты значок, обозначающий нефть. 3. Найдите и определите, в какой части Пермского края: на севере, на юге, на западе или востоке находится скопление этого полезного ископаемого? 4. Обозначьте на карте красными флажками города, вблизи которых находятся месторождения этого полезного ископаемого. 5. Нарисуйте и раскрасьте значок, обозначающий нефть. 6. Заполните таблицу «Месторождения нефти» 7. Подумайте, почему нефть назвали «чёрным золотом»?

(Также учитель предлагает ученикам алгоритм ответа.)

VI. Физкультминутка для снятия напряжения глаз

Компьютерный вариант: дельфин, плавающий в море. (Приложение 1.)

– Что вам понравилось? (Чистое  голубое море. Прозрачная вода.)

VII. Проверка выполненного задания

Выступление 1 группы

Руководитель группы: «Нам необходимо было провести исследование и определить свойства нефти. Рассмотрев жидкость, мы пришли к выводу…

Далее дети рассказывают о том, какие свойства ими были определены в ходе исследования, а так же отвечают на главный вопрос урока.

(На доске появляется таблица «свойства) Вместе с учителем ещё раз проговариваются эти свойства.

– А сейчас мы узнаем ещё одно свойство нефти. (Провожу опыт , который показывает, что нефть хорошо горит).

Дети называют ещё одно свойство.

– А раз она горит, то выделяет тепло. Так как можно ещё использовать нефть? (Как топливо) – Нефть даёт при сгорании намного больше тепла, чем каменный уголь и торф.

Выступление 2 группы

Руководитель группы: «Нам нужно было прочитать текст, найти в нём те продукты, которые получают из нефти и, заполнив таблицу, ответить на главный вопрос урока. Изучив текст, мы узнали…

(Далее дети рассказывают о том, что они узнали, и на доске появляется таблица « использование»)

– Как вы думаете, какой самый основной продукт получают из нефти? ( бензин и керосин) – Почему?

Выступление 3 группы

Руководитель группы: «Нам нужно было изучить карту Пермского края и узнать самые большие месторождения, обозначив их красными флажками. Изучив карту, мы пришли к выводу…

(Далее дети называют города, отмеченные на карте, близ которых  находятся эти месторождения. На доске появляется таблица «месторождения» с названиями городов. Здесь же ученик рассказывает ребятам об истории первого нефтяного месторождения, найденного на территории Пермского края. Данное выступление было подготовлено заранее, как домашнее задание).

Рассказ ученика. Впервые в нашей области нефть обнаружили в 1929 году в районе Верхнечусовских городков. В основном, в Пермском крае нефть добывают на юге нашей страны около городов: Пермь, Куеда, Чернушка, Кунгур, Добрянка. Учёные считают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. Для добычи нефти строят буровые вышки, бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится помогать. Для этого в скважину нагнетают пар или воздух, которые словно выталкивают нефть. Кроме того, её выкачивают мощными насосами. Вот сколько интересного я узнал из энциклопедии «Хочу всё знать».

VIII. Итог урока

– Я предлагаю вернуться к теме нашего исследования. – Так почему нефть называют «ЧЁРНЫМ ЗОЛОТОМ»? (Нефть широко используется в хозяйственных целях, из неё получают жизненно важные продукты, без которых жизнь не мыслима и к тому же, это дорогостоящее топливо, которое нужно экономно расходовать.) – Нефть отправляют во все концы страны, где она нужна, по нефтепроводам, которые находятся глубоко под землёй, по железной дороге в больших цистернах, по рекам и морям на больших кораблях-танкерах.

IX. Реффлексия

– Какой вывод сделал сегодня каждый из вас из всего вышесказанного на уроке? Я благодарю вас за активное участие в работе исследовательских групп.

X. Домашнее задание

– Дома я предлагаю вам подумать над вопросом: «Чем могла грозить экологическая катастрофа окружающему миру? Попробуйте составить рассказ, используя те свойства нефти, о которых вы узнали. Что могло бы произойти, если бы «чёрное золото» оказалось на поверхности воды?

(Задание даётся каждому ученику в напечатанном виде)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, гранит

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 6 г. Жодино»

Открытый урок по курсу

«Человек и мир»

3 класс

Тема: «Полезные ископаемые: песок, глина, торф, гранит».

Подготовил:

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Станчик Валерий Тадеушевич

Цель: способствовать формированию представлений о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека на основе изучения основных свойств; содействовать развитию умения производить простейшие опыты, аккуратности и дисциплинированности при проведении практических работ и опытов; способствовать развиватию умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: образцы песка и глины, гранита, торфа и нефти, изделия из глины; предметное стекло, лупы, колбы, воронки, вата, стакан и миски или тарелки с водой.

Ход урока

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания. Просмотр выполнения работы в тетрадях на печатной основе.

  1. Подготовка к изучению новой темы.

Вводная беседа:

- С какими природными богатствами мы уже познакомились? (равнины)

- Почему равнины считаются природным богатством? (на равнинах легко строить поселки и города, прокладывать дороги, распахивать поля, выра-

щивать и убирать урожаи).

- Как вы думаете, можно ли считать природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами?

4. Сообщение темы и цели урока.

Давайте выясним, что вы знаете о песке, глине, граните, нефти и торфе и занесем сведения в таблицу.

песок

глина

гранит

торф

нефть

знали

узнали

знали

узнали

знали

узнали

знали

узнали

знали

узнали

В конце урока посмотрим, изменятся ли наши знания об этих предметах.

5. Изучение новой темы.

Беседа

- Что нужно, чтобы построить многоэтажный дом?

- Из чего делают различные механизмы?

- Из чего получают бензин?

Все, что вы назвали, относится к полезным ископаемым. Что же такое полезные ископаемые? Ответ найдете, прочитав текст на странице 25-26.

- Так, что же такое полезные ископаемые?

Практическая работа " Свойства глины и песка"

Работа осуществляется под руководством учителя в двух группах.

Порядок выполнения работы описан в учебнике на стр. 26-27. Обратить внимание на строгое выполнение всех указаний по выполнению работы.

Опыт №6 выполняет учитель.

- А сейчас результаты опытов занесем в таблицу на стр.20 наших тетрадей.

Признаки сравнения

песок

глина

1. Состояние (твердое, жидкое)

твердое

твердое

2. Строение (сыпучее, землянистое)

сыпучее

землянистое

3. Твердость (твердое, мягкое)

твердое

мягкое

4. Размеры частиц (крупнее, мельче)

крупнее

мельче

5. Отношение к воде (пропускает, не пропускает)

пропускает

не пропускает

6. Пластичность («+», «-»)

-

+

7. Запах («+», «-»)

-

+(влажная)

- А теперь выясним, где применяется песок и глина. 1-ая группа ищет ответ на вопрос: Где используется песок на стр. учебника 27-28, а 2-ая группа – где используется глина на стр. 28.

( Песок используется еще в производстве хрусталя, бетона, фильтров для очистки воды, наждачной бумаги).

( Глину используют: черепица для крыш, линолеум, цветочные горшки, керамические вазы, фарфоровые статуэтки, обои, бумага для рисования, грифель карандашей, очистка нефти).

Практическая работа " Свойства гранита"

Учитель демонстрирует образец гранит и спрашивает: Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?

- Чтобы ответить на этот вопрос проведем некоторые опыты.

(практическая работа проводится по плану, приведенному в учебнике. Учитель расширяет знания учащихся дополнительной информацией:

Название «гранит» происходит от итальянского «гранито», что означает «зернистый»

Полупрозрачные зерна беловатого цвета, похожие на кусочки дымчатого, мутного стекла – это зерна кварца (показ из коллекции). Частички в виде черных или беловатых блестящих пластинок – слюда (показ из коллекции). Вся остальная масса – это полевой шпат (показ из коллекции). Именно от его цвета зависит цвет гранита.)

По ходу выполнения работы заполняется таблица на доске:

Свойства

гранит

Строение

Зернистое

Цвет

Розоватый, серый

Твердость

Твердый

Прочность

Прочный

Другие свойства

Хорошо полируется

Вывод: гранит – твердое, прочное полезное ископаемое, хорошо полируется, поэтому им облицовывают и украшают здания, набережные, станции метро, делают памятники.

Гранит, песок и глина – это строительные материалы.

Физкультминутка.

Практическая работа " Свойства торфа и нефти"

Опыты по изучению свойств торфа проводятся по плану, приведенному в учебнике на стр. 31.

Свойства нефти изучаются под руководством учителя с демонстрацией образцов коллекции и с использованием материала учебника.

Заполняется таблица в тетрадях на печатной основе стр. 22-23

Признаки сравнения

Торф

Нефть

Состояние

Твердое

Жидкое( маслянистое)

Строение (из остатков неразложившихся растений («+», «-»))

+

-

Цвет

Темно-коричневый

Черный

Твердость (твердый, мягкий)

твердый

Мягкий

Отношение к воде (легче, тяжелее воды)

Легче воды

Легче воды

Другие свойства

Хорошо горит,

Хорошо впитывает влагу

Хорошо горит

Выяснение использования нефти и торфа по группам из текста учебника стр.32-33.

(торф – для получения уксусной кислоты, аммиака, парафина, кирпичи для строительства хижин в Гренландии)

(нефть – полиэтиленовые пакеты, рубероид, асфальт, свечи, синтетическая одежда, пластмассовые изделия(расчески, стаканчики и др., а еще ученые пробуют создать продукты питания, но пока они еще не очень хороши)

6. Закрепление. Подведение итогов. Оценки.

- Давайте вернемся к нашей таблице, которую мы заполнили в начале урока. Что мы узнали нового?

Тест: (листки подписать и пронумеровать) Если утверждение правильное, ставим «+», если не правильное – «-».

1. Гранит – прочная, тяжелая горная порода серого или розоватого цвета (+)

2. Гранит плохо полируется (-)

3. Песок и глина – сыпучие вещества (-)

4. Глина плохо пропускает воду (+)

5. Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, черного цвета (+)

6. Торф плохо впитывает воду (-)

- Проверьте свои ответы (открывается обратная сторона доски с ответами)

7.Рефлексия..

- На уроке было интересно …

- На уроке было тяжело …

- Урок мне …

8. Домашнее задание:

1-ый вариант – стр.27-29,

2-ой вариант – стр. 30-31,

3-ий вариант – стр. 31-33. Прочитать, ответить на вопросы.

kopilkaurokov.ru